Меню Рубрики

Болит голова когда учу уроки

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

источник

Я не глупая девушка, всегда старалась хорошо учиться, но учеба мне давалась тяжело. Каждый день почему-то переутомление, болит голова, особенно если контрольные-экзамены. Я даже не знаю,как это описать. И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли, и еще болела голова в компании на мероприятиях,где много людей,и надо «держать лицо» и напрягаться правильно себя вести. Наверно у меня внутричерепное давление или со здоровьем что-то не так. Я спросила маму, она сказала, что у нее в школе тоже голова от учебы болела. Что это за симптомы?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

почему у всех баб постоянно болит голова?

»И еще у меня болела голова после общения с людьми, которые мной манипулировали и подавляли»-вы донор, а они энергетические вампиры.

У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

У меня так же. после школы я приходила просто у-би-та-я под ноль. сил было только на поесть, сесть за уроки и прям за столом уснуть))а потом я просыпалась все кое-как бегом делала и скорее полежать-отдохнуть! почти не гуляла во время учебы, а летом отрывалась. В шуме могу находиться час-два. потом просто голова кругом. мне 22 почти, и ничего не меняется. сил мало, в момент учебы на заочке и одновременной работы я вообще кажется память потеряла, ибо помню только что голова часто болела и вечно спала везде где могла. Продержалась пол года, ушла с работы и ща спокойно пишу диплом. А врачи все как один мне твердят — слабая нервная система, витамины, отдых на природе почаще и поменьше нервов. Вот так

У меня еще пониженное давление и железа не хватает, гемоглобин в крови 111.Хотя способности есть.

Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

Пришлось идти работать на такое место, где не надо быстро соображать и много запоминать информации
Причем, я могу запоминать много информации и я могу соображать быстро! Но расплачиваюсь за скорость головной болью. И сонливость.

научитесь не распыляться а быть внутри себя когда разговариваеет с другими людьми. Концентрируйте больше на себя. о себе . Тогда Ваша голова не будет болеть. ф Всегда концетрируйтеьс только на своем и на сбе внутри. А осталные это дргуие . которые просто переманимают ваше ценное внимание.

Спасибо,Гость! Вы правы, незря говорят, все болезни от нервов.

Походите на массаж воротниковой зоны, помогает при головных болях

Спасибо. Буду иметь в виду. не знала

Съешьте шоколадку и выйдете погуляйте на 15 мин . Вернетесь будете хорошо себя чувствовать.

У меня, когда я в институт поступила часто голова болела, особенно перед сессией, собраться никак не могла с силами, посоветовали нобен пропить, пропила курс, как раз перед сессией и мне стало лучше, сразу всё по полочкам стало в голове, боли головные прошли.

Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

Я сейчас на 3-ий курс перешла и жутко не хочу снова выходить на учёбу, такие нагрузки. Сил никаких нет, в голове туман просто, от усталости не соображаю ничего.

Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

Может и мне нобен попить, а то тоже голова болит и не соображаю ничего. Учёба прям надоела уже, силы все забирает.

Читайте также:  Постоянно болит голова изнутри

Были у меня головные боли и плохое самочувствие, я сначала думала, что со временем само это всё прекратиться, но так и не становилось лучше и я пошла к врачу. Врач выписал вызобрал, он улучшает мозговое кровообращение и вообще полезен для сосудов головы. Мне помог прекрасно, прекратились головные боли,я стала чувствовать себя бодрей и подъём сил прям такой, больше не устаю так сильно.

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте.

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа— и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.

источник

Многие думают. что головная боль #8212; это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети. особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга. на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника. к мануальному терапевту.

Одна из причин #8212; нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода . При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого #8212; головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Другая причина #8212; вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль #8212; это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника. из-за усиленных занятий в школе, недосыпания #8212; то есть как следствие #171;усталости мозга#187;.

Третья причина #8212; последствия травм и ранений черепа и головного мозга. когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие #8212; головные боли.

Четвертая причина #8212; очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах. рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда #8212; к счастью, все-таки чаще #8212; эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора #171;стреляет#187; высокочастотным альфа#8212; и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие #8212; головную боль, снижение памяти. усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна #171;висеть#187; над книгой, расстояние до книги #8212; не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к #171;усталости глаз #187;, которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки #8212; проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста .

Как избежать осложнений при ссадинах и порезах

Дети обожают бегать, кататься на велосипеде и лазать по деревьям. Это служит нескончаемым источником ссадин и царапин, причем часто они загрязнены и легко нагнаиваются. Такую неприятность можно легко предотвратить.

Чаще всего болит голова у первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников наиболее трудных классов. Головная боль — симптом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку. Такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как тупая, давящая, распирающая.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение ребенка уже с утра. Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. Болеутоляющая таблетка (которой так часто родители пытаются излечить ребенка от боли) лишь облегчит состояние ненадолго, но от причины боли не избавит. По наблюдениям врачей, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее. Если у ребенка после уроков болит голова, родители должны обратиться к врачу-неврологу.

Как правило, врач советует уменьшить нагрузки, а для того чтобы повысить устойчивость организма ребенка к стрессам, назначит лечение.

Почему-то родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают, что, если в течение 10 дней учеба не вызывает хронического утомления, у школьника нормализуется самочувствие, даже иное отношение к учебе может появиться. А эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

Если головные боли не проходят, надо приступать к лечению. Врачи головную боль напряжения обычно лечат немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом, который помогает ребенку снять эмоциональный стресс, и метод биологической обратной связи, когда ребенок под руководством врача учится расслабляться.

Когда же использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам. Источник: med2c.ru

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с головной болью. Взрослые знают, что это – неприятное явление. Но головные боли могут беспокоить и детей, иногда это бывает с рождения. Как же их распознать? Когда бить тревогу и нужно ли лечить? Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.

Головная боль у детей. Фото – depositphotos.com

Классификация головной боли обширна и разнообразна. Всех причин здесь перечислить не получится, рассмотрим самые распространенные:

Сегодня детям часто ставят диагноз «гипертоническая болезнь». Она характеризуется повышенным тонусом сосудов, у некоторых детей заболевание появляется вскоре после рождения. Сужение сосудов ухудшает кровоснабжение всех органов, в том числе и головного мозга. Спровоцировать это может изменение погодных условий, перепады давления, стрессовые ситуации, иногда – родовая травма.

Мигрень является наследственной патологией. Считается, что она передается вместе с определенным генов по материнской линии. Характерной чертой мигренозных болей является пульсация в одной половине головы, которая сопровождается тошнотой или головокружением. Ученые предполагают, что причиной этой патологии является недостаток гормона радости (сератонина) в организме.

Они могут появиться после простуды, инфекционного заболевания (свинки) и при заболевании шейного отдела позвоночника. При этом поражается тройничный нерв, который и нервирует лицо. Невралгическую боль можно характеризовать как короткие удары тока, повторяющиеся периодически. Их провоцируют и усиливают кашель, чихание, повороты головы. Дополнительным симптомом может быть непроизвольное сокращение мышц лица.

Дети часто падают, что связано с их большой подвижностью и любопытством, поэтому удары головой – привычное явление в этом возрасте. Родители могут заметить потерю сознания после падения, ссадину или шишку. Но иногда головная боль может беспокоить ребенка и при незначительных ушибах, на которые взрослые не обратили внимания.

Дети постарше могут пожаловаться не только на боль, но и потемнение в глазах, а совсем маленькие становятся капризными, беспокойными. Головная боль может сопровождаться выбуханием родничка и запрокидыванием головы назад.

Взрослые люди испытывают головную боль после напряженного трудового дня, стрессовой ситуации или в шумной обстановке. Такие боли называются головными болями напряжения. Он характерны и для детей. Громкая музыка, долгое пребывание в шумном коллективе, беспокойные игры – все это может спровоцировать боль в голове. Стрессовые ситуации (разлука с мамой, поход в детский сад, скандал в семье) могут также отрицательно повлиять на ребенка и вызвать головную боль.

Такая боль не бывает сильной, но она монотонная и продолжительная.

Неужели из-за еды может болеть голова? Да, особенно это касается детей. «Неправильная» пища, к которой можно отнести полуфабрикаты, колбасные изделия, чипсы и фаст-фуд богата пищевыми добавками. Многие из них влияют на тонус сосудов, сужают их и провоцируют повышение давления. Количество всех этих веществ для взрослого человека не велико, однако детский организм слаб и мал, поэтому на него оказывается сильное влияние.

На грудных детей влияет большое количество раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие запахи, высокая и низкая температура и т. д. Малыш не может пожаловаться, он лишь плачет и беспокоится. Заподозрить, что у ребенка болит голова, можно, если он трется головкой о подушку, запрокидывает ее назад, зажмуривает глазки, дотрагивается руками до головки.

Для того чтобы избавиться от боли, необходимо устранить причину ее появления. В противном случае она будет возвращаться вновь и вновь. Давать ребенку постоянно болеутоляющие таблетки нельзя, тем более что в младшем возрасте можно использовать только парацетамол и ибупрофен.

Когда голова болит из-за простуды или гриппа, все пройдет после выздоровления. Главное – лечить основное заболевание.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить головную боль при менингите, которая сопровождается высокой температурой, рвотой, заметным ухудшением состояния ребенка. В этом случае единственно верным решением будет вызов скорой, поскольку домашних средств от менингита не существует, а промедление в данной ситуации может привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.

Читайте также:  Почему если не попьешь чай болит голова

Если же ребенка беспокоят частые головные боли, стоит проконсультироваться с врачом-невропатологом. Возможно, у малыша обнаружится сосудистая патология, которая требует адекватного лечения. Невралгические боли лечатся физиотерапевтическими процедурами (УВЧ и т.п.)

Если ребенок периодически жалуется на головные боли, родители могут попытаться принять такие меры :

  • Ребенок должен питаться правильно. Не стоит кормить его колбасой и чипсами, даже если он их очень любит. Рацион ребенка должен включать супы, каши, достаточное количество фруктов и овощей.
  • Детям необходимо соблюдает режим дня. Здоровый сон – залог бодрости и хорошего настроения не только у взрослых, но и у детей.
  • Если у ребенка заболела голова, стоит вывести его на прогулку. Иногда причиной боли может быть недостаток кислорода и духота.
  • Детям не стоит долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать громкую музыку, часто посещать аттракционы. Все это приводит к переутомлению нервной системы и появлению головной боли.
  • Если ребенок упал и ударился головой. к месту ушиба необходимо приложить лед. В течение нескольких дней малыша стоит оберегать от шума, яркого света и подвижных игр.
  • Детям, склонным к перевозбуждению, можно заваривать чай с мятой и ромашкой.
  • Ребенок получил сильную травму головы.
  • Головная боль возникла после отита или синусита.
  • Голова болит после физической нагрузки или утром.
  • Головная боль сочетается с тошнотой, рвотой, судорогами, повышением температуры или потерей сознания.

Для постановки верного диагноза может понадобится не только консультация невропатолога, но и осмотр окулиста. При необходимости врач назначит общий анализ крови, ЭЭГ (электроэнцефалографию) и компьютерную томографию.

источник

Елена Парцалис
Голова болит

“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!

Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.

источник

И не надейтесь, учителя и родители, — мы не будем клеймить позором прогульщиков. Наоборот, дадим им несколько полезных советов, как повысить эффективность прогулов.

КИРПИЧ НА ГОЛОВУ УПАЛ, И Я УРОКИ ПРОГУЛЯЛ

Несомненно, учителя — народ гуманный. И они не смогут не посочувствовать слегка опоздавшему и заявившемуся где-то к концу шестого урока ребенку, который… Тут количество вариантов зависит от фантазии.

Например, переводил старушку через дорогу (только хорошенько подсчитайте, сколько раз туда и обратно можно перевести через дорогу ОДНУ старушку за шесть уроков). Или тебя внезапно похитили, посадили в машину, а ты отбивался и убегал (главное, чтобы этим боевиком не заинтересовалась милиция). Или вдруг прилетели инопланетяне и установили с тобой контакт…

Ну, а если все это уже рассказывалось тобой и твоими товарищами по 10 в энной степени раз… Ну, спаси, на худой конец, из огня маленькую девочку (мальчика, кошку, собаку). Только, главное, ничего не поджигай ради такого подвига…

НЕ ХОЧЕШЬ НА УРОК ИДТИ (ТЬ) — ПРИДЕТСЯ РОДИЧЕЙ ЖЕНИТЬ

Весьма эффективный способ — «слинять» по уважительной причине. Для этого надо подойти к преподавателю, и, проникновенно глядя ему в глаза, рассказать, как ты хочешь узнать побольше о валентности фтора или употреблении герундия в английском предложении, но… сестренка в больнице, ее надо проведать, а маме помочь по дому.

В следующий раз возможны варианты: а) сестренка снова болеет, потому что болезнь у нее хроническая; б) болеет уже не сестренка, а тетя (дядя, восьмиюродный деверь троюродного шурина). Желательно родственников не выдумывать: учитель может проверить их наличие.

И главное — разнообразие. Запомните: родственники могут не только болеть, но и приезжать в гости (не ежедневно, разумеется, а раз в десять лет, обязательно из Владивостока или с Камчатки, и только на два часа), жениться и выходить замуж (главное, не чаще чем раз в четверть каждый родственник), да и вообще, всячески проявлять фантазию для того, чтобы ты прогулял ненавистную физику.

Минусы: учитель может проверить не только наличие родственников, но и болезнь (свадьбу, приезд) таковых. Или наведаться вместе с классом к тебе домой, чтобы по-тимуровски помочь устающей маме или проведать хронически больную сестренку.

БОЛЯТ ГОЛОВА, РУКИ-НОГИ — НУ КАК ЖЕ ТУТ ДЕЛАТЬ УРОКИ?!

Ну, а самый действенный способ не пойти на уроки, конечно, заболеть. Болеть можно по-настоящему и понарошку.

Для настоящей болезни можно съесть пять пачек мороженого (минус — материальные затраты карманных денег, плюс — вкусно) или промочить ноги в луже. Можно сломать руку или ногу (или вместе). Наконец, можно напиться касторки и пожаловаться на несварение желудка.

Плюсы: ты не ходишь в школу от трех дней до трех месяцев, тебя жалеют и балуют. Минусы: гулять нельзя, что-нибудь обязательно болит, тебе колют уколы, а иногда даже кладут в больницу. Можно даже остаться на второй год по болезни.

Можно заболеть понарошку. Хорошо, если ты участвуешь в художественной самодеятельности и умеешь натурально стонать, чихать, кашлять и изображать страдания Муму, утопившей Герасима. Главное, убедить родителей, что болезнь не очень опасная, и они могут спокойно идти на работу, оставив тебя наедине с компрессом, грелкой и лекарствами (а также с телевизором, игровой приставкой и навестившими тебя друзьями). Плюсы налицо.

Минусы: родители могут обеспокоиться здоровьем любимого дитяти и не уйти на работу, а вызвать скорую. Если врачи «просекут» обман, плохо. Если не «просекут», будут колоть уколы и даже положат в больницу.

Примечание: очень действенно страдать авитаминозом. Симптомы: потеря аппетита, усталость и абсолютная неспособность к выполнению домашнего задания. Плюсы: тебя жалеют, не дают учиться и кормят фруктами. Минусы: самые болючие уколы — витаминные. Синяки остаются на несколько недель, а спать можно только на животе.

А самый лучший пример «болезни» подан в повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». Там один из главных героев умудрился «болеть» аж с полгода. Правда, мешали навещающие товарищи: приходилось прыгать в постель в ботинках. А однажды после визита обеспокоенных одноклассников «больной» решил постоять на голове, и вдруг внезапно один из посетителей вернулся… забыл что-то. В общем, Витя доболелся…

Читайте также:  Больно глотать слабость болит голова

источник

Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентге новские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Одна из причин — нарушение родовой деятельности , родовая травма, нехватка кислорода у плода. При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга. Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени.

Другая причина — вегетососудистая дистония . Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи, с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе.

Третья причина — последствия травм и ранений черепа и головного мозга , когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток и отток крови. Следствие — головные боли.

Очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга . Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит, за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга.

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.

Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.

Если ребенок носит очки, проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли, и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.

По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан.

Сценарий открытого мероприятия для учащихся начальной школы.

Разработка урока по математике в 3 классе по прграмме «Начальная школа XXI века».

Презентация-сопровождение к уроку.

Данная презентация пропагандирует здоровый образ жизни у младших школьников.Может быть использована на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности .

Использование здоровьесберегающих технологий на внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, .

источник

Встречаются люди, редко испытывающие головную боль и даже не знающие ее вовсе. К сожалению, большинству знакомы подобные мучения. Да и как может быть иначе, если головные боли возникают при изменении погодно-климатических условий, нарушении режима сна, переутомлении, неполноценном питании, курении, злоупотреблении алкоголем и, наконец, наиболее частом современном «увлечении» – продолжительном бдении у телевизора

Таким образом проявляются различные органические или функциональные заболевания. К первым относят болезни с изменениями в органах или тканях организма – кровоизлияния, ушибы, опухоли мозга или воспаление его оболочек. Функциональными расстройствами считаются неврозы – стойкие нарушения сна, истерия, заикание, «хроническая усталость». Головная боль возникает вследствие раздражения болевых рецепторов: они находятся в оболочках мозга и стенках сосудов. Вещество мозга не обладает болевой чувствительностью.

Головные боли отмечаются у 60% детей школьного возраста. Названные мною телевизор, переутомление, курение и т.п. – далеко не полный перечень причин этого серьезного явления.

Проще всего представить головную боль, возникающую в результате сдавливания нервных волокон каким-то образованием – рубцами, кровоизлиянием, опухолью, изменением крупных сосудов, повышением внутричерепного давления. Внутричерепная гипертензия в детской практике – самое распространенное явление. Обнаруженная при обследовании ребенка гидроцефалия (в переводе – водянка мозга) обычно очень пугает родителей. Кратко объясню суть проблемы.

Между оболочками мозга и внутри него, в особых полостях, находится спинномозговая жидкость (ликвор). Она продуцируется определенными сосудистыми сплетениями мозга. Между ее выделением и обратным всасыванием в кровь существует равновесие. Если образование ликвора увеличивается, то развивается гидроцефалия. Большей частью у детей находят врожденную, так называемую компенсированную, гидроцефалию. Она может проявляться головными болями, головокружением или существовать незаметно, обнаруживаясь лишь при специальных обследованиях – рентгенологическом или ультразвуковом. Гораздо реже встречается злокачественная водянка мозга, образующаяся вследствие препятствия оттоку ликвора из-за спаек или опухоли. Эти состояния лечатся нейрохирургами.

Одна из причин головной боли у детей – хронический воспалительный процесс, большей част¬ью в области уха (отиты) или носа с его придаточными пазухами – гайморит, фронтит (воспаление лобной пазухи), аденоидные разрастания, тонзиллит (воспаление миндалин). При обострениях названных заболеваний головная боль усиливается, при улучшении состояния стихает. При любом воспалении, инфекционном заболевании в результате жизнедеятельности микроорганизмов выделяются токсины (ядовитые вещества). Они разносятся по всему организму и, раздражая рецепторы, вызывают головную боль.

Каждый второй пациент на приеме у невропатолога – ребенок с проявлениями вегетодистонии, основным симптомом которой является головная боль. Она возникает вследствие нарушения регуляции тонуса сосудов. Болевые рецепторы в стенках сосудов головного мозга не возбуждаются, если пульсация не превышает определенного уровня. При нарушении сосудистого тонуса подвижность стенок сосудов увеличивается, и это сопровождается ощущением боли. Она усиливается, как правило, к концу уроков, при пребывании в душном помещении, провоцируется волнениями, физическими и эмоциональными нагрузками. Наряду с головной болью детей беспокоят плохой сон, раздражительность, утомляемость, затруднения в учебе.

Иногда обнаруживается, что у ребенка болит голова в связи с дефектами органа зрения. Это может быть связано с напряжением глазных мышц в связи с близорукостью, дальнозоркостью, иными расстройствами функций глаза. В таких случаях головная боль появляется после продолжительного чтения, просмотра кинофильма или телепередач. У некоторых ребят головная боль объясняется неудачным подбором очков или тем, что дети стесняются пользоваться ими. Головные боли удается устранить, если наладить освещение рабочего места школьника, убедить в необходимости очков при плохом зрении.

В некоторых случаях врачи приходят к выводу о наличии у ребенка мигрени.

Мигрень известна человечеству очень давно. Первые упоминания об этом заболевании встречаются в клинописных таблицах древнешумерского эпоса, созданного за 3000 лет до нашей эры. Термин «мигрень» представляет собой искаженное французским языком греческое слово «гемикрания», предложенное знаменитым римским врачом II века Клавдием Галеном и обозначавшее «боль в половине головы»

Где только его не услышишь! Мигренью называют любую головную боль манерные барышни, так характеризуют собственное недомогание метеочувствительные люди и страдающие «хронической усталостью». Вместе с тем мигрень – заболевание с особым механизмом развития и характерными симптомами.

Мигрени свойственны приступообразные головные боли пульсирующего и одностороннего характера. Мигрень часто наследуется – у 70% матерей и отцов маленьких пациентов отмечаются приступообразные головные боли.

Насколько распространена мигрень? Приводятся разные цифры, но в среднем среди населения мигренью страдают 3–10% людей. Нередко мучительные головные боли начинаются в подростковом периоде, иногда – в более раннем возрасте. У девочек мигрень встречается в три раза чаще, чем у мальчиков, и ее начало совпадает с появлением менструаций. Известно, что среди сельского населения мигрень распространена значительно меньше. Вероятно, это связано с большей физической активностью сельских жителей.

Приступу головной боли, как правило, предшествуют подавленное настроение, общее недомогание, вялость, беспричинное беспокойство, тревога, пониженная работоспособность. Перечисленные изменения возникают за несколько часов или даже суток до приступа.

У четверти пациентов в самом начале мигренозного приступа возникают определенные ощущения – сверкающие точки, вспышки света, огненные силуэты. Иногда при этом искаженно воспринимаются люди и предметы, они кажутся удлиненными или уменьшенными, с измененными формами или цветом. У некоторых детей «выпадает» определенное поле зрения, и они не видят части предметов или жалуются на «туман» перед глазами. Наряду со зрительными нарушениями начальными проявлениями мигрени могут быть ощущения онемения или покалывания на коже, отдельные мышечные подергивания, дрожание пальцев, жажда и т.д. У каждого больного «свои» предвестники приступа, они кратковременны и неизменны на всем протяжении болезни. Постоянство этих ощущений объясняется раздражением определенных мозговых структур, тем, что приступ мигрени у каждого пациента развивается по «своей, проторенной» дорожке.

Статья опубликована при поддержке сайта mig400.ru. Вряд ли найдется человек, который ни разу не сталкивался бы с головной болью. Она бывает внезапной и постоянной, тупой и острой, сильной и слабой, может возникнуть из-за множества причин. В большинстве случаев головная боль не опасна для здоровья, однако она может оказать существенное влияние на качество нашей жизни, на наше настроение, эмоциональное состояние и работоспособность. Поэтому терпеть головную боль, наверное, все же не стоит. Одним из самых эффективных современных средств от сильной головной боли является немецкий препарат МИГ400, исчерпывающая информация о котором представлена на сайте mig400.ru. Помимо инструкции по применению лекарства, на портале представлены материалы и статьи, которые будут интересны и полезны очень многим. Какие виды головной боли бывают, причины ее возникновения, чем отличается головная боль напряжения от мигрени – ответы на эти и многие другие вопросы, а также рекомендации специалиста, на что стоит обратить внимание, чтобы не пропустить симптомы серьезного заболевания, Вы найдете на сайте mig400.ru.

Если у взрослых мигрень – это чаще всего односторонние головные боли, то у детей, напротив, боль, начинаясь в области виска, глаза, лба, быстро распространяется на всю голову. Маленькие пациенты подчеркивают мучительный, труднопереносимый характер головной боли, нередко просят закрыть окна, выключить свет и телевизор. Повышенная чувствительность к внешним раздражителям (световым, звуковым, обонятельным) – отличительная черта мигрени. Любое резкое движение, кашель, изменение положения тела усиливают головную боль. Разговоры, объяснения с посторонними раздражают, и поэтому ребята стремятся к уединению. Чаще дети жалуются на давящий или пульсирующий характер боли, сопутствующую тошноту или рвоту, после которой наступают некоторое облегчение и нередко сон. После 2–3-часового сна головная боль проходит, остается лишь чувство разбитости и слабости. Во время мигренозного приступа у ребят наблюдаются страдальческое выражение лица, бледность, вялость, нездоровый блеск глаз. Нередко отмечаются потливость, повышение или понижение кровяного давления, урежение пульса.

Иногда у детей головная боль сочетается с болями в животе. Характерны локализация боли в области пупка и ее сопровождение тошнотой, рвотой, поносом, потливостью. У некоторых ребят приступы болей в животе как бы заменяют головные боли, и у врачей возникает предположение об «остром животе», иначе говоря, разных общих или хирургических заболеваниях.

Если в подобных случаях требуется консультация хирурга, то при появлении приступов сердцебиения, озноба, чувства нехватки воздуха, страха смерти думают о сердечном недуге. Между тем это также может быть симптомами особой (вегетативной) формы мигрени.

Приступы мигрени сами по себе переживаются нелегко. Кроме того, нельзя сказать, что они проходят бесследно, – у длительно болеющих развиваются стойкие эмоциональные раcстройства (страх, повышенная возбудимость, тревога, изменчивость настроения), а также утомляемость и пониженная работоспособность. Мигренозные боли исподволь меняют характер пациента и, разумеется, снижают, как сейчас принято говорить, качество жизни.

А как вы думаете: какую пользу приносит мигрень? Этот вопрос может показаться абсурдным. Тем не менее не спешите с выводами. Австралийский ученый Ланк заявляет: «Мигрень есть нервно-сосудистая реакция организма, которую можно интерпретировать как чрезвычайно чуткий механизм, защищающий мозг от слишком резких изменений внутренних и внешних раздражителей». Но и это еще не все. Мигрень возникает и тогда, когда организм требует отдыха. Подмечено, что боль как бы компенсирует те чувства, которые человек не в состоянии или не хочет обнаружить по разным поводам – семейным, профессиональным, дружеским и т.д. В мигрени находят выход сильнейшие эмоциональные переживания. Получается, что, заставляя нас страдать, мигрень приносит и пользу, охраняя организм от избыточного давления и драматизма жизненных обстоятельств.

Универсальный совет один – таблетка анальгина, если боль становится невыносимой. Но это лекарство успокоит боль на время и никак не устранит основную причину, ее вызывающую. В остальном лечение должно быть дифференцированным – в зависимости от характера заболевания. К примеру, при повышенном внутричерепном давлении помогут регулярно назначаемые курсы мочегонных средств. Если головная боль вызвана неблагополучием носоглотки или воспалением лобных пазух (фронтитом), необходимы антибиотики, физиотерапия, вмешательство отоларинголога. Следует всячески укреплять иммунитет организма, закалять ребенка. При мучительных болях вследствие арахноидита (воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга) или спаек мозговых оболочек показаны рассасывающая терапия, противовоспалительные препараты и т.п. Дети с проявлениями вегетодистонии нуждаются в строгом выполнении распорядка дня, достаточном сне, двигательной активности, правильном питании. Следует ограничить просмотр телевизора, занятия с компьютером.

Что касается мигрени, то прежде всего необходимо проследить, какие факторы вызывают приступы головных болей. Это может быть переутомление, пребывание в душном помещении, вдыхание паров клея, лака, запаха красок. Головная боль появляется также нередко после переохлаждения или, напротив, перегревания, недосыпания, употребления определенных продуктов (шоколада, сыра, пряностей). Мигрень могут спровоцировать употребление алкоголя, курение, разные стрессовые ситуации. Иногда приступ мигрени развивается после приема каких-либо лекарств.

Единого подхода к лечению мигренозного приступа не существует: у разных пациентов определенные средства оказывают противоположное действие. Так, одним помогает холодное полотенце к голове, другим – теплая грелка. Некоторым – сосудосуживающие лекарства, иным – сосудорасширяющие или обезболивающие препараты. В отдельных случаях помогают крепкий чай, кофе, в других во время приступа нет сил что-либо проглотить.

Следует помнить, что все средства надо принимать как можно раньше – при первых проявлениях головной боли. На высоте мигренозного приступа большинство лекарств малоэффективны. Обычно приступы заканчиваются, если удается уснуть.

Все пациенты, страдающие мигренью, нуждаются в достаточном сне, ежедневных прогулках на воздухе, подвижных играх, физической активности. Предпочтительна молочно-растительная диета, богатая витаминами пища. Очень хорошее действие оказывает вода в разном применении – душ, ножные ванны, бассейн.

При любых головных болях следует немедленно обращаться к врачу, прежде всего для того, чтобы не пропустить тяжелое прогрессирующее заболевание. Разумное выполнение рекомендаций врача в большинстве случаев поможет избавиться от головной боли, серьезно осложняющей нашу жизнь.

источник