Меню Рубрики

У ребенка бронхиальная астма какая группа по физкультуре

1. В задачи участкового педиатра входят:

— раннее выявление детей с бронхиальной астмой (БА);

— наблюдение детей с риском развития БА в декретированные сроки: на первом году – ежемесячно первые 6 месяцев, затем в 9 и 12 месяцев, далее ежегодно;

— нередко начальные проявления БА протекают под маской респираторных инфекций, в связи, с чем так называемые ЧБД требуют углубленного обследования и направления к специалистам;

— контроль за детьми с БА осуществляется в соответствии с индивидуальным планом наблюдения: пациенты с лёгкой формой БА осматриваются 1 раз в 12 месяцев, среднетяжёлая и тяжёлая формы БА – не реже 1 раза в 6 месяцев (с исследованием ФВД);

— амбулаторное лечение БА проводится по показаниям или по рекомендациям специалиста;

— оценка эффективности начальной противовоспалительной базисной терапии у детей со среднетяжёлой и тяжёлой формами БА проводится через 1 месяц, далее при эффективности терапии – через 3-6 месяцев. При неэффективности необходима госпитализация в специализированный стационар;

— план диспансерного наблюдения ребёнка страдающего БА необходимо согласовывать с аллергологом и/или пульмонологом. При наличии сопутствующего аллергического ринита, атопического дерматита – с отоларингологом, дерматологом.

2. Сроки наблюдения узкими специалистами:

— аллерголог – при лёгкой и средней тяжести БА – 2 раза в год; при тяжёлой – 4 раза в год;

— пульмонолог – 1 раз в год (по показаниям чаще);

— отоларинголог – 2 раза в год;

— фтизиатр 1 – 2 раза в год (при сомнительной и положительной пробе Манту);

— физиотерапевт — 1 – 2 раза в год.

— другие специалисты (гастроэнтеролог, кардиолог, офтальмолог) – по показаниям.

3. Уровень лабораторно-инструментального обследования:

— кал на яйца глистов, цисты лямблий, соскоб на острицы – 2 раза в год;

— спирометрия (у детей старше 5 лет) – 1 – 2 раза в год;

— рентгенологическое обследование легких – по показаниям;

— титр уровня общего IgE и специфических IgE-антител.

Детям старше 5 лет пикфлоуметрический мониторинг (функция внешнего дыхания).

4. Оздоровительные мероприятия. Гипоаллергеная диета. Элиминационный режим. Профилактика активного и пассивного курения. Аэрация, профилактика загрязнения воздуха. Витаминизация с учётом возможной реакции. Тщательная санация имеющихся очагов хронической инфекции. Профилактика и лечение гельминтозов.

Необходима известная осторожность в применении лекарственных препаратов, особенно антибиотиков пенициллиновой группы, аспирина и других НПВП.

Санаторно-курортное лечение показано в период ремиссии БА: Белокуриха (Алтайский край), детские курорты Краснодарского края (Анапа, Сочи), курорты Ставропольского края (Кисловодск, Пятигорск), детские санатории «Едел», «Златы горы» (Чехия), Бад Кёзен — Bad Kosen Реа-клиника для детей (Германия), Давос высокогорная клиника (Швейцария) и др.

5. Противорецидивное лечение. ЛФК, респираторная терапия (по методу Бутейко, дыхание через сопротивление, звуковая гимнастика, дыхательные тренажеры, метод интервальной гипоксической тренировки и пр.), массаж и вибромассаж, физиотерапия (магнито- и лазеротерапия), спелеотерапия и горноклиматическое лечение, фитотерапия (корневища и корни солодки голой) с учетом пыльцевой сенсибилизации, психотерапия.

Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) уменьшает выраженность симптомов БА и потребность в лекарственных препаратах, снижает аллергенспецифическую и неспецифическую бронхиальную гиперреактивность (проводится аллергологом).

К препаратам базисной терапии относятся: ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) (табл.5,6), антагонисты антилейкотриеновых рецепторов, β2-агонисты длительно действующие в комбинации с ИГКС, кромоны, теофиллины, моноклональные антитела к IgE, системные глюкокортикостероиды, АСИТ. Объем базисной терапии определяется тяжестью и уровнем контроля БА, возрастом больных детей, характером сопутствующей патологии.

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии детей до 5 лет (по GINA 2010)

Препараты, форма выпуска Низкие /средние дозы Высокие дозы
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500
Флутиказон ДАИ 100-200 >200
Беклометазон ДАИ 100-200 >200

Примечание: ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии у детей старше 5 лет (по CINA 2006, 2010)

Препарат Низкие дозы Средние дозы Высокие дозы
до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет
Бекламетазон ДАИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-600 >400 >600
Будесонид ДПИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-800 >400 >800
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500-1000 >500-1000 >1000-1500 >1000 >1500
Флутиказон ДАИ 100-200 100-250 >200-500 >250-500 >500 >500
Мометазона фуроат ДПИ >200 >200-400 >400 >400
Циклесонид ДАИ 80-160 80-160 >160-320 >160-320 >320 >320

Примечания: ДПИ – дозированный порошковый ингалятор, ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Терапия неотложной помощи при обострении БА включает бронхолитики короткого действия (табл.7): быстродействующие β2-агонисты (короткодействующие – сальбутамол, фенотерол, длительнодействующие – формотерол, сальметерол, кленбутерол), метилксантины (теофиллин), холинолитики (ипратропия бромид), комбинированные препараты (фенотерол+ипратропия бромид, сальбутамол+ипратропия бромид).

Симпатомиметики (β2-агонисты) короткого действия

источник

Похожая проблема с моей дочкой решилась путём подлизывания к преподавателю. Сходила на беседу под НГ с бутылочкой коньяку, неторопливо объяснила ситуацию, пообещала всяческое содействие в проведении «Весёлых стартов». Теперь нагрузки дозируются, как это и должно быть при подготовительной и спецгруппе.

Возможно у ребёнка атопическая астма, но у него есть гиперактивность бронхов на физическую нагрузку или аллергия на пыль. Мне кажется, Вам необходимо откорректировать базисную терапию и ни в коем случае не отказываться от физнагрузки, любому астматику, даже тяжёлому, нужна физнагрузка!

Увы, группы ЛФК в нашей школе нет.

Врач нам тоже ставит атопическую астму. + инфекционно-зависимую. Сопли, попрыгать (набегаться) и «поржать» (ну ооочень рассмеяться) — и мы готовы.:001:
Базисную терапию корректируем всё время, хотя с гормонов слезли 2 года назад.

Проблема наша именно в том, как поговорить с «училкой» так, чтоб и деть был ф форме на уроках, и к выходным потом больничного не было.
Медсестра в школе отказалась что-либо писать, посылает к врачу школьного отделения в пол-ку. А к ней физически не попасть. Принимает раз в неделю один час в рабочее время.

НО: учительница физ-ры не хочет идти на уступки. ИЛИ ВЫ РАБОТАЕТЕ НА УРОКАХ, или не аттестованы.:ded:

пишу Вам как мама астматика. Аллерголог выдала нам справку с подготовительной группой для физкультуры. Все дети получают главную группу. А подготовительная означает, что или специальные уроки ЛФК в школе (если такое есть), или ребенок посещает обычные уроки, но занимается по своему усмотрению. Т.е. все бегут 10 кругов, мой может пробежать 3 круга. и.т.д. Имея такую справку учитель не имеет права снижать оценку за невыполнение нормативов.

пишу Вам как мама астматика. Аллерголог выдала нам справку с подготовительной группой для физкультуры.

Такая справка выдается только аллергологом?

Спасибо, буду просить в этом направлении.

P.S. Еслиб у нас приступ возник во время урока физ-ры, то проблем с учительницей небыло бы. А ведь всё начинается чарез 2-3 дня после обструкции. 091:

пишу Вам как мама астматика. Аллерголог выдала нам справку с подготовительной группой для физкультуры. Все дети получают главную группу. А подготовительная означает, что или специальные уроки ЛФК в школе (если такое есть), или ребенок посещает обычные уроки, но занимается по своему усмотрению. Т.е. все бегут 10 кругов, мой может пробежать 3 круга. и.т.д. Имея такую справку учитель не имеет права снижать оценку за невыполнение нормативов.

Аналогично. Но проблем все равно не избежать. Моей снижают регулярно. Дочь стесняется напомнить про свои проблемы и особенности. И получает «не стараешься».

Аналогично. Но проблем все равно не избежать. Моей снижают регулярно. Дочь стесняется напомнить про свои проблемы и особенности. И получает «не стараешься».

Мой тоже такой же. Поэтому справку отксерила и сын носит копию в дневнике. Ему проще лишний раз справку учителю физ-ры показать, чем на словах напомнить.

На самом деле, астма физического напряжения очень редкая вещь. Возможно у ребёнка атопическая астма, но у него есть гиперактивность бронхов на физическую нагрузку или аллергия на пыль. Мне кажется, Вам необходимо откорректировать базисную терапию и не в коем случае не отказываться от физнагрузки, любому астматику, даже тяжёлому, нужна физнагрузка! Пишу как аллерголог и мама ребёнка-астматика.

Плюс много насчет базисной терапии и обязательной физнагрузки ))

Хотя насчет спецгруппы — не соглашусь, многие занимаются в подготовительной группе без сдачи нормативов и с ограничением по длительному бегу

Может мой посещать уроки, когда он в норме. ОЧЕНЬ просит носить всегда форму, ходить как все. Но кто будет следить за ним на уроке? Где та грань, за которой будет приступ?
И как поговорить с учительнтцей?
ПОМОГИТЕ!:091:
Дети в этом возрасте НЕ В СОСТОЯНИИ сами регулировать нагрузку.
Просто не в состоянии и всё. Если весь класс бежит — побежит и он. Если класс приседает 30 раз, объяснять — «приседай 10» — бесполезно. Опробовано.

А с учительницей говорить не о чем. У нее класс, программа и все такое — она так и ответит. Тренеру с высшим спортивным и тренерским сертификатом тяжело разделять группу на части и вести занятие, а тут — учитель физкультуры в школе.

Самое разумное здесь уже предлагали — в школе не ходит, занимается спортом отдельно вне школы. Сорри, не спортом — физкультурой.

А по поводу школы — там не спорт и даже не физкультура. Там школьная программа, которую понять-то нормальному человеку трудно. Да, там туса, которая ребенку интересна, но в школе не научат никакой физической культуре. В принципе!

А так. пресс, отжимания, подтягивания, на ноги приседания/пистолетик. ну и т.п. Дома ребенка можно, что утром, что вечером нагрузить без тяжестей так, что будет есть все, что не прибито, спать в полном отрубе и еще и физически развит.

Вот только вчера был топик об отказе от уроков физ-ры.
А у нас ситуация ровно наоборот.
Сын у меня — гиперактивный, шило в 1 месте, готов скакать и прыгать ежесекундно. :080:
НО ЕМУ КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя бегать и прыгать! У него астма физического напряжения. Стоит пробежаться, напрыгаться, и — мы готовы. :010: ровно через 2 дня — приступ. А потом неделю «отходняк» в виде бронхита. У меня брат родной да мама — имеют инвалидность по астме. Мама — женщина, куча забот, работа, дети. Всё как у всех. А вот брата мои родители довели до инвалидности сами. Это OFF, печальная семейная история. Брату КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛИ В ДЕТСТВЕ ЛЮБУЮ ФИЗКУЛЬТУРУ, держали у маминой юбки до 20 лет, ос. от физ-ры все 10 школьных лет и т.д.
Жалкое зрелище он сейчас представляет. асоциальный, всего боящийся ворчащий старик — в 30 лет.:(
Насмотревшись этого, я КАТЕГОРИЧЕСКИ не хочу идти с Мишкой за пожизненной справкой.
НО: учительница физ-ры не хочет идти на уступки. ИЛИ ВЫ РАБОТАЕТЕ НА УРОКАХ, или не аттестованы.:ded:
Может мой посещать уроки, когда он в норме. ОЧЕНЬ просит носить всегда форму, ходить как все. Но кто будет следить за ним на уроке? Где та грань, за которой будет приступ?
И как поговорить с учительнтцей?
ПОМОГИТЕ!:091:

Мне удавалось решать проблему коррекцией терапии. Например,приём препарата сингуляр у школьников с астмой физического усилия чаще всего нивелирует большинство проблем. Конечно не надо начинать самолечение.

Мой тоже такой же. Поэтому справку отксерила и сын носит копию в дневнике. Ему проще лишний раз справку учителю физ-ры показать, чем на словах напомнить.

Ха! Так моя хочет бегать -прыгать. Она просто сегодня может, а завтра — нет. Я теперь тупо ей форму «забываю», если на грани приступа.

источник

Согласно статистике, бронхиальной астмой болеет около 10-15% детей РФ. К сожалению, не смотря на детальное изучение течения болезни, ее симптомов и методов лечения бронхиальную астму периодически путают с другими заболеваниями, например с бронхитом. Такое диагностирование и последующее неверное лечение, может привести к осложнениям. Рецидивы приступов у бронхиальной астмы легко прогнозируемы. Это может быть реакция на какой-либо аллерген, холод, повышенную влажность, сильный запах, чрезмерную нагрузку, вирусную инфекцию и прочие факторы.

Степень тяжести заболевания бронхиальной астмой выявляется по следующим факторам:

  • Степени тяжести болезни. Ее определяют по количеству ночных и дневных приступов удушья у ребенка за день и за неделю;
  • По количеству необходимых ребенку в течение дня лекарств;
  • По изменению дневной активности ребенка, его сна и отдыха в период течения заболевания;
  • По дыханию ребенка до болезни и во время нее.

Благодаря этим факторам бронхиальную астму можно условно разделить на три степени тяжести. Легкое течение болезни — периодические обострения, возникающие 2-3 раза в год. Это редкие, кратковременные приступы, которые возникают только при определенных условиях или факторах. В таких случаях сначала выявляется аллергический очаг, приступы облегчаются медикаментами. В дальнейшем необходимо следить, чтобы больной бронхиальной астмой ребенок не подвергался воздействию тех веществ или факторов, которые провоцируют приступы. В некоторых случаях ребенку астматику рекомендуется специальное питание. Легкое течение болезни называют еще эпизодическим.

Бывает другой вид легкого течения бронхиальной астмы — легкое персистирующее течение. Такая бронхиальная астма хоть и протекает в легкой форме, но требует немедленного и активного лечения. Такое течение болезни может дать осложнения и перерасти в среднее.

Во время среднего течения болезни приступы случаются от 3-х раз в год. Такие приступы более длительные, чем при легком течении бронхиальной астмы. Они могут варьироваться от легкого течения болезни до среднего. Приступы облегчаются и лечатся инъекциями. Лечение для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, в зависимости от его текущего состояния и здоровья в целом.

Тяжелое течение болезни — это регулярно повторяющиеся приступы, а также периодическое проявление симптомов. Постоянное тяжелое течение бронхиальной астмы может привести к необратимым изменениям в организме и инвалидности ребенка. Приступы при таком течении болезни можно остановить только инъекциями, изменениями условий проживания ребенка и другими радикальными методами.

Инвалидность подразделяется на 3 группы, согласно степени тяжести течения заболевания, а также последствий уже перенесенных болезней в прошлом.

3-я группа инвалидности устанавливается при легкой и средней степенях тяжести заболевания ребенка. В таких случаях у ребенка ограниченные способности к трудовой деятельности и к обучению. Ребенок не может полноценно себя обслуживать и свободно передвигаться. Для таких детей необходимы улучшенные жилищные условия, доступ к свежему воздуху.

2-я группа инвалидности устанавливается при средней и тяжелой степени заболевания. В таких случаях у ребенка нарушены кровообращение, эндокринная система и дыхательная функция. Для ребенка необходимы особые условия жизни, труда и обучения, поскольку они очень ограничены в самообслуживании и передвижении.

1-я группа инвалидности устанавливается при тяжелой степени течения заболевания. При этом у ребенка развиваются необратимые осложнения, возникают постоянные сложности со здоровьем. Такие дети нуждаются в особых условиях для жизни, постоянной посторонней помощи и уходе. Они крайне ограничены или лишены возможности самостоятельно себя обслуживать и передвигаться.

  • Постановлением правительства Москвы от 13.01.04 №5-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2003 г. и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 г.» детям- инвалидам полагаются выплаты-компенсации каждый месяц до совершеннолетия. Также установлены дополнительные выплаты в размере 500 р. для ребенка-инвалида, не достигшего 3-х летнего возраста;
  • Согласно вышеуказанному Постановлению семье, воспитывающей ребенка-инвалида, полагаются льготная 50% скидка для уплаты жилищных и коммунальных услуг, радио, телефона и электричества;
  • Ребенок-инвалид и лицо, его воспитывающее, имеют право бесплатного проезда в транспорте городского значения;
  • Дети в возрасте до 15 лет обеспечиваются необходимыми медикаментами, а также молочной продукцией объемом до 0.6 л в день на специализированных молочных кухнях;
  • Закон РФ от 24.11.95 г. №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляет льготное право на приобретение земельного или дачного участка;
  • Вышеуказанный закон дает право раз год бесплатного проезда до места лечения и домой. Льгота в 50% также предоставляется для оплаты проезда в транспорте междугороднего сообщения;
  • Для детей инвалидов установлены льготы на приобретение путевок в санатории и на курорты. Предоставляются льготы на приобретение такой путевки для лиц, сопровождающих ребенка-инвалида на лечение;
  • Лица, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют преимущества в виде дополнительных выходных дней, отмены сверхурочных и ночных работ, командировок. Матери детей-инвалидов могут раньше выходить на пенсию.
Читайте также:  Лекарства от астмы в самолете

Это лишь небольшой перечень льгот, на которые имеют право дети-инвалиды, их родители, опекуны или родственники. Необходимо уточнять и знать все постановления, чтобы добиться права на льготы.

Признание инвалидности у ребенка возложено на государственную службу медико-социальной экспертизы по месту регистрации. В этом учреждении проведут всеобщую оценку состояния здоровья и определят степень ограничения согласно узаконенным критериям. Для проведения подобного обследования необходимо:

— получить направление из поликлиники или больницы;

— предоставить необходимые документы, подтверждающие нарушение здоровья ребенка (историю болезни…)

— заявление родителей или законного представителя;

— часто требуется — свидетельство о рождении.

К сожалению, в настоящее время получение группы инвалидности ребенка может сопровождаться различными трудностями. Вас могут принудить платно сдать необходимые анализы, которые должны быть оплачены государством. У Вас могут потребовать денежную компенсацию или отказать в бесплатном получении инвалидности. Согласно пункту 19 Постановления Правительства РФ №95 от 20.02.06 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» Вы можете подать заявление о пересмотре отказа в установлении для ребенка группы инвалидности. В таком случае, необходимо к заявлению приложить медицинские документы, выписки из стационара, анализы, снимки и все, что поможет получить объективную информацию о состоянии здоровья ребенка. Такие заявления рассматриваются в течение месяца и обычно помогают восстановить справедливость. Помните, что обязательным условием для получения инвалидности является пребывание на стационарном лечении по бронхиальной астме за последние 12 месяцев.

Ребенок, болеющий бронхиальной астмой, требует постоянного внимания и особого ухода. Поэтому вам, как родителям и лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом, необходимо тщательно следить не только за его здоровьем, но и за соблюдением законодательных норм по отношению к Вашему ребенку. Пользуйтесь предоставленными льготами и фиксируйте все нарушения. Это поможет не только Вашей семье, но и всему государству.

Ольга — молодой журналист, с большим интересом к медицине в целом и гомеопатии в частности. Ольга закончила Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского и сейчас ведет новостные разделы в нескольких местных медицинских газетах.

источник

Бронхиальная астма представляет собой хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, при котором патологический процесс поражает слизистую оболочку бронхов, делая ее чрезвычайно чувствительной к воздействию различных раздражающих веществ и аллергенов.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья, к которому приводит ряд патологических процессов (отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, образование густой мокроты), происходящих в бронхах под воздействием «запускающего» фактора.

Таким «запускающим» механизмом, провоцирующим развитие астматического приступа, могут стать различные аллергены (пыльца, шерсть животных, пыль и т. д. ), изменения влажности и температуры воздуха, бактериальные и вирусные заболевания дыхательных путей (острые и хронические бронхиты, пневмонии и т. д. ). Астматический приступ сопровождается чувством «стеснения» в груди, резкой нехваткой воздуха, сильным кашлем (с выделением мокроты или без него). Очень часто во время астматического приступа при дыхании больного слышны свистящие хрипы.

Болезнь бронхиальная астма чаще встречается в экономически благополучных странах. Заболеваемость бронхиальной астмой напрямую связана с аллергизацией населения, к которой приводит загрязнение окружающей среды, урбанизация, широкое применение в повседневной жизни различных химических веществ и прочие «прелести» цивилизации. В странах с низким уровнем развития промышленности, бронхиальная астма встречается гораздо реже. Однако в возникновении данного заболевания не последнюю роль играет и наследственный фактор, потому люди, имеющие прямых родственников, больных бронхиальной астмой, находятся в группе риска по данному заболеванию.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое и вылечить ее полностью пока не возможно, однако современная медицина предлагает целый ряд эффективных терапевтических методов, которые позволяют значительно сократить частоту и силу астматических приступов.

Последние годы отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой во всем мире, не составляет исключения и наша страна. Именно по этой причине каждый человек, заботящийся о своем здоровье, должен знать, что представляет собой это заболевание, каковы его симптомы, какие методы лечения и профилактики бронхиальной астмы предлагает сегодня медицина.

У вас или у кого-то из родных или знакомых бронхиальная астма, но этот человек очень любит спорт?

Не стоит думать, что он полностью противопоказан при данном заболевании. Есть, конечно, некоторые требования и ограничения, о которых следует знать, чтобы не навредить здоровью.

Так, даже если вы решили купить арбалет и заняться спортивной стрельбой, то заранее задайте себе несколько вопросов (это касается любого занятия, связанного с физическими нагрузками). Сможете ли дышать через нос, контролировать глубину и частоту дыхания? Не вызовут ли занятия сухости дыхательных путей или кашель? Можно ли будет отдохнуть или попить воды? Будут ли рядом люди, которые смогут оказать помощь, если возникнет такая необходимость?

Разрешенные виды спорта.

Астматикам можно выбрать любой из вариантов:

  • плавание;
  • гребля на байдарках;
  • парусный спорт;
  • рыбалка;
  • езда на велосипеде;
  • быстрая ходьба;
  • бег на короткие дистанции;
  • спортивная стрельба.

Если вы любите играть в команде и соревноваться, то не запрещены:

Хотите охотиться в лесу? Тогда нужно купить лук и стрелы. Но помните, что во время любых занятий вы должны чувствовать себя комфортно. Если раньше врачи в один голос твердили о том, что дайвинг противопоказан больным бронхиальной астмой, то сейчас этот вид спорта не запрещен. Можно нырять с аквалангом и изучать подводный мир, если холод или физические нагрузки не провоцируют приступы удушья, не нужно часто принимать медикаменты. И, конечно же, не погружайтесь в «преддверии» приступа.

Запрещенные виды спорта.

Медики считают, что спровоцировать приступ удушья могут те занятия, которые требуют от человека длительной физической нагрузки без перерывов. Это бег на дальние дистанции, хоккей, футбол, баскетбол, фигурное катание, лыжи и биатлон.

источник

Бронхиальная астма входит в перечень наиболее тяжелых хронических патологий, которая диагностирована у миллионов пациентов по всему земному шару. Неважно, когда поставили диагноз, в детстве или во взрослом возрасте, данная болезнь, так или иначе, рассматривается как тяжелое заболевание, ухудшающее качество жизни. Чтобы контролировать этот недуг, больной вынужден приложить немало усилий: принимать гормональные препараты, отказывать себе в определенных продуктах, избегать контакта с аллергенами и чрезмерных физических нагрузок. Исходя из этого, рождается вполне адекватный вопрос, положена ли группа здоровья для бронхиальной астмы?

Несмотря на сложную жизнь типичного астматика, медицинские работники МСЭ не считают, что недуг является поводом для отказа от трудовой деятельности.

Непосредственно само заболевание не является причиной для оформления группы. То есть, если вам был поставлен диагноз бронхиальная астма, это еще не означает, что вы получите статус человека с ограниченными возможностями.

В качестве подтверждения этого можно привести следующие доводы:

  1. На момент постановки диагноза у взрослого человека либо у ребенка заболевание может протекать в легкой форме.
  2. Если нет явных проблем с дыханием или сердцем, приступы удушья наблюдаются редко, человек в течении долгих лет справляется успешно с заболеванием и продолжает вести активный образ жизни.
  3. Недуг удается сдерживать. Правильный стиль жизни при БА, гиппоаллергенная диета, постоянное санаторно-курортное лечение и фармакологические средства не позволяют недугу прогрессировать и портить жизнь человека.

Чтобы получить статус инвалида, астматику следует позаботиться не только подтверждении своей болезни, но и правильном определении ее степени. Если болезнь диагностируют у детей, освидетельствование может быть выполнено только по истечении шести месяцев.

Рассмотрим три группы, которые могут быть у лиц с бронхиальной астмой:

  1. 3-я группа требует подтверждения диагноза, средней формы течения патологического процесса. При этом приступы устраняются без проблем, но время от времени человека госпитализируют для улучшения состояния здоровья. Дети с данной группой здоровья не могут полноценно трудиться и обучаться. Они освобождаются от уроков физической культуры. Для взрослых лиц показана не сложная трудовая деятельность, которая не влияет на развитие приступов. Эти люди всегда должны находится в хорошо проветренных помещениях, исключать контакт с пылью, аллергенами, другими раздражителями.
  2. 2-я группа показана лицам, легкие, жкт, эндокринная и сердечнососудистая система которых сильно пострадали вследствие тяжелого течения бронхиальной астмы. В результате регулярного ухудшения состояния здоровья на фоне понижения физической активности у данных лиц ухудшается способность самообслуживания. Таким больным требуется специальное лечение и постоянный контроль. Если вторую группу получил ребенок, он не может посещать учебное заведение и переводится на домашнее обучение.
  3. 1-я группа дается тем пациентам, у которых случились необратимые процессы в организме из-за тяжелой патологии. Такой человек практически не может самостоятельно передвигаться и самоообслуживаться, его беспокоит одышка даже в состоянии спокойствия. Обучаться и трудиться он вовсе не способен.

От людей с диагнозом бронхиальная астма нередко можно услышать жалобы относительно того, что они не могут добиться получения статуса инвалидности. Но они должны понимать, что оформление группы представляет собой весьма сложный процесс. Даже если вам отказали, вы имеете право оспорить данное решение в суде, поэтому наберитесь терпения и идите к цели, если вы уверены в своей правоте.

Первым делом, нужно отправиться в медико-социальную экспертизу с такими документами:

  • Направлением, полученным у своего доктора терапевта, пульмонолога либо аллерголога по месту жительства. Даже если эти специалисты отказывают вам выдать направление, вы имеете право требовать, чтобы они вам его выдали.
  • Также вам нужно иметь с собой документальное подтверждение вашей болезни, в котором должно быть указано следующее:
  1. стадия тяжести патологического процесса;
  2. регулярность приступов;
  3. необходимость постоянного приема гормональных медикаментов;
  4. наличие сердечной либо дыхательной недостаточности.

  • Закрываем обходной лист у врачей в медицинском учреждении по месту прописки.
  • Берем результаты медицинских исследований и выписки из больницы, если терапия проходила в стационаре.
  • Документ, подтверждающий личность: для взрослых паспорт и для детей – свидетельство о рождении.

Итак, приходим на прием в МСЭ, где специалисты проводят беседу, изучают детально всю предоставленную информацию. Оценивается уровень жизни человека, изучается его профессиональная деятельность, условия жизни и работы. Исходя из этого, принимается решение, давать группу или отказать.

Если заболевания у ребенка протекает в легкой степени, инвалидность не дается. Это объясняется тем, что молодой организм может еще перерасти заболевание и в будущем человек будет здоров. Статус дается только в том случае, если недуг протекает в довольно тяжелой форме.

В процессе оформления направления на МСЭ, люди часто сталкиваются с халатностью и несправедливостью. Так, если диагноз в медицинской карте звучит как атопическая бронхиальная астма, вероятность того, что вам откажут в инвалидности возрастает в разы. В данном случае имеет смысл обратиться к аллергологу, чтобы тот полностью исключил наличие у вас аллергии.

Если у вас очень часто случается одышка, что приходится вызывать медиков домой, необходимо всегда брать у них справки о вызове. Это поможет оформить инвалидность.

Те, кто хочет получать льготы, должны быть готовы к изнурительной борьбе. Правительство нашего государства еще в 2008 году ввело правило, что вам не могут отказать в получении статуса инвалида, если заболевание негативно сказывается на уровне жизни.

Каждый пациент с таким диагнозом должен знать, что независимо от того, к какой степени тяжести относится его патология, он имеет право на льготы. Стоит заметить, что детям получить их легче. Для этого вполне достаточно посетить лечащего доктора. Взрослым нужно иметь соответствующую справку о получении прав на медикаменты, которая выдается Пенсионным фондом.

Пациента с БА нуждаются в санаторно-курортной терапии. Этого достаточно сложно достичь в условиях современного города, поэтому данным гражданам выдаются и бесплатные путевки в оздоровительные учреждения. Такая мера поможет держать недуг под строгим контролем, не давать ему обостряться и прогрессировать. Матери, чьи дети страдают БА, должны получать дополнительный отпуск. Дети с данным диагнозом имеют право на бесплатный проезд в транспорте.

Лица с бронхиальной астмой имеют право на получение дополнительного жилья.

Автор публикации: Анна Умерова

источник

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»
методическая разработка по физкультуре по теме

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.

Астма встречается во всех населённых уголках земного шара и не делает исключений ни для каких возрастных групп.

Пропагандируя и отстаивая широкое профилактическое направление в развитии медицинской науки и практики, передовые врачи постоянно обращают внимание на важное значение гимнастики, режима, закаливания, массажа и других средств, объединяемых в наше время понятием «лечебная физкультура».

Лечебной физкультурой называют комплекс средств физической культуры, применяемых к больному или ослабленному организму с лечебной и профилактической целью.

Лечение бронхиальной астмы – трудная задача. Установлено, что лучшие результаты даёт комплексное лечение с применением разных лечебных средств, с учётом индивидуальных особенностей больного. Каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

Читайте также:  Положен ли санаторий при бронхиальной астме

Для лечения бронхиальной астмы предложено много средств. Известным московским специалистом по физической культуре, кандидатом педагогических наук Б.С.Толкачёвым рекомендуются следующие:

1. растирание сухим полотенцем

3. своевременная смена нательного и постельного белья

6. растирание подошв догоряча

7. физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 404

Лечебная физическая культура

для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Бахвалова Марина Владимировна

Колпинского района Санкт-Петербурга

Немного об истории лечебной физкультуры…………………………..3

Бронхиальная астма – вчера, сегодня, завтра………………………….4

Определение и классификация бронхиальной астмы………………….5

Анатомические аспекты бронхиальной астмы…………………………6

Лечебная физкультура и её задачи при лечении астмы………………..8

Лечение бронхиальной астмы. Бронхиальная астма у детей………….9

Средства лечебной физкультуры при лечении бронхиальной астмы. 10

Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы…………………….12

Методика ЛФК для детей, болеющих бронхиальной астмой…………13

Комплексы рекомендуемых упражнений для школьников

с заболеванием бронхиальной астмой…………………………………….14

Немного об истории лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.

Уже за 1800лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды», в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания.

Известные врачи древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др.- считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины.

Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения. Клавдий Гален (200-131 до н.э.) с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.

Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального учёного Авиценны (980-1037) Одна из пяти книг его труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями.

В этой книге Авиценна даёт обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью.

Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса.

Известный немецкий терапевт Ф.Хофман (1660-1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Его знаменательный афоризм звучит: « Движение – лучшая медицина тела».

Вторая половина девятнадцатого века ознаменовалась появлением ряда оригинальных методик, разработанных для лечения различных заболеваний, и в частности болезней органов дыхания.

В 1910 году швейцарские врачи Зингер и Хофбаур предложили комплекс физических упражнений для лечения бронхита, астмы и эмфиземы лёгких, который и применяли с большим успехом.

Бронхиальная астма – вчера, сегодня, завтра.

Астма – одно из древнейших заболеваний человека. Описание характерных для этого состояния приступов удушья были сделаны более трёх тысячелетий назад. Астма встречается во всех населённых уголках земного шара и не делает исключений ни для каких возрастных групп. Правда, астма вела себя намного спокойней и лояльней, чем другие заболевания. Но зато в двадцатом веке этот коварный зверь открыто «выходит на охоту». Динамика медико-статистических показателей заболевания медленно, но неустанно растёт: в развитых странах число летальных исходов от астмы – 2-2,5 случаев на 100 тысяч человек, а к середине 60-70 годов заболевание принимает угрожающий характер. Медики всех стран бьют тревогу. Обсуждению этой проблемы посвящаются самые авторитетные встречи, конференции, симпозиумы. Симпозиумы в Лондоне в1958 и в 1959 г.г., Международные конференции Всемирной организации здравоохранения, на которых разработан Международный консенсус по проблемам диагностики и лечения бронхиальной астмы, в 1993, 1994, 1995 г.г.

Заключения врачей во многом повлияли на развитие промышленности в странах Западной Европы и Северной Америки, где принимаются серьёзные меры по улучшению экологической обстановки. Разрабатываются и выпускаются более эффективные лекарственные препараты. Идёт повсеместное наступление на болезнь. А она не спешит сдавать позиции.

Количество людей, страдающих бронхиальной астмой на настоящий момент – это 300 миллионов человек (от 5 до 15) мирового населения – данные Всемирной организации здравоохранения. Тенденции к снижению распространённости этой болезни нет.

Опубликованы интересные данные о заболеваемости астмой в различных частях земного шара. Например, на некоторых островах южной части Тихого океана астмой страдают 25-38% населения, в то же время, астма не встречается у эскимосов, и почти не встречается в высокогорных деревнях Папуа-Новой Гвинеи.

Положение дел в России далеко от совершенства. У нас от астмы страдает каждый двенадцатый житель. Бронхиальная астма поражает людей в любом возрасте, но особенно часто детей.

В половине случаев астма начинается в детстве, в 30% случаев – у людей до 40 лет. Интересно, что среди ребятишек чаще болеют мальчики, но в зрелом возрасте разница сглаживается. Более подвержены бронхиальной астме жители больших городов.

Определение и классификация бронхиальной астмы.

В переводе с греческого asthma обозначает тяжёлое дыхание. Здесь и корень проблемы. Именно тяжёлое дыхание, удушье, кашель – всё это характерно для людей, страдающих бронхиальной астмой. Но что предшествует такому состоянию? Из каких составных складывается болезнь? Об этом много лет рассуждают и спорят врачи многих стран.

За последние 100 лет предложено много различных определений этой болезни. Современное определение звучит так:

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, при котором повышается их чувствительность к многочисленным раздражителям; основным проявлением заболевания являются более или менее приступообразные нарушения бронхиальной проводимости, которые клинически выражаются в повторных эпизодах удушья, кашля и хрипов.

По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1992 году в Женеве, астма рассматривается как:

Преимущественно аллергическая астма.

б) аллергический ринит с астмой

г) экзогенная аллергическая астма

д) сенная лихорадка с астмой

а) идиосинкразическая астма

б) эндогенная неаллергическая астма

Смешанная астма (сочетание признаков аллергической и неаллергической астмы)

Анатомические аспекты бронхиальной астмы.

Из определения и из самого названия, астма – это заболевание, при котором в первую очередь происходит повреждение бронхов; их сужение, изменение тканей, закупорка, различные нарушения активности и т.д.

Бронхи входят в состав дыхательной системы человека. Являются продолжением трахеи, которая на уровне IV-V грудных позвонков делится на правый и левый главные бронхи. В области корней легких крупные бронхи (образуя так называемое бронхиальное древо) неоднократно делится, а диаметр уменьшается. Самые тонкие бронхи заканчиваются мешочками – альвиолами. Альвиолы окружены кровеносными сосудами, и через их стенку на вдохе происходит обмен кислорода на углекислый газ. На выдохе воздух совершает обратный путь – из альвиол, по мелким бронхам в более крупные и т.д.

Бронхи изнутри покрыты слизистой оболочкой, которая выполняет защитную функцию – увлажняет бронхи и удаляет мелкие инородные частицы, попавшие сюда с воздухом.

Снаружи бронхи окружены мышечной оболочкой, которая может сокращаться и суживать просвет бронхов; в норме это защитная реакция бронхов от частиц пыли, сильных раздражителей и ядовитых веществ. Нарушения в работе бронхов как раз и есть прямая дорога к астме. Утолщение слизистой бронхов, изменения тонуса или эластичности – всё это приводит к тому, что просвет в бронхах меняется, как правило, становится уже. Естественно, вдохнуть воздух труднее, труднее его и выдохнуть. Слизистая оболочка бронхов отекает, утолщается, снижается транспортная функция эпителия бронхов, образуются «слизистые пробки» в просвете бронхов. Всё это проявляется в виде одышки, затруднения дыхания, непродуктивного кашля. Просвет бронхов суживается не только за счёт спазма мышц, но и за счёт отёка и скопления слизи.

Таким образом, на пути свободного движения воздуха по бронхам образуется препятствие в виде сужения просвета бронхов и слизистых пробок. Причём воздуху легче войти в лёгочные альвеолы, чем выйти обратно. Вот откуда одышка, странное чувство нехватки воздуха. Ведь чтобы проталкивать его через суженные бронхи, приходится тратить много сил. Кроме того, изменение тонуса бронхиальных мышц приводит к большим потерям давления в бронхах, а значит, воздушный поток нарушается, слабеет, из альвеол воздух выходит совсем плохо.

Параллельно с нарушением проходимости бронхов может изменяться структура объёма лёгких. Так развиваются ещё более тяжёлые осложнения, как лёгочные (эмфизема лёгких, лёгочная недостаточность, пневмоторакс и др.), так и внелёгочные (дистрофия миокарда, сердечная недостаточность и др.)

5. Лечебная физкультура и её задачи при лечении бронхиальной астмы.

Пропагандируя и отстаивая широкое профилактическое направление в развитии медицинской науки и практики, передовые врачи постоянно обращают внимание на важное значение гимнастики, режима, закаливания, массажа и других средств, объединяемых в наше время понятием «лечебная физкультура».

В последние годы возникли новые важные тенденции в развитии лечебной физкультуры. ЛФК вышла за пределы больниц и поликлиник и всё больше внедряется на спортивных площадках (группы здоровья), в плавательных бассейнах (группы лечебного плавания) и в домашних условиях. Такое направление в развитии ЛФК раскрывает большие возможности в лечении больного ребёнка.

Лечебной физкультурой называют комплекс средств физической культуры, применяемых к больному или ослабленному организму с лечебной и профилактической целью.

Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Существует опыт использования лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяет считать, что ЛФК может назначаться для решения следующих задач:

улучшения и нормализации бронхиальной проходимости

улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева

улучшения и нормализации внешнего дыхания

улучшения и восстановления нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта, увеличения подвижности грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры

десенсибилизации организма ребёнка

нормализация основных нервных процессов

предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата

повышение неспецифической сопротивляемости.

6. Лечение бронхиальной астмы. Бронхиальная астма детей.

Лечение бронхиальной астмы – трудная задача. Установлено, что лучшие результаты даёт комплексное лечение с применением разных лечебных средств, с учётом индивидуальных особенностей больного. Каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

Всем больным бронхиальной астмой показана лечебная гимнастика – специальный цикл упражнений, с помощью которых больной может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, острых инфекционных заболеваниях, при тяжёлых поражениях сердца.

При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа принимают энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного.

У детей бронхиальная астма имеет свои особенности. Типичные приступы астмы наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. Если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.

У детей бронхиальную астму можно вылечить быстрее, чем у взрослых. Замечательный детский врач Нил Фёдорович Филатов, живший во второй половине девятнадцатого века, считал, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых. Этой же точки зрения придерживаются и современные врачи.

Лечение бронхиальной астмы у детей должно быть комплексным. ЛФК активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Лечебная физкультура только тогда даёт хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.

Средства лечебной физкультуры при лечении бронхиальной астмы.

Для лечения бронхиальной астмы предложено много средств. Известным московским специалистом по физической культуре, кандидатом педагогических наук Б.С.Толкачёвым рекомендуются следующие:

растирание сухим полотенцем

своевременная смена нательного и постельного белья

растирание подошв догоряча

физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких

К специальным средствам лечебной физкультуры относятся: дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом; дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков; дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе; упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки; корригирующие упражнения; упражнения для мышц живота.

Для решения специальных задач при бронхиальной астме, эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.

Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых определяется периодом заболевания, возрастом ребёнка, его индивидуальными особенностями и переносимостью физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК лежит строго дозированная тренировка.

В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.

Очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.

Методика лечебной физкультуры при лечении бронхиальной астмы.

Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.

Во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Положение лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика»; упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.

В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя; упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки; упражнений в расслаблении; все варианты дыхательных упражнений.

Вводятся игры малой подвижности.

Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне. Хорошо сопровождать занятия музыкой, которая способствует снижению тонуса дыхательной мускулатуры.

Упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже ниже среднего. Длительность занятий 10-15 минут.

В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребёнком индивидуальных назначений.

Читайте также:  Климат петербурга при астме

Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки; физические упражнения прикладного типа; подвижные игры.

При выполнении лечебной гимнастики следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха надо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.

Если позволяет время года и погода, целесообразно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики рекомендуется применять закаливающие процедуры.

Методика лечебной физкультуры для лечения детей, болеющих бронхиальной астмой.

При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. Целесообразно частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Под влиянием занятий гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.

Занятия лечебной гимнастикой должны быть систематическими и регулярными. Исключаются упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов. Опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления.

Комплексы рекомендуемых упражнений для школьников с заболеванием бронхиальной астмой.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

1- руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох)

2- плавно вернуться в и.п. (естественный вдох)

И.п. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись)

1- наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлест кистями по лопаткам (громкий мощный выдох)

2-3- руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох)

4- вернуться в и.п. (естественный вдох)

И.п. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены.

1- наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором) Громкий мощный выдох.

2- плавно вернуться в и.п. (естественный вдох)

Упр.№4. «лыжник». Попеременный ход.

И.п. – стоя, слегка наклонившись вперёд и присев, ноги на ширине «лыжни», правая рука вперёд (кисть «сжимает лыжную палку»), левая далеко сзади (кисть раскрыта «лыжная палка на ремне»)

1- плавно присесть, правую руку вниз – назад к бедру (мощный вдох, завершаемый в момент сведения рук у бёдер); затем выпрямиться. Левую руку вперёд (кисть «сжимает палку»); правую далеко назад, кисть раскрыть. (естественный вдох)

2- то же, но в обратную сторону.

И.п. – стоя на носках, чуть наклонившись вперёд. Ноги на ширине «лыжни». Руки вперёд, кисти «сжимают лыжные палки».

1- опуститься на стопу, присесть и наклониться вперёд до касания животом бёдер, руки вниз – назад до отказа, кисть раскрыть (Мощный громкий выдох)

2-3- в наклоне пружинить ногами (легко натуживаясь, завершить выдох)

4- вернуться в и.п. (естественный вдох)

И.п. – стоя, наклонившись вперёд. Ноги на ширине плеч, правая рука вперёд-вверх, кисть сжата. Левая рука симметрично сзади, кисть расслаблена.

1-2- четыре быстрых круговых движения руками «кроль на груди» (мощный выдох с натуживанием)

3-4- два медленных круговых движения руками (естественный вдох)

И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверх. Ладонь повёрнута вправо, левая рука внизу, расслаблена и повёрнута ладонью назад.

1-3- три круговых движения руками назад («кроль на спине») с поворотом туловища за «гребущей рукой» (мощный выдох с натуживанием)

4- одно круговое движение руками (естественный вдох)

И.п. – стоя на носках, наклонившись вперёд, ноги на ширине плеч, руки вперёд-вверх, кисть сжата. На каждый счёт – «гребок», затем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бёдрам, легко согнув ноги в суставах и увеличив наклон, вернуться в и.п. (мощный выдох). Руки через стороны вверх-вперёд, кисть расслаблена, вернуться в и.п. (естественный вдох).

И.п. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).

1- упор присев (мощный выдох)

2- толчком двух ног и.п. (естественный вдох)

Оба движения выполнить за 1сек.

И.п. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров.

1- подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох)

2- подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох)

Оба движения выполнить за 1 сек.

И.п. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И предельно мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 сек. То же правой ногой.

И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища.

1-2- Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох)

3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с».

И.п. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища

1-2- Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох)

3-4- повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища

1- поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох)

3- плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох)

4- и.п.В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф».

И.п. – основная стойка, палка внизу

1-2- поднять руки вверх, прогнуться (вдох)

3-4- медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с»

И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу.

1- поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох)

2- медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох)

3- медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох)

4 – На выдохе произносить «у-у-ух»до полного выдоха.

И.п. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу

1-2- руки с мячом к груди (вдох)

3-4- толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух».

И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках

1-2- руки вверх за голову (вдох)

3-4- бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х»

Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

И.п. – основная стойка, руки к плечам.

1-2- руки вверх, ладони внутрь, прогнуться (вдох)

На выдохе протяжно произносить «а-х-х-х». Повторить 4-5-раз.

И.п. – основная стойка, мяч в руках.

1- подбросить мяч вверх (вдох)

Выдох медленный, полный, с произнесением: «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5раз.

И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках.

1- стоя подбросить мяч, произнести: «г-р-у»

2- присесть, поймать мяч. Приседая произнести: «ш-а-а-а» до полного выдоха.

1-2- руки вверх, вперёд (вдох)

3-4- плавно опустить в стороны, вниз, громко на выдохе произнести: «у-х-х»

После полного выдоха задержать дыхание на 4-5 сек. Повторить 6-8 раз.

1-2- поднять руки через стороны вверх, ладони наружу, прогнуться (вдох)

3-4- медленно опустить руки через стороны вниз (выдох).

На выдохе протяжно произнести: «б-р-р-у». повторить 4-5- раз.

1- локти развести в стороны, прогнуться (вдох)

2-3- наклон вперёд, спина прямая (выдох)

На выдохе громко произносить: «у-х-х». Повторить 5-6- раз.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

2- наклон туловища влево (выдох)

На выдохе произносить: «п-ф-ф-ф». Повторить 8 раз.

И.п. – основная стойка, руки на пояс. Подскоки вверх (в прыжке ноги врозь). Темп средний. Дыхание произвольное через нос. Сделать 30-40 раз.

Ходьба на месте в быстром темпе – 30 сек.

Ходьба в медленном темпе – 1 мин.

3-6- руки через стороны вниз (выдох).

На протяжении всего выдоха произносить: «ж-у-у-у» — 30 сек.

1- руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох)

2-3-4- руки опустить вниз, ногу приставить (выдох)

На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.

2-3- наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох)

На выдохе произносить: «з-з-з». повторить 3-4 раза.

И.п. – стойка ноги врозь, палка вверху.

1- вдох – наклон влево – выдох. На выдохе: «у-х-х-х»

3- наклон вправо – выдох. На выдохе: «у-х-х-х»

Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох

На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4- раза.

И.п. – лёжа на спине, руки вверх.

1- вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) –выдох

Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4- раза.

1- подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох.

На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». повторить4-5- раз.

1- руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох

2- медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить8-10 раз.

Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос 1,5 мин.

Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос 1 мин.

И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки вниз

1- руки в стороны, прогнуться – вдох

2-3- медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох

Выдох медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».

Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 сек.

1-2- медленно руки через стороны вверх – вдох

3-4- руки вниз, продолжительный выдох с произнесением: «ш-ш-ш».

И.п. – стойка ноги врозь, кисти на грудной клетке, пальцы вперёд.

1-2- отвести локти назад – вдох

3-4- наклон вперёд со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистей рук на рёбра с произнесением: «о-о-о»

И.п. – стойка ноги врозь пошире, кисти в замок.

2-3- наклон, кисти пронести между колен – выдох с произнесением: «у-ух».

1- правую руку в сторону назад с поворотом туловища вправо – вдох

2- вернуться в и.п. – продолжительный выдох.

И.п. – лёжа на спине, кисть одной руки на груди, другой руки на животе.

1- вдох – грудная клетка и передняя стенка живота приподнимается

2-3-4- удлинённый выдох, кисти слегка нажимают на грудь и живот

1- голову поднять, спину прогнуть в пояснице – вдох

2-3- голову опустить, спину выгнуть дугой вверх – продолжительный выдох с произнесением: « ф-р-р-р»

И.п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы

1- расслабить, уронить вдоль туловища правую руку

2- расслабить, уронить вдоль туловища левую руку

1- расслабить и уронить правую руку

2- расслабить и уронить левую руку

3- наклон головы – расслабить мышцы шеи

2- расслабить и уронить кисти

3- расслабить и уронить плечи

4- слегка поболтать руками

5- наклон головы, расслабить мышцы шеи

6- приподнять и встряхнуть правую ногу

7- приподнять и встряхнуть левую ногу

Упражнения, особо необходимые при данной патологии.

И.п. – ребёнок сидит на бёдрах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребёнка руками под бёдрами.

1- ребёнок наклоняется назад в вис – вдох

И.п. – ребёнок в упоре лёжа, помощник держит ребёнка за голеностопы. Ребёнок выполняет движение вперёд на руках.

Лечебная гимнастика не может заменить курс специального лечения, её задача только дополнить это лечение. Такая гимнастика может сыграть важную роль как средство, помогающее закрепить результат лечения после специального курса. Гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика даёт положительный результат, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, их формы постепенно расширять. Так, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.

Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.

Конечной целью ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей является приспособление ребёнка к обычному, повседневному уровню физической нагрузки, расширение функциональных возможностей всего организма в целом.

Болотовский Г.В. Бронхиальная астма. Формула успеха: врач плюс больной. – СПб.: «Невский проспект», 2004.

Каменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии. – СПб.: «Весь», 2 004.

Хогсед Н., Казенс Дж.С. Как победить астму. – М.: «Гранд», 1998.

Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Л.: Лениздат, 1990

Адо В.А., Горячкина Л.А. Бронхиальная астма: профилактика. – М.: «Знание», 1976.

Справочник по детской лечебной физкультуре. Под редакцией М.И. Фонарёва. – Л.: «Медицина», 1983

учебник «Лечебная физическая культура». Под ред. В.И. Дубровского. – М.: «Владос», 2004.

Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой. – М.: «Медицина», 1974.

Райес Э., Мозер К., Баллок П., Лимберг Т.,Майерс Р., Дамброн Д.С., Шелдон Дж. Одышка. – СПб.: «Бином М», 1998.

Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. – М-СПб.: «Сова», 2005.

Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: «Метафора», 2004.

Лобанова О.В. Правильное дыхание. СПб.: «Невский проспект», 2005.

источник