Меню Рубрики

Верховая езда при астме

Противопоказано заниматься верховой ездой тем людям, у которых есть следующие заболевания: гемофилия, аллергия на перхоть лошадей, астма, несовершенный остеогенез, а также период обострения хронических болезней. Обязательно расскажите тренеру о наличии в прошлом травм и их характере, тем более если были повреждения в области поясничного и крестцового отделов, а также суставов и позвоночника. Предупредите его об имеющихся ограничениях по нагрузкам.

Все подобные сведения нужно сообщать тренеру до начала занятия.
Начинающим наездниками до 14-ти лет необходимо взять справку у врача о разрешении посещения занятий.

Положительное влияние верховой езды.

Контакт человека с лошадью это и гимнастика и радость от верховой езды. Прогулки в седле оказывают положительное воздействие на органы кровообращения, дыхательную и эндокринную систему, оказывают положительное воздействие на пищеварительные функции человека все это было установлено врачами наблюдавшими за пациентами с данными проблемами. Уникальные источники эмоционального и физического воздействия на организм человека в верховой езде дала заключение современная медицина.
При верховой езде нагрузка на организм зависит от того как идет лошадь. При спокойной езде человек испытывает на много меньше нагрузку на позвоночник и суставы, чем при беге или быстрой ходьбе, но что бы сохранить равновесие ему приходится задействовать все группы мышц.
В лечебных целях верховая езда рекомендуется всем категориям возрастов. Рекомендуется при заболеваниях с малоподвижным образом жизни. Выздоравливающим при необходимости минимальных нагрузок.
Вот не полный список заболеваний когда верховая езда оказывается эффективной. Это группа людей с ортопедическими заболеваниями: искривление позвоночника, нарушения координаций движения, полные и частичные параличи ног .рук. Верховая езда создает крепкий мышечный корсет вокруг позвоночника. Одновременно обеспечивает работу всех групп мышц в теле наездника. Поскольку всаднику инстинктивно нужно сохранять равновесие, что бы не упасть с лошади , он тем самым побуждает к активной работе все мышечные группы.
Хороший эффект оказывает верховая езда при гинекологии, хронических заболеваний у женщин. За счет укрепления мышц промежности и живота, а также улучшения кровообращения малого таза.
При терапевтических заболеваниях верховая езда показана при вегетососудистой дистонии, бронхиальной астме, заболеваниях кишечника, прямой кишки, нарушениях обмена веществ.
Верховая езда в лечебных целях используется в хирургии. После операций и после несчастных случаев для восстановления способности к передвижению.
В психиатрии и невралгии верховая езда на лошади может применятся при следующих заболеваниях: для облегчения социальной адаптации, наркомании, синдрома Дауна, депрессий и неврозов.
При общении человека с красивым и большим животным оказывает огромное влияние на психику человека и большое эмоциональное воздействие. При верховой езде тело человека вынуждено следовать за движениями лошади, а в это время позвоночник и суставы совершают пассивные движения за счет которых и происходит лечебный эффект.
Лечебный эффект от верховой езды создается на комплексном воздействии лошади на организм человека. У лошади температура тела выше чем у человека примерно на 1.5 градуса. Даже при спокойной ходьбе лошади , тело всадника находящееся в контакте с ней массирует и разогревает тело человека, в следствии чего улучшается кровообращение всадника. Это также влияет на детей с ДЦП и на больных с невралгией.
Лошадь это живой тренажер не имеющий аналогов, эффективный метод реабилитации инвалидов.

источник

Астма диагностируется примерно у 50% велосипедистов, 60% лыжников, 25% бегунов, поскольку физическое напряжение — важнейший фактор, провоцирующий бронхоспазм.

Ранее диагноз был приговором: астма и спорт несовместимы. Но медицинская наука, клинический и тренерский опыт, усилия самих спортсменов доказали, что спорт при бронхиальной астме не только возможен, но и необходим.

Специалисты-пульмонологи на вопрос о том, можно ли при астме заниматься спортом, сегодня отвечают положительно. Физическая активность, укрепляющая мышцы, в том числе и дыхательные, повышает результативность терапии этой болезни.

При недостаточности спортивных нагрузок у астматиков наблюдается ухудшение кровоснабжения бронхов. Подобные сбои метаболизма создают предпосылки для хронической патологии.

Установлено, что спорт при астме:

  • улучшает снабжение тканей кислородом;
  • повышает эффективность дыхания;
  • восстанавливает иммунитет;
  • поддерживает тонус организма;
  • влияет на самооценку пациента и его восприятие окружающими, избавляя от депрессий.

Существует только одно правило: выбирая, какими видами спорта можно заниматься, определяют не только спортивное направление, но и условия, в которых будут проходить занятия спортом.

По мнению врачей, следует избегать:

  1. Пыльных и неухоженных спортзалов при аллергии на пыль, плесень и домашних клещей. Для астматиков это дополнительный толчок инициирования бронхоспазма.
  2. Физических нагрузок на открытом воздухе в период высоких концентраций сенсибилизирующих аллергенов.
  3. Холодного воздуха, способствующего обострению болезни.

Медицинская практика выделяет из многообразия спортивных дисциплин те, которые позволяют сочетать контролируемую бронхиальную астму и спорт:

  • гонки на байдарках, каноэ, велогонки (на треке, шоссе, горный велосипед), спортивная ходьба, бег на короткие дистанции, требующие быстрых, кратковременных усилий;
  • плаванье (с осторожностью при непереносимости паров хлора);
  • командные игры: волейбол, баскетбол, гандбол, керлинг, пляжный спорт, бадминтон, водное поло;
  • боевые искусства;
  • фехтование;
  • парусный спорт;
  • пилатес, бодифлекс;
  • стрельба;
  • зимние виды — слалом, фристайл, могул и другие.

Спортивные дисциплины с большой интенсивностью нагрузки — конькобежный спорт, фигурное катание, гонки на лыжах, биатлон, верховая езда, — астматикам не рекомендуются .

Не разрешаются при бронхиальной астме спортивные дисциплины, при которых необходимы задержки дыхания или затрудняется поступление кислорода. К этой группе отнесены: подводная охота, фридайвинг, дайвинг, прыжки в воду, альпинизм, парашютный спорт.

Тяжелая степень астмы требует минимальных физических нагрузок. В этом случае разрешены несложные гимнастические упражнения, ЛФК и дыхательные процедуры.

Длительное время дети с астмой освобождались от уроков физической культуры. Научные изыскания в области физиологии, создание новейших препаратов и опыт преподавателей физкультуры изменили сложившиеся взгляды на проблему.

Доказано, что упражнения поддерживают стабильность дыхательных органов и тренируют диафрагму — важнейшую для дыхания и кровообращения мышцу. Поэтому детям можно заниматься спортом при бронхиальной астме. Это важно не только для здоровья, но и для адаптации ребенка в школьном социуме.

Занятия для маленьких спортсменов с учетом их возраста должны начинаться с 10-15-минутной разминки. В нее включается легкая гимнастика (упражнения на растяжку, разогрев), медленный бег с короткими ускорениями (спуртом). Разминка позволяет стабилизировать состояние детей с астмой, избежать бронхоспазма.

Скандинавские специалисты предложили метод интервальных тренировок для детей с астмой:

  1. Интенсивные упражнения — быстрый бег, способствующий расширению бронхов, — 1 минута.
  2. Перерыв в виде свободной медленной ходьбы — 4 минуты.
  3. Система кратковременных (одноминутных) упражнений- 5 минут.

Есть рекомендации специалистов, какие спортивные дисциплины можно использовать для физического развития ребенка с таким заболеванием. К ним относятся:

  • гимнастика;
  • плаванье;
  • командные игры с низкой интенсивностью;
  • боевые искусства: ушу, дзюдо, тхэквондо, айкидо.

Особое место занимает плаванье, так как водные процедуры обеспечивают лучшее насыщение тканей кислородом. Оказывая влияние на дыхательные пути и сосуды, тренировки в бассейне закаляют организм ребенка, укрепляют устойчивость к инфекциям и устраняют бронхиальный спазм.

Для обеспечения необходимой дыхательной нагрузки ребенку предлагается также настольный теннис, рекомендуются баскетбол, мини-футбол, бальные танцы и некоторые виды легкой атлетики.

Однако участие в соревнованиях для детей с астмой нежелательно в силу долговременного физического напряжения. Интенсивные занятия противопоказаны при обострении астмы и тяжелых случаях ее течения.

Выбор оптимальной схемы физических нагрузок и вида спорта предлагается пульмонологом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Информировать педагогов и тренеров о болезни своего ребенка и снабдить его лекарствами, необходимыми для купирования приступа.
  2. Напоминать преподавателю физкультуры, что больному ребенку противопоказаны силовые нагрузки из-за рисков травмирования области грудной клетки.
  3. Осмотрительно относится к выбору зимних видов спорта из-за рисков развития бронхоспазма.
  4. Обговорить и осмотреть вместе с педагогами и тренерами условия, в которых дети с астмой и аллергией будут заниматься.

Родителям необходимо объяснить ребенку, почему ему не стоит участвовать в соревнованиях даже при хороших предварительных результатах. Возможно, что это было время ремиссии заболевания, которое может вернуться из-за усиления нагрузки и дополнительного стресса.

Среди астматиков есть немало чемпионов мира и олимпийских игр по многим видам спорта. Правильное лечение помогает им поддерживать стабильную физическую активность и побеждать.

К наиболее распространенным проявлениям астмы, связанным с физкультурой и спортом, относятся: кашель, чрезмерная усталость, реже — стеснение в груди. Приступ может начаться спустя 5 минут после усиления нагрузки и закончиться самостоятельно в течение 30-60 минут.

С учетом этих и индивидуальных особенностей спортсмена-астматика незадолго до начала тренировок или соревнований рекомендован прием бронходилататоров короткого действия из группы бета-миметиков (при контролируемой астме).

Постоянный контроль врача и тренера — основной фактор преодоления возможных приступов болезни. Вместе со спортсменом разрабатывается программа индивидуальных тренировок на основе правил, направленных на недопущение приступов астмы:

  1. Ежедневные физические упражнения для больного астмой должны стать нормой.
  2. Спортивные дисциплины и комплекс домашней нагрузки для астматиков подбираются лечащим врачом.
  3. После совета с врачом меняют привычную дозу глюкокортикостероидов или тип ингалятора, если болезнь плохо контролируется и лечится.
  4. Заниматься спортом только в период ремиссии. При обострении тренировки следует отменить.
  5. Отказаться от занятий в душных, пыльных, непроветриваемых и неприспособленных помещениях. Бег при астме, например, без чистоты воздуха недопустим.
  6. Всегда иметь при себе ингалятор и лекарственные препараты.
  7. Тренировочную нагрузку увеличивать постепенно, чередовать интенсивные периоды с отдыхом. Перед переходом к основному этапу тренировки проводить 10-минутную разминку, чтобы размять и разогреть мышцы (в т.ч. и дыхательные).
  8. Постоянно контролировать свое дыхание и пульс. При учащении дыхания тренировку нужно прекратить. При пульсе свыше 140 ударов в минуту передышка обязательна.

При осложнении клинической симптоматики бронхиальная астма и спорт — понятия несовместимые.

источник

Врачи не могут дать однозначный ответ, совместима ли бронхиальная астма и профессиональный спорт. Сильные физические нагрузки могут вызвать приступ и бронхоспазм.

Но в то же время легкие тренировки необходимы для укрепления дыхательных мышц, поддержания иммунитета, что позволяет облегчить течение болезни. Спортсмены с астмой должны дозировать и контролировать свои занятия, чтобы они приносили пользу организму. Посещение тренировок разрешено лишь в состоянии ремиссии.

Бронхиальная астма является хронической болезнью с периодическими приступами удушья из-за бронхоспазма. Пациенты вынуждены носить с собой ингалятор и применять его при ухудшении самочувствия, если этого не сделать, может наступить асфиксия. Провоцируют затруднение дыхания различные аллергены.

В жизни астматика есть определенные ограничения. К одному из них относится физическая нагрузка при бронхиальной астме. Многие разновидности спорта этим людям строго запрещены. В то же время врачи уверены, что нормированная физическая активность требуется астматику для облегчения протекания патологии.

Пациентов интересует вопрос, можно ли заниматься спортом людям с диагнозом «бронхиальная астма». Раньше доктора однозначно запрещали пациентам тренировки. Это объясняется тем, что значительные физические нагрузки и физкультура при бронхиальной астме способны вызвать приступы. Ведь при интенсивных занятиях дыхание учащается, слизистые нижних дыхательных путей пересушиваются и охлаждаются, это провоцирует бронхоспазм.

В зависимости от течения заболевания и индивидуальных особенностей недуг способен проявиться удушьем, кашлем, одышками, болями в груди. Иногда приступ у пациента начинается спустя незначительное время после занятий. Но в то же время отсутствие нагрузок ухудшает кровообращение в легких, ухудшает иммунитет, и пациент становится уязвим перед любым воспалительным процессом.

Сейчас никого не удивишь астматиками в спорте, и астма уже не является строгим противопоказанием для физической активности. Напротив, практически все врачи советуют с детских лет приучать больных к занятиям, но только после разрешения пульмонолога и лечащего доктора.

Астма и спорт — совместимые вещи, но при правильном подходе к нагрузкам. Пациентам рекомендуют заниматься спортом для:

  • улучшения обменных процессов;
  • восстановления иммунитета;
  • устранения избытка калорий;
  • снабжения тканей кислородом;
  • подавления негативных мыслей, депрессий;
  • поддержки общего тонуса организма;
  • повышения устойчивости к влиянию плохой экологии;
  • развития дыхательного аппарата;
  • повышения сопротивляемости организма к хроническим патологиям.

Чтобы тренировка мышц принесла пользу, следует грамотно составить комплекс упражнений, контролировать состояние при нагрузках и в случае малейшего недомогания прекращать занятие.

Тяжелая степень астмы требует минимальных физических нагрузок. Здесь разрешены несложные гимнастические упражнения и дыхательные процедуры. При средней и легкой стадии выбор вида спортивных тренировок расширяется, но предпочтение следует отдать занятиям, укрепляющим мышцы, особенно диафрагмы и плечевого пояса. Астматикам рекомендованы следующие виды спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивная ходьба;
  • бальные танцы;
  • фитнес;
  • занятия плаванием;
  • аэробика, аквааэробика;
  • гимнастика;
  • бадминтон;
  • велоспорт;
  • единоборства, но с осторожностью, чтобы не получить удар в грудную клетку;
  • волейбол, футбол, баскетбол.

Что касается плавания при бронхиальной астме, то тренировки хорошо укрепляют дыхательный аппарат. В момент занятий нагрузка равномерно распределена между мышцами и дыхательной системой. Это помогает улучшить вентиляцию бронхиального древа и легких.

Помимо этого, водные процедуры улучшают снабжение тканей кислородом. Оказывая влияние на бронхи и сосудистую систему, тренировки помогают закалять организм, улучшают сопротивляемость инфекциям, укрепляя иммунитет. Поэтому при бронхиальной астме плаванье выступает неотъемлемым помощником в лечении патологии.

Давая ответ на вопрос, можно ли заниматься греблей при астме, стоит отметить, что и здесь противопоказаний с медицинской точки зрения нет. Танцевальные кружки и легкая атлетика помогают избавиться от ощущения сдавливания в груди и улучшают вентиляцию легких.

Самым лучшим и нужным видом занятий для астматика выступает дыхательная гимнастика. Она применяется при различной степени недуга, даже при тяжелой форме. Комплекс процедур включает как физические упражнения, так и речевую тренировку, что позволяет нормализовать дыхание. Все уроки проводятся сидя, в спокойном состоянии. Активные физические нагрузки вводятся постепенно, с плавным увеличением сложности. Если пациент не настроен на занятие, то оное лучше перенести.

Читайте также:  Анкета для пациентов да и нет с бронхиальной астмой

Польза гимнастики заключается в тренировке мускулатуры дыхательного аппарата и создании дыхательного резерва. В процессе занятий задействуются участки легких, в которых обычно не происходит газообмен. За счет этого дыхательный аппарат начинает работать продуктивнее.

Выбор вида спорта должен проходить под контролем специалиста. После сдачи анализов пульмонолог поможет определиться, какой тип тренировок наиболее подходит пациенту. Учитывая индивидуальные особенности организма и специфику болезни, разным пациентам могут потребоваться различные виды нагрузок.

Повышенные нагрузки при астме вредны, поэтому таким больным запрещены некоторые разновидности спорта. Силовые тренировки могут привести к травмам грудной клетки, что вызовет приступ заболевания. Верховая езда в первую очередь тесно связана с животными, а триггером развития астмы часто выступает шерсть.

Ответ на вопрос, можно ли заниматься зимним спортом пациентам с астмой, неоднозначен. Но лучше отказаться от лыж, хоккея, фристайла, так как при поступлении холодного воздуха при вдохе сужаются бронхи, начинается бронхоспазм. Удушье от физических нагрузок при астме может случиться, если выбрать спорт, где необходимо прилагать большие усилия. Сюда относят:

  • занятия на турниках, кольцах;
  • тяжелую атлетику;
  • бег с препятствиями или на длинные дистанции. Астма и спортивный бег могут совмещаться лишь при легкой короткой пробежке;
  • биатлон.

Не разрешаются при бронхиальной астме упражнения и виды спорта, требующие задержки дыхания или связанные с недостаточным поступлением кислорода. В эту категорию входят дайвинг, фридайвинг, альпинизм, подводная охота, прыжки с парашютом.

У детей астма и спорт так же сочетаются, как и у взрослых. Нормированная активность малыша помогает ему правильно развиваться и легче переносить недуг. У деток занятия спортом при астме направлены на поддержание дыхательной системы в норме и тренировку диафрагмы. Это способствует уменьшению воспалений и неприятной симптоматики.

Если ребенок, имеющий астму, желает заниматься спортом, то нужно подбирать подходящую секцию вместе с пульмонологом. К наиболее популярным у детей занятиям относят баскетбол, футбол, волейбол, теннис, плавание. У пловцов не только развиваются все группы мышц, но также повышается общая сопротивляемость организма, поэтому этот вид спорта достаточно востребован.

Чтобы обеспечить необходимую дыхательную нагрузку, можно предложить малышу боевые искусства: ушу, дзюдо, тхэквондо. Главное — все занятия проводить на фоне основного лечения и в период ремиссии.

Неправильное дозирование тренировок может дать отрицательный эффект, и вместо улучшения состояния у ребенка возникнут проблемы со здоровьем. Поэтому очень важно составлять индивидуальный график занятий и при ухудшении самочувствия изменять подход, переводя малыша на более легкие упражнения.

При желании заняться укрепляющими упражнениями астматику нужно сдать общие анализы и получить консультацию пульмонолога. Виды занятий спортом и комплекс домашних упражнений при астме подбирается лечащим врачом. А все тренировки при бронхиальной астме и изменения в нагрузках обязан проконтролировать тренер. Помимо этого, для спортсменов есть особые правила проведения занятий:

  • следует контролировать любые изменения самочувствия, при проявлении кашля или других симптомов стоит прервать тренировку;
  • нужно отказаться от занятий в непрогретом, запыленном, душном помещении. Астматикам нужно находиться в хорошо вентилируемом и просторном зале. Также приступ может настигнуть пациента при тренировках на свежем воздухе в период цветения растений, поэтому стоит избегать мест со значительным количеством зелени;
  • каждому занятию должна предшествовать разогревающая разминка. Это позволит подготовить мышцы и снизит вероятность бронхоспазма;
  • тренироваться можно только в период ремиссии. Если наступает обострение, в этот период занятия нужно отменить;
  • следует выполнять все требования тренера;
  • увеличение нагрузок производится постепенно, с постоянным контролем состояния;
  • в момент физических нагрузок у пациента с астмой поблизости должен находиться ингалятор. На начальных этапах приступа он поможет быстро нормализовать состояние;
  • при измерении пульса в момент занятий показатель в норме не должен быть более 140 уд/мин, в противном случае нужно сделать передышку;
  • спорт при астме у пациента должен быть ежедневным занятием.

Отвечая на вопрос, можно ли при астме бегать, следует заметить, что это возможно лишь до появления одышки. Если появляются сложности при дыхании, нужно перестать тренироваться и приступить к более простым упражнениям или перенести занятие на другой день.

Первые тренировки должны контролироваться врачом, который будет проверять показатели до начала занятий, а также после них. Если на протяжении нескольких недель общая картина состояния ухудшается, то подбирается другой вид спорта, в тяжелом случае назначается только ежедневная гимнастика.

Спорт и физическая нагрузка при бронхиальной астме не только разрешены, но и приносят существенную пользу здоровью пациента. Исключением может стать только наличие индивидуальных противопоказаний.

Специалисты рекомендуют подбирать вид спорта с учетом состояния пациента и особенностей течения болезни. Оптимальными являются плавание, баскетбол, волейбол, дзюдо. Правильное нормирование нагрузки и соблюдение рекомендаций врача позволяет астматикам достигать больших высот в спортивной карьере.

источник

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Иппотерапия представляет собой метод кинезиотерапии, при применении которого лечебное воздействие производится с помощью лошади. В ходе сеансов иппотерапии человек занимается под руководством инструктора, выполняя разработанные и показанные ему упражнения, сидя верхом на лошади. Лошадь может вести коновод, либо занимающийся человек управляет ей самостоятельно.

Иппотерапия применяется для приобретения изначально отсутствовавших или утраченных психомоторных навыков у человека любого возраста и пола, что стимулирует процесс развития и облегчает социализацию детей и взрослых. Процесс приобретения или восстановления утраченных психомоторных навыков в ходе иппотерапии обеспечивается мобилизацией психического и физического потенциала человека, высвобождаемого и активируемого в процессе езды и эмоционального контакта с лошадью. Иппотерапию можно считать самостоятельным методом психотерапии.

Сегодня в странах бывшего СССР под иппотерапией подразумевают физиотерапевтический метод лечения, в основе которого лежит лошадь. Причем лечение проводится как в ходе эмоционального контакта, так и при помощи специальных упражнений, выполняемых на лошади. Конечно, такое толкование термина без четкого обозначения границ, применяемых методов и других особенностей, присущих любому иному физиотерапевтическом способу лечения, является весьма обтекаемым, неполным и создает предпосылки для разночтений как между коллегами, так и между пациентами. Но такова современная реальность.

В настоящее время в странах СНГ отсутствует четко разработанная, систематизированная и структурированная терминологическая база в отношении разнообразных методик и приемов лечения людей при помощи лошади. Поэтому отечественным специалистам приходится детально расшифровывать применяемую ими терминологию, чтобы коллеги четко и без разночтений понимали, о чем идет речь в том или ином материале, статье и т.д.

Однако, несмотря на подобные сложности, практическая работа в области иппотерапии ведется достаточно успешно. К сожалению, данные успехи не являются системными в странах СНГ, а скорее принадлежат каждому конкретному педагогу, но все же это лучше, чем ничего, поскольку благодаря такой конкретной работе нарабатывается материал для последующей систематизации, объединения и выделения его из общего раздела физиотерапия или лечебная физкультура в отдельную медицинскую специализацию под названием иппотерапия.

В странах Запада (США, Западная и Северная Европа) метод иппотерапии проработан детально и освещен с различных сторон. Более того, в США и Европе все, что касается иппотерапии, систематизируется и оценивается экспертами и в других областях медицины, что позволяет вырабатывать наиболее эффективные и безопасные подходы к лечению различных заболеваний и дефектов при помощи лошади. Поэтому желающие изучать иппотерапию именно как специальность, должны читать специализированную литературу на немецком или английском языках, из которой можно почерпнуть и обоснования, и механизмы лечебного воздействия, и конкретные методики, применяющиеся при различных заболеваниях, и виды лошадей, подходящих для иппотерапии, и т.д. Более того, в США и Европе иппотерапия уже давно является отдельной специализацией для врача-физиотерапевта или специалиста по лечебной физкультуре (также с врачебным образованием).

Помимо Европы, США и СНГ, иппотерапия практикуется в некоторых странах Азии (Тибет, Монголия, Китай, Индия, Афганистан и др.). Однако иппотерапия в этих странах отличается и от европейской, и от американской, и от постсоветской практики, поскольку проводится по традиционным методикам, известным с древности и передаваемым в форме устного жреческого знания, как и другие способы нетрадиционной медицины. К сожалению, ввиду отсутствия каких-либо приемлемых научных данных, сравнить эффективность применяемых в Азии и США или Европе методов иппотерапии невозможно. Но по отзывам людей, пользовавшихся услугами иппотерапевтов Азии, их методики жестче, чем европейские или американские, но достаточно эффективные, поскольку занятия позволяют достичь поставленных целей по реабилитации и приобретению утраченных моторных и психических навыков.

Что касается терминологии, то в этой области также очень сложно сравнивать имеющиеся наработки стран СНГ и европейских или американских стран из-за фактического отсутствия четко разработанной системы переводов и эквивалентности терминов. Мы приведем наиболее распространенные в англоязычных и германоязычных странах термины, касающиеся иппотерапии, и их соответствие терминам, принятым в странах бывшего СССР.

В англоязычной и немецкоязычной литературе встречается большое количество терминов, относящихся к области использования лошадей для лечения различных заболеваний, реабилитации инвалидов, адаптации после перенесенных травм и т.д., то есть к сфере того, что в странах СНГ именуют одним общим термином «иппотерапия». Так, в англоязычной литературе синонимами термина «иппотерапия» в российском значении в том или ином виде являются следующие термины: Hippotherapy (HPOT), Tandem Hippotherapy (T-HPOT), Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding (TR), Interactive Vaulting, Adaptive Riding, Therapeutic Driving, Therapeutic Horsemanship, Equine Assisted Therapy (EAT), Equine Facilitated Therapy, Equine Facilitated Psychotherapy (EFP). В немецкоязычной литературе синонимом термина «иппотерапия» в том смысле, который в него вкладывают в странах бывшего СНГ, является термин «Therapeutisches Reiten», который в буквальном переводе означает «лечебная езда на лошади».

Therapeutisches Reiten (или Hippotherapy в англоязычных странах) в Германии и других странах Европы, а также в США подразделяется на три следующих направления:

  • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
  • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
  • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.

В России в настоящее время термин «иппотерапия» может использоваться в двух значениях. Как правило, под иппотерапией подразумевают любое направление лечения с использованием лошади. В такой ситуации термин очень общий, поскольку не обозначает сферу деятельности, цели и задачи, способы воздействия и конкретные методы, и по смыслу наиболее соответствующий немецкому «Therapeutisches Reiten». В более редких случаях термин «иппотерапия» используется для обозначения метода лечения тяжело больных или маленьких детей, и соответствует немецкому «Hippotherapie» или англоязычным «Hippotherapy», «Developmental Riding Therapy», «Therapeutic Riding», «Therapeutic Driving» и «Therapeutic Horsemanship».

К сожалению, более или менее однородных терминов, которые отражали бы западные направления иппотерапии Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (Equine Facilitated Psychotherapy) и Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy), в настоящее время в странах СНГ просто не существует. Отсутствие терминологии объясняется просто – данные направления в странах бывшего СССР просто не применяются ввиду отсутствия программ, специалистов и научной школы.

Поэтому, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что методики и варианты лечения, применяющиеся в странах СНГ под названием «иппотерапия», соответствуют немецкому направлению «Hippotherapie» и американским «Hippotherapy», «Developmental Riding Therapy», «Therapeutic Riding» и «Therapeutic Horsemanship». А вот направления психологической реабилитации и обучения навыкам самообслуживания при помощи занятий с лошадьми в странах СНГ полностью отсутствуют.

Помимо иппотерапии, в странах бывшего СССР также имеется направление райттерапии, которое выделяется в отдельную дисциплину и представляет собой лечебную верховую езду с выполнением элементов вольтижировки, конкура и выездки. Данное направление присуще исключительно странам СНГ и некоторым азиатским странам и, по сути, является комбинацией различных элементов иппотерапии в понимании немецкоязычных и англоязычных стран (Hippotherapie, Hippotherapy).

Польза езды на лошади известна с древних времен, поскольку еще Гиппократ заметил, что раненые и больные люди поправляются быстрее, если скачут верхом. Но современная история применения иппотерапии в качестве лечебного метода началась с середины XX века, когда датчанка Лиз Хартел смогла полностью восстановиться после перенесенного полиомиелита благодаря езде на лошади. История Лиз стала примером невероятного излечения женщины, которую болезнь приковала к инвалидной коляске. Благодаря регулярным поездкам на лошади Лиз смогла начать не только ходить, но и заниматься конным спортом на профессиональном уровне, и спустя несколько лет выиграла серебряную медаль на Олимпиаде в Хельсинки.

Читайте также:  Приступы бронхиальной астмы фото

После истории Лиз врач, наблюдавший ее, начала заниматься с молодыми инвалидами конным спортом и получила блестящие результаты. Некоторые молодые люди смогли полностью избавиться от инвалидности, а другие существенно улучшили свое состояние. После этого доктор в 1953 г. с согласия правительства Норвегии открыла в этой стране несколько специальных лагерей, в которых проводилась реабилитационная терапия для инвалидов при помощи верховой езды и специального комплекса упражнений, выполняемых сидя на лошади. Именно с этого момента метод иппотерапии был взят на вооружение врачами других стран Северной и Западной Европы, а также США, и за последние 30 лет в данной сфере были достигнуты значительные успехи.

В странах СНГ первые занятия иппотерапией стали проводиться с 1991 года в специально созданном центре «Живая нить». Далее центры иппотерапии были открыты и в других городах России и странах СНГ, как правило при конно-спортивных клубах, которые выделяли лошадей для целей медицинской реабилитации людей, страдающих нарушениями психоневрологического и эмоционально-волевого характера. Но в отличие от Европы и США, в странах СНГ метод иппотерапии еще не столь детально проработан, а находится скорее в стадии экспериментальной апробации и накопления клинических данных. В силу этого методики занятий в каждом центре иппотерапии в странах СНГ могут быть различными, поскольку не существует единой систематизированной унификации и рекомендаций, а каждый врач или тренер вырабатывает собственные эффективные подходы на основании общих механизмов и правил.

Разнообразные психоневрологические (в том числе речевые) и эмоционально-волевые нарушения в развитии у детей и взрослых, как врожденные, так и приобретенные требуют активной реабилитационной комплексной терапии различными методами. Одним из весьма эффективных методов коррекции данных нарушений является иппотерапия. Ключевыми отличительными характеристиками иппотерапии являются высокая эффективность и индивидуальность лечебного воздействия на психические и физические навыки ребенка или взрослого человека.

Эффективность иппотерапии обусловлена двумя основными факторами – биомеханическим и эмоциональным. Биомеханический фактор представляет собой воздействие ритмических движений и температуры тела лошади (которая на 1,5 o С выше, чем у человека) на различные органы и системы взрослого или ребенка. А эмоциональный фактор – это мощное воздействие на чувственную сферу человека, позволяющее мобилизовывать его волевой потенциал и с его помощью добиваться впечатляющих результатов.

Эмоциональный фактор эффективности иппотерапии в основном обусловлен мощной, разнонаправленной и очень сильной мотивацией, возникающей на фоне желания почувствовать себя сильным, уверенным, бесстрашным и полноценным человеком через способность управлять лошадью. Такая мотивационная составляющая приводит к мобилизации воли. А при мощном волевом усилии человек подавляет не только страх, но и совершает движения, выговаривает слова и контролирует себя гораздо лучше, чем в обыденной ситуации. То есть желание сесть на лошадь и управлять красивым и мощным животным приводит к тому, что человек волевыми усилиями преодолевает свои страхи и дефекты. А дальнейшие занятия по специальным методикам помогают закрепить и расширить достигнутый в ходе волевого усилия результат.

Яркое и мощное эмоциональное действие лошади на человека позволяет использовать это животное также и в терапии психоэмоциональных нарушений различного характера, таких, как аутизм, ряд форм шизофрении (в составе комплексной терапии для коррекции негативных симптомов), олигофрения, синдром Дауна, рассеянный склероз, депрессии, неврозы, социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания и др. Положительный терапевтический эффект обусловлен тем, что между человеком и лошадью устанавливаются очень тесные взаимоотношения, похожие на дружбу, что важно для людей, испытывающих трудности в общении. Помимо эмоционального эффекта, в лечении психоэмоциональных расстройств при помощи иппотерапии присутствует нормализация ритмов, обеспечивающаяся ритмическими движениями лошади. Более того, иппотерапия может рассматриваться в качестве средства, способствующего формированию личности и существенному улучшению состояния человека, страдающего расстройствами поведения и трудностями в общении.

Нужно понимать, что эмоциональный фактор иппотерапии по-разному проявляется при различных нарушениях. Так, при неврозах основное лечебное действие обеспечивается переживаемыми в ходе езды на лошади ощущениями победы и свободы. При ДЦП или других нарушениях моторики основное действие иппотерапии реализуется через страх упасть, который буквально заставляет человека мобилизоваться, максимально сконцентрироваться и скоординировать свои движения в такт ритмичным покачиваниям лошади. Такая мобилизация нормализует моторику, подавляет патологические движения и способствует выработке правильного двигательного стереотипа.

Полезное терапевтическое действие биомеханического фактора иппотерапии обусловлено следующими механизмами:

  • Колебания, идущие от спины движущейся лошади в трех плоскостях. Данные ритмичные колебания передаются всаднику и заставляют его поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног, чтобы удержаться в седле. Подобное сокращение и расслабление мышц способствует нормализации их тонуса, устранению гиперкинезов и выработке правильной позы, которая переносится на обычную жизнь.
  • Постоянные ритмические колебания, идущие от лошади, заставляют человека вырабатывать новые рефлексы, направленные на поддержание равновесия и координации движений. Приобретаемое чувство равновесия сопровождается развитием симметрии, то есть мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой сторон. Благодаря симметрии проходят нарушения моторики одной из сторон тела, характерные для таких заболеваний, как сколиоз, ДЦП и др.
  • Нормализация обмена веществ с его перестройкой на оптимальный режим.
  • Разогрев и массаж мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов за счет плавных, но ритмических движений лошади, а также биологического тепла ее тела, приводит к нормализации мышечного тонуса и улучшению кровотока в органах и тканях. Такое улучшение кровотока положительно сказывается на состоянии и функционировании всех органов и систем, в том числе головного мозга.
  • Имитация движений человека, идущего шагом, происходящая за счет колебательных движений ног и таза, расположенных на крупе лошади. Причем при движении лошади имитируются сложные трехмерные колебания в ногах и тазобедренных суставах, присущие обычному человеческому шагу. Такая имитация очень важна для людей, которые обездвижены или их двигательный стереотип очень далек от правильного, поскольку позволяет наработать мышечную память и впоследствии начать ходить.
  • Задействование сразу всех мышц тела, поскольку даже для простого сидения на лошади во время ее движения шагом нужно сохранять равновесие. А для поддержки равновесия человек инстинктивно заставляет работать все мышцы тела, чтобы не упасть с лошади. Такой неизбирательный эффект заставляет включаться в интенсивную работу как здоровые, так и пораженные мышцы, обеспечивая развитие первых и формирование нормальных двигательных стереотипов у вторых. В результате сформировавшийся при поездке на лошади двигательный стереотип переносится в обычную жизнь, благодаря чему человек становится способным совершать больший объем движений с высокой точностью.
  • Физическая нагрузка на мышцы путем моторно-висцеральных рефлексов улучшает работу внутренних органов, тем самым профилактируя их заболевания.

Биомеханический фактор иппотерапии весьма эффективен для лечения нарушений движений различного происхождения, например, при ДЦП, параличах, парезах, посттравматических расстройствах, врожденных пороках развития и т.д.

Таким образом, эффективность иппотерапии обусловлена комплексным воздействием на функционирование вестибулярного и опорно-двигательного аппарата, а также нервной системы, всех мышц тела и внутренних органов.

Иппотерапия обеспечивает следующие общие лечебные эффекты при различных состояниях и заболеваниях:

  • Устраняет отрицательное воздействие гипокинезии;
  • Нормализует и развивает физическую активность человека, делая его сильнее и выносливее;
  • Способствует восстановлению утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков;
  • Обеспечивает реабилитацию и социализацию человека.

Если же говорить более подробно, то иппотерапия позволяет достичь следующих положительных результатов у детей и взрослых с проблемами в моторной, неврологической и психо-эмоциональной сферах:

  • Улучшается рефлекс на выпрямление туловища;
  • Увеличивается объем и амплитуда движений в суставах, а в ранее неподвижных сочленениях появляется некоторая подвижность;
  • Уменьшается патологический мышечный тонус;
  • Уменьшается частота эпизодов и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.);
  • Улучшается походка;
  • Улучшается зрительно-моторная координация, то есть человек лучше ориентируется в пространстве и соотносит необходимые мышечные движения при видении предметов глазами (например, если ранее человек не мог соотнести необходимость поднять руку, чтобы не ушибиться о какой-либо высокий предмет, стоящий на пути, то после занятий иппотерапией такие нарушения корректируются практически полностью);
  • Улучшается способность к удержанию равновесия и появляется симметричность в работе мышц тела;
  • Устраняются блокады и контрактуры, а также нормализуется объем движений позвоночника, плечевого и тазобедренного пояса;
  • Укрепляется мускулатура тела;
  • Улучшается обмен веществ;
  • Повышается жизненная емкость легких;
  • Улучшаются навыки самообслуживания;
  • Восстанавливаются или появляются обыденные двигательные стереотипы, такие, как ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними, и т.д.;
  • Уменьшается степень тревожности;
  • Нормализуется общение с окружающими и улучшается социальная адаптация;
  • Улучшаются навыки коммуникации;
  • Улучшается самочувствие и настроение.

Иппотерапия в составе комбинированной терапии показана к применению для лечения и реабилитации при следующих состояниях и заболеваниях у детей и взрослых:

1.Неврологические синдромы:

  • Детский церебральный паралич;
  • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
  • Травмы спинного мозга;
  • Врожденные нарушения работы ЦНС;
  • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
  • Радикулиты.

2.Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата:

  • Нарушения осанки;
  • Сколиоз;
  • Пороки развития рук или ног;
  • Состояния после ампутации рук или ног;
  • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
  • Параличи и парезы;
  • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеохондроз;
  • Артрозы;
  • Дистрофия мышц.

3.Коррекция моторики и развитие психических, социальных навыков при генетических заболеваниях:

  • Синдром Дауна;
  • Синдром Ретта.

4.Другие расстройства психической и моторной деятельности:

  • Поражение зрения и слуха;
  • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
  • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
  • Расстройства чувствительной интеграции;
  • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
  • Неврозы;
  • Шизофрения;
  • Депрессия;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Эмоциональные расстройства;
  • Аутизм;
  • Неспособность находиться в социуме;
  • Девиантное поведение.

Помимо этого, взрослым людям показана иппотерапия в составе комплексного лечения следующих заболеваний:

  • Рассеянный склероз;
  • Постинсультные осложнения;
  • Постинфарктные состояния;
  • Состояния после черепно-мозговых травм;
  • Алкогольная и наркотическая зависимости;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.

Также в некоторых случаях иппотерапию рекомендуют применять в комплексном лечении хронического бронхита, бронхиальной астмы, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы, поскольку езда на лошади активизирует работу дыхательной системы, сердца и сосудов, создавая эффект интенсивной тренировки, но без возможных негативных последствий последней.

Иппотерапия противопоказана и не может проводиться ни при каких обстоятельствах при наличии у взрослого или ребенка следующих состояний или заболеваний:

  • Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти;
  • Острый период любых инфекционных заболеваний;
  • Открытые раны, пролежни или порезы;
  • Безудержный страх перед лошадью;
  • Отслойка сетчатки;
  • Повышенное внутриглазное давление;
  • Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);
  • Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног);
  • Вывих бедра;
  • Болезнь Пертеса;
  • Нестабильность шейных позвонков (С1-С2);
  • Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2);
  • Острый период болезни Шейермана;
  • Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;
  • Сколиоз 3 – 4 степеней;
  • Склонность к дископатии;
  • Смыкание позвонков более 5 мм;
  • Деформирующий спондилоартроз;
  • Некроз костей (острая фаза заболевания);
  • Мышечная слабость;
  • Острые фазы мышечной дистрофии;
  • Гемофилия;
  • Острый период психических расстройств;
  • Ожирение 3 – 4 степеней;
  • Остеомаляция (размягчение костей);
  • Ломкость костей.

Помимо указанных абсолютных противопоказаний, имеются и относительные. При их наличии рекомендуется воздерживаться от иппотерапии, но при необходимости ее проведение возможно. К таким относительным противопоказаниям относят следующие состояния или заболевания:

  • Частые эпилептические приступы;
  • Тяжелая умственная отсталость;
  • Остеопороз;
  • Зафиксировавшиеся деформации костей, миозиты и резкое ограничение движений.

В России и других странах СНГ в настоящее время применяются следующие методы иппотерапии для лечения различных состояний:

  • Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
  • Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
  • Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
  • Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).


Фото 1 – Фрагмент занятия по терапии движением лошади.


Фото 2 – Фрагмент занятия по лечебной верховой езде.


Фото 3 – Элемент лечебной вольтижировки.


Фото 4 – Занятие по психо-лечебно-педагогическому контакту с лошадью.

Помимо указанных методик, к иппотерапии в странах СНГ также часто причисляют конный спорт инвалидов, что не совсем корректно и не соответствует мировым стандартам. Дело в том, что конный спорт инвалидов – это не терапевтическая дисциплина и методика, а полноценный вид спорта, который позволяет людям с ограниченными возможностями проявить себя, достичь успеха, самореализоваться и т.д. Поэтому в Европе и США конный спорт инвалидов относят именно к сфере спортивных разделов, а не к иппотерапии, являющейся медицинском методом лечения.

Читайте также:  Тоны сердца при бронхиальной астме

В странах Европы и США принято разделение иппотерапии на четыре основные методики:

  • Собственно иппотерапия. В методике используется пассивный шаг лошади, а пациент просто сидит на спине животного без седла, удерживая равновесие и стараясь не упасть. Данная методика соответствует принятой в странах СНГ терапии движением лошади.
  • Лечебная верховая езда. Как по названию, так и по содержанию и сути полностью соответствует российской методике лечебной верховой езды.
  • Терапевтическая и развивающая вольтижировка. По названию и сути соответствует российской методике вольтижировки.
  • Верховая езда. Методика, предполагающая овладение сложными способами управления лошадью в группах.

Как видно, зарубежные школы иппотерапии включают в себя 4 основные методики, одна из которых отсутствует среди способов, практикуемых в странах бывшего СССР (верховая езда). Однако в странах СНГ также имеется 4 методики иппотерапии, одна из которых (психо- и лечебно-педагогический контакт) в Европе и США выделена в отдельное направление и существенно лучше разработана и развита.

Лошадей для занятий иппотерапией подбирают по особенностям экстерьера, движениям и темпераменту.

Нрав лошади имеет решающее значение для ее отбора для иппотерапии, поскольку для занятий с больными людьми подходят только добронравные и смелые животные с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, которые не будут пугаться шума, возни, разнообразных предметов и т.д. Кроме того, лошадь должна быть терпеливой, послушной, покладистой, надежной, не вялой и не игривой, а также легко идущей на контакт с любым человеком.

Категорически не подходят лошади «нервных» пород, со взрывным темпераментом, такие, как ахалтекинская, арабская, чистокровная верховая. Пугливые и плохо идущие на контакт лошади любых пород также не подходят для иппотерапии – они могут шарахаться, лягаться копытами, кусаться и совершать иные действия, которые только усугубят состояние пациента.

Экстерьер лошади. Для иппотерапии оптимально подходят лошади с прямоугольным строением туловища, поскольку ее продолговатая спина удобнее всего для сидения. Голова лошади по отношению к туловищу должна иметь маленький или средний размер, чтобы животное могло заносить ее назад и этой массой балансировать положение своего тела и придавать устойчивость всаднику. Глаза лошади должны быть широко посаженными для обеспечения максимального поля зрения. В области холки и на гривной части шеи должны быть хорошо развиты мышцы – это необходимо для удержания всадника на спине без седла.

Лошади для иппотерапии должны иметь некрутые плечи, поскольку при крутых плечах у животного короткий шаг с более резкими движениями. Форма корпуса животного – вертикально-овальная, так как она лучше подходит под анатомическое строение человека. Ноги лошади должны быть прямыми и достаточно широко расставленными.

Возраст лошади для иппотерапии должен быть не менее 5, но и не более 16 лет, поскольку слишком молодые животные энергичны и недостаточно тренированны, а старые утеряли гибкость и плавность движений.

Размер лошади для занятий иппотерапией должен быть средним – около 150 – 160 см в холке. Причем в некоторых европейских школах считают, что самыми лучшими для иппотерапии лошадьми являются пони.

Пол лошади. Для иппотерапии лучше всего подходят мерины (кастрированные кони) – они спокойны, миролюбивы, не подвержены гормональным циклам и не выдают непроизвольных реакций в периоды охоты. Если меринов нет, то для иппотерапии используют кобылиц, но никогда не берут жеребцов, которые могут проявлять немотивированную агрессию.

Породы лошадей для иппотерапии. Хорошо подходят для работы в лечебных программах лошади вятской, башкирской пород, помеси тяжеловозов и пони.

Рассмотрим правила и упражнения для иппотерапии для детей и взрослых.

Программа иппотерапии состоит из последовательных и обязательных модулей, применяющихся в терапии любого заболевания или состояния. Во-первых, каждая лошадь должна иметь свою амуницию, щетки, скребки, расчески и шампуни. Перед каждым занятием лошадь следует чистить, расчесывать гриву и хвост. Эти действия может выполнять больной для обеспечения тесного эмоционального контакта с животным и усиления психологического фактора иппотерапии. Чистка лошади, расчесывание гривы и хвоста с последующим взнуздыванием выполняются под присмотром и контролем коновода и инструктора-иппотерапевта.

Первое знакомство с лошадью. Человека не следует подводить к животному в деннике и предлагать почистить ее или расчесать гриву, поскольку сам вид лошади, которая значительно больше и ребенка, и взрослого, может испугать. Для первого знакомства рекомендуется ввести человека в манеж для занятий, куда привести предварительно выгулянную лошадь. Далее рекомендуется предложить погладить животное, взять его в повод и постоять рядом. Если ребенок или взрослый слишком боится, то можно посадить на лошадь его сопровождающего, чтобы продемонстрировать дружелюбие животного. Но обычно негативная реакция на лошадь встречается редко. Чаще сам вид животного вызывает восторг. Когда человек спокойно подойдет к лошади, его можно сажать на спину животного.

Посадка на лошадь может производиться принудительно инструктором или путем медленного установления контакта между человеком и животным. Как правило, посадка осуществляется принудительно и почти во всех случаях вызывает положительные эмоции, которые перекрывают страх и позволяют сразу включиться в работу. По мере улучшения состояния взрослого или ребенка его следует не полностью усаживать на лошадь, а только слегка подсаживать, предоставляя возможность вскарабкаться на круп самому. Напряжение сил, необходимое для усадки на лошадь, позволяет донести до сознания человека, что результат возможен только в результате усиленной работы.

Вводно-диагностическое занятие. Первое занятие по иппотерапии является вводным, поскольку дает возможность человеку привыкнуть к животному и ощутить положительные эмоции, а специалисту-иппотерапевту оценить его состояние, подобрать оптимальные упражнения для последующих тренировок, а также продолжительность и частоту занятий.

Регулярные занятия проводятся по определенной инструктором методике с оптимальной для больного частотой. После каждого занятия иппотерапевт при необходимости корректирует программу, добавляя, убирая или усложняя элементы и добиваясь максимального эффекта и работы человека с полной отдачей.

Основные упражнения, выполняемые взрослыми и детьми при иппотерапии, одинаковы при различных заболеваниях, поскольку они оказывают достаточное эмоциональное и биомеханическое воздействие с терапевтическим эффектом. Однако если занятия проводятся с человеком, страдающим психо-эмоциональными расстройствами, то упор делается на эмоциональный фактор терапевтического действия иппотерапии. В этом случае инструктор больше времени уделяет контакту с лошадью, давая человеку управлять животным, гладить его, хвалить, чистить, чесать и т.д. Если же занятия проводятся с человеком, страдающим двигательными расстройствами, то упор делается на биомеханический фактор иппотерапии. В этом случае инструктор уделяет максимальное внимание правильному выполнению всех упражнений и старается добиться исполнения всей предварительно намеченной программы.

Обычно инструкторы применяют набор стандартных упражнений, усложняя или варьируя их в зависимости от состояния и успехов больного. Нестандартные упражнения разрабатываются строго индивидуально инструктором, с учетом особенностей человека и точного знания биомеханики его движений, поэтому привести их в данном обзоре не представляется возможным. В силу этого приведем стандартные упражнения иппотерапии, применяющиеся в лечении различных моторных и психо-эмоциональных расстройств у детей и взрослых.

Комплекс упражнений иппотерапии при ДЦП и различных двигательных нарушениях

Исходное положение №1 – сидя верхом лицом к голове лошади с руками, свободно опущенными вдоль туловища (рис. 1). Далее коневод начинает вести лошадь, которая идет медленным шагом, а человек просто удерживается на ее спине, сохраняя равновесие и прямое положение спины. Коневод ведет лошадь попеременно длинными и короткими шагами, а также периодически делает остановки.


Рисунок 1 – Исходное положение №1.

Далее человек принимает исходное положение №2 (рис. 2) – сидя верхом лицом к хвосту лошади. Для этого нужно спешиться и вновь вскарабкаться на лошадь. Человек должен удерживаться в данном исходном положении, пока коневод также ведет лошадь медленным шагом, изменяя длину ее шагов и делая периодические остановки.


Рисунок 2 – Исходное положение №2.

Следующим шагом является принятие исходного положения №3 (рис. 3) – сидя на лошади боком, лицом влево или лицом право. Сторону, в которую должно быть повернуто лицо, определяет иппотерапевт на основании особенностей человека. В этой позиции человек удерживается на лошади, которую в поводу ведет коневод, чередуя длинные и короткие шаги с остановками.


Рисунок 3 – Исходное положение №3.

Следующее – исходное положение №4 (рис. 4) – человек лежит своей спиной на крупе лошади головой к хвосту (4б) или к шее (4а), лицом в потолок, а руки свисают вдоль ребер животного. Сначала всадник принимает исходное положение 4а, а затем 4б. В этой позиции тренируется широкое разведение бедер и подвижность суставов плечевого пояса. Задача всадника – удерживаться в исходном положении во время шагового движения лошади, ведомой коневодом с чередованием длинных и коротких шагов, с остановками.


Рисунок 4 – Исходное положение №4 (справа – 4а, слева 4б).

Следующим упражнением является принятие исходного положения №5 (рис. 5). Причем сначала человек принимает исходное положение 5а (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами бедра задних ног), после чего коневод ведет лошадь шагом, а больной удерживает позу. После прохождения нескольких кругов всадник меняет положение на 5б (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами шею) и удерживает его, пока коневод ведет лошадь неспешным шагом.


Рисунок 5 – Исходное положение №5 (справа 5а, слева 5б).

Следующим шагом человек принимает исходное положение №6 (рис. 6) – лежа поперек лошади лицом вниз. В этом положении человек удерживается, пока коневод ведет лошадь шагом.


Рисунок 6 – Исходное положение №6

Данные простые упражнения оказывают следующие терапевтические эффекты:

  • Человек переживает состояние прямохождения, что дает мощный импульс к ЦНС и в дальнейшем поддерживать это ощущение;
  • Стимулируется выпрямляющий рефлекс на голову и туловище;
  • Нормализуется мышечный тонус;
  • Развивается мышечно-суставное чувство;
  • Тренируются и растягиваются мышцы;
  • Нормализуются двигательные стереотипы через купирование патологической моторики;
  • Тренируется способность удерживать равновесие и статодинамическая устойчивость;
  • Формируется правильная осанка;
  • Человек учится ориентироваться в пространстве;
  • Разрабатываются суставы и увеличивается объем движений в них;
  • Формируется двигательный стереотип при движении спиной вперед (в исходном положении №2);
  • Улучшается координация движений;
  • Тренируются механизмы восприятия (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения, вестибулярная чувствительность).

Иппотерапия младенцев

Дети, имеющие неврологическую или ортопедическую патологию (в том числе ДЦП, параличи и др.), могут заниматься иппотерапией с рождения. Однако данными методиками не владеют иппотерапевты в странах СНГ, поэтому, к сожалению, в бывшем СССР такие занятия не проводятся. Весьма успешно иппотерапия младенцев проводится в Венгрии, Новой Зеландии и Австралии.

Иппотерапия для коррекции осанки

Для нормализации осанки взрослым и детям рекомендуется выполнять следующий комплекс упражнений на лошади:

  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой левой ноги, а правой рукой – правой ноги.
  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой правой ноги, а правой рукой – левой ноги.
  • Наклоны туловища вперед и назад.
  • Хлопки прямыми ногами над спиной лошади. Для выполнения упражнения человек отклоняется немного назад, поднимает ноги вверх и хлопает ими друг о друга над крупом лошади.
  • «Мельница». Для выполнения упражнения чрез круп лошади перенести правую ногу и сесть боком, далее перенести через круп левую ногу и сесть лицом к хвосту. Затем снова перенести через круп правую ногу и сесть боком, после чего перенести через круп левую ногу, вернувшись в исходное положение – сидя лицом к голове лошади.

Все упражнения выполняются из исходного положения сидя на спине лошади лицом к ее голове. Упражнения выполняются как на стоящей, так и на движущейся шагом лошади.

Иппотерапия (лечебная верховая езда): термины, приспособления для занятий, демонстрация и описание упражнений, их польза для детей, противопоказания — видео

Иппотерапия является прекрасным и весьма эффективным методом реабилитации инвалидов, а также приобретения ими навыков социального общения и расширения сферы их двигательной активности. Это означает, что благодаря иппотерапии инвалиды могут существенно улучшить объем доступных им движений, вследствие чего люди смогут самостоятельно себя обслуживать или даже работать. В некоторых случаях иппотерапия позволяет человеку избавиться от инвалидности и полностью восстановить утраченные функции и навыки. Как правило, возможность избавиться от инвалидности имеется у людей, которые получили ее в результате травмы или перенесенного тяжелого заболевания без утраты частей тела. Если же инвалидность врожденная или связана с утратой частей тела, то, как правило, возможно только частичное восстановление отсутствующих функций.

В лечении аутизма иппотерапия оказывается весьма эффективной, причем при данном заболевании основной упор делается на эмоциональный фактор воздействия. То есть главным в иппотерапии аутизма является общение ребенка с лошадью, установление и поддержание с животным дружеского контакта, раскрытие человека окружающему миру через переживание положительных эмоций и т.д. Для этого необязательно выполнять упражнения, достаточно регулярно общаться с лошадью, кататься на ней, управлять животным, ухаживать за ним, приносить ему различные «лакомства» (морковь, сахар и т.д.), создавая тем самым эффект общения и дружбы, что положительно сказывается на лечении аутизма.
Подробнее об аутизме

Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник