Меню Рубрики

У ребенка болит голова при напряжении

Головная боль у ребенка может возникать по самым разным причинам. Она может проявляться в любом возрасте. Для того чтобы оказать первую помощь, необходимо понять источник болезненных ощущений, а это не всегда бывает просто сделать.

Ребенок постарше может пожаловаться и подсказать, с чем может быть связан приступ цефалгии. Но на практике очень часто от головной боли страдают груднички, которые не могут объяснить что-либо. Поэтому нужно научиться узнавать признаки, которые указывают на головную боль.

Головная боль у ребенка часто возникает по внешним причинам. В этом случае цефалгия считается первичной, и лечебные действия должны быть направлены непосредственно на устранение болевого синдрома. Но так же часто встречаются вторичные боли, которые развиваются на фоне развития определенных патологий.

Часто у ребенка болит голова по причине ушиба или травмы. Эта боль вряд ли может оказаться незамеченной. Даже если взрослых не было рядом, то после осмотра на голове можно будет обнаружить ссадину или кровоподтек. Очень часто цефалгия при черепно-мозговой травме сопровождается тошнотой и рвотой. Кроме того, может наблюдаться потеря координации движений и нарушение речевой функции.

Поставить точный диагноз и оценить характер травмы может только специалист. Поэтому первая помощь заключается в том, что нужно уложить ребенка в постель и вызвать бригаду «неотложки».

У ребенка может болеть голова на фоне перегрева. Наиболее часто это происходит в летний период. Такая боль считается первичной, и нужно постараться максимально быстро оказать первую помощь.

Помимо головной боли, при перегреве, могут наблюдаться такие симптомы:

  • учащение пульса;
  • покраснение кожных покровов;
  • тошнота и рвота;
  • повышение температуры тела;
  • прерывистое дыхание.

Важно как можно скорее отвести ребенка в прохладное место, раздеть и обтереть водой комнатной температуры. На голову следует приложить прохладный водный компресс. Важно часто поить ребенка маленькими порциями. Если состояние не удается стабилизировать, то следует вызывать «Скорую помощь».

У детей в возрасте 7-14 лет может наблюдаться головная боль напряжения, которая вызвана переутомлением. Спровоцировать его могут стрессовые факторы, физическое и эмоциональное перенапряжение. При этом может наблюдаться спазм мышц в области головы, что приводит к давлению на сосуды. Данный фактор и становится причиной головной боли. Продолжительность приступов цефалгии может быть разной – от получаса до нескольких суток. Привести к возникновению головной боли напряжения может длительное нахождение за экраном компьютера и телевизора.

Усиливают дискомфорт у детей любые эмоциональные и физические нагрузки. Именно поэтому не нужно пичкать ребенка лекарствами, а следует обеспечить ему полноценный отдых. Важно помнить, что дети очень остро могут реагировать на неблагополучную обстановку в семье. Ссоры родителей очень часто становятся причиной цефалгии. У ребенка может болеть голова на фоне внутренних страхов, к примеру, страха перед темнотой или боязни того, что взрослые могут наказать за какой-либо неправильный поступок.

Причины возникновения гиперактивности до конца не изучены, но большинство специалистов связывают синдром с генетической предрасположенностью. Заподозрить патологию можно, когда на фоне частой цефалгии у ребенка наблюдается импульсивное поведение и синдром дефицита внимания.

У гиперактивных детей очень часто возникают проблемы с учебой. Ребенок с данной патологией быстро утомляется. Ему очень трудно сосредоточиться. Лечение при гиперактивности всегда назначается индивидуально.

Всегда у ребенка болит голова на фоне развития различных заболеваний. Вторичная цефалгия требует лечения первопричины, поэтому обязательно необходимо обращаться к доктору. При ОРВИ цефалгия у малыша сопровождается явными признаками болезни: повышением температуры тела, болью в горле, насморком и пр. Кроме этого, ребенок может жаловаться на дискомфорт в мышцах и ломоту в суставах. Он становится вялым.

Особо опасной является сильная боль, которая сопровождается тошнотой, рвотой, светобоязнью. Такие симптомы могут указывать на развитие менингита. Также сильная головная боль часто сопровождает кишечную инфекцию или является признаком отравления. Дополнительно может возникнуть расстройство желудка.

Очень часто у ребенка болит голова при повышенном артериальном давлении. Гипертония может возникать у малыша по разным причинам. Наиболее часто это происходит в силу наследственной предрасположенности. По этой же причине у детей возникают мигрени.

Часто встречаются у детей и другие сосудистые патологии. На фоне полового созревания, которое приводит к быстрым перестройкам во взрослеющем организме, часто возникает нейроциркуляторная дистония, которая характеризуется скачками давления. В этом случае у ребенка болит голова при изменении погодных условий или при перемене часового пояса, к примеру, после перелета на самолете. При эмоциональных и физических нагрузках интенсивность боли увеличивается.

Если у ребенка болит голова, то нужно постараться найти причину этого. Для этого следует обратить внимание на дополнительные симптомы, которые сопровождают цефалгию.

Когда головная боль у ребенка сопровождается повышенной температурой, то чаще всего это указывает на грипп и ОРВИ. На фоне болезни появляется много дополнительных симптомов: кашель, насморк и др. Кроме этого, малыш становится вялым и отказывается от еды. При этом выраженность указанных признаков позволяет оценить степень тяжести болезни.

Головная боль у ребенка на фоне повышения температуры возникает и при других заболеваниях:

  • Патологиях ЛОР — системы: отитах, синуситах, гайморитах.
  • Болезнях мочевыводящей системы.
  • Развитии опухолей.
  • Воспалениях пищеварительного тракта.

Когда головная боль у ребенка наблюдается без температуры, то чаще всего это свидетельствует о переутомлении. Обычно болит голова у детей на фоне стрессов, эмоциональных всплесков, внутренних переживаний. Как правило, если удается идентифицировать причину, то достаточно просто успокоить ребенка, не используя никаких лекарственных препаратов. Без температуры обычно наблюдаются боли, связанные с сосудистыми изменениями на фоне нарушений деятельности вегетативной нервной системы.

Изменения в сосудах могут повышать и понижать артериальное давление. При этом:

  • Гипертония характеризуется болевыми ощущениями распирающего характера.
  • Гипотония проявляется пульсирующими болями.

Очень часто болит голова у ребенка в области затылка и шеи, когда мышцы в этих зонах напряжены. Это определяется прощупыванием. Данный фактор может объясняться длительным положением малыша в неудобной позе, к примеру, если он увлекся игрой или чтением. Также причиной напряжения мышц может быть неправильная осанка или сколиоз. Возникнуть цефалгия такой локализации может по причине того, что малыша продуло на сквозняке.

Частыми причинами болей в области затылка и лба являются травмы мозга. Бывает так, что ребенок поплачет и успокоится, так как симптомы исчезнут. Но если через некоторое время цефалгия возникнет снова, то это должно насторожить родителей. Следует обязательно показать малыша врачу, чтобы исключить опасные патологии.

Болит голова в области лба, затылка и шеи при нарушениях мозгового кровообращения. Спровоцировать патологию могут различные факторы, например, изменение погодных условий. Но более опасными являются проблемы с сосудами, вызванные генетической предрасположенностью.

Менингит, т.е. воспаление мозговых оболочек, проявляет себя сильной головной болью, тошнотой и рвотой. Такие же симптомы могут указывать на отравление.

Также тошнотой и рвотой может сопровождаться цефалгия, причиной которой является повышение внутричерепного давления. Дополнительными симптомами в этом случае может стать тревожность, плаксивость и нарушение сна. Обычно состояние больного ухудшается к вечеру.

Если вначале начинает болеть живот у ребенка, а потом присоединяется головная боль, то это указывает на «желудочный грипп» – ротавирусную инфекцию. По мере развития болезни может появляться тошнота и рвота. В тяжелых случаях возникает диарея.

Цефалгия в сочетании с болью в животе может быть признаком пищевого отравления. В этом случае следует вспомнить, что малыш ел накануне, чтобы сообщить об этом доктору. При подозрении на отравление следует обязательно обращаться в медицинское учреждение.

Отит часто сопровождается сильной головной болью. Болезнь могут вызвать как инфекционные, так и травматические причины. Провоцирующим фактором для развития патологии может стать скопление серы в ушном проходе или кариес.

Вызвать боль могут травматические повреждения следующего характера:

Ушиб вследствие удара или падения. Обычно в этом случае образуется гематома, а также появляются выделения из уха.

Баротравма – надрыв барабанной перепонки при резких перепадах внешнего давления (при нырянии, при неправильном выполнении медицинских манипуляций). Дополнительным симптомом является снижение слуха и возникновение шума в ушах.

Инородные тела. Дети часто засовывают в слуховой проход сторонние предметы.

Ожог или обморожение ушной раковины.

Объяснить, что у него болит голова, ребенок может только в старшем возрасте. У маленьких детей следует научиться идентифицировать боль по определенным симптомам. Если болевой приступ интенсивный, малыш непрерывно плачет. Плач может усиливаться при малейшем повороте головы. В большинстве случаев это происходит из-за повышения внутричерепного давления. На фоне расстройств неврологического характера наблюдается вялость.

О цефалгии у маленького ребенка могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Усиления крика и капризности при прикосновениях к голове.
  • Частые срыгивания и повышенный метеоризм.
  • Судороги, которые сопровождаются запрокидыванием головы назад.

Когда у ребенка болит голова, не следует спешить ему давать обезболивающие препараты. Они могут навредить развивающемуся организму малыша. Сначала следует попытаться выяснить причины цефалгии. Это можно сделать при наличии дополнительных симптомов.

Если головная боль возникла на фоне стрессовой ситуации, эмоционального или физического перенапряжения, то она обычно характеризуется средней интенсивностью. В этом случае следует просто дать малышу отдохнуть. Необходимо совершить с ним прогулку по свежему воздуху, заняться активной, но не утомительной игрой.

Когда боль связана с инфекцией, что часто сопровождается повышенной температурой, следует уложить ребенка в кровать и вызвать врача. Лечение следует проводить только в соответствии с рекомендациями доктора. Если сильная головная боль возникла внезапно или на фоне черепно-мозговой травмы, нужно незамедлительно вызывать «Скорую помощь». Любое промедление в таком случае несет угрозу жизни малыша.

Сильно болит голова у ребенка при мигрени. Если эта патология диагностирована, то во время приступа необходимо обеспечить комфортные условия для отдыха. Больного рекомендуется уложить в затемненном помещении и обеспечить полную тишину.

Часто болит голова у ребенка при наличии сосудистых патологий. В этом случае снимать болевой синдром можно только в соответствии с рекомендациями доктора.

Но вызвать каждодневные головные боли могут и различные бытовые факторы, среди них:

  • Недостаточная двигательная активность. Следует почаще с малышом бывать на свежем воздухе и играть с ним.
  • Пребывание в душном помещении. Важно проветривать детскую комнату несколько раз в течение дня и обязательно на ночь.
  • Усталость. Она может быть вызвана как эмоциональными, так и физическими факторами. После отдыха головная боль исчезает.
  • Голод. Организму ребенка нужно полноценное и своевременное питание для развития и становления всех систем жизнедеятельности.

Обезболивающие препараты ребенку при головной боли следует давать с большой осторожностью. Их прием нужно обязательно согласовывать с педиатром.

Наиболее популярными считаются следующие лекарственные препараты:

Название Особенности Дозировка Возраст
Но-шпа Снимает спазмы сосудов и усиливает действие жаропонижающих средств, назначенных при гриппе и ОРВИ. По 1 таблетке 2 раза в день. 6-12 лет.
По 1 таблетке 2-4 раза в день. Старше 12 лет.
Анальгин Снимает головную боль в области лба и висков, вызванную мигренью. В силу токсичного воздействия на состав крови для лечения детей применяется редко, только по назначению врача. 5-10 мг на 1 кг веса/сутки. Кратность приема — 3-4 раза в день. Старше 6 лет.
Парацетамол Совмещает жаропонижающие, болеутоляющие и противовоспалительные свойства. Широко используется в педиатрии для снятия головной боли. Принимается препарат после еды. 60 мг на 1 кг веса, доза распределяется на 3-4 приема в день. 3-6 лет.
250-500 мг 3-4 раза в день. Перерыв между приемами должен составлять не менее 4 часов. 6-12 лет.
При весе выше 60 кг — разовая доза 500 мг. Принимать не чаще 4 раз в день. Старше 12 лет.
Парацетамол в виде суспензии или сиропа Средство разрешено для использования с первого месяца жизни ребенка. 2,5-5мл 3-4 раза в день. 3 — 12 месяцев.
5-10 мл 3-4 раза в день. 1-5 лет.
10-20 мл 3-4 раза в день. 5-12 лет.
Спазган Комбинация трех активных компонентов гарантирует эффективное снятие головной боли, вызванной различными причинами. 0,05 таблетки 2-3 раза в день. 6-8 лет.
¾ таблетки 2-3 раза в день. 9-12 лет.
1 таблетка 2-3 раза в день. Старше 12 лет.
Миг Основным действующим компонентом является ибупрофен. Он позволяет быстро снять головные боли средней интенсивности. Более четырех дней подряд использовать препарат запрещается. При весе 20-39 кг — по 200 мг 3 раза в день. Перерыв между приемами лекарства должен составлять не менее 6 часов. 6-12 лет.
При весе более 40 кг — по 200-400 мг 3 раза в день. Перерыв между приемами лекарства должен составлять не менее 6 часов. Старше 12 лет.

Чтобы облегчить головную боль ребенку можно использовать не только обезболивающие препараты, но и эффективные народные средства. Их основное достоинство заключается в безвредности.

Прежде всего, следует во время приступа давать пить много воды небольшими порциями. Это позволит снять спазмы сосудов. Кроме этого, поможет уменьшить болевой синдром массаж головы мягкими движениями. К вискам при сильной головной боли следует приложить дольки лимона, а на лоб – слегка помятый капустный лист.

Читайте также:  Если во время месячных болит голова и тошнит

Кроме этого, если у ребенка болит голова, его следует уложить в кровать в хорошо проветренном помещении. Если цефалгия возникла на фоне нервного перенапряжения, успокоить малыша поможет целебный чай из мелиссы и мяты. Эффективным средством также считается настой ромашки.

Если головные боли у ребенка возникают постоянно, следует посетить педиатра.

Он на основании осмотра, проведенного обследования и сбора анамнеза может дать направление к другим специалистам:

  • При головной боли неврологического характера потребуется консультация невролога.
  • Если у ребенка периодически возникают головные боли на фоне психоэмоциональной неустойчивости, следует посетить психотерапевта.
  • При возникновении сосудистых головных болей нужно обследоваться у кардиолога.

Чтобы минимизировать риск возникновения головных болей, необходимо приучить малыша придерживаться правильного распорядка дня. В режиме должны быть предусмотрены нагрузки, сбалансированные с отдыхом. Очень важно, чтобы у малыша было удобное спальное место, а комната, в которой он ложится спать, хорошо проветривалась.

Питание ребенка должно включать только полезные продукты. Следует исключить из детского рациона пищу, содержащую усилители вкуса и консерванты. Такие ингредиенты пагубно влияют на пищеварительную систему. На фоне сбоев в работе ЖКТ часто возникают головные боли.

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Головные боли напряжения у детей и подростков

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Болит голова и тошнотное состояние

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Пью регулон болит голова

источник

Согласно анализу амбулаторных карт в детских поликлиниках, у четырех из пяти детей отмечались жалобы на цефалгию. Если у ребенка болит голова, то это пугает родителей.

Для адекватной помощи маленькому пациенту при цефалгии необходимо разобраться в причинах, которые их вызывают. Отчего же у ребенка может болеть голова.

Все головные боли у детей классифицируются на первичные и вторичные.

Первичная форма – это цефалгия, которая возникает в результате самостоятельного заболевания. Среди первичных цефалгий традиционно выделяют состояния:

  • Мигрень;
  • Головная боль напряжения;
  • Кластерная форма.

Вторичные формы сопровождают основное заболевание, являются симптомом или следствием какого-то первичного процесса. Это такие варианты патологии:

  • Травматические поражения мозга, черепа. Головная боль возникает в момент травмы и сохраняется в посттравматический период.
  • Инфекционные заболевания головного мозга и его оболочек: менингит, энцефалит, арахноидит.
  • Ятрогенная форма, обусловленная приемом либо отменой лекарственных веществ.
  • Гипертензионные формы. Они возникают в результате повышения внутричерепного давления. Интракраниальная гипертензия возникает:
  • При новообразовании головного мозга любого его отдела;
  • При застойных явлениях ликвора;
  • При гиперпродукции цереброспинальной жидкости;
  • При нарушении резорбции цереброспинальной жидкости;
  • При затруднении или отсутствии оттока цереброспинальной жидкости по каналам.
  • Невралгии или невриты .
  • Идиопатическая цефалгия.
  • Патология соседних органов (заболевания глаз, органов обоняния, слуха, стоматологические проблемы).
  • При гипертермии, интоксикационном синдроме.
  • Патология опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз).
  • Симптом соматической болезни (артериальная гипертензия, артериальная гипотензия).

Клиническая картина полностью зависит от истинного заболевания. В одних случаях цефалгия является моносимптомом, в других – это лишь один из разнообразных клинических проявлений. Если у ребенка сильно болит голова, то необходимо определить ее характер и возможную причину.

Возможные нозологические формы

Топическая диагностика. Четкая локализация боли Мигрень, кластерная форма, невралгии, невриты. Сочетание цефалгии с гипертермией Менингит, энцефалит, арахноидит, ОРВИ (особенно грипп). Сочетание со рвотой Менингит, опухоли головного мозга, травма головы и мозга, состояния, связанные с повышением внутричерепного давления Сочетание с нарушением зрения Увеит, иридоциклит, глаукома Сочетание с нарушением слуха Внутренний отит, средний отит, мастоидит Сочетание с нарушением обоняния Ринит, фронтит, синусит Связь цефалгии с артериальным давлением Артериальная гипертензия, артериальная гипотензия, нарушения ритма Связь с приемом лекарственных веществ Абузусная головная боль Возникновение цефалгии после школы, во время домашних уроков Головная боль напряжения, миопия Связь с тошнотой, шумом в ушах Артериальная гипертензия

Головные боли у детей могут возникнуть в любом возрасте от 0 до 18 лет. Трудность диагностики заключается в том, что грудничок активно не жалуется. Тяжесть состояния маленького пациента определяется косвенными проявлениями:

  • Громкий болезненный крик на фоне кажущегося благополучия (малыш сытый, сухой, нет признаков вздутия живота);
  • Нарушение сна в дневное и ночное время, плохо засыпает, часто просыпается;
  • Звуки и яркий свет провоцируют малыша на крик или на его усиление;
  • Грудничок отказывается от еды, теряет в весе.

Родителям следует внимательно отнестись к этим проявления и вовремя обратиться к врачу. Выражение, что груднички все время плачут, это заблуждение. Плачем они лишь выражают свое страдание.

Частые головные боли у ребенка вызваны следующими причинами:

Близость расположения ЛОР-органов к головному мозгу приводит к тому, что многие заболевания ушей, горла и носа сопровождаются головной болью. Это объясняется следующим:

  • Заболевания ЛОР-органов часто являются инфекционной природы, поэтому сопровождаются повышением температуры тела и интоксикационным синдромом, что провоцирует цефалгию;
  • Воспалительные процессы в ЛОР-органах приводят к их отеку и набуханию тканей, которые сдавливают нервные окончания, расположенных в области головы;
  • Ряд патологий (мастоидит) напрямую воздействуют на оболочки мозга, вызывая их воспаление и цефалгию.
  • Риниты и синуситы приводят к нарушению носового дыхания. Головной мозг маленького пациента начинает испытывать гипоксию. При длительном ее существовании развивается гиперацидоз, который служит биохимическим субстратом боли.

Мигрень у ребенка.

Сильная бьющая головная боль у ребенка наводит на мысль о мигрени. Для нее типичными являются проявления:

  • Среди тех, кто предъявляет жалобы, в основном девочки;
  • Локализация: половина головы (один висок, половина лба, за одним глазом, в области затылка);
  • Характер: интенсивная, пульсирующая, сжимающая, приступообразная, возникающая периодически;
  • Резкая головная боль проходит, ребенок зевает и засыпает. Так завершается приступ.

Новообразования головного мозга.

Если ребенок жалуется на головную боль, которая сопровождается рвотой, то необходимо исключить опухоли головного мозга. Период детства является критичным по развитию опухолевых процессов любой локализации, потому что клетки в этом возрасте постоянно делятся для обеспечения роста и развития организма. Симптомы опухоли головного мозга можно разделить на группы:

  • Головная боль беспокоит каждый день;
  • Рвота, которая не приносит облегчения;
  • Признаки интракраниальной гипертензии (отек зрительного нерва, судорожная готовность, резкое нарушение полей зрения);
  • При повреждении мозжечка наблюдается нарушение походки, мелкой и крупной моторики;
  • Задержка психического и физического развития.

При возникновении подобных симптомов следует срочно обратиться в лечебное учреждение.

Как правило, менингит возникает как осложнение тяжелой инфекции. Помимо цефалгии у ребенка отмечается слабость, высокая температура, которая плохо поддается купированию жаропонижающими препаратами. Боль начинает локализоваться в окципитальной области. Пациент принимает вынужденную позицию. Появляются специфические неврологические симптомы, подтверждающие вовлечение в воспалительный процесс мозговых оболочек. При бактериальном менингите отмечается присоединение кожной сыпи.

Головная боль напряжения у детей.

Детская форма связана с переходом ребенка из детского дошкольного учреждения в школу или из младшей школы в старшую. Умственные нагрузки и требования, предъявляемые к детям, возрастают. Боль имеет четкую связь с процессом обучения, работой за компьютером, планшетом. Она нивелируется после отдыха, по утрам ее никогда не бывает.

Цефалгия у детей при отравлении никогда не выходит на первый план в клинической картине. Жалобы у детей в основном на жидкий стул, тенезмы, рвоту, тошноту. Определяется связь с приемом некачественной пищи, или имеется контакт с больным человеком. Голова болит при отравлении в результате интоксикации и дегидратации.

Основная жалоба – судороги. Голова болит как вторичное проявление заболевания. Помощь врачей необходима.

Невроз. Врожденные пороки развития.

В редких случаях аномалии строения церебральных сосудов являются причиной заболевания.

Дисбаланс иннервации сосудов в подростковом возрасте в результате вегето-сосудистой дистонии может сопровождаться головной болью.

Если у ребенка часто болит голова, следует исключить раздражения тройничного нерва:

  • Ринорея, офтальморея;
  • Гипергидроз;
  • Отек слизистой носа;
  • Миоз;
  • Птоз верхнего века;

Диагноз складывается из анализа симтоматики. Помочь могут такие вопросы:

  • Возраст пациента;
  • Наследственность;
  • Локализация;
  • Связь боли с рвотой, учебой, травмой, физической нагрузкой и т.д.;
  • Интенсивность;
  • Очаговость симптоматики.

Когда у ребенка болит голова, что делать родителям в первые минуты приступа:

  1. Успокоить малыша. Для этого взрослым следует успокоиться и начать действовать.
  2. Обеспечить отдых-сон. В помещении не должно быть постороннего шума, яркого света. Пусть ребенок хотя бы полежит просто с закрытыми глазами.
  3. Проветрить помещение.
  4. Дать выпить теплого сладкого чая или молока.
  5. Сделать теплый компресс на голову.
  6. Помассировать кожу на голове, обеспечить приток крови.
  7. Дать лекарственное средство.
  8. Обратиться к врачу.

Частые головные боли у детей должны предупреждаться. Для этого нужно придерживаться простых правил:

  1. Полноценное питание дома и в школе/детском саду;
  2. Продолжительность ночного сна должна соответствовать возрастным нормам;
  3. Свежий воздух. Проветривать дом и регулярно посещать улицу;
  4. Физическая активность по возрасту, занятия физкультурой, посещение спортивных секций;
  5. Наличие досуга или хобби.
  6. Чередование умственной и физической деятельности.

источник

Аптеки пестрят десятками обезболивающих. Как выбрать из них то, что действительно эффективно и безопасно?

1. Старый добрый парацетамол (ацетаминофен)

Если помогает — не ищите альтернативы

2. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС)

Ибупрофен (нурофен, миг, фаспик), диклофенак (вольтарен), ацетилсалициловая кислота (аспирин). Если есть проблемы с желудочно-кишечным трактом или непереносимость НПВС, следует выбрать что-нибудь более безопасное.

3. Комбинированные анальгетики

На любой вкус и цвет, содержат разные комбинации НПВС, парацетамола, спазмолитиков и кофеина для усиления обезболивающего эффекта (цитрамон, пенталгин, солпадеин, новиган). Несколько эффективнее, чем чистые препараты, однако, могут быть менее безопасными.

Суматриптан (имигран, амигренин, тримигрен), элетриптан (релпакс), золмитриптан (зомиг), элетрптан (релпакс). Применяются при установленном диагнозе мигрени (то есть перед тем, как их применять, нужно быть уверенным, что это именно мигрень).

Помним, что таблетки не конфетки. Любой препарат имеет противопоказания и побочные эффекты. Так, например, в США, Канаде и некоторых странах Европы запрещен анальгин (метамизол).

В исследованиях показано, что с частотой 1:1500 случаев он может вызывать агранулоцитоз (заболевание крови). В России метамизол используется в качестве обезболивающего в чистом виде (анальгин, баралгин), также он входит в состав комбинированных анальгетиков (седальгин, темпалгин, спазган, спазмалгон).

В настоящее время существует масса таких же эффективных, но гораздо более безопасных препаратов. Я не рекомендую использовать анальгин и комбинированные препараты, в состав которых он входит, но выбор за вами.

Простые обезболивающие, состоящие из одного действующего вещества (парацетамол, нурофен, миг, аспирин, найз), нельзя пить чаще 15 дней в месяц (примерно 3 дня в неделю).

Комбинированные анальгетики, состоящие из нескольких действующих веществ (цитрамон, ибуклин, солпадаин, пенталгин), а также триптаны (суматриптан, элетриптан) нельзя пить чаще 10 дней в месяц (примерно 2 дня в неделю).

В таком случае существует высокий риск риск развития особой неприятной головной боли — абузусной, когда само обезболивающее провоцирует головную боль. Получается замкнутый круг: боль — обезболивающее — боль = порочный круг. Лечить абузусную головную боль непросто, лучше до нее не доходить.

Если Вы не можете точно сказать, как часто Вы используете обезболивающее, отмечайте в календаре дни приема таблеток в течение месяца

Свыше 10-15 дней — необходим специалист, имеющий опыт работы с абузусной головной болью.

Длительный (месяцы, годы) и частый прием обезболивающих может негативно влиять на разные органы, вызывая нарушение работы печени, почек, желудочно-кишечного тракта (вплоть до смертельных кровотечений).

Во-первых, можно облегчить состояние без лекарств (достаточный сон, отдых, физическая активность, благоприятная эмоциональная обстановка)

Во-вторых, существуют специальные препараты, которые применяются при хронической боли, например, при хронической мигрени используют бета-блокаторы, антидепрессанты, противосудорожные — таблетки подбирает врач, самолечение тут недопустимо!

Часто женщина, которая кормит грудью, сталкивается с вопросом: можно ли принимать обезболивающие при головной боли, не боясь навредить малышу?

Если боль не очень сильная, можно попробовать немедикаментозные методы, например, прогулку, душ, сон, массаж, однако, если боль достаточно выраженная и мешает осуществлять уход за малышом, следует принять лекарство.

Помните, что впервые возникшая боль с новыми для Вас характеристиками — повод обратиться к врачу, а не глушить ее лекарствами.

Обезболивающие во время грудного вскармливания применять можно. Самыми безопасными считаются парацетамол и ибупрофен (нурофен, миг, фаспик). Они практически не проникают в грудное молоко и не могут навредить ребенку.

В состав комбинированных анальгетиков (ибуклин, цитрамон, солпадеин, пенталгин, аскофен и др.) входят ацетилсалициловая кислота, метамизол натрия (анальгин), кофеин — они имеют среднюю степень безопасности для ребенка. Решение о возможности их использования принимается в зависимости от возраста малыша и частоты кормлений.

При мигрени начинают с парацетамола или ибупрофена, при необходимости можно использовать суматриптан — он разрешен при ГВ.

Некоторые обезболивающие запрещенны при ГВ, например, нимесулид (найз, нимулид, нимесил).

В случае, если голова болит почти каждый день, нельзя принимать обезболивающие очень часто. Стоит обратиться к врачу и подобрать немедикаментозные или медикаментозные способы профилактической терапии (да, есть препараты для длительного применения, разрешенные при лактации) в зависимости от типа головной боли. Если при хронической боли врач предлагает только терпеть или отказаться от ГВ, говоря, что не существует безопасных препаратов, стоит обратиться к другому врачу.

Если у Вас эпизодическая головная боль, то возможные причинамы неэффективности обезболивающих

2. Индивидуальная чувствительность

3. Простые обезболивающие для Вас слишком слабы

4. Вы принимаете таблетки слишком поздно

При мигрени мы начинаем терапию с НПВС и парацетамола, однако при тяжелых приступах они могут быть неэффективными.

Если у Вас хроническая головная боль (свыше 15 дней в месяц на протяжении свыше 3 месяцев), то частый прием обычных обезболивающих может принести больше вреда, нежели пользы!

  1. Посетить невролога и исключить вторичные головные боли
  2. Установить тип хронической боли (мигрень, головная боль напряжения)
  3. Подобрать препараты для лечения хронической боли (антидепрессанты с противоболевым эффектом, антиконвульсанты, бета-блокаторы)
  4. Заняться психотерапией (при всех типах хронической головной боли показана психотерапия, Вы можете несерьезно к ней относиться, но это именно то, что во многом позволяет улучшить качество жизни).

Если принимать простые анальгетики свыше 15 дней в месяц или комбинированные анальгетики/триптаны свыше 10 дней в месяц, то они сами провоцируют развитие головной боли в дальнейшем.

Парадоксально, правда? Тем не менее, возникает особый неприятный вид головной боли — абузусный. Лечить такую боль можно, но сложно, поэтому важно вовремя остановиться с приемом обезболивающих.

источник