Меню Рубрики

На экзамене начинает болеть голова

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

  • Пользователи
  • 7 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург

    Добрый день! Уважаемые врачи, специалисты. Прошу помощи. Моё состояние длится уже несколько лет каждый день, изо дня в день, с утра и до ночи. По-тихоньку начинают опускаться руки. Устал.

    2. 26 лет, программист, холост.
    3. В настоящий момент жуткие ГБН, которые переходят в мигрень, а потом в ПА. Проходят только когда посплю. Как только начинаю думать — все по старой схеме.
    4. История расстройства:

    Неусидчивость. Не могу долго читать. Смотреть долго телевизор могу почему-то. Видимо читать не интересно. Поэтому случались истерики, крики, слезы, не буду, не хочу и прочее. Родители говорили «Пореви, успокойся и дальше продолжай». Но сейчас я понимаю, что истерики у меня случались не потому что я не хотел читать, а потому что это было для меня мучительно — что-то делать нудное и долгое.

    • Часть2. Старшие классы. 2000 – 2007

    С этого времени помимо учебы постоянно подрабатываю с 7 класса и до окончания университета.

    Умер дедушка. Сильно переживал. Потом собака. Тоже переживал.

    Появился отчим. Не любил его. Ругался с ним постоянно.

    Не могу долго учить какой-то материал, теории, литературу, историю. Старался запоминать все с уроков, потому что не мог сам изучать долго нависая над учебниками. В отличие от теории – практику всегда любил и с удовольствием дома делал.

    • Часть 3. Институт. 2007 – 2012
    • 2008 — 2011: появилась бессонница (засыпаю в 3 ночи, не раньше). Перед экзаменами – вообще не мог заснуть. Готовиться к экзаменам не могу. Неусидчивость. Только начинаю что-то учить, как надо сходить поесть, в туалет, покурить, попить, позвонить кому-нибудь, походить по комнате и т д. В итоге ничего не мог запомнить. Приходилось сдавать экзамены либо «автоматом», либо списывать. Практикой заниматься любил – за счет этого и получал «автоматы».
    • 2011 – 2012: проблемы в семье: развод матери с отчимом. Их суды, ругань (т.к. жили вместе) – выводило меня из себя. Постоянно подавленное настроение.

    Выпускные экзамены, аттестация в ВУЗе. Неусидчивость. Подготовка никакая. Бессонные ночи. Даже диплом не смог написать сам. Как только начинал, сразу хотелось встать, ходить, в туалет, покурить, попить и т д.

    • 2011: Начинает болеть поясница. Все обследования ничего не находят. Врачи говорят психосоматика – иди в ПНД.

    В инфекционную больницу попадаю с герписом по всему телу, лицу, во рту.

    После в больницу на скорой отвозят с подозрением на аппендицит. Лапроскапия – показала, что все хорошо. Врачи списали всё на паховую грыжу (читай отписка). Теперь я знаю, что скорее всего это была психосоматика. Когда отходил от общего наркоза – была истерика, слезы (в 23 года то), страх (что я помру, что мне не помогут, что про меня забыли) и т д.

    Закончил университет на «3», «4».

    Увольняюсь с работы, потому что закончил учиться и можно было уже искать работу технического характера на весь рабочий день.

    Спустя 2 месяца устраиваюсь программистом, по началу приходится очень тяжело, голова «кипит» от информации новой, внутри меня что-то бушует, хочется встать и кричать…

    Умер отчим на глазах (диабетик, выпивал. Сердечная недостаточность.) У меня подавленное настроение, страх за близких, слезы.

    На работу хожу и реву 2 недели. (от чего – не пойму, т.к. не любил отчима)

    + ко всему кредит на машину выплачиваю

    • 2015 (25 лет): Имею: тревога, плаксивость иногда, страх умереть, перепады настроения, раздражительность, бессонница, поясничные боли. На этом все.

    Обращаюсь к платному психотерапевту/психиатру. Предлагают лечь в клинику неврозов. Отказываюсь. Хочу амбулаторно лечиться. ДЗ: что-то вроде, как объяснили затяжная депрессия. Назначают: эглонил + атаракс + анафранил. Что и почему – не знал пока сам не начал читать в интернете что к чему. Поэтому вопросов не задавал.
    Случилась первая в жизни ПА., несколько раз увозили на скорой (сердце болело) –ничего не находили. ДЗ: ВСД , НЦД. + появились суиц.мысли.

    Врачу говорю, что случилась первая в жизни ПА, на что получаю ответ, что не может такого быть. Прощаюсь с врачом, сам резко отменяю эглонил + атаракс + анафранил (на тот момент не знал, что отменять надо постепенно)

    Читайте также:  У ребенка иногда болит голова и хочется спать

    Решил обратиться к другому психиатру/психотерапевту. ДЗ: Депрессия, какая та. Назначили амитриптилин. ПА вернулись, болело сердце. Отказались. Я сказал – только словами лечим, безмедекаментозно.

    Стало еще хуже, чем было ранее. Появились вспышки (импульсы, боль, удары) в голове, мышечное напряжение, ГБН, мигрень, тремор, спазм в гортане (трудно дышать), ком в горле, отсутствие аппетита, потеря голоса.

    Прошу выписать мне Феназепам и прощаюсь с этим врачом.

    Увольняюсь с работы. Ругаюсь со всеми родственниками. Съезжаю от них. Не хочу никого видеть, ни с кем общаться.
    Принимаю Фенозепам в тяжелых ПА, когда не могу успокоиться. Но мне уже самому не успокоиться. Суиц. Мыслей все больше и больше.

    Нахожу новую работу. Очень тяжело работать. Думать не могу. Очень сильно болит голова, ГБН, мигрень, ПА.

    Ложусь в Клинику неврозов. ДЗ ставят: расстройство адаптации. Назначают: Леривон + Атаракс + Фенибут. – 5 месяцев пил и пока пью, но уже заканчиваю. Фенозепам запрещают.

    Облегчение есть. На 4 месяце приема бросаю курить.

    • 2016: Что осталось: ГБН при монотонной работе или когда долго и усердно думаю, сердце болит. Перерастает в мигрень. Если долго работаю над какой-то задачей на работе: сначала ГБН, потом мигрень, потом ПА. ГБН не проходит, пока не посплю.

    На данный момент меня мучают сильные ГБН, перерастающие в мигрень, а после в ПА. + Сильная неусидчивость. Я не могу больше работать. Обращаться к врачам боюсь теперь, если опять ложится в клинику неврозов – с работы уволят. Работа нравится, не хочу потерять.

    Когда отдыхаю ГБН не возникает. Как только начинаю над чем-то думать сразу появляются, не говоря о стрессе. Уже подумываю о ПНД, но боюсь как бы мне хуже не сделали опять. Как быть не знаю(

  • Модераторы
  • 13 172 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Москва
    • Интересы: психиатрия, соматопсихиатрия, психореаниматология, амбулаторная ЭСТ, молекулярная биология, психотерапия, скорая помощь, доказательная медицина, спорт, штанга, linux, тайский бокс

  • Пользователи
  • 7 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург

    Головные боли чем снимаются? Суматриптан снимает?
    Прегабалин принимали? Габапенитин? Атаракс как действовал и какие были дозы? Леривон доза? Фенибут не имеет доказанной эффективности и безопасности.
    ТТГ сдавали?

    Чем пробовал — головные боли не снимаются (Баралгин, Спазмалгон, Мидокалм). Легче становится если жевать или нажимать на мышцы головы.

    Суматриптан, Прегабалин, Габапенитин не принимал.
    Атаракс — не действует на меня. Как пустышка.

    днем половину (14,5мг) атаракс,

    вечером половину (14,5мг) атаракс + леривон 2 шт (в сумме 60мг)

    На данный момент принимаю:

    Вечером половину (14,5мг) атаракс + леривон половину (15мг)

  • Модераторы
  • 13 172 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Москва
    • Интересы: психиатрия, соматопсихиатрия, психореаниматология, амбулаторная ЭСТ, молекулярная биология, психотерапия, скорая помощь, доказательная медицина, спорт, штанга, linux, тайский бокс

  • Пользователи
  • 7 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург

    Значит значимое улучшение только на последней схеме?
    Леривон почему более не добавляли, если эффект был недостаточен? 90 и более мг?

    Да, значимое улучшение только на последней схеме и еще когда самостоятельно принимал Фенозепам — было намного легче состояние. Но сам его теперь не принимаю, т.к. он не лечит и боюсь привыкнуть.

    Врач не добавлял Леривон, транков и других лекарств, говоря, что я всё выдумываю, хочу что бы меня все жалели, хочу найти универсальную таблетку, которая поможет от всего, от всех мыслей, от всей моей самостоятельной работы. В итоге, когда я начинал жаловаться врачу, что у меня головные боли — он говорил, что я хочу что бы меня все жалели и это не правильно вызывать жалость у других. Через несколько сеансов я перестал ему жаловаться, а держал все в себе и обманывал, говоря, как все у меня хорошо, прекрасно и ничего не болит. Т.к. он сказал мне что бы я не жаловался и не обращал внимание на головные боли(смешно). В итоге головные боли до сих пор и не прошли. За 5 месяцев никому и не жаловался.

  • Модераторы
  • 13 172 сообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Москва
    • Интересы: психиатрия, соматопсихиатрия, психореаниматология, амбулаторная ЭСТ, молекулярная биология, психотерапия, скорая помощь, доказательная медицина, спорт, штанга, linux, тайский бокс

    источник

    Я не глупая девушка, всегда старалась хорошо учиться, но учеба мне давалась тяжело. Каждый день почему-то переутомление, болит голова, особенно если контрольные-экзамены. Я даже не знаю,как это описать. И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли, и еще болела голова в компании на мероприятиях,где много людей,и надо «держать лицо» и напрягаться правильно себя вести. Наверно у меня внутричерепное давление или со здоровьем что-то не так. Я спросила маму, она сказала, что у нее в школе тоже голова от учебы болела. Что это за симптомы?

    Узнай мнение эксперта по твоей теме

    Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

    почему у всех баб постоянно болит голова?

    »И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли»-вы донор, а они энергетические вампиры.

    У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

    У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

    У меня еще пониженное давление и железа не хватает, гемоглобин в крови 111.Хотя способности есть.

    Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
    Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

    Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
    Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

    научитесь не распыляться а быть внутри себя когда разговариваеет с другими людьми. Концентрируйте больше на себя. о себе . Тогда Ваша голова не будет болеть. ф Всегда концетрируйтеьс только на своем и на сбе внутри. А осталные это дргуие . которые просто переманимают ваше ценное внимание.

    Спасибо,Гость! Вы правы, незря говорят, все болезни от нервов.

    Походите на массаж воротниковой зоны, помогает при головных болях

    Спасибо. Буду иметь в виду. не знала

    Съешьте шоколадку и выйдете погуляйте на 15 мин . Вернетесь будете хорошо себя чувствовать.

    У меня, когда я в институт поступила часто голова болела, особенно перед сессией, собраться никак не могла с силами, посоветовали нобен пропить, пропила курс, как раз перед сессией и мне стало лучше, сразу всё по полочкам стало в голове, боли головные прошли.

    Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

    Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

    Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

    Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

    Были у меня головные боли и плохое самочувствие, я сначала думала, что со временем само это всё прекратиться, но так и не становилось лучше и я пошла к врачу. Врач выписал вызобрал, он улучшает мозговое кровообращение и вообще полезен для сосудов головы. Мне помог прекрасно, прекратились головные боли,я стала чувствовать себя бодрей и подъём сил прям такой, больше не устаю так сильно.

    Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

    Страница закроется автоматически
    через 5 секунд

    Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
    Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
    Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

    Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
    Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

    Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
    на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

    Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

    Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    источник

    Приступы мигрени бывают до того сильными, что человек буквально выпадает из реальности, всё его раздражает, доставляет страдания. Здраво рассуждать в такой ситуации невозможно. Вспомните хотя бы булгаковского Понтия Пилата.

    Пять часов за компьютером, еще два — у телефона. С таким ритмом жизни голова хочешь не хочешь заболит. Поэтому в сумочке у Татьяны всегда целая аптечка — мало ли что.

    Татьяна Клопышкина: «Вот сейчас они у меня под рукой. Пока ничего критического нет, но голову может прихватить в транспорте, может где-то в поезде, то есть в дороге. Не будешь же каждый раз соображать, где у тебя что лежит. А тут косметичка с таблетками всегда под рукой, всегда в сумке. Минимальный какой-то набор для экстренной помощи».

    Все-таки в последнее время Татьяна использует таблетки все реже. Учится у магистра комплектарной медицины лечить голову обычным массажем. А Галина, целительница со стажем, лечит мигрень пациентов энергетическим полем. Говорит, что если руки начинает покалывать, значит, болевая точка найдена и мигрень уходит.

    А медики в это время уже бьют тревогу. По данным мировой статистики мигренью страдает 14% населения, из них 20 миллионов человек в нашей стране. Мигрень — не шутка, не отговорка и даже не просто головная боль. Это очень серьезно заболевание, которое, говорят врачи, не лечится. Порой на диагностику мигрени у специалистов уходит несколько недель даже на самом современном оборудовании.

    У Светланы голова начала болеть еще десять лет назад. Но она не придала этому значения, думала, что пройдет со временем.

    Светлана Носкова: «Мы — все абсолютно нормальные люди — сразу принимаем какую-нибудь обезболивающую таблеточку. Полежать, отдохнуть и думаем, что само собой пройдет».

    Когда, наконец, обратилась к врачу, болезнь была сильно запущена. Теперь не только пьет серьезные лекарства, но и ограничивает себя в некоторых продуктах. Никакого кофе, шоколада или твердого сыра. Иначе сразу начинается приступ. Врачи говорят, дело еще и в том, что Светлана пила обезболивающие таблетки без разбора, все подряд — авось поможет.

    Анастасия Золотарева, врач-невролог: «Люди принимают различные противовоспалительные средства, длительное применение которых так же потом может вызвать головную боль, именно головную боль — зависимость от этих средств. И когда мы пытаемся людей с этих препаратов плавно снимать, у них инициируется головные боли, но уже другого типа дополнительно».

    Кстати, мигрень — болезнь наследственная и передается, в основном, по женской линии. То есть в нашей стране каждая пятая женщина больна мигренью. Наталье, например, стоит чуть понервничать, как начинает болеть голова. Так же, как у мамы, ее сестры и бабушки — одни и те же симптомы.

    Наталья Матвеева: «У меня заболела очень сильно голова, преимущественно в правом виске. Глаз болел. В глаз как будто вставили какой-то штырь и прокручивали, или давили на глаз. И длилось это наверно часа четыре».

    Елена Филатова, врач-невролог: «Мигрень — это сосудистая головная боль. Причиной мигренозного приступа является расширение сосудов мозговых оболочек. Во время этого расширения человек чувствует пульсирующую головную боль, у него появляется тошнота, раздражают свет, звуки».

    О том, что такое запущенный случай, эта женщина знает не понаслышке. С 14 лет у Натальи мигрень. Ни о каком лечении раньше не было и речи — времени нет, отмахивалась женщина от родных и знакомых.

    Читайте также:  Голова болит в висках что делать если нет таблеток

    Наталья Гаджиева: «В последние месяцы боли, во-первых, участились. Во-вторых, они стали сопровождаться более выраженной тошнотой, рвотой. И по длительности: если я раньше могла за один день с ними справиться, выспаться, таблетки принять, то сейчас это уже сутки, двое, в тяжелых случаях — трое суток».

    Именно этого и боятся врачи, когда приступы мигрени случаются почти каждый день. Слабость, дикая головная боль — все это мешает не только работе человека, но и общению с людьми.

    Юрий Немченко, врач-невролог, заведующий лабораторией головной боли Клинического института мозга: «Если человек вовремя обращается, естественно, мы берем эту мигрень под контроль. Отличным результатом считается — вообще полное исчезновение приступов мигрени. Хорошим результатом считается — «урежение» приступов. Они более легко протекают, легко и быстро снимаются».

    Гость в студии — Антон Родионов, кандидат медицинских наук, заведующий отделением клиники медицинской академии имени Сеченова

    Ведущий: Так в чем же кроются причины головной боли и как ее победить, объяснит заведующий отделением клиники Сеченовской академии Антон Родионов. Антон Владимирович, добрый день.

    Ведущий: А что вообще происходит внутри черепа, когда мы испытываем подобные неприятные ощущения?

    Гость: Боль, прежде всего, это признак какого-то неблагополучия в организме. Любая боль. Головная боль — это проблема в одном из самых важных органов, проблема в голове, но не только. Дело в том, что есть так называемая первичная головная боль, когда проблема именно кроется в голове, прежде всего в состоянии сосудов головы, состоянии тканей, которые окружают череп, то есть мышц.

    Ведущий: Каковы самые неопасные, легко устранимые причины головной боли?

    Гость: Чаще всего самой частой причиной головной боли является головная боль напряжения. Но возникает это действительно на фоне переутомления, на фоне длительного сидения за столом за рабочим, за компьютером, за учебником. Очень хорошо в этой ситуации помогает массаж. Если кто-то из родных, или близких сделает легкий массаж головы, шеи. Достаточно несколько, в общем-то, не очень энергичных движений в области, в области шеи, в области плечевой зоны, так называемый массаж шейно-воротниковой зоны.

    Ведущий: Ну, просто пощипать немножко, помять.

    Гость: Да, иногда даже этого достаточно.

    Ведущий: А какие болезни обнаруживают себя головной болью? Что они есть, и то, что они развиваются?

    Гость: Мы действительно начали немножко легко, что как все хорошо. Немножко помял и все прошло. На самом деле головная боль бывает проявлением серьезных заболеваний и иногда жизнеугрожающих заболеваний. Поэтому я хочу сразу сказать те признаки, которые должны заставить человека немедленно бежать к врачу. Это острая резкая головная боль впервые появившаяся. Головная боль в сочетании с какими-то неврологическими симптомами. Например, слабостью в мышцах, слабостью руки, ноги, расстройством чувствительности, головная боль с расстройствами зрения. А еще одной частой причиной головной боли, о которой нужно помнить, является гипертония: повышение артериального давления. Поэтому если у человека болит голова, то обязательно нужно померить давление. Понять почему, на каком фоне происходит эта головная боль.

    Ведущий: Ну, все-таки о каких конкретных болезнях идет речь в связи с головной болью?

    Гость: Очень частое заболевание, которым страдают до 10% людей, особенно молодые люди, особенно женщины, — это мигрень. Это совершенно конкретное заболевание, которое, к слову, достаточно прилично лечится. Существует на сегодняшний день препараты, которые позволяют оборвать, купировать этот приступ.

    Ведущий: Но если у человека, допустим, раз в год болит голова, раз в несколько месяцев, то ему же не надо бежать на полное обследование, онкоцентры, кардиоцентры и так далее?

    Гость: С онкоцентра явно начинать не нужно. Если человека беспокоит головная боль, то достаточно обратиться к разумному терапевту, потому что о чем идет речь уже понятно из беседы с пациентом. Как болит голова, в какое время: больше болит вечером или утром, как она связана с повышением давления.

    Ведущий: А что означает, когда утром болит или вечером? Это разные недуги?

    Гость: Разные недуги могут быть к вечеру, чаще для вечерних головных болей характерна именно головная боль напряжения. Утренние головные боли иногда как раз бывают у гипертоников. Вариант очень неблагоприятный, когда человек просыпается с головной болью, особенно этим страдают люди тучные, люди храпящие.

    Ведущий: Большое спасибо, Антон Владимирович. Кандидат медицинских наук, заведующий отделением клиники медицинской академии имени Сеченова, Антон Родионов показал нам истоки головной боли и объяснил, что с этим делать. Давайте повторим существенные моменты.

    Тягостные ощущения в голове чаще всего возникают из-за перенапряжений, недосыпа, стресса. Этим могут страдать не только взрослые, но и дети.

    Лёгкую головную боль, вспыхнувшую из-за усталости, легко снять и без таблеток. Достаточно помассировать шею, плечи и кожу под волосами. Алкоголь не годится.

    Ещё одна распространённая причина — гипертония. Заныло? Надо обязательно измерить давление. Обычно у гипертоников проблемы по утрам.

    Резкие прострелы внутри черепа, боль в этой области в сочетании с температурой, вялостью или ухудшением зрения? Всё это очень тревожные симптомы. Нужно срочно к врачу.

    Если человек реагирует головной болью на непогоду, ему стоит показаться кардиологу. В ответ на колебания атмосферного давления, влажности, температуры, соотношения газов в воздухе обычно обостряются проблемы с сердцем и сосудами.

    источник

    Лето – пора выпускных и вступительных экзаменов, от которых так много зависит. Это серьезная проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.

    В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены порой превращаются в пытку и приносят настоящие страдания. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов и слез? Психологи убеждены, что это вполне возможно.

    Откуда берется экзаменационный стресс?

    По мнению специалистов, он порождается

    • интенсивной умственной деятельностью,
    • нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками,
    • а также нарушением режима сна и отдыха.

    Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания.

    Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

    Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).

    При стрессе, как правило, ощущается сильное беспокойство: человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой.

    Есть у стрессового состояния и четкие симптомы:

    – это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

    Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.

    Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.

    Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.

    Как часто однокашники завидуют отличнику: «Тебе, конечно, незачем волноваться, уж ты-то все знаешь!». Российские психологи провели интересный эксперимент. Они замеряли у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления), и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно.

    Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.

    1. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.

    Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета – вдох, на три – выдох.

    Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом.

    Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким мандражом.

    2. Некоторые учащиеся перед экзаменом проявляют свое чувство страха несколько утрированно: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!»

    Тем самым они провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче.

    Другое дело, что на некоторых людей «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно.

    Накануне экзамена школьнику следует подумать над тем, нужна ли ему «группа поддержки» в лице родителей или друзей, готов ли он разделить свое волнение с «коллегами» или ему комфортнее справляться с переживаниями самостоятельно.

    3. Внимание! Если сильный мандраж возникает за несколько дней или даже недель до экзамена, имеет смысл подготовить свою нервную систему к предстоящему испытанию с помощью легких успокоительных препаратов растительного происхождения.

    Но ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.

    Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха – до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека.

    Во-вторых, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться.

    4. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением.

    Ведь привычка одеваться во все новое, вкладывать в обувь монетки и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике – не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Поэтому учащемуся полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний. Ведь на выпускных экзаменах все не кончается, а, возможно, только начинается…

    Предлагаем вам познакомиться с самыми ходовыми приметами и «колдовскими действиями», которые помогают даже самым отпетым «ботаникам» вытаскивать лучше всего выученный билет и успешно проходить экзаменационный марафон!

    – Одна из них очень громкая – «Халява, ЛОВИСЬ!» – кричат, высунувшись из окна и размахивая зачетками, старшеклассники и студенты в ночь перед экзаменом. Согласно ученическому фольклору, «халяву» обязательно нужно прикормить. Одни ловят ее на сахар, другие – на кусочек печенья. Можно и на варенье, но тут есть риск разгневать экзаменатора: лакомство нужно класть между страницами. Вот только не факт, что капризная Халява выберет именно вас – представляете, сколько окон в эту же ночь призывно распахнут свои объятия? Менее экстремальный вариант – перед выходом к строгим преподавателям прошептать заклинание – «Халява, приди!». А в ожидании вердикта – «Халява, не подведи!». Причем призвать на помощь Халяву не возбраняется как надеющимся на чудо двоечникам, так и вполне компетентным, «крепким» ученикам. Согласитесь, все это не что иное, как ребячество.

    – Есть не менее проверенный поколениями способ – идти на экзамен в той же одежде, в которой уже однажды что-либо удачно сдал. Примета также предписывает не стирать одежду, в которой вы удачно сходили на свидание или пережили какой-нибудь другой счастливый момент в своей жизни… Некоторые наиболее продвинутые знатоки ученического фольклора утверждают, что накануне экзамена нельзя мыться… Впрочем, если жара достала, ополоснуться еще можно, но вот голову мыть ни-ни! Вдруг с трудом впихнутые в нее формулы, определения и правила утекут вместе с остатками шампуня!

    – Некоторые рассказывают, что ради успешной сдачи экзамена надо одеться во все черное (а девушкам еще и накраситься соответственно).

    – Обычно неплохо срабатывают такие методы: непосредственно перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку.

    – Попробуйте также применить на деле знакомый всем с первого класса «приемчик»: положить в туфель или ботинок непременно под пятку медный (советского образца!) пятачок! Юным дамам в этом случае, несмотря на летнюю жару, придется отказаться от обуви фасона «босоножки», дабы не вытряхнуть ненароком заветных монеток. Но что поделаешь, фортуна требует жертв.

    – Родственники и друзья тоже могут помочь вам (если только они верят в приметы): чтобы вам сопутствовало везение на экзамене нужно держать кулаки плотно сжатыми все время, пока вы краснеете или бледнеете под пытливыми взглядами экзаменаторов. Еще лучше сопровождать держание кулаков разнообразными кошмарными ругательствами в ваш адрес. Исключая, правда, слово «дурак».

    Конечно, вряд ли стоит уповать на эти приметы столь сильно, чтобы вообще не удосужиться заглянуть в полезные умные книги или отксерокопированные с тетрадей отличников записи. И все же.… Не стоит отказывать себе в нескольких радостных минутах.

    Малазийские ученые установили что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.

    Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Конечно, фильм ужасов или боевик с мордобоем энтузиазма перед экзаменами не прибавят. Зато забавная комедия или юмористическая передача могут оказаться чудодейственными. И это не преувеличение.

    В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие фильм невеселый в большинстве своем с задачей не справились.

    Читайте также:  Болит голова и немеет тело что делать

    Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это – только к лучшему.

    Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: Ничего не знаю! Ничего не помню!

    Но все не так страшно: существуют правила, следуя которым, вы преодолеете стресс

    Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

    Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

    Готовясь к экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет.

    Есть замечательная русская поговорка: «Не думай о беде, чтоб не накликать». В случае с экзаменами можно вспомнить и другую, японскую, которая утверждает, что «удача приходит в счастливые двери». Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем.

    В-третьих, кроме слов мы хотим предложить Вам еще и дело – психологическую технику «Созидающая визуализация».

    Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.

    Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:

    а) представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.

    б) Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.

    в) Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).

    Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.

    г) у Вашей визуализации должен быть «хэппи энд»: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.

    При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для Вас трудностей.

    В-четвертых, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!» Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика не заведет – помните об этом!

    После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

    В-пятых, если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. В некоторых культурах люди думают, что делиться своими чувствами и заботами с другими – это неправильно. Но это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: «проблема, которой ты поделился – решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделиться своими заботами.

    Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут.

    Это может быть ваш друг или учитель. Иногда, чтобы избавиться от опасения, достаточно поделиться им с другом или с учителем. И не забывайте, что все, кто сдают экзамены, боятся их не меньше вашего.

    Это может быть кто-то из членов семьи. Скорее всего, ваши мама и папа тоже когда-то сдавали экзамены, так что они охотно поговорят с вами о ваших страхах.

    Это может быть врач. Существуют и специалисты-психологи, которые могут научить главному – как расслабляться.

    Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего школьнику наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю.

    Чтобы нормализовать и даже улучшить свое физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам мы хотим предложить вам некоторые упражнения. Предлагаемые методики основаны на отработанных веками приемах восточной акупунктуры, русских медитативных техниках и т.д. Ничего загадочного в них нет. Все имеет научное обоснование. Они просты в исполнении и выполнение этих упражнений занимает всего по 5-10 минут.

    Во-первых, это дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать свое функциональное состояние.

    Для занятий на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц; затем, по мере освоения этими упражнениями, можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным – следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут, чтобы полностью сосредоточиться на дыхании – для этого рекомендуется рассматривать этот процесс, как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

    Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» – на выдохе.

    Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным треммором рук, которое нервирует школьников и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения: «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки, нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки…» произносится на вдохе, а вторая «…мягкие и теплые» – на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением: потока теплого воздуха, выходящего из легких и «льющегося» по рукам.

    Во-вторых, можно использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену – так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я – спокоен – и уверен – в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от первого упражнения, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «– в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

    • «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»
    • «Моя память работает хорошо. Я все помню»
    • «Я ощущая бодрость и уверенность в себе»
    • «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

    Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо… оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

    Кислородное голодание – одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Не секрет, что занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.

    Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

    В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.

    Есть несколько упражнений, цель которых – избавить вас от подобных неожиданностей.

    1. Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария.

    Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено. При каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога – в правую.

    2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.

    3. Подойдут и «цыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке.

    Но не всегда есть возможность встать и подвигаться. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за партой. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.

    Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.

    В заключении, несколько общих советов, как справиться с экзаменационным стрессом:

    1. Правильно организуйте свои занятия. Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2-З часа вы с гарантией перестанете понимать, что читаете. Поэтому обязательно чередуйте работу с отдыхом. И не забывайте награждать себя за большую работу маленькими радостями жизни.
    2. Как следует питайтесь. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей! Не стоит есть слишком калорийные или острые блюда. Не налегайте на спиртное (а то в самый ответственный момент не вспомните, что читали) и отложите все вечеринки на «после экзаменов». Имеет смысл и несколько недель попить витамины.
    3. Жизненно необходим полноценный сон. Иногда во время экзаменов начинается бессонница. Положите себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном вам помогут спокойная, негромкая музыка, легкий «перекусон» или стакан молока, теплая ванна.
    4. Не слоняйтесь без дела. Займите себя чем-нибудь, когда готовитесь к экзамену Это не оставит вам времени на пустые страхи. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это – отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. Активно пользуйтесь им.
    5. Хольте и лелейте себя. Это необходимо, чтобы подкрепить уверенность в свою силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить себе, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
    6. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно.
    7. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
    8. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
    9. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно закончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
    10. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.

    Никогда не сравнивайте себя ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это контрпродуктивно, потому что вы – это вы, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Может быть вы иногда и расстраиваете своих родителей, но, как правило, родители бывают довольны, если видят, что вы сделали все, что было в ваших силах. Не взваливайте на себя непосильную кладь – делайте то, что вы можете!

    Материал составлен педагогами-психологами Межрайонного центра «Дети улиц»
    Шапиро Ольгой Викторовной, Фоминой Татьяной Викторовной
    (г. Зеленоград, корп. 107-а, тел. 534-02-59)

    источник