Меню Рубрики

Может ли у ребенка болеть голова от стресса

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

источник

Дети довольно часто жалуются на головную боль. В большинстве своем она носит, как говорят врачи, доброкачественный характер и лишь в редких случаях становится проявлением серьезного общего или неврологического заболевания. А потому важно не отмахнуться от робкой жалобы ребенка, который порой еще и не может четко сформулировать, что у него болит. Родительская тревога, побуждающая их обращаться к врачу для выявления причин нездоровья ребенка, объяснима и оправдана.

Наиболее часта головная боль напряжения. В ее основе болезненное сокращение мышц мягких тканей головы (скальпа) или шейнозатылочной области. Ребенок испытывает ощущение, будто голова зажата обручем. Нередко боль сосредоточивается в области лба или висках сжимающая, сдавливающая, но бывает и пульсирующая. В ряде случаев сопровождается тошнотой и рвотой. Головная боль напряжения связана, как правило, с эмоциональными стрессами. А какие стрессы у ребенка? Их не счесть. Это, например, подготовка к контрольной или экзаменам, пропажа любимого домашнего животного, ссора с другом. Длительность такой боли обычно не превышает 12 часов.

Однако если стрессовая ситуация повторяется ежедневно (в частности, посещение школы, где у ребенка сложились стойкие конфликтные отношения), то головная боль может возникать ежедневно, развиваясь в одно и то же время. Полный ребенок, которому не хочется раздеваться в присутствии одноклассников, часто жалуется на головную боль перед уроками физкультуры. Такая боль может развиться после длительного пребывания в душном помещении, а также от присутствия в воздухе запахов растворителей, лаков, красок. Возникает она и у детей во время простудных заболеваний, гриппа. Обычно удается купировать боль аспирином или парацетамолом. Купировать, повторяю, но не снять причину.

Конечно, контрольные, экзамены в школе врач не в силах отменить, но вот над устранением, смягчением стрессорных воздействий надо потрудиться и родителям, и учителям, и врачу. Врач обычно назначает профилактические средства. Лечение проводят одно-, двухмесячными курсами, минимальными дозами. На таком сглаживающем острые углы медикаментозном фоне обязательна большая и терпеливая работа родителей, учителей; надо не только закрепить положительное действие лекарств, но и сделать нормой и без их приема спокойное отношение ребенка к учебному процессу, к коллективу. Трудно это? Да! Но, уверяю вас, возможно.

Наиболее характерный тип сосудистой головной боли мигрень. Это заболевание связывают с генетически обусловленными изменениями мозговых сосудов. Приступы мигрени у детей, как и у взрослых, провоцируют физические и умственные перегрузки, эмоциональные стрессы, изменения атмосферного давления, погодных условий, аллергические реакции: например, так любимые ребенком сыр и шоколад могут стать причиной головной боли.

Приступ мигрени развивается иногда после травмы головы. Причем порой бывает достаточно даже слабого удара по голове мячом во время игры в футбол.

До полового созревания мигрень в равной степени поражает и мальчиков, и девочек, но в последующем преобладает у девочек. Известна связь возникновения приступов мигрени с менструациями.

Чаще у детей бывает простая форма мигрени. Фаза, предшествующая возникновению приступа боли, включает в себя раздражительность, недомогание, головокружение, тошноту, затуманивание зрения или появление пятен перед глазами, резкое изменение настроения. Головная боль в отличие от классической формы заболевания не локализуется слева или справа, а ощущается в области лба, может сопровождаться тошнотой и рвотой. К редким относится так называемая осложненная мигрень . Ее наиболее известные формы: офтальмоплегическая, для которой характерно развитие глазодвигательных нарушений (опущение века, ограничение движений глазного яблока), и гемиплегическая: ей сопутствует слабость мышц правых или левых конечностей.

Обращаясь за медицинской помощью, некоторые родители полагают, что врач быстро найдет причину головной боли, пропишет таблетки, порекомендует некоторые изменения образа жизни, диеты.. Останется только выполнить эти рекомендации, и головной боли как небывало. К сожалению, столь простых решений проблемы лечения мигрени у детей не существует.

Родителям следует знать: у страдающего мигренью ребенка особо чувствительный тип нервной системы, которая реагирует на разные раздражители болевыми ощущениями по ходу сосудов головного мозга и скальпа. Поэтому очень важно с помощью врача максимально выявить все факторы, провоцирующие приступы, и по возможности исключить их из жизни детей. Не рекомендуется давать им продукты, вызывающие приступы мигрени. Это прежде всего зрелые сыры, колбасы, кислая капуста, мясной бульон, шоколад, цитрусовые. Конечно, для одного ребенка этот список не полный, а для другого признанные вредными продукты совершенно безобидны. Вот тут должны сработать знание врача и наблюдательность мам и бабушек.

У всех детей без исключения голодание способно вызвать приступ мигрени. Поэтому надо строго придерживаться режима питания. Не забывайте: во всем следует знать меру! Ребенку важно избегать умственных и физических перегрузок, напряженной работы в жаркую погоду. Следует помнить и о чувствительности многих к запахам, включая запах сигарет, паров бензина и красок, духов, одеколона, ароматических веществ, добавляемых в шампуни.

Многих интересует, можно ли прервать приступ мигрени? Какие таблетки пить, решает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением своих детей!

Нередко у детей диагностируют психогенную головную боль . Она может быть связана с депрессией, страхом перед поступлением в школу, усиливаться при трудностях усвоения школьной программы и отсутствии контакта со сверстниками или родителями. Такие дети требуют консультации психиатра или психоневролога. Детский психиатр мягко подкорректирует просчеты в воспитании, обучении, поведении ребенка. Иными словами, облегчит ему жизнь, а значит, снимет и психогенную головную боль.

Читайте также:  Болит позвонок на шее и кружится голова

Бывает, что родители опасаются, что головная боль у их ребенка вызвана опухолью мозга . Хотя это наиболее редкая причина, она должна быть исключена путем тщательного обследования. У детей опухоли локализуются в основном в задней черепной ямке, вызывают затруднение опока спинномозговой жидкости, повышают ее давление. Боль при этом ощущается в затылке или шее, сопровождается тошнотой и рвотой. Ребенок нередко выглядит вялым, безразличным. Наблюдается шаткость походки. Развитие гемипареза (слабости в мышцах левых или правых конечностей) может свидетельствовать о развитии опухоли в одном из полушарий мозга. Наиболее информативная диагностическая процедура для подтверждения или исключения опухоли головного мозга компьютерная томография, на которую обычно и направляют пациента.

Если у ребенка головная боль сочетается с высокой температурой и напряжением мышц шеи, затрудняющим сгибание головы вперед, есть основание заподозрить менингит . В таких случаях без промедления обращайтесь к врачу.

Обследование детей, страдающих головной болью, начинается с тщательного изучения жалоб, истории развития заболевания и внимательного врачебного осмотра. Если полученные при этом данные типичны для мигрени или головной боли напряжения, то прибегать к дополнительным исследованиям нет необходимости. Однако если при осмотре выявляют симптомы органического поражения центральной нервной системы, то специальные инструментальные и лабораторные исследования для уточнения диагноза имеют существенное значение. Их не надо бояться. Напротив, не затягивая, выполните все предписанное врачом. Ибо только тогда результат лечения вашего ребенка будет обеспечен максимально.

источник

Каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи? Что делать и куда бежать с этой проблемой?

«Мама, у меня болит голова». Вспомните, как часто вы слышали эти слова от своего ребенка? И, наверняка, не раз и не два раздумывали о причине этой жалобы. Однако не всегда находили её, полагая, что это просто детский каприз или нежелание идти в школу. Тогда как этот симптом нередко свидетельствует о наличии серьезной проблемы со здоровьем у малыша.

К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.

Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.

Головная боль (в медицинской терминологии «цефалгия») — это любые болезненные ощущения в зоне от бровей и переносицы до затылочной области.

По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

Пик начала головных болей приходится на возраст:

  • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
  • 13-15 лет, в период полового созревания

Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

Наиболее распространенная теория возникновения

Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

  • Приступ короткий: он может длиться от 30 минут до 5 часов.
  • Пульсирующая боль часто носит двухсторонний характер (тогда как в типичных случаях у взрослых она одностороння), локализуясь в теменной, лобной или затылочной области.
  • Нередко приступ головной боли сопровождается головокружением, обмороком или вялостью — так называемая базилярная мигрень.
  • Практически каждый приступ протекает вместе с болями в животе, тошнотой и рвотой.
  • В начале приступа головная боль невыраженная. Поэтому если малыш увлечен игрой, то может не сразу обратить ваше внимание на ухудшение своего самочувствия. А когда боль становится невыносимой, то вашего ребенка могут доставить в стационар на скорой помощи с ошибочным диагнозом (например, менингит).
  • И в тоже время, нередкоединственный признак деткоймигрени — боль в животе и тошнота, без головной боли («обезглавленная мигрень»).
  • Началу приступа иногда предшествует аура: у малыша может резко меняться настроение, появиться слуховые и зрительные (темные пятна, зигзагообразные линии) галлюцинации и другие симптомы.

Приступ мигрени нередко провоцируют:

  • стрессовые ситуации
  • нарушения режима сна и бодрствования
  • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
  • резкие запахи или яркий свет
  • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
  • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

Встречаются в 70-75% случаев.

Наиболее частые причины :

  • физическое и умственное перенапряжение
  • нарушения организации режима дня
  • неудобная поза во время сна
  • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
  • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
  • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
  • вынужденное голодание

Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

Механизм возникновения

До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

  • Местный механизм

Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

  • Центральный механизм

Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

Малыш наиболее часто жалуется на головную боль в области лба и висков, несколько реже — в области темени. Она монотонная и умеренная по силе, носит давящий, сжимающий или стягивающий характер по типу «каски» или «шлема» (малыш ладошкой показывает место боли). Наиболее часто возникает во второй половине дня.

Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

В норме внутричерепное давление поддерживается тремя составляющими: объёмом головного мозга, спинномозговой жидкостью (циркулирует в полости черепа и пространстве спинного мозга), а также кровенаполнением сосудов головного мозга. Поэтому головной мозг находится словно во взвешенном состоянии, удерживаясь сосудами и нервами головного мозга, как «якорями».

Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

Внутричерепная гипертензия

У детей развивается наиболее часто.

Механизм возникновения

Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

  • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
  • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
  • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
  • опухоли головного мозга
  • врожденные пороки развития головного мозга.

Ребенок жалуется на:

  • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
  • тяжесть в голове в утренние часы
  • повышенную потливость
  • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
  • быструю утомляемость
  • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.

Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).

Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

Механизм возникновения

Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Читайте также:  При наклоне начинает болит затылок голова

Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.

Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:

  • осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
  • консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
  • при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).

Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.

Однако в любом случае появление головной болиповод для беспокойства и обращения к врачу. Поскольку она нередко — единственный «звоночек» довольно грозных недугов у крохи. Поэтому, дорогие родители, будьте бдительны!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

источник

Когда ребенок жалуется на головную боль на фоне повышения температуры, сильной лихорадки или простудного заболевания, у родителей это обычно не вызывает вопросов. Здесь все понятно: придет врач, назначит лечение и головная боль исчезнет вместе со всеми симптомами болезни. Но бывают случаи, когда малыш без каких-либо видимых причин жалуется на головную боль. Что это — просто каприз или серьезная жалоба? Нужно ли вызывать врача? С чего это вдруг у здорового (на первый взгляд) ребенка разболелась голова? Почему-то считается, что у детей (в отличие от взрослых), не может просто так болеть голова. Это одно из самых распространенных родительских заблуждений.

На самом деле головная боль — это проблема всех возрастов. Она может возникать и у маленьких детей, и у подростков и у тех, кому далеко за «дцать». По международной классификации, головная боль подразделяется на 13 основных групп и 162 вида. И, как ни странно, многие из них не имеют никакого отношения к голове. Конечно, рассмотреть каждый вид в отдельности невозможно, но есть несколько основных причин, провоцирующих сильные головные боли без видимых оснований. Здесь главное бороться не с болью, а с ее реальной первопричиной.

Одно из самых распространенных сосудистых заболеваний у малышей — это гипертоническая болезнь. Термин «гипертоническая болезнь» произошел от греческих слов «hyper» и «tonos», что дословно переводится как «излишнее» напряжение. Ее причиной является нарушение кровообращения головного мозга. При резких скачках давления происходит временное или постоянное сужение сосудов, что затрудняет кровоснабжение различных органов. В результате страдают практически все системы организма и, особенно, головной мозг. Диагноз «гипертоническая болезнь» ставится в тех случаях, когда артериальное давление повышается систематически (более трех раз в течение месяца). Провоцировать развитие гипертонической болезни может все что угодно: перепад давления, погодные факторы, наследственность, нарушение сна, и.т.д. Поэтому для профилактики гипертонической болезни очень важен полноценный сон и здоровый образ жизни.

Спасательный круг
Прежде чем дать малышу спасительную таблетку, попробуйте просто прогуляться с ним на свежем воздухе. Также хорошо помогают снять этот вид головной боли успокаивающий чай с мятой или с ромашкой, свекольный сок (1/3 стакана 3-4 раза в день), настой цветков лугового клевера, хмеля, гвоздики и герани (1 столовую ложку залить стаканом кипятка, настаивать 1 час, принимать по 1/4 стакана 3 раза в день). При легких формах гипертонической болезни головная боль проходит так же быстро, как и возникает. В более сложных случаях без медикаментозного вмешательства не обойтись. Запущенная гипертоническая болезнь может в будущем привести к развитию изменений в сосудах и в кровоснабжаемых ими органах.

У детей до пяти лет приступы головной боли часто наступают после приема в пищу некоторых продуктов. Так, например, продукты из переработанного мяса (сосиски, колбаса, полуфабрикаты) содержат в своем составе специальные консерванты — нитриты, вызывающие сужение сосудов. И если для взрослого человека их дозировка незначительна, то детский организм еще не научился перерабатывать эти консерванты. Кроме того, химическое вещество тирамин, содержащееся в сырах, дрожжах и орехах, может вызвать приступ головной боли. Также приступы головной боли может провоцировать передозировка витамина А и пищевые добавки, содержащие нитрит натрия, аспартам и хлорид натрия. Помимо этого очень важно и то, как питалась мама в период беременности. Если женщина в ожидании ребенка (особенно в первом и последнем триместре) недоедает, это приводит к низкому содержанию сахара у нее в крови, что негативно отражается на функции головного мозга ребенка. И с первых дней жизни такой малыш может страдать от сильных головных болей.

Спасательный круг
Когда первопричиной головной боли является неправильное питание, приступы обычно сопровождаются сильной рвотой или расстройством желудка. Давайте малышу как можно больше пить. Снять приступы головной боли в этом случае поможет холодный настой из березовых листьев (1 столовую ложку листьев залить стаканом кипятка и настаивать 2 часа). Также полезно поить малыша зеленым чаем с добавлением мяты перечной, зверобоя или цветков бузины. Если ребенок подвержен приступам головной боли, очень важно соблюдать режим питания (есть не менее пяти раз в сутки маленькими порциями) и избегать пищи, в которой слишком много углеводов. А витамины и пищевые добавки следует применять только по назначению врача, ни в коем случае не превышая указанную дозировку.

По мнению специалистов, основным виновником мигрени является ген, передающийся про материнской линии. Так что если мама подвержена приступам мигрени, велика вероятность, что этот недуг передастся и ее ребенку. У людей, склонных к мигреням, наблюдается недостаточная выработка сератонина (химического вещества головного мозга, непосредственно связанного с головной болью). Для мигрени характерны приступы пульсирующей боли в одной половине головы, сопровождающиеся тошнотой и головокружением.

Спасательный круг
Вылечить мигрень практически невозможно, реально лишь снять приступ. В начальной стадии снять приступ мигрени поможет непродолжительный сон в проветренной комнате или на свежем воздухе. Хорошо снимает приступ мигрени сок черной смородины или калины (желательно свежевыжатый). Аналогичным действием обладает отвар из зверобоя продырявленного — 1 столовую ложку сухой травы залить стаканом кипятка, 10 минут кипятить на слабом огне, затем закрыть крышкой и настаивать 30 минут, пить по 1-2 столовых ложки перед едой. Также полезно делать перед сном массаж головы, начиная со лба и ведя обеими руками к затылку. И, наверное, самым распространенным средством от мигрени является сок свежего картофеля (по 2 столовые ложки, 2 раза в день).

Причиной головной боли невралгического характера является поражение тройничного нерва (лицевого, затылочного, ушно-височного, и т.д.). Этот вид боли легко диагностировать по острым и коротким, словно удар током, болевым ощущениям, которые повторяются с некоторым интервалом. Иногда невралгическая боль сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица и усиливается при повороте головы, кашле и чихании. Причиной невралгических болей чаще всего служат заболевания шейных позвонков, простудные и некоторые инфекционные заболевания (например, свинка).

Спасательный круг
В этом случае таблетки помогают только на какое-то время. Невралгия любит тепло, поэтому полезно применять различные виды прогреваний (УВЧ, солюкс, мешочки с песком, и т.д.). При острых приступах головной боли хорошо помогает теплый компресс из сока редьки, листьев подорожника или капустных листов. Также хорошо снимает невралгическую боль настойка тысячелистника или полыни (1 ст. ложку залить стаканом кипятка, настаивать 1 час и пить по 1 ст. ложке 5-6 раз в день). Для профилактики невралгических болей следите за осанкой ребенка, кладите его спать на твердой постели с подушкой-валиком для поддержания шеи.

Травмы головы и, как следствие, головного мозга — явление, достаточно распространенное у детей. Наиболее заметным признаком травмы головы является потеря сознания после удара или падения. Но часто все проходит и без особых видимых причин. Малыш ударился, немного поплакал и, вроде бы, все прошло. Но спустя некоторое время родители замечают, что ребенок стал капризничать, жаловаться на головные боли и «потемнение» в глазах. У совсем маленьких детишек после сильного удара головой могут припухнуть «роднички», ребенок постоянно выгибается спиной и запрокидывает голову. Это свидетельствует о том, что недавнее падение не прошло бесследно.

Спасательный круг
Сразу после падения ладонью разотрите место ушиба — это предотвратит образование шишки и отека. Также хорошо помогают компрессы со льдом или холодной водой. Сразу же после падения положите ребенка на кровать и выключите яркий свет. А в течение нескольких дней после ушиба головы старайтесь играть с малышом в тихие, спокойные игры. При наличии симптомов сотрясения мозга (головокружение, рвота, бледность, и т.д.) незамедлительно обращайтесь к врачу.

С давних времен замечена прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и состоянием его здоровья. Психологические проблемы, нервные перегрузки, стрессы вызывают напряжение и, как следствие, сильную головную боль. В стрессовом состоянии в головном мозге ребенка происходят определенные биохимические изменения (снижается уровень серотонинов и эндорфинов), что понижает чувствительность к боли. Причем нервные перегрузки происходят не только под воздействием отрицательных факторов, таких, как поход в детский сад или разлука с родителями. Шумные игры перед сном, перевозбуждение, много новых эмоций тоже могут послужить причиной головной боли. В этом случае боль, как правило, не сильная, но монотонная и продолжительная.

Спасательный круг
Болеутоляющие средства в этом случае бесполезны. Хорошо помогают справиться с перевозбуждением и головной болью легкие успокаивающие средства, например, настойка пиона (1 чайная ложка 1-2 раза в день). Конечно, прожить без стрессов невозможно, но можно научить ребенка вырабатывать защитную реакцию на стресс. Здесь все зависит от родительского примера. Если в критических ситуациях вы сохраняете выдержку и спокойствие, то и ребенок будет стараться вам подражать. Научите кроху озвучивать свои страхи и сомнения. Когда вы с ним несколько раз обсудите что-то страшное, оно уже не будет казаться таким. Не стоит игнорировать современные методики психической релаксации (дыхательная гимнастика, массаж, и т.д.), также полезны занятия спортом. Старайтесь, чтобы ребенок получал, как можно больше приятных эмоций — они компенсируют стрессовые нагрузки и дают хорошую разрядку.

У совсем маленьких детишек головную боль может провоцировать ряд внешних факторов: слишком яркий свет, громкие звуки, резкие запахи, недостаток свежего воздуха и т.д. Грудной ребенок не может словами сказать, что его беспокоит — он плачет. И задача родителей — научиться выявлять первопричину детского плача и устранять ее. Если, капризничая, ребенок постоянно зажмуривает глаза, крутит головой из стороны в сторону и как бы бьется головой о подушку — это может свидетельствовать о головной боли из-за раздражающих факторов (конечно, если нет повышения температуры). У ребенка первых трех месяцев жизни могут возникнуть судороги.

Спасательный круг
Этот вид головной боли хорошо снимает сон на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы ребенку было комфортно. Некоторые детишки любят, когда в качестве фона работает телевизор. Но все-таки постарайтесь пореже включать этот черный ящик. Искусственное освещение в детской должно быть приглушенным. Следите, чтобы лампы не были направлены на ребенка. Позаботьтесь о вентиляции, особенно зимой, когда включено центральное отопление и квартира, по сути, превращается в герметически закупоренную камеру. Не увлекайтесь популярными в настоящее время ароматическими свечками и маслами (якобы успокаивающими и снимающими напряжение). Подбирать ароматические масла для ребенка должен только врач. Ароматерапия — очень сильное оружие, неправильное использование которого может принести гораздо больше вреда, чем пользы.

P.S. Естественно, прежде чем применять тот или иной способ снятия головной боли, необходимо проконсультироваться со своим педиатром.

Наталья Алешина,
Консультант — врач-педиатр Шиманова Татьяна Дмитриевна.

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.
Читайте также:  Болит голова от мюсли

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

Дети иногда жалуются на появление головных болей, а родители, ни минутки не задумываясь, отправляются в аптечку за сиропом или таблеткой обезболивающего, дают его ребенку и забывают о проблеме.

Такое легкомысленное отношение к головной боли у детей чревато печальными последствиями. Ведь головная боль – это не болезнь, это симптом, своего рода сигнал организма о неполадках. Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце, но периодическая головная боль, особенно появляющаяся резко – это опасный симптом, требующий внимания.

Жалобы на головные боли – вторые по «популярности» после болей в животе у детей. Причем страдают от них не только подросшие дети, которые могут пожаловаться, но и совсем малыши, даже новорожденные.

Эквивалентами головных болей у грудничков можно считать повышенную плаксивость, возбужденность, рвоту, нарушения сна и срыгивания фонтаном. В год-два дети могут вместо жалоб на головную боль говорить об усталости, они хотят полежать и требуют внимания.

Считается, что до 40% девочек и 30% мальчиков школьного возраста периодически предъявляют жалобы на головные боли.

Головная боль, или цефалгия, у детей условно может быть разделена на две достаточно большие группы:

  • боли органического характера из-за объемных или инфекционных процессов в голове (менингиты, энцефалиты, кисты, опухоли или нарушение оттока черепной жидкости),
  • функциональные боли – из-за нарушения кровоснабжения мозга в результате болезней внутренних органов, утомления или каких-либо других причин, приводящих к раздражению болевых рецепторов в сосудах головы.

У детей наиболее частыми причинами головных болей являются, прежде всего, мигрень, инфекции как общего характера – ОРВИ, пневмонии, инфекции почек, пищеварения, так и инфекции нервной системы. Кроме того, головная боль может быть симптомом психических расстройств, неврозов, мигрени, черепно-мозговых травм. Эти причины, к счастью, не очень часто возникают.

Обычно голова у ребенка болит по более банальным причинам: длительные стрессы, эмоциональное напряжение, непомерные нагрузки, слишком короткий или очень длинный сон, очень долгое сидение за компьютером или у телевизора, проблемы в школе или семье.

Могут вызвать достаточно сильные головные боли переутомления из-за спорта, плохого питания, особенно у девочек-подростков, желающих похудеть. Головная боль также может быть признаком аллергии на продукты питания – молоко, сыр или шоколад.

Что делать, когда у ребенка болит голова

Из-за усталости, переутомления и напряжения голова у детей болит чаще всего – обычно это бывает в насыщенные эмоциями дни, при смене погоды, после учебы или экзаменов, от сидения за монитором.

Обычно дети описывают ее как сильное давление изнутри черепа, но, тем не менее, хорошо ее переносят, она не лишает их активности и возможности заниматься делами. При ней не бывает тошноты, температуры, она может пройти сама после сна или отдыха.

Если ваш ребенок еще совсем крошка, он обычно не может пожаловаться на головную боль или показать точное место, где у него болит. Тогда косвенно заподозрить у него головную боль можно по раздражительности, плаксивости, беспокойству, малыш может тереться об вас головой, прикладывать ее вам на ладони. При головной боли могут краснеть белки глаз, может появляться зевота.

Дети постарше могут пожаловаться на головную боль, а вы должны всегда реагировать на их жалобы, не считая их симуляцией.

У школьников обычно причинами периодических головных болей является утомление. Но если подобные боли все равно не проходят даже после отдыха или сна, они систематические, мешают ребенку учиться и отдыхать – это повод для обследования.

Спланируйте день ребенка так, чтобы у него было время для отдыха после школьных занятий, но не за компьютером, а на улице или на тренировке, хотя там тоже не стоит усердствовать. Важно разумно и в меру сочетать умственный труд, дела по дому и спорт.

Во время приступов головной боли побудьте с ребенком, но не превращайте его боли во что-то сверхъестественное, иначе ребенок начнет пользоваться своим болезненным положением. Головная боль – признак субъективный, его можно симулировать.

Иногда возникновение головной боли является серьезным симптомом тревоги и требует срочной консультации врача или вызова «Скорой помощи». Это следующие состояния:

  • внезапно возникшая головная боль с рвотой, тошнотой, повышением температуры, судорогами, потерей сознания или слабостью в конечностях,
  • сильная головная боль после падения, удара головой, травмы,
  • сильная головная боль при отитах или гайморите,
  • головная боль с кровотечениями из носа,
  • головные боли по утрам, после физических нагрузок, после отдыха.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник