Держи подарок от сайта Muzykantam.net — мини-курс по гитаре
Голосовой зажим — это, в большинстве случаев, зажим психологический. Казалось бы, при чем здесь психология?
Зажим идет из детства. Поначалу мама запрещала нам кричать и плакать в общественном месте при людях, потом мы сами себя начали сдерживать, например, когда нас чем-то обидят или нам больно, вместо того, чтобы закричать или заплакать, мы стискиваем зубы и молчим, чтобы лишний раз на нас не обращали внимания.
Если Вы поете дома, то еще зажим может быть от того, что Вы боитесь петь громко: А вдруг, соседи за стенкой услышат? Или родители в другой комнате? И вы сдерживаете голос, чтобы он звучал, как можно тише. Знакомо ли Вам то, о чем я говорю?
Вокальный зажим очень мешает пению: устает горло в районе шеи, даже не устает, а болит, даже при непродолжительном пении. Голос получается некрасивым, несвободным, порой гнусавым. А высокие ноты вообще становятся писклявыми и непонятно какими.
Вообще опасно петь, если Вы имеете голосовой зажим. Потому как долго Вы так не пропоете. Голос сядет, высокие ноты Вы вообще не сможете брать. Также, в результате пения с зажимом Вы можете заработать узлы на связках, избавиться от которых можно только хирургическим путем. Но не стоит пугаться раньше времени, давайте лучше разберемся, как устранить голосовой зажим и петь свободным голосом ?
Далее приведены некоторые упражнения и советы, которые помогут освободиться от голосового зажима.
1. Обязательно пойте на опоре (см. урок «Вокальная опора. Как самостоятельно поставить голос?»). Тем самым Вы уберете излишнее напряжение на горло, и все напряжение будет отдаваться опоре (диафрагме).
2. Так как зажим голоса — это больше психологический зажим, который происходит от того, что Вы стесняетесь петь, — загляните страху в лицо! Пригласите родителей или родственников, чтобы они послушали Ваше пение. Поначалу, возможно, Вам будет страшновато это сделать, но потом Вы почувствуете такое облегчение, что сами будете просить родителей, чтобы те послушали, как Вы поете. Вам это понравится, а зажим начнет проходить.
3. Пойте громко! Пойте так громко, как нужно, и не обращайте внимания на соседей. Но не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Если Вы будете петь черезчур громко, то это может плохо отразиться на Вашем голосе. Опять же, не забывайте об опоре, чтобы эта «громкость» создавалась не горлом, а опорой. Должен напрягаться живот при пении, но никак не горло или шея.
4. Следите за кадыком. Вы, наверное, что, чем выше Вы поете, тем выше поднимается Ваш кадык? Если нет, то проследите за этим. А кадык как раз-таки подниматься не должен. Он должен оставаться на месте, быть неподвижным, допустимы только незначительные его движения.
5. Расслабляйте гортань. Для того, чтобы расслабить гортань и освободить голос — зевайте! В одном из уроков по вокалу я уже говорил об этом. Ведь действительно, это упражнение очень действенное, хоть и простое до ужаса.
Еще лучше, если Вы будете зевать, озвучивая это голосом вслух (то есть, озвучивайте выдох). Многие говорят, что это получается громко — так и должно быть.
6. Пойте так, как говорите. Еще одна причина голосового зажима состоит в том, что вокалист-новичок при пении пытается перестроить свой голос, сделать его отличным от обычного, разговорного. Пойте так, как говорите! Не нужно как-то пытаться изменять свой голос, когда поете. Кстати, именно этот факт помог мне преодолеть голосовой зажим. Я всегда пытался перестроить свой голос при пении, сделать его красивее, из-за этого кадык у меня сильно поднимался вверх, аж чуть ли до мозга не доставал) Но потом я прислушался к данному совету, который я нашел где-то в интернете, и стал петь таким голосом, каким обычно говорю. Просто делайте из своего обычного голоса — растяжные ноты.
Возьмите любое слово и говорите его на распев обычным голосом. Например: ТА-реэээл-ка. Растягивайте слог «ре». Делайте это на той высоте, на которой Вам удобно. Поначалу делайте это на высоте обычного разговорного голоса. Потом пробуйте подниматься выше, но сохраняйте разговорный голос, не перестрайвайте его. Голос привыкнет, и потом любые песни Вы будете петь свободно, как говорят, «в речевой позиции».
Это еще не все! Напоследок я выложу видео одного педагога по вокалу — Василия Кашеварова, которое расскажет Вам о том, как перестать бояться соседей во время пения дома?
Переходим на следующий урок, где мы с Вами подытожим все наши полученные знания из уроков и разберем такой вопрос: «Как заниматься вокалом дома?».
источник
Что такое вокальный зажим или как научиться свободно петь высокие ноты? |
Автор: Ирина Рамзина | ||
28.08.2014 21:46 | ||
Вы не раз, думаю, слышали и читали о вокальном зажиме. О том, что он вообще существует. В чем его причина, что создает препятствие для свободы голоса? Проявляется вокальный зажим в характерных ситуациях – например, вокалист поднимается по гамме вверх, и за переходным порогом происходит резкое изменение тембра. Если стараться усиленно удерживать плотный характер звука, добавляя громкости (то есть, выталкивая воздух) – то происходит форсаж, после которого горло «саднит». Такое явление — неудобство пения ноты, какое-то «препятствие» для голоса, наблюдается и при приближении к порогу, ведь ни что не возникает сразу, все вырастает постепенно. Еще один пример — не получается выйти на высокую ноту без изменения тембра. Допустим, в мелодии есть скачок, нужно сразу «прыгнуть» на квинту или кварту вверх… И это никак не получается сделать! Связки все время хотят стать тонкими, а голос при этом – фальцетным. И если мы этого не хотим, нам нужен обертональный и насыщенный звук (полный голос), то и возникает конфликт. Бывает, что звук создать практически невозможно. Если не форсировать, не продавливать силой… Правда, при этом звук становится совсем не таким, какой нужен… В чем причина, почему так происходит? Почему голос не может создавать любые звуки свободно? Мы же слышим, что профессиональные исполнители поют так, как начинающим и не снилось! В чем секрет их свободы? Секрет их свободы в обучении. Понимаю, что это значит – не сказать ничего. Но подождите немного, некоторые завесы «тайн» приоткроются, иначе зачем статью писать… Первое, что нужно знать – препятствие для свободы звука, вокальный зажим создается ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, и более ни чем! Именно этот орган нашего вокального аппарата так «вредит» процессу фонации. Происходит такое потому, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути, им безразличен вокал или речь. А срабатывают они рефлекторно, потому что в вокальном (а он же и дыхательный!) тракте поднялось воздушное давление. Вот ложные связки и устремляются на помощь истинным, чтобы помочь им удержать давление воздуха снизу. На их взгляд организм собрался кашлянуть или чихнуть, а не спеть… Ведь после многократного кашляния или чихания часто возникает ощущение, что «дерёт горло». Именно оно возникает и при многократной попытке петь, форсируя, что вызывает зажим! Аналогично происходит и при задержке дыхания. Сами подумайте – в спокойном течении жизни мы дыхание не задерживаем, незачем. Если задерживаем, то собрались нырнуть, попали во вредную атмосферу, ну и т.п. Естественно, что ложные связки срабатывают, закрывая вход в легкие, только теперь уже закрывая его от внешней атмосферы. Есть некоторые упражнения в вокале, которые нужно исполнять с предварительной задержкой дыхания. Будьте уверены, что ложные связки в этот момент смыкаются! Хоть мы этого и не чувствуем. Поэтому такие упражнения не нужно ставить во главу угла вокальной учебы, они используются, но необходимо, также, понимать и степень их применения. Давайте исходить из логики процесса – раз причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, и другой причины у него нет (что выяснено наукой), значит нужно как-то уметь управлять именно этой «деталью» вокального тракта, не позволяя ложным связкам работать «по привычке», то есть бессознательно, автоматически… Казалось бы, задача неразрешимая… Ну, в самом деле, как можно заставить ногу не дергаться, если врач слегка ударит вас молоточком под коленку? Кто был на приеме у врача невропатолога хоть раз в жизни — прекрасно меня поймет))) Оказывается – можно. В отношении ложных связок, про коленку не знаю… Эффект РАЗДВИГАНИЯ ложных связок (а это именно то, что нам нужно при пении) вызывается… смехом! Удивительно, но это факт, который установлен учеными, занимавшимися исследованием работы органов человека при пении, разговоре, различных проявлениях функции создания звука нашим организмом. Справедливости ради необходимо сказать, что не только один смех вызывает «желание» ложных связок не мешать работе истинных. К таким проявлениям эмоций можно отнести плач (но только ни в коем случае не надрывный, не рыдающий). Некую степень плаксивости, так скажу, которую обычному человеку не трудно воссоздать в своем голосе, не правда ли? Ведь если сказать что-нибудь со слезливыми интонациями в голосе, вроде как «еще немного, и заплАчу», то именно в таком характере звука роль ложных связок отсутствует, они не «включатся»! А если перенести подобные интонации на звуки более высокие, то петь их будет легче, поскольку и там, на высоких, ложные связки не будут препятствовать работе истинных. Все бы ничего, но слезливость в голосе, называемая вокальностью cry (плач), приводит и к эффекту некоторого опускания гортани. А в современном вокале необходимо отпускать гортань на волю, поскольку она в целом хоть и важный орган, но еще более важные находятся внутри нее. Да и эффект «раздвигания» ложных связок при cry все же не так ярко выражен, как при другом действии – вызове «искусственного», внутреннего смеха. Думаю, те, кто изучает различную информацию, в том числе и находящуюся на интернет-ресурсах, не раз встречались с понятием «пение на улыбке». Трактуется на большинстве сайтов это понятие достаточно поверхностно, отсюда и немало критики данной концепции на сайтах других, принадлежащих апологетам классической вокальной техники. Ну, в самом деле, петь все время с раздвинутыми в улыбке губами как-то глупо – не любой текст можно петь с улыбкой. Вы же не станете какую-нибудь траурную песню или песню, текст которой явно не предполагает «легкого отношения» петь, постоянно улыбаясь? Вот именно, это и не нужно. Как обычно, «пение на улыбке» — продукт недостаточной «въедливости» педагогов в суть вещей, происходящих в организме. НЕ УЛЫБКА нужна вокалисту, А СМЕХ, причем настоящий, который заставляет работать шейно-ключично-сосцевидную мышцу, благодаря которой и открываются ложные связки. Конечно, я понимаю, что «ржать» на сцене – это не петь, это совершенно другое проявление эмоции веселья. Однако, без вызова такой эмоции (в процессе обучения) невозможно натренировать навык управления ложными связками. Зато впоследствии, после обучения, вызов реакции нужной мышцы можно делать хоть молча, хоть с плаксивым выражением на лице. Это же как обучение игре на инструменте, хоть на гитаре, хоть на фоно. В начале пальцы совершенно не хотят слушаться хозяина, лезут не туда, перенапрягаются и устают, блуждают в поисках необходимой позиции… После тренинга они как бы «перестают подчиняться» мозгу, и пианист, даже после многолетнего перерыва, может играть сложный пассаж Баха, удивляясь: «Ну ни чего себе! Пальцы-то помнят!» Вот таким же образом и внутренние реакции ОБУЧЕННОГО вокалиста ПОМНЯТ (как пальцы), что им нужно делать, чтобы не допускать вокального зажима. Это – МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, которая и является настоящей основой хорошего вокала. В этом ролике аббревиатура ФГС — это фальшивые голосовые связки (или ложные). Осталось только осознать и продумать, как научиться «смеяться внутри» так, чтобы независимо от выражения лица создавать необходимую конфигурацию внутренних вокальных органов, того, что и есть «позиция смеха». А вовсе не «пение на улыбке», давно ставшее какой-то бородавкой, наростом на верном понимании роли эмоции смеха в обучении ложных связок подчиняться сознанию, а не рефлексу. Попробуйте вызывать у себя «внутренний смех», например, играя в игру «Кто первый засмеется?» И в тот момент, когда вы усилием воли оставляете на лице серьезное выражение, а внутри уже все «хохочет», постарайтесь зафиксировать свои ощущения, чтобы вызвать их потом. Если удастся их вызвать, то мышечная память у вас запомнила, что происходило, и теперь, воссоздав эту внутреннюю «позицию» органов, которая возникала при желании захохотать, вы сможете гораздо легче спеть те ноты, которые давались вам раньше только форсированно или не давались вообще. Ну а за более продвинутыми упражнениями приходите на тренинг по Методу EVT. Знания и умения, полученные там, помогут справиться с вокальным зажимом, используя современные технологии обучения вокалу. Хотя сразу предупреждаю, что работать нужно будет очень много, ведь и фокусы показывать научиться далеко не просто…. Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник источник Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте. Обучение пойдёт быстрее, если в школьные годы вокалист уже имел опыт пения. Многие исполнители начинают по разным причинам бояться брать высокие ноты, но на самом деле при помощи специальных упражнений можно научиться их правильно и красиво брать. Несколько простых упражнений помогут вам научиться петь высоко на верхнем участке своего диапазона без дополнительных усилителей звука и ревера. Но сначала нужно разобраться, что же мешает вам легко и красиво петь и оставаться на высоте в сложной головной тесситуре. Причин трудностей пения на высоких участках диапазона может быть множество. Вокалист начинает пугаться их как из-за физических, так и вследствие психологических факторов. При этом его голос может действительно звучать некрасиво на верхних нотах. Вот несколько самых распространённых причин, почему трудно их петь:
источник Наверняка многие задумывались при прослушивании какой-либо музыкальной композиции, исполняющейся качественным вокалом в звонких регистрах: «Как брать высокие ноты голосом?». И задумывались не зря. Ведь техника пения в высокой тесситуре сильно отличается от методики в средних и нижних диапазонах. Для желающих обучаться вокальному искусству стоит знать, какие профессиональные понятия используются для обозначения голосов. Высокими голосами чаще всего обладают, конечно же, женщины. Рабочий диапазон варьируется от ноты до первой октавы и заходит за до третьей. И кто уж разбирается в вопросе, как брать высокие ноты голосом, так это обладатели сопрано. Несмотря на общность в тесситуре, каждый голос по-своему уникален. За индивидуальность звучания отвечает тембр. В этом случае сопрано разделяют на несколько подвидов:
Мужской высокий голос зовется тенором. Приблизительный диапазон начинается от до малой октавы и приближается к до второй. У него, как и у сопрано, есть свои подгруппы:
Деление происходит по тому же критерию, что и у сопрано. Стоит отметить, что указанные диапазоны имеют обобщенные значения, так как существует множество примеров исключений, в которых голос пересекает все границы принятого. Перед каждой репетицией следует разогревать связки. В связи с этим существуют упражнения для распевания. Любое из них должно начинаться со среднего регистра и затем расширяться по обе стороны. Упражнения: пропевание одного звука закрытым ртом или на гласные (О, А, И, Э и другие). Опора дыхания. Во время пения живот всегда должен находиться в твердом положении, этому должны поспособствовать диафрагма и пресс. Упражнение: проговорить с сильной воздушной отдачей слог «ха» или какой-либо другой, можно даже утрированно посмеяться. Освободить артикуляционный аппарат от напряжения. Рот не должен быть скован, вокальная позиция соответствует улыбке, а именно — это приподнятые щеки и мягкое небо. Упражнение: выразительно проговорить гласную О или попытаться зевнуть, запомнив эти ощущения. К огромному счастью для ученика — выбор гласных велик, потому следует поэкспериментировать с ними. Из получившихся результатов стоит сделать вывод: на какой из гласных вам удобнее всего брать высокие ноты. После определения стоит оттачивать технику пока именно на ней. Упражнение: поднимаясь на высокие ноты, варьировать гласные и анализировать звучание. Во время пения не думайте о том, как брать высокие ноты голосом, а просто ищите для себя комфортные ощущения, меняя артикуляционные позиции. Помимо этого, представьте, что взяли в рот горячую картошку. Данный метод открывает хорошую возможность как для звукоизвлечения, так и для свободного потока воздуха. Петь следует с твердой подачей звука, «подъезды» и «въезды» в высокие ноты носят неточный характер. Если образно, то твердую атаку можно сравнить с подачей мяча и другим резким действием. Прежде чем переходить к практической части, нужно от и до изучить свой встроенный музыкальный инструмент. Диапазон человеческого голоса можно разделить на две группы: речевую и головную. Первый вид нам дается от природы и заканчивается на звуке, который человек не в силе взять привычным звукоизвлечением. С подходом к этой границе наступает царство фальцета. Фальцет — регистр, называющийся еще «головным». По звучанию слабее и тоньше грудного. Головной — это то, что приходится развивать самому. С его помощью вокалисты способны расширять свой диапазон до высоких нот. Изучив данную информацию, можно приступать к поиску границы, где голос будет пытаться переходить на фальцетное звучание. Метод является универсальным и прекрасно подходит для исследований в вопросе: как брать высокие ноты голосом и девушке, и парню? Обучение следует начинать с переходных нот, где голос звучит неровно, ломко и неуверенно. Связки растягиваются скачкообразным путем, которого полностью избежать нельзя, но вследствие упорной практики возможно сгладить. Петь высокие ноты следует на правильной вокальной позиции — улыбке. Позиция губ также влияет на технику, она способна оказать воздействие на растяжение связок гортани и облегчить процесс. Ни в коем случае не поднимать голову вверх вслед за движением голоса. Растяжение, образующееся в гортани, становится препятствием для вибрации связок, что затрудняет переход в высокий регистр. Задаваясь вопросом, как научиться брать высокие ноты голосом, ученик автоматически начинает выполнять выше описанное действие. Важно не напрягать голос во избежание форсированного звука, который может повлечь за собой травмы голосового аппарата. Мужская голосовая физиология и женская сильно различаются.
Потому в вопросе о том, как брать голосом высокие ноты, мужчине следует помнить, что это очень кропотливый и нежный процесс. Во время полового созревания происходит мутация голоса, вследствие этого в данный период ученик нуждается в пристальном внимании педагога. Исключены серьезные вокальные нагрузки. После окончания мутации преподавателю следует «нащупать» возможности голоса, «прикинуть» диапазон и сделать временное заключение. Мужчины берут высокие ноты по большей части за счет фальцета, а доведение его до уверенного плотного звучания требует много времени. Развивать высокие ноты можно и однозначно нужно. Но не стоит забывать, что вокалисты обладают не только светлыми и легкими голосами, но и низкими с плотным звучанием. Носители басистых голосов также способны брать звуки в высокой тесситуре, но к ним нужен особый индивидуальный для каждого случая подход. Есть одна простая истина: голос ценится за возможности диапазона, но куда больше слушатели любят красивый характерный только для этого певца тембр и его изюминку, с помощью которой вокалист способен исполнять любые, даже самые сложные музыкальные произведения. источник Завсегдатай Профиль Administrator Профиль Administrator Профиль Завсегдатай Профиль Administrator Профиль Могу предположить, что это вряд ли связано именно с пением, то есть с извлечением Вами звуков. Термин «головная боль напряжения» отражает теорию, согласно которой она является результатом длительного напряжения мышц головы и шеи. Даже незначительное мышечное напряжение, не выходящее за рамки обычных колебаний, может способствовать высвобождению биологически активных веществ, приводящих к усилению головных болей. Автор подчеркивают, что необходимо учитывать вклад, вносимый близлежащими к голове и шее крупными мышцами, например, трапециевидной. При усилении головной боли могут появляться сопровождающие симптомы, такие, как фонофобия или фотофобия, анорексия или тошнота. Существенно, что сопровождающие симптомы не представлены все вместе, как при мигрени, а встречаются изолированно, наблюдаются редко и клинически неярко выражены. Если причина Ваших проблем кроется именно в этом, Вам может помочь препарат сирдалуд, обладающий как мышечно-релаксирующим, так и аналгетическим эффектом. Эти таблетки обычно хорошо переносятся больными и у них почти нет побочных эффектов. Принимают препарат в дозе 4 мг в сутки, обычно 2 мг утром и 2 мг на ночь. Длительность терапии — не менее месяца. Хотя если не будет помогать в первые дни приёма, дальше можно не пить, т. к. бесполезно. Но вполне вероятны и другие причины Ваших страданий, поэтому хорошо бы проконсультироваться с грамотным врачом, прежде чем начинать пить таблетки. И ещё. Как у Вас обстоят дела с позвоночником? Не болит ли спина? Сделайте несколько вращательных круговых движений головой. Хруст есть в шейном отделе? Если есть, проблема головных болей может скрываться в остеохондрозе шейного отдела позвоночника. Но всё это, естественно, лишь предположения. Сложно заочно что-то сказать с уверенностью. Но, повторюсь, я очень сомневаюсь, что корень Ваших проблем — в звукоизвлечении. Завсегдатай Профиль Завсегдатай Профиль Administrator Профиль
Administrator Профиль Завсегдатай Профиль Подписаться на тему Подписка на этот форум Скачать/Распечатать тему источник Вы хотите научиться петь, чувствовать свой голос «на верхах», но не имеете возможности заниматься у дорогих преподавателей? Сегодня мы расскажем вам несколько советов, которые помогут вам петь высокие ноты.
источник Извините за многобукаф, автор, это тебе. Большинство тех, кто хочет научиться петь совершают ошибку, благодаря, которой никогда петь не научаться. Тянуть долго не буду, это — зажим гортани (горловой зажим). Ошибка в том, что некоторые не отводят достаточно внимания свободе своего голос (горла) и организма в целом, почему и получается так, что некоторые поют сходу «от природы», а другие учатся, учатся всю жизнь, но так ничему никогда и не научатся. Пока нет свободного горла — продолжать заниматься вокалом НЕЛЬЗЯ. Зажим — это важнейшая проблема, с которой сталкиваются БОЛЬШИНСТВО вокалистов и людей, которые вообще пытаются петь. Чем раньше обратишь на неё внимание — тем быстрее встанешь на правильный путь развитие и тем с меньшим количеством проблем ты столкнёшься в дальнейшем. Почему большинство вокалистов зажимаются и только у едениц получается петь свободно? Во многом тут виновато выражение «пойте — как говорите». Которое не всегда верно. Почему? Учитывает ли большинство, что говорят они также зажато? Ну и пение, соответственно, получается также зажатым, в чём и нет ничего удивительного. Опасность горловых зажимов для голоса. Если не следить за освобождением певческого голоса, в течении некоторого времени на связках будет появляться предузелковое состояние, которое перейдёт в узлы. Которые уже можно будет убрать только хирургическим вырезанием (операционное вмешательство). В большинстве случаев, такая операция не слишком тяжёлая и некоторые возвращаются к пению после этого, но для многих — подобное состояние — конец карьеры. Голос становится хриплым, срезает верхнюю часть диапазона и куча прочей ерунды, с которой лучше и не сталкиваться. Короче говоря, хотите петь и петь долго — следите за этим недугом. Иными словами, при зажимы вы не сможете петь вообще. Почему я и говорю, что это одна из главнейших тем вокала. У вас не будет лёгкости (совсем) — о высоких нотах можно практически забыть (либо там будет просто стиснутый, прознительный писк, на подобие высокого голоса, когда должен быть свободный, лёгкий, объёмный голос). Зажим или не зажим — как определить? — Звук становится плоским, невыразительным. Часто звучит гнусаво. Недостаточно объёма. На слух эти проблемы слышатся очень хорошо! При зажиме, диапазон также вполне может увеличиваться, что может быть расценено за положительную динамику людьми незнающими и не понимающими, что такое свободный голос, что, собственно, и приведёт к узлам на связках и потере/повреждению голосового аппарата. Не лишним будет отметить и то, что некоторые, доставать высокие ноты пытаются криком и ором. Диапазона ора также будет расти. Но это вовсе не значит, что это правильно, что так и надо брать высокие ноты! Часто они появляются чуть ли не с самого рождения. Мы привыкли говорить с зажимами, с напряжением, в то время, когда даже разговорный голос должен быть лёгким и свободным. Кстати говоря, вот именно такие голоса называют завораживающими, именно от таких и идут мурашки по коже! 🙂 Очень часто, среди зажимов, выделяют, так называемые, психологические зажимы. Это когда, к примеру, вы боитесь взять высокую ноту, боитесь профацельцетить, дать «петуха», всё это и приводит к тому, что вы пытаетесь брать все эти высокие ноты мощнейшим напряжением горла, которое абсолютно не нужно для взятия высоких нот. Но психология диктует своё 🙂 Как снять горловые зажимы? Свобода и лёгкость должна войти вашу жизненную привычку. На разговорном голосе вы также должны будете следить за тем, чтобы организм был не зажат. Со временем вы привыкнете к этому и свобода будет для вас привычна, а для окружающих — приятна. Поэтому для борьбы с зажимами необходимо расслаблять источник Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой голос такой тонкий и некрасивый?!» Лайфхак пения верхних нот в том, все очень логично! Достаточно знать, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Западные исполнители давно открыли, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. А разное смыкание голосовых связок помогает легко брать и нижние, и верхние ноты. Эта статья «со звездочкой», для тех, кто действительно хочет разобраться в своей физиологии голоса и узнать, как петь высокие ноты свободно и легко. Вспомните случай, когда вы громко вскрикивали от испуга или радости, звали кого-то издалека — ваш голос звучал выше, правда? И тоньше! Он не походил на обычный разговорный тембр. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы. При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким. Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов! Неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это в корне неверно. Послушайте примеры известных вокалистов ниже. На верхних нотах их голос звучит тоньше, так как они используют более тонкое смыкание голосовых связок! Adele «Skyfall» Adele «Rolling in the Deep» Sam Tsui «Titanium» Adam Levin (Maroon 5) — «Sugar» Повторюсь: размер голосовых связок влияет на высоту голоса! На высоких нотах голосовые связки — тонкие и длинные, смыкаются самыми краешками. А на низких нотах связки укорачиваются, становятся толще и смыкаются всей своей массой. Посмотрите, как работают голосовые связки на видео, чтобы лучше понимать, о чем речь. Мышцы гортани натягивают или ослабляют связки, и поэтому получается разная высота звука. Отсюда появляется понятие “грудной” голос и “головной” голос. На самом деле, нет никакого грудного или головного звука. Это всего лишь разное смыкание голосовых связок: тонкое — самыми краями — на “головном” звуке и более плотное на нижних нотах, “грудных”. Подробнее в этом видео о голосовых связках: Также существует такой отрезок диапазона, как фальцет (на верхних нотах) и субтон (на нижних). Это краевые точки вашего диапазона: самые высокие и самые низкие ноты, которые вы можете брать. Такие типы смыкания происходят, когда голосовые связки больше не могут растягиваться и начинают смыкаться неплотно. Во время пения между ними образуется щель и выходит много воздуха. Получается пение “на придыхании”. Использовать этот прием можно и в середине своего диапазона, если сомкнуть связки неплотно, выпустить больше воздуха сквозь них. Получится новая краска голоса — нежная и тихая, с выдохом. Например, как у знаменитых Mariah Carey или Sarah Connor. Слышно, как они чередуют разное смыкание связок на верхних нотах: то более плотное, то расслабленное с придыханием. Sarah Connor «From Sarah with Love» У мужчин лучше слышно тонкое смыкание связок наверху и плотное на нижних нотах в силу того, что мужские связки толще женских, и контраст получается четче. Получается яркое тонкое фальцетное “недосмыкание”. Часто пользуется таким приемом Sam Smith: Sam Smith «Writing’s on the Wall» Если на фальцете сомкнуть связки плотнее, придыхание исчезнет, останется лишь тонкий высокий звук! В этом и заключается секрет, как петь высокие ноты. Советую тренироваться таким образом:
Повторю, делать такие тренировки нужно на тихом звуке, чтобы голос не перешел на форсирование! С тренировками фальцет уплотняется, превращается в высокий “головной” голос и звучит достаточно красиво, особенно у мужчин. Например, как поет высокие ноты Adam Levin (Maroon 5). Сравните с тем же фальцетом у Sam Smith в предыдущем треке. Adam Levin «Lost Stars» А вот пример, как контрастно звучат нижние и высокие ноты у мужчин, и как умело можно вставлять фальцет во фразу. Grégory Lemarchal «S.O.S d’un terrien en détresse» Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке, а тем более фальцетом, никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху «грудным» регистром и плотным смыканием. За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше?! Брать звук на тонких голосовых связках — лишь прием, который помогает петь высокие ноты легко и свободно. Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое небо, язык принимает нужное положение. Имеет значение и форма рта, насколько он широко открыт. При мало открытом рте звук не может быть мощным! При правильном положении гортани во время пения голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Современные методики вокала говорят о том, как сжимать сфинктеры и поворачивать хрящи гортани так, чтобы звук был пронзительный и объемный (твенг, белтинг), но не травматичный для голосовых связок. Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. Она обеспечивает нужное смыкание связок и давление воздуха под ними. Освоив работу с гортанью, можно легко избавиться от зажимов. Данная техника будет описана в следующей статье. Но как бы не изменялась гортань и ротоглотка, в какие резонаторы вы бы ни посылали звук, голосовые связки (!) все равно будут растягиваться и становиться тоньше при пении на высоких нотах. Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонацию звука. Современные поп-звезды постоянно меняют краски голоса — то вокалист “плачет”, то шепчет, то поет нежно и трепетно, то кричит или уходит в ультразвук. Сегодня никому неинтересно слушать одинаковую краску голоса на протяжении всей песни. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне. С помощью разных режимов смыкания голосовых связок можно сделать тембр голоса уникальным, добавить необычных нот, по которым вас будут узнавать. Стоит научиться самостоятельно “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим. Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо в октаву и больше. Так голос научится перестраиваться на разные регистры автоматически. Тренироваться на смену регистров для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху. И напоследок хочу сказать: не пойте бездумно, повышайте свой профессиональный уровень. Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Закрепить навык, как работают голосовые связки при пении, поможет лайфхак для голоса, который скоро появится в соответствующей рубрике. источник Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте. Обучение пойдёт быстрее, если в школьные годы вокалист уже имел опыт пения. Многие исполнители начинают по разным причинам бояться брать высокие ноты, но на самом деле при помощи специальных упражнений можно научиться их правильно и красиво брать. Несколько простых упражнений помогут вам научиться петь высоко на верхнем участке своего диапазона без дополнительных усилителей звука и ревера. Но сначала нужно разобраться, что же мешает вам легко и красиво петь и оставаться на высоте в сложной головной тесситуре. Причин трудностей пения на высоких участках диапазона может быть множество. Вокалист начинает пугаться их как из-за физических, так и вследствие психологических факторов. При этом его голос может действительно звучать некрасиво на верхних нотах. Вот несколько самых распространённых причин, почему трудно их петь:
источник |