Меню Рубрики

Мешают ли аденоиды произношению

17 апреля 2016, 16:22 Эксперт статьи: Курбанов Курбан Саматович 0 3,766

Аденоиды влияют на создание речевых звуков ребенком, а также общий уровень его развития. Детям становится тяжело дышать носом и этот процесс перебирает на себя рот. Из-за такого дыхания, к мозгу попадает недостаточное количество кислорода, нарушается его нормальное функционирование. Здесь наблюдается прямая зависимость между работой мозга и развитием речи у детей – второе невозможно без первого. Влияние аденоидов сказывается на слухе, произношении слов.

В образовании речевых фонем принимают участие такие органы:

В зависимости от места формирования звука, процесс предполагает участие разных органов. Если хоть один из органов, которые связаны с речью, отсутствует или неправильно функционирует – нарушается деятельность всего аппарата. Орган не занимает нужную позицию и пагубно влияет на произношение. Ребенок просто физически не сможет правильно выговорить нужный звук (в зависимости от локации органа, фонемы).

Обратите внимание на то, что дыхание также имеет важную роль в процессе формирования слов. Перед тем, как выговорить нужную букву, вы набираете через легкие воздух, чтобы сам звук был слышен окружающим. Воздух проходит через голосовые связки, органы артикуляционного аппарата, образуя звук, который слышит собеседник. Выдох, вдох для подобных действий должны быть определенной силы и размера (мы используем их подсознательно правильно).

Так какова связь между аденоидами и звуковым произношением? Аденоид может влиять на качество дыхания, речь, возможны анатомические, физиологические изменения организма. Миндалина (носоглоточная) разрастается , деактивирует функцию дыхания через нос.

  • Нарушение физиологического дыхания, которое приводит к нарушению речи (и речевого дыхания). Выдох во время произношения слов становится короче. Разговаривая с таким человеком, вы отметите нарушении мелодики, интенсивности, темпа его речи. Подобные нарушения могут отобразиться на трудностях в усвоении основ чтения, письма.
  • При аденоидном воспалении лицо ребенка приобретает нехарактерную форму, так называемое “аденоидное лицо”. Рот постоянно приоткрыт, нижняя губа отвисает, носогубные складки сглажены, аммиачное выражение лица. Лицо деформируется потому что органы у ребенка пребывают в стадии развития, они еще не приняли своих окончательных размеров.

Неправильное звукопроизношение, темп речи, задержка речи – это могут быть последствие аденоидов.

У ребенка наблюдается нарушения голоса, его базовых характеристик. Голос становится грубого носового оттенка, становится глухим, лишается обертонов, выразительности. Возможна дифференциация звонких, глухих согласных фонем.

Язык также слабо развивается и, соответственно, влияет на произношение некоторых звуков. Язык начинает мешать свободному поступлению воздуха. Ребенок перестает нормально дышать, развиваться, разговаривать. Нарушения звукопроизношения находятся в прямой зависимости от степени нарушения артикуляционного аппарата. Формирование детской речи обязательно для нормального развития, социального, общественного функционирования. Отсутствие базовых знаний/умений приводит к социальной дисфункции, нарушению мозговой деятельности.

Не затягивайте с лечением. Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу/ логопеду. Первоначально – вылечите аденоиды. Существует возможность оперативного вмешательства, если процесс невозможно остановить медикаментозным лечением. Чтобы восстановить детскую речь (догнать сверстников) воспользуйтесь услугами логопеда.

Чтобы восстановить нормальную речь, воспользуйтесь услугами логопеда. Будьте готовы к тому, что часть работы вы будете выполнять самостоятельно. Поддерживайте ваших детей, объясняйте, учите их заново, только тогда вы получите достойный результат.

  • Проводить игры для речевого развития (найти их в интернете, или спросить совет у специалиста не займет много сил или времени). Научите ребенка правильно различать, выстраивать темп речи, окончание/начало слов, различать отдельные предложения, слова, буквы, фонемы (поиск соответствующих методик можно также найти в интернете или проконсультироваться с доктором).
  • Развивайте детский пассивный словарь (существуют специальные игры для его развития). Со временем речь будет базироваться на этом словаре и постепенно станет активным словарным запасом.

Напомним о важности своевременного обращения к врачу, касательно проблемы аденоидов. Не игнорируйте проблему, а немедленно займитесь ее лечением. Более запущенные формы аденоидита, речевых задержек сложнее вылечить.

Нормальное развитие ребенка и функционирование его речевого аппарата зависит только от вас. Помогите ребенку пройти через трудный путь лечения/развития. Помогайте, поддерживайте его для получения максимального результата.

источник

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и тд.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким, фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

  1. к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
  2. к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
  3. к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель» = «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т.д.);
  4. к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора:

  1. слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации (слюнотечение);
  2. неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
    • межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
    • нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    • нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    • трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
  3. неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [В], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

источник

01.07.2014 , Видеоответы, Статьи Один комментарий

Вы также можете использовать аудио-версию материала:

Сначала рассмотрим, что же происходит при аденоидите.

Во-первых, ребенку становится трудно дышать через носик, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает все чаще и чаще дышать через рот вследствие чего к мозгу поступает гораздо меньше кислорода. А как вы знаете, полноценно мозг может функционировать только в том случае, если он поглощает достаточное количество кислорода. И наша речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. И возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки.
Поэтому первое, на что влияет аденоидит, – нарушение работы мозга.

Следующий момент, аденоиды разрастаются и начинают влиять на слух.

Слух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. На что это влияет? Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и это собственная речь человека, и в том числе ребенка. Самый важный и интересный момент заключается в том, что собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. Это такой очень важный момент и это необходимо знать. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха, тоже развитого в достаточной мере и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным ключевым звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, в результате разрастания аденоидов, то естественно нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь ребенка. Поэтому следующий момент влияния аденоидита на развитие речи: нарушается слух. И как результат нарушение восприятия речи. Тогда у нас цепочка разрывается и речь не может развиваться полноценно.

И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, нечеткой, неясной, невнятной. Именно таким образом происходит из-за аденоидита.

Думаю, теперь вы поняли, каким именно образом влияет аденоидит на развитие речи. И первая рекомендация, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под контролем совместно с врачом-отоларингологом или, более известно, ЛОР врачом. Вместе разрабатывать стратегию, тактику преодоления аденоидита и разработанной схеме следовать.

Следующее, что хотелось бы сказать, как развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм. Если речь ребенка нарушена, если ребенок не говорит или говорит плохо, что же делать?

Возвращаемся к нашей схемке и вспоминаем основу и всю цепочку. Если у ребенка нарушился речевой слух, то мы, в первую очередь, проводим игры на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот самый речевой слух развить в достаточной мере и степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родной речи, чтобы он умел различать слова, фразы, где у нас закончилось одно слово, началось другое слово. Чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.

Следующий момент, нам нужно обязательно развивать пассивный словарь . Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому в первую очередь, мы проводим игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи и, на следующем этапе, мы это понимание речи переводим в собственную речь. То есть пассивный словарь переводим в активный словарь, из понимания слов мы помогаем ребенку начать пользоваться собственной речью. И все эти игры, как их проводить, какие именно игры поводить, вы сможете найти у нас на сайте, я буду с удовольствием делиться с вами этой информацией. Поэтому заглядывайте к нам почаще, следите за обновлениями сайта. А на сегодня у меня все, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Алена, у нас такая ситуация, аденоиды выросли в результате частых насморков, которые начались в 1,6, и речь затормозилась в развитии очень сильно на мой взгляд. О том что аденоиды могут влиять на речь, в первый раз услышала от невропатолога, узнала об этом, сразу поехали в краевой лор-центр, нам назначили операцию по удалению аденоидов. Весь месяц перед операцией лечились разными народными средствами, гомеопатией, еще раз обследовались – ничего не изменилось, поэтому решились на операцию. Прошло 2,5 месяца, все в порядке – соплей нет, дыхание восстановилось, но речь на низком уровне, нам 2,4 года, но речь совсем как у малышей, которые только начинают пробовать говорить, по Вашей таблице мы отстаем сильно. Подскажите, как нам развивать, в какой последовательности и порядке заниматься?

источник


Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами.

Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития.

Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками.

Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.

Все это не может не сказаться на произношении в первую очередь. Страдает фонетическая сторона, голос, он становится гнусавый, с носовым оттенком. Это называется ринофония, при аденоидах она закрытого типа (в отличие от открытой при парезе мягкого неба при дизартрии). Усложняется постановка сонорных звуков. Если, например, для постановки Р нужно в среднем от 5 до 15 занятий с логопедом, то при аденоидах уйдет как минимум, 15 — 30 занятий. Это связано не только со слабым носовым выдохом, но и с кривым прикусом.

Когда я работала в логопедическом саду, то детей с аденоидитом туда не брали. В частной практике я беру таких детей, но сразу предупреждаю, что быстро не получится. Кроме того, сейчас изменилось лечение, оно стало более продуктивным, появилось много новых методов терапии в отоларингологии. Менее травматичной стала сама процедура по прижиганию этих отростков.

Но надо отметить, что после операции остается патологический рефлекс. Дети привыкают дышать через рот, надо их переучивать. Часто они не могут выдохнуть в нос, высморкаться. Дыхание обычно неправильное, поверхностное, верхнеключичное. Надо проводить с ними дополнительные занятия по отработке:

  • выдоха через рот и выдоха через нос
  • выдоха через нос и длительного выдоха через рот
  • диафрагмального дыхания
  • сочетание грудного и диафрагмального дыхания
  • работы носового резонатора на примере звуков М и Н
  • выдоха на твердой атаке
  • воздушной струи строго посередине языка на его кончик

Без отработки этих навыков часто просто невозможно поставить звуки Л и Р. Л будет стойко заменяться на Г или Н, а произношение Р непредсказуемо, может быть и горловое и боковое и в щеку и другие экзотические виды, которые потом очень сложно поддаются коррекции, особенно если при постановке не использовался логопедический массаж. Поэтому не надо форсировать, процесс, надо добиться, чтоб под хороший, качественный звук была подогнана мощная подготовительная база.

Читайте также:  Аденоиды при аллергия на пыль

На этом заканчиваю писать статью, ждите продолжения, проблема с аденоидами настолько важна, что я затрагиваю ее постоянно. Как и особенности коррекции дефектов при дизартрии и при неправильном прикусе. Поэтому спешите подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить ничего интересного. Если возникли какие дополнения, замечания либо вы хотите поделиться опытом, то пишите в комментариях к статьям. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Всего хорошего!

источник

Ольга Никулина
Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т

1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной

дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

-различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

-на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

Некоторые из них мы рассмотрим:

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

(надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

Г. Уссурийск, Приморский край

Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии Конспект занятия по коррекции произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии (подготовительный этап) Цель: показать основные.

Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ Цель: Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего.

Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Заикание: пути коррекции Тарасова В. Ю. Учитель-логопед МБДОУ № 151 г. Казань Заикание у дошкольников: пути коррекции. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации.

источник

Аденоиды.Диагностическая и лечебная тактика при подозрении/наличии аденоидов.

Что обычно приводит родителей к решению о консультации ребёнка оториноларингологом?
— затруднённое носовое дыхание
— дыхание ртом
— частые простудные заболевания
— непрекращающийся насморк
— частые отиты (воспаление среднего уха)
— снижение слуха
— храп ночью
— отёчность лица
а так же другие симптомы,
однако выше перечисленное ставит перед врачом первостепенную задачу – подтвердить или исключить наличие аденоидных вегетаций и выявить причину их возникновения.

Способы диагностики аденоидов
1. Пальцевое исследование (врач пальпаторно, заведя свои пальцы за мягкое нёбо определяет наличие и степень аденоидных вегетаций)
2. Задняя риноскопия (за мягкое нёбо заводится носоглоточное зеркало, и врач должен разглядеть там искомое)
3. Рентгенография носоглотки
4. Компьютерная томография – достаточно достоверный метод, позволяющий определить наличие и степень аденоидных вегетаций, однако довольно дорогостоящий, и ребёнку трудно и страшно лежать длительное время в аппарате, присутствует лучевая нагрузка
5. Эндоскопическая риноскопия – гибкая, фиброскопия (в нос вводится тоненькая трубочка 2,4 мм в диаметре – гибкий эндоскоп, исследование безболезненное, длится максимально по 1 минуте на каждую половину носа, врач своими глазами видит аденоидные вегетации, их степень, состояние устьев слуховых труб, состояние слизистой оболочки, наличие воспалительного процесса в носоглотке).
Эндоскопическая риноскопия жёсткая – вводимая трубка прямая, диаметр от 3,4 мм в диаметре. Исследование требует проведения местной анестезии.
ВЫВОДЫ: эндоскопическая риноскопия является наиболее информативным, удобным и быстрым методом диагностики аденоидов

О степени аденоидов
Степень аденоидов определяется по области обтурации (закрытия) просвета хоаны (отверстие в носоглотке). Если просвет закрыт на 1/3 – это 1-ая степень, если 2/3 – 2-ая степень. Как правило, при наличии 1-й и 2-й степени носовое дыхание не затруднено, однако у ребёнка часто бывает насморк при сниженном общем иммунитете и присоединении бактериальной инфекции (аденоидит – воспаление аденоидных вегетаций). Может наблюдаться одутловатость лица. Однако у 50% пациентов воспалительный процесс отсутствует, ребёнок ни на что не жалуется, и это прекрасно. В таком случае лечение не требуется.
Если просвет хоаны обтурирован полностью – это 3-я или 4-ая степень аденоидов. В этом случае к выше перечисленным симптомам присоединяется затруднение носового дыхания, посапывание, храп по ночам. Ребёнок дышит открытым ртом. Почему это плохо? Затруднение носового дыхания приводит к хронической гипоксии (кислородному голоданию) головного мозга и организма в целом, привычно открытый рот формирует вытянутый лицевой скелет.

Итак, мы определили, наличие аденоидных вегетаций. Какая дальнейшая тактика врача? Удалять или не удалять аденоиды?

Важно! Провести обследование и выяснить ПОЧЕМУ образовались аденоидные вегетации, а также что является причиной аденоидита. Для этого необходимо следующее:
1. общий клинический анализ крови
2. общий анализ мочи
3. общий биохимический анализ крови
4. антистрептолизин-О, ревматоидный фактор, С-реактивный белок
5. общий иммуноглобулин Е
6. посев со слизистой ротоглотки и посев из носоглотки на микрофлору и чувствительность к антибиотикам
7. консультация аллерголога и постановка кожных аллергических проб
8. флюорография
9. анализ крови на антитела к гельминтам
10. анализ крови на стерильность
11. анализ крови на наличие внутриклеточных инфекций

По результатам анализов врач назначает консервативное лечение, которое заменяет или дополняет хирургическое лечение (аденэктомию).

Показания для аденэктомии (удаление аденоидов)
1. При наличии аденоидных вегетаций 1-й и 2-й степени, если беспокоят частые аденоидиты и/или выявлена бронхиальная астма
2. При наличии аденоидных вегетаций 3-й и 4-й степени
3. При отсутствии эффекта от консервативного лечения

Два слова о том как проводится операция
Прежде всего, существует 2 основных метода удаления аденоидных вегетаций – аденотомия (удаление части аденоидов) и аденэктомия (удаление аденоидной ткани полностью). Из поколения в поколение передаётся рассказ о том, “как детей привязывают к креслу, и на живую вырывают аденоиды, а потом разрешают есть мороженое”. В настоящее время существует достаточно адекватный метод обезболивания, с помощью которого можно провести операцию безболезненно и не травмировать психику ребёнка. Операцию гуманнее проводить под общим наркозом (не травмирует психику ребёнка), метод удаления – эндоскопический (операция под контролем зрения). В послеоперационном периоде проводится консервативное лечение, направленное на предупреждение рецидивов – повторного разрастания аденоидных вегетаций
Резюме. Оперативное вмешательство при наличии показаний для удаления аденоидных вегетаций должно осуществляться под общим наркозом, под эндоскопическим контролем, операция должна носить название Аденэктомия. До и после оперативного вмешательства целесобразно проводить курсы консервативного лечения, направленные на купирование воспалительного процесса в носоглотке.

Влияние аденоидов на нарушение речи

Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани.
Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Возможно возникновение заикания.
Консультацию логопеда таким детям рекомендуется проводить как можно раньше. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи.

Влияние аденоидов на зубочелюстную систему

Неблагоприятное влияние аденоидов распространяется и на зубочелюстную систему. В нормальных условиях в формировании лица принимает участие прикус, то есть соотношение между верхним и нижним рядами зубов.
При правильном прикусе верхние резцы на одну треть коронки перекрывают нижние челюсти, в боковых участках между зубами существует плотный контракт. При неправильном прикусе лицо приобретает характерные контуры. При глубоком прикусе нижняя челюсть кажется короткой из-за полного перекрытия верхними зубами нижних.
Открытый прикус мешает произношению звуков, так как между зубами имеется щель. Она может быть разного размера, при разговоре в нее попадает язык, что отражается на речи, нарушается произношение отдельных звуков. Отмечаются расстройство речи по типу закрытой гнусавости, неправильное произношение согласных звуков М, Н, Р, К, X.
При косом прикусе в боковой части челюсти нижние зубы перекрывают верхние, нарушается симметрия лица, здоровая часть кажется более выпуклой.
Перечисленные нарушения в формировании челюстей у ребенка связаны с теми процессами, которые происходят в аденоидной ткани, то есть с увеличением ее размера и воспалением. Это вызывает, как известно, затруднение дыхания через нос. Отсутствие или резкое затруднение носового дыхания сопровождается дыханием через постоянно открытый рот. В результате нижняя челюсть отвисает, мышцы, поддерживающие ее, теряют должный тонус. Нарушается выполнение функции закрытия рта. Как следствие сглаживаются носогубные складки. В области челюстей возникают застойные явления, которые ведут к нарушению питания зубов и самой костной ткани челюстей, то есть появляется неправильный прикус.

Читайте также:  Аденоиды 3 степени у ребенка 3 лет что делать

Исправление прикуса
Дети, у которых выявлены изменения в строении зубочелюстной системы, подлежат консультации у оториноларинголога. Прежде чем устранять дефект развития зубочелюстной системы необходимо провести соответствующее консервативное или хирургическое лечение заболеваний носоглотки, носа и околоносовых пазух, которые являются причиной затруднения носового дыхания. Это способствует восстановлению дыхания через нос и делает все мероприятия по исправлению прикуса более эффективными.
Исправлением прикуса занимаются стоматологи-ортодонты. При осмотре специалист определяет вид прикуса и назначает план лечебных мероприятий. Также в обязательном порядке проводится лечение всех зубов, пораженных кариесом, удаляются “лишние” зубы, которые мешают правильной постановке зубного ряда.
В последние годы для исправления прикуса стали широко использовать брэкет-системы. Это маленькие скобки, крепящиеся на зубах таким образом, что позволяют добиться нужного направления развития. Подобрать индивидуальный метод исправления может только специалист.
Чем раньше у ребенка выявлены нарушения зубочелюстной системы и начато исправление, тем лучше результат устранения дефекта. У детей старшего возраста мероприятия по устранению этих нарушений малоэффективны и практически не применяются.

Недержание мочи у детей с аденоидами
При аденоидах у некоторых детей наблюдается ночное недержание мочи – ночной энурез. Существует и дневной энурез. У ребенка до 6 месяцев мочевой пузырь опорожняется автоматически по мере наполнения. Способность удерживать мочу при наполненном мочевом пузыре у ребенка формируется к 3-4 годам. Регулярное недержание мочи после 3-4 лет считается отклонением от нормы.
Причин нарушения мочеиспускания существует несколько: неврозы, сосудистые нарушения головного и спинного мозга, врожденные пороки развития мочеполовой системы, а также ненормальное носовое дыхание.
При затрудненном носовом дыхании, связанном с аденоидными разращениями, нарушается отток из урогенитальной области венозной крови, возникает ее застой. Это ведет к изменению ритма кровообращения головного мозга и, как следствие, к расстройству в центре, отвечающем за регуляцию мочеиспускания.
Удаление аденоидов приводит к восстановлению носового дыхания и исчезновению энуреза у большинства оперированных детей.

Нарушения со стороны нервной системы у детей с аденоидами

При затрудненном дыхании через нос у детей наблюдается ряд расстройств со стороны нервной системы. К ним относятся нарушения памяти, сна, аппетита, ночное недержание мочи, быстрая утомляемость, вялость, приступы бронхиальной астмы, головные боли, головокружение.
Аденоидные разращения препятствуют прохождению воздуха в достаточном количестве к тканям легких, откуда кислород поступает в головной мозг. Недостаточное насыщение крови кислородом ведет к кислородному голоданию головного мозга, нарушает обменные процессы, что отражается на ряде функций организма.
Лечение, способствующее восстановлению носового дыхания, приводит к устранению тех симптомов, которые присутствовали у ребенка в условиях кислородного голодания головного мозга.
Высокая частота возникновения различных форм поражения как самих аденоидов, так и вызванных ими осложнений делает данную патологию одной из самых главных в детском возрасте. Обращаемость в поликлиниках к ЛОР-врачу детей с различными заболеваниями полости носа и носоглотки составляет более 90%. Причем у половины детей, особенно при затяжном, длительном течении болезни и отсутствии адекватного лечения, развиваются осложнения со стороны небных миндалин, околоносовых пазух, среднего уха. Такое положение дел обусловливает необходимость разработки наиболее эффективных методов лечения детей с указанной патологией, как консервативных, так, при показаниях, и хирургических.

Заболевания нижних дыхательных путей у детей с аденоидами

Длительно существующий и недостаточно интенсивно леченый аденоидит (обычно подострый), особенно при одновременном поражении околоносовых пазух, у некоторых детей является источником инфекции, нисходящей в нижние дыхательные пути. Возникает воспаление слизистой оболочки трахеи, бронхов и ткани легких. Практические наблюдения позволяют отметить тяжелое течение болезни и слабые результаты лечения. Это касается, главным образом, тех детей, у которых заболевания ЛОР-органов протекают скрытно, остаются недиагностированными
и поэтому не леченными. Значительное улучшение и выздоровление наступают тогда, когда в комплекс мер включено активное лечение ЛОР-органов.
Дети, страдающие повторными заболеваниями бронхолегочной системы, обязательно должны быть консультированы ЛОР-специалистом, пройти обследование и получить соответствующее лечение. Следует отметить, что ротовое дыхание на протяжении длительного времени может влиять на форму грудной клетки, вызывать ее деформацию, что усугубляет течение заболеваний бронхолегочной системы.

Острые респираторные инфекции у детей с аденоидами

Самым распространенным заболеванием среди детей являются острые респираторные вирусные инфекции. Чувствительность к вирусным инфекциям зависит от многих факторов – от особенностей возбудителя, возраста, наличия и характера сопутствующих заболеваний, состояния иммунной системы ребенка, способности образования интерферона.
Известно, что у детей первых лет жизни имеются признаки физиологического иммунного дефицита, недостаточная продукция интерферона, что повышает чувствительность организма к респираторным вирусам. Эти вирусы выделяются в течение длительного периода времени, участвуя в формировании нарушений в ЛОР-органах.
ОРВИ тесно взаимосвязаны с отклонениями со стороны ЛОР-органов. Любая ОРВИ протекает с поражением слизистой оболочки носа, носоглотки и глотки. Также значительна роль вирусной инфекции в формировании болезненных процессов в ЛОР-органах. На фоне часто повторяющихся ОРВИ или вслед за перенесенным заболеванием нередко наблюдаются возникновение различных острых воспалительных процессов в ЛОР-органах, длительное затяжное течение которых способствует формированию хронического очага инфекции. Таким образом, часто болеющие дети приобретают еще и хронические заболевания ЛОР-органов, усугубляющие течение основного процесса. Это, в свою очередь, делает невозможным полное выздоровление. Поэтому очень важны комплексное обследование, наблюдение и лечение на всех этапах болезни часто и длительно болеющих детей не только педиатром, но и ЛОР-врачом.
Практика показывает, что нередко значение болезненных процессов в ЛОР-органах у детей, постоянно болеющих ОРВИ, недооценивается. На фоне вирусной инфекции чаще всего развиваются следующие заболевания ЛОР-органов: острый ринит, синусит (гайморит, этмоидит, фронтит), аденоидит, тонзиллит, средний отит. Этому способствует затруднение или отсутствие носового дыхания, так как нарушается вентиляция околоносовых пазух и полости среднего уха. Кроме того, вдыхание ртом холодного неочищенного воздуха ведет к возникновению воспалительных явлений в низлежащих отделах дыхательных путей.
Лечение детей, заболевших ОРВИ, следует начинать уже в первые дни болезни. Очень важно с самого начала заботиться об улучшении или восстановлении носового дыхания. Этим можно предупредить развитие выраженных воспалительных процессов в ЛОР-органах. Ведь к вирусным поражениям слизистой оболочки дыхательных путей очень быстро присоединяется вторичная бактериальная флора. При сочетании вирусной и бактериальной инфекций воспаление усиливается и распространяется на слизистые оболочки других, рядом расположенных органов (околоносовых пазух, среднего уха), спускается в трахею, бронхи, легкие. Течение заболевания становится осложненным, затяжным, длительно не наступает выздоровление.

Признаки болезни при аденоидных разращениях

Отрицательное влияние аденоидных разращений на организм ребенка осуществляется тремя путями: могут возникать механическое препятствие, вызванное увеличением глоточной миндалины, нарушение рефлекторных связей и развитие инфекции в ткани аденоидов. Возможны комбинации этих факторов.
Главной причиной, которая вызывает изменения в организме ребенка при аденоидных разращениях, является механическое препятствие, возникающее в связи с увеличением размера аденоидов. Они заполняют полость носоглотки и в связи с этим закрывают ее просвет. В итоге затрудняется дыхание через нос. Затруднение может быть умеренным или выраженным, вплоть до полного отсутствия дыхания, что зависит как от степени увеличения аденоидов (II, III степень), так и от формы носоглотки. В результате давления, главным образом на сосуды слизистой оболочки, развивается отек в носу и возникает простой насморк. Он проявляется отечностью слизистой оболочки носа и носоглотки, сопровождается появлением слизистого секрета в полости. Это усиливает затруднение дыхания через нос.
Другим, наиболее часто встречающимся симптомом при аденоидных разращениях, являются изменения невоспалительного характера в среднем ухе. Для нормального проведения звука по звукопроводящему пути к центру головного мозга служит слаженная, хорошо действующая система в барабанной полости и ее достаточно полноценная вентиляция. Это происходит при свободном дыхании через нос, при отсутствии аденоидных разращений и отека слизистой оболочки носа и носоглотки. При таких условиях атмосферный воздух через слуховую трубу проникает в барабанную полость и обеспечивает хорошую работу всей системы среднего уха, то есть барабанной перепонки и цепи слуховых косточек.
Уменьшение или отсутствие вентиляции способствует возникновению отрицательного давления в барабанной полости, что приводит к втяжению барабанной перепонки. Это препятствует передаче звука в полной мере и ведет к снижению слуха.
Наблюдаемые при аденоидных разращениях нарушения ряда функций организма не могут быть объяснены только наличием механических причинных факторов. Известно, что слизистая оболочка носа имеет сложную иннервацию. В ней есть нервы специальной (например, обонятельной), общей чувствительности, симпатические нервы, терморегуляторы. Также нервы полости носа контактируют с нервами мозговых оболочек (В. Ф. Ундриц, 1930; К. Л. Хилов, 1930; Н. В. Наджарян, 1948).
Таким образом, слизистая оболочка носа является богатой рефлексогенной зоной, что объясняет ее роль в происхождении многих физиологических реакций и болезненных (патологических) рефлексов. Примерами нарушения рефлекторных связей при затрудненном носовом дыхании являются бронхиальная астма, рефлекторный кашель, эпилепсия, ночное недержание мочи, головные боли, нарушения сна, повышенная утомляемость, дефекты речи и пр. (В. Ф. Ундриц, 1958). Эти сопутствующие заболевания проявляются индивидуально. Решение вопроса о лечении принимается с учетом этих особенностей у каждого ребенка отдельно.

Проявление заболевания аденоидов

Ранее было отмечено, что заболевания аденоидов могут проявляться в виде двух форм. При одной форме, главным образом наблюдается увеличение размеров аденоидной ткани после повторных ОРВИ. Воспаление в них отсутствует. Это состояние называется аденоидными разращениями.
Другая форма поражения аденоидов связана с наличием в их ткани инфекции. Чаще всего там поселяются вирусы, в частности аденовирусы. Размер аденоидов может быть небольшим (выявляются аденоиды II и даже I степени). Постоянное наличие инфекции в ткани аденоидов является причиной частых обострений заболевания, при котором очень часто педиатры ставят диагноз ОРЗ. Но это не ОРЗ. Правильнее называть болезнь аденоидитом. Это соответствует действительности. Иногда наблюдается сочетание указанных двух форм, то есть в увеличенных аденоидах присутствует воспаление.
Увеличение в размерах и воспаление аденоидов в детском возрасте – самая распространенная патология среди всех заболеваний верхних дыхательных путей (на ее долю приходится 30%).
Каждой форме присущи свои характерные признаки, которые несколько отличаются друг от друга.

Признаки болезни при остром аденоидите

Острый аденоидит начинается остро, с высокого подъема температуры тела до 38-39 °С, с заложенности носа с явлениями выраженной гнусавости и скудными слизисто-кровянистыми выделениями из носа в первые часы и дни болезни. Затем отделяемое становится гнойным. Определяется подчелюстной и шейный лимфаденит (воспаление лимфатических узлов).
При осмотре полости носа видны яркая гиперемия и набухлость слизистой оболочки, скопление слизисто-гнойного или гнойного секрета, преимущественно в задних отделах носа. Дыхание через нос резко затруднено.
В глотке отмечается выраженное покраснение слизистой оболочки задней стенки глотки с типичной картиной разрастания элементов лимфаденоидной ткани, расположенных в толще слизистой оболочки виде гранул. В центре этих образований у отдельных больных можно видеть нагноившиеся фолликулы. Из носоглотки в большинстве случаев спускается слизисто-гнойное или гнойное отделяемое. Как правило, имеется более или менее выраженное покраснение слизистой оболочки небных миндалин, что расценивается как катаральная ангина.
При осмотре носоглотки аденоидная ткань представляется набухшей, покрасневшей, значительно увеличенной в размере. В бороздах и щелях видно скопление гнойного или слизисто-гнойного секрета. У некоторых больных имеется картина фолликулярной или лакунарной ангины.

Признаки болезни при подостром аденоидите

Это заболевание сопровождается субфебрильной температурой тела (иногда возможны периодически подъемы температуры до более высоких цифр), затяжным гнойным насморком, кашлем, шейным и подчелюстным лимфаденитом, нередко рецидивирующим и не поддающимся консервативному лечению, острым средним отитом. Течение подострого аденоидита может продолжаться несколько месяцев (с сентября-октября до апреля-мая) с переменным улучшением и ухудшением состояния ребенка.
При осмотре ЛОР-органов обнаруживаются следующие изменения. Слизистая оболочка носа отечная и покрасневшая, но в отличие от острого аденоидита в несколько меньшей степени. В общем и нижнем носовых ходах обычно с обеих сторон находится слизисто-гнойное или гнойное отделяемое. У некоторых больных оно может отсутствовать или быть в небольшом количестве в задних отделах носовой полости. На первый план у этих больных выступают жалобы на заложенность носа в большей или меньшей степени. При попытке высморкать нос отделяемого не бывает. Заложенность носа объясняется увеличением размера аденоидов, которые суживают просвет носоглотки, вызывая тем самым затруднение для прохождения воздушной струи.
Ночью ребенок храпит, дышит ртом, сон из-за этого становится неспокойным, ребенок часто просыпается. Слизистая оболочка рта пересыхает.
В глотке отмечается умеренное покраснение слизистой оболочки небных миндалин и задней стенки глотки. Из носоглотки нередко спускается слизисто-гнойное отделяемое. Сами аденоиды также находятся в состоянии воспаления, то есть имеются покраснение и набухание ткани, скопление воспалительного, обычно гнойного, секрета.
У большинства детей с подострой формой аденоидита в процесс вовлекаются и другие ЛОР-органы, в частности околоносовые пазухи (развиваются синуситы) и система среднего уха (возникают острые катаральные и гнойные средние отиты).

Признаки болезни при хроническом аденоидите

При хроническом аденоидите детей обычно беспокоят затруднение дыхания через нос, постоянный насморк (катаральный, реже гнойный). Общие проявления хронического воспаления аденоидов выражены слабо. Болезни подвержены дети старшего возраста.
При хроническом аденоидите периодически наблюдаются обострения. В этот момент отмечается подъем температуры тела до 38 °С, усиливаются заложенность носа и насморк Нередко возникают острые гнойный средний отит, синусит, воспаление нижних дыхательных путей (трахеит, бронхит) или обострение хронических заболеваний ЛОР-органов.
Во время обострения картина болезни напоминает картину острого аденоидита. После лечения острые проявления исчезают, но полностью хронический аденоидит не излечивается. Это отличает его от острого аденоидита, после лечения которого, как правило, наступает выздоровление с восстановлением всех функций, то есть улучшаются общее состояние, носовое дыхание, прекращается насморк.
При осмотре ребенка с хроническим аденоидитом вне обострения отмечается общее удовлетворительное состояние, температура тела нормальная.
В носовых ходах отделяемое может отсутствовать или быть в небольшом количестве, часто слизистого, реже гнойного характера. Отделяемое обычно скапливается за ночь, а после утреннего туалета носовые ходы остаются свободными, и дыхание на протяжении всего дня бывает удовлетворительным. Неприятности ребенок обычно испытывает в ночное время, когда в носоглотке увеличивается выраженность отека слизистой оболочки и аденоидной ткани, скапливается отделяемое и ухудшается дыхание через нос, появляется храп.
При осмотре носоглотки можно видеть отделяемое и аденоидные разращения. В центре аденоидных разращений, в бороздах у некоторых детей наблюдаются скопления гнойных пробок. Иногда их бывает много и они находятся там постоянно. Обычно такие пробки являются источником интоксикации, признаки которой – головные боли, субфебрильная температура и пр.
В глотке особых изменений не обнаруживается. Слизистая оболочка небных миндалин и задней стенки глотки розовая. У некоторых больных на задней стенке глотки видны гранулы, характерные для фарингита, который является вторичным, так как связан с хроническим аденоидитом. При осмотре ушей часто обнаруживаются втянутость и мутность барабанных перепонок. При хроническом аденоидите у детей нередко встречаются хронический гнойный средний отит, синусит, а также склонность к заболеваниям нижних дыхательных путей, мочеполовой системы. Интоксикация, обусловленная хроническим воспалением аденоидной ткани, вызывает ряд расстройств, в том числе повышенную утомляемость, неуспеваемость в школе и др.

Нарушение носового дыхания у детей с аденоидами

Основной причиной затруднения носового дыхания у детей являются аденоиды, так как увеличение их размеров мешает прохождению воздуха из носа через носоглотку в нижние дыхательные пути. Однако следует отметить, что аденоиды не являются единственной причиной. Как показывают наблюдения, кроме аденоидов в носовой полости имеются разнообразные изменения врожденного и приобретенного, главным образом травматического характера. Эти изменения в совокупности с аденоидными разращениями являются препятствием для дыхания. В частности, имеют значение состояние носовой перегородки и носовых раковин, их неправильное развитие; Эти изменения могут быть первопричиной затруднения носового дыхания, что в свою очередь ведет к разрастанию аденоидной ткани. Поэтому только удаление аденоидов не приводит к восстановлению дыхания через нос. Перед операцией необходимо выявлять все изменения в строении носовой полости и параллельно устранять их консервативными или хирургическими методами.

Читайте также:  Аденоиды во рту как лечить

Изменения носовой перегородки

Очень часто у детей встречается неправильное строение носовой перегородки. В нормальных условиях носовая перегородка находится в центре и разделяет носовую полость на две равные доли. Носовая перегородка состоит из хрящевой части (в переднем отделе) и костной ткани (в глубоких отделах). Поверхность ее гладкая, но нередко бывают различные отклонения в виде смещения ее в одну или другую сторону, наличие гребней, шипов в любой части перегородки.
Перечисленные выше изменения носовой перегородки обычно бывают врожденного характера. Травматические повреждения выглядят иначе. При травме происходит смещение носовой перегородки в хрящевом и костном отделах.
Травмы носа, которые дети получают при падении, родители не всегда замечают, особенно если они не сопровождались кровотечением. Как правило, через день-два после ушиба появляются кровоизлияния в области спинки носа и под глазом, затруднение дыхания во время сна. Иногда даже незначительного ушиба достаточно для того, чтобы нарушить положение перегородки внутри носовой полости. При переломах костей носа перегородка деформируется практически в 95% случаев. Своевременная помощь – репозиция, то есть сопоставление костных отломков, позволяет избежать стойкой деформации носовой перегородки. Репозиция костей носа проводится в больничных условиях после обязательного рентгенологического обследования. Оказать реальную помощь необходимо в течение первых 8-10 дней с момента травмы.
Возможно смещение четырехугольного хряща носовой перегородки, что не только влечет за собой резкое затруднение дыхания, но и влияет на эстетический вид наружного отдела носа. Четырехугольный хрящ при таком повреждении выступает за пределы носовой полости. Это смущает больных и родителей. Для устранения данного дефекта необходимо только хирургическое вмешательство по достижении возраста 14-15 лет.
Имеется категория детей, у которых отмечается врожденная узконосость, при которой сужение носовых ходов затрудняет дыхание через нос.

Изменения носовых раковин

В структуру носовой полости входят носовые раковины. Всего их 6, с каждой стороны по 3 – нижние, средние и верхние. Их структура костная, но поверхность покрыта слизистой оболочкой. Они выполняют в организме человека ряд важных функций, в том числе защитную, при условии нормального состояния носовых раковин. Однако раковины, особенно нижние, реже средние, подвержены изменениям. Эти изменения возникают при хроническом насморке, длительно текущем аденоидите, деформациях носовой перегородки и связаны с увеличением или уменьшением размеров раковин, то есть соответственно, с их гипертрофией или атрофией. Атрофия нижних носовых раковин чаще всего наблюдается при деформациях носовой перегородки. Выступающие шипы и гребни оказывают давление на носовые раковины, что ведет к уменьшению размеров (атрофии).
Изменения средней носовой раковины, как правило, бывают врожденного характера, диагностируются с трудом и только на компьютерных томограммах.
Возможны варианты изменений в носовых раковинах. Они могут быть односторонними, двусторонними, касаться только нижних раковин или нижних и средних. Наблюдаются разные по характеру изменения. Например, с одной стороны раковина увеличенная, с другой, напротив, уменьшенная в размере. Увеличение может быть умеренным, а может быть очень выраженным, иногда закрывается практически весь просвет носовой полости.

Проявления аденоидов у здоровых детей, ВАЖНО.

У здоровых детей аденоидная ткань, находящаяся в носоглотке, имеет такие размеры и расположение, что не закрывает просвет задних носовых ходов (аденоиды располагаются на границе полости носа и носоглотки). Поэтому дыхание через нос и днем, и ночью свободное.
Значение носового дыхания для любого, особенно развивающегося детского организма, очень важно. Уже в конце XIX в. было выяснено значение свободного носового дыхания для нормальной жизнедеятельности организма. Также стало известно об изменениях, формирующихся в организме при дыхании ртом.
Полость носа имеет сложное строение. Ее разные участки предназначены для выполнения нескольких важных функций. К ним относятся дыхательная, обонятельная и защитная функции.
Дыхательная функция. При вдохе через носовую полость проходит большой объем воздуха. Так, у взрослого человека в одну минуту – до 500 см3, а дыхательных движений в минуту бывает 16-20.
Ребенок в одну минуту делает 25-30 движений, а новорожденный – до 50. При дыхании происходит регуляция воздушной струи, что достигается сужением и расширением ноздрей.
Обонятельная функция осуществляется специальными клетками, которые называются рецепторными и располагаются в среднем отделе носовой полости. Этих “рецепторных приборов” много в слизистой оболочке, они служат для формирования рефлекторных реакций. Возникшая от любого раздражителя рефлекторная реакция по обонятельному нерву, который отходит из этой области, передается в центр обоняния, находящийся в головном мозгу.
Обонятельная функция играет большую роль. Благодаря ей организм получает сигнал о попадании в носовую полость вредных веществ и нейтрализует их.
Защитная функция. Вдыхаемый воздух в носовой полости подвергается тщательной подготовке для прохождения в более глубокие дыхательные пути. В частности, он очищается, согревается, увлажняется, обезвреживается. Все эти весьма существенные моменты относятся к защитной функции носа.
Согревание воздуха, особенно в холодный период времени года, предупреждает переохлаждение глубоких дыхательных путей. Согревается воздух за счет имеющихся в слизистой оболочке носа богатой сети кровеносных сосудов.
Воздух, поступающий в носовую полость, увлажняется за счет носовой слизи и секрета слезных желез. Количество слизи, выделяющейся слизистыми железами слизистой оболочки носа в сутки, у здорового человека достигает 500 см3.
К защитной функции носа относится также способность слизистой оболочки очищать, обеспыливать, обезвреживать вдыхаемый воздух. Осевшие на слизистой оболочке носа пылевые частицы, бактерии, вирусы и различные химические вещества обезвреживаются, нейтрализуются и удаляются. Эти процессы также выполняются слизистым секретом носа, который содержит специальные вещества. Кроме этого, слезоотделение, а также чихание очищают полость носа.
Нарушение перечисленных функций носовой полости при отсутствии нормального дыхания через нос небезразлично для детского организма и, в частности, для нижних дыхательных путей.
При свободном дыхании через нос физическое и умственное развитие ребенка проходит нормально. Сон и аппетит не нарушены. Врачи и исследователи М. Ф. Цытович и Ю. К. Кононович указывают на то, что свободное дыхание через нос в значительной степени снижает восприимчивость организма к инфекциям, в частности к вирусным, предупреждает возникновение ларингита, бронхита, пневмонии, а также ряда заболеваний самой полости носа, ее околоносовых пазух. Развитие зубной системы идет соответственно возрасту, правильно формируется прикус.
Доктор И. П. Волошин еще в 1925 г. говорил: “Только тот обладает цветущим здоровьем, кто нормально и постоянно дышит носом”.
У здоровых детей изменения в ЛОР-органах отсутствуют. Слизистая оболочка носа и глотки розового цвета. В носу и носоглотке находится небольшое количество слизи, необходимой для увлажнения вдыхаемого воздуха. При осмотре носоглотки с помощью зеркала можно видеть совершенно свободный просвет носоглотки, небольшое скопление аденоидной ткани, патологический секрет отсутствует.
Доктор О. Кочнеч в 1898 г. писал, что при ротовом дыхании в организме всегда наблюдаются те или иные изменения. В частности, затруднение носового дыхания оказывает большое влияние на общую сопротивляемость детского организма. Известно, что дети чаще, чем взрослые страдают различными заболеваниями, вызывающими затруднение дыхания через нос.
Было установлено, что затруднение носового дыхания вызывает изменения со стороны слизистой оболочки носа, околоносовых пазух, верхних дыхательных путей, среднего уха. Нарушаются функции дыхания, деятельность пищеварительного тракта, кровообращение. Снижается насыщение крови кислородом, появляются признаки кислородного голодания головного мозга. Резкое затруднение носового дыхания, тем более полное его отсутствие, способно выявить расстройство деятельности коры головного мозга, что сказывается на уровне утомляемости, сонливости, успеваемости в школе, умственного развития в целом.

Насморк у детей с аденоидами

Второй по частоте жалобой у детей при аденоидах является насморк. Проявляться он может в разных формах, в зависимости от инфекции, выраженности и распространенности поражения слизистой оболочки носа, от общего состояния ребенка, наличия у него других сопутствующих заболеваний.
Следует отметить, что заболеванием, наиболее часто встречающимся у детей всех возрастов, но особенно в первые годы жизни, является насморк – острый, затяжной, хронический, вазомоторный, аллергический. Причины разнообразны. Любой насморк, кроме аллергического, связан с проникновением в организм инфекции через нос. Первостепенное значение имеют вирусы, разнообразие которых чрезвычайно велико (более 100 видов). Восприимчивость ребенка высокая, она тем выше, чем младше ребенок. У детей первых лет жизни заболевание чаще вызывают респираторный синтициальный вирус (РСВ) и вирусы парагриппа. Значительный удельный вес имеют аденовирусы, к которым аденоиды имеют повышенную чувствительность. Проникая через нос, аденовирусы внедряются в лимфаденоидную ткань носоглотки, задерживаясь там на длительное время, и формируют разные стадии аденоидита.
Условия для возникновения в носоглотке воспаления весьма благоприятные. Это объясняется двумя факторами.
Аденоидная ткань расположена в носоглотке, куда инфекция обязательно проникает из носа, не минуя ее, а напротив, задерживаясь в бороздах и лакунах на длительное время.
Область трудно доступна для успешного лечения, что делает многие способы малоэффективными.
В разделе, посвященном лечению аденоидитов и синуситов, будут приведены более подробные данные и рекомендации по проведению лечебного процесса.
Насморк – это воспаление слизистой оболочки носовой полости. Он сопровождает любое простудное состояние, острые респираторные вирусные заболевания, многие детские инфекционные болезни (корь, скарлатину, дифтерию, инфекционный мононуклеоз и др.). Объясняется это тем, что в организм многие инфекции проникают через верхние дыхательные пути, в частности, через носовую полость.
Заболевание начинается остро после попадания инфекции на слизистую оболочку носа. Развитие болезни происходит в течение нескольких часов, сопровождается подъемом температуры тела, заложенностью носа, общим недомоганием.
В настоящее время, уже на протяжении нескольких последних лет, начало насморка в основном бывает связано с вирусом. Его болезнетворное действие проявляется резким отеком слизистой оболочки носа.
Строение слизистой оболочки носовой полости в нормальных условиях обеспечивает правильный режим работы: то есть в слизистых клетках вырабатывается до 1,5 л слизи в сутки. Она увлажняет поверхность слизистой оболочки носа, очищает вдыхаемый воздух от микробов, вирусов и различных примесей за счет бактерицидных веществ, входящих в состав слизи.
Имеющиеся в носовой полости специальные реснитчатые клетки перемещают слизь с обезвреженными вредными веществами, которые находились во вдыхаемом воздухе, в носоглотку и глотку. В нормальных условиях вязкость слизи постоянна, что регулирует активность движений ресничек. При воспалении вязкость меняется, что нарушает эвакуацию слизи из носовой полости. Она скапливается, застаивается, что способствует проникновению и размножению микробов, развивается гнойный процесс. Насморк приобретает другой характер, отделяемое становится слизисто-гнойным или гнойным. Токсины (яды), которые вырабатываются при гнойном воспалении, всасываются в кровь, распространяются по организму и заболевание приобретает признаки общей интоксикации – подъем температуры, слабость, вялость, отсутствие аппетита и т. д.

Затяжной насморк у детей с аденоидами

Если выздоровление задерживается более чем на две недели, то есть насморк не поддается лечению или имеется склонность к повторению через короткий промежуток времени, его следует трактовать как затянувшийся. В подобных случаях должна быть причина такого длительного течения насморка, не поддающегося лечению обычными методами. Эту причину необходимо выяснить и по возможности устранить. Чаще всего, “виновниками” оказываются аденоидные разращения, точнее аденоидит, аллергическая реакция на пищевой, лекарственный, бытовой и прочие аллергены, искривления носовой перегородки, гребни, шипы, узконосость.
Принципиально лечение такое же, как при остром насморке, но положительные результаты временные или отсутствуют. Для уточнения диагноза и определения дальнейшего лечения ребенок должен быть направлен к ЛОР-специалисту.

Хронический насморк у детей с аденоидами

Хронические формы насморка весьма разнообразны. К ним относятся простой, гипертрофический, атрофический, вазомоторный, аллергический насморк. Причины их возникновения также различны, поэтому лечение проводится дифференцированно, соответственно проявлениям.
Причинами хронического насморка чаще всего являются деформации носовой перегородки (искривления, гребни, шипы), гипертрофические и воспалительные процессы в носоглотке, нарушения со стороны бронхолегочной системы и пр.
При простом хроническом насморке наблюдаются умеренное затруднение носового дыхания, постоянное наличие секрета, главным образом, слизистого характера. Эти признаки связаны с отечностью слизистой оболочки носа, сужением просвета носовых ходов. Применение сосудосуживающих капель способствует улучшению дыхания, уменьшению секреции, но не ведет к выздоровлению. Наблюдается временное улучшение состояния. Необходимо уточнить причину насморка и устранить ее.
Гипертрофический насморк развивается, как правило, вследствие часто повторяющегося, затяжного насморка, особенно при искривлениях носовой перегородки. В слизистой оболочке при этой форме насморка происходят изменения гипертрофического типа, завершающиеся замещением кавернозной ткани носовых раковин соединительной тканью, что делает их увеличение стойким, вызывает резкое затруднение носового дыхания. Чаще при гипертрофической форме насморка страдают нижняя носовая раковина, ее передний и задний отделы.
Атрофический насморк у детей встречается редко. Он возникает вследствие угнетения функции желез слизистой оболочки носа, вырабатывающих слизь. Слизь необходима для увлажнения слизистой оболочки и осуществления защитной функции носа.
Атрофический насморк характеризуется сухостью слизистой оболочки носа, скоплением густого секрета, который нередко засыхает и превращается в корки. Это затрудняет дыхание через нос. Сухость слизистой оболочки носа при этом насморке может быть умеренной и локализоваться в переднем отделе носовой полости. Такую форму называют передним субатрофическим насморком. Сухость может быть резко выражена, образуется большое количество корок на протяжении значительной части носовой полости. Это состояние классифицируется как атрофический насморк.
При атрофическом рините, особенно выраженном в переднем отделе носовой перегородки в области поверхностно расположенного скопления сосудов – так называемого сплетения Киссельбаха, возможны носовые кровотечения. Они очень беспокоят родителей, так как появляются внезапно, ночью.
Эти кровотечения могут быть частыми, ежедневными и даже повторяться неоднократно, Однако, как правило, не бывают обильными. Нередко кровотечение провоцирует вирусная инфекция – из-за поражения вирусом стенок сосудов и кровяных пластинок – тромбоцитов – увеличивается их ломкость. Кровотечение в этих случаях может быть более сильным и продолжительным, но не опасным.
Следует знать о том, что иногда частые и обильные кровотечения могут быть проявлением заболевания крови, поэтому при часто повторяющихся носовых кровотечениях необходима консультация врача-гематолога. Носовые кровотечения могут стать причиной малокровия – анемии.
При аденоидах также возможны кровотечения, чаще они наблюдаются при воспалении, при котором имеются отек слизистой оболочки и кровенаполнение сосудов носовой полости, главным образом в переднем .отделе носовой перегородки. Повышенная ранимость таких сосудов ведет к кровотечениям, которые также не бывают обильными, как правило, самостоятельно останавливаются.
Вазомоторный ринит. По типу и проявлениям различают две формы вазомоторного насморка – нейровегетативную и аллергическую. В основе нейровегетативной формы вазомоторного насморка лежат расстройства нейровегетативных и эндокринных механизмов. В этом случае имеются нарушения сосудистых реакций. Слизистая оболочка носа бледная, с синюшным оттенком, выделяется большое количество стекловидного и слизистого отделяемого. Характерно частое, залпами, чихание.
У детей вазомоторный ринит очень часто развивается вторично, в связи с наличием других патологических процессов – аденоидов, воспаления околоносовых пазух, искривления носовой перегородки. Нередко устранение указанных заболеваний ведет к исчезновению вазомоторного ринита: нормализуется носовое дыхание, прекращается чихание, исчезает обильное и постоянное отделяемое.
Аллергический насморк обусловлен повышенной чувствительностью организма к веществам, с которыми он находится в постоянном контакте. Аллергенами могут быть лекарства, пищевые продукты, бытовая пыль, шерсть животных, растения, инфекция и др. После контакта с аллергеном появляется зуд в носу, возникают приступы чихания и истечения слизи из носа. Эти явления раздражают ребенка, и он постоянно трет нос – этот признак носит название “носовой салют”. Таким образом, при вазомоторных ринитах имеются глубокие и разнообразные нарушения в ряде систем организма: вегетососудистой, эндокринной, иммунной и др. Эти изменения необходимо учитывать при выборе метода лечения.

Кашель у детей с аденоидами

Кашель – симптом, очень часто встречающийся при многих заболеваниях, главным образом при острых и хронических воспалениях дыхательных путей. В зависимости от места нахождения воспаления – в нижних или верхних дыхательных путях – он имеет свои отличительные черты.
Кашель относится к защитным реакциям организма и при некоторых болезнях играет положительную роль, так как сопровождается удалением из дыхательных путей секрета, который образуется при воспалении. Такой характер кашля наблюдается при трахеитах, бронхитах и пневмониях.
Существует другой вид кашля, который бывает приступообразным, мучительным, продолжительным (от нескольких недель до нескольких месяцев). Он нарушает покой, сон. Чаще является сухим, но может сопровождаться выделением слизисто-гнойного или гнойного секрета. Это обычно наблюдается при аденоидитах и синуситах, когда секрет через носоглотку спускается в дыхательные пути, вызывая кашель. Этот секрет дети часто заглатывают, что для них значительно легче, чем отхаркивать. Родители распознают характер кашля и четко сообщают о том, что кашель горловой. Он может проявляться и как покашливание, в большинстве случаев сухое. Такой кашель принято называть рефлекторным, так как главной причиной его возникновения является раздражение нервных окончаний в слизистой оболочке задней стенки глотки.
Очень часто кашель беспокоит ребенка в ночное время. Объясняется это тем, что ночью, когда ребенок находится в горизонтальном положении раздражение нервных окончаний в области задней стенки глотки проявляется в большей степени. Как правило, это наблюдается при аденоидитах и синуситах. Убедительным подтверждением такого объяснения служат успешные результаты консервативного лечения или аденотомия, после которых кашель исчезает

источник