Меню Рубрики

Не болит голова у дятла в хорошем качестве

Все началось с татарских разговоров.

Между тем я не забросил Асанову, а посмотрел еще целых два фильма.

Не знаю о чем кино. Я наслаждался картинкой. Потому что у Асановой здорово получается про детей, мутная свемовская пленка добавляет меланхолии меланхоличному Питеру и, главное, все это происходит на островах. Тех самых на которых теперь Зенит-арена, скалодром Луч, много домов.
Когда-то я жил на Петроградке и гулял по тем самым местам. Много мостов, мой любимый был деревянный с Петроградки на Крестовский (Лазаревский). Тогда еще по нему трамваи ходили. Сначала перестали ходить трамваи. Потом моста не стало. Теперь мост вантовый, четырехполосный, удобный для автомобильного движения. Берега островов тоже изменились. Некогда заброшенные, заросшие кустами, застроенные одинокими сараями и заборами — теперь они часть мегаполиса, на них жилые кварталы. Те же спальные районы, только классом повыше.

Мой любимый мост тогда и сейчас:

Может поэтому мне захотелось с помощью яндекс карт еще раз пройтись по знакомым берегам. Нашел практически все, что есть в фильме.
Выяснилось, что локации не просто красивые места — из них складывается реальный маршрут. Действительно, можно утром проснуться на проспекте Динамо, 6 — дойти (доехать) до школы №53, по дороге домой зайти покачаться на ржавых воротах Особняка Клейнмихель (Набережная реки Крестовки, 12). Пообедать и догулять до дома 35/37 по Каменноостровскому проспекту, где в то время был кинотеатр.

Итак, дом первой красавицы класса Иры Федоровой. В подъезде которого Муха ждал, стоя на голове, пока его девочка нарядится и причешется. Долго искал. Не помогали карты яндекса, хотя я обошел все берега. Точно помню — был там не раз. И бинго! — Проспект Динамо, 6 (http://www.citywalls.ru/house2487.html). Того дома больше нет, есть новый, построенный на его месте. Там даже квартиры продаются. Так что при желании можно жить практически в том самом доме.
Такой он был:

вот как это было в фильме:

Это сейчас. Вид напротив тоже поменялся:

Обратите внимание на круглое окно — его мы видим когда герои заходят в парадную — оно единственное на фасаде. У Динары Асановой все четко — дом снаружи и внутри один и тот же:

Далее школа №53 — тоже непростая, украшающая. Потому что фасадом выходит на железную дорогу и небольшую ложбинку, что для плоского Питера диковинка.

Муха провожает домой Иру и они обязательно идут мимо заброшенного особняка. Кругом парк, по воде скользят лодки. Можно покачаться на старых ржавых воротах. Их любимое место.
Ворота эти от Особняка Клейнмихель, ныне ни много ни мало Дом приемов УД Президента РФ (Набережная реки Крестовки, 12 — http://www.citywalls.ru/house2488.html). Узнал их в фильме. Тоже когда-то гулял мимо и рассматривал ржавых зверей — теперь-то все отреставрировали.

Придешь домой, а интернета нет, так что нечего сидеть — пора в кино. Герои идут в кинотеатр, который находится в красивейшем доме (Каменноостровский проспект, 35/37 — http://www.citywalls.ru/house563.html):

но зрителю достается только кусок колонны и совершенно будничный петербургский вид напротив:

Чем мне симпатична Асанова — у нее частный, небольшой Петербург. Чуть-чуть поверни камеру и будет классический вид. Но это только отвлекает, потому что любишь-то ржавую решетку и единственное круглое окно в доме на острове.

В кинотеатр надо идти конечно же через Лазаревский мост.

Тут по нему часто ходят. Это в фильме недоброжелатели тащат барабаны Мухи:

Не хватило сил найти куда собрались сдавать барабаны Мухи. Возможно это на Ваське, но не нашел или уже снесли или не там искал.

Не один я такой умный. Вот тут люди и без меня все нашли — http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4298/forum/print.

Здорово, что любовь второго главного героя — Левы Булкина (он в «Ключе без права передаче» возмужал и играет упрямого хулигана, который не хочет дружить с Прокловой) к той же Ире — она только в фотографии на стене в его комнате и том как он пристально и молча следит за ней. Никаких сюжетных поворотов из нее так и не возникло.

источник

Дятел в день делает порядка 12 тыс. ударов головой, при этом, не нанося себе никакого вреда! Этот удивительный факт не поддавался никакому объяснению, ведь при этом создаётся перегрузка в 1 тысячу раз больше, чем при свободном падении. Установлено, что некоторые виды дятлов, в процессе долбления коры дерева, способны двигать клювом со скоростью почти 25 км/ч! При этом его голова отбрасывается назад с огромным отрицательным ускорением, которое более чем в два раза превышает то, которое космонавты испытывают при старте! Совсем недавно, группа учёных из Китая смогли ответить на вопрос: «Почему у дятла не болит голова?».

Оказывается, дятел обладает несколькими уникальными способностями, и интересным строением головы.

Впервые полностью расшифровать механизм предохранения головы дятла от сотрясения удалось двум американским ученым, Айвану Швобу из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филиппу Мэю из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые в 2006 году получили за это открытие Игнобелевскую премию (это премия, которую ученые получают за «открытия, вызывающие сначала лишь смех, а потом заставляющие задуматься»; в мире науки эта премия не менее популярна, чем Нобелевская). Биологи исследовали этот механизм на примере златолобого дятла (Melanerpes aurifrons), обитающего в лесах США, однако считают, что, видимо, такая система безопасности свойственна всем представителям дятлообразных (Piciformes).

Кроме того, черепную коробку этой птицы и ее мозг отделяет лишь тонкий слой внутричерепной жидкости, что не позволяет вибрациям набрать достаточно силы для опасного воздействия на мозг. Кроме того, эта жидкость довольно вязкая, поэтому сразу же гасит все возникающие от удара волны, способные повредить важнейший нервный центр.

Также важную роль в защите мозга от сотрясений играет гиоид — важнейший элемент подъязычной кости птиц, который сам по себе является скорее хрящом, чем настоящей костной тканью. У дятлов он чрезвычайно развит, весьма обширен и протяжен, располагается не только в глотке (как у млекопитающих), а заходит и в носоглотку, обернувшись перед этим вокруг черепа. То есть внутри черепной коробки у этой птицы имеется дополнительный упругий амортизатор.

Кроме того, как показало исследование внутреннего строения черепных костей дятла, почти все они содержат губчатую пористую ткань, которая является дополнительным амортизатором. В этом отношении череп дятла скорее похож на таковой у птенца, чем у взрослой птицы (у которой доля губчатого вещества в костях чрезвычайно мала). Так что те вибрации, которые не удалось «погасить» черепной жидкости и гиоиду, «успокаивает» губчатое вещество костей.

Кроме того, дятел имеет еще своеобразный «ремень безопасности» для глаз — во время удара третье веко (мигательная перепонка) опускается на глаз этой птицы, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации и не допустить отслоения сетчатки. Так что зрение у дятлов, несмотря на «долбительный» образ жизни, всегда в порядке.

Ну и, конечно, для того, чтобы в черепе поместились все эти системы безопасности, дятлам пришлось существенно сократить поверхность своего мозга. Однако глупее остальных птиц от этого они вовсе не стали — наоборот, дятел весьма умен и обладает достаточно сложным территориальным и гнездовым поведением. Дело в том, что, в отличие от млекопитающих, у птиц процессы высшей рассудочной деятельности происходят вовсе не в коре больших полушарий, а в лежащих под ней полосатых тельцах и слое, называемом гиперстриатум. А эти части мозга исходно занимают не очень большую площадь, потому что находящиеся в них нейроны достаточно плотно упакованы. Поэтому дятел может легко сжать свой мозг без ущерба своему интеллекту.

Итак, чему же эта умная птица может научить людей? Да хотя бы тому, как разрабатывать совершенные противоударные конструкции. Подобную работу недавно проделали американские ученые из Лаборатории биоинженерии Университета Беркли. Тщательное изучение замедленной видеосъемки «долбежки» и данных томографии дятлов позволило им разработать искусственную демпфирующую (то есть, обеспечивающую безопасность) систему, аналогичную таковой у дятлов.

Роль супертвердого клюва в искусственном демпфере может играть прочная внешняя оболочка — например, стальная или титановая. Функцию внутричерепной жидкости в данном устройстве берет на себя второй, внутренний слой металла, отделенный от внешнего, стального, эластичным слоем. Под ним находится слой твердой, но, в то же время эластичной резины — аналог гиоида. А «заменителем» губчатых структур является заполнение всего пустого объема под этой резиной плотно упакованными стеклянными шариками размерами около одного милиметра. Доказано, что они очень эффективно «распыляют» энергию удара и блокируют передачу опасных вибраций на самую ценную центральную часть, ради которой все эти системы и существуют — то есть некий «мозг».

Подобный демпфер, по мнению разработчиков, может защищать разные хрупкие конструкции, например, электронику, от сильных ударов. Можно помещать в такую оболочку «черные ящики» самолетов, бортовые компьютеры кораблей или использовать ее при разработке катапультирующихся устройств нового поколения. Не исключено, что эту оболочку можно также использовать в корпусе автомобиля как дополнительный демпфер.

После создания миниатюрного прототипа, исследователи провели первые испытания данной оболочки. Они поместили его в пулю и из газового ружья выстрелили ей в толстый лист алюминия. Перегрузка от удара достигла 60000 g, но демпфер эффективно защитил спрятанную в нем электронную начинку. Значит, данная система достаточно эффективно работает. Теперь разработчики трудятся над созданием такого же демпфера больших размеров.

Китайские ученые исследовали защиту дятла от ударов и вибрации, что по их мнению может помочь создать новые антиударные материалы и структуры, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности человека. Инженеры государственной лаборатории структурного анализа для промышленного оборудования университета Далянь обнаружили, что все тело дятла работает, как отличный противоударный механизм, поглощая энергию воздействия.

Птица клюет дерево с очень большой частотой (порядка 25 Герц) и скоростью (около семи метров в секунду), что больше в 1000 раз земной силы тяжести. Ученые сдеалали специальную 3Д компьютерную модель, используя томограмму, чтобы понять как именно дятел защищает свой мозг от повреждения.

Ученые выяснили, что большая часть энергии удара аккумулируется телом птицы (99,7%) и только 0,3% приходится на голову дятла. Часть энергии удара принимает на себя клюв птицы, еще часть подъязычная кость птицы. А та небольшая часть энергии, которая все-таки приходится на голову дятла преобразуется в тепло, из-за чего температура головного мозга сильно увеличивается.

Птица вынуждена делать перерывы между клеванием дерева, для того чтобы снизить эту температуру.

Результаты исследования будут опубликованы в научном журнале Science China.

источник

Дятел в день делает порядка 12 тыс. ударов головой, при этом, не нанося себе никакого вреда! Этот удивительный факт не поддавался никакому объяснению, ведь при этом создаётся перегрузка в 1 тысячу раз больше, чем при свободном падении. Установлено, что некоторые виды дятлов, в процессе долбления коры дерева, способны двигать клювом со скоростью почти 25 км/ч! При этом его голова отбрасывается назад с огромным отрицательным ускорением, которое более чем в два раза превышает то, которое космонавты испытывают при старте! Совсем недавно, группа учёных из Китая смогли ответить на вопрос: «Почему у дятла не болит голова?».

Оказывается, дятел обладает несколькими уникальными способностями, и интересным строением головы.

Впервые полностью расшифровать механизм предохранения головы дятла от сотрясения удалось двум американским ученым, Айвану Швобу из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филиппу Мэю из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые в 2006 году получили за это открытие Игнобелевскую премию (это премия, которую ученые получают за «открытия, вызывающие сначала лишь смех, а потом заставляющие задуматься»; в мире науки эта премия не менее популярна, чем Нобелевская). Биологи исследовали этот механизм на примере златолобого дятла (Melanerpes aurifrons), обитающего в лесах США, однако считают, что, видимо, такая система безопасности свойственна всем представителям дятлообразных (Piciformes).

Итак, почему же дятел не получает сотрясение мозга. Во-первых, потому, что его сверхтвердый клюв ударяет в ствол строго перпендикулярно поверхности последнего, не сгибается и не вибрирует от удара. Это обеспечивает скоординированная работа шейных мышц — при «долбительных» работах действуют лишь те мышцы, которые отвечают за движение головы вперед-назад, а те, которые осуществляют боковые движения шеи, бездействуют. То есть дятел чисто физически не может отклониться от выбранного курса.

Кроме того, черепную коробку этой птицы и ее мозг отделяет лишь тонкий слой внутричерепной жидкости, что не позволяет вибрациям набрать достаточно силы для опасного воздействия на мозг. Кроме того, эта жидкость довольно вязкая, поэтому сразу же гасит все возникающие от удара волны, способные повредить важнейший нервный центр.

Также важную роль в защите мозга от сотрясений играет гиоид — важнейший элемент подъязычной кости птиц, который сам по себе является скорее хрящом, чем настоящей костной тканью. У дятлов он чрезвычайно развит, весьма обширен и протяжен, располагается не только в глотке (как у млекопитающих), а заходит и в носоглотку, обернувшись перед этим вокруг черепа. То есть внутри черепной коробки у этой птицы имеется дополнительный упругий амортизатор.

Читайте также:  Может тошнить если пониженное давление и болит голова

Кроме того, как показало исследование внутреннего строения черепных костей дятла, почти все они содержат губчатую пористую ткань, которая является дополнительным амортизатором. В этом отношении череп дятла скорее похож на таковой у птенца, чем у взрослой птицы (у которой доля губчатого вещества в костях чрезвычайно мала). Так что те вибрации, которые не удалось «погасить» черепной жидкости и гиоиду, «успокаивает» губчатое вещество костей.

Кроме того, дятел имеет еще своеобразный «ремень безопасности» для глаз — во время удара третье веко (мигательная перепонка) опускается на глаз этой птицы, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации и не допустить отслоения сетчатки. Так что зрение у дятлов, несмотря на «долбительный» образ жизни, всегда в порядке.

Ну и, конечно, для того, чтобы в черепе поместились все эти системы безопасности, дятлам пришлось существенно сократить поверхность своего мозга. Однако глупее остальных птиц от этого они вовсе не стали — наоборот, дятел весьма умен и обладает достаточно сложным территориальным и гнездовым поведением. Дело в том, что, в отличие от млекопитающих, у птиц процессы высшей рассудочной деятельности происходят вовсе не в коре больших полушарий, а в лежащих под ней полосатых тельцах и слое, называемом гиперстриатум. А эти части мозга исходно занимают не очень большую площадь, потому что находящиеся в них нейроны достаточно плотно упакованы. Поэтому дятел может легко сжать свой мозг без ущерба своему интеллекту.

Итак, чему же эта умная птица может научить людей? Да хотя бы тому, как разрабатывать совершенные противоударные конструкции. Подобную работу недавно проделали американские ученые из Лаборатории биоинженерии Университета Беркли. Тщательное изучение замедленной видеосъемки «долбежки» и данных томографии дятлов позволило им разработать искусственную демпфирующую (то есть, обеспечивающую безопасность) систему, аналогичную таковой у дятлов.

Роль супертвердого клюва в искусственном демпфере может играть прочная внешняя оболочка — например, стальная или титановая. Функцию внутричерепной жидкости в данном устройстве берет на себя второй, внутренний слой металла, отделенный от внешнего, стального, эластичным слоем. Под ним находится слой твердой, но, в то же время эластичной резины — аналог гиоида. А «заменителем» губчатых структур является заполнение всего пустого объема под этой резиной плотно упакованными стеклянными шариками размерами около одного милиметра. Доказано, что они очень эффективно «распыляют» энергию удара и блокируют передачу опасных вибраций на самую ценную центральную часть, ради которой все эти системы и существуют — то есть некий «мозг».

Подобный демпфер, по мнению разработчиков, может защищать разные хрупкие конструкции, например, электронику, от сильных ударов. Можно помещать в такую оболочку «черные ящики» самолетов, бортовые компьютеры кораблей или использовать ее при разработке катапультирующихся устройств нового поколения. Не исключено, что эту оболочку можно также использовать в корпусе автомобиля как дополнительный демпфер.

После создания миниатюрного прототипа, исследователи провели первые испытания данной оболочки. Они поместили его в пулю и из газового ружья выстрелили ей в толстый лист алюминия. Перегрузка от удара достигла 60000 g, но демпфер эффективно защитил спрятанную в нем электронную начинку. Значит, данная система достаточно эффективно работает. Теперь разработчики трудятся над созданием такого же демпфера больших размеров.

Китайские ученые исследовали защиту дятла от ударов и вибрации, что по их мнению может помочь создать новые антиударные материалы и структуры, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности человека. Инженеры государственной лаборатории структурного анализа для промышленного оборудования университета Далянь обнаружили, что все тело дятла работает, как отличный противоударный механизм, поглощая энергию воздействия.

Птица клюет дерево с очень большой частотой (порядка 25 Герц) и скоростью (около семи метров в секунду), что больше в 1000 раз земной силы тяжести. Ученые сдеалали специальную 3Д компьютерную модель, используя томограмму, чтобы понять как именно дятел защищает свой мозг от повреждения.

Ученые выяснили, что большая часть энергии удара аккумулируется телом птицы (99,7%) и только 0,3% приходится на голову дятла. Часть энергии удара принимает на себя клюв птицы, еще часть подъязычная кость птицы. А та небольшая часть энергии, которая все-таки приходится на голову дятла преобразуется в тепло, из-за чего температура головного мозга сильно увеличивается.

Птица вынуждена делать перерывы между клеванием дерева, для того чтобы снизить эту температуру.

А вот бедного дятла аннигилировало !

источник

  • Жанры : Мелодрамы, Музыкальные
  • Год создания : 1974
  • Мировая премьера : 5 ноября 1975
  • Дата выхода в РФ : 5 ноября 1975
  • Страна : СССР
  • Студия : Ленфильм
  • Продолжительность : 79 мин.

Молодежная драма Динары Асановой с Александром Жезляевым, Еленой Цыплаковой, Александром Богдановым и Екатериной Васильевой в главных ролях.

Режиссер: Динара Асанова
Автор сценария: Юрий Клепиков
В ролях: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Николай Гринько, Екатерина Васильева, Михаил Светин, Ирина Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юлия Шишкина и другие
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Евгений Крылатов

В небольшом городке живет семиклассник Сева Мухин (Александр Жезляев), или просто Муха, который известен своим землякам как младший брат выдающегося молодого баскетболиста Андрея Мухина (Павел Ростовский).

Муха обожает музыку и почти все свободное время проводит за своей ударной установкой, наполовину состоящей из старых кастрюль и тазов. Еще Сева не может представить себе жизни без соседки по парте, Иры Федоровой (Елена Цыплакова).

У Мухи есть верный друг – одноклассник Лева Булкин, он же Батон (Александр Богданов), который, как и Сева, по уши влюблен в Федорову.

Когда учебный год подойдет к концу, и наступят каникулы, в жизни Севы произойдет несколько важных событий, и он поймет, что этому лету суждено стать его прощанием с детством…

Лента стала полнометражным дебютом выпускницы режиссерского факультета ВГИКа Динары Асановой. Своим фильмом, рассказывающим о дружбе, первой любви и взрослении, Асанова, по ее собственным словам, сделала «попытку исследовать внутренний мир подростка».

Сценарий картины написал кинодраматург Юрий Клепиков, известный по фильмам «Даурия» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж«. Клепиков поначалу сомневался, не будет ли ошибкой отдать сценарий в постановку режиссеру-дебютанту, тем более женщине, но увидев студенческие работы Асановой, согласился сотрудничать с ней. На первых порах, правда, не обошлось без некоторых трудностей во взаимопонимании. Сценарий подразумевал комедийное изображение событий, а Асанова настаивала на лирическом решении и итоге смогла убедить в своей правоте Клепикова. Коллеги смогли найти общий язык, и впоследствии вместе работали над картиной «Пацаны«.

На площадке фильма царила импровизация. Сценарий был прочитан юным актерам всего один раз. Ребята не должны были заучивать свои реплики наизусть, а действовали в кадре и вели диалоги, только следуя основным сюжетным поворотам. Такой подход Асановой к созданию картины позволял детям чувствовать себя полноправными авторами картины, что, конечно же, самым положительным образом отражалось на процессе съемок.

Динара Асанова рассказывала, что после третьего дубля финального эпизода, когда главный герой бежит за набирающим ход поездом, Саша Жезляев, игравший Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
— Для Елены Цыплаковой, которая впоследствии стала известной актрисой и кинорежиссером, фильм стал дебютом в кино. На пробы 14-летнюю девочку привела Динара Асанова, которая познакомилась с Леной в гостях.
— Музыкантов, участвовавших в фильме, очень сложно было заполучить на съемки из-за их занятости на основной работе. Чтобы отпросить барабанщика Владимира Василькова, членам съемочной группы пришлось пройти серьезное испытание. Музыкант работал в Эстрадном оркестре Леонида Утесова, и переговоры с Леонидом Осиповичем обернулись настоящим экзаменом на знание фильма «Веселые ребята«. К счастью, просители отлично знали картину, что позволило им с блеском выдержать проверку, и Владимир был отпущен на съемки.
Асанова с самого начала хотела, чтобы дом, где живет Муха и его семья, стоял у воды. Но найти подходящее здание на берегу водоема не удалось, и тогда было принято решение вырыть рядом с домом, где проходили съемки, небольшой котлован и залить водой. Чтобы искусственный пруд выглядел реалистично, для него даже специально привозили ряску.
— Судьба Александра Богданова — юного актера, сыгравшего Батона, сложилась трагически — 9 апреля 1985 года он был убит. После «Не болит голова у дятла» Александр снялся еще в четырех картинах, в том числе в фильмах Асановой «Беда» и «Ключ без права передачи«.
— В начале фильма учительница в исполнении Екатерины Васильевой, призывая одну из одноклассниц Мухина к тишине, произносит фразу: «Асанова, прекрати!»
— В эпизодической роли в фильме снялся трехлетний сын Динары Асановой Анвар.

источник

Людей веками мучила загадка: как дятлы не сходят с ума, целыми днями долбя деревья? И вот учёные наконец-то расшифровали механизм предохранения мозга у этих удивительных птиц. Можно ли использовать данное открытие при создании средств безопасности для человека — к примеру, в конструкции автомобилей?


Почему не болит голова у дятла

Дятел, действительно, никогда не страдает головными болями. И сотрясений мозга у него тоже не бывает. Долгое время учёные не могли понять — как ему это удается. Ведь установлено, что дятел долбит твёрдую поверхность со скоростью 20 ударов в секунду, прилагая силу в 1,2 тысячи раз превосходящую силу тяготения Земли. Для сравнения — это равно силе удара о поверхность Земли реактивного самолета, врезавшегося в нее на полной скорости. Никто из людей не выжил бы после такого страшного удара. А дятлу все нипочём, каждый день он добровольно подвергает себя этим чудовищным перегрузкам и ничего — жив, здоров и весел.

Впервые полностью расшифровать механизм предохранения головы дятла от сотрясения удалось двум американским учёным, Айвану Швобу из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филиппу Мэю из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые в 2006 году получили за это открытие Игнобелевскую премию (это премия, которую учёные получают за «открытия, вызывающие сначала лишь смех, а потом заставляющие задуматься»; в мире науки эта премия не менее популярна, чем Нобелевская). Биологи исследовали этот механизм на примере златолобого дятла (Melanerpes aurifrons), обитающего в лесах США, однако считают, что такая система безопасности свойственна, видимо, всем представителям дятлообразных (Piciformes).

Итак, почему же дятел не получает сотрясение мозга. Во-первых, потому что его сверхтвердый клюв ударяет в ствол строго перпендикулярно поверхности последнего, не сгибается и не вибрирует от удара. Это обеспечивает скоординированная работа шейных мышц — при «долбительных» работах действуют лишь те мышцы, которые отвечают за движение головы вперед-назад, а те, которые осуществляют боковые движения шеи, бездействуют. То есть дятел чисто физически не может отклониться от выбранного курса.

Кроме того, черепную коробку этой птицы и ее мозг отделяет лишь тонкий слой внутричерепной жидкости, что не позволяет вибрациям набрать достаточно силы для опасного воздействия на мозг. Кроме того, эта жидкость довольно вязкая, поэтому сразу же гасит все возникающие от удара волны, способные повредить важнейший нервный центр.


Почему не болит голова у дятла

Также важную роль в защите мозга от сотрясений играет гиоид — важнейший элемент подъязычной кости птиц, который сам по себе является скорее хрящом, чем настоящей костной тканью. У дятлов он чрезвычайно развит, весьма обширен и протяжён, располагается не только в глотке (как у млекопитающих), а заходит и в носоглотку, обернувшись перед этим вокруг черепа. То есть внутри черепной коробки у этой птицы имеется дополнительный упругий амортизатор.

Кроме того, как показало исследование внутреннего строения черепных костей дятла, почти все они содержат губчатую пористую ткань, которая является дополнительным амортизатором. В этом отношении череп дятла скорее похож на череп птенца, чем на череп взрослой птицы (у которой доля губчатого вещества в костях чрезвычайно мала). Так что те вибрации, которые не удалось «погасить» черепной жидкости и гиоиду, «успокаивает» губчатое вещество костей.

Кроме того, дятел имеет своеобразный «ремень безопасности» для глаз — во время удара третье веко (мигательная перепонка) опускается на глаз птицы, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации и не допустить отслоения сетчатки. Так что зрение у дятлов, несмотря на «долбительный» образ жизни, всегда в порядке.

Ну и, конечно, для того чтобы в черепе поместились все эти системы безопасности, дятлам пришлось существенно сократить поверхность своего мозга. Однако глупее остальных птиц от этого они вовсе не стали — наоборот, дятел весьма умен и обладает достаточно сложным территориальным и гнездовым поведением. Дело в том, что, в отличие от млекопитающих, у птиц процессы высшей рассудочной деятельности происходят вовсе не в коре больших полушарий, а в лежащих под ней полосатых тельцах и слое, называемом гиперстриатум. А эти части мозга исходно занимают не очень большую площадь, потому что находящиеся в них нейроны достаточно плотно упакованы. Поэтому дятел может легко сжать свой мозг без ущерба для интеллекта.

Итак, чему же эта умная птица может научить людей? Да хотя бы тому, как разрабатывать совершенные противоударные конструкции. Подобную работу недавно проделали американские учёные из Лаборатории биоинженерии Университета Беркли. Тщательное изучение замедленной видеосъемки «долбежки» и данных томографии дятлов позволило им разработать искусственную демпфирующую (то есть обеспечивающую безопасность) систему, аналогичную «системе безопасности» дятлов.

Читайте также:  Почему раз в месяц болит голова


Почему не болит голова у дятла

Роль супертвердого клюва в искусственном демпфере может играть прочная внешняя оболочка — например, стальная или титановая. Функцию внутричерепной жидкости в данном устройстве берет на себя второй, внутренний слой металла, отделённый от внешнего, стального, эластичным слоем. Под ним находится слой твёрдой и в то же время эластичной резины — аналог гиоида. А «заменителем» губчатых структур является заполнение всего пустого объёма под этой резиной плотно упакованными стеклянными шариками размером около одного миллиметра. Доказано, что они очень эффективно «распыляют» энергию удара и блокируют передачу опасных вибраций на самую ценную центральную часть, ради которой все эти системы и существуют — то есть на некий «мозг».

Подобный демпфер, по мнению разработчиков, может защищать разные хрупкие конструкции (например, электронику) от сильных ударов. Можно помещать в такую оболочку «чёрные ящики» самолетов, бортовые компьютеры кораблей или использовать её при разработке катапультирующихся устройств нового поколения. Не исключено, что эту оболочку можно также использовать в корпусе автомобиля как дополнительный демпфер.

После создания миниатюрного прототипа, исследователи провели первые испытания данной оболочки. Они поместили её в пулю, которой из газового ружья выстрелили в толстый лист алюминия. Перегрузка от удара достигла 60000 g, но демпфер эффективно защитил спрятанную в нём электронную начинку. Значит, данная система достаточно эффективно работает. Теперь разработчики трудятся над созданием такого же демпфера больших размеров.

Так что, как видите, человечеству есть чему поучиться у дятлов. Например, тому, как пробивать головой стену и при этом остаться живым и не сойти с ума…

источник

Не болит голова у дятла
Жанр мелодрама, фильм о школе
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Александр Жезляев
Елена Цыплакова
Екатерина Васильева
Оператор Дмитрий Долинин
Композитор Евгений Крылатов
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 73 мин.
Страна СССР СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0156836

«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения [1] .

Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.

  • Саша Жезляев — Сева Мухин («Муха»)
  • Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
  • Саша Богданов — Лёва Булкин («Батон»)
  • Ира Обольская — Капа Тарарухина
  • Денис Козлов — Миша
  • Андрей Никитин — Гаврила
  • Юля Шишкина — Даша
  • Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель «Мухи»
  • Николай Гринько — отец «Мухи» (роль озвучил — Игорь Ефимов)
  • Татьяна Волкова — бабушка «Мухи»
  • Павел Ростовский — Андрей Мухин
  • Михаил Светин — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озвучил — Алексей Кожевников)
  • Владимир Васильков — ударник
  • Ростислав Чевычелов — флейтист
  • Анатолий Коваленко — флейтист
  • Борис Лебединский — гитарист
  • Эдуард Левкович — гитарист
  • Автор сценария — Юрий Клепиков
  • Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
  • Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик — Владимир Светозаров
  • Композитор — Евгений Крылатов
  • Звукооператор — Борис Андреев
  • Режиссёр — Людмила Кривицкая
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)

Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»: [2]

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с чёрными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступлённо и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [3] .

источник

1. В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с черными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступленно и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух. (Д. Савельев)

Хороший фильм, красивая девочка, классные джазовые музыканты, простой и добрый сюжет.
Понравился момент со скрипачем вернувшим барабаны, разговор учительницы с Батоном и отцом Мухи, и, конечно, сцена на вокзале.

Фильм так искренно показал взаимоотношения школьников-подростков , а Елена Цыплакова так хороша, просто изумительно хороша! Как ей идут эти роли!
Сильная, неординарная картина, особенно для того времени, есть почти все и поиск себя,
любовь и настоящая дружба, конфликт поколений, особый взгляд на школу и что можно сказать было почти недопустимо для того времени(когда надо было смотреть только вперед, строить коммунизм, а любовь,отношения и т.д., официально считались чем-то второстепенным, а в таком возрасте это было просто кощунством). Это показ зарождающейся любви в таком возрасте(14 лет) и показ женственной красоты девочки в 14 лет(когда она переоделась и спускалась по лестнице и во многих других сценах,) прекрасная, естественная игра Елены Цыплаковой -первая и замечательная ее актерская работа, ей было тогда 16 лет и она была еще школьницей.
После этого фильма, они стали обе известными артистами, Елена Цыплакова и Динара Асанова ( для Динары — это была можно сказать тоже ее первая- полноценная, сложившаяся, полнометражная Картина ). и сразу же посыпались предложения со всех сторон и начались съемки, съемки, съемки. а за ними замечательные фильмы: «Ключ без права передачи» 1976, «Пацаны» 1983, «Школьный вальс» 1978, «Д’Артаньян и три мушкетёра» 1978, «Адам женится на Еве» 1980 и др.
И еще прекрасная музыка в этой картине композитора Евгения Крылатова и замечательная игра других актеров: Николая Гринько, Екатерины Васильевой, Михаила Светина.

P.S. В комнате у Булкина на стене висит карта мира,фотография Федоровой(Е.Цыплаковой ) на континенте Африка,где много лет спустя она заболела тяжелой формой малярии.

Гениальное кино! Динара Асанова выдающийся режиссер. Грущу по тому времени.

По-моему ничего особенного. А вот семиклассница в красной мини-юбке, на каблуках, да в придачу без бюстгальтера — сразу чувствуется дух современности 70х.

Вот это кино! Смотреть, качать, показывать детям и внукам. Это история о самой первой и самой настоящей любви. Настолько первой, что даже еще не ясно, это уже любовь или еще только дружба. Самый потрясающий момент в конце:
-Какой вагон?
-Девятый.
Батон вел себя как настоящий друг, а ведь то же был влюблен в нее же.

фильм просто КЛАСС. мой любимый фильм детства!!

Название понравилось надо было довавить — Потому что столб бетонный

Не впечатлил. Скучный. Тему затюкивания ребенка можно было поинтересней развернуть.

Нормальное советское кино

3,989 ответов, 14 секунд назад

11,210 ответов, 9 минут назад

56,570 ответов, 10 минут назад

267 ответов, 56 минут назад

2,562 ответа, два часа назад

источник

В сайт отопление еще не дали — и он простудился.) Здравствуйте.)

Доброе утро, вроде все норм?

Привет, Михась.

Ну и заодно утра всем, заранее авансом.)

Здрасти.

Всяко разно

Приветы!
Опа, теперь я знаю чье-то имя 😉

Здрасти.
Баяны,не пали контору.

Здраствуйте, уважаемый Сергей Анатольевич

Здрасти.

Не подводил итоги еще.

Ты хоть раз травмировал руки при попытках разделать авокадо? Тут в интернетах рассказывают, что это коварный плод в кухонном плане.)))

На фотках там вообще п*здец.

Добрый день! Да так, потихоньку.
Как твой отдых?

Здравствуйте! Как выши выходные?)

Ну обычно какой-нибудь касперский или нод установлен изготовителем и зачастую он неудаляем.

Доброе утро, ребята!
Алексей, отписался в лс.

Да нету у меня на телефоне антивирусника и не было никогда.
Ладно, xyй с этими картинками.

[quote] Почему дятел, часами непрерывно долбящий клювом по деревьям, не сходит от этого с ума? Скорость клюва в момент удара может составлять 2000 метров в час! Как же выдерживает крохотный — величиной со спелую вишню — мозг дятла бесконечно повторяющиеся сотрясения без вредных для себя последствий?

Многие думали, что у дятла случается сотрясение мозга, которое и приводит к смерти птицы.[/quote]

Премия, альтернативная Нобелевской, в 2006 году досталась исследователю, изучившему строение черепа дятла с целью установить, почему тот не страдает от головной боли, несмотря на то что долбит дерево с производительностью 12 тысяч ударов в день.
Ученый Айван Швоб из Калифорнийского университета в Дэвисе вошел в пантеон ученых, чьи исследования признаны достаточно экстравагантными, чтобы заслужить Игнобелевскую премию ( кое-где ее называют — «Шнобель») — альтернативу настоящей Нобелевской премии.

Работа доктора Швоба, опубликованная в «Британском офтальмологическом журнале», сообщает, что дятел долбит твердую поверхность со скоростью 20 ударов в секунду, прилагая силу, в 1,2 тысяч раз превосходящую силу тяготения Земли, и при этом не получает сотрясение мозга, не страдает от отслаивания сетчатки и прочих симптомов «синдрома тряски младенца».

Дятел обладает высокоразвитым шоковым демпфером (устройство для успокоения колебаний), который защищает его от головных болей.

Спасают дятла еще и мышцы шеи. Они столь замечательно скоординированы, что, когда дятел наносит удар, его голова и клюв движутся по абсолютно прямой линии.

Если удар будет нанесен хотя бы под небольшим углом, он приведет к разрушению тканей мозга. Именно отсутствие кивающих и вращательных движений головой, как выяснилось, и служит столь надежной защитой мозгу дятла.

«Для нас головные боли и так вполне обычная вещь, а что бы было, проводи мы все время, стуча головой об стену?» — спрашивает он. За этот труд доктора Швоба чествовали на церемонии вручения «Шнобелевской» премии в Гарвардском университете в городе Бостон, штат Массачусетс, где он получил долгожданную награду в области орнитологии.

источник

«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Не болит голова у дятла
Жанр мелодрама, детский фильм
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Александр Жезляев
Елена Цыплакова
Екатерина Васильева
Оператор Дмитрий Долинин
Композитор Евгений Крылатов
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 73 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0156836

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения [1] .

Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.

  • Саша Жезляев — Сева Мухин (Муха)
  • Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
  • Саша Богданов — Лёва Булкин (Батон)
  • Ира Обольская — Капа Тарарухина
  • Денис Козлов — Миша
  • Андрей Никитин — Гаврила
  • Юля Шишкина — Даша
  • Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель Мухи
  • Николай Гринько — отец Мухи (роль озвучил — Игорь Ефимов)
  • Татьяна Волкова — бабушка Мухи
  • Павел Ростовский — Андрей Мухин
  • Михаил Светин — Степан Степанович, Стакан Стаканыч (роль озвучил — Алексей Кожевников)
  • Владимир Васильков — ударник
  • Ростислав Чевычелов — флейтист
  • Анатолий Коваленко — флейтист
  • Борис Лебединский — гитарист
  • Эдуард Левкович — гитарист
  • Автор сценария — Юрий Клепиков
  • Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
  • Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик — Владимир Светозаров
  • Композитор — Евгений Крылатов
  • Звукооператор — Борис Андреев
  • Режиссёр — Людмила Кривицкая
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)

Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»: [2]

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с чёрными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступлённо и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [3] .

источник

Не болит голова у дятла
Жанр мелодрама, фильм о школе
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Александр Жезляев
Елена Цыплакова
Екатерина Васильева
Оператор Дмитрий Долинин
Композитор Евгений Крылатов
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 73 мин.
Страна СССР СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0156836

«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения [1] .

Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.

  • Саша Жезляев — Сева Мухин («Муха»)
  • Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
  • Саша Богданов — Лёва Булкин («Батон»)
  • Ира Обольская — Капа Тарарухина
  • Денис Козлов — Миша
  • Андрей Никитин — Гаврила
  • Юля Шишкина — Даша
  • Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель «Мухи»
  • Николай Гринько — отец «Мухи» (роль озвучил — Игорь Ефимов)
  • Татьяна Волкова — бабушка «Мухи»
  • Павел Ростовский — Андрей Мухин
  • Михаил Светин — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озвучил — Алексей Кожевников)
  • Владимир Васильков — ударник
  • Ростислав Чевычелов — флейтист
  • Анатолий Коваленко — флейтист
  • Борис Лебединский — гитарист
  • Эдуард Левкович — гитарист
  • Автор сценария — Юрий Клепиков
  • Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
  • Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик — Владимир Светозаров
  • Композитор — Евгений Крылатов
  • Звукооператор — Борис Андреев
  • Режиссёр — Людмила Кривицкая
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)

Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»: [2]

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с чёрными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступлённо и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [3] .

источник

Не болит голова у дятла
Жанр мелодрама, детский фильм
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Александр Жезляев
Елена Цыплакова
Екатерина Васильева
Оператор Дмитрий Долинин
Композитор Евгений Крылатов
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 73 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0156836

«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения [1] .

Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.

  • Саша Жезляев — Сева Мухин (Муха)
  • Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
  • Саша Богданов — Лёва Булкин (Батон)
  • Ира Обольская — Капа Тарарухина
  • Денис Козлов — Миша
  • Андрей Никитин — Гаврила
  • Юля Шишкина — Даша
  • Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель Мухи
  • Николай Гринько — отец Мухи (роль озвучил — Игорь Ефимов)
  • Татьяна Волкова — бабушка Мухи
  • Павел Ростовский — Андрей Мухин
  • Михаил Светин — Степан Степанович, Стакан Стаканыч (роль озвучил — Алексей Кожевников)
  • Владимир Васильков — ударник
  • Ростислав Чевычелов — флейтист
  • Анатолий Коваленко — флейтист
  • Борис Лебединский — гитарист
  • Эдуард Левкович — гитарист
  • Автор сценария — Юрий Клепиков
  • Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
  • Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик — Владимир Светозаров
  • Композитор — Евгений Крылатов
  • Звукооператор — Борис Андреев
  • Режиссёр — Людмила Кривицкая
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)

Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»: [2]

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с чёрными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступлённо и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [3] .

источник