Меню Рубрики

У ребенка каждый день болит голова после школы

началось это после летних каникул, осенью, Где-то, недели через две, может, месяц. она приходит домой и жалуется, что у нее постоянно болит голова, ничего делать не может, часто спит, но это не помогает. даже на следующий день голова не проходит. Где-то через дня два без учёбы она прекращает болеть. думали, что пройдет, но что-то затянулось. может это быть нервное или переутомление? у кого бывало, расскажите, что делать?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Эмоционально-образный терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Online-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисы-Отношения-Утраты. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Пусть не парится, списывает из гдз, на контрольных тоже. На 3 ОГЭ напишет, а больше и не надо.

А к врачу вы почему ребёнка не ведёте ?Что угодно ведь может быть .

У меня было, в выпускном классе нагрузка была колоссальная, домой еле приходила, голова раскалывалась просто и никакие таблетки боль не снимали. В ообщем мне помогли таблетки «омарон» курсом, одна утром, одна вечером.

А зачем ей школа? Будущей эскортнице нужны совсем другие навыки.

это она на погоду реагирует, наверное

Лучше вместо школы, чтобы она не утомлялась, водите ее по магазинам, салонам красоты, тренингам. Ведь она у вас самая-самая и достойна самого лучшего!

обратитесь к школьному психологу для начала. вероятнее всего— это психосаматика (пусть психолог проверит личностную и ситуативную тревожность, и проведет консультацию на счет проблем и переживаний связанных со школой)

Еще кстати могут быть проблемы со зрением, иногда небольшой даже минус при напряжении глаз провоцирует головные боли. Вообще верно говорят, к врачу сходите, причин много может быть. Хотя описали один в один мой случай, я выше отписывалась

ну у меня такое было на сложной сессии, такой мозговой штурм был, что ничего не можешь. Пары по 11 часов, ничего не соображаешь и не можешь просто воспринимать хоть какую то информацию. Постоянная головная боль.

У моей дочери было похожее состояние, только весной, под окончание учебного года. Сопровождалась боль ещё пониженной температурой — в районе 35.5. Всех врачей обежали, ЭКГ, ЭФГ, анализы сдавали, УЗИ делали, всё в норме. Врачи сошлись на обычном переутомлении, ОЧЕНЬ напряженная учеба, я вешалась, как помощник, что уж про детей говорить. Прошло только с наступлением каникул ??‍♀️

Надо посоветоваться с врачом, возможно, изменить питание и курс витаминов.На каникулы — полноценный отдых

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем.

Голова может болеть по многим причинам:ВСД,шейный остеохондроз,несоблюдение режима сна и отдыха,анемия,внутричерепное давление и ещё ряд причин.Нужно идти к неврологу и полностью обследоваться,сделать рентген шеи,МРТ головного мозга,УЗИ сосудов шеи и головы,энцефалограмму и др.Только потом назначать лечение,возможно это будет курс ноотропов,а может и валерианы достаточно.По интернету такие дела не решают.

у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!

Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.

у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!

Мамочка, идите к врачу срочно! дай бог если у вас «просто» какой-нибудь ВСД. У ребёнка моей знакомой (10 лет) недавно менингит диагностировали 🙁
Даже врачи не могли поставить диагноз несколько дней! голова болит, температура — ой, у ребёнка ОРЗ. Потом кто-то додумался. ребёнок сидит теперь в больнице, был 3 дня в реанимации, сейчас вроде отпустило. Я конечно не думаю что у вас всё так плохо (от менингита там голова к концу не просто болела, а раскалывалась). Но мало ли чего ещё.

Да действительно! Зачем вашему сыну эти непонятные закорючки? Пусть бросает эту вашу школу и идет работать грузчиком или охранником.

А зачем ему эти закорючки, если его будущая профессия не будет связана с алгеброй? Таких профессий большинство. Школа дает 90% бесполезной информации, которая никогда в жизни не пригодится.

Не теряйте время, сведите дочку к врачу. К невропатологу и сосудистому. Если это мигрень от усталости-это одно, а если что-то с сосудами, время работает против вас. Пусть дочка побольше гуляет в хвойном лесу, поменьше сидит за компом или смартфоном. Но рекомендация врача на первом месте.

Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.

Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.

Пусть не парится, списывает из гдз, на контрольных тоже. На 3 ОГЭ напишет, а больше и не надо.

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Читайте также:  Когда поднимаю голову вверх болит шея

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Приветствую, дорогие родители! Головная боль очень неприятное явление в любом возрасте, но особенно сильный дискомфорт она доставляет малышу. Ребёнок может стать раздражительным, вялым, апатичным. Что делать если у ребёнка постоянно болит голова? Вопрос, который нельзя оставить без внимания. В первую очередь необходимо выявить причин у такого состояния. Никогда не надейтесь, что такие боли пройдут самостоятельно, ведь последствия могут оказаться куда хуже, чем вы предполагаете. В этой статье мы рассмотрим, как уберечь своё чудо от головной боли, и как помочь ему поскорее от неё избавиться.

В настоящее время головная боль у детей частый гость, и этому есть разумное объяснение. Во-первых, негативное влияние современной экологии далеко не положительным образом сказывается на здоровье людей. Во-вторых, современные девчонки и мальчишки предпочитают играм на свежем воздухе досуг перед экраном, который плохо влияет на неокрепшую нервную систему детей.

Во время общения со своим электронным другом киндер подолгу находится в одном и том же положении, лишая тело всякой физической активности, из-за чего кровь недостаточно хорошо циркулирует по телу. Недостаток кислорода, который появляется на этом фоне, провоцирует различные проблемы, одна из которых – головная боль.

К тому же, современный ритм и образ жизни затрагивает всё человечество от мала до велика. Поэтому не стоит удивляться, что ваш малыш находится в постоянном нервном перенапряжении и стрессе, когда родители приходят уставшие и взвинченные с работы.

Что ещё может вызвать головную боль у вашего чада:

  • сосудистые заболевания;
  • вирусные заболевания;
  • бактериальные заболевания;
  • интоксикация;
  • травмы головы.

Не обязательно дискомфортные ощущения у чада могут быть вызваны столь опасными причинами, вызывать подобное состояние могут и вполне безобидные причины:

  • чувство голода;
  • физическое или эмоциональное переутомление, усталость;
  • сильно перенервничал;
  • тугой головной убор.

Главное не затягивайте с визитом к доктору, он осмотрит ваше чадо, исключит негативные факторы развития таких болей, и успокоит малыша и маму.

Важным критерием при оценке состояния является также локализация дискомфорта:

Часто мучительные ощущения в лобной части появляются после школы, в этом случае они возникают из-за повышенной нагрузки и эмоциональных переживаний.

Однако такие симптомы могут сигнализировать о наличии инфекционного заболевания, гайморита или фронтита. Этим недугам будут также сопутствовать такие симптомы как слезотечение, выделение слизи и заложенность носа, слабость и температура 38 градусов.

Если вдобавок ко всему ребёнка ещё и тошнит, тогда не дожидайтесь улучшения состояния. Тошнота и рвота на фоне головной боли могут быть симптомом серьёзной травмы головы и сотрясения мозга.

Дискомфортные ощущения в висках зачастую возникают у детей из-за мигрени. Этому заболеванию больше подвержены детки, у которых один из родителей страдает от этого недуга. Справляться с мигренью порой бывает довольно сложно, а сам болезненный приступ может длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Другие причины болей в висках:

  • внутричерепное давление;
  • анемия;
  • воспаление миндалин;
  • воспалительное заболевание;
  • невралгия (может отдавать в ухо);
  • сосудистые заболевания.

    Затылок может болеть из-за проблем с шейным отделом позвоночника (искривление), из-за долгого нахождения в неудобной позе, из-за неправильно подобранной позы для сна. Такая боль чаще протекает без температуры и доставляет заметное ощущение тяжести в затылке.

    При осмотре специалиста желательно, чтобы юный пациент как можно подробнее описал свои симптомы. Однако далеко не все могут точно сказать, где у них болит, и какие чувства они при этом испытывают.

    Характер боли может быть самый разнообразный — промежуточная, постоянная, пульсирующая, тупая или острая. К тому же, сопровождающими симптомами могут выступать: рвота, тошнота, ухудшение зрения и боли в животе.

    Не всегда описания ребёнка могут соответствовать реальности. Сейчас постараюсь объяснить, что я имею ввиду. У меня довольно часто болит голова, поэтому малышку (3 года) прошу не шуметь и не кричать в такие моменты, объясняя, что маме плохо, и показывая, где болит. Моя малышка, иногда копирует меня, и просит не кричать, так как у нее болит голова. При этом никаких других симптомов не наблюдается, активность в норме, аппетит тоже.

    Когда стоит быть особенно внимательными?

  • острая боль;
  • дискомфорт сопровождается шумом в ушах;
  • при смене положения характер боли только усиливается;
  • появляется боль после пробуждения;
  • отмечается помутнение сознания, ребёнок ведёт себя не адекватно;
  • произошёл сильный удар или падение головой.
Читайте также:  Гудит голова болят ноги

В таких случаях показана срочная госпитализация с дальнейшим обследованием.Особенно трудно определить, что болит у новорожденных, но и на этот случай я приготовила вам несколько признаков:

  • кроха мало спит;
  • отказывается от еды;
  • часто и обильно срыгивает; (Срыгивание у новорожденных норма или патология?)
  • слишком раздражительный, нервный.

Одним из самых явных симптомов у грудничков является набухание и пульсация родничка. Так вы,наверняка, сможете определить головную боль у крохи.

С возрастом у ребёнка радикально меняется реакция на головную боль. Он становится вялым, постоянно стремится принять горизонтальное положение.

Для начала помните, что заниматься самолечением в таких случаях не стоит!

К какому врачу обращаться в такой ситуации?

Помимо педиатра показать кроху стоит неврологу, и, возможно, психиатру. Если же у врача будут подозрения на серьёзное заболевание, то прибегнут к томографии мозга.

Если причина болей достаточно безобидна, то врач порекомендует курс лечебного массажа, мануальную терапию и успокоительные препараты. После того как ребёнок пройдёт весь курс лечения, его состояние улучшится, и жизнь снова наполнится яркими красками.

Но есть ситуации, которые требуют особенного подхода, поэтому их лечение нужно доверить только профессионалам.
Для того чтобы избавить малыша от временного дискомфорта, народная медицина предлагает приложить к вискам и лбу лимонную цедру срезом к коже.

Что делать, чтобы исключить головные боли у ребёнка?
Вы хотите обезопасить своего ребёнка от такой неприятности? Тогда соблюдайте несколько простых правил!Если мама и папа постараются изменить некоторые привычные повседневные вещи, а также будут придерживаться определённых правил, то головные боли у их ненаглядного чада обязательно уйдут! Какие же правила необходимо соблюдать:

  • у ребёнка должен быть налажен чёткий режим дня;
  • сбалансированное правильное питание;
  • частые и долгие прогулки на свежем воздухе;
  • оберегайте малыша от стрессов и переутомлений;
  • чаще проветривайте помещение, в котором находится ребёнок, также не забывайте о необходимости ежедневной влажной уборки;
  • уделяйте крохе больше времени, делитесь своим положительным психоэмоциональным настроем, дарите как можно больше любви и ласки;
  • практикуйте активный образ жизни (катайтесь с ребёнком на велосипедах, устраивайте утренние пробежки, делайте гимнастику по утрам);
  • старайтесь ограничивать общение малыша с гаджетами, телевизором.

Особенно не сладко приходится деткам старше семилетнего возраста, ведь на их хрупкие плечи падает довольно сложная психоэмоциональная нагрузка, появляется первая ответственность в виде обязанности выполнять домашние задания, начинается активное становление в обществе. Переутомления, увеличенная умственная активность, постоянные стрессовые ситуации, изменение прежнего уклада жизни – всё это не может не сказаться на детях. Поэтому в этот момент очень важно быть ребёнку надёжной опорой, помогать решать конфликтные ситуации, разговаривать как можно больше. Если не знаете чем занять ребенка в свободное время , могу вам посоветовать детский светящийся планшет , с ним ребенок сможет создавать своими руками настоящие песочные картины. Он поможет открыть у вашего ребенка талант к рисованию, ведь он делает процесс творчества очень интересным. Планшет увлекает ребенка, развивает умение концентрироваться на мелких деталях, улучшает усидчивость и навык сосредотачиваться на одном занятии!

Что можно дать ребёнку для быстрого избавления от мук?

Самыми действенными и безопасными средствами в таком случае является Парацетомол, Нурофен или Ибупрофен. Давать какие-либо другие препараты без врачебной рекомендации запрещено. Помните, что препараты одно лечат, а другое калечат!

Дорогие родители, сильные головные боли, которые повторяются каждый день – не являются нормальным явлением и требуют срочной диагностики!

Помните, что никакая работа и другие заботы не должны встать на пути между родителем и крохой, поэтому при первых звоночках плохого состояния у малыша нужно посетить врача, невзирая на нехватку времени!

Надеюсь, что головная боль у вашего чада вызвана банальным переутомлением! Проводите время вместе и радуйтесь жизни вместе со своими детьми, и тогда, никакие головные боли не побеспокоят ваших членов семьи, даже самых маленьких)

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

Многие думают. что головная боль #8212; это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети. особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга. на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника. к мануальному терапевту.

Одна из причин #8212; нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода . При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого #8212; головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Другая причина #8212; вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль #8212; это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника. из-за усиленных занятий в школе, недосыпания #8212; то есть как следствие #171;усталости мозга#187;.

Третья причина #8212; последствия травм и ранений черепа и головного мозга. когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие #8212; головные боли.

Четвертая причина #8212; очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах. рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда #8212; к счастью, все-таки чаще #8212; эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора #171;стреляет#187; высокочастотным альфа#8212; и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие #8212; головную боль, снижение памяти. усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна #171;висеть#187; над книгой, расстояние до книги #8212; не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к #171;усталости глаз #187;, которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки #8212; проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста .

Как избежать осложнений при ссадинах и порезах

Дети обожают бегать, кататься на велосипеде и лазать по деревьям. Это служит нескончаемым источником ссадин и царапин, причем часто они загрязнены и легко нагнаиваются. Такую неприятность можно легко предотвратить.

Чаще всего болит голова у первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников наиболее трудных классов. Головная боль — симптом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку. Такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как тупая, давящая, распирающая.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение ребенка уже с утра. Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. Болеутоляющая таблетка (которой так часто родители пытаются излечить ребенка от боли) лишь облегчит состояние ненадолго, но от причины боли не избавит. По наблюдениям врачей, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее. Если у ребенка после уроков болит голова, родители должны обратиться к врачу-неврологу.

Как правило, врач советует уменьшить нагрузки, а для того чтобы повысить устойчивость организма ребенка к стрессам, назначит лечение.

Почему-то родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают, что, если в течение 10 дней учеба не вызывает хронического утомления, у школьника нормализуется самочувствие, даже иное отношение к учебе может появиться. А эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Если головные боли не проходят, надо приступать к лечению. Врачи головную боль напряжения обычно лечат немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом, который помогает ребенку снять эмоциональный стресс, и метод биологической обратной связи, когда ребенок под руководством врача учится расслабляться.

Читайте также:  Почему по вечерам болит голова и подташнивает

Когда же использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам. Источник: med2c.ru

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с головной болью. Взрослые знают, что это – неприятное явление. Но головные боли могут беспокоить и детей, иногда это бывает с рождения. Как же их распознать? Когда бить тревогу и нужно ли лечить? Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.

Головная боль у детей. Фото – depositphotos.com

Классификация головной боли обширна и разнообразна. Всех причин здесь перечислить не получится, рассмотрим самые распространенные:

Сегодня детям часто ставят диагноз «гипертоническая болезнь». Она характеризуется повышенным тонусом сосудов, у некоторых детей заболевание появляется вскоре после рождения. Сужение сосудов ухудшает кровоснабжение всех органов, в том числе и головного мозга. Спровоцировать это может изменение погодных условий, перепады давления, стрессовые ситуации, иногда – родовая травма.

Мигрень является наследственной патологией. Считается, что она передается вместе с определенным генов по материнской линии. Характерной чертой мигренозных болей является пульсация в одной половине головы, которая сопровождается тошнотой или головокружением. Ученые предполагают, что причиной этой патологии является недостаток гормона радости (сератонина) в организме.

Они могут появиться после простуды, инфекционного заболевания (свинки) и при заболевании шейного отдела позвоночника. При этом поражается тройничный нерв, который и нервирует лицо. Невралгическую боль можно характеризовать как короткие удары тока, повторяющиеся периодически. Их провоцируют и усиливают кашель, чихание, повороты головы. Дополнительным симптомом может быть непроизвольное сокращение мышц лица.

Дети часто падают, что связано с их большой подвижностью и любопытством, поэтому удары головой – привычное явление в этом возрасте. Родители могут заметить потерю сознания после падения, ссадину или шишку. Но иногда головная боль может беспокоить ребенка и при незначительных ушибах, на которые взрослые не обратили внимания.

Дети постарше могут пожаловаться не только на боль, но и потемнение в глазах, а совсем маленькие становятся капризными, беспокойными. Головная боль может сопровождаться выбуханием родничка и запрокидыванием головы назад.

Взрослые люди испытывают головную боль после напряженного трудового дня, стрессовой ситуации или в шумной обстановке. Такие боли называются головными болями напряжения. Он характерны и для детей. Громкая музыка, долгое пребывание в шумном коллективе, беспокойные игры – все это может спровоцировать боль в голове. Стрессовые ситуации (разлука с мамой, поход в детский сад, скандал в семье) могут также отрицательно повлиять на ребенка и вызвать головную боль.

Такая боль не бывает сильной, но она монотонная и продолжительная.

Неужели из-за еды может болеть голова? Да, особенно это касается детей. «Неправильная» пища, к которой можно отнести полуфабрикаты, колбасные изделия, чипсы и фаст-фуд богата пищевыми добавками. Многие из них влияют на тонус сосудов, сужают их и провоцируют повышение давления. Количество всех этих веществ для взрослого человека не велико, однако детский организм слаб и мал, поэтому на него оказывается сильное влияние.

На грудных детей влияет большое количество раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие запахи, высокая и низкая температура и т. д. Малыш не может пожаловаться, он лишь плачет и беспокоится. Заподозрить, что у ребенка болит голова, можно, если он трется головкой о подушку, запрокидывает ее назад, зажмуривает глазки, дотрагивается руками до головки.

Для того чтобы избавиться от боли, необходимо устранить причину ее появления. В противном случае она будет возвращаться вновь и вновь. Давать ребенку постоянно болеутоляющие таблетки нельзя, тем более что в младшем возрасте можно использовать только парацетамол и ибупрофен.

Когда голова болит из-за простуды или гриппа, все пройдет после выздоровления. Главное – лечить основное заболевание.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить головную боль при менингите, которая сопровождается высокой температурой, рвотой, заметным ухудшением состояния ребенка. В этом случае единственно верным решением будет вызов скорой, поскольку домашних средств от менингита не существует, а промедление в данной ситуации может привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.

Если же ребенка беспокоят частые головные боли, стоит проконсультироваться с врачом-невропатологом. Возможно, у малыша обнаружится сосудистая патология, которая требует адекватного лечения. Невралгические боли лечатся физиотерапевтическими процедурами (УВЧ и т.п.)

Если ребенок периодически жалуется на головные боли, родители могут попытаться принять такие меры :

  • Ребенок должен питаться правильно. Не стоит кормить его колбасой и чипсами, даже если он их очень любит. Рацион ребенка должен включать супы, каши, достаточное количество фруктов и овощей.
  • Детям необходимо соблюдает режим дня. Здоровый сон – залог бодрости и хорошего настроения не только у взрослых, но и у детей.
  • Если у ребенка заболела голова, стоит вывести его на прогулку. Иногда причиной боли может быть недостаток кислорода и духота.
  • Детям не стоит долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать громкую музыку, часто посещать аттракционы. Все это приводит к переутомлению нервной системы и появлению головной боли.
  • Если ребенок упал и ударился головой. к месту ушиба необходимо приложить лед. В течение нескольких дней малыша стоит оберегать от шума, яркого света и подвижных игр.
  • Детям, склонным к перевозбуждению, можно заваривать чай с мятой и ромашкой.
  • Ребенок получил сильную травму головы.
  • Головная боль возникла после отита или синусита.
  • Голова болит после физической нагрузки или утром.
  • Головная боль сочетается с тошнотой, рвотой, судорогами, повышением температуры или потерей сознания.

Для постановки верного диагноза может понадобится не только консультация невропатолога, но и осмотр окулиста. При необходимости врач назначит общий анализ крови, ЭЭГ (электроэнцефалографию) и компьютерную томографию.

источник

Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.

D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

источник