Меню Рубрики

У ребенка после уроков сильно болит голова

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Болит голова в затылке с левой стороны снизу

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

источник

Не будет преувеличением сказать, что от головной боли у ребенка страдает вся семья. Детям не хватает знаний, а иногда и просто слов, чтобы описать свое состояние, понять, что с ним происходит. Естественно, что они пытаются найти понимание и помощь у родителей. А у тех, в свою очередь, тоже не всегда хватает опыта, чтобы адекватно среагировать.

Когда дети начинают испытывать головную боль? Наука пока не знает точного ответа на этот вопрос. Но известно, что дифференцировано воспринимать и описывать свои болевые ощущения ребенок в состоянии лет с 4-5. Именно тогда и начинают фиксироваться первые жалобы на то, что болит голова.

По результатам российских эпидемиологических исследований можно сказать, что детская головная боль – не такой уж редкий гость. В возрасте от 7 до 16 лет ее испытывают 36% девочек и 29% мальчиков, при этом четко обозначены два возрастных пика – 7 лет (начало обучения в школе) и 13-15 лет (половое созревание). Интересно, что до пубертата головная боль – в основном «мальчиковый» симптом, но после 14 лет он прочно и навсегда становится «девочковым».

Впрочем, описано и уникальное состояние, характерное только для школьников. Оно называется «головная боль 8-го сентября».

Школьные годы, они чудесные в основном только в песнях из не столь далекого прошлого. В реальности – это не только освоение громадного массива новой информации, но и противостояние с учителями, со сверстниками, с самим собой, с родными. Борьба за право иметь собственное мнение, пусть и не всегда аргументированное, за право принимать самостоятельные решение, пусть и не всегда правильные. Ну а где борьба, там всегда и стресс. А стресс и головная боль – близнецы-братья, очень редко приходящие по одиночке.

«Боль 8-го сентября» — частный случай варианта головной боли напряжения. После первой недели в школе ребенок жалуется на сильную боль, которая в основном локализуется в области лба, но может захватывать и всю голову. Встречается также такая характеристика: «сдавило как тисками», если, конечно, дите в курсе, что такое тиски.

Откуда берется эта боль? Причина достаточно проста: длительное нахождение в неподвижном состоянии перед экраном монитора, книгой или тетрадью.

Читайте также:  Травма головы болит одно место

Патологическая цепочка тоже просматривается довольно четко. Голова – достаточно тяжелая штука, для удержания ее в вертикальном положении требуется одновременное напряжение пары десятков мышц черепа и шеи. При длительной нагрузке или при неправильной позе, что у школьников встречается сплошь и рядом, подключаются мышцы плечевого пояса и верхней части спины. Происходит сдавление сухожилий мышцами в местах их пересечений, которые называются триггерными точками. Это приводит к выделению особых медиаторов – простагландинов, которые, среди прочих своих эффектов, увеличивают чувствительность нервов, проходящих рядом с триггерными точками. В головной мозг постоянно летит информация: «Больно. Больно! Больно. ». В конце концов, мозг «поддается на уговоры» и формируется головная боль напряжения.

Если причину, то есть проблему со статическим напряжением мышц, устранить, боль уйдет. Однако если сидение за партой в школе сменяется посиделками дома за компьютером и телевизором, происходит так называемая сенсибилизация головного мозга, когда к формированию головной боли приводит куда меньшая нагрузка, чем раньше. Так формируется хроническая головная боль напряжения, которая встречается у подростков примерно в четверти всех случаев, всерьез конкурируя по распространенности с мигренью.

Теперь, вооруженные всеми этими знаниями, вы без особого труда сможете выстроить тактику борьбы с «головной болью 8-го сентября».

Во-первых, не нужно делать из нее трагедию, тем более – повода освобождать ребенка от школы, тренировок, кружков и прочих видов нагрузки. Наоборот, побуждайте школьника к смене видов активности. Иногда такой подход называют «отдыхом по Павлову», но это некорректно, великий русский физиолог здесь ни при чем, принцип чередования различных видов умственного и физического труда были сформулированы другим выдающимся отечественным ученым – Иваном Михайловичем Сеченовым. Восьмичасовой сон, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения – вот основные и наиболее эффективные лекарства от «головной боли 8-го сентября».

Во-вторых, ни в коем случае не пичкайте ребенка анальгетиками. Тот же ибупрофен или парацетамол лишь уменьшают продукцию простагландинов в триггерных точках, давая небольшую отсрочку, но не устраняя причину – вне зависимости от того, что рассказывают в рекламе подобных препаратов. Кроме того, при систематическом приеме обезболивающих может развиться обратный эффект – головная боль будет провоцироваться уже самими препаратами, такая ее разновидность называется абузусной (от лат.abusus – насилие, злоупотребление).

В-третьих, необходимо обращаться к неврологу, если боль не проходит, сопровождается другими симптомами, например, тошнотой, светобоязнью или странными видениями, солнце, воздух и вода от нее не спасают, а лекарства применяются без фанатизма, но и без особого успеха. Не исключено, что в этом случае речь может идти о других разновидностях головных болей, с иной природой и иной тактикой борьбы.

источник

Головные боли в детском возрасте встречаются довольно часто, по распространенности уступая лишь болям в животе. По статистике, 35% девочек и 29% мальчиков в возрасте 8-9 лет жалуются на периодически возникающие боли в голове, из них менее 1% вызваны органическими нарушениями центральной нервной системы.

У младших школьников часто возникают головные боли

Мигрень у детей 8-9 лет является частой причиной неприятных ощущений, имеет свои особенности течения и определяется как интенсивные головные боли, сопровождающиеся как минимум тремя симптомами:

  • Нарушение работы ЖКТ – тошнота, рвота.
  • Боль пульсирующего характера локализуется с одной стороны.
  • Непродолжительный сон способствует улучшению самочувствия ребенка.
  • Наличие мигрени в анамнезе у близких родственников.
  • Цефалгии (головной боли) предшествует аура в виде зрительных или сенсорных нарушений.

На 7-9 лет приходится возрастной пик заболевания. Симптомы детской мигрени схожи с мигренью у взрослых, однако можно выделить несколько особенностей клинических проявлений:

  • приступы, как правило, короче, длятся от получаса до пяти часов;
  • имеется взаимосвязь цефалгии с психоэмоциональным состоянием ребенка;
  • в возрасте 8-9 лет чаще встречается особая форма мигрени – базилярная, при которой помимо цефалгии можно наблюдать головокружения и обмороки;
  • тошнота, рвота и диарея сопровождают цефалгию практически при каждом приступе;
  • мигренозная аура у детей встречается гораздо чаще, чем у взрослых.

Дети, страдающие мигренью, обладают чувствительной нервной системой, поэтому родители должны выявить все факторы, провоцирующие новые приступы и как можно скорее исключить их.

Эта разновидность головной боли у ребенка 8-9 лет встречается чаще остальных – около 75% случаев цефалгии занимает именно головная боль напряжения. Основной причиной ее развития можно считать перенапряжение мышц шеи и скальпа – этому способствуют длительное сидение за компьютером или неудобное положение за партой. В этом случае ребенок будет испытывать боль давящего характера, которая охватывают всю голову или локализуется в области лба и темени. В большинстве случаев голова болит от одного до нескольких часов и проходит самостоятельно после непродолжительного отдыха или сна. Известно, что частота возникновения цефалгии увеличивается по мере роста, достигая пика в 15–18 лет, при этом характер и интенсивность боли остаются прежними.

Одним из механизмов развития головной боли у детей 8-9 лет является изменение тонуса сосудов в результате вегетативной дисфункции. Спровоцировать такое состояние может множество факторов – травмы головного мозга, болезни сердца, почек, печени, но главное значение имеет наследственный фактор. Значительно увеличивают вероятность возникновения вегетативной дисфункции частые стрессы, переутомление, неблагоприятная атмосфера в семье ребенка и в школе.

При нейроциркуляторной дистонии ребенок может предъявлять жалобы на головные боли

Помимо головной боли присутствуют колебания уровня артериального давления и нарушение в работе органов желудочно-кишечного тракта. Ребенок жалуется на чувство нехватки воздуха, его мучает зевота, периодически болит сердце. Характерна резкая перемена настроения – ребенок становится капризным, вялым, раздражительным, снижается его успеваемость в школе так как делать привычные задания не удается.

В некоторых случаях у детей 8-9 лет болит голова на фоне воспалительных или инфекционных заболеваний уха, горла или носа. Цефалгия характерна для острого периода заболевания и обычно сопровождается дополнительными симптомами. Механизм развития болевых ощущений можно связать с токсическим и раздражающим влиянием на оболочки головного мозга, повышением температуры и увеличением уровня внутричерепного давления. Интенсивной болью сопровождается воспаление придаточных пазух мозга – гайморит или фронтит. При этом цефалгия проходит вместе с излечением от основного заболевания.

Такие заболевания, как менингит, энцефалит, а также другие нейроинфекции у детей всегда сопровождаются сильной головной болью наряду с неврологическими симптомами, к которым относят рвоту, судороги, потерю сознания. В этом случае голова болит в результате поражения вещества и оболочек головного или спинного мозга.

Головная боль считается самым ранним признаком наличия опухоли головного мозга, во многих случаях оставаясь единственным симптомом на ранней стадии заболевания. Главной особенностью такой боли является ее стойкий характер, а также сопутствующая рвота, не приносящая ребенку облегчения. При прогрессировании болезни к цефалгии присоединяются симптомы поражения центральной нервной системы.

У детей младшего школьного возраста (8-9 лет), часто болит голова в результате зрительного перенапряжения – после чтения, рисования или просмотра мультиков. В большинстве случаев неприятные ощущения уходят, если дать глазам отдохнуть, а окончательно избавиться от них удается после коррекции зрения. Для снижения нагрузки на глаза можно регулярно делать специальные упражнения.

Головная боль у детей может быть вызвана перенапряжением органов зрения

К другим причинам цефалгии у детей 8-9 лет можно отнести:

  • Психоневрологические заболевания.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Различные инфекционные заболевания.
  • Долгое нахождение за компьютером или перед телевизором.
  • Сильные эмоциональные переживания и стресс.
  • Голод или нерегулярное, неправильное питание.
  • Смена погоды.
  • Неблагополучная атмосфера в семье или в школе.
  • Избыток физической нагрузки.
  • Избыток или недостаток сна.

Недостаток сна может стать одной из причин головных болей у детей

Что делать, если у малыша болит голова? Для эффективного лечения детской головной боли требуется установить основную причину, вызвавшую нарушение самочувствия – для этого потребуется осмотр специалиста и проведение дополнительных методов обследования. В зависимости от результатов назначается соответствующее лечение, не следует делать назначения самостоятельно.

Если у ребенка болит голова, родителям желательно находиться рядом, дать ему сладкий чай, обеспечить полный покой. По возможности следует уложить ребенка в постель для непродолжительного сна. Приток свежего воздуха поможет немного облегчить состояние. Если сон не помогает и голова все равно болит, можно дать обезболивающий препарат – «Парацетамол» или «Нурофен».

Причин, вызывающих головную боль в 8-9 лет очень много. Одни безопасны и требуют небольшой коррекции режима дня, другие подлежат серьезному лечению. Не следует пренебрегать визитом к врачу.

источник

Дети иногда жалуются на появление головных болей, а родители, ни минутки не задумываясь, отправляются в аптечку за сиропом или таблеткой обезболивающего, дают его ребенку и забывают о проблеме.

Такое легкомысленное отношение к головной боли у детей чревато печальными последствиями. Ведь головная боль – это не болезнь, это симптом, своего рода сигнал организма о неполадках. Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце, но периодическая головная боль, особенно появляющаяся резко – это опасный симптом, требующий внимания.

Жалобы на головные боли – вторые по «популярности» после болей в животе у детей. Причем страдают от них не только подросшие дети, которые могут пожаловаться, но и совсем малыши, даже новорожденные.

Эквивалентами головных болей у грудничков можно считать повышенную плаксивость, возбужденность, рвоту, нарушения сна и срыгивания фонтаном. В год-два дети могут вместо жалоб на головную боль говорить об усталости, они хотят полежать и требуют внимания.

Считается, что до 40% девочек и 30% мальчиков школьного возраста периодически предъявляют жалобы на головные боли.

Головная боль, или цефалгия, у детей условно может быть разделена на две достаточно большие группы:

  • боли органического характера из-за объемных или инфекционных процессов в голове (менингиты, энцефалиты, кисты, опухоли или нарушение оттока черепной жидкости),
  • функциональные боли – из-за нарушения кровоснабжения мозга в результате болезней внутренних органов, утомления или каких-либо других причин, приводящих к раздражению болевых рецепторов в сосудах головы.

У детей наиболее частыми причинами головных болей являются, прежде всего, мигрень, инфекции как общего характера – ОРВИ, пневмонии, инфекции почек, пищеварения, так и инфекции нервной системы. Кроме того, головная боль может быть симптомом психических расстройств, неврозов, мигрени, черепно-мозговых травм. Эти причины, к счастью, не очень часто возникают.

Обычно голова у ребенка болит по более банальным причинам: длительные стрессы, эмоциональное напряжение, непомерные нагрузки, слишком короткий или очень длинный сон, очень долгое сидение за компьютером или у телевизора, проблемы в школе или семье.

Могут вызвать достаточно сильные головные боли переутомления из-за спорта, плохого питания, особенно у девочек-подростков, желающих похудеть. Головная боль также может быть признаком аллергии на продукты питания – молоко, сыр или шоколад.

Что делать, когда у ребенка болит голова

Из-за усталости, переутомления и напряжения голова у детей болит чаще всего – обычно это бывает в насыщенные эмоциями дни, при смене погоды, после учебы или экзаменов, от сидения за монитором.

Обычно дети описывают ее как сильное давление изнутри черепа, но, тем не менее, хорошо ее переносят, она не лишает их активности и возможности заниматься делами. При ней не бывает тошноты, температуры, она может пройти сама после сна или отдыха.

Если ваш ребенок еще совсем крошка, он обычно не может пожаловаться на головную боль или показать точное место, где у него болит. Тогда косвенно заподозрить у него головную боль можно по раздражительности, плаксивости, беспокойству, малыш может тереться об вас головой, прикладывать ее вам на ладони. При головной боли могут краснеть белки глаз, может появляться зевота.

Дети постарше могут пожаловаться на головную боль, а вы должны всегда реагировать на их жалобы, не считая их симуляцией.

У школьников обычно причинами периодических головных болей является утомление. Но если подобные боли все равно не проходят даже после отдыха или сна, они систематические, мешают ребенку учиться и отдыхать – это повод для обследования.

Спланируйте день ребенка так, чтобы у него было время для отдыха после школьных занятий, но не за компьютером, а на улице или на тренировке, хотя там тоже не стоит усердствовать. Важно разумно и в меру сочетать умственный труд, дела по дому и спорт.

Во время приступов головной боли побудьте с ребенком, но не превращайте его боли во что-то сверхъестественное, иначе ребенок начнет пользоваться своим болезненным положением. Головная боль – признак субъективный, его можно симулировать.

Иногда возникновение головной боли является серьезным симптомом тревоги и требует срочной консультации врача или вызова «Скорой помощи». Это следующие состояния:

  • внезапно возникшая головная боль с рвотой, тошнотой, повышением температуры, судорогами, потерей сознания или слабостью в конечностях,
  • сильная головная боль после падения, удара головой, травмы,
  • сильная головная боль при отитах или гайморите,
  • головная боль с кровотечениями из носа,
  • головные боли по утрам, после физических нагрузок, после отдыха.

источник

Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.

D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Читайте также:  Почему после того как выпьешь болит голова

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

источник

началось это после летних каникул, осенью, Где-то, недели через две, может, месяц. она приходит домой и жалуется, что у нее постоянно болит голова, ничего делать не может, часто спит, но это не помогает. даже на следующий день голова не проходит. Где-то через дня два без учёбы она прекращает болеть. думали, что пройдет, но что-то затянулось. может это быть нервное или переутомление? у кого бывало, расскажите, что делать?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Эмоционально-образный терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Online-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисы-Отношения-Утраты. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Пусть не парится, списывает из гдз, на контрольных тоже. На 3 ОГЭ напишет, а больше и не надо.

А к врачу вы почему ребёнка не ведёте ?Что угодно ведь может быть .

У меня было, в выпускном классе нагрузка была колоссальная, домой еле приходила, голова раскалывалась просто и никакие таблетки боль не снимали. В ообщем мне помогли таблетки «омарон» курсом, одна утром, одна вечером.

А зачем ей школа? Будущей эскортнице нужны совсем другие навыки.

это она на погоду реагирует, наверное

Лучше вместо школы, чтобы она не утомлялась, водите ее по магазинам, салонам красоты, тренингам. Ведь она у вас самая-самая и достойна самого лучшего!

обратитесь к школьному психологу для начала. вероятнее всего— это психосаматика (пусть психолог проверит личностную и ситуативную тревожность, и проведет консультацию на счет проблем и переживаний связанных со школой)

Еще кстати могут быть проблемы со зрением, иногда небольшой даже минус при напряжении глаз провоцирует головные боли. Вообще верно говорят, к врачу сходите, причин много может быть. Хотя описали один в один мой случай, я выше отписывалась

ну у меня такое было на сложной сессии, такой мозговой штурм был, что ничего не можешь. Пары по 11 часов, ничего не соображаешь и не можешь просто воспринимать хоть какую то информацию. Постоянная головная боль.

У моей дочери было похожее состояние, только весной, под окончание учебного года. Сопровождалась боль ещё пониженной температурой — в районе 35.5. Всех врачей обежали, ЭКГ, ЭФГ, анализы сдавали, УЗИ делали, всё в норме. Врачи сошлись на обычном переутомлении, ОЧЕНЬ напряженная учеба, я вешалась, как помощник, что уж про детей говорить. Прошло только с наступлением каникул ??‍♀️

Надо посоветоваться с врачом, возможно, изменить питание и курс витаминов.На каникулы — полноценный отдых

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем.

Голова может болеть по многим причинам:ВСД,шейный остеохондроз,несоблюдение режима сна и отдыха,анемия,внутричерепное давление и ещё ряд причин.Нужно идти к неврологу и полностью обследоваться,сделать рентген шеи,МРТ головного мозга,УЗИ сосудов шеи и головы,энцефалограмму и др.Только потом назначать лечение,возможно это будет курс ноотропов,а может и валерианы достаточно.По интернету такие дела не решают.

у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.

у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!

Мамочка, идите к врачу срочно! дай бог если у вас «просто» какой-нибудь ВСД. У ребёнка моей знакомой (10 лет) недавно менингит диагностировали 🙁
Даже врачи не могли поставить диагноз несколько дней! голова болит, температура — ой, у ребёнка ОРЗ. Потом кто-то додумался. ребёнок сидит теперь в больнице, был 3 дня в реанимации, сейчас вроде отпустило. Я конечно не думаю что у вас всё так плохо (от менингита там голова к концу не просто болела, а раскалывалась). Но мало ли чего ещё.

Да действительно! Зачем вашему сыну эти непонятные закорючки? Пусть бросает эту вашу школу и идет работать грузчиком или охранником.

А зачем ему эти закорючки, если его будущая профессия не будет связана с алгеброй? Таких профессий большинство. Школа дает 90% бесполезной информации, которая никогда в жизни не пригодится.

Не теряйте время, сведите дочку к врачу. К невропатологу и сосудистому. Если это мигрень от усталости-это одно, а если что-то с сосудами, время работает против вас. Пусть дочка побольше гуляет в хвойном лесу, поменьше сидит за компом или смартфоном. Но рекомендация врача на первом месте.

Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.

Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.

Пусть не парится, списывает из гдз, на контрольных тоже. На 3 ОГЭ напишет, а больше и не надо.

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник