Меню Рубрики

Болит голова не могу учиться

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Я не глупая девушка, всегда старалась хорошо учиться, но учеба мне давалась тяжело. Каждый день почему-то переутомление, болит голова, особенно если контрольные-экзамены. Я даже не знаю,как это описать. И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли, и еще болела голова в компании на мероприятиях,где много людей,и надо «держать лицо» и напрягаться правильно себя вести. Наверно у меня внутричерепное давление или со здоровьем что-то не так. Я спросила маму, она сказала, что у нее в школе тоже голова от учебы болела. Что это за симптомы?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

почему у всех баб постоянно болит голова?

»И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли»-вы донор, а они энергетические вампиры.

У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

У меня еще пониженное давление и железа не хватает, гемоглобин в крови 111.Хотя способности есть.

Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

научитесь не распыляться а быть внутри себя когда разговариваеет с другими людьми. Концентрируйте больше на себя. о себе . Тогда Ваша голова не будет болеть. ф Всегда концетрируйтеьс только на своем и на сбе внутри. А осталные это дргуие . которые просто переманимают ваше ценное внимание.

Спасибо,Гость! Вы правы, незря говорят, все болезни от нервов.

Походите на массаж воротниковой зоны, помогает при головных болях

Спасибо. Буду иметь в виду. не знала

Съешьте шоколадку и выйдете погуляйте на 15 мин . Вернетесь будете хорошо себя чувствовать.

У меня, когда я в институт поступила часто голова болела, особенно перед сессией, собраться никак не могла с силами, посоветовали нобен пропить, пропила курс, как раз перед сессией и мне стало лучше, сразу всё по полочкам стало в голове, боли головные прошли.

Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

Читайте также:  Болит шея и отдает в голову как будто голова не моя

Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

Были у меня головные боли и плохое самочувствие, я сначала думала, что со временем само это всё прекратиться, но так и не становилось лучше и я пошла к врачу. Врач выписал вызобрал, он улучшает мозговое кровообращение и вообще полезен для сосудов головы. Мне помог прекрасно, прекратились головные боли,я стала чувствовать себя бодрей и подъём сил прям такой, больше не устаю так сильно.

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

«Может, но не хочет» — как часто это слышат от учителей родители тех детей, кому учиться, неохота, попросту говоря. На эту тему сломано уже немало копий. Сегодня мы рассмотрим несколько иную ситуацию — когда ребенок учиться хочет, но по разным причинам не может достичь высоких результатов. И начнем с неврологических проблем.

Мы поговорили на эту тему с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской неврологии КГМА Владимиром Федоровичем Прусаковым.

— Какие неврологические проблемы сегодня чаще всего мешают ребенку хорошо учиться?

— Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

Но если говорить о школьном возрасте, то одна из самых больших проблем детской неврологии — головные боли. И причин у них может быть множество.

Сегодня ребенок часто попадает к неврологу, когда заболевание переходит в стадию хронического или после того, как родители, наслушавшись различных рекомендаций, занимались самолечением. Это все очень усугубляет ситуацию.

Любой хронический недуг снижает школьную успеваемость. Ясно одно — если у ребенка часто болит голова, учиться нормально он не сможет. Сейчас стали много говорить об инсультах у детей. Раньше этой катастрофы у детей не случалось в принципе. Но предстадией инсульта в числе прочих могут быть головные боли.

Дети, страдающие различными нарушениями вегетативной нервной системы, подчас даже вынуждены переводиться на домашний тип обучения, и, согласитесь, полноценной такую форму образования не назовешь. Ребенок получает только необходимый минимум.

Вегетативные дисфункции у детей выражаются головными болями, головокружением, слабостью, которая не покидает ребенка на протяжении суток, высокой степенью потливости, состоянием, близким к обморочному, температурными дисфункциями.

Еще одной проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов.

При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию. Она очень тонкая.

Далее следует сказать об эпилепсии. Конечно, сама эпилепсия сказывается и на всем спектре когнитивных функций, и на психологическом состоянии ребенка. Только представьте, подросток утром идет в школу и все мысли его направлены на то, случится у него сегодня приступ или нет.

Такие дети стараются держаться обособленно от каких-либо развлекательных, внеклассных мероприятий, чтобы избежать публичного проявления болезни.

Ребенок чувствует, что любая стрессовая ситуация может его спровоцировать. Были случаи, когда у ребенка, больного эпилепсией, который стоит у доски, развивался судорожный припадок. Кроме того, эпилепсия лечится препаратами, которые могут вызывать сонливость, заторможенность, затруднение мыслительной функции, сводятся к минимуму абстракция и логическое мышление.

— О чем говорят детские тики?

— Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

Если говорить о школьниках, то в настоящее время и сама школа колоссально увеличивает нервную нагрузку и уровень тревожности ребенка.

И к тому моменту, когда ребенок становится абитуриентом, его психический и эмоциональный ресурс практически исчерпан, сил не остается.

Обстановка безусловно накаляется, причем в самой психологически уязвимой среде — подростки.

У спортсменов при неправильном распределении нагрузки возможен синдром хронической усталости, когда от него требуется бежать марафонскую дистанцию, а он встает и не может сделать даже шага. Кончился запас прочности. А сегодня мы видим, как в четвертом классе родители описывают данное состояние у своих детей. После школы, репетиторства он приходит домой и, зная уже пройденный материал, не может сообразить элементарных вещей.

Безусловно, сейчас время требует получения образования. Но его важно построить так, чтобы дети не срывались, ни физически, ни психологически.

источник

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

Если вы не нашли нужной информации среди ответов на этот вопрос , или же ваша проблема немного отличается от представленной, попробуйте задать дополнительный вопрос врачу на этой же странице, если он будет по теме основного вопроса. Вы также можете задать новый вопрос , и через некоторое время наши врачи на него ответят. Это бесплатно. Также можете поискать нужную информацию в похожих вопросах на этой странице или через страницу поиска по сайту . Мы будем очень благодарны, если Вы порекомендуете нас своим друзьям в социальных сетях .

Медпортал 03online.com осуществляет медконсультации в режиме переписки с врачами на сайте. Здесь вы получаете ответы от реальных практикующих специалистов в своей области. В настоящий момент на сайте можно получить консультацию по 45 направлениям: аллерголога , венеролога , гастроэнтеролога , гематолога , генетика , гинеколога , гомеопата , дерматолога , детского гинеколога , детского невролога , детского хирурга , детского эндокринолога , диетолога , иммунолога , инфекциониста , кардиолога , косметолога , логопеда , лора , маммолога , медицинского юриста , нарколога , невропатолога , нейрохирурга , нефролога , онколога , онкоуролога , ортопеда-травматолога , офтальмолога , педиатра , пластического хирурга , проктолога , психиатра , психолога , пульмонолога , ревматолога , сексолога-андролога , стоматолога , уролога , фармацевта , фитотерапевта , флеболога , хирурга , эндокринолога .

Мы отвечаем на 95.43% вопросов.

Многие думают. что головная боль #8212; это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети. особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга. на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника. к мануальному терапевту.

Одна из причин #8212; нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода . При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого #8212; головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Другая причина #8212; вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль #8212; это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника. из-за усиленных занятий в школе, недосыпания #8212; то есть как следствие #171;усталости мозга#187;.

Третья причина #8212; последствия травм и ранений черепа и головного мозга. когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие #8212; головные боли.

Четвертая причина #8212; очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах. рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда #8212; к счастью, все-таки чаще #8212; эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора #171;стреляет#187; высокочастотным альфа#8212; и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие #8212; головную боль, снижение памяти. усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна #171;висеть#187; над книгой, расстояние до книги #8212; не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к #171;усталости глаз #187;, которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки #8212; проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста .
Читайте также:  Болит зуб опасно для головы

Как избежать осложнений при ссадинах и порезах

Дети обожают бегать, кататься на велосипеде и лазать по деревьям. Это служит нескончаемым источником ссадин и царапин, причем часто они загрязнены и легко нагнаиваются. Такую неприятность можно легко предотвратить.

Просто Знаток (406), на голосовании 2 года назад

Что делать, каждый день голова болит, приду после школы-болит. Тяжесть в голове какая-то? Вечером тоже болит и буквально трудно переносится любой звук. Что делать?

Голосование за лучший ответ

Р К Искусственный Интеллект (221486) 2 года назад

идти к врачу неврологу на обследование

Stas Stepanov Гуру (2897) 2 года назад

голова болит или от наличия токсинов, или от нехватки глюкозы или кислорода, соответственно — больше пей, чтобы выводить токсины, померь давление чтобы исключить нехватку кислорода, и поешь сладкого чтобы получить глюкозу

Кстати если болит именно после учебы — скорее всего нехватка глюкозы, ибо во время умственной деятельности она быстро тратиться, попей сладкого чая, съешь конфетку, если не поможет — подумай может полнуешься в школе, переживаешь — тогда возможно сужаются сосуды и от этого болит, если не то не другое и не третье — попробуй купить глицин в аптеке, порошковый лучше — это обычная аминокислота, из которой состоит на 70 процентов интима сосудов, и она больше всего требуется для мозга, возможно ее не хватает, если и это не поможет дня за 2-3 — обратись к врачу, не затягивай, постарайся добиться направления на МРТ чтоб исключить органические причины

александр калинин Гуру (4302) 2 года назад

зря выходила замуж. А если болят руки и зубы тогда вообще хана! сочувствую !

Liona-STRO Искусственный Интеллект (179976) 2 года назад

После школы? У меня после школы тоже всегда болела. Очень много нужно в нее вобрать. В голову. Попробуйте найти занятие для души. И голова отдохнет.

Лариса Мастер (1908) 2 года назад

Лучше пойди к врачу. Он и назначит тебе лекарство.

Оксана Гуру (2796) 2 года назад

Возможно вегето-сосудистая дистония, все лечится, но запускать не стоит, на прием к врачу и лечим.

АнтиПсихоВирус Оракул (64466) 2 года назад

Физические проявления
Приведенное ниже объяснение относится только к обычной головной боли. При более серьезных проблемах или мигрени см. соответствующую статью.

Эмоциональные причины
Как сказано в статье МИГРЕНЬ, голова непосредственно связана с ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ человека. Таким образом, боль в голове (особенно в ее верхней части) говорит о том, что человек бьет сам себя по голове — упреками и низкой оценкой. Он винит себя во всех существующих человеческих недостатках, осо6енно глупости, и предъявляет к себе повышенные требования.

Он говорит или думает примерно следующее;

* У меня от сего трещит голова.

* Надоело ломать над этим голову.

* Это мне свалилось как снег на голову.

* Я не могу прыгнуть выше моей головы.

Он недооценивает и изводит себя самоуничижением. Ежели человеку кажется, что у него раскалывается голова, он слишком долго носит все в себе из страха стать объектом чьей-то критики. Возможно также, что сей человек не может примириться с собой, так как совершил что-то очертя голову. Он винит себя в неосмотрительности, неблагоразумии. Проблемы с головой могут возникнуть у лидера, если он боится что-то возглавить, идти впереди, руководить.

Боль в голове, особенно во лбу, является признаком того, что человек перенапрягается, стараясь понять все. Он должен дать своему интеллекту время, так как для синтеза и понимания необходимо иметь какой-то минимальный объем исходной информации.

Ментальные причины
Голова содержит в себе органы четырех из пяти чувств и является очень важной частью тела. Боль в ней мешает тебе видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и говорить то, что отвечает твоим истинным потребностям — то есть в конечном итоге быть самим собой. Ты должен восстановить контакт со своим истинным Я, то есть стать самим собой. Не следует заставлять себя БЫТЬ таким, каким, по твоему мнению, тебя хотят видеть окружающие. Никто в этом мире не способен оправдать все ожидания окружающих.

Проявляя твердолобость по отношению к другим, ты в то же время мешаешь себе быть самим собой. Ты причиняешь себе боль, продолжая веровать, что твердолобость приносит тебе пользу. Твое тело также хочет, чтобы ты не напрягал так свой ум, не старался понять все на свете. Ежели ты часто используешь одну или даже несколько из приведенных выше фраз, пойми, что тебе вредит страх, который прячется за ними.

Духовные причины и устранение

Для того чтобы понять духовные причины, которые препятствуют удовлетворению важной потребности твоего искренного Я, задай себе вопросы, приведенные в материале монадаотерапия. Ответы на эти вопросы позволят тебе, не только более точно определить истинную причину твоей физической проблемы, но и устранить её.

Источник: Cлушай своё тело твоего лучшего друга на земле

Если ребенок очень невнимательный в школе, достаточно быстро забывает прочитанный материал, плохо учится в школе, не любит заниматься на физкультуре, дома бывает часто раздражительным, замкнут в себе и плохо спит, надо срочно обращаться за помощью к врачу. Возможно, эти признаки у него появились из-за того, что часто сидит перед монитором компьютера или практически не бывает на свежем воздухе, также это может быть последствием перенесенной родовой травмы.

Статистика современной медицины говорит о том, что головные боли могут возникать по 80 причинам. Вот несколько основных из них:

Чаще всего головная боль у детей возникает из-за наличия вирусной простуды, которая в основном сопровождается общей слабостью в организме, высокой температурой и слезотечением. Также головную боль может вызвать наличие гайморита, воспалительного процесса в ухе и синусите. При наличии этих заболеваний боль усиливается во второй половине ночи и.

Почему у ребенка болит голова

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда их дети жалуются на появление головных болей. Конечно же, проще всего отправиться в аптеку за обезболивающим препаратом для детей, однако такое легкомысленное отношение к этой проблеме чревато последствиями.

Головная боль является не болезнью, а симптомом или своего рода сигналом организма о неполадках. Возможно, малыш просто переутомился от занятий в школе и выполнения уроков, но если у ребенка часто болит голова – это опасный симптом, требующий особого внимания.

Принято считать, что головными болями могут страдать только подросшие дети. Однако это мнение далеко от истины – на самом деле может у ребенка болеть голова и в раннем младенчестве. Выявить у новорожденных этот недуг помогут такие симптомы, как повышенная возбужденность или плаксивость, нарушение сна, рвота и срыгивание фонтаном.

В возрасте 1-2 года малыши вместо жалоб на головную боль могут говорить об усталости, класть.

Одна из самых частых причин систематических головных болей у детей — повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия или гипертензионно-гидроцефальный синдром).

Именно так подшучивают друг над другом коллеги после очередной корпоративной вечеринки. А вот когда голова болит у ребенка, по несколько раз в неделю, иногда даже до тошноты и рвоты – становится не до шуток!

Одна из самых частых причин систематических головных болей у детей — повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия или гипертензионно-гидроцефальный синдром).

Откуда берется эта злополучная гидроцефалия?

Часть детей перенесла родовую травму с нехваткой кислорода в родах, другие родились недоношенными или перенесли сотрясение головного мозга. Результат одинаков — в полости черепа накапливается избыточное количество спинномозговой жидкости, которая давит на мозг и нарушает его работу.

Почему голова чаще болит у школьников?

Школьные нагрузки — это один.

Головная боль знакома не понаслышке большинству современных людей. Многие считают себя склонными к частым головным болям, однако не особенно задумываются, почему часто болит голова и о каких возможных проблемах в организме это может свидетельствовать. О самых распространенных причинах головной боли расскажет сайт «Красивая и Успешная».

Головная боль – не отдельное заболевание, а лишь симптом, свойственный огромному количеству болезней!

Однако, медики различают так называемые «первичные» и «вторичные» головные боли.

источник

Бывает такое, когда лишнего спишь. Никак не вылечишь. Попробуй вставать в 7-00 -7-30. Кроме того, в будни ты сразу выходишь на свежий воздух, а в выходные сидишь дома в духоте. Так что после того, как встанешь, прими контрастный душ, позавтракай и сразу выйди на улицу — в магазин сходи, например.

ваш организм привык, это условный рефлекс. по этому, вам стоит и в выходные вставать пораньше, если с работой вот так. от головной боли — темпалгин, солпадеин, цытрамон. сравняйте немного свой график!

не пей холодное пиво в пятницу

Если голова болит по выходным значит очень много работаешь надо по чаще отдыхать . Организм привык к работе .

Это называется «синдром выходного дня»- не расслабляйтесь в выходные, придерживайтесь одного и того же режима пробуждения ото сна, независимо какой день

ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ Я рассматриваю головную боль как индикатор вируса в организме, и поэтому средство избавление от головной боли является средством укрепления противовирусного иммунитета. Избавляемся от головной боли, независимо от времени её возникновения и места её локализации, быстро и легко: 1) Находим все болезненные участки на голове и начинаем их массировать. Обычно болезненность накапливается в области затылочных бугров, бывают болезненные виски, область височно-нижнечелюсного сустава, это сустав перед слуховым отверстием, внутренний верхний угол глазницы, область лба. Многие, возможно, отыщут свои особые болезные точки. Некоторые люди отмечают возникновение головной боли совместно с болью в глазу, в глазах, поэтому надо воздействовать ногтем пальца и на болезненность глаза через верхнее и нижнее веко, надавить на 3-5 секунд и опустить, и так пройти весь глаз. Все болезненные точки, как на глазах, так и на голове надо массировать изо дня в день до полного исчезновения болезненности. Некоторым для этого потребуется, от силы, две недели, а для других возможны свои сроки избавления от боли, все зависит от Вашего усердия и степени запущенности организма. 2)Простукивание головы кулачками или 0,5 л. пластмассовой бутылкой с водой без пузырьков воздуха. Удобней пользоваться бутылкой из-под «Спрайта» . Для массажа бутылку заливают водой, следим, чтобы в бутылке не было не одного пузырька воздуха. Лучше бутылку закрывать под водой. Простукивание головы кулачками или бутылкой с водой называется «непрямой массаж головного мозга» . Этой процедуре по эффекту оздоровления головного мозга нет равной в мире. В моей практике многолетние изнуряющие боли проходили за три сеанса массажа. Количество процедур в день можно довести до десяти, продолжительность процедуры простукивания разное и индивидуальное. Для начала можно простукивать 3-5 минут с незначительной силой. По мере уменьшения болезненности в голове, интенсивность воздействия усиливается. Чаще надо стучать в том направлении, в каком Вы испытываете большую болезненность. Особо надо обратить внимания на важность простукивание по подбородку справа и слева, и по скуловым косточкам, так же справа и слева. Простукивать надо ежедневно изо дня в день и до полного исчезновения боли в голове. 3) В оздоровлении головы можно использовать и чих. Самопроизвольное чихание при вирусной инфекции это как раз и есть в чистом виде рефлекс самооздоровления на внедрение вируса в организм при простуде. Но, когда мы осмыслили это, то можем, уже осознано раздражая слизистую носа до чиха и способствовать, тем самым, укреплению противовирусного иммунитета и избавлению от головной боли. Количество чихов можно довести от 10 до 20 раз в сутки. Направлять воздушный поток при чихании желательно через нос. Раздражать слизистую носа удобно ушными палочками или закапыванием в нос по 4-5 капель свежего сока алоэ или каланхоэ 3—4 раза в сутки; соки этих растений раздражают слизистую оболочку носа и вызывают многократное чихание. Некоторые могут испытать раздражении слизистой носа перцем или нюхательным табаком. 4)Как не странно но, оказывается, есть продукты питания, которые также являются мощными стимуляторами противовирусного иммунитета, а значить применяя их мы можем быстро избавляемся от головной боли. К ним относятся хрен и горчица, их эфирные масла сильно раздражая своим запахом слизистую носоглотки и околоносовых пазух мощно стимулируют противовирусный иммунитет. При употреблении их с пищей, необходимо добиться ощущение «пробрало до мозгов» , чтобы молекулы эфирного масла дошли до околоносовых пазух и легких. Достаточно одно-двух разового применения этих специй в день в период эпидемии гриппа или при заболевании для мощного усиления противовирусного иммунитета. Что является и хорошей профилактикой головной боли. Успеха всем.

да, дело все этом- и в выходные нужно вставать в 6-30- ВАШ ОРГАНИЗМ УЖЕ ПРИВЫК К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ, А сейчас не может понять что же происходит. во-первых завтракаете -допустим в 7 часов. а в выходные сдвинулось более чем на час, я уверена, что причина только в этом, попробуйте не нарушать прежний режим дня, лучше днем отдохнуть-поспать, НЕ БОЛЕЙТЕ.

источник

скорее всего болевые ощущения связаны с кровообращением вокруг коры головного мозга. при напряженной мысленной работе требуется дополнительное питание мозга кислородом и он приносится кровью.

утомление приводит к гипоксии.(возникает нарушение внутриклеточного обмена)

Запомните сразу: сама по себе голова не болит никогда. Там нечему болеть! — разве что из-за безалаберного отношения к своему здоровью вы допустите, что там начнет развиваться опухоль. Но это особый разговор.
Отчего же миллионы людей мучаются головными болями? Почему у них болит там, где болеть не должно?
Потому что голова — тончайший прибор, который сигналит: в теле произошло нарушение. Мало того, специалисту она точно указывает адрес, где нарушение произошло.
Вам же важно знать: головная боль — это знак, что болезнь уже перешла во вторую стадию.
В первой стадии вы тоже предупреждены телом своевременно, когда оно посылало вам сигналы болью в точках (об этом мы говорили на первых уроках). Например, многим женщинам знакома точечная боль на белой линии над лобком; они говорят: «гинекология», а это цистит пробует голос. Но было бы заблуждением все боли из этого места приписывать циститу. Стоит взять на 1,5 сантиметра выше — и покалывание будет свидетельствовать: зарождается энтерит. Как видим, диагностика -дело очень тонкое. Мы к ней еще вернемся, а пока важно, чтоб вы не забывали: не бывает случайных покалываний, не бывает случайных болей. Вы думаете: перетерплю — пройдет. И действительно, через какое-то время точка перестает болеть. Но внимательные наши читатели знают: это означает, что вы либо поменяли в благоразумную сторону образ жизни, либо — что организм бросил на тушение зарождающегося пожара все резервы, и теперь на фоне общего недомогания, раздражительности, вялости покалывание в какой-то точке практически незаметно.
Итак, первая стадия — в каком-то органе возникло нарушение.
Вторая стадия — при этом заболела голова — функциональное нарушение вышло за пределы органа и охватило сопряженную с ним, связанную с ним систему. Что при этом происходит в голове: сужение сосудов или отек мозга (и при всех случаях — нарушение химизма), — вам знать необязательно. Но вот что следует понять и запомнить на всю жизнь: когда вы снимаете головную боль таблеткой или народным средством, тем самым вы снимаете только симптом, причина же боли — болезнь — остается в тебе и продолжает свою разрушительную работу. Поэтому давайте договоримся: научившись снимать любые головные боли (это несложно), мы берем себе за правило: сразу после этого, не теряя ни дня, вы обращаетесь к врачу, чтобы он определил, откуда надвигается угроза вашему здоровью.
Кстати, хотите знать, что происходит на третьей стадии?
При этом функциональные нарушения расползаются по всему телу, захватывают все системы, а в органе-виновнике начинаются органические изменения (например, цирроз). Головная боль при этом теряет остроту, становится хронической и привычной; человек живет как бы в дымке, в легком тумане, но приятного в этом мало, поскольку дымку все чаще прорезают молнии психозов, например, подозрительность, мнительность, страхи.
Но вернемся к головным болям: Они могут быть 1) лобные, 2) височные, 3) теменные и затылочные. Или в любой комбинации, например, лобно-затылочные или височно-теменные (каска). Из этого урока вы получите тот минимум знаний, который позволит вам убрать любую головную боль как симптом (это лучше таблеток, поскольку действует надежнее и на более продолжительный срок, а самое главное — уже несет в себе элементы лечения). На следующем уроке, уже владея умением справляться с любой головной болью, мы поучимся, как убирать их корни.

Читайте также:  При менопаузе может болеть голова

Лобная боль
На первый случай достаточно обработать треугольник. Его вершина — внемеридианная точка инь-тан — над носом, на середине расстояния между бровями. Основание — точки цуань-чжу (2-Vll) — под началом брови, на прилегающем к переносице верхнем углу орбиты. На каждой из точек работать не меньше 5 минут, постепенно снижая силу воздействия до едва ощутимого прикосновения. (Рисунок 1).

Височная боль
Обычно на первый случай достаточно одной точки тай-ян (основная) — у нее очень сильное действие в широком спектре. Но поскольку височные боли могут иметь специфическую природу, предлагаем еще один треугольник, перекрывающий все основные варианты.
Итак, тай-ян (внемеридианная) находится на виске. Уровень — середина расстояния между концом глаза и кончиком брови. Сдвинув палец на 1,5 сантиметра назад, вы ощутите ямку. Здесь и работайте — мягко, не менее 5 минут, постепенно понижая силу воздействия.
Тай-ян — в основании треугольника. Вторая точка основания — уже знакомая вам эр-мэнь (21-Х). Найти ее просто: на уровне тай-ян возле самого уха находится углубление. Работать не менее 2 минут, режим — обычный.
Вершина треугольника — точка тоу-вэй (8-lll). Она расположена посреди волосистого участка, который наступает на висок углом. Работать — по ситуации, лучше — деликатно, не менее 3 минут. (Рисунок 2).

Теменная боль
В этом случае тоже вполне можно обойтись одной точкой (значит, она основная) бай-хуэй (20-Хlll) — она находится на средней линии головы в теменной ямке. Работать следует очень деликатно, предельно внимательно и не менее 5 минут. Желательно — до полного исчезновения болевого ощущения под пальцем. Благотворное влияние этой работы пациент может ощущать не только в голове, но буквально во всем теле.
Раз уж у нас складывается система треугольников, не будем отступать от этого правила. Итак, бай-хуэй — вершина; основание — парные точки ло-цюе (8-VII). Искать их следует чуть позади и в стороны от вершины, чтобы получился равносторонний треугольник, где каждая сторона равна приблизительно 2 сантиметрам.
Здесь можно работать смелее.
Тем же, у кого будет время и желание развить успех, по завершении этой работы рекомендую пропальпировать среднюю линию головы в обе стороны от бай-хуэй. Все болезненные точки, которые вы обнаружите, ждут вашего участия. Не откажите им в этом! — ведь каждая минута работы на них отодвигает от вас следующий приступ боли на многие часы. (Рисунок 3).

Затылочная боль
Эту часть программы я бы рекомендовал внимательно изучить всем. В том числе и тем, кто не знает, что такое головные боли. Потому что, освоив эти точки, вы сможете принести облегчение любому человеку при любых болях в голове. Значит, если у вас есть силы и время — лечение любой головной боли начинайте с затылка и лишь затем переходите на точки, расположенные в области боли.
На рисунке вы видите, что вам предлагается три треугольника с вершиной в одной общей точке фэн-фу. Какой из них выбрать — определите сами с помощью пальпирования. Где точки острее, там и трудитесь. Если же все точки приблизительно равно чувствительны, не будет большой беды, если вы поочередно проработаете все треугольники. Только не забывайте при этом каждый раз начинать фэн-фу. Надеюсь, что даже в этом случае вся ваша работа не займет больше 15 минут. Если же у вас будет потребность ее продолжить, лучше повторить сеанс через некоторое время; так будет больше пользы.
На шее можно работать смело, поэтому ориентируйтесь по чувствительности. (Рисунок 4).
Итак, вершина всех треугольников — фэн-фу (16-Хlll) находится вверху затылочной ямки под затылочной костью. Значит, палец должен обрабатывать край ямки, но под костью — к первому шейному позвонку.
В основании первого треугольника (он уплощен почти до прямой) — парные точки фэн-чи (20-Хl). Ищите их тоже под затылочной костью. Если фэн-фу делит ее основание пополам, то фэн-чи находится посреди каждой половины в ямке.
В основании второго треугольника — парные точки синь-ши (внемеридианные). Они расположены с обеих сторон З-го шейного позвонка. Найти его очень просто: это первый крупный позвонок ниже затылочной кости.
В основании третьего треугольника — парные точки тянь-чжу (10-Vll). Они находятся рядом с фэн-фу — по краям затылочной ямки.

источник

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа (рис. 1). Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе. На рис. 2 представлено правильное и не правильное расположение за столом.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 — 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя ели. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  6. Медикаментозное лечение.

Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

источник