Меню Рубрики

Цели и задачи школы здоровья для больных бронхиальной астмы

Название Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
страница 1/6
Тип Учебно-методическое пособие

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мурманский областной центр повышения

квалификации специалистов здравоохранения»
Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи Школы, учебно-тематический план, содержание занятий, даются рекомендации пациентам, предлагаются задания для контроля знаний слушателей школы.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Цели и задачи Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

2.2. Учебно-тематический план.

2.3. Содержание учебного материала.

  1. Список литературы.
  2. Приложения:

4.1. Строение дыхательной системы.

4.2. Изменения бронхов при бронхиальной астме.

4.4. Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

4.5. Виды упражнений дыхательной гимнастики по Бутейко.

4.6. Памятка для пациента, страдающего бронхиальной астмой.

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целью Школ является повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами рекомендаций, формирование партнерских отношений с медицинскими работниками в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении Школ здоровья у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Основной целью Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль над течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Слушатели Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Для чего нужна школа

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы и предотвращать его.
  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.
  • Объяснить назначение ингаляторов и правила их использования.
  • Помочь пациенту точно выполнять рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Что должен знать пациент школы:

  • бронхиальная астма, причины развития, клинические проявления;
  • методы исследования;
  • факторы риска и методы профилактики;
  • методы самоконтроля;
  • принципы лечения.

Что должен уметь слушатель школы:

  • проводить ингаляционное введение лекарственных средств с помощью индивидуального баллончика-ингалятора, небулайзера;
  • оказывать первую помощь при ухудшении состояния;
  • проводить пикфлоуметрию;
  • оценивать состояние по системе «цветных зон».

Посещение занятий добровольное, группы смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Для успешных занятий количество слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек. Контроль над посещаемостью занятий осуществляется преподавателем.
Организация учебных занятий.

Программа обучения состоит из 5 обязательных занятий. Занятия проводятся – 2-3 раза в неделю в будние дни, в вечернее время. Продолжительность занятия 90 минут. Учебные занятия проводятся в виде лекционных и практических занятий. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Практические занятия проводится после теоретических, главным содержанием которых является практическая работа каждого слушателя (решение проблемных ситуаций, отработка практических навыков).
Контроль.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и слушателей, в ходе которых выявляются усвоение материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний слушателей. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и слушателем, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения материала. Он позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности слушателей.
Условия обучения.

Занятия должны проходить в учебном кабинете с использованием учебно-методической документации, комплектом изделий медицинского назначения и муляжей; наглядных пособий; мультимедийного проектора; компьютера и т.д.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цикл «Организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой»
Категория слушателей: Пациенты с бронхиальной астмой, добровольные слушатели.
Объем часов: 10 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п Наименование тем Всего часов Количество часов
Теория Практика
1. Знакомство с недугом. 1 1
2. Состояние под контролем. 3 1 2
3. Методы и способы диагностики. 1 1
4. Поговорим о лечении. 3 1 2
5. Улучшение качества жизни пациента. 2 2
Наименование тем Содержание
Занятие 1.

Знакомство с недугом.

Теория. Как устроена дыхательная система? Что такое бронхиальная астма? Причины развития заболевания. Триггеры.
Занятие 2.

Состояние под контролем.

Теория. Основные признаки удушья при бронхиальной астме. Контроль над заболеванием. Оказание помощи при приступе бронхиальной астмы.
Практика: Методика самоконтроля заболевания с помощью пикфлоуметра. Обучение ведению дневника самоконтроля. Схема разграничения зон контроля. Обучение правилам поведения при возникшем приступе удушья (ухудшении состояния) при бронхиальной астме.
Занятие 3.

Методы и способы диагностики.

Теория: Методы исследования:

— исследование функции внешнего дыхания,

— прочие методы исследования.

Занятие 4.

Теория: Основные принципы лечения бронхиальной астмы. Группы препаратов, используемые для лечения заболевания. Виды и правила пользования ингалятором.
Практика: Знакомство пациентов с различными видами лекарственной доставки. Правила использования дозированного ингалятора, спейсера, небулайзера.
Занятие 5.

Улучшение качества жизни пациента.

Теория: Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии и меры профилактики заболевания:

— что такое дыхательная гимнастика, галотерапия, климатотерапия, гипоаллергенная диета;

— нужна ли профилактика вирусной инфекции;

— боремся с вредными привычками.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1 (теория).

Тема: Знакомство с недугом.
Цель занятия: сформировать представление о заболевании, причинах развития бронхиальной астмы.

1. Как устроена дыхательная система?

2. Что такое бронхиальная астма?

3. Причины развития заболевания.

1. Как устроена дыхательная система? (Приложение №1)

Воздух, который мы вдыхаем, сначала проходит в легкие через трахею – широкую трубку, которая начинается сразу за голосовыми связками. От трахеи отходят два главных бронха – в левое и правое легкое. Главные бронхи затем разветвляются, как ветви на дереве, а диаметр их просвета становится все меньше по мере ветвления. Бронхи с наименьшим диаметром просвета оканчиваются гроздями мешочков – альвеолами, густо оплетенными сетью кровеносных сосудов. При вдохе в альвеолы поступает атмосферный воздух, а при выдохе из альвеол удаляется воздух, насыщенный углекислым газом.

Частота дыхания — количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя частота дыхания в покое от 15 до 18 циклов в минуту. При определенных условиях частота дыхания может изменяться.

Во время вдоха происходит расширение грудной клетки, и воздух устремляется по бронхиальному дереву в легкие. Во время выдоха грудная клетка сжимается, воздух выходит наружу. Сжатие и расширение грудной клетки происходит в результате работы дыхательной мускулатуры.

По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:

— грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), чаще наблюдается у женщин;

— брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы), чаще наблюдается у мужчин.

Различают верхние и нижние дыхательные пути. Система верхних дыхательных путей состоит из полости носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, иногда её относят к верхним дыхательным путям, трахеи, бронхов лёгких.

Размеры бронхов отличаются между собой. Так, правый короче и шире левого, его длина – от 2 до 3 см, длина левого бронха – 4-6 см. Также размеры бронхов различаются по половому признаку: у женщин они короче, чем у мужчин. Строение бронхов отличается в зависимости от их порядка. По мере уменьшения диаметра бронха их оболочка становится более мягкой, теряя хрящеватость. Однако есть и общие черты. Выделяют три оболочки, образующие бронхиальные стенки:

— Слизистая — покрыта реснитчатым эпителием, расположенного в несколько рядов. Кроме того, в ее составе обнаружены несколько разновидностей клеток, каждая из которых выполняет свои функции. Бокаловидные образуют слизистый секрет, нейроэндокринные секретируют серотонин, промежуточные и базальные принимают участие в восстановлении слизистой оболочки;

— Фиброзно-мышечная хрящевая. В основе ее строения – незамкнутые гиалиновые хрящевые кольца, скрепленные между собой слоем фиброзной ткани;

— Адвентициальная, оболочка, образованная соединительной тканью, имеющей рыхлое и неоформленное строение.

Основная функция бронхов заключается в транспорте кислорода от трахеи до альвеол легких. Другая функция бронхов, за счет наличия у них ресничек и способности образовывать слизь, является защитной. Кроме того, они ответственны за формирование кашлевого рефлекса, который помогает устранить частицы пыли и иные инородные тела.
2. Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки , которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья .

При этом развивается: (Приложение №2)

— спазм гладкой мускулатуры бронхов;

— отек слизистого слоя бронхов;

— выработка повышенного количества густой, вязкой слизи.

Все эти изменения приводят к тому, что просвет бронхов сужается, и воздух не достигает альвеол. Поэтому больной чувствует затрудненное дыхание или удушье (если просвет сужен значительно). Обычно мы не замечаем, как дышим. При приступе астмы создается препятствие прохождению воздушного потока. Это результат сужения просвета бронхов, который сопровождается свистами, хрипами, писком в груди. Из-за того, что мокрота становится вязкой и трудноотделимой, а также из-за возникшего спазма и отека бронхов, мокрота плохо откашливается. Это состояние называется приступом бронхиальной астмы.

В отличие от других хронических заболеваний дыхательных путей, изменения бронхов при астме носят обратимый характер. В период между приступами человек в большинстве случаев чувствует себя абсолютно здоровым, никаких симптомов заболевания может и не быть. Однако слизистая оболочка бронхов у таких людей имеет гиперчувствительность к ряду провоцирующих факторов, у каждого они свои.
3. Причины развития заболевания можно разделить на те, которые обуславливают развитие заболевания (внутренние факторы), и те, которые провоцируют появление симптомов (преимущественно внешние). Некоторые факторы относятся к обеим группам.

К внутренним факторам относят генетические (гены, предрасполагающие к развитию атопии и бронхиальной гиперреактивности), ожирение.

К внешним факторам, в первую очередь, относят неинфекционные аллергены: ингаляционные (бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, продукты химического производства, частицы тел насекомых); пероральные (пищевые продукты, пищевые добавки); парентеральные (лекарственные средства, сыворотки, вакцины, яд перепончатокрылых насекомых). К провоцирующим факторам также относят респираторные инфекции (особенно вирусные), активное и пассивное курение, загрязнение воздуха поллютантами, паразитарные инфекции, физическое усилие, особенности питания. Механизмы влияния внешних и внутренних факторов на развитие и проявления БА являются сложными и взаимозависимыми. Кроме того, появляются данные о том, что особенности развития в первые годы жизни ребенка – также являются важными факторами, влияющими на риск развития БА у генетически предрасположенных лиц.

Триггеры – это пусковые факторы, которые вызывают обострение БА, провоцируют возникновение обструкции дыхательных путей.

К специфическим триггерам относится аллергическая реакция.

К неспецифическим относятся: физическая нагрузка, атмосферное загрязнение, респираторные вирусные инфекции, резкие запахи, метеорологические факторы, сигаретный дым, эмоциональное напряжение, сильный ветер и т.д.

1. Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей.
ЗАНЯТИЕ 2 (теория).

источник

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ

1.1. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой (далее — Школа) создается как

структурное подразделение на базе амбулаторно- поликлинического учреждения.

1.2. Руководитель школы – врач – пульмонолог осуществляет руководство

работой Школы, проводит занятия для больных.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности

руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет ГУЗ «УОКЦПП».

2.1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения

бронхиальной астмы сегодня.

2.2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность

2.3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении

2.4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

2.5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

2.6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

3. Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой.

3.1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

3.2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

3.3 Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

3.4 Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

3.5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния

3.6. Убедить в необходимости бросить курить.

3.7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

3.8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

4. Основная деятельность Школы.

4.1. Обучение больных с бронхиальной астмой по основным программам.

4.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с бронхиальной

астмой, обучающихся в Школе.

4.3. Анализ эффективности обучения больных с бронхиальной астмой.

4.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ, обмен опытом работы с целью ее

5. Стандарт оснащения Школы.

5.2. Столы без тумбочек — 5 шт.

5.3. Кресло для обучающего специалиста – 1 шт.

5.7. Шкаф для размещения наглядных пособий – 1 шт.

5.11. Сантиметровая лента – 1 шт.

5.12. Комплекты структурированных программ обучения по темам – 3 шт.

5.13. Демонстрационное оборудование – 1 шт.

5.14. Копировальный аппарат – 1 шт.

5.15. Компьютер с принтером – 1 шт.

5.16. Комплект систем ингаляционной доставки лекарств – 2 шт.

5.17. Комплект оборудования для длительной кислородотерапии на дому – 1 шт.

5.19. Прибор для измерения окиси углерода выдыхаемого воздуха – 1 шт.

5.20. Прибор для измерения окиси азота выдыхаемого воздуха. – 1 шт.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ

Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.

Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает

информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений

и практических навыков у пациентов.

Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов,

имеющих близкие уровни дыхательной недостаточности, уровень риска.

Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности

организации включение дополнительных тем.

1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

тактике оказания помощи при бронхиальной астме.

2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

3. Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

4. Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния

6. Убедить в необходимости бросить курить.

7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения

бронхиальной астмы сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении

4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

«__23__»__марта _____2015 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мурманский областной центр повышения

квалификации специалистов здравоохранения»
Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи Школы, учебно-тематический план, содержание занятий, даются рекомендации пациентам, предлагаются задания для контроля знаний слушателей школы.
СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Цели и задачи Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

2.2. Учебно-тематический план.

2.3. Содержание учебного материала.

4.1. Строение дыхательной системы.

4.2. Изменения бронхов при бронхиальной астме.

4.4. Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

4.5. Виды упражнений дыхательной гимнастики по Бутейко.

4.6. Памятка для пациента, страдающего бронхиальной астмой.

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целью Школ является повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами рекомендаций, формирование партнерских отношений с медицинскими работниками в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении Школ здоровья у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Основной целью Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль над течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Слушатели Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Для чего нужна школа

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы и предотвращать его.
  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.
  • Объяснить назначение ингаляторов и правила их использования.
  • Помочь пациенту точно выполнять рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Что должен знать пациент школы:

  • бронхиальная астма, причины развития, клинические проявления;
  • методы исследования;
  • факторы риска и методы профилактики;
  • методы самоконтроля;
  • принципы лечения.

Что должен уметь слушатель школы:

  • проводить ингаляционное введение лекарственных средств с помощью индивидуального баллончика-ингалятора, небулайзера;
  • оказывать первую помощь при ухудшении состояния;
  • проводить пикфлоуметрию;
  • оценивать состояние по системе «цветных зон».

Посещение занятий добровольное, группы смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Для успешных занятий количество слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек. Контроль над посещаемостью занятий осуществляется преподавателем.
Организация учебных занятий.

Программа обучения состоит из 5 обязательных занятий. Занятия проводятся – 2-3 раза в неделю в будние дни, в вечернее время. Продолжительность занятия 90 минут. Учебные занятия проводятся в виде лекционных и практических занятий. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Практические занятия проводится после теоретических, главным содержанием которых является практическая работа каждого слушателя (решение проблемных ситуаций, отработка практических навыков).
Контроль.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и слушателей, в ходе которых выявляются усвоение материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний слушателей. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и слушателем, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения материала. Он позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности слушателей.
Условия обучения.

Занятия должны проходить в учебном кабинете с использованием учебно-методической документации, комплектом изделий медицинского назначения и муляжей; наглядных пособий; мультимедийного проектора; компьютера и т.д.

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Читайте также:  При астме алтайские травы