Меню Рубрики

Психопрофилактика при бронхиальной астме

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

[Профилактика бронхиальной астмы] имеет огромное значение в предупреждении развития заболевания, а также в остановке процессов осложнения недуга.

Чтобы знать, какие профилактические меры следует предпринимать при бронхиальной астме, необходимо понять, от чего развивается болезнь, и что является ее причинами.

[Бронхиальная астма] представляет собой хроническое воспаление органов дыхательной системы. Данный недуг сопровождается приступами удушья, при которых больному становится трудно дышать.

Иногда приступы могут быть настолько серьезными, что возможен и летальный исход (хотя такое случается крайне редко).

Приступ удушья происходит из-за того, что резко сужается просвет в ветвях бронхиального дерева. При попадании раздражителя внутрь бронхов их гладкая мускулатура резко сокращается, сужая просвет дыхательных путей.

Кроме того, внутренний слизистый слой бронхов также реагирует на раздражителя и начинает усиленно вырабатывать секрет. При этом просвет бронхов заполняется большим количеством слизи.

В итоге, просвет бронхиальных путей может вообще исчезнуть, и, соответственно, воздух не имеет возможности проникнуть в легкие. Наступает удушье.

У человека, страдающего бронхиальной астмой, приступ удушья могут вызвать так называемые внешние факторы, представленные ниже.

Это самая большая группа факторов, влияющих на развитие приступов. Наиболее распространенным аллергеном выступает домашняя пыль и живущие в ней пылевые клещи.

Пыль накапливается в коврах, книгах, подушках, одеялах, обивке мебели и т. д. Шерсть домашних животных также провоцирует приступы бронхиальной астмы.

Пух и перья птиц. У астматиков не должно быть в доме перьевых подушек и пуховых одеял.

Пыльца растений. Астматические обострения происходят чаще всего в период цветения растений и, особенно, в ветряную погоду.

Резкие запахи. Запах краски, густые тяжелые парфюмы и т. д. также вызывают удушье.

От некоторых продуктов питания астматикам стоит отказаться. К ним относятся яйца, рыба, цитрусовые, персики, орехи и пр.

На вирусы, бактерии, грибки бронхи пациента с астматической предрасположенностью могут слишком бурно отреагировать и вызвать бронхоспазм, влекущий за собой приступ.

Употребление слишком много жирной, калорийной пищи влечет за собой появление лишнего веса.

Лишний вес, в свою очередь, ведет к сбою работы сердечно-сосудистой системы и приводит к возникновению одышки, снижению подвижности.

Это один из шагов на встречу к бронхиальной астме. Кроме того, потребление соленой пищи приводит к накоплению жидкости в организме.

В итоге, поднимается артериальное давление, что может спровоцировать приступ удушья.

Риск развития бронхиальной астмы гораздо выше в регионах с жарким и сухим климатом, или напротив, слишком холодные и влажные климатические условия способствуют частым простудным заболеваниям, которые могут приобрести хронический характер и перерасти в бронхиальную астму.

В крупных мегаполисах и промышленных городах воздух, как правило, слишком загрязнен выхлопными газами и производственными выбросами в атмосферу. Даже организм здорового человека реагирует на такой воздух, не говоря уже об астматиках.

Волнения, стрессы приводят к учащенному сердцебиению и повышению артериального давления. Дыхание при этом учащается и может привести к приступу бронхиальной астмы.

При вдыхании табачного дыма токсины, присутствующие в нем, разъедают защитный внутренний слой бронхов, а смолы оседают на стенках.

Они также приводят к усиленной работе сердечно-сосудистой системы, учащению дыхания, что содействует возникновению приступа.

Со всеми перечисленными внешними факторами встречается каждый житель планеты. Однако, далеко не у всех развивается бронхиальная астма.

Для этого должны быть внутренние причины, к которым можно отнести:

  • Наследственность
    Если в роду имеются близкие родственники, страдающие атопическим дерматитом, аллергическими реакциями, то вполне возможно возникновение бронхиальной астмы. Но не стоит забывать, что по наследству передается не сама болезнь, а только предрасположенность к ней. Разовьется или нет бронхиальная астма на фоне этой предрасположенности, зависит от того, какой образ жизни будет вести человек, в каких условиях проживать и т. д.
  • Гиперчувствительность и повышенная реактивность бронхов
    Иногда пациент с рождения имеет чрезмерную чувствительность бронхов к раздражителю, что способствует развитию бронхиальной астмы.
  • Нарушения в иммунной системе
    При ослабленном иммунитете организма развиваются хронические заболевания дыхательной системы, что нередко ведет к бронхиальной астме. С другой стороны, высокая активность иммунных клеток вызывает аллергическую реакцию и развитие на этом фоне недуга.
  • Дефекты эндокринной системы
    Сбой в работе эндокринных желез зачастую связан с аллергическими проявлениями.

В зависимости от того, какие причины послужили развитию недуга, существуют следующие формы бронхиальной астмы.

Для экзогенной формы бронхиальной астмы характерно появление приступов удушья при попадании на слизистую оболочку бронхов аллергенов неинфекционного характера.

Это домашняя пыль, пыльца растений, шерсть домашних животных, запахи и пр.

Сюда же можно отнести и табачный дым, при оседании которого мелкие бронхиолы полностью забиваются слизью, что сначала приводит к появлению хронического кашля, а затем может дойти и до бронхиальной астмы.

Эндогенная форма астмы развивается под воздействием инфекций, чрезмерного охлаждения, физических перегрузок, психологических причин.

Прием аспирина у некоторых пациентов также вызывает приступы удушья. Это происходит из-за содержания в лекарстве веществ салицилатов. Такие же вещества содержатся в сале, луке, копченостях.

Когда экзогенная и эндогенная формы бронхиальной астмы объединяются, то получается смешанная астма, лечение и профилактика которой усложняется из-за большого количества причин, вызывающих ее.

Читайте также:  Ингаляции при бронхиальной астме в аллергию

Профилактика бронхиальной астмы условно делится на первичную и вторичную.

Первичная профилактика болезни подразумевает устранение, прежде всего всех причин, провоцирующих развитие бронхиальной астмы.

Первичная профилактика рекомендуется и здоровым людям, имеющим биологические дефекты, которые могут дать старт бронхиальной астме. К профилактическим мерам первичного характера можно отнести следующее:

  • В качестве профилактики бронхиальной астмы необходимо перейти на правильное и здоровое питание.
  • Для ухода за телом и лицом косметика также должна быть максимально щадящей.
  • Для уборки дома и стирки одежды необходимо использовать только гипоаллергенные средства.
  • Устранение контакта с домашними животными.
    Как бы человек ни любил кошек, хомячков, собак и других братьев наших меньших, ему не стоит заводить их в своем доме.
  • Содержание своего жилища в полной чистоте.
    Должна быть ежедневная влажная уборка. Необходимо устранить все возможные накопители пыли: ковры, мягкие игрушки, старые диваны, кресла и т. д.
  • Следует отказаться от духов, одеколонов, освежителей воздуха.
  • Ни в коем случае нельзя принимать лекарства без предписания врача, поскольку не только аспирин может послужить причиной удушья.
  • Курильщиком стоит расстаться со своей вредной привычкой.
  • Для профилактики бронхиальной астмы нужно заниматься физкультурой.
  • Отличными профилактическими мерами выступает отдых на курортах с благоприятным климатом. В таких местах, как правило, предусмотрены санатории для пациентов с бронхиальной астмой.

Первичная профилактика рекомендуется и здоровым людям, имеющим биологические дефекты, которые могут дать старт бронхиальной астме.

Вторичная профилактика астмы необходима для предотвращения развития осложнений у людей страдающих данным недугом, а также для сокращения числа приступов, их интенсивности и продолжительности.

При вторичной профилактике следует выполнять абсолютно все рекомендации, перечисленные в первичной профилактике.

Но к ним добавляются еще некоторые пункты:

  • В первую очередь, пациентам с бронхиальной астмой в профилактических целях назначаются противоаллергические средства.
  • Необходимо заменить все перьевые подушки и пуховые одеяла на современные гипоаллергенные, изготовленные из синтепона, холлофайбера и т. д. В этих материалах не заводятся клещи, продукты жизнедеятельности которых вызывают аллергические реакции.
  • Необходимо отказаться не только от курения, но и от алкоголя.
  • В период цветения растений рекомендуется поменять место пребывания. Можно уехать в регионы, в которых не цветет то или иное растение, взывающее аллергию.
  • Все инфекционные сезонные заболевания (синуситы, риниты, бронхиты и пр.) необходимо обязательно вылечивать, чтобы не дать им возможность перерасти в хроническую форму.
  • В качестве профилактики осложнений бронхиальной астмы следует ежедневно выполнять дыхательную гимнастику.
  • Необходимы также ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • Для укрепления организма обязательно следует принимать витамины.
  • Рекомендуется также закаливание организма, например, ежедневное обтирание прохладным полотенцем.

Итак, профилактика такой серьезной болезни, как бронхиальная астма, включает в себя несложный ряд мер, которые позволят значительно повысить качество жизни пациента.

Ведите подвижный образ жизни, оставьте вредные привычки, исключите «неправильные» продукты, и тогда у вас и ваших близких будет отличное здоровье!

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

Читайте также:  Как спать при сердечной астме

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

М.П. Билецкая, Н.О. Мельникова

Бронхиальная астма у детей и подростков и семейная психотерапия

Психосоматический подход к изучению бронхиальной астмы……………..

Этиопатогенез и клиника бронхиальной астмы………………………………

Психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой……………………………………………………………………………….

— Психологические особенности детей с бронхиальной астмой

— Психологические особенности подростков с бронхиальной астмой

Системный семейный подход к изучению бронхиальной астмы……………

— Особенности воспитания в неполной семье

— Семьи с детьми и подростками, страдающими бронхиальной астмой

Защитно-совладающее поведение членов семей детей и подростков с бронхиальной астмой………………………………………………………………

— Особенности совладающего поведения детей и подростков с бронхиальной астмой…………………………………………………………………………………

— Особенности совладающего поведения семьи при стрессе………………..

Психокоррекция и психопрофилактика………………………………………….

Бронхиальная астма — одно из наиболее часто встречающихся тяжелых аллергических заболеваний. Распространенность данной патологии среди детей, проживающих в промышленных городах России, колеблется от 0,6 до 1%. У 25-30% больных детей бронхиальная астма имеет тяжелое течение: приступы удушья возникают у них ежедневно, признаки нарушения проходимости бронхов сохраняются почти постоянно (Исаев Д.Н., 1996). Именно в этой группе больных наиболее ярко проявляются нервно-психические нарушения, которые в большой степени определяют тяжесть бронхиальной астмы. Данные нарушения могут быть обусловлены социальной дезадаптацией, хронической гипоксией, а также нежелательными эффектами медикаментозной терапии.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние десять лет, состояние здоровья населения непрерывно ухудшается. Особенно тревожно обстоят дела в педиатрии: практически здоровыми могут быть признаны лишь 10% школьников. Причём, отклонения в состоянии здоровья с возрастом лишь усиливаются: заболеваемость среди дошкольников, учащихся до 14-ти лет и выпускников школ (15-17 лет) увеличивается в 3,7 раза. По данным скрининговых обследований, только у 16% детей школьного возраста не выявляется отклонений психического здоровья. Н.П. Шабалов указывает (2004), что в структуре хронической бронхолегочной патологии у детей и подростков бронхиальная астма составляет 50-60%.

По данным Всероссийского научного общества пульмонологов, бронхиальной астмой страдают от 4 до 8% населения. У взрослых заболеваемость колеблется в пределах 5%, а у детей достигает 5-10%. Бронхиальная астма является причиной значительного снижения качества жизни человека, нередко приводя к инвалидности и даже к летальному исходу, особенно в подростковом возрасте (Балаболкин И.И., 2003). По данным медицинской статистики среди детей и подростков, больных бронхиальной астмой, преобладают лица мужского пола. (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Исаев Д.Н., 2005). Результаты многочисленных клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что от 30 до 50% лиц, обращающихся за помощью в поликлиники и стационары, страдают психосоматическими заболеваниями, то есть в этиологии указанных расстройств существенную роль играют социально-психологические факторы. Участие данных факторов в этиопатогенезе признаётся большинством исследователей, однако механизмы формирования данной патологии мало изучены (Исаев Д.Н., 1996, 2005; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Довженко Т.В., Воликова С.В., Петрова Г.А., Юдеева Т.Ю., 2000).

Читайте также:  Укол дексаметазона при приступе бронхиальной астмы

Бронхиальная астма является классическим примером полиэтиологического заболевания, в патогенезе которого взаимодействуют разнообразные компоненты: психосоматические, инфекционные и аллергические. (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Елисеева М.В., 2003; Малкина-Пых И.Г., 2003; Исаев Д.Н., 2005).

Особая роль в развитии психосоматических расстройств принадлежит базовым, формирующимся в детском возрасте психофизиологическим структурам реагирования, которые могут стать в дальнейшем основой формирования многоуровневых функциональных патологических систем, так называемых структурных аттракторов болезни (Ананьев В.А., Симаненков В.И., 1998; Исаев Д.Н., 2005).

Несмотря на множество работ, посвященных исследованиям психосоматических соотношений у детей и подростков с бронхиальной астмой, остаются не до конца изученными особенности эмоционального реагирования и защитно-совладающего поведения данного контингента больных. Помимо этого, слабо изучены закономерности формирования внутренней картины болезни в зависимости от возраста ребенка, а также характер индивидуально-психологических реакций на заболевание.

Учитывая существенное преобладание лиц мужского пола среди детей и подростков с бронхиальной астмой (1:3), возникает необходимость более глубокого изучения именно этой группы больных. Анализ клинико-психологических характеристик детей различных возрастных категорий, здоровых и больных, позволяет более полно изучить компоненты патологической психосоматической системы, что, в свою очередь, дает возможность оптимизировать мероприятия по профилактике и своевременной коррекции факторов, усугубляющих течение данного заболевания (Ананьев В.А., 1999).

Для детей и подростков многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических заболеваний в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Длительное психоэмоциональное напряжение может вызвать такие обстоятельства, как: неадекватное воспитание (жесткое, чрезмерно изнеживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личностным особенностям ребенка), развод родителей, дисфункциональные отношения в семье, неспособность родителей выполнять конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников. В результате проживание подростка в условиях неполной семьи или развода автоматически предусматривает повышение риска развития психосоматических расстройств. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении могут оказаться дети, оставшиеся без родителей, госпитализированные на длительный срок, часто меняющие коллективы сверстников или места жительства, проживающие с психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем (Исаев Д.Н., Зисельсон А.Д., 1996; Соколова Т.С., Рошлль Н.И., 1996; Хенневей П.Дж., 1998; Бройтигам В., Кристиан П., фон Рад М., 1999; Александер Ф., 2004).

В настоящее время изучение психологических особенностей детей и подростков с бронхиальной астмой остается по-прежнему актуальным, так как не выявлены характеристики эмоциональной сферы у больных в зависимости от структуры и функций семьи, а также от особенностей коммуникаций между членами семейной системы. Полученные данные позволят обеспечить исследователей (практических психологов, психотерапевтов и педагогов) знаниями, необходимыми для разработки методов выявления детей с повышенным риском заболевания и его ранней профилактики, а также психотерапевтической и психолого-педагогической помощи детям и подросткам с бронхиальной астмой.

Психосоматический подход к изучению бронхиальной астмы

Влияние эмоций на функцию дыхания. Психодинамические конфликты. Роль психосоматических симптомов при бронхиальной астме. Факторы возникновения психосоматических заболеваний. Алекситимия: определение, особенности алекситимической личности

Традиционно под психосоматическими расстройствами понимают та­кие заболевания, на возникновение и протекание которых значительное влияние оказывают психологические, психосоциальные и культурные фак­торы (Ващенко Ю., 1999).

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо извес­тно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях говорится в таких выражениях, как «перехватило», или «захватило дух». Вздох — выражение печали на соматическом уровне. Еще одним комплексным экспрессивным фено­меном, в котором участвует функция дыхания, является плач.

Наличие тесной взаимосвязи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями предполагает, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы (Зизельсон А.Д., Лапис Г.А., Поппе Г.К., 1990; Исаев Д.Н., 1996; Ващенко Ю., 1999; Филякова Е.Г., 2000; Менделевич В.Д., Соловьева С.Л., 2002; Александер Ф., 2004; Старшенбаум Г. В., 2005).

Имеются клинические наблюдения относительно влияния эмоциональных факторов на развитие астмы. Данные факторы чрезвычайно многообразны. Они включают в себя многие внезапные интенсивные эмоциональные стимулы: сексуальное возбуждение, испуг, ревность или ярость (Жуковский А.М., Маковкин В.И., Герасимов А.А., Лисеева З.А., 1988).

Центральной проблемой в этиологии бронхиальной астмы является взаимодействие между эмоциональными и аллергическими факторами. Необходимо учитывать, что астмати­ческий приступ — это симптом, непосредственной при­чиной которого является спазм бронхиол. Клинические данные указывают на то, что локаль­ный спазм может вызываться как воздействием специ­фического аллергена, так и психоэмоциональным напряжением. Особенно важно отметить, что каждый фактор в отдельности может вызвать приступ, но наиболее характерным является их комплексное воздействие. Астматическая реакция также может возникать и без нали­чия аллергена.

Психологическая метафора бронхиальной астмы — затруд­нение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этомсложном мире. Препятствия возникают у ре­бенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание — это единственная функция человека, которая появ­ляется только после рождения. Все другие признаки нашей жиз­неспособности формируются еще внутриутробно, где все жизненные потребности обеспечены ав­томатически и имеется гарантия безопасности (Астафьева Н.Г., 2005).

Момент рождения — это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?» Родители способны обеспечить безопасность иком­форт новорожденному, способствуя тем самым снижению базисного недоверия к миру. Недостаток заботы или ее избыток в равной мере ли­шают способности быть нестесненным, «дышать свободно». Дети бессознательно ищут выхода из сложившейся ситуации. При этом срабатывает жизненный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них появля­ются для того, чтобы сигнализировать о психологическом неблагополучии.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой «забывают детскую историю», но обострение заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль и одиночество (Малкина-Пых И.Г., 2003).

Психодинамическим конфликтным фактором, вызывающим бронхиальную астму, является силь­ная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери или лица, за­меняющего мать. Это лицо должно доминировать, быть заботливым, ласковым, ухаживать за больным, защищать его. Если данная поддержка не появляется, то развивает­ся астматический приступ (Александер Ф., 2004).

В. Бройтигам, П. Кристиан, М. фон Рад (1999) основное значение в развитии бронхиальной астмы отводят подавлению матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем возрасте — крика, плача.

V.von Weizsacker (1949) и M.Fuchs (1965) симптом бронхоспазма объясняют сим­волическим выражением личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивостью в решении проблемы «брать и давать».

Генри Кристалл (2000) подчеркивает, что психосоматические пациенты переживают физический дискомфорт вместе с эмоциями или вместо них. Не получив доступа к эмпатичной матери, младенец формирует перенос, при котором все доброе приписывается только идеализированной матери, поэтому ее любовь нужно получить любой ценой. Однако, пользоваться любовью — это нарушать материнские границы, и выходом становится поворот от матери к миру вещей и дел, так как они заслуживают большего доверия и их позволено контролировать.

Своей тревожной заботой мать лишает младенца права на самоконтроль и саморегуляцию, в результате его эмоциональная сфера отчуждается от когнитивной.

Гюнтер Аммон (2000) также проанализировал отношения будущего психосоматика с симбиотической матерью, которая воспринимает ребенка сквозь призму постоянной опасности его заболевания. Только болея, ребенок получает эмоциональный доступ к матери и строит свою Эго-идентичность как больной человек, жертвуя «здоровыми» эмоциональными функциями на границе своего Эго. Так образуются «дыры» в Эго, которые компенсируются развитием инструментальных функций (интеллект, память, деловые навыки), культивируемых психосоматической семьей и школой.

Таким образом, психосоматические симптомы бронхиальной астмы выполняют защитную функцию. Они компенсируют на бессознательном уровне недостаток цело­стности «Я». Целостность «Я» оказывается под угрозой из-за вызванных архаи­ческими импульсами страхов быть поглощенным, слитым, страхов фраг­ментации и психологической смерти. Поводом для этих стра­хов может быть стрессовая ситуация, однако действительная их причина, по мнению психоаналитиков, связана с дефицитами в структуре Эго. Эго психосоматиков недостаточно цельное и интегрированное, ему не хватает определенности «телесных границ», чувства Эго-идентичности («Я» есть «Я»). Именно поэтому в минуты опасности актуализируются перечисленные вы­ше страхи (Ващенко Ю., 1999; Аммон Г., 2000).

Возникновение и развитие бронхиальной астмы также рассматривалось в свя­зи с механизмами общего адаптационного синдрома (теория стресса Г. Селье). Согласно данной теории, возникновение соматических симптомов связано со степенью интенсивности или продолжительности стрессовых жизненных событий. Природные и техногенные катастрофы, утрата близких, крупные перемены в жизни, — все это примеры потенциально стрессогенных событий. Сталкиваясь с действием стрессового стимула, организм по­следовательно проходит три стадии адаптации: тревоги, сопротивления и истощения. Функция общего адаптационного синдрома состоит в подго­товке и мобилизации к активным или защитным действиям. Если действие стимула не прекращается, то развивается стадия ис­тощения, что может привести к значительным физиологическим сдвигам в орга­низме (например, приступ бронхиальной астмы).

Таким образом, в генезе бронхиальной астмы необходимо учитывать следующие факторы.

Факторы возникновения психосоматических заболеваний

1) Внутренний конфликт сознательного и бессознательного в личности человека.

2) Условная выгодность симптома для пациента. Благодаря симптому (астматический приступ, боль в животе или головная боль), можно переключиться на лечение и не решать проблемы.

3) Эффект внушения (другим лицом).Часто дети демонстрируют поведение, соответствующее внушенному, которое автоматизируется и переходит во взрослую жизнь.

4) «Элементы органической речи». Болезнь может быть физическим воплощением фразы (высказывания: «эти проблемы меня душат», «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы).

5) Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела.

6) Самонаказание. Бессознательное наказание себя за поступок, который сам больной оценивает негативно.

7) Травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего детского возраста.

Алекситимия (греч., «нет слов для чувств») — это неспособность осознавать и описывать свои эмоции, различать чувства и ощущения. Данное понятие в психотерапевтическую практику ввел Поль Сифнеос (1972, 1973).

Психосоматическим больным с выраженной алекситимией свойственно общее ограничение аффективной жизни и фантазий. Им тяжело подобрать слова для описания чувств, проявлять эмпатию, они редко плачут и почти не видят снов. Их мышление направлено на механическую функциональную сторону описываемого события. Они монотонно и подробно излагают хронологически упорядоченные поступки, реакции, ситуации из обыденной жизни, ориентируясь прежде всего на вещественный мир (Малкина-Пых И.Г., 2003; Старшенбаум Г.В., 2005).

Внутренние диалоги алекситимической личности смазаны, слитны. Их речь не затрагивает внутренний мир, часто производит впечатление эмоциональной тупости и утомляет собеседника. Основным способом самовыражения являются жесты и действия, нередко импульсивные, при этом их моторика отличается ригидностью.

Во взаимоотношениях эти люди склонны к выраженной зависимости или избеганию и одиночеству. Данные особенности в полной мере соответствуют интрапсихическому конфликту, характерному для больных с бронхиальной астмой. Они могут быть хорошими товарищами и совсем не быть друзьями. Их связи с социальным и культурным окружением достаточно формальны. В сложных жизненных ситуациях алекситимики испытывают неопределенные, недифференцированные страдания, проявляют склонность к различным злоупотреблениям: пищевым, алкогольным, лекарственным.

Формирование алекситимических блоков происходит в семейной среде. Этому способствуют такие эмоционально-личностные особенности родителей, как: тревожность, гиперответственность, перфекционизм, алекситимия. В данных семьях существует запрет на выражение чувств, либо происходит вытеснение переживаемых эмоций.

Симбиотическая связь с матерью во многом определяет возникновение алекситимии у ребенка: мать чрезмерно опекает, постоянно успокаивает его, в связи с чем он может засыпать только на ее укачивающих руках. В результате сохраняется симбиотическая связь с матерью на языке тела и не развивается способность к выражению своего состояния с помощью знаков и символов.

Больные с психосоматическими расстройствами с выраженными алекситимическими блоками используют незрелые механизмы психологической защиты, такие как:

При этом происходит тотальная идентификация с ключевым объектом, играющим для них родительскую роль. Потеря этого объекта (реальная или предполагаемая) провоцирует психосоматическую болезнь или приводит к ее обострению.

Согласно концепции алекситимии, больные, страдающие психосоматическими расстройствами, не могут описать свои эмоциональные состояния. Они также не могут охарактеризовать свои болезненные проявления в достаточной степени полно. Невысказанные, неотреагированные эмоции поддерживают психоэмоциональное напряжение больного и закрепляют психосоматический компонент бронхиальной астмы.

Контрольные вопросы:

1. Какие расстройства называются психосоматическими?

2. В чем заключается суть психодинамического конфликта при бронхиальной астме?

3. Перечислите факторы возникновения психосоматического заболевания.

4. Назовите особенности алекситимической личности.

источник