Меню Рубрики

В детстве была бронхиальная астма

Бронхиальную астму считают заболеванием взрослых. Но, к сожалению, подвержены ей могут быть даже крошечные дети. Педиатры часто упускают возможность развития астмы у детей, а вместе с этим упускают и время.

В силу недостаточной диагностики начальных форм астмы у детей зачастую правильный диагноз своевременно не устанавливают и болезнь, постепенно прогрессируя, приобретает тяжёлое течении. Так, у 60-80% взрослых пациентов бронхиальная астма дебютировала в раннем детстве, но диагноз установлен не был. В то же время при своевременном и адекватном лечении болезнь могла бы протекать более благоприятно.

«На практике врачи нередко боятся постановки диагноза, а это приводит к развитию тяжелых инвалидизирующих форм болезни. В нашей клинике мы часто имеем дело именно с такими пациентами, которые приезжают к нам со всех регионов страны», — говорит Юрий Мизерницкий. По официальной статистике, в последние годы смертность детей от бронхиальной астмы возросла с единичных случаев до нескольких десятков в год. Среди причин — тяжелое течение болезни на протяжении ряда лет, врачебные ошибки, отсутствие плана лечения у больного. Причём, наиболее опасными являются младенческий и подростковый возраст пациентов.

Если наследственность по астме отягощена, велика вероятность развития ее и у ребенка. Настороженность должны вызывать: высокая частота аллергии на пищевые продукты (куриный белок, белок коровьего молока, злаки, рыбу, желто-красные фрукты), а также на домашнюю пыль и пылевого клеща, на медикаменты и профилактические прививки. Как правило, первым приступам экспираторной одышки предшествует атопический дерматит. Неблагоприятным фоном раннего развития заболевания могут быть внутриутробные повреждения центральной нервной системы вследствие патологического течения беременности и родов, гипоксия плода, родовые травмы.

Астматические приступы вызывают уже самые разнообразные аллергены и часто провоцируют вирусные инфекции. Нередко отмечаются сезонные обострения.

Подростковый возраст у многих пациентов является переломным в течении аллергических заболеваний, и дальнейшее прогрессирование болезни зависит от успешности лечения и профилактики. Но именно в этом возрасте у врачей появляются дополнительные проблемы. Подростки не оценивают в полной мере серьёзность своего состояния и потому отказываются регулярно принимать лекарства, многие начинают курить. К тому же нередко дети «выпадают» из-под наблюдения врача в связи с переходом от педиатра к подростковому врачу и дальше к терапевту.

На сегодняшний день уровень диагностики и профилактики БА у детей позволяет не дать болезни приобрести тяжелую форму. Существуют разнообразные методы лабораторной и рентгено-функциональной диагностики, которые позволяют не только точно устанавливать вариант болезни, но и контролировать эффективность назначенного лечения. Лечение стало более эффективным. В прошлом остались капельницы и лекарства, имеющие много побочных эффектов. Теперь используется современная ингаляционная техника. Поэтому, как говорит главный детский пульмонолог страны, заведующий отделением пульмонологии МНИИ педиатрии и детской хирургии профессор Юрий Мизерницкий: «Бояться надо не факта постановки диагноза, а самой болезни. Своевременное и адекватное лечение позволяет достичь отличных результатов. Тогда не будет тяжелых инвалидизирующих форм и болезнь не будет угрожать жизни. Астма — серьезный диагноз, но, деликатно с ней обращаясь, можно обеспечить вполне благоприятный прогноз заболевания».

источник

Я женщина 40-ка лет, и с 4-х лет у меня была астма. По рассказам родителей, в детстве у меня постоянно, с периодичностью раз в полгода попеременно были инфекции среднего уха и бронхит. Врачи называли разные причины при очередном бронхите – это был и старый, сырой дом, где мы жили в то время . и душный воздух нашего промышленного района. а потом моя аллергия на домашнюю пыль . аллергия на пылевого клеща чуть позже. а потом аллергия на мою кошку … аллергия на плесень. и бог знает что ещё.
.
Сегодня я знаю, что спусковым крючком было . и я считаю это поистине удивительным!
.
Хотя сама история не такая уж и красивая. Мои родители ссорились с самого начала их отношений и иногда это было очень сильно, и часто даже сопровождалось употреблением алкоголя. Почти всегда, когда мой брат и я были уже в постели, мы должны были это слушать, потому что наша общая комната был непосредственно над гостиной, где проходили эти споры родителей.
.
Я помню, что я тогда чувствовала — каждый раз мои уши «становились больше» и как бы жили своей жизнью – они буквально сами шевелились, чтобы быть в состоянии услышать всё, что происходит там, внизу (я подозреваю, что именно поэтому у меня постоянно были «инфекции» среднего уха!)
.
Вот как я получила свой запускающий триггер: однажды ночью ссора между моими родителями была настолько сильной, что, вероятно, моя мать очень испугалась моего отца и в сильной тревоге укрылась в нашей комнате. Я помню, как напуганная мать пришла в нашу комнату и, заперев за собой дверь, села на кровать. Я слышала скрип ступеней старой деревянной лестницы под ногами отца, когда он поднимался на наш этаж. Затем отец долго и очень громко постучал в нашу дверь и дёргал дверную ручку, а я всё это время смотрела на старый железный дверной замок, я и сегодня могу описать его в мельчайших подробностях, хотя прошло уже столько лет. Я помню, что я ужасно боялась, что ему так или иначе удастся войти в нашу комнату, хотя я никогда не боялась моего отца — наоборот! Мой отец до самой своей смерти очень любил меня в его рука никогда бы не поднялась на меня. Но вся та ситуация была очень страшной для меня, 4-летней маленькой девочки.
.
Я думаю, и это должно действительно было так, что я в эту ночь и получила свой СДХ, а затем постоянно попадала туда же через «треки». Далее последовали бесчисленные «атаки», которые в свою очередь приводили меня бесчисленное количество раз в больницу.
В какой-то момент, когда мне было около 11 лет, врачам в голову пришла великая идея, что мне нужно психиатрическое лечение! Так я оказалась в госпитале в Клагенфурте, и я уже могла понять, что это связано с психиатрией, хотя название у заведения было «Специальное образовательное учреждение».
.
Этот «отдых» должен был длиться месяц. Я чувствовала себя очень неуютно там взаперти, ведь я приехала из маленькой деревни, где все дети счастливо играют весь день после школы и идут домой только после долгих призывов родителей «дети, уже слишком темно!». Там же бы были отрезаны от всего внешнего мира, рядом не было ни родителей, ни моего брата, ни друзей. Мы были заперты в нашем отделении, на окнах были решётки. Кроме того, я видела там довольно плохие вещи. У одного двенадцатилетнего мальчика всегда были сильные истерики, когда его помещали на ночь в «клетку» — это был кровать с решётками в верхней части. Психологически, конечно, это было очень «ценным» лечением. У нас в отделении было много детей, которые пытались убежать снова и снова. Один мой друг пытался перерезать себе вены . и так далее . и так далее.
.
Во всяком случае, мое состояние не улучшалось. Женщина-психиатр, которая однажды на наших глаза в своём кабинете побила маленького ребёнка (позже она стала руководителем этого заведения), в один прекрасный день просто так взяла мой астмо-спрей и куда-то его унесла, когда со мной случился очередной приступ. За этим последовал приступ сильного страха смерти и, в прямом смысле этого слова, я делала полные штаны при каждом приступе, потому что моё тело, хватая ртом воздух, каждый раз испытывало сильнейший ужас.
.
Я не могла рассчитывать на помощь, за исключением одной моей любимой медсестры. Но и она не могла помочь мне чем-нибудь! Когда я сказал маме по телефону (она позвонила мне каждый день), они принесла мне в следующий раз другой баллончик (и передала мне его тайком!)…
.
Когда, наконец, через полгода (!) эта «терапия» завершилась, я была отпущена домой. Всё могло быть хорошо, но в школе мой любимый класса ушёл вперёд, потому что меня оставили на второй год . и снова я осталась без друзей.
.
Как вы можете себе представить, проблема не была решена! Я снова и снова оказывалась в стационаре. Моя последняя госпитализация было, когда мне было около 12 ,5 или 13 лет. Там я получила за две недели столько кортизона, что я почти не узнала свою мать во время её визита. Моя кожа стала почти прозрачной, и можно было видеть вены под ней. В результате почти каждые шесть месяцев (пока я не стала слишком взрослой) я училась в детской больнице в Граце.
.
Но потом пришло первое облегчение, хоть и небольшое. У меня появился первый друг, который поддерживал меня всё больше и больше вдали от моего дома. Тем не менее до 38 лет у меня постоянно были (и неоднократно) атаки, которые хотя бы никогда не были настолько сильными, чтобы я теряла сознание.
.
В сентябре 2011 года умер мой отец. И моя астма снова стала хуже, мне пришлось даже в декабре идти к врачу и просить его о помощи и, возможно, даже о лёгочной реабилитации. Однако, через два дня после визита к врачу моя астма исчезла! Я определила тот декабрьский приступ как эпилептический кризис, который заставил меня идти к врачу, потому что это было действительно очень сильно. Определенно, моё подсознание определило, что конфликт «смертельной тревоги/испуга» больше не может вернуться после смерти моего отца и разрешило конфликт.
.
Единственный раз после этого, когда мои лёгкие снова «постучались» ко мне в момент конфликта сильного испуга/тревоги: я гуляла со своей собакой Джиной, когда она что-то увидела на другой стороне улице и побежала туда. Одновременно я увидела, что по улице летит автомобиль, прямо на мою Джину, и я поняла, что собака может попасть прямо под колёса. В ужасе я не смогла даже крикнуть, да и вряд ли мой крик остановил бы бегущую собаку. Я уже внутренне оплакивала свою Джину (хотя всё это происходило в какое-то мгновение!) и, вероятно, что-то почувствовав, собака развернулась и подбежала ко мне — я была практически без чувств, хотя и оставалась в сознании. Мне потребовалось всего несколько минут, чтобы хоть как-то прийти в себя, у меня совершенно не было голоса и мне даже почти не хватало воздуха, но я уже не боялась — я уже знала о Германской Новой Медицине в то время.
.
Это мой опыт «спонтанного исцеление», и это потрясающе!
.
Комментарий. Вот что невежество взрослых делает с детьми…
.
Конфликт решается полностью, если он не может повториться. В этом обзоре решение выглядит простым, хотя на это и потребовалось столько лет. Также видно, как треки и, таким образом, рецидивы проходят мимо сознательного разума. Со своим другом (поддержка), эта женщина избегала треков всё лучше и лучше, и получала всё меньше симптомов астмы, но только смерть отца принесла полное разрешение конфликта, так как он и являлся причиной её астмы (хотя и очень любил свою дочь).
.
И неспособность лечения этих симптомов традиционной медициной также очевидна. При отсутствии знаний о причине симптомов и их настоящей природе, «лечение» часто выглядит как гротеск, если не хуже. Это просто недостойно звания врача! В этом плане мы действительно всё ещё живем в суеверное, тираническое и бесчеловечное время. Пора приближать время «просветления»!
.
Астма: шизофреническая констелляция в территориальных областях коры головного мозга. Если мышцы бронхов дают конвульсии (решение конфликта, эпилептический припадок) и где-то в противоположном полушарии мозга находится активный конфликт, то имеет место приступ бронхиальной астмы на протяжении этого эпилептического кризиса бронхиальной мускулатуры.
.
Причина: в зависимости от латеральности и гормонального статуса, конфликт сильного (смертельного) страха/испуга (для женщин) или конфликт территориального страха (для мужчин).

По сути любой (. ) хронический процесс это — «аллергия». А убрать любую аллергию очень просто — нужно только понять СУТЬ конфликта или просто осознать что «аллерген»- БЕЗОПАСЕН. Вот как в этом примере (отчёт с обучающего онлайн-курса нашей онлайн-школы по программе «Настоящая Психосоматика»:

Вот ещё две статьи про астму —

*******************
Научиться убирать любую (. ) болезнь из тела — очень просто

источник

Бронхиальная астма — одно из самых распространённых хронических заболеваний: в мире, по данным ВОЗ, от него страдают не менее 300 млн человек. Астма собирает вокруг себя множество мифов и суждений, и наиболее частые из них прокомментировал Сергей Бабак, профессор, д.м.н., врач-пульмонолог Центра респираторной медицины.

  1. Астма — детское заболевание и ее часто «перерастают».

Примерно в 90% случаев астма начинается с детского возраста. В период созревания организма она может никак себя не проявлять, но это не означает, что болезнь отступила. В более старшем возрасте астма может снова дать о себе знать при тяжёлой пневмонии, выраженном стрессе, после родов или в период угасания фертильной функции у женщин. Внезапные проявления астмы в 45–50 лет чаще всего означают, что человек был астматиком с детства.

Редко, примерно в 10% случаев, астма развивается в зрелом и пожилом возрасте — после 65–70 лет. У пациентов накапливаются изменения ответа бронхов на внешнюю среду, которые со временем могут привести к развитию заболевания.

  1. Без аллергии астмы не бывает.

Такой стереотип возник не случайно: чаще всего астма действительно возникает на фоне аллергии. Однако врачи выделяют пять клинических фенотипов бронхиальной астмы, и только один из них аллергический. Например, астма, которая развивается в зрелом возрасте — это не аллергическая астма.

  1. Астма — психосоматическое заболевание.

Астма — гетерогенное заболевание, она может вызываться разными воздействиями. Речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Психосоматическими заболеваниями занимаются психологи, неврологи, психиатры. Астму эти врачи не лечат, с ней работают аллергологи и пульмонологи.

  1. Астма — последствие частых простуд и недолеченных бронхитов.

При частых простудах развивается другое заболевание — хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ). А астма чаще возникает на фоне аллергии, которая переключилась на бронхи.

В редких случаях частые и недолеченные простуды запускают сложный рецепторный механизм, и возникает так называемая астма физического усилия. В этом случае пациент сталкивается с затруднённым дыханием и кашлем при физических нагрузках.

  1. Астма — наследственная болезнь.

Астма наследуется от ближайших родственников — то есть напрямую от родителей, не через поколения. Если родители астматики, то вероятность, что у ребёнка будет такой же диагноз, превышает 90%. Интересно, что эта статистика касается в основном первого ребёнка. У второго и последующих детей астмы может не быть. Однозначного объяснения этому явлению пока нет.

  1. Препараты, которые необходимо принимать пациентам с астмой, вызывают привыкание, так что лучше обходиться без них.

Без лекарства лечение астмы невозможно. Во-первых, препарат, который купирует приступ удушья, даёт астматикам ощущение безопасности. Когда такая уверенность есть, спазм скорее всего не случится, а если и случится, то пациент сможет с ним справиться. Во-вторых, лекарство от астмы необходимо, чтобы контролировать заболевание и не давать ему усиливаться в ответ на внешние факторы.

Читайте также:  Кому помогает небулайзер при астме

Препараты от астмы не вызывают привыкания. Они безопасны для пациента, не попадают в кровь и не влияют на внутренние органы, потому что действуют локально в дыхательных путях, куда доставляются с помощью специальных устройств. Это очень важный технологический момент: правильно подобранное лекарство в неправильном ингаляторе не окажет никакого эффекта. Ингаляторы выпускают и крупные глобальные медицинские компании, такие, как Philips Respironics, и более мелкие локальные производители. Такие приборы позволяют быстрее вводить лекарство и сокращают время процедуры.

  1. Если пациент пользуется ингалятором, значит, лечение астмы под контролем

Как показывает практика лечения астмы, недостаточно разработать действующее вещество и поместить его в ингалятор: врач должен подобрать подходящее для пациента устройство и обучить им пользоваться.

Ингаляторы бывают несколько типов – наиболее распространенными являются порошковые и небулайзеры. Порошковый подходит только пациентам, которые самостоятельно могут сделать сильный вдох, иначе лекарство осядет во рту и не попадёт в дыхательные пути. Поэтому тем, кто не может контролировать силу вдоха (ослабленные, пожилые люди, дети и т.д.) необходима другая технология — небулайзер. В нём используются жидкие лекарства, которые превращаются в облачко мелкодисперсных частиц. Для многих категорий пациентов небулайзер становится приоритетным, а иногда и единственным способом приёма лекарства.

  1. Вылечить астму нельзя.

Есть бытовое значение слова «вылечить», а есть медицинское. В бытовом смысле вылечить — значит избавить от болезни навсегда. Обычно это касается острых заболеваний: простуд, пневмонии и т.д. — они приходят и уходят. Но для хронических заболеваний такое понимание некорректно.

Вопрос лечения хронических заболеваний с медицинской точки зрения сводится к созданию условий, в которых пациент по своим возможностям, продолжительности жизни, ощущениям от жизни не уступает человеку без такого же диагноза.

В бытовом смысле астму вылечить нельзя — она никуда не уйдёт. Но с медицинской точки зрения можно — подобрать лекарство для регулярного приёма, которое будет блокировать воспаление и предупреждать приступы удушья. Тогда пациент сможет находиться в любой среде, заниматься любой физической активностью наравне со здоровыми людьми.

источник

За последние 20 лет распространенность бронхиальной астмы заметно выросла. Такая статистика подтверждается результатами Международного исследования астмы и аллергии у детей (International Study of Asthma and Allergies in Childhood, ISAAC) — уникального эпидемиологического исследования, проведенного в разных странах мира (1).

Да, бронхиальная астма — одно из самых распространенных хронических заболеваний у детей. Но эксперты уверяют, что при правильной терапии со временем приступы бронхиальной астмы могут возникать реже или прекратиться совсем.

Татьяна Неешпапа, врач-пульмонолог 1 категории, терапевт

Тем не менее детская астма собирает вокруг себя множество мифов. О самых распространенных «Летидор» поговорил с Татьяной Неешпапа, врачом-пульмонологом 1 категории, терапевтом.

На самом деле: ключевая роль в развитии астмы у детей связана с хроническим аллергическим воспалением в бронхах. Нередко это заболевание может возникнуть из-за наследственности.

Кроме того, отдельно выделяют вирус-индуцированную бронхиальную астму, обострения которой проходят именно на фоне ОРВИ. При этом нельзя забывать, что астма — гетерогенное заболевание, то есть ее возникновение зависит от многих факторов: генетика, аллергия, условия окружающей среды и другие.

На самом деле: по данным недавно проведенного эпидемиологического исследования, в России, распространенность бронхиальной астмы среди взрослых составляет 6,9%, а среди детей и подростков — около 10% (2).

Действительно, чаще она развивается у мальчиков, но начиная с подросткового возраста и старше. Кроме того, ею нередко страдают и женщины. Эти различия до конца неясны.

Повышенный риск развития заболевания у мальчиков связывают с более узкими дыхательными путями, повышенным тонусом гладкой мускулатуры бронхов и более высоким уровнем IgE (иммуноглобулин E).

С наступлением периода полового созревания и в дальнейшем это заболевание встречается чаще у девочек, чем у мальчиков (3).

На самом деле: при лечении астмы в основном используются ингаляционные глюкокортикостероиды (гормональные средства), которые оказывают местное противовоспалительное действие. В отличие от системных гормональных средств (таблетки и уколы), они действуют не на весь организм, а только на слизистую бронхов. Конечно, ингаляционные препараты также всасываются в общий кровоток, но процентное соотношение мало, по сравнению с системными стероидами в уколах и таблетках.

Поскольку бОльшая часть гормона не всасывается в общий кровоток и действует только на слизистую дыхательных путей, то развитие возможного системного эффекта будет минимальным.

Ингаляционные гормональные средства, назначенные в адекватных терапевтических дозах, не вызывают привыкания. При этом самовольная отмена препаратов может привести к обострению заболевания.

Главное — использовать ингаляционные гормоны грамотно, в правильно подобранной дозировке и по показаниям лечащего врача.

Нужно понимать, что это не привыкание и не зависимость. Вдыхание дозы лекарства по утрам должно быть такой же привычкой, как почистить зубы. Ведь с помощью такой терапии можно комфортно себя чувствовать и не испытывать проблем с дыханием.

Миф №4: лечить астму детям не обязательно, надо подождать, так как болезнь проходит в подростковом возрасте

На самом деле: у детей младшего возраста может возникать бронхиальная обструкция на фоне ОРВИ — обструктивные бронхиты, из-за которых происходит спазм в бронхах, и ребенку становится тяжело дышать. Это связано с физиологическими особенностями детского организма. Такие бронхиты проходят самостоятельно к 5-7 годам. Но это не астма!

Существует две крайности: недостаточная диагностика и, наоборот, гипердиагностика бронхиальной астмы. В каких-то случаях диагноз категорично ставится сразу на первом приеме, хотя в принципе заболевание еще можно понаблюдать. А в других астма не ставится до последнего, хотя диагноз вполне очевиден. Подход к каждому пациенту, казалось бы, с одинаковыми жалобами будет индивидуальным.

На самом деле: о качестве лечения можно делать выводы не на основе того, насколько быстро исчезают симптомы заболевания, а по тому, как долго они вновь не дают о себе знать. Именно так получается достичь контроля над заболеванием. Чем дольше сохраняется ремиссия (период без проявления симптомов), тем лучше результат и прогноз лечения.

Для сохранения привычного образа жизни нужно соблюдать рекомендации врача, не пренебрегать ингаляциями и внимательно следить за состоянием.

источник

Не у всех детей симптомы астмы одинаковы, они разнообразны и могут меняться от приступа к приступу.

К возможным признакам и симптомам астмы у ребенка относятся:

  • Частый кашель, возникающий во время игр, ночью, во время смеха или плача
  • Хронический кашель (может быть единственным симптомом)
  • Пониженная активность во время игр
  • Частое прерывистое дыхание
  • Жалобы на боль или стеснение в груди
  • Свист во время вдоха или выдоха – свистящее дыхание
  • Колебательные движения грудной клетки из-за затрудненного дыхания
  • Удушье, нехватка дыхания
  • Напряжение мышц шеи и груди
  • Ощущение слабости, усталость

При обнаружении симптомов астмы у ребенка, педиатр обязан также оценить другие состояния или заболевания, способные усложнить процесс дыхания. Почти половина младенцев и детей дошкольного возраста с повторяющимися эпизодами свистящего дыхания, удушьем или кашлем (даже если симптомы купируются препаратами от астмы) не считаются больными астмой в возрасте до 6 лет. По этой причине многие педиатры используют термин «реактивное заболевание дыхательных путей» или бронхиолит, описывая состояние у детей этого возраста (вместо того, чтобы записывать их в астматики).

Насколько распространена астма у детей?

Астма – одно из наиболее распространённых хронических заболеваний у детей, и тенденция не радует – заболеваемость прогрессирует. Астма может начаться в любом возрасте (даже в пожилом), но у многих первые симптомы появляются в возрасте до 5 лет.

Существует много предпосылок развития астмы у детей. К ним относятся:

  • Сенная лихорадка (поллиноз) или экзема (аллергическая кожная сыпь)
  • Наследственный анамнез по астме или аллергии
  • Частые респираторные инфекции
  • Низкая масса тела при рождении
  • Контакт с табачным дымом до или после рождения
  • Темный цвет кожи или пуэрториканская этническая принадлежность
  • Неблагоприятные условия окружающей среды

Почему показатель заболеваемости астмой у детей растет?

Никто достоверно не знает истинную причину такого роста. Некоторые специалисты полагают, это связано с тем, что современные дети больше времени проводят дома или в закрытых помещениях и, следовательно, более подвержены воздействию вредных факторов – бытовая пыль, загрязненный воздух, пассивное курение. Другие считают, что современные дети не в достаточной мере болеют «детскими болезнями», чтобы сосредоточить внимание иммунной системы на бактериях и вирусах.

Как ставится диагноз «астма» у детей?

Диагноз ставят на основании данных истории болезни, симптомов и результатов физического обследования. Направляясь к доктору с грудным или ребенком старшего возраста во время астматического приступа, имейте в виду, что симптомы могут пройти, пока вы дойдете до кабинета врача. И это не повод остановиться и повернуть назад. Помните: родители играют ключевую вспомогательную роль для врача в постановке правильного диагноза.

История болезни и описание симптомов астмы: педиатра должны заинтересовать любые эпизоды нарушения дыхания у вас или вашего ребенка, в том числе семейный анамнез по астме, аллергии, кожного заболевания – экземы, или других заболеваний легких. Важно подробно описать все симптомы, замеченные у ребенка – кашель, свистящее дыхание, удушье, боль или стеснение в груди – подробно, включая то, когда и как часто эти симптомы возникают.

Физическое обследование: врач прослушает сердце и легкие ребенка, а также постарается выявить признаки аллергических реакций носа или глаз.

Тесты: многим для точной постановки диагноза потребуется проведение рентгенографии органов грудной клетки, а детям от 6 лет и старше проведут тест на функцию легких – спирометрию. Спирометрия измеряет количество воздуха в легких и скорость его выдыхания. Результаты помогут врачу определить тяжесть течения заболевания. Другие тесты могут быть также проведены с целью частичного выявления «пусковых факторов» астмы у ребенка. К таким тестам относятся: кожная аллергическая проба, анализ крови на IgE или рентгенография для выявления синусита или гастроэзофагального рефлюкса, отягощающих астму. Возможно, вам будет предложен также современный метод диагностики, измеряющий уровень оксида азота во время дыхания.

Избегание контакта с «пусковыми факторами», применение предписанных препаратов и ежедневная бдительность в отношении симптомов заболевания – способ эффективного контроля астмы у детей любого возраста. Дети, больные астмой, ни в коем случае не должны быть подвержены действию табачного дыма. Правильный прием лекарств – основа хорошего контроля заболевания.

На основании данных об истории болезни ребенка и наблюдений за течением астмы педиатр составит план действий по контролю заболевания. Позаботьтесь о том, чтобы получить его письменную копию. В плане должно быть описано, когда и как ребенок должен принимать препараты от астмы, что делать, если симптомы нарастают и состояние ухудшается и когда следует вызывать «Скорую помощь». Убедитесь, что план написан доступным для вас языком и вам все в нем понятно. Если после прочтения у вас остались вопросы, задайте их доктору.

План действий при астме – очень важная часть успешного контроля астмы у ребенка. Также позаботьтесь о том, чтобы у воспитателя или школьного учителя обязательно имелась копия такого плана (чтобы они имели представление, как вести себя и быстро купировать приступ, если он возник у малыша вне дома).

Как давать препараты от астмы ребенку дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пользуются для лечения астмы теми же группами препаратов, что и старшие. Стероиды в виде аэрозолей – эффективные препараты для лечения астмы. Однако, в любом случае, препараты даются в иной форме детям до 4-х лет (ингалятор или маска), а суточная доза меньше.

Последние руководства по контролю астмы рекомендуют постепенное приближение способов лечения и доз для детей старше 4-х лет. В том числе, использование препаратов быстрого действия (например, сальбутамола) для периодически возникающих симптомов астмы. Применение низких доз стероидных аэрозолей – следующий шаг. Далее лечение должно быть сосредоточено на контроле астмы. Если астма ребенка контролируется в течение минимум трех месяцев, врач может снизить дозу препаратов или перевести лечение на уровень ниже. Консультируйтесь с врачом о приеме конкретных препаратов и правильной дозировке.

В зависимости от возраста ребенка, используются ингаляторы или препараты в форме растворов (применяются в виде распылителей – небулайзеры). Небулайзер доставляет препарат, переводя его из жидкой формы в пар. В виде пара ребенок будет вдыхать препарат через маску. Такая прцедура (вдыхание через маску) длится 10-15 минут и может повторяться до четырех раз в день. Доктор подскажет вам, как часто необходимо давать ребенку подышать с использованием небулайзера.

В зависимости от возраста, ребенок может использовать дозирующий ингалятор со спейсером. Спейсер – отсек, прикрепленный к ингалятору и препятствующий распылению всего препарата. Это позволяет ребенку вдыхать препарат с индивидуально подходящей ему скоростью. Обсудите с врачом возможности использования дозирующего ингалятора со спейсером.

Каковы цели и задачи лечения астмы у ребенка?

Астму невозможно излечить, но ее можно контролировать. Ваша цель и ответственность как родителей сделать все возможное, чтобы:

  • Ребенок мог жить активной нормальной жизнью
  • Не допустить хронизацию и ухудшение симптомов
  • Ребенок мог посещать школу каждый день
  • Ребенок был активным во время игр, спортивных занятий без всяких усилий
  • Избегать частых визитов скорой помощи или поездок в больницу
  • Использовать корректирующие астму препараты с минимальным количеством или с отсутствием побочных эффектов

Работайте в тесном контакте с врачами и постарайтесь узнать об этом заболевании как можно больше (как избежать контакта с факторами, провоцирующими астму, как действуют препараты от астмы и как правильно использовать эти препараты).

Избавится ли ребенок от астмы с возрастом?

По сей день остается много неизученного об астме и функционировании легких у детей. В настоящее время специалисты считают, что если у младенца или ребенка дошкольного возраста возникает три или более эпизода свистящего дыхания (обычно во время заболевания вирусными инфекциями), вероятность развития астмы у него в течение жизни составляет 50/50%. Если у ребенка неблагоприятный наследственный анамнез по астме, в окружении есть курильщики или он сталкивается с другими вредными факторами, провоцирующими астму – риск возрастает. Терапия астмы не уменьшит этих рисков.

К тому же, если однажды чувствительность дыхательных путей человека повышается, они сохраняют эту особенность до конца жизни. Как бы то ни было, примерно у половины детей, больных астмой, симптомы с возрастом уменьшаются, поэтому иногда говорят, что они «перерастают» свою астму. У другой половины симптомы сохраняются и во взрослом возрасте. К сожалению, невозможно прогнозировать, уменьшатся или сохранятся симптомы у конкретного человека с возрастом.

источник

Минимум 235 миллионам людей в мире поставлен диагноз «бронхиальная астма». Это самая распространенная хроническая болезнь среди детей: в нашей стране от нее страдает каждый девятый ребенок.

Процесс, лежащий в основе бронхиальной астмы, на самом деле не что иное, как нормальная реакция организма на вторжение чужеродного вещества. Едва оно проникает в дыхательные пути, бронхи начинают выделять большое количество слизи, задача которой задержать и вывести наружу опасного агента. Сначала его пытаются изгнать через носовые пути. Если этого оказывается недостаточно, бронхи увеличивают секрецию слизи, и, как следствие, в них нарушается воздухообмен. Так возникает кашель — он и есть самая эффективная форма защиты.

Читайте также:  Психология бронхиальной астмы у детей

Организм, как умный компьютер, сохраняет в памяти способ выведения врага и в случае малейшей угрозы регулярно запускает такой механизм. Это, собственно, и есть приступ астмы: дыхательные пути сужаются, спазмируются, начинает развиваться удушье. Опасное и страшное.

Возникшая в детстве бронхиальная астма может бесследно исчезнуть после переходного возраста

Если бы все агенты, вызывающие такой ответ, несли опасность, реакция была бы оправданна. Но в случае с бронхиальной астмой сигнал тревоги включается при столкновении с нейтральными для большинства людей веществами. Например, пыльцой или частичками эпителия животных. Напоминает аллергию, правда? Именно аллергическая форма бронхиальной астмы — самая распространенная. 90% детей-астматиков страдают именно ей. У оставшихся 10% в болезни виновата повышенная чувствительность бронхов. В этом случае любая инфекция вызывает гиперсекрецию клеток бронхов со всеми вытекающими последствиями.

Главная причина возникновения астмы — наследственность. Если такой диагноз поставлен хотя бы одному из родителей, вероятность его появления у ребенка составляет 30%. Больны и папа, и мама? Показатель вырастает до 75–80%.
Но дело не только в плохой генетике. Пять лет назад ученые Бостонского университета доказали связь развития астмы с экологической обстановкой. Повышенные концентрации выхлопных газов, промышленные выбросы, бытовая химия — все это влияет на клетки бронхов, вызывая гиперчувствительность и провоцируя развитие неаллергической формы болезни.

Однако все вышеперечисленное, в том числе и наследственность, всего лишь предрасполагающие факторы.

Для того чтобы заболевание развилось, нужен толчок. Сегодня самым распространенным провокатором бронхиальной астмы считаются пылевые клещи. Они обитают в наших постелях — в по-душках, одеялах и особенно в матрасах. «Прячутся» в мягкой мебели, коврах и одежде. Впрочем, даже не зараженные этой нечистью подушки и одеяла могут провоцировать приступы: пух и перья птиц — сильные аллергены. К той же категории относятся частички шерсти и слюна домашних животных. Не менее опасны и колонии плесени, которая растет и размножается в сырых помещениях. Если же проявления астмы усиливаются весной-осенью, скорее всего, это реакция на пыльцу цветущих растений.

Пассивное курение увеличивает риск развития болезни на 25%. Даже эпизодические контакты ребенка с курящим человеком могут запустить острую реакцию. Провокаторами также могут стать бактерии, вызывающие бронхиты, ОРЗ, ОРВИ, и сильные стрессы — перегревание, переохлаждение и гигантская нагрузка в школе. Как это работает, врачи пока до конца не выяснили. Согласно одной из теорий, выброс определенных гормонов вызывает у детей, предрасположенных к астме, спазм бронхов. По такой же схеме действуют и некоторые лекарства. Например, аспирин. После его употребления выделяются особые вещества, нарушающие нормальную работу бронхов. Это так называемая «аспириновая» астма.

Все начинается незаметно. Первым проявлением бронхиальной астмы может быть и атопический дерматит, и насморк, и частое чихание после сна. Затем присоединяется слабый кашель, как правило, усиливающийся во второй половине дня. Потом ребенок начинает жаловаться на сдавленность в груди и невозможность полноценно вдохнуть. Во время сна иногда слышно свистящее дыхание. Дальше начинаются ночные приступы кашля. И, наконец, наступает удушье, возникающее либо после контакта с агентом-провокатором, либо после физической нагрузки.

При подозрении на бронхиальную астму понадобятся заключения терапевта, аллерголога и пульмонолога. Детям из группы риска будет полезна консультация диетолога, физиотерапевта и ЛОР-врача.

Помогают препараты, которые держат под конт-ролем воспалительные процессы в дыхательных путях и предотвращают спазмирование бронхов.

► Если речь идет об аллергической форме, врачи рекомендуют иммунотерапию. Ребенку вводят микродозы аллергенов, и постепенно его организм начинает к ним привыкать.

Фитотерапия тоже эффективна в борьбе с астмой, но подбирать травяные сборы должен врач. Пить их можно строго в период ремиссии.

► Важна и климатотерапия. Выраженность заболевания снижается в районах высокогорья, а вовсе не на море, как считают многие родители.

Татьяна Уткина, врач-педиатр ДГП № 128 г.Москвы

« Главный отличительный признак приступа бронхиальной астмы — затруднение вдоха и выдоха. В норме они равнозначны, а при этом заболевании выдох вдвое длиннее вдоха. Дыхание становится частым, поверх-ностным, грудная клетка как бы раздувается, иногда в ней возникает сильная боль, лицо краснеет. Ребенок принимает характерную позу: сидит, опираясь на руки, слегка наклонившись вперед. Голова втянута, плечи приподняты. Кашель сначала сухой, затем с выделением густой мокроты. Длиться приступ может от двух-трех минут до нескольких часов. Синеющий носогубный треугольник — признак кислородного голодания. Если заметили такое, вызывайте скорую. А до приезда врачей постарайтесь обеспечить максимальный доступ свежего воздуха».

источник

Минимум 235 миллионам людей в мире поставлен диагноз «бронхиальная астма». Это самая распространенная хроническая болезнь среди детей: в нашей стране от нее страдает каждый девятый ребенок!

Процесс, лежащий в основе бронхиальной астмы, на самом деле не что иное, как нормальная реакция организма на вторжение чужеродного вещества. Едва оно проникает в дыхательные пути, бронхи начинают выделять большое количество слизи, задача которой задержать и вывести наружу опасного агента. Сначала его пытаются изгнать через носовые пути. Если этого оказывается недостаточно, бронхи увеличивают секрецию слизи, и, как следствие, в них нарушается воздухообмен. Так возникает кашель — он и есть самая эффективная форма защиты.

Организм, как умный компьютер, сохраняет в памяти способ выведения врага и в случае малейшей угрозы регулярно запускает такой механизм. Это, собственно, и есть приступ астмы: дыхательные пути сужаются, спазмируются, начинает развиваться удушье. Опасное и страшное.

Если бы все агенты, вызывающие такой ответ, несли опасность, реакция была бы оправданна. Но в случае с бронхиальной астмой сигнал тревоги включается при столкновении с нейтральными для большинства людей веществами.

Например, пыльцой или частичками эпителия животных. Напоминает аллергию, правда? Именно аллергическая форма бронхиальной астмы — самая распространенная. 90% детей-астматиков страдают именно ей. У оставшихся 10% в болезни виновата повышенная чувствительность бронхов. В этом случае любая инфекция вызывает гиперсекрецию клеток бронхов со всеми вытекающими последствиями.

Главная причина возникновения астмы — наследственность. Если такой диагноз поставлен хотя бы одному из родителей, вероятность его появления у ребенка составляет 30%. Больны и папа, и мама? Показатель вырастает до 75–80%.
Но дело не только в плохой генетике. Пять лет назад ученые Бостонского университета доказали связь развития астмы с экологической обстановкой. Повышенные концентрации выхлопных газов, промышленные выбросы, бытовая химия — все это влияет на клетки бронхов, вызывая гиперчувствительность и провоцируя развитие неаллергической формы болезни.

Однако все вышеперечисленное, в том числе и наследственность, всего лишь предрасполагающие факторы. Для того чтобы заболевание развилось, нужен толчок. Сегодня самым распространенным провокатором бронхиальной астмы считаются пылевые клещи . Они обитают в наших постелях — в по-душках, одеялах и особенно в матрасах. «Прячутся» в мягкой мебели, коврах и одежде. Впрочем, даже не зараженные этой нечистью подушки и одеяла могут провоцировать приступы: пух и перья птиц — сильные аллергены. К той же категории относятся частички шерсти и слюна домашних животных. Не менее опасны и колонии плесени, которая растет и размножается в сырых помещениях. Если же проявления астмы усиливаются весной-осенью, скорее всего, это реакция на пыльцу цветущих растений.

Возникшая в детстве бронхиальная астма может бесследно исчезнуть после переходного возраста

Пассивное курение увеличивает риск развития болезни на 25%. Даже эпизодические контакты ребенка с курящим человеком могут запустить острую реакцию. Провокаторами также могут стать бактерии, вызывающие бронхиты, ОРЗ, ОРВИ, и сильные стрессы — перегревание, переохлаждение и гигантская нагрузка в школе. Как это работает, врачи пока до конца не выяснили. Согласно одной из теорий, выброс определенных гормонов вызывает у детей, предрасположенных к астме, спазм бронхов. По такой же схеме действуют и некоторые лекарства. Например, аспирин. После его употребления выделяются особые вещества, нарушающие нормальную работу бронхов. Это так называемая «аспириновая» астма.

Все начинается незаметно. Первым проявлением бронхиальной астмы может быть и атопический дерматит, и насморк, и час-тое чихание после сна. Затем присоединяется слабый кашель, как правило, усиливающийся во второй половине дня. Потом ребенок начинает жаловаться на сдавленность в груди и невозможность полноценно вдохнуть. Во время сна иногда слышно свистящее дыхание. Дальше начинаются ночные приступы кашля. И, наконец, наступает удушье, возникающее либо после контакта с агентом-провокатором, либо после физической нагрузки.

При подозрении на бронхиальную астму понадобятся.

  • Заключения терапевта, аллерголога и пульмонолога.
  • Детям из группы риска будет полезна консультация диетолога, физиотерапевта и ЛОР-врача.
  • Помогают препараты, которые держат под контролем воспалительные процессы в дыхательных путях и предотвращают спазмирование бронхов.
  • Если речь идет об аллергической форме, врачи рекомендуют иммунотерапию . Ребенку вводят микродозы аллергенов, и постепенно его организм начинает к ним привыкать.
  • Фитотерапия тоже эффективна в борьбе с астмой, но подбирать травяные сборы должен врач. Пить их можно строго в период ремиссии.
  • Важна и климатотерапия . Выраженность заболевания снижается в районах высокогорья, а вовсе не на море, как считают многие родители.

Главный отличительный признак приступа бронхиальной астмы — затруднение вдоха и выдоха . В норме они равнозначны, а при этом заболевании выдох вдвое длиннее вдоха. Дыхание становится частым, поверх-ностным, грудная клетка как бы раздувается, иногда в ней возникает сильная боль, лицо краснеет. Ребенок принимает характерную позу: сидит, опираясь на руки, слегка наклонившись вперед. Голова втянута, плечи приподняты. Кашель сначала сухой, затем с выделением густой мокроты. Длиться приступ может от двух-трех минут до нескольких часов. Синеющий носогубный треугольник — признак кислородного голодания. Если заметили такое, вызывайте скорую. А до приезда врачей постарайтесь обеспечить максимальный доступ свежего воздуха.

Автор текста: Екатерина Спекторенко, педиатр

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

источник

Современные лекарственные средства позволяют астматикам вести полноценную жизнь.

Узнав о диагнозе «брон­хиальная астма», мно­гие впадают в отчаяние. Считают, что теперь придется «перекроить» всю дальней­шую жизнь: отказаться от многих привычек и увлече­ний, всегда и всюду ходить с таблетками и ингаляторами. Но современная медицина знает, как при этой болезни сочетать лечение с макси­мальным сохранением каче­ства жизни пациента. И «под­держивающий» режим для человека, правильно органи­зовавшего свою жизнь, про­текает практически незамет­но. Все это означает – «взять астму под контроль». О том, как настроиться на серьез­ную борьбу с бронхиальной астмой, как преодолеть возни­кающие трудности, нашему корреспонденту рассказывает кандидат медицинских наук, доцент кафедры пульмоноло­гии ФУВ Российского Нацио­нального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России Надежда Княжеская.

– Надежда Павловна, в пер­вой нашей беседе мы говорили о том, что такое бронхиальная астма и как важно вовремя по­ставить диагноз это заболева­ния. Но предположим, диагноз поставлен. И что дальше?

– Если это касается ребенка – многое зависит от родителей. Не так давно ко мне на консуль­тацию пришла мама со своим 8-летним сыном. Мальчику около года назад был выставлен диа­гноз бронхиальной астмы и на­значено адекватное лечение. Но мама категорически против ре­гулярной ингаляционной тера­пии, включающей и применение ингаляционных гормонов. Она искала врача, который назначит альтернативное лечение. А тем временем мальчик продолжал за­дыхаться от бронхиальной астмы, и что самое неприятное: приступы были не только в дневные часы, но и ночью. Ребенок серьезно болен, по данным исследований у него формируются изменения в бронхах, он уже не может суще­ствовать в обществе полноценно, и даже в школу ходить не может – находится на домашнем обуче­нии. А мама с приступами удушья пытается справиться массажами, горячим питьем и чем-то еще из «народной медицины», и только в крайнем случае она дает ему инга­лятор. Для меня было очевидно, что жизнь ребенка – в опасности. И я сказала это женщине. В ито­ге вопрос с лечением ребенка ре­шился положительно.

– Но, наверное, родителей, которые сопротивляются уго­ворам врачей начать лечение, все же меньшинство?

– К счастью, это так. В другом случае ребенка такого же возрас­та мы по настоятельной просьбе мамы взяли в клинические ис­следования на апробацию нового лекарственного препарата. Маль­чик тоже плохо дышал по ночам, и иногда ему вызывали «скорую». Когда ему назначили современное лечение, ребенок начал нормаль­но спать в первую же ночь! Мама рассказывала, что поначалу она даже подставляла к его рту зерка­ло – проверяла: жив ли? Не ожи­дали, что ребенок может спать так тихо! Мы его лечили, все было успешно… И вдруг на очередном визите он спросил: «Надежда Павловна, я теперь что, стал как все?» Я уточнила, что он имеет ввиду. «То есть я теперь могу, как все, ездить на велосипеде?» Ребенок с астмой понимает, что он – другой. Ему трудно бегать с другими ребятами, играть в под­вижные игры, он не может есть те продукты, которые едят его дру­зья, так как у детей с астмой часто бывает пищевая аллергия. Это очень важно: чтобы дети с астмой понимали, что они имеют равные с другими детьми возможности!

– Есть расхожая фраза: не­которые дети астму «перерас­тают». Это правда, что с воз­растом болезнь проходит сама по себе?

– Бронхиальная астма – весь­ма неоднородная болезнь, есть различные варианты ее течения. Например, в детстве астмой чаще болеют мальчики. Но наступает «время Ч» – пубертат, подрост­ковый возраст, и мальчику даже с тяжелым течением болезни – не всегда, но часто – становится луч­ше. Хотя гарантий, что это непре­менно произойдет, дать не может никто. А самое главное: нельзя астму не лечить, а просто сидеть и ждать какого-то чуда, потому что в любом возрасте она представ­ляет большую угрозу для жизни человека. И если бронхиальную астму лечить правильно, то у че­ловека сохраняется нормальная функция внешнего дыхания. И если больному ребенку суждено «перерасти» астму, тогда можно будет подумать о самом щадящем режиме терапии или даже ее от­мене. Очень важный момент: че­ловек, который правильно лечил­ся с детства, имеет нормальное физическое развитие и нормаль­ную функцию легких.

– Если ребенок все же «пере­рос» бронхиальную астму, бо­лезнь может вернуться в зре­лые годы?

– Как правило, полного избав­ления от астмы не происходит – через какое-то время симптомы появляются снова. Потому что люди продолжают контактиро­вать с аллергенами, с какими-то инфекциями.

– Выходит, что при грамот­ном подходе эта болезнь физи­чески не ограничивает челове­ка?

– Многие спортсмены – фигу­ристы, лыжники, биатлонисты, конькобежцы и пловцы – име­ют бронхиальную астму. Но это не спорт способствует развитию болезни – просто детей с пробле­мами дыхания родители часто за­писывают в спортивные секции. В частности, Ирина Слуцкая как-то рассказала, что в детстве боле­ла астмой, и мама отправила ее в секцию фигурного катания.

– То есть ребенок с бронхи­альной астмой спокойно мо­жет посещать уроки физкуль­туры?

– Занятия физкультурой при астме не только не противопока­заны – они, напротив, очень даже показаны. Нужно только совето­ваться с врачом, чтобы ребенок принимал достаточно грамотную терапию. И не надо от него требо­вать лишнего. Если он не может в холод бежать на лыжах пять ки­лометров – то и не надо. А если может идти на лыжах в спокой­ном темпе – пусть идет, сколько прошел – столько и хорошо!

Читайте также:  Атопический дерматит при астме

– При этом ингалятор дол­жен быть всегда с собой?

– Да. У больного с бронхиаль­ной астмой всегда должно быть средство, которое помогает бы­стро восстановить бронхиальную проходимость. Но им не нужно пользоваться слишком часто. Наша задача – лечить пациента так, чтобы нужды в этих препара­тах не было, или была самая ми­нимальная – не больше двух раз в неделю.

– Надежда Павловна, вы ска­зали, что основные препараты для лечения астмы на сегод­няшний день – ингаляционные гормоны. Но слово «гормоны» для многих людей несет нега­тивный оттенок.

– Я пришла работать в аллерго­логическое отделение в 1983 году. В отделении лежали молодые женщины и мужчины, которые не могли дышать. Им постоянно внутривенно вводили лекарства, они принимали таблетки, а когда наступало состояние, угрожаю­щее жизни – их переводили в реа­нимационное отделение. А в 1995 году произошел прорыв: ученые проанализировали все знания по бронхиальной астме и разрабо­тали новые программы лечения и профилактики заболевания. В 1996 году, благодаря моему науч­ному руководителю – академику РАМН Александру Григорьевичу Чучалину – эти программы вош­ли в практику всех российских врачей. И сегодня основными препаратами для лечения бронхи­альной астмы являются ингаля­ционные кортикостероиды, или ингаляционные гормоны. И у нас в стране все эти лекарства, безус­ловно, есть. Все они безопасны и для взрослого, и для ребенка.

– Какие, на ваш взгляд, луч­шие курорты для астматиков? Можно ли ехать в Турцию, Египет?

– Не вижу противопоказания против Турции и Египта. Но для астматиков всегда особенно благо­приятны курорты с терренкурами (неспешные пешие прогулки, не­сложные восхождениями с лечеб­ными целями – прим. авт.). Напри­мер, Крым, где много пешеходных троп вдоль побережья и сухой кли­мат. Но это все очень индивиду­ально, потому что в сухом воздухе – большая растворенность пыль­цы, которая для части астматиков является аллергеном. В отношении Сочи и других субтропических на­ших курортов могу сказать, что там влажный климат, но некоторые астматики хорошо его переносят. Хороший отдых – на предгорьях… Есть несколько очень неплохих ку­рортов в Венгрии, где целенаправ­ленно занимаются реабилитацией больных бронхиальной астмой, очень неплохие базы в Родопских горах в Болгарии.

– То есть, как сказал ваш маленький пациент, если пра­вильно и своевременно ле­чишься от бронхиальной аст­мы, «ты такой же, как все»?

источник

Помним, что в отношении ребенка (особенно до 8 лет), мы говорим о внутреннем состоянии родителей. Обычно (но не всегда – болезнь девочки – внутреннее состояние мамы; болезнь мальчика – папы).

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания.

  1. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась практически в каждом случае астмы.

Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

Астма у детейэто боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести — они за все принимают вину на себя.

Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

2. Астма, то есть сбой ритма дыхания, может возникнуть, если человек с детства находится под сильным контролем и вынужден скрывать свои эмоции и страхи. Чтобы избавить человека от астмы, нам приходится лечить его съежившуюся от страха душу, которая не позволяет себе жить открыто, свободно.

Когда-то желание этого человека быть свободным оказалось ограниченным, — это рана, что записалась на подсознательном уровне, и теперь эту информацию нужно менять. Потому что мысль материальна, и записанные на подсознательном уровне установки проецируются на весь организм.

Специалист по китайской традиционной медицине:

— Китайская медицина вообще не отделяет физиологическую норму — и, соответственно, патологию — от психологической. Китайский целитель, приступая к лечению тела, обращается к душе пациента и, помогая решить психологические проблемы, укрепляет защитные силы тела. Именно в Древнем Китае наиболее полно были изучены взаимодействия всех систем человеческого организма. Все в этом мире есть энергия. Наши переживания — это энергия эмоций. Наши мысли — это ментальная энергия. Своими реакциями человек каждую минуту производит то положительную энергию, то отрицательную. Негативные мысли и переживания нарушают энергетический баланс организма и влияют на физическое здоровье. Восстановление гармонии души снимает необходимость в лечении психосоматических заболеваний. Их симптомы уходят сами, благодаря законам природы, по которым живет организм. Есть древнейшие методы, позволяющие без синтетических лекарств «напомнить» организму об утраченной им способности жить в мире и помогающие справиться с внутренним душевным конфликтом.

— Однако бывает и так, что человек очень хочет избавиться от аллергии, соблюдает все рекомендации врача, даже принимает альтернативное лечение, но ничего не получается — болезнь не оставляет его.

— В психологии есть понятие «вторичная выгода болезни». Человек может, сам того не осознавая, «удерживать» хроническую болезнь как способ выживания, потому что система выживает не только тогда, когда себя защищает, но и тогда, когда подает во внешний мир явные сигналы о своем внутреннем неблагополучии. И если у человека нет других способов выживания, он начинает болеть: к примеру, если окружающие уделяют человеку недостаточно внимания, то, заболев, он может восполнить этот дефицит — больного будут навещать, освободят от определенных обязанностей, станут жалеть. Так что болезнь — это еще и возможность отдохнуть от нагрузки, физической или психологической. Если человек не способен или не понимает, что пора сделать передышку, организм «примет решение» за него — он заболеет и отдохнет. Бывает, что психосоматическое заболевание используется в качестве повода уклониться от решения какой-либо проблемы.

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях мы говорим: «перехватило дыхание» или «захватило дух». Вздох — общераспространенное выражение печали. Плач — еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором учавствует функция дыхания. Но, самое главное, дыхание — это важнейшийкомпонент речи.

Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями неудивительно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы.

До обнаружения аллергических феноменов астма считалась главным образом нервным заболеванием и описывалась в старых медицинских учебниках как «asthma nervosa». С современной точки зрения ядром психологического конфликта у астматиков является неизжитая зависимость от матери. Черты личности, которые могут развиваться в качестве защиты от инфантильной фиксации на матери, очень разнообразны. Мы находим среди лиц, страдающих астмой самые разные психологические типы: агрессивных, амбициозных, бесшабашных людей, заядлых спорщиков, а также сверчувствительных эстетических типов.

Зависимость от матери проявляется не столько в оральном желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным, окруженным заботой матери или того кто ее замещает. Часто встречаются фантазии, связанные с внутриутробной жизнью, которые проявляются в форме символики воды или входа в пещеру, закрытых мест и т.д.

Все, что угрожает отделению пациента от защищающей матери, может провоцировать астматический приступ.

У детей астматическое состояние часто начинается с рождением в семье младшего ребенка, который грозит отвлечь на себя внимание матери.

Враждебные импульсы, направленные против объекта любви, также могут угрожать отношению зависимости и провоцировать приступ. Любое усилие направленное на достижение независимости, может возрождать глубоко укоренившийся конфликт между желаниями к независимости и зависимости, и тем самым провоцировать приступ.

Приступ астмы представляет собой подавленный плач, взывающий к матери.

Считается, что для больных бронхиальной астмой характерна повышенная потребность в зависимости. По мнению Alexander, у астматиков выражена сильная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего). Приступы бронхиальной астмы развиваются при фрустрации этой потребности. Лечение проводят комплексно: терапевт, аллерголог и психотерапевт. В лечении используют разнообразные виды психотерапии (индивидуальные, групповые, поведенческие, гипноз). Большое значение имеет в ходе терапии преодоление у больного его выраженной зависимости от врача, обучение возможности самостоятельно облегчать приступ, освоение техник расслабления и дыхания.

Психологическая метафора бронхиальной астмы — неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери. До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох — это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни. И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше. Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система — дыхание. Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о., как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе. Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения. У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу. Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве. Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери. Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери. Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о. проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств. Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие. Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать. Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей. У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.

В следующих статьях я расскажу о:

— Психотерапии больных бронхиальной астмой (применяемой совместно с медикаментозной терапией).

источник