Меню Рубрики

Садик для детей с бронхиальной астмой

Девчонки, ну посоветуйте же мне что-либо! Вся измучилась в дУмах. Ребёнку 4,5 годика. В июне поставили астму — сказали, «вытаскивать» ребёнка — влажные виды спорта (хоккей, фигурное, бассейн), борьба. Плюс я планировала отдать в садик — для развития. А теперь — страшно. Болеть-то ему совсем не стОит. Нашла курсы развития — платные, разумеется. Бассейн. Каратэ (не уверена, что на дыхание). И всё вместе — не уверена, что потянем, ибо у старшего ребёнка тоже платная школа. Муж, конечно, «ЗА», а я мучаюсь.
Вопрос. Так ли страшен детский сад и так ли он ребёнку нужен? Что ещё можно для него сделать? Как укреплять иммунитет и развивать лёгкие? А бассейн правда такой полезный?

у нас в саду ходит с БА с яселек,ничего ,болели реже чем мы.Я знаю они каждый год для профилактики ложились в больницу, а летом за город на все лето.

Про лето — да, я понимаю, детки в Болгарии обычно, а этим летом (из финансовых соображений) — на даче. Как сын у меня вообще умудрился астмой заболеть — не представляю.

У нас тоже БА у младшего. В сад ходим, на дом приходит логопед заниматься. Болеем раз в 2 месяца. Сначала темпа, потом бронхит с сипами и хрипами. Пульманолог тоже посоветовала борьбу. Хочу в бассейн тоже, но останавливает хлорка. На нее может быть приступ. Слышала, что есть бассейны с бесхлорным очищением. Но мы попробуем в обычный с осени..

Вот-вот. Нам тоже ещё и логопед нужен. Где ж на это всё денег взять. Короче, не знаю я, что с ним делать. А почём у Вас логопед? 🙂 Может, нас тоже такого надо?

Если можете — не водите в сад.
У моей астма, ходит в обычный сад (но он новый, со стеклопакетами, тёплыми полами, бассейном). Болеет 🙁 до НГ ещё ничего, не часто, а потом ветрянку из сада принесла и иммунитета совсем не стало: неделю в саду, неделю дома. А после болезней обострения БА 🙁

Ну блин. И бассейн не влияет?

Вот-вот. Нам тоже ещё и логопед нужен. Где ж на это всё денег взять. Короче, не знаю я, что с ним делать. А почём у Вас логопед? 🙂 Может, нас тоже такого надо?

В сад мы ходим только ради общения с детьми. Когда дома сидит месяц — одуревает.. Логопед вообще не дешевое удовольствие. У меня хорошая знакомая логопедом работает, вот и к нам ходит заниматься, берет половину стоимости — 350 руб за занятие..

В сад мы ходим только ради общения с детьми. Когда дома сидит месяц — одуревает.. Логопед вообще не дешевое удовольствие. У меня хорошая знакомая логопедом работает, вот и к нам ходит заниматься, берет половину стоимости — 350 руб за занятие..

Одурение — совсем нехорошо, но здоровье — самое главное. Может, дудочку какую купить? А на спорт вы ходите? С логопедом всё ясно.

Нам тоже ставят астму, нам 4 года. Аллерголог сказала категорично- в сад лучше не ходить, потому как любая инфекция = очередная обструкция. Посоветовала ходить в бассейн, и на пение или какие нибудь духовые инструменты (типа трубы, флейты). Но сказала, что на заниматься надо регулярно, иначе это все без толку. В прошлый год ходили в сад- но это ужас, неделю в сад- две дома. В этом году не хочу, буду бабушку уговаривать сидеть дома. Лучше какие нибудь развивалки поищу рядом с домом. Может попробую в садике договориться водить только на занятия — я им больше доверяю, чем наоткрывавшимся как грибы развивалкам.

В садике занятия с теми же детками, в тех же условиях — имхо те же инфекции. Плюс, мой мамусик поработал в садике (хорошем, Матвиенко курирует) — сказала «абсолютно никакого развития» — так что — как повезёт. Да и развивалки разные бывают. Очень чудесная у нас на Просвете была, но мы оттуда переехали. А с духовыми надо что-то придумать. Борьбы, кроме каратэ, у нас рядом нет, но она не особо на дыхание, вроде.

А пробовал кто-нибудь дыхательную гимнастику по Стрельниковой?? Я вот купила книжку и видео уроки посмотрела в инете. Но я то сделать могу, а вот ребенок пару раз сделал и отказывается. Пульманолог похвалила такую гимнастику, но вот как ребенка заставить??

Сейчас тоже поищу — спасибо! :support:

А пробовал кто-нибудь дыхательную гимнастику по Стрельниковой?? Я вот купила книжку и видео уроки посмотрела в инете. Но я то сделать могу, а вот ребенок пару раз сделал и отказывается. Пульманолог похвалила такую гимнастику, но вот как ребенка заставить??

А моя сразу отказалась. за то мне очень помогает при мигренях :support:. В садик ходим, болеем много, очень много. если есть возможность, то сад начинать не стоит. У меня дочка поет (как может) в хоре. Думаю насчет бассейна. там палка о двух концах: пойдем в бассейн начнет еще больше болеть, не пойдем — так и будет болеть. в перспективе хотелось бы что-то типа флейты.

А моя сразу отказалась. за то мне очень помогает при мигренях :support:. В садик ходим, болеем много, очень много. если есть возможность, то сад начинать не стоит. У меня дочка поет (как может) в хоре. Думаю насчет бассейна. там палка о двух концах: пойдем в бассейн начнет еще больше болеть, не пойдем — так и будет болеть. в перспективе хотелось бы что-то типа флейты.

Вот мой мамусик про бассейн то же самое говорит.

Вот мой мамусик про бассейн то же самое говорит.

Вот и я всего боюсь. думаю либо школа искусств на Коллонтай, либо бассейн. И то и другое не потяну ни морально, ни материально. Но под колпаком жить нельзя, будем по-тихоньку штурмовать.

источник

1. В астма-школе родители получают знания о бронхиальной астме и навыки физической реабилитации.

2. Занятия проводят профессиональные преподаватели — сотрудники медицинских вузов при участии персонала детского сада.

3. Родителям нужно знать, что психическое напряжение провоцирует обострение астмы у ребенка.

4. Для предупреждения приступа бронхиальной астмы у детей родители должны уметь контролировать состояние проходимости бронхов.

Астма-школы, как правило, создаются на базе детских поликлиник, аллергологических стационаров. Но в некоторых случаях занятия астма-школы удобнее проводить непосредственно в дошкольной образовательной организации. Так получилось и у нас.

В течение 19 лет (до 2014 года) детский сад № 20 города Северска Томской области имел статус детского сада присмотра и оздоровления и комплектовался часто болеющими детьми и детьми с аллергической патологией. До 40% наших воспитанников болели бронхиальной астмой. Дети от 1,5 до 7 лет поступали в детский сад на год для реабилитации. Через год психолого-медико-педагогическая комиссия решала вопрос о дальнейшем пребывании или переводе в обычный детский сад.

Курс реабилитации в детском саду включал:

  • базисную терапию бронхиальной астмы (индивидуально под контролем врача);
  • специфическую профилактику гриппа (вакцинация в предэпидемический период);
  • неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (курсовой прием индукторов интерферона);
  • закаливающие процедуры, ЛФК;
  • галотерапию;
  • пребывание в гипоаллергенной среде;
  • массаж;
  • обучение в астма-школе;
  • психологическую поддержку детей и их родителей.

Таким образом, астма-школа — необходимая часть программы реабилитационных мероприятий.

Астма-школа в нашем детском саду была открыта в октябре 2003 года под руководством Татьяны Анатольевны Шемякиной — кандидата медицинских наук, доцента кафедры педиатрии Сибирского государственного медицинского университета, специалиста с 25-летним стажем работы с детьми-астматиками и опытом преподавания в астма-школе. К работе в школе привлечены врач-педиатр детского сада и инструктор по физической культуре.

Преподаватели астма-школы ставят перед собой следующие задачи:

  • дать представление родителям о причинах, симптомах, характере течения бронхиальной астмы у детей, способах лечения;
  • научить родителей распознавать приближение приступа бронхиальной астмы, оценивать тяжесть состояния ребенка во время приступа;
  • научить родителей оказывать помощь во время приступа бронхиальной астмы;
  • объяснить назначение и научить пользоваться такими приборами, как спейсер, пикфлоуметр, дозированный ингалятор, небулайзер;
  • сформировать у родителей навыки физической реабилитации (массаж, дыхательная гимнастика, закаливание);
  • дать представление о психологических аспектах, влияющих на течение бронхиальной астмы у детей; обучить способам психологической разгрузки.

Самое подходящее время для начала занятий в астма-школе — сентябрь — октябрь. Летом детский сад комплектуется новым составом воспитанников, и для повышения эффективности реабилитационных мероприятий обучение родителей нужно начинать как можно раньше.

Курс обучения в астма-школе включает 8 занятий, которые лучше проводить раз в неделю в вечернее время.

Теоретический курс предназначен только для родителей. Каждое теоретическое занятие состоит из двух частей: лекции по заданной теме и ответов лектора на вопросы родителей. Чтобы теоретический материал воспринимался легче, лекции сопровождаются мультимедийной презентацией.

На практических занятиях могут присутствовать родители и дети. Специалисты отрабатывают с ними навыки дыхательной гимнастики, массажа, закаливающих процедур. Демонстрационный материал практических занятий: пикфлоуметр, спейсер, небулайзер, образец дневника самоконтроля.

Содержание занятий приведено в таблице .

В первый год работы астма-школы все занятия — и теоретические, и практические — вел руководитель. Параллельно он обучал методике проведения занятий врача-педиатра нашего детского сада.

Инструктор по физической культуре помогал проводить практические мероприятия. Он продолжал консультировать родителей о технике выполнения дыхательных упражнений и закаливающих процедур даже после окончания курса обучения в астма-школе.

За период существования астма-школы (2003–2014 годы) было обучено 67 родителей. Они показали высокие результаты как по теоретическому, так и по практическому курсу.

Эффективность занятий определялась по уровню знаний слушателей до начала и после окончания курса обучения. Для этого родители заполняли опросные листы, где по 5-балльной шкале оценивали свои знания и навыки .

До начала обучения родители лучше всего знали о применении небулайзера (3 балла) и препаратов неотложной терапии (2,11 балла). В процессе обучения их знания и навыки были усовершенствованы.

Уровень знаний матерей о сути аллергического процесса вырос с 2,53 балла на момент начала обучения до 4,13 балла к окончанию курса занятий.

Осведомленность родителей о пикфлоуметрии возросла с 0,31 до 3,36 балла.

Обучение позволило повысить уровень знаний и навыков реабилитации с 1,65 до 4,01 балла. Если до начала обучения значение массажа и умение его применять было оценено на 1,61 балла, навыки дыхательной гимнастики — на 1,27 балла, закаливания — на 2,11 балла, то к окончанию курса занятий эти показатели увеличились до 4,17, 3,75 и 4,17 соответственно.

Но самый важный результат в том, что родители переосмыслили свое отношение к бронхиальной астме, научились не бояться этого недуга, а «уживаться» с ним, наполнять каждый день жизни ребенка новыми впечатлениями, позитивными эмоциями. За время пребывания в нашем детском саду у большинства воспитанников отмечено улучшение в течении астмы (снижение частоты обострений, уменьшение их длительности)

источник

Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 374 раза

Пахоменкова И. А. Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4732/ (дата обращения: 07.09.2019).

Педагогами государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 компенсирующего Калининского района Санкт — Петербурга накоплен интересный опыт по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В 1995 году на базе нашего учреждения открылся специализированный детский сад, что было вызвано увеличением в городе и районе количества детей, страдающих тяжелыми аллергическими заболеваниями.

Нам удалось решить многие проблемы и создать условия для пребывания детей «аллергиков» в образовательном учреждении (далее ОУ).

В наш детский сад приходят дети с такими диагнозами, как бронхиальная астма, бронхит, целиакия, различные формы аллергии, часто болеющие, дети, которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения. По данным мониторинга здоровья детей в нашем учреждении преимущественно составляют дети со, второй и третей группами здоровья.

В ОУ утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогами ОУ. На протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками осуществляется по разработанной в учреждении программе «Здоровье».

Одним из главных факторов оздоровления воспитанников ДОУ является правильная организация оздоровительных режимов. В практике режим определяется педагогами и специалистами на медико-педагогическом совещании. В листе здоровья фиксируются: коррекция учебной нагрузки, индивидуальны рекомендации по режиму двигательной активности и режиму дня (длительность сна, вкусовые предпочтения и диеты, темп деятельности).

Обязательными условиями оздоровительных режимов в ОУ являются: создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата в группе, увеличение продолжительности дневного сна, строгое соблюдение режима в течение дня со сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе, увеличение двигательной активности.

Воспитательно-образовательный процесс в ОУ строится так, что ведущая роль отводиться проведению оздоровительных и профилактических мероприятий. Они проходят в индивидуальной и подгрупповой формах: на занятиях по физической культуре, занятиях по плаванию, ЛФК, в совместной деятельности. Лечебно-профилактические мероприятия: витаминопрофилактика, физиопроцедуры, массаж, и др. назначаются врачом аллергологом.

Чрезвычайно важным в профилактике бронхиальной астмы у детей является создание «гипоаллергенного» быта, когда количество и силы факторов, провоцирующих аллергию, сведены до минимума. С этой целью, при организации предметного пространства, частично исключены из развивающей среды мягкие и тканевые игрушки (заменены на моющиеся), в «уголках природы» исключены живые обитатели, пахнущие растения и некоторые виды цветущих растений. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: обязательной влажной уборки, сквозного проветривания с последующей ионизацией воздуха лампами Чижевского, облучения бактерицидными лампами спален и раздевалок.

Читайте также:  Можно ли при бронхиальной астме принимать аспирин

Важную и решающую роль в оздоровлении и укреплении здоровья детей отводиться занятиям по физической культуре. Они проходят в разнообразной игровой форме с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологии, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья участников образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Рассмотрим важнейшие для нас.

А. С. Галанов «Игры, которые лечат»

Оздоровительные игры позволяют специалистам проводить занятия по физической культуре и ЛФК в веселой и занимательной форме. Игры, по разным видам заболеваний, используются педагогами и в совместной деятельности, а в результате помогают добиться лечебного эффекта.

И. С. Красикова «Дыхательная гимнастика»

Для детей, страдающими респираторными заболеваниями, бронхиальной астмой, важное место в системе оздоровительных мероприятий отводиться дыхательной гимнастике. Специальные дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

А. А. Потапчук «Осанка детей»

Формирование правильной осанки — задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства, как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка. Использование данной технологии позволяет достигнуть существенных результатов в коррекции имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата.

М. А. Рунова «Подвижные игр для детей с разным уровнем двигательной активности».

Подвижные игры, с разным уровнем двигательной активности, служат дополнением к двигательной нагрузке, вносят разнообразие в повседневную жизнь, доставляют детям радость и удовольствие.

Многолетней практикой педагоги ОУ апробировали методику проведения подвижных игр и игровых упражнений с оптимальной двигательной нагрузкой для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

Аллергические заболевания являются длительно текущими, провоцируют у детей частые ОРВИ, поэтому одним из самых эффективных способов оздоровления организма является закаливание.

Занятия плаванием в детском саду оказывают мощный оздоровительный эффект, способствуют укреплению детского организма. После капитального ремонта бассейна нам удалось установить современную систему очистки воды, благоприятную для детей с аллергическими заболеваниями и установить современное оборудование для оздоровления детей: противоток воды, подводные гейзеры и гидромасса. Для улучшения психологического состояния воспитанников в конце каждого занятия мы проводим релаксацию под музыку, с использованием подсветки воды.

Основными критериям оценки проведения оздоровительных мероприятий с детьми в ДОУ являются:

— показатели групп здоровья воспитанников;

— положительная динамика уровня заболеваемости детей

— расширение диеты у детей с пищевой аллергией;

— положительная и соответствующая возрасту динамика физического и нервно-психического развития воспитанников.

Одним из важных условий для работы компенсирующего образовательного учреждения (далее ОУ) является подготовка медицинских и педагогических кадров. Нам удалось создать сплоченный коллектив единомышленников.

Итоги анализа проведения аттестации в учреждении за последние два года показали, что на 20 % возросло число педагогов прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию, на 7 % уменьшилось количество педагогов со второй квалификационной категорией.

Положительная динамика результатов аттестации в ОУ возможна только благодаря системе работы с кадрами в учреждении, целью которой является всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

Для достижения поставленной цели мы использовали традиционные и интерактивные формы работы с педагогами по повышению грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. В системе работы с кадрами важными на наш взгляд являются следующие формы работы.

1. Теоретическая подготовка педагогов в области культуры здоровья: курсы повышения квалификации, консультации, лекции.

3. Собеседование с педагогом после деятельности с детьми.

4. Открытые просмотры, взаимопосещения.

5. Проведение семинаров-практикумов, тренинг.

6. Адресная помощь начинающим педагогам.

7. Самообразование педагогов.

9. Тематические педсоветы в форме КВН и круглого стола.

Сегодня все педагоги ДОУ владеют специальными знаниями, касающиеся здоровья детей и практическими навыками здорового образа жизни. В ОУ разработан и реализуется информационный и практико- ориентированный, долгосрочный проект «Как мы приобщаем детей к здоровому образу жизни»«. На завершающем этапе проекта интересно и продуктивно прошел педсовет в форме защиты проектов, где были показаны инновационные технологии оздоровления и здорового образа жизни для детей с аллергическими заболеваниями.

Педагоги подготовительных групп представили проекты по теме «Веселый обруч» с использованием презентаций, разработали паспорта проектов. Вызвали большой интерес представленные авторские игры, фото- газеты в стихах с сюжетами на тему ЗОЖ.

Весь процесс оздоровительной и учебно-воспитательной работы проходит при участии родителей. Современная медицинская наука утверждает, что «проблемы детей до семилетнего возраста — это проблемы их родителей». Если ребёнок болеет, то в первую очередь надо искать и устранять причину его болезни в состоянии здоровья семьи. Для пропаганды здорового образа жизни в семье мы проводим разнообразные формы работы. Ежегодно в ОУ проходит спортивный конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья!», музыкальные праздники при участии родителей.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется социальному партнерству, направленного на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников образовательного процесса в ОУ: детей, их родителей и педагогов.

На протяжении нескольких последних лет на базе нашего учреждения успешно проходятся занятия для слушателей Академии постдипломного педагогического образования. В апреле 2013году для СПАППО прошел семинар «Создание образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста». На семинаре были представлены:

1. Опыт работы и презентация: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ компенсирующего для детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией», старший воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детского сада № 43 Пахоменкова И. А.

2. Совместная деятельность с детьми младшей группы по теме «Научим куклу Машу умываться», воспитатель высшей квалификационной категории Медовикова О. А.

3. Мастер-класс: «Использование оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией» инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Васильева Д. О.

Педагоги нашего учреждения ежегодно активно участвуют в районных методических объединениях, проблемно-целевых курсах Калининского района. Этот опыт опубликован в журнале «Методист: Мастер-класс» № 5 2011г.

Мы используем разнообразные формы работы с воспитанниками по формированию сознательного отношения к здоровью. Наши воспитанники полюбили туристические слеты. Несколько лет подряд мы участвуем в районных спортивных соревнованиях и часто занимаем первые места.

Положительным примером для наших детей являются инструктора по физической культуре Васильева Д. О., Шахтиева Ю. В. и педагоги учреждения. Они активно участвуют в городских районных спортивных соревнованиях, спартакиаде, неоднократно награждены кубками, грамотами и благодарностями.

Педагогами детского сада накоплен и обобщен опыт работы по оздоровлению детей дошкольного возраста, опубликованный в журналах и на Интернет сайтах. Надеемся, что наш опыт пригодиться в работе детских садов компенсирующего вида.

Желаем всем сотрудникам дошкольных учреждений успешного сотрудничества с детьми и родителями!

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

спортивно-массовые и физкультурнооздоровительные мероприятия. Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

источник

Бронхиальная астма сегодня является довольно распространенным явлением. Ей заболевают не только взрослые, но и дети. В таких случаях родителям нужно знать, полагаются ли льготы для детей-астматиков не инвалидов и на какого рода привилегии они могут рассчитывать.

Прежде чем говорить о том, какие преимущества полагаются детишкам с астмой, нужно определиться со степенью тяжести заболевания. Ее устанавливают в основном по частоте приступов у ребенка:

  1. Течение болезни может быть лёгким. В такой ситуации у ребенка бывает более двух-трёх приступов за двенадцать месяцев. Обострение завершается в краткие сроки, в основном самостоятельно без применения лекарств.
  2. В случае средней тяжести протекания болезни приступы случаются более трёх раз в год и длятся дольше.
  3. Во время тяжёлого протекания приступы являются регулярными и затяжными, тяжёлыми. В данной ситуации детям требуется постоянная терапия в обязательном порядке.

От того, насколько тяжелым является заболевание, а также от общего состояния здоровья ребенка зависит, может ли он получить инвалидность первой, второй или третьей группы:

  1. Как правило, 3-ю назначают в случае средней тяжести протекания болезни, в связи с чем ребенок частично ограничен в физической активности, а также иметь потребность в улучшенных условиях жизни и реабилитации.
  2. 2-ю группу получает ребенок с тяжелой степенью астмы либо средней, но при наличии других проблем со здоровьем. Дети-астматики со второй группой будут нуждаться в особых условиях проживания, обучения согласно врачебным рекомендациям.
  3. Первая группа устанавливается детям с тяжёлым протеканием болезни, поскольку они нуждаются в непрерывном присмотре в связи с затруднениями в самообслуживании, учебной деятельности и т. д.

Установлением инвалидности занимаются специализированные службы. Для прохождения комиссии потребуется следующий список документации:

  • направление из медицинского учреждения;
  • история болезни, медкарта, выписки, иные документы, которые смогут подтвердить наличие диагноза;
  • заявление одного из родителей;
  • свидетельство о рождении.

Обязательное условие получения группы — пребывание ребенка на стационарном лечении последний год.

Детям с астмой присваивается статус «ребенок-инвалид» и ежемесячно выплачивается пенсия. Размер выплаты устанавливается законом и регулярно индексируется. Кроме пенсионного обеспечения, выплачивается компенсация ухаживающему за ребенком родителю. Также монетизации подлежит набор социальных услуг (НСУ): можно отказаться от получения некоторых положенных ребенку благ в пользу денег. Например, не пользоваться общественным транспортом и заменить эту льготы денежной выплатой.

Таким образом, на текущий год семья ребенка-астматика может рассчитывать на следующую материальную поддержку:

  • социальная пенсия — 12213 рублей;
  • ЕДВ — 2536,65 рублей;
  • компенсация НСУ — 1052,91 рублей.

Также могут быть разработаны денежные пособия на региональном уровне. Каждая область вправе самостоятельно принимать решение о наличии выплат и их размерах.

Кроме этого, предусмотрены следующие привилегии:

  1. Перечисление по 500 рублей в месяц в пользу малышей до 3-х лет.
  2. Семья, воспитывающая астматика, имеет возможность оплачивать телефонную связь, электроэнергию с пятидесятипроцентной скидкой.
  3. Ребенок-астматик со своими родителями имеет право безвозмездно ездить на троллейбусах, автобусах и трамваях.
  4. До пятнадцати лет ребенок получает бесплатные лекарства.
  5. Ежегодно астматики могут съездить до лечебного учреждения санаторного типа и обратно на бесплатных условиях.
  6. В транспорте междугородного сообщения скидка составляет 50% от полной цены за проезд.
  7. Существует возможность для родителей ребенка-астматика либо его опекуна взять дополнительный отпуск.
  8. Предусмотрено преимущественное право на получение земельного участка.
  9. Льготные условия также применяются во время покупки путевки в санаторий для астматика, а также тех, кто будет его сопровождать.
  10. Матери, которые занимаются воспитанием ребенка-инвалида, имеют некоторые преимущества, в частности, могут уйти на пенсию пораньше.

Для получения бесплатных лекарств врач — пульмонолог должен выписать льготный рецепт, он же указывает в медицинских документах ребенка на потребность в санаторном лечении, в том числе вправе определить, какой климат пациенту наиболее полезен. При этом нельзя везти ребенка в санаторий, если он не находится в состоянии стойкой ремиссии. Во время обострения, текущего или недавно прошедшего, курортотерапия противопоказана.

Обратите внимание, что все вышеуказанные льготы положены ребенку с астмой только при условии оформления инвалидности. Если родители решили не проходить медико-социальную экспертизу, то и рассчитывать на государственную поддержку в полном объеме они не могут.

Бывает, что у ребенка легкая степень бронхиальной астмы с редкими эпизодами обострений, в таком случае родители не считают нужным собирать необходимые бумаги и проходить процедуру получения инвалидности. Возможна и такая ситуация: МСЭК отказывает в назначении группы, мотивируя тем, что состояние больного не накладывает существенных ограничений на его жизнь.

Действительно, по закону инвалидность присваивается ребенку при сочетании трех признаков:

  • стойкое длительное нарушение здоровья;
  • наличие ограничений по самообслуживанию, учебе, физической активности;
  • необходимость в реабилитационных мероприятиях.

Таким образом, легкое течение бронхиальной астмы не является основанием для получения инвалидности и не дает прав на льготы. В таком случае ребенок ставится на учет к врачу пульмонологу, аллергологу и до возраста 3-х лет может получать лекарства бесплатно. Также раз в 3 года такому пациенту предоставляется путевка в санаторий в пределах своего региона.

По справке от врача малышу могут предоставить место в специализированном детском саду, в школьном возрасте – полностью или частично освободить от физкультуры, если упражнения провоцируют приступ. В более тяжелых случаях возможен перевод школьника на домашнее обучение.

Для получения помощи с детьми-астматиками необходимо обращаться в местные органы по соцзащите, предъявив все имеющиеся медицинские справки. Во многих регионах есть местные пособия, которые выдаются семьям, нуждающимся в поддержке.

Читайте также:  Как убрать хрипы в бронхах при астме

источник

Бронхиальная астма у ребенка относится к той категории заболеваний, при которой больные нуждаются в законодательной поддержке государства. Предоставляемые льготы охватывают важные сферы жизни человека. Однако не всегда их можно добиться от государства. Рассмотрим особенности предоставляемых льгот для детей астматиков (не инвалидов), и нюансы их оформления.

Между льготами от государства и течением заболевания имеется прямая взаимосвязь. Размер предоставляемых послаблений зависит от частоты приступов у малыша. Выделяют несколько вариантов течения патологии:

  1. Эпизодическое легкое течение. В данной ситуации у ребенка проявляется обострение 2-3 раза за весь год. Приступы быстротечны и купируются самостоятельно, без медикаментозного воздействия.
  2. Течение средней тяжести. Приступ накрывает ребенка чаще 3-х раз за год, при этом длится он в два раза дольше легкого. Самостоятельно справиться с ним невозможно – требуются медикаменты.
  3. Тяжелое течение. Приступы наступают регулярно, имеют достаточно тяжелый характер. В перерывах между обострениями фиксируют симптомы заболевания. Данная форма астмы требует медикаментозной помощи и постоянной поддерживающей терапии.

Таким образом, исходя из описанных форм патологии, закон предусматривает следующие льготы:

  1. Возможность получения бесплатных медикаментов.
  2. Оплаченные путевки в санатории для ребенка и его сопровождающих.
  3. Предоставление скидок по ЖКХ.
  4. Возможность улучшения жилищных условий.
  5. Право бесплатного проезда в городском муниципальном транспорте.
  6. Дополнительные отпуска для родителей или опекунов больного ребенка.
  7. Предоставление внеочередного места в детском саду.

Однако следует понимать, что льготы для детей астматиков не инвалидов не положены, поскольку все выплаты из государственного и местного бюджета являются целевыми, что означает необходимость получения статуса «инвалид». Единственным исключением является получение послаблений от работодателей опекунов ребенка-астматика.

При постановке на учет в поликлинике по месту регистрации, больной получает индивидуальный льготный код. Именно по нему в аптеках предоставляют лекарства. Список их достаточно большой и выписывается лечащим врачом, который опирается на форму и вид астмы.

Врачом-пульмонологом должны быть предоставлены рекомендации для подобного вида лечения. Добиться этого несложно, поскольку городская жизнь – это загазованность, промышленные и химические выбросы.
Целью такой реабилитации является сохранение контроля над неострым течением патологии с минимальным применением препаратов. При выделении путевок учитывают состояние пациента и климатические условия региона, в котором находится санаторий. Обычно детей-астматиков отправляют в СКК Валуево (Подмосковье), Белокуриха (Алтайский край).

Без инвалидности, но при постановке диагноза, ребенок лишается права на внеочередное место в садике. Именно поэтому, для того чтобы попасть в дошкольное учреждение среди первых, необходимо оформить данный статус.
При наличии у малыша первой или второй группы, родителям предоставляется скидка 50% на содержание ребенка в детском саду.

Для получения подобного вида послабления необходимо доказать, что дом, в котором проживает больной ребенок, не удовлетворяет требованиям для нормального течения заболевания
Скидка по услугам ЖКХ составляет 50% от полного объема уплаченных средств на содержание дома.

На сегодняшний день получить льготы от государства достаточно сложно. Уполномоченные органы могут потребовать дополнительные платные анализы, которые оплачивать не намерены. Отказы могут прийти по причине отсутствия денежной компенсации, что считается неправомерным.

Процедура оформления льгот начинается со сбора документации. Нужно взять:

  1. Справки, подтверждающие факт наличия болезни.
  2. Полис медицинского страхования.
  3. Документ, подтверждающий наличие инвалидности (решение МСЭ) и ограничение трудоспособности.
  4. Паспорт опекунов и свидетельство о рождении ребенка.
  5. Документы из ПФ РФ.
  6. Справку от лечащего врача о необходимости санаторно-курортного лечения (для получения путевок) и заявление от родителей.
  7. Бумаги, подтверждающие право представлять интересы малыша и факт наличия льготы, в ДОУ (для получения места в садике).
  8. Выписку из домовой книги (для решения жилищного вопроса).

Отказ в предоставлении льгот – неправомерное действие со стороны уполномоченных органов, может быть обжаловано в полной мере. Послабления и выплаты положены всем гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

источник

От года к году четко прослеживается тенденция: бронхиальная астма у детей набирает обороты. В середине 2000-х годов по разным оценкам ей болели 5-10 % детей во всем мире. Сейчас эта цифра выросла до 10-15 %. Причем детская астма – это не то же самое, что взрослая. Поэтому советуем всем мамам прочитать нашу памятку об особенностях бронхиальной астмы у ребенка.

Сразу оговоримся: лечение астмы – большая тема для отдельного разговора, о ней расскажем в другой раз. Сегодня на повестке дня причины бронхиальной астмы у детей, ее диагностика и меры профилактики.

Как правило, из-за аллергии. Именно она вызывает самую распространенную среди детей атопическую, или аллергическую астму. Ее основные причины: пыль, шерсть, пыльца и другие аллергены. Ребенок вдыхает их, бронхи в его легких рефлекторно сужаются, это и приводит к проблемам с дыханием.

В отдельных случаях приступы бронхиальной астмы случаются, если малыш что-то не то съел. Это связано с тем, что аллергия часто бывает перекрестной: и на воздушные, и на пищевые аллергены. Например, на березу и ольху, и одновременно на яблоки, груши, персики и сливы. Избегаем аллергичные продукты – снижаем вероятность приступа бронхиальной астмы у ребенка. Подробнее о профилактике чуть ниже.

Другой вид бронхиальной астмы – инфекционно-зависимая. Ее приступы появляются, когда в дыхательные пути ребенка попадают возбудители инфекций: вирусы, бактерии или грибки. Например, возбудители бронхита. Однако у детей редко встречается инфекционно-зависимая форма заболевания, поэтому чаще под «бронхиальной астмой у ребенка» подразумевается ее аллергический вид.

Чем младше малыш, тем сложнее понять, болеет ли он бронхиальной астмой. Даже если у него есть какие-то проблемы с дыханием, он не всегда может описать это и иногда просто не обращает на это внимания.

Сложностей добавляет тот факт, что у малышей до пяти лет гладкая мускулатура бронхов еще не до конца развита, а их просвет еще узкий. Поэтому бронхи не так явно реагируют на астматический приступ. В итоге бронхиальная астма часто проявляется у детей не дыхательным спазмом или прерывистыми вздохами, а отеком слизистой и выделением большого количества мокроты.

Из-за этого детскую астму по симптомам часто путают с бронхитом или ОРВИ. Причем не только родители, но даже доктора. В чем опасность такого заблуждения? В том, что астма может развиваться у ребенка с самого рождения, а родители узнают об этом только через несколько лет. И, разумеется, все это время заболевание никак не лечили.

Чек-лист, который поможет маме определить, болеет ли ребенок астмой или нет:

  • Кашляет сухо, приступами, причем приступы кашля возникают и усиливаются резкими скачками, ночью или утром сразу после сна
  • Дышит со свистом
  • Со стороны видно, что ребенку трудно дышать в течение длительного промежутка времени
  • Часто жалуется на то, что «давит в груди»
  • Кашляет и задыхается после того, как погладил кошку или та просто прошла мимо
  • Кашляет и задыхается, когда добирается до запыленных книг или пыльных углов
  • Не кашляет на улице зимой, но кашляет и задыхается в период цветения растений, с весны до осени
  • Кашляет и задыхается после активных игр и сильного возбуждения

Сначала ребенок начинает кашлять. У него может потечь из носа, а на коже высыпать крапивница. Из-за суженных бронхов малыш дышит неровно, быстро вдыхает и с трудом выдыхает. Будто ловит ртом воздух. Часто во время приступа слышны хрип и свист при дыхании. Иногда синеют губы и бледнеет кожа.

1. Посадить ребенка на стул и наклонить его тело вперед. Так, чтобы локти опирались на колени.

2. Дать малышу подышать свежим и чистым воздухом. Зимой следить за тем, чтобы комната не превратилась в холодильник, а в сезон цветения помнить об аллергенах на улице. Учитывая, что у ребенка приступ бронхиальной астмы, имеет смысл проветривать комнату через приточную вентиляцию с хорошими фильтрами.

3. Снять бронхиальный спазм лекарством с помощью ингалятора. В первый раз лучше прочитать инструкцию к нему. Противоастматических препаратов много, и какой из них «зарядить» в ингалятор – вопрос открытый. Обсудим его в следующий раз.

4. Набрать теплую воду (ближе к горячей) в тазик и сделать ребенку ванночки для рук и ног. Это тоже поможет при приступе бронхиальной астмы.

5. Приступ никак не прекращается? Вызвать скорую.

И самое главное: быть спокойной. Разговаривать с малышом ласково, занять его чем-нибудь интересным. Если мама начнет паниковать, ребенок тоже испугается. А страх – лучший друг астмы, от него бронхоспазм может стать еще сильнее.

Профилактические меры делятся на первичные, вторичные и третичные. В соответствии с тем, на каком этапе заболевания их принимать.

Первичная профилактика нужна для того, чтобы не допустить развития заболевания у малыша. Меры первичной профилактики настолько же элементарны, насколько и важны:

  1. Маме лучше кормить ребенка грудным молоком. Грудное вскармлива­ние – отличная профилактика хрипов и свистов при дыхании.
  1. Некурящим мамам – не начинать, курящим – бросать. Доказано: от та­бачного дыма ребенок чаще хрипит и свистит при дыхании. Причем этот эффект отмечается, даже если мама курила во время беременности.

Вторичная профилактика для детей, у которых еще нет бронхиальной астмы, но доктор уже выявил у них астмаподобные симптомы. Эти дети попадают в группу риска, если:

  • У малыша выявлены и другие аллергические заболевания: например, атопический дерматит или аллергический ринит
    Риск бронхиальной астмы: 10-20 %
  • Анализ показал общий уровень иммуноглобулина IgE более 30 МЕ/мл и наличие специфических иммуноглобулинов (к молочным, яичным белкам и воздушным аллергенам)
    Риск бронхиальной астмы: до 70 % (особенно если у ребенка дерматит или ринит)

Цель вторичной профилактики – вычеркнуть ребенка из группы риска и не допустить развития астмы. Сама профилактика предполагает длительную (до 18 месяцев) превентивную тера­пию особыми лекарственными средствами. Расписывать их не имеет смысла, их назначает исключительно врач. Поэтому в этом случае маме лучше воздержаться от самостоятельного лечения ребенка. Практика показывает, что правильная терапия снижает частоту приступов вдвое: с 40 % до 20 %.

Также ко вторичной профилактике бронхиальной астмы у детей можно отнести аллергенспецифическую иммунотерапию (АСИТ). О ней мы писали в статье про аллергию на пыль у ребенка.

Наконец, третичная профилактика для детей, которые уже болеют бронхиальной астмой. Ее цель – чтобы ребенок пил меньше лекарств. Суть третичной профилактики в том, чтобы больной ребенок как можно меньше контактировал с опасными факторами, которые могут вызвать приступ бронхиальной астмы. Меньше контактов с ними – ниже вероятность приступов.

Некоторые советы по третичной профилактике бронхиальной астмы у детей:

  1. Избавиться от пыли в квартире
  2. Протравить тараканов в доме: это очень важно для уменьшения аллергической чувствительности
  3. В идеале убрать всех животных из дома, в крайнем случае не пускать их в детскую и основную жилую комнату
  4. Не курить рядом с ребенком
  5. Часто проветривать квартиру, обязательно очищая воздух от воздушных аллергенов
  6. На время ремонта вывезти ребенка из квартиры и не возвращать, пока в ней остается строительная пыль
  7. Исключить из диеты аллергичные продукты: какие именно, подскажет аллерголог
  8. Полностью исключить нестероидные противовоспалительные средства (аспирин, ибупрофен, диклофенак, нимесулид и т.д.)
  9. Детям от 5 лет с хрипящим или свистящим дыханием обязательно записаться к пульмонологу. Он должен назначить профилактические процедуры (спирометрию, пробы с бронхолитиком и физической на­грузкой, пикфлоуметрию)

Важно: все, что написано в этой статье, это общая информация. Она может помочь родителям вовремя заметить симптомы бронхиальной астмы у детей и без лишней паники принять первые профилактические меры. Но все действия в любом случае обязательно нужно согласовать с врачом! Важно выбрать хорошего специалиста: в том числе по рекомендациям в интернете и советам людей, которые столкнулись с той же проблемой

источник

Алёнушка — будущий врач

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

Читайте также:  Можно ли работать санитаркой при бронхиальной астме

При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

Курс дыхательных упражнений

Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

источник

В современном мире диагноз «детская астма» встречается все чаще. Плохая экология, увеличившееся количество респираторных заболеваний, раннее прекращение грудного вскармливания, наследственность – все это сказывается на здоровье малышей и устойчивости их организма.

Но вместе с количеством заболевших увеличивается и количество средств, которые используют для лечения и профилактики астмы. О них сегодня и поговорим.

В статье о видах и особенностях заболеваний дыхательной системы мы уже рассказывали о бронхиальной астме. Давайте немного повторим эту информацию, чтобы лучше разобраться в симптоматике заболевания.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, появляющееся из-за воспаления дыхательных путей и, как следствие, спазма бронхов. Стенки дыхательных путей при этом расширяются, а просвет сосудов сужается, из-за этого в бронхах скапливается много слизи, которая мешает нормальному дыханию.

Астма бывает двух видов: атопическая (аллергенная) и неатопическая (неаллергенная). Атопическая возникает из-за воздействия аллергенов: шерсти животного, пыли, пыльцы, парфюма и т.д.

Неатопическая форма встречается реже, примерно в 10% случаев, и появляется, если ребенок особенно чувствителен к инфекционным аллергенам – бактериям, грибкам, вирусам, гельминтам, вакцинам.

Астма может протекать в трех формах: легкой, средней тяжести и тяжелой. В зависимости от степени тяжести (частота и сила приступов), подбираются методы для купирования заболевания.

Детская астма может возникнуть по внешним и внутренним причинам.

Половая принадлежностью. Из-за строения грудной клетки астме больше подвержены мальчики. Просвет их бронхов изначально значительно уже.

Наследственность. Если в семье ребёнка кто-то страдает приступами астмы, то риск появления такого недуга у малыша значительно возрастает.

Лишний вес. Большой вес ребёнка влияет на положение диафрагмы: обычно у детей с ожирением она располагается слишком высоко, что мешает нормальной вентиляции лёгких и свободному дыханию.

Частая простуда. Если частые заболевания ребенка давали осложнения на бронхи, то риск появления бронхиальной астмы повышается. По данным российских исследователей, у каждого четвертого ребенка с обструкцией (сужением просвета) бронхов, появившейся из-за вирусного заболевания, впоследствии появлялась астма.

В современном мире существует множество причин для появляется астмы у ребёнка: от продуктов питания до любимого маминого парфюма.

Все триггеры астмы – причины, по которым может произойти спазм бронхов, мы собрали в одну картинку, которую вы можете сохранить себе.

Диагностировать астму у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. На это есть как минимум две причины.

  1. Бронхи у детей изначально имеют более узкий просвет, поэтому основным симптомом астмы становится не спазм и удушье, а обильное выделение мокроты и отек слизистой оболочки бронхов. И врачи, и родители нередко воспринимают это как симптом обычного ОРВИ или бронхита.
  2. В первые годы жизни ребенок не всегда может описать, что он чувствует. Например, не рассказать маме о болях в груди, плохом самочувствии после дневного сна или сильных приступах кашля, которые застают его в детском саду.

Чтобы отличить астму от вирусного заболевания органов дыхания, важно прислушиваться к своему ребенку и обращать внимание на так называемые «предвестники» астмы. Они возникают за 1-2 дня до появления основных симптомов заболевания:

  1. после ночного сна у ребенка может появиться водянистая слизь из носа, из-за нее малыш часто чихает и трет нос;
  2. через несколько часов после этого у ребенка появляется несильный сухой кашель;
  3. усиливается после обеда или дневного сна, но становится более влажным.

Через 1-2 дня после появления этих симптомов у ребенка появляется сильный сухой кашель, чаще всего приступообразный. У детей до одного года он сопровождается следующими признаками:

  1. в вертикальном положении кашель становится меньше, если ребёнка вернуть в горизонтальное положение, он будет кашлять также интенсивно;
  2. появляется одышка;
  3. ребенок начинает плакать или капризничать без видимых причин – так он реагирует на приближающийся приступ и заложенность носа;
  4. дыхание малыша становится прерывистым, вдохи – частыми и короткими;
  5. вдох и выдох сопровождаются свистом и шумом.

У детей старше одного года появляются еще и следующие признаки:

  1. у ребёнка не получается сделать полноценный вдох из-за сильного давления в груди;
  2. при длительном сухом кашле больше не выделяется мокрота;
  3. сильный кашель может появиться при попытке дышать через рот;
  4. могут появиться нетипичные признаки астмы: зуд, кожные высыпания или слезотечение.

Также стоит обратить внимание на условия, при которых у ребёнка появляется сильный кашель. Если длительные приступы возникают при контакте с животными, домашней пылью, во время выезда на природу в период цветения, при физической или сильной эмоциональной нагрузке, то ребенка необходимо показать к врачу.

Помимо всех этих признаков есть еще один важный симптом: при астме длительный кашель не сопровождается температурой . Обратите на это особое внимание, ведь астма (особенно у маленьких детей) внешне очень похожа на обычное простудное заболевание.

Препараты для лечения астмы делят на два типа: симптоматические и базисные. Первые применяют для экстренной помощи больному, чтобы как можно скорее снять спазм бронхов и обеспечить свободное прохождение воздуха через дыхательные пути. Чаще всего это ингаляторы, которые используются по мере необходимости.

Вторые средства применяют для снятия воспаления или удаления аллергена из организма. Это обширная группа препаратов, грамотно подобрать которые может только врач.

Эти средства используются для постоянного лечения, чтобы ребенок лучше чувствовал себя в повседневной жизни и как можно реже сталкивался с приступами астмы. Такие препараты не оказывают моментального воздействия, но помогают ребенку легче справляться с болезнью.

Похожий эффект оказывают и альтернативные методы лечения астмы: специальные лечебные тренировки, иглоукалывание, пребывание в соляных шахтах, дыхательная гимнастика или занятия на дыхательном тренажере и другие способы оздоровления организма .

Дыхательный тренажер и дыхательная гимнастика считаются одними из самых действенных способов для профилактики приступов астмы. Они расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, что положительно сказывается на их работе: помогает отхождению мокроты, улучшает дыхание и уменьшает количество приступов.

До пяти лет ребенок может заниматься специальной дыхательной гимнастикой для детей . Она носит большую игровую форму, но все равно оказывает положительный эффект на органы дыхания ребенка, а также развивает его речевой аппарат.

После пяти лет, когда ребенку надоест развлекательная подача дыхательных упражнений, а делать серьезные вдохи и выдохи будет слишком скучно, вы можете приобрести для него дыхательный тренажер.

Во время занятий ему не придется прикладывать особых усилий, главное, чтобы оно проходило в спокойной обстановке, а во время тренировки ребенок не отвлекался, не разговаривал и не находился в состоянии психо-эмоционального перевозбуждения. Родители обязательно должны контролировать прохождение занятий и следить за состоянием ребенка.

Дети до 12 лет должны проходить только три этапа нагрузки, он должен продолжаться не менее двух месяцев. Переходить к четвертому этапу дети могут только после 12 лет.

Ограничения также действует во время обострения болезни. В такие периоды заниматься на дыхательном тренажере нельзя. Но через несколько месяцев вы почувствуете, что приступы астмы посещают малыша гораздо реже.

Помимо медикаментозного и немедикаментозного лечения астмы существует несколько правил, которые необходимо соблюдать для профилактики приступов астмы у ребенка:

  1. постарайтесь избавиться от предметов, которые собирают пыль: ковры, шторы, текстиль, гобелены и т.д.;
  2. храните книги в закрытом стеклянном шкафу;
  3. используйте гипоаллергенные моющие средства;
  4. проветривайте комнаты как можно чаще;
  5. ежедневно проводите влажную уборку (без чистящих средств);
  6. укрепляйте иммунитет ребенка .

Если у ребенка появились признаки астмы, но еще ни разу не было приступов, особенно внимательно следите за его состоянием. Ребенок может просто испугаться болевых ощущений в груди или других симптомов недуга и ничего вам не сказать.

Чтобы вовремя среагировать на приступ астмы следите за дыханием ребенка. Обратитесь к врачу, если:

  1. количество вдохов не должно превышать 20 за 60 секунд;
  2. ребенок делает усилия во время вдоха, подключает к вдоху плечи и другие мышцы;
  3. малыш сутулиться, ставит руки на стол или колени, широко разводя локти, – скорее всего ему тяжело дышать, и он старается принять удобное положение;
  4. в дыхании ребенка есть хрипы при вдохе и выдохе, при тяжелой форме – только на выдохе;
  5. у малыша болезненный вид, как при простудном заболевании;
  6. при тяжелом приступе кожа может приобрести синий оттенок.

Желательно обратиться к врачу до появления приступов. Специалист диагностирует заболевание и назначит вам лекарства, которые помогут в дальнейшем, в том числе и для экстренной помощи при приступах.

Если врач диагностировал у ребенка астму, обязательно предупредите школьных учителей или детсадовских воспитателей о недуге ребенка, а также обеспечьте малыша ингалятором.

Если недуг одолел вашего малыша – не отчаивайтесь. Астма – заболевание серьезное и неприятное, но если грамотно соблюдать инструкции врача, а также заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой или лечебной физкультурой, то его состояние стабилизируется.

А чтобы узнать больше о здоровье детей и их иммунитете, подпишитесь на наш блог. Будем присылать интересные материалы каждую неделю.

источник