Меню Рубрики

Плакала и болит голова в школу

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Когда мы переживаем, запускается каскад физиологических реакций – организм приходит в состояние стресса. При этом учащаются сердцебиение и дыхание, повышается концентрация внимания, усиливается мышечный тонус – организм делает все, чтобы быстро и эффективно отреагировать на неординарное событие. Это возможно благодаря работе главного стрессового гормона – кортизола, который выделяется надпочечниками в ответ на тревожные сигналы головного мозга.

Кортизол управляет молекулами – передатчиками сигнала в головном мозге – нейромедиаторами. Эти молекулы запускают или тормозят физиологические реакции: в том числе и выработку слез, бегущих по щекам. Один из таких нейромедиаторов – ацетилхолин – регулирует секрецию большей части желез в организме: он управляет слюнными, потовыми и пищеварительными железами. Он же стимулирует выработку слезы в слезных железах, которые расположены под бровной дугой во внешних уголках глаз.

По сути, стресс и слезы – это защитные механизмы нашего организма.

Слезы могут быть трех типов:

  1. Базальные слезы: продуцируются постоянно и увлажняют глазное яблоко, вымывая небольшие соринки.
  2. Рефлекторные слезы: срабатывают как защитный механизм при раздражении в области глаз.
  3. Эмоциональные слезы: запускаются от избытка чувств (как позитивных, так и негативных).

Все три вида несколько отличаются по составу, но что бы ни провоцировало процесс, проходит он одинаково: слезная железа производит слезу, она по слезному канальцу попадает в глаза и омывает их при моргании. Затем по другим канальцам во внутренних уголках глаз слезы оттекают в носовую полость. В этот момент слизистая полости носа активно кровоснабжается и развивается отек, который ощущается как заложенность в носу.

Связь между рыданиями и возникновением головной боли достаточно запутанна: специалисты предлагают несколько теорий ее развития. Все зависит от типа головной боли.

Как правило, слезы, связанные с эмоциональным переживанием, вызывают головные боли напряжения – самые частые из всех вариантов головной боли. Именно такие начинаются в конце тяжелого рабочего дня. Несмотря на распространенность, точные причины ее развития до сих пор неизвестны, скорее всего, это повышенная чувствительность к болевым стимулам .

Такая боль обычно двусторонняя, как будто тиски умеренной силы монотонно давят в лобной или затылочной области головы. Она не сопровождается тошнотой или дискомфортом от света, что отличает ее от другого типа головной боли – мигрени.

Стресс, который часто сопровождается плачем, – один из главных триггеров для запуска приступа мигрени. У предрасположенных к ее развитию людей мозг особенно чувствителен к уровню нейромедиаторов и других веществ: при нарушении этого равновесия запускается болевой приступ. Обычно это односторонние, пульсирующие боли, терпеть которые достаточно сложно. Приступы сопровождаются неприятными ощущениями: тошнотой или рвотой, повышенной чувствительностью к свету или звукам.

Триггером, кстати, может стать как сам стресс, так и расслабление после него. Важно понимать, что любой вызывающий мигрень фактор – это всего лишь провокатор, а не причина. Мигрень считается генетически обусловленным заболеванием, в развитии которого виноваты нарушения в нескольких генах.

Остальные головные боли – так называемые вторичные – развиваются на фоне какого-либо состояния.

Длительный плач может сказаться на работе синусов или пазух – воздухоносных полостей, которые располагаются в лицевой части черепа и сообщаются между собой. Так как в момент течения слез развивается отек слизистой носа и начинается ринорея – выделение секрета, который мы непрозаично называем соплями, – проходимость воздуха в полостях нарушается. Возникает чувство заложенности, которое может перейти в тупую боль в области щек и лба.

Этот вариант возникновения боли связан с перенапряжением мышц верхнего плечевого пояса: когда мы плачем, напрягаются мышцы шеи, области лба и затылка. Если плакать долго и с чувством, напряжение может сохраниться, даже когда мы уже успокоились, и привести к головной боли.

Прежде всего нужно отдохнуть. Перспектива провести целый день в кровати, мучаясь от боли, не слишком привлекательна, поэтому стоит ускорить восстановление.

Начать можно с холодных или теплых компрессов комфортной для вас температуры. Положите их на затылок, в область шеи или на лоб: они могут сработать как отвлекающий маневр для нервных окончаний, за счет этого они перестанут постоянно передавать сигналы о болевых импульсах. Еще один хороший вариант успокоиться – принять горячий или холодный душ, как вам больше нравится.

При заложенности носа промойте его солевыми растворами, чтобы избавиться от соплей. Можно закапать в нос сосудосуживающие капли: они снимут отек и восстановят свободное дыхание.

Если вы чувствуете напряжение в мышцах шеи или верхней части спины, отличным лечением станет сеанс массажа от опытного специалиста. Массаж снимет напряжение и спазм в мышцах, нормализует кровоток, после чего уйдет и боль. Попробуйте самомассаж: разотрите мышцы в области плеч и у основания шеи.

Для снятия головной боли могут быть полезны различные мануальные терапии: например, акупунктура . Если вам не хочется, поплакав, идти на сеанс нетрадиционной медицины, можете сами воздействовать на триггерную точку He Gu, или LI4 : она расположена в подушечке между указательным и большим пальцем. Эта активная точка – скопление нервных окончаний, помассировав которую вращательными движениями можно облегчить головную боль.

Если отдых и вышеперечисленные приемы не принесли облегчения, примите простые безрецептурные препараты (такие как ибупрофен, парацетамол, аспирин). Но не нужно злоупотреблять обезболивающими средствами – это может вызвать лекарственно индуцированную головную боль.

Иногда слезы лишь один из провокаторов головной боли, который можно воспринимать как тревожный сигнал организма. Если приступы возникают чаще раза в неделю, проконсультируйтесь с неврологом.

источник

Добрый вечер! Давно интересует этот вопрос. Сын учится в 7 классе, и очень многие одноклассники спокойно ходят в школу с температурой, кашлем, болью в животе и так далее. Непонятно, для чего родители отправляют заболевших детей в школу? В чем смысл? Ведь лучше оставить ребёнка дома, чтобы он выздоровел, и шёл в школу с хорошим самочувствием. Когда тебе плохо, во первых сложно нормально усваивать материал, во вторых можно заразить других. Зачем?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисное консультирование. Специалист с сайта b17.ru

Чтоб больничный не брать. Если кто бухгалтер в большой гос организации типа ж/д, например, и у них завал-завал, то попробуй возьми больничный! Да и в коммерческой фирме, если кто на больничных постоянно, от тех избавятся при удобном случае.

Может их родители вообще не знают, что детям плохо? 7 класс это уже 14-15 лет и ребенок можно просто промолчать. А если родители знают, то не понимаю их. Мало того, что сами переносят болезнь на ногах, так рискуют и других заразить.

в 7 классе я уже сама дома лечилась и в поликлинику ходила. не нужен уже больничный в таком возрасте,если у ребенка,например,орви. если что серьезнее,то да

Мне тоже непонятно, т.к. меня также отправляли в школу. По-моему, это тупость.

Чтоб больничный не брать. Если кто бухгалтер в большой гос организации типа ж/д, например, и у них завал-завал, то попробуй возьми больничный! Да и в коммерческой фирме, если кто на больничных постоянно, от тех избавятся при удобном случае.

Чтоб больничный не брать. Если кто бухгалтер в большой гос организации типа ж/д, например, и у них завал-завал, то попробуй возьми больничный! Да и в коммерческой фирме, если кто на больничных постоянно, от тех избавятся при удобном случае.

Может их родители вообще не знают, что детям плохо? 7 класс это уже 14-15 лет и ребенок можно просто промолчать. А если родители знают, то не понимаю их. Мало того, что сами переносят болезнь на ногах, так рискуют и других заразить.

Меня папа как-то отправил в школу с жуткой головной болью, и шея очень болела, не могла повернуть. Может не поверил, что всё настолько плохо. Мне 34, недавно высказала ему)))

Это скорее 13-14 лет, но не важно. Вряд-ли родители не знают, если ребёнок кашляет и чихает, это видно и слышно, если его рвёт, это тоже понятно всегда

Тоже считаю это тупость,живот болел в школе на уроках ,сидела молчала и плакала пока сам учитель не отправила меня в мед пункт. А дома только и твердили «лишь бы в школу не ходить» *** я херею с таких

Я вообще считаю ,что в школе тупо протирают штаны. Если ребенок заболел нечего заражать окружающих,пусть отдыхает дома.Мой и по субботам не ходит в школу,не потому что болеет,а потому что в жизни по мимо школы есть куча других полезных занятий.Не понимаю тех родителей кто помешан на школе и оценках.Мой оценками не блещет,занимается футболом, учит английский,французский,немецкий вне школы.Я классной так и сказала,что моему сыну в субботу есть чем заняться,а школьную программу он и без субботы освоит. Зачем школу делать центром вселенной и ходить на уроки при смерти?!

Читайте также:  Когда голова болит после того как понервничал что делать

Тоже считаю это тупость,живот болел в школе на уроках ,сидела молчала и плакала пока сам учитель не отправила меня в мед пункт. А дома только и твердили «лишь бы в школу не ходить» *** я херею с таких

Это скорее 13-14 лет, но не важно. Вряд-ли родители не знают, если ребёнок кашляет и чихает, это видно и слышно, если его рвёт, это тоже понятно всегда

Почему с температурой отпускают или отправляют, не понятно, но если сопли, то, думаю, что считают просто тупо, плевать на всех, мой никого не заразит, его да, могут, но мой. Никогда!

Причем тут больничный для взрослого человека? Если вы про то, что тяжело оформить больничный ребенку, если занят на работе, то все решается довольно просто: звонок участковому педиатру, вызов на дом, ребенок встречает дома и оформляется больничный. А еще ребенок может сам пойти к врачу и его оформить, я в 14-16 лет так делала, ничего критичного в этом нет.

меня мать тоже в школу отправляла. Так обидно было. Она обывательница, дескать надо, надо в школу ходить, разве можно не пойти? Ах ах ах

15, вы подростков уж за окончательных дебилов не принимайте. Как себя вести при пожаре ребёнок в 13 лет должен знать. Пролить на себя кипяток может человек любого возраста, если вы так боитесь, можно попросить ребёнка воду не кипятить. Еду и напитки подогревать в микроволновке.

Меня заставляли идти в школу, хотя я говорила, что УЖЕ заболела или ЕЩЁ не выздоровела
Родители думали, что я притворяюсь
Помню один случай, когда утром проснулась: насморк, ломота по телу, дали градусник -температуры нет.
Шла домой со школы с температурой и больным горлом, потом ещё неделю валялась в кровати

Если нет явных признаков болезни, то родаки думают, что ребенок специально жалуется, чтобы школу прогулять, особенно если там контрольная в этот день.
Потом родаки боятся оставлять подростка одного в квартире (это конечно зависит от подростка). Есть такие диточки, которые симулируют болезнь и потом устраивают на квартире вписку. Или шляются по квартирам своих друзей.
Также родаки не хотят потом сидеть с диточкой и нагонять пропущенные уроки (тут тоже сильно зависит от диточки, некоторые дз не в состоянии самостоятельно сделать).

А есть еще мамашки-домохозы, которые сидят дома, не работают, больничный не требуется.
Но и они выпихивают своего больного ребенка в детсад или в школу.
Почему?
Просто он им надоедает, лениво, они хотят побыть одни в квартире.
Моя мать всю жизнь стонала «Скорей бы понедельник, вы все уйдете, кто в школу, кто на работу, я хоть отдохну». И она не работала, сидела дома.

Я не обратила внимание, что ребенок в 7-м классе. Тогда, скорее всего, отправляют, чтоб не шлялся нигде. Все же в школе под присмотром. А так сиди дергайся- чем он там занимается и дома ли вообще? Да и мало ли что дома может случиться. Пожар, ограбление, может на себя кипятком брызнуть, в глаз что-то тыкнуть. Мой вот в 6-м, собирался в школу. Нагнулся за портфелем и ткнул в глаз торчащей палочкой от жалюзи. Мы сняли, когда мыли окна и поставили в корзинку. А она полупрозрачная. Торопился и не заметил. Я сразу в скорую. Если бы был один, он бы даже позвонить мне не смог, так как был в болевом шоке. Подростки — они неуклюжие, торопыги и невнимательные часто. Короче, в школе — под присмотром. Но я бы своего даже в 7-м классе больного дома не оставила. Пришлось бы мне больничный брать.

Чтобы не пропускать занятия в школе. У нас учителя ругались на тех, кто часто болел, поэтому приходилось и с болью в животе сидеть, и с температурой тоже.

Я не обратила внимание, что ребенок в 7-м классе. Тогда, скорее всего, отправляют, чтоб не шлялся нигде. Все же в школе под присмотром. А так сиди дергайся- чем он там занимается и дома ли вообще? Да и мало ли что дома может случиться. Пожар, ограбление, может на себя кипятком брызнуть, в глаз что-то тыкнуть. Мой вот в 6-м, собирался в школу. Нагнулся за портфелем и ткнул в глаз торчащей палочкой от жалюзи. Мы сняли, когда мыли окна и поставили в корзинку. А она полупрозрачная. Торопился и не заметил. Я сразу в скорую. Если бы был один, он бы даже позвонить мне не смог, так как был в болевом шоке. Подростки — они неуклюжие, торопыги и невнимательные часто. Короче, в школе — под присмотром. Но я бы своего даже в 7-м классе больного дома не оставила. Пришлось бы мне больничный брать.

Чтобы не пропускать занятия в школе. У нас учителя ругались на тех, кто часто болел, поэтому приходилось и с болью в животе сидеть, и с температурой тоже.

К черту мнение учителей в вопросах здоровья. Они могут через год забыть, а вы всю жизнь помнить как вас с аппендицитом или еще чем госпитализировали прям во время урока по математике, только чтобы какая-то Марья Ивановна не возмущалась про отсутствие. Тоже логика ужасная «умри, но прийди».

Так у вас ребенок пострадал дома при вас, то есть находясь под вашим присмотром! Так почему он не может пострадать в классе, где у учителя кроме него еще 30 неуклюжих и невнимательных торопыг? Или на перемене, где за детьми не ходит «надзиратель»?

Чтобы дома дети мозги не выносили!!)))

То, что случилось с вашим ребенком, могло случиться и с любым взрослым человеком.

Ну это типа такая «дисциплина». Мама меня при температуре выше 37 оставляла дома, но бабушка отправила бы даже при 40. И маму в ее детстве тоже отправляла больную . Типа такое вот строгое воспитание, не знаю, правда, к каким профитам оно приводит. По-моему ни к каким.

Мой вот в 6-м, собирался в школу. Нагнулся за портфелем и ткнул в глаз торчащей палочкой от жалюзи. Мы сняли, когда мыли окна и поставили в корзинку. А она полупрозрачная. Торопился и не заметил. Я сразу в скорую. Если бы был один, он бы даже позвонить мне не смог, так как был в болевом шоке. Подростки — они неуклюжие, торопыги и невнимательные часто. Короче, в школе — под присмотром. Но я бы своего даже в 7-м классе больного дома не оставила. Пришлось бы мне больничный брать.

Это такой типаж родительский просто, они думают, что таким образом правильно воспитывают ребенка. Повышенная температура, недомогание, текущие сопли, кашель, боли в животе -это не повод отлынивать от занятий. Мало школы, они после нее еще и в кружки ребенка погонят . Ведь развитие-это так важно! Многие на полном серьезе не доверяют своим детям, считают, что они врут про недомогания. Слышала, как коллеги беседовали со школьниками по телефону» болит голова/ живот/ тошнит? Ну в медкабинет сходи». Вообще жестких родителей много. Мы в Сибири живем, бывают актированные дни при морозах ниже 40, так многие все равно детей в школу посылают. Ладно старшеклассников, с 1 по 5 тоже отправляют. А чтобы «не отстал, чтобы дома не болтался. «

Ну это те родители, которые и сами на работу прутся больные. Сидит у нас в кабинете такая. Вся в соплях, в температуре, все ведро в сопливых платках, не выйдет даже высморкаться, и c y k a такая проветривать не дает! Ну как же окно открыть когда она больная. Заразила меня, конечно. Я ушла на больничный. А она деньги терять не хочет, овца.

Ужас! Все обошлось с глазом, сейчас все нормально?!

Чтобы поменьше их дома видеть

Я вообще считаю ,что в школе тупо протирают штаны. Если ребенок заболел нечего заражать окружающих,пусть отдыхает дома.Мой и по субботам не ходит в школу,не потому что болеет,а потому что в жизни по мимо школы есть куча других полезных занятий.Не понимаю тех родителей кто помешан на школе и оценках.Мой оценками не блещет,занимается футболом, учит английский,французский,немецкий вне школы.Я классной так и сказала,что моему сыну в субботу есть чем заняться,а школьную программу он и без субботы освоит. Зачем школу делать центром вселенной и ходить на уроки при смерти?!

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Читайте также:  Если болит голова после сотресения

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи? Что делать и куда бежать с этой проблемой?

«Мама, у меня болит голова». Вспомните, как часто вы слышали эти слова от своего ребенка? И, наверняка, не раз и не два раздумывали о причине этой жалобы. Однако не всегда находили её, полагая, что это просто детский каприз или нежелание идти в школу. Тогда как этот симптом нередко свидетельствует о наличии серьезной проблемы со здоровьем у малыша.

К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.

Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.

Головная боль (в медицинской терминологии «цефалгия») — это любые болезненные ощущения в зоне от бровей и переносицы до затылочной области.

По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

Пик начала головных болей приходится на возраст:

  • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
  • 13-15 лет, в период полового созревания

Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

Наиболее распространенная теория возникновения

Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

  • Приступ короткий: он может длиться от 30 минут до 5 часов.
  • Пульсирующая боль часто носит двухсторонний характер (тогда как в типичных случаях у взрослых она одностороння), локализуясь в теменной, лобной или затылочной области.
  • Нередко приступ головной боли сопровождается головокружением, обмороком или вялостью — так называемая базилярная мигрень.
  • Практически каждый приступ протекает вместе с болями в животе, тошнотой и рвотой.
  • В начале приступа головная боль невыраженная. Поэтому если малыш увлечен игрой, то может не сразу обратить ваше внимание на ухудшение своего самочувствия. А когда боль становится невыносимой, то вашего ребенка могут доставить в стационар на скорой помощи с ошибочным диагнозом (например, менингит).
  • И в тоже время, нередкоединственный признак деткоймигрени — боль в животе и тошнота, без головной боли («обезглавленная мигрень»).
  • Началу приступа иногда предшествует аура: у малыша может резко меняться настроение, появиться слуховые и зрительные (темные пятна, зигзагообразные линии) галлюцинации и другие симптомы.

Приступ мигрени нередко провоцируют:

  • стрессовые ситуации
  • нарушения режима сна и бодрствования
  • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
  • резкие запахи или яркий свет
  • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
  • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

Встречаются в 70-75% случаев.

Наиболее частые причины :

  • физическое и умственное перенапряжение
  • нарушения организации режима дня
  • неудобная поза во время сна
  • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
  • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
  • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
  • вынужденное голодание

Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

Механизм возникновения

До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

  • Местный механизм

Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

  • Центральный механизм

Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

Малыш наиболее часто жалуется на головную боль в области лба и висков, несколько реже — в области темени. Она монотонная и умеренная по силе, носит давящий, сжимающий или стягивающий характер по типу «каски» или «шлема» (малыш ладошкой показывает место боли). Наиболее часто возникает во второй половине дня.

Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

В норме внутричерепное давление поддерживается тремя составляющими: объёмом головного мозга, спинномозговой жидкостью (циркулирует в полости черепа и пространстве спинного мозга), а также кровенаполнением сосудов головного мозга. Поэтому головной мозг находится словно во взвешенном состоянии, удерживаясь сосудами и нервами головного мозга, как «якорями».

Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

Внутричерепная гипертензия

У детей развивается наиболее часто.

Механизм возникновения

Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

  • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
  • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
  • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
  • опухоли головного мозга
  • врожденные пороки развития головного мозга.

Ребенок жалуется на:

  • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
  • тяжесть в голове в утренние часы
  • повышенную потливость
  • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
  • быструю утомляемость
  • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.

Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).

Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

Читайте также:  Сильно болит одно полушарие головы

Механизм возникновения

Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.

Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:

  • осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
  • консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
  • при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).

Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.

Однако в любом случае появление головной болиповод для беспокойства и обращения к врачу. Поскольку она нередко — единственный «звоночек» довольно грозных недугов у крохи. Поэтому, дорогие родители, будьте бдительны!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

источник

Головная боль у детей наиболее распространенное явление, которое занимает среди детских заболеваний второе место после болей в животе. Если у ребенка грудного возраста болит голова, то он проявляет это плачем, раздражением, нарушением сна, рвотой и постоянным срыгиванием. Малыш в возрасте полутора лет уже может показать, где у него болит, «хитрить» в этом возрасте дети еще не умеют.

Головная боль у детей до 3-х летнего возраста должен стать поводом для серьезного беспокойства родителей, так как оно говорит о неполадках в организме ребенка. Понять, с чем связана жалоба на головную боль у ребенка, посещающего детский сад или школу, родителям бывает иногда довольно трудно. Часто ребенок, не раз наблюдавший поведение взрослых членов семьи при головных болях, заявляет утром о том, что у него болит голова, только из-за нежелания идти в детский сад или в школу.

Если видимых причин болезненного состояния у ребенка нет, то в этом случае головная боль — это просто детский каприз. Вызывать врача или оставлять ребенка дома в этом случае не следует. Однако нельзя считать, что у детей не может просто болеть голова. Постоянные жалобы на головную боль — повод для обращения за консультацией к врачу, обследования ребенка и установки точного диагноза. Притворяться ребенок может в первый раз, но не получив желанного результата, больше жаловаться беспричинно на головную боль он не станет.

К сожалению, представления родителей, что детский организм сам по себе молодой и должен быть здоровым, на сегодняшний день устарели. По медицинской статистике, головной болью сегодня страдают 5% детей дошкольного возраста, 15% детей начальных классов и 80% школьников, старше 10 лет. Отмечается два пика увеличения частоты головных болей у детей: первый — когда ребенок начинает посещать школу и второй — когда наступает период полового созревания. Наиболее частая причина головных болей у детей постоянные нервные напряжения и стрессы.

В основе таких состояний лежат болезненное сокращение мышц мягких тканей головы или шейно-затылочной части ребенка. Головные боли напряжения у детей чаще всего возникают из-за эмоциональных стрессов во время подготовки к контрольной работе, перед экзаменами, при конфликтных отношениях в школе или дома. При головной боли напряжения ребенок ощущает сильные головные боли, будто его голова зажата обручем. Характер боли сжимающая и сдавливающая, редко может быть пульсирующей. Длительность такой боли обычно не превышает двух часов. Если же ребенок испытывает постоянное психологическое давление в школе, то боли могут возникать ежедневно. В этом случае родителям надо принять меры по устранению стрессовых ситуаций в школе, а не купировать головную боль таблетками.

Тупая головная боль у детей возникает при затруднении локального кровоснабжения мозга, она чаще всего характеризуется болью в затылочной части головы. Причины возникновения ее понятны — недостаток физической активности, длительное нахождение в сидячей неудобной позе, физическое и умственное перенапряжение. Этот вид головной боли хорошо снимают регулярные физические упражнения на свежем воздухе. Надо следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором, соблюдал режим дня. Зимой в отопительный сезон позаботьтесь о вентиляции комнаты, где ребенок делает уроки.

Не увлекайтесь ароматическими средствами для улучшения воздуха в детской комнате. Центральное отопление, сильные ароматы и прием лекарственных средств могут провоцировать головные боли у детей. Тупая длительная головная боль, которая сопровождается рвотой, головокружением, тошнотой, потемнением в глазах и появлением черных мурашек перед глазами свидетельствует о затруднении оттока крови по венам из черепа, вследствие чего кровеносные сосуды мозга переполняются кровью. В случае ухудшения венозного оттока врач чаще всего ставит диагноз внутричерепное давление.

Головные боли при внутричерепном давлении могут быть настолько сильными, что ребенок не может вставать с постели и пропускает занятия. Как правило, внутричерепное давление является следствием родовых травм, перенесенных болезней, чаще всего менингита, вывиха шейных позвонков и раннего закрытия родничка. Боли при внутричерепном давлении сильно усиливаются от яркого цвета, громких звуков и перемены погоды. При таких симптомах головной боли обязательно ребенка покажите неврологу и окулисту, так как диагноз внутричерепное давление ставится по состоянию глазного дна. В случае несвоевременного лечения болезни ребенок постепенно начинает отставать в учебе, становится вялым и безынициативным.

Тяжелые головные боли, сочетающиеся с высокой температурой и обмороками, могут быть причиной менингита, опухоля мозга и эпилепсии. Эти симптомы требуют немедленной госпитализации ребенка. Причиной головных болей у детей могут быть инфекционные заболевания и проблемы со зрением. Если не обращать внимания на затяжной насморк ребенка и не лечить его, неправильно подобрать ему очки, то со временем все это может стать причиной головных болей.

Гайморит, грипп, ангина, ларингит и другие инфекционные заболевания сопровождаются не только повышением температуры тела ребенка, но и сильными болями в области головы и шеи. При таких формах заболеваний только врач может назначить правильное терапевтическое лечение, самолечение в данных случаях недопустима. Самостоятельное лечение головной боли возможна в том случае, если у ребенка заболела голова после занятий в школе и головные боли не носят хронический характер.

От головной боли ребенку не следует давать те лекарства, которые помогают вам или вашим родственникам. Анальгин и аспирин детям противопоказаны, лучше для облегчения головной боли дайте ребенку препараты на основе парацетамола или ибупрофена. Желательно прием лекарственных препаратов ребенком свести до минимума, давать бесконтрольно таблетки от головной боли детям не следует.

Сначала попробуйте предложить ребенку попить тонизирующее напитки на основе элеутерококка, лимонника и мяты. Ограничьте употребление высококалорийных и вредных для здоровья продуктов. Например, колбасы, сосисок, шоколада, ароматизированных напитков. Во время головной боли полезно употребление в пищу продуктов богатых калием: творога, кефира и йогурта.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

источник

Головная боль у детей – довольно частый, но достаточно трудный для оценки симптом. Различают функциональные и симптоматические головные боли. При симптоматических головных болях можно установить причину их возникновения. При функциональных головных болях чаще всего не удается выявить структурные нарушения, которые вызвали данное состояние.

Нередко головная боль сопровождается повышенной раздражительностью или плачем ребенка. Пики головной боли у детей проявляются обычно в шесть-семь лет (в период адаптации к школе) и в тринадцать-пятнадцать лет (во время полового созревания). В школьном возрасте жалобу ребенка на головную боль можно считать достоверной.

Для выяснения истинной причины головной боли огромное значение имеет наблюдение взрослых за особенностями поведения ребенка. Если ребенок жалуется на головную боль, то сначала необходимо уточнить локализацию боли (в теменном, височном, затылочном, лобном отделах, в области глаз, носа, ушей). Дети дошкольного возраста при головной боли дергают себя за волосы, сжимают голову руками. Не менее важна и характеристика боли: постепенно нарастающая либо внезапная, тупая или острая, проходящая сама по себе либо только после приема успокаивающих или обезболивающих средств. Родители должны заметить, сопровождается ли головная боль у ребенка покраснением или побледнением лица, возбуждением или вялостью, слабостью, рвотой, тошнотой, головокружением. Появление сильных головных болей у ребенка может быть связано с физической нагрузкой, стрессовой ситуацией, приемом каких-либо лекарственных средств, поездкой в транспорте, переутомлением.

Огромное количество болезней, которые могут сопровождаться головной болью, можно объединить в три основные группы – общие болезни ребенка, болезни головного мозга и болезни других отделов головы.

Сильной головной болью у детей могут сопровождаться инфекционно-воспалительные болезни в остром периоде (ангина, пиелонефрит, грипп, воспаление легких, рожистое воспаление). Головная боль в этом случае возникает на фоне общей интоксикации организма при повышенной температуре тела. Обычно она исчезает после приема жаропонижающих препаратов с обезболивающим действием (Парацетамол, Эффералган, Калпол).

Причиной головных болей у детей могут быть стрессы, психические и физические нагрузки, конфликты в семье и школе, перенапряжение, спазмические зажимы мышц плечевого пояса и шеи. Боль сжимающего, давящего характера обычно распространяется на затылочную и лобную часть, постепенно охватывая всю голову. При этом она не усиливается при физической нагрузке. Подобная боль чаще всего проходит самостоятельно после прогулки, сна, разминки. Если головная боль этого вида проявляется чаще ста дней в году, то необходимо провести обследование организма ребенка.

Сильные головные боли у детей могут возникать при растяжении стенок, нарушении мозгового кровообращения и тонуса сосудов мозга. Такая боль может носить распирающий, пульсирующий, давящий характер. Обследование поможет установить первопричину подобных головных болей.

При чувствительной психике причинами головных болей у детей могут быть нежелание посещать школу, врача, доедать кашу. От боли этого вида может помочь психотерапевт или психиатр. Родители должны помочь организовать ребенку правильный режим дня, обеспечить стабильный эмоциональный фон, снизить эмоциональные и физические нагрузки.

Если ребенок жалуется на головную боль, и при этом она сопровождается поносом, рвотой, головокружением, покраснением или побледнением кожи, то причиной такого состояния может быть мигрень. При мигрени нередко проявляется светобоязнь. Перед глазами появляются разноцветные круги или зрительная картинка полностью выпадает. Приступ мигрени может длиться от получаса до пяти часов.

Внезапная сильная головная боль у ребенка, локализованная в лобной, височной областях либо охватывающая всю голову может свидетельствовать о воспалительном заболевании оболочек мозга (менингите) или мозга в целом (энцефалите). Одновременно с болью обычно начинается многократная рвота, озноб, значительно повышается температура тела.

Если сильная головная боль у ребенка появилась после травмы головы, а вслед за болью появилась тошнота и головокружение, то можно заподозрить ушиб или сотрясение головного мозга.

Постоянная сильная головная боль у ребенка может свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении. Длительные головные боли могут быть симптомом опухолей, кист, абсцессов и паразитов. При объемных новообразованиях боль не уменьшается даже при приеме обезболивающих лекарственных препаратов. Она может сопровождаться расстройством светочувствительности, апатией, расстройством функционирования некоторых органов.

Нередко причиной головных болей у детей является воспаление гайморовой или лобной околоносовых пазух черепа. При этом боль чаще всего появляется по утрам, при повышении давления в пазухах (при заполнении их гноем). Дети младшего школьного возраста иногда жалуются на боль в голове при остром отите (воспалении среднего уха). Головная боль также может возникать при герпетических высыпаниях, при рожистом воспалении волосистой области головы, при нарушении зрения, а также при невралгии верхней ветви тройничного нерва.

Для облегчения головной боли у детей в домашних условиях необходимо снять любую физическую или психическую нагрузку, слегка помассировать виски, поставить ребенку на лоб теплый компресс, предоставить ребенку возможность поспать на свежем воздухе.

Перед началом лечения необходимо выяснить точную причину возникновения головной боли. Сначала врач должен внимательно изучить жалобы, историю развития болезни, внимательно осмотреть ребенка. Дополнительные исследования не понадобятся, если полученные при осмотре данные свидетельствуют о головной боли напряжения или мигрени. Лабораторные и инструментальные исследования просто необходимы при выявлении в ходе обследования признаков органического поражения центральной нервной системы.

Для лечения головной боли у детей обычно применяют парацетамол. При длительном лечении применяются дигидроэрготамин и бета-блокаторы. Дигидроэрготамин назначается с постепенным увеличением дозы в течение шести-восьми недель. При повышенной склонности к припадкам целесообразно ограниченный период времени принимать противосудорожные препараты (фенитоин, карбамазепин). Если ребенок склонен к рвоте при приеме лекарств, то препараты лучше всего вводить в форме суппозиториев.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник