Меню Рубрики

Стрессовый фактор при бронхиальной астме

Вы боитесь стресса ?

Звучит абстрактно , поэтому не так и страшно . А вот если подумать о его последствиях в виде конкретных болезней , то возникает настороженность и интерес . Предупрежден , значит вооружен .

Поэтому мы задумали небольшую серию статей про часто встречающиеся заболевания . Откуда они берутся , как протекают , что зависит от самого человека и как он может себе помочь в случае болезни . Конечно , занимается лечением таких заболеваний традиционная медицина . Но человек способен тоже внести свой вклад в борьбу с болезнью и настоящее здоровье .

Вся правда о бронхиальной астме

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием , в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека . Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей , это не локальный процесс , а сложный вид взаимодействия всех систем организма .

Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов , а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом .

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту . Считается , что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев вызывают психологические факторы , 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии .

Это именно те случаи заболевания , которых реально можно избежать . Невротические реакции и возникновение бронхиальной астмы имеют очень большую связь . В клиниках зачастую можно встретить больных , первый приступ у которых возник в результате стресса . Особенно опасна ситуация , если , например , человек не способен адаптироваться к его длительному воздействию . В частности , появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций , подавляющим проявления чувств .

По мнению психологов причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей . Но обостряется заболевание в ситуациях , когда человеку необходимо проявить самостоятельность , ответственность , независимость , смелость или пережить одиночество , печаль , т.е. во взрослом возрасте .

Последние психоаналитические исследования отыскали связь астмы с плачем . Приступ бронхиальной астмы является своего рода обращенным к матери подавленным плачем . Он часто прекращаются , если больной дает волю слезам .

Сильный эмоциональный стресс , обиды , перенапряжение в работе или учебе , семейные ссоры , конфликт взглядов – все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни .

Для понимания ситуации приведем следующие цифры . Установлено , что эмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых . В особой группе риска дети . 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса , причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса . У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье , у 9 % — на работе . Особенно впечатляет факт , что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности .

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин . Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение . При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным .

Методы укрепления здоровья

Любые психосоматические заболевания излечимы . Наряду с комплексной терапией такому больному рекомендовано посещение психотерапевта и получение психологической консультации . Эффект психотерапевтических вмешательств тем выше , чем раньше ( до появления необратимых патофизиологических изменений ) начато лечение . В противном случае глубинная причина заболевания сохраняется .

Из дополнительных средств , которые должны быть в арсенале больного астмой или его родных приведем следующее упражнение .

Точечный массаж для купирования приступа астмы

1. Зона воздействия находится на спине , в основании шеи, между отростками седьмого шейного ( самого выступающего ) и первого грудного позвонков . Основная точка расположена на позвоночнике , две другие — справа и слева от нее на расстоянии одной ширины пальца .

Техника воздействия : массировать точки подушечкой большого или указательного пальца , слегка надавливая , по часовой стрелке , в течение 2-3 мин. Сначала массируется основная точка , а затем две дополнительные .

2. Точка находится в центре вырезки грудины по передней поверхности шеи.

Техника воздействия : массировать точку 2-3 мин до появления красноты . Можно на точки прикрепить лейкопластырем медную монету .

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Читайте также:  При приступе бронхиальной астмы одышка экспираторная

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Рассмотрены особенности клинического проявления бронхиальной астмы физического напряжения, обсуждены медикаментозные методы лечения заболевания. Показано, что использование левокарнитина приводит к формированию толерантности к физической нагрузке у детей

Characteristics of clinical presentation of physical tension bronchial asthma were considered, medication methods of the disease treatment were discussed. Using of BT factor was stated to form tolerance to physical activity among children with bronchial asthma.

В последние десятилетия отмечается значительный рост интереса специалистов к проблеме бронхиальной астмы и физической нагрузки. Это связано, с одной стороны, с созданием удобной модели для изучения обратимого бронхоспазма у больных, страдающих бронхиальной астмой, с другой стороны, с постоянно интригующей загадкой для специалистов в виде необоснованной легкости возникновения приступа и быстротой его обратного развития. Актуальность проблемы обусловлена и необходимостью создания рефрактерности больного к физической нагрузке. Наличие физической дезадаптации больного бронхиальной астмой — это один из основных психоэмоциональных стрессовых факторов, мешающих нормальному образу жизни пациента. Особенно важной эта проблема становится у детей, для которых характерен подвижный образ жизни. Астма физического напряжения (Exercise-induced asthma, EIA) довольно часто отмечается и у взрослых людей, когда они подвергаются сильной и длительной физической нагрузке. У взрослых, больных бронхиальной астмой, сформированная физическая интолерантность приводит к потере работоспособности и ранней инвалидизации.

Под астмой физического напряжения понимают острый, обычно произвольно проходящий бронхоспазм, наступающий во время физической нагрузки или непосредственно сразу после нее. По литературным данным, частота астмы напряжения варьирует от 30% до 90% в зависимости от применяемых критериев определения болезни и исследования [23, 29, 36]. Симптомы и обострения бронхиальной астмы провоцируются многочисленными триггерами, в том числе вирусными инфекциями, аллергенами, физической нагрузкой, табачным дымом и другими поллютантами. В одном из последних международных документов по бронхиальной астме у детей констатируется [38], что возраст и характерные триггеры могут быть использованы для выделения фенотипов заболевания (рис. 1).

По мнению 44 международных экспертов из 20 стран, выделение отдельных фенотипов может быть целесо­образным, поскольку бронхиальная астма у детей является гетерогенной. Будучи частью «синдрома астмы», фенотипы бронхиальной астмы не являются отдельными заболеваниями. Рекомендации, учитывающие различные фенотипы астмы, должны помочь оптимизировать тактику лечения и прогноз.

Использование самых современных иммунологических и инструментальных методов исследования позволяют однозначно придти к выводу, что физическая нагрузка является одним из важнейших неиммунологических и нефармакологических стимулов, которые приводят к развитию острого спазма дыхательных путей у больных с бронхиальной астмой. Астма физического усилия — это одно из проявлений гиперчувствительности дыхательных путей, а не особая форма астмы. По мнению ряда исследователей, понятие «бронхиальная астма физической нагрузки» подразумевает развитие постнагрузочного бронхоспазма у больных атопической бронхиальной астмой. Это мнение нашло отражение в материалах Консенсуса «Бронхиальная астма. Глобальная стратегия» (2008–2011) и «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» (2006), в клинических материалах для педиатров «Аллергология и иммунология» под редакцией А. А. Баранова и Р. М. Хаитова (2011) [1–3].

Признаки EIA достаточно хорошо выявляются с помощью сбора анамнеза и объективного обследования во время проведения функциональных нагрузочных тестов.

После физической нагрузки (бег, тестирование на велоэргометре или степ-тесте) в течение 6 мин у части больных с бронхиальной астмой отмечается бронхоспазм, остро развившийся через 2, 5 или 10 мин. Наступившая обструкция дыхательных путей обычно ощущается пациентом как удушье и легко регистрируется с помощью функциональных тестов, отражающих скоростные изменения выдыхаемого потока воздуха — пиковая скорость выдоха (ПСВ), максимальная объемная скорость (МОС25, 50, 75), объем форсированного выдоха за 1 сек (ОФВ1) [16, 37]. В течение первых нескольких минут нагрузки отмечается фаза расширения бронхов, которая в конце нагрузочной пробы сменяется бронхоспазмом [36]. EIA страдают до 90% больных бронхиальной астмой и 40% пациентов с аллергическим ринитом; среди атлетов и в общей популяции распространенность колеблется от 6% до 13%. EIA часто остается не выявленной. Приблизительно 9% больных EIA не имеют никаких клинических признаков астмы или аллергии [9].

Большинство больных с тяжелой формой бронхиальной астмы уже через 3–4 мин нагрузки вынуждены прервать проведение пробы из-за быстро наступившего бронхоспазма. На протяжении последующих 30–60 мин бронхоспазм проходит. В этот период больной рефрактерен к физической нагрузке, и только после его окончания повторная нагрузка вновь приводит к развитию обратимого, но значительно менее выраженного бронхоспазма [17, 24].

Следует различать два часто используемых в литературе термина:

  • бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой (Exercise-induced bronchospasm, EIB) — бронхообструкция и спазм, возникающие в ответ на физическую нагрузку у человека с нормальной функцией легких в покое;
  • астма физического напряжения (Exercise-induced asthma, EIA) — затруднение дыхания у пациента с астмой во время и после физнагрузки.
Читайте также:  Пить воды для лечения от астмы

Снижение ОФВ1 по сравнению с донагрузочным более чем на 15% обычно указывает на наличие EIA. По данным ряда исследований, показатель ОФВ0,5 описывает бронхоконстрикцию лучше, чем ОФВ1, и лучше коррелирует со степенью выраженности клинических симптомов бронхиальной астмы. Снижение ОФВ0,5 на 13% по сравнению с донагрузочным значением является достоверным клиническим параметром наличия астмы физического напряжения [35].

Патогенез обратимой обструкции при астме физического усилия, несмотря на интенсивное изучение, остается не до конца уточненным [7, 9, 18].

Одним из основных механизмов является охлаждение слизистой дыхательных путей вследствие гипервентиляции, обусловленной физической нагрузкой (так называемая респираторная потеря тепла). Охлаждение дыхательных путей — это один из основных пусковых механизмов EIA, так как даже одна гипервентиляция без физической нагрузки, вызывающая снижение температуры слизистой, может привести к бронхоспазму [35, 37].

Высушивание слизистой оболочки дыхательных путей за счет респираторной потери воды приводит к повышению осмолярности на поверхности слизистой. Это, в свою очередь, ведет к дегрануляции тучных клеток и раздражению ирритантных рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей [15, 25].

Продукты метаболизма арахидоновой кислоты имеют существенное значение в развитии EIA. Блокада лейкотриеновых рецепторов приводит к значительному уменьшению постнагрузочного бронхоспазма [16]. Физические усилия увеличивают продукцию лейкотриенов, в том числе лейкотриенов С4, D4 и E4, играющих значительную роль в формировании бронхоспазма. Даже у здоровых людей после значительной физической нагрузки происходит активация генов ALOX и ALOX5 AP, кодирующих 5-липоксигеназу (5-ЛО), 5-липоксигеназ-активирующий протеин (FLAP), p38 митоген-активируемую протеин-киназу (MAPK). Физическое усилие влияет на активность факторов транскрипции, таких как ядерный фактор каппа Б (NF-kB), активаторный протеин-1 (AP-1), на образование ряда цитокинов и хемокинов, участвующих в формировании аллергического воспаления [4].

Легочный сурфактант препятствует спадению узких дыхательных путей. Воспаление, сопровождающееся пропотеванием плазменных белков в просвет дыхательных путей, приводит к потере сурфактантом части этих свойств, особенно в условиях понижения температуры слизистой оболочки бронхов во время физических упражнений или в холодное время года у больных с EIA [14].

Для понимания механизма бронхоспазма, возникающего у больных с EIA, представляется интересным сообщение группы японских исследователей, изучавших состояние адренорецепторного аппарата клеток у больных с бронхиальной астмой. У больных с EIA имеет место несоответствие между концентрацией адреналина во время физической нагрузки и количеством рецепторов, способных воспринять этот медиатор [23].

Вполне вероятно, что патогенез EIA многофакторный и зависит, в первую очередь, от баланса гуморальных и нервных механизмов регуляции бронхотонуса.

Несмотря на имеющиеся противоречия, неуточненный патогенез заболевания, следует признать правомочность следующего суждения: у больных EIA астма возникла не вследствие физической нагрузки, и физическая нагрузка не является единственным провоцирующим фактором у этих пациентов. Реакция на физическую нагрузку есть проявление сформировавшейся гиперреактивности бронхов, присущей любой форме бронхиальной астмы.

Большое количество лекарств блокирует постнагрузочный бронхоспазм. Короткодействующие бета-2-агонисты обеспечивают защиту 80–95% больных EIA с незначительным побочным эффектом, М-холинолитики — 50–70%. Эти препараты долгие годы рассматривались как терапия первой линии. С созданием двух пролонгированных бронхолитических средств — сальметерола и формотерола — начался новый этап эффективного предотвращения постнагрузочного бронхоспазма. Ингаляция 50 мкг сальметерола защищает от EIA в течение 9 часов. Однако при продолжительном ежедневном приеме появляется тенденция к уменьшению эффективного времени защиты [9].

Хроническому аллергическому воспалению слизистой дыхательных путей придается ведущее значение в патогенезе EIA, однако данные об эффективности противовоспалительных препаратов у этой группы больных многочисленны, но противоречивы [21].

Назначение ингаляционных глюкокортикостероидов (ИКС) до нагрузки не предотвращает развитие удушья [19, 28, 29]. У 50% больных, получающих ингаляционные кортикостероиды с хорошо контролируемым эффектом лечения, сохраняются признаки EIA [21, 24]. У больных EIA 53% максимального профилактического эффекта будесонида было получено при назначении низких доз и 83% при назначении высоких доз. При EIA применение ИКС с профилактической целью требует назначения значительно больших доз, чем для осуществления контроля за заболеванием [29, 13]. У 59% больных, получающих будесонид и сальбутамол длительным курсом (22 мес), сохранились признаки EIA. Большие дозы ИКС могут контролировать бронхоспазм, вызываемый физической нагрузкой [13].

Заслуживают внимания сообщения об успешном использовании для предупреждения EIA ингибиторов или антагонистов лейкотриенов, влияющих на аллергическое воспаление слизистых дыхательных путей [8, 10].

Кромоглициевая кислота (Интал) эффективен у 70–87% больных с диагностированной EIA и имеет минимальный побочный эффект. Недокромил натрия (Тайлед) обеспечивает равнозначный защитный эффект у детей [20, 24]. Этот препарат предотвращает развитие бронхоспазма у части больных EIA. Причем протективный эффект сильнее при выраженном бронхоспазме [32]. Однако полученные в последнее время сведения о сравнительной с плацебо эффективности Интала ставят под сомнение целесообразность использования кромонов в лечении бронхиальной астмы.

Бронхоспастический эффект провокационного теста с физической нагрузкой не удалось выявить у 53% больных EIA, получавших Бета-каротин в суточной дозе 64 мг в сутки в течение 1 недели. Бета-каротин является активным антиоксидантным препаратом, что, по-видимому, объясняет этот эффект [26]. Аналогичный эффект был получен у 55% больных с EIA при назначении Ликопина, также относящегося к антиоксидантам, в дозе 30 мг в день в течение 1 недели, предшествующей провокационной пробе [27].

Возможности применения метаболиков (левокарнитина) у детей с бронхиальной астмой со сниженной толерантностью к физической нагрузке

Использование короткодействующих бета-2-агонистов и М-холино­литиков эффективно предотвращает формирование постнагрузочного бронхоспазма у большинства больных бронхиальной астмой. Однако использование медикаментозной защиты у больных бронхиальной астмой перед предполагаемой физической нагрузкой, иногда даже незначительной, не всегда оправдано, так как подчеркивает психосоциальную дезадаптацию пациента. Поэтому во всем мире продолжается активный поиск новых препаратов, обладающих профилактическим действием в отношении постнагрузочного бронхоспазма.

Достаточно перспективный путь в лечении и профилактике постнагрузочного бронхоспазма — это использование метаболиков. Медикаментозная коррекция метаболических нарушений может привести к формированию толерантности к физической нагрузке у больных бронхиальной астмой.

Левокарнитин является активным метаболиком и существенно влияет на биоэнергетические процессы. Играет жизненно важную роль в обеспечении физиологических функций организма и поддержании здоровья.

Любая физическая нагрузка выполняется с затратами энергии. Единственным источником энергии для мышечного сокращения служит аденозинтрифосфат (АТФ). Именно карнитин принимает непосредственное участие в катаболизме липидов, обеспечивая его начальные этапы — перенос длинноцепочечных жирных кислот в виде сложных эфиров из цитоплазмы через наружную и внутреннюю митохондриальные мембраны в матрикс митохондрий.

Энергетические возможности организма являются одним из наиболее важных факторов, лимитирующих его физическую работоспособность.

Целью нашего исследования явилось изучение возможности использования левокарнитина (препарата Элькар®) для профилактики постнагрузочного бронхоспазма у детей с бронхиальной астмой.

Задачи исследования

  1. Провести анализ реакции дыхательной системы на физическую нагрузку у детей с бронхиальной астмой, получающих левокарнитин.
  2. Оценить состояние сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой, имеющих постнагрузочный бронхоспазм и получающих левокарнитин.
  3. Оценить физическую работоспособность детей с бронхиальной астмой, получающих левокарнитин.

Материалы и методы. Обследован 61 ребенок в возрасте от 6 до 18 лет, страдающий бронхиальной астмой. Основная группа — дети с бронхиальной астмой (n = 39), имеющие подтвержденный постнагрузочный бронхоспазм и получающие левокарнитин (Элькар®) ежедневно в течение 2 месяцев в дозах, рекомендованных производителем (по 200–300 мг 2–3 раза/сут, суточная доза — 400–900 мг). Контрольная группа (n = 22) левокарнитин не получала. Наличие постнагрузочного бронхоспазма было верифицировано с помощью стандартного нагрузочного теста.

Нагрузочный тест. Нагрузочная проба была проведена на велоэргометре, степ-тесте или тредмиле. Проба двухступенчатая с мощностью нагрузки 1–1,5 и 2–2,5 Вт/кг до выявления пороговой реакции. Время проведения пробы — 6 минут. Частота вращения педалей на велоэргометре — 60 об./мин. Проба проводилась с одетым носовым зажимом. До пробы у больного регистрировали ЭКГ и проводили спирографическое исследование. Непосредственно перед исследованием осуществляли подсчет пульса, измерение АД, пикфлоуметрию. В дальнейшем подсчет пульса проводился на 3-й минуте от начала проведения пробы и через 5 минут после ее окончания. АД измеряли сразу и через 5 минут после окончания пробы. Выявление нарушения бронхиальной проходимости регистрировалось с помощью пикфлуометра (ПСВ) и контролировалось аускультативно и с помощью спирограммы.

Нагрузочная проба считалась положительной при появлении клинически выявленного бронхоспазма (ослабление дыхания), сухих свистящих хрипов и/или снижении показателей ПСВ через 5 минут от окончания тренировки на 15% и более по данным пикфлоуметрии и/или других «скоростных» показателей спирографии (ОФВ1, МОС25, 50, 75).

Физическая работоспособность (Physical Work Capacity, РWС) определена расчетным методом с помощью модифицированной формулы, предложенной В. Л. Карпманом (1969) [5]:

PWC170 = N нагрузки × (170 — СС покоя)/ЧСС при 2-й нагрузке — ЧСС покоя (кг × м/мин)

Особенности реакции гемодинамики на нагрузку определяли по следующим показателям:

  • индекс хронотропного резерва — ИХР (ΔЧСС/ЧССисх);
  • индекс интропного резерва — ИИР (ΔСАД/САДисх);
  • прирост систолического (САД) и диастолического АД (ДАД) по отношению к приросту ЧСС (ΔСАД/ΔЧСС и ΔДАД/ΔЧСС);
  • индекс эффективности работы сердца (ИЭРС) по формуле P. Aptekar (1982)

ИЭРС = 100 PWC: ЧСС × САД × S × 10 -2

(S — поверхность тела в м 2 );

  • вегетативный индекс Кердо (ИК)

Использовались следующие функциональные методики:

1) спирография с анализом кривой поток–объем (до и после окончания курса лечения левокарнитином);
2) дыхательное мониторирование [4];
3) электрокардиографическое исследование;
4) нагрузочные пробы с функциональным контролем показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем проведены у обследованных детей до начала лечения левокарнитином (препаратом Элькар®) и после окончания 2-месячного курса лечения.

Представлены результаты обследования и лечения 61 ребенка с бронхиальной астмой. Дети в возрасте до 7 лет составляли 1,6%, от 7 до 10 лет — 24,6% и старше 10 лет — 73,8%. Соотношение мальчиков и девочек — 2,8:1. У 78,7% больных выявлена бытовая сенсибилизация, у 21,3% — сочетание бытовой и пыльцевой аллергии. Больные с легким и среднетяжелым течением составили 80,3%. Связь приступов удушья с физической нагрузкой отмечалась у 63,9% детей, с резкими запахами — у 37,7%, с переменой погоды — у 41%. Проявления пищевой аллергии наблюдались у 36,1% больных. Средний возраст формирования бронхиальной астмы составил 8 лет 2 месяца, средняя продолжительность заболевания на момент обследования — 7 лет 4 месяца. Больные получали базисную терапию ингаляционными глюкокортикостероидами в дозе от 200 до 800 мкг по беклометазону.

В табл. 1 представлены данные о формировании толерантности к физической нагрузке у детей с бронхиальной астмой в процессе лечения левокарнитином (препаратом Элькар®). У 15,3% больных основной группы до лечения отмечена положительная реакция на нагрузку 1,0 Вт/кг, что свидетельствовало о крайней степени дезадаптации к физической нагрузке и высокой степени гиперреактивности бронхов. У 56,4% тест оказался положительным на нагрузку 1,5 Вт/кг и у 28,3% — на 2,0 Вт/кг. Вполне сопоставимые результаты были в контрольной группе: у 18,2% больных отмечена положительная реакция уже на нагрузку 1,0 Вт/кг, у 68,2% — на нагрузку 1,5 Вт/кг и у 13,6% нагрузка в 2,0 Вт/кг вызывала бронхоспазм (табл. 1).

После окончания 2-месячного курса левокарнитина толерантность у больных достоверно возросла (р

Г. А. Новик, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России, Санкт-Петербург

источник

Жизнь с астмой – это ежедневные проблемы. Астма часто связана с необходимостью устранения факторов, вызывающих приступы и постоянным ношением при себе лекарств.

К тому же страх перед астматическим приступом может ограничивать повседневную активность. Но, собственно говоря, правильное лечение позволяет вести активный, здоровый образ жизни, как взрослым, так и детям.

Управление симптомами астмы требует постоянного и временного приема лекарств, а также проведения изменений, снижающих риск обострения заболевания.

Правильно спланированное лечение является основой успеха в «укрощении» астмы. Положительное отношение к лечению связывается с лучшим контролем болезни, поэтому так важно сотрудничество пациента с врачом.

Бронхиальная астма – это, в каком-то смысле, болезнь, которой «нужно управлять».

План лечения астмы должен учитывать:

  • изменения в стиле жизни и окружении, ограничивающие контакт с факторами, вызывающими обострения;
  • применение препаратов, контролирующих ход заболевания, которые используются регулярно или разово, в случае обострений;
  • подготовка к действиям в случае исключительных состояний, например, серьезных обострений.

В лечении важно соблюдать рекомендации врача, проводить регулярные проверки и периодические исследования, позволяющих следить за ходом болезни и определить степень контроль астмы.

Хотя стресс не является причиной астмы – но он, без сомнения, с ней связан. Астма является для больного источником стресса, стресс усложняет контроль над астмой. Даже обычный стресс, связанный с повседневной жизнью может привести к ухудшению симптомов. Поэтому важно работать над контролем стресса и применение техник релаксации.

Помочь в снижении стресса могут правильное управление временем: без планирования слишком многих дел в один день, чтобы избежать давления, связанного с возможностью невыполнения своих обязанностей.

Беспокойство при астме может быть фактором не только затрудняющим ежедневную работу, но и ведущим к усилению болезни. Можно сказать, что астма, беспокойство и стресс создают порочный круг. Появление таких симптомов, как сип, кашель или затрудненное дыхание вызывает беспокойство, а беспокойство еще больше усугубляет приступ.

Осознание связи между симптомами астмы и чувством страха, как правило, уменьшает беспокойство. Примененные своевременно техники релаксации могут помочь разорвать порочный круг.

Многие боятся, что физическая нагрузка может привести к обострению астмы и в связи с этим избегают занятий спортом. Однако, оказывается, что регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на течение болезни.

Поддержание хорошей физической формы улучшает толерантность к болезни, уменьшает чувство удушья, благодаря укреплению мышц дыхательных путей.

Следует, однако, избегать чрезмерных тренировок, занятий спортом на холодном воздухе и рано утром, а в случае аллергии на пыльцу растений, уличных тренировок в период пыльцеобразования.

Больные астмой должны, безусловно, избегать табака в своем окружении. Табачный дым отрицательно влияет на дыхательную систему и дыхательные пути, и это может привести к возникновению приступа астмы.

Постоянное вдыхание табачного дыма приводит к нарушению функции бронхов путем повреждение волны ресничек и вызывает накопление секрета в дыхательных путях.

Для курильщиков астма означает необходимость порвать с привычкой. В данном случае честно и открыто поговорите с врачом, который поможет вам в выборе правильной стратегии отказа от курения.

Преимущества отказа от курения при астме:

  • меньшая частота обострений заболевания;
  • прием небольших доз препаратов;
  • меньший риск возникновения инфекций дыхательных путей;
  • шанс здоровую жизнь.
Читайте также:  Меры предосторожности при бронхиальной астме

Качественные и полные знания пациента о своей болезни, ее симптомах и провоцирующих факторах способствует лучшему контролю астмы и улучшению состояния здоровья.

Основные сведения, которые должен знать каждый больной астмой:

  • способ правильного приема лекарствлекарства от астмы доступны в различных формах. Очень важно тщательно обсудить и научиться практически использовать назначенные лекарства. Важно также знание побочных эффектов лекарств, таких как зуд в полости рта после кликокортикостероидов и способы минимизации риска их возникновения;
  • какие факторы вызывают обострение болезни и приступы астмы, – у каждого больного астма протекает по-разному и существуют различные факторы, вызывающие её. Знание этих факторов позволяет их избежать и уменьшить частоту обострений, что способствует лучшему контролю астмы.

Каждый пациент должен быть готов к сильному приступу астмы и иметь готовый план действий. Резкие и серьезные приступы случаются даже в случае регулярного приема лекарственных препаратов и хорошего контроля астмы.

Важно своевременно отслеживать симптомы приближающегося нападения или признаки того, что ситуация выходит из-под контроля. Кроме симптомов, таких, как свистящее дыхание, одышка и кашель, полезно контролировать функции легких с помощью пикфлоуметра.

В случае сильного приступа следует как можно скорее предпринять какие-то действия. Предварительно подготовленный точный план действий позволяет экономить время и оказать быструю помощь. Люди из ближайшего окружения больного астмой, также должны быть проинформированы о способе поведения при неотложных состояния.

Признаки слабого контроля астмы часто неочевидны. О прогрессировании заболевания могут свидетельствовать:

  • чаще встречающиеся симптомы астмы;
  • более тяжелые приступы;
  • «пробуждения» в ночное время;
  • значительные колебания в исследовании пикфлоуметром;
  • меньшая эффективность применяемого до сих пор лечения;
  • необходимость более частого, чем до сих пор применения лекарственных препаратов;
  • отсутствие в школе или на работе из-за астмы.

Астма не должна означать отказа от активного участия в повседневной жизни. Астму можно с успехом лечить и, безусловно, снизить риск приступов и отдаленных последствий болезни.

Стоит отметить, что многие известные люди болеют астмой, в том числе даже профессиональные спортсмены. Это лучшее доказательство того, что астма, хотя требует немного дисциплины и планирования, не мешает получению удовольствия от жизни.

источник

Афро-американские дети и молодые люди с тяжелой формой астмы сталкиваются с большими трудностями, когда они испытывают расовую дискриминацию, сообщается в недавнем исследовании.
Исследователи опросили пятьсот семьдесят шесть афро-американцев с астмой в США о том, сталкиваются ли они с чувством неполноценности и сложностями в связи со своим заболеванием из-за расы, этнической принадлежности, цвета кожи или языкового барьера в условиях школы, медицинских учреждениях или в ресторанах и магазинах. Примерно половина из них сообщили о том, что в какой-то момент своей жизни они подвергаются определенной форме дискриминации. Когда они не испытывали подобных проблем, дети и молодые люди почти в два раза чаще имели хорошо контролируемую астму.
Дискриминация, по словам авторов, это одна из форм стресса, и поэтому ее воздействие на астму может быть значительным. Опыт расовой или этнической дискриминации может повлиять на реакцию на медицинские препараты, изменив ткани дыхательных путей и слизистую. Связь между контролем симптомов и дискриминацией была еще более выраженной для подгруппы участников, у которых были высокие уровни сигнальной молекулы иммунной системы, известной как фактор некроза опухоли-альфа (TNF-альфа) в крови. Это белок, который участвует в воспалении и повышен у пациентов с астмой, которые плохо реагируют на стандартные лекарства.
Тем не менее, даже среди участников с высокими уровнями белка молодежь, которая не испытывала дискриминации, почти в три раза чаще имела хорошо контролируемые симптомы астмы, чем их сверстники, которые столкнулись с расизмом.
Чтобы оценить контроль симптомов, исследователи проверили, как участники реагируют на вдыхаемый бронходилататор, который используется в качестве спасательной терапии для открытия воспаленных дыхательных путей, когда у людей случается приступ астмы. Пациентам также могут назначаться кортикостероиды для контроля их симптомов.
При астме, которая хорошо контролируется, ожидается низкая реакция бронходилататор, поскольку у пациента нет большого количества симптомов, и дыхательные пути не воспалены. Но у других пациентов ответ может быть повышенным.
Когда исследователи выполняли тесты на функцию легких до и после предоставления участникам препарата, они обнаружили, что люди, которые подвергались дискриминации, имели больший ответ на это средство. Исследование не было контролируемым экспериментом, предназначенным для доказательства того, что дискриминация непосредственно ухудшает симптомы астмы.
Другим ограничением является возможность того, что такие факторы, как районы проживания, воздействие загрязнения воздуха внутри помещений или на улице, насилие в обществе или другие социальные и экономические недостатки, могут, по крайней мере, частично объяснить связь между дискриминацией и симптомами астмы, обнаруженными в исследовании, отмечают авторы.
Раса, этническая принадлежность и социальный класс являются важными деталями, которые влияют на результаты в отношении здоровья. Ребенок, который находится в неблагоприятных жилищных условиях, чаще всего происходит из менее образованной семьи, которая, в свою очередь, вероятно, будет иметь низкий доход с неполным или плохим медицинским страхованием и доступом к медицинской помощи. Именно в этих семьях уровень стресса, вероятно, высок из-за отсутствия продуктов питания хорошего качества, денег и осознанной или фактической дискриминации во всех сферах жизни.
Однако контроль стресса может помочь держать симптомы астмы под контролем. Детали того, как стресс приводит к воспалению, не ясны, но связи между стрессом и воспалением неоднократно проявлялись, а астма — это заболевание, характеризующееся воспалением в легких, сообщают ученые. Известно, что стресс в целом является фактором риска для более тяжелой астмы, поэтому контроль подобных эмоциональных состояний уместен.

источник

Бронхиальная астма: заболевание дыхательных путей, сопровождаемое отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Бронхиальная астма считается классическим примером психосоматического заболевания.

Медицинское определение: Астма — (от греч. asthma — удушье), аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья вследствие спазма бронхов и отёка их слизистой оболочки. В основе лежит повышенная чувствительность организма и особенно тканей бронхов к различным, обычно безвредным веществам —аллергенам.Наиболее часто ее вызывают такие аллергены, как бытовая и производственная пыль, пыльца растений, споры грибков, частицы шерсти домашних животных, а также микроорганизмы, населяющие верхние дыхательные пути и бронхи человека. Большое значение при астме имеет наследственное предрасположение к аллергическим проявлениям. Под влиянием аллергена возникают приступы удушья, выражающиеся в затруднении выдоха; дыхание свистящее, лицо синюшное, вены на шее набухают. К концу приступа, через 1 /2-1ч,начинается покашливание и отделяется небольшое количество стекловидной вязкой мокроты. В некоторых случаях приступы длятся несколько дней — астматическое состояние (затяжная астма). С развитием болезни повышается раздражимость нервной системы; приступы астмы могут возникать и без воздействия аллергена— в связи с изменениями погоды, охлаждением, физическим напряжением, отрицательными эмоциями. Астма обычнопротекает хроническии часто осложняется эмфиземой лёгких, разрастанием соединительной ткани вокруг бронхов и изменениями в мышце правого желудочка сердца с последующим развитием сердечной недостаточности.

Самый распространенный симптом – кашель, особенно по ночам, чаще всего после вирусной инфекции или физического напряжения. Могут иметь место также свистящее дыхание, хрипы в грудной клетке, одышка, загрудинные боли, утомляемость, раздражительность и потеря аппетита. У страдающих аллергией отмечаются такие симптомы, как зуд в носу, глазах и ушах, чихание, насморк.

Симптомы:приступы удушья, одышка, свистящие хрипы, кашель.

— инфекция бронхиальных путей

— психогении (стресс, тревога, депрессия, алекситимия, подавленная агрессия)

Начало и ухудшение заболевания часто возникает после стресса. Не сами по себе жизненные события, а активное избегание их обсуждения, подавление чувств служит факторами ухудшения.

Также при наличии аллергической природы зависимость между инициирующим приступ аллергеном и условиями, в которых это воздействие происходит, может закрепляться по условно-рефлекторному механизму (даже мысленное воспроизведение условий способно вызвать астматический приступ, также мысль о забытом дома ингаляторе, является фактором, способным запустить приступ удушья.).

Ранние нарушения отношений с матерью: противоречение между «желанием нежности» и «страхом перед нежностью» (deBoor,1965).

описывают боязливость с истерическими или ипохондрическими чертами (сами больные страх не осознают).

Александер включил БА в число семи основных психосоматических заболеваний: – противоречие между желанием нежности и страхом перед нежностью. Астма – плач ребенка по нежности. Могут быть истерические черты, неспособны выпустить наружу гнев из-за того, что не дают нежности.

Braeutigam(1969) пишет: «при астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции». Характерное для этой группы больных сочетание скрытого гнева, «застревания» на отрицательных эмоциях с чувством симбиотичности, потребности быть вовлеченным в проблемы других людей и вовлекать их в свои проблемы препятствует не только проявлению, но и в значительной степени осознованию агрессивных тенденций. Помимо этого, отмечается сочетание склонности рассматривать ситуацию как неудовлетворительную, внутреннего неприятия социальных норм с тревожными, психастеническими чертами, обусловливающими высокий уровень социального стандарта и потребность в нормативном поведении. Возникающий в результате такой дисгармоничности интрапсихический конфликт еще более усиливает тревогу, которая в значительной мере соматизируется и сопровождается усилением выраженности ее физиологических коррелятов.

Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка:

Роль матери: Ведущая роль на ранних этапах принадлежит матери, которая формирует у ребенка язык тела. Факторами риска являются:

1) высокая личностная тревожность матери.

2) внутренняя конфликтность матери (невротическая мать).

3) подавление негативных чувств, преобладание чувства вины в психике матери, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье.

4) стрессонеустойчивость и неспособность к конструктивному разрешению конфликтов

5) Дезорганизация собственной активности при болезни ребенка за счет высокой тревожности, страхов, неспособности принять радикальное решение.

а) скрытое, неосознаваемое отвержение — ребенок использует язык тела для привлечения внимания матери.

б) симбиоз — ребенок присваивает материнский способы регуляции телесных функций, представления о здоровье, болезнях и способах совладания с ними. Именно поведение матери способствует отдалению отца и повторении приступов БА. Мать создает МИФ о тяжести и исключительно соматической природе БА, что способствует усвоению этого взгляда больным. Мать избавляет ребенка от ответственности за свое заболевания, что формирует пассивно-оборонительный тип реагирования на болезнь. Формируется симбиоз мать-ребенок, где нет места отцу и другим членам семьи. При угрозе разрыва этих отношений, заболевание обостряется. Чем дольше длится болезнь, тем больше иерархиризуется семья: в центре МАТЬ, решающая «основную проблему»; диада мать-ребенок, приобретающая черты саморазвития; выходящий на периферию отец. Между матерью и отцом либо изоляция, либо псевдосотрудничество, с чувством вины перед ребенком.

Роль семьи (теория Сальвадора Минухина): Не только мать и ее взаимодействие с ребенком, но и семья, как целое, выступают в роли важнейшего фактора психосоматического развития ребенка. В литературе утвердилось понятие «психосоматическая семья» (автор — Минухин) — семья, как носитель психосоматического симптома.

1) в семье не поощряется свободное выражение чувств, свободное отреагирование отрицательных эмоций — ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации.

2) Наличие у семьи как системы ценностей — неприличие, стыд открытого выражения эмоций. Подавление отрицательных эмоций может быть связано с тем, что в семье не принято открыто реагировать на боль — стереотип терпения, отношения к болезни, как к состоянию, в котором человек сам виноват.

3) В опыте семьи могут быть некоторые патогенные особенности:

а) Неспособность, неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка и означиванию их (ненаблюдательная (невнимательная мать) или просто не имеющая времени);

б) Неспособность семьи, как целостного организма к вербальному или иному конструктивному разрешению конфликта, и включение ребенка в семейный конфликт. Телесный симптом ребенка часто рождается в ситуации семейного конфликта, как неудачный способ его разрешения.

В воспитании выделяются 2 черты— доминирующая гиперопека со стороны матери и скрытое или явное отвержение отца.

Астма, как защитный механизм: Возникновение приступа БА у детей возникает часто по так называемому «ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ», и играют ведущую роль в поддержании конфронтации в семье. При начинающейся ссоре у родителей, у ребенка начинается приступ БА, что переключает внимание родителей со своих проблем на ребенка и его болезнь. Вслед за приступом ребенок получает «подкрепление» подобного вмешательства в отношении конфликтующих членов семьи в форме заботы и внимания. В таком случае формируется тенденция бегства в болезнь. Астма служит больному для привлечения внимания, признания, адаптации в семье. Болезнь является мощным орудием управления членами семьи. При этом подавленное раздражение, «жертвенность» не ускользают от внимания больного, так как сквозит в жестах, тоне речи, выражении лица членов семьи. И тогда он «наказывает» родственников за «неискренность» очередным приступом удушья.

Психические расстройства при бронхиальной астме:

Астенодепрессивные расстройства: особенно часто в начальном периоде астмы. Пациенты при этом бывают молчаливыми, задумчивыми, жалуются на однообразные мысли об «утраченном здоровье», неопределенном, безрадостном будущем. Больные продолжают выполнять повседневные обязанности, но без прежней активности. У некоторых больных отмечают ипохондрические проявления, они полагают, что «легкие раздуты», «не дышат», беспокоятся, что на самом деле у них не астма, а рак легких или туберкулез; прислушиваясь к себе, находят все новые, меняющиеся ощущения, преувеличивают тяжесть болезни. При фобической структуре реакции больные испытывают неотвязный страх, тревогу, беспокойство.

Неврозоподобные расстройства: Неврозоподобные расстройства при бронхиальной астме проявляются в форме реакций пациента на приступ. Они близки ситуационным, адекватным реакциям личности на возникшее заболевание.

Психические нарушения в зависимости от степени тяжести заболевания:

При легкой форме астмы: неврозоподобные расстройства являются стертыми, выступают в виде легкой физической астении. При астме средней тяжести: возникают реактивные состояния с неврозоподобными расстройствами, которые отличаются многообразием и глубиной. На высоте физической астении появляются одышка, гипервентиляция. При легкой нагрузке возникают ощущения слабости, разбитости, недомогания. При прогрессировании болезни возникает смешанное состояние (тревожное ожидание несчастья, беспокойство). Могут появляться циркулярные расстройства настроения, сверхценные ипохондрические опасения, невротическое ожидание повторных приступов. При тяжелом течении астмы: реактивные образования являются вторичными, ведущими оказываются неврозоподобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями. При улучшении соматического состояния вначале исчезают симптомы психической, затем физической астении. При хроническом течении бронхиальной астмы заметно меняется и личностная структура.

источник