Меню Рубрики

Роль родственников при бронхиальной астме

Среди факторов, предрасполагающих к возникновению бронхиальной астмы, важное место занимает наследственность.

Еще в XVI—XVII вв. было высказано предположение о том, что бронхиальная астма передается по наследству (Флойер — Floyer, 1698). В XVIII—XIX вв. было описано несколько десятков случаев передачи бронхиальной астмы по наследству. В 1869 г. Сальтер (Salter) описал 35 заболеваний бронхиальной астмой, причем в 38% была отмечена передача по наследству.

А. Родосский (1863) среди причин, которые вызывают заболевание бронхиальной астмой, особое внимание уделил наследственному предрасположению. Он писал: «Все эти причины были бы недостаточны для произведения судорожной одышки, если бы не существовало, сверх того, наследственного предрасположения к ней». Высказанное мнение он иллюстрировал примерами из литературы и из собственных наблюдений.

Н. Ф. Голубов (1898) считал, что на важную роль наследственности указывают следующие данные: нередко можно найти указание на заболевания бронхиальной астмой у родителей или ближайших родственников больных, в других — у этих же родных заболевшего можно отметить такие заболевания, как мигрень, эпилепсию, истероневрастению.

В XX столетии представление о передаче бронхиальной астмы по наследству также сводилось к тому, что передается наклонность или предрасположение к заболеванию. Причем меньшинство исследователей понимало под этим передачу наклонности к наследованию аллергии, которая, в свою очередь, имеет крайне полиморфные проявления.

Согласно взглядам, развиваемым последователями И. В. Мичурина, наследственность, будучи атрибутом живой материи, присуща ей на всех ступенях развития. Наследственность есть свойство целостного организма и неотделима от него.

В свете современного материалистического учения о наследственности следует различать «наследственную передачу» и «развитие признаков». Известно много примеров, когда в природных условиях и в эксперименте «наследственная передача» потомству определенных признаков и свойств имеется, но эти признаки и свойства из-за отсутствия соответствующих условий в окружающей среде не проявляются — они остаются как бы в скрытом состоянии.

Наследственность формируется в процессе развития растительного и животного организма в соответствии с условиями окружающей среды, а у человека она формируется прежде всего в соответствии с условиями его социальной жизни. Поэтому, изменяя соответствующим образом условия внешней среды и жизни, можно целенаправленно изменять наследственные свойства организма.

По сравнению с животными в основе развития человека лежат более сложные процессы и качественно иные закономерности. Чрезвычайно развитая нервная система высоко подняла его над остальным органическим миром, и человек в значительной степени освободился от тех биологических сил, которые управляют жизнью растений и животных.

В процессе своего общественно-исторического развития человек уже не столько приспособляется к окружающей среде, подобно растениям и животным, путем изменения функции и структуры своего организма, сколько приспосабливает к своим потребностям внешнюю среду, воздействуя на нее и преобразуя ее посредством своей трудовой деятельности. В этом заключается коренное отличие человека от животных (М. В. Черноруцкий, 1953).

Огромную, ведущую роль в процессе формирования наследственности у человека должна играть нервная система и прежде всего кора головного мозга.

Рассматривая проблему наследственности, Д. И. Писарев (1935) считал, что по наследству передаются как видовые особенности, так и те новые признаки, которые приобретаются организмом в течение всей жизни. «Родители, — писал он,— передают по наследству, во-первых, те черты телосложения, которые родители сами приняли от своих предков, и, во-вторых, те особенности, которые родители выработали себе в течение своей жизни. Можно сказать, что родители передают детям родовое и благоприобретенное имущество своего организма». Идеи Д. И. Писарева оказали большое влияние на разработку проблем наследственности отечественными биологами и медиками.

Основоположники отечественной терапевтической клиники в своих высказываниях очень близко подходили к нашим современным представлениям в этой области.

Так, например, С. П. Боткин, давая определение болезни, писал: «Понятие о болезни неразрывно связывается ее причиной, Которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм, или через его ближайших или отдаленных родителей». Далее С. П. Боткин писал о том, что больной «. достигает более или менее полного выздоровления или же остается больным, сохраняя иногда способность передавать болезнь или расположение к ней своему потомству, что и обусловливает наследственность болезни».

М. В. Черноруцкий (1953) так представляет себе наследственность: «Наследования заболевания, готового определенного патологического процесса, с точки зрения материалистической генетики, не существует. Болезнь всегда является результатом сложного взаимодействия организма и окружающей среды и возникает при условии определенной реакции организма на неблагоприятные внешние воздействия. Наследуются разнообразные функциональные и морфологические свойства, особенности и признаки организма, которые могут при соответствующих условиях благоприятствовать возникновению и развитию того или другого патологического процесса. Наследуется, как говорят, предрасположение к заболеваниям. Разовьется ли в дальнейшем заболевание — это зависит от условий окружающей среды, от условий существования и от реактивных свойств организма. Роль внешней среды, особенно социальной, в процессах наследования, несомненно, огромна, так как организм и среда находятся в неразрывном единстве».

При выявлении возможности наследственной передачи, например, бронхиальной астмы у практически здорового человека врач в настоящее время может бороться и способствовать предупреждению, путем изменения внешней среды и условий существования организма, те заболевания, которые были выявлены у родителей или родственников обследуемого.

Отечественные и зарубежные авторы, рассматривая вопрос о роли наследственности в заболевании бронхиальной астмой и другими аллергическими заболеваниями, указывают, что они в одних случаях наследуются по доминантному типу, в других по рецессивному, а иногда по условно-доминантному типу наследования.

Наследственность при бронхиальной астме нами рассматривается вместе с другими аллергическими заболеваниями, также довольно часто находящимися в зависимости от наследственного фактора. В эту группу аллергических заболеваний входят, кроме бронхиальной астмы, экзема, крапивница, мигрень и отек Квинке. Эти заболевания довольно часто протекают одновременно с бронхиальной астмой.

Б. Б. Коган приводит данные, полученные при исследовании роли наследственного фактора у 123 больных обычной бронхиальной астмой и 60 меховщиков, больных «урсоловой астмой». Кроме того, им были обследованы 3334 родственника, больных бронхиальной астмой, и 1806 родственников, больных «урсоловой» бронхиальной астмой. Из всей обследованной группы больных бронхиальной астмой (всего 183 человека) среди родственников 90 больных (49,2%) были выявлены случаи заболевания бронхиальной астмой или ее «эквивалентами» — мигренью, экземой, крапивницей, отеком Квинке. У родственников остальных 93 больных (50,8%) указания на заболевания бронхиальной астмой или перечисленными аллергическими заболеваниями обнаружить не удалось.

По наблюдениям Н. Стоцика (1927), наследственность играет определенную роль в заболевании бронхиальной астмой, о чем свидетельствуют следующие данные. В случае, когда оба родителя больного страдали бронхиальной астмой, приступы начинались еще в детстве, причем рано — в возрасте до 5 лет; при болезни только отца или только матери первые приступы начинались позже, хотя также в детстве — в возрасте от 10 до 15 лет. Наконец, у лиц, больных бронхиальной астмой, не имевших среди родственников больных бронхиальной астмой, болезнь начиналась еще позже, после 20 лет.

Для выяснения роли наследственной передачи бронхиальной астмы от отца, матери и других родственников важны наблюдения С. Г. Готесфрида и Е. Я. Гейнрихсдорфа (1941) над 420 больными бронхиальной астмой. У 38 из них астмой болел отец, у 29 — мать, у 14 — дед и у 24 — другие родственники. У 2/3 больных предрасположение к заболеванию бронхиальной астмой передавалось через отца н мать и у 1/3 оно передавалось от других родственников. Лица, имеющие наследственное предрасположение, заболевали в молодом возрасте. При практически здоровых матери и отце, по данным С. Г. Готесфрида и Е. Я. Гейнрихсдорфа, наследственное предрасположение к заболеванию Не имеет значения и заболевание бронхиальной астмой начинается в более зрелом возрасте.

С. Г. Звягинцева (1958) отмечает у 50% обследованных детей, больных бронхиальной астмой, в семейном анамнезе случаи аллергических заболеваний. У ближайших родственников бронхиальная астма была в 18% случаев.

Интересны наблюдения над тремя парами близнецов: две пары близнецов двуяйцевые и одна пара, по-видимому, однояйцевая (две девочки, необычайно похожие друг на друга). В каждой из этих пар один из близнецов болел бронхиальной астмой.

Монкорже (1924) еще в 1909 г. в первом издании монографии о бронхиальной астме писал: «Наследственность в широком смысле этого слова играет доминирующую роль в этиологии бронхиальной астмы. Она является если не единственной, то самой важной причиной бронхиальной астмы — причиной причин».

По данным Брея (1930), бронхиальная астма при больном отце и здоровой матери передается в 20%, при больной матери и здоровом отце — в 40%, а при больных отце и матери — в 50% случаев. В случаях, когда не родители, а ближайшие родственники. страдали бронхиальной астмой, передача наследственности бывает в два раза чаще по женской линии. В случаях аллергической наследственности нисходящее поколение заболевает бронхиальной астмой в 7 раз чаще, нежели лица с неотягощенной наследственностью. При изучении детей, больных бронхиальной астмой, на каждых 3 человека у 2 можно было установить наследственный аллергический фактор. У детей можно было наблюдать экзему, крапивницу, мигрень и другие аллергические заболевания. Среди детей, больных бронхиальной астмой, у 70% была наследственность, отягощенная аллергическими заболеваниями. У 1/3 больных аллергическими заболеваниями болели оба родителя.

Брей обследовал 4152 родственников 300 детей, больных бронхиальной астмой. Бронхиальная астма была обнаружена у 438 человек, сенная астма — у 37, экзема —у 145, мигрень — у 48, и у 159 человек были обнаружены аллергические заболевания, родственные бронхиальной астме.

По данным Рекманна и Колмса (Rackmann, Colmes, 1929) из 2063 больных аллергическими заболеваниями больных бронхиальной астмой было 1073. Из них у 300 больных бронхиальная астма сопровождалась экземой, крапивницей и сенной астмой.

При обследовании 1000 больных бронхиальной астмой оказалось, что у 60,1% больных родственники были больны аллергическими заболеваниями. Среди контрольной группы в 1117 здоровых студентов только у родственников 8,3% были отмечены аллергические заболевания (Пешкин, 1938; Брей, 1937).

Приступы бронхиальной астмы при двусторонней наследственности впервые возникали в первые 10 лет жизни у 89% больных, при односторонней наследственности — у 31% больных, а при отсутствии отягощенной наследственности — всего у 20% больных (Спейн и Кук—Spain a. Cooke, 1924).

Бронхиальная астма может не проявляться в течение всей жизни у носителей «астматической конституции», но может передаваться по наследству (Херст —Hurst, 1927; Кастекс и Маззеи —Castex, Mazzei, 1938).

В таблице 8 мы приводим данные различных авторов о передаче наследственного предрасположения к заболеванию бронхиальной астмой.

Таблица 8. Передача наследственного предрасположения к заболеванию бронхиальной астмой по данным различных исследователей
Исследователи Количество обследованных больных Из них наследственность отягощена (в %)
М. Я. Арьев (1926)
П. К. Булатов (1961)
С. Г. Готесфрид и Е. Я. Гейнрихсдорф (1941)
С. Г. Звягинцева (1958)
Я. М. Казиев (1935)
Б. Б. Коган и А. А. Конаревская (1932)
Б. Б. Коган (1958)
Н. Н. Малкова (1936)
Ф. Я. Ноткина и Н. К. Боголепов (1934)
Брей (1937)
Буллен (Bullen, 1952)
Гайош (Hajos, 1926)
Кеммерер (1936)
Клевиц (1929)
Кок (Coca, 1926)
Рекман и Колмс (1929)
Спейн и Кук (1924)
Херст (1927)
93
1134
420
472
126
183
183
321
40


164




462
1129
12,0
46,3
25,0
50,0
9,4
45,9
49,2
26,4
57,5
50,0
39,4
7,3
36.2
35,0
46,0
46,0
58,4
49,0

Из таблицы видно, что показатели наследственной отягощенности среди больных бронхиальной астмой колеблются в пределах от 7,3 до 58,4%.

Интересны данные американских и английских авторов — 49,0 и 58,4%; они собраны на большом материале, но отличаются тем, что в них включены также и больные сенной астмой.

Представляют большой интерес данные советских исследователей; их цифры получены на меньшем количестве наблюдений, но, с нашей точки зрения, они весьма интересны, так как показывают, что у больных бронхиальной астмой имеет место наследственное предрасположение к заболеванию бронхиальной астмой.

Среди находившихся под нашим наблюдением 1200 больных бронхиальной астмой 66 человек не знали своей родословной. У родственников 520 больных была отмечена бронхиальная астма, что составляет 46,3%; у родственников 614 больных (53,7%) заболевание бронхиальной астмой не встречалось.

Из 520 больных, родственники которых страдали бронхиальной астмой, женщин было 296 (56,9%), мужчин —224 (43,1%).

У 245 больных (21,3%) бронхиальной астмой были больны отец или мать (таблица 9).

Таблица 9. Количество больных бронхиальной астмой — матерей и отцов у больных бронхиальной астмой — сыновей и дочерей
Больные родители Больные дети Количество больных
дочери сыновья
Матери
Отцы
94
44
40
67
134
111
Всего 138 107 245

Как видно из данной таблицы: у 94 женщин и 40 мужчин, больных бронхиальной астмой, в родословной это же заболевание встречалось у матерей, а у 67 мужчин и 40 женщин, больных астмой, это заболевание встретилось у отцов.

В общей сложности около половины больных, в родословной которых отмечено заболевание бронхиальной астмой, имели больных матерей или отцов.

У 121 больного бронхиальной астмой болели бабки или деды. В таблицах 10 и 11 приведены эти данные раздельно для мужчин и для женщин.

Таблица 11. Заболеваемость бронхиальной астмой дедов и бабок у внуков, больных бронхиальной астмой
Внуки по линии Кто болен Количество больных
бабки деды
Материнской
Отцовской
7
4
11
10
18
14
Всего 11 21 32

Как видно из этой таблицы, бабки по материнской линии болели у 33 внучек и по отцовской линии — у 21 внучки. Всего больных бронхиальной астмой бабок было 54 человека.

Деды болели бронхиальной астмой у 35 внучек: по материнской линии — у 19 и по отцовской линии — у 16 больных.

В таблице 11 приведены данные о заболеваемости дедов и бабок больных внуков.

Как видно из таблицы, бабки болели бронхиальной астмой у 11 внуков: по материнской линии — у 7 и по отцовской — у 4. Деды болели бронхиальной астмой у 21 внука, по материнской линии — у 11 и по отцовской — у 10.

Интересно отметить, что среди 121 больного с указанием на бронхиальную астму у дедов и бабок, заболевание наблюдалось в 3 поколениях: у 3 по мужской линии —дед, отец, внук, у 12 по женской линии — бабка, мать, внучка.

Ниже для иллюстрации приводим выдержки из некоторых историй болезни.

Больная Б., 11 лет. Бронхиальной астмой больна с 2 лет, после перенесенной бронхопневмонии. Бабка по линии матери и мать больны бронхиальной астмой. Мать заболела в возрасте 24 лет. Бабка была больна с детства. По линии Отца заболеваний бронхиальной астмой не было.

Больной Л. Студент, 25 лет. Бронхиальной астмой болен с 21 года, после перенесенной бронхопневмонии. Отец больного и прадед (по линии отца) больны бронхиальной астмой. Дядя по линии отца болен бронхиальной астмой, второй дядя болен сенной астмой. Родная сестра больного заболела бронхиальной астмой в 14 лет, умерла во время тяжелого приступа бронхиальной астмы в 18 лет. Двоюродный брат по линии отца болен бронхиальной астмой, его мать и отец практически здоровы.

У остальных 106 больных бронхиальной астмой внуков или внучек отцы и матери были здоровы, а деды или бабки были больны бронхиальной астмой.

Больная В., служащая, 33 лет. Бронхиальной астмой заболела в возрасте 31 года, после перенесенного воспаления легких. Мать и отец здоровы, но бабка по линии матери и брат больной (последний с 18 лет), больны бронхиальной астмой.

Больной П. Инженер, 31 года. Бронхиальной астмой болен с 19 лет после перенесенной коклюшной пневмонии. Мать и отец здоровы, дед по линии отца болен бронхиальной астмой.

Больная М., служащая, 52 лет. Бронхиальной астмой больна с 27 лет после перенесенного воспаления легких. С детства она болела бронхитом, который периодически обострялся. Отец и мать здоровы, но дед по линии отца болен бронхиальной астмой.

Таким образом, из 121 больного бронхиальной астмой у 106 через поколение были больны деды или бабки, а отцы и матери были практически здоровы. У остальных 15 больных бронхиальная астма наблюдалась в 3 поколениях.

У остальных 158 больных бронхиальной астмой с указанием в анамнезе на бронхиальную астму у родных болели дяди, тетки по материнской или отцовской линии и другие родственники.

Больной Б., 14 лет. Бронхиальной астмой болен с 3 лет после воспаления легких. Отец болен бронхиальной астмой, мать здорова. Сестра по отцу (второй брак) больна бронхиальной астмой, мать сестры здорова.

Больная Ш., 50 лет. Бронхиальной астмой больна год. Первый приступ был после обострения бронхита во время климактерического периода. С детских лет болела хроническим тонзиллитом, хроническим воспалением придаточных пазух носа, полипами полости носа. В 9 лет были удалены миндалины, 9 раз удалялись полипы полости носа. Перенесла в 28 лет ревматизм — больна ревматическим митральным пороком сердца. Отец болел бронхиальной астмой, две сестры и брат также больны бронхиальной астмой. Сын 16 лет, болен ревматизмом с 5 лет (перенес 17 атак ревматизма). Мать больной — здорова.

Больная Г., 4 лет. Бронхиальной астмой больна с годовалого возраста. Заболела после перенесенного бронхита и бронхопневмонии. Мать больна с 27 лет бронхиальной астмой, дед и прабабки по линии матери больны бронхиальной астмой. Заболеваемость бронхиальной астмой в 4 поколениях.

Далее следовало на основании собственных данных выяснить вопрос о том, не оказывает ли влияние наследственная отягощенность больных на более раннее развитие у них заболевания бронхиальной астмой. С этой целью было произведено сопоставление возраста, в котором началось заболевание у больных, имевших наследственное предрасположение и не имевших его (таблица 12).

Таблица 12. Возраст, в котором началось заболевание бронхиальной астмой у больных, имевших наследственное предрасположение и не имевших его
Возраст Больные бронхиальной астмой, с наследственным предрасположением к этому заболеванию (в %) Больные бронхиальной астмой без наследственного предрасположения к этому заболеванию (в %)
0—5
6—10
11—15
16—20
21—25
26—30
31—35
36—40
41—45
46—50
51—55
56—60
61 и выше
22,5
10,9
5,9
12,5
9,0
8,9
8,9
7,1
6,1
4,0
2,6
0,7
0,5
12,64
4,41
5,42
9,70
9,41
15,0
15,58
11,47
6,17
4,7
2,5
1,47
1,47

Как видно из таблицы, лица, имеющие наследственное предрасположение к бронхиальной астме, заболевали этой болезнью в более молодом возрасте, 1/5 часть больных заболевала в первые 5 лет жизни, 1/3 всех больных заболевала в первые 10 лет. До 20 лет заболело 1/2 больных, 1/3 больных заболела в возрасте от 21 года до 40 лет. В возрасте старше 41 года заболело всего лишь 15% больных.

У больных бронхиальной астмой, не имевших в анамнезе указаний на заболевание бронхиальной астмой среди родных, заболевание бронхиальной астмой развивалось в более зрелом возрасте. В первые 10 лет заболела Ч& часть этих лиц — наполовину меньше по сравнению с первой группой больных. Во вторые 10 лет жизни заболеваемость была одинаковой в обеих группах. Зато в период с 21 года до 40 лет заболело более 1/2 больных, что также характерно для аллергических заболеваний. После 41 года заболеваемость также была одинаковой в обеих группах больных.

Анализ собственных наблюдений наглядно выявляет значимость наследственного предрасположения в заболеваемости бронхиальной астмой. У 97,7% больных из числа находившихся под нашим наблюдением бронхиальная астма была связана с перенесенными инфекционными поражениями органов дыхания. Следовательно, инфекция органов дыхания с последующей сенсибилизацией организма, исходящей из органов дыхания, и разрешающим фактором в виде обострения инфекции, после действия которого развивался первый в жизни приступ бронхиальной астмы, изменяет реактивность организма в более ранние годы у лиц, имеющих наследственную предрасположенность к заболеванию и способствует возникновению заболевания бронхиальной астмой в более молодом возрасте.

Из сопутствующих бронхиальной астме аллергических заболеваний, встречавшихся у родственников наших больных, следует отметить мигрень, экзему и крапивницу. В литературе этот вопрос освещен в работах М. Я. Арьева (1926), Б. Б. Когана (1959) и других советских исследователей, за рубежом, в работах Брея (1937) Рекмана и Колмс (1929), Гренэ, Изак-Жоржи и Мура (Grenet, Isaac-Georges, Mourrat, 1932) и др.

Родственники 319 больных бронхиальной астмой из числа находившихся под нашим наблюдением также болели такими аллергическими заболеваниями, как мигрень, крапивница или экзема.

Так, например, родители 160 больных бронхиальной астмой болели мигренью (таблица 13).

Таблица 13. Заболеваемость мигренью у родителей больных бронхиальной астмой
Больные мигренью Больные бронхиальной астмой Итого
дочери сыновья
Отцы
Матери
58
85
12
5
70
90
Всего 143 17 160

У 14,1% больных отцы или матери болели мигренями. Обращает внимание большое количество больных мигренями среди женщин.

Мигрень встречалась также у 67 ближайших родственников, больных бронхиальной астмой.

Если суммировать данные о заболеваемости мигренью ближайших родственников и родителей больных бронхиальной астмой, то общая цифра таких больных достигает 227 человек, из них 193 женщины и 34 мужчины.

У 13 мужчин и 10 женщин, больных бронхиальной астмой, отцы болели экземой; у 5 мужчин и 10 женщин, больных бронхиальной астмой, болели экземой матери. Всего больных экземой — матерей и отцов — было 38 человек, экземой болели также 23 ближайших родственника. В общей сложности 61 человек, т. е. 5,3% родственников больных бронхиальной астмой болели экземой.

Крапивницей болели у 8 мужчин, больных бронхиальной астмой, 1 отец и 7 матерей и у 11 женщин — 7 отцов и 4 матери. Всего больных — отцов и матерей было 19 человек. Других родственников, болевших крапивницей, было 12 человек. Всего 31 человек или 2,8% родственников больных бронхиальной астмой болели крапивницей,
Одновременно мигрень и экзема наблюдались у 4 мужчин и 3 женщин, мигрень и крапивница — у 3 женщин и у 3 мужчин, 1 женщина болела одновременно мигренью, крапивницей и экземой.

Таким образом, сопутствующие бронхиальной астме аллергические заболевания встретились у 319 родственников больных бронхиальной астмой; из этого числа у 106 человек аллергические заболевания протекали без бронхиальной астмы, у остальных 213 человек в сочетании с бронхиальной астмой. Если учесть 106 больных, у родственников которых были аллергические заболевания и не было бронхиальной астмы, и суммировать их с больными, болевшими бронхиальной астмой (520 человек), то в сумме получится 626 человек, у родственников которых были аллергические заболевания, что составит в итоге 55,3% всех больных, имевших в родословной аллергические заболевания.

Видимо, процент больных, у родственников которых имели место аллергические заболевания, был бы еще выше, если бы была более известна родословная и была бы возможность детальнее изучить наследственность у всех больных бронхиальной астмой, находившихся под нашим наблюдением.

Данные литературы и собственные наблюдения позволяют думать, что, очевидно, наследуется предрасположение, готовность к развитию признаков аллергических заболеваний, которые проявляются в первую очередь в том органе, в котором у предков был патологический процесс. Этими органами у больных бронхиальной астмой являются бронхи и легкие, а фактором предрасположения, а затем и разрешающим фактором является инфекция дыхательных путей. При отсутствии факторов внешней среды, выявляющих имеющиеся предрасположения к заболеванию бронхиальной астмой, заболевание может и не проявляться всю жизнь.

Итак, мы приходим к выводу, основанному на собственных наблюдениях, что наследственное предрасположение к заболеванию бронхиальной астмой выявлено в 46,3% случаев. При учете других аллергических заболеваний, встречающихся в родословной наших больных (экзема, крапивница, мигрень и т. д.), наследственное предрасположение к аллергическим заболеваниям, включая и бронхиальную астму, составит 55,3%.

Из числа имеющих наследственное предрасположение к бронхиальной астме, заболели в первое десятилетие 33,4%. а в первые двадцать лет заболело 51,8%, в то время как из числа не имеющих наследственного предрасположения, заболели в первые 20 лет жизни всего лишь 34,3%.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).
Читайте также:  Препарат для инъекций от приступов астмы

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Читайте также:  Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

    Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

источник