Меню Рубрики

Не болит голова у дятла сюжет

  • Жанры : Мелодрамы, Музыкальные
  • Год создания : 1974
  • Мировая премьера : 5 ноября 1975
  • Дата выхода в РФ : 5 ноября 1975
  • Страна : СССР
  • Студия : Ленфильм
  • Продолжительность : 79 мин.

Молодежная драма Динары Асановой с Александром Жезляевым, Еленой Цыплаковой, Александром Богдановым и Екатериной Васильевой в главных ролях.

Режиссер: Динара Асанова
Автор сценария: Юрий Клепиков
В ролях: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Николай Гринько, Екатерина Васильева, Михаил Светин, Ирина Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юлия Шишкина и другие
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Евгений Крылатов

В небольшом городке живет семиклассник Сева Мухин (Александр Жезляев), или просто Муха, который известен своим землякам как младший брат выдающегося молодого баскетболиста Андрея Мухина (Павел Ростовский).

Муха обожает музыку и почти все свободное время проводит за своей ударной установкой, наполовину состоящей из старых кастрюль и тазов. Еще Сева не может представить себе жизни без соседки по парте, Иры Федоровой (Елена Цыплакова).

У Мухи есть верный друг – одноклассник Лева Булкин, он же Батон (Александр Богданов), который, как и Сева, по уши влюблен в Федорову.

Когда учебный год подойдет к концу, и наступят каникулы, в жизни Севы произойдет несколько важных событий, и он поймет, что этому лету суждено стать его прощанием с детством…

Лента стала полнометражным дебютом выпускницы режиссерского факультета ВГИКа Динары Асановой. Своим фильмом, рассказывающим о дружбе, первой любви и взрослении, Асанова, по ее собственным словам, сделала «попытку исследовать внутренний мир подростка».

Сценарий картины написал кинодраматург Юрий Клепиков, известный по фильмам «Даурия» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж«. Клепиков поначалу сомневался, не будет ли ошибкой отдать сценарий в постановку режиссеру-дебютанту, тем более женщине, но увидев студенческие работы Асановой, согласился сотрудничать с ней. На первых порах, правда, не обошлось без некоторых трудностей во взаимопонимании. Сценарий подразумевал комедийное изображение событий, а Асанова настаивала на лирическом решении и итоге смогла убедить в своей правоте Клепикова. Коллеги смогли найти общий язык, и впоследствии вместе работали над картиной «Пацаны«.

На площадке фильма царила импровизация. Сценарий был прочитан юным актерам всего один раз. Ребята не должны были заучивать свои реплики наизусть, а действовали в кадре и вели диалоги, только следуя основным сюжетным поворотам. Такой подход Асановой к созданию картины позволял детям чувствовать себя полноправными авторами картины, что, конечно же, самым положительным образом отражалось на процессе съемок.

Динара Асанова рассказывала, что после третьего дубля финального эпизода, когда главный герой бежит за набирающим ход поездом, Саша Жезляев, игравший Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
— Для Елены Цыплаковой, которая впоследствии стала известной актрисой и кинорежиссером, фильм стал дебютом в кино. На пробы 14-летнюю девочку привела Динара Асанова, которая познакомилась с Леной в гостях.
— Музыкантов, участвовавших в фильме, очень сложно было заполучить на съемки из-за их занятости на основной работе. Чтобы отпросить барабанщика Владимира Василькова, членам съемочной группы пришлось пройти серьезное испытание. Музыкант работал в Эстрадном оркестре Леонида Утесова, и переговоры с Леонидом Осиповичем обернулись настоящим экзаменом на знание фильма «Веселые ребята«. К счастью, просители отлично знали картину, что позволило им с блеском выдержать проверку, и Владимир был отпущен на съемки.
Асанова с самого начала хотела, чтобы дом, где живет Муха и его семья, стоял у воды. Но найти подходящее здание на берегу водоема не удалось, и тогда было принято решение вырыть рядом с домом, где проходили съемки, небольшой котлован и залить водой. Чтобы искусственный пруд выглядел реалистично, для него даже специально привозили ряску.
— Судьба Александра Богданова — юного актера, сыгравшего Батона, сложилась трагически — 9 апреля 1985 года он был убит. После «Не болит голова у дятла» Александр снялся еще в четырех картинах, в том числе в фильмах Асановой «Беда» и «Ключ без права передачи«.
— В начале фильма учительница в исполнении Екатерины Васильевой, призывая одну из одноклассниц Мухина к тишине, произносит фразу: «Асанова, прекрати!»
— В эпизодической роли в фильме снялся трехлетний сын Динары Асановой Анвар.

источник

Все началось с татарских разговоров.

Между тем я не забросил Асанову, а посмотрел еще целых два фильма.

Не знаю о чем кино. Я наслаждался картинкой. Потому что у Асановой здорово получается про детей, мутная свемовская пленка добавляет меланхолии меланхоличному Питеру и, главное, все это происходит на островах. Тех самых на которых теперь Зенит-арена, скалодром Луч, много домов.
Когда-то я жил на Петроградке и гулял по тем самым местам. Много мостов, мой любимый был деревянный с Петроградки на Крестовский (Лазаревский). Тогда еще по нему трамваи ходили. Сначала перестали ходить трамваи. Потом моста не стало. Теперь мост вантовый, четырехполосный, удобный для автомобильного движения. Берега островов тоже изменились. Некогда заброшенные, заросшие кустами, застроенные одинокими сараями и заборами — теперь они часть мегаполиса, на них жилые кварталы. Те же спальные районы, только классом повыше.

Мой любимый мост тогда и сейчас:

Может поэтому мне захотелось с помощью яндекс карт еще раз пройтись по знакомым берегам. Нашел практически все, что есть в фильме.
Выяснилось, что локации не просто красивые места — из них складывается реальный маршрут. Действительно, можно утром проснуться на проспекте Динамо, 6 — дойти (доехать) до школы №53, по дороге домой зайти покачаться на ржавых воротах Особняка Клейнмихель (Набережная реки Крестовки, 12). Пообедать и догулять до дома 35/37 по Каменноостровскому проспекту, где в то время был кинотеатр.

Итак, дом первой красавицы класса Иры Федоровой. В подъезде которого Муха ждал, стоя на голове, пока его девочка нарядится и причешется. Долго искал. Не помогали карты яндекса, хотя я обошел все берега. Точно помню — был там не раз. И бинго! — Проспект Динамо, 6 (http://www.citywalls.ru/house2487.html). Того дома больше нет, есть новый, построенный на его месте. Там даже квартиры продаются. Так что при желании можно жить практически в том самом доме.
Такой он был:

вот как это было в фильме:

Это сейчас. Вид напротив тоже поменялся:

Обратите внимание на круглое окно — его мы видим когда герои заходят в парадную — оно единственное на фасаде. У Динары Асановой все четко — дом снаружи и внутри один и тот же:

Далее школа №53 — тоже непростая, украшающая. Потому что фасадом выходит на железную дорогу и небольшую ложбинку, что для плоского Питера диковинка.

Муха провожает домой Иру и они обязательно идут мимо заброшенного особняка. Кругом парк, по воде скользят лодки. Можно покачаться на старых ржавых воротах. Их любимое место.
Ворота эти от Особняка Клейнмихель, ныне ни много ни мало Дом приемов УД Президента РФ (Набережная реки Крестовки, 12 — http://www.citywalls.ru/house2488.html). Узнал их в фильме. Тоже когда-то гулял мимо и рассматривал ржавых зверей — теперь-то все отреставрировали.

Придешь домой, а интернета нет, так что нечего сидеть — пора в кино. Герои идут в кинотеатр, который находится в красивейшем доме (Каменноостровский проспект, 35/37 — http://www.citywalls.ru/house563.html):

но зрителю достается только кусок колонны и совершенно будничный петербургский вид напротив:

Чем мне симпатична Асанова — у нее частный, небольшой Петербург. Чуть-чуть поверни камеру и будет классический вид. Но это только отвлекает, потому что любишь-то ржавую решетку и единственное круглое окно в доме на острове.

В кинотеатр надо идти конечно же через Лазаревский мост.

Тут по нему часто ходят. Это в фильме недоброжелатели тащат барабаны Мухи:

Не хватило сил найти куда собрались сдавать барабаны Мухи. Возможно это на Ваське, но не нашел или уже снесли или не там искал.

Не один я такой умный. Вот тут люди и без меня все нашли — http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4298/forum/print.

Здорово, что любовь второго главного героя — Левы Булкина (он в «Ключе без права передаче» возмужал и играет упрямого хулигана, который не хочет дружить с Прокловой) к той же Ире — она только в фотографии на стене в его комнате и том как он пристально и молча следит за ней. Никаких сюжетных поворотов из нее так и не возникло.

источник

В семьдесят четвертом году прошлого столетия вышло рекордное количество детских фильмов, около тридцати семи, в их числе была, и картина «Не болит голова у дятла». Главных героев сыграли Александр Жезляев, Елена Цыплакова и Александр Богданов. После премьеры юные артисты стали знамениты на всю страну. К сожалению, у ребят сложилась трагическая судьба, многое пришлось пережить и Елене.

Сегодня мы расскажем о Саше Богданове, который успел сняться в пяти замечательных советских фильмах.

Детство Александра прошло в Ленинграде, точной даты рождения актера нет, предположительно появился на свет в 1957 году. Мальчик рос трудным подростком, учился в Школе рабочей молодежи, вел жизнь обычного дворового пацана.

В семьдесят третьем году выпускница ВГИКА Динара Асанова готовилась к съемкам своего дебютного фильма, с необычным названием «Не болит голова у дятла» . Александру посчастливилось попасть на кастинг, режиссер смогла разглядеть в юноше талант. На тот момент Богданову исполнилось шестнадцать лет, но его все равно утвердили на роль семиклассника. Асанова создала на съемочной площадке непринужденную обстановку, сценарий Юрия Клепикова детям прочитали один раз. Юных артистов не заставляли точно произносить текст, все импровизировали на ходу. Наверное, поэтому фильм получился искренним, романтичным и весь пронизан лирикой.

Отрывок из киноповести «Не болит голова у дятла», 1974 год

Главного героя Леву Булкина, которого сыграл Александр Богданов, все считают хулиганом и прогульщиком. Но за этой бравадой скрывалась добрая душа надежного человека. Даже классный руководитель (Екатерина Васильевна) называет Булкина по-дружески — Батоном. Его друг Сева Мухин (Александр Жезляев) влюблен в одноклассницу Иру Федорову ( Елена Цыплакова ), девочка тоже симпатизирует ему. Когда Ирина уезжает в другой город, Лева стоит на перроне вокзала и со стороны наблюдает за ней. Никто не знал, что Федорова ему нравилась. В картине показан трогательный финал: Сева бежит за поездом, в котором уехала его первая любовь.

Александр Жезляев, сыгравший Мухина, утонул в Осиновецком озере возле деревни Сосново двадцать третьего декабря 1991 года. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (через двенадцать лет в этом же озере утонул юный артист Владимир Гарин )

Роль Левы Булкина принесла Александру славу. Через год его опять пригласили сыграть трудного подростка в киноповести Игоря Шешукова «Полковник в отставке». По сценарию на завод приходит работать группа подростков, их бригадиром становится отставной военный, а ныне слесарь Корней Корнеевич (Николай Гринько). Самым строптивым и задиристым был Геннадий Форманюк. В конце фильма можно только догадываться, как сложится судьба юноши. Сам же Александр Богданов, игравший эту роль, как будто приоткрывает занавес своей непутевой жизни, и показывает, кто он есть на самом деле.

Следующей значимой кинолентой в творческой судьбе актера стала мелодрама Асановой «Ключ без права передачи». Режиссер решила пригласить Богданова и Цыплакову на ведущие роли. Несколькими годами раньше с большим успехом прошла премьера картины «Доживем до понедельника», сценарий, как и для фильма «Ключ без права передачи», написал Георгий Полонский. Асанова и на этот раз доверила роль бунтаря-десятиклассника Александру Богданову. Его герой, Саша Майданов, не ходит на субботние встречи вместе со школьниками, которые проходят на квартире учительницы Марины Максимовны (Елена Проклова). А еще юноша влюблен в одноклассницу Юлю, ее сыграла актриса Марина Левтова.

У многих актеров, которые принимали участие в этой киноленте, трагически сложилась судьба. В ноябре семьдесят шестого года Андрей Лавриков, игравший школьника из 10 «Б», повесился на собственном шарфе. Марина Левтова трагически погибла в сорок лет катаясь с друзьями на снегоходе. Елена Цыплакова чуть не умерла от малярии, это случилось в Африке. Актрисе многое пришлось пережить, но она смогла преодолеть трудности и сейчас ведет активный образ жизни.

Асановой нравилось, как играл Богданов, она пригласила его на эпизодическую роль в картину «Беда». Это была их последняя совместная работа. В этой драматической ленте Асанова раскрыла проблему алкоголизма. Многие считали картину не очень удачной и пафосной, хотя отметили великолепную игру Алексея Петренка, Георгия Буркова, Лидии Федосеевой-Шукшиной и других знаменитых актеров.

Последний раз Александр принимал участие в съемках криминальной ленты «Золотая мина» , премьера которой состоялась в семьдесят восьмом году. Его герой обычный водитель мусоровоза, по сюжету он становиться жертвой нападения уголовника. Роль была совсем крохотная, и артисту не посчастливилось подолгу быт на съемочной площадке вместе с такими мэтрами, как: Олег Даль, Михаил Глузский, Евгений Киндинов, Жанна Прохоренко и др.

Александр Богданов не смог применить свой талант и продолжить карьеру в кинематографе. С ранних лет общался с неблагополучными подростками, постоянно попадал в неприятные ситуации. Алкоголь и праздный образ жизни ни к чему хорошему привести, конечно, не могли. В поле зрения участкового попала семья Богданова, на тот момент у парня была жена и двое детей. Милиционер приглашал Богданова на беседу, и тот всегда приходил вместе с детьми. Боялся, что его посадят за тунеядство и пьянство. Жена Александра пила вместе с собутыльниками мужа, оба оказались слабохарактерными и не могли противостоять «зеленому змею».

Так получилось, что актер ушел из жизни через пять дней после смерти своего любимого режиссера Даниры Асановой. Девятого апреля 1985 года тело Богданова обнаружил бывший участковый в канаве недалеко от железнодорожной платформы Дачное. После расследования было выяснено, что артиста убили его собутыльники – мужчина и женщина.

Актеру было всего двадцать восемь лет, его похоронили на Южном кладбище Питера. Александр Богданов прожил короткую жизнь, не сумел найти своего предназначения в жизни, хотя мог бы стать профессиональным артистом и сыграть немало интересных ролей.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook , Вконтакте , Twitter , Одноклассники . Мы будем встречаться чаще 🙂

источник

Жанр: детский фильм, мелодрама
История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушивающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.
В фильме снимались: Александр Жезляев, Елена Цыплакова , Александр Богданов, Ира Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юля Шишкина, Екатерина Васильева , Николай Гринько , Татьяна Волкова, Павел Ростовский, Михаил Светин , Владимир Васильков, Ростислав Чевычелов, Анатолий Коваленко, Борис Лебединский, Эдуард Левкович, Андрей Грецов,
Режиссер: Динара Асанова
Сценарист: Юрий Клепиков
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Евгений Крылатов
Художник: Владимир Светозаров
Премьера фильма состоялась 5 ноября 1975

ПУТЬ ДИНАРЫ К ФИЛЬМУ

Первый полнометражный фильм Динары Асановой — «Не болит голова у дятла» (1974).

История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.

Читайте также:  Хит от которого голова болит

Внешне даже банальная, избитая тема, как часто про это пишут — «о трудностях переходного возраста и первой любви». Однако в ней нет ни подделываемой под детскость наивности, ни умилённого взгляда взрослого — «ой, все мы такими были, всё пройдёт». Не пройдёт. Кажется, что проходит. Но чаще всего жизнь — это уход в сторону от того сущностного и важного, что начинало приоткрываться в детстве, когда ещё не было груза разочарований и цинизма, отупения от однообразной, где придётся, работы и столь же однообразных и скучных развлечений.

Взгляд авторов отстранён от мира взрослых, смотрит на него как бы боковым зрением, центр внимания которого сосредоточен на происходящем с подростками, через маленькие трагедии мальчишки говоря об этом мире больше, чем иные прямые и конкретные формулировки.

Такие трагедии проходят чередой через весь фильм — это и неприятие взрослыми увлечения мальчика, видящих в нём беспутную блажь и всего лишь раздражающий и всем мешающий шум, и сравнения со старшим братом — успешным спортсменом, правильным и образцовым молодым человеком, и бессилие перед безличной властью билетёрши в кинотеатре, запросто пропустившей выглядящую старше подругу, но запершая дверь перед носом Мухи, и вполне личной и неодолимой силой соседа, ломающего барабаны, и как апогей этой неодолимости — финал фильма, разлучающий Севу и Иру.

Зримое, воплощённое зло являет сосед «Стакан Стаканыч», этакий косный мещанин и гонитель юного дарования. Вроде бы фигура вполне понятная, даже заштампованная. Видимо, в своё время зрители однозначно считали этот образ и разделились на два лагеря — «нонконформистов», противников «гонителя», и ему сочувствующих. Булат Окуджава в своё время так написал (или сказал) о фильме:

Какой точный рисунок, какие достоверные детали! А персонажи! А сила чувства. Помню восторженные отзывы, и вдруг резкое неприятие из уст одного раздраженного человека: «Да я бы тоже морду набил этому парнишке с его барабанами. Жить нельзя…» Меня огорчил этот отзыв, но тогда я не подумал о явлении, о гибнущем поколении совсем юных, гибнущем, в общем, по нашей вине.

Тогда это воспринималось как частное событие; я еще не успел сформулировать болезни общества, мне был симпатичен мальчик, отвратителен его гонитель и не менее отвратителен хулитель фильма, весьма просвещенный человек. Все это не воспринималось как обобщение, как предостережение — просто кинофакт, но, конечно, талантливый, яркий, незаурядный.

Простые схемы, простые оппозиции. Прямо видится за этим перестроечные препирания о «демократах» и «консерваторах», вылившиеся позже в либеральный зуд. Надо полагать, что Стакан Стаканыч — это персонификация «репрессивного государства», а Муха — стонущий под «тоталитарным прессом» интеллигент.

Как всё у них просто было, а главное — желание за каждым вздохом каждого автора углядеть высказывание в определённом идеологическом ключе. Чего-то никто не задумался: а как быть и Мухе, и этому «Стаканычу», один из которых не может не играть, а другой — не может спать?

И обоим одинаково необходимо.
Впрочем, Булат Шалвович был в чём-то прав — весь фильм пронизывает отчуждение и тревожное настроение, может быть незаметное явно, но чувствующееся неким внутренним напряжением, наводящее на желание более широкого обобщения. Но оно воплотилось отнюдь и далеко не только в фигуре соседа. В сценах с ним, может быть, даже менее, чем в других эпизодах — слишком уж карикатурен, нелеп этот сосед.

У нас уже лет так сорок каждое следующее поколение — «потерянное». Уже засеребрились сединой виски ровесников тех ребят из фильма, у них выросли свои дети, а у кого-то уже есть и внуки, прошелестели застойные семидесятые, отбушевали перестроечные восьмидесятые, мертвечиной худших перемен прокатились девяностые, вот кончаются бессмысленные своим бескомпромиссным абсурдом нулевые — а молодые всё так же «потеряны», о чём мусолятся бесконечные, впрочем, уже и неинтересные своей затасканностью разговоры, и мы раз за разом начинаем с нуля.

Но авторский взгляд — это и не повествование от лица подростка, это взгляд зрелого и сопереживающего человека. Не высокомерно воздающего по делам и прикладывающего мерку, а старающегося понять.
Может быть одно из самых значимых достижений Асановой — такой подход к работе с детьми, когда они становятся соавторами картины.

Сама она так рассказывала в интервью о съёмках:

— Это ваш первый полнометражный фильм. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось «сыграть» между собой таких разных ребят? Заставить их быть предельно естественными перед камерой?
— В том-то и дело, что мы старались поменьше их «заставлять». Заставлять заучивать роли, например. Сценарий был прочитан детям всего один раз.

— Исполнителей главных ролей — Лену Цыплакову, Сашу Жезляева и Сашу Богданова мы и в жизни стремились сдружить между собой. Ведь по сценарию они знали друг друга «тыщу лет». Пока готовились к съемкам, очень много гуляли по Ленинграду с Леной и двумя Сашами. Мы говорили о жизни вообще и о том, как бы нам по правде сделать наш фильм.

Ребята наши оказались очень чуткими, нетерпимыми к любой фальши. Работали перед камерой наравне со взрослыми . Но самую большую высоту, безусловно, взял Саша Жезляев.

Мы отдавали себе отчет в том, что идем на риск, утверждая его на главную роль. Ведь сразу выяснилось, что у него полное отсутствие слуха. Но он оказался упрямым в достижении цели. Постоянно делал упражнения для рук, с палочками барабанными не расставался. И — победил! Все импровизации на ударной установке исполняет в фильме он сам.

Но что еще более важно: он впервые открыл для себя, что и его может волновать и будоражить настоящая музыка. Все ребята за время съемок стали взрослее, мудрее, засветились изнутри тем особенным светом, который оставило в них соприкосновение с искусством.

В том же интервью она говорила и о содержании фильма:

— После третьего дубля с поездом,— рассказывает мне режиссер фильма Динара Асанова,— Саша Жезляев, играющий Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»

Да, они многое постигали перед камерой, актеры-семиклассники, и несли зрителям свое потрясение. Наверное, потому невозможно смотреть на маленькие трагедии Мухи снисходительно взрослым взглядом: «Возрастное — это пройдет…»

Нет, не пройдет. Чувство собственного достоинства — оно или есть в человеке, или его нет совсем. Оно — как охранная грамота, не позволяющая ему стать пажом красивой девчонки, состоять «при ней».

Не пройдет и одержимость музыкой. Не взял Сева ростом — зато у кого еще такие гибкие руки и такой тонкий музыкальный слух?

— Нам было очень важно показать,— продолжает нашу беседу режиссер,— как из четырнадцатилетнего мальчика выкристаллизовывается личность. Как стремительно взрослеют рядом друг с другом Ира и Севка. Он — потому, что страдает, она — от столкновения с Севкиной неординарностью, бескомпромиссностью.

Наша Ира Федорова пока не понимает, как ей повезло на детство, в котором был такой вот неуемный Муха. А Севка — эта самая что ни на есть нефальшивая нота на всю жизнь. Помните песенку: «Кораблик детства возвратится»? В самые критические минуты взрослой жизни будут вставать в памяти Иры требовательные и преданные Севкины глаза».

В сборнике, в состав которого вошло интервью, были и такие слова, принадлежащие Асановой:

Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждают, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого никто еще не доказал… Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но у нас еще до сегодняшнего дня головная боль из-за этого фильма.

Он давно уже существует помимо нас, но мы все еще поглощены им. Фильм этот — попытка исследовать внутренний мир подростка. В пятнадцать лет он сопоставляет себя с окружающим его миром, пытается разобраться в своей индивидуальности, наталкивается на трудности при попытке переделать себя.

Детям этого возраста — хотя детьми их, пожалуй, уже не назовешь — присуще острое желание обратить на себя внимание взрослых, дать им понять, что вот мы рядом, мы живы, у нас свои желания… Подростку часто кажется, что к нему проявляют слишком мало интереса. Поэтому поведение нашего героя нередко агрессивно, так он пытается утвердить себя.

В этом возрасте подросток обязательно хочет быть и любимым, и признанным. Его состояние определяется тем, что он уже не ребенок, но далеко еще не взрослый: с одной стороны, требования к нему предъявляются как к взрослому, с другой стороны, его наказывают, как маленького ребенка.

Эту драматическую неопределенность своего состояния подросток чувствует очень остро. Он не хочет понять, что в этой двойственности заложен плодотворный источник его духовного становления.

Фильм этот о подростках, но совсем не исключительно для подростков, он обращен и к взрослым. В этом вопросе самым важным для нас было найти интонацию, лишенную риторики и нравоучений, найти такой материал, с которым подросток мог бы себя отождествить. Историю, которая могла бы по-настоящему заинтересовать его. И найти такого героя, в котором каждый узнал бы себя.

Поэтому фильм пронизан лирической, романтической музыкой и спортом. Поэтому и сюжет его — история любви, и герой его — заурядный подросток, обещающий вырасти в необыкновенного человека. Это не означает, что он станет каким-то крупным музыкантом. Просто речь идет о талантливой личности.

Почти все — и критики, и зрители — ставили один и тот же вопрос: как вы работали с детьми? Ведь получается впечатление, что кинокамеры для них не существует, они ведут себя так же непринужденно, как в жизни.

Наши исполнители поняли всю серьезность этой темы, почувствовали, что им доверяют, что их любят и хотят им помочь. Поняли они также, что их замечают, уделяют им внимание. Самая важная задача — оставаться самими собой — одновременно и самая трудная. Сценарий читался детям только один раз. Сами они его не читали, только слушали.

Когда затем начались съемки, ребята сами должны были подавать реплики. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы при повторных съемках подводить детей к диалогам, указанным в сценарии. Были, конечно, отклонения от текста. Но какую это им доставляло радость, когда мы говорили: «Да, так хорошо, так правильно!» И они старались быстро все усвоить, чтобы скорей закончить съемки. Они считали, что они сами авторы сюжета.

источник

посмотрел тут на днях фильм Динары Асановой 1974 года «Не болит голова у дятла», который, к стыду своему, увидел впервые (вероятно, смущало орнитологическое название, ведь тех же асановских «Пацанов» смотрел не менее десятка раз) . посмотрел и, что называется, много думал по прошествии (и даже, как видно, до сих пор) . что сказать, фильм довольно нехарактерный для огромного пласта советских кинолент о школе и для школьников; вкратце — про увлечённого музыкой подростка по прозвищу Муха, влюблённого в одноклассницу, соседку по парте, с родинкой над верхней губой, что у твоей Кроуфорд, и окруженного, как ето водится, «атмосферой недопонимания» и так далее, и тому подобное . фильм всё же не такой безысходно-трагичный как «Замри / Умри / Воскресни», но и тоже — сравниваемый с пресловутыми «Четырястами ударами» за щемящую искренность, доходящую местами до полного душевного обнажения . опять же, как и в «З / У / В», никакого хэппи-енда — едва лишь Муха добивается своей мечты и собирает музыкальную группу, ножом в спину — известие о том, что его подруга уезжает навсегда (отца-военного переводят в Мурманск) . финальная сцена, в которой парень бежит за уезжающим поездом, наверное, по степени трагизма стоит где-то рядом с аналогичным епизодом «Белого Бима»

отдельно отмечу нехарактерную для обаятельнейшего Михаила Светина (и удавшуюся ему) роль отменной гниды; вообще, актёрский состав у кино довольно крепкий, тут и Татьяна Васильева в роли практически идеальной учительницы, и Николай Гринько, сыгравший отца нашего героя . но, главное, разумеется, три девятиклассника, и здесь мы вынуждены отставить привычный тон и вступить на территорию мистики


Александр Жезляев в роли Севы Мухина

главный герой, Саша Жезляев, трагически погиб в декабре 1992 года, провалившись под лёд (по некоторым сведениям, ето произошло на том же самом Осиновецком озере, где летом 2003 года погиб Володя Гарин, сыгравший в звягинцевском «Возвращении»)


Александр Богданов в роли Лёвы Булкина

его товарищ по фильму, сыгравший Батона Саша Богданов (он успел сняться ещё в одном фильме Асановой, «Ключ без права передачи»), был убит в 1985 году; смерть его в 24 года была поистине ужасной — отец двух детей был зверски убит приятелями по компании (увы, могущий стать прекрасным актёром, тогда Богданов нигде не работал, сильно пил и даже наркоманил), сначала его стукнули молотком, потом зашили в мешок и на санках вывезли к канаве за ж/д платформой «Дачное» Балтийской дороги . когда мешок стали жечь, он пришёл в сознание, но его добили (информацию взял с сайта кино-театр.ру)

там же, на кино-театре, со ссылкой на интервью вдовы, написано, что запил он от известия о смерти Асановой, которая погибла в апреле 1985 в Мурманске (именно туда, как мы помним, по сценарию Юрия Клепикова поезд увёз красавицу Иру Фёдорову) — во время съемок своего очередного фильма Динара Кулдашевна присела на стульчик отдохнуть и умерла от разрыва сердца (что говорит о колоссальном нервном напряжении, вероятно, даже истощении; к слову, также точно погибла моя родная тётка, до того пережившая смерть своего старшего сына — после обеда присела на диванчик и уже не встала)


Елена Цыплакова в роли Иры Фёдоровой

что до Елены Цыплаковой, примерно в ето же время (середина 1980-х), будучи на гастролях в Африке, она заболела и перенесла тяжелейшую форму малярии, от которой, по собственным словам, вылечилась только чудом, сильно после етого располнев и практически потеряв при етом свою привлекательность . впрочем, сама Цыплакова говорит, что так, вероятно, даже и лучше, и порукой тому её режиссерские работы — «На тебя уповаю» и особенно «Камышовый рай», о котором решительно невозможно сказать, что сняла его пусть и позврослевшая — та самая девочка с чёрными косичками

источник

Дятел в день делает порядка 12 тыс. ударов головой, при этом, не нанося себе никакого вреда! Этот удивительный факт не поддавался никакому объяснению, ведь при этом создаётся перегрузка в 1 тысячу раз больше, чем при свободном падении. Установлено, что некоторые виды дятлов, в процессе долбления коры дерева, способны двигать клювом со скоростью почти 25 км/ч! При этом его голова отбрасывается назад с огромным отрицательным ускорением, которое более чем в два раза превышает то, которое космонавты испытывают при старте! Совсем недавно, группа учёных из Китая смогли ответить на вопрос: «Почему у дятла не болит голова?».

Оказывается, дятел обладает несколькими уникальными способностями, и интересным строением головы.

Впервые полностью расшифровать механизм предохранения головы дятла от сотрясения удалось двум американским ученым, Айвану Швобу из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филиппу Мэю из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые в 2006 году получили за это открытие Игнобелевскую премию (это премия, которую ученые получают за «открытия, вызывающие сначала лишь смех, а потом заставляющие задуматься»; в мире науки эта премия не менее популярна, чем Нобелевская). Биологи исследовали этот механизм на примере златолобого дятла (Melanerpes aurifrons), обитающего в лесах США, однако считают, что, видимо, такая система безопасности свойственна всем представителям дятлообразных (Piciformes).

Читайте также:  Когда при кашле болит одна половина головы

Кроме того, черепную коробку этой птицы и ее мозг отделяет лишь тонкий слой внутричерепной жидкости, что не позволяет вибрациям набрать достаточно силы для опасного воздействия на мозг. Кроме того, эта жидкость довольно вязкая, поэтому сразу же гасит все возникающие от удара волны, способные повредить важнейший нервный центр.

Также важную роль в защите мозга от сотрясений играет гиоид — важнейший элемент подъязычной кости птиц, который сам по себе является скорее хрящом, чем настоящей костной тканью. У дятлов он чрезвычайно развит, весьма обширен и протяжен, располагается не только в глотке (как у млекопитающих), а заходит и в носоглотку, обернувшись перед этим вокруг черепа. То есть внутри черепной коробки у этой птицы имеется дополнительный упругий амортизатор.

Кроме того, как показало исследование внутреннего строения черепных костей дятла, почти все они содержат губчатую пористую ткань, которая является дополнительным амортизатором. В этом отношении череп дятла скорее похож на таковой у птенца, чем у взрослой птицы (у которой доля губчатого вещества в костях чрезвычайно мала). Так что те вибрации, которые не удалось «погасить» черепной жидкости и гиоиду, «успокаивает» губчатое вещество костей.

Кроме того, дятел имеет еще своеобразный «ремень безопасности» для глаз — во время удара третье веко (мигательная перепонка) опускается на глаз этой птицы, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации и не допустить отслоения сетчатки. Так что зрение у дятлов, несмотря на «долбительный» образ жизни, всегда в порядке.

Ну и, конечно, для того, чтобы в черепе поместились все эти системы безопасности, дятлам пришлось существенно сократить поверхность своего мозга. Однако глупее остальных птиц от этого они вовсе не стали — наоборот, дятел весьма умен и обладает достаточно сложным территориальным и гнездовым поведением. Дело в том, что, в отличие от млекопитающих, у птиц процессы высшей рассудочной деятельности происходят вовсе не в коре больших полушарий, а в лежащих под ней полосатых тельцах и слое, называемом гиперстриатум. А эти части мозга исходно занимают не очень большую площадь, потому что находящиеся в них нейроны достаточно плотно упакованы. Поэтому дятел может легко сжать свой мозг без ущерба своему интеллекту.

Итак, чему же эта умная птица может научить людей? Да хотя бы тому, как разрабатывать совершенные противоударные конструкции. Подобную работу недавно проделали американские ученые из Лаборатории биоинженерии Университета Беркли. Тщательное изучение замедленной видеосъемки «долбежки» и данных томографии дятлов позволило им разработать искусственную демпфирующую (то есть, обеспечивающую безопасность) систему, аналогичную таковой у дятлов.

Роль супертвердого клюва в искусственном демпфере может играть прочная внешняя оболочка — например, стальная или титановая. Функцию внутричерепной жидкости в данном устройстве берет на себя второй, внутренний слой металла, отделенный от внешнего, стального, эластичным слоем. Под ним находится слой твердой, но, в то же время эластичной резины — аналог гиоида. А «заменителем» губчатых структур является заполнение всего пустого объема под этой резиной плотно упакованными стеклянными шариками размерами около одного милиметра. Доказано, что они очень эффективно «распыляют» энергию удара и блокируют передачу опасных вибраций на самую ценную центральную часть, ради которой все эти системы и существуют — то есть некий «мозг».

Подобный демпфер, по мнению разработчиков, может защищать разные хрупкие конструкции, например, электронику, от сильных ударов. Можно помещать в такую оболочку «черные ящики» самолетов, бортовые компьютеры кораблей или использовать ее при разработке катапультирующихся устройств нового поколения. Не исключено, что эту оболочку можно также использовать в корпусе автомобиля как дополнительный демпфер.

После создания миниатюрного прототипа, исследователи провели первые испытания данной оболочки. Они поместили его в пулю и из газового ружья выстрелили ей в толстый лист алюминия. Перегрузка от удара достигла 60000 g, но демпфер эффективно защитил спрятанную в нем электронную начинку. Значит, данная система достаточно эффективно работает. Теперь разработчики трудятся над созданием такого же демпфера больших размеров.

Китайские ученые исследовали защиту дятла от ударов и вибрации, что по их мнению может помочь создать новые антиударные материалы и структуры, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности человека. Инженеры государственной лаборатории структурного анализа для промышленного оборудования университета Далянь обнаружили, что все тело дятла работает, как отличный противоударный механизм, поглощая энергию воздействия.

Птица клюет дерево с очень большой частотой (порядка 25 Герц) и скоростью (около семи метров в секунду), что больше в 1000 раз земной силы тяжести. Ученые сдеалали специальную 3Д компьютерную модель, используя томограмму, чтобы понять как именно дятел защищает свой мозг от повреждения.

Ученые выяснили, что большая часть энергии удара аккумулируется телом птицы (99,7%) и только 0,3% приходится на голову дятла. Часть энергии удара принимает на себя клюв птицы, еще часть подъязычная кость птицы. А та небольшая часть энергии, которая все-таки приходится на голову дятла преобразуется в тепло, из-за чего температура головного мозга сильно увеличивается.

Птица вынуждена делать перерывы между клеванием дерева, для того чтобы снизить эту температуру.

Результаты исследования будут опубликованы в научном журнале Science China.

источник

Не болит голова у дятла
Жанр мелодрама, детский фильм
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Александр Жезляев
Елена Цыплакова
Екатерина Васильева
Оператор Дмитрий Долинин
Композитор Евгений Крылатов
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 73 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0156836

«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения [1] .

Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.

  • Саша Жезляев — Сева Мухин (Муха)
  • Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
  • Саша Богданов — Лёва Булкин (Батон)
  • Ира Обольская — Капа Тарарухина
  • Денис Козлов — Миша
  • Андрей Никитин — Гаврила
  • Юля Шишкина — Даша
  • Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель Мухи
  • Николай Гринько — отец Мухи (роль озвучил — Игорь Ефимов)
  • Татьяна Волкова — бабушка Мухи
  • Павел Ростовский — Андрей Мухин
  • Михаил Светин — Степан Степанович, Стакан Стаканыч (роль озвучил — Алексей Кожевников)
  • Владимир Васильков — ударник
  • Ростислав Чевычелов — флейтист
  • Анатолий Коваленко — флейтист
  • Борис Лебединский — гитарист
  • Эдуард Левкович — гитарист
  • Автор сценария — Юрий Клепиков
  • Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
  • Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик — Владимир Светозаров
  • Композитор — Евгений Крылатов
  • Звукооператор — Борис Андреев
  • Режиссёр — Людмила Кривицкая
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)

Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»: [2]

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с чёрными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступлённо и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [3] .

источник

Рейтинг:
9.796 / 49 голосов

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушивающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.

последнее обновление информации: 18.05.18

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку Ирочку с черными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступленно и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

«Не болит голова у дятла» (1974) — советский художественный фильм о первой школьной любви, снят режиссёром Динарой Асановой по сценарию Юрия Клепикова.

В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой (затем кинорежиссёром).

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке.

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Булкин сообщает об этом Мухе, тот приходит пешком в город и бежит на вокзал, за поездом, увозящем Иру…

  • Богданов, Александр — Лёва Булкин, «Батон»
  • Васильева, Екатерина Сергеевна — Татьяна Петровна, учительница
  • Васильков, Владимир Иванович — ударник
  • Волкова, Татьяна — бабушка «Мухи»
  • Гринько, Николай Григорьевич — отец «Мухи»
  • Жезляев, Александр — Сева Мухин, «Муха»
  • Козлов, Денис — Миша
  • Конопацкий, Иосиф Николаевич
  • Никитин, Андрей — Гаврила
  • Обольская, Ирина — Капа Тарарухина
  • Ростовский, Павел — Андрей Мухин
  • Светин, Михаил Семёнович — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озучена Александром Демьяненко)
  • Хроменков, Олег Герасимович — работник типографии
  • Цыплакова, Елена Октябревна — Ира Фёдорова
  • Шишкина, Юлия — Катя
  • Режиссёр-постановщик: Динара Асанова
  • Автор сценария: Юрий Клепиков
  • Оператор-постановщик: Дмитрий Долинин
  • Художник-постановщик: Владимир Светозаров
  • Композитор: Евгений Крылатов
  • Звукооператор: Борис Андреев
  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
  • Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс» [1] :
  • Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [2][3] .

Что бы ты выбрал? • Никудышная • Дети раздоров (из цикла «Какие мы?»)

ПСП (с А. Видугирисом) • У каждого своя дорога (с А. Видугирисом)

Очень вас всех люблю (Игорь Алимпиев) • Динара (Виктор Титов)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Не болит голова у дятла — Жанр мелодрама, фильм о школе Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Юрий Клепиков В главных … Википедия

НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА — «НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1974, цв., 73 мин. Мелодрама. « В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен… … Энциклопедия кино

Пацаны (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пацаны. Пацаны … Википедия

Никудышная (фильм) — Никудышная Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Валерий Приёмыхов В главных ролях Ольга Машная Михаил Глузский Кин … Википедия

Беда (фильм) — Беда Жанр драма Режиссёр Динара Асанова … Википедия

Жена ушла (фильм) — Жена ушла Жанр драма Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Виктор Аристов В главных ролях Елена … Википедия

Милый, дорогой, любимый, единственный (фильм) — Милый, дорогой, любимый, единственный Жанр Мелодрама Режиссёр Динара Асанова В главных ролях Кинокомпания Ленфильм Страна СССР … Википедия

Ключ без права передачи (фильм) — Ключ без права передачи Жанр драма, мелодрама Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Георгий Полонский В главных … Википедия

Читайте также:  Всю ночь не спала теперь голова болит

Асанова, Динара Кулдашевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Асанов. Динара Асанова … Википедия

АСАНОВА Динара Кулдашевна — (24 октября 1942, Фрунзе 04 апреля 1985, Мурманск), российский режиссер, сценарист. Премия Ленинского комсомола (1977, за фильм «Ключ без права передачи»); Заслуженный деятель искусств России (1980); Лауреат Государственной премий СССР (1985, за… … Энциклопедия кино

  • Жанры : Мелодрамы, Музыкальные
  • Год создания : 1974
  • Мировая премьера : 5 ноября 1975
  • Дата выхода в РФ : 5 ноября 1975
  • Страна : СССР
  • Студия : Ленфильм
  • Продолжительность : 79 мин.

Молодежная драма Динары Асановой с Александром Жезляевым, Еленой Цыплаковой, Александром Богдановым и Екатериной Васильевой в главных ролях.

Режиссер: Динара Асанова
Автор сценария: Юрий Клепиков
В ролях: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Николай Гринько, Екатерина Васильева, Михаил Светин, Ирина Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юлия Шишкина и другие
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Евгений Крылатов

В небольшом городке живет семиклассник Сева Мухин (Александр Жезляев), или просто Муха, который известен своим землякам как младший брат выдающегося молодого баскетболиста Андрея Мухина (Павел Ростовский).

Муха обожает музыку и почти все свободное время проводит за своей ударной установкой, наполовину состоящей из старых кастрюль и тазов. Еще Сева не может представить себе жизни без соседки по парте, Иры Федоровой (Елена Цыплакова).

У Мухи есть верный друг – одноклассник Лева Булкин, он же Батон (Александр Богданов), который, как и Сева, по уши влюблен в Федорову.

Когда учебный год подойдет к концу, и наступят каникулы, в жизни Севы произойдет несколько важных событий, и он поймет, что этому лету суждено стать его прощанием с детством…

Лента стала полнометражным дебютом выпускницы режиссерского факультета ВГИКа Динары Асановой. Своим фильмом, рассказывающим о дружбе, первой любви и взрослении, Асанова, по ее собственным словам, сделала «попытку исследовать внутренний мир подростка».

Сценарий картины написал кинодраматург Юрий Клепиков, известный по фильмам «Даурия» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж«. Клепиков поначалу сомневался, не будет ли ошибкой отдать сценарий в постановку режиссеру-дебютанту, тем более женщине, но увидев студенческие работы Асановой, согласился сотрудничать с ней. На первых порах, правда, не обошлось без некоторых трудностей во взаимопонимании. Сценарий подразумевал комедийное изображение событий, а Асанова настаивала на лирическом решении и итоге смогла убедить в своей правоте Клепикова. Коллеги смогли найти общий язык, и впоследствии вместе работали над картиной «Пацаны«.

На площадке фильма царила импровизация. Сценарий был прочитан юным актерам всего один раз. Ребята не должны были заучивать свои реплики наизусть, а действовали в кадре и вели диалоги, только следуя основным сюжетным поворотам. Такой подход Асановой к созданию картины позволял детям чувствовать себя полноправными авторами картины, что, конечно же, самым положительным образом отражалось на процессе съемок.

Динара Асанова рассказывала, что после третьего дубля финального эпизода, когда главный герой бежит за набирающим ход поездом, Саша Жезляев, игравший Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
— Для Елены Цыплаковой, которая впоследствии стала известной актрисой и кинорежиссером, фильм стал дебютом в кино. На пробы 14-летнюю девочку привела Динара Асанова, которая познакомилась с Леной в гостях.
— Музыкантов, участвовавших в фильме, очень сложно было заполучить на съемки из-за их занятости на основной работе. Чтобы отпросить барабанщика Владимира Василькова, членам съемочной группы пришлось пройти серьезное испытание. Музыкант работал в Эстрадном оркестре Леонида Утесова, и переговоры с Леонидом Осиповичем обернулись настоящим экзаменом на знание фильма «Веселые ребята«. К счастью, просители отлично знали картину, что позволило им с блеском выдержать проверку, и Владимир был отпущен на съемки.
Асанова с самого начала хотела, чтобы дом, где живет Муха и его семья, стоял у воды. Но найти подходящее здание на берегу водоема не удалось, и тогда было принято решение вырыть рядом с домом, где проходили съемки, небольшой котлован и залить водой. Чтобы искусственный пруд выглядел реалистично, для него даже специально привозили ряску.
— Судьба Александра Богданова — юного актера, сыгравшего Батона, сложилась трагически — 9 апреля 1985 года он был убит. После «Не болит голова у дятла» Александр снялся еще в четырех картинах, в том числе в фильмах Асановой «Беда» и «Ключ без права передачи«.
— В начале фильма учительница в исполнении Екатерины Васильевой, призывая одну из одноклассниц Мухина к тишине, произносит фразу: «Асанова, прекрати!»
— В эпизодической роли в фильме снялся трехлетний сын Динары Асановой Анвар.

Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом .

Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».

На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Булкин сообщает об этом Мухе, тот приходит пешком в город и бежит на вокзал, за поездом, увозящем Иру…

  • Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976 )
  • Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978 )

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с черными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступленно и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух.

  • Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах [2] [3] .

Не болит голова у дятла — Жанр мелодрама, фильм о школе Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Юрий Клепиков В#160;главных … Википедия

НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА — «НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1974, цв. 73 мин. Мелодрама. « В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен#8230; … Энциклопедия кино

Пацаны (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пацаны. Пацаны … Википедия

Беда (фильм) — Беда Жанр драма Режиссёр Динара Асанова … Википедия

Жена ушла (фильм) — Жена ушла Жанр драма Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Виктор Аристов В#160;главных ролях Елена … Википедия

Милый, дорогой, любимый, единственный (фильм) — Милый, дорогой, любимый, единственный Жанр Мелодрама Режиссёр Динара Асанова В главных ролях Кинокомпания Ленфильм Страна СССР … Википедия

Никудышная (фильм) — Никудышная Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Валерий Приёмыхов В#160;главных ролях Ольга Машная Михаил Глузский Кин … Википедия

Ключ без права передачи (фильм) — Ключ без права передачи Жанр драма, мелодрама Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Георгий Полонский В главных … Википедия

Асанова, Динара Кулдашевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Асанов. Динара Асанова … Википедия

АСАНОВА Динара Кулдашевна — (24 октября 1942, Фрунзе 04 апреля 1985, Мурманск), российский режиссер, сценарист. Премия Ленинского комсомола (1977, за фильм «Ключ без права передачи»); Заслуженный деятель искусств России (1980); Лауреат Государственной премий СССР (1985, за#8230; … Энциклопедия кино

Молодежная драма Динары Асановой с Александром Жезляевым. Еленой Цыплаковой . Александром Богдановым и Екатериной Васильевой в главных ролях.

Режиссер: Динара Асанова
Автор сценария: Юрий Клепиков
В ролях: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Николай Гринько. Екатерина Васильева, Михаил Светин. Ирина Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юлия Шишкина и другие
Оператор: Дмитрий Долинин
Композитор: Евгений Крылатов

В небольшом городке живет семиклассник Сева Мухин (Александр Жезляев), или просто Муха. который известен своим землякам как младший брат выдающегося молодого баскетболиста Андрея Мухина (Павел Ростовский).

Муха обожает музыку и почти все свободное время проводит за своей ударной установкой, наполовину состоящей из старых кастрюль и тазов. Еще Сева не может представить себе жизни без соседки по парте, Иры Федоровой (Елена Цыплакова).

У Мухи есть верный друг – одноклассник Лева Булкин. он же Батон (Александр Богданов), который, как и Сева. по уши влюблен в Федорову .

Когда учебный год подойдет к концу, и наступят каникулы, в жизни Севы произойдет несколько важных событий, и он поймет, что этому лету суждено стать его прощанием с детством…

Премьера картины Не болит голова у дятла состоялась 5 ноября 1975 года.

Лента стала полнометражным дебютом выпускницы режиссерского факультета ВГИКа Динары Асановой. Своим фильмом, рассказывающим о дружбе, первой любви и взрослении, Асанова. по ее собственным словам, сделала «попытку исследовать внутренний мир подростка».

«Фильм этот о подростках, но совсем не исключительно для подростков, он обращен и к взрослым», — говорила о картине режиссер. – «В этом вопросе самым важным для нас было найти интонацию, лишенную риторики и нравоучений, найти такой материал, с которым подросток мог бы себя отождествить. Историю, которая могла бы по-настоящему заинтересовать его. И найти такого героя, в котором каждый узнал бы себя. Поэтому фильм пронизан лирической, романтической музыкой и спортом. Поэтому и сюжет его — история любви, и герой его — заурядный подросток, обещающий вырасти в необыкновенного человека. Это не означает, что он станет каким-то крупным музыкантом. Просто речь идет о талантливой личности».

Сценарий картины написал кинодраматург Юрий Клепиков. известный по фильмам Даурия и История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж . Клепиков поначалу сомневался, не будет ли ошибкой отдать сценарий в постановку режиссеру-дебютанту, тем более женщине, но увидев студенческие работы Асановой. согласился сотрудничать с ней. На первых порах, правда, не обошлось без некоторых трудностей во взаимопонимании. Сценарий подразумевал комедийное изображение событий, а Асанова настаивала на лирическом решении и итоге смогла убедить в своей правоте Клепикова. Коллеги смогли найти общий язык, и впоследствии вместе работали над картиной Пацаны .

На площадке фильма царила импровизация. Сценарий был прочитан юным актерам всего один раз. Ребята не должны были заучивать свои реплики наизусть, а действовали в кадре и вели диалоги, только следуя основным сюжетным поворотам. Такой подход Асановой к созданию картины позволял детям чувствовать себя полноправными авторами картины, что, конечно же, самым положительным образом отражалось на процессе съемок.

В 1976 году на II Ленинградском смотре творческой молодежи за фильм Не болит голова у дятла Динара Асанова была удостоена медалью и дипломом Лауреата, а художник-постановщик картины Владимир Светозаров. стал лауреатом III Ленинградского смотра творческой молодежи в 1978 году.

Динара Асанова рассказывала, что после третьего дубля финального эпизода, когда главный герой бежит за набирающим ход поездом, Саша Жезляев. игравший Муху. сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
— Для Елены Цыплаковой. которая впоследствии стала известной актрисой и кинорежиссером, фильм стал дебютом в кино. На пробы 14-летнюю девочку привела Динара Асанова. которая познакомилась с Леной в гостях.
— Музыкантов, участвовавших в фильме, очень сложно было заполучить на съемки из-за их занятости на основной работе. Чтобы отпросить барабанщика Владимира Василькова. членам съемочной группы пришлось пройти серьезное испытание. Музыкант работал в Эстрадном оркестре Леонида Утесова . и переговоры с Леонидом Осиповичем обернулись настоящим экзаменом на знание фильма Веселые ребята . К счастью, просители отлично знали картину, что позволило им с блеском выдержать проверку, и Владимир был отпущен на съемки.
Асанова с самого начала хотела, чтобы дом, где живет Муха и его семья, стоял у воды. Но найти подходящее здание на берегу водоема не удалось, и тогда было принято решение вырыть рядом с домом, где проходили съемки, небольшой котлован и залить водой. Чтобы искусственный пруд выглядел реалистично, для него даже специально привозили ряску.
— Судьба Александра Богданова — юного актера, сыгравшего Батона. сложилась трагически — 9 апреля 1985 года он был убит. После Не болит голова у дятла Александр снялся еще в четырех картинах, в том числе в фильмах Асановой Беда и Ключ без права передачи .
— В начале фильма учительница в исполнении Екатерины Васильевой. призывая одну из одноклассниц Мухина к тишине, произносит фразу: Асанова. прекрати!
— В эпизодической роли в фильме снялся трехлетний сын Динары Асановой Анвар .

1. В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен футболке с линялым номером на груди. Футболка перешла по наследству от образцово-показательного старшего брата-спортсмена, на которого Севке настоятельно советовали походить благоразумные взрослые. И на которого он категорически не собирался походить, как не собирался походить на кого бы то ни было. Муха позволял себе быть самим собой и для себя, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованых воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с черными косичками и родинкой над верхней губой. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы вышедшего из моды джаза. Изгнанный вместе с барахлом на чердак, маленький бунтарь — как назойливая муха о стекло — исступленно и задыхаясь бил в свои невозможные барабаны, рассекая палочками пыльный воздух. (Д. Савельев)

Хочу посмотреть Смотрел Подборки

Смотреть онлайн Не болит голова у дятла (1975) в хорошем качестве

источник