Меню Рубрики

Роль медсестры в улучшении качества жизни пациента с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Определение роли медсестры в улучшении качества жизни пациентов на примере терапевтического отделения ГБУЗ ЛО «ГКМБ»

В настоящее время повышаются требования к медицинской сестре, к ее личностным и профессиональным качествам. Уровень развития медицины в настоящее время требует подготовки медсестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в т. ч. операционную, о жизненно важных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентами, общением с ним и его родственниками.

Участие медсестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, грамотного ухода за пациентом в послеоперационном периоде и в период реабилитации. Можно хорошо сделать операцию, но не обеспечить надлежащий уход и возникнут осложнения, вплоть до потери больного.

Современная медицинская сестра перестает быть просто помощником врача, механически выполняя его назначения. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента.

Сестринский процесс при СД, проводимый во время преддипломной практики.

Проблемы пациента:
А. Существующие (настоящие): жажда, полиурия, кожный зуд, сухость кожи, повышенный аппетит, потеря веса, слабость, утомляемость, снижение остроты зрения, боли в сердце, боли в нижних конечностях, необходимость постоянно соблюдать диету, необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.).
Дефицит знаний о: сущности заболевания и его причинах, диетотерапии, самопомощи при гипогликемии, уходе за ногами, расчете хлебных единиц и составлении меню, пользовании глюкометром, осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.
Б. Потенциальные:
Риск развития: прекоматозных и коматозных состояний, гангрены нижних конечностей, острого инфаркта миокарда, хронической почечной недостаточности, катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения, вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи, осложнений вследствие инсулинотерапии; медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.
Сбор информации при первичном обследовании. Расспрос пациента о: соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания, физических нагрузках в течение дня. Сбор информации о проводимом лечении: инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения), антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость), давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога; наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться; умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой; знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций); ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом; посещении в прошлом и в настоящее время «Школы диабетика»; развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах; умении оказывать самопомощь; наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;наследственной предрасположенности к сахарному диабет; сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении); жалобах пациента в момент осмотра.
Осмотр пациента: цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов; определение массы тела; измерение артериального давления; определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.
2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.
3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.
4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.
5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина, начале и длительности его действия, связи с приемом пищи.особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).
6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.
7. Контролировать:
— состояние кожных покровов;
— массу тела:
— пульс и артериальное давление;
— пульс на артерии тыла стопы;
— соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;
— рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.
8.Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.
9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.
10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».
11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.
12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.
13. Обучить пациента и его родственников:
— расчету хлебных единиц;
— составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;
— правилам ухода за ногами;
— оказывать самопомощь при гипогликемии;
— измерению артериального давления.

Читайте также:  Астма для ребенка это приговор

Сестринский процесс при сахарном диабете в терапевтическом отделении «ГКМБ» выполняется качественно и в полном объеме, нарушения мною не были замечены.

Исследование проводилось во время преддипломной практики. В нём приняли участие 15 человек пациентов терапевтического отделения в возрасте от 60 до 75 лет, из которых 10 женщин и 5 мужчин. Диетотерапию получали 10 человек (66,7%), таблетированные препараты – 9 (60%), инсулинотерапию – 6 (40%), наличие вредных привычек у 2 (13,3%) человек.

Общая характеристика группы представлена на диаграмме 1.

Характеристика группы испытуемых

На первом этапе изучались данные анамнеза больных, их медицинские карты. В результате этого провели отбор больных сахарным диабетом удовлетворяющих возрастным характеристикам. Из 15 отобранных больных у 9 (60%) человек сахарный диабет 1 типа и 6 (40%) человек имеют сахарный диабет 2 типа. На втором этапе проводился эксперимент, целью которого было выявить субъективную оценку пациентов своего качество жизни (Приложение 1). Этот этап проводился во время сестринского обследования пациента при помощи беседы. Третий этап проводился при помощи специального вопросника, в основу которого была положена шкальная оценка качества жизни Карновского (Приложение 2). А также пациентам было предложено пройти тесты:

-на информированность о своём заболевании, СД (Приложение 3),

— на уровень самоконтроля при СД2 (Приложение 4),

— на уровень самоконтроля при СД1 (Приложение 5),

— на информированность по поводу питания при СД2 (Приложение 6),

— на информированность по поводу питания при СД1 (Приложение 7),

— на знания по поводу инсулинотерапии (Приложение 8),

— на знания по поводу применения сахароснижающих препаратов (Приложение 9).

На втором этапе исследовательской работы проводился опрос больных СД. Мы просили пациентов оценить ответы на вопросы в бальной системе от 0 до 100, т.е. как сильно тот или иной показатель влияет на качество их жизни. 0 не влияет никак, 100 сильное влияние. Во время беседы 13 (86,7%) человек отметили, что развитие сахарного диабета привело к понижению их социальной активности, неполноценности отдыха. У 7(46,7%) человек сахарный диабет повлиял на увлечения, у 11 (73,3%) на профессиональную деятельность, 8 (53,3%) человек испытывают затруднения в ведении домашнего хозяйства, у 3 человек (20%) значительно изменились семейные взаимоотношения. Высшая оценка качества жизни была отмечена у работающего пенсионера 73 года, минимальная у пенсионерки 67 лет со множеством осложнений. У всех остальных больных наблюдалось значительное снижение качества жизни по всем остальным критериям. По субъективным оценкам больных наименьшее влияние на их качество жизни оказывала боль, показатель по группе составил 20 баллов. Наибольшие изменения отмечены в шкале физическая активность (70,5 баллов), нарушения сна (55,9 баллов), эмоциональное напряжение (49,07 баллов). Графически результаты беседы и работ с картами пациентов показаны на диаграмме 2.

Бальные оценки критериев качества жизни Диаграмма 2

Результаты тестирования таковы, что из пятнадцати тестируемых пациентов одиннадцать человек в среднем допустили двадцать процентов ошибочных ответов, тогда как остальные 4 – до сорока процентов. Подобные результаты объясняются тем, что не все посещали школы сахарного диабета, только одиннадцать человек. Практически все пациенты ожидали «скучных и нравоучительных лекций», полагали, что «школа – это всегда нечто обязательное и неинтересное» и т.д. Как правило, направляя пациента на обучение, районный эндокринолог не уточнял его целей и задач, не информировал о содержании учебной программы, ее продолжительности и т.д. Помимо этого, у троих больных отмечался взрывной характер, что приводило к конфликтным ситуациям с медицинским персоналом. После прохождения теста больные получали подробный отчет по своим результатам теста с прорабатыванием допущенных ошибок.

Таким образом, как показало наше исследование, качество жизни у больных сахарным диабетом заметно снижается. В большинстве случаев это зависит от длительности заболевания и осложнений. Наличие сахарного диабета наносит отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека начиная от психологического спокойствия, до семейных взаимоотношений физическую активность и отдых. Но помимо этого выяснилось, что у пациентов присутствует дефицит знаний о сущности заболевания и его причинах, диетотерапии, самопомощи при гипогликемии, уходе за ногами, расчете хлебных единиц и составлении меню, пользовании глюкометром, осложнениях сахарного диабета. Этот факт немало ухудшил качество жизни и состояние больных. В условиях стационара или поликлиники на медицинскую сестру накладывается немалая ответственность: донести до больных серьёзность их заболевания, побудить относиться к нему ответственно и сознательно, выполнять в полной мере указания лечащего врача и вести здоровый образ жизни.

Сахарный диабет-серьёзная медико-социальная проблема, характеризующуюся возрастающими уровнями трудовых потерь и экономического ущерба вследствие заболеваемости, инвалидности и смертности населения, расходов государства и общества, направленных на лечение заболевания и его осложнений, требующих совершенствования и повышения эффективности системы специализированной квалифицированной помощи. И нужно заметить, что борьба с осложнениями СД зависит не только от врачей, лекарственной терапии, ответственного отношения больных к своему здоровью, но и от участия медицинских сестёр. Медицинская сестра, обладающая расширенными знаниями и опытом по ведению сестринского процесса при СД, обучению пациентов, продуктивному общению и консультированию, способна повысить качество жизни больных этим заболеванием и даже продлить им жизнь, что крайне важно. В этой дипломной работе исследовалась роль среднего медицинского персонала в повышении качества жизни болеющих сахарным диабетом, что довольно актуально в наше время и требует особого внимания.

Теоретическая часть данной работы содержит краткую характеристику заболевания СД: причины и факторы развития, профилактика, особенности течения, диагностика, осложнения.А также дано определение качества жизни больных при СД.

Целью дипломной работы являлось изучить особенности сестринской помощи больным сахарным диабетом и влияние ее на качество жизни этих больных.

В результате исследовательской работы выяснилось, что развитие СД привело к серьёзному ухудшению различных аспектов жизни пациентов(психологического, профессионального, семейного, социального и финансового, а также физического, психического и сексуального), а уровень знаний о своём заболевании у больных оказался недостаточен.

В свете изложенного, часто консультаций у лечащего врача и посещения школы диабета не всегда достаточно для полноценного усвоения больными СД необходимого объёма знаний о своей болезни, самоконтроле, самопомощи при первых признаках наступления неотложных состояний, правилах питания.

В настоящее время медицинская сестра должна использовать в своей работе принципы педагогики и психологии, уделять повышенное внимание объёму знаний больных о своем заболевании, быть бдительной. Качественное исполнение сестринского процесса, особенно тщательная работа с пациентом и его родственниками, пропаганда здорового образа жизни, мотивирование и побуждение больных соблюдать назначения и рекомендации врача, стимулирование интереса и желания к обучению в школе диабета –от этого зависит успех лечения и, в первую очередь, жизнь пациента, его качество жизни. Доказано, что не участие пациента СД в лечении приводит к психологической депрессии, уходу в болезнь, препятствует ведению полноценного образа жизни, способствуя социальной дезадаптации больных.

источник

Причины и классификация бронхиальной астмы, клиника, осложнения. Лечение и профилактика болезни. Анализ роли медицинской сестры в осуществлении помощи для снижения уровня осложнений при БА, выявление факторов риска. Особенности сестринского процесса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края

Цикловая комиссия «Сестринское дело»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

по профессиональному модулю

ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Особенности сестринской деятельности при бронхиальной астме в условиях стационара

Выполнила Горхиян Евгения

Студентка II курса, группы Б-23

Глава 1. Бронхиальная астма

1.1 Общие сведения, причины, классификация бронхиальной астмы

1.2 Клиника, осложнения, диагностика бронхиальной астмы

1.3 Лечение, профилактика бронхиальной астмы

Глава 2. Анализ роли медицинской стационара в осуществлении сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмой

2.1 Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме

2.2 Выявление факторов риска у пациентов с бронхиальной астмой

2.3 Анализ роли медицинской сестры в осуществлении сестринской помощи для снижения уровня возможных осложнений при бронхиальной астме

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Во введении обосновывается актуальность темы работы, формируются цель и задачи исследования. В первой главе изучаются теоретические основы бронхиальной астмы. Во второй главе представлена роль медицинской сестры в организации сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмой. В заключении приводятся итоги исследования, практические рекомендации по профилактике бронхиальной астмы.

В приложении представлены результаты исследования, диаграммы, сравнительные таблицы, графики, рисунки.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Бронхиальная астма — широко распространенное заболевание, у 2% всего населения Земли. За последние два десятилетия число больных увеличилось в 3 раза. Число больных астмой в России составляет около 7 миллионов человек.(5% взрослого населения), а на Кубани около 3 тысяч человек.

В XXI веке человечество находится под постоянным воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды. В России принята региональная целевая программа по терапии и профилактике бронхиальной астмы, в связи с увеличением роста заболевания, повышением инвалидизации, высокой степени смертности, которая направленная на — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.

Актуальность проблемы бронхиальной астмы обусловлена ее социально-экономической составляющей, это хроническое заболевание, которое значительно снижает качество жизни и приводит к потере работоспособности. В современных условиях целью лечения является достижение контроля бронхиальной астмы и улучшение качества жизни пациентов.

Исследования последних лет, позволили установить многообразные патогенетические механизмы, участвующие в развитии бронхиальной астмы. Обусловлено это широким спектром вредных производственных факторов, различными путями поступления их в организм. Эпидемиологические исследования, проводимые с использованием разных методологических подходов, свидетельствуют о том, что распространенность астмы в несколько раз превышает показатели любой региональной, городской статистики.

Область исследования: лечебно-диагностический процесс при бронхиальной астме.

Объект исследования: особенности сестринского процесса в организации и обеспечении сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмой

Предмет исследования: истории болезни пациентов, результаты анкетирования.

Цель исследования — выполнить анализ влияния сестринского ухода на повышение эффективности лечения пациентов с бронхиальной астмой в отделении.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо:

1. Проанализировать медицинскую литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить факторы риска при бронхиальной астме.

3. Выполнить анализ эффективности применения методов ранней диагностики бронхиальной астмы;.

4. Изучить современные принципы лечения и профилактики бронхиальной астмы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретический анализ литературных источников по теме исследования;

— метод научного исследования (анализ сведений из историй болезни);

— биографический (анализ анемнестических сведений, изучение медицинской документации);

— метод социологического опроса (анкетирование);

— методы анализа и интерпретации полученных данных;

— методы математической статистики (вычисление процентных соотношений).

Глава 1. Бронхиальная астма

1.1 Общие сведения, причины, классификация бронхиальной астмы

Бронхиальная астма — это хроническое рецидивирующее заболевание, проявляющееся периодическими приступами экспираторной одышки вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов, в основе которых лежит измененная реактивность бронхов. Наиболее высокая заболеваемость наблюдается в районах с высокоразвитой химической промышленностью, в крупных городах с большим количеством транспорта. За последние 20-30 лет течение бронхиальной астмы стало более тяжелым, злокачественным, нередко со смертельным исходом. Бронхиальной астмой чаще заболевают люди молодого возраста. Заболеваемость среди женщин несколько выше, чем среди мужчин. В настоящее время наблюдается существенный рост заболеваемости бронхиальной астмой во многих странах, в том числе и в России.

Бронхиальная астма вызывается многими причинами, к которым относятся разнообразные аллергены, инфекционные агенты, лекарственные средства, физические усилия, метеорологические, эндокринные, психогенные, профессиональные факторы.

Большую роль в развитии бронхиальной астмы имеет состояние центральной нервной системы. Астмой страдают люди с неустойчивой нервной системой. Бронхиальная астма может развиваться под влиянием острого психического переживания, которая называется: неврогенной и астма в период климакса.

Существуют факторы, сопутствующие заболеваю бронхиальной астмы:

· патология верхних дыхательных путей (вазомоторный ринит, аллергические синуситы, полипоз носа);

· заболевания бронхов и легких на фоне аллергической предрасположенности;

Аллергенами могут служить неинфекционные или так называемые атонические агенты животного, растительного происхождения и самые разнообразные химические вещества, так как в происхождении этой формы бронхиальной астмы не участвуют инфекционные агенты, ее и называют не инфекционно-зависимой или атопической.

Атопическими агентами могут служить продукты питания (яйца, ракообразные, клубника), домашняя пыль, химические соединения, входящие в состав стиральных порошков, косметики, лаков, красок, а также пары кислот и щелочей. Из веществ животного происхождения наибольшее значение в развитии атопической астмы имеют: шерсть, перья, аллергены клещей и насекомых. Из растительных агентов — пыльца трав и деревьев, плесень.

Читайте также:  Препараты тяньши и бронхиальная астма

Аллергенами так же могут быть инфекционные агенты — вирусы, бактерии и их токсины. Они вызывают развитие так называемой инфекционно-зависимой бронхиальной астмы. В ее основе лежат инфекционно-воспалительные процессы в бронхолегочной системе.

Различают две основные формы бронхиальной астмы — иммунологическую и неиммунологическую. В основе иммунологической формы бронхиальной астмы лежат аллергические механизмы и нарушение функции иммунной системы. Эта форма в настоящее время имеет наиболее широкое распространение.

В патогенезе иммунологической (аллергической) бронхиальной астмы принято выделять три стадии: иммунологическую, патохимическую и патофизиологическую.

В иммунологической стадии под влиянием различных аллергенов происходит образование антител и/или особых, так называемый сенсибилизированных лимфоцитов.

В патохимической стадии при повторном попадании антигенов происходит реакция соединения антигенов с антителами на мембранах тучных клеток. При этом тучные клетки выделяют биологически активные вещества — гистамин, брадикинин, серотонин, лейкотриены, ацетилхолин. Большинство из этих веществ обладает бронхоконстрикторным действием. Некоторые биологически активные вещества, главным образом брадикинин, вызывают также воспаление и набухание слизистой оболочки бронхов.

Патофизиологическая стадия характеризуется непосредственным развитием симптомокомплекса бронхиальной астмы в результате воздействия на бронхи и бронхиолы медиаторов, выделенных в патохимической стадии. При этом происходит спазм бронхов и бронхиол, гиперергическое воспаление с повышенной экссудацией и отеком слизистой оболочки бронхов, гиперсекрецией слизистых желез. Спазм и отек слизистой оболочки вызывают резкое сужение просвета мелких бронхов и бронхиол и нарушение их проходимости. Аллергическая реакция может протекать по немедленному и замедленному типу. При первом типе — приступ удушья развивается сразу или через 10-15 минут от начала контакта с антигеном. При немедленном типе удушье развивается через несколько часов после контакта с антигеном. Немедленный тип реакции характерен для атопической бронхиальной астмы. Замедленный тип реакции специфичен для инфекционно-зависимой бронхиальной астмы. Важное значение в патогенезе бронхиальной астмы играет снижение порога чувствительности рецепторов бронхов к холинергическим и адренергическим воздействиям, то есть повышенная реактивность бронхов. Она может быть врожденной, обычно при атопической форме заболевания, или приобретенной, при инфекционнозависимой бронхиальной астме.

А в основе развития не иммунологической бронхиальной астмы лежат нарушения реактивности (чувствительности) бронхов к различным воздействиям. Наибольшее распространение среди не иммунологических форм бронхиальной астмы, является астма, вызываемая физическим усилием и аспириновая астма. Значительно реже в основе развития не иммунологической бронхиальной астмы лежат различные эндокринные нарушения, психогенные, метеорологические и другие факторы факторы.

1.2 Клиника, осложнения, диагностика бронхиальной астмы

Болезнь проявляется с чередованием приступов и ремиссии. За несколько минут или дней до приступа предвестниками заболевания могут быть: чихание, зуд глаз, слезотечение, сухой кашель, нарушение сна.

Основным и обязательным клиническим признаком бронхиальной астмы — приоритетной проблемой — является приступ удушья, который чаще всего провоцируется контактом с аллергеном, обострением бронхолегочной инфекции, физической нагрузкой и другими факторами. При инфекционно-аллергической астме приступы чаще возникают в сырую влажную погоду.

Приступ удушья начинается с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой, появляются экспираторная одышка с участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, дистанционные хрипы. Возникает тахикардия, повышается артериальное давление.

В межприступном периоде при атопической форме заболевания больные могут не предъявлять жалоб и чувствовать себя практически здоровыми. При инфекционно-зависимой бронхиальной астме у больных в межприступном периоде выявляются клинические, рентгенологические и функциональные признака хронического бронхита и эмфиземы легких. Частота приступов определяет тяжесть течения бронхиальной астмы. При легком течении заболевания приступы возникают 2-3 раза в год, купируются приемом лекарств внутрь, в межприступном периоде бронхоспазма нет. При средней тяжести заболевания приступы возникают 3-4 раза в год, протекают тяжелее, купируются инъекциями лекарств, между приступами не резко выраженный бронхоспазм. При тяжелом течении заболевания приступы возникают 5 и более раз в году, тяжело протекают, плохо купируются, часто возникают астматические состояния.

В течение приступа бронхиальной астмы различают три периода:

1) период предвестников или ауры,

2) период разгара или собственно удушья,

3) период обратного развития.

Период предвестников наступает за несколько минут, часов, а иногда и дней до приступа. При атопической форме бронхиальной астмы аура обычно проявляется мигренью, вазомоторным ринитом с обильным отделением слизи из носа, чиханием, першением в горле, приступообразным кашлем, крапивницей, зудом кожных покровов, головной болью, чрезмерным диурезом. При инфекционно-аллергический бронхиальной астме аура в большинстве случаев выражается приступообразным непродуктивным кашлем и экспираторной одышкой.

Период разгара представляет собой собственно удушье. Приступы бронхоспазма у больных бронхиальной астмой обычно однотипны: они внезапно возникают, постепенно нарастают и продолжаются от нескольких минут до нескольких часов или даже суток. Иногда приступ удушья начинается ночью. Больной просыпается от чувства стеснения в груди и у него возникает удушье. Приступ удушья характеризуется резко выраженной экспираторной одышкой на фоне ограничения подвижности грудной клетки. При этом вдох становится коротким, а выдох медленным — в 2-4 раза длиннее вдоха. Грудная клетка занимает инспираторное положение и постоянно находится в фазе глубокого вдоха. В дыхании участвуют мышцы плечевого пояса, спины и брюшной стенки. Во время приступа больной занимает вынужденное положение ортопноэ. Он сидит на постели или на стуле, нагнувшись вперед, и опирается руками о колени для включения в акт дыхания вспомогательных мышц грудной клетки. При дыхании раздуваются ноздри. Речь во время приступа почти невозможна, больной обеспокоен, испуган. Дыхание становится шумным, на расстоянии слышны свистящие хрипы, которые в большей степени проявляются на фазе выдоха.

Астматический статус — это синдром острой дыхательной недостаточности, развивающийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии эуфиллином и симпатомиметиками.

Развитию астматического состояния способствуют следующие факторы: обострение или присоединение воспалительного процесса в бронхолегочной системе, переохлаждения, физические перегрузки, неадекватная терапия — бесконтрольное длительное применение симпатомиметиков, седативных, антигистаминных препаратов.

В течение астматического статуса выделяют три стадии.

1-я стадия — относительной компенсации,

2-я стадия — декомпенсации или «немого легкого»

3-я стадия — гипоксическая гиперкапническая кома.

Стадия относительной компенсации характеризуется частыми, длительными, полностью не купирующимися приступами удушья. В межприступном периоде бронхиальная проходимость полностью не восстанавливается, и сохраняются признаки бронхоспазма. Наблюдается мучительный приступообразный кашель с трудно отделяемой вязкой мокротой. Больные занимают вынужденное положение ортопноэ, дыхание учащается до 40 в 1 минуту, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы. На расстоянии можно услышать шумное дыхание и интенсивные сухие свистящие хрипы. Выраженный цианоз и бледность кожных покровов. При легких перкуссии — коробочный звук, при аускультации — мозаичное дыхание, в нижних отделах дыхание практически не выслушивается, а в верхних отделах определяется жесткое или ослабленное дыхание с удлиненным выдохом и относительно небольшим количеством сухих хрипов. Обращает на себя внимание несоответствие между интенсивностью шумов, выслушиваемых на расстоянии (их много и они интенсивные) и при локальном выслушивании стетоскопом (небольшое количество сухих хрипов довольно низкой интенсивности). Характерны признаки гипоксического нарушения функции центральной нервной системы — раздражительность, возбуждение, иногда бред и галлюцинации. Со стороны сердечно-сосудистой системы выявляется тахикардия до 120 в 1 минуту, аритмии, боли в области сердца, признаки правожелудочковой недостаточности — набухание шейных вен. На ЭКГ — перегрузка правого сердца.

Стадия декомпенсации или «немого легкого» или прогрессирующих вентиляционных нарушений характеризуется тотальной обструкцией бронхов и бронхиол слизистыми пробками. При этом резко снижается дыхательная поверхность легких, нарастают признаки дыхательной недостаточности, развиваются глубокие нарушения газообмена. Эта стадия отличается крайне тяжелым состоянием больного, резко выраженной одышкой. Дыхание становится поверхностным, больные занимают вынужденное положение ортопноэ и судорожно хватают воздух ртом. Кожные покровы бледно-серые (так называемый чугунный цианоз), шейные вены набухают. Из-за резкой гипоксии мозга у большого наступает аппатия, заторможенность, периодически сменяющаяся возбуждением. Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается частый до 140 ударов в 1 минуту пульс, аритмии, понижение артериального давления, резкое приглушение тонов сердца.

Третья стадия астматического статуса характеризуется впадением больного в гипоксическую гиперкапническую кому. Общее состояние крайне тяжелое, критическое. Больной находится без сознания. Перед полной потерей сознания возможны судороги. Отмечается разлитой диффузный цианоз. Дыхание поверхностное, аритмичное. Возможно появление дыхания Чейн-Стокса, Биота.

Потенциальными проблемами бронхиальной астмы могут быть:

2. Острая и хроническая дыхательная недостаточность

5. Легочно-сердечная хроническая недостаточность

При осмотре кожные покровы бледные, сухие, наблюдается цианоз той или иной степени выраженности в зависимости от тяжести приступа. При выдохе из-за резкого повышения внутригрудного давления набухают шейные вены. На высоте приступа появляется или усиливается кашель с небольшим количеством вязкой трудно отделяемой мокроты.

При физикальном исследовании ярко проявляются все симптомы синдрома бронхиальной обструкции и эмфиземы легких. Экспираторная одышка. Инспираторное положение грудной клетки. Надключичные ямки и межреберные промежутки втягиваются во время вдоха и выбухают во время выдоха. Голосовое дрожание ослаблено. При сравнительной перкуссии определяется коробочный звук из-за повышения воздушности легких. При аускультации выявляется ослабленное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество сухих свистящих хрипов. Со стороны сердечно сосудистой системы во время приступа наблюдается тахикардия, приглушенность тонов сердца. Приступ может вступить в фазу обратного развития или перейти в астматический статус, который нередко завершается гипоксической комой и даже смертью больных. Период обратного развития приступа может иметь разную продолжительность — от нескольких минут до нескольких часов и даже суток. Приступ бронхиальной астмы завершается разжижжением и отхождением мокроты. При этом появляются низкие жужжащие сухие и разнокалиберные влажные хрипы. Удушье проходит постепенно. После приступа больные чувствуют общую слабость, жажду и нередко голод.

При рентгенологическом исследовании во время приступа бронхиальной астмы выявляются признаки острой эмфиземы: повышенная прозрачность легочных полей, горизонтальное положение ребер, расширение межреберных промежутков, низкое стояние диафрагмы. В межприступном периоде у больных с атопической бронхиальной астмой каких-либо рентгенологических изменений найти не удается. При инфекционно-зависимой бронхиальной астме — выявляются признаки бронхита, эмфиземы, очагового пневмосклероза.

При исследовании крови во время приступа отмечается умеренный лимфоцитоз и эозинофилия. Спирографическое и пикфлуометрическое исследование выявляют нарушение бронхиальной проходимости: снижение жизненной емкости легких, снижение объема форсированного выдоха за первую секунду и индекса Вотчала-Тиффно, снижение максимальной вентиляции легких, снижение объемной скорости выдоха. При микроскопии мокроты у больного бронхиальной астмой находят большое количество эозинофилов, спирали Куршмана (слизистые тяжи, представляющие собой слепки бронхов) и кристаллы Шарко-Лейдена (остатки ядер эозинофилов).

Биохимические исследования крови обнаруживает увеличение уровня альфа-2 и гамма глобулинов.

На ЭКГ в период приступа выявляются признаки перегрузки правого предсердия и признаки легочного сердца.

Как вспомогательные устройства применяют спейсер и пикфлоуметр.

Спейсер — это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Единственное предназначение спейсера — обеспечение максимальной эффективности и безопасности при применении дозированных аэрозольных ингаляторов.

Пикфлоуметр может использоваться как в больнице, так и дома, чтобы узнать, насколько легко человек дышит.

— Он помогает врачу установить, болен ли человек астмой

— Он помогает оценить, насколько тяжел приступ астмы

— Он помогает оценить, насколько эффективно лечение

Если больной пользуется пикфлоуметром дома каждый день, он может обнаружить начинающиеся проблемы с дыханием еще до того, как у него появятся кашель и хрипы. В этом случае он может заблаговременно принять меры, увеличив дозы лекарств.

1.3 Лечение, профилактика бронхиальной астмы

Лечение разделяется на мероприятия во время приступа (купирование приступов, предупреждение прогрессирования заболевания) и направленные на предотвращение повторных рецидивов. При лечении назначается диета, медикаментозное лечение и как средство вторичной профилактики, и как вспомогательный элемент терапии приступов астмы — лечебная физическая культура.

При бронхиальной астме назначается лечебный стол №9, цель которого — нормализовать обменные процессы, облегчить симптомы и предупредить новые приступы болезни. Энергетическая ценность ежедневного меню находится в пределах нормы, легкоусвояемые углеводы исключаются, употребление специй и приправ допускается в очень скудном количестве. Еду рекомендуется готовить в пароварке, отваривать, либо запекать. Допускается тушение продуктов. Лечебный стол №9 подразумевает частое употребление пищи, примерно до пяти раз в день.

Гипоаллергенная диета при бронхиальной астме должна иметь следующий состав и калорийность:

· протеины — от 100 до 130 г;

· количество сложных углеводов — 300 г;

· среднесуточная энергетическая ценность — от 2600 до 2700 ккал;

· количество употребляемой жидкости — от 1,5 до 1,8 л;

· количество употребляемой соли в сутки — до 10 г;

· рекомендуемая температура употребляемой пищи — от +15 до +65°C.

Терапия бронхиальной астмы складывается из купирования приступа удушья и воздействия на основные патогенетические механизмы заболевания у каждого конкретного больного — базисная терапия. Для купирования бронхоспазма используются три основных группы лекарственных препаратов бронхолитического действия. Наиболее мощный бронхолитический эффект оказывают симпатомиметики. Механизм их действия заключается в повышении функциональной активности бета-адренергических рецепторов мускулатуры бронхов. Наибольшее распространение в клинике получили следующие симпатомиметики: ингаляторы с бриканилом, сальбутамолом, беротеком, формотеролом, вентолин, вальмокс, серевент. Бронхолитики миотропного действия — ксантиновые производные занимают второе место по бронхолитической активности. К ним относятся эуфиллин, диафиллин, аминофиллин. Чаще всего используют внутривенное введение 5-10 мл 2,4% раствора эуфиллина. Холинолитики (атропин и платифиллин) менее эффективны при купировании бронхоспазма, чем симпатомиметики и эуфиллин. Поэтому их чаще назначают в комплексе с другими препаратами. Помимо бронхолитиков для купирования приступа удушья назначают препараты, способствующие разжижжению и отхождению мокроты, например, йодистый калий, йодистый натрий.

Читайте также:  Препараты при бронхиальной астме для купирования приступа

Самомассаж и лечебная физкультура улучшают крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивают подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчают отхождение мокроты, способствуют рассасыванию остаточных явлений воспалительного процесса, повышают работоспособность больных.

Использование лечебных грязевых процедур совместно с ЛФК (и массажем) способствует более быстрому улучшению здоровья больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания.

Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы

Независимые сестринские вмешательства

1. Прекратить контакт с аллергеном (если это возможно)

3. Расстегнуть стесняющую одежду

4. Помочь пациенту принять вынужденное положение (сидя с упором на руки)

5. Обеспечить доступ свежего воздуха (при возможности провести оксигенотерапию 30%-40% увлажненным кислородом), дать горячее питье

6. Провести перкуторный массаж грудной клетки

7. Спросить у больного: «Какие препараты обычно помогают и сколько раз ими воспользовались?»

8. Применить ингаляторы с адреномиметиками: астмопентом, беротеком, сальбутамолом или другими (2 ингаляции с интервалом 5-8 минут)

9. Осуществлять контроль АД, пульса и ЧДД

10. Подготовить к внутривенному введению 10 мл 2,4% раствора эуфиллина

3. При отсутствии признаков передозировки симпатомиметиков (тахиаритмии, артериальная гипертензия) — повторная ингаляция астмопента или беротека (при наличии у больного) или подкожно 0,3—0,5 мл 0,1% раствора адреналина.


4. При отсутствии эффекта через 10-15 мин внутривенно медленно ввести 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина, при остаточном бронхоспазме эффект может быть закреплен повторным внутривенным капельным введением 10 мл 2,4% раствора эуфиллина в 200-400 мл 0,9% раствора натрия хлорида,


5. Если приступ носит тяжелый характер или не купируется в течение 30 мин -1 часа, внутривенно капельно ввести 100-150 мг гидрокортизона или 50-100 мг преднизолона в 200 мл 0,9% раствора натрия хлорида, при необходимости введение повторить через 1-2 ч.


6. После ликвидации приступа или в случае отсутствия эффекта от проводимой терапии (что может свидетельствовать о развитии астматического состояния) — эвакуация в больницу санитарным транспортом в положении сидя или лежа на носилках с приподнятым головным концом в сопровождении врача, при необходимости продолжать ингаляции кислорода.


При неинфекционно-зависимой форме заболевания прежде всего необходимо устранить воздействие аллергена на организм: смена места жительства во время цветения амброзии, исключение аллергизирующих пищевых продуктов.


В лечении бронхиальной астмы широко используются физиотерапевтические методы лечения, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, массаж, иглорефлексотерапия, климатотерапия и бальнеолечение. В период ремиссии заболевания показано санаторно-курортное лечение.


8. Подготовить к внутривенному введению: гидрокортизон (100-200 мг) или преднизолон (100-150 мг), 10 мл 10% раствора иодида натрия, 200-400 мл 4% раствора бикарбоната натрия, солевые растворы для внутривенного капельного введения (изотонический раствор хлорида натрия, раствор Рингера и пр.)


2. Внутривенно дробно ввести 100-150 мг преднизолона или 150-200 мг гидрокортизона с интервалом 2-3 часа. При отсутствии эффекта введение кортикостероидов повторять в возрастающих дозах.


3. Для борьбы с дегидратацией проводить инфузионную терапию изотоническим раствором хлорида натрия, 5% раствором глюкозы, реополиглюкином (2-3 литра в сутки и более).


4. Для борьбы с ацидозом внутривенно капельно ввести 200-400 мл 4% раствора бикарбоната натрия. Внутрь дать 4-6 г гидрокарбоната натрия в 100-200 мл воды.


6. Для улучшения микроциркуляции в малом круге кровообращения внутривенно ввести 5000-10000 ЕД гепарина.


7. При явлениях отека легких назначают мочегонные препараты (40-80 мг лазикса внутривенно). При развитии острой правожелудочковой недостаточности см. соответствующий раздел.


8. При возбуждении внутримышечно ввести 1 мл 3% раствора феназепама. Омнопон, промедол, димедрол для этих целей не применять!


9. После устранения ацидоза и восстановления реактивности бронхов показаны повторные введения эуфиллина в суточной дозе до 2 г (около 80 мл 2,4% раствора): внутривенно медленно 10 мл 2,4% раствора и внутривенно капельно по 10-20 мл 2,4% раствора в 200 мл 0,9% физиологического раствора.


10. При отсутствии эффекта от проводимой терапии показан перевод больного на управляемое дыхание и промывание бронхов с помощью бронхоскопа.


Профилактика бронхиальной астмы включает в себя устранение из окружающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональными вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфекции (особенно в носоглотке). Выделяют два метода профилактики — предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.


Основное направление первичной профилактики бронхиальной астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит). Наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.


Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:


— наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);


В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.


Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы.


Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из 5 этапов.

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, кашля, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) не переносит.

В диагностике БА важную роль играет — тщательно собранный анамнез:

Что предшествует приступу удушья:

— контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА;

— воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно — зависимым вариантом;

— при гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов;

— при дизовариальном варианте — ухудшение состояния в связи с менструальным циклом;

— нервно — психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно — психического варианта;

— физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов;

— приём аспирина или других НПВП;

— отягощённая наследственность: наличие бронхиальной астмы и аллергических заболеваний у кровных родственников.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение), измеряется АД (снижено).

II этап: определение проблем пациента

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

— есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)

— спать (приступы удушья по ночам, утром).

— двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)

— избегать опасностей (возможность развития осложнений)

— общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами — запахи духов)

— нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)

— работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)

Возможные проблемы пациента:

— кашель с трудноотделяемой мокротой

— снижение физической активности

— депрессия из-за приобретенного заболевания

— страх неустойчивости жизнедеятельности

— недооценка тяжести состояния

— страх из-за возможности возникновения повторных приступов

— дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,

— утрата трудоспособности, ивалидизация

— материальные трудности в связи со снижением трудоспособности

— невозможность смены места жительства

— дефицит духовного участия

— риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких.

III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

IV этап: реализация сестринских вмешательств

— зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;

— независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;

— взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема. [4]

Медицинская сестра при уходе за больными бронхиальной астмой не должна пользоваться кремами с сильным запахом, духами и другими аромат содержащими средствами, поскольку все это может спровоцировать приступ.

Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование — это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода. Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, согласовав действия с врачом.

2.2 Выявление факторов риска у пациентов с бронхиальной астмой

В исследовании участвовали 20 пациентов.

Выявлены следующие факторы риска:

— аллергены — у 16 пациентов — 80%:

· шерсть — у 6 пациентов — 30%

· цветения — у 2 пациентов — 10%

— инфекция верхних дыхательных путей — у 2 пациентов — 10%

— профессиональные факторы — у 1 пациента — 5%

генетический фактор выявлен — у 18 пациентов — 90%

используют в домашних условиях пикфлоуметр:

Посещают «Школу здоровья» — 6 пациентов — 30%

Выявлены вредные привычки:

— чрезмерное употребление алкоголя — у 4 пациентов — 20%

Таким образов, выявление факторов риска у пациентов с бронхиальной астмой показало, что наибольшее значение имеет генетический фактор (90%), и аллергены (80%). А наименьшее — инфекции верхних дыхательных путей (10%) и профессиональные факторы (5%).

2.3 Анализ роли медицинской сестры в осуществлении сестринской помощи для снижения уровня возможных осложнений при бронхиальной астме

Пациент Марченко Н., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение.

Диагноз: бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.

Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.

В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.

Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 84 ударов в мин., АД 150/100 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно-легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно-жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.

Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.

I. Нарушенные потребности пациента:

— есть (необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты)

— пить (необходимость приема обильного теплого щелочного питья)

— быть здоровым (заболевание)

— избегать опасности (возможность развития осложнений)

источник