Меню Рубрики

При аутизме болит голова

Аутизм стремительно шагает по планете. Только в США этот диагноз поставлен 1 из 88 детей. А в Южной Корее 1 из 38. Некоторые дети при взрослении овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, а другие поразят окружающих невероятным интеллектом или феноменальной памятью. Они словно с другой планеты. Их взгляд смотрит в небо. Их руки вырисовывают странные пируэты в воздухе. Они молчат. Они кричат. Они могут подолгу кружиться на одном месте или монотонным голосом задавать один и тот же вопрос много раз. Но они тоже люди. Только их мысли весьма отличаются от наших. Они — аутисты. О чем же они думают? Каким они видят окружающий нас мир?

Аутисты никогда не смотрят прямо в глаза. Им это не нравится. Они не отличают голос человека от других звуков. Аутизм – врожденное заболевание. Из-за генетических нарушений их мозг избыточно активен. У таких людей наблюдается избыточность нейронных связей между его отделами. Как следствие, их мозг перегружен и не справляется с потоком информации. Аутисты не анализируют то, что видят, слышат или осязают. Мир ими воспринимается фрагментарно и искаженно.

Ощущения аутистов не имеют связей. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг аутиста, накладываются друг на друга. Если аутист чем-то увлеченно занят, а недалеко раздается резкий звук, то он может не просто испугаться. Они возникнет настоящий бесконтрольный приступ паники. Именно аномальное чувственное восприятие объясняет необъяснимый крик детей с аутизмом. Отсюда и объяснение того, почему они могут подолгу смотреть на вращающуюся юлу, кусать самих себя, продолжительное время раскачиваться на стуле. Так аутисты пытаются восстановить внутреннее спокойствие и гармонию.

Аутисты – настоящие эгоисты. Они не понимают чужие эмоции. Так как мир воспринимается аутистом фрагментарно, то их мозг попросту не может увидеть полное изображение мимики лица. Аутист может видеть только рот и щеки, но не видеть глаза. Дети учатся воспринимать эмоции родителей невербальным способом с самого рождения. К сожалению, дети-аутисты этого не умеют.

Аутисты мыслят конкретно. Им не понятны используемые в речи метафоры, абстрактные образы, интонация. Для таких людей слово – это слово. Они воспринимают все сказанное в буквальном смысле. Они не понимают шуток. Если ребенок слышит, что его мать «глотает книги», он видит ее заглатывающей листы бумаги. Атеистам недоступно абстрактное мышление.

Аутистам трудно освоиться в обществе и выучить правила поведения. Не понимая чужих эмоций, аутисты так же трудно добиться, что бы другие понимали его собственные чувства. Если аутист произнесет «спасибо» грубо и с криком, то это не означает, что он бестактен и полный невежа. Он просто не умеет по-другому. В этом виновато его заболевание, а не отсутствие воспитания.

Аутисты тратят много сил, что бы жить в нашем обществе. В течение все жизни каждый день они заново учатся адаптироваться к звукам и зрительным образам, понимать то, что мы говорим. На самом деле они разумные и вменяемые люди. Просто родились и живут в теле, которое не хочет слушаться их внутреннего голоса. Утверждая это, стоит вспомнить известную историю девочки-аутистки из США Карли Флейшман. В 10 лет она перевернула мировые представления об аутизме. Долгие годы ее считали ребенком с тяжелыми умственными нарушениями, не способным контактировать с миром. Но однажды она подошла к компьютеру и не напечатала просьбу о помощи. С этого дня стало ясно, что Карли всегда понимала то, что о ней говорили окружающие люди, понимала отчаяние своих родителей. История Карли Флейшман доказывает, что аутизм не всегда означает умственную отсталость.

источник

«Человек дождя» — так называют больных аутизмом. Не случайно взрослый и детский аутизм ассоциируют со столь загадочным словосочетанием. Больные живут в своём маленьком мире, доступ к которому ограничен. При попытке внедриться в тесный мирок аутиста можно в ответ получить агрессию со стороны больного. Такие дети, обычно обидчивы и отстранены от реальности. Детский аутизм, сегодня, достаточно распространённая болезнь. На 100 новорожденных – 1 грудничок аутичен. Как же вести себя с особенными детьми, по каким причинам может возникнуть болезнь и как лечить этот недуг, рассмотрим подробнее.

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.

Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.

Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

Почему возникает заболевание, с чем связано его появление и каковы проявления аутизма у детей до года? В раннем возрасте, у младенцев до года аутизм проявляется следующими симптомами. Аутист:

  1. Не реагирует на маму.
  2. Не воспринимает коллективные игры во дворе.
  3. Не отзывается на зов родителей.
  4. Предпочитает проводить время только с одной игрушкой.
  5. Раздражается, когда посторонние хотят с ним поговорить.

Физическое умственное и психическое развитие малыша запаздывает. В отличие от сверстников, аутист очень долго не пользуется речевыми навыками, для высказывания своих желаний и потребностей. Аутичные дети могут молчать до 4 лет, а по достижении этого возраста, лишь изредка произносить отдельные обрывки фраз.

Признаки аутизма у детей 2 лет становятся более ярко выражены: если до года ребёнок просто не шёл на контакт, то теперь, при виде чужих людей или большого скопления детей, аутист впадает в панику. Характерные симптомы детского аутизма в возрасте старше года:

  • отсутствие тяги ребёнка участвовать в разговоре;
  • равнодушие к гостям и новым игрушкам;
  • игнорирование взрослых при попытке заговорить с малышом.

Маленькие аутисты очень сложно осваивают элементарные навыки самоухода. Крохе трудно одеться, застегнуть пуговицу, почистить зубы.

Не менее показательным проявлением аутизма у детей старше года считаются игры. Ребёнок абсолютно не умеет играть в коллективе. Ролевые или ситуативные игры ему вовсе не понятны, они не приносят крохе удовольствия, а только заставляют его нервничать.

Аутист чувствует себя прекрасно в своём маленьком мире, его абсолютно удовлетворяет общение с одной игрушкой и брошенные на пол вещи.

Симптомы аутизма у детей старше трёх лет проявляются в обучаемости. Детский сад малыш посещать не может из-за отсутствия коммуникативных навыков. Обычные дети не могут понять поведение аутиста, делая его объектом насмешек.

Очень ярко заболевание может проявляться, когда ребёнок начинает ходить в школу.

  1. Не запоминает услышанный материал.
  2. Игнорирует учителя.
  3. Не может найти контакт с одноклассниками.

В конечном итоге ребёнка переводят на надомное обучение, с обязательными занятиями с психологом и психиатром. Такие дети обучаются по особой программе, а у специалистов должен быть определенный уровень подготовки.

У аутистов всегда проявляется тяга к одному направлению, например, музыке. Нельзя препятствовать желанию крохи, очень часто они добиваются огромных успехов в искусстве.

Как определить аутизм у подростков и как он проявляется? Подросток, несмотря на проводимые занятия с психологами и психиатрами, предпочитают оставаться в одиночестве. Его жизненное кредо: не трогайте меня, и я не потревожу вас.

Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.

К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.

Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.

Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

Как же понять, что у ребёнка аутизм и как может проявиться та или иная форма болезни? Для детского аутизма характерны 2 синдрома. В понятии аутизм выделяют 4 синдрома, но для детей характерны только два:

  1. Синдром Аспергера. Относится к лёгкой форме заболевания. Проявляется в возрасте 10 лет. При этом ребёнок достаточно интеллектуально развит, речевые навыки не нарушены. Единственное отличие от здоровых – зацикленность. Например, больной может много раз, со всеми подробностями рассказывать историю из своей жизни и наблюдать за реакцией «зрителей». Такие личности отличаются эгоцентричностью. Аутисты с данным синдромом достаточно успешны в жизни при правильном воспитании, они в полной мере усваивают школьную программу, учатся в высших учебных заведениях, работают и создают семьи.
  2. Синдром Ретта. Заболевание с поражением нервной системы. Страдают только девочки. Встречается редко (1 на 10000 новорожденных). Для данного синдрома характерным является следующий симптом – ребёнок абсолютно нормально развивается до полутора лет, затем, рост головы замедляется и все приобретённые ранее навыки утрачиваются. Кроме того, у ребёнка нарушается координация движений. Корректирующие занятия не приносят должного эффекта. Прогноз неблагоприятный.

Перед тем как лечить аутизм у детей, ребёнок должен наблюдаться у нескольких специалистов длительное время. Не бывает такого, что вы пришли на осмотр к педиатру, а маме с порога сообщают, что у неё ребёнок болен аутизмом, так как здоровый малыш должен выглядеть иначе. Опытный врач обязательно заподозрит неладное, но никогда, без подтверждения не поставит диагноз. Определить аутизм можно только основываясь на результатах исследования.

Как проявляется аутизм? У больного ребёнка должны присутствовать 3 ведущих симптома. Аутизм у детей – признак расстройства мозговой деятельности, там специалисты и ищут проблемы. Психиатры выявляют:

  • нарушение коммуникативных навыков ребёнка;
  • повторяемость действий, соблюдение стереотипов;
  • отсутствие взаимодействия с социумом.

Все эти отклонения появляются у ребенка 3 лет.

Для выявления болезни применяют специальные опросники и шкалу наблюдения. Родителям задают вопросы, указывающие на симптомы аутизма, затем, на основе полученных результатов специалисты делают заключение.

В России данные методы диагностики не актуальны, так как отсутствуют специалисты в данном направлении. Педиатр не может заподозрить заболевание, так как видит ребёнка 5 – 10 минут на приёме, а мама, в силу отсутствия медицинских знаний, не всегда сообщает о каких-либо отклонениях, особенно, если ребёнок первый.

Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

  • ребенок не идет на контакт с окружением;
  • замкнут;
  • не реагирует на просьбы.

Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

«Согласно моему опыту и наблюдению, могу сделать вывод: большинство и мужчин, и женщин страдают от головной боли. И с возрастом эта проблема только усиливается.

Одни обращаются за помощью к докторам, другие применяют самолечение, третьи никак не реагируют на болевые ощущения.

Но какой бы вариант вы не выбрали, я бы посоветовала один очень эффективный препарат Hendrix. Он успешно помогает от головной боли и мигрени.

Нажмите, чтобы прочитать статью полностью >>

Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

  1. Идёт ли ребёнок на контакт.
  2. Подаёт ли предметы или бросает их.
  3. Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
  4. Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
  5. Смотрит ли в глаза.

После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.

Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

Читайте также:  Симптомы болей сосудов головы и шеи

Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.

После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:

При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.

Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.

Если в детстве был поставлен диагноз аутизм, в первую очередь не стоит впадать в панику. Родные должны понять, что не все люди одинаковы. Даже к здоровому малышу нужно найти индивидуальный подход. Не бойтесь выводить в свет аутиста и, тем более, косых взглядов людей. Грамотный человек, никогда не обратит внимание на пороки больного, а глупый наверняка имеет их сам. Посвящайте больше времени своему крохе, чем больше бесценных минут общения вы подарите ему сейчас, тем меньше проблем в дальнейшей жизни узнает аутист.

источник

Обзор исследований о чувствительности к боли при аутизме, факторах, влияющих на нее, и проблемах с ее распознаванием

В детстве Ноа не выносил, когда его мать пылесосила в доме. «Она чистила пылесосом не ковер, а деревянный пол, — вспоминает он. — Было по-настоящему громко, так что я с ума сходил».

Во время учебы в колледже у Ноа, который попросил не называть его фамилию, диагностировали синдром Аспергера — относительно легкую форму аутизма. (С тех пор синдром Аспергера вошел в более обширную диагностическую категорию «расстройство аутистического спектра»).

Теперь ему уже за 30, и он консультирует других людей с аутизмом и преподает психологию в городе Бостон. В детстве он не осознавал, что его сенсорный мир отличается от опыта других людей.
«Поначалу я кричал и плакал, чтобы она прекратила, но она не могла понять, почему меня раздражают ее действия, — говорит Ноа. — А я даже не догадывался, что остальные люди не чувствуют того, что чувствую я».

Впоследствии Ноа пришел к выводу, что шум пылесоса и другие сенсорные раздражители нужно просто терпеть. В результате, «я оцепенел. Я мог справиться с сильным холодом и даже болью и ничего не делать по этому поводу, ничего не чувствовать».

Опыт Ноа иллюстрирует парадокс боли при аутизме. С одной стороны, создается впечатление, что некоторые люди с аутизмом могут терпеть сильную жару, холод, давление и практически не чувствительны к боли. С другой стороны, они могут испытывать сильную боль в ответ на незначительные раздражители, но им трудно сообщить об этой боли.

«Любопытно, что эти две взаимоисключающие идеи одновременно присутствуют в области аутизма», — говорит Мэттью Лернер, профессор психологии, психиатрии и педиатрии в Университете Стоуни-Брук штата Нью-Йорк, США.

Более пристальный взгляд на научную литературу подтверждает, что хотя некоторые люди с аутизмом кажутся нечувствительными к боли, другие, напротив, очень уязвимы перед ней. Сенсорная чувствительность — преувеличенные реакции на определенные звуки, освещение и другие стимулы — встречается у 70% людей с аутизмом. Причиной боли могут стать медицинские проблемы, типичные при аутизме, например, нарушения пищеварения. К тому же характерные особенности аутизма — нарушения сна, тревожность и персеверация (тенденция застревать на определенной мысли) могут усиливать боль.

Однако распознать эту боль далеко не просто, потому что люди с аутизмом могут выражать ее нестандартным образом. И это может создавать ошибочное впечатление, что они совсем не чувствуют боль.

«Это создает огромные проблемы, когда дело доходит до инъекций и других медицинских процедур для детей с аутизмом», — говорит Клэр Аллели, преподаватель психологии в Университете Салфорда в Манчестере, Великобритания.

Одно французское исследование показало, например, что менее половины детей с аутизмом получали местную анестезию перед забором крови, хотя для типичных детей это было стандартной практикой.

Идея об измененном восприятии боли при аутизме восходит к первым описаниям этого расстройства. Когда Лео Каннер впервые описал его в 1943 году, он упомянул случаи необычного сенсорного восприятия, например, когда девочка странно и отстраненно реагировала на уколы булавкой. Позднее появились описания других подобных случаев, например, когда девочка с аутизмом играла в снегу совсем без одежды, или когда мальчик с аутизмом так сильно затягивал пояс, что тот впивался в кожу, а однажды схватил раскаленную сковородку и даже не вздрогнул.

Такие отдельные сообщения сформировали общее убеждение, что люди с аутизмом часто нечувствительны к боли, и многие годы эта идея не подвергалась сомнению. Многие врачи, которые давали интервью для этой статьи, говорили, что они встречали людей с аутизмом, которые никак не реагировали на боль, и это, вероятно, объясняет, почему подобное представление продержалось так долго.

Однако если не считать разрозненные описания случаев, убедительных исследований по этой теме крайне мало.

«Я был удивлен, как мало чуществует научной литературы по аутизму и боли», — говорит Дэвид Мур, преподаватель психологии в Ливерпульском университете Джона Мура в Великобритании, который опубликовал обзор исследований в этой области в прошлом году.

По словам Мура, пока ученые не смогут лучше понять, как люди с аутизмом ощущают и проявляют боль, врачи будут игнорировать их страдания, в том числе при серьезных медицинских проблемах, где боль является важным симптомом, например, переломах и воспалениях.

«Даже если существуют случаи, когда люди не испытывают боли, нельзя игнорировать возможную боль и страдания других детей с тем же диагнозом», — говорит Мур.

Несколько тщательных и хорошо контролируемых исследований в данной области указывают на то, что нечувствительность людей с аутизмом к боли — это по большей части миф. Например, в трех экспериментальных исследованиях ученые подвергали добровольцев легким ударам током, давлению, жару и холоду, и результаты показали, что у людей с аутизмом нормальный болевой порог, а некоторые из них даже чрезмерно чувствительны к боли.

В паре других исследований ученые наблюдали за реакциями детей во время забора крови, учитывая их крики, гримасы и физиологические реакции, например, пульс. В целом, эти исследования также предполагают, что дети с аутизмом испытывают такой же уровень боли, что и дети с типичным развитием.

Скорее уж можно говорить о том, что люди с аутизмом могут страдать от боли чаще остальных из-за сопутствующих медицинских проблем. Например, у них могут быть проблемы с регуляцией сна, а некоторые исследования указывают на то, что это может повлиять на болевые реакции.

Одно онлайн-исследование, проведенное среди 62 матерей детей с аутизмом и опубликованное в прошлом году, показало, что среди этих детей крайне часто встречаются как нарушения сна, так и те виды поведения, которые могут быть связаны с болью. Более 90% детей спали слишком много или слишком мало, страдали от ночных кошмаров или нарушений дыхания во сне. И более 90% детей часто демонстрировали поведение, которое может сигнализировать о боли, включая стоны, гримасы и поиск объятий.

Неудивительно, что дети, которые чаще демонстрировали связанное с болью поведение, также чаще имели проблемы со сном. Недостаток полноценного сна может уменьшить способность ребенка справиться с болью и приводит к увеличению поведенческих проблем в целом.

Пищеварительные проблемы также могут стать причиной страданий детей с аутизмом. В прошлом году опрос родителей показал, что 58 из 225 страдали от боли в животе в течение последних трех месяцев. Год спустя 85% этих детей все еще имели проблемы с пищеварением. И примерно у четверти детей, у которых не было боли в животе на начало исследования, она появилась в конце.

Исследование пищеварительных проблем также указывает на то, что психологические последствия аутизма могут усиливать боль. Тревожность часто связана с нарушениями пищеварения среди населения в целом. Точно так же более тревожные дети с аутизмом чаще страдают от боли в животе.

Кроме того, среди населения в целом тревожность также может усилить боль при травмах, а у детей с аутизмом повышенная тревожность встречается особенно часто. Подобная тревожность может увеличить восприимчивость людей с аутизмом к боли и дискомфорту, хотя прямых доказательств подобной связи не существует.

«Порою трудно распознать причинно-следственную связь, так как мы наблюдаем все симптомы одновременно», — говорит Мика Мазурек, профессор медицинской психологии в университете Миссури-Колумбии.

Еще одна особенность аутизма может повысить психологическую уязвимость перед болью. Ноэль Гиесс, мать из Нью-Йорка, рассказывает, что когда ее 15-летний сын Мэттью, у которого диагностированы аутизм и болезнь Крона, страдает от очередного приступа боли в животе, то он не может думать ни о чем другом. Возможно, это объясняется тенденцией аутичных людей застревать на чем-то одном, и, в отличие от своей сестры с тем же заболеванием, он неспособен отвлечься и заниматься повседневными делами.

Мазурек и ее команда открыли, что при аутизме сенсорная чувствительность связана с болью гораздо больше, чем тревожность. Дети, которые, по сообщениям родителей, были гиперчувствительны к звукам, запахам, тактильным и другим стимулам, чаще страдали от боли в животе, и даже если у них не было боли изначально, она гораздо чаще у них развивалась.

«Для них могут быть болезненными различные стимулы, в том числе, связанные с пищеварением», — говорит Мазурек. Нормальные телесные ощущения от пищеварения и дефекации могут быть слишком сильными и неприятными для них. Такие дети могут избегать походов в туалет и у них развиваются серьезные запоры, что превращается в порочный круг.

Подобная гиперчувствительность может сделать болезненным то, что люди без аутизма вообще не связывают с болью. По словам Ноа, он не переносит очень многие ощущения, начиная от звонка телефона до соприкосновения своих лодыжек. Кроме того, ему невыносимо смотреть в глаза другому человеку.

Когда он работал в летнем лагере для детей с аутизмом, Ноа услышал, как один мальчик повторял нараспев: «То-МА-ты, то-МА-ты». Другой мальчик сказал ему: «Прекрати это говорить. Ты как будто колешь меня тысячей иголок».

Несмотря на столь яркий образ Ноа говорит, что это лишь метафора. Повышенная сенсорная чувствительность не воспринимается так же как порез или ушиб.

«У меня может быть такая же реакция, как и на боль, но причина ее другая, — говорит он. — Это просто всепоглощающий, очень раздражающий процесс, который захватывает весь твой мозг».

Все эти взаимосвязанные факторы увеличивают боль среди людей с аутизмом, но о самой боли бывает не так-то просто узнать.

В 2009 году исследователи обнаружили, что во время забора крови сердца детей с аутизмом бились быстрее, чем у их нейротичиных сверстников. Однако мимика детей с аутизмом менялась реже, в том числе, они реже морщились в ответ на боль. Возможно, это связано с тем, что их репертуар внешнего выражения эмоций в принципе гораздо меньше.

«Трудность заключается в том, что при аутизме мы имеем дело с измененным социальным поведением, — говорит Мур. — А боль относится к социальным явлениям».

Некоторые люди с аутизмом выражают боль неожиданным для окружающих образом. Гиесс вспоминает поведение Мэттью после операции по удалению гланд. Он устроил скандал, кричал, что хочет домой, и это при том, что его горло наверняка все еще сильно болело.

Позднее Мэттью сказал матери, что он кричал именно из-за того, что горло болело так сильно. «Он не мог сообщить нам об этом, для него единственным выходом был крик», — говорит Гиесс.

Неспособные выразить свои переживания, дети могут направить свое недовольство на других и даже на себя самих.

По словам Мазурек, у людей с аутизмом, особенно при ограниченных способностях к речи, «очень часто боль проявляется в ухудшении поведения или в росте случаев агрессии или самоагрессии».

Очень мало исследований было посвящено этой теме, но вполне возможно, что именно те виды поведения, которые создают впечатление нечувствительности к боли, например, сильное битье головой о поверхности или кусание руки, могут быть проявлением агонии.

Есть определенные доказательства того, что как минимум некоторые субтипы аутизма имеют биологическую основу для нечувствительности к боли. Например, люди с синдромом Фелана-Макдермида, генетической аномалией, которая часто сопровождается аутизмом, могут быть нечувствительны к болевым ощущениям. При попытках воспроизвести синдром у мышей, у них есть та же особенность.

Когда в 1966 году впервые был описан синдром Ретта, напоминающее аутизм расстройство, которое встречается главным образом у девочек, в статье упоминалась способность таких девочек терпеть даже сильный дискомфорт.

Читайте также:  Почему после снятия сглаза болит голова

В 2010 году впервые было проведено исследование боли при синдроме Ретта, в котором участвовали 646 семей из Австралии, Франции и других стран. Всего 65% родителей сообщили, что их дочери имели отсроченную или слабовыраженную реакцию на боль.

Некоторые дети с синдромом Ретта смеялись, а не плакали в случае травм. «Они могли сломать кость, а никто об этом даже не догадывался», — говорит ведущий исследователь, Хелен Леонард, эпидемиолог из Университета западной Австралии.

Переломы являются особой проблемой у девочек с этим синдромом, который снижает прочность костей. По словам Леонард, семьи и врачи девочек должны «постоянно быть начеку и не забывать о профилактике переломов». Ее команда сейчас работает над руководством по защите и лечению хрупкости костей девочек с этим расстройством.

Синдром Ретта вызван мутацией в MeCP2 — гене, который отвечает за экспрессию множества других генов. Исследования на животных показали, что MeCP2 помогает наладить восприятие боли в организме. Блокирование действия гена у крыс приводило к отсроченному восприятию боли при травме, что, возможно, объясняет отсроченную реакцию на боль у девочек с расстройством.

Некоторые исследования также указывают на возможную связь MeCP2 и аутизма, так что этот механизм может объяснять искаженную чувствительность к боли у некоторых людей с аутизмом, считает Леонард. Однако эта идея до сих пор остается чисто гипотетической.

Некоторые люди с аутизмом избавляются от многих источников боли, когда вырастают. Но ждать такого избавления непрактично. Вместо этого, родителям и врачам нужны улучшенные методы по определению и измерению боли у людей с аутизмом.

Для начала, ученые должны систематически исследовать боль среди людей с аутизмом, чтобы они смогли определить вариации чувствительности к боли и ее выражения во всем спектре аутизма.
Мур и Аллели говорят о своей заинтересованности в проведении исследований, комбинирующих психологические методы и сканирование мозга, чтобы проследить боль в нервной системе людей с аутизмом. Например, они хотят определить, регистрируют ли их нервные окончания боль иначе, или же мозг при аутизме иначе интерпретирует боль.

Другие ученые пытаются понять причинно-следственные связи между болью, медицинскими проблемами и психологическими особенностями. Эта работа поможет врачам облегчить боль людей с аутизмом, воздействуя на ее причины, даже если эти причины не только физические.

Лернер изучает, как люди с аутизмом выражают боль. Для этого он просит аутичных людей с развитыми речевыми навыками интерпретировать связанное с болью поведение у других людей в спектре. Цель исследования в том, чтобы научиться правильно расшифровывать поведение и мимику людей с аутизмом. О своем подходе он говорит так: «У кого еще спрашивать об этих особенностях, если не у экспертов?»

Тем временем, люди в спектре аутизма пытаются найти новые способы предотвратить или уменьшить чувство дискомфорта.

Например, Ноа научился распознавать причуды своего сенсорного мира и управлять ими. В общественных местах он часто носит наушники, чтобы контролировать уровень шума. По сравнению с детством, он больше не живет в оцепенении, так как благодаря правильному диагнозу он начал лучше понимать себя.

«Потребовалось много времени, чтобы я понял, как открыться своим ощущениям и чувствовать то же, что и обычный человек», — говорит он.

1: Rattaz C. et al. Pain 154, 2007-2013 (2013)

2: Allely C.S. Scientific World Journal 2013, 916178 (2013)

3: Moore D.J. Autism 19, 387-399 (2015)

4: Bird G. et al. Brain 133, 1515-1525 (2010)

5: Fan Y.T. et al. Soc. Cogn. Affect. Neurosci. 9, 1203-1213 (2014)

6: Cascio C. et al. J. Autism Dev. Disord. 38, 127-137 (2008)

7: Nader R. et al. Clin. J. Pain 20, 88-97 (2004)

8: Tordjman S. et al. PLoS One 4, e5289 (2009)

9: Tudor M.E. et al. Autism 19, 292-300 (2015)

10: Downs J. et al. Am. J. Med. Genet. A 152A, 1197-1205 (2010)

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

источник

Знаете, меня очень трогают детки, больные эпилепсией, раком, аутизмом и другими неизлечимыми (по мнению традиционной медицины) заболеваниями. Бедненькие, глядя на них сразу возникает вопрос: почему они болеют и как это исправить?

Лично я верю, что неизлечимых заболеваний не бывает. Процесс выздоровления в таких случаях зависит от родителей, от врачей, от методов лечения и самое главное: профессионализма и веры!

Этот материал мне попался на сайте по лечению аутизма. Надеюсь, он будет ценным для тех мам, кто потерял надежду или кто находится в поиске. А вообще, я считаю, что об этом нужно знать всем родителям. Знания, карман не тянут, как говорится. Статья большая, но ценная.

Удачного прочтения!

Опубликовано 15.03.2013
Перевод статьи врача-остеопата Шона Сентерса в журнале Autism Science Digest, апрель 2011 г., оригинал статьи
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/go.php?http://www.osteopathiccenter.org/autism2011.pdf

Любая модель медицинского лечения базируется на присущих ей убеждениях, точках зрения и теориях. Обычная медицинская модель сосредоточена на объекте заболевания, она учит, что пациент болен, нефункционален или сломан. В рассматриваемой модели, обязанностью специалиста является диагностика и «починка» пациента, наступление на болезнь, предотвращение рецидивов в будущем, а также снижение обременения всего населения. Как показывает опыт лечения аутизма, в виду отсутствия «магической пули», обычная медицина относит «битву» с этой болезнью к категории тех, что нельзя выиграть, оставляя врачам немного возможностей, выходящих за рамки управления состоянием.

А каков остеопатический подход к расстройствам аутического спектра? Прежде всего, вместо того, чтобы повесить ярлык «аутический ребенок» и соответствующим образом относится к пациенту, врачи-остеопаты выдвигают важное отличие, рассматривая пациента как ребенка, у которого наблюдаются симптомы аутизма. Остеопатия отталкивается от убеждения, что исцеление приходит изнутри и что задача врача состоит в том, чтобы помочь пациенту найти здоровье. Кроме того, остеопатия рассматривает детей, не зависимо от диагноза, как удивительных разумных существ, которым необходимо помочь в достижении максимального структурного, физиологического и эмоционального потенциала. Опираясь на три фундаментальных принципа, заложенных доктором Стиллом, остеопаты стремятся к нахождению наиболее эффективного подхода к лечению для каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание детские медицинские, психологические и духовные потребности, а также возраст и уровень развития. Все это требует внимательного отношения к симптомам, личной истории, психологическим и социальным факторам применительно к семье ребенка и ухаживающим за ним людям.

Остеопатический подход требует также достижения согласия в определении аутизма. С остеопатической точки зрения аутизм, прежде всего, является набором симптомов, характерным для подверженных ему детей, но не болезнью. Специалисты, работающие с детьми, отмечают четыре основные категории симптомов:

  • Нарушение способности к эффективной коммуникации. Данная категория включает в себя проблемы с экспрессивным языком (способность передавать свои идеи, чувства и потребности), а также трудности с восприятием (способность понимать и устанавливать связь, использовать вербальную и невербальную коммуникацию).
  • Сенсорная разбалансировка, проявляющаяся в повышенной или пониженной чувствительности к звуку, прикосновению, боли или свету. Когда дети с симптомами аутизма хлопают ладонями, закрывают уши, бьются головой, остеопаты склонны считать, что такое поведение является ответом на боль или аномальные сенсорные воздействия, а не результатом дисфункциональных психических расстройств.
  • Проблемы с аудиальной обработкой. Дети с симптомами аутизма, как правило, имеют нормальную остроту слуха, но демонстрируют пониженные способности к восприятию звуков и пониманию речи.
  • Желудочно-кишечные расстройства. Дети с симптомами аутизма часто рано начинают страдать от желудочно-кишечных расстройств, включающих в себя диарею и запоры. У таких детей также могут наблюдаться проблемы с кормлением из груди и повышенная чувствительность к пище или природным аллергенам.

Остеопаты также отмечают, что у многих детей с аутизмом наблюдаются изменения мышечного тонуса (гипотония) и нарушения моторных функций (диспраксия).

Многие из описанных симптомов (большей частью игнорируемых основным медицинским сообществом) также наблюдаются у родных братьев и сестер детей, у которых диагностируется классический аутизм. Это было отмечено в семидесятые годы психологом-новатором Бернардом Римландом, который сам был отцом ребенка с аутизмом.

Проводя исследования и глубокие интервью с семьями аутичных детей, доктор Римланд обнаружил, что у многих их «неаутичных» братьев и сестер наблюдаются похожие гипер- или гипочувствительности. Например, если ребенок с диагнозом «аутизм» демонстрировал крайне высокую чувствительность к громким звукам, у его родного брата или сестры могла наблюдаться такая же гиперчувствителность, но без проявления каких-либо других симптомов аутизма.

Доктор Римланд обнаружил, что у многих «неаутичных» братьев и систем также были и другие диагнозы или состояния, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство или эпилепсия. Доктор Римланд пришел к выводу, что у детей наблюдается то же самое расстройство, но проявляющееся на других уровнях и в другой степени тяжести.

Более того, то, что психиатры не принимали в расчет, относя к стереотипам поведения, на самом деле было признаками и симптомами, связывающими аутичных детей со многими детьми, страдающими от других состояний. Концептуализация аутизма как спектра нарушений, с тяжелым аутизмом с одной стороны и, возможно, с эпилепсией с другой стороны, привела врачей к тому, что они стали говорить в отношении подверженных детей о спектре симптомов аутизма, а не об аутизме, как таковом.

Цели остеопатического лечения и подход к лечению

Не смотря на то, что специфические причины или этиология расстройств аутического спектра остаются неясны, обычная медицина исходит из убеждения, что аутизм является генетически обусловленным расстройством, исключающим возможность существенного улучшения. С остеопатической точки зрения, согласно которой каждый ребенок с симптомами аутизма уникален, нашей целью является не «восстановление» или «излечение» аутического ребенка, а предоставление каждому ребенку возможности достижения своего оптимального потенциала.

Тем не менее, очевидно, что дети с серьезными симптомами могут достичь существенных улучшений. Некоторые дети через определенное время восстанавливают речь и коммуникацию. Другие дети могут не начать говорить, но демонстрируют прогресс в других областях. Наконец, некоторые дети демонстрируют такие значительные улучшения, что окружающие не могут даже догадаться о том, что когда-то им ставился диагноз «аутизм». Когда ребенок после восстановления возвращается специалисту, изначально диагностировавшему аутизм, тот неизменно отрицает, что у ребенка когда-либо была такая дисфункция, и утверждает, что изначальный диагноз был неточен или неверен. Это не удивительно, так как такая позиция отражает базовые убеждения превалирующей медицинской модели.

Согласно остеопатическому подходу к лечению симптомов аутизма, работа с пациентом начинается с детального изучения личной истории от рождения до текущего момента. Для врача-остеопата также очень важно установить действительный и значимый контакт с ребенком. Наблюдение за ребенком в игре и в состоянии комфорта способно предоставить ценную информацию об уровне его здоровья, стадии развития и отношении.

Кроме того остеопатия использует руки для пальпации внутренних движений в теле ребенка. Так как многие дети с расстройствами аутического спектра сопротивляются прикосновениям и могут отказываться ложиться на лечебный стол, особенно при наличии негативного опыта с другими специалистами или серьезной травмы внутри тела, врачу-остеопату, возможно, придется действовать очень осторожно.

Остеопатическое обследование и лечение следует начинать с всеобъемлющего и полного внимания на установлении значимого контакта с тканями под нашими руками, а также с сосредоточенности на лучших качествах ребенка (Что есть прекрасного в этом ребенке? Какой дар есть у этого ребенка?). Сначала можно выполнить вибрационную стимуляцию при помощи быстрых движений перкуссионного молоточка, или пальпировать тело, начиная с удаленных областей, таких как кисти рук и ступни.

Используя навыки пальпации, можно постепенно наладить «диалог» с тканями, и дети станут воспринимать прикосновение безопасным и позволять мануально лечить и расслаблять напряженные и зажатые области в теле. С этого момента мы распределяем наш подход по трем направлениям: движение, вещества и сознание. Каждое направление будет подробнее описано в следующих разделах.

Низкое качество движения у детей с симптомами аутизма

Вероятность наличия травмы при рождении в 12 раз выше у аутичных детей, чем у их неаутичных братьев и сестер. Стимуляция родов связана с родовыми травмами. В британском исследовании детей, родившихся в лондонской больнице, говорится, что аутизм у таких детей диагностируется в 21 раз чаще, чем у детей, родившихся в пригородах. Изучение больничных журналов показало, что политика больницы включала в себя проведение кесарева сечения за неделю до предполагаемой даты родов. Два других исследования в Швеции и Австралии не смогли найти генетические основы аутизма, но обнаружили высокую степень корреляции между родовой травмой и последующим развитием. В обоих исследованиях недоношенные дети исключались из выборки.

Нормальное рождение предполагает согласованные, действенные, непроизвольные сокращения, ведущие к прогрессивному цервикальному сглаживанию, расширению, спуску и рождению ребенка. Вместе с тем, если процесс родов не скоординирован, не эффективен и не естественен, или если схватки затянуты, осложнены и/или проблематичны, стресс может стать причиной травмы. Обычно, когда голова младенца во время родов спускается в тазовую область, лобковая кость оказывает давление на предлежащую часть черепа (обычно это затылочная область). Если силы превышают пределы прочности тканей, может возникать растяжение или искривление мягких тканей. Если кости черепа наезжают одна на другую, это, в свою очередь, может ограничивать венозные структуры внутри черепа и в результате приводить к снижению объемов кровоснабжения мозга.

Эти структурные изменения могут влиять на функции мозга и ствола мозга. Применение таких инструментов как щипцы или вакуумные экстракторы, не смотря на то, что это иногда спасает жизнь, впоследствии подвергает ребенка риску дисфункции костей черепа. Кроме того, когда голова ребенка появляется, шея оказывается сильно вытянутой. Акушеры, стремящиеся провести роды быстро, обычно игнорируют вероятность травм. В то же время, чрезмерное растяжение шеи чревато повреждениями мягких тканей в основании черепа.

Дисфункции краниальных костей, включая бесформенную голову (плагицефалия), часто обнаруживаются у детей с симптомами аутизма. Для истории болезни родители часто отмечают, что ребенок постоянно изгибает шею, как младенец, обладает повышенной чувствительностью в основании головы или отказывается носить головные уборы или стесняющую одежду. Долговременные исследования детей с плагицефалией указывают на более высокий риск возникновения последующий неврологических проблем и проблем развития (40% детей в 2000 году, согласно исследованию Вашингтонского университета) по сравнению с их одновозрастными братьями и сестрами.

У детей с симптомами аутизма травма задней части черепа, где первый шейный позвонок соединяется с черепом, приводит к зажиму шеи в основании черепа или затылочной части. Такое состояние, в свою очередь, ведет к повреждению трех групп мышц, образующих подзатылочный треугольник. Когда эти мышцы и их фасции сокращаются, они сжимают пространство, называемое яремным отверстием. Через эту область проходит несколько нервов, а также большая вена (яремная вена). Через яремную вену отводится 95% крови, поступающей из мозга. В случае зажатия яремного отверстия, объем крови, выводимый через яремную вену, уменьшается. Так как вводимый объем должен быть равен выводимому объему во избежание распухания мозга, при уменьшении оттока крови из черепа спинной мозг «приказывает» артериям уменьшить объем крови, поступающей в мозг.

Читайте также:  Пил фенибут болит голова

Мозг не распределяет кровь в равных количествах по всем зонам, распределение крови происходит в соответствии с особым порядком и в особой последовательности. Зоны в основании черепа (например, отвечающие за движения, дыхание и гормональную регуляцию) получают самые большие объемы крови, в то же время периферийные зоны (например, отвечающие за речь) получают меньше. Другими словами, для организма более важными функциями, чем речь, являются обеспечение работы сердца, обеспечение тела кислородом и метаболизм пищи. Таким образом, области, которые получают меньше крови, являются теми самыми зонами, которые страдают при аутизме.

Яремное отверстие содержит в себе точки выхода трех краниальных нервов (девятого, десятого и одиннадцатого). Дети, испытывающие раздражение девятого краниального нерва, часто демонстрируют ранние затруднения с кормлением из груди. Раздражение одиннадцатого краниального нерва может вызывать зажим шейных мышц, а в некоторых случаях – состояние, известное как кривошея (деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы с ее наклоном вбок и поворотом), при котором младенец склоняет голову на сторону.

Десятый краниальный нерв (блуждающий нерв) является одним из самых крупных нервов в теле и главным парасимпатическим нервом. Раздражение и сдавливание этого нерва способны вызывать проблемы широкого спектра, проявляющиеся в младенчестве как трудности в кормлении, постоянное и обильное срыгивание, диарея и, позже, запоры. Дети, у которых зажат этот нерв, также обычно рано начинают страдать от колик и боли в брюшной области.

Рассматривая расстройства аутического спектра с точки зрения функций мозга, можно заметить некоторые интересные корреляции (см. Рисунок 1). У детей с эпилепсией, например, мы находим очень быстрые нехарактерные мозговые волны, называемые гамма-ритмами (30-100 колебаний в секунду) в височных долях мозга и мозжечковых миндалинах. У детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности, мы обычно обнаруживаем замедление альфа-ритма (7-14 колебаний в секунду) в лобных долях и мозжечковых миндалинах. У детей с аутизмом обнаруживаются очень медленные (1-7 колебаний в секунду) дельта-ритмы в лобных, височных и предфронтальных областях и мозжечковых миндалинах.

Общее во всех описанных выше состояниях заключается в наличии объединяющей дисфункции в мозжечковых миндалинах. Более того, около 90% нервных импульсов, возникающих в мозжечковых миндалинах, приходят из блуждающего нерва или направляются в него. В сущности, дисфункция блуждающего нерва соответствует дисфункции мозжечковых миндалин. Мозжечковые миндалины связаны с эмоциями и агрессией. На самом деле, удаление мозжечковых миндалин у животных приводит к аутизмоподобным симптомам.

В идеале в теле должно быть небольшое превалирование парасимпатической функции (что также известно как релаксационный ответ). Однако если тело находится под воздействием хронического стресса, доминирует симпатическая функция (борьба или бегство).

Со структурной точки зрения, первой целью врача-остеопата должно быть восстановление движения в области яремного отверстия для уменьшения давления на блуждающий нерв. Приведение в состояние баланса симпатической системы и парасимпатической системы (также называемой автономной нервной системой) долго оставалось основной целью остеопатического лечения в соответствии с исследованиями пятидесятых и шестидесятых годов, подтверждающих благоприятное воздействие остеопатической мануальной терапии на автономную нервную систему.

Не смотря на то, что количественные сравнения симпатических и парасимпатических состояний затруднены, в этом может помочь измерение изменчивости сердечного ритма. В этом случае ежесекундно измеряется биение сердца. Когда ритм сердца ускоряется или замедляется, симпатическая нервная система доминирует, в то же время абсолютно ровный ритм свидетельствует о доминировании парасимпатической системы.

Мы проводили такой анализ для десятков аутичных детей и почти во всех случаях обнаруживали доминирующий гиперсимпатический выброс. Вместе с тем, после 4-5 сеансов монитор системы начинал отображать изменения, и мы отмечали явные перемены в гиперсимпатическом состоянии.

Рассмотрим пример, приведенный на трех последующих фотографиях. Обратите внимание, что зеленым цветом обозначен высокий уровень (сбалансированная автономная функция), синим цветом представлен умеренный уровень, красным – низкий уровень (автономная дисфункция). В приведенном примере четырехлетний мальчик с диагнозом «аутизм» четко демонстрировал гиперсимпатическую изменчивость в течение 94% времени (красный цвет).

После пятого остеопатического сеанса ребенок демонстрировал низкий уровень (автономную дисфункцию) только 28% времени (с колебаниями от умеренного до высокого парасимпатического показателя, или сбалансированную автономную функцию, изменяющуюся от низкого показателя 6% до комбинированных 72%).Это показательное улучшение коррелировало с субъективными изменениями к лучшему общих симптомов.

Вторым объектом изучения в детях с расстройствами аутического спектра являются вещества, т.е. то, что ребенок физически вносит в свое тело или токсины, перед которыми ребенок может быть беззащитен. Исследования остеопатов показывают, что гиперстимуляция блуждающего нерва в результате проблем во время рождения может приводить к чрезмерной чувствительности желудочно-кишечного тракта, который становится более восприимчив к различным вирусным и токсическим воздействиям. Если возникает дисфункция тканей желудочно-кишечного тракта, из кишечника в мозжечковые миндалины через блуждающий нерв направляются сигналы. Такие экстренные реакции вполне могут приводить к припадкам определенного типа, а также симптомам аутизма. Хорошо известна взаимосвязь между расстройствами желудочно-кишечного тракта и припадками, которые могут быть такими сильными, что их относят к абдоминальной эпилепсии.

Не смотря на то, что доктор Стилл ничего не писал об аутизме, он писал о детской эпилепсии, которая явно структурно и функционально близка к аутизму. Доктор Стилл писал следующее:

Ни один из авторов не дает указаний или какими-либо другими способами не подразумевает, что причина болезни кроется в нарушении прохождения крови, лимфы или других субстанций в абдоминальную область или из нее, страдающую из-за нарушения работы диафрагмы, которая может вызывать снижения потока крови в аорте, через которую поступает артериальная кровь, а также в полой вене, через которую возвращается венозная кровь. У больного наступает интоксикация. (Стилл «Философские и механические принципы остеопатии», 1892).

Доктор Стилл также советовал: «Будьте максимально обстоятельны, чтобы продвинуть третий, четвертый и пятый поясничный позвонки достаточно далеко вперед, чтобы предоставить свободное место для прохождения нерва и кровоснабжения в крестцовую и нижнюю брюшную области. …Заполните нижний кишечник жидкой кашицей, но не крахмалом, чтобы снять раздражение, вызываемое непереваренной пищей, так как это раздражение имеет много общего с конвульсиями у детей» (Стилл «Остеопатические исследования и практика», 1910).

Совет Стилла предрек результаты недавних исследований, согласно которым у 47 из 50 детей с аутизмом наблюдается значительная кишечная патология. После очищения кишечника дети демонстрировали существенные улучшение. На самом деле, жидкая кашица, о которой упомянул доктор Стилл – плохо перевариваемый препарат из овса, который в девятнадцатом веке использовался для очищения кишечника.

Со времен доктора Стилла состав детского питания, несомненно, очень сильно изменился. Качество питания ухудшилось в результате применения инсектицидов, пестицидов, неорганических удобрений, ГМО, добавок, консервантов, недопустимых сельскохозяйственных технологий, химических красителей и новых способов приготовления пищи, что привело к существенному снижению питательной ценности продуктов. Не смотря на то, что влияние этих изменений еще недостаточно изучено, ученые склоняются к выводу, что оно существует, по крайней мере, частично, и вызывается неправильным севооборотом, а также применением удобрений.

Когда из-за гиперфункции кишечного тракта возникает повреждение стенки кишечника, она становится более подверженной патогенным вирусам и бактериям, которые, в свою очередь, способны разрушить ферментную систему и вызвать усиленное размножение обычно присутствующих в данной области дрожжей и бактерий. Не смотря на то, что остеопатическое лечение посредством мануального воздействия на блуждающий нерв способно восстановить правильные неврологические функции, функциональные улучшения не устранят существующий дисбактериоз. По этой причине, важно также воздействовать напрямую на дисбактериоз и пищеварительную функцию.

Недавние исследования показали, что кишечный дисбактериоз может вести к неправильному расщеплению производных больших молекул белка. Данные исследования указывают на то, что высокий уровень морфиноподобных пептидов (неполное расщепление производных глютена, казеина и сои) может обнаруживаться у детей с расстройствами аутичного спектра. В нормальном состоянии при переваривании пшеницы или молока протеины в желудке расщепляются на пептиды, которые поступают в кишечник и там расщепляются ферментами на мельчайшие компоненты, называемые аминокислотами.

Аминокислоты являются строительным материалом для тела. Если работа ферментов нарушена, некоторые или все белки могу не расщепляться. Если пептиды не перевариваются, дети испытывают дефицит аминокислот. И, что более важно, большие пептиды, получаемые из сои, глютена и казеина способны попадать непосредственно в кровь из кишечника. Так как кровь не распознает эти пептиды, она начинает производить антитела против них и у детей это может вызывать аллергические реакции. Кроме того, пептиды способны стимулировать опиатные рецепторы, что в результате приводит ко многим типичным симптомам аутизма.

Врачи-остеопаты назначают анализ мочи пациента на предмет наличия нерасщепленных пептидов казеина и глютена. В случае их наличия, из диеты исключаются глютен, казеин и соя. В результате изменения состава диеты мы наблюдали существенные улучшения у детей с эпилепсией и симптомами аутического спектра. Для лечения дисбактериоза также может потребоваться очищение кишечника, лечение ферментами, использование пробиотиков и другие меры, связанные с питанием.

У детей с расстройствами аутического спектра многие из наблюдаемых моделей стереотипического поведения связаны с автономной разбалансировкой. При условии правильного остеопатического лечения структурных проблем, гиперчувствительность к прикосновению, звукам и свету часто проходит. Вместе с тем, это не является решением проблемы. Во многих случаях, когда мозг адаптируется к сенсорным нарушениям в течение многих лет, это не устраняет изначальную структурную дисфункцию, вызывающую адаптацию. Особенно это характерно для проблем со зрением. Многие дети с симптомами аутизма смотрят сбоку, избегают прямого взгляда. Для таких детей могут быть очень полезны призматические очки, заставляющие детей фокусировать зрение прямо, а также лечение у опытного специалиста по коррекции зрения.

В случае нарушений слуха ребенок может неправильно слышать окружающие звуки. Одна из ветвей блуждающего нерва уходит в ухо, обеспечивая восприятие. Патологии этого нерва способны приводить к патологическим реакциям на определенные последовательности звуков. Многие из аутичных детей плохо или неадекватно воспринимают высокочастотные звуки. Проблема состоит не обязательно в том, что такие дети не могут воспринимать высокие частоты, а в том, что они слишком чувствительны к звукам этого спектра. В таких случаях может помочь аудиальное перевоспитание, например, звуковая терапия Соманас или терапия Томатис. Эти виды лечения включают в себя фильтрацию и новое ознакомление с высокочастотными звуковыми последовательностями. В нашем офисе имеется специально спроектированный остеопатический стол, позволяющий работать со звуками во время остеопатического лечения.

Дети с симптомами аутического спектра могут быть также чрезвычайно чувствительны к свету и цвету. Флуоресцентное освещение и некоторые компьютерные мониторы могут вызывать у них вспышки и реакции. На таких детей способны позитивно влиять занятия со специалистом по развитию зрения. В таких случаях полезно подвергать детей воздействию света с изменяемой в последовательном порядке раз в занятие длиной волны или показывать на каждом занятии новый цвет из цветового спектра. Мы обнаружили, что приглушенное освещение и использование особых цветных фильтров способны успокаивать детей.

Возможно, самое важное в работе с детьми с нарушениями аутического спектра – это помнить о том, что мы лечим ребенка, а не расстройство или обозначение болезни. Врачи-остеопаты должны пытаться установить полноценный контакт с каждым ребенком. Если мы будем относиться к таким детям как к младенцам или обсуждать их в их присутствии, это окажет им плохую услугу. Дети очень восприимчивы и оправдают возлагаемые на них ожидания.

Недавно, девятилетний мальчик представился мне так: «Я необучаем, дислексик и Аспергер» (страдающий синдромом Аспергера). Я, естественно, ответил ему: «Здравствуйте, мистер Аспергер». Он объяснил мне, что Аспергер – это название болезни, которое делает его аутистом. (Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий). Когда я спросил его, как он узнал, что не способен учиться, он ответил, что он должен быть необучаем, потому что и его предыдущий врач и учитель говорили ему так, поэтому его перевели в класс для необучаемых детей. Когда же я заглянул в его историю болезни, то обнаружил там много несоответствий и множественные диагнозы, включая синдром дефицита внимания, синдром Туретта, а также обсессивно-компульсивное расстройство. Один из предшествующих специалистов даже фактически признался в том, что не знает, что происходит с этим ребенком. По первому впечатлению мы предположили, что у этого девятилетнего ребенка не было ничего из перечисленного. Он был удивительным человеком, как и все приходящие к нам пациенты.

Осмотрев его, мы обнаружили проблему с визуальным слежением, и не более того. Тогда мы решили посмотреть записи специалистов, обращая внимание на явные несоответствия. Мы заметили, что, например, человек, диагностировавший синдром Аспергера была школьным психологом, у которого не было профессионального образования и клинического опыта. Она поставила такой диагноз после часовой беседы, хотя в таких случаях требуется нейропсихологический тест, проводимый сертифицированным специалистом в течение 36 часов. Затем врач просто скопировал и перенес диагноз психолога. Мы предположили, что, возможно, врачи ошиблись, и у ребенка не было неспособности к обучению. Пациент был ошеломлен, узнав о том, что доктор или учитель могли ошибаться. В течение следующего года этот мальчик развивался удивительными темпами, и его самооценка повысилась до такой степени, что вряд ли кто смог узнать в нем прежнего ребенка. Фактически, к концу года учителя и система образования признали свою ошибку, переведя ребенка из класса для неспособных к обучению в класс для одаренных учеников.

С остеопатической точки зрения каждый ребенок одарен. Наша цель – раскрыть его таланты не зависимо от налепленных диагностических ярлыков. К сожалению, многие из идей, поддерживаемых главенствующей системой здравоохранения, прямо противоположны фундаментальным принципам и подходам остеопатической модели. Применительно к этим двум моделям, стоящим на собственных принципах, разве модель, поддерживающая единство личности, не лучше модели, которая условно предполагает самое худшее? Доктор Стилл считал, что первая модель лучше. Остеопатия учит нас указывать каждому ребенку путь к здоровью не зависимо от выявляемых нарушений, чтобы дети смогли раскрыть свой оптимальный потенциал.

источник