Меню Рубрики

Волевая регуляция дыхания при бронхиальной астме применяется с целью

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание респираторной системы, проявляющееся приступами удушья. Чтобы оставаться в состоянии ремиссии (отсутствия симптомов), пациенты используют различные лекарственные препараты. Широко применяется и особый тип гимнастики – специальное дыхание при бронхиальной астме, которое укрепляет здоровье и даже может помочь в купировании приступа.

Многие люди привыкли считать, что в современной медицине нет места ничему, кроме лекарственной терапии. Это предубеждение легко разрушить, углубившись в изучение альтернативных методов оказания помощи пациентам с бронхиальной астмой. Они страдают от заболевания всю жизнь, некоторые сталкиваются с ним еще в детстве – и потому совершенно очевидна необходимость в снижении избыточной медикаментозной нагрузки за счет дыхательной гимнастики. Конечно, это вовсе не панацея, но при разумном сочетании с базисными фармакологическими препаратами упражнения позволяют добиться таких эффектов как:

  1. Уменьшение спазма бронхов.
  2. Расслабление дыхательной мускулатуры.
  3. Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.
  4. Укрепление мышц, отвечающих за вдох и выдох.
  5. Улучшение кровоснабжения и обменных процессов в легких и функции внешнего дыхания (ФВД).
  6. Очищение бронхиального дерева от мокроты.

Проще говоря, гимнастика при астме помогает устранить перенапряжение респираторной системы и, в частности, дыхательной мускулатуры. Это положительно сказывается на самочувствии больного, хотя начинать тренировки следует в межприступный период – то есть на том этапе, когда есть полный контроль над состоянием.

Таким образом, дыхательная гимнастика полезна для пациентов при бронхиальной астме и должна включаться в программу терапии.

Она преподается как лечебная физкультура (ЛФК) инструкторами и врачами.

Пациентам, страдающим бронхиальной астмой, рекомендуется выполнять упражнения:

  • классический комплекс;
  • волевая регуляция дыхания (по Бутейко);
  • по Стрельниковой.

Йога при бронхиальной астме также может быть полезна, однако требуется длительное обучение под контролем подготовленного специалиста. В медицинских учреждениях это направление не развивают, поэтому пациенты обращаются в образовательные центры и группы. Однако следует понимать: чтобы достичь эффекта «полного дыхания», при котором задействована вся мускулатура респираторного аппарата, нужно очень много упражняться. При этом неправильное выполнение чревато развитием неблагоприятных последствий; все без исключения дыхательные техники йоги требуют внимательности и осторожности.

У больных бронхиальной астмой наблюдается перерастяжение и вздутие легких, нарушение баланса газов крови, поэтому, хотя существует достаточно большое количество вариантов гимнастики, все они нацелены на тренировку и разгрузку респираторного аппарата.

Включает несколько простых упражнений, доступных для выполнения в любом месте, где можно уединиться без отвлекающих факторов хотя бы на десять минут:

  1. «Трубочка». В спокойном состоянии расслабьтесь, обратив внимание при этом, в первую очередь, на мышцы шеи и плечевого пояса. Держа рот закрытым, сделайте вдох носом (2 сек), затем сложите губы «трубочкой» и выпустите через них воздух, затратив в два раза больше времени (4 сек). Повторите.
  2. «Сопротивление». Налейте в стакан чистую воду и поставьте в него трубочку-соломинку. Глубоко вдохните и начинайте медленно выпускать через нее воздух.
  3. Тренировка диафрагмы. Понадобится стул со спинкой. Присядьте на него и выпрямитесь. Вдыхая, подавайте живот кпереди, а выпуская воздух из легких через сомкнутые губы, втягивайте его.

Описанные техники облегчают выведение вязкой мокроты, помогают вентилировать нижние отделы легких. Упражнение «Сопротивление» можно выполнять во время приступа астмы.

Техника направлена на уменьшение выраженности основных симптомов: одышки, кашля. Пациенту необходимо освоить принцип поверхностного (неглубокого) дыхания. Приступить к упражнениям могут как дети (с 4 лет), так и взрослые люди вплоть до преклонного возраста. Алгоритм достаточно прост для понимания:

  • начальный этап – задержка вдоха (до ощущения дискомфорта от нехватки кислорода; следует постараться выдержать как можно дольше, мелкими порциями поверхностно втягивая воздух);
  • промежуточный период (остановка осознанного дыхания и передвижение по комнате до чувства дискомфорта, пауза на вдох – ограниченный мелкий или хотя бы для начала не слишком глубокий, затем повтор упражнения);
  • завершающий этап (поверхностное дыхание в течение 3 минут – постепенно следует увеличить это время в три раза).

Повторять упражнения рекомендуется в три-четыре подхода за день, выполняя каждый раз весь комплекс. Цель занятий – формирование привычки дышать поверхностно и делать остановки между втягиванием воздуха в легкие до минуты без ощущения сильного дискомфорта.

Во время «кислородной паузы» нужно подавлять панику, которая неизбежно возникает у людей, хорошо знакомых с чувством удушья, и смотреть вверх.

Это динамическая гимнастика – она подразумевает не только контроль втягивания-выпускания воздуха, но и определенные синхронные движения; выдох в этой технике должен быть пассивным, без стимуляции, «выталкивания». Всего в алгоритме 11 упражнений, но начинать рекомендуется с трех:

  1. «Ладошки». Положение – стойте прямо, согнув руки в локтевых суставах. Представьте воображаемого зрителя – поверните ладони к нему. Шумно и коротко активно вдыхайте носом и в это время каждый раз сжимайте кулаки; помните о свободном выпускании воздуха из легких.
  2. «Погончики». Стойте прямо, прижмите собранные кулаки к животу (на поясе). Вдохните и одновременно подайте кисти вниз, затем верните в исходное положение. Повторите.
  3. «Насос». Спина прямая, ноги – несколько уже ширины плеч. Руки держите ровно и прижмите к бокам. Вдох и поклон – при этом потянитесь пальцами к полу, не прикоснувшись. Не полностью распрямившись, вновь втяните носом воздух, округляя спину.

Занятия проводятся в помещении небольших размеров – форточку (в холодный период года) или окно (когда жарко) следует открыть.

Больной должен выполнять упражнения либо натощак, либо не раньше, чем через 1-2 часа после приема пищи. Вдоху (именно на нем делается акцент) следует быть коротким, отрывистым, резким и шумным, однако без чрезмерных усилий – не до головокружения. Нужно считать каждый эпизод втягивания воздуха в легкие вместе с движениями: от 1 до 8, 16, 24, 32.

Дыхательные упражнения не считаются опасным видом терапии, однако некоторые из них, требующие большого напряжения респираторного аппарата и/или сопутствующей двигательной активности, не выполняют в период приступов, так как есть риск усиления гипоксии (кислородного голодания). Кроме того, в острую фазу течения астмы человек вряд ли способен к внимательному подсчету, необходимому для контроля правильности гимнастических техник – мешает затрудненный выдох и другие нарушения. Есть состояния, при которых показано срочное введение лекарств и кислородная поддержка (агональное, или гаспинг-дыхание, характеризующееся редкими судорожными втягиваниями воздуха, свидетельствует о развитии асфиксии – удушья).

Часть техник гимнастики по Стрельниковой противопоказана при таких патологиях как:

  • артериальная гипертензия (повышение давления);
  • перенесенный инфаркт миокарда;
  • травмы позвоночника, головы;
  • остеохондроз, радикулит;
  • врожденный порок/ишемическая болезнь сердца.

Гимнастика по Бутейко безопасна при контроле ограничений дыхания, составляющих суть упражнений. Однако она имеет ряд противопоказаний:

  • инфекции в остром периоде;
  • патологии, сопровождающиеся обильными кровотечениями;
  • психические заболевания, при которых человек не способен понять методику.

Не все специалисты в медицинской среде поддерживают концепцию, сформированную Бутейко, утверждая, что длительные занятия ведут к потере автоматизма контроля функций респираторной системы. Кроме того, в некоторых исследованиях, изучавших влияние этого варианта гимнастики на организм с помощью спирографии (измерения параметров дыхания посредством специальных проб), отмечены патологические показатели ФВД при бронхиальной астме:

  1. Снижение ЖЕЛ (жизненной емкости легких).
  2. Уменьшение ОФВ1 (объема форсированного выдоха за 1 секунду).

Эти параметры иллюстрируют обструктивный тип вентиляционных нарушений – то есть снижение проходимости бронхов.

Начинать упражнения в любой системе следует с ограниченного количества подходов, не давая сразу большую нагрузку.

Выбирать, на каких занятиях остановиться, лучше совместно с инструктором либо врачом ЛФК – это обоснованно уже потому, что больные сталкиваются с разной степенью нарушений, могут иметь индивидуальные противопоказания к той или иной технике упражнений, не учтенные в описанных в статье перечнях.

Как правильно диагностировать бронхиальную астму.

Какие продукты лучше употреблять при бронхиальной астме.

Как можно устранить одышку с последующим лечением заболевания.

Что нужно делать, если у заболевшего начался приступ астмы.

источник

Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, педиатрии. Целью изобретения является обеспечение произвольной регуляции дыхания в пределах заданного ритма. На грудной клетке или в верхней части живота фиксируют датчик дыханий. Датчик подключают к зрительно-слуховому регулятору дыхания (ЗСРД). ЗСРД обеспечивает звуковую и визуальную индикацию реальной длительности времени вдоха и выдоха, позволяет регулировать временные режимы дыхательного цикла. Способ обеспечивает произвольную регуляцию дыхания в пределах заданного ритма. 3 табл.

Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии, пульмонологии и педиатрии. Посвящено лечению больных бронхиальной астмой с помощью дыхательного тренажера, т. е. устройства с биологической обратной связью, используемого как вариант биологической игры для саморегуляции нарушенного дыхания.

Известен способ волевой регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой (К. П.Бутейко), который достигается путем поверхностного медленного дыхания, контролируя эффективность задержками на выдохе. Однако в приступном периоде астмы, особенно при ее тяжелом течении, изменение ритма дыхания и задержки на выдохе физиологически нереальны. Обучение волевой регуляции дыхания занимает длительное время и требует профессиональных затрат, а попытка регуляции отдельных фаз дыхательного цикла указанным способом без тренажера еще больше осложнит решение задачи. Методика не лишена побочных эффектов: нарастающая гипоксия, общая интоксикация с нервным возбуждением, озноб, лихорадка, головные боли, миалгии, гиперсекреция с выделением обильной мокроты, в отдельных случаях развитие ателектазов (Исаева Л.А. и Силуянова В.А., Андреева Е.И., Анохин М.Н., Туритова Л.В., Фролова А.В., Эрдес С.И., 1986). Способ Бутейко К. П. взят в качестве прототипа.

В связи с этим Исаева Л.А. с соавт. (1986) предложила методику, заключающуюся в специальных упражнениях ЛФК, при которой больной дышит через нос, поверхностно, избегая глубоких вдохов и выдохов. Длительность обучения в стационаре 2-4 недели, причем время на процедуру затрачивается до 30-40 мин. Эффект закрепляется при повторении процедуры 3-4 раза в день, что утомляет пациента и требует присутствие методиста. Методика требует продолжение обучения и после выписки из стационара. Изменение ритма дыхания с использованием капнографа и монитора сердечно-сосудистой деятельности обеспечивает высокую научную информацию, но больной в силу своих знаний не вполне (особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста) подготовлены использовать результаты исследования с целью саморегуляции дыхания, не считаясь с технической доступностью.

Необходимым условием при всех методах волевого управления дыхания является внушение, но не все пациенты внушаемы, и возможно оно не безразлично для психологии ребенка.

Целью предлагаемого способа является произвольная регуляция дыхания в пределах заданного времени с учетом возрастных возможностей. Для осуществления способа использован аппарат — электронный зрительно-слуховой регулятор дыхания, обеспечивающий измерение реальной длительности смежных временных интервалов, которые определятся моментами переключения дыхательного датчика, фиксируемого на пациенте, визуальную индикацию реальной длительности временных интервалов в виде перемещающегося светового пятна (мячика), аналоговую двухтональную звуковую индикацию реальной длительности временных интервалов, цифровую индикацию длительности временных интервалов двухразрядным десятичным кодом. Измерение длительности временных интервалов обеспечивается в пределах 9 с (т.е. может быть задан временной режим вдоха, или выдоха, или дыхательного цикла в пределах до 9 с).

Прежде чем начать процесс регуляции дыхания необходимо заинтересовать пациента в произвольной регуляции дыхания, по возможности создать спортивную ситуацию, предварительно научив его правильно ориентироваться в функциональных обозначениях передней панели аппарата.

В табл. 1 приведены интервалы, задаваемые для регуляции дыхания с учетом возрастных возможностей ребенка (режимы отличаются известной условностью, т. к. каждому ребенку свойственны свои пределы произвольной регуляции дыхания).

Способ произвольной регуляции осуществляется следующим образом: 1. Установить временной интервал, соответствующий возрасту и состоянию больного в момент исследования.

2. Ознакомить пациента с временным режимом для регуляции дыхания и поставить перед ним конкретную задачу.

3. После овладения пациента методикой произвольной регуляции дыхания, что диагностируется по устойчивости совпадений результатов с задаваемым режимом регуляции, приступают к регистрации результатов.

4. В зависимости от поставленной цели, в частности, регулируется дыхательный цикл или его фазы, в протокол заносятся от 60 до 100 дыхательных циклов (совпадение с заданным временным интервалом отмечается как +, неудача как -).

5. По окончании исследования результаты оцениваются по уровню произвольной регуляции дыхания (УПРД): где n — количество совпадений ритма дыхания с задаваемым временным режимом. Например: мальчику 8 лет, заданный временной режим регуляции фазы вдоха 3 с, совпадений ритма с заданным 48 из 60 дыхательных циклов.

При этом Оценка полученных результатов исследования: физиологический уровень (ФУПРД) соответствует совпадению результатов регуляции дыхания с заданным временем в пределах 80-100%, средний уровень (СУПРД) — 60-79%, низкий уровень (НУПРД) — 40-59%, очень низкий (ОНУПРД) — предел регуляции дыхания ниже 40%.

Читайте также:  Аутосеротерапия при бронхиальной астме

Идея раздельной произвольной регуляции дыхания основана на понятии дыхательного центра, наличия в нем инспираторных и экспираторных зон и пневмотаксического центра. По распространенной гипотезе последний получает импульсы из инспираторного центра и посылает импульсы, которые подобно импульсам рецепторов растяжения легких возбуждают экспираторные нейроны и тормозят инспираторные (Pits, 1946). Таким образом, пневмотаксический центр способствует смене вдоха выдохом (Сергиевский М.В., Меркулов Н.А., Габдрахманов Р.Ш., Якунин В.Е., Сергеев О.С., 1975, Бреслав И.О., Глебовский В.Д., 1981 и др).

Всего обследовано 66 больных бронхиальной астмой в возрасте от 6 до 14 лет. Из них у 48 детей диагностирована атопическая форма астмы, у 10 инфекционно-аллергическая и у 8 смешанная форма болезни. Исследования проведены в межприступном периоде бронхиальной астмы в условиях горно-климатического санатория верхний «ГУНИБ».

Выделены 3 группы больных: первая — 23 ребенка с посленагрузочным бронхоспазмом (проба И.С.Ширяевой), вторая — 29 детей, которые не реагировали на физическую нагрузку или нагрузка вызывала улучшение показателей бронхиальной проходимости, третья группа — 15 больных, которые проводили лечебную произвольную регуляцию дыхания ежедневно (в отличие от предыдущих групп, проводивших регуляцию дыхания в начале и в конце курса санаторно-курортного лечения).

Дети, больные бронхиальной астмой, независимо от характера наблюдения получали лечебно-реабилитационный комплекс в виде утренней лечебной гимнастики, малого туризма, закаливающих процедур. По показаниям им проводили санацию хронических очагов инфекции и лечение активного воспалительного процесса органов дыхания. За исключением одного ребенка с зависимостью от кортикостероидов и адреномиметиков дети, больные астмой, не получали общепринятых бронхоспазмолитиков.

Контроль за бронхиальной проходимостью осуществляли пневмотахометром (ПТМ), проходимостью носа и бронхов — ринопневмотахометром (РПТМ), длительность фазы вдоха и фазы выдоха за минуту регистрировали по показаниям ЗСРД-Э.

В табл. 2 приводятся результаты произвольной регуляции вдоха и дыхательного цикла. Производился учет времени на исследование, по которому определяли не только исходную частоту дыхательных движений, но и степень урежения их при произвольной регуляции дыхания (УПРД). По этим показателям вычисляли отношение исходной частоты дыхания к произвольно регулируемой (коэффициент регулируемости дыхания КРД).

В результате санаторно-курортного лечения достоверно снизилась частота дыхания в минуту, выросли показатели бронхиальной проходимости и проходимости носа в первой группе детей (с исходно низкими показателями по сравнению со второй группой), независимо от групп наблюдения значительно (с высокой степенью достоверности) возрос уровень произвольной регуляции дыхания (коэффициент регулируемости дыхания достиг от 1,7 до 2,0).

Длительный период между исследованиями позволил нам избежать помех, связанных с тренировочным эффектом на произвольную регуляцию дыхания.

Произвольная регуляции вдоха проходила более гладко по сравнению с произвольной регуляцией дыхательного цикла, особенно у детей младшего школьного возраста, что доказывает незрелость центральной регуляции дыхательного акта в указанном возрасте.

Направленность сдвигов в кардио-респираторной системе у детей 3 группы идентична с предыдущими группами, но существенно отличалась от них.

У детей тренировочной группы мы не наблюдали обострения заболевания, дискомфорта, связанного с произвольной регуляцией дыхания, при максимальных пределах регуляции дыхания до 3 дыханий в минуту. Дети проявляли исключительный интерес к саморегуляции дыхания, а результат своей деятельности узнавали сразу по прекращении времени регуляции дыхания.

В результате регуляции дыхания отмечается достоверное урежение сердцебиения, дыхания и улучшение бронхиальной проходимости. Как видно, полученные результаты регуляции дыхания свидетельствуют о возможности раздельной регуляции дыхательного цикла и ее фаз, а также о саморугулирующем (функции жизненно важных органов) эффекте метода воздействия со значительной экономией времени и технической перспективой.

В обеих группах дети были подобраны одинакового возраста.

Источники информации Метод Бутейко: Опыт внедрения в медицинскую практику. Сборник / Сост. К. П. Бутейко — М.: Патриот, 1990 — прототип.

Способ произвольной регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой, включающий изменение фазы вдоха или выдоха или дыхательного цикла, отличающийся тем, что на верхней части живота или на грудной клетке фиксируют датчик дыхания, который подключают к электронному зрительно-слуховому регулятору дыхания, на котором выставляют временные режимы с учетом возраста и тяжести состояния больного и который обеспечивает визуальную и звуковую индикацию реальной длительности временных режимов, дыхательного цикла, а регуляцию дыхания осуществляют, оценивая количество совпадений ритма дыхания с задаваемыми временными режимами.

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.06.1999

Номер и год публикации бюллетеня: 9-2001

источник

студент (ка) 4 курса 40 группы

Губкина Любовь Александровна

Зав. кафедрой адаптивной физической

культуры и физиологии спорта, д.м.н.

Черноземов Валерий Григорьевич

Заболевания органов дыхания (ОД) в настоящее время за­нимают четвертое место в структуре основных причин смерт­ности населения, а их «вклад» в снижение трудоспособности и инвалидизацию населения еще более значителен. Этому спо­собствуют и возросшие темпы загрязнения воздуха и масшта­бы применения химических продуктов на производстве, в сель­ском хозяйстве и быту. Положение усугубляется тем, что под влиянием внешних и внутренних факторов изменился харак­тер течения воспалительных заболеваний и возросло число лиц с повышенной бронхиальной реактивностью. Для воспалитель­ных заболеваний бронхолегочной системы стала более харак­терна наклонность к затяжному хроническому течению, ран­нее присоединение аллергических осложнений. Заболевания органов дыхания, характеризующиеся подобным затяжным течением, периодически обостряющиеся, не поддающиеся пол­ному излечению и полному восстановлению функциональных возможностей дыхательной системы, специалисты объединя­ют под общим названием «хронические неспецифические забо­левания легких» (ХНЗЛ). К ним относятся: хроническая пнев­мония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, эмфизема легких, бронхиальная астма.

Общими задачами реабилитации являются: достижение регрессии обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких; восстановление и улучшение функции внешнего ды­хания и сердечно-сосудистой системы, психологического статуса и трудоспособности. Реализация этих задач может разли­чаться в зависимости от нозологической формы, особенностей и характера течения заболевания, индивидуальных особеннос­тей пациента, формы и степени поражения дыхательной систе­мы.

К частным задачам реабилитации при большинстве заболе­ваний органов дыхания можно отнести:

ликвидацию воспалительного очага;

улучшение бронхиальной проходимости;

увеличение вентиляции легких;

устранение несоответствия между альвеолярной венти­ляцией и легочным кровотоком;

улучшение дренажной функции легких;

экономизацию работы дыхательных мышц путем уси­ления их мощности и содружественности.

Сюда же можно отнести мероприятия, направленные на улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания.

Бронхиальная астма — одно из наиболее распространенных заболеваний и, к сожалению, обнаруживается тенденция по­стоянного увеличения количества этого заболевания. Так, если заболеваемость бронхиальной астмой в начале века не превы­шала 1 % от общей численности населения, то в настоящее вре­мя эта цифра увеличилась до 10%. Ежегодно от болезни поги­бает около 2 млн человек (В.Н. Солопов, 1994). Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекци­онной или неинфекционной этиологии, обязательным патоге­нетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья вслед­ствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронха.

Этиология и патогенез бронхиальной астмы сложны и пол­ностью еще не раскрыты. Этиологические факторы могут быть распределены на 5 групп:

неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, про­изводственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых, животных);

инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки, дрож­жи);

механические и химические воздействия (пары кислот,щелочей, неорганическая пыль и т.п.);

физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания баромет­рического давления, магнитного поля Земли);

нервно-психические стрессовые воздействия.

В результате в бронхиальном дереве развивается хрони­ческий воспалительный процесс.

Средства физической реабилитации:

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: ле­чебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дози­рованные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

После окончания приступа для облегчения удаления труд­но отделяющейся мокроты, устранения возникающих участ­ков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии пока­заны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же лечебную гимнастику на­значают в период между приступами при улучшении общего состояния больного. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Курс лечебной гим­настики можно условно разделить на два периода: подгото­вительный и тренировочный. Подготовительный период слу­жит больному для ознакомления со специальными упражне­ниями, для восстановления механизма правильного дыха­ния, а методисту для ознакомления с функциональными воз­можностями больного. Продолжительность его 2—3 дня, темп упражнений медленный. В тренировочном периоде применя­ется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического присту­па, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процес­сы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность — от 2 до 3 не­дель. В занятия ЛГ необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения — в виде сгибаний, разгибаний, от­ведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны. В трениро­вочном периоде активно используются гимнастические пред­меты (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения направлены на трени­ровку и развитие функций и органов, нарушенных в связи с заболеваниями. Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям — как статическим, из которых важно выде­лить диафрагмальное дыхание, так и динамическим. К таким упражнениям относятся:

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, так как они обеспечивают более полное уда­ление воздуха из эмфизематозно-растянутых альвеол че­рез суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и брюш­ной пресс, участвующие в осуществлении полного выдоха.

Упражнения с произношением гласных и согласных звуков, рассчитанные на развитие волевого сознательного уп­равления выдохом самим больным с тем, чтобы сделать его равномерным, вместо прерывистого, спастического. Вибрация же верхних дыхательных путей способствует по­нижению спазма бронхов при выдохе.

На занятиях лечебной гимнастикой больного обучают урежению дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких.

4.Надувание камеры, резиновых и грушевых предметов. Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражне­ния, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхи­альной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести за­ болевания.

Кроме лечебной гимнастики при заболева­ниях бронхиальной астмой могут использоваться и другие фор­мы лечебной физической культуры. Наиболее доступная из них — дозированная ходьба по ровной местности, легкий бег. Можно применять плавание, предварительно подготовив организм к холодной воде, поэтому необходимо начинать в теплое время года. Очень плодо­творно действуют на больного бронхиальной астмой лыжные прогулки. Проводить их следует в спокойном темпе, не забы­вая о правильном дыхании, продолжительность их должна уве­личиваться постепенно.

Важное место в системе реабилитации детей, больных брон­хиальной астмой принадлежит закаливанию.

В реабилитации больных бронхиальной астмой широкое применение находят физиотерапевтические методы. Для сня­тия обструктивных нарушений со стороны бронхов у больных бронхиальной астмой с успехом применяются аэрозоли или электроаэрозоли бронхоспазмолитических препаратов. Благо­приятное влияние на дренажную функцию бронхов с улучше­нием отхождения мокроты отмечается при проведении элект­рофореза с использованием 2%-ного калия йодида. В ряде слу­чаев хороший терапевтический эффект может быть получен при электрофорезе 5%-ного раствора хлорида кальция.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЭМФИЗЕМЕ ЛЕГКИХ

Эмфизема легких характеризуется стойким расширением легких, увеличением их воздушности вследствие понижения эластичности легочной ткани, трофическими изменениями аль­веол и их увеличением. Как самостоятельная форма болезни встречается крайне редко, чаще являясь следствием хроничес­ких заболеваний легких, таких как хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма, пневмосклероз, туберкулез легких. Другими причинами эмфиземы легких мо­гут быть постоянные механические перерастяжения легких при тяжелой физической работе, связанные с натуживанием и, сле­довательно, задержкой воздуха; длительное переполнение аль­веол воздухом (музыканты, стеклодувы) и, наконец, возраст­ные изменения, поэтому чаще всего эмфизема легких наблю­дается > пожилых лиц.

Специальными задачами ЛФК при эмфиземе являются:

сохранение эластичности легочной ткани;

развитие подвижности грудной клетки;

тренировка диафрагмального дыхания;

укрепление дыхательных мышц, в первую очередь уча­ствующих в выдохе;

5)обучение навыкам правильного дыхания с удлиненным выдохом.

Удлиненный выдох уменьшает количество остаточного воздуха и тем самым способствует улучшению газообмена. Увеличение же подвижности грудной клетки и экскурсии ди­афрагмы создает условия, облегчающие работу сердца. В це­лом же физические упражнения наряду с улучшением процес­сов газообмена и функции кровообращения обеспечивают то­низирующее воздействие на ЦНС и другие органы и системы. ЛФК назначается вне фазы обострения, при отсутствии выра­женной сердечно-сосудистой недостаточности. В занятиях ис­пользуются упражнения малой и умеренной интенсивности. Широко используются упражнения для сохранения подвижно­сти грудной клетки, упражнения в наклонах, поворотах и вра­щения туловища. Упражнения скоростно-силового характера применяются ограниченно с вовлечением в движения неболь­ших мышечных групп. Недопустимы натуживания и задержки дыхания.

Читайте также:  Гомеопат при бронхиальной астме

Плотность нагрузок невелика, включаются паузы для от­дыха, что особенно важно для больных с изменениями сердечно-сосудистой системы, темп выполнения упражнений должен быть медленным, по мере улучшения адаптации организма к физической нагрузке увеличивается количество повторений и число самих упражнений. В последующем больным назнача­ется ходьба, вначале в медленном темпе (60—70 шагов/мин) в сочетании с удлиненным выдохом, в последующем темп и рас­стояние увеличиваются, хорошо воздействуют прогулки на све­жем воздухе, лыжные прогулки, малоподвижные игры с пау­зами для дыхательных упражнений.

источник

В случае, если мокрота у больного плотная, высокой вязкости (бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, иногда при пневмониях и бронхитах), то следует использовать несколько иную тактику лечения и реабилитации. В этом случае мокрота во время дренажа эвакуируется за счет вязкости по стенке, используя механизм перистальтики бронхиол. Эту процедуру называют аутогенным дренажем.

Физиологически обоснованные подходы к лечению бронхиальной астмы включают лекарственную и немедикаментозную (прежде всего, физическую) терапию, направленную на расслабление гладкой мускулатуры воздухоносных путей (бронходилататоры) и подавление воспаления воздухоносных путей (противовоспалительные препараты).

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы, типичным для данного заболевания, является приступ удушья. Во время приступа гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи. Диаметр дыхательных путей при этом уменьшается (такое состояние называется бронхоспазмом), и ребенку требуется больше усилий, чтобы вдохнуть и выдохнуть.

По степени тяжести бронхиальную астму классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое заболевание. Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса клинических и функциональных признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов, а также состояния больного в периоды, свободные от приступов.

Так, при легкой степени тяжести, течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых приступов удушья, симптомы отмечаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респираторного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межсимптомный период состояние больных стабильное.

Бронхиальная астма среднетяжелого течения характеризуется возникновением развернутых приступов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю. Приступы ночной астмы рецидивируют чаще двух раз в месяц.

Бронхиальная астма тяжелого течения характеризуется частыми обострениями заболевания, представляющими опасность для жизни пациента, продолжительными симптомами, частыми ночными симптомами, снижением физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период.

При бронхиальной астме, как и при ряде других заболеваниях органов дыхания, у больных постепенно может произойти изменение формы грудной клетки и осанки.

У детей следует обратить внимание на речь, косвенно свидетельствующую о достаточном объеме воздуха. Обрывистая и/или очень тихая речь, сдавленный голос могут указывать на недостаточность воздуха.

Наблюдения следует проводить, в том числе во время и после нагрузки, т.е. во время и после проведения занятия лечебной физкультуры. Возникновению бронхообструктивного синдрома при хронических заболеваниях легких способствуют:

· возрастные особенности дыхательных путей и грудной клетки (например, недоразвитие хрящевого каркаса у детей первых 3 лет жизни)

· преморбидный фон (недоношенность, отягощенный аллергический анамнез, рахит, дистрофия и т.д.)

· активное и пассивное курение

· врожденные пороки развития легких

· аспирационный синдром (у детей с неврологическими заболеваниями и желудочно-пищеводным рефлюксом)

· загрязнение воздуха окружающей среды

Одна из основных ошибок лечения больных в том числе и детей, с бронхиальной астмой — неоправданное стремление ограничить больного в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма.

Однако, по данным литературы регулярные тренировки в оптимальных условиях снижают частоту и тяжесть приступов. Видимо это происходит за счет широко известного гипосенсибилизирующего эффекта действия физической нагрузки на организм. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Данные, которые проанализированы у большого количества больных в мире, свидетельствуют о том, что такие виды физической активности, как бег, езда на велосипеде, катание на коньках или ходьба на лыжах, вызывают больший дискомфорт у пациентов с бронхиальной астмой по сравнению с плаванием. Действительно, целый ряд исследований подтвердил, что плавание является наименее астмогенным типом двигательной активности.

Одной из целей лечения бронхиальной астмы является снятие ограничений на повседневную активность, включая физическую нагрузку. Для этого необходимо:

· создать условия для дренирования бронхиального дерева;

· восстановить подвижность грудной клетки и нормальные амплитуды движений диафрагмы;

Успешная реализация перечисленных задач позволяет облегчить степень тяжести заболевания, усилить чувствительность патологического процесса к медикаментозной терапии (если она остается необходимой); сделать прогноз течения хронической болезни более оптимистичным.

Основная идея выхаживания больных с бронхиальной астмой – это обеспечение максимальной физической активности пациента.

Отмечено, что у большинства пациентов с бронхиальной астмой в холодную сухую погоду сильные приступы астмы обычно более выражены и возникают чаще. Другие исследования показывают, что сужение бронхов у больных астмой в состоянии покоя, по всей вероятности, обусловлено непосредственным снижением температуры дыхательных путей, а не общим охлаждением тела.

Противопоказаниями к применению физических средств при лечении бронхиальной астмы являются:

· тахикардия более 120 ударов в минуту;

· одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту;

· выраженная легочно-сердечная недостаточность.

Основными задачами лечения бронхиальной астмы средствами лечебной физкультуры у детей являются:

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол, дренирование бронхиального дерева;

· расслабление дыхательной мускулатуры, обучение произвольному мышечному расслаблению;

· развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха;

· укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;

· улучшение оксигенации крови и газообмена;

· достижение регресса обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких, профилактика эмфиземы легких, пневмосклероза;

· обучение методике управления дыханием для самостоятельного купирования астматического приступа;

· увеличение функциональных резервов кардиореспираторной системы;

· повышение толерантности к физическим нагрузкам.

4.5. Положения, облегчающие дыхание:

В случае кашля эти положения используются потому, что это один из вариантов подавления кашлевого раздражения при неэффективном кашле. С другой стороны, углубление дыхания, происходящее в этих положениях, способствует эвакуации мокроты.

В данных положениях происходит облегчение дыхания за счет правильного положения грудной клетки при вдохе и сопутствующего этому расширения бронхов (снижение сопротивления дыхательных путей). Как следствие, дыхание углубляется. Благодаря снятию веса плечевого пояса и рук с грудной клетки уменьшается нагрузка на вспомогательную дыхательную мускулатуру.

Наиболее часто применяемые положения:

Пациент сидит на пятках, опирается на руки, согнутые в локтевых суставах (иногда под руки кладется небольшая подушечка). Голова повернута в сторону. Спина слегка округлена. Колени слегка раздвинуты, чтобы не ограничивать движений живота (рис. 4.15).

У грудных детей и детей раннего возраста положение с провисающим животом также оказывает положительное влияние. Ребенок лежит на животе. Свернутый из одеяла валик подкладывают под таз пациента, а валик меньшего размера – под верхнюю часть грудной клетки и под мышки. Необходимо следить за тем, чтобы не было препятствий движению живота (рис. 4.16)

Пациент сидит на стуле или на краю кровати, ноги шире плеч, сохраняя опору на полную ступню (в случае необходимости используется скамеечка для ног). Предплечья лежат на спинке стула, на столе и т.п. Спина слегка округлена. Голова лежит удобно на предплечьях или на подушке (рис. 4.17 а,б).

Пациент сидит на стуле с широко расставленными коленями. Ноги стоят на полу. Локтями больной опирается на бедра. Положение головы индивидуально. Движения живота беспрепятственны. (возможен вариант, когда ребенок опирается на бедра не локтями, а кистями рук) (рис. 4.18).

Пациент в положении сидя, прислонившись к спинке сидения и удобно положив предплечья на подлокотники (по индивидуальным показаниям можно на подлокотники подложить подушки до уровня плеч). Под колени подкладывается валик, обеспечивающий удобную опору. Движения живота беспрепятственны (рис. 4.19).

Находясь вне лечебного учреждения или вне дома, часто невозможно занять названные выше положения. В этом случае используется положение стоя, прислонившись к стене, дереву и т.д. (рис. 4.20).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9820 — | 7405 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Московский Государственный Университет Природообустройства

Кафедра физического воспитания и спорта

на тему: «Бронхиальная астма»

1. Строение дыхательной системы

3. Общая характеристика заболевания

5. Причины возникновения астмы

7. Методы диагностики бронхиальной астмы

8. Дополнительные методы диагностики бронхиальной астмы

9. Лечение бронхиальной астмы

9.1 Медикаментозное лечение бронхиальной астмы

9.2 Народное лечение астмы

9.4 Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы

1 мая этого года отмечался Международный день астмы, который провозглашен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и проводится ежегодно в первый вторник мая по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы» (GINA) с целью привлечь внимание общественности всего мира к проблеме астмы. Первый Международный астма-день был проведен в 1998-м году в 35-ти странах мира в рамках первой всемирной встречи по проблемам астмы в Барселоне (Испания).

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых — 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!

1. Строение дыхательной системы

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее — несколько минут. Дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода. Дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды.

Дыхательная мускулатура и диафрагма человека работают, подчиняясь его воле и сознанию, поэтому для освоения правильного дыхания крайне важно знание устройства и механизма работы органов дыхания.

Дыхательный аппарат состоит из верхних дыхательных путей (полость носа, носоглотка, гортань), трахеи, бронхов, легких, плевры, грудной клетки с дыхательными мышцами, нервной, сосудистой и лимфатической систем.

Легкие состоят из мельчайших пузырьков (альвеол), окружающих бронхиолы. Насчитывается приблизительно 700 млн. этих пузырьков, их общая дыхательная поверхность составляет более 100 м2.

Основная дыхательная мускулатура состоит из межреберных, лестничных мышц и диафрагмы. При вдохе дыхательная мускулатура поднимает грудную клетку, диафрагма сокращается и уплотняется. Вследствие этого процесса объем легких увеличивается и воздух как через насос проникает в легкие. Максимальный объем воздуха в легких человека в состоянии покоя равен 9 л, включая запас.

Выдох является пассивным процессом, при котором дыхательные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается вверх и воздух свободно выводится из организма.

Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или реберным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее реберное. Через легочные альвеолы, как и через сердце, проходит вся кровь, находящаяся в организме. Дыхательный аппарат непрерывно получает кровь: венозную, отдавшую кислород тканям и взявшую от них углекислоту, вновь насыщающуюся кислородом в легких. Посредством вдоха и выдоха происходит легочное дыхание — постоянный обмен газов: кислорода и углекислоты. Таким образом, дыхание обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей средой. Эта связь осуществляется, помимо легочного дыхания (обмен газов между воздухом, находящимся в альвеолах, и кровью), тканевым дыханием. Тканевое дыхание — это обмен газов между кровью и тканями и клетками организма, а также обмен альвеолярного воздуха и воздуха внешней среды.

Вентиляция легких обеспечивается дыхательным актом, заключающимся в ритмичном движении грудной клетки и легких. Импульсы к дыханию идут из дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозгу на дне IV желудочка. Возбуждение этого центра происходит нервным и гуморальным, то есть через кровь, путем. Накопление углекислоты в крови при выдохе приводит к концентрации водородных ионов, что возбуждает дыхательный центр. В регуляции дыхания участвуют и другие механизмы: рефлекторный — со слизистых оболочек дыхательных путей, с кожных покровов и других органов чувств.

Читайте также:  Физиотерапия для детей с астмой

Человек может произвольно менять частоту, тип, ритм, глубину, структуру и уровень дыхания. Частота дыхания очень изменчива: в состоянии покоя она реже, при движении и физической нагрузке — чаще.

Возбуждение нервной системы, волнение, прием пищи учащают число дыхательных актов. Повышение температуры окружающего воздуха учащает дыхание, при ее понижении оно становится менее интенсивным. Частота дыхания зависит даже от положения тела: когда человек стоит, дыхание учащается. В среднем взрослый человек делает 15 вдохов и выдохов в минуту, тем самым снабжая организм кислородом.

Количество воздуха, которое может вдохнуть человек при максимальном вдохе и выдохнуть, составляет понятие жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких у женщин в среднем составляет 3, 5 л, у мужчин — 4-5 л. Ее величина зависит не только от пола, но и от возраста, роста, степени физической активности и характера трудовой деятельности.

При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме. Первоочередными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды.

Каждая клетка организма требует достаточно большого количества кислорода. К снижению его поступления особенно чувствительны клетки головного мозга.

Наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы. Наблюдения показали, что при частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, понижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 14 % чаще, чем люди с крепкой нервной системой.

После 40-50 лет эластичные элементы легочной ткани пронизываются соединительно-тканными образованиями. Окостенение реберных хрящей приводит к уменьшению экскурсии грудной клетки. Фаза выдоха особенно подвержена изменениям. Для полноты выдоха, особенно при подъеме по лестнице или склону, пожилые люди стараются глубже дышать. При отсутствии тренировки дыхательной системы это стремление набрать как можно больше воздуха приводит к развитию эмфиземы — раздуванию легких и растяжению легочной ткани.

Процент поглощения кислорода из воздуха у лиц среднего и пожилого возраста как при физических нагрузках, так и в состоянии покоя ниже, чем у молодых людей. Причиной возрастного уменьшения потребности в кислороде является сниженный объем крови, циркулирующей за 1 мин в организме, что, в свою очередь, обусловлено снижением основного обмена и вялостью окислительного обмена, ведущих в конечном итоге к ослаблению всех жизненных функций организма человека.

При функциональном несоответствии между структурой аппарата и внешней средой происходит спад окислительных и синтетических процессов. Уменьшение потребления кислорода тканями приводит к накоплению шлаков и снижению интенсивности обновления. Снижается содержание аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), утрачиваются важнейшие носители генетической информации — ДНК и РНК. Атрофические процессы и снижение регенеративной способности клеток ведут к изменениям в дыхательном аппарате.

Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, нагноительные процессы в легких и т. д.

Нарушение ритма, частоты, типа, глубины и уровня дыхания, как правило, сопровождает не только заболевания собственно органов дыхания, но и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, крови и обмена веществ.

Прежде чем приступить к оздоровлению организма с помощью дыхательной гимнастики, следует научиться дышать правильно, то есть полноценно использовать аппарат внешнего дыхания.

Дыхание через нос имеет естественную природу, потому что слизистая оболочка носа согревает, фильтрует и увлажняет воздух. Этого не происходит, когда дыхание производится через ротовую полость.

В слизистой оболочке, а также на наружной поверхности носа и расположенных близ него кожных покровах имеется рецепторная зона, воздействием на которую потоком воздуха, механическими, электрическими, химическими и температурными раздражителями, а также увлажнением вызываются многочисленные рефлексы, важнейшим из которых является сосудодвигательный, от которого зависит уровень кровоснабжения органов. Стимуляция носовой полости при дыхании через нос в подавляющем большинстве случаев сопровождается сужением сосудов. При носовом дыхании центральная нервная система постоянно активизируется, что обеспечивает нормальный сон, оптимизацию рефлекторной регуляции дыхания и сердечной деятельности. При лечении некоторых заболеваний в медицине используются различные виды воздействия на слизистую носа (например, дыхание через нос морозным воздухом). Однако раздражения, интенсивность которых значительно отклоняется от нормы, оказывают на здоровый организм неблагоприятное влияние, а у больных людей усугубляют плохое состояние. Так, длительное прекращение носового дыхания, например, в результате разрастания аденоидной ткани у детей сопровождается выраженными нарушениями жизнедеятельности организма, включая умственную отсталость и недостаточное физическое развитие.

источник

На лечение принимаются больные с обструктивными нарушениями, с дыхательной недостаточностью I—II ст., приступами (1—3 раза в сутки), затрудненным дыханием, одышкой при привычной или несколько повышенной физической нагрузке, воспалительными явлениями в бронхах в стадии затухания, с цианозом, тахикардией, снижением насыщения крови кислородом (SaО2) вплоть до 88-90%, гипервентиляцией (МОД = 9-10 и более), уменьшением ЖЕЛ до 50-60% от должной (Д), снижением максимальной и средней скорости воздушной струи на выдохе до 40% от должной, индекса Тиффно — до 40—39%, коэффициента использования кислорода до 20-30 мл; сокращением времени задержки дыхания после выдоха (проба Генчи) до 8—10 с, повышением сопротивления в дыхательных путях во время выдоха до 0,80-0,60 и на вдохе до 0,40-0,60 кРа/л/с.

Основные задачи 1-го этапа: обучение поведению во время приступа и волевой регуляции дыхания, повышение альвеолярной вентиляции путем снижения напряжения дыхательных мышц, улучшения проходимости ВПП и вентиляции нижних отделов легких; снижение мышечного дисбаланса за счет релаксации напряженных мышц; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и уменьшение эмоционального напряжения.

Решение задач 1-го этапа лечения достигается с помощью упражнений в расслаблении, диафрагмального дыхания, волевой регуляции дыхания (ВРД), постизометрической релаксации мышц и велотренировок.
Расслаблению подлежат прежде всего мышцы рук, надплечий, шеи, лица в и.п. сидя на стуле. Предварительно могут быть проведены массаж грудной клетки (классический, сегментарный), аутотренинг.

Постизометрическая релаксация мышц способствует расслаблению ротаторов шеи, верхних порций трапециевидных мышц, разгибателей шейного отдела позвоночника, над-и подостных мышц. Следствием расслабления основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры является повышение подвижности грудной клетки, способствующее пассивному выдоху и расслаблению гладких мышц бронхов (моторно-висцеральный рефлекс), облегчение выведения мокроты и уменьшение энергетических затрат организма.

Очень многие пациенты страдают нарушением носового дыхания. Поэтому перед занятием лечебной гимнастикой им рекомендуется самостоятельно выполнять массаж крыльев носа латеральными поверхностями концевых фаланг больших пальцев. Движение обеих рук направлено к кончику носа и выполняется с максимально возможной скоростью.

Диафрагмальное дыхание повышает вентиляцию в нижних отделах легких. Выполняется оно в исходном положении сидя на стуле, с опущенными вдоль туловища руками и расслабленными мышцами шеи н плечевого пояса. Во время выдоха брюшная стенка втягивается, а во время вдоха выпячивается, верхние отделы грудной клетки остаются неподвижными. Амплитуда движения брюшной стенки в начале занятия минимальна и постепенно увеличивается под контролем самочувствия больного. Критерием оценки правильности выполнения упражнения является облегчение дыхания.

Волевая регуляция дыхания проводится в целях уменьшения остаточной функциональной емкости легких и повышения альвеолярной вентиляции. Она заключается в том, что пациент после короткого и небольшого вдоха делает спокойный медленный выдох. Продолжительность выдоха должна соответствовать пассивной фазе выдоха, которая удлиняется в результате расслабления скелетных мышц. После выдоха дыхание задерживается до первого желания вдохнуть.

Спокойный пассивный, медленный выдох с последующей задержкой дыхания без напряжения мышц способствует уменьшению проприоцептивной импульсации в ЦНС и снижению работы дыхания.

Тренировки с волевой регуляцией дыхания пациенту рекомендуется проводить 4—6 раз вдень по 5—10 мин.

Продолжительность вдоха и выдоха зависит от состояния больного. По мере улучшения состояния и овладения навыками расслабления мышц рекомендуется удлинять выдох и апноэ после него. Соотношение времени вдоха к выдоху доводится до 1:2,1:2,5. Оптимальной частотой дыхания является 9—12 в 1 мин (1,5—2 с —вдох, Зс —3,5 с —выдох, 1-2 с — пауза).

Большую помощь в обучении волевой регуляции дыхания и повышении ее эффективности оказывают дыхательные тренажеры, в частности, специальное устройство, создающее дозированное повышенное сопротивление воздушной струе во время выдоха — искусственный регулятор дыхания (РИД), автором которого является И.А. Люкевич (1983).

Дренирующие упражнения применяются для улучшения выделения мокроты из нижней и средней долей. Чтобы предотвратить раннее ЭЗДП и усиление бронхоспазма во время кашля, пациент должен быть обучен специальным приемам: в дренирующем положении постепенно углубляется вдох и, когда появляется желание кашлять, выполняется несколько осторожных покашливаний при переходе в положение, обратное дренирующему. Повторенное несколько раз это упражнение позволяет пациенту выделить значительное количество мокроты. После каждой серии упражнений необходимо расслабить работавшие мышцы.

Для поддержания и улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, кроме упражнений в расслаблении мышц, дыхательных, применяются упражнения для дистальных отделов конечностей и тренировки на велоэргометре в аэробном режиме с нагрузкой 0,5 Вт/кг в течение 5-10 мин (60 об./мин). ЧСС может возрастать не более, чем на 8—10 уд./мин. Критерием правильности выполнения упражнений является отсутствие или значительное уменьшение бронхоспазма.

Критерием перевода пациентов на 2-й этап является улучшение общего состояния, урежение приступов, увеличение средней скорости воздушной струи на выдохе (пневмотахометрическое исследование — ПТМвыд) до 1 л/с и более, односекундного объема форсированного выдоха (ОФВ 1) — до 70—75% от должной величины, пробы Тиффно — до 50—55%, пробы Генчи — до 20 с, повышение насыщения крови кислородом до 92-93% и снижение балльной оценки мышечного теста на 40-50%.

Основными задачами этого этапа (10—14 дней) является дальнейшее улучшение вентиляции легких и деятельности сердечно-сосудистой системы путем устранения мышечного дисбаланса, улучшения дренирования бронхов, увеличения подвижности грудной клетки, тренировки кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения.

На 2-м этапе используются упражнения, способствующие выполнению поставленных задач: упражнения в релаксации, ПИР, дренирующие, статические и динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, велотренировки, которые в отличие от предыдущего периода выполняются более длительно и с небольшим напряжением

На 3-й этап переводятся пациенты при значительном уменьшении мышечного дисбаланса (снижение балльной оценки по сравнению с 1-м этапом еще примерно на 30—40%), при увеличении ПТМвыд. до 2 л/с и более, ОФВ 1 до 75—80% от должной, пробы Генчи — до 25—30 с, индекса Тиффно — до 60—65%, насыщения крови кислородом — до 93-96%.

Задачами этого этапа лечения являются повышение функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, толерантности к физической нагрузке и максимально возможного устранения мышечного дисбаланса.

Поставленные задачи решаются путем тренировок волевой регуляции дыхания, применения упражнений в релаксации мышц шеи, плечевого пояса, рук, грудной клетки в различных исходных положениях; применения статических и динамических дыхательных упражнений; дренирования бронхов; упражнений, повышающих альвеолярную вентиляцию и способствующих восстановлению нормального соотношения фаз вдоха и выдоха; а также путем увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника, тренировки силы и выносливости ослабленных мышц; коррекции осанки; тренировки кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения.

На 3-м этапе можно начинать закаливание больных, для чего используются воздушные ванны, влажные обтирания с постепенно снижающейся температурой воды, а также занятия ЛФК на свежем воздухе (самостоятельно).

Критериями перевода больных на 4-й период являются:

1. Удовлетворительное состояние, отсутствие приступов удушья.
2. Хорошая переносимость привычных физических нагрузок.
3. Увеличение средней скорости воздушной струн (ПТМвыд) до 3 л/с и более.
4. Увеличение ОФВ1 — более 80% от должной.
5. Увеличение индекса Тиффно — более 65%.
6. Удлинение времени задержки дыхания (пробы Генчи) — более 30 с.

Задачами этого этапа являются тренировка функций органов дыхания и кровообращения, устранение мышечного дисбаланса, повышение толерантности к физическим нагрузкам и защитных свойств организма.

Этот период соответствует состоянию ремиссии заболевания и является благоприятным для укрепления всего организма с помощью средств физической культуры и закаливания. Занятия ЛФК необходимо проводить ежедневно 1-2 раза в день с инструктором или самостоятельно. Интенсивность физической нагрузки зависит от функциональных возможностей пациента и увеличивается постепенно.

Чтобы сохранить навыки волевой регуляции дыхания и поведения во время приступа удушья, пациенту рекомендуются тренировки с РИД или волевой регуляцией дыхания по 10 мин 1 раз в день ежедневно или через день.

источник