Меню Рубрики

Бронхиальной астмой свободное дыхание

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.
  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

источник

Бронхиальная астма — хроническое заболевание дыхательных путей, характеризующееся затруднением дыхания и повторяющимися приступами удушья.

Согласно тибетской медицине, болезни, в том числе и бронхиальная астма, развиваются по двум сценариям — «холода» и «жара». В первом случае заболевание протекает, как правило, без повышения температуры, во втором — может сопровождаться лихорадочным состоянием. В европейской части России чаще всего встречается астма по сценарию «холода», то есть вызванная «возмущением» конституции «слизь».

Механизм заболевания бронхиальной астмой состоит в том, что избыток слизи в бронхах суживает их просвет и препятствует дыханию. Дыхание становится затрудненным, особенно трудно сделать полный выдох. При воспалительном инфекционном процессе в бронхах происходит разбухание, утолщение стенок, что также вызывает сужение просвета между ними. Чем больше сужение просвета, тем сильнее затруднено дыхание.

В обоих случаях спазм бронхов вызывает острый приступ удушья — мышцы, окружающие бронхиальные трубочки, резко сокращаются, суживают бронхи, и воздух перестает поступать по ним. В результате воздух, находящийся в альвеолах (воздушных мешочках) легких, оказывается закупоренным и не может выйти наружу, а свежий воздух не способен проникнуть в легкие.
На первой стадии приступы могут происходить один или два раза в год, на второй — уже до двух раз в месяц или неделю. И, наконец, когда болезнь переходит в третью стадию, приступы становятся постоянными. Чаще всего они происходят в интервале с 3 до 5 часов ночи — во время активизации меридиана легких.

Читайте также:  При астме принимать цетрин

Бронхиальная астма распространена как среди взрослых так и детей. Бронхиальная астма встречается одинаково часто у мамы и ребенка (особенно девочек). В последнее время заболевание бронхиальной астмой увеличилось, что связывают с большой аллергизацией насления.

Основной симптом бронхиальной астмы — приступ удушья, который развивается сначала редко (1-2 раза в год), затем учащается на фоне простуд, стрессов и других провоцирующих факторов. Приступы удушья сопровождаются острой нехваткой кислорода, вызывают страх, гипоксию мозга, нарушения в других органах и тканях. Если не снять (купировать) приступ, он может затянуться на несколько часов или суток. Развивается status astmaticus.

Бронхиальная астма протекающая по сценарию «жара», свойственна людям конституции «желчь», которые как правило, имеют «горячую» кровь, предпочитают горячую, острую, жареную и жирную еду. Такие люди нетерпеливы, гневливы, раздражительны, эмоционально реагируют на критику, замечания. Если представители конституции «желчь» со временем меняют характер питания в сторону увеличения сладких продуктов (употребляют много мяса, рыбы, картофеля, круп, хлеба и др.), то у них приходит в движение («возмущается») слизь на фоне уже имеющейся «возмущенной» желчи.

Присоединение инфекции (ОРЗ, ангина и др.) может вызвать единичные приступы бронхиальной астмы. Надо также отметить, что люди-желчи очень чувствительны к различного рода запахам и подвержены отравлениям (чаще всего пищевым). Провоцирующим фактором служит вдыхание резких запахов (бензин, лакокрасочные материалы, духи, одеколон, подгоревшая еда и проч.). Ответная реакция на них — мгновенный приступ удушья, в конце которого выделяется скудная желтоватая мокрота.

Сценарий «холода» бронхиальной астмы характерен для людей конституции «слизь». Это наиболее распространенная форма бронхиальной астмы встречается у детей и взрослых. Провоцирующими факторами в развитии бронхиальной астмы у людей конституции «слизь», «слизь-ветер» является возмущение доша «слизь» (древнегреческ. флегма, санскр. капха).

К возмущению «слизи» приводят неправильное питание и образ жизни. Избыточное образование слизи (мукоида) закупоривает просвет бронхов, а присоединение инфекции усиливает и утяжеляет течение заболевания. Постепенно избыток слизи начинается с безобидных, на первый взгляд, ангин, аллергических вазомоторных ринитов, аденоидов в носовой полости, проникает и распространяется все глубже: в трахею, в крупные и средних размеров бронхи, затем в бронхиолы.

Тибетские медики считают, что к развитию бронхиальной астмы приводит нарушение двух систем организма «ветер» и «слизь». Основными причинами нарушения систем «ветер» и «слизь» являются накопление избыточной слизи в бронхах из-за неправильного образа жизни и питания, а также отек (воспаление) слизистой оболочки бронхов и спазм бронхов (спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол, вызванный нервными стрессами, страхами, воздействием холода).

Образ жизни, провоцирующий болезнь

— Частое употребление большого количества «охлаждающей» иньской пищи (молоко, кефир, йогурты, глазированные сырки, картофель, хлебобулочные и кондитерские изделия, сырые овощи и фрукты). Употребление неразогретых продуктов из холодильника, холодной воды.

— Частое переохлаждение организма, проживание в сыром и влажном климате, «закаливающие» процедуры, обливание холодной водой, моржевание, купание в холодной воде до наступления холодов.

— Бронхиты, ангины, грипп, пневмонии и другие инфекционные заболевания дыхательных путей, особенно перенесенные на ногах и недолеченные.

Что делать, если болезнь уже настигла?

Избегать новой простуды, контактов с заболевшими, постепенно и без больших нагрузок укреплять организм, бывать на свежем воздухе, уделять достаточно внимания пешим прогулкам. Желательно раз в неделю или в десять дней делать разгрузочные дни, избегать резких запахов (бензина, краски, дыма, подгоревшей пищи), постараться придерживаться принципа раздельного питания.

Современная медицина и астма

Западная симптоматическая заместительная терапия, направляя усилия только против внешних проявлений болезни, никоим образом не затрагивает истинных причин недугов. Таким образом, вместо подлинного исцеления создается лишь видимость здоровья. Расплачиваться порой за эту иллюзию приходится высокой ценой. Любой химический препарат, всасываясь стенками кишечника, попадает в кровь и затем с кровотоком поступает в печень, где происходит его расщепление и выведение. Даже следы алкоголя сохраняются в крови в течение нескольких дней, что же тогда говорить о лекарственных средствах, которые употребляются изо дня в день и по несколько раз в сутки.

Например, применение небулайзера оказывает на дыхательные пути и легкие человека негативное воздействие, охлаждает слизистые оболочки и кровь человека, страдающего бронхиальной астмой. Безусловно, ингаляторы (спазмолитические, гормональные) дали большой толчок в лечении и предупреждении астмы, но, к сожалению, они не излечивают болезнь.

Регулирующая система «слизь» отвечает за рост организма и наиболее активна в детском возрасте. Этим объясняется тот факт, что дети наиболее подвержены болезням слизи, причем с локализацией преимущественно в верхней части тела (носоглотка, бронхи). К ним относятся риниты, гаймориты, синуситы, фронтиты, аденоиды и полипы в носу, обструктивный бронхит и, наконец, бронхиальная астма. Эти болезни находятся в тесной взаимосвязи.

Бронхиальная астма может наблюдаться даже у самых маленьких детей, начиная с 2-3 месяцев. Если ее запустить, то дети зачастую становятся инвалидами (речь идет о детях конституции «ветер» и «слизь», часто и длительно страдающих простудными заболеваниями, трахеобронхитами, полипами в носовых пазухах и т. д.).

Тибетские медики считают, что детей, подверженных заболеваниям бронхов, кормят неправильно. Мамы и бабушки, следуя настойчивой телевизионной рекламе, закармливают продуктами, охлаждающими и без того холодный организм (кровь) маленького человека. Тибетские врачи не рекомендуют кормить детей молочными продуктами, всевозможными йогуртами, сладкими творожками с фруктами, ягодами (с точки зрения тибетской медицины, фрукты и молоко — продукты несовместимые), особенно в охлажденном виде (из холодильника).

Не нужно давать фруктовые соки в холодном виде, в холодное время года. Поступая так из лучших побуждений, можно получить результат прямо противоположный. Постоянное потребление холодных иньских продуктов и внешнее охлаждение организма способствуют накоплению слизи, гипертрофии слизистой бронхов и, как следствие, развитию такого заболевания, как астма.

Детей также ограничивают в использовании острого, соленого, кислого вкусов. Тибетская медицина придает важнейшее и первостепенное значение вкусам, они крайне необходимы для устранения симптомов «холода», возникших на почве «возмущения» «ветра» и «слизи».

Последствия астмы очень серьезны: нарушение функций легких ведет к развитию легочно-сердечной недостаточности, гипоксии (кислородному голоданию) организма и поражению всех органов и систем. Астматики, как правило, страдают психоэмоциональными расстройствами, у них наблюдаются фобии (страх смерти, особенно во время приступов), нарушается сон, развивается привязанность к ингаляторам. Часто ситуация складывается так, что люди не видят выхода из сложившейся ситуации.

В лечении бронхиальной астмы важно распознать болезнь и выяснить, по какому сценарию она развивается — «холода» или «жара». В зависимости от этого применяется лечение — «холодная» астма лечится «горячими» методами, а «горячая» корректируется через гармонизацию «желчи».

Опыт врачей тибетской медицины показывает, что нельзя опускать руки даже в самых, казалось бы, безвыходных и сложных случаях. Вылечить астму можно не только у маленьких детей, но и у взрослых, страдающих этим недугом долгие годы. При этом важно помнить, что запускать простудные заболевания нельзя, поскольку это может стать прелюдией к такой грозной болезни, как бронхиальная астма.

Олеся, трех лет страдала астмой уже полтора года. Болезнь началась после воспаления легких. За это время несколько раз малышка лежала в больнице, но недуг не отступал. Со слов мамы, девочка любила сладости, каши на молоке, яблоки, пила йогурты. Детский сад посещала редко, так как сразу же заболевала то ОРВИ, то гриппом. Она почти не разговаривала: бледное лицо, равнодушие ко всему окружающему. Во время лечебных процедур девочка никак не реагировала. Видимо, просто устала болеть.

Первые сеансы лечения в клинике «Наран» результата не дали, и ночью у девочки опять случился приступ, родители вызывали «Скорую помощь». Несмотря на это, мы решили продолжить лечение. И только после седьмого сеанса добились улучшения состояния пациентки. После окончания лечения девочка чувствовала себя значительно лучше. Она наблюдалась у нас в клинике в течение следующих двух лет.

Сегодня ей уже 7, девочка очень живая, общительная, ходит в школу. В комплекс лечения входили: коррекция питания, фитосборы, нормализующие конституцию «слизь», выводящие избыток слизи из организма и обладающие противовоспалительным и спазмолитическим действиями.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

Читайте также:  Что такое сердечная астма как лечить

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Читайте также:  Лечим астму и ринит

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Бронхиальная астма – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Приступ бронхиальной астмы часто развивается после предвестников и характеризуется коротким резким вдохом и шумным длительным выдохом. Обычно он сопровождается кашлем с вязкой мокротой и громкими свистящими хрипами. Методы диагностики включают оценку данных спирометрии, пикфлоуметрии, аллергопроб, клинических и иммунологических анализов крови. В лечении используются аэрозольные бета-адреномиметики, м-холинолитики, АСИТ, при тяжелых формах заболевания применяются глюкокортикостероиды.

За последние два десятка лет заболеваемость бронхиальной астмой (БА) выросла, и на сегодняшний день в мире около 300 миллионов астматиков. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, которому подверженные все люди, вне зависимости от пола и возраста. Смертность среди больных бронхиальной астмой достаточно высока. Тот факт, что в последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой у детей постоянно растет, делает бронхиальную астму не просто болезнью, а социальной проблемой, на борьбу с которой направляется максимум сил. Несмотря на сложность, бронхиальная астма хорошо поддается лечению, благодаря которому можно добиться стойкой и длительной ремиссии. Постоянный контроль над своим состоянием позволяет пациентам полностью предотвратить наступление приступов удушья, снизить или исключить прием препаратов для купирования приступов, а так же вести активный образ жизни. Это помогает поддержать функции легких и полностью исключить риск осложнений.

Наиболее опасными провоцирующими факторами для развития бронхиальной астмы являются экзогенные аллергены, лабораторные тесты на которые подтверждают высокий уровень чувствительности у больных БА и у лиц, которые входят в группу риска. Самыми распространенными аллергенами являются бытовые аллергены – это домашняя и книжная пыль, корм для аквариумных рыбок и перхоть животных, аллергены растительного происхождения и пищевые аллергены, которые еще называют нутритивными. У 20-40% больных бронхиальной астмой выявляется сходная реакция на лекарственные препараты, а у 2% болезнь получена вследствие работы на вредном производстве или же, например, в парфюмерных магазинах.

Инфекционные факторы тоже являются важным звеном в этиопатогенезе бронхиальной астмы, так как микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности могут выступать в качестве аллергенов, вызывая сенсибилизацию организма. Кроме того, постоянный контакт с инфекцией поддерживает воспалительный процесс бронхиального дерева в активной фазе, что повышает чувствительность организма к экзогенным аллергенам. Так называемые гаптенные аллергены, то есть аллергены небелковой структуры, попадая в организм человека и связываясь его белками так же провоцируют аллергические приступы и увеличивают вероятность возникновения БА. Такие факторы, как переохлаждение, отягощенная наследственность и стрессовые состояния тоже занимают одно из важных мест в этиологии бронхиальной астмы.

Хронические воспалительные процессы в органах дыхания ведут к их гиперактивности, в результате которой при контакте с аллергенами или раздражителями, мгновенно развивается обструкция бронхов, что ограничивает скорость потока воздуха и вызывает удушье. Приступы удушья наблюдаются с разной периодичностью, но даже в стадии ремиссии воспалительный процесс в дыхательных путях сохраняется. В основе нарушения проходимости потока воздуха, при бронхиальной астме лежат следующие компоненты: обструкция дыхательных путей из-за спазмов гладкой мускулатуры бронхов или вследствие отека их слизистой оболочки; закупорка бронхов секретом подслизистых желез дыхательных путей из-за их гиперфункции; замещение мышечной ткани бронхов на соединительную при длительном течении заболевания, из-за чего возникают склеротические изменения в стенке бронхов.

В основе изменений бронхов лежит сенсибилизация организма, когда при аллергических реакциях немедленного типа, протекающих в виде анафилаксий, вырабатываются антитела, а при повторной встрече с аллергеном происходит мгновенное высвобождение гистамина, что и приводит к отеку слизистой бронхов и к гиперсекреции желез. Иммунокомплексные аллергические реакции и реакции замедленной чувствительности протекают аналогично, но с менее выраженными симптомами. Повышенное количество ионов кальция в крови человека в последнее время тоже рассматривается как предрасполагающий фактор, так как избыток кальция может провоцировать спазмы, в том числе и спазмы мускулатуры бронхов.

При патологоанатомическом исследовании умерших во время приступа удушья отмечается полная или частичная закупорка бронхов вязкой густой слизью и эмфизематозное расширение легких из-за затрудненного выдоха. Микроскопия тканей чаще всего имеет сходную картину – это утолщенный мышечный слой, гипертрофированные бронхиальные железы, инфильтративные стенки бронхов с десквамацией эпителия.

БА подразделяется по этиологии, тяжести течения, уровню контроля и другим параметрам. По происхождению выделяют аллергическую (в т. ч. профессиональную БА), неаллергическую (в т. ч. аспириновую БА), неуточненную, смешанную бронхиальную астму. По степени тяжести различают следующие формы БА:

  1. Интермиттирующая (эпизодическая). Симптомы возникают реже одного раза в неделю, обострения редкие и короткие.
  2. Персистирующая (постоянного течения). Делится на 3 степени:
  • легкая — симптомы возникают от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц
  • средняя — частота приступов ежедневная
  • тяжелая — симптомы сохраняются практически постоянно.

В течении астмы выделяют обострения и ремиссию (нестабильную или стабильную). По возможности контроля над пристпуами БА может быть контролируемой, частично контролируемой и неконтролируемой. Полный диагноз пациента с бронхиальной астмой включает в себя все вышеперечисленные характеристики. Например, «Бронхиальная астма неаллергического происхождения, интермиттирующая, контролируемая, в стадии стабильной ремиссии».

Приступ удушья при бронхиальной астме делится на три периода: период предвестников, период разгара и период обратного развития. Период предвестников наиболее выражен у пациентов с инфекционно-аллергической природой БА, он проявляется вазомоторными реакциями со стороны органов носоглотки (обильные водянистые выделения, непрекращающееся чихание). Второй период (он может начаться внезапно) характеризуется ощущением стесненности в грудной клетке, которое не позволяет дышать свободно. Вдох становится резким и коротким, а выдох наоборот продолжительным и шумным. Дыхание сопровождается громкими свистящими хрипами, появляется кашель с вязкой, трудно отхаркиваемой мокротой, что делает дыхание аритмичным.

Во время приступа положение пациента вынужденное, обычно он старается принять сидячее положение с наклоненным вперед корпусом, и найти точку опоры или опирается локтями в колени. Лицо становится одутловатым, а во время выдоха шейные вены набухают. В зависимости от тяжести приступа можно наблюдать участие мышц, которые помогают преодолеть сопротивление на выдохе. В периоде обратного развития начинается постепенное отхождение мокроты, количество хрипов уменьшается, и приступ удушья постепенно угасает.

Проявления, при которых можно заподозрить наличие бронхиальной астмы.

  • высокотональные свистящие хрипы при выдохе, особенно у детей.
  • повторяющиеся эпизоды свистящих хрипов, затрудненного дыхания, чувства стеснения в грудной клетке и кашель, усиливающийся в ночной время.
  • сезонность ухудшений самочувствия со стороны органов дыхания
  • наличие экземы, аллергических заболеваний в анамнезе.
  • ухудшение или возникновение симптоматики при контакте с аллергенами, приеме препаратов, при контакте с дымом, при резких изменениях температуры окружающей среды, ОРЗ, физических нагрузках и эмоциональных напряжениях.
  • частые простудные заболевания «спускающиеся» в нижние отделы дыхательных путей.
  • улучшение состояние после приема антигистаминных и противоастматических препаратов.

В зависимости от тяжести и интенсивности приступов удушья бронхиальная астма может осложняться эмфиземой легких и последующим присоединением вторичной сердечно-легочной недостаточности. Передозировка бета-адреностимуляторов или быстрое снижение дозировки глюкокортикостероидов, а так же контакт с массивной дозой аллергена могут привести к возникновению астматического статуса, когда приступы удушья идут один за другим и их практически невозможно купировать. Астматический статус может закончиться летальным исходом.

Диагноз обычно ставится клиницистом-пульмонологом на основании жалоб и наличия характерной симптоматики. Все остальные методы исследования направлены на установление степени тяжести и этиологии заболевания. При перкуссии звук ясный коробочный из-за гипервоздушности легких, подвижность легких резко ограничена, а их границы смещены вниз. При аускультации над легкими прослушивается везикулярное дыхание, ослабленное с удлиненным выдохом и с большим количеством сухих свистящих хрипов. Из-за увеличения легких в объеме, точка абсолютной тупости сердца уменьшается, тоны сердца приглушенные с акцентом второго тона над легочной артерией. Из инструментальных исследований проводится:

  • Спирометрия. Спирография помогает оценить степень обструкции бронхов, выяснить вариабельность и обратимость обструкции, а так же подтвердить диагноз. При БА форсированный выдох после ингаляции бронхолитиком за 1 секунду увеличивается на 12% (200мл) и более. Но для получения более точной информации спирометрию следует проводить несколько раз.
  • Пикфлоуметрия. Измерение пиковой активности выдоха (ПСВ) позволяет проводить мониторинг состояния пациента, сравнивая показатели с полученными ранее. Увеличение ПСВ после ингаляции бронхолитика на 20% и более от ПСВ до ингаляции четко свидетельствует о наличии бронхиальной астмы.

Дополнительная диагностика включает в себя проведение тестов с аллергенами, ЭКГ, бронхоскопию и рентгенографию легких. Лабораторные исследования крови имеют большое значение в подтверждении аллергической природы бронхиальной астмы, а так же для мониторинга эффективности лечения.

  • Анализа крови. Изменения в ОАК — эозинофилия и незначительное повышение СОЭ — определяются только в период обострения. Оценка газового состава крови необходима во время приступа для оценки тяжести ДН. Биохимический анализ крови не является основным методом диагностики, так как изменения носят общий характер и подобные исследования назначаются для мониторинга состояния пациента в период обострения.
  • Общий анализ мокроты. При микроскопии в мокроте можно обнаружить большое количество эозинофилов, кристаллы Шарко-Лейдена (блестящие прозрачные кристаллы, образующиеся после разрушения эозинофилов и имеющие форму ромбов или октаэдров), спирали Куршмана (образуются из-за мелких спастических сокращений бронхов и выглядят как слепки прозрачной слизи в форме спиралей). Нейтральные лейкоциты можно обнаружить у пациентов с инфекционно-зависимой бронхиальной астмой в стадии активного воспалительного процесса. Так же отмечено выделение телец Креола во время приступа – это округлые образования, состоящие из эпителиальных клеток.
  • Исследование иммунного статуса. При бронхиальной астме количество и активность Т-супрессоров резко снижается, а количество иммуноглобулинов в крови увеличивается. Использование тестов для определения количества иммуноглобулинов Е важно в том случае, если нет возможности провести аллергологические тесты.

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием вне зависимости от частоты приступов, то основополагающим моментом в терапии является исключение контакта с возможными аллергенами, соблюдение элиминационных диет и рациональное трудоустройство. Если же удается выявить аллерген, то специфическая гипосенсибилизирующая терапия помогает снизить реакцию организма на него.

Для купирования приступов удушья применяют бета-адреномиметики в форме аэрозоля, для того чтобы быстро увеличить просвет бронхов и улучшить отток мокроты. Это фенотерола гидробромид, сальбутамол, орципреналин. Доза в каждом случае подбирается индивидуально. Так же хорошо купируют приступы препараты группы м-холинолитиков – аэрозоли ипратропия бромида и его комбинации с фенотеролом.

Ксантиновые производные пользуются среди больных бронхиальной астмой большой популярностью. Они назначаются для предотвращения приступов удушья в виде таблетированных форм пролонгированного действия. В последние несколько лет препараты, которые препятствуют дегрануляции тучных клеток, дают положительный эффект при лечении бронхиальной астмы. Это кетотифен, кромогликат натрия и антагонисты ионов кальция.

При лечении тяжелых форм БА подключают гормональную терапию, в глюкокортикостероидах нуждается почти четверть пациентов, 15-20 мг Преднизолона принимают в утренние часы вместе с антацидными препаратами, которые защищают слизистую желудка. В условиях стационара гормональные препараты могут быть назначены в виде инъекций. Особенность лечения бронхиальной астмы в том, что нужно использовать лекарственные препараты в минимальной эффективной дозе и добиваться еще большего снижения дозировок. Для лучшего отхождения мокроты показаны отхаркивающие и муколитические препараты.

Течение бронхиальной астмы состоит из череды обострений и ремиссий, при своевременном выявлении можно добиться устойчивой и длительной ремиссии, прогноз же зависит в большей степени от того, насколько внимательно пациент относится к своему здоровью и соблюдает предписания врача. Большое значение имеет профилактика бронхиальной астмы, которая заключается в санации очагов хронической инфекции, борьбе с курением, а так же в минимизации контактов с аллергенами. Это особенно важно для людей, которые входят в группу риска или имеют отягощенную наследственность.

источник