На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.
Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.
Краткое содержание статьи
Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.
Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.
Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.
Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.
ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.
Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.
Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.
Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.
Самые важнейшие задачи школ здоровья:
- профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
- умение больных определять степень тяжести заболевания;
- получение информации о первых симптомах астматического удушья;
- научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
- информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
- информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.
Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.
ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.
Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.
Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.
Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.
Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.
Название занятия | Темы для изучения |
---|---|
Знакомство с Бронхиальной астмой | Что такое БА. Причины появления болезни. Факторы риска возникновения БА. |
Удушье. Что нужно знать об этом | Причины развития приступа. Алгоритм действий во время удушья. Как предупредить приступ? |
Ингаляционное лечение | Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером? Лекарства для ингаляций. |
Немедикаментозная терапия БА | Спелеотерапия и галотерапия. Дыхательная гимнастика. Виды и техники массажа. Лечебная физкультура. Закаливание. |
Пикфлоуметрия | Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни. Как пользоваться пикфлоуметром? Ведение графика пикфлоуметрии. Оценка результатов. |
ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.
Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.
Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:
- как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
- эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
- принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
- роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.
Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.
Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.
источник
Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?
Определение бронхиальной астмы.
Бронхиальная астма – хроническое воспаление.
Строение дыхательных путей.
Что происходит при приступе бронхиальной астмы?
Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.
Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».
На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.
Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.
Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.
о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.
о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
об аллергических причинах бронхиальной астмы.
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды: химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиальная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.
Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве корма для рыб. Среди факторов, способствующих росту числа аллергических заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.
Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.
Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.
Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):
В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
Необходимо проводить влажную уборку не реже 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».
Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.
Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.
Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.
источник
Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.
Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.
Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.
Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.
Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.
Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.
В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.
Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.
Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:
- Профилактика прогрессирования заболевания.
- Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
- Предоставление информации о сути БА.
- Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.
Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.
Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.
В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.
В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.
Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.
Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.
Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.
Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.
Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.
Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:
Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.
Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.
Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.
Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.
Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.
источник
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
источник
Прием III
Прием III
Прием YII
Прием YIII
Прием XII
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ п/п | Тема занятий | Ф.И.О. лектора |
1. | Что такое бронхиальная астма? | |
2. | Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма | |
3. | Неаллергические причины бронхиальной астмы. | |
4. | Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. | |
5. | Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме. | |
6. | Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. | |
7. | Лечение и профилактика вирусной инфекции. | |
9. | Питание при бронхиальной астме. | |
10. | Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы. | |
11. | Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание. | |
12. | Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы. Что такое бронхиальная астма? План занятия:
Реквизит: плакаты «Внешнее и внутреннее строение дыхательных путей», «Бронхи вне и в присутствии астмы», издания книг, газет, журналов и т.т. для больных астмой.
Как возникла идея организовать астма-школу? В экономически развитых странах Запада (США, Германия, Англия, Швеция и т.д.) образование больных играет важную роль в лечении больных астмой. Специальные организации (Национальная кампания по лечению астмы в Англии, Фонд астмы и аллергии США, Фонд астмы в Новой Зеландии и т.д.) организуют астма-школы, выпускают газеты, журналы для больных астмой, распространяют брошюры, буклеты для больных. Во многих странах работает телефон астма-помощь. В Германии помимо астма-клубов и астма-школ большое распространение получили группы самоподдержки – собрания больных без участия врача. Созданы специальные учебники по самоконтролю и самоведению бронхиальной астмы. Для детей больных бронхиальной астмой создаются учебные мультфильмы, для взрослых видеофильмы. Таким образом во всем мире врач и больной астмой стали партнерами: при этом больной обладает обширными знаниями о своей болезни. В нашей стране сделаны первые шаги по организации образования больных. Легочной Фонд в 1992 году организовал 4 астма-клуба в Москве., с 1993 г. в Москве работают 5 астма-школ. Также в Москве открыт телефон Астма-помощь, по которому может позвонить любой больной бронхиальной астмой и посоветоваться по поводу своей болезни с врачом.
А. Внешнее строение бронхолегочной системы 1) Связь трахеи, бронхов, легких. 2) Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева. 3) Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.
Б. Внутреннее строение бронхов.
Вопросы к теме:
Внимание! 1. Не забывайте по ходу рассказа задавать вопросы и отвечать на вопросы аудитории. Чем раньше ваш рассказ начнет прерываться вопросами больных, тем более успешно пройдет занятие.
Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. План занятия:
Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля., варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии. На втором занятии группа будет более активна. Ваша главная задача – добиться, чтобы в занятии участвовал каждый пациент. Это можно сделать следующими способами:
Конечно, нельзя выполнить все эти задачи за одно занятие. Но за 3-4 занятия вы сможете это сделать.
Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии.
Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии. Больные или знают или слышали об этом методе. Всегда важно рассказать о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, уровень ИгЕ в крови, стадия заболевания, возраст больного и т.д. Существует целая группа лекарственных препаратов, созданных для лечения аллергии. На 2-м занятии мы не рассказываем больным подробно о них, только перечисляем: интал, тайлед, дитэк, глюкокортикоиды в 2-х формах – ингаляционные (например, ингакорт, бекотид) и таблетированные (полькортолон, триамсинолон). Подробный рассказ об этих препаратах – на наших следующих занятиях. Вопросы к теме:
Неаллергические причины бронхиальной астмы. План занятия:
Реквизит: Ультразвуковой ингалятор типа «Дисоник»
Крайне важным является психоэмоциональное состояние больного астмой. Известно, что стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Не случайно до возникновения теории о воспалительной природе бронхиальной астмы ее называли «болезнью мозга». Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься спортом, обливаться холодной водой. Но существует ряд больных, которым нужно индивидуально и конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу. Если в астма-школе параллельно с врачом работает психолог, это значительно облегчает работу. В любом случае желательно иметь координаты психотерапевта, к которому можно направлять пациентов. Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холодный воздух, мы рекомендуем за 20-30 мин. сделать ингаляцию бронходилятора в сочетании с инталом. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Обсудите с больными, можно ли при бронхиальной астме заниматься спортом. Особенно это важно, если в группе много молодых больных. Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни может способствовать улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плавание. Как правило, в группе мало больных с аспириновой формой бронхиальной астмы, поэтому мы коротко остановимся на том, какие лекарственные препараты запрещены к использованию среди этой группы больных и какой они должны придерживаться диеты. Частым «виновником» приступа удушья является инфекция. Иногда это единственная причина болезни. Среди группы больных всегда есть астматики, которые страдают изолированной инфекционнозависимой формой бронхиальной астмы. Расспросите, каковы основные симптомы и как они лечатся при обострении заболевания. Обычно мы рассказываем больным, что при инфекционной форме астмы в бронхах присутствуют 2 вида воспаления бронхиального дерева – аллергическое и инфекционное, поэтому для лечения необходимо использовать как базисные противовоспалительные препараты (хромогликат натрия и его производные и (или) глюкокортикоиды) так и антибактериальные средства. Инфекционное воспаление может быть вызвано бактериями или вирусами (подробно речь об этом идет в занятии «Лечение и профилактика вирусной инфекции). Важно упомянуть, что больной сам может распознать присоединение бактериальной инфекции по изменению цвета мокроты на желтый или зеленый (в сочетании с другими симптомами инфекционного заболевания). Как правило, в этой ситуации нужно обратиться к помощи врача для назначения антибактериальных препаратов. Напомните схему приступа – спазм, отек, гиперсекреция мокроты. При обострении инфекционнозависимой формы бронхиальной астмы, практически всегда сопровождающейся хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, важное значение приобретает эвакуация мокроты из бронхиального дерева. Для этого существуют методы дыхательной гимнастики, физические упражнения и дренажные положения, с которыми больные знакомятся на следующих занятиях. Также очень важно, чтобы больные освоили технику ингаляций с помощью ультразвукового ингалятора. Для этого на занятии мы демонстрируем ингалятор «Дисоник», показываем как он работает и как правильно делать ингаляции. Перед ингаляцией желательно сделать вдох бронхоингалятора. Затем, через 15-20 минут следует ингаляция отхаркивающего раствора. Им может быть физиологический раствор, минеральная вода типа «Боржоми», 2-3% раствор соды (на стакан воды 1 чайная ложка соды). У больных, у которых есть опыт приемы иодсодержащих средств – солутана, микстуры содержащей КУ, можно рекомендовать добавить в физиологический раствор солутан (на объем «Дисоника» 3 капли). Через ультразвуковой ингалятор можно ингалировать любые отхаркивающие травы. Однако нужно помнить о возможности возникновения бронхоспазма. Ингаляционные препараты типа мукосольвина и лазольвана, широко применяемые у больных муковисцидозом и хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, у больных астмой применяются с осторожностью из-за возникновения реакций гиперчувствительности на эти препараты. После откашливания, при наличии гнойной мокроты через «Диссоник» можно ингалировать антисептические растворы – диоксидина или фурагина (диоксидин из расчета 10 мл диоксидина на 50 мл физиологического раствора; фурагин стандартный официальный р-р). Для эвакуации мокроты из бронхиального дерева широко используются пероральные препараты – бромгексин, мукалтин, настои и микстуры трав. Цель этого занятия – больные должны понять важность эвакуации мокроты из бронхиального дерева и освоить технику ингаляций. Вопросы к теме:
Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. План занятия:
Реквизит: ингаляторы, содержащие бронходилятирующие препараты, кортикостероидные гормоны, холинолитики; спейсер, пикфлоуметр.
Основные побочные действия бронходилятаторов – тахикардия, мышечный тремор, психомотороное возбуждение – больше выражены у симпатомиметиков 1-го поколения: изадрина (новодрина), алупента. При появлении таких эффектов желательно снизить используемую дозу или поменять дозированный аэрозоль. Побочное действие атровента и тровентола, связанное с их атропиноподобным действием, встречается редко. При применении ингаляционных глюкокортикоидов, с цель предотвращения кандидоза слизистых мы рекомендуем больным полоскать рот и горло содовым раствором или просто водой после применения аэрозоля, а также по возможности применять аэрозоль после еды и пользоваться спейсером.
Во время астма-школы желательно, чтобы больные потренировались в использовании спейсеров. Вопросы к теме:
Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме. План занятия:
Реквизит: спинхалер, интал в капсулах и в аэрозоле, тайлед, дозированный аэрозоль дитэк.
Методика использования спинхалера:
В настоящее время интал также доступен в виде дозированного аэрозоля. Дитэк (0,5 фенотерола гидробромида + 1.00 динатрия хромогликата) – комбинированный препарат. Он обладает одновременно бронхолитическим и противовоспалительным действием за счет комбинации бронходилятатора и динатрия хромогликата. В нем содержится ¼ ингаляционной дозы беротека и ½ ингаляционной дозы динатрия хромогликата в виде дозированной аэрозоли. При применении дитэка предварительного приема бронходилятатора не требуется. Препарат используется одновременно как для купирования приступа удушья, так и для профилактического лечения. Он обладает высокой активностью при атопической астме, астме физического усилия. Рекомендуемые дозы – 2 вдоха 4 раза в день. За счет низкого содержания фенотерола у препарата отмечается меньше побочных действий, чем при применении беротека. Тайлед (недокромил натрия) – препарат близкий по структуре к динатрию хромогликату, но обладающий более высокой противовоспалительной активностью. Выпускается в форме аэрозоля. Высокоэффективен пир атопической астме, в том числе и в тех случаях, когда эффективность интала оказывается низкой. Рекомендуемые дозы – 2 вдоха 4 раза в сутки (возможно в сочетании с предварительным вдыханием бронходилататора). Если на фоне лечения наступает стойкая ремиссия, возможно снижение вдыхаемой дозы до 2-х раз 2 раза в сутки. Желательно продемонстрировать больным все лекарства, о которых рассказывается на занятии и отработать технику пользования спинхалером. Вопросы к теме:
Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. План занятия:
Занятие, посвященное глюкокортикостероидам является наиболее трудным во всем курсе астма-школы. Всегда возникает много вопросов по обсуждаемой теме у больных, и это понятно, т.к. даже слово гормоны порождает страх у пациентов бронхиальной астмой. Поэтому, начиная занятие по терапии бронхиальной астмы стероидами, напомните больным, что в основе терапии бронхиальной астмы лежит воспаление. Используйте плакат 1-го занятия. Еще раз покажите, что происходит с бронхами во время приступов удушья. В основе бронхиальной астмы лежит сужение бронхов вследствие спазма, отека и отделения слизи. Наконец, напомните, что долгосрочный прогноз при бронхиальной астме в целом благоприятный, поскольку это заболевание как таковое не ведет к развитию эмфиземы легких или хронической деструкции легочной ткани. Поэтому, глюкокортикостероиды являются важным средством лечения бронхиальной астмы, так как обладают мощным противовоспалительным эффектом. В настоящее время рекомендуют использовать ГКС ингаляционно уже на ранних стадиях заболевания, т.к. на поздних стадиях несмотря на высокие дозы препаратов иногда не удается достичь желаемого эффекта. Причиной этому является гипертрофия стенки бронхов на более поздних стадиях течения бронхиальной астмы. Следовательно, целью лечения является предупреждение развития этих процессов путем длительного и эффективного снижения интенсивности воспаления в бронхах. Страх перед приемом стероидных препаратов связан с тем, что длительное применение системных стероидов чревато серьезными осложнениями. Однако, в некоторых случаях бронхиальной астмы состояние может быть настолько тяжелым, что у врача не остается другого выхода кроме как начать терапию стероидными препаратами. Причем важно заметить, что тяжесть состояния определяет не пациент, а лечащий врач. При обострении бронхиальной астмы, курс приема системных стероидов не должен превышать 7-10 дней при постоянном уменьшении дозы. В первые 2-3 дня принимается максимальная доза препарата, что дает возможность уже с 3-4 дня сокращать дозировку. Обычно этого курса бывает вполне достаточно. После непродолжительного курса лечения стероидами в виде таблеток, необходимо продолжить применение стероидов в виде аэрозоля. Последний воздействует на стенки бронхов, не проникая в кровоток. На занятии покажите больным ингаляционные стероидные препараты: бекотид, бекломет, ингакорт. Объясните, что эти препараты не купируют приступ удушья как ингаляционный симпатомиметик (беротек). Еще раз обратите внимание аудитории, что ингаляционные стероиды можно применять как для купирования обострения так и в качестве профилактического средства. Сочетание ингаляционного стероидного препарата и симпатомиметика является идеальным для большинства больных бронхиальной астмой. Отдельно разберите вопрос о назначении в/в гормональных препаратов, т.к. многие больные ошибочно думают, что назначение этих форм наиболее безопасно. Не рекомендуйте больным использование пролонгированных стероидных препаратов. Если в группе есть больные, постоянно принимающие пероральные стероиды, но не использующие ингаляционные препараты, назначьте им индивидуальную консультацию и постарайтесь решить вопрос о дозировке. Учитывая большой объем информации, желательно вместо одного занятия по этой теме провести два. На первом занятии основной упор сделайте на механизме действия стероидов, а на втором – на базисной противоастматической терапии ингаляционными стероидами. Вопросы по теме:
Лечение и профилактика вирусной инфекции. План занятия:
Реквизит: ультразвуковой ингалятор «Дисоник», ампициллин, эритромицин в таблетках, оксолиновая мазь, марлевая маска.
Техника баночного массажа:
Если больной астмой демонстрирует клинику вирусной инфекции, ему на период болезни следует увеличить дозу принимаемых противовоспалительных противоастматических препаратов. Например, если в качестве поддерживающей терапии больной дышит ингакортом 2 вдоха 2 раза в день, то при присоединении вирусной инфекции дозу следует увеличить на 1-2 вдоха в день. При вирусной инфекции важно, чтобы больной пил много теплой жидкости (если нет противопоказаний к нагрузке жидкостью) в сочетании с аскорбиновой кислотой (если нет язвенной болезни желудка). Если больной удовлетворительно переносит температуру, прием антипиретиков требуется при температуре выше 38С. При более высокой температуре больные могут принимать парацетамол, ацетилсалициловую кислоту, анальгин. Важно напомнить, что при аспириновой форме бронхиальной астмы все эти препараты запрещены.
Вопросы к теме:
План занятия:
Социальные условия в нашей стране не всегда позволяют выполнять эти правила. Но часть из них доступна любому больному. Больным с другими формами бронхиальной астмы не нужно придерживаться столь строгих правил, но следует помнить, что домашняя пыль в большом количестве может выступить в качестве неспецифического раздражителя, поэтому квартира, в которой живет больной астмой, должна быть тщательно убрана. 3. Если ночные приступы удушья связаны с вдыханием аллергена, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы избежать с ним контакта. Также перед сном мы рекомендуем вдохнуть интал, дитэк и (или) ингаляционный глюкокортикоид, в зависимости от базисной терапии, при необходимости в сочетании с симпатомиметиком. Также высокоэффективными оказались препараты пролонгированного теофиллина – теотард, теодур, теопэк, эуфиллин-ретард и т.д. Эти препараты поддерживают постоянную концентрацию теофиллина в крови в течение 12 часов. При назначении 200-300 мг на ночь в ряде случаев удается избежать возникновения ночных приступов. Для того, чтобы уменьшить побочные эффекты (головокружение, головная боль, возбуждение, боли в желудке) мы обычно начинаем с ½ таблетки (100-150 мг), постепенно ее увеличивая до привычной. Для профилактики ночных приступов также может быть использован отечественный препарат сальтос (симпатомиметик длительного действия) в таблетках и порошках для ингаляций. Больные, откашливающие большое количество мокроты, перед сном должны проводить туалет дыхательных путей, то есть ингалировать отхаркивающие препараты с последующим откашливанием (см. занятие №3), принимать дренажные положения. 4. У больного, страдающего ночными приступами удушья, на столике около кровати должен стоять термос с горячей водой или настоем отхаркивающих трав. Горячее питание в сочетании с отхаркивающими препаратами (например, мукалтином) часто позволяет купировать приступ удушья. Больные, занимающиеся закаливанием, иногда купируют приступ удушья, обливаясь холодной водой. При более тяжелом приступе нужно вдохнуть симпатомиметик (можно 2-3 раза). Больной должен встать, опираясь руками на стул, стол, стену и т.д., дыхание должно быть поверхностным с удлиненным выдыхом. Желательно провести пикфлоуметрию, чтобы были объективные данные о тяжести приступа. Родственники могут провести баночный массаж. Если приступ не купируется, нужно вызвать скорую помощь. При тяжелом приступе, когда у больного есть соответствующие врачебные рекомендации, возможно самостоятельно принять таблетированные глюкокортикоиды и вызвать скорую помощь. Вопросы к теме:
План занятия:
В начале занятия мы даем понятие пищевой аллергии. Пищевая аллергия – это различные виды аллергических реакций на тот или иной продукт или сочетание нескольких продуктов. Итак, какие же существуют виды аллергических реакций на пищевые продукты? Задайте этот вопрос больным, начните диалог сразу. Обязательно в конце дискуссии подчеркните, что пищевая аллергия многообразна своими проявлениями: крапивница, отек Квинке, мигрень, бронхиальная астма и др. Обсудив с больными многообразие проявлений пищевой аллергии, можно и даже нужно коснуться механизмов возникновения реакции на тот или иной пищевой продукт. Мы разбираем с нашими пациентами истинные и псевдоаллергические реакции. Вопросу истинной аллергии посвящается несколько слов, т.к. у взрослых подобные реакции практически не возникают, а развиваются, как правило, в раннем детстве. Гораздо подробнее разбирается механизм псевдоаллергии, при котором ведущее место имеет поражение желудочно-кишечного тракта: дисбактериоз, хронический гастрит, хронический холицистит и др., состояние нервной системы, эмоционального фона. При этом нужно обязательно сказать о суммарном эффекте, под которым подразумевается одновременное поступление в организм нескольких пищевых аллергенов. Количество каждого из них недостаточно для того, чтобы вызвать реакцию, а суммация их действия приводит к выраженным клиническим проявлениям. Не забудьте сказать, употребление алкоголя способствует увеличению всасывания аллергенов и проявлению аллергических реакций. Важно подчеркнуть, что все острые приправы и некоторые овощи (редис, лук) могут действовать не как аллергены, а как химические раздражители, усиливая проявления аллергических реакций. Тяжесть проявления этих реакций зависит не только от количества пищевых продуктов, но и кулинарной обработки, т.к. многие продукты теряют антигенность при кипячении и варке (молоко, яйцо, овощи, фрукты). Далее переходим к вопросу о питании больных бронхиальной астмой. Итак, диета должна быть гипоаллергенной и исключить различные неспецифические раздражители. Следует еще раз оговорить, что при бронхиальной астме нежелательно употреблять в пищу большое количество молока, яиц, крабов, орехов. Перца, горчицы и другие приправы. Особенно важно ее соблюдать в период обострения бронхиальной астмы. Однако больные должны в обязательном порядке употреблять достаточное количество белков, жиров и углеводов. Питание должно быть 3-5 разовым и последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 часа до сна. На занятии важно и нужно подчеркнуть, что соблюдать диету в период обострения бронхиальной астмы необходимо всем больным, а в период ремиссии употребление аллергенных продуктов не должно быть систематическим. Говоря с пациентами о питании, обязательно коснитесь вопроса об аспириновой бронхиальной астме. Этим больным следует исключить мед, малину, малиновое варенье и пищевые продукты, содержащие большое количество пищевых красителей. Разбирая вопрос о перекрестной аллергии, скажите, что же такое перекрестная аллергия и приведите пример (сочетание поллиноза с тяжелыми аллергическими реакциями на орехи, яблоки, а у больных с аллергическими реакциями на укус перепончатокрылых – на мед и т.д.). Диагностика пищевых аллергенов является трудной врачебной задачей. Поэтому, продолжая рассказ о пищевой аллергии и многообразии ее проявлений, всегда поставьте вопрос о том, можно ли выявить «виновный» аллергенный продукт. Пусть больные включаются в дискуссию. Некоторым из них уже проводили лечебно-диагностическое голодание, элиминационные и провокационные диеты. Несколько слов расскажите об этих диетах. А вопросу о голоде уделите достаточно большое внимание, т.к. во время занятия больные неоднократно спрашивают о пользе голодания. Важно подчеркнуть, что назначение голодания – врачебная задача. Для того, чтобы провести длительное голодание, необходимо тщательно исследовать желудочно-кишечный тракт больного. Объясните, что основная проблема длительного голодания – выход из голода. Несколько слов посвятите 24-часовому и 3-дневному голоданию. Это занятие всегда проводится в хорошей эмоциональной атмосфере и обычно очень нравится больным. Они охотно принимают участие в любой предложенной дискуссии. Вопросы к теме:
План занятия:
Массаж известен с глубокой древности. В основе механизма действия массажа лежат сложные механизмы взаимодействия – рефлексогенные, нейрогуморальные, обменные и другие процессы, которые регулируются нервной системой. Начальным звеном в этом являются механорецепторы кожи, подкожной клетчатк4и, импульсы, из которых поступают в центральную нервную систему. Ее ответные реакции способствуют нормализации регулирующей функции, происходит мобилизация и тренировка защитно-приспособительных факторов организма. Важное место в физической реабилитации занимают массаж лица и мышц грудной клетки. Носовое дыхание – нормальный физиологический акт, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Тесные анатомо-физиологические связи верхних и нижних дыхательных путей определяли большой интерес к массажу лица. Слизистая оболочка носа и пазух обладает сложным комплексом защитных приспособлений. Нарушение проходимости в полости носа нормальной аэродинамической струи, являющейся адекватным раздражителем рецепторов слизистой оболочки, вызывает реакцию в бронхиальных путях. Массаж лица включает массаж крыльев носа, придаточных пазух носа, а также массаж точек выхода тройничного и лицевого нервов. Массаж заканчивают умыванием холодной водой. Таким образом, массаж лица обладает санационным и рефлексогенным эффектом. Массаж лица выполняется самими больными ежедневно в утренние и вечерние часы. Массаж лица проводится в следующей последовательности: Прием I. Воздействие на крылья носа и кожу верхней челюсти ниже переносицы. Массаж выполняется поверхностью согнутых первых пальцев. Совершаются колебательные движения с частотой 100-120 движений в минуту. Прием II. Вторым приемом массажа лица является «пневмомассаж», движения такие как на приеме I, но требуется плотно зажимать ноздри (медиальными поверхностями ногтевых фалангов больших пальцев). Вдох делается ртом, выдох – сильно носом. В ходе одного вдоха необходимо промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа. Повторять 3-5 раз. ^ Прием III . Массаж кожи лба под глазами. Массаж выполняется ладонной поверхностью II, III, IY и Y пальцев обеих рук круговыми движениями в быстром темпе от спинки носа к углу рта. Прием IY. Массаж кожи лба. Массаж проводится подушечками пястно-фаланговых суставов II, III, IY и Y пальцев круговыми движениями от середины лба к вискам. Повторяют 10-15 раз до появления у массируемого ощущения тепла. Прием Y. Растирание кожи лба вращением ладоней по периметру лба (левой руки с права налево, правой – слева на право). Прием YI. Растирание тыльными сторонами ладони нижней челюсти у подбородка. Повторяют 10-15 раз до ощущения тепла. Больным обучают навыкам массажа грудной клетки. Используются приемы перкуссии, вибрации, растирание и поглаживание грудных мышц. Перкуссия при массаже существенно увеличивает количество отделяемой мокроты. Физические свойства вибрационного массажа улучшают реологические свойства мокроты, а сочетание методов вибрации и разминания и растирания грудных мышц воздействует на биомеханику сокращения этих мышц, повышая эффективность сокращения и снижая затрачиваемую мышцами работу. Прием I. «Поглаживание». Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук от плеча к бедрам и от бедра к плечам тыльной стороны кисти. Темп до 120 движений в мин. Продолжительность до 30 сек. Прием II. Растирание «Враздрай». Правая ладонь на правой лопатке массируемого, левая ладонь – на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встречными движениями продольно по всей спине. Темп до 120 движений в мин. Продолжительность 30 сек. ^ Прием III . «Лопатки-руки». Вращательными движениями массируется кожа на лопатках. Темп 100 движений в минуту. Продолжительность до 30 сек. Прием IY. «Живот-грудь». Под животом у бедер пальцами (движением вверх-вперед) с силой скользят по животу и бокам, затем по груди. Повторяют до 5-6 раз. Прием Y. «Плечо-шея». Выполняется поглаживающими движениями больших пальцев от плеча, к шее и в обратном порядке. Выполняется на правой и левой стороне по 15 сек. Прием YI. «Растирание перекрестно». Выполняется вращательными движениями ладоней навстречу друг другу (исходное положение: правая рука на правой лопатке, левая рука на пояснице слева). Продолжительность до 30 сек. ^ Прием YII . «Похлопывание». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки ладонями, сложенными «лодочкой». Продолжительность до 1 мин. Движения быстрое до 100 движений в мин. ^ Прием YIII . «Рубление». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей. Пальцы при этом разведены и расслаблены. Ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (до 150 в мин.). Продолжительность до 30 сек в каждой стороне. Прием IX. «Покалачивание». Выполняется на противоположной стороне от массажиста полураскрытыми кулаками. Движения вверх-вниз. Продолжительность 1 мин. Прием X. «Вибрация». Пальцы исходно в межреберных промежутках. Сохраняя давление производят вибрирующие движения, не отрывая пальцев. Вибрацию производят по протяженности межреберных промежутков. Прием XI. «Выкручивание кожи в межлопаточной области спины». Захватывают кожу большими и указательными пальцами по линии нижних углов лопатки. Кожа оттягивается в стороны-вверх до образования наиболее высокого валика. Затем движение повторяют на уровне середины лопатки и уровне верхних углов. ^ Прием XII . «Поглаживание». Проводится по всей поверхности спины. Действиями. Массаж лица необходимо проводить ежедневно 2 раза в день утром и вечером. При ОРВИ массаж с промыванием носовых ходов проводят до 4-х раз в сутки. Массаж грудной клетки следует проводить ежедневно, в период обострения БА проводят массаж грудной клетки 2-3 раза в сутки. Технике массажа обучаются также родственники пациентов. Закаливание – это тренировка физиологических механизмов адаптации путем систематического, периодически повторяющегося с возрастающей интенсивностью раздражения кожных покровов. Вода с температурой 33С ощущается человеком как безразличная, 23С – как прохладная, 13С – как холодная. Вода с температурой ниже 23С оказывает раздражающее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются , при интенсивном воздействии холода стимулируются функции надпочечников и щитовидной железы. Для больных хроническим бронхитом и бронхиальной астмой действенных комплексов и программ закаливания нет. В существующих программах предлагается медленное снижение температуры воды, сроки для достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание пациентам, так как за это время наступает обострение заболевания. Наша методика предусматривала быстрое закаливание холодной водой. Больные были тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких как ИБС с приступами стенокардии, аритмические варианты ИБС (пароксизмы мерцательной аритмии, экстрасистолии и др.), заболеваний мочеполовой системы (хронический пиелонефрит, острый и хронический гломерулонефрит), поражения нервной системы. Переход к принятию холодных водных процедур является произвольным. Для большинства больных переход к низкотемпературным режимам следует осуществлять постепенно через комфортный и контрастный душ, возможно начать холодные обливания без предварительной подготовки. Водные процедуры нужно поводить ежедневно по 1-2 раза в сутки. При обострениях заболевания холодные обливания использовались до 4-8 раз в сутки. Необходимо предупредить больных о том, что в первые 3 месяца занятий возможны обострения БА, поэтому в начале занятий по программе физической реабилитации отменять или уменьшать объем поддерживающей терапии не следует. В период обострения БА мы рекомендуем продолжать статические и динамические дыхательные упражнения, массаж лица и грудной клетки. Необходимость продолжения холодных обливаний и циклических видов физкультуры объем их в период обострения БА определяет врач. В период обострения следует усилить бронхолитическую терапию, при необходимости госпитализировать больного, а объем физических методов определяет врач. Вопросы по теме:
Как лечить обострение бронхиальной астмы? План занятия:
Реквизит: дозированные аэрозоли с бронходилятаторами и ингаляционными глюкокортикостероидами, таблетированные ГКС, пикфлоуметр.
В случае тяжелого приступа удушья, не купируемого с помощью бронходилятаторов и физических методов (МСВ источник |