Меню Рубрики

Ребенок с бронхиальной астмой в школе

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

Читайте также:  Периферическая форма бронхиальная астма

Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

источник

Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

Читайте также:  Отек квинке это астма

В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

Читайте также:  Какие лекарства от астмы можно при беременности

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятия Темы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмой Что такое БА.
Причины появления болезни.
Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этом Причины развития приступа.
Алгоритм действий во время удушья.
Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечение Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером?
Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БА Спелеотерапия и галотерапия.
Дыхательная гимнастика.
Виды и техники массажа.
Лечебная физкультура.
Закаливание.
Пикфлоуметрия Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни.
Как пользоваться пикфлоуметром?
Ведение графика пикфлоуметрии.
Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

источник

Такой диагноз ставится, когда под влиянием самых разных причин сужается просвет бронхов. По данным последних исследований, от этого недуга сейчас страдают около 5% детей. У детей приступы обычно возникают из-за избыточной реакции организма на вирусную инфекцию и аллергены.

При ОРВИ у грудных детей слизистая бронхов воспаляется и утолщается, из-за обилия слизи и без того тонкие бронхи сужаются, и малыш испытывает трудности при дыхании. Воздух из легких начинает выходить с хрипом и свистом. Подобное может повторяться один-два раза, но, когда ребенок повзрослеет и диаметр бронхов увеличится, он эту обструкцию перерастет. Подобные эпизоды останутся в прошлом.

У ребенка-аллергика астма развивается по такому же пути, только по мере взросления приступы бронхоспазма не уходят, а, наоборот, начинаются на фоне любой инфекции и в ответ на контакт с аллергеном.

Если у грудничка из-за пищевой аллергии, обычно на коровье молоко, на коже появляются красные пятна, речь идет об атопическом дерматите. Через один-два года пищевая аллергия проходит, но появляется реакция на пыль и пыльцу – аллергический ринит. Такой поворот событий может привести к приступам бронхоспазма, не связанным с ОРВИ. Иногда картина настолько типичная, что диагноз «бронхиальная астма» ставится даже грудничку.

Здесь большое значение имеет наследственность. Если оба родителя – аллергики, вероятность того, что ребенок унаследует аллергию и она может развиться в бронхиальную астму, возрастает. Важно также, как протекала беременность, был ли после рождения младенец на искусственной вентиляции легких, на каком сроке беременности он родился, была ли у малыша внутриутробная пневмония.

Родителям следует насторожиться, если ребенок часто болеет и у него без симптомов ОРВИ несколько раз повторяются эпизоды частого, шумного дыхания. В этом случае надо обратиться к педиатру, который при необходимости направит малыша на консультацию к аллергологу. Бывает, что с возрастом астма уходит, но ждать, что малыш ее перерастет, нельзя. Недуг должен находиться под медицинским контролем.

Доктор подробно расспросит родителей о наследственных заболеваниях, узнает, есть ли в семье аллергики и астматики, когда и как часто бывают приступы затрудненного дыхания у ребенка. Обязательно послушает легкие малыша при помощи фонендоскопа. Но спазм мелких бронхов таким образом зафиксировать не удастся. Потому детям старше 5 лет исследуют функцию внешнего дыхания. Ребенок трижды изо всех сил дышит в специальный аппарат. Затем ему дают вдохнуть бронхорасширяющее средство. Если показатели значительно улучшились, значит, есть скрытый бронхоспазм и можно подозревать астму. Чтобы определить виновника приступов, назначается исследование крови на аллергены или делаются кожные пробы. Обычно рекомендуется показать малыша лор-врачу. Осмотр у этого специалиста также поможет определить, что виновато – аллергены или вирусы.

Приступ астмы начинается с навязчивого сухого кашля. Ребенок жалуется на ощущение сдавленности в груди, его дыхание становится частым и шумным, часто сопровождается свистом. Появляется одышка. Малыш не может лежать и принимает вынужденную позу: садится, опираясь ладонями о край стула или кровати. Благодаря этому межреберные промежутки расширяются, объем легких увеличивается и астматику становится немного легче, но ненадолго.

Справиться с этими симптомами поможет препарат первой помощи, расширяющий бронхи. Его вдыхают в течение 5–7 минут через ингалятор-небулайзер. Прибор переводит лекарство из жидкого состояния в туман, и оно доходит до самых нижних отделов дыхательных путей – мелких бронхов.

Когда даже гормоны оказываются бессильными, ингаляции приходится делать чаще трех раз в день, надо вызывать скорую помощь. Врач введет лекарство уже внутривенно. В очень тяжелых случаях может потребоваться госпитализация.

Часто кажется, что приступ начинается неожиданно. Ничего подобного! У него всегда есть предвестники. Обзаведитесь пикфлуометром – прибором, с помощью которого можно определить объем выдоха. В течение трех месяцев утром и вечером трижды выдыхая в трубочку и выбирая лучший показатель, можно понять, какие значения характерны для вашего случая. Если они уменьшаются, обратитесь к врачу, чтобы понять причину. Поводом для визита к аллергологу является и большой разрыв между утренними и вечерними показателями. Чтобы исправить ситуацию, доктор назначит терапию – бронхорасширяющие препараты и при необходимости гормоны. Есть и комбинированные лекарства «2 в 1». Эффект длится 12 часов. Обычно приступ удается предупредить и заблокировать на дальних подступах. Дозы и периодичность приема постепенно могут уменьшаться. Сегодня очень часто ремиссия длится годами, и к помощи лекарств можно прибегать достаточно редко.

Более того, сегодняшний уровень развития аллергологии позволяет контролировать даже очень тяжелые формы бронхиальной астмы.

Снижается и частота обострений. Препараты имеют минимум побочных эффектов. Доза зависит от веса и возраста ребенка. Вводят такие лекарства всего лишь один-два раза в месяц. Гормональную терапию это не отменяет, но дозы гормонов постепенно уменьшаются.

Виновниками приступов астмы могут стать самые разные аллергены: домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и эпителиальные клетки, которые находятся в моче или слюне животных, сухой корм для рыб, загрязняющие воздух вещества. Потому чем аскетичнее домашняя обстановка, тем лучше для астматика. Избавьтесь от ковров и тяжелых портьер, держите книги на закрытых полках, регулярно делайте влажную уборку. Обзаведитесь увлажнителями и очистителями воздуха в квартире.

Если среди аллергенов числится пыльца растений, примерно за две недели до начала цветения назначаются противоастматические препараты. Они бывают антигистаминными или антилейкотриеновыми (гистамины и лейкотриены участвуют в аллергической реакции). Таким образом можно предотвратить спазм бронхов. Современные лекарства пьют раз в день. Они не вызывают сонливости. Предупредить аллергический насморк помогают антигистаминные спреи, а конъюнктивит – глазные капли. Рекомендовать их должен только доктор, он же должен их и отменять. Обычно курс продолжается до тех пор, пока не закончится цветение.

источник