Меню Рубрики

Почему у ребенка болит голова после школы

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Читайте также:  Очень сильно болит голова и спина

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Ваш ребенок стал часто жаловаться на головные боли? Возможно, он слишком долго сидел за компьютером или забыл вовремя покушать, резко изменились погодные условия, началась простуда – причин на самом деле может быть довольно много. Однако чтобы решить эту проблему, необходимо определить главную.

Специалисты рекомендуют учитывать 3 момента:

— в каком месте болит голова;

— обстоятельства, вызвавшие ее.

К примеру, если человек устает или испытывает стресс, то боль перемещается снизу вверх, двигается от шеи к затылку, затем доходит до лба и останавливается в висках. В основном она проявляется слабо, носит ноющий и давящий характер.

У школьников головная боль может быть обусловлена скачками артериального давления. В переходном возрасте наблюдается гормональная перестройка, которая оказывает влияние на одновременное действие нервной и эндокринной систем.

У мальчиков чаще всего возникает повышение давления. При этом наблюдаются такие симптомы, как тошнота, затылочная боль и головокружение.

Девочки страдают от понижения давления, которое сопровождается головной болью в затылке или темени, кроме того может возникнуть обморочное состояние.

Довольно часто головная боль свидетельствует о появлении какого-либо инфекционного заболевания – корь, ОРЗ и так далее, или же хронического – нарушения в работе щитовидной железы, почек и многое другое.

Кроме того головные боли могут быть спутником аденоидам, гаймориту или же тонзиллиту.

Если жалобы на головную боль редкие, и вы считаете, что причиной этому могут служить стресс или усталость, уложите ребенка в постель, чтобы он немного отдохнул. Если при этом повысилась температура, необходимо дать ребенку лекарство с парацетамолом. В остальных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу, чтобы пройти все необходимые исследования, которые укажут на реальную причину головной боли.

Если школьник часто говорит о том, что у него болит голова, обязательно проверьте его зрение. В большинстве случаев головная боль вызывается близорукостью или астигматизмом.

Признаки близорукости выявить очень просто: ребенок прищуривается, если желает увидеть предмет, который находится вдали. Астигматизм определить сложнее, поскольку довольно длительный период времени он может не проявляться.

Запишите ребенка на прием к офтальмологу, который проведет комплексное обследование глаз. Затем по его результату врач назначит лечение или же использование линз, очков. При успешном лечении зрения головная боль проходит самостоятельно.

Часто головная боль перерастает в отдельное заболевание под названием мигрень, которая возникает в результате наследственных нарушений в некоторых областях мозга. Если в семье есть хоть один человек, страдающий мигренью, то вполне возможно, что и ребенок будет страдать от этого заболевания. Впервые она может проявиться в возрасте 7 лет. Однако чаще всего она обуславливается гормональными изменениями, происходящими в организме школьника.

Отличия мигрени от обычной головной боли:

— мигрень сопровождается тошной и рвотой;

— боль быстрыми темпами набирает свою интенсивность;

— любое движение может усиливать боль;

— в глазах может быть помутнение, в ушах шум.

Останавливать приступ мигрени необходимо при первых симптомах. Для этого подойдет любой препарат на основе парацетамола, а также различные чаи на травах. Уложите школьника в постель, закройте шторы, на лоб можно положить полотенце, смоченное в прохладной воде. Тишина и покой легко справятся с мигренью.

Помимо этого можно обратиться за помощью к психологу, который поможет научиться расслабляться. Не забывайте следить за рационом питания и расписанием дня вашего ребенка: здоровая пища, а также прогулки на свежем воздухе станут прекрасной профилактикой любой головной боли.

источник

Многие думают. что головная боль #8212; это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети. особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга. на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника. к мануальному терапевту.

Одна из причин #8212; нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода . При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого #8212; головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Другая причина #8212; вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль #8212; это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника. из-за усиленных занятий в школе, недосыпания #8212; то есть как следствие #171;усталости мозга#187;.

Третья причина #8212; последствия травм и ранений черепа и головного мозга. когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие #8212; головные боли.

Четвертая причина #8212; очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах. рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда #8212; к счастью, все-таки чаще #8212; эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора #171;стреляет#187; высокочастотным альфа#8212; и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие #8212; головную боль, снижение памяти. усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна #171;висеть#187; над книгой, расстояние до книги #8212; не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к #171;усталости глаз #187;, которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки #8212; проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста .

Как избежать осложнений при ссадинах и порезах

Дети обожают бегать, кататься на велосипеде и лазать по деревьям. Это служит нескончаемым источником ссадин и царапин, причем часто они загрязнены и легко нагнаиваются. Такую неприятность можно легко предотвратить.

Чаще всего болит голова у первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников наиболее трудных классов. Головная боль — симптом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку. Такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как тупая, давящая, распирающая.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение ребенка уже с утра. Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. Болеутоляющая таблетка (которой так часто родители пытаются излечить ребенка от боли) лишь облегчит состояние ненадолго, но от причины боли не избавит. По наблюдениям врачей, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее. Если у ребенка после уроков болит голова, родители должны обратиться к врачу-неврологу.

Как правило, врач советует уменьшить нагрузки, а для того чтобы повысить устойчивость организма ребенка к стрессам, назначит лечение.

Почему-то родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают, что, если в течение 10 дней учеба не вызывает хронического утомления, у школьника нормализуется самочувствие, даже иное отношение к учебе может появиться. А эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Если головные боли не проходят, надо приступать к лечению. Врачи головную боль напряжения обычно лечат немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом, который помогает ребенку снять эмоциональный стресс, и метод биологической обратной связи, когда ребенок под руководством врача учится расслабляться.

Когда же использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам. Источник: med2c.ru

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с головной болью. Взрослые знают, что это – неприятное явление. Но головные боли могут беспокоить и детей, иногда это бывает с рождения. Как же их распознать? Когда бить тревогу и нужно ли лечить? Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.

Головная боль у детей. Фото – depositphotos.com

Классификация головной боли обширна и разнообразна. Всех причин здесь перечислить не получится, рассмотрим самые распространенные:

Сегодня детям часто ставят диагноз «гипертоническая болезнь». Она характеризуется повышенным тонусом сосудов, у некоторых детей заболевание появляется вскоре после рождения. Сужение сосудов ухудшает кровоснабжение всех органов, в том числе и головного мозга. Спровоцировать это может изменение погодных условий, перепады давления, стрессовые ситуации, иногда – родовая травма.

Мигрень является наследственной патологией. Считается, что она передается вместе с определенным генов по материнской линии. Характерной чертой мигренозных болей является пульсация в одной половине головы, которая сопровождается тошнотой или головокружением. Ученые предполагают, что причиной этой патологии является недостаток гормона радости (сератонина) в организме.

Они могут появиться после простуды, инфекционного заболевания (свинки) и при заболевании шейного отдела позвоночника. При этом поражается тройничный нерв, который и нервирует лицо. Невралгическую боль можно характеризовать как короткие удары тока, повторяющиеся периодически. Их провоцируют и усиливают кашель, чихание, повороты головы. Дополнительным симптомом может быть непроизвольное сокращение мышц лица.

Дети часто падают, что связано с их большой подвижностью и любопытством, поэтому удары головой – привычное явление в этом возрасте. Родители могут заметить потерю сознания после падения, ссадину или шишку. Но иногда головная боль может беспокоить ребенка и при незначительных ушибах, на которые взрослые не обратили внимания.

Дети постарше могут пожаловаться не только на боль, но и потемнение в глазах, а совсем маленькие становятся капризными, беспокойными. Головная боль может сопровождаться выбуханием родничка и запрокидыванием головы назад.

Взрослые люди испытывают головную боль после напряженного трудового дня, стрессовой ситуации или в шумной обстановке. Такие боли называются головными болями напряжения. Он характерны и для детей. Громкая музыка, долгое пребывание в шумном коллективе, беспокойные игры – все это может спровоцировать боль в голове. Стрессовые ситуации (разлука с мамой, поход в детский сад, скандал в семье) могут также отрицательно повлиять на ребенка и вызвать головную боль.

Такая боль не бывает сильной, но она монотонная и продолжительная.

Неужели из-за еды может болеть голова? Да, особенно это касается детей. «Неправильная» пища, к которой можно отнести полуфабрикаты, колбасные изделия, чипсы и фаст-фуд богата пищевыми добавками. Многие из них влияют на тонус сосудов, сужают их и провоцируют повышение давления. Количество всех этих веществ для взрослого человека не велико, однако детский организм слаб и мал, поэтому на него оказывается сильное влияние.

На грудных детей влияет большое количество раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие запахи, высокая и низкая температура и т. д. Малыш не может пожаловаться, он лишь плачет и беспокоится. Заподозрить, что у ребенка болит голова, можно, если он трется головкой о подушку, запрокидывает ее назад, зажмуривает глазки, дотрагивается руками до головки.

Для того чтобы избавиться от боли, необходимо устранить причину ее появления. В противном случае она будет возвращаться вновь и вновь. Давать ребенку постоянно болеутоляющие таблетки нельзя, тем более что в младшем возрасте можно использовать только парацетамол и ибупрофен.

Когда голова болит из-за простуды или гриппа, все пройдет после выздоровления. Главное – лечить основное заболевание.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить головную боль при менингите, которая сопровождается высокой температурой, рвотой, заметным ухудшением состояния ребенка. В этом случае единственно верным решением будет вызов скорой, поскольку домашних средств от менингита не существует, а промедление в данной ситуации может привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.

Если же ребенка беспокоят частые головные боли, стоит проконсультироваться с врачом-невропатологом. Возможно, у малыша обнаружится сосудистая патология, которая требует адекватного лечения. Невралгические боли лечатся физиотерапевтическими процедурами (УВЧ и т.п.)

Если ребенок периодически жалуется на головные боли, родители могут попытаться принять такие меры :

  • Ребенок должен питаться правильно. Не стоит кормить его колбасой и чипсами, даже если он их очень любит. Рацион ребенка должен включать супы, каши, достаточное количество фруктов и овощей.
  • Детям необходимо соблюдает режим дня. Здоровый сон – залог бодрости и хорошего настроения не только у взрослых, но и у детей.
  • Если у ребенка заболела голова, стоит вывести его на прогулку. Иногда причиной боли может быть недостаток кислорода и духота.
  • Детям не стоит долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать громкую музыку, часто посещать аттракционы. Все это приводит к переутомлению нервной системы и появлению головной боли.
  • Если ребенок упал и ударился головой. к месту ушиба необходимо приложить лед. В течение нескольких дней малыша стоит оберегать от шума, яркого света и подвижных игр.
  • Детям, склонным к перевозбуждению, можно заваривать чай с мятой и ромашкой.
  • Ребенок получил сильную травму головы.
  • Головная боль возникла после отита или синусита.
  • Голова болит после физической нагрузки или утром.
  • Головная боль сочетается с тошнотой, рвотой, судорогами, повышением температуры или потерей сознания.
Читайте также:  От чего болит одно полушарие головы

Для постановки верного диагноза может понадобится не только консультация невропатолога, но и осмотр окулиста. При необходимости врач назначит общий анализ крови, ЭЭГ (электроэнцефалографию) и компьютерную томографию.

источник

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

Ваш ребенок стал часто жаловаться на головные боли? Возможно, он слишком долго сидел за компьютером или забыл вовремя покушать, резко изменились погодные условия, началась простуда – причин на самом деле может быть довольно много. Однако чтобы решить эту проблему, необходимо определить главную.

Специалисты рекомендуют учитывать 3 момента:

— в каком месте болит голова;

— обстоятельства, вызвавшие ее.

К примеру, если человек устает или испытывает стресс, то боль перемещается снизу вверх, двигается от шеи к затылку, затем доходит до лба и останавливается в висках. В основном она проявляется слабо, носит ноющий и давящий характер.

У школьников головная боль может быть обусловлена скачками артериального давления. В переходном возрасте наблюдается гормональная перестройка, которая оказывает влияние на одновременное действие нервной и эндокринной систем.

У мальчиков чаще всего возникает повышение давления. При этом наблюдаются такие симптомы, как тошнота, затылочная боль и головокружение.

Девочки страдают от понижения давления, которое сопровождается головной болью в затылке или темени, кроме того может возникнуть обморочное состояние.

Довольно часто головная боль свидетельствует о появлении какого-либо инфекционного заболевания – корь, ОРЗ и так далее, или же хронического – нарушения в работе щитовидной железы, почек и многое другое.

Кроме того головные боли могут быть спутником аденоидам, гаймориту или же тонзиллиту.

Читайте также:  От чего болит одно полушарие головы

Если жалобы на головную боль редкие, и вы считаете, что причиной этому могут служить стресс или усталость, уложите ребенка в постель, чтобы он немного отдохнул. Если при этом повысилась температура, необходимо дать ребенку лекарство с парацетамолом. В остальных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу, чтобы пройти все необходимые исследования, которые укажут на реальную причину головной боли.

Если школьник часто говорит о том, что у него болит голова, обязательно проверьте его зрение. В большинстве случаев головная боль вызывается близорукостью или астигматизмом.

Признаки близорукости выявить очень просто: ребенок прищуривается, если желает увидеть предмет, который находится вдали. Астигматизм определить сложнее, поскольку довольно длительный период времени он может не проявляться.

Запишите ребенка на прием к офтальмологу, который проведет комплексное обследование глаз. Затем по его результату врач назначит лечение или же использование линз, очков. При успешном лечении зрения головная боль проходит самостоятельно.

Часто головная боль перерастает в отдельное заболевание под названием мигрень, которая возникает в результате наследственных нарушений в некоторых областях мозга. Если в семье есть хоть один человек, страдающий мигренью, то вполне возможно, что и ребенок будет страдать от этого заболевания. Впервые она может проявиться в возрасте 7 лет. Однако чаще всего она обуславливается гормональными изменениями, происходящими в организме школьника.

Отличия мигрени от обычной головной боли:

— мигрень сопровождается тошной и рвотой;

— боль быстрыми темпами набирает свою интенсивность;

— любое движение может усиливать боль;

— в глазах может быть помутнение, в ушах шум.

Останавливать приступ мигрени необходимо при первых симптомах. Для этого подойдет любой препарат на основе парацетамола, а также различные чаи на травах. Уложите школьника в постель, закройте шторы, на лоб можно положить полотенце, смоченное в прохладной воде. Тишина и покой легко справятся с мигренью.

Помимо этого можно обратиться за помощью к психологу, который поможет научиться расслабляться. Не забывайте следить за рационом питания и расписанием дня вашего ребенка: здоровая пища, а также прогулки на свежем воздухе станут прекрасной профилактикой любой головной боли.

источник

«Как может голова болеть? Это же кость!» – шутим мы порой. И пребываем в уверенности, что головная боль – «удел» взрослых. На самом деле 80 % неврологических жалоб у подростков связаны как раз с тем, что во время перестройки организма, с учетом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок, юноши и девушки страдают от головной боли. Бывает она и у грудничков, и у детей младшего школьного возраста.

Чем вызваны головные боли у детей? Всегда ли нужно обращаться к врачу? Не провоцируют ли ситуацию дополнительные нагрузки? Об этом мы спросили детского невролога медицинского центра «Любимый доктор» Елену Разнорович.

Чаще всего встречаются у подростков и связаны с разбалансировкой вегетативной нервной системы. Той, которая отвечает за слаженную работу всех органов и систем. Усугубляется ситуация наследственным фактором, перегрузками, внешними причинами (например, при перепадах атмосферного давления, смене погоды).

Где болит? В разных частях головы (лоб, висок, темя). Боль может быть разной по характеру (пульсирующая, давящая, колющая), связана или не связана с временем суток, различная по своей интенсивности (от легкой до выраженной).

Причина. Предрасположенность к вегетососудистой дистонии передается по наследству. Но реализуется ли она в выраженное состояние, зависит от многих факторов: образа жизни, сильных стрессов и т. д.

Очень интенсивная доминирующая головная боль. Определить, что ее спровоцировало, дети, как правило, затрудняются.

Где болит? Чаще всего односторонняя, но в детской практике может не иметь четкой локализации. Бывает пульсирующая, распирающая, практически всегда сопровождается тошнотой, свето- и звукобоязнью. Нередко – рвотой, которая приносит облегчение. Затем следует глубокий сон от 2 до 5‒8 часов. Ребенок просыпается полностью здоровым.

Причина. Теорий возникновения мигрени много. Но все они сводятся к единому мнению: в развитии таких состояний всегда имеет место наследственность.

Такая боль не беспокоит ребенка, когда он отдохнувший, у него снижены нагрузки. Не совмещена с другими признаками. Является одной из первых и основных жалоб. Но при этом ребенок может отвлекаться, играть, смотреть телевизор. По шкале от 1 до 10 интенсивность – 5.

Где болит? Головная боль давящего или сжимающего характера, по типу обруча. После отдыха проходит. Чаще бывает во второй половине дня (после 2–3-го урока и дальше, во вторую половину недели и дальше). На каникулах и выходных, как правило, не беспокоит.

Сталкиваясь с проблемой перегрузок у детей, родители нередко стоят перед выбором: нагружать ли и без того занятого в школе ребенка дополнительными занятиями? Ответ специалиста однозначный: да.

Когда же головная боль должна стать поводом для обращения за медпомощью?

  • Если головные боли не имеют четких причин (ребенок не болеет с температурой, не готовится к экзаменам, не было никаких ссор или происшествий, которые бы вызывали сильные переживания);
  • головные боли частые (несколько раз в неделю);
  • головные боли мешают привычной жизни.

Помогают при болях, которые связаны с образом жизни, нагрузками. Лучше, чем сам человек, боль не почувствует ни один доктор. Кому-то приносит облегчение холодное полотенце на лоб, кому-то просто отдых. Некоторым помогает горячий сладкий чай.

Правильная организация жизни ребенка – 50 % успеха в лечении головных болей. Ни одна таблетка не сможет помочь, если чадо «зависает» в гаджетах до двух ночи, а в семь утра еле-еле просыпается и идет с тяжелой головой в школу.

  • Препараты, регулирующие работу вегетативной нервной системы и снимающие психоэмоциональное напряжение;
  • витамины группы В;
  • сосудистые препараты (снижают мышечное напряжение), венотоники;
  • физиотерапевтические процедуры и др.

Для каждого ребенка подбирается индивидуальная схема лечения в зависимости от сопутствующих жалоб.

Если головная боль стала часто беспокоить вашего ребенка, не стоит отмахиваться. Причин ее проявления может быть множество: от соматических проблем до сильного стресса. В любом случае это призыв о помощи, который нельзя игнорировать. Если головная боль стала постоянным спутником, с ней надо научиться «дружить». В этом готовы помочь детские специалисты.

источник

По международной классификации существует 162 разновидности головной боли, объединенные в 13 групп. В большинстве своих случаев причины головных болей у подростков не связаны напрямую с заболеваниями головы.

Своевременное диагностирование заболевания, имеющее свое проявление в виде болевых ощущений в той или иной части головы, важно для последующего эффективного лечения.

У подростков, как и у взрослых, причинами болей в голове могут быть следующие факторы:

  • заболевания сосудов;
  • несбалансированный рацион питания;
  • мигрень;
  • невралгические заболевания;
  • травмы головы;
  • стрессы, перенапряжения и психологические проблемы.

У подростков из всех заболеваний сосудов наиболее часто встречается гипертоническая болезнь. Она развивается вследствие нарушения кровообращения в головном мозг.

Значительные перепады кровяного давления вызывают сужение сосудов, при этом питание органов и систем организма становится недостаточным.

Гипертоническая болезнь может наследоваться подростком от родителей, обострятся при изменении погоды, усталости и расстройствах сна. Как профилактика данного заболевания рекомендуются здоровый образ жизни, соблюдение режима дня и полноценное питание.

Организм подростка находится в состоянии развития и формирования. Некоторые продукты, которые у взрослого человека не вызывают каких-либо проблем со здоровьем, у подростка могут спровоцировать сужение сосудов и головные боли.

Технология производства мясопродуктов допускает использование нитритов в роли консервантов, а они стимулируют сужение сосудов.

Сосудосужающим эффектом обладают и следующие вещества: тирамин, аспарам, хлорид и нитрат натрия. Все продукты, в которых присутствуют данные вещества, желательно исключить из рациона подростков.

Как считают специалисты, вызывающий мигрень ген с большой вероятностью передается по материнской линии. Вылечить полностью мигрень в наше время пока невозможно, но можно ослабить ее проявление.

Полноценный отдых на свежем воздухе, свежие соки черной смородины и калины, отвар зверобоя способствуют уменьшению болевых симптомов при приступах мигрени. Перед сном рекомендуется делать расслабляющий массаж головы.

В этом случае головная боль вызвана воспалением тройничного нерва. Боль характеризуется внезапностью, периодичностью и усилением при резких движениях головы.

Хороший результат воспаления тройничного нерва показали прогревающие процедуры (УВЧ, солюкс, мешочки с песком#8230;). Инфекционные заболевания и проблемы с шейными позвонками также могут вызвать воспаление нервных окончаний и проявляться в виде головной боли.

Подростки достаточно подвижные и активные индивидуумы. Травмы головы в их возрасте #8212; распространенное явление.

Если через несколько дней после случившегося ушиба или удара головой у ребенка изменилось самочувствие, поведение и общее состояние организма, однозначно травмирован и головной мозг. Обязательно для предотвращения непоправимых изменений следует обратиться к невропатологу.

Известное выражение #171;Все болезни от нервов#187; имеет долю правды. В стрессовом состоянии уменьшается содержание серотина и эндорфина в крови, что не может сказываться на здоровье молодого организма.

Негативные эмоции, подавленное психологическое состояние провоцирует появление ноющей монотонной головной боли. В этом случае помогут слабые успокоительные средства и здоровая психологическая атмосфера в семье и подростковом окружении.

Подростковый возраст — большое испытание для организма ребенка, всех его органов и систем. Заканчивается функциональное созревание головного мозга, вегетативной нервной системы.
Эти процессы идут на фоне гормональной перестройки, и нередко те нарушения в работе органов и систем организма, которые были спрятаны до поры до времени, начинают проявлять себя: где тонко, там и рвется. Поэтому не удивительно, что именно в периоде пубертата увеличивается заболеваемость, лидирующие позиции занимают болезни органов пищеварения, дыхания и нервной системы.

Одним из наиболее частых заблуждений не только родителей, но и врачей является недостаточно серьезное отношение к головной боли у подростков. Действительно, часто считается, что это приспособительная реакция организма к «перестройке», поэтому не требуется обследования и лечения. Любое болевое ощущение — это защитная реакция организма, сигнал тревоги, игнорирование которого приводит к серьезным последствиям. Ведь при зубной боли в периоде пубертата родители ведут ребенка к врачу и не объясняют ее «перестройкой зубов», их приспособительной реакцией к взрослению.
Головная боль имеет тот же механизм, организм сигнализирует о неблагополучии. Не обязательно, что головная боль — следствие только неврологических проблем, но обязательно требует обследования и лечения у врача.

Часть психологических проблем (а это нередкость у подростков) компенсируется не только при посещении психолога, но и при адекватном отношении родителей, при возможности «проговорить» проблему с близким, понимающим человеком. В случае каких-либо болевых ощущений или при других симптомах неблагополучия нужно вовремя обратиться к врачу, не списывая возникшие нарушения на период взросления.

Генеральная уборка организма: как избавиться от шлаков и токсинов с минимальными затратами

Сил радоваться жизни совсем не осталось? Лицо приобрело устало-землистый оттенок? Настроение меняется, как дуновение майского.

  • Какие эфирные масла успокаивают и снимают стресс
  • Как распознать симптомы пиелонефрита
  • Как избавиться от стоматита в домашних условиях
  • Что такое глютен

    C этой статьей
    также смотрят

    Забыли пароль?
    Еще не зарегистрированы?

    У кого еще есть такая проблема и как вы с ней справляетесь? Моей дочери 12 лет. Вот уже года два она страдает от сильных головных болей. Думала лукавит — нет, иногда ее просто шатает из стороны в сторону. Приходится пропускать школу и важные мероприятия. Делали томограмму головного мозга — вегетососудистая дистония. Лечимся у хорошего гомеопата, но помогает очень слабо. Обливаемся контрастным душем. Лекарственные препараты стараюсь без нужды не давать. Может у кого-то есть положительный опыт борьбы с этой напастью?

    Странно, что вы лечитесь у гомеопата и игнорируете официальную медицину. Заболевание это не опасное, лечения горой препаратов не требуется. ВСД бывает нескольких типов. Для всех типов ВСД полезен массаж, водные процедуры (душ Шарко, йодобромные ванны, плавание в бассейне), физиотерапия. Остальное лечение подбирается врачом индивидуально в соответствии с Вашим типом дистонии и направлено оно в основном на облегчение симптомов. Какой тип ВСД у Вашего ребенка?

    Если шатает это нарушение вестибулярного аппарата, с этим не шутите. Какая именно головная боль: давящая, приступообразная, односторонняя или занимает всё полушарие? и какая её продолжительность? всд у многих детей, померяйте давление, оно может быть разным с обеих сторон, возможно это ущемление нерва. К невропатологу нужно. Не болейте!

    Есть. у моей жены с 13 лет ВСД. Было. Хотьба (до 2-х часов в день), суставная гимнастика и ипликатор Кузнецова под спину перед сном (или ипликатор Ляпко — полоса, но он более колючий).

    Так бывает, когда подросток начинает ресзко расти вверх или образ жизни. не тот.

    Суставная гимнастика Норбекова есть в интернете, видео, все подробно, не сложно, но относиться к ней надо, как к чистке зубов- регулярно, пока свои дети не появятся.

    Когда Аннушка ее забрасывает, головные боли и. э-э-эээ. больно в период первых красных дней. Как снова береться- все отлично.

    Анна, могу сказать тоже самое, что и Настя, только не по рассказам, а лично от себя. Такой же диагноз, такая же общая картина — пропуск школы, головный боли, всд. Длилось все это безобразие года полтора, потом благополучно прошло. Особо ничем не лечили, помню только хороший препарат невропатолог прописала — Магне Б6, вот его попейте точно, это витамины, не навредят.

    Спасибо. Правильные витамины — хороший совет. Думала ребенок манипулирует этой темой (хотя слегка, конечно, манипулирует), но вот сейчас лето, все на подъеме, а она киснет. Давала хорошие витамины Маранол, они натуральные, из пантов марала, слегка только эффект был. Гомеопат говорит, что театральная студия прекрасно действует, что всд — это психосоматика. Мы ходим.

    Анна, знаю девочку, которая весь переходной период страдала от такой же напасти — головные боли были сумашедшим и причина тоже вегетосососудистая. Не помогало толком ничего все лекарства давали временный эффект и то ненадолго.

    Все прошло вместе с переходным возрастом к 17-18 годам — этот кошмар закончился.

    Спасибо, Насть, не очень утешительный прогноз — ближайшие пять лет такого кошмара.

    Есть, но для этого нужно пройти комплексный курс леченияя, и без лекарственных препаратов и физиопроцедур никак, но перед этим обследование: и рентгун, и томограмма, и реограмма, и анализы всячиские.

    У меня приступы были такие, что в глазах темнело и буквы забывала, даже слова простые не могла вспомнить. В 15 лет пролечилась и на 3 года вообще забыла о головной боли. Сейчас иногда такая мигрень появляется, но не сильная, и таблетка цитрамона и отдых спасают.

    Да делали анализы, и самый лучший педиатр в городе сказал в приватной беседе, что могу, конечно, выписать гору препаратов, но залечите девчонку, почки и печень посадите. Саш, как у тебя с побочными эффектами?

    источник