Меню Рубрики

В предложении голова болела сознание же было ясное отчетливое

Разработки уроков, программы, сборники диктантов. Полезная информация о преподавании русского языка.

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи.

A. подчинительного союза
Б. союзного слова
B. сочинительного союза
Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором одно явление противопостав­ляется другому?
A. и, да (в значении и), нини, тоже
Б. или (иль), либо, то — то, не тоне то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запи­шите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и .. Продолжите его дважды, добавив:
а) одно­родное сказуемое;
б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато . двусоставное];
б) [двусоставное], [также . двусоставное];
в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого. указывая на следствие.

источник

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

2. Прочитайте предложениеГолова болела, сознание же было ясное, отчётливое. Простые предложения соединены в нём в сложное при помощи…

3. Какими союзами соединяются части сложносочинённого предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и ), ни – ни, тоже

Б. или (иль), либо, то – то, не то – не то

В. а, но, да (в значении но),однако, зато, же.

4. Определите вид предложенияСтиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если не было бы запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, ещё сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложениеОтец заправил бензином машину и … . Продолжите его дважды, добавив: 1) однородное сказуемое; 2) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свёклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шёпотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
Пожалуста помогите

1. Такие из следующих утверждений верны:
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
В. Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

2. В предложении «Голова болела, сознание ЖЕ было ясное, отчётливое» простые предложения соединены в сложное при помощи:
в) сочинительного союза.

3. Такими союзами соединяются части сложносочинённого предложения, в котором одно явление противопоставляется другому:
в) а, но, да (в значении но),однако, зато, же.

4. Вид предложения (Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель):
А) Простое.

5. Сложносочинённое предложение:
Б. Споров больше не затевалось, а, напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

6. Предложение с пунктуационной ошибкой:
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер(,) и в воздухе закружилась пыль.

7. В предложении «Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок» опущен общий второстепенный член:
Дул лёгкий ветерок, и перепадал снежок.

8. Продолжение предложения
Отец заправил бензином машину и…
+ 1) однородное сказуемое:
Отец заправил бензином машину и уехал.
+ 2) простое предложение:
Отец заправил бензином машину, и мы отправились в путешествие.

9. Предложение, структура которого соответствует схеме:
[безличное], и [безличное].
А. Небо заволокло тучами, и дождю конца не видится.

10. Расставлены знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шёпотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу, и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11. Вставлен обособленный оборот после союза И:
К вечеру небо очистилось от туч, и, |несмотря на прогнозы синоптиков|, ночь обещала быть холодной.

12. Присоединено последнее простое предложение к предыдущему союзом И:
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

источник

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочи­ненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с по­мощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2.Союз, связывающий части сложного предложения.
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является.

3.Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или не­
скольких?

А. и, да (в значении и), ни — ни, тоже

Б. или (иль), либо, тото, не тоне то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4.Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоми­нания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыб­ку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было не­чего.

В предложение Деревья сбросили листву, и не слыш­но птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

Прочитайте предложение Выпал снег и. . Продолжите его дважды, добавив:

Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложе­ние.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответ­ствует схеме (знаки препинания не расставлены):

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плыву­щие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура
которых соответствует схемам:

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако. двусоставное];

14. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому. указывая на следствие.

1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненны­ми и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи.

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), нини, тоже

Б. или (иль), либо, тото, не тоне то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом ле­су и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не бы­ло запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и . . Продолжите его дважды, добавив:

а)одно­родное сказуемое; б) простое предложение.

Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный обо­рот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдуще­му союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато. двусоставное];

б) [двусоставное], [также. двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого. указывая на следствие.

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Читайте также:  Почему болит голова слабость и подташнивает

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во­ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, останови­лись, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной за­пахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штор­мовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ «ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА»

(или устное рассказывание по составленному плану)

Данную работу целесообразно проводить после урока литературы, на котором учащиеся знакомятся с биографи­ей , перед изучением комедии «Горе от ума», что поможет девятиклассникам лучше понять содер­жание, идею произведения.

После чтения текста коллективно составляется план, который затем записывается на доске, записываются и вы­деленные в тексте слова.

1. Москва после ухода французов.

2. «С нами совершаются чудеса божественные. » (А. Мерзляков.)

3. «Дома новы, но предрассудки стары».

Москва, по свидетельству современников, после ухода францу­зов в 1812 году представляла собой пепелище. Из 9158 домов, де­ревянных и каменных, сгорело 6532. А сколько погибло культур­ных ценностей! Сгорело собрание Мусина-Пушкина и в нем под­линная рукопись «Слова о полку Игореве». Была уничтожена научная коллекция Московского университета, библиотека Бутур­лина в 40 тысяч томов и многие другие невосполнимые ценности.

Многие москвичи не верили в восстановление Москвы и счи­тали, что с Москвой надо навсегда проститься. Но в сожженную, ограбленную, разоренную Москву понемногу возвращаются бе­женцы. Начинается восстановление почти полностью испепелен­ного города.

Уже в 1813 году поэт А. Мерзляков пишет: «С нами соверша­ются чудеса божественные. Москва, разрушенная, опустошен­ная,— уже лучший город в России. Топор стучит в тысячах рук, кровли наводятся; целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными; народу тьма. »

Москва становится еще краше. Сносятся укрепления Китай-города, воздвигнутые еще при Петре I, и на их месте проклады­ваются Театральный и Китайский проезды. Была осушена топь на Театральной площади, а река Неглинная, протекавшая в откры­том канале, была взята в трубы и засыпана землей. У стен Крем­ля были посажены сады, а на Моховой построено здание Манежа для ученья и смотра войск.

Москва отстраивалась и хорошела, но за новыми фасадами до­мов потекла старая, беззаботная, привольная дворянская жизнь. В Москве восстанавливается старый дворянский уклад XVIII века.

«Тузы» и дворяне среднего достатка держали многочисленную дворню. Каждый из слуг имел свои обязанности: кто убирал ком­наты, кто следил за топкой печей, кто обязан был греть перед печкой газеты, прежде чем подать их барину. Считалось непри­личным самому встать с места и взять нужную тебе вещь — это должен был делать слуга.

Жили в богатых дворянских семьях и приживалы-нахлебни­ки. К их числу принадлежал, например, известный всей Москве грек Метакса. («А жив он, турок или грек?» — спросит о нем Чацкий.)

В Москве доживали свой век отставные вельможи, те, кто был в силе при Екатерине и при Павле. Они пользовались теперь при­зрачной славой, хвастаясь прежними «заслугами», знаками отли­чия, орденами. Такой вельможа целый день зевает у камина, а во­круг него всё в движении: суетится челядь, гремит на хорах му­зыка. Он окружен иностранцами, шарлатанами, людьми, которых он презирает, но без которых не может обойтись. К московским тузам, разливавшимся «в пирах и мотовстве», принадлежал, на­пример, князь Голицын, промотавший за несколько лет состояние в 22 тысячи крепостных душ и в несколько сот тысяч рублей.

Развлекались дворяне по-разному. Богатые помещики устраи­вали домашние театры. Во время приемов некоторые «театралы» прятали за ширмой кого-нибудь из крепостных актеров, искусно подражавших пению птиц.

Большое место в жизни столицы занимал Английский клуб, насчитывавший около 600 человек. В него допускались лишь представители московской знати, женщинам туда доступ был за­крыт. Уверенные в своем всеведении, многие из членов клуба с важностью рассуждали там о вещах, совершенно им чуждых, не боясь при этом высказать свое невежество. Были среди членов клуба и неглупые люди, но они чаще всего просиживали вечера в газетной комнате.

Выезжали в свет обычно цугом — на шестерке запряженных лошадей с 2—3 лакеями на запятках.

В программу домашнего воспитания дворян включалось преж­де всего обучение пению, танцам и французскому языку. Занятие наукой и искусством считалось делом, недостойным дворян. Так, графу Федору Толстому, избравшему путь художника, говорили, что он бесчестит свою фамилию.

Французская речь стала очень модной. Оставшиеся в России пленные приглашались в дом московских дворян в качестве учи­телей. В редком доме не было своего пленного француза.

Но дворянская Москва еще до 1812 года разбивается на два ла­геря. С одной стороны—дворяне-крепостники, московские тузы, защитники дедовских заветов, с другой — горячая, увлекающаяся передовыми идеями дворянская молодежь, резко критикующая крепостной строй, считающая его большим злом для России. Эти люди мечтали об изменении государственного строя. Из их среды выйдут первые русские революционеры-декабристы.

Рекомендуется записать в ученический словарь слова, в которых, как показывает опыт, допускаются ошибки при написании сочинения по комедии Грибоедова.

Чацкий, преданья старины, галломания, изображать, противо­поставление, гостиная, канцелярия, свояченица, секретарь, про­ект, бессловесный, вакансии, вельможа, галерея, ветреник, карь­ерист, фельдфебель, календарь, сановник, сумасшедший, крепост­ник, учреждение, классицизм, карбонарий, клиенты-иностранцы, мошенник, низкопоклонник, свободомыслие, персонаж, кон­фликт, общественно-политический, декабристский, жизненные идеалы, просвещение.

Значение слов выясняется как при их записи, так и на уроках литературы при чтении и комментировании коме­дии.

Отработка правильного написания слов ведется рассре­доточение на последующих уроках; данные слова включа­ются в контрольный словарный диктант.

Домашнее задание: подготовиться к пересказу тек­ста по составленному в классе плану. Проверка выпол­нения данного задания может быть полной, а может быть рассредоточена по пунктам плана на последующих уроках как русского языка, так и литературы.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ « СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ »

Учащиеся составляют схемы предложений, определяют вид придаточных.

Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.

Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя все, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в мо­ре. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что ре­ка стала мелкой, и дальше двигались пешком.

II. Работа по составлению предложений и синонимической замене предложений.

1. Используя сложноподчиненное предложение с придаточным причины, ответьте на вопрос, почему в выделенных словах в одном случае пишется одна, в другом — две бук­вы н: вареный картофель; варенный в кастрюле картофель.

2. Запишите 2—3 предложения, содержащие просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если (если бы).

(Например: Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень признательна тебе. Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фан­тастики.)

Учитель обращает внимание школьников на то, что по­добная форма выражения просьбы является мягкой, нека­тегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой фор­ме, как правило, нельзя.

— Определите вид придаточных в данных предложениях.

3. Замените придаточное предложение Так как дождь
перестал, мы можем отправляться на прогулку
придаточным условия.

4. Замените простое предложение Однако, болтая с то­
бой, грибов не соберешь
(А. Пушкин) сложноподчиненным с придаточным: а) условия; б) следствия; в) причины.

5. Подберите к главному предложению Летом я много читала. придаточные причины, уступки, следствия, цели.

6. Объясните причину вашего отсутствия на классном ча­се: а) в деловой (объяснительной) записке; б) в записке другу.

— Какие союзы могут быть использованы для связи
придаточных с главным в данных речевых ситуациях?

III. Тест (по выбору учителя).

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к во­де, им разрешалось садиться на весла.

3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предме­тов, найденных в кургане.

4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунк­туационные ошибки.

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью со­юзного слова.

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с прида­точным изъяснительным.

V. Определите тип третьего предложения.

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме:

[двусоставное], союз [неопределенно-личное]?

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.

2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга одна­
ко он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понра­виться.

3. Гоголя мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая
страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

4. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с со­
бой компас.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунк­туационные ошибки.

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза.

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с прида­точным времени.

V. Определите тип второго предложения.

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [односоставное]?

I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. (В) следствие того что в этом году лето знойное и засушли­вое велика опасность лесных пожаров.

2. За окном ничего нет кроме фонарей.

3. Пожар возникший (в) следствие неосторожного обращения
с огнем уничтожил рощицу.

4. Чуть брезжило когда нас разбудили.

5. (В) следствие по делу которое вел новый судья были внесе­ны дополнительные данные.

6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад
и уже собирался выйти на улицу.

II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

III. Найдите предложение с придаточным причины.

IV. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным с помощью союзного слова.

V. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом и пишется слитно.

VI. Использование какого союза придает предложению
. с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?

I. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в го­лову а я слушаю с замиранием сердца.

2. Березки словно девочки босые стоят в снегу.

3. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

4. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что) бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

5. Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

6. (Что) бы ни спросили у него товарищи обо всем он мог рассказать.

II. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

III. Найдите предложение с придаточным цели.

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с указа­тельным словом в главной части.

V. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.

VI. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания. есть боль­шое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

Материалы для комплексного анализа текста

Среди людей почитавших (К, к)арамзина был и Пуш­кин хотя (в) их отношениях (не) все и (не) всегда было безмятежным.. (С, з)близились они когда совсем ещ.. ю(н, нн)ый Пушкин учился в (Ц, ц)арскосельском (Л, л)ицее, а историограф (К, к)арамзин приводил лето (с) сем. ей в (Ц, ц)арском (С, с)еле. (Не)задолго до этого Пуш­кин п..лучи л письмо от дяди Василия Львовича с ук..занием «любить и слушаться» (К, к)арамзина. Пушкин выполнил указание дяд.. он влюбился в жену (К, к)арамзина.

Он (по)видомому (не) пр..нял всерье.. любовное посла­ние ю(н, нн)ого по..та. Но какие сл..ва сумел найти 55-летний г..дивш..йся Пушкину в деды человек что(бы) (не) обид..ть легко ранимого влюбле(н, нн)о..о 17-летне..о по..та? Этого история (не) знает но известно что дру..ба их сохранилась х..тя (не) (во) все времена была безоблачной. Но «облика» н..б..гали не из(за) любовных дра(м, мм) а (из) за политических взглядо.

1. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его.

2. Определите стиль и тип текста и докажите свою точку зрения.

3. Какова основная мысль текста?

4. Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы.

5. Расставьте недостающие знаки препинания.

6. Выполните разбор последнего предложения по членам и синтаксически.

7. Найдите сложноподчиненные предложения и укажите виды придаточных.

8. Объясните лексическое значение слова почи­тавших. Подберите к нему синонимы.

9. Выполните морфологический разбор слова сблизились.

10. Назовите изобразительно-выразительные сре­дства, к которым прибегают авторы текста.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложе­ния связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложени­ях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха. (причина).

Б. Я давно написал другу письмо. (противопоставление).

В. Раздался удар грома. (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессо­юзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Читайте также:  Болит рубец на голове

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги. , чтобы получились предложе­ния следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить точку с запятой

6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветерпредвестник бурана!

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода — будем охра­нять наши водоемы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содер­жанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из
того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые се­ла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чем гово­рится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

Запишите, расставляя знаки препинания, предложе­ние Карамзин свидетельствовал язык наги выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены) и заполните их номерами таблицу.

Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта — первой половине апреля.

Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные

Литературовед писал, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в первом абзаце II главы «Капитанской дочки» и в ХL, ХLI строфах IV главы «Евгения Онегина». Выпишите три бессоюзных сложных предложения.

Выпишите из XI строфы IV главы романа «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.

Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения.

А. Хорошая речь должна удовлетворять многим требова­ниям.

В. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно вырази­тельными.

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложе­ниях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чем гово­рится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого ле­та и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Все вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули. (вывод или результат)

Б. Я взглянул на небо. (следствие)

В. Здесь нельзя проехать. (причина)

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, что­бы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить точку с запятой

6. Какова роль тире в предложении Ребята — их было четверо — держались в стороне!

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежатьноги от страха не дви­гались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содер­жанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: од­ни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают,

А. Второе предложение указывает причину того, о чем гово­рится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Второе предложение распространяет один из членов перво­го предложения.

Запишите, расставляя знаки препинания, предложе­ние Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединя­ем с ним понятие о каком-нибудь предмете так напри­мер произнося слово огонь мы представляем себе эту сти­хию со всеми ее признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены) и заполните их номерами таблицу.

Не спится няня здесь так душно.

Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места ког­да садилось солнце.

Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные

Бессоюзные сложные предложения широко исполь­зуются в произведениях художественной литературы, осо­бенно в диалогах и монологах героев, когда писатель стре­мится отразить особенности синтаксиса устной речи. Най­дите в 1-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите 5 предложе­ний.

Выпишите из III строфы V главы романа ­кина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.

Продолжите предложения на тему «Советы начина­ющему лектору», используя бессоюзные сложные предло­жения.

А. Речь лучше говорить, а не читать по бумажке.

Б. Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно.

В. Не упоминай слишком много цифр, фактов.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная1 — вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на тер­расу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не от­ветил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшум­но выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветли­вого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвал­ся вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, по­несся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к све­ту сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов.)

источник

Глава из книги ПОЛ и ХАРАКТЕР

Прежде чем приступить к рассмотрению основного различия психической жизни полов, поскольку содержание ее представляют явления внешнего и внутреннего мира, необходимо предпринять известные психологические изыскания и установить некоторые понятия. В виду того что взгляды и принципы господствующей психологии развились без всякого отношения к нашей специальной теме, то нужно было бы удивляться, если бы ее теории можно было бы применить без дальнейших рассуждений к нашей области. К тому же в наше время не существует одной психологии, есть много психологий. Присоединение к какой нибудь определенной школе для исследования, только на основании ее научных положений, всей избранной нами темы, было бы в большей степени произволом, чем принятый мною метод, который, присоединяясь ко всем современным результатам, стремится обосновать явления, поскольку это необходимо, вполне самостоятельно.

Стремление к объединенному рассмотрению всей душевной жизни, сведение ее к одному определенному основному процессу проявилось в эмпирической психологии прежде всего в отношении, принятом отдельными исследователями, между ощущениями, и чувствами. Гербарт выводил чувства из представлений. Горвич, напротив, предполагал, что ощущения развиваются из чувств. Современные выдающиеся психологи указали на полную безнадежность таких попыток. А все же в основе их лежит истина.

Чтобы найти ее, не следует упускать одного, по видимому, вполне ясного отличия, совершенно обойденного каким то странным образом современной психологией. Первое явление какого нибудь ощущения, мысли, чувства следует отличать от их повторений, при которых можно уже проследить процесс запоминания. Для целого ряда проблем это различие имеет, как кажется, важное значение, хотя оно и не соблюдается современной психологией.

Всякому отчетливому, ясному, пластическому ощущению точно так же, как каждой резко разграниченной мысли, прежде чем она впервые будет выражена в словах, предшествует, правда, чрезвычайно короткая стадия неясности. Точно так же всякой еще необычной ассоциации предшествует более или менее краткий момент времени, когда намечается только неопределенное чувство, направленное к предмету ассоциации, общее предчувствие ассоциации, ощущение принадлежности ее к чему то другому. Родственные явления, наверное, особенно занимали Лейбница. Они то и дали возможность (хуже или лучше описанные) к составлению упомянутых теорий Герберта и Горвица.

Так как в качестве основных форм чувствований рассматривают обычно лишь удовольствие и неудовольствие, а вместе с Вундтом еще освобождение и напряжение, успокоение и возбуждение, то деление психических феноменов на ощущения и чувства для явлений, предшествующих стадии ясности, как это будет вскоре подробно указано, слишком узко, а потому и неприменимо для их описания. Поэтому я хочу для резкого разграничения воспользоваться здесь, насколько можно самой общей классификацией. Это классификация Авенариуса на «элементы» и «характеры» («характер «здесь не имеет ничего общего с объектом характерологии).

Распространению своих теорий Авенариус помешал не одной только, как известно, совершенно новой терминологией (она содержит в себе много преимуществ, а для известных явлений, впервые им замеченных и названных, она едва ли заменима), больше всего препятствует принятию некоторых его выводов, его несчастное стремление вывести психологию из физиологической системы мозга, тогда как сам он постиг ее только на основании психологических факторов внутреннего опыта (посредством чисто внешнего присоединения общих биологических положений о равновесии между питанием и работой). Вторая психологическая часть его «критики чистого опыта» послужила ему самому базисом для постройки гипотез первой физиологической части. В изложении это взаимоотношение обеих частей перевернулось, и первая часть напоминает читателю скорее описание путешествия по Атлантиде. В виду этой трудности, я вкратце поясню сейчас смысл указанного деления Авенариуса, оказавшегося крайне пригодным для моих целей.

«Элементом» Авенариус называет то, что в школьной психологии называется «ощущением» (как при «восприятии», так и при «воспроизведении» (репродукции), у Шопенгауэра оно называется «представлением», а у англичан или «impression», или «idea», а в обыденной жизни оно называется, «вещью, предметом», причем :совершенно безразлично, (у Авенариуса) происходит ли при этом внешнее раздражение органов чувства, или нет, что весьма важно и ново. При этом, как для его, так и для наших целей, представляется совершенно посторонним вопрос, где собственно нужно остановиться в так называемом анализе: наблюдать ли, как «ощущение», или только как один лист, отдельный стебель, или же (на чем особенно останавливаются) только краску, величину, твердость, запах, температуру считать действительно «простыми». Ведь можно было бы на этом пути пойти еще дальше и говорить, что зелень листа представляет уже комплекс, результат его качества, интенсивности, яркости, насыщенности и протяжения, и что только эти последние нужно считать элементами. Нечто подобное происходит и с атомами: уже раньше они должны были уступить место «амерам», а теперь «электронам». Итак, если «зеленый», «голубой», «холодный», «теплый» «твердый», «мягкий» «сладкий», «кислый» являются элементами, то характером по Авенариусу будет всякого рода «окраска», «тон чувствования», с которым эти элементы выступают. И не только «приятный», «прекрасный», «благодетельный» и их противоположности признал Авенариус психологически принадлежащими сюда же, но и такие понятия, как «странный», «надежный», «жуткий», «постоянный»,»иной» «верный», «известный», «действительный»,»сомнительный» и т. д. и т. д. Все, что я, например, предполагал, во что верю, знаю, составляет элемент, а то что я только предполагал, но не верю, не знаю психологически (не логически) —является «характером», в котором заключен «элемент».

Но в душевной жизни есть стадия, в которой такое общее деление психических феноменов не только не правильно, но и преждевременно. Именно, все «элементы» являются в начале, как бы на расплывчатом фоне, как «rudis indigestaque moles», тогда как в то же самое время характеристика (приблизительно, стало быть, чувственная окраска) обхватывает все целое. Это подобно процессу, являющемуся перед нами, когда мы приближаемся издали к какому нибудь предмету, кусту или куче дров: первоначальное впечатление, тот первый момент, когда мы еще не можем различить, какой это в сущности предмет, момент первой неясности и неуверенности. Вот это то именно я и прощу ясно представить себе для понимания дальнейшего изложения.

В это мгновение «элементы» и «характер» абсолютно неразличимы (неотделимы они постоянно, на основании вполне правильно защищаемого Петцольдом видоизменения исследований Авенариуса). В густой толпе людей я замечаю, например, лицо, черты которого тотчас же исчезают у меня, благодаря непрестанно двигающимся массам народа. У меня нет ни малейшего представления о том, как выглядит это лицо. Я был бы не в состоянии описать его или дать хотя его незначительные признаки. И все таки оно привело меня в сильное возбуждение: я спрашиваю с боязливым, жадным беспокойством, где я видел это лицо раньше?

Если человек увидит «на мгновенье» женскую голову, и она произведет на него сильное чувственное впечатление, то очень часто он не может объяснить себе, что собственно он видел. Бывает даже, что он не в состоянии точно припомнить цвета ее волос. Необходимым условием всегда является то, чтобы сетчатая оболочка, выражаясь вполне фотографически, была достаточно короткое время, не дольше известной части секунды, экспонирована.

Читайте также:  Когда после родов часто болит голова

Когда приближаются издали к какому нибудь предмету, то различают первоначально лишь очень неясные очертания, при чем испытывают достаточно сильные ощущения, которые стушевываются по мере того, как приближаются к предмету и лучше воспринимают подробности. (Нужно заметить, что здесь не идет речь о «чувствах ожидания»). Пусть вспомнят, например, о первом впечатлении, полученном от вытянутой из швов человеческой клиновидной кости, или впечатлении от некоторых рисунков и картин, наблюдаемых на полметра ближе или дальше правильного расстояния. Я вспоминаю впечатление, произведенное на меня пассажами из одного бетховенского сочинения для рояля, состоявшими из 1/32 х, и вспоминаю впечатление от страниц ученого исследования, заполненных всецело тройными интегралами, пока я еще не знал нот и понятия не имел об интегрировании. Это и есть то, что просмотрели Авенариус и Петцольд: всякое выявление элементов сопровождается известным обособлением характеристики (чувственной окраски).

Некоторые твердо установленные экспериментальной психологией факты можно сопоставить с этими выводами самонаблюдения. Пусть попробуют в темной комнате моментально подействовать цветным световым раздражением на привыкший к темноте глаз, и наблюдатель получит просто впечатление света, не будучи в состоянии ближе определить цветового качества. Получится впечатление «чего то», не имеющее более точного определения, «впечатление света вообще». Точное указание цветового качества нелегко сделать и при большей продолжительности раздражения (конечно, до известной величины).

Точно также всякому научному открытию, технологическому изобретению или художественному созданию, предшествует родственная стадия темноты, подобно той, откуда Заратустра вызывает свое учение о вечном возвращении (Wiederkimft). «Встань бездонная мысль из глубины моей! Я твой петух, твой предрассветный туман, заспавшийся червь: встань, встань! мой голос должен тебя разбудить! „Весь этот процесс в своем поступательном движении, от полной запутанности до сияющей ясности, подобен ряду воспринимаемых нами пассивно картин, когда с какой нибудь пластической группы или рельефа снимают одно за другим обвивавшие его влажные покрывала. При открытии памятника зритель переживает нечто подобное. Точно также, если я вспоминаю, например, услышанную однажды мелодию, процесс этот в точности повторяется, хотя часто настолько быстро, что его трудно уловить, Каждой новой мысли предшествует такая, как я ее называю, стадия „предмыслия“, когда выплывают и рассыпаются геометрические фигуры, кажущиеся фантазмы и туманные образы, когда появляются „колеблющиеся формы“, окутанные мраком картины, таинственно манящие маски. Начало и конец всего этого хода мыслей, которые я кратко называю процессом «просветления“, относятся между собой так как два впечатления, полученные очень близоруким субъектом от находящегося вдали предмета, одно – в очках, другое – без очков.

И как в жизни отдельного индивидуума (который, может быть, умрет прежде, чем закончит весь процесс), точно так же и в истории исследований «предчувствия» всегда предшествуют ясному познанию. Это тот же процесс просветления, распределенный на целые поколения. Пусть вспомнят, например, о бесчисленных предвосхищениях у греков и в более новое время теории Ламарка и Дарвина, за которые «предвозвестники» их чрезмерно восхваляются, о предшественниках Роберта Манера и Гельмгольца, о тех случаях, когда Гете и Леонардо да Винчи, правда, может быть, разносторонние люди, предвосхитили позднейший прогресс науки и т. д., и т. д. О таких именно предварительных стадиях идет обычно речь, когда открывают, что та или иная мысль не нова, что ее можно найти у того или другого мыслителя, поэта и пр. Подобный же процесс развития наблюдается так же при всех художественных стилях в живописи и музыке: от неуверенного прикосновения, осторожных колебаний до полной победы. Умственный прогресс человечества в науке основывается так жена лучшем и лучшем описании и познании одних и тех же явлений. Это процесс просветления, распространенный на всю человеческую историю. То что мы замечаем нового, то в сравнении с этим процессом мало достойно внимания.

Сколько степеней выяснения и дифференцированности пройдет содержание известного представления, вплоть до полной и отчетливой, не задернутой никаким туманом мысли, может наблюдать всякий, кто старается усвоить новый трудный предмет, например, теорию эллиптических функций. Как много степеней понимания нужно пройти (особенно в математике и механике), пока все не предстанет в полном порядке, в совершенной системе, ненарушенной и стройной гармонии частей к целому! Эти степени соответствуют отдельным этапам на пути просветления.

Процесс просветления может протекать также и в обратном порядке: от полной ясности до полной неопределенности. Это обратное движение – ничто иное, как процесс забывания. Обычно он растягивается на довольно значительное время, и лишь случайно можно заметить отдельные точки на его пути. Даже прекрасно сооруженные улицы тотчас разрушаются, если не заботятся о их «восстановлении», и подобно тому, как из юношеского «предмыслия» развивается интенсивная блещущая «мысль», так и от нее происходит переход к старческому «послемыслию»; как брошенная лесная дорога зарастает справа и слева травой и кустарником, так стирается день за днем и ясный отпечаток мысли о каком нибудь явлении, уже не служащим для нас предметом мышления. Один из моих друзей открыл отсюда и обосновал самонаблюдением следующее практическое правило: кто хочет что нибудь изучить, будь то музыкальный отрывок или отдел из истории философии тот не должен посвящать себя усвоению этой работы без перерывов. Ему нужно будет повторять отдельные части данного материала по несколько раз. Вопрос в том, как велики должны быть перерывы для более целесообразного усвоения? Выяснилось – и это должно иметь общее значение, что повторение следует возобновить, когда не окончательно еще иссяк интерес к работе, когда наполовину владеют еще своим сознательным мышлением. А когда предмет уже достаточно исчез из памяти, так что он не интересует нас, не возбуждает ни любопытства, ни любознательности, тогда результаты первого усвоения стираются, и вторичное изучение их не усиливает: здесь приходится сделать вновь значительную долю работы просветления.

Весьма возможно, что в смысле учения Зигмунда Экснера о «проникновении», вполне соответствущему весьма популярному взгляду о совершенно параллельном этому процессу просветления, следует принять, что нервные сосуды должны быть чувствительны в своих фибрах, если дело коснется раздражения посредством аффекта (безразлично от того, будет ли последний существовать долю или часто повторяться). Весьма понятно и то, что в случае заболевания результат этого «проникновения» будет совершенно обратным. На этом то основании морфологические элементы строения, происшедшие благодаря вышесказанному, атрофируются в отдельных клетках из за недостаточного их применения. Авенариус в своей теории принимает для объяснения всех этих родственных явлений различия между «отделкой» и «расчленением» в процессах мозга (в независимых уклонениях от системы С). Той же теорией объясняются очень просто и дословно свойства влияния зависимого (психического) ряда явлений на независимый (физический), т. е. его способность влиять на вопрос психофизического сопоставления. Поэтому и выражения «отделанный» и «расчлененный» употребляются для описания степени разницы отдельных психических данных, в которых они и употребляются для этой цели. Необходимо проследить процесс «просветления» во всем его течении для того, чтобы изучить объем и внутреннее содержание нового понятия. Однако для последующего важна лишь первоначальная стадия, исходный пункт «просветления». В том внутреннем содержании, через которое проходит процесс просветления, т. е., так сказать, в первый момент его проявления, еще не ощущается разница, по Авенариусу «элемента» от «характера».

Однако всякий, принимающий подобное деление для всех явлений развивающейся психики, обязательно должен ввести новое название для выражения внутреннего содержаний той стадии, где такая двойственность еще не различается. И вот мы, не считаясь со всеми требованиями, выходящими из рамок этой работы, предлагаем здесь слово «генида» для выражения физических данных в первобытно детском состоянии (от греч. слова hen, так как восприятие и чувство не позволяют ощутить в себе двойственности, в виде двух аналитических моментов абстракции).

Необходимо рассматривать абсолютную гениду в качестве ограничивающего понятия. Конечно, при этом невозможно точно и быстро решить, сколько раз настоящие психические переживания достигают в взрослом человеке степени индифферентности. Впрочем, теория сама по себе и не касается этого. Вообще можно назвать именем «гениды» то весьма различное у различных людей, что происходит при разговоре. Конечно, тут имеется в виду нечто совершенно определенное. Например, если кто нибудь замечает что либо и это «что либо» испарилось так, что его невозможно восстановить. Однако позднее нечто из утраченного может быть восстановлено на основании ассоциации идей. И вот из этого возобновленного, как оказывается, можно узнать, что представляла из утраченного то, чего раньше никак не удавалось уловить. Очевидно мы тогда получим понятие, имеющее то же самое содержание, но только в другой форме, на другой стадии развития. Подобное прояснение не только производится в течение всей индивидуальной жизни по этому направлению, но и должно быть сызнова испытано для каждого внутреннего содержания.

Предполагаю, что кто либо вдруг потребует более точного описания того, что я собственно понимаю под словом генида. Как выглядит такая генида? Это было бы полнейшим абсурдом. В самом понятии гениды заключается представление о том, что она представляет собой туманную единицу, которую невозможно описать точнее. Однако, если при этом несомненно, что позднее следует полное отождествление гениды с самым расчлененным внутренним содержанием, то столь же несомненно, что сама генида еще не вполне совпадает с ним, чем то от нее отличается, – меньшей степенью сознания, недостатком рельефности и главным образом отсутствием «фиксационной точки» в «зрительном поле».

Невозможно также рассматривать и описывать отдельные гениды можно только лишь знать об их существовании. Остается принять принципиально, что в гениде существуют такие же мысли и жизнь, как в элементах и характерах: каждая генида при этом представляет из себя индивидуум и совершенно различна одна от другой.

По данным, которые будут приведены позднее, можно заключить, что переживания раннего детства (это можно принять для первых 14 месяцев жизни каждого человека) – суть гениды, если не принимать таковые в их абсолютном значении. По крайней мере психические события раннего детства никогда не отходят далеко от стадии гениды; у взрослых же развитие внутренней жизни уже переросло эту ступень. От сюда видно, что в состоянии гениды проходит форма сознательной жизни низших организмов и, может быть, очень многих растений и животных. У взрослого человека происходит уже дальнейшее развитие из гениды, благодаря вполне отчетливому, пластическому впечатлению, и том случае, если оно представляет для него никогда недостижимый идеал. У абсолютной гениды язык еще не сформирован, ибо расчленение речи вытекает из расчленения мысли, но и на самой высокой из доступных человеку ступеней интеллекта остается много неясного, а потому и невыразимого.

Вообще вся теория гениды помогает сгладить борьбу между впечатлением и чувством в их споре о старшинстве и сделать попытку поставить на место понятий «элемент» и «характер», выхваченных из теории просветления, описание самого содержания этой теории, опираясь при этом на тот основной факт наблюдения, что только с выделением «элементов» последние становятся отличными от «характеров».

Теперь понятно, почему человек ночью более, чем днем, склонен к «настроениям» и «сентиментальностям» – ибо ночью все вещи лишены тех резких очертаний, какие они имеют днем.

В каком же направлении нужно вести все это исследование с психологией полов? Повторяем, что мы тут находим разницу между М и Ж в отношении различных стадий просветления, так как, откровенно говоря, наше пространное сочинение и клонится к подобной цели. Но в чем же заключается эта разница?

Нужно ответить на это следующим образом: мужчина обладает одинаковым с женщиной психическим содержанием, но только в более расчлененной форме. Там, где женщина более или менее мыслит генидами, она имеет ясные, отчетливые представления, к которым присоединяются ясно выраженные и всегда отдельные от, вещей чувства. У Ж мысли и чувства бывают одинаковы. У М они раз– личны. Когда у Ж переживания находятся еще в состоянии гениды, то y М давно уже наступило просветление. (Конечно, тут нельзя думать ни об абсолютных генидах у женщины, ни об абсолютном просветлении у мужчины), Вот почему женщина сентиментальна, и вот почему ее можно только тронуть, но не потрясти.

Лучшая отделка психических данных у мужчины соответствует также большей строгости в его строении тела и в чертах его лица. Совершенно обратно этому, малая отделка психических данных у женщины соответствует нежности, округленности и неясности в женской фигуре и физиономии. Говоря далее, с этим представлением вполне согласуются выводы из измерения различных степеней чувствительности полов, которые, вопреки ходячему мнению, показали, что чувствительность мужчины тоньше, даже если брать при этом средние числа. Эта разница выкупает еще в более обширных размерах при точном наблюдении над типами. Единственным тут исключением является чувство осязания. Осязательная чувствительность женщины вообще тоньше, чем у мужчин греч. слова hen, так как восприятие и чувство не позволяют ощутить в себе двойственности, в виде двух аналитических моментов абстракции).

Необходимо рассматривать абсолютную гениду в качестве ограничивающего понятия. Конечно, при этом невозможно точно и быстро решить, сколько раз настоящие психические переживания достигают в взрослом человеке степени индифферентности. Впрочем, теория сама по себе и не касается этого. Вообще можно назвать именем «гениды» то весьма различное у различных людей, что происходит при разговоре. Конечно, тут имеется в виду нечто совершенно определенное. Например, если кто нибудь замечает что либо и это «что либо» испарилось так, что его невозможно восстановить. Однако позднее нечто из утраченного может быть восстановлено на основании ассоциации идей. И вот из этого возобновленного, как оказывается, можно узнать, что представляла из утраченного то, чего раньше никак не удавалось уловить. Очевидно мы тогда получим понятие, имеющее то же самое содержание, но только в другой форме, на другой стадии развития. Подобное прояснение не только производится в течение всей индивидуальной жизни по этому направлению, но и должно быть сызнова испытано для каждого внутреннего содержания.

источник