Меню Рубрики

Влияние физических упражнений при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Бронхиальная астма – хроническая патология воспалительной природы. Болезни присущи приступы удушья, которые без оказания необходимой помощи могут стать причиной смерти пациента.

ЛФК при бронхиальной астме входит в комплекс лечебных мероприятий, направленных на сокращение острых периодов, общее улучшение состояния органов дыхания.

Регулярная гимнастика, при условии соблюдения всех рекомендаций лечащего врача, способствует длительной ремиссии.

Комплекс упражнений разрабатывается таким образом, чтобы с помощью гимнастики можно было стабилизировать дыхательные процессы, снять симптоматику, уменьшить частоту приступов удушья.

В задачи ЛФК при бронхиальной астме входят:

  • нормализация дыхания;
  • укрепление мышц грудной клетки;
  • улучшение вентиляции легких;
  • восстановление функциональности бронхов;
  • профилактика осложнений (например, эмфиземы легких).

Гимнастика помогает стабилизировать работу дыхательного центра головного мозга, повышает стрессоустойчивость, толерантность к физическим нагрузкам.

Такое воздействие снижает риск приступа удушья при влиянии негативных факторов, повышает качество жизни больного.

Многочисленные исследования подтверждают, что нервным механизмам отведена главная роль в дыхательном процессе. ЛФК призвана улучшить работу не только легких, но и остальных систем организма.

Физические упражнения при астме стабилизируют работу головного мозга, нормализуют дыхательные рефлексы, что обеспечивает ритмичность дыхания, восстанавливает тонус сосудов. Это улучшает вентиляцию легких, предотвращает бронхоспазмы.

Зарядка укрепляет и тонизирует мускулатуру, активизирует кровоток в органах дыхания. Легкие становятся эластичнее, увеличивается их жизненная емкость.

У больных бронхиальной астмой выполнение упражнений улучшает проходимость бронхов, восстанавливая их способность к выводу мокроты. Нормализация легочного газообмена способствует полноценному насыщению тканей кислородом, активизирует сердечную деятельность, снимает отек слизистых оболочек.

Все это снижает зависимость дыхания от внешних факторов. Сокращается риск наступления приступа из-за воздействия аллергенов.

Выполнение гимнастики при астме успокаивает, психологическое состояние человека улучшается. Процессы торможения/возбуждения нервной системы нормализуются, снижается уязвимость дыхательного процесса к стрессовым состояниям.

Внимание: ЛФК не является самостоятельным лечением. Физкультуру необходимо сочетать с приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

Расстройство дыхательной функции запускает в организме процессы компенсации. Если начать выполнять комплекс правильно подобранных упражнений на ранних этапах заболевания, можно оптимизировать компенсационные механизмы.

Подвергшиеся незначительным атрофическим или дегенеративным изменениям легочные ткани и дыхательные мышцы могут частично восстановиться. Такое воздействие позволяет добиться устойчивой ремиссии.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме в сочетании с другими методами дает благоприятный лечебный эффект. Гимнастику назначают не только тем, у кого заболевание уже диагностировано.

В профилактических целях ЛФК рекомендована курильщикам, людям, склонным к аллергии либо развитию воспалительных процессов в верхних дыхательных путях.

Упражнения разрешены не всем пациентам. Противопоказаниями к физической нагрузке при бронхиальной астме являются:

  • астматический статус – продолжительный приступ тяжелого удушья;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • респираторные инфекции;
  • сердечная недостаточность 3-й степени;
  • наличие злокачественных новообразований в дыхательных органах;
  • высокая температура;
  • одышка, когда частота дыхания превышает 25 вдохов в минуту;
  • острая дыхательная недостаточность.

Внимание: пациентам с астмой запрещено приступать к тренировкам без консультации с лечащим врачом!

Комплекс занятий разрабатывается индивидуально с учетом тяжести состояния больного, наличия сопутствующих заболеваний.

Упражнения при астме подбираются с учетом степени тяжести состояния пациента. Это помогает избежать осложнений, быстро достичь существенного облегчения состояния больного.

Перед занятиями врач проведет полное обследование, определит оптимальную физнагрузку.

  • сесть ровно, на вдохе согнуть ногу в коленном суставе, руки развести в стороны. Выдохнуть, руками подтянуть колено к грудной клетке. Сделать три повтора;
  • делать поочередные полуобороты, разведя руки по сторонам, ладонями вверх;
  • встать ровно, ноги на ширине плеч, руки на талии, максимально сводить локти перед собой;
  • сесть на стул, руки опустить вдоль корпуса, вдохнуть. На долгом выдохе наклонять тело вправо, затем влево;
  • на вдохе согнуть руки в локтях, на выдохе — выпрямить;
  • встать, держась за спинку стула. На продолжительном выдохе приседать, на вдохе — возвращаться в исходную позицию. Сделать 10 приседов;
  • встать, выпрямить спину, ходить на месте 3 минуты. Довести количество повторов за тренировку до восьми;
  • взять мяч, поднять руки, резким движением бросить его вниз. Затем сделать выдох, расслабить мускулы;
  • поместить ладони под грудь, на выдохе наклониться вперед, на вдохе — выпрямиться;
  • на выдохе бросать мяч с замахом от плеча, поочередно меняя руки.

Делать полноценную зарядку разрешается только во время ремиссии, но есть специальные упражнения при бронхиальной астме, которые помогают купировать обострение:

  • лечь на высокую подушку. Вдыхать, надувая живот, затем выдыхать, втягивая его;
  • сесть на край стула. Глубоко дыша, сгибать/выпрямлять стопы и сжимать/разжимать кулаки;
  • сесть, поясницей опереться о спинку стула. Сделать вдох, согнуть руки в локтях, прикоснуться к плечам. Удерживать позу пару секунд. На выдохе скрестить руки на груди.

Количество подходов для каждого упражнения определяет физиотерапевт, исходя из уровня физподготовки пациента. Принимается во внимание также возраст человека.

Гимнастика при бронхиальной астме для взрослых и детей имеет некоторые отличия. Выполнять комплекс надо на протяжении всей жизни.

Очень важно освоить правильное диафрагменное дыхание (глубокий вдох при продолжительном, плавном выдохе). Это важнейшая составляющая ЛФК.

Дыхательная гимнастика при астме – один из основных вспомогательных методов профилактики осложнений заболевания, реабилитации пациентов.

Методика направлена непосредственно на нормализацию дыхания путем укрепления стенок легких и бронхов, улучшения кровотока в тканях органов.

Сегодня используются две самые распространенные методики, сочетающие двигательные и дыхательные техники:

  • система упражнений по Стрельниковой основана на выполнении простых движений на сжатие грудной клетки во время коротких вдохов через нос;
  • тренировка по Бутейко направлена на развитие поверхностного дыхания. По мнению автора техники, спазм провоцирует избыток кислорода, который возникает во время глубокого вдоха.

Обучить дыхательным упражнениям может только квалифицированный инструктор. Он же обучит подходящим для конкретного случая приемам.

Примеры некоторых эффективных упражнений:

  • 60 секунд глубоко спокойно дышать, постепенно снижая частоту вдоха-выдоха;
  • в положении стоя вытянуть руки в стороны, тело наклонить вперед. На выдохе обхватить себя руками, ладонями дотянувшись до лопаток, развести руки. Вдохнуть, вернуться в исходное положение;
  • встать, руки вытянуть вдоль тела. На вдохе поднимать плечи, на выдохе – опускать;
  • лечь на спину, ноги поочередно сгибать в коленях и подтягивать к животу на глубоком вдохе, на длинном выдохе – возвращать в начальное положение;
  • сесть перед емкостью с водой. Взять трубочку, глубоко вдохнуть через нее, опустить кончик в воду, выдыхать как можно дольше;
  • встать ровно, одну руку приложить к животу, другую к груди. Полминуты дышать, работая мышцами пресса;
  • выпрямить спину, взяться руками за спинку стула, глубоко вдохнуть через нос, напрягая пресс. Держать позу 15 секунд, медленно выдохнуть, расслабить мышцы;
  • вдыхать через левую ноздрю, выдыхать – через правую. Затем наоборот;
  • надувать воздушный шарик, пока он не лопнет. При малейшем головокружении упражнение прервать, восстановить дыхание.

Внимание: любые задания, связанные с задержкой дыхания, должны выполняться под контролем врача!

Все упражнения подбираются индивидуально, с постепенным увеличением нагрузки: с 3 на первой тренировке до 11.

Читайте также:  Как лечиться народными средствами при астме

Большое значение в процессе лечения бронхиальной астмы имеет звуковая гимнастика. Установлено, что произнесение определенных звуков в сочетании с контролем вдоха/выдоха создает в грудной клетке вибрацию, расслабляющую дыхательные пути, облегчает их очищение от мокроты.

Каждое упражнение начинается с 2-секундного вдоха, делается секундная пауза, затем следует длительный выдох, во время которого произносятся звуки и слоги в следующем порядке:

Комплекс упражнений в большинстве случаев начинается с воспроизведения звука «м». Время «звукового выдоха» на начальном этапе занятий составляет 5 секунд, постепенно увеличивается до 30 секунд. Мышцы тела должны быть в расслабленном состоянии.

ЛФК при бронхиальной астме у детей незначительно отличается от занятий для взрослых, но имеет некоторые нюансы. Главный – продолжительность физкультуры: одно занятие не должно занимать более 30 минут. Дыхательные тренировки разрешены с трехлетнего возраста.

Упражнения похожи на те, что выполняют люди старшего возраста, но проводятся в игровой форме. Важно научить ребенка дышать носом, задерживать дыхание.

Внимание: занятия обязательно должны проходить в присутствии родителей или инструктора!

Торопиться не нужно: как показывает практика, на освоение полного комплекса упражнений требуется примерно полтора месяца. Нельзя ругать и нервировать малыша, если что-то не удается с первого раза.

Большое значение имеет позитивный настрой, удовольствие от тренировок. Поэтому детская лечебная гимнастика при астме предполагает групповые занятия со сверстниками. Дома дополнить тренировки можно контрастным душем и растиранием тела сухим полотенцем.

Если малышу в раннем возрасте поставлен диагноз «бронхиальная астма», упражнения увеличивают шансы на то, что заболевание пройдет в подростковом возрасте. Главное — делать их правильно, с соблюдением всех врачебных рекомендаций.

ЛФК при астме дает положительный результат при лечении пациентов разного возраста, вне зависимости от стадии болезни. Даже при тяжелом течении заболевания занятия разрешены, но перед физкультурой рекомендуется принять бронходилатирующее средство (лекарство, расширяющее бронхи).

Вне зависимости от того, какая методика ЛФК при бронхиальной астме рекомендована пациенту, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • тренироваться только при отсутствии обострений;
  • начинать с легкой разминки: сначала разогревать конечности, затем мышцы тела;
  • еженедельно менять упражнения;
  • гимнастику делать регулярно: ежедневно от 2 до 5 занятий;
  • нагрузки увеличивать постепенно — от легких заданий к сложным;
  • технику дыхания осваивать под контролем врача;
  • выдох по продолжительности должен превышать вдох минимум в два раза;
  • заниматься лучше на природе. Когда погодные условия это не позволяют, надо хорошо проветрить помещение;
  • не делать упражнения при бронхиальной астме сразу после еды.

Резкая боль, общее ухудшение состояния – повод немедленно прервать занятия, обратиться к инструктору, чтобы скорректировать нагрузку. Хорошо сочетать ЛФК с плаваньем, ходьбой, ездой на велосипеде.

Лечебная физкультура при астме относится к категории мер вторичной профилактики. Она рекомендована больным в периоды устойчивой ремиссии.

Служит прекрасным дополнением консервативной терапии, снижает количество принимаемых лекарственных препаратов. Проведенные исследования показали, что после трех месяцев регулярного выполнения упражнений частота приступов удушья у пациентов с бронхиальной астмой снизилась на 40-50%, а спустя полгода – на 60-80%.

Без консультации с врачом заниматься нельзя! Бесконтрольные нагрузки могут спровоцировать начало приступа или развитие осложнений.

Добиться желаемого эффекта можно только в том случае, если составлением индивидуального комплекса упражнений и методики занятий будет заниматься лечащий врач. Если соблюдать все назначения, гимнастика поможет на долгие годы забыть о заболевании.

источник

Комплексная физическая реабилитация при бронхиальной астме

1. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровления, нормализации или улучшения показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и профессиональной трудоспособности.

Основная цель реабилитации при бронхиальной астме — купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим — медицинская и профессионально-социальная.

Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.

Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. Среди противоастматических препаратов наиболее признанными являются бронхоспазмолитики (симпатомиметики и теофиллин), глюкокортикоидные гормоны и кромолин-натрий (интал). Реже используются холинолитики, изучается действие антагонистов кальция. Особое место отводится попыткам воздействовать на иммунные процессы с помощью иммуномодуляторов и иммуннодепресантов, а также применению гемосорбции. Аллергологи проводят специфическую гипо-сенсибилизацию. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.

Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация.

Физическая реабилитация — необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации — ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.

Механизмы лечебного действия физических упражнений при бронхиальной астме

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека. Ограничение двигательной активности у больных бронхиальной астмой приводит к уменьшению объема сердца, систолического объема крови и объема циркулирующей крови. В скелетных мышцах снижаются синтез белков при одновременном усилении их распада, окислительно-восстановительные процессы, что ведет к сдвигу кислотно основного состояния в сторону дыхательного, а потом и метаболического ацидоза, увеличивается выделение азота, серы, фосфора, кальция, натрия и калия из организма. Особенно страдает функция надпочечников.

В результате систематической тренировки повышается тонус центральной нервной системы, улучшается деятельность анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного. Любая реакция организма: двигательная, сосудистая, дыхательная — воспримимается двигательными нервными волокнами, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, где эта информация перерабатывается.

Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гилофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикостероидных гормонов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для усиленного синтеза биоферментов.

Физические упражнения способствуют нормализации обмена веществ, что связано с улучшением кровообращения, дыхания и деятельности других систем организма. Воздействуя на нервную систему и мышцы физическими упражнениями, добиваются восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов.

ЛФК может также действовать на психическое состояние больного, способствовать уравновешиванию процессов в коре большого мозга.

Информация о газовом составе артериальной крови поступает в дыхательный центр из рефлексогенных зон преимущественно от хеморецепторов синокаротидных зон, а также от механорецепторов альвеол, бронхов, трахеи и дыхательной мускулатуры. При бронхиальной астме наблюдаются качественные и количественные изменения в сигнализации, поступающей в дыхательный центр, и в его ответной импульсации, направляющейся к системам, обеспечивающим дыхание.

В последнее время, отмечают выраженную корригирующую роль коры головного мозга в регуляции дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием занятий лечебной физической культурой повышается общий тонус и улучшается нервно-психическое состояние больного; тонизируется центральная нервная система; улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорковых центров; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех механизмов лечебного действия физических упражнений. Все это проявления тонизирующего действия лечебной физической культуры.

Систематически применяемые физические упражнения, улучшая крово — и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. При регенераторных процессах отмечается их стимуляция и приспособление структур регенерирующих тканей к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночника. Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений активизирует обменные процессы в органах и тканях всего организма.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться и автоматизироваться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Простые дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика с произнесением звуков рефлекторно уменьшают спазм бронхов и бронхиол — влияние носоглоточного рефлекса. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

При необходимости содействовать выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из легких или воздухоносных путей физические упражнения могут оказывать симптоматическое лечебное действие.

И, наконец, применение физических упражнений может способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов) и равномерная их вентиляция. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этого происходит за счет воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

  • 1. Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол.
  • 2. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа.
  • 3. Активизировать трофические процессы в тканях.
  • 4. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких.
  • 5. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата.
  • 6. Повысить нервно-психический тонус больного.
  • 7. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо — и работоспособности.

Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.

Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок.

К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберное-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т.д.; звуковые упражнения — произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т.д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом. Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании — улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

Читайте также:  Льняное семя бронхиальная астма

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:

  • 1) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела — асаны;
  • 2) специальные дыхательные упражнения — пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания — до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами — соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массажа, иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

  • 1. Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.
  • 2. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.
  • 3. Соблюдение дозировки упражнений.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе — 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1. Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.
  • 2. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы — более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.
  • 3. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.
  • 4. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Так, как длительная работа одних и тех же мышечных групп вызывает утомление центральной нервной системы и самих мышц, необходимо чередование работы различных групп мышц, которое способствует поддержанию высокого уровня работоспособности организма и обеспечивает нужный эффект тренировки.

5. В процессе занятий ЛГ рекомендуется периодически обновлять и усложнять физические упражнения, помня, что положительный эффект тренировки достигается в результате постоянной выработки новых условно рефлекторных связей и только благодаря систематическим занятиям.

Таким образом, проведение лечебной физкультуры способствует нормализации работы дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и улучшению самочувствия и качества жизни людей, страдающих бронхиальной астмой.

источник

Причины бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке у пациентов с бронхиальной астмой. Влияние активного образа жизни на улучшение течения болезни; противопоказания. Комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов: техника, длительность, дыхание.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рекомендации по занятиям физической культурой при бронхиальной астме

Астма — серьезное заболевание, требующее постоянного медицинского контроля и поддерживающего лечения. Астма, которую правильно лечат, хорошо контролируется и не угрожает жизни. Встретив такого человека в спортзале или на теннисном корте, вы даже и не заподозрите о его заболевании. Астма, которую не лечат или лечат неадекватно, плохо контролируется и может закончиться трагедией. В этом случае ее можно узнать всегда: по плохой переносимости физической нагрузки, одышке возникающей у совсем молодых людей даже при подъеме на 2-3-й этаж по лестнице. А в самых запущенных случаях болезнь видна по прерывистому дыханию, бледности лица и синеве губ. Конечно, такому человеку надо посоветовать сначала сходить к врачу и подобрать адекватное лечение, прежде чем начать занятия спортом. У здорового человека после нагрузки бронхи расширяются.

У пациентов с бронхиальной астмой физическая нагрузка — характерный стимул, вызывающий приступ удушья. В основе бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке, лежит повышенная реактивность бронхов. Частое дыхание приводит к охлаждению и высушиванию слизистой оболочки дыхательных путей. Многие испытывают затруднение дыхания во время занятий спортом, активных игр. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обратиться к спортивному врачу, который поможет определить тот уровень и вид физической нагрузки, при которой бы не возникало подобных проблем.

Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни способствует улучшению течения болезни.

Многие больные астмой часто задают вопрос: «Можно ли заниматься физкультурой или любительскими видами спорта?» Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Не следует, конечно, идти на тренировки, если началось обострение заболевания. Нельзя заниматься интенсивными физическими упражнениями, если у вас выявлены осложнения заболевания: легочное сердце с признаками недостаточности кровообращения, выраженная эмфизема, пневмосклероз, дыхательная недостаточность.

Но в то же время абсолютно необходимо с помощью физических упражнений (конечно, правильно подобранных врачом по ЛФК), даже с развившимися уже осложнениями, попытаться мобилизовать и реализовать те резервы, которые еще есть в организме. Накопленные наукой наблюдения подтверждают, что в начальной стадии заболевания можно заниматься любыми видами спорта, даже на профессиональном уровне.

В помещении, где проводится тренировка, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Недопустимо наличие аллергенов и пыли в помещении, где проводиться тренировка, особенно если БА носит аллергический характер. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья. Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхания.

Рекомендации по тренировкам:

Тренируйтесь, постепенно наращивая продолжительность нагрузки до тех пор, пока не сможете выполнять её достаточно долго без одышки. Если появилась одышка, чувство нехватки воздуха — это значит, что достигнут предел нагрузки или нужно сменить вид физической активности. Если чувствуете, что начинается одышка, сделайте перерыв в упражнениях. Рекомендуется удобно сесть, положить руки на стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 сек. во время выдоха — задержать дыхание. Проделайте упражнения по диафрагмальному дыханию, релаксации или другие дыхательные упражнения. При выполнении дыхательных упражнений следует регулировать соотношение фаз дыхания с помощью счета:

Примерный комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов для самостоятельного использования:

Перед выполнением упражнений необходимо в положении стоя подсчитать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания: пульс за 15 секунд (умножить на 4) и частоту дыхания за 30 секунд (умножить на 2). После выполнения данного комплекса пульс и частота дыхания не должны увеличиться более чем на 10-15%.

Сидя, опираясь на спинку стула 1-2. Вдох обычной глубины 3-4. Полный выдох. Затем зажать нос и задержать дыхание.

Сидя на краю стула. Руки на грудной клетке. Откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы 2-3 раза. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхний, средний, нижний. бронхиальный астма физический упражнение

Сидя, опираясь на спинку стула. Диафрагмальное дыхание 1-1,5 мин. Для контроля одна рука на груди, другая на животе.

Сидя, опираясь на спинку стула. На выдохе произносить звуки «а», «о» или «и», «у» максимально долго 2-3 раза.

Сидя на краю стула 1-2. Поднять плечи (вдох) 3. И.п.* (выдох) 4-6. Пауза, расслабление. 3-5 раз.

1. Руки вверх (вдох). 2-8. И.п. с произнесением звука «ха». 3-5 раз.

2. Согнуть ногу. 3-6. Подтянуть ее к грудной клетке (выдох) 7-10 И.п., пауза, откашляться. 2-4 раза Если мокроты нет, сделать удлиненный выдох.

«Облегченное положение». Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох. 3-6. Выдох. 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула, кисти к плечам 1-2. Поворот туловища направо 3-4. И.п. Затем налево по 5-6 раз Дыхание произвольное.

Сидя на краю стула 1-2. Руки к подмышечным впадинам (вдох) 3-4. Наклон туловища вперед, руки к стопам (выдох) 5-7. Пауза и расслабление — 8. И.п. 4-6 раз.

Сидя, опираясь на спинку стула, ноги прямые Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох, 3-6. Выдох, 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула 1-2. Кисти к плечам, прогнуться (вдох) 3-4. Наклон туловища вправо, правая рука к полу (выдох) 5-6. И.п. Затем влево. По 3-5 раз в каждую сторону. Между повторениями пауза, расслабление мышц.

Сидя на краю стула. Руки согнуть, пальцы сжать в кулаки 1. Прогнуться (вдох) 2. Резко разогнуть правую руку с поворотом туловища влево (выдох) 3-4. И.п. То же левой рукой. По 5-10 раз каждой рукой.

Сидя, опираясь на спинку стула. Спокойное плавное дыхание, без задержек. 20-30 сек. Темп медленный. Общеукрепляющий комплекс упражнений при БА:

* Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

* Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

* То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

* Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

* Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

* Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

* То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

* То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

* Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

Читайте также:  Симпатомиметики при лечении бронхиальной астмы

* Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

* Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6 — локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

Если одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки, легочный процесс находится в фазе ремиссии, вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей, то рекомендуются велотренировки, легкий бег, плавание.

Общедоступным способом тренировки является ходьба по лестнице. Больным БА с четвертой степенью двигательных возможностей назначается темп — на подъеме 50—60 ступ/мин, а при спуске — 110—120 ступ/мин. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит из 3—5-минутного подготовительного периода (выполняются в воде гимнастические упражнения и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов. Плавание проводится интервальным методом.

В первой половине тренирующего курса рекомендуется бег на месте в темпе 150—160 шагов/мин. Если ТЧСС (тренировочная частота сердечных сокращений) не достигает заданной величины (рассчитать свою ТЧСС вы можете в кабинете спортивного врача), то темп увеличивают до 170—180 шагов/мин. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью не более 7—8 км/ч, но наиболее оптимальным и достоверным ориентиром, выполняемой нагрузки будет — отслеживание своей ТЧСС во время нагрузки, с помощью монитора ЧСС «Polar».

Блочные тренажеры и упражнения с отягощениями

При выполнении упражнений необходимо следить за правильным дыханием. Наиболее благоприятное воздействие оказывают упражнения на развитие дыхательной мускулатуры: пуловер, разведение гантелей лежа, тренажер «бабочка», кроссовер, подтягивания на перекладине, тяга блока за голову; упражнения на развитие брюшного пресса: различного рода скручивания. (Технику выполнения упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений вы можете узнать у инструкторов тренажерного зала или в кабинете спортивного врача).

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Развитие первичного бронхообструктивного синдрома при бронхиальной астме, вследствие спазма гладких мышц бронхов, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Осмотр грудной клетки для объективного подтверждения синдрома бронхиальной обструкции.

презентация [434,9 K], добавлен 05.10.2016

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Принципы здорового образа жизни в совокупности с физической культурой, позволяющие максимально эффективно раскрыть потенциал организма и значительно повысить его возможности. Особенности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

реферат [108,2 K], добавлен 09.03.2017

Необходимость неотложной помощи при наступлении обострения бронхиальной астмы и проявлении удушья. Средства, действие которых направлено на устранение бронхоспазма из группы стимуляторов бета-адренорецепторов. Кислородотерапия при бронхиальной астме.

презентация [3,1 M], добавлен 20.04.2017

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Этиология и патогенез хронического бронхита и бронхиальной астмы, их клиническая картина, отличительные особенности, причины возникновения и развития. Комплексы лечебной физкультуры, применяемые для больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.04.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник