Меню Рубрики

У кришны болит голова

Когда Прабхупада приезжал в храм на Генри-стрит в Бруклине, он обычно встречался с художниками ИСККОН, рисовавшими иллюстрации для его книг, и они показывали ему свои последние картины. Однако когда Джаду-рани деви даси, одна из наиболее опытных художниц, показала Прабхупаде свою последнюю картину на которой был изображен Кришна во Вриндаване, его реакция оказалась неожиданной. Юный Господь Кришна сидел в зарослях Вриндавана, Его голова была наклонена, рука подпирала лоб, и Он находился в подавленном настроении. Вдали гопи искали Кришну.

— Что это? — спросил Прабхупада. Казалось, он не понимает, что здесь изображено.

— Что-то не так? — спросила Джадурани — Кришна скорбит, что Радхарани покинула Его.

— Да, — настаивала Джадурани. — Об этом рассказывается в «Учении Господа Чайтаньи». Кришна горюет, что Радхарани ушла; Он ушел в заросли и погрузился в печаль.

— Нет, — снова повторил Прабхупада, — Кришна не такой.

Джадурани продолжала настаивать на том, что об этом говорится в книге, но Прабхупада возражал: «Кришна так не горюет». Он не сказал, что именно неправильно, однако преданные были расстроены, особенно художница. Все испытывали дискомфорт, пока Прабхупада, наконец, не нашел решение.

— Можно использовать эту картину для другого сюжета, — сказал он, — когда у Кришны заболела голова.

Прабхупада откинулся назад и повторил:

Все вздохнули с облегчением — Прабхупада нашел другой способ оценить служение преданной.

2-31 «На самом деле, все вы — очень хорошие»

Во время другого визита в бруклинский храм, когда Шриле Прабхупаде, как обычно, показывали последние картины художников, он неожиданно попросил принести запись, на которой он поет бхаджан «Джив джаго».

Через несколько минут запись нашли, и Прабхупада стал молча слушать ее вместе с преданными, собравшимися в его комнате. Его это настолько поглотило, что преданным показалось, что Прабхупада впал в духовный транс. Даже когда он поднимал глаза и оглядывал комнату, все чувствовали, что духовное настроение Прабхупады непостижимо глубоко. Когда запись закончилась, Прабхупада по-прежнему не мог говорить, и все решили, что встреча подошла к концу. Преданные стали нехотя вставать и выходить, однако один из них решил подошел к Прабхупаде и сказал:

— Прабхупада, мы забыли показать вам еще одну картину.

— Да, — кивнул Прабхупада, по-прежнему пребывая в задумчивом настроении. — Да, хорошо.

Он оглядел преданных и одобрительно кивнул:

— На самом деле, все вы — очень хорошие, — сказал он. -Вы очень хорошие, и в вашем обществе даже я становлюсь хорошим. А так я очень плохой.

Теперь встреча была закончена, поскольку никто не нашелся, что ответить на смиренное утверждение Прабхупады.

(Хридаянанда Госвами, интервью)

2-32 Капельки нектара

Перед тем, как присоединиться к Движению и полностью посвятить себя духовной жизни, некоторые ученики Прабхупады были полностью поглощены своей профессиональной карьерой. Некоторые потерпели на этом поприще неудачу, а некоторые достигли больших успехов. Джагаттарини деви даси была одной из ведущих австралийских актрис, и как раз перед тем как решить предаться Шриле Прабхупаде, она снялась в фильме с Миком Джаггером. Во время одного из приездов Шрилы Прабхупады в Австралию об этом узнал журналист одной из газет и решил написать статью о том, как бывшая актриса стала преданной-монашкой. Он поместил в газете две фотографии, на одной из которых была запечатлена Джагаттарини-актриса с макияжем и в модном наряде, а на другой она была в сари и мыла кастрюлю. Когда газета вышла, преданные были обрадованы и захотели показать ее Прабхупаде. Однако Джагаттарини боялась, что Прабхупаде не понравится.

— На первой фотографии она выглядит подавленной и не слишком красивой, — прокомментировал Прабхупада. Затем он показал на фото своей ученицы в сари. — А на этой фотографии она выглядит живой и очень красивой. Однако материалистам покажется, что все наоборот.

Этим же вечером, когда Джагаттарини подошла к вья-сасаие за кусочком прасада, Прабхупада сказал ей:

— Тебе очень повезло. Кришна спас тебя от всех этих сумасбродств.

Однажды только что женившийся ученик обратился к Шриле Прабхупаде с вопросом по поводу семейной жизни и получил ответ, который его озадачил.

Шрила Прабхупада лично провел в лондонском храме огненную свадебную ягью, и на следующий день молодожены устроили так, чтобы только они вдвоем сопровождали Шрилу Прабхупаду во время утренней прогулки. Муж шел рядом с Прабхупадой, а жена — в трех шагах сзади.

— Прабхупада, что представляет собой семейная жизнь в сознании Кришны?

Прабхупада некоторое время молчал, а затем ответил:

— Семейная жизнь в сознании Кришны означает — перед тем, как принять прасад, ты должен выйти на улицу и трижды объявить: «Кто-нибудь хочет прасада? Кто-нибудь хочет прасада? Кто-нибудь хочет прасада?» Если никто не отзовется, ты можешь принять прасад.

Молодой муж был несколько сбит с толку, поскольку надеялся услышать наставления относительно близких отношений мужа и жены. Ученик подумал, что, по-видимому, Прабхупада не понял его, и ближе к концу прогулки снова задал тот же самый вопрос.

— Прабхупада, что представляет собой семейная жизнь в сознании Кришны?

Шрила Прабхупада снова повторил свой ответ:

— Семейная жизнь в сознании Кришны означает — перед тем, как принять Прасад, ты должен выйти на улицу и трижды объявить: «Кто-нибудь хочет прасада?» Если никто не отзовется, ты можешь принять Прасад.

(Джагаттарини-деви даси, Кулашекхара дас, интервью)

Мы не должны быть такими, как этот грихастха-новичок, озадаченный советом Прабхупады. Вспоминая об этом случае, Кулашекхара сказал, что хотя ему показалось, что Прабхупада не понял его вопроса, на самом деле, Прабхупада все прекрасно понял. Он объяснил, каким должно быть поведение истинного грихастхи. В Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» дается подробное описание жизни грихастхи, и слова, произнесенные Прабхупадой, взяты из этих наставлений «Шримад-Бхагаватам». Мы не знаем, почему Прабхупада избрал именно это наствле-ние и ограничился только им. Тем не менее, во-первых, грихастхи-новички должны принять наставления Прабхупады как указания шастр, а во-вторых, они должны подумать, почему Прабхупада выбрал именно это наставление. Несомненно, он выбрал из множества наставлений именно это не случайно.

Смысл данного наставления заключается в том, что грихастха не должен заботиться только об удовлетворении своих чувств; ему следует делиться с другими. Таким образом, Прабхупада подчеркивает, что грихастха-ашрам — это жизнь в отречении. Юный грихастха хотел услышать от Прабхупады о близких отношениях мужа и жены, но Прабхупада дал ему понять, что смысл семейной жизни не в этом. На самом деле, в соответствии с системой варнашрамы, грихастхи поддерживают экономически все общество. Начинающие преданные могут думать, что женившись они будут иметь больше независимости, больше комфорта и смогут лучше питаться, чего им не хватало в ашраме брахмачари. Наставление, данное Прабхупадой, разбивает эти представления вдребезги. Женившись, человек не начинает удовлетворять свои чувства, но берет на себя бремя заботы обо всех живых существах. Вот образ семейного человека, который не стремится наслаждаться сам, но встает из-за стола и идет кормить других, прежде чем поесть самому. Какими бы странными или озадачивающими не казались наставления Шрилы Прабхупады, они всегда основаны на писаниях. И если мы тщательно обдумаем их, то обнаружим, что они идеально подходят к нашему случаю. Если действовать в соответствии с этими наставлениями, успех гарантирован.

В «Нектаре Прабхупады» приводятся конкретные наставления, данные конкретным личностям, и кто-то может сказать, что эти наставления не являются универсальными. Однако, по крайней мере, в каждом конкретном случае они являются абсолютными. И проверкой искренности конкретного ученика будет то, насколько он последовал наставлениям Прабхупады. Мы уже упоминали об этом в связи с преданным-художником, которого Прабхупада предостерег против тенденции к сахаджии. Читая истории о практических наставлениях, которые давал Шрила Прабхупада, мы сможем по достоинству как оценить эти конкретные наставления, так и усвоить одно общее: нужно всегда почитать наставления, полученные от духовного учителя, размышлять о них и следовать им.

2-33 «Неправильное использование разума»

Как-то в Австралии Прабхупада беседовал в своей комнате с гостями. Он говорил о неправильном использовании разума. Он сказал, что в человеческой форме жизни у нас есть возможность для духовного развития, но вместо этого люди просто неправильно используют свой разум. Слова Прабхупады записывались на несколько диктофонов, и на столе перед ним стояли микрофоны. Атмосфера была исполнена серьезности, как на официальной лекции, и Прабхупада был целиком сосредоточен на том, чтобы донести до слушателей духовное послание.

источник

Специально для вас существует ресурс http://vaishnavi.com.ua, где собраны аудио, видео, лекции, книги, фото, биографии, цитаты и много всего прочего на тему женщины в сознании Кришны. Если у вас есть, чем дополнить и улучшить данный ресурс, пишите здесь или на сайте. Будем очень рады!

Однажды во время прогулки в Маяпуре, проходя мимо женского туалета, находящегося рядом с кухней, Прабхупада обратил внимание на дурной запах. Он повернулся у ученикам-санньяси, идущим сзади:

— Почему все молчат? — спросил Прабхупада.- Здесь такой отвратительный запах. Почему никто не выражает недовольства?

Затем Прабхупада объяснил ученикам, что обнаружив признаки гуны невежества, они должны немедленно об этом сказать. Преданные должны стремиться развить хотя бы саттва-гуну, поэтому сталкиваясь с низшей гуной, тамо-гуной, они должны выражать недовольство.

Однажды в Нью-Джерси Шрила Прабхупада позвал меня в свою комнату и спросил, стираю ли я одежду в горячей воде с мылом. Он сказал, что обычно много мыло не требуется, но поскольку он принимает масляные массажи, необходимо стирать его одежду в очень мыльной и горячей воде, чтобы очищать ее должным образом. Он говорил не требовательно или взыскательно, а очень вежливо, с добротой и любовью.

Затем он спросил, есть ли у меня какая-то другая одежда. Поскольку я была художницей, я носила джинсы. Сари в то время еще не были введены в обиход ИСККОН. Шрила Прабхупада сказал: «Мне не нравятся эти западные штаны, которые выставляют напоказ все части тела. Женщинам лучше носить длинные платья или сари, как это делают в Индии». Я кивнула и решила узнать что-нибудь насчет сари, потому что кроме джинсов у меня ничего не было, и, конечно, впоследствии мы всегда носили сари и длинные юбки вместо джинсов. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что учили нас, как одеваться, есть и даже как чистить зубы. Вы – совершенный отец, и даже сейчас я постоянно вспоминаю Ваши наставления во всех своих повседневных делах.

В другой раз Вы сказали про мою короткую стрижку, когда мои волосы были подрезаны над ушами: «Мне не нравится эта стрижка. Лучше носи волосы длинными, собранными сзади в хвост, как у Джадурани». Поэтому с того самого дня я отрастила волосы, как Вы и просили. В другой раз Вы предложили мне завязывать волосы узлом, чтобы поймать в этот узел Кришну. Вы объяснили, что брахмачари завязывают шикху узлом, и в Индии женщины также завязывают волосы узлом, и в это время думают о том, чтобы поймать Кришну в этот узел. В этом заключается смысл узла шикхи и традиции женщин завязывать волосы узлом. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, что Вы такой совершенный отец. Вы учили нас, как мы должны выглядеть, как одеваться и как жить. Вы – наш вечный отец. Спасибо Вам.

(Воспоминания ученицы Шрилы Прабхупады Е.М. Говинды даси)

Когда Прабхупада приезжал в храм на Генри-стрит в Бруклине, он обычно встречался с художниками ИСККОН, рисовавшими иллюстрации для его книг, и они показывали ему свои последние картины. Однако, когда Джадурани деви даси, одна из наиболее опытных художниц, показала Прабхупаде свою последнюю картину, на которой был изображен Кришна во Вриндаване, его реакция оказалась неожиданной. Юный Господь Кришна сидел в зарослях Вриндавана, Его голова была наклонена, рука подпирала лоб, и Он находился в подавленном настроении. Вдали гопи искали Кришну.

— Что это? — спросил Прабхупада. Казалось, он не понимает, что здесь изображено.

— Что-то не так? — спросила Джадурани — Кришна скорбит, что Радхарани покинула Его.

— Да, — настаивала Джадурани. — Об этом рассказывается в «Учении Господа Чайтаньи». Кришна горюет, что Радхарани ушла; Он ушел в заросли и погрузился в печаль.

— Нет, — снова повторил Прабхупада, — Кришна не такой.

Джадурани продолжала настаивать на том, что об этом говорится в книге, но Прабхупада возражал: «Кришна так не горюет». Он не сказал, что именно неправильно, однако преданные были расстроены, особенно художница. Все испытывали дискомфорт, пока Прабхупада, наконец, не нашел решение.

— Можно использовать эту картину для другого сюжета, — сказал он, — когда у Кришны заболела голова.

Прабхупада откинулся назад и повторил:

Все вздохнули с облегчением, — Прабхупада нашел другой способ оценить служение преданной.

(Бхарадваджа дас, интервью, «Нектар Прабхупады»)

Май – июль 1975:

Рачитамбара даси: Однажды вечером Рамешвара прабху собрал всех нас в алтарной на экстренное ишта-гоштхи. Он сказал, что Шрила Прабхупада остановился на Гаваях, но был очень и очень болен, и ночью он прилетает в Лос-Анжелес, но никому не нужно ехать в аэропорт, чтобы торжественно встретить его, в храме должна быть тишина, никому не позволяется просить о даршане и о чем-то другом. Прабхупада заболел и приехал на отдых, предполагалось, что мы вообще не увидим его. В конце собрания Рамешвара прабху спросил есть ли вопросы. Я подумала, что возможно я могу сделать непосредственное служение для Шрилы Прабхупады: испечь печенье, чтобы он раздал его детям. Я подняла руку и спросила: «Я могу испечь печенье?» Он сразу отрезал: «Печенье! Я только что всем сказал, что Шрила Прабхупада очень болен. Вы думаете он хочет раздавать печенье детям?» Я очень огорчилась. Со слезами на глазах я пришла домой и сказала мужу: «Но ведь это мое единственное служение для Шрилы Прабхупады».И чтобы утешить меня, он сказал: «Не беспокойся, служение абсолютно. Так что вперед, сделай печенье и принеси его в храм, как ты обычно это делаешь, на гуру-пуджу, предложи изображению Шрилы Прабхупады, а затем раздай детям на игровой площадке». Эта идея успокоила меня.

Утром я встала рано, испекла печенье, разложила его на серебряном подносе, принесла в храм и поставила поднос за вьясасаной. Никто не ожидал, что Шрила Прабхупада будет присутствовать на гуру-пудже. Но перед тем как занавеси на алтаре открылись, двурь в комнату Шрилы Прабхупады неожиданно распахнулась и вышел наш духовный учитель. Он был так болен, что его вели двое преданных.Алтарь открылся и преданные бережно помогли ему опуститься на пол, чтобы он смог предложить полные дандаваты Шри Шри Гаура-Нитай. Затем они помогли ему подняться, он был очень слаб, и помогли ему снова опуститься перед алтарем Рукмини-Дваракадхиши. Потом все снова повторилось перед алтарем Господа Джаганнатхи. После поклонов преданные повели его обратно, но Шрила Прабхупада сказал: «Нет, сейчас будет гуру-пуджа». Они усадили его на вьясасану. Это была очень короткая гуру-пуджа. Когда преданные поднялись, чтобы помочь спуститься уме с вьясасаны, Шрила Прабхупада сказал: «Нет, сейчас будет лекция». И дал лекцию.

Несмотря на то, что он говорил в микрофон, его голос был тихим, потому что он был настолько слаб, что его голова не держалась на месте и постоянно запрокидывалась. И снова после короткой лекции, преданные подошли к нему, чтобы помочь ему встать, но Шрила Прабхупада сказал очень внятно в микрофон: «Нет, а где печенье? Дети ждут печенье». Я воскликнула: «Да, я принесла печенье!» Я подбежала и передала печенье, я была на седьмом небе от счастья. Шрила Прабхупада помнил о детях. Хотя он был очень болен, его сердце было привязано к детям. Несмотря на свое изможденное состояние, он лично раздавал, пока последний ребенок не получил сладость. Он нарушил свой режим отдыха: к тому времени начался громкий киртан, он бросал в толпу преданных и гостей остатки печенья и все просто обезумели от экстаза («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Шатарупа деви даси: Я победила в конкурсе «Мисс-Дания» и это дало мне возможность быстрого карьерного роста в качестве модели. Я стала самой дорогой моделью в Лондоне и Париже и работала с популярными журналами «Vogue» «ELLE», «Marie Claire».

В 1974 году я появилась на обложке «Paris Match» (это газета с большим тиражом, которая распространялась в 24 странах мира). Я была на первой странице в сари и заголовок гласил «Я оставила всё ради Кришны». Внутри было 4 страницы, на кот рых было изображено как я делаю гирлянды перед Божествами, танцую вокруг Туласи, участвую в харинаме под эйфелевой башней.

Читайте также:  От чего после ангины болит затылок голова

И когда вышел номер «Paris Match», преданные сразу же отправили его Прабхупаде в Бомбей. Этот номер на протяжении целой недели лежал у него на столе, и он говорил поестителям, указывая на моё фото: «Она всё оставила ради Кришны, теперь вы должны сделать то же самое». Так Прабхупада проповедовал.
http://www.krishna.mk.ua/stat_model_shatarupa_devi_dasi.php

Август 1973 – март 1974:

Каумадаки даси: Шрила Прабхупада проводил огненное жертвоприношение. Один из санньяси связался с женщиной и Прабхупада объявил, что поженит их. Все присутствующие были удивлены таким поворотом событий, потому что даже не представляли, что такое возможно. Прабхупада прочитал лекцию о сознании Кришны, инициировал женщину (она не была инициирована) и затем поженил их. Он дал нам ясно понять, что молится за нас и хочет, чтобы мы при любых обстоятельствах продолали заниматься служением Кришне. Он не хотел, чтобы мы уходили. Он не хотел, чтобы мы прекращали преданное служение. Если мы не могли служить как санньяси, он хотел, чтобы мы служили в том положении, каком могли. Прабхупада разрешал эти сложные ситуации всегда как отец. Позже я слышала запись беседы Шрилы Прабхупады с другим санньяси, который ушел и женился на женщине. Но через некоторое время вернулся и Прабхупада принял его жену и инициировал ее. Она делала удивительное служение.

Март 1974 – июль 1974:

Рагатмика даси: Когда наш храм находился в Санкт Килде, Прабхупада останавливался у нас дома в Брайтоне. Комната для Шрилы Прабхупады в храме была еще не готова. Моя семья с мужем временно съехали из дома, чтобы освободить его для Шрилы Прабхупады. Перед его приездом преданные сделали уборку в доме: они покрыли ковровый настил на всю ширину пола белой тканью. Я осталась дома. Иногда Шрила Прабхупада прогуливался по коридору, и, улыбаясь, глядя на меня благородным взглядом, благодарил меня за кров. Иногда я спрашивала его, нужны ли продукты, что еще нужно. Он всегда отвечал вежливо: «»Нет, спасибо» или «Нет, благодарю», или «Не стоит беспокоиться» («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Джагаттарини даси: Затем Шрила Прабхупада со всей серьезностью посмотрел на него и сказал: «Не думайте, что она больше не будет заботиться о Вас. Благодаря тому, что она стала преданной Кришны, много поколений вашей семьи в прошлом и будущем будут освобождены». Шрила Прабхупада рассказал, что он бывал во многих местах по всему миру, и везде люди благодарили его за все то, что он сделал для их детей, спас их от многих социальных проблем. Мой отец был благородным человеком и умел выражать почтение достойным садху. Шрила Прабхупада повернулся ко мне и сказал: «Твой отец – настоящий джентельмен». Моя мать была тоже благочестива, но к концу даршана занервничала. Шрила Прабхупада изящным движением снял со своей шеи гирлянду из гвоздик и отдал ее слуге со словами: «Одень ее на эту женщину». Они надели на маму эту пышную гирлянду. Она растрогалась. Он был так услужлив, что ей нечего было сказать. Она забрала гирлянду домой, замочила в посуде с водой и после хранила в вазе долго в память о встрече с Шрилой Прабхупадой («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

1972 г., Мехико:

Рама Говинда дас: На этот день была назначена проповедническая программа в Масонской ложе, но перед этим Шрилу Прабхупаду навестили две женщины-санньяси. Одна женщина регулярно приходила в храм и однажды пригласила преданных к себе домой, чтобы провести программу. Она благоволила и поддерживала ищущих духовности людей и йогов. На этот раз она привела в храм двух женщин-санньяси, которых она спонсировала. Их звали Свами Джйоти и Свами Тилака: это были монахини, путешествующие по миру вдвоем. Воспользовавшись приездом Шрилы Прабхупады, она привела их в храм.

Шрила Прабхупада устроил им теплый прием. Они были восхищены беседой с Его Божественной Милостью и его теплыми словами. Он накормил их прасадом и показал им храм и ашрамы. У них осталось приятное впечатление от встречи с Шрилой Прабхупадой («Первопроходец: Шрила Прабхупада проповедует в Мексике»).

Май 1971 – август 1972:

Вишакха даси: На Говардхане Прабхупада принимал прасад. С нами была Малати, которая всегда готовила для Прабхупады, даже в автобусе. Прабхупада сел на переднее сиденье, поскольку его машина сломалась. Он сидел на переднем сиденье автобуса, а Малати сидела на заднем. И никто не знал, что она там делала. Но через некоторое время к удивлению всех она прошла через салон автобуса и протянула Прабхупаде полный поднос с прасадом. Удивительно, как она это сделала? Она была поваром в те дни на Говардхане. Однажды, когда Прабхупада принимал прасад, прибежала собака. Малати хотела прогнать ее, но Прабхупада остановил и бросил собаке кусок от своего самоса. Малати обрадовалась, когда Прабхупада сказал: «Ни одно живое существо не должно голодать в Кришна-дхаме» («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

источник

«Примеры высшего служения». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 25 августа 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург

(25 августа 2005 года, Лахта, Санкт-Петербург)

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что есть три уровня бытия. Первый — уровень эксплуатации. Это уровень кармы, деятельности в этом материальном мире. Это иногда сравнивается с тем, будто мы берем заем у материальной природы, берем в долг. Люди наслаждаются в материальном мире, но здесь действует закон: на каждое действие существует равное по силе и противоположное по направленности противодействие. Это закон физики, но также он работает и как закон кармы. Нам не только придется возвращать, расплачиваться, но также нам придется возвращать проценты. Кто-то, может быть, питается в ресторане роскошной пищей, но в конце обеда неизбежно принесут чек и нужно будет расплатиться за все, что съели.

Гуру Махарадж объясняет, что в результате наших действий мы получаем последствия, реакцию. В конечном счете то, что мы испытываем, и все наше окружение — также следствия наших прошлых действий. Шрила Гуру Махарадж говорил, что мы не имеем права жаловаться на свое окружение. Есть такие выражения: «плохой рабочий ругается на свои инструменты», «плохому танцору ноги мешают».

Кто-то может говорить: «О, если бы у меня были замечательные инструменты, я бы мог сделать что-нибудь гениальное». Но обычно это не так, мы видим на примерах: хороший фотограф способен даже очень плохой камерой сделать замечательные снимки, хороший музыкант способен сочинять музыку даже на самом обычном инструменте.

«Плохой работник жалуется на свои инструменты». Гуру Махарадж перефразировал эту пословицу: «Плохой работник жалуется на свои экскременты». Даже если у плохого работника будут хорошие инструменты, он все равно будет делать свою работу плохо. Точно так же плохой карми жалуется на свое окружение, свою обстановку, то есть таким образом он жалуется на свои экскременты: из нас исходит то, что мы ранее съели. Подобным образом все, что мы получаем, что к нам приходит в этом мире, это результат наших прошлых действий. Люди жалуются: «Мне опять не повезло! Удача прошла мимо меня». Также Шрила Гуру Махарадж говорил, что мяч сам идет к хорошему игроку. Мы можем сказать обратное: если мы плохо играем в футбол, то мяч никогда не придет к нам.

Итак, Гуру Махарадж говорит, что на самом деле у нас нет права жаловаться на свое окружение. Это базовый, основной урок Бхагавад-гиты: во-первых, мы не имеем права жаловаться на свое окружение, но более глубокое понимание — наше окружение предназначено для того, чтобы изменить нас.

Итак, сейчас мы говорили о первом уровне бытия — действия и противодействия, карма и ее последствия. Второй уровень бытия — отречение. По сути, это тоже отрицательный уровень. Если человек очень отрешен, люди думают: «О, наверное, он духовно очень продвинут!» Например, я встречал людей, которые искусственным образом отреклись от сна, они вообще перестали спать. К чему это приводило? В Румынии такой человек, когда бежал, попал под машину.

Мы можем думать, что отречение — что-то очень хорошее, но на самом деле это нечто искусственное, похожее на попытку выключить все и вся, выключить весь свет. Кто-то оказался разочарован во всех своих действиях и их плодах и решил: «Окей, я вообще перестану действовать каким-либо образом!»

Но природа души — всегда действовать. Кто-то думает, что, прекратив действовать, становишься более продвинутым. Но в этом утверждении нет ничего позитивного. Нужно знать, какого рода деятельностью нужно заниматься. Эта деятельность находится на уровне самопосвящения. Мы можем это понять, лишь встретив просветленную душу, которой является, например, наш духовный учитель.

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]

Когда мы соприкасаемся с осознавшей себя личностью, таттва-дарш́инах̣ («узревшей истину»), тогда следует прекратить всякую деятельность, связывающую нас с этим материальным миром; парипраш́нена — следует задавать вопросы, ведущие к тому, чтобы обрести просветление от этой личности; и, очень важный пункт, севайа̄ — следует установить взаимоотношения служения с этим человеком.

Мы также слышали, что этот уровень самопредания, самопосвящения именуется уровнем преданности. Это позитивный уровень. У нас есть пример самого Шрилы Говинды Махараджа. Вся его жизнь является примером служения Шриле Гуру Махараджу. Он говорил: «Шрила Гуру Махарадж жил на втором этаже, на веранде, а я управлял ашрамом и делал практически все. Наш принцип был таков: никакие проблемы не должны подниматься наверх, к Шриле Гуру Махараджу». Мы должны при появлении проблем взять их на себя, сделать их решение своим служением. Не нужно загружать проблемами духовного учителя. Если мы сможем решать проблемы сами, это будет позитивной деятельностью. Из этого примера Шрилы Говинды Махараджа мы видим, что все связано со служением.

Есть один пример человека, который принял санньясу. Раньше он совершал множество тяжелой работы, но после принятия санньясы другой санньяси сказал ему: «Ты больше не должен заниматься подобного рода деятельностью, это слишком низко для тебя. Достоинство санньяси не позволяет заниматься столь низкой работой». Шрила Говинда Махарадж сказал, что этот совет был в точности противоположен правильному подходу. На самом деле Шрила Гуру Махарадж дал этому человеку санньясу, поскольку увидел у того умонастроение постоянного служения. Говорить такому человеку, что после принятия санньясы он не должен служить, — очень плохой совет.

Говинда Махарадж рассказывал другую историю. Кришна Шаран Прабху, который впоследствии стал Араньей Махараджем, должен был решить проблему с ванными комнатами для омовения матаджи — не работала сливная система. Он и другие преданные надели гамчи и отправились чистить канализацию. Очень грязная работа, но они делали ее, поскольку это было служение. Таков пример. Если некое служение необходимо, мы будем совершать его.

Вы, вероятно, слышали такое выражение: «взвод смертников», его употреблял Гуру Махарадж. Существуют подразделения в армии, которые сражаются на суше, есть солдаты, которые дерутся на воде, в воздухе. Но есть солдаты, которые способны сражаться в любой обстановке, в любой среде. В любой ситуации они способны принимать правильное решение и сражаться. Взвод смертников — эти люди способны сделать все что угодно. Если что-то необходимо сделать, они приложат все усилия и сделают.

Гуру Махарадж говорил: если я читаю священное писание сам по себе, это может быть просто кармой, но если я читаю книгу по указанию моего духовного учителя, то это бхакти. Он говорил, что в Гаудия Матхе их обычно не просили читать слишком много книг. Ударение делалось не на чтение, а на служение. «Взвод смертников» — мы можем видеть, насколько это ценный род войск, эти войска могут сделать буквально все.

Однажды Гуру Махарадж рассказывал историю о царе и его премьер-министре. Люди часто спрашивали, почему царь платит премьер-министру такую огромную сумму денег. Царь сказал: «Хорошо, я покажу вам». Он попросил людей: «Я хочу взвесить этого слона. Найдите способ узнать, сколько этот слон весит». Люди ушли и через некоторое время вернулись к царю: «Мы не смогли найти подходящие весы. Чтобы взвесить слона, мы должны поместить его на чашу весов, но все чаши слишком малы для этого».

Тогда царь позвал премьер-министра: «Узнай, сколько весит этот слон». Через некоторое время премьер-министр вернулся и сказал: «Этот слон весит столько-то килограмм». Царь спросил: «Как ты смог это определить?» Премьер-министр ответил: «Я сделал большую лодку и поставил метку на борту в том месте, докуда доходила вода. Затем я погрузил на лодку слона, лодка ушла в воду, я отметил это место на борту. Я убрал слона и начал нагружать лодку мешками определенного веса до тех пор, пока лодка не погрузилась на тот же уровень, когда на ней был слон. Таким образом я смог узнать вес слона». Царь сказал: «Видите? Он мой премьер-министр, потому что способен решить задачу».

Также есть хорошо известная история о Нараде Муни и головной боли Кришны. Кришна показал Нараде Муни, каковы качества полностью предавшихся душ. Все вы, вероятно, слышали эту историю. Кришна сказал Нараде Муни: «Иди к различным преданным и рассказывай им всем, что у Меня ужасно болит голова. Единственное средство, которое может вылечить Меня, это пыль с их стоп».

Тогда Нарада Муни отправился к брахманам: «У Кришны сильно болит голова, Ему нужна пыль со стоп Его преданных. Не могли бы вы дать эту пыль со стоп для Кришны?» Брахманы в ответ на эту просьбу сказали: «Нет-нет! Мы не можем! Любой, кто даст пыль на голову Кришне, немедленно попадет в ад. Мы ни за что не дадим пыль со своих стоп!» Везде повторялась та же история.

Но когда Нарада Муни отправился к гопи во Вриндаван и рассказал им, что у Кришны болит голова, они очень обеспокоились: «Как? У Кришны болит голова? Ему нужна пыль со стоп Его преданных?» Узнав это, они начали немедленно собирать пыль со своих стоп. Нарада спросил их: «А вы знаете, что это значит?» Они сказали: «Да, конечно, мы знаем! Это значит, что мы должны будем отправиться в ад, но это неважно. У Кришны болит голова, и мы способны помочь Ему избавиться от этой головной боли, поэтому, пожалуйста, возьми пыль с наших стоп!»

Таков был их подход, таково умонастроение. Они не были озабочены своим собственным положением. Им было важно только служение. Это означает «быть гаудия-вайшнавом» — забыть на сто процентов о собственных интересах.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Андрей Литов
Редактор: Динанатх Дас

[1] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

источник

00:00:00 Харе Кришна. Добро пожаловать всем на нашу вечернюю программу. Те гости, которые хотят, может быть, поближе могут присесть сюда поближе. Те, кто хотят сесть на скамеечки, пожалуйста, можно присесть на скамейки на подушки. Наша воскресная программа в нашем замечательном храме Шри Гирираджа Махараджа Шри-Шри Гуру Гауранга Радха-Мадхава. Сегодня мы будем обсуждать различные духовные темы. В первую очередь, очень приятно видеть всех старых и новых преданных здесь в этом храме в воскресный день, несмотря на то, что многим завтра на работу. Очень приятно отметить то, что люди пришли в храм, чтобы поклониться Господу, услышать харикатху — духовное общение. Это огромная удача для нас.

00:01:09 Мы имеем возможность здесь, в центре, Москвы поклоняться Шри Гирираджу Махараджу. Один из преданных, гостей сегодня задал вопрос о том, что… один из наших… Сегодня один из наших преданных-гостей спросил по поводу наших Божеств, да? Насколько я понимаю, был такой вопрос. Бхактиведанта Свами Прабхупада в западном мире установил определённые Божества, к которым привыкли все западные люди. Эти божества – «манушйа рупа», т.е. они в большей степени человеческие в своей форме. Такие, как Гаура-Нитай – Божество Махапрабху и Нитйананда Прабху.

00:02:23 Что касается Божеств, установленных в Шри Чайтанйа Сарасват Матхе, у многих преданных, которые, может быть, не знают традиций до конца Сарасвати Тхакура и его идей духовных, возникают вопросы. В первую очередь очень часто путают Шри Гауранга Радха-Мадхава с Сита-Рамой. Думают, что это Сита и Рама, а на самом деле это Радха-Кришна и Чайтанйа Махапрабху. Тем более, не многие знают о поклонении Гирираджу, как традиции гаудиа-вайшнавов.

Читайте также:  Может ли болеть голова от недоедания

00:02:59 Если возвращаться к нашей истории, к нашей преемственности, то что такое Гирирадж? Я расскажу одну историю, которая может быть прояснит представления о том, чему и как мы поклоняемся. В Индии был такой случай в начале века. Индусы заподозрили… Англичане заподозрили один из храмов в том, что в нем находятся соратники движения Сопротивления. По агентурным данным сказали, что в этом храме производится взрывчатка. Сипаи боролись с англичанами. Англичанам донесли, что в одном из вайшнавских храмов, ведических храмов производится взрывчатка. Туда отправили инспекцию во главе с одним из английских генералов. Это был очень известный храм, который находился, естественно, в провинции.

00:04:04 И вот, группа англичан, солдат вместе с генералом пришла и потребовала открыть храм. Они хотели провести инспекцию. На что брахманы сказали, что млеччхи, неверующие, не имеют права входить в храм, и они их не пустят. В результате этого завязалась потасовка и генерал погиб. Тогда англичане собрали целую труппу военных, карательную экспедицию. Пришли в эту деревню, сожгли её, убили всех брахманов, взяли пушки и расстреляли божеств из пушек. Ну, естественно, убили всех брахманов… Ну, как обычно. Так сказать, карательная экспедиция закончилась так, чтобы мало кому не показалось.

00:04:54 Все ждали, как прокомментирует эту ситуацию Сарасвати Тхакур. Это была история, и все ждали от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, как он это прокомментирует. Он не стал впадать в общепринятые точки зрения относительно вандализма, терроризма и т.д., с чем, собственно, сочетается наш сегодняшний мир. Сарасвати Тхакур сказал: «Чему мы поклоняемся?» Он задал вопрос: «Какова идея? За всем стоит воля Бога. Кому мы поклоняемся? Мы поклоняемся Богу или камню?». С одной стороны мы знаем, что божества не отличны от виграха. Это проявление самого Господа. С другой стороны, мы понимаем, что Божества – больше, чем просто имиджи из камня, дерева, металла или фотографии. Мы можем сказать: у вас висит фотография мамы, бабушки, любимой девушки. Кому вы поклоняетесь, бумаге? Мы говорим, что нет. За этой фотографией находится тот, чье сердце, отношение очень близко ко мне. Поэтому, когда я говорю об изображении или фотографии своего любимого или близкого, то ни в коем случает речь не идет об идолопоклонничестве или, ну, какой-то форме.

00:06:21 Мы видим, что в современном обществе люди привыкли ставить памятники литературным, историческим героям. Почему? Потому что… Мы также можем обвинить современное общество и сказать, что «вы поклоняетесь камню. Это не Пушкин». Нет. Мы понимаем, что за камнем стоит какая-то идея, какая-то личность, что-то живое. Поэтому, в первую очередь, наша идея поклонения – поклонение не камню. Многие могут сказать, что Гирирадж – камень. Но камень… какой камень? Откуда камень? В духовном мире тоже есть камни, земля. Все, что существует в духовном мире полностью духовно. Поэтому, если бы мы поклонялись материальному камню, кирпичу или булыжнику, тогда мы были не более, чем пигмеями.

00:07:19 Но, когда мы говорим о вайшнавах, какова их идея поклонения? Идея поклонения вайшнавов – поклонение живой истине. Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прокомментировал историю с разрушенным храмом в том плане, что «наша идея поклонения – идея поклонения живой истине». Здесь наступает самое трудное. Т.е. поклоняться чему-то мертвому очень легко. Поэтому, как правило, все говорят: «О! Он был великим гением, пока жил. Но мы начали поклоняться ему тогда, когда он умер». Почему? Потому что, оказывается, гению при жизни поклоняться очень трудно. Т.к. у гения могут быть разные желания. Хотя поклоняться чему-то мертвому можно так, как ты считаешь нужным.

00:08:14 Так вот. Наша идея поклонения состоит в том, что мы поклоняемся всегда живой сущности. Именно поэтому, хотя Кришна говорит о том, что «Мне ничего не нужно», но, тем не менее, мы кормим Его. Почему мы кормим Его? Потому что Он живой. Когда нам дают что-то, наши друзья или близкие, и мы этого не хотим, то мы не бросаем это презрительно куда-то в сторону. Если даже мы чего-то не хотим, мы удовлетворены, но нам что-то предлагают наши любимые или близкие люди, то мы берем это с большой ценностью. Почему? Потому, что нас не интересует факт обладанием чем-то, а интересует факт того, что этот человек хочет что-то делать для меня. Поэтому, Кришна, в первую очередь, обладает способностью принимать служение всех живых существ.

00:09:23 И… В этом парадоксально — никто не в состоянии, кроме как Кришна, принять служение всех живых существ. Если мы будем анализировать то, кто в этом мире вообще в состоянии принять служение, то увидим, что это очень трудно. Фактически невозможно. Даже принимать, не говоря уж об «отдавать». «Отдавать» в этом мире вообще крайне сложная ситуация. Хотя мы все вынуждены. Принимать очень тяжело. Кришна способен принять служение всех живых существ.

00:10:09 Одно из Его имен – Говинда. Го – чувства, корова. Кришна обладает совершенными чувствами. Его чувства таковы, что, фактически… В Писаниях сказано, что все живые существа – проявление Его чувств. Мы чувствуем, потому что Он чувствует. Мы переживаем, от части, потому что Он переживает. Можно сказать, что в какой-то микроскопической своей природе мы обладаем Его качествами. Качественно мы божественны.

00:10:48 Будучи источником… Источником – значит… Почему Кришна источник? Бог естественным образом имеет полные права на каждое живое существо. Поскольку мы являемся Его продолжением, Его проявлением, естественным образом кому как ни Ему с легкостью можно вступить в отношения с нами? Поэтому, каждый может предложить Богу своё самое сокровенное, своё самое внутреннее служение, то, что невозможно предложить никому в этом мире. Иными словами: настолько, насколько мы можем быть откровенны с Богом, мы не можем быть откровенны даже с папой, с мамой и с бабушкой.

00:11:36 Так вот. В нашем храме не камень. Была Говардхана-пужда, праздник. Мы праздновали этот день. Уникальная особенность в истории Гирираджа состоит в том, что Он занимает две особые функции. Первое положение: Он не отличен от самого Кришны. Кришна говорит: «Я и мой мир – одно и то же». Вторая функция состоит в том, что Гирирадж занимает также положение преданного Кришны. Почему? Потому что в духовном мире Кришне служит все: небо, вода, звезды и камни. Холм Говардхан, часть которого находится здесь и смотрит на нас большими глазами, это та часть Высшей Реальности, с которой связна самая сокровенная часть жизни Кришны.

00:12:40 У каждого из нас есть любимые места, которые посещали в детстве и куда мы приходим. У Кришны тоже есть сокровенные места. Одним из таких сокровенных мест — Радха-кунд. Он находится совсем рядом с холмом Говардхан. Мы помним историю о том, как Нанда Махарадж и пастухи начали поклоняться Индре, стали совершать жертвоприношения полубогам. Кришна тогда, будучи маленьким мальчиком, пришел и сказал о том, что «Зачем вы занимаетесь ерундой? Неужели вы не понимаете, что все, что вы должны получить, вы и так получите. Зачем вам поклоняться полубогам?». Пастухи очень сильно удивились тому, насколько этот маленький мальчик Кришна говорит логические вещи. Кришна сказал, что если есть судьба, то, все равно, вы получите все, что хотите, по судьбе. Он сказал: «Посмотрите на мир, на Вриндаван, на место, где мы живем: трава, плоды, холм Говардхан. Это все наш мир, наша земля. Она дает нам все для жизни. Потому, зачем поклоняться Индре? Нужно, просто, жить вместе, поклоняться этой земле».

00:14:25 Получилось так, что Индра не получил своих жертвоприношений. Он очень сильно расстроился. Он расстроился из-за своей гордыни. Одно из имен Кришны – тот, кто разрушает гордыню. Кришна специально разрушил гордыню Индры. Гордыня – самое страшное. Как только мы возгордились в своей духовной жизни [смеется], на этом наша духовная жизнь закончилась, нас обязательно ждет падение. Кришна очень милостив. Одно из Его имен – «Тот, кто разрушает гордыню». Кришна всегда вовремя разрушает гордыню и не дает нам деградировать. Наше падение – особая милость Кришны, когда Он разрушает нашу гордыню. Вот Он и решил разрушить гордыню Индры. Маленький мальчик взял и отговорил пастухов от жертвоприношения. И, действительно, они устроили праздник. И вместо того, чтобы предлагать Индре все подношения, они раздали их друг другу и съели сами.

00:15:32 Естественно, Индра возгордился. В первую очередь он решил в гневе расправиться со всем Вриндаваном в единочасье. Поскольку он в иерархии материальных полубогов отвечает за дождь и молнию, он естественным образом стал вызывать дождь, молнии. Он приказал облакам срочно полностью окутать весь Вриндаван и затопить его водой. Начался ужасный ливень. Обитатели Вриндавана пришли и естественным образом попросили у Кришны прибежища. Кришна с легкостью поднял холм Говардхан на пальце левой руки. Холм Говардхан 22 км. Холм Говардхан обходят паломники, в особенности на Говардхана пуджу, которая была… Тысячи и тысячи людей. Когда ты смотришь этот холм Говардхан, тебе кажется это невероятным, но, тем не менее, это произошло. Кришна поднял холм Говардхан и держал его на одном пальце в течении семи дней. Все эти семь дней Индра устраивал огромную бурю: он выливал всю свою воду, краны все, там, т.е. что только он там ни делал [смеется]. И в это время, пока Индра бушевал, и казалось, что должен быть затоплен весь мир, Кришна просто стоял и на пальце одной руки держал холм Говардхан.

00:17:23 Это невероятно. Невозможно представить. Т.е. если сейчас мы говорим о материальном воображении, то оно не будет работать. Это не материальное воображение. Это можно только постфактум принять. Пастухи были настолько ошеломлены от увиденной кришна-лилы, что они просто взяли свои палки и поддерживали холм палками. Пастухам в какой-то момент тоже не верилось, что это происходит. Поэтому они держали холм Говардхан палками. Кришна стоял и держал его на мизинце. Все остальные поддерживали его палками, потому что мало ли, на мизинце [смеется] – шаг влево, шаг вправо [смеется]…

00:18:02 Так прошло семь дней. В течении семи дней Кришна… ничего не произошло, а Индра вылил всю свою воду. И Индра стал понимать о том, что вся его сила бесполезна. В действительности мы думаем, что кто-то может помешать сознанию Кришны или кто-то может в чем-то помешать Кришне. Например, пришел генерал и расстрелял храм из пушек. Но на самом деле, с высшей точки зрения, мы понимаем очень простую истину, что если есть какая-то возможность помешать Богу, то это только с Его разрешения, с Его воли. Поэтому, Кришна держал холм Говардхан в течении семи дней.

00:18:58 Через семь дней Индра, потеряв всю свою силу, стал постепенно раскаиваться. В какой-то момент он понял, что он всего лишь на всего наемное, так сказать, менеджмент, управление вселенной. [Зритель] Рабочая сила. [Махарадж] [смеется] Да. …что он… Ему казалось, что он может все. Как вот сегодня мы пели «Харе Кришна», и выбежал генерал какой-то, КГБ-шник и закричал: «Не пойте здесь. ». Я спросил у него: «Думаешь, тебе все можно? Ты ничего не можешь». Даже не можешь управлять потоками в своем теле. Поэтому, мы так же думаем, что мы в этом мире обладаем чем-то, но на самом деле всем, чем мы обладаем, обладаем по милости Кришны. И если что-то совершенное проявляется в нас, то это тоже по Его милости. И если что-то несовершенное – по нашей милости [смеется].

00:20:07 После того, как Индра вылил всю свою воду и сдался, Кришна опустил Говардхан и объявил огромный аннукут-махотсав, фестиваль. Кришна очень хитер. Он казал: «Вот видите, наш холм нас спас. Давайте теперь устроим настоящий праздник для этого холма». Местные жители были настолько вдохновлены, что. Кришна сказал, что нужно приготовить очень много прасада — очень много еды, подношения, гхи, йогурта, принести и предложить это холму. И бриджабаси поверили Кришне.

00:20:56 И когда они приготовили йогурт, сладкий рис, чапати, пури, сабджи. огромными тоннами все это приготовили, Кришна сказал: «Вот здесь вы можете поставить место»… Дело в том, что Говардхан неотличен от Кришны, поэтому вокруг него существует много мест. Одно из мест называется [мукаравинда]. Это язык Говардхана. В какой-то момент, когда началась церемония, преданные увидели, как Говардхан открыл рот и стал есть. Холм стал есть. И не только стал есть, Он съел все. Огромная гора съела все и стала просить еще. Поскольку у бриджабаси были дома заготовки – молоко, чапати и т.д., они сказали, что нужно бежать за этим домой, а это очень далеко. Тогда у Говардхана появились длинные-длинные руки, и он одновременно достал все дома бриджабаси и выгреб из них молоко, йогурт. Все продукты питания съел.

00:22:14 Бриджабаси были полностью шокированы. Но мистически, когда мы предлагаем Кришне что-то, Он не съедает все. Он съедает все, но Он нам все оставляет. И, вдруг, все это появилось перед бриджабаси — огромные тазы еды. Они устроили Аннукут, фестиваль и стали есть то, что только что съел Говардхан. Они стали принимать этот прасад. Был огромный праздник, благодаря которому до сих пор тысячи и тысячи людей приезжают во Вриндаван, чтобы пройти Говардхана-парикраму, своими собственными глазами увидеть холм Говардхан и вспомнить об том дне, когда он явил себя. Позже, Мадхавендра Пури, один из великих святых в линии гаудиа-вайшнавизма, установил на холме Говардхан божество Гопала.

00:23:13 Когда мы были в Индии, один мой друг преданный все спрашивал: «Где можно купить древнее антикварное Божество и поклоняться ему?» Я ему сказал, что когда будешь готов, то Кришна придёт к тебе Сам. Ты не сможешь Его купить. Нужно быть, всего лишь на всего, готовым, потому что, если Кришна к тебе придет, то что ты с Ним будешь делать? Должен будешь быть готовым посвятить всю свою жизнь Ему. Он же не собачка. Он – Бог. Это не то, что ты взял и запер Его в шкафчике или коробочке и т.д. Кришна приходит тогда, когда мы готовы, а мы готовы служить Кришне и посвятить себя Кришне.

00:23:59 Поэтому Кришна приходит к очень редким душам. Потому что подлинное служение Кришне – не шутка. Одной из таких великих душ был Шрила Мадхавендра Пури, который является, фактически и исторически, ростком божественной любви в нашей сампрадае. Мадхавендра Пури является гуру Ишвара Пури. Сам Господь посчитал за счастье и за честь получить посвящение у Ишвара Пури. Сам Господь. Потому что Мадхавендра Пури являлся великой душой. Его отречение и любовь к Богу не имели параллели.

00:24:46 Сказано, что в этом мире существуют разные градации Божественного. Это можно объяснить следующим образом. История, постепенно… Это как, вот, эволюция, понимаете? Эволюция сноубордов, эволюция компьютеров не стоит на месте. Нельзя сказать, например, что мы две тысячи лет на одном компьютере работаем. Это, как бы, смешно. И если мы говорим об эволюции теизма, мы знаем, в частности говоря об Индии, о Будде… Мы говорим о Кали-юге сейчас. Несколько тысяч лет тому назад – Господь Будда, потом – Ади Шанкара – Шанкарачарья. Буддизм настолько быстро распространился в Индии. В то время это было самое прогрессивное.

00:25:40 Потом пришел Адишанкара, моментально… Шанкаре было восемь лет, когда он принял санньясу. Когда он впал в транс и прожил в теле царя… Шанкара захотел узнать, что такое мадхурья-раса, отношения между мужчиной и женщиной, но, поскольку, сам уже был санньяси с восьми лет, он был вынужден впасть в транс и войти в тело умирающего царя и прожить ещё какое-то время в теле царя. Потом он вернулся и написал гениальную поэзию. Он сказал: «Если я войду в тело царя и там заторможу слишком долго, то читайте определённые шлоки». Он дал определённые стихи своим последователям. Когда они поняли, что Шанкара слишком долго в теле царя прибывает, они начали читать эти стихи, и Шанкара «пшшшш» [звуком изображает вселение в тело] – в какой-то момент вернулся в своё тело.

Читайте также:  Низкая температура тела болит голова тошнит

00:26:34 Так вот. Шанкара в двенадцать лет написал свои комментарии к «Веданта-сутре». В этом возрасте он, фактически, уничтожил философию Будды, фактически. После Шанкары — Вишнусвами, Рамануджа, Нимбарака, Мадхава Ачарья. Великие богословы приходили и давали более, более глубокую мысль, ещё более глубокую мысль, ещё более глубокую мысль. Т.о., потом пришел Махапрабху. Теизм постоянно развивается. Он не может быть выдан [нагора], в один момент. Ты приходишь в школу, и тебе же не дают сразу все двенадцать классов. Нет. Дают постепенно, с первого по двенадцатый. Причем, учителя начальных классов и учителя старших – тоже учителя, но они каждый, так сказать, в своё время, на своем этапе подключаются к тебе.

00:27:41 Так же и теизм. Он имеет свои циклы развития. Когда мы говорим о теизме гаудиа-вайшнавов, о сознании Кришны, это теизм самой высшей формы. Человечество, в особенности западное человечество, не было знакомо с теизмом. Западное человечество было знакомо с идеями Христа. Т.е. это теизм в очень изначальной своей концепции. Как такового представления о Боге, о Божественном, западное человечество не имело. Оно получило его буквально тридцать лет тому назад. Но воля Махапрабху, воля Кришны такова, что Кришна хочет дать Себя, и никто не в силах помешать Ему. Поэтому, мы сидим здесь и поклоняемся Шри Говардхану, который является высочайшей формой.

00:28:37 Т.е., если говорить о том, среди божественных планов бытия какое положение занимает Говардхан, то после того, как Говардхан показал кто он… Он показал, что он — Сам Кришна. Но больше, чем Кришна. Почему? Потому что он способен дать Кришну. Кришна не может дать сам себя. Сказано, что Кришну может дать только преданный. Поэтому, холм Говардхан обладает двумя качествами: бхакти – концепция преданного, его можно рассматривать как преданного, и его можно рассматривать как Кришну.

00:29:16 Именно по этому рядом с холмом Говардхан находится Радха-кунд. Нужно понять, что в духовном мире также есть очень важные места. Например, «у нас есть Москва, а в ней – Кремль, а в Кремле – дворец, а во дворце…» и т.д. Так же и Говардхан. Он – одна из самых сокровенных частей духовного мира. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал о том, что он мечтал, когда приехал во Вриндаван, чтобы мы построили ашрам на Говардхане. Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о том, что в этом ашраме он будет жить на первом этаже. И когда ему задали вопрос: «А кто же будет жить на втором этаже?», — он сказал: «Наши учителя». Почему? Потому, что Говардхан – место чистой любви.

00:30:11 Теистически, если разобраться в том, что такое Вриндаван, чем Вриндаван отличается от других идей, от рая… Чем, например, отличается вайшнавский Вриндаван от мусульманского рая? В мусульманском раю… там семьдесят две девственницы. Ну, слышали, наверное, да? …которые удовлетворяют твои неудовлетворенные желания. Но вайшнавский рай, Вриндаван, определяется, как место, где самые сокровенные желания Бога могут быть удовлетворены. Т.е., оказывается, рай настоящий – не то место, где тебе будет хорошо. Настоящий рай – то место, где ты можешь лицом к лицу встречаться с Богом, и не Он твои желания будет удовлетворять, а ты будешь удовлетворять Его самые сокровенные желания. Понятно, да, разница между потреблением или получением каких-то благ от Бога и подлинным служением? … в том, что это самое сокровенное место, где, самые… самые… можно сказать, самые скрытые желания Бога… У Бога есть желания. Вот там они могут быть удовлетворены.

00:31:44 Поэтому, Говардхан – место прибежища… Во Вриндаване вокруг Говардхана жили и до сих пор живут садху. В то время Рупа и Саната Госвами — великие преданные — жили вокруг холма Говардхан. Почему? Потому что там они совершали свой бхаджан, там они совершали своё служение. Идея бхаджана состоит в том, что это то, что удовлетворяет Бога. « anyābhilāṣitā-śūnyaṁ / jñāna-karmādy-anāvṛtam / ānukūlyena kṛṣṇānu- / śīlanaṁ bhaktir uttamā » (Bhakti-rasāmṛta-sindhu, 1.1.11). Чистое бхакти. Что такое чистое бхакти? Это то, что удовлетворяет Кришну, то, что удовлетворяет Бога.

00:32:33 Этот самый холм Говардхан в писаниях описан как прекрасное место. Это невозможно увидеть этими глазами – эти глаза… они… Мы вчера об этом… говорили о том, что Дхритараштра — слепой царь. Он жаловался своим подчиненным в том, что… Он говорил, что «Я слепец. Поэтому я верю только в то, что могу потрогать». [хлопает по сидению] Дхритараштра, да? Он говорит: «Я могу сесть, задом потрогать стул, и я в него верю, а в остальное я не верю». Но зрячему человеку не нужно [хлопает по стулу] трогать своими руками. Зрячий человек видит. Мне необязательно трогать вентилятор. Я вижу, что он есть.

00:33:18 Так вот вера – духовное зрение. Когда у нас будет вера, шраддха, тогда у нас появится зрение, чтобы увидеть, что такое духовный мир, кто такой гуру, кто такой холм Говардхан и т.д. В противном случае, мы вынуждены трогать все. Причем, не самыми своими тонкими органами. Иногда нам приходится ощущать вот этим местом все. Почему? Потому что мы лишены веры. Если бы у нас была вера, настоящая вера, то в призме веры мы могли бы увидеть Вриндаван, в призме веры могли бы увидеть Говардхан.

00:33:57 Т.е., если говорить о концепции Божеств этого храма, она не просто является… она является наивысшей. У гаудиа-вайшнавов выше места нет. Т.е., если говорить об этом храме, о божестве Гирираджа, который установлен, то выше нету. Почему выше нету? Потому, что там у Говардхана находится Радхакунд, но на Радхакунд запрещено ходить. Настоящие последователи Сарасвати Тхакура… Сарасвати Тхакур сказал, что «мы будем приходить туда собирать цветы. Но мы не будем оставаться там». Почему? Потому что это место Кришны. У нас нету возможности… Это слишком интимное место для Бога. Почему? Потому что Бог там реализовывает свой потенциал.

00:34:50 Но мы сможем приходить и мы можем жить рядом с Говардханом. Потому, мы здесь установили Говардхан по милости Шрилы Говинда Махараджа. Через Его милость Говардхан пришел сюда, и мы можем об этом самом высшем плане бытия говорить и поклоняться ему. Поэтому… [прославляет божества храма] Джайа Шри-Шри Гирирадж Махарадж Ки! Джайа!

00:35:14 Поэтому… В писаниях сказано, что божество Говардхана – божество рага-марги. Нет особых правил и предписаний для поклонения ему. Это божество для поклонения спонтанного. Все живые существа, которые поклоняются Гирираджу, очень быстро достигают совершенства. Очень быстро. Поэтому, мы очень удачливы в том, что здесь у нас в Москве божество Шри Гирираджа. Мы можем есть прасад Гири Говардхана, совершать парикраму вокруг Говардхана. Мало того, он находится в трех кольцах. Потому, вся Москва ездит вокруг Гирираджа. Сейчас все совершают парикраму [смеется]. Никто не знает. Таксисты не знают об этом, да? Потому что кольца. Все совершают… Т.е., таксист, который три раза проезжает по кольцу, он уже [смеется] неосознанно получает сукрити. Это очень возвышенная тема. Я, однозначно, падшая душа. Я не могу говорить об этом много и долго, поскольку все, что я знаю, я слышал от Гурудева.

00:36:25 Я был очень удачлив. Когда мы были в Индии Гурудев отправил нас, сказав: «Езжайте, открывайте храм». Три вещи, которые нужно знать о Вриндаване, сказанные Махапрабху Джагадананде Пандиту. Он сказал: А) не оставайся там слишком долго; Б) никогда не залезай на холм Говардхан; и третье — не имитируй бриджабаси.

00:36:50 Три вещи, которые мы должны знать, посещая святые места, такие как Вриндаван. Первое: мы никогда не можем оценивать людей, живущих в этих святых местах, бриджибаси, потому что у них спонтанная любовь к Кришне. Они могут делать многие вещи, кажущиеся нам внешне мирскими. На самом деле это особые души с особым сукрити. Второе: не залезать на холм Говардхан. Когда мы приходили во время Анукута, церемонии, я видел, как мальчишки и местные бриджабаси лазят прямо на холм Говардхан. У них там свои храмы и т.д. Холм Говардхан – святыня. Мы не можем своими ногами осквернять его. Но бриджабаси могут. И третье: не оставаться слишком долго во Вриндаване. Почему? Потому, что Вриндаван – мир, где божественное открыто настолько, что оставаться там может только тот, кто служит этому. Знаете, как говорится: незваный гость, хуже татарина. Например, Он тебя может к Себе пустить и показать, как туристу. Но если посчитаешь необходимостью остаться там, то ты не можешь оставаться там в качестве гостя. Нет такого понятия «экскурсия в духовный мир». Есть только понятие «прийти туда, как раб» .

00:38:19 Мне посчастливилось путешествовать помимо Вриндавана ещё и в Южной Индии. И в Южной Индии я был в храме [Гурувая]. Я познакомился там с замечательными преданными, которые преданные [Гурувая], этого храма. Они меня познакомили, ну, в одной из поездок, с королевой Тривендрума, с царицей, маха-рани. Они говорят: «Мы можем встретиться с царицей». Я говорю: «А че мы…». А он говорит: «О, царица… Ты не знаешь, кто это такая. Это очень великая преданная». Я говорю: «Ну, если она преданная «Харе Кришна», то надо, конечно, обязательно её увидеть». Меня первое, что поразило в царице… Во-первых, первое, что… Первое, что я спутал её с прислугой. Я не знал, что южноиндийские аристократы… Она носит белое сари. У вдовы.

00:39:22 Когда я увидел царицу, она держала внучку на руках. Ей, где-то, лет, там, 50-60. Она была одета в бело сари. Она держала внучку на руках. Я думал: «Ну, просто прислуга держит ребенка». Я ждал: «Где же царица?» Но когда она начала говорить, то я сразу же вычислил, что это королева. Потому что то, как она говорила… Она была настолько смиренной женщиной… Она посадила нас, и мы начали общаться о сознании Кришны. Я был очень поражен тем, что… Первое, что она сказала, что в нашей династии мы отвергли идею служения Богу. Мы приняли рабство Богу. Потому что слуга может прийти и уйти, у раба — нет правил. Это мне говорила королева. Она сказала, что «с незапамятных времен мы предложили Господу, Ананта Падманатхе, своё царство, богатство и самих себя, как рабов. Мы всегда считаем себя рабами Господа». Не царями, монархами, хотя. ну, понятно, что… Рабами.

00:40:45 Она стала говорить о рабстве. Мне очень понравилось то, что она стала рассказывать истории, которые рассказывал Шрила Шридхара Махарадж о Нараде. Она не могла не говорить о Вриндаване. Она стала говорить о гопи Вриндавана. Т.е., в конечном итоге, хотя существуют разные теистические концепции, мы всё равно придем к Вриндавану, как к высшей идее. И она стала говорить о гопи Вриндавана и стала рассказывать историю о том, как у Кришны в Двараке разболелась голова, и Он сказал Нараде [щелкает пальцами]: «Иди и получи пыль со стоп моих преданных». Нарада отправился к женам Кришны. Жены Кришны отказали — сказали: «Пыль? Со стоп преданных? Бхагавану? Нашему Господу, нашему мужу, на голову? О чем ты говоришь?». Он сказал: «Он умирает. Ему нужна пыль». [щелчок пальцами] «Хмм… Нарада, раз ты такой умный, ты же тоже преданный, дай свою пыль» [смеется]. Нарада сказал: «Нет-нет. Я? Свою пыль? Господу на голову?».

00:41:48 И он нигде не мог найти эту пыль. И тогда позже, когда все планы бытия были опробированы, и никто не смог пожертвовать пыль со стоп Господу, Господь Кришна попросил Нараду отправиться во Вриндаван. Вриндаван – место, где Кришна живет в обществе своих близких и друзей. Никто не знает, что Кришна – Бог. Мало того, отношения каждого живого существа во Вриндаване таковы, что Кришна является лучшим другом, возлюбленным, родителем и все и вся, ради чего он готов сделать все для Господа.

00:42:40 Нарада пришел во Вриндаван. Его окружили обитатели духовного мира Вриндавана и спросили: «Где Кришна? Мы не видели Его давно». Нарада сказал: «Он сейчас в Двараке, у Него болит голова. Я пришел сюда искать лекарство». Они сказали: «Какое это лекарство? Что-то мы можем сделать?». Нарада сказал: «Нужна пыль со стоп преданных». В это время все обитатели Вриндавана стали брать пыль со своих стоп и сыпать Нараде. Все обитатели Вриндавана сказали: «Мы не знаем, преданные мы или нет. Мы не знаем, обладаем ли мы преданностью Богу. Скорее всего – нет. Но если хотя бы какая-то капелька преданности у нас есть, и это сможет спасти Кришну, то мы готовы отдать все».

00:43:45 Но для западного человека эта история не имеет такого глубокого значения, если бы не объяснить сначала, какова была реакция за оскорбление, которое могла бы совершить пыль со стоп. Пыль со стоп… Т.е. поставить на голову Божеству стопы, это значит уйти в ад на миллиарды жизней. Миллиарды. Вечный ад. И когда Нарада видел, что эти люди готовы идти на вечный ад ради того, что хотя бы капелькой своего существования удовлетворить Господа, то он был в шоке. Он не нашел таких нигде. Камикадзе он не нашел нигде.

00:44:38 Тогда он понял: « sarva-dharmān parityajya / mām ekaṁ śaraṇaṁ vraja » (Bg 18.66) – «Оставь все виды долга и иди во Вриндаван». Почему? «Ты увидишь там, что такое преданность». Вриндаван и Говардхан – места, где преданность Богу доведена до столь совершенного состояния, что в этом мире нет аналогов такой преданности. Если мы возьмем, там, Александра Матросова или другого самого выдающегося человека, который готов пожертвовать всем ради других, то мы не найдем и даже капельки того самопожертвования, которое существует во Вриндаване. Поэтому сказано, что Вриндаван – земля самопожертвования. Именно поэтому мы не можем там оставаться долго, потому что у нас нет того сознания самопожертвования.

00:45:40 Я был в шоке от королевы, потому что я в первый раз увидел, что такое настоящая «голубая кровь», ну, не в том плане… Т.е. я понял, что такое врожденная преданность. Она говорила сорок минут Харикатхи чистой. Я только слушал. Я понял, что я очень благословлен в этот момент Кришной. И она поняла, что она очень благословлена Кришной. После того, когда она выговорилась, она была в полном шоке. Я видел, что когда она говорила, она хотела плакать. В этот момент она забыла про свою внучку, свой дворец. Это и есть Cознание Кришны.

00:46:34 Когда я уходил, она сказала: «Я надеюсь, Вы вернетесь когда-нибудь?». Я сказал: «Харе Кришна! Обязательно вернемся. Когда-нибудь обязательно вернемся». Потому что внутренняя потребность говорить о Кришне, говорить о божественном такова, что в независимости от того, кем бы ни был человек, это самая внутренняя потребность, которая только у него есть. Поэтому Махапрабху сказал: « kibā vipra, kibā nyāsī, śūdra kene naya / yei kṛṣṇa-tattva-vettā, sei ‘guru’ haya » (CC, Madhya 8.128). «Кем бы ты ни был, говори о Кришне». Это единственное, чего не хватает в этом мире. Сарасвати Тхакур определил: «Люди 24 часа в сутки говорят о чем угодно, тратят столько времени и денег на поклонение иллюзии, возводят огромные университеты, академии. У них совершенно нет времени говорить о Кришне».

00:47:33 В писаниях сказано: « tava kathāmṛtaṁ tapta-jīvanaṁ / kavibhir īḍitaṁ kalmaṣāpaham » (SB 10.31.9). «Эта Харикатха способна очистить и уничтожить рождение и смерти за тысячи жизней. Почему ты находишься в этом мире? Ты связан веревками кармы. Но если ты будешь слушать Харикатху, [щелкает пальцами] то очень быстро путы твоего материального существования будут разорваны, и очень быстро ты сможешь вернуться домой — там, где тебя ждут».

00:48:05 Шрила Шридхара Махарадж написал книгу «Любовный поиск утраченного слуги». «Любовный поиск» обозначает то, что нас ищут с любовью. Шрила Шридхара Махарадж сказал очень поэтично: «Ты выгнан из дома, но ты не выгнан из сердца» . Мать может выгнать своего сына из дома, но не может выгнать своего сына из сердца. Каким бы грешником он ни был, в сердце всегда матери он остается. Поэтому, то, чем заняты мы здесь, в этом мире, это попытки вернуться домой. Дверь домой здесь. Она всегда открыта для нас. Она всегда ждет нас. Харе Кришна.

источник