Меню Рубрики

Школы родителей бронхиальной астмой

Эффективность терапии бронхиальной астмы (БА) у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. В задачу настоящего раздела работы входило изучить зависимость активности в образовательных программах астма-школы родителей детей с БА от характеристик семьи.

Для выяснения значимости различных факторов, способствующих медицинской активности семей детей с БА в образовательных мероприятиях педиатрической астма-школы, был проведен статистический анализ с применением двух- и трехвходовых таблиц сопряженности и рассчитыванием критерия независимости c 2 Пирсона. Были даны характеристики семьи 91 детей, больных БА.

Более половины родителей, не участвующих в образовательных программах, были разведены. Соответствующий критерий c 2 имел значение 25,9 и значительно превышал критическую величину, что свидетельствовало об отрицательном влиянии развода родителей на их активность в работе астма-школы.

68,8% родителей, не участвующих в работе астма-школы, не могли обеспечить семье достойное материальное благосостояние — доход семьи был ниже прожиточного минимума. В то время как около половины родителей (50,8%), участвующих в образовательных программах, находились на уровне среднего прожиточного минимума. Критерий независимости c 2 имел высокое значение — 9,41. Это позволяло заключить, что плохое материальное благосостояние семьи заставляло родителей двигаться в направлении его улучшения и дезактуализировало значимость их участия в лечении детей.

65,6% матерей, не участвующих в работе астма-школы, имели загруженность на работе от 8 до 12 часов. Критерий независимости c 2 имел высокое значение 26,59 и свидетельствовал о влиянии продолжительности рабочего дня матери на ее возможность посещать астма-школу.

Более половины отцов (53,1%), не посещавших астма-школу на работе находились более 12 часов. Соответствующий критерий независимости c 2 имел значение 5,03, превышал критическое значение и указывал на значимость занятости отца на работе на его возможности в участии в работе астма-школы.

Таким образом, интересным является факт, что в работе астма-школы не участвовали родители, которые, с одной стороны, половину суток работали, а с другой, не зарабатывали себе ни достойного материального благосостояния, ни просторного жилья. К сожалению, отмеченная особенность относилась к работникам государственных учреждений, которые после рабочего дня вынуждены были работать на других работах, чтобы выправить положение низкой оплаты труда в бюджетных организациях 90,6% отцов, не участвовавших в работе астма-школы, употребляли алкоголь систематически. В 59,4% случаях семьи, не проявлявшие должной активности в образовательных мероприятиях астма-школы, имели неблагополучный психологический климат, конфликты встречались постоянно. Высокое значение критерия c 2 =19,38 указывало на значимое влияние психологического климата семьи на медицинскую активность родителей.

Неожиданным явился факт, что матери, не участвовавшие в образовательных мероприятиях астма-школы, в 43,8% имели высшее образование, а в 53,1% — среднее. Поскольку матери с высшим образованием, занятые на работе 8-12 часов, превалировали по встречаемости среди тех, кто не проявлял высокой активности на занятиях в астма-школе, то к ним, очевидно, нужно применять заочные формы обучения либо рекомендовать посещение коротких астма-дней.

Итак, по результатам раздела можно сделать вывод, что матери, не участвовавшие в образовательных мероприятиях астма-школы, были разведены, перегружены на работе, около половины имели высшее образование, лишь частично участвовали в воспитании ребенка. Отцы с низким участием в лечении ребенка были перегружены на работе, злоупотребляли алкоголем, создавали конфликтную обстановку в семье, частично участвовали либо устранялись от воспитания детей, не обеспечивали материальный достаток и нормальные условия проживания для семьи. Таким образом, был ограничен контингент родителей, в отношении которых врачам необходимо применять настойчивость в отношении их привлечения к лечению больных детей.

Работа представлена на заочную всероссийскую электронную конференцию «Диагностика, терапия, профилактика социально значимых заболеваний человека», 15-20 мая 2006 г. Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Читайте также:  Чего следует избегать при бронхиальной астме

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятия Темы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмой Что такое БА.
Причины появления болезни.
Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этом Причины развития приступа.
Алгоритм действий во время удушья.
Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечение Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером?
Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БА Спелеотерапия и галотерапия.
Дыхательная гимнастика.
Виды и техники массажа.
Лечебная физкультура.
Закаливание.
Пикфлоуметрия Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни.
Как пользоваться пикфлоуметром?
Ведение графика пикфлоуметрии.
Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

источник

Симптомы аллергии и приступы бронхиальной астмы часто усиливаются вскоре после начала обучения в школе. Тесный контакт ребенка с другими детьми в закрытых помещениях повышает интенсивность контактов с респираторными вирусами и перхотью животных, которую дети, контактирующие с домашними животными, приносят из дома. В первые недели школы концентрация пыльцы сорных трав также может быть высокой, о чем должны помнить родители, провожая ребенка в первый класс. Плюс, новая жизнь и обучение — это стресс, а подобные стрессорные реакции всегда негативно влияют на здоровье, временно подавляя иммунитет. Как же подготовиться к первому классу? Начинать нужно заранее.

Важно заранее поговорить с врачом, чтобы составить план действий по лечению бронхиальной астмы в школе. Важно пройти обследование, и если бронхиальная астма имеет аллергическое происхождение, обсудить возможность иммунотерапии. Если это невозможно в силу различных обстоятельств, план должен включать пошаговые инструкции, какое лекарство использовать для лечения симптомов бронхиальной астмы базово (постоянно) и при обострениях, какой препарат нужно использовать в качестве лечения перед тренировкой, номера телефонов врача и родителей, список триггеров, которые ухудшают течение астмы у ребенка.

В школах действуют разные правила, разрешающие детям приносить лекарства в школу. При записи ребенка в школу родители должны заранее узнать ее правила. Во многих учреждениях врач должен заполнить форму с перечнем лекарств, которые ребенок должен иметь с собой в школе. Кроме того, важно убедиться в том, что на территории школы есть медкабинет и там постоянно есть медработник.

В начале осени, когда начинается школьное обучение, пыльца сорняков и более прохладная погода могут привести к изменению состояния ребенка. Важно, чтобы родители заранее были готовы к этим изменениям, под контролем врача проводили превентивное лечение, которое может иметь большое значение в поддержании контроля над приступами астмы у ребенка.

Нужно также запланировать встречу с сотрудниками школы и медиком до или в начале учебного года. Нужно обсудить с ними вопросы, касающиеся обучения, уроков физкультуры, питания и возможной неотложной помощи, если ребенок почувствует себя плохо. Нужно взять с собой письменный план действий по лечению бронхиальной астмы, стоит отдать эти листочки учителю и медработнику школы, наряду с медицинской картой ребенка. Важно объяснить, в каких случаях ребенок использует ингалятор, как ему помочь при обострении, что делать далее. В большинстве случаев, при нетяжелом течении бронхиальной астмы, ребенок при обучении в школе практически ни в чем не будет ограничен.

Первые недели в школе могут быть временем, когда малыш испытывает стресс. Он может усугубить существующую аллергию и приступы астмы. Родители могут помочь своим детям справиться со стрессами нового учебного года, предварительно посещая курсы подготовки к школе и объясняя, что предстоит ребенку с началом обучения. Нужно дать ребенку возможность говорить и поднимать вопросы, которые его беспокоят, так легче пережить стресс. Переход на новый режим заранее, за несколько месяцев до школы и забота родителей, совместные действия перед школой (зарядка, завтрак) нередко уменьшают уровень стресса. Важно, чтобы родители во всем поддерживали ребенка, и не выделяли его из других детей только из-за болезни.

Нужно поговорить с врачом ребенка о том, когда нужно оставаться дома из-за проблем самой бронхиальной астмы или изменений в соматическом здоровье. С симптомами легкой астмы обычно можно посещать школу, но есть ряд факторов, которые необходимо учитывать при принятии решения о том, следует ли переходить на надомное обучение или иные формы из-за состояния здоровья. Естественно, что ежедневные и тяжелые приступы существенно ухудшают здоровье ребенка, и в таких случаях вопрос со школьным обучением стоит остро.

В целом, требуют остаться дома признаки простуды, лихорадка, ухудшение показателей внешнего дыхания на фоне обострения аллергии или иных проблем. Важно вызвать врача или прийти на прием, оценить здоровье ребенка и решить вопрос о том, когда можно выходить в школу на уроки после лечения.

Многие родители с теплотой вспоминают поездки в школьные лагеря и летние развлечения. Но ребенок с наличием бронхиальной астмы — это особая ситуация. В нашей стране нет специальных лагерей для детей астматиков, хотя есть санатории и лечебные центры, где можно организовать одновременно и лечение, и оздоровление ребенка перед школой. Если это легкая бронхиальная астма с редкими обострениями, родители могут обсудить поездку в обычный лагерь с врачом. У родителей часто есть контрольный список вещей, чтобы подготовиться к поездке детей в лагерь. Этот контрольный список астмы может помочь родителям, самим детям, страдающим астмой, и персоналу лагеря работать вместе, чтобы обеспечить безопасное пребывание в лагере. Однако, полноценно контролировать свое состояние ребенок дошкольник и младший школьник не всегда может, поэтому вопрос о летнем отдыхе в лагере стоит поднимать поле 10-12 лет.

К моменту начала школьного обучения ребенок уже должен знать о своей болезни максимум информации. То, как родители должны объяснять развитие бронхиальной астмы ребенка, зависит от таких факторов, как возраст и зрелость малыша, а также тяжесть заболевания. Важно обсудить, что происходит в дыхательных путях, как во время приступа, так и когда астма находится под контролем. Также, ребенок должен понимать, как и какие лекарства используются при астме, чтобы контролировать проблему во время приступов. Также важно, чтобы ваш ребенок знал, что многие дети страдают астмой, и каждый день ведут нормальную жизнь.

источник

Согласно Национальной программе «Бронхиальная аст­ма у детей. Стратегия лечения и профилактика» образова­ние больных и родителей детей, страдающих бронхиаль­ной астмой, является одной из важнейших задач, направ­ленных на улучшение медицинской помощи детям, повы­шения эффективности терапии и контроля за течением бо­лезни.

Цель образовательных программ — обеспечение паци­ента и его семьи необходимой информацией о заболева­нии и обучение навыкам самоконтроля, пользования инга­ляционной техникой и оказания первой помощи при астме.

На правильность диагностики, назначение адекватного лечения оказывают влияние восприятие родителями боль­ного ребенка советов врача соблюдение основных реко­мендаций по организации быта, диеты, лекарственной те­рапии.

Как показал опыт внедрения образовательных про­грамм последних лет, наиболее эффективной формой обучения родителей являются занятия в астма-школе под руководством специалиста в области детской астмы.

Перед циклом занятий родителям предлагается отве­тить на вопросы анкеты для того, чтобы выявить исходный уровень знаний об астме и в зависимости от этого расста­влять акценты при общении с ними. Как показала практи­ка, имеет место неосведомленность родителей больных детей о заболевании, о механизмах развития, причинах бронхиальной астмы, и это несмотря на то, что, как прави­ло, дети болеют в течение длительного времени, анамнез заболевания насчитывает от 2 до 12 лет. До сих пор широ­ко распространен страх перед использованием ингаляци­онных, гормональных препаратов. Большинство родите­лей старается отдать предпочтение немедикаментозным методам терапии.

Как правило, родители не знают о назначении пикфлуометров, спейсеров, других видов ингаляционной техники, почти половина детей не владеет правильной техникой ин­галирования.

В астма-школе родители и больные подростки убежда­ются в том, что они не одиноки, что рядом с ними люди со сходными проблемами, что им хотят и могут помочь изба­виться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью.

В процессе обучения родители получают информацию адаптированного характера:

• о современных методах лечения бронхиальной астмы;

• о лекарственных препаратах;

• о навыках контроля за симптомами заболевания;

• о приемах и методах неотложной помощи.

Форма проведения занятий — мини-лекция, во время ко­торой используются в качестве демонстрационного мате­риала плакаты, макеты, образцы лекарственных препара­тов, затем занятие продолжается в форме беседы, демон­стрируются фрагменты фильма «Бронхиальная астма у де­тей». Оптимальное число слушателей 10-12 человек. Па­раллельно дети осваивают навыки пользования ингаляци­онной техникой (ингаляторами, спейсерами), учатся поль­зоваться пикфлуометрами, вести дневники самоконтроля.

Первое занятие очень ответственное. Врачу, проводя­щему занятие, важно установить контакт с аудиторией, оп­ределить круг задач астма-школы.

Родителям объясняют, что бронхиальная астма — хрони­ческое заболевание. Начавшись в детском возрасте, брон­хиальная астма очень часто продолжается у взрослых лю­дей. Однако необходимо, чтобы родители больного ребен­ка поняли, что в настоящее время бронхиальную астму можно успешно контролировать и лечить.

Основная цель лечения — полноценная жизнь ребенка в физическом, психологическом и социальном плане.

Врач, проводящий занятие, рассказывает об основных видах аллергенов, приводящих к развитию аллергических реакций, лежащих в основе формирования бронхиальной астмы. Большое внимание уделяется вопросам домашней экологии, санационным режимам, элиминационным меро­приятиям, диете ребенка.

Подчеркивается, что бронхиальная астма — хрониче­ское заболевание.

Демонстрируются различные виды пикфлуометров. Объясняется, как с помощью пикфлуометра можно контро­лировать состояние ребенка, предсказывать обострение бронхиальной астмы, оценивать эффективность лечения. Родители учатся вести график пикфлуометрии.

Часть времени отводится для свободной беседы, во время которой родители имеют возможность обсудить волнующие их вопросы, связанные со здоровьем детей.

Большое внимание уделяется острым респираторным заболеваниям, необходимости их профилактики у детей.

Часто родители ограничивают физическую активность ребенка, так как физическая нагрузка провоцирует при­ступы бронхиальной астмы. Ребенок освобождается от за­нятий физкультурой в школе, ему не разрешают посещать спортивные секции. Однако необходимо знать, что брон­хоспазм в ответ на физическую нагрузку — проявление бронхиальной гиперреактивности, которая является след­ствием аллергического воспаления в бронхах. Назначение врачом адекватного противоастматического лечения при­водит, как правило, к исчезновению или уменьшению пос­ленагрузочного бронхоспазма. Больной бронхиальной аст­мой легкой и средней степени тяжести в период клиниче­ского благополучия не должен иметь значительных огра­ничений в физической нагрузке. Такой ребенок может не только вести активный образ жизни, посещать уроки физ­культуры, но и заниматься спортом.

Отдельного внимания заслуживает решение вопросов оказания необходимой психологической помощи семьям, имеющим ребенка, страдающего бронхиальной астмой. Очень важное значение имеют взаимоотношения в семье и особенности детско-родительских отношений. В этом плане к работе рекомендуется привлекать психолога. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, выяс­няется психологический климат в семье. Психолог прово­дит индивидуальную работу с детьми, страдающими бронхиальной астмой, в ходе которой осуществляется психологическое тестирование ребенка и психологиче­ская коррекция.

Читайте также:  Лечат ли пиявки бронхиальную астму

Обсуждаются современные подходы к терапии бронхи­альной астмы у детей. Как правило, врач назначает ребен­ку, страдающему бронхиальной астмой, препараты для си­стематического применения, которые воздействуют на ал­лергическое воспаление дыхательных путей и тем самым предупреждают обострение заболевания. Это так называ­емая длительная, базисная терапия бронхиальной астмы.

Родители знакомятся с препаратами, необходимыми при экстренном оказании помощи больному, обладающие бронхорасширяющим эффектом. Подчеркивается необхо­димость строго соблюдать дозы, предписанные врачом, так как при передозировке этих лекарств возможны ос­ложнения. Родители ребенка должны быть ориентированы на то, что препараты базисной терапии оказывают недос­таточное действие во время приступа астмы, а лекарства для экстренного оказания помощи не дают долговремен­ного эффекта, так как они не влияют на воспаление.

Родители учатся оказывать необходимую помощь ре­бенку во время приступа бронхиальной астмы. Необходи­мо научить родителей распознавать критерии тяжелого астматического приступа и немедленно обращаться за ме­дицинской помощью.

В процессе занятий обсуждается индивидуальный план терапевтических рекомендаций для каждого ребенка. В этот план включены рекомендации по питанию, мероприя­тия по уменьшению воздействия на ребенка причинно-зна­чимых аллергенов, вызывающих у него обострение забо­левания, указаны препараты, необходимые для лечения астмы у каждого ребенка.

В ходе образовательной программы родители и дети приобретают конкретные практические навыки. До курса занятий в астма-школе умели правильно пользоваться ин­галяторами только 57% детей. Правильную технику ингалирования продемонстрировали более 80% исследуемых детей при контроле со стороны родителей.

Опыт показывает, что предоставление пациентам ин­формации о заболевании реально позволяет улучшить ре­зультаты лечения детей. Точное и осознанное выполнение рекомендаций врача позволяет обеспечивать более эффек­тивный контроль над заболеванием.

Обучение всех, кто окружает больного, их сотрудниче­ство на всех этапах, коррекция микросоциального окруже­ния ребенка позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Основной целью проводимых мероприятий является со­здание ребенку возможностей для нормальной жизни, уче­бы, физического и психологического развития, то есть улучшение качества жизни ребенка.

Необходимо создание единой сети городских астма-школ с унифицированным подходом к обучению родите­лей детей, страдающих бронхиальной астмой, на основе положений Национальной программы.

источник

Астма-школа для детей и родителей. Лечение астмы

Почему возникает бронхиальная астма, имеет ли заболевание наследственную природу, как проводится лечение астмы? Какие аллергены наиболее опасны, и что надо предпринимать, если у ребенка началось удушье? На эти вопросы отвечает Галина Михайловна Махонина.

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, в основе которого лежит аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов.

Типичный приступ бронхиальной астмы характеризуется затрудненным дыханием (преимущественно на выдохе), сухим кашлем и мучительными приступами удушья. Но бывают проявления и не такими яркими, в этом случае только врач может решить, бронхиальная астма у ребенка или нет, — говорит Галина Махонина.

Досье. Галина Михайловна Махонина, , педиатр высшей категории. В 2003 году получила звание Заслуженного работника здравоохранения Московской области. В Московском областном детском консультативном центре работает с 1983 года. Ведет консультативный прием детей с аллергопатологией из всех районов Московской области, выезжает в города и районы МО для выявления аллергических заболеваний. В году организовала Школу бронхиальной астмы, в течение 14 лет является ее руководителем. Галина Михайловна активно пропагандирует организацию в городах Подмосковья.

Бронхиальная астма — очень распространенное заболевание. В мире насчитывается порядка 300 млн больных. Наиболее подвержены заболеванию дети. Начавшись в детстве, бронхиальная астма у многих больных продолжается и в зрелом возрасте. Если вовремя не взяться за лечение астмы, есть угроза стать инвалидом. У большинства пациентов она передается по наследству, а провокаторами приступов могут стать шерсть животных, пыль, пыльца деревьев и цветов, пищевые продукты, сильные запахи, сигаретный дым и даже переохлаждение и респираторные инфекции.

Обучение в является очень важным для тех людей, у кого в семье есть больные дети.

— Что является признаками бронхиальной астмы? Какую первую помощь должны оказывать родители детям при возникновении приступа?

— Признаки бронхиальной астмы — это приступы затрудненного дыхания и удушье, которые сопровождаются свистящими хрипами, чувством стеснения в груди, кашлем. Приступ бывает особенно мучителен по ночам или ранним утром. До приезда скорой помощи родители, , должны успокоить ребенка: их спокойствие и уверенность — обязательные условия. Если ребенок маленький, надо его посадить в кроватке или взять на руки, дать питье, имеющее щелочную среду. , воспалительная реакция имеет кислую среду и ее надо нейтрализовать, а , ребенок отвлекается, когда пьет мелкими глотками. Обязательно в течение первых минут пациенту необходимо принять бронхолитик быстрого действия, рекомендованный лечащим врачом. Обучение методам использования бронхолитика с учетом возраста ребенка тоже осуществляется на занятиях в .

— Какие причины способствуют тому, что у детей возникает астма?

— Причин астмы у детей много. Самым значительным фактором считается генетическая предрасположенность в сочетании со склонностью к аллергическим реакциям. При этом аллергены и раздражители могут быть самыми разными. Это и клещи домашней пыли, и пыльца растений, и вещества, выделяемые домашними животными.

Пищевые аллергены тоже могут быть источниками приступа. Чаще всего он возникает на чужеродные белки — морепродукты, креветки, икру, рыбу. Даже запах морских продуктов у некоторых детей может вызвать проявление тяжелых приступов бронхиальной астмы.

Астматики могут реагировать только на один фактор или на многие. Тут очень важно понять, что вызывает обострение болезни именно у вас. А сделать это может врач с помощью специальных исследований. Лечение астмы в дальнейшем основывается на этих данных.

— Бронхиальная астма — это наследственное заболевание?

— В основном, да. Я расскажу вам историю, которая ярко свидетельствует об этом. У одного моего маленького пациента время от времени возникали приступы бронхиальной астмы. Отмечались они до раз в год и родители заметили, что это происходит после посещения цирка. Когда родители впервые привели мальчика на прием, я предложила аллергообследование и папе, и сыну. Отец сказал, что они пройдут обследование, но только после того, как вернутся из Испании. Я не стала настаивать, потому что это было решение взрослого человека, хотя потом об этом пожалела.

По возвращении на родину родители рассказали мне жуткую историю. Они чуть не потеряли ребенка страшнейшего приступа бронхиальной астмы, который случился во время катания на лошадях. Ребенку удалось помочь до приезда «скорой помощи» только потому, что у из прохожих оказался ингалятор. Родители были напуганы, отдых превратился в пытку, они ждали повторения приступа и сильно нервничали. Вернувшись на родину, они поспешили к врачу.

Я назначила аллергопробы, в результате которых выяснилось, что у ребенка сильнейшая аллергия на перхоть лошади. Отец тоже сдал анализы, и я старательно стала расспрашивать его про наследственность. Взрослый мужчина ничего не вспомнил сразу, но, возвратившись домой, начал проводить расследование, и небезрезультатно. Оказывается, его дедушка был конюхом, а полноценной его работе мешала тяжелейшая бронхиальная астма, развивавшаяся при контакте с животным.

Аллергологи — как детективы, им важно знать все, что происходит в доме: что окружает малыша, как он питается, какая наследственность у ребенка.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Читайте также:  Чем натирать грудь при астме

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Спросите детей, знают ли они, что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма — это заболевание, при котором возникают приступы удушья, становится «трудно дышать», периодически возникает затрудненное дыхание, кашель или хрипы, и это связано с изменениями в дыхательных путях.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание и если дети будут внимательны на занятиях, то скоро узнают, что и как нужно делать, чтобы не было приступов удушья.

Понятие «Сходство» и «Различие»

Попросите детей достать карманное зеркало и посмотреть в него на себя. На вопрос, на кого вы похожи, каждый ребенок скажет, что общего и в чем отличие его от мамы и папы и что общего с ближайшими родственниками.

Обратите внимание детей на то, что признаки сходства с родными передаются по наследству, но существуют и различия, т.е. признаки, которые принадлежат каждому человеку отдельно. У каждого ребенка и его родственников существуют сходства и различия не только внешние, но и внутренние, которые нельзя увидеть в зеркале, например, группа крови, форма желудка и т.д. Аллергические заболевания бывают разными, например, аллергический насморк, пищевая аллергия, крапивница, бронхиальная астма. Бронхиальная астма у разных людей проявляется тоже по-разному, и эти особенности нужно знать. Например, у одних людей бронхиальная астма начинается в 2-3 года, у других — в школьном возрасте, у третьих — в старости. Приступы удушья могут возникать у одних чаще ночью, у других — днем, зимой или летом и т.д.

Почему возникает приступ астмы?

У некоторых людей бронхи очень чувствительны. При воздействии определенных веществ (аллергенов), бронхи у них будут реагировать следующим образом:

1 — бронхи сжимаются. Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и сдавливают бронхи. Такое состояние называется спазмом бронхов — бронхоспазмом. Воздух уже не может по ним свободно проходить в легкие. Поэтому легкие не получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный организму отработанный воздух с углекислым газом.

2 — бронхи заполняются слизью. Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы), слизи вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более затрудняет дыхание.

3 — стенка бронхов набухает. Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются. Они увеличиваются в размере, утолщаются также, как опухает поврежденный палец, когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с еще большим трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.

Таким образом, можно сказать, что бронхиальная астма — это хроническое аллергическое заболевание, т.е. заболевание, которое продолжается длительно. В основе бронхиальной астмы лежит воспаление бронхов.

Для облегчения запоминания сравнить степень сужения бронхов с цветовыми сигналами светофора: зеленый — просвет бронхов широкий, дышать легко, желтый — просвет бронхов начинает сужаться, дышать немного тяжелее, чем обычно, особенно при физической нагрузке, красный -просвет бронхов сужен.

Усвоение урока. Ребенок усвоил урок, если он может описать общую физиологию астмы. Попросите ребенка описать, что происходит в легких во время приступа астмы.

Один из важнейших моментов для больного с бронхиальной астмой — это знать свои симптомы. Если ребенок сможет научиться узнавать свои ранние симптомы, то сможет сделать все необходимое, чтобы предотвратить ухудшение состояния.

Симптом — это сигнал обострения бронхиальной астмы. Спросить детей, какие они знают симптомы бронхиальной астмы. Попросить вспомнить свой последний приступ (или обострение заболевания): приступ удушья возник у них сразу или были до него какие-нибудь другие симптомы, например, насморк, чихание, кашель, головная боль?

Объяснить, что такое предупреждающий симптом (сигнал), перечислить различные возможные симптомы-предвестники. Напомнить детям, что у каждого человека возможны свои индивидуальные особенности заболевания, в т.ч. и симптомы-предвестники.

Симптомы бронхиальной астмы.

Когда вход воздуха в легкие и выход его обратно затруднен, становиться очень трудно дышать. У одних людей появляется кашель, у других — свист (свистящий звук возникает при проталкивании воздуха через слишком узкое отверстие бронхиальных трубочек), некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха.

В действительности происходит вот что: воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается как бы в ловушке, так как он уже не может оттуда выйти, а свежий воздух не может туда войти. При этом дыхательные движения (вдох — выдох) становятся короткими, частыми и неглубокими.

Очень важно знать, как проявляется болезнь у каждого, каковы симптомы. Если научиться правильно распознавать свои симптомы в самом начале, то можно предпринять необходимые меры для того, чтобы нарушение дыхания не стало еще более сильным.

Задание 1. Заполнение листа симптомов-предвестников и обострения бронхиальной астмы.

Детям раздаются листы симптомов-предвестников (Форма 1). Каждому предлагается отметить симптомы, которые предшествуют приступу бронхиальной астмы. Обратить внимание на важность ощущения этих «ранних» симптомов обострения бронхиальной астмы, т.к. во время их появления можно принять соответствующие меры (о которых они узнают на последующих занятиях) и предотвратить развитие приступа удушья. Дополнить список своими симптомами.

Задание 2. «Цветовые сигналы светофора», «Ты на месте водителя машины»

Детям многие важные положения могут излагаться в форме игры «Ты — на месте водителя автомашины». Педагог объясняет детям правила игры: бронхиальная астма сравнивается с машиной, при полной исправности всех механизмов машины, когда нет симптомов астмы и нет причин, способных ухудшить состояние, — дорожному движению нет препятствий. Появление симптомов ухудшения состояния — является препятствием движению. На месте водителя машины каждый из участников группы.

Для наглядности демонстрируются следующие пособия:

Контуры человека, прикрепленные на стене, предварительно закрашенные в зеленый, желтый и красный цвета. Зеленый — симптомов бронхиальной астмы нет -«Двигаюсь на полной скорости». Желтый — появились ранние симптомы-предвестники (насморк и слезящиеся глаза, кашель, чихание, головная боль, боль в шее, зуд, усталость и слабость, боль в животе, жар, дрожь) — «Должен сбавить скорость». Красный — симптомы приступа бронхиальной астмы (бронхоспазма): боль в грудной клетке, сдавливание в груди, затрудненное дыхание — «Должен остановиться, нужна помощь».

Схематическое изображение бронхов, предварительно закрашенных в зеленый, желтый и красный цвета. Проводится аналогия с соответствующими симптомами на контурах человека. На занятии дети могут сами раскрашивать эти бронхи.

Попросить детей показать на схематическом изображении бронхов, какие бронхи соответствуют цветным «человечкам» и почему.

Задание 3. Проверка знаний симптомов бронхиальной астмы

Работа с контуром человека. Раздать каждому ребенку маленький контур человека, цветные карандаши. Напомнить, что симптомы-предвестники обозначаются желтым цветом, а симптомы приступа астмы — красным.

Выбрать признаками симптомов-предвестников и симптомы приступа бронхиальной астмы из предлагаемых списков.

Нарисовать их на контуре человека в тех областях тела, где проявляются эти симптомы.

Пронумеровать симптомы в той последовательности, в которой они появляются при приступе бронхиальной астмы. Обратить внимание на важность определения ранних симптомов ухудшения, симптомов-предвестников, чтобы суметь предотвратить приступ бронхиальной астмы.

Нарисовать выражение лица на схеме или описать свои чувства во время приступа бронхиальной астмы.

Усвоение урока: дети усвоили урок, если они могут назвать свои симптомы-предвестники бронхоспазма и сообщить о них родителям. Если ребенок не может идентифицировать свои симптомы, попросите родителей обсудить с ним его последний приступ и помочь ему разобраться в ранних симптомах.

Целесообразно выполнять задание 1 и 2 в форме общего обсуждения, поясняя каждый симптом бронхиальной астмы.

Тема 2. Совместное занятие детей и родителей

1. Сравнение и уточнение каждой семьей индивидуальных симптомов бронхиальной астмы у детей.

Родители садятся рядом с детьми и совместно с ними сравнивают свои и детские листы симптомов-предвестников и симптомов приступа астмы, на контурах человека. Необходимо 3-5 минут для обсуждения каждой семьей возникших разногласий.

2. Подведение итогов по определению симптомов бронхиальной астмы.

По результатам работы детей и родителей обращается внимание на более или менее распространенные симптомы бронхиальной астмы в данной группе. Кратко обсуждаются сходство и различие симптомов при бронхиальной астме.

3. Проверка понимания симптомов зеленой, желтой, красной зон

Инструктор называет различные симптомы, а дети и их родители поднимают соответствующий дорожный знак.

4. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление

Упражнения проводятся в центре комнаты лежа на ковре или сидя на своем месте. Длительность упражнений 5-7 минут. Цель расслабляющей гимнастики — научить умению расслабляться, сохранять спокойствие во время приступа астмы, а также дать отдых детям и переключиться на другой род деятельности.

Выполняется сидя на стуле или лежа на полу.

Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела.

Предлагается закрыть глаза и опустить подбородок на грудь.

Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья.

Каждый раз после напряжения, следует полное расслабление, которое сопровождается воображением пребывания в наиболее красивом и приятном месте.

Предложите детям придумать, как еще можно сохранить спокойствие, например, занявшись любимым делом.

Ребенок усвоил урок, если он может продемонстрировать быстрое расслабление или может описать ряд способов релаксации. Ребенок во время приступа астмы должен применять способ расслабления.

Страх во время затрудненного дыхания может привести к ухудшению состояния ребенка. Очень важно сохранять спокойствие и попытаться расслабиться.

Почему надо оставаться спокойным? Две основные причины:

Когда человек с бронхиальной астмой нервничает или возбуждается, то дыхание становится поверхностным, частым и таким образом мало воздуха поступает в легкие и выходит обратно. Мускулатура грудной клетки сокращается и диафрагма не может нормально функционировать. Это состояние называется гипервентиляцией.

Когда человек расстроен или нервничает, он не способен принимать правильные решения. Если в этот момент необходимо попросить кого-либо о помощи, то не всегда можно как следует объяснить свою проблему. Кроме того, нервозность одного человека передается другим людям.

Усвоение урока: ребенок усвоил урок, если он может сформулировать причины, почему следует сохранять спокойствие.

Для осуществления самоконтроля за своим состоянием любой человек должен уметь измерять частоту пульса и дыхания. В норме у детей старше 7 лет частота сердцебиения составляет 80 ударов в минуту, частота дыхания — в пределах 20 в минуту. Дети и родители обучаются подсчету пульса и частоте дыхания.

Предлагается завести дневник наблюдения, где записывать частоту пульса и дыхания до и после проведения занятий на релаксацию.

Выполнять упражнения «напряжения и расслабления» 2 раза в день по 5-7 минут. Записывать данные пульса и частоты дыхания до и после упражнений.

Предложить обсудить на следующем занятии, кто использовал эти упражнения и какой при этом наблюдался эффект.

Во время проведения занятий на релаксацию, говорите медленно, мягким, спокойным голосом, чтобы дети успели почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами. Подчеркните важность сохранения спокойствия для купирования приступов астмы.

источник