Меню Рубрики

Во время обучения болит голова

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Часто у человека после физических нагрузок, усиленных нагрузок возникает сильная головная боль. Существует множество причин, которые могут спровоцировать ее. Очень важно вовремя обратить внимание на них, возможно, некоторые нагрузки противопоказаны, потому что являются опасными для жизни и могут только навредить.

1. Повышенное давление. Ликвор защищает головной мозг от разных негативных воздействий. Он представляет собою жидкость, которая вырабатывается с помощью сплетения сосудов в мозговых желудочках. Чтобы поддержать жизнедеятельность головного мозга в норме, необходима полноценная работа ликвора. Если скапливается большое количество жидкости, повышается давление и сильно болит голова. Часто это последствие травмы, полученное при физической нагрузке или хроническое гипертоническое заболевание. Повышенное давление — это первый признак заболевания сосудистой системы, которую необходимо вовремя лечить.

2. Из-за атеросклероза сосудов мозга артериальные стенки вены могут изменять свой просвет. При физических нагрузках возникают проблемы с церебральными артериями.

3. Из-за сужения сосудов шеи ухудшается питание в головном мозге, поэтому человек чувствует шум в ушах, сильную головную боль. Также начинает кружиться голова, снижается слух, расстраивается сон, возникают проблемы с мыслительными процессами – памятью, вниманием.

4. В случаи застоя жидкости в спинном мозге возникают головные боли.

5. Если у человека хронический фронтит, головная боль образовывается в лобной части.

6. При заболеваниях в среднем, внутреннем ухе могут также возникать неприятные ощущения в области головы.

1. В случаи перенапряжения мышечной шейной системы, головы.

2. Когда человек неправильно выполняет комплекс упражнений, делает все через силу. Такая боль сжимающая, давящая, человеку кажется, что на голову надели обруч.

3. Терпимая боль может быть характерна для некоторых спортсменов, которые постоянно подвержены физическим нагрузкам.

4. Если человек занимался спортом, при этом был эмоционально перенапряжен, его беспокоила депрессия.

5. Обостряется головная боль после физических нагрузок, когда человек перестал принимать обезболивающие средства.

6. Если человека беспокоит невралгия в затылочном нерве, и, когда при тренировке приходится надевать специальный шлем или очки, они сжимают голову, из-за этого возникают неприятные ощущения в области головы.

7. В случаи растяжения мышечной системы шеи, также связок.

8. Если поражены суставы между позвоночником.

9. После дайвинга может болеть голова из-за баротравм.

10. Когда голова сильно болит при наклоне вниз, это говорит о том, что у человека гайморит.

Очень важно, если тревожат постоянные головные боли после интенсивных физических нагрузок, нужно обязательно пройти полное обследование для выяснения причины.

1. Кроме головной боли, может нарушаться сознание, возникать проблемы психического характера, раздвоение личности, неадекватность.

2. Сильные головные боли могут развиваться стремительно.

3. Появляется тошнота, затем рвота, повышается температура тела.

4. Боль как последствие перенесшего инфекционного заболевания.

5. Кроме головы болит шея, плечи.

6. Боль является интенсивной и появилась первый раз.

Если эти признаки сопровождают головную боль, нужно сразу же обратиться в больницу, они могут указывать на серьезные проблемы со здоровьем.

1. Выпить обезболивающее средство – Цитрамон. Анальгин, так можно в скором времени облегчить свое состояние здоровья.

2. Отдохнуть, поспать, потому что часто головные боли спровоцированы перенапряжением, повышенным нагрузками, если сон будет здоровый, неприятный ощущения в области головы сразу утихнут.

4. Эффективным способом является теплая ванна с морской солью, валерианой.

6. Измельчит лимонную мякоть, и приложить на лоб, после такого своеобразного компресса боль стихает.

1. Нужно в стакане кипятка заварить чайную ложку зверобоя, процедить через полчаса.

2. В стакане кипятка заварить две столовые ложки мать-и-мачехи. Настоять около часа и употреблять.

3. Столовую ложку мяты заварить в стакане кипятка, настоять до 20 минут.

Все чаи обладают спазмолитическим, успокаивающим, болеутоляющим эффектом, поэтому помогут избавиться от мучительной боли в голове.

1. Во время занятий нужно следить за своим дыханием, при усиленной тренировке ни в коем случаи нельзя задерживать свое дыхание.

2. Нагрузка должна быть постепенной. При беге нужно сначала медленно пройтись, затем постепенно ускорятся, так сердце сможет быстрее адаптироваться.

3. Питание при физических нагрузках должно быть сбалансированным и полноценным, в рационе должен быть йогурт, орехи, кефир, бананы, цитрусовые, так можно зарядиться энергетикой, и предотвратить головные боли.

4. Как можно больше употреблять жидкости, вода должны быть очищенной, негазированной. Если ее не будет хватать, могут начать беспокоить сильные головные боли. Перед тренировкой нужно выпить 200 мл воды, после воду можно пить только спустя полчаса. Вода снижает артериальное давление, поэтому головная боль вас не будет беспокоить.

5. Укреплять мышечную систему шеи, потому что именно из-за нее часто тревожат спазмы в сосудистой системе головного мозга, появляются сильные головные боли.

6. Обратите внимание на осанку, часто именно из-за нее появляются головные боли.

Таким образом, головная боль после физической нагрузке приносит множество неудобств, она не дает человеку полноценно активно двигаться, чаще всего является последствие сосудистого спазма, характерна для людей, которые часто страдают мигренями, имеют вегето-сосудистую дистонию. В пожилом возрасте боль в голове может быть спровоцирована разными заболеваниями, поэтому таким людям нужно осторожно относиться к тренировкам, усиленным нагрузкам.

Занятия спортом – верный залог здоровья. Регулярные физические нагрузки обязательны для поддержания нормального самочувствия. Но несмотря на все преимущества тренировок многие люди страдают от головных болей после них. Почему так происходит?

Причин, по которым болит голова после тренировки, может быть очень много. Среди наиболее распространенных факторов, влияющих на самочувствие спортсменов, выделяют следующие.

Головной мозг надежно защищен от возможных механических воздействий с помощью ликвора. Это особая жидкость, вырабатываемая сосудистыми сплетениями желудочков мозга. Для поддержания нормальной жизнедеятельности организма происходит регулярное всасывание ликвора. Но иногда его скапливается слишком много. В результате повышается внутричерепное давление, а голова начинает болеть. Одной из причин часто оказывается легкая черепно-мозговая травма, полученная во время тренировки.

Говорить о головной боли физического напряжения можно только при отсутствии органических заболеваний и других провоцирующих факторов. Этот вид боли вызван напряжением мышц шеи и головы из-за чрезмерной нагрузки или неправильной техники выполнения упражнений. Головная боль носит давящий или сжимающий характер. По ощущениям она напоминает плотно сжатый вокруг головы обруч. Обычно боль умеренная, но бывает и очень интенсивной. Согласно исследованиям у половины людей, регулярно занимающихся спортом, наблюдается головная боль физического напряжения.

Читайте также:  Почему очень сильно болит голова и кружится

При спокойной размеренной жизни человек может не замечать повышения давления, но при малейших физических нагрузках оно дает о себе знать. Головные боли после занятий спортом могут сигнализировать о наличии артериальной гипертонии. Обезболивающие таблетки в таком случае не панацея: они только снимут симптомы. Повышенное артериальное давление говорит о проблемах с сосудами, поэтому лечиться следует под контролем врача.

Головная боль после физических нагрузок может также появляться из-за:

  • Депрессивных состояний, эмоционального перенапряжения;
  • Синдрома отмены, возникшего после прекращения приема анальгетиков;
  • Невралгии затылочных нервов как результата использования защитных средств во время тренировок: тесного шлема, очков и т. д.;
  • Растяжения шейных мышц и связок;
  • Поражения межпозвоночных суставов;
  • Баротравмы (у ныряльщиков с аквалангом).

Когда головные боли носят интенсивный характер и появляются после каждой тренировки без видимых на то причин, следует обязательно показаться врачу.

Иногда через подобное недомогание выражают себя последствия травм или различные заболевания. Например, если во время тренировки болит голова при наклонах вниз, то это признак гайморита.

Также нельзя игнорировать симптомы, если головная боль:

  • Сопровождается признаками нарушения сознания, изменения личности, психических отклонений;
  • Очень сильная и развивается за несколько секунд;
  • Сопровождается тошнотой, рвотой или повышением температуры;
  • Возникла на фоне недавней инфекции;
  • Сопровождается болезненными ощущениями в плече или шее;
  • Возникла впервые и носит интенсивный характер.

Подобные признаки требуют обязательного обследования в больнице. Они могут указывать на развитие серьезных патологий.

В первую очередь можно попробовать принять таблетку обезболивающего лекарства. «Анальгин» или «Цитрамон» быстро принесут облегчение. Но если нет охоты экспериментировать с медицинскими препаратами, то следует испытать более безобидные способы:

  • Лечь поспать. Головная боль, появившаяся в результате перетруженности и усталости, пройдет за несколько часов здорового сна;
  • Принять теплую ванную. Достаточно добавить по 50 г морской соли и травы валерианы, чтобы превратить обычное купание в целебную процедуру;
  • Перетереть мякоть лимона. Полчаса сидения в тишине с таким «лекарством» на лбу поможет избавиться от головной боли.

Также можно приготовить травяные чаи:

  • Залить кипятком 1 ч. л. травы зверобоя. Процедить по истечении 20 мин.
  • Залить кипятком 2 ст. л. мать-и-мачехи. Процедить через 40 мин.
  • Залить кипятком 1 ст. л. мяты. Дать настояться 15 мин. и процедить.

    Благодаря успокаивающему, спазмолитическому и болеутоляющему действию, травяные чаи быстро снимают головную боль.

    Чтобы занятия спортом приносили лишь радость, нужно следовать таким правилам:

    • Правильно дышать. Задержка дыхания актуальна только под водой, а не во время силовых тренировок;
    • Нагрузку увеличивать постепенно. Если бег трусцой начинать с медленного шага, постепенно прибавляя скорость, то сердечный ритм успеет приспособиться к новым условиям;
    • Разумно питаться. Бананы, йогурты, цитрусовые, орехи могут не только прибавить энергии перед предстоящей тренировкой, но заодно и вызвать головную боль;
    • Пить воду. Обезвоживание провоцирует головные боли. Достаточно выпивать стакан воды за 1 час до тренировки, а также через 30-40 минут после ее начала. Вода способствует понижению артериального давления, что снижает риск появление головной боли;
    • Укреплять мышцы шеи. Во время выполнения упражнений из-за слабости шейных мышц может возникать спазм сосудов головного мозга, в результате которого начинает болеть голова;
    • Помнить об осанке. По мнению ученых, большая часть головных болей возникает из-за проблем с осанкой, поэтому есть смысл о ней позаботиться.

    Головная боль, появляющаяся после физических нагрузок, может отбить желание заниматься спортом даже у самого целеустремленного человека. Но стоит ли отказываться от собственного здоровья из-за недомоганий после тренировок? Ведь такая головная боль – это сигнал, требующий внимания. И возможно, не стоит откладывать визит к врачу?

    Подобрали для Вас еще материалы по теме

    Физические нагрузки — это путь к здоровью и долголетию. Но часто во время упражнений, выполнения работ, сопряженных с поднятием тяжестей или интенсивными движениями, возникает недомогание. Самый распространенный недуг — это головная боль при интенсивных нагрузках, в отсутствии которой она прекращается. Что является причиной такого явления? Какие симптомы кроме резкой головной боли должны насторожить?

    Боль, возникающая внезапно, сдавливающая череп, словно обруч, пульсирующая в висках или затылке, разливающаяся по всей голове — это симптом, говорящий о некоторых заболеваниях или чрезмерных, неправильных нагрузках. Чаще всего боли возникают из-за провоцирующих факторов:

    Устранив причины, не имеющие отношения к соматическим заболеваниям, можно быстро избавиться от периодических головных болей. При страдании непосредственно во время выполнения упражнения или работы, следует немедленно остановиться, по возможности принять горизонтальное положение и восстановить дыхание. Если состояние не стабилизируется в течение 5 минут, становится ясно, что его вызывает не защемленная мышца, то следует немедленно вызвать врача. Сильная боль может быть признаком серьезного заболевания.

    Артериальная гипертензия может возникать в любом возрасте и оставаться незамеченной длительное время. Многие просто привыкают к повышенному АД и чувствуют себя нормально. Но это не норма!

    При возникновении провоцирующего фактора скачек может быть такой, что возникает криз, угрожающий не только здоровью, но и жизни человека! Если ощущение возникло резко и не проходит после приема обезболивающих препаратов, найдите возможность померить давление и обратитесь в скорую помощь.

    Явным признаком гипертонии является локализация боли, в затылке она ощущается сильней всего.

    Если выяснится, что у вас скачет давление, не увлекайтесь тяжелыми физическими упражнениями, подобрать новую тактику вам поможет тренер. Если работа связана с чрезмерной нагрузкой, и сменить ее нет возможности, старайтесь делать частые перерывы.

    Нельзя сбивать давление без консультации с врачом! Гипертонические лекарства имеют массу побочных действий. Резкое снижение АД может спровоцировать остановку сердца.

    Давление внутри черепа характеризуется многими признаками, одним из которых является боль в голове. Она может усиливаться после физических нагрузок или проявляться как их следствие. Ощущается недуг при повороте головы, в шейном отделе позвоночника. Довольно быстро усиливается, охватывая сначала височную и теменную область, затем отдает в затылок. Если не предпринимать никаких действий, она может пройти самостоятельно (зависит от стадии заболевания), но к утру человек чувствует себя разбитым. Если напор внутри черепа проявляется только при физических нагрузках, нужно обратить внимание на режим питья, проконтролировать уровень витамина A в крови.
    В любом случае шутить с головным мозгом нельзя! Внутричерепное давление — это серьезное заболевание способное привести к летальному исходу.

    Полезная информация: Зрение и головная боль — повод проверить работу головного мозга

    Остеохондроз является причиной болей в затылке во время нагрузок и ощущается как резкое сжатие, обостряющееся при поворотах и наклонах. Причиной возникновения боли может быть повреждение межпозвоночных дисков или чрезмерное сдавливание сосудов. В первом случае ощущение местное. Во втором, возникают именно головные боли, так как нарушается питание головного мозга. Может возникнуть повышение внутричерепного или артериального давления.

    Опасность остеохондроза в том, что даже при незначительной нагрузке на позвоночник может произойти обострение заболевания. Диагностировать его будет трудно, так как вместе с ним возникнут сопутствующие проблемы.

    Не стоит все неприятные ощущения в голове связывать с нагрузкой или эмоциональным состоянием, привязывать к месту локализации. Независимо от того когда и где у вас заболело, стоит отнестись к этому внимательно.

    источник

    Многие думают. что головная боль #8212; это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети. особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга. на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника. к мануальному терапевту.

    Одна из причин #8212; нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода . При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

    Сигнал этого #8212; головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

    Другая причина #8212; вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

    Головная боль #8212; это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника. из-за усиленных занятий в школе, недосыпания #8212; то есть как следствие #171;усталости мозга#187;.

    Третья причина #8212; последствия травм и ранений черепа и головного мозга. когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие #8212; головные боли.

    Четвертая причина #8212; очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах. рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда #8212; к счастью, все-таки чаще #8212; эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

    У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

    • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
    • Не забывайте, что экран телевизора и монитора #171;стреляет#187; высокочастотным альфа#8212; и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие #8212; головную боль, снижение памяти. усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
    • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна #171;висеть#187; над книгой, расстояние до книги #8212; не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к #171;усталости глаз #187;, которая зачастую проявляется головной болью.
    • Если ребенок носит очки #8212; проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста .

    Вакцинация детей и взрослых

    4. Гостья | 25.01., 20:49:39 [574472180]

    У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

    5. Гость | 25.01., 22:07:43 [3076519472]

    У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

    Это проблемы с кровоснабжением мозга, органика. У меня то же самое, выявилось на реоэнцефалограмме. Ну, прописали препараты типа пирацетама, но толку мало. Говорят, что проблема в сосудах, идущих из шеи в голову, сделать ничего реально нельзя, индивидуальная особенность. Так было с первых классов школы и всю жизнь. Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации

    Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

    Знакомо,у меня так же было, на учёбу меня только и хватало, домой без сил приходила просто. Так уставала ужас какой-то, потом вот нобен мне посоветовали, так я себя снова человеком почувствовала, перестала так сильно уставать, после учёбы силы и на другие вещи оставаться стали. Ну и боли в голове не беспокоят больше,а то раньше под вечер голова болела от мысленной деятельности.

    20. Ульяна | 07.01., 16:48:12 [3578775278]

    Были у меня головные боли и плохое самочувствие, я сначала думала, что со временем само это всё прекратиться, но так и не становилось лучше и я пошла к врачу. Врач выписал вызобрал, он улучшает мозговое кровообращение и вообще полезен для сосудов головы. Мне помог прекрасно, прекратились головные боли,я стала чувствовать себя бодрей и подъём сил прям такой, больше не устаю так сильно.

    Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
    Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
    Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.
    Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия редакции сайта. Перепечатка материалов с сайта Woman.ru невозможна без письменного разрешения редакции.

    Редакция не несет ответственности за содержание рекламных объявлений и статей. Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции.

    Материалы, размещенные в разделе Секс не рекомендованы для просмотра лицам, не достигшим 18 лет (18+)

    При посещении сайта woman.ru вы принимаете Правила пользования сайтом Woman.ru. в т.ч. и в части касающейся куки-файлов.

    Сетевое издание Woman.ru (Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65950, выдано Роскомнадзором 10 июня года).

    Если от учёбы болит голова.

    ЕСЛИ ОТ УЧЕБЫ БОЛИТ ГОЛОВА .

    По мнению педиатров, особенно часто это бывает у первоклассников. Специалисты разделяют головные боли на симптоматические и функциональные. Первые связаны с развитием внутреннего заболевания, при вторых структурных нарушений нет, просто сосуды мозга чрезмерно чувствительны и болезненно реагируют на внешние раздражители.

    Но даже «неопасная» головная боль может доставить множество неприятностей. Поэтому если ребенок жалуется, что у него болит голова, необходимо отнестись к этому со всей серьезностью, при помощи врача разобраться, чем это вызвано, и что сделать, чтобы облегчить состояние школьника. По мнению специалистов банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

    Возникают из-за перенапряжения мышц спины и связок головы, шеи, спины. Ребенок подолгу — например, в течение дня – жалуется на тупую, ломящую, стягивающую боль в области лба и затылка.

    Но откуда берется само напряжение? Причин несколько:

    Микротравмы шейного отдела позвоночника. Внешне такие травмы никак себя не проявляют, но из-за микросмешения позвоночных дисков мышцы и нервные окончания шейного отдела находятся в постоянном напряжении, частично пережимают сосуды, питающие мозг .Помочь в этом случае могут неврологический массаж, мануальная терапия, занятия спортом, особенно плаванием. Однако все это возможно лишь после консультации невропатолога и под его наблюдением.

    Читайте также:  Может ли после пилинга болеть голова

    Даже при весьма незначительном падении остроты зрения школьнику приходится сильно напрягать глаза. Зрение снижается постепенно, поэтому ребенок может не осознать, что он плохо видит, но постоянно жаловаться на боль в висках или в области лба. Она усиливается при попытке что-то рассмотреть и ослабевает, если закрыть глаза. В этом случае ученика необходимо показать офтальмологу. Кстати, неправильно подобранные и некачественные очки, неудобные оправы сами по себе способны вызвать головную боль. Поэтому своевременно меняйте по рекомендации офтальмолога линзы и очки только в фирменных специализированных магазинах.

    Если ребенок долгое время находится в одном и том же неудобном положении, например, при обучении письму или занятиях музыкой, у него может заболеть голова, Поэтому не следует считать, что жалобы на головную боль — лишь повод увильнуть от уроков. Обязательно внимательно проследите, удобно ли оборудовано рабочее место.

    Устраивайте школьнику пятиминутные разминки каждые15-20 минут, делайте массаж воротниковой зоны. Предложите готовить устные задания, лежа на животе на жесткой поверхности.

    НАРУШЕНИЕ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ ,

    Как правило, медики выявляют эту патологию у детей довольно рано и начинают лечить еще впервые месяцы жизни. Однако если отклонения от нормы незначительные, они нередко остаются без внимания и дают о себе знать позже, уже в школьном возрасте, когда резко возрастает физическая и интеллектуальная нагрузка.

    При повышенном внутричерепном давлении у ребенка возникает ощущение, что голову распирает изнутри, он может жаловаться, что что-то давит на глаза. При этом болит вся голова, но – максимально – область лба. После ночного сна школьник чувствует себя хуже. Боль усиливается после длительного пребывания на солнце, резких движений и особенно наклонов и переворотов. Приступ нередко сопровождается рвотой, которая не приносит облегчения.

    Головная боль может возникать и при пониженном внутричерепном давлении. Резкие толчки при ходьбе, прыжках, кашле вызывают болевые ощущения в области темени и затылка. В утренние часы они беспокоят меньше, усиливаясь в течении дня.

    Ребенок инстинктивно ищет положение, в котором неприятные ощущения уменьшаются, наклоняет голову в перед, старается сползти с подушки, свеситься с кровати. Головные боли при пониженном внутричерепном давлении сочетаются с раздражительностью, слезами, плохим настроением.

    Если есть подозрение на нарушения внутричерепного давления, пациента необходимо показать неврологу. Лечение будет долгим, но при соблюдении всех рекомендаций, эффективным.

    источник

    Не будет преувеличением сказать, что от головной боли у ребенка страдает вся семья. Детям не хватает знаний, а иногда и просто слов, чтобы описать свое состояние, понять, что с ним происходит. Естественно, что они пытаются найти понимание и помощь у родителей. А у тех, в свою очередь, тоже не всегда хватает опыта, чтобы адекватно среагировать.

    Когда дети начинают испытывать головную боль? Наука пока не знает точного ответа на этот вопрос. Но известно, что дифференцировано воспринимать и описывать свои болевые ощущения ребенок в состоянии лет с 4-5. Именно тогда и начинают фиксироваться первые жалобы на то, что болит голова.

    По результатам российских эпидемиологических исследований можно сказать, что детская головная боль – не такой уж редкий гость. В возрасте от 7 до 16 лет ее испытывают 36% девочек и 29% мальчиков, при этом четко обозначены два возрастных пика – 7 лет (начало обучения в школе) и 13-15 лет (половое созревание). Интересно, что до пубертата головная боль – в основном «мальчиковый» симптом, но после 14 лет он прочно и навсегда становится «девочковым».

    Впрочем, описано и уникальное состояние, характерное только для школьников. Оно называется «головная боль 8-го сентября».

    Школьные годы, они чудесные в основном только в песнях из не столь далекого прошлого. В реальности – это не только освоение громадного массива новой информации, но и противостояние с учителями, со сверстниками, с самим собой, с родными. Борьба за право иметь собственное мнение, пусть и не всегда аргументированное, за право принимать самостоятельные решение, пусть и не всегда правильные. Ну а где борьба, там всегда и стресс. А стресс и головная боль – близнецы-братья, очень редко приходящие по одиночке.

    «Боль 8-го сентября» — частный случай варианта головной боли напряжения. После первой недели в школе ребенок жалуется на сильную боль, которая в основном локализуется в области лба, но может захватывать и всю голову. Встречается также такая характеристика: «сдавило как тисками», если, конечно, дите в курсе, что такое тиски.

    Откуда берется эта боль? Причина достаточно проста: длительное нахождение в неподвижном состоянии перед экраном монитора, книгой или тетрадью.

    Патологическая цепочка тоже просматривается довольно четко. Голова – достаточно тяжелая штука, для удержания ее в вертикальном положении требуется одновременное напряжение пары десятков мышц черепа и шеи. При длительной нагрузке или при неправильной позе, что у школьников встречается сплошь и рядом, подключаются мышцы плечевого пояса и верхней части спины. Происходит сдавление сухожилий мышцами в местах их пересечений, которые называются триггерными точками. Это приводит к выделению особых медиаторов – простагландинов, которые, среди прочих своих эффектов, увеличивают чувствительность нервов, проходящих рядом с триггерными точками. В головной мозг постоянно летит информация: «Больно. Больно! Больно. ». В конце концов, мозг «поддается на уговоры» и формируется головная боль напряжения.

    Если причину, то есть проблему со статическим напряжением мышц, устранить, боль уйдет. Однако если сидение за партой в школе сменяется посиделками дома за компьютером и телевизором, происходит так называемая сенсибилизация головного мозга, когда к формированию головной боли приводит куда меньшая нагрузка, чем раньше. Так формируется хроническая головная боль напряжения, которая встречается у подростков примерно в четверти всех случаев, всерьез конкурируя по распространенности с мигренью.

    Теперь, вооруженные всеми этими знаниями, вы без особого труда сможете выстроить тактику борьбы с «головной болью 8-го сентября».

    Во-первых, не нужно делать из нее трагедию, тем более – повода освобождать ребенка от школы, тренировок, кружков и прочих видов нагрузки. Наоборот, побуждайте школьника к смене видов активности. Иногда такой подход называют «отдыхом по Павлову», но это некорректно, великий русский физиолог здесь ни при чем, принцип чередования различных видов умственного и физического труда были сформулированы другим выдающимся отечественным ученым – Иваном Михайловичем Сеченовым. Восьмичасовой сон, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения – вот основные и наиболее эффективные лекарства от «головной боли 8-го сентября».

    Во-вторых, ни в коем случае не пичкайте ребенка анальгетиками. Тот же ибупрофен или парацетамол лишь уменьшают продукцию простагландинов в триггерных точках, давая небольшую отсрочку, но не устраняя причину – вне зависимости от того, что рассказывают в рекламе подобных препаратов. Кроме того, при систематическом приеме обезболивающих может развиться обратный эффект – головная боль будет провоцироваться уже самими препаратами, такая ее разновидность называется абузусной (от лат.abusus – насилие, злоупотребление).

    В-третьих, необходимо обращаться к неврологу, если боль не проходит, сопровождается другими симптомами, например, тошнотой, светобоязнью или странными видениями, солнце, воздух и вода от нее не спасают, а лекарства применяются без фанатизма, но и без особого успеха. Не исключено, что в этом случае речь может идти о других разновидностях головных болей, с иной природой и иной тактикой борьбы.

    источник

    Елена Парцалис
    Голова болит

    “Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

    Парцалис Елена Михайловна,
    доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

    Читайте также:  Болит затылок низ головы причины

    Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
    Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
    Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

    источник

    Опубликовано в журнале:
    РМЖ, 2016 №15

    Профессор Н.Н. Заваденко, к.м.н. Ю.Е. Нестеровский, Е.М. Шипилова, к.м.н. Н.Ю. Суворинова
    ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва, Россия

    В статье рассматриваются вопросы коморбидности трудностей школьного обучения (дислексия), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и первичных головных болей у детей и подростков, которые приводят к дополнительным сложностям внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. Поскольку у многих пациентов с СДВГ и дислексией имеются предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения (ГБН) (влияние стрессов, сопутствующие тревожные расстройства, трудности в учебе), обсуждаются патогенез и особенности лечения ГБН. При выборе лекарственной терапии ГБН при СДВГ преимуществом обладают препараты с комплексным действием, а именно метаболические, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций. В работе представлены данные собственного исследования эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН.
    Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, первичные головные боли, головные боли напряжения, диагноз, лечение.
    Для цитирования: Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Трудности школьного обучения и головные боли у детей и подростков // РМЖ. 2016. № 15. С. 1–1.

    Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu.
    Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

    The paper addresses the comorbidity of schooling difficulties (dyslexia), attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and primary headaches in children and adolescents, leading to additional complications of intrafamily, school and social adaptation. As many patients with ADHD and dyslexia have predisposing factors to the development of tension headache (TH) (the impact of stress, accompanying anxiety disorders, learning difficulties), pathogenesis and treatment of TH are discussed. Drugs with complex action have benefits in TH treatment in patients with ADHD, namely metabolic, improving metabolic processes in the brain, increase the stability of nervous system to stress, vivacity level, have antiasthenic action and improve cognitive functions. The paper presents results of original research on the effectiveness of Nooclerin® (INN Deanol aceglumate) ) in preventive treatment of TH.
    Key words: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), dyslexia, primary headaches, tension headaches, diagnosis, treatment.
    For citation: Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu. The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents // RMJ. 2016. № 15. P. 1–1.

    По данным эпидемиологических исследований, специфические трудности обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия) встречаются у 5–15% школьников, а частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 3 до 7% [1–4].

    Н.Ю. Будчанова и соавт. [5] оценили распространенность и структуру первичных головных болей среди учеников 1–11 классов городских общеобразовательных учреждений в возрасте 7–17 лет, диагноз устанавливался в соответствии с критериями МКГБ II [6]. Обследовано 959 детей (432 мальчика и 527 девочек). Жалобы на головные боли предъявляли 26,2% школьников. Частота первичных головных болей среди обследованных школьников составила 23,1%, среди девочек – 28,5%, среди мальчиков – 16,7%. Среди всех первичных головных болей у детей и подростков преобладала головная боль напряжения (ГБН), которая диагностирована в 74,2% случаев. На долю мигрени приходилось 19,4% случаев, сочетания ГБН и мигрени – 2,3%, редких форм первичных головных болей – 4,1%.

    Таким образом, как специфические трудности школьного обучения и СДВГ, так и первичные головные боли (мигрень и ГБН) широко распространены среди детей и подростков. Представляется актуальным изучение сочетания трудностей обучения и СДВГ с первичными головными болями, поскольку среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [7]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [8], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.

    J. Genizi и соавт. [9] обследовали группу из 243 детей в возрасте 6–18 лет с первичными головными болями, из них 108 мальчиков и 135 девочек. У 44% (n=107) диагностирована мигрень и у 47,7% (n=116) – ГБН. Одновременно авторы проанализировали, какие психоневрологические нарушения имелись у детей данной группы до проведения обследования по поводу головных болей. Оказалось, что в связи с СДВГ наблюдались 28% детей с первичными головными болями. СДВГ у пациентов с ГБН наблюдался чаще, чем с мигренью (36,5% vs. 19,8%, p=0,006). При этом трудности школьного обучения отмечались у 24,7% пациентов с первичными головными болями. Таким образом, как СДВГ, так и трудности школьного обучения обнаруживались среди пациентов с первичными головными болями чаще, чем в общей детской популяции.

    Особенности клинических проявлений первичных головных болей у детей и подростков представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Клинические характеристики приступов головной боли напряжения и мигрени у детей и подростков

    Клинические характеристики Головная боль напряжения Мигрень
    Интенсивность, характер боли Легкая или средняя, меняется в течение дня; тупая, сжимающая, давящая Средняя или сильная, пульсирующая
    Локализация Двусторонняя или односторонняя Гемикрания, чередование сторон, может быть двусторонней у детей дошкольного возраста и начальных классов
    Частота От 1–3-х раз в неделю до ежедневной 1–2, реже 3–4 раза в месяц
    Продол-
    жительность
    Варьирует от 30 мин до нескольких часов или дней (до недели) От 30 мин до 72 ч, без применения лекарственных средств – в среднем 5 ч
    Время возникновения приступа Обычно во второй половине дня; головная боль после 3–6 школьных уроков. Утренняя гемикрания обычно связана с повышенной чувствительностью перикрани-альной мускулатуры Внезапно, в любое время суток
    Аура Не отмечается Непосредственно перед или во время приступа может отмечаться зрительная аура (мерцание световых пятен, зигзагообразных линий, частичное выпадение полей зрения), парестезии, онемение, нарушения речи
    Влияние физической нагрузки Головная боль не усиливается Головная боль усиливается
    Сопутствующие симптомы Головокружение, утомляемость, тревожность, подав-ленное настроение, при усилении боли – свето- или звукобоязнь, анорексия. Не характерны рвота, бледность кожных покровов Рвота, как правило, на пике приступа. Свето- и звукобоязнь

    Между тем результаты изучения коморбидности СДВГ и первичных головных болей фрагментарны и довольно противоречивы. По данным специального эпидемиологического исследования, в котором оценивалась возможная ассоциация между СДВГ и первичными головными болями, сделан вывод, что мигрень и ГБН коморбидны не с СДВГ как таковым, а с гиперактивно-импульсивным поведением [10].

    С другой стороны, в исследованиях D. Riva и соавт. [11] продемонстрирована взаимосвязь между расстройствами внимания у детей и обоими основными типами первичных головных болей – мигренью и ГБН. Высказывается предположение о том, что мигрень и ГБН формируют континуум, который может иметь некоторые общие патофизиологические механизмы, а комплексы мозговых структур, которые обеспечивают механизмы внимания, особенности профиля личности и механизмы головной боли, могут перекрываться [9].

    Достаточно убедительными представляются результаты исследований, в которых обнаружена более высокая частота встречаемости СДВГ у пациентов с ГБН, чем у пациентов с мигренью [9, 12]. Среди обследованных нами 204 детей с СДВГ в возрасте от 5 до 13 лет (170 мальчиков и 34 девочки) головные боли наблюдались у 51% мальчиков и 53% девочек и имели характер ГБН [13]. Вполне возможно, что связанные с СДВГ трудности школьного обучения и проблемы поведения, которые сопровождаются длительными и многочисленными стрессами в семье, школе, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, через влияние повторяющихся стрессов способствуют формированию ГБН.

    ГБН характерны и для детей с дислексией. При обследовании 103 пациентов с дислексией в возрасте от 7 до 12 лет показано, что среди основных жалоб 11,6% из них сообщали о головных болях, которые имели характер ГБН [14]. Известно, что ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической зашиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия).

    Тревожные расстройства часто сопутствуют как СДВГ, так и дислексии. Среди 103 детей с дислексией у 31(30,1%) ребенка отмечалась тревожность, которая у 25 (24,3%) проявлялась в виде школьной тревожности [14]: неуверенности в себе, повышенной потребности в одобрении, боязни ответов у доски, контрольных работ и новых ситуаций, нежеланием посещать школу, частыми соматическими жалобы в учебные дни.

    Кроме того, у 23 (22,3%) детей с дислексией имелись жалобы на повышенную нервно-психическую утомляемость и снижение умственной работоспособности [14], которые сопровождались увеличением количества ошибок и снижением темпа работы во время школьных занятий при переходе от первого к последующим урокам и при выполнении длительных заданий. Данные жалобы правомерно рассматривать в качестве проявлений церебрастенического синдрома, который, как известно, способствует утяжелению течения головных болей у детей и подростков.

    Патогенез ГБН включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития головной боли напряжения является семейная предрасположенность к головной боли, особенно с материнской стороны.

    ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием стрессовых ситуаций возникают эмоциональные расстройства (тревога и депрессия). Эти ситуации приводят к неконтролируемым мышечным «зажимам», тоническому напряжению перикраниальных мышц (лобных, височных, затылочных, мышц шеи) как универсальной реакции защиты на действие хронического стресса.

    Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дисфункцией антиноцицептивных систем. Недостаточность центральных противоболевых тормозных механизмов способствует интерпретации даже слабых потоков импульсов с периферии как болевых. Периферические (сегментарно-рефлекторные) факторы – болевая импульсация, связанная с местными причинами − включают нарушения рефракции, нефизиологические позы (например, долгая работа в статических, неудобных позах за столом, с компьютером с избыточным напряжением мышц шеи, спины, глаз), а также неудобное положение головы во время сна. Длительные локальные перегрузки перикраниальных мышц могут способствовать микротравмам с выделением биологически активных метаболитов и сенситизацией периферических ноцицепторов.

    Таким образом, основными факторами формирования ГБН у детей, в т. ч. пациентов с дислексией и СДВГ, являются тревожность и наличие клинически значимой стрессовой ситуации, что приводит к нарушению функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса. Это сопровождается дизрегуляцией ноцицептивной и антиноцицептивной систем и нарушением функционального состояния в системе тройничного нерва. В результате возникают спазм и болевая ишемия перикраниальных мышц. Для выявления напряжения перикраниальной мускулатуры и определения «триггерных» точек у больных с ГБН проводится пальпация височной, лобной, затылочных областей, мышц задней поверхности шеи, трапецевидной и грудино-ключично-сосцевидных мышц.

    В межприступном периоде, в отличие от мигрени, ГБН вызывает боль и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания и глотания, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологические изменения не определяются. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна, и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

    Проявления церебрастенического синдрома типичны для многих детей и подростков с ГБН. Под терминами «астеническое состояние», «снижение психической активации» понимается патологическое состояние, характеризующееся общей − психической и физической − слабостью, повышенной истощаемостью, утомляемостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, гиперестезией, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна и другими вегетативно-соматическими нарушениями. Астения является полиморфным синдромом. В отличие от усталости, которая как физиологическое состояние исчезает после отдыха, астения рассматривается как патологический, трудно обратимый процесс, имеющий тенденцию к хронизации. Присущие ей симптомы не проходят после отдыха и требуют специфической терапии. С другой стороны, астенический синдром необходимо отличать от нерезко выраженных депрессивных состояний, проявляющихся не столько пониженным настроением с чувством тоски, сколько субъективным ощущением слабости, вялости, безразличия к окружающему, недомоганием.

    ГБН имеет тесную связь с астеническими расстройствами. Астенические расстройства, ослабляя психологическую устойчивость ребенка к повседневным нагрузкам и стрессовым факторам, ведут к развитию хронического стресса, который лежит в основе развития ГБН.

    По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии. Часто возникают нарушения сна в связи с наличием повышенной тревожности у этих пациентов. Нарушение ритма сна приводит к появлению дневной сонливости, снижению социальной активности и тем самым ухудшает качество жизни пациента.

    Лечение ГБН. Согласно современным Европейским рекомендациям [15, 16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2-х раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза не более 30 мг/кг массы тела, интервал между приемами 6–8 часов). При эпизодической ГБН с частотой более 2-х дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно индуцированной головной боли.

    Оптимальный подход к профилактическому лечению ГБН заключается в применении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций.

    Нооклерин (деанола ацеглумат) – нейрометаболический препарат комплексного действия, оказывает церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действие, облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению. Активное вещество аналогично естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота). Нооклерин − непрямой активатор метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа) и предшественник холина и ацетилхолина − влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени [17, 18].

    Нами проведено исследование с целью оценки эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН в группе из 40 пациентов (15 мальчиков и 25 девочек) в возрасте 9–16 лет, рандомизированных на 2 группы по 20 человек (с назначением Нооклерина и препарата плацебо в 1-й и 2-й группе соответственно) [19]. Нооклерин (в форме раствора для приема внутрь во флаконах по 100 мл) назначался как монотерапия: пациентам 9–12 лет − по 2,5 мл (500 мг) 2 раза в день, пациентам старше 12 лет – по 5 мл (1000 мг) 2 раза в день (утром и днем) независимо от приема пищи в течение 2-х месяцев.

    На фоне лечения Нооклерином у пациентов 1-й группы за 1 мес наряду с существенным уменьшением частоты (более чем на 35%) и продолжительности ГБН (более чем на 25%) отмечалось снижение интенсивности ГБН при оценке по ВАШ (более чем на 20%). Эти позитивные изменения в течении ГБН сопровождались отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов при оценке по методике HIT-6, о чем свидетельствовало снижение общей балльной оценки с 55,8±6,1 до 50,4±4,9 (p

    источник