Меню Рубрики

Ребенок с бронхиальной астмой психологические особенности

Известно, что длительное хроническое заболевание обусловливает задержку эмоционального развития («эмоциональную незрелость»), усиливает черты алекситимии, неспособность отличить эмоциональные проблемы от переживаемых физических нарушений. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства обусловливают и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов. Условия гиперопеки формируют искусственный инфантилизм. У большинства детей с бронхиальной астмой отмечается стремление к здоровью, появляются интересы и рассуждения, свойственные взрослым. Специфические личностные нарушения у них не выявляются, больные с бронхиальной астмой не отличаются от других детей в приобретении навыков, учебе.

Около 25–30% обострений заболевания связаны с периодами эмоционального напряжения. Эмоциональный стресс сам по себе может быть пусковым фактором обострения бронхиальной астмы. Смех, плач, страх, психологическое давление в семье могут привести к гипервентиляции и реакции бронхоспазма. К такому же эффекту приводят приступы паники у детей с бронхиальной астмой.

Для успешного лечения и реабилитации больного с БА необходима оценка его эмоциональной сферы, изучение поведения ребенка с родителями, дома, в школе, среди друзей, оценка реакций ребенка на непосредственное окружение, стресс. В снижении стрессоустойчивости у детей с бронхиальной астмой важная роль отводится напряженной семейной ситуации, психологическим особенностям родителей, наличию у них психопатологии, нарушениям внутрисемейных взаимоотношений.

Нормализация жизни в семье, школе, исключение стрессовых ситуаций, чрезмерных нагрузок оказывают положительное влияние на терапию бронхиальной астмы.

Важное место занимают образовательные программы (Астма-школы), индивидуальная и групповая психокоррекция, осуществляемые психологом-психотерапевтом.

Исследование функции внешнего дыхания (ФВД) у детей старше 5–6 лет является обязательным для диагностики и оценки степени тяжести и контроля бронхиальной астмы. Обструкция наиболее резко выражена во время обострения БА и в меньшей мере может сохраняться и после исчезновения клинических симптомов.

Важным отличием от других хронических болезней легких является обратимость обструкции.

Состояние функции внешнего дыхания у больных зависит в первую очередь от периода болезни (обострение, ремиссия). Тяжесть бронхиальной астмы у детей не всегда коррелирует с показателями функции внешнего дыхания. У больных с тяжелым персистирующим, неконтролируемым течением БА трудно добиться полной нормализации функциональных показателей.

Вентиляционные нарушения легочной функции, тип нарушений (обструктивный, рестриктивный или смешанный) можно измерить с помощью спирометрии и пневмотахометрии.

Современные спирометры позволяют оценивать основные параметры (объем, поток и время) и их взаимосвязь с помощью кривых «потокобъем» и «объем-время». С помощью маневра форсированного выдоха измеряют форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха в первую секунду (ОФВ1) и его отношение к ФЖЕЛ (ОФВ1/ФЖЕЛ), пиковую объемную скорость (ПОС) и другие показатели воздушного потока. При обструктивном типе нарушений наиболее информативным показателем является ОФВ1. Важным спирометрическим показателем является отношение ОФВ1/ФЖЕЛ, которое обычно выражается в процентах и является модификацией индекса Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛвд, где ЖЕЛвд — максимальный объем).

Таблица 5.2. Должные значения ПСВ (л/мин)*

* По Godfrey S., Kamburoff P.L, Nairn J.R. Spirometry, lung volumes and airway resistance in normal children aged 5 to 18 years // Br. J. Dis. Chest. 1970. V. 64. P. 15

Таблица 5.3. Должные значения ПСВ в зависимости от роста (л/мин)*

* По Polger G., Promedhat V. Pulmonary Function Testing in Children: Techniques Standards. Philadelphia: W. B. Saunders Co., 1971.

Оценку функции внешнего дыхания в условиях форсированного выдоха можно осуществлять у детей в возрасте 5–6 лет и в отдельных случаях у детей с возраста трех лет. Оценка показателей проводится по степени отклонения абсолютных значений от должных величин, обычно учитывающих рост. Некоторые должные величины также учитывают возраст и пол, однако большинство исследователей полагают, что рост у детей является основным фактором. Перед началом исследования обязательна калибровка оборудования. Необходимо учитывать факторы, влияющие на результат спирографии: степень кооперации, тренированность и тревожность пациента, недавно перенесенную острую респираторную инфекцию верхних дыхательных путей, выраженные нарушения осанки.

Признаком правильной техники выполнения спирографического исследования является воспроизводимость результатов с разбросом значений менее 5%.

При нормальной функции легких отношение ОФВ1 к ФЖЕЛ составляет более 90%. Любые значения ниже приведенных могут предполагать бронхиальную обструкцию. В пользу диагноза бронхиальной астмы также свидетельствует увеличение ОФВ1 по крайней мере на 12% после ингаляции бронхолитика (200 мкг сальбутамола), что говорит об обратимости бронхиальной обструкции. Для правильной оценки теста, если пациент получает бронхолитики, их необходимо до начала исследования отменить: β2 — агонисты короткого действия — за 6 часов, β2 — агонисты длительного действия — за 12 часов, пролонгированные теофиллины — за 24 часа. Дозы бронхолитиков при проведении теста:

Сальбутамол (дозированный аэрозоль);

детям до 7 лет — одна доза

детям старше 7 лет — две дозы

Беродуал Н (дозированный аэрозоль):

детям до 7 лет — одна доза

детям старше 7 лет — две дозы

Способы расчета бронходилятационного теста:

Пикфлоуметрия (определение пиковой скорости выдоха, ПСВ) — важный метод диагностики и последующего контроля за течением бронхиальной астмы у пациентов старше пяти лет с целью ежедневного объективного мониторинга течения бронхиальной астмы. Тест выполняется в положении стоя. Ребенку необходимо объяснить, что он должен набрать в легкие как можно больше воздуха, а затем выдохнуть этот воздух максимально быстро. Форсированный выдох выполняется трижды, и максимальное значение выбирается в качестве исходного, с которым сравниваются все дальнейшие измерения как при мониторировании функции дыхания в домашних условиях, так и при последующих визитах к врачу.

В таблице 5.2 приведены нормативы ПСВ у детей и могут служить ориентиром для оценки полученных показателей у конкретного ребенка. Тем не менее в каждом случае важно определить индивидуальную норму как максимально достигаемый результат при достижении полного контроля над заболеванием.

Наиболее информативно измерение утренних и вечерних показателей ПСВ, а в случае приема бронхорасширяющих препаратов — утром, до и вечером, после их применения. Вариабельность ПСВ — важный критерий тяжести и стабильности состояния, так как она коррелирует с гиперреактивностью дыхательных путей. Вариабельность ПСВ рассчитывают по суточным и недельным разбросам утренних и вечерних показателей.

Информативен ежедневный мониторинг ПСВ в течение 2–3 нед для определения лучших индивидуальных показателей. Ведение дневников для записи симптомов, результатов пикфлоуметрии и объема терапии играет важную роль в выработке стратегии лечения бронхиальной астмы. Если ПСВ увеличивается по крайней мере на 15% (не менее 200 мл) после ингаляции бронхолитика, это свидетельствует о наличии бронхиальной обструкции.

При пневмотахометрии об обструкции бронхов судят по форме кривой «поток-объем» и снижению скоростных показателей потока выдыхаемого воздуха.

Восстановление функции легких отстает от клинического улучшения. Когда у детей уже нет ощущения удушья и затрудненного дыхания, бронхиальная проходимость, по данным функциональных исследований, еще остается нарушенной практически у всех больных, а после исчезновения свистящих хрипов в легких — по крайней мере у половины. При этом спирометрические показатели ОФВ1 и ОФВ1/ ФЖЕЛ могут быть в пределах нормы, но по кривой «поток-объем» выявляется обструкция периферических бронхов — уменьшена скорость потока форсированного выдоха во второй половине кривой «поток-объем»: МОС50, МОС75, МОС25-50, МОС75-85. Снижение скоростей потока как на кривой «поток-объем», так и на спирограмме, и не только в конце форсированного выдоха, но и в его начале (МОС25, ПСВ, ОФВ1) указывает на генерализованный характер обструкции.

Недооценка функционального состояния легких и преждевременное прекращение лечения могут вновь привести к ухудшению состояния. Нормальные показатели функции внешнего дыхания в периоде ремиссии бронхиальной астмы не означают отсутствия гиперреактивности бронхов, а неполное восстановление бронхиальной проходимости почти всегда сопровождается бронхиальной гиперреактивностью.

Исследование функции внешнего дыхания при бронхиальной астме является непременным компонентом оценки состояния больного. Лечение также должно проходить под контролем функциональных исследований.

В педиатрической практике бронхоконстрикторные тесты не являются основным функциональным методом подтверждения диагноза бронхиальной астмы. Тем не менее их использование имеет диагностическое значение в некоторых сомнительных случаях в подростковом возрасте.

Суть бронхоконстрикторного теста, независимо от ингалируемого агента, состоит в следующем: в ходе теста больной вдыхает ступенчато возрастающие по концентрации агенты; после каждой ингаляции проводится измерение ОФВ1, при регистрации 20% падения которого определяется кумулятивная доза бронхоконстрикторного агента (PD20) — это и есть мера гиперреактивности.

Бронхоконстрикторные тесты с применением метахолина, гистамина, физической нагрузки методически разработаны и стандартизированы. Последнее необходимо не только для повышения точности методики, но и для безопасности пациента (для исключения передозировки бронхоконстриктора и развития тяжелого бронхоспазма).

Для выявления посленагрузочного бронхоспазма используется 6-минутный протокол нагрузки бегом. Могут отмечаться два варианта начала бронхоспазма, индуцированного физической нагрузкой у детей с БА (при падении ОФВ1 более 15% от исходного показателя): первый вариант — классический посленагрузочный бронхоспазм, который начинается немедленно после окончания физической нагрузки, и второй вариант — «прерванный» посленагрузочный бронхоспазм, отмечаемый между 6-й и 10-й минутой нагрузки.

Исследование функции внешнего дыхания у детей дошкольного возраста Наибольшие трудности исследования функции внешнего дыхания возникают у детей первых лет жизни, так как они не могут выполнять традиционные дыхательные маневры и обследоваться методом стандартной спирографии.

Отсутствие возможности исследования функции внешнего дыхания в этом возрастном периоде затрудняет раннюю диагностику респираторной патологии, включая бронхиальную астму.

Согласно официальному заявлению ATC/ERS (2007), исследование легочной функции у детей дошкольного возраста осуществимо. В то же время необходимо учитывать ряд важных особенностей, присущих этому возрасту. Для детей этого возраста характерен короткий период внимания, когда они могут сконцентрироваться на исследовании и выполнить его адекватно.

Методы исследования функции внешнего дыхания у детей дошкольного возраста

определение сопротивления дыхательных путей методом прерывания воздушного потока (Rint);

методы анализа частотно-амплитудных характеристик звуковой волны дыхания (бронхофонография);

сопротивление воздухоносных путей, измеренное методом плетизмографии;

форсированная спирометрия со специальными детскими программами («жевательная резинка», «коктейль», «свечи», «свисток» и пр.);

оценка функционального остаточного объема техникой разведения газов;

измерение индексов разведения газов;

максимальный поток, характеризующий функциональный остаточный объем (V maxFRC).

В отечественной педиатрической практике наибольшее применение и развитие в получили первые три из перечисленных выше методов. Импульсная осциллометрия может использоваться у детей дошкольного возраста для оценки бронхиальной проходимости, и особенно ее лабильности. Учитывется пороговая величина, характеризующая бронходилатирующий ответ — 28% для показателя Rrs и 35% — для Xrs. С помощью определения сопротивления дыхательных путей методом прерывания воздушного потока также можно оценить бронхиальную проходимость. Повышенное сопротивление свидетельствует о наличии бронхиальной обструкции у детей с бронхиальной астмой. Уменьшение показателя Rint после бронхолитического средства по крайней мере на 20% следует рассматривать как положительный тест, т. е. наличие обратимости бронхиальной обструкции.

Разработаны и продолжают совершенствоваться методы для оценки функции легких на основе изучения частотно- амплитудных характеристик звуковой волны дыхания. При обструкции появляются высокочастотные колебания, которые могут быть выявлены с помощью бронхофонографии. Изучаются диагностические возможности для широкого использования данного метода, особенно у детей раннего возраста, в том числе для оценки степени обратимости бронхиальной обструкции.

Исследование газов крови и кислотно-основного состояния особенно необходимо при тяжелых приступах, так как оно определяет меры интенсивной терапии. Бронхиальная астма вызывает значительные нарушения газообмена только во время тяжелых приступов. Степень артериальной гипоксемии коррелирует с тяжестью обструкции дыхательных путей. При легких и умеренных приступах возникает гипокапния за счет возрастания интенсивности дыхания. Увеличение PCO2 указывает на тяжелую обструкцию, мышечную слабость, альвеолярную гиповентиляцию.

Пульсоксиметрия — важный метод оценки состояния при тяжелом приступе бронхиальной астмы. Определение уровня сатурации оксигемоглобина отражает в большей степени вентиляционно-перфузионные нарушения, чем состояние вентиляционной функции легких. Метод клинически значим и легко выполним.

источник

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические.

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний.

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы.

В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний:

хронический неконтролируемый стресс,

Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты.

Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп.

Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла.

Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают.

Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии.

Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

  • Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.
  • Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги.Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.
  • Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.
  • Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы.

Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы.

Читайте также:  Для атопической бронхиальной астмы характерен

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.

У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль.

Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы.

В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса.

Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии,

30% относятся к психологическим,

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы.

Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств.

Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку.

Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением.

Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери.

Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа.

Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы.

Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа.

психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь),

долгосрочная индивидуальная психотерапия,

Однако, эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности.

Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом:

психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов .

При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций.

Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах.

склонность к легкому возникновению фрустрации,

преобладанию отрицательных эмоций над положительными,

невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов.

В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы:

При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности).

И, поскольку, для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена.

Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность.

У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства:

тревога со вторичной гипотимией,

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков.

При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности.

В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости.

За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности:

астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её;

они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию.

У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается.

Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния.

Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет.

С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха.

Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются.

Человек физически просто не может вдохнуть.

При чем дальше происходит такая петля обратной связи:

человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника.

Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены.

Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц.

Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери.

Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом.

Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства.

Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений.

Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности.

Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов.

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача.

Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности .

Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью».

От самих больных их страх остается скрытым.

В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве.

В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм:

вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств.

Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды.

При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой.

Р егулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние.

С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

  • Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.
  • Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.
  • Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
  • Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОУ ВПО АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой учебное пособие (для студентов лечебного и педиатрического факультетов,интернов, клинических ординаторов) Благовещенск 2009

2 УДК Психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой: учебное пособие /Е.Б. Романцова, А.Ф. Бабцева Э.Л. Чупак О.Б. Приходько, А.Г. Фомина. Благовещенск: Полисфера, с. Рецензент: к.м.н. Шамраева В.В. В учебном пособии освещены вопросы вегето- психологических особенностей у детей и подростков с бронхиальной астмой. Дан анализ семейного функционирования и особенностей воспитания в семьях детейастматиков. Показана зависимость динамики заболевания от психологической комфортности детей и подростков. Рекомендуется для студентов лечебного и педиатрического факультетов, интернов, клинических ординаторов, педиатров. Печатается по решению ЦМК 3, ЦКМС, ГОУ ВПО Амурская ГМА, 2009 Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Чупак Э.Л., Приходько О.Б., Фомина А.Г. 2

Читайте также:  Профилактика астмы бронхиальной народные средства

3 Введение Мир детства неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Однако наше познавательное отношение к этому миру внутренне противоречиво. Интерес к детству, как и к историческому прошлому, возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития, а любые представления о нем отражают весь пройденный нами жизненный путь, каким он представляется нашему сегодняшнему самосознанию. Взрослый человек не может вернуться в оставленную страну своего детства, мир детских переживаний часто кажется ему таинственным и закрытым. В то же время каждый взрослый несет свое детство, точнее, его наследие в себе и не может даже при желании освободиться от него. В свою очередь, ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого; его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых. Парадокс, выраженный формулой «мальчик отец мужчины», повторяется в науках об обществе: общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры. Знания особенностей детской психологии чрезвычайно важны в понимании формирования соматического и психического здоровья ребенкаподростка-взрослого. В формировании заболеваний органов дыхания, имеющих психосоматический компонент, как этап развития болезни (например, бронхиальная астма (БА)) очень важно отчетливо представлять вклад в реализацию болезни вегетативной нервной системы и психологических особенностей ребенка. С периода внутриутробного развития формируются особенности нервной системы ребенка. Неблагополучное течение беременности, неадекватное отношение матери и других близких к здоровью малыша являются значимыми факторами в формировании и ранней манифестации генетически наследуемого заболевания. 3

4 Роль вегетативной нервной системы в патогенезе БА и особенности психологического статуса у детей и подростков В последнее время расширились представления о роли ВНС в клинической патологии [Вейн A.M., 2001], в том числе, при БА [Александрин В.А., 2003; Соколова Л.В., 2003], где с высокой частотой встречаются вегетативные расстройства, которые могут предшествовать ее развитию. При этом, вегетативную дистонию при БА рассматривают как преморбидный фон с преобладанием парасимпатического тонуса, [Морозова М.А., 2001] или как проявление нарушения центральных механизмов регуляции [Митин Ю.А, 2001], возможно связанных с нарушением метаболических процессов [Величковский, Б. Т., 2001]. В клинической картине приступного периода БА выявлен ярко выраженный патологический вегетативный компонент, особенно выраженный при ее тяжелом течении. Преобладание тонуса парасимпатического отдела ВНС способствует возникновению у детей и подростков респираторных нарушений. Так, у 75% с преобладанием ваготонии отмечаются патологически измененная «почва» в виде резидуально — органической недостаточности головного мозга, обусловленной патологией беременности и родов. Одной из причин ухудшения бронхиальной проходимости в ночное время некоторые авторы видят в изменении вегетативной регуляции, в частности недостаточной активности симпатического отдела ВНС. Помимо прямого бронхоконстрикторного действия парасимпатический отдел ВНС оказывает влияние на активность воспалительного процесса при БА увеличивая синтез IgE. Известно, что при БА одним из основных медиаторов аллергической реакции является гистамин. Активируя HI — гистаминовые рецепторы, он усиливает образование провоспалительных простагландинов, а также 4

5 хемотаксис эозинофилов и нейтрофилов. Доказано, что у детей с БА имеет место повышенная чувствительность HI — рецепторов к гистамину. Учитывая взаимосвязь нервной и иммунной систем [Абрамов В.В., 1991], существуют доказательства их взаимодействия в формировании различных атопических заболеваний. Известно, что одним из ключевых звеньев развития затяжного и хронического воспаления разной локализации (в том числе и БА) рассматриваются изменения иммунной системы. При патологии ВНС формируется вторичное иммунодефицитное состояние. Иммунологические нарушения обусловлены как общей дизрегуляторной активностью гипоталамуса, так и особенностями периферического катехоламинового обеспечения при различных типах вегетативной дистонии. Формирование вегетосоматического синдрома у детей происходит в результате перинатального воздействия повреждающих факторов на высшие отделы центральной и вегетативной нервной систем, а в восстановительном и резидуальном периодах энцефалопатии происходит трансформация многообразной неврологической патологии в синдром вегетативных нарушений. Учитывая, что гипоксия плода в анте — и интранатальный период, в первую очередь, отражается на созревании структур головного мозга, особенно клеток коры и гипоталамуса, где расположены многие структуры лимбико — ретикулярного комплекса, было высказано предположение о том, что диэнцефальные нарушения имеют определенное значение и предшествуют висцеральной патологии. У детей, перенесших перинатальную патологию ЦНС, в клинической картине приступного периода бронхиальной астмы ярко выражен вегетативный компонент, связанный по своему происхождению с деятельностью регулирующих структур мезодиэнцефальных образований. Известно, что внутриутробное повреждение плода с нарушением стволовых структур мозга, регулирующих функцию респираторных систем, создают условия для формирования БА. Манифестация патологического 5

6 процесса при БА зависит от функционального состояния сложнейшего межсистемного комплекса «нейро — иммуно — эндокринного блока», который интегрируя важнейшие защитные функции организма (иммунная, вегетативная регуляция, антистрессорная защита и др.) и определяя интенсивность их ответа, направленность и специфичность, может создать ситуации перехода физиологического состояния в патологическое. Вегетативные нарушения возникают в результате дисфункции мозга на уровне высших вегетативных центров, которые проявляются дисгормональными, дисметаболическими и респираторными расстройствами. Респираторные нарушения — это хроническая гипервентиляция, которая дестабилизирует гомеостатическую ситуацию, нарушая жесткие константы внутренней среды организма. Перинатальное повреждение нервной системы способствует формированию уже в младенческом возрасте вегетосоматической патологии, которая проявляется функциональными нарушениями. Это связано с тем, что уже в период новорожденности у детей с ППЦНС отмечается сниженный уровень адаптированности клеток крови, даже в физиологических условиях и срыв адаптации при избытке продуктов ПОЛ, отмечаемом при острой или хронической гипоксии. У этих детей обнаружены признаки диссоциации в деятельности вегетативных центров, на что указывает выраженная разнонаправленность отдельных критериев, характеризующих вегетативный тонус, реактивность и вегетативное обеспечение деятельности. Преобладание вегетативной дисфункции в дыхательной системе сопровождается респираторными нарушениями: одышка во время умеренной физической нагрузки, приступы пароксизмального невротического кашля (спазматический вагусный кашель), приступы одышки по ночам «псевдоастма». В развитии бронхоспазма могут принимать участие и психогенные факторы, при развитии «псевдоастмы» у детей с вегето — сосудистой дистонией. Также отмечена «положительная корреляция психологических отклонений и 6

7 феномена гиперреактивности бронхов», которую отдельные авторы расценивают как психологический «преморбидный фон в формировании БА». Изменения вегетативной регуляции и нарушения со стороны психологического статуса неразрывно связаны между собой, составляя единый психовегетативный синдром. БА рассматривают как гетерогенное заболевание, с хроническим течением в патогенезе которого определенную роль играют психоневрологические нарушения и проявляется тесное взаимодействие соматических и нервно -психических факторов. Существуют многочисленные исследования по изучению особенностей психического состояния больных БА. В то же время создание широкого арсенала эффективных средств, применяемых для лечения БА, оттеснило на задний план проблему личности больного, его психики и значение «внутренней картины болезни». Недостаточный учет этих факторов порою ведет к снижению эффективности лечения. Известно, что функционирование системы регулирования психофизиологических соотношений происходит как за счет психологических механизмов (социально — психологический уровень и собственно психический уровень, включающий особенности личности и психического состояния), так и механизмов физиологических (уровень интегративных систем головного мозга, периферические механизмы вегетативно — гуморального регулирования, уровень органа или исполнительный орган). Психологические факторы являются одним из компонентов сложного патогенетического комплекса, который определяет развитие бронхиальной астмы. По мнению Березина Ф.Б. и соавт. с психическими изменениями наиболее тесно связаны частота астматических приступов и в меньшей степени их тяжесть, а также содержание имммуноглобулинов в крови. В то же время хронические заболевания, к которым относятся и аллергические, оказывают отрицательное влияние на психику, обусловливая в детском возрасте патологическое формирование личности. Так, в условиях хронической болезни у детей и подростков наблюдается готовность к ипохондрическому типу реагирования, возникают невротические ипохондрические расстройства. По 7

8 данным Гурьяновой Е.М. все подростки, больные бронхиальной астмой, имеют акцентуацию характера с преобладанием эпилептоидных и шизоидных типов, высокий уровень тревожности. Исаев Д.Н. подчеркивает, что основными факторами, которые оказывают влияние на отношение детей к болезни, является возраст, преморбидные особенности личности, темперамент, отношения в семье, тип воспитания и реакция родителей на болезнь ребенка. Гармоничное отношение к болезни способствующее благоприятному течению заболевания у детей и подростков, больных БА, встречается редко. Наиболее типично воспитание в культе болезни с зависимостью от лекарств, режима, целого ряда ограничений, воспитание с детства чувства слабости, отличия от сверстников. При оценке психологических особенностей больных БА нельзя не учитывать «внутреннюю картину болезни». Эта картина зависит от преморбидных личностных особенностей больного, тяжести и длительности заболевания. Фоном, определяющим внутреннюю картину болезни», служит тип отношения больного к заболеванию. У больных БА лишь в 50 % случаев отмечаются «чистые» типы, в остальных — диагностированы «смешанный» и «диффузный» типы отношения к заболеванию. Роль психических факторов в патогенезе БА подтверждается данными о возникновении и провокации приступов при эмоциональной нагрузке и психологическом стрессе. В развитии острого приступа психический фактор играет большую роль у всех больных. Однако, особенно очевидно его значение для «запуска» приступа у детей с тяжелым течением заболевания. Выделяют психотравмирующие факторы, связанные с особенностями аллергических заболеваний. При бронхиальной астме ими считают боязнь приступа, ограничение физических возможностей. Эти авторы утверждают, что нормализация условий жизни в семье, детском коллективе, исключение стрессовых ситуаций, чрезмерных психических нагрузок влияют эффективнее самых современных методов медикаментозной терапии. У детей с аллергическими заболеваниями выявляются необъективная самооценка и неправильное представление о своем месте в коллективе, 8

9 переоценка качеств характера, что не может не нарушать их взаимоотношений со своими сверстниками. Дети, больные БА, с трудом вступают в контакт с другими детьми, их общительность во многом зависит от настроения. Некоторые авторы считают, что тревоги детей по поводу своего заболевания в большинстве случаев находят отражение в тревогах родителей: между матерью и ее больным ребенком складываются отношения, при которых исключаются из контакта отец и другие дети. Такие взаимоотношения называют «аллергическими». Тревога — центральный элемент в механизме формирования психического стресса. Об эмоциональном стрессе говорят тогда, когда эмоция приобретает силу или длительность, при которых оказывается недостаточной способность человека к восстановлению психического равновесия посредством разрешения стрессогенной ситуации путем воздействия на нее или изменения своего отношения к ней. Роль тревоги как сигнала неблагополучия и опасности заключается в том, что она активизирует процессы психической адаптации. У детей с БА выявлен высокий уровень тревожности. При нарушениях в парасимпатическом отделе ВНС отмечается более высокая тревожность. В качестве одного из возможных факторов риска развития психосоматических расстройств рассматривают алекситимию, встречающуюся до 60% среди больных БА, особенно при ее тяжелом течении. Некоторые авторы предлагали использовать в качестве индуктора эмоционального состояния изменение дыхательной функции. Так, при воспоминании или представлении какого — либо эмоционально окрашенного события у испытуемых дыхание становится частым и глубоким, а при испуге происходит его замедление. Своеобразие личности человека, характер его реагирования на ту или иную ситуацию определяет не только разнообразие физиологических реакций организма, но и формирование особенностей структуры различных болезней, их течение и форма. Известно, что эмоционально — вегетативный комплекс играет важную роль в приспособительной деятельности. Если первый компонент его — сигнал к действию, то второй — обеспечивает действие энергетически. При патологии 9

10 происходит нарушение взаимодействия эмоциональных и вегетативных процессов, что приводит к утрате приспособительного характера на меняющиеся условия внешней и внутренней среды, вследствие чего возникает психовегетативный синдром. Таким образом, различные психологические факторы у больных БА посредством вегетативных и патохимических изменений могут приводить к развитию бронхообструктивного синдрома и служат одним из объяснений многообразия клинико — патогенетических механизмов БА. Психологические особенности детей и подростков с БА Нами исследованы психологические особенности у 150 больных в период ремиссии БА. Группу сравнения составили 90 детей и подростков соответствующего возраста, пола, не имеющие аллергической отягощенности и признаков заболеваний на момент осмотра. Для выявления факторов психологического риска, которые начинают воздействовать уже в период онтогенеза и способствуют возникновению и развитию психоэмоционального напряжения, влекущего формирование особенностей личности, мы проанализировали стрессогенные факторы у детей разных возрастных групп (таблица 1). Таблица 1 Стрессогенные факторы риска, способствующие развитию психоэмоционального напряжения у больных бронхиальной астмой, % 1-6 лет (I группа) 7-11 лет (II группа) лет (III группа) БА Здоровые БА Здоровые БА Здоров. I гр. I А гр. II гр. II A гр. III гр. III А гр. Стресс во время беременности 90±3,5* 50±5,9 57,1±6,1* 34,2±5,8 75,0±3,9* 33,3±5,8 10

11 ** **** 36,7± *** Связь заболевания со стрессом — 54,3±6,2-69,4±5,8 — Частые конфликты в семье (со слов матери) 23,3±6,8 16,6±5,1 28,5±7,1 17,1±5,3 33,3±7,8 22,2±6,9 Частые конфликты в семье (со слов ребенка) ,3±6,1* 46,7±6,1* *** 26,7±6,2 ** *** **** 34,3±7,1 77,7±6,9* 44,4±6,2 Психотравмирующие ситуации (ДОУ, школа и др.) 23,3±6,8 57,1±5,5* **** 28,5±7,1 88,8±5,2* 50,0±8,3 Занятость ребенка дополнительным образованием 40,0±5,9 65,7±5,3* 45,7±6,1 55,5±8,8 44,4±8,2 * p 12 повышенная нагрузка учебная и занятиями в различных кружках и секциях (получение дополнительного образования) преобладали во II группе больных БА (65,7%) по сравнению с I и III группами, хотя среди здоровых сверстников данный показатель был выше, хотя и не достоверно. Известно, что стрессогенными являются любые значимые жизненные события, причем стрессоры могут быть с положительным и отрицательным эмоциональным знаком. Для определения величины степени стрессорной нагрузки мы использовали методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея, оценивая частоту встречаемости событий в баллах. Обследование матерей наблюдаемых пациентов показало, что в среднем частота жизненных событий в 1,5-2,0 раза превышает показатели групп контроля соответствующего возраста p 13 Для оценки психологических особенностей личности мы использовали тестом Айзенка. При данном исследовании мы не нашли достоверных отличий результатов в зависимости от возраста и пола. Характеризуя особенности больных БА, в сравнении со здоровыми, можно говорить о преобладании интровертированности (в большей степени у подростков старшей группы) по шкале «экстраверсии интроверсии» (до 72%) и лишь у 28% и 35% (соответственно в III и II группах) имелась склонность к экстраверсии. Уровень интроверсии (медиана и интерквартильный размах) при течении заболевания с ухудшающейся динамикой (диагностируемой нами при увеличении частоты, продолжительности обострения астмы) и при неудовлетворительном состоянии адаптации у больных БА составил 7 баллов (от 6 до 9 баллов), при положительной динамике заболевания, удовлетворительном и напряженном состоянии адаптации — медиана составила 10 баллов, интерквартильный размах 9-12 баллов и в группе здоровых детей и подростков медиана была 15 баллов, интерквартильный размах баллов, p 14 Рис. 2 Показатели интровертированности у детей и подростков с БА в зависимости от особенностей адаптации, динамики заболевания (с улучшением, ухудшением) и в сравнении со здоровыми (%). Таким образом, у детей и подростков с ухудшением течения заболевания и неудовлетворительным состоянием адаптации степень выраженности интроверсии явно выше, чем у больных БА, имеющих улучшение динамики БА и удовлетворительное или напряженное состояние адаптации. Важную роль в определении характерологических особенностей темперамента играет такой показатель, как степень нейротизма. При исследовании детей и подростков с БА, нами выявлено преобладание у них черт, характеризующих «эмоциональную лабильность». Это особенно чувствительные личности, тревожные, мнительные, с развитым чувством ответственности, сострадания и сопереживания, как правило, имеющие заниженную самооценку и частые вегетативные расстройства. Распределение показателей по шкале «нейротизм» было следующим (рисунок 3) БЛАГОПРИЯТ ЗДОРОВЫЕ НЕ БЛАГОПРИЯТ Средний 25%-75% Min-Max 14

15 Рис. 3. Показатели эмоциональной лабильности (шкала «нейротизм») у детей и подростков с БА в зависимости от особенностей адаптации, динамики заболевания (с улучшением, ухудшением) и в сравнении со здоровыми (%). Дети и подростки с неудовлетворительным состоянием адаптации и имеющие отрицательную динамику течения заболевания имели в большей степени крайние показатели эмоциональной лабильности (медиана 17 баллов, верхний квартиль 11, нижний 20 баллов), при стабильном течением БА медиана составляла 7 баллов, верхний и нижний квартили 6-9 баллов. Медиана показателей здоровых детей и подростков 13 баллов, что говорит о ее центральном положении по сравнению с показателем больных БА; 25-й процентиль равен 10 баллам, 75-й процентиль 16 баллам, р 16 У большинства здоровых детей отмечалась средняя степень личной тревожности с равномерным распределение по возрастным группам и полу: у 53,3% (32 детей) низкая тревожность; у 16 детей (26,6 %) очень низкая тревожность; высокая тревожность у 13 детей (20,0%) (p 17 Нервно-психические факторы способствуют провокации и закреплению симптомов астмы, приводя к усугублению тяжести болезни]. Следует учесть, что у детей разного возраста имеются свои психологические особенности, что влияет на их представление о своем заболевании. В предпубертатном и пубертатном возрастном периодах, которые в целом характеризуются рядом особенностей нервно-психических процессов, восприятие заболевания складывается из большого множества факторов и часто восприятие ребенком своей болезни требует дополнительной психологической коррекции. Мы проанкетировали 100 детей в возрасте 7-18 лет с БА различной степенью тяжести. В качестве формы психодиагностической методики был выбран опросник «Тип отношения к болезни», где описано 12 типов отношения к болезни, диагностируемых в соответствии с классификацией Личко А.Е. В соответствии с рекомендациями авторов методики различные типы отношений к болезни были сгруппированы в 3 блока. Первый блок: гармоничный, эргопатический и анозогнозические типы — характеризовался меньшей выраженностью социальной дезадаптации пациента в связи с заболеванием. Второй блок: тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический типы — отличался интрапсихической направленностью. Третий блок: сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический типы — характеризовался интерпсихической направленностью. В результате обследования у 60 детей (60%) диагностированы типы отношения к болезни, относящиеся к первому блоку, характеризующему удовлетворительную социальную адаптацию детей к болезни. В 23% случаев (23 человека) встречались типы отношения к болезни с интрапсихической направленностью (второй блок) и у 16% (16 детей) — с интерпсихичческой реакцией на болезнь (третий блок), рисунок 4. 17

Читайте также:  Экзогенная бронхиальная астма ремиссия

18 17,00% 23,00% 60% I блок II блок III блок Рис. 4. Соотношение различных типов реагирования на болезнь у детей с БА, %. Результаты исследования типов реагирования в зависимости от тяжести БА представлены на рисунке % 18% 11,90% 33,30% 80% 23,10% 60% 40% 20% 82% 66% 50% 16,70% III блок II блок I блок 0% легкая БА средней ст. БА тяжелая БА Рис. 5. Распределение детей с БА по типу отношения к болезни в зависимости от её тяжести (%). У детей с легким течением БА в большинстве случаев диагностированы типы отношения к болезни, входящие в первый блок. При 18

19 среднетяжелой БА уже в 11,9% случаев встречались типы отношения к болезни 3-го блока. При тяжелом течении БА количество типов отношений 1- го блока уменьшается, а 2-го и 3-го блока увеличивается. Другими словами при легкой БА больные дети наиболее социально адаптированы, а при тяжелой БА, согласно исследованию, они находятся в подавленном, угнетенном состоянии, «уходят в болезнь» и прочее. Среди диагностируемых типов отношений к болезни, входящих в первый блок, преобладали гармоничный и анозогностический типы (по 45%). При гармоничном типе, который чаще встречается при легкой астме, больные адекватно расценивают своё состояние, и активно способствуют лечению. В тоже время при легкой астме также часто мы сталкиваемся с анозогностическим типом отношения к болезни. Некоторые дети не воспринимают серьёзно «приписываемый» им врачами диагноз, так как качество их жизни существенно не нарушено, они легко могут нарушать гипоаллергенный режим, диету, отказываются от длительной базисной терапии, так как мысли о болезни и её возможных последствиях активно отбрасываются. Такие дети обязательно нуждаются в консультировании психотерапевта, так как анозогностический тип отношения к болезни может привести к ухудшению течения заболевания. Среди типов отношения к болезни, относящихся ко второму блоку, чаще встречаются тревожный (33%) и неврастенический (24%) типы. Непрерывное беспокойство и мнительность больных с тревожным типом определяют угнетенное состояние таких детей, опасение неудач в лечении, поиск «авторитетов». При общении с такими больными врачу не следует высказывать вслух свою интерпретацию результатов обследования и перспективы лечения. У детей с неврастеническим типом отношения к болезни мы наблюдали вспышки раздражения, связанные с назначением болевых методов обследования и лечения (парентеральные инъекции), при малейшей неудаче в лечении больные отличались высоким беспокойством, слезливостью. 19

20 Среди типов отношения к болезни, входящих в третий блок, чуть чаще встречался сенситивный тип (29%). В этом случае дети чрезмерно озабочены о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни, присутствует боязнь стать обузой для окружающих. Таким образом, выявленные различные восприятия своей болезни могут оказать влияние на эффективность лечения и прогноз БА и в ряде случаев требуют психологической коррекции. Важную роль в развитии психологического статуса ребенка и формировании внутренней картины болезни играют всевозможные нарушения воспитания в семье. Поэтому изучение семьи и семейного воспитания становится необходимым элементом в деятельности врача и психолога, работающих как со здоровыми, так и с больными детьми. В нашей работе была использована методика, предназначенная для анализа семейного воспитания и причин его нарушения (АСВ). Оценка особенностей семейного воспитания производилась с использованием следующих шкал: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье. Под уровнем протекции в процессе воспитания подразумевалось, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. При этом могут наблюдаться два уровня протекции: гиперпротекция, гипопротекция, Под степенью удовлетворения потребностей ребенка подразумевается то, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материальных, так и духовных. Разделяют два отклонения: потворствование и игнорирование потребностей Требования к ребенку: обязанности и запреты. Встречаются следующие нарушения: чрезмерность требований-обязанностей, недостаточность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов. 20

21 Строгость санкций за нарушения требований может быть в крайних двух вариантах: чрезмерность санкций и минимальность санкций. В группе матерей больных бронхиальной астмой детей при исследовании особенностей воспитания в семье, выявлены следующие результаты. По уровню протекции в процессе воспитания преобладающей была гиперпротекция в 66,7% случаев, практически все из опрошенных согласились с утверждениями: Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его здоровье, делах и т. п., Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться. По шкале степени удовлетворения потребностей ребенка наиболее распространенным было потворствование, в большей степени выраженное у 44,4% матерей, которые указывали на слабость ребенка, стремились к максимальному и некритическому удовлетворению любых его потребностей. Практически в равной степени наблюдалась чрезмерность требованийобязанностей к ребенку и их недостаточность. При чрезмерных требованияхзапретах (в 22,2% случаев) детям все нельзя, типичные высказывания их матерей отражают страх перед любыми проявлениями самостоятельности. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести даже незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка. При недостаточности требованийзапретов к ребенку (в 16,7% случаев) ему все можно, он ни за что не отчитывается перед родителями. Среди матерей детей, страдающих БА, наблюдались устойчивые сочетания различных черт воспитания так называемые типы неправильного воспитания: потворствующая гиперпротекция (в 27,8% случаях, когда больной ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей); доминирующая гиперпротекция (в 16,7 % случаях, когда ребенок также находится в центре внимания семьи, но его лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, что усиливает астенические черты личности ребенка); 21

22 повышенная моральная ответственность (в 11,1% случаев, когда высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, что стимулирует развитие тревожно-мнительных черт характера). По результатам исследования, одной из психологических причин отклонений в семейном воспитании более, чем у 1/2 опрошенных матерей прозвучала фобия утраты ребенка, обусловливающая потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Слабым местом при этом является повышенная неуверенность, преувеличение представления о хрупкости ребенка, тяжести его заболевания. Отношение родителей к ребенку в этом случае формировалось под воздействием накопленного ими страха утраты ребенка. Типичны в этом случае следующие утвердительные высказывания: Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив, Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери). Среди других психологических причин неправильного семейного воспитания следует отметить отклонения характера самих родителей, личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность матери и др.). Среди матерей здоровых детей нарушения по уровню протекции — гиперпротекция и гипопротекция отмечалась практически в равных соотношениях 22,2% и 27,8%. По уровню удовлетворения потребностей преобладающим было потворствование (в 22,2% случаев), тогда как игнорирование их в 11,1% случаев. Так же, как и в группе больных детей, практически в равной степени наблюдалась чрезмерность требованийобязанностей к ребенку и их недостаточность. Потворствующая гиперпротекция в данной группе матерей не выявлялась, доминирующая гиперпротекция встречалась в 11,1% случаев, гипопротекция в 11,1% (когда ребенок предоставлен сам себе, его жизнью не интересуются и его не контролируют). Среди психологических причин отклонений в семейном воспитании встречались отклонения характера самих родителей, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность матери. В отличие 22

23 от группы детей с БА, фобия утраты ребенка среди матерей здоровых детей не отмечалась (p 24 сплоченности этими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно трактуются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семьи. Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождения между реальным восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системы: и чем оно больше, тем недовольство выше. Идеал дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый испытуемый. Мы применяли эту методику для всех членов семьи детей астматиков и здоровых детей. Результаты исследования в группе детей с бронхиальной астмой распределились следующим образом: Таблица 2 Уровни семейной сплоченности, % Дети с БА % Дети здоровые % Разобщенный 38,8 ± 8,1 p>0,05 19,4 ± 6,5 Разделенный 16,6 ± 6,2 p 0,05 22,2 ± 6,9 Сцепленный 33,3± 7,8 p>0,05 13,8 ± 5,7 Уровни семейной адаптации, % Дети с БА Здоровые Ригидный 44,4± 8,2 p 0,05 36± 8,0 й Гибкий 5,5 ± 3,7 p 0,05 22,2 ± 6,9 p 25 При обследовании родителей детей обращает на себя внимание разница в оценке показателей уровня сплоченности и уровня адаптации в одной семье, которая в большей степени характерна для больных бронхиальной астмой, чем здоровых. Таким образом, развитию бронхиальной астмы у наблюдаемых больных способствовало сочетанное воздействие биологических семейных и социальных факторов (стрессовые ситуации в семье и школе). Выявлены некоторые личностные особенности больных БА: преобладание интроверсии (77,8%) и эмоциональной нестабильности (66,7%) в сравнении с контрольной группой (соответственно, 55,6% и 27,8%); В группе больных бронхиальной астмой выявлен высокий и очень высокий уровни личностной тревожности, не характерный для контрольной группы исследования. Высокий и средний уровни ситуативной тревожности отмечались у всех больных г, в то время как в контроле они определены в 83,4% (p>0,05) При изучении типологических реакций личности на болезнь выявлено значительное преобладание тревожного и анозогнозического типов (в обоих случаях — по 38,9%). При анализе особенностей семейного воспитания в семьях больных БА отмечено явное преобладание неправильных типов воспитания в сравнении с контрольной группой: гиперпротекция в 66,7% случаев, обусловленная более, чем у матерей фобией утраты ребенка, потворствование в 44,4% (соответственно, в контрольной группе 22,2% и 22.2%) (р 26 психологическую атмосферу в семье. Врач общей практики должен увидеть основные проблемы семьи и особенности ее функционирования. Выяснить, является ли семья объектом социальных служб. Важной для формирования адекватного микроклимата в семье является консультация клинического или практического психолога, психотерапевта Список используемой литературы 1. Александрин, В. А. Вегетативная регуляция дыхательной и сердечно — сосудистой систем у больных бронхиальной астмой [Текст] : автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Александрин. СПб., с. 2. Антропов, Ю. Ф. Изменения дыхательной системы при психосоматических нарушениях у детей и подростков [Текст] / Ю. Ф. Антропов // Педиатрия С Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. СПб.: Питер, с. 4. Баранов, А. А. Социальные и организационные проблемы педиатрии [Текст] : избр. очерки / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. — М., с. 5. Батаршев, А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности [Текст] : Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. М.: ТЦ Сфера, с. 6. Батурин, К. А. Невротические расстройства у больных бронхиальной астмой [Текст] : автореф. дис. канд. мед. наук / К. А. Батурин. М., с. 7. Вегетативная дисфункция у детей, больных бронхиальной астмой [Текст] / Л. В. Козлова [и др.] // Пульмонология детского возраста 6 проблемы и решения / под ред. Ю. Л. Мизерницкого, А. Д. Царегородцева. М.; Ростов н/д Т. 3. С Вейн, A. M. Вегетативные расстройства [Текст] / А. М. Вейн. М., С Влияние перинатального повреждения центральной нервной системы на формирование и течение бронхиальной астмы у детей [Текст] / Ю. Л. Мизерницкий [и др.] // Аллергология С Геппе, Н. А. Образовательная программа «Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики» [Текст] : пособие для врачей / // Н. А. Геппе, В. А. Ревякина ; под ред. Н.А. Геппе. — М.: Миклош, с. 11. Заковряшин, М. С. Некоторые особенности психического статуса у детей с бронхиальной астмой [Текст] / М. С. Заковряшин, Н. В. Дмитриева // Рос. педиатр. журн С Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. — СПб.: Питер, с. 26

27 13. Кельмансон, И. А. Оценка темперамента ребенка первого года жизни [Текст] / И. А. Кельмансон. — СПб.: Сотис, с. 14. Личко, А. Е. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни [Текст] : метод. рекомендации / А. Е. Личко с. 15. Макаева, М. Я. Нарушения психоэмоционального статуса у детей с бронхиальной астмой [Текст] / М. Я. Макаева, Р. М. Файзулина, В. Л. Юлдашев // Аллергология С Огородова, Л. М. «АСТ» новый инструмент для оценки контроля бронхиальной астмы [Текст] / Л. М. Огородова, О. С. Кобякова // Аллергология С Панюшкина, Н. П. Психосоматические отношения и психотерапия при бронхиальной астме [Текст] / Н. П. Панюшкина // Актуальные проблемы психиатрии, наркологии и неврологии : сб. трудов М.; Хабаровск, Вып. 2. С Ребров, А. П. Особенности психики больных бронхиальной астмой [Текст] / А. П. Ребров, Н. А. Кароли // Рос. мед. журн С Романцова Е.Б. Особенности развития и течения бронхиальной астмы у детей и подростков в разные возрастные периоды [Текст]/дис. д.м.н. /Е.Б. Романцова, — Хабаровск, Чупак, Э. Л. Вегето-психологические особенности подростков с бронхиальной астмой [Текст] : автореф. дис. канд. мед. наук / Э. Л. Чупак. — Владивосток, с. 21. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л. Б. Шнейдер. — М.: ЭКСМО-Пресс, с. 22. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, с. 23. Effect of asthma in childhood on psycho-social problems in the family. [Текст]. / D. Gustafsson [et al.]. // J. Psychosom. Res Dec. V. 53(6). P

28 Психологические особенности детей и подростков с бронхиальной астмой учебное пособие (для студентов лечебного и педиатрического факультетов,интернов, клинических ординаторов) Подписано к печати Формат бумаги Бумага тип. 2 Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Издательство «Полисфера», лицензия ПЛД г.благовещенск, ул. Горького, 95. тел

источник