Меню Рубрики

У школьника часто болит голова причины

Ваш ребенок стал часто жаловаться на головные боли? Возможно, он слишком долго сидел за компьютером или забыл вовремя покушать, резко изменились погодные условия, началась простуда – причин на самом деле может быть довольно много. Однако чтобы решить эту проблему, необходимо определить главную.

Специалисты рекомендуют учитывать 3 момента:

— в каком месте болит голова;

— обстоятельства, вызвавшие ее.

К примеру, если человек устает или испытывает стресс, то боль перемещается снизу вверх, двигается от шеи к затылку, затем доходит до лба и останавливается в висках. В основном она проявляется слабо, носит ноющий и давящий характер.

У школьников головная боль может быть обусловлена скачками артериального давления. В переходном возрасте наблюдается гормональная перестройка, которая оказывает влияние на одновременное действие нервной и эндокринной систем.

У мальчиков чаще всего возникает повышение давления. При этом наблюдаются такие симптомы, как тошнота, затылочная боль и головокружение.

Девочки страдают от понижения давления, которое сопровождается головной болью в затылке или темени, кроме того может возникнуть обморочное состояние.

Довольно часто головная боль свидетельствует о появлении какого-либо инфекционного заболевания – корь, ОРЗ и так далее, или же хронического – нарушения в работе щитовидной железы, почек и многое другое.

Кроме того головные боли могут быть спутником аденоидам, гаймориту или же тонзиллиту.

Если жалобы на головную боль редкие, и вы считаете, что причиной этому могут служить стресс или усталость, уложите ребенка в постель, чтобы он немного отдохнул. Если при этом повысилась температура, необходимо дать ребенку лекарство с парацетамолом. В остальных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу, чтобы пройти все необходимые исследования, которые укажут на реальную причину головной боли.

Если школьник часто говорит о том, что у него болит голова, обязательно проверьте его зрение. В большинстве случаев головная боль вызывается близорукостью или астигматизмом.

Признаки близорукости выявить очень просто: ребенок прищуривается, если желает увидеть предмет, который находится вдали. Астигматизм определить сложнее, поскольку довольно длительный период времени он может не проявляться.

Запишите ребенка на прием к офтальмологу, который проведет комплексное обследование глаз. Затем по его результату врач назначит лечение или же использование линз, очков. При успешном лечении зрения головная боль проходит самостоятельно.

Часто головная боль перерастает в отдельное заболевание под названием мигрень, которая возникает в результате наследственных нарушений в некоторых областях мозга. Если в семье есть хоть один человек, страдающий мигренью, то вполне возможно, что и ребенок будет страдать от этого заболевания. Впервые она может проявиться в возрасте 7 лет. Однако чаще всего она обуславливается гормональными изменениями, происходящими в организме школьника.

Отличия мигрени от обычной головной боли:

— мигрень сопровождается тошной и рвотой;

— боль быстрыми темпами набирает свою интенсивность;

— любое движение может усиливать боль;

— в глазах может быть помутнение, в ушах шум.

Останавливать приступ мигрени необходимо при первых симптомах. Для этого подойдет любой препарат на основе парацетамола, а также различные чаи на травах. Уложите школьника в постель, закройте шторы, на лоб можно положить полотенце, смоченное в прохладной воде. Тишина и покой легко справятся с мигренью.

Помимо этого можно обратиться за помощью к психологу, который поможет научиться расслабляться. Не забывайте следить за рационом питания и расписанием дня вашего ребенка: здоровая пища, а также прогулки на свежем воздухе станут прекрасной профилактикой любой головной боли.

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Читайте также:  Уколола ботокс болит голова

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

источник

Отчего у школьника болит голова? Засиделся за компьютером, понервничал, перегрелся на солнце, не успел вовремя поесть, погода переменилась, температура подскочила — причин множество. Надо определить главную, чтобы быстрее решить проблему.

На майские праздники Пановы поехали на дачу открывать сезон. Погода выдалась как по заказу: яркое солнце, теплый день. Семиклассница Маша сразу отправилась по друзьям — не виделись с осени. Часа через полтора вернулась запыхавшаяся, возбужденная: «Мы с ребятами хотим покататься на великах!» Родители ничего не имели против. А к вечеру у девочки сильно разболелась голова.

Боль снять ничем не удавалось, и Пановы решили срочно возвращаться в город. В дороге Машу тошнило, пришлось даже несколько раз останавливать машину.

Врачи советуют обратить внимание на три момента: где именно болит голова, какого характера эта боль и при каких обстоятельствах она возникла. Например, при усталости или стрессе боль как бы «ползет» снизу вверх — от шеи в затылок, переходит на лоб, виски. Чаще всего она не очень сильная, ноющая, давящая.

У тинейджеров приступы головной боли могут спровоцировать скачки артериального давления. В переходном возрасте это случается из-за гормональной перестройки, которая влияет на «синхронность» работы нервной и эндокринной систем.

Для мальчиков чаще характерно повышение давления (артериальная гипертензия) — боль в затылке, головокружение, приступы тошноты.

Для девочек, напротив, понижение (гипотензия) — голова ноет в области темени или затылка, слишком быстрое падение давления может привести и к обмороку.

Нередко головная боль — спутник какого-то основного заболевания. Например, инфекционного — ОРЗ, кори и других. Или хронического: повышенное давление — частый симптом при заболеваниях почек, щитовидной железы, пониженное — при анемии.

Постоянные головные боли могут сопутствовать гаймориту, аденоидам, тонзиллиту. Не все знают, что их причиной могут быть и аномалии прикуса.

Что делать? Если головная боль у школьника — редкий эпизод, и вы уверены, что вызвана она переутомлением или стрессом, лучший способ ее усмирить — уложить ребенка на пару часов поспать в хорошо проветренной комнате. Если боль появилась при высокой температуре, например, при ОРЗ — можно дать препарат на основе парацетамола. А вот во всех остальных случаях не стоит заниматься самолечением, нужно обследовать ребенка, чтобы выявить истинную причину головной боли.

Школьник все чаще начал жаловаться: «Болит голова, устал. «? Вполне вероятно, что у него появились проблемы со зрением. Это очень распространенная причина головной боли у школьников при развивающейся близорукости и астигматизме (патология, вызванная неправильной формой роговицы).

Симптомы близорукости заметить несложно: ребенок начинает прищуриваться, когда ему нужно что-то рассмотреть вдали. С астигматизмом всё не так просто — долгое время он может никак не проявлять себя. Еще один, скорее косвенный симптом, заставляющий заподозрить, что в головной боли виноваты нарушения зрения — ее не помогают снять обезболивающие.

Что делать? Срочно идти к офтальмологу. Нужно комплексное обследование зрения (проверка его остроты, внутриглазного давления, осмотр глазного дна и так далее). Когда диагноз будет установлен, врач выберет подходящее лечение — медикаментозное (например, капли для глаз, витамины), «тренировки» глаз с помощью специальных аппаратов, очки или линзы. Лечить специально головную боль не нужно, она проходит сама по себе, если успешно решены проблемы с глазами.

Есть исключение из правил, когда такая боль не симптом, а заболевание — это мигрень. Исследования ученых доказывают: болезнь возникает из-за наследственных нарушений в определенных участках мозга. Так что, если в семье кто-то из взрослых страдает мигренью, шансы познакомиться с ней у школьника высоки.

Читайте также:  У новорожденного болит голова от чего

Первые приступы могут начаться в 7 лет, когда ребенок идет в школу и вынужден вживаться в совершенно новый для него образ жизни. Но чаще неприятности настигают подростков — мигрень провоцирует гормональная перестройка.

В отличие от взрослых, у детей при мигрени боль бывает двусторонней. Второй момент разницы — детский приступ значительно короче: он длится от получаса до 5 часов. Можно ли отличить приступ мигрени от банальной головной боли? Вот несколько признаков:

  • мигрень нередко сопровождается тошнотой, иногда даже рвотой (что крайне редко бывает при обычной головной боли);
  • боль быстро набирает интенсивность;
  • она может усиливаться от любого движения, звука, света, запаха;
  • возможны головокружение, шум в ушах;
  • дети жалуются на «пелену» перед глазами, расплывчатость предметов, двоение в глазах;
  • о приступе могут сигналить предвестники: появляются покалывания в пальцах, мурашки, холодеют ладони.

Что делать? Попытайтесь «прервать» приступ в самом начале при первых симптомах. Можно дать школьнику любой из препаратов на основе парацетамола.

Порой помогает чай из зверобоя: на стакан кипятка 1 чайная ложка сухой травы, настоять 10 минут, добавить сахар.

Уложите ребенка в постель, зашторьте окна, на лоб положите холодный компресс. При начинающейся тошноте можно пососать дольку лимона.

Как лечат? Лечение зависит от частоты приступов и их силы. Помогают занятия с психологом, обучающим аутотренингу, методам расслабления. Важно следить за режимом дня: приступы провоцируют утомление, недосыпание, духота, голод.

И конечно, необходимо, чтобы ребенок ел всегда вовремя и не наспех. Плюс к этому есть и некоторые запреты: не рекомендуются орехи, жирные кремы, йогурты, куриная печень, блюда из свинины, жирные сыры, пицца, авокадо, бананы, кофе, кока-кола.

Если у ребенка часто болит голова или он жалуется на сильные боли, необходимо пройти обследование:

  • консультации у врачей специалистов: педиатра, невролога, офтальмолога, отоларинголога;
  • общий и биохимический анализ крови, анализ мочи;
  • рентген придаточных пазух носа;
  • электроэнцефалографию;
  • допплерографическое исследование сосудов головы и шеи.

Могут быть назначены дополнительно компьютерная томография или магнитно-резонансная томография головного мозга и другие исследования.

Консультанты: Татьяна Мангушева, врач-педиатр; Елена Юрьева, врач-невропатолог.

источник

Ребенку пора садиться за уроки, но он в отчаянии смотрит на учебники и никак не может собраться: «Голова болит!» Родители часто слышат подобные жалобы. Многие предпочитают сразу дать ребенку таблетку и забыть об этой «маленькой неприятности». Однако проблему таким образом не решить!

Врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она – лишь симптом самых разных заболеваний и патологических состояний. Если головная боль сопровождается повышением температуры до 38 градусов и болью в глазах – это признак начинающегося гриппа, в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах – признак кишечно-вирусной инфекции.

Но зачастую головная боль – это единственный симптом зарождающейся болезни, особенно на первых порах.

Если у ребенка часто болит голова, и это сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — ему требуется не только быстрая помощь врача, но и углубленное обследование, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.

У некоторых детей каждый день расписан по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции или музыкальном кружке, а еще надо успеть выполнить домашнее задание… Причем большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним, и считают, что такая нагрузка вполне по силам их чаду. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия не вызывают у него энтузиазма, а там и до головных болей недолго — сначала появляются эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные.

Хрупкий детский организм может попросту не вынести сильных перегрузок. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть.

А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться.

Бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли.

Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина, и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит.

В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии.

Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается.

При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу.

Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом.

Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести. Даже легкое сотрясение мозга может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям в этом случае необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу.

Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза.

Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися «шипами» костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа, так называемой воротниковой зоны.

Помните, частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения.Головная боль — это очень серьезно!

источник

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Читайте также:  Почему мне болит кожа головы

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

источник

Не будет преувеличением сказать, что от головной боли у ребенка страдает вся семья. Детям не хватает знаний, а иногда и просто слов, чтобы описать свое состояние, понять, что с ним происходит. Естественно, что они пытаются найти понимание и помощь у родителей. А у тех, в свою очередь, тоже не всегда хватает опыта, чтобы адекватно среагировать.

Когда дети начинают испытывать головную боль? Наука пока не знает точного ответа на этот вопрос. Но известно, что дифференцировано воспринимать и описывать свои болевые ощущения ребенок в состоянии лет с 4-5. Именно тогда и начинают фиксироваться первые жалобы на то, что болит голова.

По результатам российских эпидемиологических исследований можно сказать, что детская головная боль – не такой уж редкий гость. В возрасте от 7 до 16 лет ее испытывают 36% девочек и 29% мальчиков, при этом четко обозначены два возрастных пика – 7 лет (начало обучения в школе) и 13-15 лет (половое созревание). Интересно, что до пубертата головная боль – в основном «мальчиковый» симптом, но после 14 лет он прочно и навсегда становится «девочковым».

Впрочем, описано и уникальное состояние, характерное только для школьников. Оно называется «головная боль 8-го сентября».

Школьные годы, они чудесные в основном только в песнях из не столь далекого прошлого. В реальности – это не только освоение громадного массива новой информации, но и противостояние с учителями, со сверстниками, с самим собой, с родными. Борьба за право иметь собственное мнение, пусть и не всегда аргументированное, за право принимать самостоятельные решение, пусть и не всегда правильные. Ну а где борьба, там всегда и стресс. А стресс и головная боль – близнецы-братья, очень редко приходящие по одиночке.

«Боль 8-го сентября» — частный случай варианта головной боли напряжения. После первой недели в школе ребенок жалуется на сильную боль, которая в основном локализуется в области лба, но может захватывать и всю голову. Встречается также такая характеристика: «сдавило как тисками», если, конечно, дите в курсе, что такое тиски.

Откуда берется эта боль? Причина достаточно проста: длительное нахождение в неподвижном состоянии перед экраном монитора, книгой или тетрадью.

Патологическая цепочка тоже просматривается довольно четко. Голова – достаточно тяжелая штука, для удержания ее в вертикальном положении требуется одновременное напряжение пары десятков мышц черепа и шеи. При длительной нагрузке или при неправильной позе, что у школьников встречается сплошь и рядом, подключаются мышцы плечевого пояса и верхней части спины. Происходит сдавление сухожилий мышцами в местах их пересечений, которые называются триггерными точками. Это приводит к выделению особых медиаторов – простагландинов, которые, среди прочих своих эффектов, увеличивают чувствительность нервов, проходящих рядом с триггерными точками. В головной мозг постоянно летит информация: «Больно. Больно! Больно. ». В конце концов, мозг «поддается на уговоры» и формируется головная боль напряжения.

Если причину, то есть проблему со статическим напряжением мышц, устранить, боль уйдет. Однако если сидение за партой в школе сменяется посиделками дома за компьютером и телевизором, происходит так называемая сенсибилизация головного мозга, когда к формированию головной боли приводит куда меньшая нагрузка, чем раньше. Так формируется хроническая головная боль напряжения, которая встречается у подростков примерно в четверти всех случаев, всерьез конкурируя по распространенности с мигренью.

Теперь, вооруженные всеми этими знаниями, вы без особого труда сможете выстроить тактику борьбы с «головной болью 8-го сентября».

Во-первых, не нужно делать из нее трагедию, тем более – повода освобождать ребенка от школы, тренировок, кружков и прочих видов нагрузки. Наоборот, побуждайте школьника к смене видов активности. Иногда такой подход называют «отдыхом по Павлову», но это некорректно, великий русский физиолог здесь ни при чем, принцип чередования различных видов умственного и физического труда были сформулированы другим выдающимся отечественным ученым – Иваном Михайловичем Сеченовым. Восьмичасовой сон, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения – вот основные и наиболее эффективные лекарства от «головной боли 8-го сентября».

Во-вторых, ни в коем случае не пичкайте ребенка анальгетиками. Тот же ибупрофен или парацетамол лишь уменьшают продукцию простагландинов в триггерных точках, давая небольшую отсрочку, но не устраняя причину – вне зависимости от того, что рассказывают в рекламе подобных препаратов. Кроме того, при систематическом приеме обезболивающих может развиться обратный эффект – головная боль будет провоцироваться уже самими препаратами, такая ее разновидность называется абузусной (от лат.abusus – насилие, злоупотребление).

В-третьих, необходимо обращаться к неврологу, если боль не проходит, сопровождается другими симптомами, например, тошнотой, светобоязнью или странными видениями, солнце, воздух и вода от нее не спасают, а лекарства применяются без фанатизма, но и без особого успеха. Не исключено, что в этом случае речь может идти о других разновидностях головных болей, с иной природой и иной тактикой борьбы.

источник

На страницу : 1, 2 Автор Сообщение irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:10
мечтаю

География : в дороге.
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : december-spb@yandex.ru

Сообщения : 5553
Регистрация : 2015-06-25

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:12
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:22
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:31
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:34
Лея
Модератор

География : España, sureste
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2000

Прежний ник : emmater
Сообщения : 25794
Регистрация : 2008-09-10

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:35
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:39
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

irinik пишет: Солей, а как поступаете? Звоните кл.руководителю, записки потом пишите или просто прогулами оставляете? Он у меня в прошлом году как-то сам ушел к педиатру, она ему-головная боль не ко мне, иди к неврологу. Сходил, она ему на день дала освобождение, что на приеме был. Удивительно, как еще без записи приняла!
Я sms отправляю учителю и всё.
Она ставит Б в журнале.
Другие учителя бывает не знают и ставят пропуски, но мне в этом случае неважно, что сыну поставили.
На один день освобождение я не беру, можно до трех дней без уважительной причины.

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:42
Конфета

География : РФ, Сибирь
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2001

Сообщения : 9881
Регистрация : 2013-10-27

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:47
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

irinik пишет: Почему-то ничего не помогает ему, что бы не предлагала для купирования. Мне в его возрасте банальный анальгин еще помогал.
Кстати сегодня забирала дневник у классной (как раз сегодня в школу не пошел), она мне: у них у всех голова болит, дай волю, все разбегутся. Чувствуется, что человек не в курсе, что такое головная боль, дай бог ей и дальше здоровья.

Мне при сосудистых или мигренозных болях таблетки не помогают. Это зависит от всасываемости в ЖКТ, у меня видимо мимо все)
Я себе уколы покупаю.

Сыну при сосудистых спазмалгон помогает и + 2 ношпы, все в таблетках.
Но это нужно к врачу и пусть она скажет.

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:49
мечтаю

География : в дороге.
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : december-spb@yandex.ru

Сообщения : 5553
Регистрация : 2015-06-25

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:52
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:53
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

И еще у меня есть волшебный коврик кузнецова + валик под шею+ под поясницу.
Если отловить момент перед началом головной боли, ну это чувствуется,
сразу плюхаюсь на него. И сына укладываю если чего, даже если расслабиться не может, перед сном тихо подклыдываю)))

Валик под шею кузнецова особенно ценная вещь

Последний раз редактировалось: Soley (Пн 31 Окт 2016 — 16:57), всего редактировалось 1 раз(а)

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:54
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:55
Конфета

География : РФ, Сибирь
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2001

Сообщения : 9881
Регистрация : 2013-10-27

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 16:58
Конфета

География : РФ, Сибирь
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2001

Сообщения : 9881
Регистрация : 2013-10-27

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:00
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

Конфета пишет: Вспомнила,сыну еще тогда воротник на шею рекомендовали носить дома, по несколько часов. Я и сама им тоже пользуюсь, когда шея и голова отваливаются.
Про аппликатор Кузнецова давно думаю, наверно уже надо бы надумать
Ну, да, советовали. Еще безумно дорогой надувной воротник на шею.
При плохом оттоке крови от головы нужно мазать заднюю часть шеи гелем типа венотон, потом этот воротник одевать на 10-15 минут. Сидеть при этом неподвижно.
Еще, вроде, циннаризин пить, в течении месяца все это.

Мне уже сейчас несподручно за деткой с воротником бегать, лучше кузнецова подпихнуть))) когда читает например.
Хотя надо бы мне вторые руки отрастить)

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:09
Конфета

География : РФ, Сибирь
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2001

Сообщения : 9881
Регистрация : 2013-10-27

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:16
Soley

География : М.О
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : .

Сообщения : 1314
Регистрация : 2014-01-14

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:26
Конфета

География : РФ, Сибирь
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2001

Сообщения : 9881
Регистрация : 2013-10-27

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:30
Винтер

География : Россия
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2006 (тема)

Сообщения : 276
Регистрация : 2016-10-26

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:33
Тоторо

География : Санкт-Петербург.Невский район
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1992 год дочь, 1999 год -тематический сын

Сообщения : 32146
Регистрация : 2008-09-11

Наши тематические почти все метеочувствительны.
Это связано с тем,что у многих нарушено кровообращение, бывают спазмы.
Рота при сильных головных болях часто признак мигрени.
у моего сына «цефалгия» и детское мигренеподобное состояние стоит в диагнозе.
Лечились на кафедре нейрологии.

Вечером обычно от утомления. У моего-то в любое время суток.мог и проснуться от головной боли.

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:57
Тоторо

География : Санкт-Петербург.Невский район
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1992 год дочь, 1999 год -тематический сын

Сообщения : 32146
Регистрация : 2008-09-11

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 17:59
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Сообщения : 586
Регистрация : 2014-11-13

Винтер, Со сменой погоды ни разу не связывала, только пару недель назад несколько дней подряд и у него и у меня сильно болела. Подумала, потому что тогда было какое-то несусветное для наших широт атмосферное давление, 770 мм, что ли.

Меня что смущает. Вот он сходил на тренировку или дома был,(сегодня) . Все нормально. Бодр и весел. Я звонила в 11 прелестно поговорили. В 12.10 ему выходить, он мне звонит: очень болит голова. Я приехала. Видно, что правда болит. У него уже даже одежда школьная лежит, что б одеться. Т.е. он собирался буквально до последнего момента. А выходить-голова резко заболела. И это не первый случай такой. Может это невроз какой? В школе вроде бы все нормально, ну помимо того, что вообще туда не хочется (лишнее звено, как я в соседней теме писала)

Тема: Re: головные боли у школьников Пн 31 Окт 2016 — 18:00
irinik

География : РФ/Киров
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

источник