Меню Рубрики

Художественная гимнастика болит голова

В художественную гимнастику Галина Синилова, как это часто бывает, пришла за компанию с подругой, а осталась на всю жизнь. Стала мастером спорта и довольно быстро поняла, что хочет работать тренером. В результате Галина Евгеньевна воспитала 17 мастеров спорта и сейчас открывает свою школу художественной гимнастики «Авангард». Что такое природный талант в гимнастике? Зачем нужно слушать музыку? И как родители должны помогать тренеру? Это и многое другое вы найдете в данном интервью.

— Какому ребенку подойдет художественная гимнастика? Как родителям понять, что девочка сможет раскрыться в этом виде спорта?

— Во-первых, все зависит от целей, которые ставят родители перед ребенком. Если говорить о большом спорте, то девочка должна быть стройная, высокая, с хорошей координацией и памятью. Девочки, склонные к полноте, вряд ли будут интересны тренеру, но это не значит, что дорога в художественную гимнастику для них закрыта. Таким детям нужно сразу понимать, что они будут любителями, заниматься для себя. В группы начальной подготовки двери открыты для всех девочек. Не все же мечтают о высших спортивных достижениях, некоторые просто хотят иметь красивую походку, хорошую осанку и справиться с проблемой лишнего веса. Гимнастика все это даст. Единственное, я бы настоятельно не рекомендовала отдавать в наш вид спорта детей с чувствительной психикой.

— Потому что наш спорт — это жестокость и боль. И девочки, воспитанные, как я говорю, «на блинчиках», не справляются с большими нагрузками и требованиями тренеров. Если говорить именно о карьере в гимнастике, то ее сделать может только психологически сильный ребенок.

— Артистизм и музыкальный слух – насколько важны два этих качества?

— В современной гимнастике это очень важно, ведь на соревнованиях есть специальная бригада судей, которая оценивает именно артистизм. Гимнастка должна исполнять упражнения не только технично, но и артистично. Движения должны сочетаться с музыкальными акцентами и фразами, темпом, а тело и предмет должны подчеркивать течение музыки. И если этого совпадения нет, гимнастка наказывается снятием баллов. Выразительность — это не только улыбка на лице спортсменки, но еще и движения всего тела. Голова, плечи, руки, туловище, ноги должны передавать пластику и характер музыки. Так что тренеры и сами гимнастки должны изучать и понимать основу музыкальной структуры, быть музыкально грамотными. Нужно уметь создавать и оценивать движения в музыке. Конечно, эти способности можно развить у ребенка. Делать это должны грамотные тренер и хореограф.

— Почему гимнастика настолько ранний вид спорта? И во сколько все же стоит отдавать ребенка в секцию?

— Я считаю, что оптимальный возраст для начала занятий — это 5-6 лет. Не надо спешить, не нужно лишать ребенка детства. В 3-4 года дети мало понимают, что от них требуют тренеры, они боятся большого зала и скопления людей, начинают плакать и проситься домой. А это грозит тем, что они быстро бросят гимнастику. Дети постарше — уже более послушные, хорошо запоминают новые элементы, могут заводить новых друзей. При этом и затягивать с началом тренировок не стоит: если девочка придет в гимнастику в 9 лет, ей будет тяжело осваивать элементы, связанные с гибкостью. Потому что данные ребенка развиваются в 5-6 лет.

— Как раз о гибкости и растяжке. Насколько я понимаю, первые год-два тренеры будут работать именно над этим. Нужно ли родителям готовиться к тому, что их ребенку будет больно?

— Конечно. Болезненные ощущения будут присутствовать, даже если у юной спортсменки хорошие данные и мягкие мышцы. Все девочки плачут. Поэтому я и говорю, что в 3-4 года ребенок может испугаться боли и трудностей.

— А если ребенок приходит домой и плачет, что делать родителям?

— Во-первых, поговорить с тренером. Может быть, он тянет слишком сильно? Далее попробовать потерпеть, объяснить девочке, что ей нужна эта растяжка. Если не получается, нужно выбрать другой вид спорта.

— Растяжка и гибкость — это врожденные таланты или приобретенные? У вас были ученицы, которые приходили «деревянные», а потом добивались больших успехов?

— Да, конечно. Вообще растяжка и гибкость есть как врожденные, так и приобретенные. Если у гимнастки есть природные данные, это здорово. Но здесь тоже надо быть осторожным. Если ребенок очень гибкий, надо вовремя начать качать мышцы спины, чтобы избежать искривления позвоночника. Если ребенок отлично тянется, ему нужно укреплять мышцы ног, чтобы уметь хорошо прыгать. Здесь все зависит от грамотности тренера.

— В таком случае давайте поговорим о распространенных травмах в детской гимнастике.

— Травмы начинаются тогда, когда дети начинают испытывать серьезные нагрузки, то есть лет в 12. Наиболее распространены в нашем виде спорта искривления позвоночника, повреждения коленей и голеностопов. Ну и в некоторых случаях бывают нервные срывы. Всем гимнасткам необходимо иметь спортивную страховку, без нее до соревнований не допустят.

— Когда становится понятно, что девочка талантлива? И как тренеры это определяют?

— Если у ребенка есть природные данные: гибкость, растяжка и прыгучесть, — то он уже талантлив. Это определяется на первом же занятии. Но без трудолюбия любой талант уйдет в ноль. Девиз гимнастики — трудолюбие в квадрате, терпение в кубе. Это сказала заслуженный тренер России Наталья Горбулина, я всегда ее цитирую.

— А когда дети начинают участвовать в первых турнирах?

— Это зависит опять же от тренера. Внутри группы проводить соревнования можно уже в первый год обучения. Детей набирают в гимнастику в сентябре, а на Новый Год можно уже устроить показательные выступления, чтобы продемонстрировать родителям успехи. Далее, когда дети освоят программы (как индивидуальные, так и групповые), они пройдут отбор среди школы и смогут выступать на уровне первенства города.

— Насколько велика в гимнастике проблема родителей, которые давят на детей своими амбициями и вмешиваются в тренировочный процесс?

— Эта проблема действительно существует. Как правило, активно вмешиваются те родители, которые сами в свое время не реализовались в спорте и хотят, чтобы их мечты исполнили дети. Это плачевно заканчивается. Мамы или папы пытаются диктовать тренеру, как работать, а это не нравится никому. Доверяйте специалисту, вы сами его выбрали. Я никому не позволяю руководить собой, в зале руковожу только я. Или вы мне помогаете, или просто не мешайте.

— А как родители должны помогать?

— Например, в поездках. На соревнования я всегда беру одного из родителей. Он должен раньше всех вставать, делать прически детям, готовить завтрак, организовывать группу, вести всех на выступления. Кроме того, при проведении праздников нужна родительская помощь: в покупке призов и награждении детей. Нужно покупать костюмы, искать хороших портних. У тренера на всё это нет времени.

— Дети ведь выезжают не только на соревнования, а еще и в летние спортивные лагеря. Насколько это важно?

— Это очень важно, я потом целый год работаю с тем материалом, который создаю за лето. Семье можно один летний месяц отдохнуть, съездить в отпуск. А остальные два ребенок должен пахать. Дети из северных регионов России обязательно должны побывать на море, я каждый год везу гимнасток на юг. Малышей я не беру, с ними много проблем, надолго отрывать их от мамы и папы смысла нет. На сборы ездят дети с 6-7 лет. Это очень полезно и для воспитания, потому что девочка всё должна делать сама: и одеваться, и заправлять свою кровать, и собирать вещи. На ковер гимнастка выходит одна, ни родители, ни тренер ей там не помогут. Она должна самостоятельно принимать решения. Наш вид спорта очень хорошо организовывает и дисциплинирует.

источник

я именно про это.
ты ж понимаешь, что на акробатической дорожке и на СГ — это вечно вниз головой на протяжении всей тренировки.
боль только на фоне перенесенной ранее/скрыто протекающей вирусной инфекции.

но я давно поняла, что это наша такая особенность. возможно так не у всех.

может обследовать дополнительно? сделать какое-нить МРТ мозга и успокоиться? если всё в порядке — то вестибулярный аппарат как раз развивать, наоборот чаще стоять вниз головой))

У моей то же самое. Когда на втором году обучения стала часто жаловаться на головную боль, обратились мы к неврологу, нас направили на узи сосудов головного мозга. В общем диагноз точно не скажу, но поставили нарушение оттока крови, выписали лекарства для улучшения кровообращения, сказали из-за того что стенки сосудов слабые, на вопрос можно ли продолжать заниматься сказали даже нужно, тк укрепляются сосуды. Потом достаточно долго вроде не жаловалась, а последнее время как и у вас во время мостиков всяких опять говорит болит. Вот думею опять наверно надо идти к врачу.

Литая, ясно. Значит к неврологу надо.

malini, про спортдиспансер не знаю ничего. Пока не направляли. Достаточно справки от педиатра с результатами экг

даа, она чудесная

где-то на 150 как раз, я думаю.. Продаю белый и сиреневый купальники, белый 250, сиреневый 150 евров

да, на ваш рост как раз должно подойти

Не могу с работы фотки вставить.. посмотрите видео белый и сиреневый

bereza2000, а у вас уже утяжелители?

У нас сегодня была первая тренировка! Дочка побежала довольная))
И нас принимают оф-но в спорт школу! УРА!

У моей так тоже было несколько раз. Раз точно помню на фоне ОРВИ дома. Еще помню как-то жаловалась, но потом сказала, что прошло.
Меня вначале тоже напрягло, и я потом все время спрашивала, но сейчас говорит, что не болит.
Причину не знаю

Slavka, поздравляю!

Девочки, а никто не продает купальник на 116-122?

Мне если честно кажется, что это другой тип нагрузки совсем.

Моя тоже прыжок учить притащила с последнего занятия, смешная такая)) утяжелители мы все лето проносили в рюкзаке 150 граммовые, так и не достали ни разу, зачем нас просили купить непонятно.

я продаю. Но у нас он с пятнами, они малозаметны но есть. Не знаю, откуда появились

bereza2000, не, такого эффекта ,как от утяжелителей не будет

Всем добрый вечер
Я тут у вас впервые.
Переехали в Северное Чертаново в Москву, и вот я в поисках спорт. школы для младшей.
Занимались в платной группе 2 года у себя в городе в хорошей СДЮСШОР, дочь конца 2009 г.р.. Но вот тут пока не очень понимаю, куда податься.
На Чертановской будет набор, но вроде как с нуля совсем, и отзывы не очень про школу.
В МГФСО в Ясенево в сентябре какой-то отбор, но как на него попасть не ясно, из своих наверное будут отбирать.
Сейчас сижу смотрю сайт Самбо-70, вроде в Новых Черемушках есть филиал.

Кто что знает про эти школы? Что посоветуете? Дочь уже что-то может, гибкая спина очень, сама не зажата, хочется попасть к хорошему тренеру в руки, она хочет выступать.

Ответ на сообщение natalie_el от 17 авг 2015, 22:30

Отзывов не знаю, но прямо в Чертаново:
— СДЮШОР № 1
м.Чертановская, Северное Чертаново, корп. 806
Телефон: 318-32-44

Про Ясногорский в Ясенево вам Каточек может рассказать, постучитесь ей в личку)

Ответ на сообщение bereza2000 от 17 авг 2015, 18:20

нет, в утяжелителях мы не занимаемся. Просто моя малявица не особо прыгучая какая то источник

26 октября отмечается Всероссийский день гимнастики. И спортивная, и художественная гимнастика — красивые виды спорта, но стоит ли отдавать туда ребенка, не причинит ли это вред его здоровью? Мы предлагаем 10 аргументов против.

Проблемы со спиной — самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) — из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения — стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц — это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика — один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Читайте также:  Захожу домой начинает болеть голова

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий — количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

источник

Первое время спина не болела, занималась худ. гимнастикой 10 лет, где-то последние 3-4 года начались боли в спине, была очень гибкой, и нагрузка была очень большая на позвоночник… ходила постоянно с поясом, мазала спину согревающими мазями, ночью спала на аппликаторе Кузнецова (колючки), ничего не помогало, это уже профессиональное было… как выпустилась с гимнастики боли не беспокоили больше, ттт, хоть и дома занимаюсь постоянно

Была бы у меня дочка, обязательно ее на гимнастику отдала)) я безумно люблю свой спорт, до сих пор забыть не могу, не хочу расставаться, с тем, что у меня от нее осталось, а это растяжка. Так и хочется пойти на тренировку)))) только было бы с кем детей оставить. Мне 25 лет, пока ничего не беспокоит, надеюсь и не будет беспокоить)) а то многие говорят, что после гимнастики с суставами и прочим проблемы аж в молодом возрасте…

Если интересно, можете пост посмотреть Моя ГИМНАСТИКА! Много фото., но я здесь практически все написала))

А фотографии потрясающие ваши! Чем вы все таки занимались-или были тренером? Я еще про школу уже начинаю думать, да и занимаемся еще платно, с 6 берут бесплатно только.

Да, я работаю не в спорте, и образование у меня экономическое. Просто, мне кажется, я не смогу с детьми работать, уж очень я нервная))))) да и насколько я знаю зп у тренера небольшая, поэтому много думала над этим, и тренер меня звала работать тренером, она и сейчас думаю меня возьмет, но приходится выбирать…

Если болит спина, сходите к врачу, пусть вам массаж назначат, не знаю, говорят ли у вас на гимнастике, но после упражнений на гибкость, нужно очень хорошо потом позвоночник вытягивать!

Гимнастика очень закаляет, там же и воспитывают, не знаю где как, но нас тренер воспитала очень хорошо)) грациозность, красота, пластика, осанка, гимнастку всегда видно издалека, как говорится!)))

Спасибо большое! Тренером не была, просто дома постоянно занимаюсь, через день, обязательно делаю растяжку и гибкость) уже 7 лет как выпустилась с гимнастики)

В школе я училась очень хорошо, первые классы отличницей была, позже пошли четверки, но все равно пятерок больше было)))) учителя очень любили меня, на многое глаза закрывали, хоть я и частенько пропускала школу из-за соревнований

источник

Художественная гимнастика — вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и изящных видов спорта, возникший в СССР в 1940-е годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства — элементы танцев, упражнения на растяжку, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес — не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы — два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой — не менее 150 г. Имеют широкую часть — тело, узкую — шейка, и круглый наконечник — головка (максимальный диаметр — 30 мм).

Рис. 1 — Художественные гимнастки высокого уровня проявляют поразительную гибкость.

Художественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях — пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике (рис.1). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики — значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует ожидать низкий уровень травматизма среди его участниц. Итальянский исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа) [1] . В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 — 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике (подробней см. статью «Травмы в спортивной гимнастике»). Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм. Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности [3] . В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).

В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике [4] . Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование — в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; [474 травмы * 1000 часов] / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата [4] .

Рис. 2 — Локализация острых травм у спортсменок в художественной гимнастике [1] .
Рис. 3 — Типы травм у художественных гимнасток (черные столбцы) и девушек из контрольной группы, не занимающихся спортом (белые столбцы) [1] .
РМ — растяжения мышц
РС — растяжения связок
В — вывихи
П — переломы
У — ушибы
Д — другое

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические — 51,4% [2] . В новозеландском исследовании 50% всех травм художественных гимнасток были классифицированы, как острые, остальные 50% — как хронические или усталостные [2] .

Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей — на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав — 19%, бедро и тазобедренный сустав — 15% (в сумме 72% — рис. 2). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

Читайте также:  От настоящего мужчины у женщины не болит голова

В исследовании Zetaruka и коллег также показано, что в художественной гимнастике на нижние конечности приходилось больше всего травм (53%), однако большинство из них имели легкий характер и не приводили к пропуску тренировок. По количеству значимых травм, то есть тех, которые привели к пропуску тренировок, травмы нижних конечностей делят первое место с травмами спины и туловища (табл.1). Также примечательно, что 16 (80%) из 20 гимнасток жаловались на боль в пояснице, по этой причине 8 из них пришлось пропустить несколько тренировок. Только одна гимнастка была вынуждена пропустить тренировки из-за травмы колена, однако 9 (45%) гимнасток жаловались на боль в колене в течении года [3] .

В другом исследовании показано, что из всех повреждений, требующих лечения 39% приходятся на поясничную и грудно-поясничную области позвоночника, из которых 24% являются острыми, а 56% хроническими [2] . По данным Hutchinson в проспективном исследовании 86% художественных гимнасток жаловались на хроническую боль в пояснице, и 25% при ретроспективном анализе медицинских карточек [4] .

В исследовании Cupisti наибольшее количество определенных повреждений заняли растяжения мышц и связок. Однако больше всего художественные гимнастки сообщали о боли неопределенной типологии (рис. 3). Большинство травм в этом исследовании классифицировалась как нетяжелые, лишь 22 травмы из 47 потребовали медицинской обработки, в отличие от контрольной группы, где это соотношение составило 22 из 34. В среднем травмы вынуждали гимнасток пропускать 4,1 дня тренировок, а в контрольной группе восстановление после травм занимало в 4,6 раз больше времени [1] .

В работе Zetaruka и коллег растяжение мышц/сухожилий было самой общей травмой — 85% спортсменок сталкивались с этой проблемой. Растяжение мышечно-сухожильных единиц происходило на нижних и верхних конечностях, среди последних большинство имело легкий характер. Однако 25% гимнасток были вынуждены пропустить несколько тренировок по причине растяжений, среди которых большинство локализовалось на задней поверхности бедра, в паху и лодыжке. У пяти гимнасток (25%) случались переломы, большинство из которых локализовались в области голени (перелом малоберцовой кости) и стопы. Один усталостный перелом

усталостный перелом
нажмите для подробностей..

был в области поясницы. Большая часть жалоб на боль в колене была диагностирована, как тендинит

тендинит
нажмите для подробностей..

. Также в этом исследовании было зафиксировано одно сотрясение мозга, потребовавшее от спортсмена недельного отдыха [3] . Данная статья — интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

В исследовании Hutchinson также показано, что большинство травм (80%) в художественной гимнастике носят легкий характер (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале) и никак не влияют на тренировочный процесс. Лишь одна травма в проспективной части этой работы заставила гимнастку пропустить 2 дня тренировок. В ретроспективном анализе 10 травм из 46 заставили временно прервать тренировки в среднем на 11 дней (от 2 до 14). Одна спортсменка была вынуждена закончить спортивную карьеру из-за хронической боли в пояснице [4] .

Таблица 1 — Количество, локализация и тяжесть травм в художественной гимнастике национального уровня [3] .
Легкие 1 Средние 2 Серьезные 3 Всего Всего значимых
Голова и шея 3 2 0 5 2
Верхние конечности 16 3 0 19 3
Нижние конечности 42 13 2 57 15
Туловище/спина 13 7 7 27 14
Всего 74 25 9 108 34
1 — травмы, не послужившие причиной пропуска тренировок
2 — травмы, заставившие пропустить до 7 дней тренировок
3 — травмы, вынудившие пропустить более, чем 7 дней тренировок
Рис. 4 — Зависимость риска травмы от продолжительности растяжки в день [3] .
Рис. 5 — Зависимость между вероятностью перелома и количеством общей физической подготовки (ОФП) [3] .
Рис. 6 — Стройность и изящность фигуры — важное качество для художественных гимнасток.

Одной из целей исследования Zetaruka и коллег заключалась в выявлении факторов риска травм в художественной гимнастике. Полученные результаты позволили с уверенностью утверждать, что такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил — 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 4 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий. Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.5), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день — рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю. Из рисунка 5 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю [3] . Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

В сиднейском исследовании показано, что у 14-летних танцоров балета существенно увеличивается риск хронических травм, если продолжительность тренировок превышает 8 часов в неделю [2] . Однако большинство гимнасток тренируются намного больше — подэлитные художественные гимнастки Канады тренируются по 9-12 часов в неделю, национальная сборная Канады тренируется по 25-30 часов в неделю [3] . Спортсменки сборной США по художественной гимнастике занимаются по 34 часа в неделю [4] . Подэлитные гимнастки Италии занимаются по 12-14 часов в неделю [1] .

Среди других факторов риска в художественной гимнастике многие авторы выделяют так называемую женскую триаду — беспорядочное (неправильное) питание, нарушение менструального цикла и остеопороз

остеопороз
нажмите для подробностей..

. Эти три взаимосвязанных компонента триады являются достаточно серьезным синдромом, часто встречающимся у физически активных девушек и женщин, который может привести к снижению работоспособности и результативности спортсменки, осложнению течения острых и хронических заболеваний, и даже к смерти [5] .

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела (рис.6). Kate Roberts утверждает в своем обзоре, что массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10% [2] . В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16% [5,7-9] . В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки [2] . В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня [6] . По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² [1,5-9] . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела [10] . У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла. Нарушение менструального цикла может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе — 12.5±0.1 лет [5] . В другом исследовании возраст менархе был еще более поздним — 15±0.9 лет (12±1 лет в контрольной группе) [6] . О нарушении менструального цикла сообщили 78% гимнасток (61% олигоменорея и 17% вторичная аменорея) [5] . В исследовании Zetaruka и коллег показано, что у 50% гимнасток национального уровня присутствуют нарушения менструального цикла [3] . Нарушение менструального цикла приводит к преждевременному остеопорозу, что в свою очередь увеличивает риск переломов из-за ослабления костной ткани [2,3] . Munoz с коллегами исследовали минеральную плотность костной ткани у художественных гимнасток и обнаружили, что в зоне нагрузки (шейка бедра) плотность кости увеличена, однако в зоне, не подвергающейся нагрузке (предплечье) плотность костной ткани была значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть связано с частичной резорбцией

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств — диуретиков

резорбция
диуретик
нажмите для подробностей..

, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят диуретики, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм [2] .

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику [2,4] и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей [2,3] .

Рис. 7 — В художественной гимнастике требуется чрезвычайно высокая гибкость и большой диапазон движений позвоночника.
Рис. 8 — Спондилолиз
спондилолиз
нажмите для подробностей..

.

Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника — одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике [2-4,11] . В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице [3,4] . Однако Cupisti с коллегами сообщают в своем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей [13] . Также Piazza, Cupisti с другими коллегами показали в более позднем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается [14] . Данная статья — интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Среди причин, проводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы (рис. 7). Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее распространенные проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнастов включают спондилолиз, спондилолистез, компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тела позвонка и межпозвоночных дисков [11,12] .

Спондилолиз, перелом дуги позвонка (чаще 5-го поясничного) в межсуставной области или в области ножки дуги, может быть острым или хроническим. Хронический спондилолиз возникает под влиянием избыточных физических нагрузок на фоне нарушения питания костной ткани или дисплазии

дисплазия
нажмите для подробностей..

позвонков. Спондилолиз — следствие кумуляции силовых воздействий на межсуставную дужку позвонка, превышающей модуль упругости костной ткани. Вначале развития патологического процесса спондилолиз представляет собой зону костной перестройки (зону Лозера), затем происходит усталостный перелом, обычно межсуставной зоны дужки, которую называют «критической зоной». Спондилолиз — обратимый процесс. При условии устранения чрезмерных силовых воздействия возможно сращение зоны перелома. Спондилолиз — самостоятельное заболевание. У части больных (приблизительно у половины) спондилолиз осложняется спондилолистезом (рис. 8). Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

Спондилолистез – это смещение (соскальзывание) тела вышележащего позвонка относительно тела нижележащего позвонка. Чаще всего возникает соскальзывание тела пятого поясничного позвонка над телом первого крестцового. Как отмечали Джексон и др. (1976), распространенность спондилолистеза среди гимнасток в 4 раза выше, чем среди обычных людей. По мнению исследователей, это обусловлено повторяющимся воздействием ударных сил и чрезмерным разгибанием поясничного отдела позвоночника. Более частые проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнасток по сравнению с спортсменами, занимающимися другими видами спорта, по всей видимости, связаны с продолжительностью тренировочных занятий и возрастом спортсменок.

Перевороты назад и чрезмерное выпрямление поясничного отдела позвоночника, выполняемые на протяжении многих лет, очевидно, приводят к повышенному риску развития спондилолитической стрессовой реакции. Причиной спондилолистеза может быть спондилолиз, травма позвоночника, нарушение осанки с горизонтальным положением крестца. Иногда причиной спондилолистеза становятся дегенеративные процессы в межпозвонковых суставах или межпозвонковом диске. Многие спортивные врачи обеспокоены тем, что при наличии незначительного спондилолистеза дальнейшие занятия гимнастикой могут привести к его прогрессированию или к развитию спондилолистеза из спондилолиза. Данные исследований показывают, что риск прогрессии незначительного спондилолистеза в основной популяции составляет 4-5%, среди гимнастов в одном из исследований он составил 38%, с прогрессией спондилолистеза на 10% за 5 лет. Риск развития спондилолистеза из спондилолиза весьма незначителен [11] .

Для выявления различных проблем с позвоночником применяют компьютерную томографию и метод магнитно-ядерного резонанса. Диагноз не должен ставиться лишь на основании рентгенограмм [12] .

Признаками этих нарушений являются боль при чрезмерном выпрямлении, тугоподвижность сухожилий мышц задней поверхности бедра и локализованные болезненные ощущения. Для лечения используют специальный корсет, фиксирующий грудино-поясничные позвонки, а через 3 месяца повторяют обследование. Кроме того, выполняют упражнения на растягивание сухожилий мышц задней поверхности бедра, а также упражнения для укрепления мышц живота. Осуществляется постепенное возвращение к занятиям гимнастикой, сначала с ограниченным разгибанием.

В нескольких исследованиях показано, что молодые гимнастки чаще страдают идиопатическим сколиозом, чем другие дети. Так Tanchev с соавторами сообщает об увеличении сколиоза среди художественных гимнасток в 10 раз по сравнению с контрольной группой — 12% против 1,1% [15] . Идиопатический сколиоз развивается в возрасте от первого года жизни ребенка до окончания роста скелета, чаще всего в периоды бурного роста организма: в 5-7 лет и в 10-14 лет. У девочек это заболевание встречается в 5 раз чаще, чем у мальчиков. Заболевание возникает у совершенно здоровых детей, не обнаруживающих никаких патологических отклонений со стороны других органов и систем. При сколиозе позвоночник отклоняется от прямой линии во фронтальной (боковой) и/или сагиттальной (передне-задней) плоскости. В искривлении участвуют несколько смежных позвонков, формируя дугу искривления. Срединная точка этой дуги называется вершиной дуги. Для того, чтобы уравновесить положение тела, организм вынужденно формирует в области, смежной с первичной дугой, вторичную компенсаторную дугу искривления, направленную выпуклостью в противоположную сторону. Таким образом, сколиотический позвоночник может иметь 2, 3 и даже 4 дуги искривления. Часто при идиопатическом сколиозе наблюдается поворот позвонков вокруг своей оси, что заметно по отклонению остистых отростков смежных позвонков от прямой линии. Это явление называется торсией, или скручиванием. Meyer с соавторами (2006) установил, что сама физическая активность и занятия гимнастикой не служат причиной сколиоза [16] . Было показано, что одним из факторов возникновения сколиоза является повышенная гибкость в суставах, которая и определяет выбор спортивной специализации. Авторы работы утверждают, что занятия гимнастикой не усугубляют сколиоз, а наоборот укрепляют мышцы спины и туловища, тем самым способствуя лечению этой патологии позвоночника.

Рис. 9 — Паховые мышцы правого бедра. Вид спереди.

Гибкость, являющаяся одним из главных качеств гимнасток разрабатывается за счет растягивающих упражнений на соответствующие мышцы, связки и сухожилия. Поэтому травмы, вызванные чрезмерным растяжением неизбежны в художественной гимнастике. Чаще всего в художественной гимнастике травмируются задние мышцы бедра и мышцы паховой области. Паховые мышцы — это несколько мышц с медиальной

медиальный
нажмите для подробностей..

(внутренней) стороны бедра, расположенных в несколько слоев (рис. 9). Основная задача этих мышц — приведение бедра (сведение ног). Группу мышц задней поверхности бедра образуют полусухожильная мышца, крепящаяся к медиальной стороне коленного сустава, двуглавая мышца бедра, крепящаяся к латеральной

латеральный
нажмите для подробностей..

стороне коленного сустава и полуперепончатая мышца. Основные функции этих мышц — сгибание голени и разгибание бедра. Подробнее о функциях мышц бедра смотрите в статье анатомия бедра.

Мышечные боли могут возникнуть не только из-за растяжения, но и по некоторым другим причинам. Проф. Франциско Биоска предлагает следующую классификацию мышечных болей [17] :

    Внутренняя
      Физиологическая (обратимые изменения волокон, без рубца)
        Контрактура
        контрактура
        нажмите для подробностей..
    • Анатомическая (обратимые изменения волокон, рубец)
      • Растяжение — степень I
      • Разрыв мышечных волокон — степень II
      • Разрыв мышцы — степень III
      • Полный отрыв мышцы — степень IV
  • Внешняя
    • Легкий ушиб I степени: местная реакция тканей
    • Ушиб II степени: повреждение мышцы — гематома
      гематома
      нажмите для подробностей..
    • Сильный ушиб III степени: разрушение волокон, полный разрыв

В художественной гимнастике наиболее встречаются мышечные боли внутренней этиологии

этиология
нажмите для подробностей..

. Важно отличать физиологические и анатомические боли, так как от этого зависит стратегия лечения.

Крепатура — отсроченная мышечная болезненность(англ. DOMS – Delayed Onset Muscular Soreness). Представляет собой обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани, вызываемые перегрузкой.

Клиника: боль возникает через несколько часов или несколько дней после нагрузки(обычно длительной эксцентрической), особенно часто у недостаточно подготовленных людей , но встречается и у профессиональных спортсменов. Боль беспокоит даже в покое и при пальпации

Лечение: симптоматическое, НПВС, боль ослабевает максимум через неделю. Дифференциальный диагноз проводится с растяжением мышцы. Для правильной постановки диагноза необходимо тщательное изучение механизма возникновения болей.

Мышечный спазм — это острые обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани вследствие нарушения биохимических процессов – повышение миостатического тонуса.

Клиника: внезапное появление, спортсмен ощущает укорочение мышцы, боль проявляется и без пальпации, боль не локализуется.

Лечение: нет необходимости в специфическом лечении, но подобная травма всегда должна настораживать – возможно, это сигнал о более серьезной травме, обычно вызывается мышечной усталостью (чем вызвана мышечная усталость?). Следует скорректировать возможные факторы риска получения травмы, делать растяжку, массаж, при отсутствии рецидивов можно продолжить тренировку.

При растяжении происходят необратимые изменения некоторых мышечных волокон до состояния некроза

пальпация
некроз
нажмите для подробностей..

, но соединительнотканные элементы не повреждены. При УЗИ определяются микроразрывы волокон.

Клиника: возникает внезапно, проявляется на пике нагрузки, боль при растяжке, боль локализуется при пальпации

Лечение: покой, НПВС, миорелаксанты, расслабляющий массаж, постепенное возобновление физических нагрузок через 4–5 дней(интенсивность нагрузки ограничивается появлением боли).Судить о полном восстановлении можно при отсутствии боли при растяжке.

Представляют собой необратимые изменения ограниченного числа мышечных волокон, минимальное повреждение соединительнотканных элементов.

Клиника: внезапное появление, ощущение резкой колющей боли, спазм, боль при растяжке, при уменьшении спазма – боль при пальпации

Лечение: покой, УЗИ–контроль дважды в течение лечения, использование факторов роста, физиотерапия (первые 48 часов – холод, магнитотерапия, затем – УЗТ, массаж со льдом, ТЕNS), эксцентрическая работа с учетом правила безболезненности. Тренировочные нагрузки начинаются в бассейне. Тренировки начинаются при достижении максимального уровня нагрузки в бассейне. Переход к тренировкам в общей группе осуществляется при безболезненном выполнении скоростных упражнений.

При разрыве мышцы происходят множественные повреждения мышечных волокон и соединительной ткани, образуется внутримышечная гематома.

Клиника: внезапное появление, выраженные болевые ощущения, утеря мышечной подвижности, незначительная мышечная слабость, спазм несколько часов спустя после травмы, боль локальная, но не точечная (до 4 кв.см)

Лечение: в связи с тяжестью травмы и продолжительностью периода восстановления, мы выделяем три этапа лечения

Этап 1 (24–48 часов)

  • Первичное лечение: холод, компрессия
  • Анальгетики
  • Миорелаксанты
  • Общая программа восстановления: диета, психологический тренинг, поддержание общей физической формы
  • Противовоспалительные препараты не применяются

Этап 2 (завершение – безболезненный стретчинг)

  • Поддержание общей физической формы
  • Выносливость – 35–40 мин
  • Электротерапия
  • TENS, ультразвук
  • Миорелаксанты
  • Эксцентрическая работа (с учетом правила безболезненности)
  • Обеспечение покоя для поврежденной мышцы
  • На завершающей стадии — ступенчато возрастающая нагрузка для других мышц

Этап 3 (возобновление тренировочной активности)

  • Постепенное увеличение нагрузки
  • Велотренажер
  • Бассейн
  • Возобновление тренировочной деятельности( учитывая критерии, приведенные в разделе «Разрыв мышечных волокон»
Рис. 10 — Правое колено. Вид спереди. Рисунок показывает самый общий участок воспаления, который характерен для тендинита связки надколенника.
Рис. 11 — Элемент, именуемый в балете «гранд жете» (grand jete).

В исследовании Zetaruka и коллег упоминается, что большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как тендинит [3] . Наиболее частым тендинитом в области колена является тендинит связки надколенника, который также называют «колено прыгуна

колено прыгуна
нажмите для подробностей..

«, возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника (рис.10). Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и дегенерации

дегенерация
нажмите для подробностей..

тканей связки. Симптомы тендинита связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Боль, однако, может быть достаточно терпимой, что зачастую приводит к откладыванию похода к врачу. Это может привести к усугублению заболевания, прогрессированию дегенеративных процессов в ткани связки и, как наихудший вариант, привести к ее разрыву. Лечение рекомендуется начать с консервативных

консервативный
нажмите для подробностей..

методов (покой, холод, противовоспалительные препараты, специальные наколенники) и лишь когда они окажутся безуспешными применить хирургическое лечение, заключающееся в вырезании больной части связки.

В литературе не удалось найти описания коленных травм в художественной гимнастике, поэтому мы воспользовались методом, предложенным Kate Roberts — экстраполировали данные, полученные на танцорах балета [2] . В работе Meuffels и Verhaar описываются разрывы передней крестообразной связки (ПКС) у танцоров балета [18] . Из 253 танцоров с такой травмой было зарегистрировано 6 (4 мужчин и 2 женщин). Авторы отмечают, что все без исключения травмы произошли при приземлении после прыжков — батман у мужчин и грант жете у женщин (рис.11). В момент приземления нога находилась в супинированном положении (развернута наружу), что создавало вальгусную

вальгусная
нажмите для подробностей..

нагрузку на колено — классическая ситуация травмы ПКС. Все травмированные танцоры были прооперированы. Также следует отметить, что повреждение ПКС — достаточно серьезная травма и 3 из 6 танцоров впоследствии прекратили занятия балетом из-за этой травмы. Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки на выполняемых движениях, тренировка координации движения, в том числе в фазе прыжка, предотвращение чрезмерного отведения ноги в момент приземления и сведение к минимуму прыжков, требующие вращения наружу сразу после приземления [18] . Данная статья — интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Рис. 12 — Повреждение связок голеностопного сустава.
а — инверсия стопы с дисторзией
дисторзия
нажмите для подробностей..

передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б — дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в — полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово-таранной связок.

Рис. 13 — Внутренняя (медиальная) сторона правой стопы, пучки дельтовидной связки голеностопного сустава.

Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место [1] . Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и синовиальных влагалищ

влагалище синовиальное
Инверсия стопы приводит к растяжению передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис.12). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый синдесмоз
синдесмоз
нажмите для подробностей..

. Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового синдесмоза и дельтовидной связки, можно лечить консервативным путем. Что касается повреждения межберцового синдесмоза, то оно требует открытой репозиции

репозиция
нажмите для подробностей..

и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция. Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

Лечение предусматривает покой, прикладывание льда, противовоспалительные препараты, наложение тугой повязки для снятия отечности и болевых ощущений. Иммобилизация гипсовой повязкой не требуется. Обычно применяют бинтование или различные фиксирующие приспособления (бандажи и ортезы). Для восстановления полного диапазона движений следует как можно раньше приступить с восстанавливающим упражнениям. Во время этой фазы нужно быть внимательным и помнить об повышенной опасности повторной травмы из-за слабости мышц и сниженной проприорецепции

Осложнением при этом является рецидивирующий подвывих малоберцовых сухожилий. Это нарушение, как правило, само по себе не проходит, обычно требуется хирургическое восстановление удерживателя малоберцовых мышц, а также углубление малоберцовой борозды позади латеральной части лодыжки. Это повреждение может возникать при приземлении, когда медиальная передняя часть стопы оказывается на краю мата, а пятка утрачивает равновесие. Это приводит к супинации

проприорецепция
супинация
нажмите для подробностей..

и изгибу назад, что обусловливает нагрузку вдоль удерживателя малоберцового сухожилия. При остром вывихе может потребоваться наложение гипсовой повязки. Последующие эпизоды смещения малоберцового сухожилия указывают на необходимость реконструкции удерживателя.

Также у гимнастов встречается медиальный синдром ущемления (импиджмент-синдром) голеностопного сустава. Этот синдром может развиться после инверсионных растяжений связок и переломов шейки и тела таранной кости голеностопного сустава, после которых развивается неправильная биомеханика сгибания, при которой происходит ущемление переднего большеберцово-таранного пучка дельтовидной связки при тыльном сгибании стопы, которая находится с медиальной стороны голеностопного сустава (рис.13). Часто данный синдром сопровождают такие нарушения, как остеофит

остеофит
нажмите для подробностей..

таранной кости или повреждение суставного хряща. Vann и Manoli провели ретроспективное исследование пациентов с медиальным импиджмент-синдромом голеностопного сустава [19] . Всего было рассмотрено 789 историй болезни, собранных с 2001 по 2007 год, среди которых 115 пациентов (14.5%) были профессиональными гимнастами. Все пациенты лечились хирургическим методом, путем артротомии. 64% прооперированных гимнастов вернулись к занятиям.

Нередко встречаются переломы ноги и стопы. Чаще всего это касается гимнасток. Обычно переломы происходят в дистальной

дистальный
нажмите для подробностей..

части малоберцовой кости, средней трети большеберцовой кости и в плюсневых костях. Для точного диагноза при переломе плюсневых костей целесообразно применять МРТ, т.к. на рентгенограммах обычно такие переломы не видны. Лучшим методом лечения является покой и изменение уровня активности.

Наряду с острыми травмами лодыжки, у гимнастов возможны и усталостные повреждения в форме тендинита, воспаления других мягких тканей и усталостного перелома. Тендинит ахиллова сухожилия относительно частая проблема в спортивной гимнастике. Частые прыжки и приземления во время постоянных тренировок увеличивают риск хронических травм. Проблемы с ахилловым сухожилием чаще всего связывают с соскоками и другими прыжками. Лечение ни чем не отличается от обработки других форм тендинита. Данная статья — интеллектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Рис. 14 — Чрезмерное сгибание большого пальца стопы в плюснефаланговом суставе.
Рис. 15 — Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы.

Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы. Чаще всего травмы стопы происходят при приземлении или падении со снаряда.

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы может произойти как в результате чрезмерного сгибания (рис.14), так и чрезмерного разгибания (рис.15), которые могут произойти при неудачном падении, а также при беге или прыжках. При такой травме повреждается капсула сустава и связки, которые ее укрепляют. При чрезмерном сгибании также может повредиться сухожилие мышцы, разгибающий большой палец, что приведет к появлению так называемого «молоткообразного пальца». Симптомы травмы — боль в области первого плюснефалангового сустава стопы, отек, опухоль, ограничение движения в суставе. Травма может носить как острый, так и хронический характер. В последнем случае боль незначительная и будет развиваться постепенно. При острой травме может произойти отрывной перелом, когда связка отрывается с частью плюсневой кости.

Первая помощь при травме включает покой, лед, тугая повязка, и возвышение, а также использование для передвижения несгибаемую в этом участке обувь. При отрывном переломе или полном разрыве связок или сухожилия потребуется хирургическое лечение.

В соответствии с полученными результатами Zetaruka и коллеги в своей работе предлагают следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике [3] :

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных — 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы. Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

источник