Меню Рубрики

От шахмат болит голова

Подойдя к окну, вновь погружаешься в мысли. Ты не видишь происходящего на улице, и собственное отражение в вечерних бликах тебя не интересует. Всё внимание сосредоточенно на самом окне, на правильной прямоугольной форме рамы, на ровной гладкой площади стекла. Вычислительные процессы в голове отдаются болью в висках и приводят к результату, равному четырём.

Вертикально и горизонтально, по всей стеклянной глади расползаются тонкие чёрные линии. Они образуют ровную сетку, разбивая поле окна на одинаковые маленькие квадратики. Где-то за очками и бегающими глазами, внутри черепной коробки искрятся мысли: «Да, тут поместятся ровно четыре поля… А как бы я сыграл вчера на таком вот окне?».

Откуда-то из далека доносится телефонный звонок. Его практически не слышно за скрипом мыслей и скрежетом ходов по поверхности стекла. И всё-таки он отвлекает. Потерев себя по щекам, ты стираешь сетку на окне, и проступившие на ней фигуры тоже рассеиваются, растворяясь в вечернем городе. Трубка телефона поднята лишь для того, чтобы быть с раздражением брошенной на прежнее место. Идёшь в ванную, ведь просто необходимо умыться. По дороге тебе встречается кафель. Разноцветные клетки чередуются с белыми, и ты уже не в силе переступить через них. Шестеренки лязгнули, сцепились и привели в движение вычислительную машину, отбивая пульс в висках. Чёрный конь ходит на одну клетку влево и две вверх, вставая на место белого офицера. «Хорошо. Значит — F4 Е6. Но тогда бы он вывел ладью…» — искрятся мысли, заставляя блестеть лоб.

Многие люди не относят шахматы в разряд спорта. Для них это скорее настольная игра, которую просто глупо сравнивать с тяжёлой атлетикой или даже гонками. Много ли нужно мускульной массы, чтобы поднимать деревянные фигуры или давить на кнопки контрольных часов. Но почему же тогда Эммануил Ласкер после матча с Капабланкой отправился прямиком в больницу с диагнозом психофизическое истощение? От того же недуга скончались Рети и Нимцович. Почему Пол Морфи и Рубинштейн были клиентами психоневрологических клиник, а сколько шахматистов свело счёты с жизнью…

Пожалуй, не один вид спорта и ни одна настольная игра не может сравниться с шахматами по печальной статистике самоубийц. Лембит Олль вышел в окно таллиннской квартиры. Карен Григорян бросился с ереванского моста. Латвийский шахматист Алвис Витолиньш разбился об лёд реки Гауя. В далёком Берлине 1924 года теоретик и будущий герой романа «Защита Лужина» Курт фон Барделебен остался лежать на мостовой под своим распахнутым окном. Для всех этих людей шахматы были не просто тяжёлым и безжалостным спортом, но смыслом всей жизни, хроническим заболеванием и причиной смерти. Все гроссмейстеры и профессионалы рискуют замуровать себя в игровой плоскости. Шахматные сражения могут отобрать реальность и захватить все мысли.

Иногда ты не можешь заснуть. Перед глазами стоит та комбинация и тот нелепый ход — F4 Е6. Даже если удаётся забыться сном, он не приносит облегчения. Снится одна и та же партия, та самая партия с Талем, когда всё пошло не так. Тебе не везло с самого начала, куда-то пропали солнцезащитные очки. Снятся его бездонные глазницы, куда-то пропали его глаза. Невозможно даже взглянуть на доску, только в эту чёрную бездну, сканирующую твои шестерёнки. Чувствуешь, что Таль доминирует и побеждает. Ты начинаешь быстро уменьшатся, пока не становишься одной из своих маленьких фигур.

Доска похожа на футбольное поле. Ты весь дрожишь от страха и, преодолевая новую волну ужаса, поднимаешь голову. Огромный Таль, с зияющими дырами вместо глаз, медленно заносит увесистую фигуру белой пешки. Вскрикивая и падая с кровати, ты радуешься, что не остался расплющенным и убежал от пешки противника. Но она догоняет очень быстро, ведь ты сам этого хочешь. И посреди ночи, лёжа на полу у собственной кровати, снова разлиновываешь потолок на 64 клетки.

Конечно, не все шахматные профи душевно больные люди. Индийская звезда мирового уровня Вашванатан Ананд считает, что проблемы с психическим и физическим здоровьем могут развиться, если человек исключает из своей жизни всё, помимо шахмат. Концентрация внимания доходит до своего предела, рубежа, за которым лишь нервные срывы и тики. Порою, выступая на соревнованиях и продолжая партию по несколько часов подряд, игроки начинают видеть галлюцинации.

В одном европейском городе эксцентричный любитель шахмат ждал автобуса, зажав доску под мышкой. Несмотря на час пик и толпы народу, остановка будто бы опустела, ведь кроме доски у шахматиста не было больше ничего, даже одежды. Другой, не менее экстравагантный персонаж из США, искренне считал, что в состоянии обыграть кого угодно, даже самого Господа Бога, неоднократно официально бросая ему вызов. Кстати, Бобби Фишер прославился ещё анти-социальным и неполиткорректным поведением, закончив жизнь вдали от родных краёв в статусе чуть ли не террориста.

Люди, поглощённые игрой в шахматы, часто болезненно относятся к своим соперникам. Так, например, всё тот же Рубинштейн всерьёз считал, что на соревнованиях он может быть отравлен. А оппоненты Ласкера верили в его связь с чёрной магией, боялись порчи и не выносили его взгляда.

Опять сидишь за доской, и сейчас твой ход. Напротив расположился Михаил Таль и ёрзает на своём стуле. Ты не чувствуешь софитов и тугого галстука, не видишь лиц зрителей и глаз соперника, ты не слышишь механического движения телекамер и периодического кашля. В этом огромном зале нет никого, кроме мыслей и чёрно-белой доски. Нет даже Таля, только его шестерёнки. Они скрипят так назойливо, так громко. Они хотят заставить тебя ошибиться.

Главное, не замыкаться на ошибке. Ведь, если проиграешь, F4 Е6 вернётся, и вряд ли ты сможешь пережить это снова. Снова бессонные ночи, одиночество и безвыходность, снова боль в висках, депрессия и бессилие. Таль зомбирует тебя. Солнцезащитные очки не работают, он залезает прямо в голову. Это невыносимо, нужно прервать партию или заткнуть чем-нибудь уши. Лишь бы не слышать этот скрип в его голове, этот стук. Нужно шапку одеть, что ли, или крепко забинтовать голову…

В современном мире развитой психотерапии профессиональный спорт создал новые рабочие места. Теперь целая армия психологов окружает шахматиста заботой. Все возможные спортивные федерации, включая ФИДЕ, осознали шаткость рассудка своих подопечных. Гроссмейстеры в обязательном порядке проходят осмотр врачей и лежат на кожаной кушетке в кабинете психотерапевта.

Но по ночам они остаются одни. Чёрный конь вновь ходит на одну клетку влево и две вверх. И кто-то подолгу всматривается в кафель на полу ванной комнаты или разлиновывает потолок на 64 клетки…

источник

Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало. Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире.

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО.

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.

КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОКУРС и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.

Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы. куда-то по дальше».

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».

Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить.

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.

И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ.

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

источник

Умеете ли и любите играть в шахматы, есть ли с кем играть в семье?
Если есть дети, собираетесь ли учить?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Online-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Эмоционально-образный терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисы-Отношения-Утраты. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Нет, от шахмат начинает болеть голова. Не женское это дело, много думать надо, ходы просчитывать.

В школьном возрасте умела играть, сейчас забыла все без практики (да так и лучше, а то у нас на работе любят проводить всякие соревнования, я это не люблю). Ребенка собираюсь учить. Муж вот и научит, он хорошо играет. Надо, кстати, летом ребенка научить, а то пацану 5 лет уже, пусть логику развивает. Лично для меня это скучная игра, мне хоть какая-то движуха нужна всеми частями тела, а не одним мозгом ворочать.

Умею и люблю, считаю что очень полезно для развития! дитя буду учить как только это станет возможно, лет с 4 наверно. Муж не против 🙂 дома играть не с кем, играю online в портале chesscube бесплатно.

В школьном возрасте умела играть, сейчас забыла все без практики (да так и лучше, а то у нас на работе любят проводить всякие соревнования, я это не люблю). Ребенка собираюсь учить. Муж вот и научит, он хорошо играет. Надо, кстати, летом ребенка научить, а то пацану 5 лет уже, пусть логику развивает. Лично для меня это скучная игра, мне хоть какая-то движуха нужна всеми частями тела, а не одним мозгом ворочать.

Как можно забыть как играть в шахаты? Это примерно как езда на велике- раз научился, всегда будешь уметь. Без практики конечно можно играть плохо, но все равно. Значит вы никогда и не умели.По теме. Играть научили лет в 5-6. Играла все школьные года за сборную школы и очень успешно. Становилась чемпионом района среди девочек своего возраста. Ичень интересная игра, не для среднего ума правда.

Читайте также:  Сильное давление второй день болит голова

спасибо за ответы =)
согласна с гостем 5, что забыть как играть в шахматы невозможно.
Очень люблю шахматы, так получилось, что пока не с кем играть, но ребенка точно буду учить, чтобы как мимум знал ходы, а дальше, если будет интересно, то регулярно играть, если не понравится, понятное дело, что насильно нельзя.
Для меня игра в шахматы как праздник была, на каникулах с дедушкой каждый день, и на праздниках семейных, когда всей семьей собирались.

спасибо за ответы =)согласна с гостем 5, что забыть как играть в шахматы невозможно. Очень люблю шахматы, так получилось, что пока не с кем играть, но ребенка точно буду учить, чтобы как мимум знал ходы, а дальше, если будет интересно, то регулярно играть, если не понравится, понятное дело, что насильно нельзя.Для меня игра в шахматы как праздник была, на каникулах с дедушкой каждый день, и на праздниках семейных, когда всей семьей собирались.

Меня мой 7 летний сын научил, он в школе ходит заниматься, участвует в турнирах

Меня когда то учил отец играть в детстве. Тоже участвовала когда то в школьных соревнованиях. Так как не играла уже больше 15 лет то думаю сейчас играть не умею. Да и хватает понимания что школьный уровень и умение играть нормально это очень большая разница. Ну так же как бренчание на гитаре в подростковом возрасте с игрой Джими Хендрикса сравнивать.
Отец у меня уже очень старенький. Говорит что он уже плоховато играет- возраст сказывается. На районных соревнованиях едва в десятку вошел, хотя когда то чемпионом города был.

Играли с отцом еще с моего дошкольного возраста. .. Эх время.. Вот наконец-то в нарды научилась (купила ему просто на день рождения) — так вообще захватывающе и азартно!
Мне 30.
Сыну 7 — хлебом не корми ток играй с ним в шахматы. Лет с 5-5.5 наверно.. Щас шарит уже как я почти ) и в нарды научились класс

Меня когда то учил отец играть в детстве. Тоже участвовала когда то в школьных соревнованиях. Так как не играла уже больше 15 лет то думаю сейчас играть не умею. Да и хватает понимания что школьный уровень и умение играть нормально это очень большая разница. Ну так же как бренчание на гитаре в подростковом возрасте с игрой Джими Хендрикса сравнивать.
Отец у меня уже очень старенький. Говорит что он уже плоховато играет- возраст сказывается. На районных соревнованиях едва в десятку вошел, хотя когда то чемпионом города был.

Я умею на любительском уровне. Однажды от скуки поставила в самолете на «компе на кресе» сложный уровень — возьми да и выиграй. Комп обиделся, завис, его стюардесса перезагружала 2 раза — итог 0. После этого боюсь играть в шахматы, особенно с мужчинами)

Умею, дедушка в детстве научил, как только начала усваивать игры. Играю с дедушкой либо с мужем. у мужа оказался разряд По шахматам

В детстве учили, правила знаю. Но логика у меня вконец хромает и мне даже ребенок запросто ставит мат. Потому и не люблю, не играю. Вот шашки -куда лучше, а на нарды с этой зимы подсели с мужем!

Еще раз спасибо за ответы.
Конечно я не имею разрад, и ни в каких соревнований я никакое место не займу, но среди знакомых и родных, на бытовом уровне вполне себе ничего играю.
Было время, когда играла с дедушкой своей подруги (очень хорошо играл), один раз я победила, и два раза была ничья. С ним были длинные часовые партие, без боя не сдавалась. А вот моя подруга, его внучка с ним не играла, как фигуры ходят знала, но думать в шахматах она не хотела.

многие шахматисты, которые хорошо играют очень высокомерно себя ведут с наиболее слабыми противниками, особенно после выигрыша. Однажды зачастил в один турнир любительский, там и дети и взрослые, я тоже записался, по началу вообще всем проигрывал. даже 7 летним детям, потом из семи партий уже две три выигрывал, рекорд, 4,5 очка из 7. Там был один парень взрослый, лет 25, они никогда не учавствовал в турнире, только наблюдал, выслеживал слабых игроков и играл с ними между турнирными играми, чтобы показать, что он сильнее. Подходил и спрашивал: «Вы тоже учавсвуете в турнире? С ухмылкой на лице. И начинал играть. Если выигрывал, то с таким гонором показывал вид, что тебе не стоит вообще учавствовать. А когда проигрывал очень обламывался. Я его пару раз выиграл даже когда только начал ходить.

Меня в детстве отец научил играть в шахматы, он любил эту игру. Ну как научил, ходы знаю, а вот чтобы я могла Играть, увы. Мой брат очень любит шахматы, когда приезжает, всегда просит, чтобы я с ним поиграла, я играю)) И в 99 случаях из 100 проигрываю, бывает, злюсь от такого результата) Ну не могу я просчитывать ходы, не дано, видимо:-) А брат и с компом играет, и уроки игры смотрит, и биографии шахматистов читает, молодец!)

Мне, кстати, в шахматы интереснее играть,чем в шашки. Хотя в шашках практически всегда выигрываю! Это потому, что я умничка!)))

17, у того парня была низкая самооценка, видимо)

Мне, кстати, в шахматы интереснее играть,чем в шашки. Хотя в шашках практически всегда выигрываю! Это потому, что я умничка!)))

17, у того парня была низкая самооценка, видимо)

У меня ребенок очень любит и очень неплохо для его возраста играет. Мне даже на него пожаловались, что он в школе играл в шахматы на деньги и выиграл у других детей. Я с ним поговорила, сказала, чтобы деньги вернул. Компании у него нет, он очень от этого страдает. Вот хочу ему найти какой-нибудь шахматных кружок.

спасибо за ответы =)согласна с гостем 5, что забыть как играть в шахматы невозможно. Очень люблю шахматы, так получилось, что пока не с кем играть, но ребенка точно буду учить, чтобы как мимум знал ходы, а дальше, если будет интересно, то регулярно играть, если не понравится, понятное дело, что насильно нельзя.Для меня игра в шахматы как праздник была, на каникулах с дедушкой каждый день, и на праздниках семейных, когда всей семьей собирались.

Хочу высказать профессиональное мнение. т.к. за плечами много лет игры, есть звание, и теперь я на пенсии смогу работать тренером, если очень захочется . )
Развивают ли шахматы мышление? Да, но только, если человек дошел до максимально высокого для себя уровня, и преодолел барьер! Игра на уровне разрядов только кажется, что напрягает мозг, просто от непривычки думать.
Учить ли детей ? Дети очень часто хорошо воспринимают шахматы, поэтому, считаю, это отличный инструмент. кому-то они кажутся веселее математики, да и соревновательный процесс затягивает. Но надо понимать, что прилагая разные усилия за несколько лет можно получить совершенно разные результаты. (Уже не раз в мире повторяли процесс воспитания гроссмейстера лет эдак 12).
Ключевую роль здесь играет тренер, регулярные занятия и практика. Тренера, кстати, можно найти онлайн.
Стоит ли тренировать ребенка профессионально ? — это спорный вопрос. С одной стороны, занимаясь на любительском уровне, ребенок не получает всего того, что можно получить через шахматы. С другой стороны, шахматная «карьера» — сомнительный выбор в связи с тотальным просчетом шахмат компьютером.

Я играю, люблю эту игру, дедушка в детстве учил. Сын тоже играет. На планшете установила несколько игр, для тренировки классная Chess Free. Нашла ее на http://captain-droid.com/games/ есть 10 уровней сложности, возможность отменять ходы и тд..

Это приложение супер я стал играть на много луче в шахматы

Белла Чесс это очень крутое приложение качайте на плеймарките

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Clive Thompson написал для medium.com чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы — это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.

Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы — это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.

Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. ( Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Читайте также:  При каких заболеваниях у человека болит голова

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

источник

Первая часть лекции, которую заслуженный тренер России прочитал в Ханты-Мансийске

– Я хотел бы посвятить эту встречу светлой памяти Юрия Сергеевича Разуваева, настоящего академика шахмат. К сожалению, в марте этого года он ушел от нас, но он так много сделал для развития шахмат, а в последние годы – для развития, прежде всего, детских шахмат, что не сказать о нем нельзя. Разуваев любил заниматься с детьми, хотя он немало поработал и с гроссмейстерами самого высокого уровня. Например, он входил в тренерскую группу Карпова в 70-е годы, лучшие годы 12-го чемпиона мира. А в последнее десятилетие он подготовил таких выдающихся шахматистов, как чемпионка мира Александра Костенюк и Евгений Томашевский, который входит в десятку лучших шахматистов России.

Вообще, он работал с очень многими гроссмейстерами, например, с Веселином Топаловым. В свое время он был ассистентом Михаила Моисеевича Ботвинника в его знаменитой школе, а потом — тренером в школе Василия Васильевича Смыслова (эту школу я сам когда-то создавал и был там долгие годы директором). И до последних дней мы с Юрой очень тесно сотрудничали. Обсуждали шахматные проблемы, говорили о том, как сильно изменились шахматы, стали совсем другими по сравнению с тем временем, когда мы начинали заниматься. Последнее его крупное дело, которому он отдавал очень много сил и времени – это создание школы «Шахматные надежды России».

Действительно, Россия очень велика, и способные дети есть во всех ее уголках. Он считал очень важной задачей помочь им выйти на хороший уровень. Благодаря его усилиям и авторитету, а также дружеским отношениям с академиком Александром Дмитриевичем Некипеловым, который сейчас возглавляет крупную компанию, удалось найти средства для этой школы, и сейчас она успешно функционирует. Юра собирался приехать на сбор в марте нынешнего года – я с ним разговаривал в начале месяца, он был полон планов, однако 21 марта его жизнь оборвалась. Но школа продолжает работать, проведено очень много мероприятий в память о Юрии Сергеевиче Разуваеве, и нашу сегодняшнюю встречу я посчитал нужным также посвятить этому выдающемуся человеку.

Я прилетел в Москву несколько дней назад, и мой хороший приятель, с которым мы когда-то вместе играли за МАИ (Московский авиационный институт), прислал мне анкету. Я о ней давно забыл, а приятель разбирал мой архив и нашел анкету студенческого спортобщества «Буревестник», заполненную рукой Разуваева. Датирована она 6 сентября 1980 года. И что меня поразило? Отвечая на вопрос: «Кто вас тренирует?», Разуваев написал: «Постовский». Мне трудно сказать, кто кого тренировал, я его или он меня, но в те годы мы очень тесно сотрудничали, я часто помогал ему на соревнованиях, ему и Борису Гулько. Скорее всего, ту анкету Разуваев заполнял на сборах школы Смыслова в пионерском лагере «Орленок» под Туапсе. Вообще, из той школы (а приходили туда, в основном, перворазрядники, кандидаты в мастера были редкостью) вышло немало олимпийских чемпионов и гроссмейстеров.

Скажу честно – мне в жизни очень везло, поскольку у меня была возможность общаться с самыми выдающимися шахматистами последнего времени, начиная с Михаила Моисеевича Ботвинника. Общение со Смысловым, Ботвинником, Петросяном, Талем, Бронштейном и многими другими, конечно, очень многое мне дало. Поскольку я по жизни всегда любил учиться и считаю: счастлив тот, кто всю жизнь учится! Мы об этом разговаривали и с Юрием Сергеевичем – правда, в основном по телефону, потому что я в последние годы живу в Америке. И пришли к выводу, что сегодня только большой каждодневный труд может дать основания для успеха в любой области – шахматы ли это, другие виды спорта, математика, физика и так далее. Сам он всегда очень много трудился.

Наше поколение прошло другую школу, в нашей жизни было много тяжелого, но и хорошего тоже много – в основном, это люди, с которыми приходилось встречаться, сотрудничать. Мне доводилось подолгу беседовать с теми шахматистами, о которых я сказал, но этот перечень, конечно, далеко не полный. Я был дружен с Полугаевским, с Геллером и многими другими выдающимися гроссмейстерами, без изучения творчества которых нельзя стать настоящим шахматистом. К сожалению, сегодня очень многие, даже шахматисты высокого уровня попали под полное влияние компьютера. Поэтому сегодня одна из основных задач – найти необходимый баланс между занятиями с компьютером и без него. Полвека или даже четверть века назад, конечно, было намного труднее работать с информацией: мы переписывали партии от руки, создавали карточки, картотеки. Хорошо помню, как в 1958 году в Москву приезжал юный Бобби Фишер, ему было 15 лет. И все поражались, откуда он знает так много партий советских шахматистов – даже те партии, которые зачастую не знают наши шахматисты в Союзе. И он рассказал, что все партии, которые играются в Союзе, по разным каналам ему доставляют в Америку, и он их внимательно изучает. Он был настоящим фанатиком шахмат, работал по 8-10 часов в день, а то и больше.

Но сегодня объем информации вырос необычайно, каждый день играются сотни партий, и за всеми этими турнирами можно наблюдать в живом эфире. Поскольку за всем уследить невозможно, надо для себя понять, чем заниматься и как заниматься. Безусловно, толк от занятий может быть только тогда, когда вы находитесь в хорошем настроении, это первейшая задача. Нельзя просто сесть и начать что-то смотреть – эффективность будет очень небольшая. Значит, надо настроиться, создать себе хорошее настроение, чтобы вам хотелось заниматься.

Здесь собрались ребята самых разных возрастов, одни знают больше, другие меньше. Но так называемая старая советская школа, в общем-то, осталась – школа, из которой вышли знаменитые гроссмейстеры. И все они начинали изучение шахмат с эндшпиля. Если вы плохо представляете себе взаимодействие небольшого количества фигур, не чувствуете возможности каждой фигуры, то в дальнейшем сложно добиваться больших результатов. Сейчас, правда, многие молодые шахматисты, которые постоянно играют блиц в Интернете, высказывают другую точку зрения. Дескать, до эндшпиля можно и не дожить, поэтому во главе угла сейчас изучение дебютов. Говорить, что изучать дебюты ненужно, конечно, неправильно, тем более, сегодня дебют неразрывно связан с серединой игры – миттельшпилем, изучаются не просто отдельные ходы, а определенные структуры. В основном нужно, конечно, обращать внимание на пешечные структуры, потому что пешки, как говорил Филидор, это душа шахмат, и пешками надо играть умело, поскольку они назад не ходят.

Но я вернусь к своей изначальной мысли. Итак, прежде чем садиться за шахматную доску, нужно создать себе хорошее настроение. Если вы идете на турнир в плохом настроении, если вы устали, утомлены, у вас что-то болит или течет из носа, или вы плохо двигаетесь, то вы обречены, играть вам будет очень тяжело. Поэтому, когда вы занимаетесь шахматами, особое внимание уделяйте своему здоровью. Здоровье вообще в жизни важнее всего, даже важнее шахмат! И поэтому, когда мы в 70-е годы начинали занятия в школе Смыслова, то своих воспитанников прежде всего приучали к тому, чтобы они утром и вечером чистили зубы и мыли ноги холодной водой. Мы считали: кто из них станет шахматистом — неизвестно, но если они будут этим заниматься, то у них уже будут основы хорошего здоровья.

Вообще, очень многие шахматисты страдают от того, что у них плохое дыхание. А для шахмат это очень нехорошо: трудно в течение длительного времени работать головой, если идет плохое снабжение кислородом, если вы плохо дышите. Так что на это вы должны обратить серьезное внимание до того, как начинаете заниматься шахматами. Помню, в свое время Михаил Моисеевич Ботвинник мне рассказывал: «Шахматисты – они же очень плохо разбираются в том, как нужно поддерживать здоровье!» А он здоровью уделял большое внимание, да и вообще был человеком методичным, системным, что ли, ко всему подходил фундаментально.

Ботвинник мне говорил: «Как обычно ведет себя шахматист? Заканчивает партию усталым, конечно, ведь много сил борьбе отдано. И сразу бежит кушать, потому что, действительно, после партии есть очень хочется. А это большая ошибка! Чтобы на следующий день хорошо играть, нужно, прежде всего, себя немножко очистить». Он объяснял, что после партии обязательно нужно ходить быстрым шагом. «Ну, молодые могут побегать, но это не обязательно, а нужно походить быстро-быстро минут тридцать, чтобы сильно вспотеть. Когда вы потеете, то всё, что накапливается у вас внутри, все ненужные продукты (шлаки) – они выходят. После этого дома быстренько примите теплый душ, и тогда уже можете кушать всё, что угодно».

Кроме этого Ботвинник, конечно, уделял большое внимание подготовке к партии. Он всегда на игру ходил пешком: считал, что перед партией обязательно нужно минут 30-40 погулять, подышать. Он говорил, что в борьбе, а шахматы – это борьба, это очень тяжелый вид спорта, нет мелочей. Михаил Моисеевич всегда брал с собой чай с лимоном и сахаром, и когда проходила пара часов после начала игры, он пил этот чай. Потому что когда шахматист напряженно работает, у него сгорает сахар, и его запасы нужно восполнить. Ботвинник считал, что сладкий чай с лимоном очень хорошо помогает.

В свое время мне приходилось работать со многими командами – и со сборной Москвы, где в конце 70-х годов играли великие шахматисты, и со сборной России. Я тоже всегда брал с собой трехлитровый китайский термос, и все игроки знали, что в нужное время они получат необходимый им чай. Также очень хорошо часа через 2-2,5 после начала игры съесть 2-3 кусочка шоколада; я рекомендую 70-процентный черный шоколад, он отлично поддерживает энергетически. Шахматисты должны понимать, что во время партии вам никто не поможет, вы один на один с противником и должны сами себе помогать. Полезно также во время партии время от времени, может быть, раз в час умывать лицо холодной водой.

Я вот сейчас вспомнил о том, что Юрий Сергеевич Разуваев в последний год жизни всё время думал о том, как помочь шахматисту мыслить несколько более абстрактно. И он предложил, чтобы на сборах школы «Шахматные надежды России», помимо шахмат, занимались еще и математикой. Хотя прямой связи между математическими способностями и шахматными, в общем-то, нет; более того, я знал исключительно одаренных, блестящих шахматистов, которые в математике были, как говорится, полными профанами. С другой стороны, тем, кто занимается математикой, обычно и в шахматах легче, и многие сильные гроссмейстеры были прекрасными математиками, оканчивали школу с золотой медалью и говорили, что увлечение математикой им помогало. Например, Сергей Долматов, Дима Яковенко, Володя Малахов.

Конечно, я не добился в шахматах того, чего добились они, но тоже школу окончил когда-то с золотой медалью, и тоже увлекался математикой. Поэтому, чтобы немножко расшевелить ваши мозги, давайте я вас научу каким-нибудь простым математическим приемам – надеюсь, это поможет вам в жизни. Знаю по своим внукам, что сейчас никто не любит считать в уме, заставляя свою голову работать, а сразу пользуются калькулятором. А я вам объясню некоторые способы, как считать в уме – сделаем небольшую математическую паузу.

Таблицу умножения все знаете? Все. Ну, это уже прогресс! Дети в начальных классах американских школ очень плохо считают, пользуются iPad, iPhone, Android. Хорошо. Допустим, вы знаете квадрат какого-то числа; как найти квадрат числа, на единицу большего? Объясню на примере шахматной доски. Умножить 7 на 7 – это сколько? 49. Молодцы, все знают. А как узнать, сколько будет 8 на 8, если вы забыли таблицу умножения? Смотрите, вот квадрат 7 на 7; вы прибавляете к нему еще 7 клеток и получаете прямоугольник 7 на 8. А потом вы прибавляете еще 8 клеток, и у вас уже квадрат 8 на 8. Значит, чтобы перейти от квадрата одного числа к квадрату другого, на единицу большего, нужно прибавить это число два раза и еще единицу.

Это всем понятно? Хорошо. А знаете, как любое число умножается на 11? Возьмем 18, умножаем на 11. Складываем 1 и 8, получается 9, и эту девятку подставляем между единицей и восьмеркой. Получается 198.

А как умножается 15 на 15, 25 на 25? Попробуем умножить 35 на 35. Надо взять тройку и умножить ее на число, на единицу большее, то есть на 4. 3 на 4 – получается 12, а справа приписать 25. Будет 1225. А теперь умножим в уме 95 на 95. Надо 9 умножить на 10, сколько будет? 90. И рядом пишем 25. Получается 9025. Вот, шарики начинают немножко крутиться!

Ну, хорошо, пока мы на этом остановимся. Вообще, что самое главное при игре в шахматы? Это работающая, соображающая голова! Когда голова перестает соображать, вы долго играете и устаете, то часто случаются ошибки. Причем они случаются у всех, даже крупные гроссмейстеры допускают в определенные моменты ошибки, которые потом не могут объяснить. Как правило, эти ошибки связаны с усталостью. Конечно, на них может повлиять и сильный цейтнот, но в целом эти ошибки происходят из-за того, что шахматист теряет контроль над собой и над позицией. Поэтому мой вам совет – никогда не спешите! Особенно надо быть внимательным, когда противник сделал неожиданный для вас ход. Такое часто бывает: соперник сделал ход, и вы сразу начинаете волноваться. Прежде чем отвечать, обязательно надо себя успокоить: нельзя делать ход в возбужденном состоянии! Надо сказать себе: все хорошо, все в порядке, то есть заняться таким аутотренингом. И только после этого спросить себя: чего же все-таки хочет противник? Без ответа на этот вопрос шахматист не должен делать ответный ход, вы же противодействуете замыслам противника! На что он напал или не напал, что он собирается предпринять, каков план его действий? И только когда вы ответите себе на этот вопрос, можете выбирать свой ход. Определяете круг ходов-кандидатов и выбираете один из них.

Вообще, каждый шахматист, независимо от квалификации, начинающий он или мастер, или гроссмейстер, должен каждодневно тренироваться в технике расчета. Каждый шахматист должен ежедневно решать различные позиции. Сейчас очень много книг типа «Найдите решающий ход», где вы можете найти тысячу позиций, а то и больше, для решения. Шахматисты более квалифицированные, как правило, решают этюды для практиков. Есть серии этюдов разных авторов, которые очень хорошо помогают «включить голову», и вы в разных ракурсах видите доску, можете рассчитывать варианты. Я помню, например, молодого Юрия Балашова, который когда-то, будучи уже гроссмейстером, просил меня давать ему для решения задачи: не этюды, а именно задачи. Многоходовые задачи типа «мат в пять ходов» вообще очень сложны. Я ему диктовал позицию, он воспринимал ее на слух и решал в уме. Конечно, решать позиции не глядя на доску полезно, однако чрезмерно увлекаться этим не стоит – все-таки, мы играем на доске, и расставлять позиции для решения необходимо. С чем бы это сравнить? В шахматах понятие «тренировка», как в спорте, не очень укоренилось, чаще говорят «шахматные занятия», а не «шахматные тренировки». А ведь понятие тренировки в спорте является основным, ведь трудно себе представить, допустим, хорошего баскетболиста, если он каждый день не бросает мяч в кольцо. Или футболиста, который каждодневно не бьет по мячу. Если кто-то из вас будет в Бразилии, он увидит, что трех-четырехлетние дети ходят с сетками, у них в сетке мяч, и они все время бьют по этому мячу, и поэтому они потом так владеют этим мячом, как никто другой.

Читайте также:  Почему постоянно болит и кружиться голова

В шахматах, при всем огромном значении элементов стратегии, вопросов постановки партии и так далее решающую роль все-таки играет тактика. Допустим, вы выучили дебют, тренер сказал: «Здесь ты пойдешь так и так, получишь перевес, и вперед!» Но если вы не владеете тактическим мастерством, то можете где-то что-то просмотреть, и дело закончится плохо. Часто от шахматиста, проигравшего партию, можно услышать такое: «Я стоял лучше и если бы не зевнул, а пошел так и так, то я бы выиграл». Это уже совсем плохая история! Никогда не нужно считать, что вы проиграли случайно, и никогда нельзя себе говорить, что «у меня было выиграно». Выиграно – это когда в таблице появляется единица!

Шахматы – это борьба до конца, понимаете? Если вы каждодневно будете решать позиции, то у вас будет возникать уверенность в своих силах. В спорте вообще и в шахматах в частности понятие уверенности чрезвычайно важно, и очень опасно, если вы находитесь в состоянии каких-то сомнений. Великий Смыслов всегда мне говорил: «Борис Наумович, никогда ничего не надо бояться. А если вы чего-то боитесь, то это и может случиться». Поэтому я вам, ребята, советую: когда вы играете, то ничего не бойтесь! Самое главное – не бойтесь проигрывать, потому что научиться можно только тогда, когда вы проигрываете. Обязательно заведите себе тетрадку «Проигранные партии»; не выигранные, которыми все гордятся и записывают, но самое главное – иметь тетрадь проигранных партий. У меня был ученик, который стал потом очень сильным гроссмейстером – Сергей Тивяков. У меня в архиве сохранились его тетрадки с проигранными партиями, я их захватил сюда.

В чем основная идея? Во-первых, научиться играть можно, только если вы встречаетесь с более сильными соперниками. Обыгрывать более слабых – толку мало. А если вы проигрываете более сильному и затем разбираете партию с тренерами или сами (а сейчас это можно делать с помощью компьютерных программ) и находите причину поражения, то вы свои ошибки повторять не будете. Ведь если не понять причину ошибки, то она повторится. Что такое совершенствование? Это улучшение чего-то. Значит, вы должны понять, что у вас не получается, где вы ошибаетесь, в чем причина этих ошибок. И если вы это поймете (сами, с помощью тренера или компьютера), то вы эти ошибки повторять не будете.

Поэтому я всегда советовал и продолжаю советовать: заведите тетрадь для проигранных партий и разделите каждую страничку на три части. Две оставляете для заметок и примечаний (своих), а на оставшемся месте (справа) ваш тренер уточнит ваши комментарии и остановится на тех местах, где вы допустили ошибку. Те, кто этим занимается, продвигаются гораздо быстрее тех, кто просто играет.

Кроме того, я всегда объяснял ребятам и продолжаю объяснять (и не только ребятам, но и сильным гроссмейстерам), что каждый человек должен проиграть какое-то количество партий. Куда ж от этого деться, правильно? И когда вы проиграли партию, то говорите себе: «Значит, мне осталось проиграть на одну партию меньше!» Понимаете, в этом тоже есть определенный положительный момент, вы всегда можете себя этим поддержать. И вообще, проигранные партии человека «приземляют», они говорят о том, что тебе есть еще над чем работать, и это очень важный момент.

Конечно, недостатков бывает очень много. У шахматистов, как правило, есть сильные стороны, над которыми тоже надо продолжать работать. Если человек умеет хорошо атаковать, и при этом у него плохие знания в эндшпиле, это не значит, что он должен полностью переключиться на эндшпиль. Но выявление своих недостатков и работа над их устранением – это, конечно, самое главное для совершенствования. Поэтому работать надо сразу в нескольких направлениях; в одном, как мне кажется, работать скучно.

Итак, надо каждодневно решать позиции, это обязательно, а кроме того, сейчас есть очень много великолепных методических книг, и не так просто выделить самое лучшее. Но я считаю, что в первую очередь, конечно, нужно изучать материалы Марка Израилевича Дворецкого, тренера с очень большим стажем и фанатика своего дела. Который даже бросил играть ради того, чтобы заниматься тренерской работой, которую он очень любит. У него великолепные книги: и серия «Школа будущих чемпионов», и «Учебник эндшпиля Марка Дворецкого». Очень хорошо написанный учебник, и там в конце каждого раздела приводятся так называемые «трагикомедии», то есть поучительные ошибки, которые допускали очень большие шахматисты из-за незнания тех элементов эндшпиля, о которых он подробно рассказывает.

Но вот совсем недавно я тоже был свидетелем нескольких ошибок прекрасных шахматистов. Например, Грищук играл с Камским; эта партия, по-моему, стоила России золотых медалей на Олимпиаде. Грищук играл белыми, был разыгран дебют, в котором черным обычно предстоит трудная оборона – защита Алехина. Грищук очень сильный, творческий шахматист, он потратил много времени, как будто бы эту защиту можно вообще опровергнуть. В результате получил хуже, затем достойно сражался и, в общем-то, защитился. Он мог получить позицию похуже, но он, возможно, считал, что она опасная; и увидел возможность перейти к позиции «ладья и слон против ладьи». Таких окончаний сыграно уже очень много, и были трагические результаты даже у очень крупных шахматистов, но теоретически доказано, что слабейшая сторона, если она знает метод защиты, делает ничью. Такой шахматист, как Грищук, проходил обучение еще в нашей школе, у него тренером был Анатолий Быховский, и он наверняка знал, как защищаться в этой позиции. Но, конечно, накопилась усталость, и в один момент, когда три хода из четырех вели к ничьей, он выбрал четвертый и проиграл эту партию.

Конечно, у шахматистов такого уровня, как Грищук, уже нет времени (или совсем мало) заниматься эндшпилем, они сутками работают над дебютом, анализируют его с компьютером, и устают безумно: память перенапрягается, после чего частенько голова просто отказывает.

К чему я начал об этом рассказывать? В окончании «ладья против ладьи и слона» есть два метода защиты, они хорошо описаны во многих книгах, и методы, в общем-то, несложные. Когда читаешь книгу, то всё просто, всё понятно. Но на самом деле эти знания в памяти закрепляются несильно; чтобы они хорошо укрепились, надо эти позиции поиграть. Так что метод тренировки должен заключаться в следующем. Мало просто прочитать книгу Дворецкого и прийти к выводу, что вам всё понятно. От «понятно» до умения применить знания на практике большая дистанция, потому что наш мозг не может держать все знания в оперативной памяти, какие-то уходят в долговременную память, и вытащить их оттуда бывает непросто, особенно в момент, когда вы устали. Поэтому я очень рекомендую позиции, разобранные у Дворецкого, разыгрывать с кем-то из друзей за оба цвета. Вот когда вы поиграете как следует и поймете все эти механизмы, то эти знания закрепятся у вас значительно лучше.

В принципе, старайтесь не перегружать свою память. Конечно, память нужно развивать, но нельзя перегружать, это разные вещи. Есть тренеры, которые могут считать по-другому, я высказываю свою точку зрения на основе своего опыта. Особенно не нужно перегружать память в день игры. Если вы сегодня играете, то максимум, что можете себе позволить – полчаса посмотреть для своего успокоения какие-то варианты. Но сегодня гроссмейстеры, насколько я знаю, в день игры по три, по четыре часа сидят с компьютером. Им еще предстоит большая игра, а они уже перенапряжены, память перегружена этой работой. Гораздо важнее, как я уже говорил, прийти на партию в хорошем настроении, с хорошо работающей головой и желанием бороться, без умственной усталости. Если очень уж хотите основательно готовиться, то лучше это делать вечером перед сном, накануне партии, а не утром перед ней. Но многие возражают, что противник становится известен только утром, вечером они не знают, к кому готовиться, и так далее. Конечно, так бывает, но вы увидите, что если последуете моему совету, то будете больше выигрывать. Самое главное – это хорошее настроение и свежая голова!

Помню, в свое время мы выезжали со Смысловым в Днепропетровск. Было это в 1981 году, он только что отметил свое 60-летие. В университете ректор, сам хороший шахматист, собрал большую пресс-конференцию. Актовый зал большой, чуть ли не на тысячу мест. И задают вопросы Смыслову, а у него тогда открылось второе дыхание, что ли; ранее был определенный спад, и вдруг он снова начал очень сильно играть. У него спрашивают: «Василий Васильевич, как вам это удается? Вам уже 60 лет, а вы так хорошо играете!» А он только что на супертурнире в Москве разделил 2-4 места с Полугаевским и Каспаровым, пропустив вперед только Карпова. А он встает и немножко нараспев говорит: «Самое главное – это хорошее настроение. Если у вас будет хорошее настроение, вы сможете и в шахматы хорошо играть, и задачи решать, и все что угодно». А мне потом ректор жаловался: «Но он же не сказал, как добиться этого хорошего настроения!»

Так вот, каждый человек по-разному создает себе хорошее настроение. А я на том турнире был секундантом Смыслова и могу рассказать, как мы создавали хорошее настроение. Секретов из этого мы никогда не делали, а тем более нет смысла что-то скрывать сейчас, когда Василий Васильевич, к сожалению, уже ушел из жизни. Так вот, турнир проходил в отеле «Международный» на Пресне. Я жил в отеле, а Смыслов приезжал из дома примерно за час до партии. Поскольку он очень любил хорошую музыку, я подбирал какие-то мелодии из классического репертуара, которые располагали к некоторому релаксу. Василий Васильевич садился в кресло, закрывал глаза и слушал эту музыку. Кроме того, мы стали делать успокаивающие ванны для ног. Потом он пил чай с лимоном (этому он мог у Ботвинника научиться), и мы шли в турнирный зал. Играл он великолепно!

К слову, его секундантом я стал случайно – был страшно удивлен, когда он меня пригласил, потому что я на таком уровне, честно скажу, никогда не работал. И сразу сказал: «Василий Васильевич, я не очень понимаю, чем могу вам помочь». «Нет-нет, я знаю, вы можете». Не знаю: то ли от него многие уже отошли, считая его бесперспективным? И я подумал: чем же могу помочь Смыслову? Стал смотреть его партии последнего времени и увидел, что во всех проигранных партиях одна и та же картина: где-то ходу к 32-38-му он, видимо, уже сильно устает и ошибается. Кстати, обратите серьезное внимание: если вы допустили ошибку, то есть огромная вероятность, что следующим ходом вы ошибетесь снова. Ошибки ходят парами! Если вы сделали ошибку, то должны перевести дыхание, отдохнуть, не спешить делать новый ход. Лучше потерять какое-то время, но успокоиться и понять, что позиция резко изменилась; допустим, у вас было лучше, а стало чуть хуже, поэтому надо перестроиться на новую волну и перейти к упорной защите; ни в коем случае не нужно пытаться сразу продолжать игру. Это крайне важно!

Так вот, я увидел, что Смыслов перед контролем часто ошибался. А тогда давалось 2,5 часа на 40 ходов, после чего партия откладывалась. Я подумал-подумал и говорю Василию Васильевичу: «Вы играйте, как будто у вас не 2,5 часа на 40 ходов, а два часа. Молодые не знают, куда ставить фигуры, а вы же всё знаете. У вас всегда будет полчаса в запасе, и благодаря этому вы не выходите на пятый час игры, где ошибаетесь». У него в силу возраста уже просто не хватало сил на пятый час игры. Смыслов начал тренироваться играть немножко быстрее, и это дало свои результаты. Он очень здорово играл в том турнире, проиграл всего одну партию – Карпову черными. Стояла позиция, близкая к ничейной; а он все-таки бывший чемпион, и видит, что игра пошла. Вот и появилась мысль: «сейчас я обыграю Карпова и займу первое место». Он начал играть на выигрыш и пропустил длинный ход ферзем с c3 на f6, после чего у него стало плохо. Я эту партию за подписью Смыслова (а может, и за своей, не помню) комментировал потом в «Информаторе», чтобы показать, что ничью черные делали легко, у них совсем не хуже было.

Но в те времена, знаете, как было? Сразу после этой победы Карпова был звон на весь мир – мол, блестящая победа, а Смыслов, когда мы пришли в номер, говорит удрученно: «Борис Наумович, я должен перед вами извиниться». «Что такое, Василий Васильевич, что случилось?» «Бес меня попутал, – сказал Смыслов. – Я решил обыграть Карпова и переоценил позицию». То есть, он должен был сохранять равенство, и прошел бы турнир без поражений, но и так сыграл очень здорово.

Я всегда повторяю: важно не считать, что вы случайно проигрываете, хотя мы все склонны объяснять многое из того, что происходит в нашей жизни, случайностью. А если вы хорошо подумаете и покритикуете себя, и найдете причину проигрыша, то извлечете из этих уроков пользу.

Но я немного ушел в сторону, а разговор у нас шел о пользе разыгрывания эндшпильных позиций. Изучайте книги Дворецкого и следуйте его рекомендациям – как изучать и разыгрывать в тренировочных целях подобного рода позиции. Лучше всего с часами, чтобы имитировать обстановку партии и вести запись ходов. Когда вы несколько раз разыграете ту или иную позицию, то почувствуете в игре, какие там нюансы, подводные камни и т.п.

Конечно, вы знаете, что есть такой американский гроссмейстер Хикару Накамура. Блестящий шахматист, быстро соображает, легко схватывает суть позиции, потрясающе считает – казалось бы, всё при нем. Но он становился шахматистом не по образцам нашей школы – наверное, подходящих тренеров не было рядом, он в основном очень много играл. Блицевал в Интернете, потом ему кто-то что-то подсказывал, но хорошей шахматной школы, особенно эндшпильной, у него нет совершенно. И вот недавно на турнире в Лондоне он играл белыми с Леко. Играл прекрасно (правда, Леко там немножко ошибался), и дошло у них дело до такой позиции.

Черные только что сделали 60-й ход, как раз прошел очередной контроль. У белых тут разные ходы-кандидаты: хочется и пешку двинуть, и королем пойти на d6, чтобы неприятельский король к пешке не подошел, и ход 61.Ra8 недурной, чтобы пешка шла вперед… Если бы Накамура хорошо знал эндшпили по книге Дворецкого, он легко нашел бы один из выигрывающих ходов. А он моментально сделал ход 61.Rb7? – чуть ли не единственный, который не выигрывает…

Он не остановился, не задумался, хотя после контроля никогда нельзя спешить, обязательно надо дать голове отдохнуть. Кстати, во время игры крайне полезны дыхательные упражнения. Вот вы сидели, думали-думали, устали, наконец, сделали ход, и у вас появилась возможность чуть-чуть отдохнуть. Вы должны себе помогать: нужно отойти в сторону, подвигать руками, поприседать, подвигать головой. Наверное, вы обратили внимание, что во время игры очень многие шахматисты массируют себе шею и голову, чтобы улучшить кровоток – это тоже помогает. Помню, я был арбитром на претендентском матче Камского с Анандом. Ананд думал над ходом, а Камский ушел за сцену. Я случайно туда заглянул и обалдел: он там очень сложной гимнастикой занимался! Он вообще очень спортивный, поэтому делал такие сложные упражнения. Но в основном достаточно немного подвигаться, умыть лицо и шею холодной водой.

источник