Меню Рубрики

От детского крика болит голова

Когда дочка только родилась и муж жаловался на то, что у него прямо стреляет в одном ухе от ее плача, то я очень сердилась и не понимала, мол наша любимая крошка, а его так нервирует плач. Теперь ей 2,6 года и у меня реально от ее децибел начали болеть уши(((((
Девочки, у кого-то есть такие проблемы?
Дочку любим безумно, она не плакса. очень терпелива к боли, но когда начинает вопить, то жесть.

Отвечать в темах на Cоветчице можно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрируйтесь. а если Вы уже зарегистрированы — авторизируйтесь

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации.

Это природой так заложено. Когда твой ребёнок плачет и сама зарыдать готова. А повышенные дыцебелы. нужно поработать, воспитывать.
2 и 6 — взрослая? Вы прикалываетесь? Откройте любую книгу по детской психологии. Кризис 3 -х лет . Ребёнок проверяет рамки дозволеного. Вот и покажите ему, так нельзя. Кричит когда? Когда с чем-то не согласен. Что-то принципиально важное? Стойте на своём, добейтесь выполнения. Что-то не важное можно и проигнорировать. Только спокойно, сами на ультразвук не переходите. Если у вас итальянская семья, сложно ожидать от ребёнка сдержанности.

Девочки, всем спасибо за написанное. Не могла отписаться раньше, не было инета(
Но всегда поражает на советчице. вопрос был задан четко, а тебе тут куча нравоучений и советов о воспитании ребенка)))
2,6 взрослая))))) ну да моя то взрослая и развита на три года и старше, все говорит, причем с умозаключениями, но есть дети что и в 3года молчат. они тоже взрослые? / С воспитанием у нас все хорошо))) таких как моя на площадке единицы, с нас берут пример)))
Но вот есть на данном этапе развития проблема, что сильно вопит, в некоторых ситуациях, когда что-то хочет (мультик; срочно дать пить, после того как побрызгали горло). Она хочет, чтоб было по ее и в срочном порядке.
Ищем свои, лояльные, методы борьбы с данной проблемой, вроде есть улучшения, но не сильно. Уверена, что перерастем!
proz_ipa, семья не итальянская))) но прикрикнуть можем, так как пять раз сказанное тихо и с волшебными словами не всегда работает

У меня постоянно гул стоит в голове, от крика моего ребенка. см поясн.

  1. Больше уделять внимания и подумать о правильности воспитания.
  • как только у моего сына начинается концерт я его беру за руку отважу в соседнюю комнату объясняю почему я это делаю, сажаю на стул и ухожу заниматься своими делами, потом когда он успокаивается мы с ним проговариваем все и выясняем, если малыш не может долго успокоиться (5-10 минут) я захожу беру его на руки и успокаиваю сама и все равно мы проговариваем все ситуацию еще раз.
  • Вика, это у тебя невроз так проявляется. Гул в голове — это повышение внутричерепного давления, и запустить эту реакцию может не только крик ребенка, но и что-то другое, например, какое-то волнение, переживание, раздражение. Вероятно, у тебя также и сон нарушен, так? Если сейчас не примешь меры — потом сформируется стойкая негативная реакция на ребенка и вы оба всю жизнь будете страдать. Обратись к невропатологу, подберите легкий нейролептик — не обязательно глицин, подбирать надо индивидуально. И очень помогают дыхательные упражнения, медленное ритмичное дыхание.
  • отдавай их мне! я присмотрю а ты сходишь в кино, к подружкам и т.д. и т.п.
  • Попробуй отвлечь ее чем-нибудь.Она таким образом просто привлекает твое внимание.
  • попробуй пообщаться с ней, поговорить. Однозначно, она хочет внимания
  • отдать в детсад или ясли
  • Выяснить причину воя. В таком возрасте ребенок не ноет просто так. Скорее всего что-то болит.
  • Гулять на улице не пробовали, а еще у меня мой в машине хорошо засыпал и было тихо и спокойно)))
  • Нытья?это у вашего ребенка нытье!Вам просто надоел Ваш ребенок!
  • твой организм еще не прищел в норму после родов, ты устала, попробуй спать вместе с малышом днем, а дела подождут, поверь, самый сложный период — первые шесть месяцев, а потом и малыш подрастет и ты привыкнешь.
    а потом только счасть и удовольствие от созерцания твоего чадушки, как растет, как развивается, как смеется и улыбается.
    держись. прорвешься.
  • А моя каждую ночь орала. По нескольку часов. Каждый день. Практически с 3-х месяцев и до 1,5 лет. Представляешь? Сейчас ей 4, не ребенок, а электровеник!
  • А сколько вашему ребёнку лет может он ещё маленький но всёравно ребёнку надо говорить слушай у меня болит голова нельзя ли потише приучать его к уважению старших а кто это сделает если не вы.Почаще с ним общаться.
  • Попейте валериану, Вы просто подустали. Все будет ХОРОШО.
  • В таком возрасте ребенок просто так не плачет.Значит у нее болит животик, или она голодная.Надеюся вы знаете что в таких ситуациях делать.В ответах уже были рекомендации.Мой например все время ел и спал, я даже не помню как он плакал.Главное вовремя распознать, что же ее мучает и правильно помочь ребеночку.Вы единственный человек для этого маленького существа, который может почувствовать что же ей нужно.Я уверена уже в этот период закладываются отношения между матерью и ребенком.Будьте терпимее, от ваших действий зависит какой вырастет ваша малышка.Она все чувствует,и ваше состояние, и ваше беспокойство.Старайтесь набраться терпения и все будет замечательно.
  • Я родила сына в 18 лет, мало понимала в его плаче, сердилась на него. Потом оказалоь, что у него очень сильно болел животик. Мне было очень стыдно за себя, что я не разобравшись в причинах, так самостоятельно все порешала . Сходи лучше к врачу относительно своей головы, а что касается воя, то он скоро прекратится — если ничего другого нет, то у дочи просто болит живот, это бывает у всех, как ты знаешь, и пройдет после 3 месяцев. Держись. Это = курс молодой матери)))
  • ребенок должен плакать и ныть. Гул в голове связан или с почками, или с ринитом (искривление носовой перегородки), недосыпанием (ложитесь поздно, утром долго спите). Ребенок к этому не имеет никакого отношения.
    Выспитесь, ложитесь спать не позже 23, сходите к лору, делайте гимнастику. Правильно питайтесь, поменьше думайте о проблемах, решение которых не зависит лично от вас, и ваших действий. Не стремитесь управлять людьми..
  • Попить глицина. Реально помогает. По три таблетки в день в течении 14 дней. Через месяц повторить.

    ja ho4u podbodritj- u nas toghe samoe bilo, v na4ale vrode normaljno est- minut 5, a potom na4inaet otvora4ivatsja i oratj, potom opjatj vozjmjet grudj na paru sekund. I tak s nei borotjsja menja hvatalo na minut 5. A no4jju ku6ala horo6o po 15-20 min. I esho dnjem kogda ela, rukami ottalkivalasj- kak budto v nei 2 rebjenka sidit- odin ho4et ku6atj, a drugoi net. no eto pro6lo. sei4as edim normaljno, nam 5.5 mesjacev. ghelaju, 4tob poskoree naladilosj kormlenie, ne sdavaitesj!

    Добрый день!
    Во-первых, как это ни банально стоит успокоиться и принять ситуацию.
    Уверена, что если вы кормите малышку по требованию, спите с ней вместе, то ни о каком недостатке молока на пятом месяце жизни ребенка речи идти не может.

    В принципе, около 3-4 месяцев дети часто так начинают себя вести у груди.
    Что с этим делать: понимать, успокаивать, качать, знать, что пройдет. Грудь насильно не пихать. Если вопит, укачиваем, успокаиваем, отвлекаем.

    Меняем грудь или после 30 минут постоянного сосания или каждые полтора часа.

    Во-вторых, проверить наличие молока (как и его объем) вы сами достоверно никак не сможете, поэтому давайте полагаться на ребенка и ее прибавки. Они ведь есть и хорошие, правда?
    Если очень беспокоитесь, посчитатайте пописы. За сутки их должно быть как минимум 12.

    Старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком (физически), хорошо бы и днем вместе спать, побольше на руках держать. Пореже приглашать гостей. Поменьше новых впечатлений на какое-то время. При этом старайтесь не ограничивать ребенка в уже активно проявляющемся желании познавать мир. Просто всегда будьте рядом и чутко откликайтесь на любые запросы ребенка.

    Моей дочке 4 месяца. Вот уже 1.5 недели, как дочка стала орать во время кормления. Минут 5-10 сосёт, потом начинается — берёт сосок на пару секунд, отворачивается и орёт, потом снова бросается на сосок, и снова по новой, иногда орёт, так что Витас отдыхает, другой раз сосёт и параллельно то ли ворчит, то ли возмущается. И так может продолжаться до часа или раньше устанет и начнёт засыпать, продолжая сосать грудь уже без криков, и ночью тоже не кричит при кормлении. Сначала решили, что проблема в газиках, так как дочка иногда в процессе крика пукала, а молока было достаточно, я проверяла. Но через неделю проверяя наличии молока при криках ребёнка стала видеть, что его становитьсямало, сразу увеличила число кормлений, сплю с дочкой, чтобы она и во сне сосала грудь, даже несколько раз сцеживалась после кормления, особенно ночных. Один день вроде уже почти не орёт,а на другой день снова кошмар. А молочка всё-таки не хватает. так как я стала нервничать из-за этих криков и уже запуталась, как же кормить ребёнка — одной грудью или двумя, когда менять грудь — через 10 минут сосания ребёнка иногда, кажется, что грудь уже пуста, так как либо ничего не льётся при нажатии, либо пара капель лишь выжимается, перекладываю ребёнка на другую грудь, а из первой уже сновано может струя политься при нажатии, потом перекладываю снова ребёнка, и так может быть много раз, и всё равно порой кажется молока нет и ребёнок орёт. А может ли это быть из-за десён? Могут ли они сейчас так болеть, что ребёнку больно сосать, и он плохо сосёт, что не стимулирует лактацию? Не знаю уже, что делать. Хочу кормить малышку хотя бы до года.

    источник

    Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

    У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

    Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

    Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

    Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

    Читайте также:  Если в глазах блики и болит голова

    Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

    • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
    • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
    • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
    • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
    • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
    • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
    • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
    • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
    • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
    • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
    • Медикаментозное лечение.

    источник

    Голова может болеть у любого человека и по разным причинам, но важно знать, в каких случаях нужно обязательно обратиться к врачу. Мы поговорили с Ларисой Цукуровой, неврологом «Клиники Глазуновой», и узнали, какую головную боль правильно называть мигренью и чем вреден частый прием обезболивающих.

    Невролог занимается заболеваниями нервной системы — нарушением структуры нервной ткани, ее химических реакций и функций.

    Самые распространенные такие заболевания — это инсульты, предынсультные состояния и хронические сосудистые заболевания, которые приводят к нарушению движения, речи и ухудшению памяти. Большое количество больных обращаются с эпилепсией и похожим на нее заболеванием, связанным с потерей сознания. Неврологи работают также с осложнениями остеохондрозов — болями в спине и шее. Есть и достаточно редкие неврологические болезни — рассеянный склероз, миастения, наследственно-дегенеративные заболевания. Очень распространены жалобы на головную боль и головокружение.

    Александра Цукурова

    Головная боль не всегда является серьезным неврологическим заболеванием. Иногда это просто результат перенапряжения, тревоги, недоедания и бессонницы. Даже головная боль от похмелья не выходит за пределы нормы. Если это боль эпизодическая, однократная, то она ничего страшного собой не представляет.

    Часто к неврологам приходят с хронической головной болью напряжения. Стрессы приводят к гипертонусу мышц шеи, позвоночника, скальпа головы и сосудов внутри головы. Чаще всего такая боль проходит от простых действий — нужно поспать, поесть, выпить обезболивающее.

    А вот головные боли, которые возникают резко, с приступами, которые продолжаются сутками и не снимаются обезболивающими, должны настораживать пациента и врача на приеме. Тогда уже нужно разбираться в причинах приступов и выяснить, мигрень ли это, боль из-за перепадов давления или боль, вызванная травмой головы.

    Есть также класс головных болей, связанных с проблемами в позвоночнике, — травмами, сколиозами, смещениями позвонков, зажатием нервов. Это все имеет общее название — цервикокраниалгия. При таком виде боли есть смысл ходить к остеопатам и мануальным терапевтам.

    Мигрень носит интенсивный, нарастающий и распирающий болевой характер, она локализуется либо в левой, либо в правой половине головы, чаще за глазом. Головная боль усиливается при громких звуках, ярком свете, при физической и умственной работе. «Не кричите, у меня болит голова», — эту фразу часто можно услышать именно от человека с мигренью. Боль при мигрени может вызвать тошноту. После приступа часто хочется спать — такая боль очень выматывает.

    Чаще всего мигрень бывает в молодом возрасте и чаще у женщин. Эта болезнь гормонозависима и может проявиться в определенную фазу цикла. Заболевание передается по наследству, чаще от женщины к женщине, и с возрастом проходит — к 50, 60 годам проявления мигрени становятся все менее интенсивны.

    Мигрень может протекать как со зрительной аурой, так и без. Перед возникновением острой боли люди обычно замечают мелькание мушек перед глазами, некоторые даже начинают хуже видеть на один глаз. В этот момент как раз нужно принять противомигренозные препараты. Если у человека есть зрительная аура, необычные зрительные ощущения перед приступом, он заранее выпивает противомигренозную таблетку — и приступ уже не развивается. Купировать уже начавшийся приступ гораздо сложнее.

    Малоподвижный образ жизни является фактором риска очень многих заболеваний, и мигрени в том числе. Работа за компьютером требует определенной нагрузки глаз, что само по себе приводит к головным болям.

    Спровоцировать мигрень могут алкоголь, курение, недосыпание или пересыпание, некоторые продукты (такие как сыр, орехи или шоколад)

    Головную боль могут вызывать резкие запахи. Такая реакция говорит именно о склонности к мигрени. Что касается реакции на перемену погоды: да, это один из факторов. Перепады давления влияют на внутречерепное давление и тонус сосудов, но головная боль из-за погоды не обязательно может быть мигренью.

    Часто при мигрени люди просто принимают широко разрекламированные препараты из класса спазмолитиков. На какой-то период головная боль уходит, но при новых приступах обезболивающие уже перестают действовать, при этом головная боль сохраняется ежедневно. Дело в том, что частый прием неподходящих обезболивающих приводит к так называемой абузусной головной боли — боли, вызванной лекарствами. Если минимум три раза в неделю на протяжении трех недель человек принимает обезболивающие, то химические реакции, которые происходят у него в организме, сами становятся причиной головной боли.

    Это часто принимают за возникновение «толерантности» к препарату и меняют лекарство на более сильное. Но истинная причина в том, что анальгетики сами начинают провоцировать головную боль — пусть не такую сильную, но заметную.

    Все препараты хороши, когда они используются по назначению. Спазмолитики эффективны в ситуациях, когда у пациента именно сосудистый спазм. Если у человека низкое давление, то мы используем препараты с кофеином, повышающие давление и улучшающие кровоснабжение. При мигрени мы выписываем для профилактики триптаны, противомигренозные препараты. Бороться с мигренью с помощью спазмолитиков неэффективно.

    Для обследования нервной системы и мозга чаще всего неврологи направляют или на компьютерные исследования (КТ), или на магнитно-резонансные (МРТ). Часто используют электроэнцефалограмму. Направляют к окулисту для осмотра глазного дна, который может показать состояние сосудов части головного мозга и диск зрительного нерва. Если есть подозрение на травму головы, тогда направляют на рентген.

    КТ — это исследование с помощью рентгеновских лучей, оно больше показывает костную структуру и общее состояние головного мозга. Хорошо исключает опухоли и инсульт. МРТ показывает более тонкие детали — практически на структурном клеточном уровне головной мозг в миллиметровых срезах. На МРТ можно увидеть и воспаления, и разрушения нервной ткани, и сосудистые изменения.

    Мигренью могут страдать и дети. Диагностика у невролога в этих случаях такая же, особенностей никаких. Правда, бывает, что дети жалуются на головную боль родителям, а те не воспринимают это всерьез.

    У совсем маленьких детей мигрень бывает редко. Но если ребенок не разговаривает и не может сказать о том, что у него что-то болит, доктора могут определить это косвенно — по ширине зрачков, по бледности, отказу от питания, вялости, отсутствию реакции на игрушки. Ребенок будет больше ложиться. У него будет рвота, не связанная с пищей. Любая головная боль вызывает желание уединиться, у детей в том числе.

    Сажать человека на пожизненный прием препаратов не рекомендуется. При мигрени лекарствами приступы скорее профилактируют. Поэтому при мигрени мы рекомендуем заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать, правильно и регулярно питаться. Мигрень очень зависит от режима. В том числе нельзя пить алкоголь, особенно красное вино. Оно содержит флавоноиды, которые действуют на рецепторы сосудов головного мозга и сужают их.

    Снять приступ очень сложно — иногда приходится даже ставить капельницы в условиях стационара

    Нужно учитывать, что любые занятия спортом, нагрузку и регулярность при наличии головной боли должен определять доктор. Перед тем как пойти в спортзал, нужно пройти обследование. При занятиях спортом опасно повышение давления — человек может не успеть скорректировать нагрузку, и у него произойдет разрыв сосуда и инсульт. Точно так же важно следить за сердечным ритмом. Если во время нагрузки произойдет сброс сердечного ритма, все органы придут в истощенное состояние, и человек потеряет сознание.

    Во время приступа человека важно оставить в покое. Закрыть занавески, выключить телевизор, радио, убрать все шумы, разговаривать потише. Пациент обычно находит комфортное положение, лежа на боку. Хорошо помогают горячие грелки к ногам или перцовый пластырь на шею или плечи. Это отвлекает от головной боли. Если пациенту удается заснуть, то приступ мигрени может пройти во сне. Если заснуть не удается, есть рвота — без медикаментов не обойтись. Таблетки в таких ситуациях не действуют, нужно делать уколы с обезболивающими, прописанными врачом.

    Мигрень — хроническое заболевание, которое остается с человеком на всю жизнь. Можно только увеличить период ремиссии. У кого-то между приступами может проходить месяц, у кого-то несколько лет. Но все равно при определенных условиях мигрень проявит себя. Страдающие мигренью должны хорошо быть информированы о своем состоянии и знать, как себя вести и что делать.

    источник

    В этом мире вы не найдете ни одного человека, который за всю свою жизнь хотя бы единожды не пожаловался на возникновение сильной головной боли. Причем, причины головной боли могут быть совершенно различны. У одних голова болит от повышенного напряжения (физического или умственного), у других – после тренировки, у третьих – головная боль является симптомом одного из заболеваний, протекающих в организме. Даже маленькие дети, приходя со школы, могут жаловаться на сильнейшую головную боль – в данном случае она возникает от переутомления. Нередко изматывающие условия труда приводят к появлению нервного напряжения у человека. В этой статье мы рассмотрим – в каких случаях у человека возникают нервные головные боли? Как их лечить и что делать при их появлении?

    Что такое «головная боль напряжения»? Почему у кого-то голова болит от нервов, криков, эмоциональных расстройств, физического и умственного напряжения, а у кого-то – все в порядке и ничего не беспокоит?

    Если обратиться к мнению специалистов, то большинство медиков полагает, что головная боль от повышенного напряжения – это наиболее распространенный вид болевого ощущения. К примеру, если взять все формы головных болей, то именно головная боль напряжения среди всех будет лидером – приблизительно 80 человек из 100 страдает от подобных неприятных ощущений. В мировой практике, каждая вторая женщина и каждый третий мужчина испытывают головную боль напряжения как минимум 1 раз в неделю. Головные боли, спровоцированные различными заболеваниями, встречаются у человека гораздо реже и эти случаи нужно рассматривать отдельно.

    При головной боли напряжения голова не будет чрезмерно болеть, раскалываться, пульсировать в области висков. Скорее голова будет немного побаливать, что также провоцирует не очень приятные ощущения. Даже слегка «побаливающая» голова может значительно подпортить повседневную жизнь человека.

    Доказано, что когда у человека болит голова (даже незначительно), то это приводит к тому, что он не может сосредоточиться на выполнении обычных повседневных дел. Сложно работать, читать, писать и даже разговаривать с собеседником. В случае, если человек не стремится обращаться к врачу за помощью при головной боли напряжения, она может перейти в хроническую стадию. Можете представить, как себя ощущает человек, у которого голова болит постоянно, не прекращая?

    Проблемами головной боли врачи начали заниматься только в конце 19 века. До этого неприятные ощущения в области головы, пульсирующие и давящие боли, как ни странно, не считали чем-то серьезным и заслуживающим внимания.

    Но, позже выяснилось, что если не уделять должное внимание проблемам возникновения головной боли, то это может привести к довольно тяжелым последствиям.

    Чтобы понять, действительно ли у вас головная боль напряжения, а не какая-то другая форма головной боли, рассмотрим симптомы этого явления:

    • Головная боль начинается достаточно резко;
    • Боль характеризуется как монотонная, давящая, резкая, тупая;
    • Неприятные ощущения не имеют четкой определенной локализации – у человека изначально могут болеть виски, затем затылочная часть или же вся окружность головы;
    • Боль не усиливается во время передвижения или же при физической нагрузке;
    • Расстройства желудка не наблюдается (чаще всего при головных болях человека может начать тошнить или же открывается рвотный рефлекс).

    В группу риска возникновения головной боли напряжения входят те люди, чья профессиональная деятельность связана с постоянным умственным трудом. Также, от подобной головной боли мучаются лица с неустойчивой психикой, с нервно-эмоциональными расстройствами. То есть, можно сделать вывод, что:

    Головная боль напряжения возникает от повышенного нервного и умственного напряжения, а также от нарушения работы центральной нервной системы.

    Еще 100 лет тому назад головную боль устраняли довольно варварскими и диковинными методами. Врачи назначали пациентам ледяные ванны, активные физические (и крайне истощающие физические упражнения), а также – настойку опия. Именно так! Наркотики продавали абсолютно в каждой аптеке не только как средство от головной боли, но также и от астмы, сердечно-сосудистых нарушений и т.д.

    Читайте также:  Низкая температура тела голова болит подташнивает

    В конце 20 столетия было установлено, что в результате длительного напряжения мыщц головы, а также шейного отдела позвоночника приводит к естественному анатомическому сужению артериальных и кровеносных сосудов. В результате этого явления наступает спазм капилляров, которые питают данные мышцы. Что происходит далее?

    К головному мозгу из-за спазма кровеносных сосудов не поступает в нужном количестве кислород, а также кровь и иные полезные вещества, необходимые для осуществления дополнительного питания. Постепенно мышцы ослабевают, становятся обрюзгшими, теряют тонус и упругость, вследствие чего – отекают. В совокупности данная картина болезненного состояния приводит к появлению сильной головной боли.

    В группу риска возникновения головной боли напряжения попадают офисные сотрудники, которые в течение всего рабочего дня держат шею напряженной, сидят в одном положении за письменным столом, не выполняют никаких разгрузочных физических упражнений.

    Когда у человека начинает болеть голова, он теряет интерес к жизни – он становится очень вялым, угрюмым, его общее самочувствие значительно ухудшается. Чтобы предотвратить возникновение головной боли или же хотя бы сократить частоту ее появления, необходимо вести здоровый образ жизни (правильно питаться, даже в офисе; больше гулять на свежем воздухе; в течение рабочего дня делать небольшие перерывы, вставая из-за рабочего места).

    Достаточно эффективным обезболивающим препаратом на сегодняшний день является Налгезин. Он устраняет головную боль напряжения уже через 15 минут после приема. Другими обезболивающими препаратами могут служить: Темпалгин, Парацетамол, Нимесулид, Ибупром, Ибупрофен.

    источник

    Что делать, если у ребенка часто болит голова? Этим вопросом уже никого не удивить. Имеется множество факторов, которые могут повлиять на такое состояние. Пожалуй, каждый пятый ребенок периодически жалуется на головную боль, у подростка эти цифры достигают 85%. Но если боль носит постоянный характер, то это важный аргумент для срочного посещения врача.

    Головные боли в детском возрасте стоят на втором месте после коликов в животе. Беспокоить они могут не только старших ребятишек, но и младенцев. Определить головную боль у малышей можно по следующим симптомам:

    • постоянный плач ребенка;
    • возбужденность;
    • рвота;
    • плохой сон;
    • срыгивание фонтаном.

    Когда ребенок становится старше (в 1-2 года), ему еще сложно определить характер боли, он может жаловаться на усталость, часто хочет полежать.

    В школьном возрасте примерно 40% девочек и 30% мальчиков жалуются на головную боль.

    При головных болях у детей нужно обратить внимание на следующие факторы:

    1. Где сосредоточены болевые ощущения в голове.
    2. В какое время появляется мигрень.
    3. Как часто возникает головная боль.
    4. В какое время суток возникает головная боль, возникают ли какие-то симптомы до ее появления.
    5. Сопровождается ли боль сопутствующими симптомами в виде тошноты, рвоты, коликов в животе и т.д.
    6. Имеются ли причины, которые провоцируют или усиливают болевые ощущения, например громкий звук, неправильная поза, яркий свет, физическая нагрузка.
    7. После каких действий боль стихает.

    Головная боль имеет другое название — цефалгия, она может делиться на две основные группы:

    1. Органические боли. Могут возникать из-за объемных или инфекционных процессов в голове. Например, провоцировать такое состояние могут следующие болезни: менингит, энцефалит, кисты или опухоли, нарушенный отток черепной жидкости.
    2. Боли функционального характера. Они возникают от того, что мозг плохо кровоснабжается. Причиной этому могут быть: заболевания внутренних органов, переутомление; другие причины, вызывающие раздражение головных сосудов.

    К частым причинам головных болей у детей можно отнести следующие факторы:

    1. Мигрень.
    2. Инфекционные болезни: пневмония, ОРВИ, почечные и желудочные инфекции.
    3. Инфекции нервной системы.
    4. Психические расстройства, психозы.
    5. Черепно-мозговые травмы.

    Однако такие проблемы возникают не так часто.

    Обычно головные боли у детей могут спровоцировать банальные причины:

    1. Долгое нахождение в стрессовых ситуациях.
    2. Напряжения эмоционального плана.
    3. Большие умственные нагрузки.
    4. Длительный сон или, наоборот, недосыпание.
    5. Длительное пребывание за компьютером или телевизором.
    6. Психологические проблемы в школе или семье.

    Иногда головная боль может возникнуть из-за нагрузок в спорте, недоедания, особенно такое бывает у девочки-подростка, желающей сбросить лишние килограммы. Аллергия на пищу может тоже провоцировать головные боли.

    Частые головные боли у ребенка грудного возраста могут возникать в процессе адаптации маленького организма к окружающей среде. Из-за нежной и эластичной черепной коробки новорожденного могут возникать перепады в черепном давлении. Причиной повышенного внутричерепного давления у новорожденного может быть гидроцефальный синдром.

    Факторы, влияющие на головную боль в детском возрасте:

    1. Отсутствие двигательной активности.
    2. Вследствие развития кислородного голодания из-за пребывания в душном помещении.
    3. Усталость и голод.
    4. Недосыпы.
    5. Травма головы. Если при этом возникает тошнота и рвота, а также сонливость, нужно вызвать врача, так как эти признаки могут свидетельствовать о сотрясении мозга.
    6. Вегетососудистая дистония.
    7. Прием некоторых лекарственных препаратов.
    8. Повышение температуры тела.

    Врачебная помощь может не понадобиться, если боль наблюдается нечасто и имеется конкретная причина ее появления, которая считается незначительной. Если же головная боль возникает с определенной периодичностью, то это повод сходить к доктору. Возможно, понадобится консультация невролога. Он назначит диагностические исследования для выявления точной причины. К диагностическим мероприятиям можно отнести следующие процедуры:

    1. Электроэнцефалограмму.
    2. Реоэнцефалограмму.
    3. Компьютерную томограмму.

    Если произошел ушиб головы с последствиями, то какое-то время следует наблюдаться у нейрохирурга. Только после того, как ситуация стабилизируется, ребенок перейдет под наблюдение невролога.

    Скорая помощь при головной боли вызывается при таких сопутствующих симптомах, как:

    1. Высокая температура.
    2. Тошнота и рвота.
    3. Обморочное состояние.
    4. Судороги.

    Если ребенок до года постоянно плачет, чем-то обеспокоен, то следует показать его неврологу. При проблемах с головой у детей до года рекомендации дает педиатр, невролог и окулист.

    У старших детей причинами головных болей могут стать глистные инвазии, в этом случае лечение назначает гастроэнтеролог. В некоторых случаях может понадобиться консультация ЛОР-врача. Для того чтобы исключить анемию и инфекционную природу головных болей, сдается общий анализ крови и мочи. Возможно, понадобится УЗИ внутренних органов.

    Если боль слабая, не приносит особого беспокойства ребенку, лучше не давать обезболивающих препаратов. Нужно напоить малыша сладким чаем, прогуляться с ним по свежему воздуху или дать ему отдохнуть от всех дел, в том числе и от уроков, если ребенок учится в школе. Создайте тишину в доме, оградите ребенка от отвлекающих и раздражающих факторов: телевизора, компьютера.

    Если боль не такая частая или возникла впервые, но при этом не наблюдается других симптомов, то можно дать таблетку парацетамола или ибуклина. Если же боль не проходит, то стоит обратиться за врачебной помощью.

    Мигрень — это хроническое заболевание, которое характеризуется повторяющимися головными болями пульсирующего характера. Боль локализуется в одной половине головы и сопровождается рвотой и тошнотой, ребенка может раздражать яркий свет и шум. Длиться такой приступ головной боли может от 4 часов и до трех суток. После этого человек становится вялым, ему постоянно хочется спать ().

    Диагностировать заболевание в детском возрасте проблематично, так как ребенок не может передать свои ощущения. К тому же приступы заболевания протекают стерто и нерегулярно.

    Терапия болезни протекает по двум основным направлениям: предотвращение приступов и купирование их в момент обострения.

    Профилактические мероприятия включают в себя:

    1. Устранение факторов, которые провоцируют головные боли.
    2. Лечебное питание, исключающее продукты с содержанием тирамина и фенилэтиламина.
    3. Правильный распорядок дня с дозированием сна, отдыха и работы.

    Медикаментозное поддержание организма при мигрени проводится при тяжелых и длительных приступах, которые значительно влияют на самочувствие. Используя медикаменты для ребенка, обязательно просматривайте инструкцию к применению, так как часто подобные лекарства имеют ограничение до 16-18 лет.

    К часто применяемым препаратам против головной боли относятся:

    • анальгетики;
    • нестероидные противовоспалительные средства;
    • комбинированные лекарства, содержащие кофеин.

    Дети, страдающие частыми головными болями, должны пройти проверку в медицинских учреждениях. Почему у ребенка болит голова, может определить только квалифицированный специалист.

    источник

    Каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи? Что делать и куда бежать с этой проблемой?

    «Мама, у меня болит голова». Вспомните, как часто вы слышали эти слова от своего ребенка? И, наверняка, не раз и не два раздумывали о причине этой жалобы. Однако не всегда находили её, полагая, что это просто детский каприз или нежелание идти в школу. Тогда как этот симптом нередко свидетельствует о наличии серьезной проблемы со здоровьем у малыша.

    К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.

    Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.

    Головная боль (в медицинской терминологии «цефалгия») — это любые болезненные ощущения в зоне от бровей и переносицы до затылочной области.

    По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

    Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

    Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

    Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

    Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

    По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

    Пик начала головных болей приходится на возраст:

    • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
    • 13-15 лет, в период полового созревания

    Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

    И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

    Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

    Наиболее распространенная теория возникновения

    Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

    В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

    • Приступ короткий: он может длиться от 30 минут до 5 часов.
    • Пульсирующая боль часто носит двухсторонний характер (тогда как в типичных случаях у взрослых она одностороння), локализуясь в теменной, лобной или затылочной области.
    • Нередко приступ головной боли сопровождается головокружением, обмороком или вялостью — так называемая базилярная мигрень.
    • Практически каждый приступ протекает вместе с болями в животе, тошнотой и рвотой.
    • В начале приступа головная боль невыраженная. Поэтому если малыш увлечен игрой, то может не сразу обратить ваше внимание на ухудшение своего самочувствия. А когда боль становится невыносимой, то вашего ребенка могут доставить в стационар на скорой помощи с ошибочным диагнозом (например, менингит).
    • И в тоже время, нередкоединственный признак деткоймигрени — боль в животе и тошнота, без головной боли («обезглавленная мигрень»).
    • Началу приступа иногда предшествует аура: у малыша может резко меняться настроение, появиться слуховые и зрительные (темные пятна, зигзагообразные линии) галлюцинации и другие симптомы.

    Приступ мигрени нередко провоцируют:

    • стрессовые ситуации
    • нарушения режима сна и бодрствования
    • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
    • резкие запахи или яркий свет
    • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
    • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

    Встречаются в 70-75% случаев.

    Наиболее частые причины :

    • физическое и умственное перенапряжение
    • нарушения организации режима дня
    • неудобная поза во время сна
    • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
    • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
    • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
    • вынужденное голодание
    Читайте также:  Болит голова то тут то там

    Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

    Механизм возникновения

    До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

    • Местный механизм

    Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

    • Центральный механизм

    Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

    Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

    Малыш наиболее часто жалуется на головную боль в области лба и висков, несколько реже — в области темени. Она монотонная и умеренная по силе, носит давящий, сжимающий или стягивающий характер по типу «каски» или «шлема» (малыш ладошкой показывает место боли). Наиболее часто возникает во второй половине дня.

    Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

    Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

    Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

    В норме внутричерепное давление поддерживается тремя составляющими: объёмом головного мозга, спинномозговой жидкостью (циркулирует в полости черепа и пространстве спинного мозга), а также кровенаполнением сосудов головного мозга. Поэтому головной мозг находится словно во взвешенном состоянии, удерживаясь сосудами и нервами головного мозга, как «якорями».

    Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

    Внутричерепная гипертензия

    У детей развивается наиболее часто.

    Механизм возникновения

    Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

    • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
    • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
    • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
    • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
    • опухоли головного мозга
    • врожденные пороки развития головного мозга.

    Ребенок жалуется на:

    • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
    • тяжесть в голове в утренние часы
    • повышенную потливость
    • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
    • быструю утомляемость
    • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

    Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

    Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.

    Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).

    Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

    Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

    Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

    В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

    Механизм возникновения

    Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

    Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

    Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

    Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.

    Вас должны насторожить:

    • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
    • беспричинное беспокойство или вскрикивание
    • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
    • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
    • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
    • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
    • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
    • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
    • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

    Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

    Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.

    Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:

    • осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
    • консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
    • при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).

    Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.

    Однако в любом случае появление головной болиповод для беспокойства и обращения к врачу. Поскольку она нередко — единственный «звоночек» довольно грозных недугов у крохи. Поэтому, дорогие родители, будьте бдительны!

    Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

    источник

    Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

    У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

    Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

    Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

    Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

    Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

    • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
    • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
    • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
    • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
    • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
    • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
    • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
    • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
    • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
    • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
    • Медикаментозное лечение.

    источник