Меню Рубрики

Список литературы по сестринскому делу при бронхиальной астме

Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Карсунский медицинский техникум»

Выпускная квалификационная работа

6. Принципы оказания первичной медицинской помощи

8. Диета при бронхиальной астме

12. Сестринский процесс при бронхиальной астме

13. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме

14. Формирование знаний у родителей и пациентов

15. Профилактика приступного периода

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы.

Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.

Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет.

Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.

Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

21 век стал для всех жителей нашей планеты веком аллергии. Активное применение в промышленности различных красителей, ароматизаторов, загустителей привело к тому, что уже при рождении наши дети имеют склонность к аллергиям. Аллергическая настроенность организма (атопия) встречается довольно часто. Практически каждый первый ребенок, рожденный в 21 веке, имеет аллергическую настроенность к тому или иному веществу. Аллергические реакции принимают различную форму. Это может быть атопический дерматит, аллергический ринит, ларингит, обструктивный бронхит и бронхиальная астма. Развитие у детей бронхиальной астмы является наиболее тяжелым проявлением аллергической реакции детского организма. Бронхиальная астма проявляется в затрудненном дыхании из-за спазмированной мускулатуры бронхов.

Сестринский процесс.Знания родителей и больных о профилактике приступного периода.

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Дети, страдающие бронхиальной астмой .

Изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

Изучение причин развития бронхиальной астмы у детей.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

-этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;

-клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы;

-методы обследований и подготовку к ним;

-принципы лечения и профилактики данного заболевания у детей.

-научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

-эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования:

-организационный (сравнительный, комплексный) метод;

-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

-объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные);

-биографические (изучение медицинской документации);

Практическое значение выпускной квалификационной работы:

Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи, сформировать знания у родителей и пациентов о данном заболевании.

Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.

Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни — наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.

В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции. Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы.

В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы:

-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

-инфекция верхних дыхательных путей;

-факторы внешней среды (изменение погодных условий);

-профессиональные факторы (эмоциональный стресс, физические нагрузки, гипервентиляция и др.);

А каковы же причины развития у детей бронхиальной астмы?

1. Наследственность. Склонность к проявлению аллергической реакции в виде спазма мускулатуры бронхов передается по наследству и если бронхиальная астма наблюдается у обоих родителей, то шанс, что у ребенка будет такое же заболевание очень велик. Помимо наличия у родителей бронхиальной астмы, к развитию заболевания может привести так же наличие у родителей других аллергических проявлений, даже если они беспокоили их только в раннем детском возрасте. Необходимо так же учитывать наличие аллергических реакций у близких родственников, так как иногда родители не помнят, что с ними было в 3-х летнем возрасте.

2. Экологическая обстановка. Наша окружающая среда постоянно изменяется, и это изменение происходит не в лучшую сторону. Количество заводов постоянно увеличивается, а зеленый массив нашей планеты уменьшается с катастрофической скоростью. В воздухе, которым мы дышим, все больше и больше находится различных веществ, продуктов деятельности фабрик и заводов. Оседая в наших легких эти вещества вызывают местную аллергическую реакцию, способствуя тем самым развитию бронхиальной астмы. Особую опасность в этом плане представляет для наших детей воздух больших городов. Смог, гарь, копоть, угарный газ, выхлопные газы автомобилей — все это оказывается в легких наших детей и поддерживает аллергическую настроенность организма.

3. Повышенное содержание аллергенов в окружающей среде. Развитие промышленности способствует все большему накоплению аллергенов в окружающей среде. Каждый производитель старается, чтобы его продукт был красивым, вкусным и при этом долго сохранял свой товарный вид. Для этого применяются красители, ароматизаторы, консерванты. Если взять с полки в магазине любой маломальский и простой продукт, и прочитать его состав, то вы всегда можете увидеть различные глютаматы и бензоаты в их составах. Все это способствует появлению аллергической настроенности организма ребенка уже с первых дней жизни и продолжает ее поддерживать на протяжении всей жизни. Не все то полезно, что красиво на витрине.

4. Курение. Сигаретный дым является одним из наиболее сильных аллергенов. Курение матери во время беременности может привести к появлению у ребенка аллергической настроенности. Очень часто родители продолжают курить и после рождения ребенка. Обычно они это делают на балконе и этим как бы «ограничивают» ребенка от действия табачного дыма. Но они не задумываются, что этот дым оседает на одежде, коже курящего человека, и некоторое время продолжает выделяться с выдыхаемым воздухом даже после прекращения курения. Ну и совершенно недопустимо курение в присутствии ребенка, тем более в закрытом помещении.

5. Постоянная аллергическая настроенность организма ребенка. Аллергические реакции наблюдаются практически у всех детей в тот или иной период жизни. Однако не каждый ребенок после этого заболевает бронхиальной астмой. Суть этого в том, что в первые 5 лет жизни организм ребенка имеет особую склонность к аллергиям. Это связано с еще несовершенными реакциями в организме ребенка. Если в этот период ребенка оградить от действия различных аллергенов (пищевых, бытовых), ребенок «перерастает» эту склонность и дальше спокойно развивается, даже в аллергенной среде. Но если в этот период еще больше подстрекать организм ребенка к выработке специальных клеток, отвечающих за аллергию (эозинофилов), у ребенка возрастает шанс заболеть бронхиальной астмой.

6. Применение парацетамола. Каждый день ученые в лабораториях по всему миру ищут наиболее безопасные и эффективные лекарственные препараты. Пока они этим занимаются, нам приходится пользоваться старыми, проверенными временем лекарствами, но это не всегда правильно. Все те же ученые в лабораториях доказали, что если ребенок хотя бы один раз за год получает парацетамол, то вероятность развития у этого ребенка в будущем бронхиальной астмы увеличивается в 10 раз. На данный момент наиболее безопасным жаропонижающим для детей является ибупрофен.

В настоящее время хорошо известно, что начало бронхиальной астмы у большинства детей связано с воздействием различных аллергенов, среди которых наиболее распространенным является домашняя пыль. Около 70% детей с бронхиальной астмой чувствительны к домашней пыли. Домашняя пыль представляет собой сложную смесь, содержащую волокна хлопка, целлюлозы, шерсти животных, споры плесени. Основным компонентом домашней пыли являются клещи, невидимые невооруженным глазом. Любимая пища домашних клещей — чешуйки, которые слущиваются с человеческой кожи и собираются в матрацах, коврах и мягкой мебели. Они могут находиться также в драпировочной ткани, постельных принадлежностях, мягких игрушках, под плинтусами.

Различают две основные формы бронхиальной астмы: атопическую, или аллергическую и инфекционно-аллергическую. Неинфекционная, атопическая форма бронхиальной астмы является аллергической реакцией немедленного типа. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы развивается как следствие повышенной чувствительности к бактериям, грибкам, вирусам.

У детей наиболее часто (почти всегда) развивается атопическая бронхиальная астма — в ее основе лежит повышенная чувствительность к небактериальным аллергенам (чаще всего — к домашней пыли, реже — пыльце цветов и растений, запахам различных веществ, пищевым веществам).

Если мама ребенка, больного, бронхиальной астмой, внимательна, она может заметить, как у ребенка начинается приступ. Если бронхиальная астма вызвана пыльцой растений, первые симптомы — это зуд слизистой оболочки носовых ходов, появление водянистых выделений из носа. Затем становится красной слизистая оболочка глаз, возникает слезотечение. Ребенок начинает чихать, кашлять, и возникает приступ удушья.

Если бронхиальная астма вызвана пищевыми аллергенами, развитие приступа может начаться с нарушений в деятельности желудочно-кишечного тракта: появляется боль в области желудка, тошнота, возникает жидкий стул или запор. У других детей появляется сыпь на коже.

Бронхиальная астма наиболее часто протекает в виде типичных острых приступов удушья, продолжающихся минуты или часы. К началу такого приступа ребенок становится капризным, раздражительным, на лице появляется выражение испуга, ужаса, страдания. Развивается резкая одышка с затрудненным выдохом. Отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки, в результате нарушения бронхиальной проходимости возникает вздутие (эмфизема) легких. При этом грудная клетка расширяется, увеличиваются межреберные промежутки, дыхательные движения резко ограничиваются.

В центре клинической картины бронхиальной астмы — приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:

-период обратного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов.

В период обратного развития. Улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит.

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 — 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.

При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 — 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно — резистентные формы заболевания.

Процесс развития бронхиальной астмы у детей довольно сложен и длителен. Первоначально детей беспокоит наличие кожной аллергии в виде атопического дерматита. Это заболевание длительное время сохраняется и плохо поддается лечению, особенно если родители не придерживаются рекомендаций по поводу гипоаллергенного быта и диеты. Постепенно ребенок «перерастает» атопический дерматит, но заболевание переходит на другой уровень и начинает проявляться в виде обструктивных бронхитов.

Обструктивные бронхиты — это еще не бронхиальная астма, но если они повторяются довольно часто, то это заставляет задуматься о том, что в скором времени заболевание может привести к более серьезным последствиям.

За аллергическую реакцию в нашем организме отвечают такие клетки, как эозинофилы. Эти клетки содержат специальные вещества (гистамин и гистаминоподобные вещества), которые, оказываясь в свободном виде, вызывают проявления аллергии (спазм мускулатуры бронхов, повышенное выделение слизи). Все эти проявления являются защитными действиями организма, направленные на то, чтобы не дать распространиться аллергену по всему организму, но они проявляются в извращенной форме.

При первом попадании аллергена в организм эозинофилы как бы знакомятся с ним, на поверхности этих клеток образуются специальные рецепторы, которые распознают данный аллерген. При повторном попадании аллергена в организм эозинофилы уже знают его и начинают действовать: аллерген связывается с рецептором на поверхности эозинофилов и это вызывает дегрануляцию этих клеток (выход из гранул гистамина и гистаминоподобных веществ). Так как первичная встреча с аллергенами в наше время все чаще происходит уже внутриутробно, то склонность к развитию подобных реакций у детей наблюдается уже в первые месяцы жизни.

Скопление эозинофилов наблюдается в местах, где больше всего в организм поступает аллергенов, где они могут оказывать свои защитные свойства. Таким системами являются желудочно-кишечный тракт и дыхательные пути. При развитии аллергической реакции в желудочно-кишечном тракте будут наблюдаться диспепсические расстройства: вздутие живота, урчание, неустойчивый стул (запоры или наоборот жидкий стул). При развитии аллергической реакции в дыхательных путях наблюдается развитие бронхиальной астмы.

Клинически бронхиальная астма проявляется в затрудненном дыхании, что связано со спазмированием гладкой мускулатуры бронхов, выделении большого количества слизи и закупоркой просвета бронхов. Из-за этого ребенку тяжело сделать вдох. Такое затрудненное дыхание проявляется в виде приступов, которые проходят самостоятельно или купируются при помощи лекарственных препаратов. Частота, длительность, время появления таких приступов характеризует тяжесть заболевания.

Появление приступов могут спровоцировать различные причины. Это может быть погрешность в диете, нахождение вблизи домашних животных, шерсть которых является очень сильным аллергеном, физическая нагрузка, стресс, перемена погоды, резкие перепады температуры окружающей среды. Очень часто появление приступа бронхиальной астмы может спровоцировать в зимнее время выход из теплого подъезда на холод. Дети, у которых такое наблюдается, уже заранее зная это, применяют сальбутамол перед выходом на улицу и таким образом предупреждают развитие приступа.

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (statusasthmaticus). К его развитию могут привести передозировка адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:

-Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции возникают гипокапния и компенсированный алкалоз.

-Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (Рао2 снижается до 50 — 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 — 80 мм рт. ст.).

Читайте также:  Дыхательная гимнастика для пациентов с бронхиальной астмой

-При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается III стадия астматического статуса — стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза (РаО2 падает ниже 40 мм рт. ст., РаСО2 становится выше 90 мм рт. ст.) возникают тяжелые неврологические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нарушения и может наступить смерть больного.

Наиболее тяжелым состоянием при бронхиальной астме у детей является астматический статус. Это резкое ухудшение состояния, развитие тяжелой обструкции, которая не купируется применением ингаляционных препаратов. Такое состояние может возникнуть при неправильно подобранном лечении, если ребенок не получает лекарственных препаратов, при сильном психо-эмоциональном возбуждении, большой физической нагрузке или попадании в организм одномоментно большого количества аллергена. Дети с таким состоянием должны быть немедленно доставлены в больницу для оказания медицинской помощи. Таким детям проводят инфузионную терапию (капельницы), при необходимости подключают к аппаратуискусственной вентиляции легких.

6. Принципы оказания первичной медицинской помощи

-При первичном осмотре больного оценивается тяжесть приступа.

-Удаление причинно-значимых аллергенов; уточнение ранее проводимого лечения: количество доз бронхоспазмолитического препарата, путь введения; время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика.

-Оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа.

-Наблюдение в динамике за клиническими симптомами.

-Обучение больного или родственников пользованию аэрозольным ингалятором.

Неотложная помощь при легком приступе бронхиальной астмы:

-1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора через спейсер.

-Комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик — беродуал).

-Оценить эффект терапии через 20 минут.

-Лечение после ликвидации приступа. Продолжить бронхоспазмолитическую терапию бронхолитика каждые 4-6 часов в течение 24 — 48 часов в ингаляциях. Метилксантины короткого (эуфиллин) или длительного (теопэк, теотард и др.) действия внутрь.

-Прием базисных противовоспалительных препаратов по назначению врача.

Неотложная помощь при среднетяжелом приступе бронхиальной астмы:

-Ингаляция 1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов. Предпочтителен комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик) — беродуал.

-При отсутствии дозирующего аэрозольного ингалятора — введение 2,4% раствора эуфиллина 4-5 мг/кг (0,15-0,2 мл/кг) в/в струйно медленно в течение 10-15 минут.

-Оценить эффект терапии через 20 минут.

-Лечение после ликвидации приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым бронхолитиком каждые 4 часа бодрствования 1-2 дня в форме дозирующего аэрозоля.

-Продолжить противовоспалительную терапию (недокромил натрия, кромогликат натрия, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы препарата в 1,5-2 раза на 7-10 дней или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Неотложная помощь при тяжелом приступе бронхиальной астмы:

-Проведение ингаляционной терапии: бронхоспазмолитики, используются агонисты (беротек, сальбутамол) периодически с интервалом 20 минут в течение часа, затем каждые 1-4 часа по необходимости;

-При отсутствии дозирующего ингалятора или при недостаточном эффекте от ингаляционных методов, введение 2,4% раствора эуфиллина в/в струйно медленно в течение 20-30 мин 4-5 мг/кг

-Одновременно с бронхоспазмолитиками ввести глюкокортикостероиды

-Проведение инфузионной терапии;

-Лечение после купирования тяжелого приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым препаратом каждые 4 часа бодрствования в течение 3-5 дней, затем перевод на пролонгированные бронхолитики (агонисты, метилксантины); глюкокортикостероиды до купирования бронхообструкции; продолжить базисную противовоспалительную терапию (беклометазон, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы выше среднетерапевтической, или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Приступ астмы чаще начинается ночью или вечером. Больные возбуждены, суетятся. Появляется частый, сухой, приступообразный кашель. Мокрота вязкая, плохо отходит.

Дети старшего возраста занимают положение ортопноэ: сидя с опущенными ногами, руками упираются в постель.

У детей младшего возраста — страдальческое выражение лица, дети в положении лежа проявляют выраженную тревогу, поворачивают голову из стороны в сторону.

Шумное дыхание, экспираторная одышка с длинным свистящим выдохом, бледность кожи с синюшным оттенком, напряжение шейных мышц и вен. Хрипы слышны на расстоянии, грудная клетка расширена, находится в состоянии глубокого вдоха, ее размеры увеличены в переднезаднем направлении.

На догоспитальном этапе необходимо:

-обеспечить доступ свежего воздуха;

-освободить грудную клетку ребенка от тесной одежды;

-провести оксигенотерапию увлажненным кислородом;

-провести ингаляцию дозированными аэрозолями в2-агонистами короткого действия (сальбутамол, беротек, вентолин, кленбутерол);

— ингаляция дозированного аэрозоля атровент: 1-2 дозы 3 раза в сутки.

По назначению врача внутривенно струйно ввести 2,4% раствор эуфиллина 3-5 мг на 1 кг массы тела (0,15-0,2 мл на 1 кг массы тела) на изотоническом растворе натрия хлорида (15-20 мл); внутрь эуфиллинназначить в разовой дозе 3-5 мг на 1 кг массы тела.

При отсутствии эффекта — госпитализация.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Для купирования приступов удушья в настоящее время широко применяют аэрозоли селективных адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналинасульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля. Для лечения используют также аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные. Для купирования приступа бронхоспазма часто применяют медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина. Для предупреждения приступов удушья назначают пероральный прием пролонгированных препаратов этой группы (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.).

Если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии), назначают антибактериальныесредства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др.

При прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным, назначают глюкокортикостероиды. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы).

Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч).

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Для лечения бронхиальной астмы используют следующие лекарственные препараты:

-аэрозоли селективных адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля.

-аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные.

-медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина применяют для купирования приступа бронхоспазма

-пероральный прием пролонгированных препаратов (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

-отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.) применяют для улучшения отхождения мокроты.

-антибактериальные средства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др. Назначают, если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии).

-глюкокортикостероиды назначают при прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы). Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч).

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Как вспомогательные устройства применяют спейсер и пикфлоуметр.

Спейсер. бронхиальный астма приступ лечение

Спейсер — это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Единственное предназначение спейсера — обеспечение максимальной эффективности и безопасности при применении дозированных аэрозольных ингаляторов.

Правила пользования спейсером:

-перед тем, как вставить ингалятор в спейсер, следует снять защитный колпачок с ингалятора и со спейсера; присоединить маску, если необходимо);

-баллончик ингалятора должен быть обращен дном кверху, а мундштуком вниз (не наоборот!);

-встряхивание аэрозольного баллончика в большинстве случаев рекомендуется производить уже после его соединения со спейсером (вместе со спейсером);

-перед ингаляцией следует сделать глубокий выдох;

-губы должны плотно охватывать мундштук ингалятора, зубы не должны быть стиснуты, чтобы не препятствовать попаданию аэрозоли;

-вдох из спейсера должен проводиться как можно быстрее после распыления аэрозоли (через 1-2, до 5 секунд). Вдох должен быть полным, глубоким и не слишком быстрым. В ряде спейсеров рекомендуется сделать несколько вдохов на одну дозу препарата;

-после ингаляции следует задержать дыхание на 5-10 секунд, потом сделать спокойный выдох;

-если назначена ингаляция нескольких доз, их следует ингалировать последовательно с промежутком около 30 секунд, а не одновременно;

-после ингаляции гормональных препаратов следует прополоскать рот (а при применении маски — еще и умыть лицо);

-спейсер следует вовремя мыть и менять на новый при повреждении или через указанные в инструкции сроки;

-обращайте внимание на инструкции по очистке: большинство спейсеров не допускают кипячения и применения агрессивных сред, часто их не рекомендуется вытирать тканью. Особую осторожность следует соблюдать в отношении клапанов.

Пикфлоуметр может использоваться как в больнице, так и дома, чтобы узнать, насколько легко человек дышит.

-Он помогает врачу установить, болен ли человек астмой.

-Он помогает оценить, насколько тяжел приступ астмы.

-Он помогает оценить, насколько эффективно лечение.

Если больной пользуется пикфлоуметром дома каждый день, он может обнаружить начинающиеся проблемы с дыханием еще до того, как у него появятся кашель и хрипы. В этом случае он может заблаговременно принять меры, увеличив дозы лекарств.

Правила использования пиклоуметра:

1. Опустите указатель пикфлоуметра вниз до упора на отметку «ноль».

Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох открытым ртом.

Держите прибор одной рукой, не дотрагиваясь пальцами до шкалы.

Быстро плотно обхватите губами мундштук пикфлоуметра губами, не прикасаясь языком к его отверстию.

Выдохните так быстро и мощно, как вы только можете.

Указатель на шкале сместился. Не трогайте указатель руками. Найдите число, на котором остановился указатель.

Запишите это число на листе бумаги или в таблице.

Повторите измерения и запишите показатели еще два раза.

Не забывайте ставить указатель на «ноль» перед каждым измерении.

Особое внимание уделяется контролируемости бронхиальной астмы. Контролируемость — это когда под влиянием применяемого лечения наблюдается уменьшение количества приступов, эти приступы ребенок может предупредить или легко купировать применением лекарственных препаратов и снижается количество ночных приступов (в идеале они должны полностью отсутствовать).

Особенностью бронхиальной астмы является то, что приступы развиваются не молниеносно, а постепенно, иногда на протяжении нескольких дней. Поэтому если предвидеть развитие приступа его можно предупредить, начав принимать большие дозы лекарств. Но как предвидеть появление приступа? Необходимо купить прибор, который называется пикфлоуметр. Этот прибор определяет скорость выдыхаемого воздуха.

Если начинает развиваться обструкция в легких, скорость выдыхаемого воздуха заметно снижается, так как ему есть преграда для прохождения через бронхи. Ребенок должен вести так называемый дневник, в который необходимо ежедневно заносить показания скорости выдыхаемого воздуха. При первом применении прибора необходимо определить так называемые зоны скорости выдыхаемого воздуха. Для этого в течение 1 недели ежедневно 2 раза в день снимаются показания с прибора и заносятся в дневник. Все это необходимо делать в период ремиссии.

После недельного исследования высчитывают средний показатель скорости выдыхаемого воздуха. Этот показатель будет являться нормой для данного ребенка ±10%. Это так называемый зеленый коридор. Если показатели снижаются и превышают допустимый порог более чем на 10%, но менее чем на 20%, то это желтый коридор. В этом случае необходимо ожидать, что в ближайшее время у ребенка может случиться приступ бронхиальной астмы и необходимо временно увеличить дозу лекарственных средств, применяемых в качестве поддерживающей терапии. При развитии приступа бронхиальной астмы показатели скорости выдыхаемого воздуха падают ниже 20%.

Ведение подобного дневника помогает оценить контролируемость бронхиальной астмы и предупредить развитие приступа.

Лечение бронхиальной астмы имеет 2 направления: поддерживающая терапия и купирование приступов.

Поддерживающая терапия направлена на предупреждение развития приступов и улучшения жизни ребенка. Наличие бронхиальной астмы лишает ребенка возможности нормально развиваться в социальном обществе. Если поддерживающая терапия правильно подобрана, то это ведет к тому, что заболевание становится управляемым. Количество приступов снижается, ребенок может спокойно посещать школу, не опасаясь того, что в школе у него резко случится обострение бронхиальной астмы. Все это дает ребенку возможность вести активный образ жизни и даже заниматься физической культурой.

Для поддерживающей терапии используются ингаляционные глюкокортикостероиды в малых концентрациях и В2-агонисты. Эти два вещества применяются в одном препарате. Доказано, что применение этих двух лекарственных веществ способствует усилению действия друг друга. Из-за этого стало возможным снижение доз этих препаратов, что способствует снижению побочных действий на организм ребенка при длительном лечении, чего нельзя избежать, так как лечение бронхиальной астмы продолжается годами. Подбор дозы лекарственных веществ в препарате производится опытным путем. После подбора дозы препарата ребенок находится на поддерживающей терапии длительное время. Если на протяжении шести месяцев удалось достигнуть полного купирования признаков бронхиальной астмы, дозу лекарственных веществ в препарате снижают. Если после снижения дозировки препарата происходит возвращение клинических проявлений бронхиальной астмы, то опять возвращаются к прежней дозировке. Полную отмену препарата производят только при наличии длительной (2 года и более) постоянной ремиссии. Если после отмены препарата происходит появление приступов бронхиальной астмы, опять возвращаются к приему препаратов в концентрациях, как до отмены.

Препараты для купирования приступа бронхиальной астмы применяются, если у ребенка развился приступ. Эти препараты так же используются в виде ингаляций. Чаще всего применяется для таких целей сальбутамол.

Помимо медикаментозной терапии необходимо так же придерживаться гипоаллергенной диеты. Необходимо исключить из рациона все продукты, которые могут вызвать аллергию. Сделать это намного проще, когда вы знаете на какие именно продукты у ребенка аллергия. Для этого необходимо сдать кровь на аллергены и уже в соответствии с полученными результатами проводить коррекцию питания. В квартире необходимо соблюдать гипоаллергенный быт: необходимо часто проводить влажную уборку помещения, проветривать квартиру, убрать все, что может накапливать пыль (ковры, мягкие игрушки, старые книги), подушка ребенка не должна быть перьевой, а только синтетической. Очень важно отсутствие в квартире домашних животных. При этом не имеет значение, есть ли у животных шерсть или ее нет (это касается рыбок), так как аллергия может быть не только на шерсть, но и на корм животных.

Дети с бронхиальной астмой при наличии обострений занимаются только в специальной группе по физкультуре. При длительной ремиссии дети переводятся в подготовительную. Дети находятся на диспансерном учете до достижения 18-летнего возраста.

Прогноз при бронхиальной астме благоприятный при правильном лечении и соблюдении всех рекомендаций врача. Дети довольно быстро выходят на стойкую ремиссию и не нуждаются в поддерживающего лечения.

8. Диета при бронхиальной астме

При бронхиальной астме назначают гипоаллергенную диету. Из нее удалены все продукты, которые являются раздражителями и вызывают приступы удушья. Чаще всего это цитрусовые, яйца, рыба, крабы, раки, острые соленые и консервированные продукты, орехи. В промежутках между приступами питание должно быть полноценным, но не слишком обильным. Необходимо ограничить содержание углеводов, особенно сахара, соли и жидкости. Полностью исключаются крепкие мясные бульоны и алкоголь.

Употребляемые продукты должны содержать достаточно витаминов А, В, С, Р. Питаться нужно небольшими порциями 5-6 раз в сутки. Последний прием пищи должен быть не позже, чем за 2 часа до сна. Если самочувствие больного позволяет, то можно назначить голодание на 1-2 дня. Во время голодания можно только пить по 6-8 стаканов слабого сладкого чая в день. После голодания, в течение следующего дня проводят гипоаллергенную диету с продуктами, которые не вызывают у больного аллергических реакций. Если не удалось точно выявить продукты, которые вызывают у больного аллергические реакции, то исключают наиболее распространенные аллергены.

Читайте также:  Лечить астму бронхиальную гормонами

Рекомендованные продукты и блюда:

-не жирное мясо, птица, рыба;

-молоко и кисломолочные продукты;

-крупы и макаронные изделия;

-овощи (капуста, картофель, морковь, свекла, лук, зелень);

-любые фрукты и сухофрукты кроме цитрусовых;

-хлеб белый, ржаной зерновой;

-фруктовые чай (кроме цитрусовых), овощные соки, отвар шиповника.

Больным детям с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:

-мясо кролика, телятины, индюшки;

-фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);

-каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);

-растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);

-кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);

-компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.

Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты — со сливочным и растительными маслами.

Среди пищевых продуктов существует целая категория тех, которые являются естественным аллергеном. Они изначально тяжело усваиваются детским организмом, а в пик обострения аллергии становятся и вовсе опасными. К таким продуктам относятся:

1. Цитрусовые (и особенно — апельсины).

2. Красные и оранжевые фрукты и овощи (томаты, морковь, свёкла, красный перец, тыква, клубника, малина, дыня, земляника, яблоки, ананасы, вишня, хурма и т.п.).

3. Икра и морская рыба (а зачастую и другие виды рыбы).

4. Мясо птицы (преимущественно гуся или утки).

5. Сладости (и особенно — шоколад и мёд).

9. Острые приправы (в том числе и кетчуп).

15. Все экзотические продукты, не растущие в вашей местности.

16. Крепкий чай, кофе, горячий шоколад, какао.

17. Все продукты с пищевыми добавками (особенно — из разряда Е). Наиболее яркие представители этого вида: газированный лимонад, жевательная резинка, ароматизированные йогурты.

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя устранение из окружающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональными вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфекции (особенно в носоглотке). Выделяют два метода профилактики — предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.

Основное направление первичной профилактики бронхиальной астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит). Наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:

-лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;

-наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);

-сенсибилизация, доказанная при помощи иммунологических методов исследования.

В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.

Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы.

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

Мерами первичной профилактики у детей бронхиальной астмы являются:

-устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;

-прекращение курения во время беременности;

-рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

-предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

-ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

-уменьшение экспозиции к аэроаллергенам жилищ;

-прекращение пассивного курения;

-использование методов физического оздоровления, закаливания;

-уменьшение контакта с химическими агентами в быту;

-благополучная экологическая обстановка.

Вторичная профилактика обострений бронхиальной астмы строится на основе:

Борьбы с хронической легочной инфекцией, синуситами и др.,

Устранения контакта с аллергеном. В случае бытовой астмы, необходимо как можно чаще проводить влажную уборку помещений, где находится больной, удалить все коллекторы пыли (ковры, паласы, старую мебель), исключить его контакт с комнатными растениями, домашними животными и др., вызывающими приступы удушья. Также рекомендуется регулярное проветривание постельных принадлежностей на открытом воздухе в солнечную жаркую или морозную погоду. В квартирах больных бронхиальной астмой не рекомендуется содержать аквариумы, поскольку сухой корм для рыб (дафнии) обладает выраженной аллергенной активностью. У больных с выявленной чувствительностью к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные искусственные материалы. В связи с тем, что грибковая бронхиальная астма чаще всего вызывается сенсибилизацией к плесневым грибам, весьма важным в системе мер профилактики обострений этого клинического варианта астмы является устранение избыточной влажности и очагов плесени в жилых помещениях. У больных пыльцевой бронхиальной астмой уменьшение контакта с пыльцой причинно-значимых растений можно достичь путем ограничения прогулок, кондиционирования воздуха жилых помещений, а в случаях тяжелого течения пыльцевой бронхиальной астмы — путем временного переезда в климатические зоны, где период цветения причинно-значимых растений завершился или еще не начался. Из питания больных бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющимися доказанной причиной обострения болезни. Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, использование которых вызывало приступы удушья или другие аллергические проявления.

проведения общего закаливание организма (сон на открытом воздухе круглый год). Необходимо использовать комплекс мер по снижению заболеваемости ОРВИ. У больных с тяжелой астмой при первых симптомах ОРВИ необходимо начать применение бронхолитических препаратов продолжить кортикостероиды.

Проблема реабилитации больных бронхиальной астмой, остается одной из самых значительных в пульмонологии. Это заболевание может стать причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов.

Благодаря санаторно-курортному лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности.

Основой реабилитационных комплексов на курорте являются климатические процедуры:

-ингаляции лекарственных средств: бронходилататоров, минеральных вод, трав;

-аппаратные методы тренировки дыхания;

Санаторно-курортное лечение, воздействуя на различные звенья патогенеза бронхиальной астмы, запускает механизмы саногенеза и позволяет достичь устойчивой ремиссии бронхиальной астмы без угрозы прогрессирования заболевания и перехода его в более тяжелые формы.

Характер прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко. Возможно возникновение тяжёлых форм бронхиальной астмы, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии. Отдалённый прогноз бронхиальной астмы, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы. Но у них сохраняется ряд нарушений легочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе.

В целом заболевание является хроническим и медленно прогрессирующим. Адекватное лечение может полностью устранять симптомы, но не влияет на причину их возникновения. Прогноз для жизни и трудоспособности при адекватной терапии условно благоприятный. Периоды ремиссии могут продолжаться в течение нескольких лет.

12. Сестринский процесс при бронхиальной астме

1 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

Выполнение внутримышечных инъекций

Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70° спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством.

1. Подтвердить наличие информированного согласия пациента.

2. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры.

источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

«КИНЕЗОТЕРАПИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ»

Аллергология [Текст] : клин. рек. / гл. ред. Р. М. Хаитов, Н. И. Ильина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 228 с. — Библиогр. в конце глав. — Предм. указ.: с. 227.

Издание содержит клинические рекомендации по наиболее распространенным аллергическим заболеваниям и синдромам, подготовленные Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов. Клинические рекомендации включают алгоритмы действия врача по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации и позволяют врачу быстро применить наиболее обоснованные клинические решения. Предназначено аллергологам, клиническим иммунологам, терапевтам, студентам старших курсов медицинских вузов.

Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учеб. для студ. мед. вузов [Текст] / В. И. Дубровский. — М. : МИА, 2006. — 598 с. : ил. — Библиогр.: с. 569-572.

В учебнике приведены современные данные о врачебном контроле над спортсменами и лицами разного возраста и пола, занимающимися оздоровительной физкультурой. Описаны средства реабилитации и профилактики возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Впервые описан врачебный контроль над инвалидами-спортсменами, а также особенности тренировок и питания спортсменов в зонах жаркого и влажного климата и др. вопросы. Рассмотрены основы лечебной физкультуры; показания и противопоказания к применению ЛФК. Приведены примерные комплексы лечебной гимнастики при различных заболеваниях. В разделе «Лечебный массаж» в краткой форме представлены основные сведения по данному вопросу. Для студентов медицинских вузов, а также спортивных врачей, реабилитологов, физиотерапевтов, методистов, инструкторов ЛФК и других специалистов.

Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. пособие / В. А. Епифанов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 568 с. : ил. — Библиогр.: с. 564-567 (40 назв.).

В учебном пособии изложена методика лечебной физической культуры (ЛФК) при заболеваниях внутренних органов, суставов и нарушениях обмена веществ; в травматологии, хирургии и ортопедии; при заболеваниях и повреждениях нервной системы; рассмотрены особенности ЛФК при заболеваниях детей, а также особенности занятий физическими упражнениями с отдельными контингентами населения (специальными медицинскими группами в школах и вузах, лицами среднего и пожилого возраста, беременными). В начале каждого раздела дается представление о болезни, ее этиологии (причинах) и патогенезе (механизмах развития), клинической картине и течении. Для аспирантов, инструкторов лечебной физической культуры, студентов высших учебных заведений, врачей и больных.

Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж [Текст] : учеб. / В. А. Епифанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 528 с. : ил. — Библиогр.: с. 521-522.

В учебнике представлены основные механизмы влияния различных средств лечебной физкультуры и массажа на организм больного, классификация физических упражнений. Выделены показания и противопоказания к применению физических упражнений и массажа, а также частные методики лечебной гимнастики при той или иной патологии, даны методические рекомендации. Механизмы влияния средств лечебной физкультуры на органы и системы представлены схемами и таблицами. Раздел, посвященный массажу, представлен обоснованием применения массажа при различных заболеваниях, травматических повреждениях. Выделены основные виды массажа, классификация его приемов. Определены показания и противопоказания к применению массажа, сочетание приемов лечебного, рефлекторно-сегментарного и точечного массажа. Описаны приемы массажа при заболеваниях отдельных органов и систем. Издание предназначено учащимся медицинских училищ и колледжей.

Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 160 с. : ил. — Прил.: с. 148-153.

Вопросы реабилитации больных занимают важное место в современной медицине, они охватывают не только медицинские, но и социальные и психологические проблемы. Большое значение в восстановительном лечении занимает работа сестринского медицинского персонала. Реабилитология преподается на факультетах Высшего сестринского образования медицинских вузов страны, это и обусловило необходимость выпуска данного пособия. Учебник написан в соответствии с программой по реабилитологии для студентов медицинских вузов по специальности 040600 «Сестринское дело» и основан на опыте преподавания данной дисциплины на факультете высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Пособие включает в себя общие вопросы реабилитации, вопросы физиотерапии, санаторно-курортного отбора и лечения, лечебной физкультуры, массажа и принципы реабилитации при патологии внутренних органов. Книга предназначена для студентов медицинских вузов.

Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : практ. пособие / Г. В. Каштанова [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Каштановой. — М. : АРКТИ, 2006. — 101 с. : табл. — (Развитие и воспитание). — Библиогр.: с. 98.

Практическое пособие содержит рекомендации по профилактике заболеваний пищеварительной системы, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушений обмена веществ и реабилитации детей дошкольного и младшего школьного возраста с такой патологией. Даются подробные описания комплексов соответствующей лечебной гимнастики, которые могут быть использованы на занятиях в образовательном учреждении и в домашних условиях. Пособие адресовано врачам-педиатрам, врачам и инструкторам лечебной физкультуры, а также воспитателям, организаторам физического воспитания, родителям.

Малявин, А. Г. Респираторная медицинская реабилитация [Текст] : практ. рук. для врачей / А. Г. Малявин. — М. : Практ. медицина, 2006. — 416 с. — Библиогр.: с. 413-415.

В руководстве систематизированы сведения о возможностях медицинской реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания. Материал изложен таким образом, чтобы помочь практическим врачам четко ориентироваться в этой области и обеспечить максимально полное восстановление на всех этапах медицинской реабилитации. Представлена подробная информация о методиках респираторной реабилитации, в том числе о применении постоянных и переменных токов, электромагнитных волн, светолечения, механических воздействий, бальнео- и климатотерапии, респираторной физиотерапии, ЛФК и др. Возможности этих методик оценены с точки зрения доказательной медицины, а также представлены наиболее адекватные реабилитационные комплексы как с позиций синдромно-патогенетического подхода, так и с нозологических позиций. Для терапевтов, пульмонологов, торакальных хирургов, специалистов в области медицинской реабилитации и других врачей.

Наглядная пульмонология [Текст] : учеб. пособие / Д. Уорд [и др.] ; пер. с англ. под ред. С. И. Овчаренко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 112 с. : ил. — Указ.: с. 106-109.

Учебное пособие включает в себя данные фундаментальной науки и патофизиологии. Приводятся описания случаев некоторых заболеваний и состояний, рассмотрены все основные вопросы строения и функции дыхательной системы. Во второе издание пособия включены новые темы: физическая нагрузка, анамнез и обследование; расширена глава по пневмонии; дополнены и переработаны большинство глав и рисунков. Пособие будет полезно студентам-медикам, врачам и медицинским сестрам.

Пульмонология [Текст] : клин. рек. / гл. ред. А. Г. Чучалин ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 226 с. — Библиогр. в конце глав. — Предм. указ.: с. 223-225.

Издание содержит клинические рекомендации по наиболее распространенным заболеваниям органов дыхания, подготовленные и рекомендованные Российским респираторным обществом. Клинические рекомендации включают действия врача по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации. В сборник вошли, в частности, рекомендации по хронической обструктивной болезни легких, внебольничной пневмонии, обострению бронхиальной астмы, артериальной легочной гипертензии и др. Предназначено практикующим врачам — терапевтам, пульмонологам, студентам старших курсов медицинских вузов.

Респираторная медицина [Текст] : рук. : в 2 т. / под ред. А. Г. Чучалина ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — Т. 1. — 800 с. : ил. — Библиогр. на CD. — Предм. указ.: с. 787-797. — Прил.: CD.

Впервые в истории российского здравоохранения вышло в свет двухтомное издание — «Респираторная медицина. Руководство». Оно составлено ведущими учеными страны, объединенными совместной работой в рамках Российского респираторного общества. Этот проект ученые разрабатывали в течение нескольких лет; они стремились проанализировать достижения в респираторной медицине, которые так стремительно накапливались в мировой практике в последние десять лет. В руководстве изложены как фундаментальные вопросы респираторной медицины (они представлены в первом томе), так и на высоком профессиональном уровне рассмотрены (преимущественно во втором томе) клинические аспекты патологии органов дыхания. Каждая глава руководства нашла свое отражение в лекциях академика РАМН А.Г.Чучалина (100 лекций, прочитанных в последние три года для молодых врачей, и они в формате DVD приложены к руководству). Приобретен уникальный опыт, когда каждое положение руководства находит отражение в соответствующей лекции. Монографический и лекционный материал изложен в модульной системе, аналогичной системе рекомендаций Европейского респираторного общества. Руководство рассчитано на широкий круг специалистов: терапевтов, пульмонологов, фтизиатров, онкологов и других специалистов. Большую пользу получат преподаватели, они свободно могут пользоваться слайдами, которых более десяти тысяч, анимационными фильмами, интервью с больными, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Респираторная медицина [Текст] : рук. : в 2 т. / под ред. А. Г. Чучалина ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — Т. 2. — 816 с. : ил. — Библиогр. на CD. — Предм. указ.: с. 803-814. — Прил.: CD.

Читайте также:  Сердечная астма и армия

Впервые в истории российского здравоохранения вышло в свет двухтомное издание — «Респираторная медицина. Руководство». Оно составлено ведущими учеными страны, объединенными совместной работой в рамках Российского респираторного общества. Этот проект ученые разрабатывали в течение нескольких лет; они стремились проанализировать достижения в респираторной медицине, которые так стремительно накапливались в мировой практике в последние десять лет. В руководстве изложены как фундаментальные вопросы респираторной медицины (они представлены в первом томе), так и на высоком профессиональном уровне рассмотрены (преимущественно во втором томе) клинические аспекты патологии органов дыхания. Каждая глава руководства нашла свое отражение в лекциях академика РАМН А. Г. Чучалина (100 лекций, прочитанных в последние три года для молодых врачей, и они в формате DVD приложены к руководству). Приобретен уникальный опыт, когда каждое положение руководства находит отражение в соответствующей лекции. Монографический и лекционный материал изложен в модульной системе, аналогичной системе рекомендаций Европейского респираторного общества. Руководство рассчитано на широкий круг специалистов: терапевтов, пульмонологов, фтизиатров, онкологов и других специалистов. Большую пользу получат преподаватели, они свободно могут пользоваться слайдами, которых более десяти тысяч, анимационными фильмами, интервью с больными, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Руина, О. Бронхиальная астма: профилактика и методы лечения [Текст] / О. Руина. — М. : Центрполиграф, 2006. — 128 с. : ил. — (Семейный доктор).

Опытный врач I категории, кандидат медицинских наук О. В. Руина написала эту книгу для тех, кто страдает бронхиальной астмой. В книге говорится о причинах, способствующих появлению и развитию этого заболевания, о профилактике и способах его лечения, о том, как жить с диагнозом «бронхиальная астма» полноценной жизнью.

Физиотерапия [Текст] : учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с. : ил. — (Б-ка врача-специалиста). — Библиогр.: с. 261.

В книге представлены основные разделы общей физиотерапии, рассмотрены биофизические основы лечебного действия различных физических факторов. Изложены методики применения, показания, противопоказания, а также приведены сведения о том, как подбирать параметры воздействия аппаратными и природными физическими факторами, чтобы повысить эффективность лечебного воздействия. Учебное пособие предназначено для физиотерапевтов, терапевтов, а также интернов и студентов, обучающихся в медицинских вузах.

Цой, А. Н. Бронхиальная астма: новые решения [Текст] / А. Н. Цой, В. В. Архипов ; А. Н. Цой, В. В. Архипов. — М. : МИА, 2007. — 320 с. : ил. — Библиогр. в конце глав.

В книге освещены современные подходы к диагностике и лечению бронхиальной астмы в свете положений Глобальной инициативы по бронхиальной астме (GINA). Даны комментарии и уточнения ко многим аспектам руководства, рассказывается о новых направлениях в терапии. Издание способствует адаптировать применение международного руководства GINA в условиях отечественной медицинской практики. Для пульмонологов, аллергологов, терапевтов, аспирантов, ординаторов.

Статьи из периодических изданий

Айрапетова, Н. С. Хроническая обструктивная болезнь легких: лечение, реабилитация, профилактика [Текст] / Н. С. Айрапетова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2009. — № 2. — С. 49-53. — Библиогр.: с. 53 (11 назв.).

Алеманова, Г. Д. Влияние гипобарической гипоксической стимуляции на клинико-иммунологическую эффективность и нейрогуморальную регуляцию при бронхиальной астмы у детей и подростков на этапе реабилитации [Текст] / Г. Д. Алеманова // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 22- 27. — Библиогр.: с. 27 (15 назв.).

Алеманова, Г. Д. Клинико-иммунологическая эффективность гипобарической гипоксии у детей, страдающих бронхиальной астмой [Текст] / Г. Д. Алеманова // Казанский медицинский журнал. — 2010. — № 2. — С. 176-179. — Библиогр.: с. 179 (12 назв.).

Алеманова, Г. Д. Прогнозирование эффективности гипобарической гипоксии у детей и подростков с бронхиальной астмой [Текст] / Г. Д. Алеманова // Российский вестник перинатологии и педиатрии . — 2010. — № Т. 55, № 3. — С. 61-66. — Библиогр.: с. 66 (16 назв.).

Арипов, Б. С. Экстракорпоральные методы гемокоррекции в терапии тяжелой бронхиальной астмы [Текст] / Б. С. Арипов, Р. Р. Солиев // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 10. — С. 26-30.

Бабаханова, Б. Н. Метод высокочастотной осцилляции грудной клетки в лечении детей с респираторной патологией [Текст] / Б. Н. Бабаханова, И. К. Ашерова // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 3. — С. 117-120. — Библиогр.: с. 120 (3 назв.).

Балаболкин, И. И. Современные подходы к терапии острой бронхиальной астмы у детей [Текст] / И. И. Балаболкин // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2010. — № 3. — С. 12-19. — Библиогр.: с. 19 (7 назв.).

Балаболкин, И. И. Терапия бронхиальной астмы у детей: современные подходы к лечению [Текст] / И. И. Балаболкин, В. А. Булгакова, Е. С. Тюменцева // Медицинский совет. — 2010. — № 1-2. — С. 34-39. — Библиогр.: с. 39 (12 назв.).

Бондарева, Г. П. Астматическая триада [Текст] / Г. П. Бондарева // Доктор ру. — 2010. — № 2. — С. 19-24. — Библиогр.: с. 23-24 (45 назв.).

Борукаева, И. Х. Комбинированный метод лечения с интервальной гипоксической тренировкой и энтеральной оксигенотерапией в реабилитации больных бронхиальной астмой [Текст] / И. Х. Борукаева // Вестник восстановительной медицины. — 2010. — № 4 (38). — С. 65-68. — Библиогр.: с. 68 (12 назв.).

Бронхиальная астма как фактор риска развития осложнений у больных хирургического профиля [Текст] / Ю. М. Морозов [и др.] // Хирург. — 2010. — № 8. — С. 29-33. — Библиогр.: с. 33 (12 назв.).

Булгакова, В. А. Профилактика и терапия острой респираторной инфекции у детей с бронхиальной астмой [Текст] / В. А. Булгакова, И. И. Балаболкин // Медицинский совет. — 2010. — № 5-6. — С. 23-27. — Библиогр.: с. 27 (5 назв.).

Григорьева, Н. Основные принципы физической реабилитации при ХОБЛ [Текст] / Н. Григорьева, А. Кузнецов, Е. Шарабрин // Врач. — 2010. — № 10. — С. 70-71. — Библиогр.: с. 71 (11 назв.).

Емельянов, А. В. Бронхиальная астма: как улучшить отдаленные результаты лечения? [Текст] / А. В. Емельянов, Г. Р. Сергеева // Consilium Medicum . — 2010. — № 3. — С. 80-84. — Библиогр.: с. 84 (28 назв.).

Емельянов, А. В. Характеристика взаимосвязи аллергического ринита и бронхиальной астмы [Текст] / А. В. Емельянов, Т. Е. Елизарова, Г. Р. Сергеева // Российский аллергологический журнал. — 2010. — № 5. — С. 75-81. — Библиогр.: с. 81 (40 назв.).

Есауленко, И. Э. Возможности лазеропунктуры и КВЧ-пунктуры в лечении больных бронхиальной астмой [Текст] / И. Э. Есауленко, А. В. Никитин, О. Л. Шаталова // Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 2. — С. 61-64. — Библиогр.: с. 64 (11 назв.).

Есауленко, И. Э. Применение лазеропунктуры больным бронхиальной астмой с сопутствующим хроническим риносинуситом [Текст] / И. Э. Есауленко, А. В. Никитин, О. Л. Шаталова // Вопросы курортологии, физиотерапии лечебной физической культуры. — 2009. — № 1. — С. 37-39. — Библиогр.: с. 39 (8 назв.).

Изменения микрогемоциркуляции слизистой оболочки бронхов у больных с бронхо-легочной патологией [Текст] / Н. Е. Чернеховская [и др.] // Вестник лимфологии. — 2010. — № 2. — С. 32-36. — Библиогр.: с. 35-36 (8 назв.).

Изменения фосфолипидных компонентов легочного сурфактанта и их коррекция при атопической бронхиальной астме у детей [Текст] / Р. М. Ларюшкина [и др.] // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 16-21. — Библиогр.: с. 21 (7 назв.).

Кароли, Н. А. Особенности функционального состояния эндотелия у больных бронхиальной астмой в зависимости от типов циркадного ритма артериального давления [Текст] / Н. А. Кароли, А. А. Рощина, А. П. Ребров // Артериальная гипертензия. — 2010. — № 4. — С. 390-394. — Библиогр.: с. 394 (15 назв.).

Клиническое занчение исследования показателей иммунного ответа у детей с бронхиальной астмой [Текст] / М. С. Седова [и др.] // Медицинский совет. — 2010. — № 7-8. — С. 9.

Колесникова, Н. О. Оценка эффективности вращающегося импульсивного магнитного поля в комплексной терапии больных бронхиальной астмой [Текст] / Н. О. Колесникова, Н. А. Рондалева, А. А. Букина // Здравоохранение. — 2010. — № 11. — С. 171-173.

Краева, В. Бронхообструктивный синдром [Текст] / В. Краева // Врач. — 2010. — № 10. — С. 27-29. — Библиогр.: с. 29 (17 назв.).

Крючков, Н. А. Биологические модели IgE-зависимой бронхиальной астмы: методологические особенности и перспективы применения [Текст] / Н. А. Крючков, Ю. Н. Башкатова, М. Р. Хаитов // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2010. — № 7. — С. 22-28. — Библиогр.: с. 27-28 (51 назв.).

Крючков, Н. А. Патогенетические аспекты бронхиальной астмы [Текст] / Н. А. Крючков // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2010. — № 8. — С. 46-51. — Библиогр.: с. 49-51 (81 назв.).

Кузнецова, Н. Р. Влияние кинезотерапии на физическое состояние больных бронхиальной астмой [Текст] / Н. Р. Кузнецова, М. А. Куценко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 2008. — № 5. — С. 20-23. — Библиогр.: с. 23 (19 назв.).

Лукина, О. Ф. Современные методы исследования функции внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой [Текст] / О. Ф. Лукина // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2009. — № 3. — С. 14-19. — Библиогр.: с. 19 (11 назв.).

Медалиева, Р. Х. Аппаратное снижение концентрации аллергенов в зоне дыхания — новая методика немедикаментозного лечения больных тяжелой бронхиальной астмой [Текст] / Р. Х. Медалиева // Пульмонология. — 2010. — № 4. — С. 111-114. — Библиогр.: с. 113-114 (21 назв.).

Метод измерения сопротивления дыхательных путей у детей дошкольного возраста, основанный на технике кратковременного прерывания потока [Текст] / Н. В. Малюжинская [и др.] // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 5. — С. 30-34. — Библиогр.: с. 34 (20 назв.).

Молчанова, Л. Ф. Оценка социально-экономической эффективности лечения больных бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях [Текст] / Л. Ф. Молчанова, И. В. Жукова // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2010. — № 4. — С. 76-79. — Библиогр.: с. 79 (8 назв.).

Овчаренко, С. И. Что может улучшить контроль течения бронхиальной астмы [Текст] / С. И. Овчаренко, М. Н. Акудова, А. Б. Смулевич // Consilium Medicum . — 2010. — № 3. — С. 62-67. — Библиогр.: с. 66-67 (23 назв.).

Огородова, Л. М. Оценка эффективности ведения больных бронхиальной астмой на уровне первичного звена здравоохранения [Текст] / Л. М. Огородова, О. С. Кобякова, Л. В. Абашина // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 39-45. — Библиогр.: с. 43-45 (10 назв.).

Опыт применения бронхофонографии в диагностике бронхиальной астмы [Текст] / А. А. Гусейнов [и др.] // Вестник новых медицинских техологий. — 2009. — № 4. — С. 133-135. — Библиогр.: с. 135 (10 назв.).

Показатели контроля бронхиальной астмы у больных с холодной гиперреактивностью бронхов [Текст] / В. П. Колосов [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 53-56. — Библиогр.: с. 56 (15 назв.).

Порахотько, Н. А. Патогенетические особенности хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы [Текст] / Н. А. Порахотько, И. М. Лаптева // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 120-123. — Библиогр.: с. 122-123 (33 назв.).

Проблема выбора технологий реабилитационно-восстановительного лечения [Текст] / И. В. Духанина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — № 6. — С. 50-52. — Библиогр.: с. 52 (5 назв.).

Пыцкий, В. И. Причины и механизмы ремоделирования органов при болезнях почек, сердечно-сосудистой системы и бронхиальной астме [Текст] / В. И. Пыцкий // Журнал Сердечная Недостаточность. — 2010. — № 4. — С. 249-254. — Библиогр.: с. 254 (23 назв.).

Расстройства аффективного спектра при бронхиальной астме и их терапевтическая коррекция [Текст] / В. Н. Краснов [и др.] // Доктор ру. — 2010. — № 4. — С. 34-38. — Библиогр.: с. 38 (10 назв.).

Рахимова, Д. А. Методы немедикаментозной терапии в коррекции оксидативного стресса и тканевой гипоксии у больных бронхиальной астмой, осложненной легочной гипертезией [Текст] / Д. А. Рахимова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2010. — № 6. — С. 9-12. — Библиогр.: с. 12 (11 назв.).

Респираторная инфекция и роль сывороточных биомаркеров при обострении атопической бронхиальной астмы [Текст] / Г. Э. Хаптхаева [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 46-52. — Библиогр.: с. 51-52 (45 назв.).

Савельева, М. И. Физические нагрузки, спорт и гиперреактивность бронхов [Текст] / М. И. Савельева, А. Н. Цой // Consilium medicum. — 2009. — № 3. — С. 37-44. — Библиогр.: с. 44 (21 назв.).

Симонова, О. И. Место кинезитерапии в базисном лечении хронических неспецифических заболеваний легких у детей: новые методики, ошибки и трудности [Текст] / О. И. Симонова // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 4. — С. 143-146. — Библиогр.: с. 146 (14 назв.).

Смирнова, И. Н. Аэрозольтерапия минеральными водами в лечении больных хроническим бронхитом и бронхиальной астмой [Текст] / И. Н. Смирнова, Т. Н. Зарипова, И. И. Антипова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2010. — № 3. — С. 18-22. — Библиогр.: с. 22 (6 назв.).

Современная классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей [Текст] // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 6-15. — Библиогр.: с. 14 (4 назв.).

Сомов, Д. А. Применение лечебной физкультуры при острых пневмониях [Текст] / Д. А. Сомов, И. Н. Макарова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2009. — № 2. — С. 45-49. — Библиогр.: с. 48 (63 назв.).

Титова, Л. А. Сравнительная оценка клинической эффективности применения местного и системного низкоинтенсивного лазерного излучения в комплексной терапии больных бронхиальной астмой на фоне гормональных нарушений [Текст] / Л. А. Титова, А. В. Никитин //Вестник новых медицинских технологий. — 2009. — № 4. — С. 217-219. — Библиогр.: с. 219 (4 назв.).

Федосеев, Г. Б. «Многоликая» бронхиальная астма [Текст] / Г. Б. Федосеев, В. И. Трофимов // Российский аллергологический журнал. — 2010. — № 1. — С. 40-52 . — Библиогр.: с. 50-52 (64 назв.).

Фридман, И. Л. Влияние тендерных различий на особенности течения бронхиальной астмы [Текст] / И. Л. Фридман // Казанский медицинский журнал. — 2010. — № 5. — С. 603-606. — Библиогр.: 606 (2 назв.).

Фридман, И. Л. Зависимость различных аспектов качества жизни больных бронхиальной астмой от социальных, клинических, лабораторных, функциональных показателей [Текст] / И. Л. Фридман, Е. В. Сухова // Пульмонология. — 2010. — № 5. — С. 90-93 . — Библиогр.: с. 93 (8 назв.).

Халикназарова, Р. М. Особенности течения и лечения бронхиальной астмы в зависимости от статуса курения [Текст] / Р. М. Халикназарова // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 12. — С. 63-66. — Библиогр.: с. 66 (13 назв.).

Шмелева, Н. М. Сочетание ХОБЛ и астмы. Особенности диагностики и лечения в амбулаторных условиях [Текст] / Н. М. Шмелева, О. А. Пешкова, Е. И. Шмелев // Лечащий врач. — 2010. — № 9. — С. 19-22. — Библиогр.: с. 22 (7 назв.).

Экспертиза качества диагностики бронхиальной астмы в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях [Текст] / В. В. Мещеряков [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — № 5. — С. 48-50. — Библиогр.: с. 50 (11 назв.).

Экспрессия цитокинов в конденсате выдыхаемого воздуха и ее взаимосвязь с клинико-функциональными показателями бронхиальной астмы [Текст] / И. Д. Дугарова [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 57-61. — Библиогр.: с. 61 (15 назв.).

Эффективность наблюдения врачом-аллергологом детей с бронхиальной астмой с оценкой их качества жизни [Текст] / Н. А. Ильенкова [и др.] // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 4. — С. 168-170. — Библиогр.: с. 170 (6 назв.).

Эффективность стратегий достижения и поддержания контроля над бронхиальной астмой в условиях реальной клинической практики: данные многоцентрового исследования СТРЕЛА-АСТ [Текст] / Е. С. Куликов [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 1. — С. 80-86. — Библиогр.: с. 86 (13 назв.).

источник