Меню Рубрики

Дома снова жалобы голова болит

Замечаю уже второй месяц. Каждый день, независимо, от того во сколько я прихожу, начинает болеть левый висок. На работе, в гостях, когда гуляю голова не болит. Замечаю, что когда подхожу уже близко к дому, появляется *** боль в виске, либо уже прямо в доме. Вот что это может быть?
Раньше тоже было такое, но реже.

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисное консультирование. Специалист с сайта b17.ru

Дома расслабляетесь. Есть даже такое понятие: головная боль выходного дня. Это когда нельзя расслабиться всю неделю, а уж в выходной организм дает Вам таким макаром приказ: отдыхать!

Может купили что- то домой новое недавно? Подумайте. Ковер, обои, диван. Может фенол выделяться например или еще что у меня так было неск лет назад на работе. Ремонт в кабинете был из дешевых ядовитых материалов. Сразу и не понять, да и запаха резкого не было. Позже выяснилось((

Может быть, ваш дом стоит на заброшенных рудниках и вы чувствуете излучения?

Тоже про фенол подумала. И на радиацию проверьте прибором.

Или ядреная химия, если недавно что новое купили, или нервное. Да, на неделе бодритесь, а дома усталость дает о себе знать. Или стрессы, дом ассоциируется с неприятностями.

Может купили что- то домой новое недавно? Подумайте. Ковер, обои, диван. Может фенол выделяться например или еще что у меня так было неск лет назад на работе. Ремонт в кабинете был из дешевых ядовитых материалов. Сразу и не понять, да и запаха резкого не было. Позже выяснилось((

Может газ? Очень слабая утечка всмысле. С плитой все ок? Думаю, запаха может и не быть, особенно если проветривается квартира хорошо, но концентрация в воздухе все равно повышена. Слышала, что может от этого голова болеть, сонливость появляется.
Но если около дома уже, то вряд ли. Давно бы уже тревогу забили, будь это массовое явления.
Если это только у вас так, то думаю это психологическое. Хотя возможно в доме реально что то на вас воздействует, а около дома голова болеть так сказать заранее начинает, психология.
P.S. Проверьте газ на всякий случай.

асбестовые плиты в доме есть?
может мебель с меламином, формальдегидом?
почаще проветривайте помещение, а лучше круглосуточно

Автор, ваш дом новостройка? Дело в том, что в современном строительстве в бетон или кирпич добавляют отходы металлургической и химической промышленности, что делает стройматериалы дешевле. Они испаряют всякие токсичные вещества вредные для здоровья. Вот вы и чувствуете себя плохо.

Автор, ваш дом новостройка? Дело в том, что в современном строительстве в бетон или кирпич добавляют отходы металлургической и химической промышленности, что делает стройматериалы дешевле. Они испаряют всякие токсичные вещества вредные для здоровья. Вот вы и чувствуете себя плохо.

Рядом высоковольтные линии, буквально 7 метров

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Классный час 5 класс

«Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Формирование толерантных коллективных и личностных качеств детей

 выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

 способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;

 содействовать формированию дружного коллектива.

Пословицы о дружбе, стихи, песня «Если с другом вышел в путь», мультимедийная презентация, ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги, карточки для игры с пословицами. Законы дружбы на лепестках. Клубок ниток.

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

На доске зашифровано слово — «абжурд» («дружба»)

— Что за слово зашифровано на доске? Чаще бывает крепкой, верной и долгой.

— Что же означает это слово? (Близкие отношения, основанные на взаимномдоверии, привязанности, общих интересах). Это определение по словарю Ожегова.

Игра №1. Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к этим понятиям дружба и друг. Попробуйте вспомнить слова с корнем -друж- и – друг-

(Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)

(на экране Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

— Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (Они все дружат)

Правильно, это друзья. Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

— Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (Тема нашего классного часа «Дружба»)

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С нею любая беда – не беда.

— Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

 С какой погодой ее можно сравнить? (выводы детей на доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

IV. Игра №2 «Найди себе подобного ». (предварительно на столы поставить картинку).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Детям даются маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. — Найдите «себе подобного» и сядьте вместе за столами. Не разговаривать.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

— займи место в любой группе.

V. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» —

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

И корчил рожи (что одно и тоже)

Пускай оно достанется врагу

VI. Игра№3 «Кто с кем дружит?»

— А сейчас поиграем. Перед вами разные герои, разные имена.

— Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

1. Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

4. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

6. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

7. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

8. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

— Дружите ли вы с животными, природой, книгами

— Ребята, послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные одноклассниками, и ответьте на вопрос : смогли бы вы дружить с такими людьми, как герои этих стихов и почему?

1. (ученик читает стихотворение)

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул

2. (ученик читает стихотворение)

Тронь её нечаянно – сразу: -Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, — слышен Сонин голос

Дома снова жалобы: — Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

3. (ученик читает стихотворение)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

— Так каким же должен быть настоящий друг? Какой должна быть настоящая дружба?

В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

— О дружбе придумано много пословиц.

— Что такое пословица? (Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.)

Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.(на листах — вторые половинки пословиц).

1. Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

2. Человек без друзей, что …..( дерево без корней).

3. Друга ищи, а нашёл …..(береги).

4. Дерево живёт корнями , а человек….(друзьями).

5. Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

6. Старый друг лучше… (новых двух).

7. Нет такого дружка, как … (родная матушка)

9. Дружба крепка не лестью,…( а правдой и честью).

10. Дружба как стекло:… (разобьешь — не сложишь)

11. Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).

12. Друг спорит, а враг … (поддакивает).

— Где вы встречали пословицы? — Какая подойдёт для вашего класса? Почему?

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?

В стенгазете, чуть не в каждой,

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

X. Инсценировка «Ни за то и ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

— Что же такое бескорыстная дружба? (Ответы учащихся)

— Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом крепкая дружба.

«ВЕРНАЯ РУКА» — каждой паре выдается три палки. Участники игры берут по одной палке в руки и с их помощью несут третью на определенное расстояние, держа палки параллельно полу

«КЛУБОК» — ребятам предлагается взять с двух концов веревку и смотать ее за минимальное время в клубок.

«ПАРНЫЙ БЕГ В МЕШКАХ» — ребятам предлагается получить мешки, залезть в них и по команде ведущего преодолеть расстояние от старта до финиша.

XI. Стихотворение «Дружба» — по ролям в масках.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.

– Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

– Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

XII. Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»

Ведь без дружбы с давних лет

— Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Сбор «цветика – семицветика». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.

Законы дружбы (записаны на лепестках)

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

Читайте также:  Голова болит в одном месте после алкоголя

5. Умей принять помощь, совет.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

10. Уважай друга и помогай другу.

11. Один за всех и все за одного.

12. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Какие законы вам уже были известны? — Какие для вас новые?

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Эти законы вы можете повесить в свой классный уголок.

Игра «Рука дружбы» (под музыку)

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

(Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки).На ладошке можно написать своё имя и пожелание другу)

Прикрепляем руки на доску.

В чём испытывали затруднения?

Игра «Ты мне нравишься» (Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Учитель берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Коля! Ты мне нравишься, потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет ). Каждый ребёнок говорит о том, чем ему нравится этот ученик, за что он хотел бы его поблагодарить.

— Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

— Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещай его по доброй воле,

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется, что эти строки стихотворения вам очень подойдут.

Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Верный: в счастье и в беде;

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Давайте друзья встанем в круг и сыграем в игру.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Другу справа руку ты пожми,

Тепло своей руки ему подари. (Дети поживают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней

И другу слева кивок подари. (Дети дарят кивок в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней

Той, что гласит «имей сто друзей»

Пусть растет наш Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.

3. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» —

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

И корчил рожи (что одно и тоже)

Пускай оно достанется врагу

4. (ученик читает стихотворение)

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой

5. (ученик читает стихотворение)

Тронь её нечаянно – сразу: -Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, — слышен Сонин голос

Дома снова жалобы: — Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики: — Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы — сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Верный: в счастье и в беде;

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

(ученик читает стихотворение)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

В стенгазете, чуть не в каждой,

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

стихотворение «Дружба» — по ролям в масках.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.

– Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

– Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Дружба дружок дружить друг подружиться дружелюбие дружелюбный дружественный содружество дружинаподруга дружищ

источник

Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке

И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Козленок.

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.

Флажок.

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.

Барабан.

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад:

Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!

Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!

Медвежонок — невежа.

Был сынок у маменьки —
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою —
В медведицу бурую.

Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.

Он упадет. — Ах, бедненький! —
Его жалеет мать. —
Умнее в заповеднике
Ребенка не сыскать!

Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелинный —
И грязной лапой в мед!

Мать твердит:
— Имей в виду —
Так нельзя хватать еду!
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шерстку языком.

Родители беседуют —
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому
И первым влез в берлогу —
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме:
— А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревет, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости —
Соседку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
— Ах, какая дура я —
Сынка избаловала!

Советоваться к мужу
Медведица пошла:
— Сынок-то наш все хуже,
Не ладятся дела!

Не знает он приличий —
Он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах!

Заравел в ответ медведь:
— Я причем тут, женка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!
Сынок — забота ваша,
На то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!

Отец сердито воя,
Отшлепал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)

А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
— Бить детей недопустимо!
У меня душа болит.

Нелады в семье
Медвежей —
А сынок
Растет невежей!

Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.

Игра в стадо

Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.

А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много —
Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы —
Мы собаки и коровы!

И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.

А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду!

Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях —
Дорожки.

— Я на солнышке
Лежала,
Руки кверху
Держала.
Вот они и загорели.

— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченый.

— Я на солнышке
Лежала,
Нос кверху
Держала.
Вот он и загорел.

— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка,
А зебра,
Ноги — как у негра.

— Я на солнышке
Лежала,
Пятки кверху
Держала.
Вот они и загорели.

— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы ее ототрем.

Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Царапалась,
Как кошка:
— Не трогайте
Ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые. —
А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слез:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый. —
А нос тоже отмылся.

Отмывали полосы —
Кричала громким
Голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые. —
А пятки тоже отмылись.

— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.

Я расту

Я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.

Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.

Идет борьба
За чистоту,
Я подметаю
И расту.

Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.

Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.

Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.

Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!

Я выросла

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я дарить пока не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарюю.

Зайка в витрине

Зайка сидит в витрине.
Он в серенькой рубашке из плюша.
Сделали серому зайке
Слишком большие уши.

В плюшевой шубке серой
Сидит он, прижавшись к раме.
Ну как тут казаться храбрым
С такими большими ушами?

Смешной цветок

Смешной цветок поставлен в вазу!
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги.

А почему такой он важный?
А потому, что он бумажный!

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

Ути-ути

Рано, рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.

Уж она их учит, учит!
— Вы плывите, ути-ути,
Плавно, в ряд.

Читайте также:  Скачет давление голова болит на погоду

Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.

— Плыви, плыви,
Утеныш,
Не бойся,
Не утонешь.

Катя

Мы целое утро
Возились с ростками,

Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,

А Катя ходила
С подругой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками.

Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,

А Катя сидела
В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:
— Я жду урожая.

Жил на свете самосвал

Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: — Кто там? —
Самосвал ответил так:
— Я привез отличный шлак.

Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал.
Говорит:- Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
У меня помята рама!

-Алексей! — сказала мама.-
Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему?
Лет шесть!

Самосвал сигналит громко:
— У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
— Хорошо, — сказала мама, —
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать!
Что ж, пришлось Алешей стать!

Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.

Мы не заметили жука

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Откроем раму!

Башмаки

Брату впору башмаки:
Не малы, не велики.
Их надели на Андрюшку,
Но ни с места он пока —
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком, с расстановкой
Занимается обновкой:
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!

Дело было в январе

Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат —

Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.

Сто одежек

Лиф на байке,три фуфайки,
На подкладке платьице.

Шарф на шее, шаль большая,
Что за шарик катится?
Сто одежек, сто застежек.
Слова вымолвить не может.

«Так меня закутали,
Что не знаю, тут ли я?»

Чудеса

— Чудеса! — сказала Люба.-
Шуба длинная была.
В сундуке лежала шуба,
Стала шуба мне мала.

Погремушка

Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается звон?

Машенька

Кто, кто
В этой комнате живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.

Здесь не комната большая –
Здесь огромная страна,
Два дивана-великана,
Вот зеленая поляна –
Это коврик у окна.

Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»

Она дошла до стула,
Немножко отдохнула,
Постояла у стола
И опять вперед пошла.

Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка –
Ей скоро пол годочка.

Она лежит не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб у нас она спала,
Снимем лампу со стола.

Уехали

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он даже не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Сонечка

Тронь ее нечаянно –
Сразу: -Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!

— Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:
— Голова болит.
Я бы полежала бы –
Мама не велит.

Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько выйдет в год?

Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

Болтунья

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок.»

Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано –
Чтенье и грамматика.
Я сижу гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски»
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

источник

Если «Неясная голова», «Мутная голова» — ощущение, с которым Вы встаете и ложитесь, и если к этому добавляются повышенная раздражительность, утомляемость и плохой сон – скорее всего, речь идет об астено-невротическом синдроме.

Основные симптомы: Очень многие жалуются на «туман в голове», «голова как ватная», «неясная голова» и тому подобные симптомы.

Если Вы замечаете у себя переутомляемость, нарушение сна, постоянную раздражительность, то, возможно у Вас расстройство психики, называемое астено-невротическим синдромом.

Распространенность: Это заболевание является одной из самых распространенных «болезней цивилизации». Его часто называют «гриппом менеджеров».

Заболеванию подвержены люди образованные, преуспевающие. Наиболее характерный возраст – от 20 до 40 лет. Это предприниматели, менеджеры, врачи, преподаватели. В особой группе риска люди, работа которых связана с повышенной ответственностью, например, авиадиспетчеры.

В прошлом астено-невротический синдром называли «нервным истощением»

Также в группе риска творческие личности.

Причины возникновения: Основные причины возникновения — стрессы, длительное нервное возбуждение, хроническая нехватка сна, постоянное переутомление. Также факторами, способствующим возникновению астено-невротического синдрома являются перенесенные заболевания, в том числе простудные, некоторые вирусы, отравления, плохая экологическая обстановка.

Схожая симптоматика: Какие же заболевания могут проявляться, как «голова, как в тумане», плохим сном, слабостью и раздражительностью, кроме неврастении? В первую очередь это астенические состояния при начинающихся тяжелых болезнях. Во вторую – маскированные депрессии, которые в начале легко можно спутать с астено-невротическим синдромом. И синдром хронической усталости может проявляться похожим образом.

Так что правильный диагноз может поставить только врач-психотерапевт или психиатр. Для постановки диагноза обычно используется профессиональная психологическая диагностика (психотесты), которую можно пройти самостоятельно (по этой ссылке).

Как развивается заболевание: Синдром возникает постепенно, при сочетании эмоционального и физического перенапряжения, постоянной усталости. Чаще всего у заболевающих возникают жалобы на упадок сил, общую слабость, повышенную раздражительность, «туман» в голове, невозможность справляться с обычными объемами работы.

Если человек продолжает и дальше подвергаться стрессу и не обращается за медицинской помощью, состояние его ухудшается – к обычному набору жалоб на «ватную» голову присоединяется слезливость, жалобы на сердце, туман в голове. Усиливается раздражительность до крайней степени, но раздражение быстро сменяется слабостью. Сон обычно нестоек, не приносит чувства отдыха, после сна голова «как ватная». Ухудшается аппетит, могут беспокоить запоры или поносы.Снижается сексуальное влечение как у мужчин, так и у женщин. Состояние ухудшается перед переменой погоды (так называемая «метеочувствительность»). При отсутствии лечения на этой стадии, далее присоединяются апатия, вялость, выраженная слабость и стойкое снижение настроения. Интерес к жизни снижается, больной думает только о своем болезненном состоянии, о своей «неясной» голове.

Отсутствие лечения может привести к возникновению психотических расстройств.

Лечение: Перспективы лечения положительные, обычно психотерапевтические методы дают прекрасный результат вплоть до полного излечения. В тяжелых случаях используют сочетание психотерапии с психофармакотерапией.

Самолечение обычно ухудшает состояние и приводит к прогрессу заболевания.

На начальном этапе заболевания врачу-психотерапевту для постановки правильного диагноза нужно исключить все болезни, при которых проявляются сходные симптомы, ведь чем точнее диагноз – тем успешнее будет проводимое лечение.

Различные заболевания со схожей симптоматикой необходимо лечить по-разному. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться у психотерапевта. Хороший психотерапевт подбирает терапию, соответствующую конкретным проявлениям заболевания и индивидуальных особенностей каждого пациента.

Астено-невротический синдром является одной из самых распространенных «болезней цивилизации». Его часто называют «гриппом менеджеров».

Лечение синдрома зависит от выраженности болезненной симптоматики, однако в первую очередь направлено на устранение психотравмирующих факторов. Необходимо снизить как психическую, так и физическую нагрузки. Это является самым главным условием лечения, без таких мероприятий победить болезнь не удастся. На ранних этапах развития болезни нормализации ритма жизни, устранения стресса и психотерапии может быть достаточно для существенного улучшения состояния здоровья. И, конечно, на этой стадии очень хороший эффект дают методы психотерапии, не использующие препаратов – когнитивно-поведенческая, психоанализ, очень эффективны методы групповой психотерапии.

В любом случае, необходимо обратиться к психотерапевту.

В более запущенных случаях может потребоваться дополнительная психофармакотерапия. Применяют общеукрепляющие препараты, транквилизаторы, при необходимости снотворные средства и антидепрессанты. Психотерапия также активно используется в лечении запущенного астено-невротического синдрома.

Первым показателем улучшения состояния является нормализация сна и исчезновение ощущения «тумана» в голове. При вовремя назначенном лечении проблему обычно удается победить полностью, однако, если напряженная обстановка и стрессы на работе и в личной жизни продолжают сохраняться, возможны различные осложнения.

Терминология и другие наименования: В прошлом астено-невротический синдром вместе с заболеваниями сходной симптоматики называли «нервным истощением».

В современной психиатрии чаще используется термин «неврастения» для обозначения нервно-астенического синдрома (синонимы). В бытовом смысле обычно неврастения воспринимается, как состояние болезненно-нервное, неуравновешенное, характерное для безвольных людей, легко поддающихся различным влияниям и настроениям, находящихся в состоянии острого душевного кризиса. А в медицинском смысле это — состояние подавленности, раздражительности, «неясной головы».

источник

Этой проблемой сложно кого-нибудь удивить — по статистике ВОЗ, хотя бы раз в год голова трещит у 75% землян в возрасте от 18 до 65 лет. Как правило, болевые ощущения в твоей черепной коробке вызваны банальными факторами: похмельем, генетической предрасположенностью к мигреням, гипертонией и остеохондрозом шейного отдела позвоночника. Но есть и такие причины, которые застанут любого врасплох.

Чаще всего головная боль возникает из-за повышения кровяного давления в черепной коробке. Например, так. Ты закашлялся, из-за этих спазмов выросло давление в брюшной полости, затем процесс дошел до черепа; сосуды сильнее обычного надавили на окружающие ткани, нервные окончания зафиксировали боль. При кашле, чихе и смехе ты напрягаешься как-то сразу, поэтому и боль из-за них резкая, словно раскалывающая череп на части. Что происходит, когда ты тужишься в сортире, тоже понятно. Стремительно такие дела не делают, поэтому боль нарастает постепенно.

Как себе помочь Не пугайся и не хорони себя раньше времени. Как утверждают специалисты медицинского центра «Мейо Клиник» (США), головная боль, которую вызывают именно кашель, смех, чих или запор, а не другие более страшные причины, обычно проходит за полчаса. Первый раз испытал новые ощущения, кашлянув? Не расслабляйся, такие приступы, как правило, повторяются еще несколько раз в течение недели-двух, а потом исчезают на год или дольше. Если события развиваются по приведенному выше сценарию, твоему здоровью ничто не угрожает. Почему боль пришла, почему потом ушла? Врачи ответить не могут: не патология — и ладно.

Но стоит разволноваться, если головная боль, вызванная заливистым смехом и т.п., мучает тебя по другой схеме: например, больше получаса, дольше одной-двух недель, каждый день, вызывает тошноту, потерю сознания или оставляет после себя чувство недомогания. Запишись к невропатологу, возможно, сосуды давят уже не на здоровые ткани, а на аневризму, опухоль или дефект червя мозжечка.

Экстренная помощь при головной боли из-за запора — это пара столовых ложек касторки или какое-нибудь другое слабительное средство. А вообще, тебе давно пора налегать на улучшающие пищеварение грубые растительные волокна, которых много в овощах, фруктах и изделиях из муки грубого помола. Кроме того, вари свою гущу пожиже — пей не меньше 2 л воды в день.

Представляешь, ты на пороге оргазма, и тут у тебя начинает болеть голова. Бывает и такое, правда, довольно редко — согласно исследованию Университета Копенгагена, всего у 1% мужчин. Боль может нарастать постепенно по мере того, как ты все больше возбуждаешься, или резко включаться, когда ты готов произвести финальный залп. Этот синдром носит название «коитальная цефалгия», механизм воздействия на рецепторы такой же, как в предыдущем пункте: внутри черепа повышается давление. Однако причина другая — скачок стрелки манометра вызывает одновременное расширение сосудов головы и сильное сокращение мышц шеи (именно так твое тело готовится к оргазму). Почему у одних эта реакция организма вызывает головную боль, а у других нет — точно не установлено. Но ученые заметили, что у тех, кто балует себя виагрой, вероятность развития коитальной цефалгии выше, чем у тех, кто возбуждается по старинке.

Читайте также:  Если болит голова от хлорки

Как себе помочь Допустим, у тебя начала болеть голова во время полового акта. Твоя главная задача — не паниковать. Акт тоже прерывать не обязательно, но меры предосторожности стоит предпринять — по симптомам на коитальную цефалгию похожа внутричерепная аневризма, которую лучше не перенапрягать. Специалисты Всеиндийского института медицинских наук советуют тебе сделать так: смени активную роль на пассивную — ляг на спину и просто наблюдай, как на тебе потеет партнерша. Если головную боль вызывает только реакция твоего тела на приближающийся оргазм, она (головная боль) помучает тебя еще несколько дней и пройдет сама собой. Если не прошла за неделю, воздержись от секса на месяц. После перерыва опять болит голова? Иди к невропатологу искать аневризму или еще чего похуже.

Решил в субботу поспать подольше и проснулся с головной болью? Если в будни ты регулярно начинаешь утро ведерком крепкого кофе, то, возможно, ты заработал кофеиновую зависимость. Голова в это прекрасное утро у тебя трещит, потому что ты вовремя не закинул в топку дозу. Год назад синдром отмены кофеина получил в США официальный статус: его включили в «Диагностическое и статистическое руководство по заболеваниям психики Американской ассоциации психиатров».

Как себе помочь Сокращай потребление кофе, причем лучше делать это постепенно. «Если пьешь три чашки в день, начни выпивать по две с половиной», — советует Мэтью Робинс, директор медицинского центра «Монтефиоре» (США). В качестве дополнительного стимула завязать прими к сведению: ученые из Американской ассоциации психиатров утверждают, что головная боль — это не самое страшное, чем тебе угрожает кофеиновая ломка. В список симптомов также входят тахикардия, бессонница, спутанность речи и мыслей.

Подход, еще подход, и тут тебя настигает головная боль. «Причиной может быть резкий рост выработки гормонов надпочечниками из-за интенсивной нагрузки», — объясняет Мэтью Робинс. На нашем с тобой бытовом языке это значит, что твои надпочечники в ответ на стрессовую нагрузку выбрасывают в кровь много адреналина, который, в свою очередь, повышае­т твое артериальное давление, а вслед за ним растет и давление в твоей голове. У атлетов такое случается, когда они либо забывают про разминку, либо делают ее небрежно.

Как себе помочь Посвяти растяжке и/или пробежке не меньше 10 минут перед основной тренировкой. Если ты, выполняя упражнение и постепенно повышая нагрузку (например, увеличивая угол наклона беговой дорожки), в какой-то момент почувствуешь приближение головной боли — прекращай усложнять задачу, занимайся на этом уровне. В следующий раз порог можно будет немного увеличить.

Ура, ты решил все проблемы! Однако наградой за триумф может стать головная боль, особенно если недавний стресс был длительным — например, ты неделю пытался сдать авансовый отчет на работе. Дело в том, что вырабатывающийся в твоем организме при экстремальных обстоятельствах гормон кортизол только поначалу обладает болеутоляющим действием. Если стресс затягивается, чувствительность болевых рецепторов наоборот обостряется — у твоего организма довольно быстро заканчивается запас собственных анестетиков. Естественно, нервная система не может восстановиться мгновенно после завершения стресса, и поэтому в этот период ты больше подвержен всевозможным болям, в том числе и головным. Вот исследование, опубликованное в журнале Neurology: если ты только что выкарабкался из нервной ситуации, в ближайшие 6 часов вероятность того, что у тебя начнет раскалываться жбан, возрастает в 5 раз.

Как себе помочь Самый простой способ избежать отходняка после стресса — не испытывать стресс. Как это делать с помощью тренировок, сна и дыхательной гимнастики, мы уже неоднократно писали — поройся в архиве на Mhealth.ru.

Вот еще одна причина избавиться от «спасательного круга» на талии: ученые из Университета Джона Хопкинса (США) обнаружили, что у толстяков голова болит в два раза чаще, чем у тех, кто поддерживает вес в норме. Лишние килограммы приводят к развитию вялотекущих воспалительных процессов в твоем организме. В том числе в твоей голове.

источник

Очередная публикация врача-невролога, кандидата медицинских наук, остеопата и руководителя спа-направления клиники Luciano Иванова Александра посвящена проблеме головной боли. Оказывается, мигренью страдает каждый десятый человек на планете. От нее мучились Юлий Цезарь, Фридрих Ницше, Карл Маркс и Альфред Нобель. Так действительно ли головная боль — это своего рода плата за успех, который сопутствует человеку в жизни?

СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Тема головной боли всегда была для меня близка и интересна, поскольку я сам до недавнего времени мучился ужасной мигренью. Может быть, именно это предопределило мой профессиональный путь — я изучал неврологию, моя кандидатская диссертация была посвящена вопросам профилактики головной боли у студентов, а сейчас продолжаю развиваться в области интересной науки — остеопатии, которая весьма эффективна в лечении головной боли.

Головная боль «рядится во многие одежды», ее проявления многообразны. Почему у людей болит голова? Сложный вопрос. Наш мозг лишен болевых рецепторов — спинальных нервных окончаний, которые воспринимают боль. Рецепторы находятся в твердой мозговой оболочке, сосудах и в мягких тканях, покрывающих череп (мышцы, фасции, сухожилия и кожа). Раздражение этих рецепторов при патологии, например инфекционном заболевании, связано с отеком и повышением внутричерепного давления. Но так бывает не всегда. Иногда врачи не находят никаких серьезных заболеваний, но голова болит. В чем тогда причина? Почему болит голова, а не рука или нога? Получается, у головы есть такая «привилегия» — болеть?

Голова — это прежде всего мозг, сложный компьютер, определяющий наше сознание, эмоции и интеллект. Связь эмоций и головной боли очевидна. Не случайно в нашей речи есть такие устойчивые фразеологические обороты, как «у меня от этого голова болит», «это моя головная боль» (это вызывает у меня беспокойство), «повесить голову» (расстроиться). То есть эмоции могут стать причиной головной боли напряжения — самой частой разновидности первичной головной боли.

ОБРУЧ, СЖИМАЮЩИЙ ГОЛОВУ

Головную боль напряжения можно назвать главной, потому что она встречается чаще всего. Наверное, на планете Земля нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не испытал на себе кратковременной головной боли напряжения. Это нудная, постоянная головная боль, давящая или сжимающая голову, как обруч, которая может продолжаться днями или даже неделями, снижая качество жизни человека. Головная боль напряжения непосредственно связана с психологическим состоянием человека и постоянным спутником цивилизованной жизни — стрессом. Хронический стресс приводит к перенапряжению мышц шеи и головы (смотрите мою статью о причинах стресса). Страдают такой головной болью чаще всего работники умственного труда: руководители, офисные работники, бухгалтеры, педагоги, врачи.

Приведу пример из своей практики. Ко мне обратилась с жалобами на головную боль молодая девушка, которая приехала из районного центра в Казань. Она закончила бухгалтерские курсы и устроилась на хорошо оплачиваемую работу. Поначалу ей все нравилось, однако вскоре работа стала скучной, монотонной, приходилось много времени проводить за компьютером, не оставалось времени на личную жизнь. Постоянный стресс и неудовлетворенность условиями жизни привели к появлению давящей, сжимающей боли в области лба, виска и затылка. Боль возникала сначала лишь в конце рабочего дня, но через месяц переросла в постоянную. Она стала ощущать ее как «железную шапку». Лекарственные препараты давали только временное облегчение. Наша совместная работа с психологом помогла решить ее проблему.

Рисунок 1

МИГРЕНЬ — АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Все слышали про мигрень, каждый имеет собственное представление об этой болезни. Для кого-то это слово вызывает из памяти литературный образ, описанный Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»: «Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы». В классических произведениях XIX века мигрень представляется болезнью аристократов (возможно, из-за их тонкого душевного строения, а может быть, просто потому, что они могли себе это позволить?). Для кого-то мигрень ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда в доме все ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтобы ничем не беспокоить маму, которая лежит с головной болью в комнате с плотно зашторенными окнами. Или же мы можем вспомнить коллегу по работе, который внезапно отпрашивался и уходил домой по причине сильной головной боли. Очевидно одно: мигрень — проблема не только того человека, который ею страдает, но и всего его окружения.

По медицинской статистике, каждый десятый человек на планете страдает мигренью, однако к врачу за помощью обращаются не все. В зоне риска чаще всего молодые женщины. Для мигрени характерны преимущественно односторонние головные боли, чаще в области виска, лба и глаза. Мигрень проявляется приступами головной боли, которые периодически наступают и снижают качество жизни больного, в остальные периоды жизни человек имеет хорошее самочувствие. Мигрень многолика. Как правило, в 80% случаев помимо сильной головной боли она может сопровождаться тошнотой, рвотой, непереносимостью запахов, звуков, света, сонливостью и усилением боли при движениях. В возникновении мигрени важную роль играет наследственность. Если оба родителя страдают мигренью, есть высокая вероятность (до 90%) развития заболевания у ребенка. Факторы, провоцирующие мигрень, можно увидеть на рис. 1.

Известно, что многие выдающиеся исторические личности страдали от мигрени — Юлий Цезарь, Льиюс Кэрролл, Фридрих Ницше, Эммануил Кант, Фредерик Шопен, Чарльз Дарвин, Карл Маркс, Петр Чайковский, Альфред Нобель, Лев Толстой и другие. Считается, что головная боль у таких людей — это своего рода плата за успех, который им сопутствует в жизни. Однако в возникновении у гениальных людей головной боли нет ничего удивительного, т. к. в основном мигренью страдают люди с активной жизненной позицией, амбициозные и целеустремленные. Наличие мигрени не является признаком гениальности или таланта, поскольку процент заболеваний мигренью среди одаренных и обыкновенных людей одинаков.

МЕТАФИЗИКА ГОЛОВНОЙ БОЛИ

В плане психосоматики наличие головной боли часто связывают с низкой самооценкой и чувством вины перед окружающими, а также с предъявлением к себе завышенных требований. Человек как бы «бьет» сам себя по голове упреками. Невольно в речи таких пациентов можно услышать фразы типа «надоело ломать голову над этой проблемой», «я потерял голову», «я не могу прыгнуть выше своей головы» и тому подобное. Проблема головной боли часто возникает у людей конституции огня и металла (по восточной медицине), то есть у людей амбициозных, лидеров по природе, которые бояться что-то возглавить, руководить. Проявление упрямства, твердолобости по отношению к событиям в жизни может проводить к головным болям в области лба.

Мигрень часто возникает у людей, которые не дают себе возможность быть самими собой. Такие пациенты занимаются работой или учебой не по душе. Например, ребенок хочет стать музыкантом, а родители направляют его в экономический институт.

При лечении головной боли важно, чтобы человек осознал свою психологическую проблему и внутренне с ней поработал. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью психолога. Я рекомендую как метод осознания проблемы написать самому себе «терапевтическое» письмо с подробным изложением сложившейся ситуации. Описание проблемы в письменном виде, обдумывание содержимого письма порой наталкивает на хорошие мысли. Незаметно начинаются внутренние метаморфозы, которые приводят к разрешению ситуации.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ. К КАКОМУ ВРАЧУ ИДТИ?

Многие из нас самостоятельно справляются с головной болью, принимая доступные лекарства. Но есть ситуации, когда обратиться к врачу просто необходимо. Запишитесь на прием к неврологу, если головная боль сопровождается тошнотой, рвотой, светобоязнью и звукобоязнью, не снимается лекарственными препаратами, участились приступы и их продолжительность, если головная боль мешает выполнять профессиональные и иные обязанности и если она возникла после травмы головы. Выявить причину, поставить диагноз и назначить адекватное лечение может только квалифицированный врач.

К какому врачу обращаться при головной боли? Проблемой головной боли обычно занимается невролог, и обращаться логичнее к нему. Он проведет осмотр и при необходимости назначит дополнительные методы исследования. При помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) врач может увидеть нарушения строения тканей мозга, его оболочек, черепа и даже отдельных сосудов. В некоторых случаях назначают ультразвуковое допплерографическое исследование (УЗДГ) сосудов шеи и головы. При помощи УЗДГ врач может оценить скорость тока крови по отдельным сосудам. Есть и функциональные методы оценки работы головного мозга — например электроэнцефалография (ЭЭГ), то есть исследование, которое позволяет оценить работу головного мозга по его биотокам. Работа спинного мозга и его корешков оценивается с помощью нейромиографии.

В некоторых случаях для уточнения диагноза и выявления первопричины неврологу могут потребоваться дополнительные консультации терапевта или других узких специалистов, например кардиолога, ЛОР-врача, офтальмолога, стоматолога, остеопата и даже психотерапевта.

Кардиолог обследует сердечно-сосудистую систему, измерит артериальное давление, назначит электрокардиографию (ЭКГ) для оценки функционального состояния сердца. Повышенное артериальное давление (гипертония) или, наоборот, низкое артериальное давление (гипотония) может быть причиной головной боли. При гипертонии головные боли, как правило, носят пульсирующий характер, локализованы в области затылка и при нормализации давления обычно проходят. Бесполезно лечить головную боль анальгетиками, когда ее причина в повышенном артериальном давлении! Соответственно, задача кардиолога — лечить в первую очередь гипертонию.

Врач-офтальмолог исключит влияние со стороны зрительного аппарата. При глаукоме могут быть головные боли в лобно-височной области. Такая головная боль может сопровождаться тошнотой. Кроме того, головную боль могут провоцировать неправильно подобранная оптика и некоторые другие офтальмологические заболевания (увеит, аметропия). На приеме врач проведет полное офтальмологическое обследование при необходимости назначит КТ- или МРТ-диагностику.

При осмотре ЛОР-врач исключит свою патологию. При головной боли в области виска или лба, а также при наличии выделений из полости носа, снижении слуха или обоняния проблема может быть в пазухах (гайморит, синусит, фронтит).

При проблемах зубочелюстной системы, неправильном прикусе или после манипуляции на зубах (лечение, протезирование) вероятно появление болей в области виска и затылка, поэтому может потребоваться консультация стоматолога с соответствующим лечением.

Врач-психотерапевт (клинический психолог) поможет выявить психосоматические причины головной боли — повышенную тревожность, апатию, депрессию. Он научит справляться с ними, например, с помощью методов аутотренинга или арт-терапии. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозная терапия.

Участие врача-остеопата рекомендуется в лечении головной боли практически любого происхождения. Врач проводит остеопатическое обследование, которое заключается в пальпации (выполняется с помощью чувствительных рук врача) и выявлении зон ограничений в области швов черепа, подвижности позвонков, напряжении мышц и их оболочек. Остеопат может расслабить глубокие мышцы и фасции, улучшить венозный отток из полости черепа, восстановить биомеханику движения костей черепа, позвоночника, улучшить приток крови к головному мозгу, тем самым устранив первопричину головной боли или облегчив процесс лечения другим врачам. Остеопатия эффективна при лечении и профилактике как головных болей напряжения, так и мигрени.

Александр Иванов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

источник