Меню Рубрики

Если болит голова у ребенка после школы

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

источник

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Читайте также:  Болит голова после физиотерапии

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Здоровья если болит голова

источник

Каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи? Что делать и куда бежать с этой проблемой?

«Мама, у меня болит голова». Вспомните, как часто вы слышали эти слова от своего ребенка? И, наверняка, не раз и не два раздумывали о причине этой жалобы. Однако не всегда находили её, полагая, что это просто детский каприз или нежелание идти в школу. Тогда как этот симптом нередко свидетельствует о наличии серьезной проблемы со здоровьем у малыша.

К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.

Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.

Головная боль (в медицинской терминологии «цефалгия») — это любые болезненные ощущения в зоне от бровей и переносицы до затылочной области.

По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

Пик начала головных болей приходится на возраст:

  • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
  • 13-15 лет, в период полового созревания

Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

Наиболее распространенная теория возникновения

Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

  • Приступ короткий: он может длиться от 30 минут до 5 часов.
  • Пульсирующая боль часто носит двухсторонний характер (тогда как в типичных случаях у взрослых она одностороння), локализуясь в теменной, лобной или затылочной области.
  • Нередко приступ головной боли сопровождается головокружением, обмороком или вялостью — так называемая базилярная мигрень.
  • Практически каждый приступ протекает вместе с болями в животе, тошнотой и рвотой.
  • В начале приступа головная боль невыраженная. Поэтому если малыш увлечен игрой, то может не сразу обратить ваше внимание на ухудшение своего самочувствия. А когда боль становится невыносимой, то вашего ребенка могут доставить в стационар на скорой помощи с ошибочным диагнозом (например, менингит).
  • И в тоже время, нередкоединственный признак деткоймигрени — боль в животе и тошнота, без головной боли («обезглавленная мигрень»).
  • Началу приступа иногда предшествует аура: у малыша может резко меняться настроение, появиться слуховые и зрительные (темные пятна, зигзагообразные линии) галлюцинации и другие симптомы.

Приступ мигрени нередко провоцируют:

  • стрессовые ситуации
  • нарушения режима сна и бодрствования
  • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
  • резкие запахи или яркий свет
  • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
  • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

Встречаются в 70-75% случаев.

Наиболее частые причины :

  • физическое и умственное перенапряжение
  • нарушения организации режима дня
  • неудобная поза во время сна
  • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
  • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
  • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
  • вынужденное голодание

Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

Механизм возникновения

До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

  • Местный механизм

Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

  • Центральный механизм

Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

Малыш наиболее часто жалуется на головную боль в области лба и висков, несколько реже — в области темени. Она монотонная и умеренная по силе, носит давящий, сжимающий или стягивающий характер по типу «каски» или «шлема» (малыш ладошкой показывает место боли). Наиболее часто возникает во второй половине дня.

Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

В норме внутричерепное давление поддерживается тремя составляющими: объёмом головного мозга, спинномозговой жидкостью (циркулирует в полости черепа и пространстве спинного мозга), а также кровенаполнением сосудов головного мозга. Поэтому головной мозг находится словно во взвешенном состоянии, удерживаясь сосудами и нервами головного мозга, как «якорями».

Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

Внутричерепная гипертензия

У детей развивается наиболее часто.

Механизм возникновения

Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

  • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
  • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
  • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
  • опухоли головного мозга
  • врожденные пороки развития головного мозга.

Ребенок жалуется на:

  • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
  • тяжесть в голове в утренние часы
  • повышенную потливость
  • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
  • быструю утомляемость
  • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.

Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).

Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

Механизм возникновения

Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.
Читайте также:  Наросты на голове не чешется не болит

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.

Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:

  • осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
  • консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
  • при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).

Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.

Однако в любом случае появление головной болиповод для беспокойства и обращения к врачу. Поскольку она нередко — единственный «звоночек» довольно грозных недугов у крохи. Поэтому, дорогие родители, будьте бдительны!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

источник

Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.

Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3—8 % детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50—80 %. У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.

Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.

Существует несколько видов головной боли:
В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.

Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких-либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль, существует более трёхсот.

Наиболее распространёнными из них являются:

  • боли после травмы головы (посттравматические);
  • боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое);
  • боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах);
  • боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.

Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.

Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2—3-х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето- или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4—72 часа.

Возникновение мигренозных приступов провоцируют следующие факторы:

  • эмоциональный стресс;
  • физические нагрузки;
  • голодание;
  • употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т. д.;
  • холодная вода, мороженое;
  • прием алкоголя и курение у подростков;
  • для девушек имеет значение фаза менструального цикла;
  • изменение режима сна;
  • длительная езда в транспорте;
  • резкий свет;
  • неприятные запахи;
  • длительный просмотр телепередач;
  • изменения погоды;
  • общие заболевания и другое.

Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом — от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко- или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении.

Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется «тройничным». Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3-х часов по нескольку раз в течение дня, причём, в основном, ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.

Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно — это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.

  • внечерепные инфекции;
  • детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха);
  • другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия);
  • воспаление уха;
  • кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера);
  • глисты (трихинеллез);
  • воспаления зубов;
  • воспаление околоносовых пазух Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит);

Травмы: сотрясение, ушиб мозга.
Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие.
Психические заболевания: невроз страха, депрессия.

Сосудистые заболевания:

  • внечерепные;
  • повышенное артериальное давление;
  • опухоль надпочечников;
  • сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма);
  • почечные заболевания;
  • внутричерепные;
  • мигрень, впервые возникшая;
  • неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии);
  • неправильное строение артерий (аневризма — патологическое расширение участка сосуда);
  • плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга;
  • внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг;
  • повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга.

Приём и отмена лекарственных средств:

  • приём препаратов, расширяющих сосуды;
  • приём препаратов, содержащих амфетамин;
  • отмена препаратов, содержащих кофеин;
  • контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос.

Другие причины:

  • головные боли после спинномозговой пункции;
  • доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке;
  • воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм);
  • повышение внутриглазного давления (глаукома);
  • воспаление черепных нервов (невриты и невралгии).

Хроническая головная боль у детей

Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.

Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).

Обследование ребенка с головной болью
При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.

Вы должны знать:

  • Как давно появилась головная боль?
  • Были ли травмы?
  • Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
  • Какая она: постоянная или периодическая?
  • Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
  • В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
  • Двухсторонняя или односторонняя?
  • Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
  • Сколько длится приступ головной боли по времени?
  • Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
  • Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
  • В какое время года, суток возникает боль?
  • Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
  • Чем провоцируется головная боль?
  • Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
  • Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?

Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:

  • Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)?
  • Есть ли у ребёнка дефицит сна?
  • Эмоционален ли он?
  • Часто ли устаёт физически?
  • Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)?
  • Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы?
  • Как часто болит голова во время школьных каникул?
  • Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит?
  • Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером?
  • Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе?
  • Занимается ли он дополнительно после школы?

Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.

Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).

Симптомами опасности являются:

  • Сильная головная боль, начавшаяся внезапно.
  • Необычный характер головной боли.
  • Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы.
  • Наличие утренней головной боли.
  • Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее.
  • Головная боль сопровождается нарушением сознания.
  • Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы.

Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.

Дети 1,5—2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.

Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.
Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.

Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).

Таким образом, появление у вашего ребенка головной боли требует консультации детского невролога для установления причин ее возникновения и своевременного проведения адекватного лечения.

В отделении амбулаторной педиатрии ФГБУ «Поликлиника № 1» Управления делами президента проводится прием детского невролога. Осуществляется диагностика и лечение широкого спектра заболеваний нервной системы: головная боль, головокружение, тики, энурез, невротические реакции, снижение учебных навыков, заикание, задержка психического, моторного и речевого развития, детский церебральный паралич, эпилепсия и другие пароксизмальные расстройства детского возраста, рассеянный склероз, генетические синдромы, сопровождающиеся патологией со стороны нервной системы, невропатии лицевого нерва, тройничного нерва и многих других заболеваний центральной и периферической нервной системы.

В отделении амбулаторной педиатрии врач — невролог наблюдает также и здоровых детей на этапах формирования нервной системы от рождения до15 лет.

В обязательную программу ежегодной диспансеризации входит осмотр невролога, кроме этого дети первого года жизни осматриваются несколько раз, начиная с месячного возраста.

Обязательно осматривается неврологом новорожденный малыш — в этом случае можно выявить патологию на самом раннем этапе, кроме того врач расскажет о правильном развитии ребенка первого года, посоветует как надо развивать малыша, профессионально ответит на вопросы.

источник