Меню Рубрики

Музыкальный инструмент при астме

Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно неочевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.

Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.

Сфера использования этих инструментов крайне широка: джазовые, духовые, симфонические оркестры, ансамбли различных составов академического, эстрадного, авангардного и других жанров. В настоящее время духовые инструменты часто используются в вокально-инструментальных коллективах различных поп- и рок-направлений.

Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.

Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.

Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.

Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка в музыкальную школу, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.

Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа брюшной полости, паховая или пахово-мошоночная грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.

Общепринятые возрастные рекомендации таковы:

  • с 3-4 лет – блокфлейта;
  • с 9-10 лет – флейта, гобой;
  • с 10-11 лет – кларнет, начинающий этап обучения — кларнет ми-бемоль (es);
  • с 11-12 лет – саксофон, альт, тенор, баритон, труба;
  • с 12-13 лет – валторна, туба;
  • с 14 лет – фагот, тромбон;

Обычно до перехода на основной духовой инструмент проводится обучение на блокфлейте, а до того – подготовительные или развивающие занятия музыкой.

Надеюсь, что эта статья поможет вам в выборе музыкальной специальности, учитывая особенности вашего ребенка.

источник

Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.

Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?

Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».

А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.

Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.

Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.

Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.

Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?

Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.

На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.

Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:

  • Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
  • Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
  • Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
  • Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
  • Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
  • Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.

Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.

Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.

И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.

Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.

Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.

Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.

Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.

Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.

Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.

Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.

Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.

Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.

Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.

Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.

Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.

Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.

Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.

Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.

Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.

Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.

Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.

Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.

На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.

К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.

Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.

Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.

Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.

Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.

источник

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, -консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Расстановщик Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Арт-терапевт Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, КПТ-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.
Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.
После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Кто про что,а вшивый про баню. Что,на вашей флейте,желающих играть,не находится?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Автор, сколько вам лет? Если вы старше переходного возраста, то игра на духовых инструментах . ?

немного не по теме но все таки важно не волноваться во вторых зимой шарф лучше натягивать по детски на нос так защищаются легкие от агрессивного холодного воздуха и еще барсучий жир почитайте о нем тоже очень помогает

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характер)

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

если дефицит меди то на медном.если дефицит железа то на железном.к сожалению при дефиците SH-групп очень трудно подобрать инструмент, состоящий из них.

но вот я лично сакс рекомендую, он самый тяжелый (по дыхалке)И самый красивый по исполнению))))

Небольшая оговорка. Не сакс, а сeкc. Оральный. Тут нужны большие навыки. Советую.

Почему дет. Сад ? Кто вам это сказал ? При паразитах приступы бывают ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

Читайте также:  61 случай от астмы до язвы

От чего же? На моей флейте постоянно играют. Но я, как истинный ценитель, постоянно ищу новых игроков. Как насчет того, чтобы, возможно, именно вам сыграть на этот раз?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Про шарик читала , но ещё прочла , что его можно заменить этим способом . да,да я вот насчёт перерасти . А в каком возрасте уже поздно ? Переходный — это конкретно сколько лет ?

Земля,к вашему не круглая)))У моего ребенка астма. Паразитов нет. Смешно читать таких умников.

Я не умник,просто таких как Вы умников вылечила 15 человек от астмы,они тоже вначале кричали,что у них нет паразитов,а когда увидели их в унитазе,в транс впали.

Я поняла о чем вы. Паразиты могут и в бронхи попасть и могут просто кровь отправлять как аллергены. Эозинофилов проверяют в крови для этоготи сдают анализы. Я де писала видов и причин астмы много . Но это не бронхиальная . и плюс для того кого я интересуюсь человека ему делали зондирование , что бы исключить вероятность паразитов.

Зондирование ни о чем не говорит,не всех паразитов можно увидеть даже в микроскоп,но все астматики которые проходили антипаразитарную программу чудесно выздоравливали.

Вы имеете ввиду , что зачем искать если их можно сразу травить так ? А если ничего нет и вред только больше нанесешь ?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Вы явно неверно используете терминологию. Астма это проявление аллергической (чаще всего) реакции в виде приступов удушья. Провоцировать такие приступы могут, например, пылевые клещи или клещи, живущие в постельном белье. Вы их называете паразитами? И о реакции на них пишите? В противном случае ваши слова-бред. Астма связана с недостатком в организме гормонов-глюкокортикостироидов, а паразиты даже физически, если и поселяются в организме, то не в легких.

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

я работаю в музыкальной школе 17 лет, преподаю флейту. В этом году у меня заканчивает школу пятнадцатилетний парень, который пришёл ко мне учиться в 5 лет именно по причине страшенных приступов астмы, с постоянным прибытием в стационарах. На протяжении занятий на блок флейте, а потом и на поперечной флейте приступы становились всё реже, а потом и совсем прошли. Теперь он помимо музыкальной школы, играет в городской хоккейной команде. И это не единственный случай в моей практике.

Дорогие женщины и девушки!
На протяжении долгого времени я занималась исследованием бронхиальной астмой, которой страдала с 16 лет. Я как и вы перепробовала все возможные варианты: западная медицина, восточная медицина, дыхательная гимнастика, диеты и многое другое, но решение я нашла в самой себе.
И только последние три года стали для меня предельно полезными в изучении и наблюдении астмы и самой себя.
Никакого шаманства, врачевания и тому подобной ерунды. В моем случае, это чистая психосоматика, осознанность своих эмоций и действий.
Я прошла этот путь и точно знаю, что кроме нас самих нам не помогут ни врачи, ни таблетки, ни травки, ни что-нибудь подобное. Вся сила в нас самих.
Я с огромным удовольствием поделюсь своим опытом со всеми желающими и совершенно бесплатно 🙂 прошу вас, не стесняйтесь и пиши мне на почту borisik@ymail.com. Давайте пройдём этот путь вместе и начнём вдыхать нашу жизнь в полном её проявлении 🙂

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Музыка творит чудеса – она влияет на настроение, придает сил в трудную минуту и благотворно воздействует на самочувствие и мыслительные процессы. Можно смело сказать, что музыка – это не только прекрасное, но и терапевтическое искусство. Современные исследователи активно изучают роль музыки в развитии и воспитании ребенка и радеют за то, чтобы музыка заняла свое место среди обязательных наук, как это было в эпоху Возрождения. Американский ученый Мартин Гарднер путем проведения ряда экспериментов выяснил, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые учились хуже сверстников, после более углубленных занятий искусством, выровнялись в учебе и даже весьма преуспели в математике.

Более того, в Австрии провели любопытнейший эксперимент с младшими и старшими школьниками, во время которого в учебную программу были внесены некоторые изменения. Детям уменьшили нагрузку по математике и иностранным языкам и заменили учебные часы уроками музыки. И что бы вы думали? В течение трех лет дети, занимавшиеся по экспериментальной программе, показали идентичные знания со своими сверстниками, осваивавшими программу без изменений. Более того, оценки по иностранным языкам у детей из экспериментальных классов были значительно выше.

Занятия музыкой позволяют держать баланс в развитии полушарий головного мозга, в то время как занятия одними лишь точными науками больше задействуют лишь левое полушарие. Самое главное, чтобы ребенок сам тянулся к искусству, ведь превращение музыки в принудиловку могут закончиться лишь отвращением к предмету.

Если вы решили выбрать музыку в качестве хобби для ребенка, а, быть может, и в качестве будущей профессии, подумайте вместе с малышом – какой инструмент подойдет ему больше всего. На Рамблер/Семье читайте о том, как подобрать инструмент для малыша и какие положительные и отрицательные моменты существуют для тех, кто интенсивно занимается музыкой.

Если вы – счастливый обладатель фортепиано, которое до сих пор в хорошем состоянии, не спешите усаживать ребенка за инструмент. Сначала поговорите с малышом о музыке, послушайте различные классические и современные произведения и выясните, какой из инструментов больше других привлекает вашего малыша. Возможно, он больше тяготеет к струнным.

Есть еще один действенный способ определить, как ребенок относится к музыке – отвести его на настоящий концерт и познакомить его с работой артистов. К счастью, сегодня постоянно появляются новые музыкальные мероприятия для детей, которые не утомляют, а увлекают малыша. Например, фестиваль «Тили мили джаз», включающий в себя исполнение детской музыки, авторских аранжировок песен из мультфильмов и выступление добрых и творческих выдумщиков-взрослых.

Если отпрыск все же хочет играть на пианино, обучение следует начинать в пяти-шестилетнем возрасте, поскольку более ранние занятия могут принести вред. До 5 лет мышцы ребенка еще не готовы к серьезным нагрузкам, поэтому постановка руки, выработка усидчивости в то время, когда ребенок сидит на краешке стула и с прямой спиной, – это серьезные испытания для детского организма. До 5 лет с сыном или дочкой можно играть: находить звуки на слух, изучить октавы и их тембровое звучание.

Если же начать обучение игре на пианино в подходящем возрасте и тщательно следить за правильной постановкой рук и звукоизвлечением, а также контролировать правильную посадку за инструментом во избежание развития сутулости и искривления позвоночника, ваш ребенок будет получать истинное удовольствие от занятий, его пальцы приобретут беглость и растяжку, его спина всегда будет ровной, а, ко всему прочему, малыш разовьет усидчивость и умение прекрасно воспринимать и запоминать большой объем информации на слух.

Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.

Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.

Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.

Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.

Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.

Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне — попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).

Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).

Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.

А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!

источник

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека

Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, и все родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Особенно популярны сейчас музыкальные кружки.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохраниться десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные.

Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок наверняка проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах.

Страдающим астмой особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна и прочие, а для детей трёх лет — блокфлейта). Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!

Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.

Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

В музыкальных школах — целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовом отделении школы, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны.

Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 12 лет – к этому возрасту ребенок достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 10 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или сопилке.

Читайте также:  Фуросемид при бронхиальной астме

Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья, – рассказывает преподаватель по классу духовых инструментов Юрий Федоренко: «У меня было несколько учеников, которые игрой на саксофоне лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи».

То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна – все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное – развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны – иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.

Лечение астмы по-австралийски.

Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях главное – иметь с собой компактный баллончик-аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские медики обнаружили новый способ лечения астмы – игрой на духовых музыкальных инструментах.

Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда (Австралия), показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.

В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовало глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.

Любопытно, что девочки в исследовании не участвовали: во многих аборигенских племенах Австралии диджериду считается исключительно «мужским» инструментом. А избавиться от симптомов астмы девочки и женщины могут, если будут брать уроки вокала. Опыты показали, что пение существенно облегчает состояние астматиков обоих полов.

Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструмент обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.

1. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с.

2. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с.

источник

Музыкотерапия и вокал — еще два средства улучшения здоровья астматика ! Оказывается , музыка обладает целебным действием , и с ее помощью можно лечить бронхиальную астму и другие заболевания .

Инструмент аборигенов , как инструмент лечения астмы

Ученые из Австралии выяснили , что симптомы астмы облегчает игра на диджериду — музыкальном духовом инструменте аборигенов Австралии , одном из старейших духовых инструментов во всем мире .

10 местных мальчиков каждую неделю играли на диджериду в течение 6 месяцев . Они, конечно , находились под наблюдением ученого Роберта Эли из университета Южного Куинсленда . В ходе исследования выяснилось , что регулярная игра на этом инструменте способствует улучшению дыхания и в целом восстановлению здоровья . Роберт Эли считает , что ответственным за улучшение здоровья можно считать глубокое дыхание , требуемое для игры на диджериду .

Астму можно лечить пением

« Вдох и пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы ( он ответственен за активизацию внутренних органов ), — объясняет физиологию пения доктор из Челябинска . — При бронхиальной астме , пневмонии и бронхитах симпатическая система перевозбуждается . Пение снимает приступ астмы . Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и игре на духовых инструментах ».

Музыкотерапия

О новом методе лечения астмы подробно рассказала Светлана Николаевна Шарая , терапевт московской Межведомственной клинической больницы № 38Министерства здравоохранения РФ .

Моцарт подарил нам Депардье

Раньше возможности музыки использовались в зависимости от интуиции и опыта врача . Объективных критериев , позволяющих прицельно выбрать то , что необходимо конкретному пациенту , не существовало .

К примеру , знаменитый французский актер Жерар Депардье отправился в молодости покорить Париж . На тот момент на его пути стояло серьезное затруднение — парень сильно заикался . Врач прописал ему каждый день не менее 2 часов слушать Моцарта . Через 2 месяца заикание прошло . Тогда доктор определил правильно , что именно нужно будущей звезде кинематографа , но подсказала ему это интуиция .

Сегодня появились современные компьютерные, технологии. Все изменилось. Благодаря такими возможностями, музыкотерапия стала эффективным и новым методом лечения.

Компьютер расширяет возможности специалиста, позволяет выяснить множество подробностей и деталей, быстро протестировать пациента. Но принимает решения человека. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу пациента, помогает им слиться в единое гармоничное целое. Ведь появление музыкальной терапии глубоко связано с духовным богатством человечества — музыкой, со способностью воспринимать и переживать ее звуки и образы.

Кому «прописывают» музыкальное лечение?

— Используют музыкотерапию при лечении заболеваниях нервной системы: переутомлении, неврозах, неврастении, бессоннице. Гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, гастриты, бронхиальная астма, хронический бронхит, болезни мочеполовой системы тоже поддаются такому лечению. «Прописываем» музыкальную терапию и тем, кто страдает лекарственной аллергией и имеет другие хронические заболевания, которые связаны с психоэмоциональным состоянием пациента.

Кстати, существуют музыкальные программы, которые действуют как анальгетики, обезболивающие препараты. То есть существует еще одна сфера применения музыки — обезболивание.

Процесс лечения

— Пациент, пришедший на прием, заполняет специальную анкету. Так мы выясняем, какой вид и жанр музыки ему приятен, понятен и близок. Затем обязательно обследуем. Это необходимо даже в том случае, если у пациента имеется полное клиническое заключение о здоровье.

Оценить психоэмоциональное состояние пациента на сегодняшний момент и сделать экспресс-диагностику важнейших систем организма — задача врача-музыкотерапевта. С помощью специальных цветных карточек тестируют уровень психической активности и фон настроения. Разложив их перед человеком, предлагают выбрать самый приятный цвет. После карточку со стола или с экрана монитора убирают, и процедура повторяется до тех пор, пока самый малопривлекательный для человека цвет не останется в одиночестве.

Душевное состояние человека достоверно характеризует порядок выбора. После измеряют электрическое сопротивление в точках акупунктуры это позволяет уточнить диагноз. С помощью полученной информации музыкотерапевт составляет индивидуальную программу для пациента. Здесь важны и произведения, и музыкальные инструменты в них звучащие.

Например, на печень лучше влияет кларнет, а для сердца полезнее струнные. Лечение происходит большой комнате, которая неярко освещенной.

Чтобы почувствовать результат, как долго нужно слушать?
— От 30 до 45 минут — продолжительность одного сеанса. Общее их число может колебаться от 10 до 20 — это зависит от конкретных обстоятельств. Ведь в процессе лечения состояние человека изменяется и врач его контролирует.

Нужны ли пациенту наушники?

— В помещении с нормальной акустикой удобнее обходиться без них. Но можно использовать микронаушники, с их помощью музыкой удается воздействовать на точки акупунктуры. Для этого микронаушники прикладывают к соответствующим местам на коже, и обыкновенным пластырем закрепляют на время сеанса.

«Слушаем кожей»?

— Каждый орган человека имеет определенные колебания, скажем, индивидуальный звуковой «портрет». При помощи спецмикрофонов можно услышать и проанализировать «мелодию», в которую сложились эти природные колебания. Если работа органа нарушена, то искажается и его звучание.

Цель новой методики — музыкотерапии — в восстановлении гармонии звуковой палитры организма. В принципе, этот эффект можно достичь и при обычном прослушивании, но когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны, вызванные ею вибрации, напрямую налаживают игру нашего внутреннего «оркестра».

Музыкальное самоление
— Все-таки бороться с серьезными заболеваниями — это дело врача. Но музыкальное самолечение во многих ситуациях может принести пользу. Существуют специальные наборы аудиокассет лечебно-профилактической музыки. К примеру, вы пришли с работы уставшая, «антистрессовая» кассета поможет прийти в себя быстро.

И от бессонницы есть кассета. «Бронхиальная астма», «Гипертония», «Язвенная болезнь желудка» — вот неполный список названий существующих кассет.

Но воздержитесь от самовольной замены музыкой привычного лечения, возможно лишь избежать обострения, снизить дозы. Со временем, надеюсь, в каждой семье кроме традиционной появится и домашняя музаптечка.

источник

Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2 3 мес. трижды в день, по 10 30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2 3 мес занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

Известен способ лечения заболеваний по А.Н.Стрельниковой (Чайковский А. М. Шенкман С.В. Искусство быть здоровым. М. Физкультура и спорт, 1984. Глава «Парадоксальная дыхательная гимнастика», стр. 297-302) путем дыхательной гимнастики. По этому способу «вдох первичен, выдох вторичен, вдох причина, выдох. следствие. Надо тренировать вдох короткий, резкий, активный, ритмичный, по возможности эмоциональный». Выдох при этом пассивен, он идет без волевой регуляции. При этом способе дыхательной гимнастики используется полная жизненная емкость легких: как при игре на духовом инструменте, однако мышцы выдоха пассивны.

Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 7-13 лет по авт. св. N 1174025. При лечебной физкультуре по этому способу использовались ходьба, бег и упражнения для различных мышечных групп с акцентом на выдох и произношением гласных и согласных. Недостатком данного способа является применение препаратов наряду с гимнастикой и отсутствует целенаправленное укрепление мышц выдоха.

Известен способ волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко, применяемый для лечения в том числе и бронхиальной астмы, который принимает за прототип ( З.Бутейко К.П. Метод Бутейко. М. Патриот, 1990, с. 148-165). Этот способ лечения заключается «в волевом постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки». Недостатком этого способа является сложность его применения для лечения детей, а именно: теория метода ВЛГД непонятна для сознания ребенка; однообразие упражнений по волевой регуляции процесса дыхания по Бутейко К.П. быстро утомляет маленьких пациентов; при самостоятельных занятиях ВЛГД отсутствуют простые критерии правильности выполнения дыхательных упражнений, особенно для понимания ребенка.

Сущность предлагаемого способа лечения больных бронхиальной астмой детей от 5 до 13 лет заключается в том, что с больным в течении 2-3 мес. проводят ежедневные индивидуальные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовом музыкальном инструменте. Занятия проводят 3 раза в день по 10-30 мин, причем постепенно от занятия к занятию увеличивают протяженность извлекаемого при выдохе в инструмент от 2 до 60 с и более, в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

Способ лечения пригоден для больных бронхиальной астмой легкой и средней степени.

Способ может быть реализован специально обученным педагогом-музыкантом под наблюдением врача-педиатра.

Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

По предложенному способу занятие по волевой регуляции процесса дыхания заключается в том, что точно дозируется объем воздуха, нужного для исполнения музыкальной фразы, и при вдохе, и при выдохе, причем правильность дыхания легко контролировать слухом по качеству звука как с педагогом, так и при самостоятельных занятиях.

Читайте также:  Какими видами спорта можно заниматься при бронхиальной астме

Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 мес, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, труба волторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

П р и м е р. Больной Скрипалев Алеша, 12 лет направлен 2-й детской горбольницей г. Липецка на занятия по предлагаемому способу с диагнозом: аллергическая бронхиальная астма средней тяжести в послеприступный период. Страдает бронхиальной астмой с 4-х лет, аллергия на пищу, запах, сладкое. Каждую ночь отмечались непродолжительные приступы, которые снимались астмопеном. В 11 лет проходил курс лечения по методу К.П.Бутейко. Улучшение было незначительное, так как этот метод вызывал у ребенка отрицательные эмоции, связанные с трудностью выполнения волевых дыхательных упражнений. После окончания курса лечения по К.П.Бутейко вновь возобновились приступы.

Алеша стал заниматься на духовом инструменте 2 раза в неделю с педагогом-музыкантом по 30 мин, и 3 раза в день по 20 мин с мамой. Для домашних занятий был разработан точный поминутный план и показаны критерии определения правильного вдоха и выдоха. В течении первых 20 дней занятия заметных улучшений не наблюдалось, за это время был один приступ. Медикаменты были исключены полностью с началом занятий. Начиная с 21 дня занятий, приступы полностью прекратились. В дальнейшем (до окончания трехмесячного курса занятий) самочувствие было хорошее, приступов не наблюдалось ни днем, ни ночью. ОРЗ, которое перенес ребенок во время курса занятий музыкой, никаких осложнений не проявило.

Для оценки эффективности способа лечения по способу было проведено обследование пациента до начала занятий и повторно через 2 мес. Результаты обследования приведены ниже в таблице, из которой следует, что лечение по способу было эффективным.

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что занятия по волевой регуляции процесса дыхания проводят при игре на духовых инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот, при этом занятия музыкой осуществляют трижды в день по 10-30 мин в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 с.

источник

Музыка – «высочайшая ценность», не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет

Занятия на блокфлейте, выполняя задачи общего музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, призваны дать общее музыкальное образование, воспитать активных слушателей музыки – пропагандистов музыкальной культуры.

Блокфлейта является одним из доступных инструментов для введения ребёнка в мир музыки вообще и раннего приобщения к исполнительскому искусству в частности, независимо от того станет ли ребенок и далее заниматься духовыми инструментами или станет учиться, к примеру, на баяне или фортепьяно. В данном случае игра на Блокфлейте призвана увлечь ребенка в мир музыки в раннем возрасте, заронить в его душу искру прекрасного, тем самым, подталкивая его к новой ступени понимания исполнительского искусства.

  • обучение основам постановки исполнительского аппарата;
  • обучение качественному извлечению звука (работа губ, языка и пальцев)
  • овладение приемами игры на инструменте;
  • овладение приемами анализа музыкального произведения;
  • обучение навыкам ансамблевой игры.

Развивающие:

  • развитие музыкальной памяти, мышления, внимания;
  • развитие художественного кругозора;
  • развитие координации движений, освоение их точности;
  • побуждать регулировать свою двигательную активность в соответствии с музыкой.

Воспитательные:

  • воспитание мировоззрения и моральных качеств;
  • воспитание воли и характера;
  • воспитание интереса к творческому труду и умению работать;
  • воспитание аккуратности и дисциплины;
  • воспитание открытости, правдивости и приветливости;
  • воспитание культуры речи.
  • воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно не очевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.

Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.

Польза духовых инструментов при астме

Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.

Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.

Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.

Мнение врачей о занятиях на духовых инструментах

Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка на занятия, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.

Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.

источник

Автор: Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: «Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека».
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, ПОЭТОМУ МНОГИЕ родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные. Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье
вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах. Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их! Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки. В музыкальных школах — целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых инструментах, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны. Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок
достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине. Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи. То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки». Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и, что самое главное , развивается дыхание! Знаю многие
случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения. Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски. Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик- аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы -игрой на духовых музыкальных инструментах. Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда — Австралия, показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом. В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому
способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента. Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные — нет. Специалисты проверили функцию легких участников. Также добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки риска развития апноэ сна, пишет The Times of India. Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах — хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи.
Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. «мозолистым телом», то есть,
своеобразным «информационным мостом», соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный «мост» гипертрофируется, другими словами- увеличивается При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний. Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние человека. Список литературы: 1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с. 2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с. 3. Галыгина Дарья Александровна.

источник