Меню Рубрики

Ребенок с астмой в доу

В современном мире диагноз «детская астма» встречается все чаще. Плохая экология, увеличившееся количество респираторных заболеваний, раннее прекращение грудного вскармливания, наследственность – все это сказывается на здоровье малышей и устойчивости их организма.

Но вместе с количеством заболевших увеличивается и количество средств, которые используют для лечения и профилактики астмы. О них сегодня и поговорим.

В статье о видах и особенностях заболеваний дыхательной системы мы уже рассказывали о бронхиальной астме. Давайте немного повторим эту информацию, чтобы лучше разобраться в симптоматике заболевания.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, появляющееся из-за воспаления дыхательных путей и, как следствие, спазма бронхов. Стенки дыхательных путей при этом расширяются, а просвет сосудов сужается, из-за этого в бронхах скапливается много слизи, которая мешает нормальному дыханию.

Астма бывает двух видов: атопическая (аллергенная) и неатопическая (неаллергенная). Атопическая возникает из-за воздействия аллергенов: шерсти животного, пыли, пыльцы, парфюма и т.д.

Неатопическая форма встречается реже, примерно в 10% случаев, и появляется, если ребенок особенно чувствителен к инфекционным аллергенам – бактериям, грибкам, вирусам, гельминтам, вакцинам.

Астма может протекать в трех формах: легкой, средней тяжести и тяжелой. В зависимости от степени тяжести (частота и сила приступов), подбираются методы для купирования заболевания.

Детская астма может возникнуть по внешним и внутренним причинам.

Половая принадлежностью. Из-за строения грудной клетки астме больше подвержены мальчики. Просвет их бронхов изначально значительно уже.

Наследственность. Если в семье ребёнка кто-то страдает приступами астмы, то риск появления такого недуга у малыша значительно возрастает.

Лишний вес. Большой вес ребёнка влияет на положение диафрагмы: обычно у детей с ожирением она располагается слишком высоко, что мешает нормальной вентиляции лёгких и свободному дыханию.

Частая простуда. Если частые заболевания ребенка давали осложнения на бронхи, то риск появления бронхиальной астмы повышается. По данным российских исследователей, у каждого четвертого ребенка с обструкцией (сужением просвета) бронхов, появившейся из-за вирусного заболевания, впоследствии появлялась астма.

В современном мире существует множество причин для появляется астмы у ребёнка: от продуктов питания до любимого маминого парфюма.

Все триггеры астмы – причины, по которым может произойти спазм бронхов, мы собрали в одну картинку, которую вы можете сохранить себе.

Диагностировать астму у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. На это есть как минимум две причины.

  1. Бронхи у детей изначально имеют более узкий просвет, поэтому основным симптомом астмы становится не спазм и удушье, а обильное выделение мокроты и отек слизистой оболочки бронхов. И врачи, и родители нередко воспринимают это как симптом обычного ОРВИ или бронхита.
  2. В первые годы жизни ребенок не всегда может описать, что он чувствует. Например, не рассказать маме о болях в груди, плохом самочувствии после дневного сна или сильных приступах кашля, которые застают его в детском саду.

Чтобы отличить астму от вирусного заболевания органов дыхания, важно прислушиваться к своему ребенку и обращать внимание на так называемые «предвестники» астмы. Они возникают за 1-2 дня до появления основных симптомов заболевания:

  1. после ночного сна у ребенка может появиться водянистая слизь из носа, из-за нее малыш часто чихает и трет нос;
  2. через несколько часов после этого у ребенка появляется несильный сухой кашель;
  3. усиливается после обеда или дневного сна, но становится более влажным.

Через 1-2 дня после появления этих симптомов у ребенка появляется сильный сухой кашель, чаще всего приступообразный. У детей до одного года он сопровождается следующими признаками:

  1. в вертикальном положении кашель становится меньше, если ребёнка вернуть в горизонтальное положение, он будет кашлять также интенсивно;
  2. появляется одышка;
  3. ребенок начинает плакать или капризничать без видимых причин – так он реагирует на приближающийся приступ и заложенность носа;
  4. дыхание малыша становится прерывистым, вдохи – частыми и короткими;
  5. вдох и выдох сопровождаются свистом и шумом.

У детей старше одного года появляются еще и следующие признаки:

  1. у ребёнка не получается сделать полноценный вдох из-за сильного давления в груди;
  2. при длительном сухом кашле больше не выделяется мокрота;
  3. сильный кашель может появиться при попытке дышать через рот;
  4. могут появиться нетипичные признаки астмы: зуд, кожные высыпания или слезотечение.

Также стоит обратить внимание на условия, при которых у ребёнка появляется сильный кашель. Если длительные приступы возникают при контакте с животными, домашней пылью, во время выезда на природу в период цветения, при физической или сильной эмоциональной нагрузке, то ребенка необходимо показать к врачу.

Помимо всех этих признаков есть еще один важный симптом: при астме длительный кашель не сопровождается температурой . Обратите на это особое внимание, ведь астма (особенно у маленьких детей) внешне очень похожа на обычное простудное заболевание.

Препараты для лечения астмы делят на два типа: симптоматические и базисные. Первые применяют для экстренной помощи больному, чтобы как можно скорее снять спазм бронхов и обеспечить свободное прохождение воздуха через дыхательные пути. Чаще всего это ингаляторы, которые используются по мере необходимости.

Вторые средства применяют для снятия воспаления или удаления аллергена из организма. Это обширная группа препаратов, грамотно подобрать которые может только врач.

Эти средства используются для постоянного лечения, чтобы ребенок лучше чувствовал себя в повседневной жизни и как можно реже сталкивался с приступами астмы. Такие препараты не оказывают моментального воздействия, но помогают ребенку легче справляться с болезнью.

Похожий эффект оказывают и альтернативные методы лечения астмы: специальные лечебные тренировки, иглоукалывание, пребывание в соляных шахтах, дыхательная гимнастика или занятия на дыхательном тренажере и другие способы оздоровления организма .

Дыхательный тренажер и дыхательная гимнастика считаются одними из самых действенных способов для профилактики приступов астмы. Они расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, что положительно сказывается на их работе: помогает отхождению мокроты, улучшает дыхание и уменьшает количество приступов.

До пяти лет ребенок может заниматься специальной дыхательной гимнастикой для детей . Она носит большую игровую форму, но все равно оказывает положительный эффект на органы дыхания ребенка, а также развивает его речевой аппарат.

После пяти лет, когда ребенку надоест развлекательная подача дыхательных упражнений, а делать серьезные вдохи и выдохи будет слишком скучно, вы можете приобрести для него дыхательный тренажер.

Во время занятий ему не придется прикладывать особых усилий, главное, чтобы оно проходило в спокойной обстановке, а во время тренировки ребенок не отвлекался, не разговаривал и не находился в состоянии психо-эмоционального перевозбуждения. Родители обязательно должны контролировать прохождение занятий и следить за состоянием ребенка.

Дети до 12 лет должны проходить только три этапа нагрузки, он должен продолжаться не менее двух месяцев. Переходить к четвертому этапу дети могут только после 12 лет.

Ограничения также действует во время обострения болезни. В такие периоды заниматься на дыхательном тренажере нельзя. Но через несколько месяцев вы почувствуете, что приступы астмы посещают малыша гораздо реже.

Помимо медикаментозного и немедикаментозного лечения астмы существует несколько правил, которые необходимо соблюдать для профилактики приступов астмы у ребенка:

  1. постарайтесь избавиться от предметов, которые собирают пыль: ковры, шторы, текстиль, гобелены и т.д.;
  2. храните книги в закрытом стеклянном шкафу;
  3. используйте гипоаллергенные моющие средства;
  4. проветривайте комнаты как можно чаще;
  5. ежедневно проводите влажную уборку (без чистящих средств);
  6. укрепляйте иммунитет ребенка .

Если у ребенка появились признаки астмы, но еще ни разу не было приступов, особенно внимательно следите за его состоянием. Ребенок может просто испугаться болевых ощущений в груди или других симптомов недуга и ничего вам не сказать.

Чтобы вовремя среагировать на приступ астмы следите за дыханием ребенка. Обратитесь к врачу, если:

  1. количество вдохов не должно превышать 20 за 60 секунд;
  2. ребенок делает усилия во время вдоха, подключает к вдоху плечи и другие мышцы;
  3. малыш сутулиться, ставит руки на стол или колени, широко разводя локти, – скорее всего ему тяжело дышать, и он старается принять удобное положение;
  4. в дыхании ребенка есть хрипы при вдохе и выдохе, при тяжелой форме – только на выдохе;
  5. у малыша болезненный вид, как при простудном заболевании;
  6. при тяжелом приступе кожа может приобрести синий оттенок.

Желательно обратиться к врачу до появления приступов. Специалист диагностирует заболевание и назначит вам лекарства, которые помогут в дальнейшем, в том числе и для экстренной помощи при приступах.

Если врач диагностировал у ребенка астму, обязательно предупредите школьных учителей или детсадовских воспитателей о недуге ребенка, а также обеспечьте малыша ингалятором.

Если недуг одолел вашего малыша – не отчаивайтесь. Астма – заболевание серьезное и неприятное, но если грамотно соблюдать инструкции врача, а также заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой или лечебной физкультурой, то его состояние стабилизируется.

А чтобы узнать больше о здоровье детей и их иммунитете, подпишитесь на наш блог. Будем присылать интересные материалы каждую неделю.

источник

Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 374 раза

Пахоменкова И. А. Реализация программы «Здоровье» в дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ детский сад№ 43 компенсирующего вида Калининского района для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4732/ (дата обращения: 07.09.2019).

Педагогами государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 компенсирующего Калининского района Санкт — Петербурга накоплен интересный опыт по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В 1995 году на базе нашего учреждения открылся специализированный детский сад, что было вызвано увеличением в городе и районе количества детей, страдающих тяжелыми аллергическими заболеваниями.

Нам удалось решить многие проблемы и создать условия для пребывания детей «аллергиков» в образовательном учреждении (далее ОУ).

В наш детский сад приходят дети с такими диагнозами, как бронхиальная астма, бронхит, целиакия, различные формы аллергии, часто болеющие, дети, которые не могут посещать массовые дошкольные учреждения. По данным мониторинга здоровья детей в нашем учреждении преимущественно составляют дети со, второй и третей группами здоровья.

В ОУ утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогами ОУ. На протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками осуществляется по разработанной в учреждении программе «Здоровье».

Одним из главных факторов оздоровления воспитанников ДОУ является правильная организация оздоровительных режимов. В практике режим определяется педагогами и специалистами на медико-педагогическом совещании. В листе здоровья фиксируются: коррекция учебной нагрузки, индивидуальны рекомендации по режиму двигательной активности и режиму дня (длительность сна, вкусовые предпочтения и диеты, темп деятельности).

Обязательными условиями оздоровительных режимов в ОУ являются: создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата в группе, увеличение продолжительности дневного сна, строгое соблюдение режима в течение дня со сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе, увеличение двигательной активности.

Воспитательно-образовательный процесс в ОУ строится так, что ведущая роль отводиться проведению оздоровительных и профилактических мероприятий. Они проходят в индивидуальной и подгрупповой формах: на занятиях по физической культуре, занятиях по плаванию, ЛФК, в совместной деятельности. Лечебно-профилактические мероприятия: витаминопрофилактика, физиопроцедуры, массаж, и др. назначаются врачом аллергологом.

Чрезвычайно важным в профилактике бронхиальной астмы у детей является создание «гипоаллергенного» быта, когда количество и силы факторов, провоцирующих аллергию, сведены до минимума. С этой целью, при организации предметного пространства, частично исключены из развивающей среды мягкие и тканевые игрушки (заменены на моющиеся), в «уголках природы» исключены живые обитатели, пахнущие растения и некоторые виды цветущих растений. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: обязательной влажной уборки, сквозного проветривания с последующей ионизацией воздуха лампами Чижевского, облучения бактерицидными лампами спален и раздевалок.

Важную и решающую роль в оздоровлении и укреплении здоровья детей отводиться занятиям по физической культуре. Они проходят в разнообразной игровой форме с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологии, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья участников образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Рассмотрим важнейшие для нас.

А. С. Галанов «Игры, которые лечат»

Оздоровительные игры позволяют специалистам проводить занятия по физической культуре и ЛФК в веселой и занимательной форме. Игры, по разным видам заболеваний, используются педагогами и в совместной деятельности, а в результате помогают добиться лечебного эффекта.

И. С. Красикова «Дыхательная гимнастика»

Для детей, страдающими респираторными заболеваниями, бронхиальной астмой, важное место в системе оздоровительных мероприятий отводиться дыхательной гимнастике. Специальные дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

А. А. Потапчук «Осанка детей»

Формирование правильной осанки — задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства, как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка. Использование данной технологии позволяет достигнуть существенных результатов в коррекции имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата.

М. А. Рунова «Подвижные игр для детей с разным уровнем двигательной активности».

Читайте также:  Можно ли вылечить астму если есть кошка

Подвижные игры, с разным уровнем двигательной активности, служат дополнением к двигательной нагрузке, вносят разнообразие в повседневную жизнь, доставляют детям радость и удовольствие.

Многолетней практикой педагоги ОУ апробировали методику проведения подвижных игр и игровых упражнений с оптимальной двигательной нагрузкой для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

Аллергические заболевания являются длительно текущими, провоцируют у детей частые ОРВИ, поэтому одним из самых эффективных способов оздоровления организма является закаливание.

Занятия плаванием в детском саду оказывают мощный оздоровительный эффект, способствуют укреплению детского организма. После капитального ремонта бассейна нам удалось установить современную систему очистки воды, благоприятную для детей с аллергическими заболеваниями и установить современное оборудование для оздоровления детей: противоток воды, подводные гейзеры и гидромасса. Для улучшения психологического состояния воспитанников в конце каждого занятия мы проводим релаксацию под музыку, с использованием подсветки воды.

Основными критериям оценки проведения оздоровительных мероприятий с детьми в ДОУ являются:

— показатели групп здоровья воспитанников;

— положительная динамика уровня заболеваемости детей

— расширение диеты у детей с пищевой аллергией;

— положительная и соответствующая возрасту динамика физического и нервно-психического развития воспитанников.

Одним из важных условий для работы компенсирующего образовательного учреждения (далее ОУ) является подготовка медицинских и педагогических кадров. Нам удалось создать сплоченный коллектив единомышленников.

Итоги анализа проведения аттестации в учреждении за последние два года показали, что на 20 % возросло число педагогов прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию, на 7 % уменьшилось количество педагогов со второй квалификационной категорией.

Положительная динамика результатов аттестации в ОУ возможна только благодаря системе работы с кадрами в учреждении, целью которой является всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

Для достижения поставленной цели мы использовали традиционные и интерактивные формы работы с педагогами по повышению грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. В системе работы с кадрами важными на наш взгляд являются следующие формы работы.

1. Теоретическая подготовка педагогов в области культуры здоровья: курсы повышения квалификации, консультации, лекции.

3. Собеседование с педагогом после деятельности с детьми.

4. Открытые просмотры, взаимопосещения.

5. Проведение семинаров-практикумов, тренинг.

6. Адресная помощь начинающим педагогам.

7. Самообразование педагогов.

9. Тематические педсоветы в форме КВН и круглого стола.

Сегодня все педагоги ДОУ владеют специальными знаниями, касающиеся здоровья детей и практическими навыками здорового образа жизни. В ОУ разработан и реализуется информационный и практико- ориентированный, долгосрочный проект «Как мы приобщаем детей к здоровому образу жизни»«. На завершающем этапе проекта интересно и продуктивно прошел педсовет в форме защиты проектов, где были показаны инновационные технологии оздоровления и здорового образа жизни для детей с аллергическими заболеваниями.

Педагоги подготовительных групп представили проекты по теме «Веселый обруч» с использованием презентаций, разработали паспорта проектов. Вызвали большой интерес представленные авторские игры, фото- газеты в стихах с сюжетами на тему ЗОЖ.

Весь процесс оздоровительной и учебно-воспитательной работы проходит при участии родителей. Современная медицинская наука утверждает, что «проблемы детей до семилетнего возраста — это проблемы их родителей». Если ребёнок болеет, то в первую очередь надо искать и устранять причину его болезни в состоянии здоровья семьи. Для пропаганды здорового образа жизни в семье мы проводим разнообразные формы работы. Ежегодно в ОУ проходит спортивный конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья!», музыкальные праздники при участии родителей.

В практике нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется социальному партнерству, направленного на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников образовательного процесса в ОУ: детей, их родителей и педагогов.

На протяжении нескольких последних лет на базе нашего учреждения успешно проходятся занятия для слушателей Академии постдипломного педагогического образования. В апреле 2013году для СПАППО прошел семинар «Создание образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста». На семинаре были представлены:

1. Опыт работы и презентация: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ компенсирующего для детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией», старший воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детского сада № 43 Пахоменкова И. А.

2. Совместная деятельность с детьми младшей группы по теме «Научим куклу Машу умываться», воспитатель высшей квалификационной категории Медовикова О. А.

3. Мастер-класс: «Использование оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой и целиакией» инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Васильева Д. О.

Педагоги нашего учреждения ежегодно активно участвуют в районных методических объединениях, проблемно-целевых курсах Калининского района. Этот опыт опубликован в журнале «Методист: Мастер-класс» № 5 2011г.

Мы используем разнообразные формы работы с воспитанниками по формированию сознательного отношения к здоровью. Наши воспитанники полюбили туристические слеты. Несколько лет подряд мы участвуем в районных спортивных соревнованиях и часто занимаем первые места.

Положительным примером для наших детей являются инструктора по физической культуре Васильева Д. О., Шахтиева Ю. В. и педагоги учреждения. Они активно участвуют в городских районных спортивных соревнованиях, спартакиаде, неоднократно награждены кубками, грамотами и благодарностями.

Педагогами детского сада накоплен и обобщен опыт работы по оздоровлению детей дошкольного возраста, опубликованный в журналах и на Интернет сайтах. Надеемся, что наш опыт пригодиться в работе детских садов компенсирующего вида.

Желаем всем сотрудникам дошкольных учреждений успешного сотрудничества с детьми и родителями!

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

спортивно-массовые и физкультурнооздоровительные мероприятия. Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

источник

1. В астма-школе родители получают знания о бронхиальной астме и навыки физической реабилитации.

2. Занятия проводят профессиональные преподаватели — сотрудники медицинских вузов при участии персонала детского сада.

3. Родителям нужно знать, что психическое напряжение провоцирует обострение астмы у ребенка.

4. Для предупреждения приступа бронхиальной астмы у детей родители должны уметь контролировать состояние проходимости бронхов.

Астма-школы, как правило, создаются на базе детских поликлиник, аллергологических стационаров. Но в некоторых случаях занятия астма-школы удобнее проводить непосредственно в дошкольной образовательной организации. Так получилось и у нас.

В течение 19 лет (до 2014 года) детский сад № 20 города Северска Томской области имел статус детского сада присмотра и оздоровления и комплектовался часто болеющими детьми и детьми с аллергической патологией. До 40% наших воспитанников болели бронхиальной астмой. Дети от 1,5 до 7 лет поступали в детский сад на год для реабилитации. Через год психолого-медико-педагогическая комиссия решала вопрос о дальнейшем пребывании или переводе в обычный детский сад.

Курс реабилитации в детском саду включал:

  • базисную терапию бронхиальной астмы (индивидуально под контролем врача);
  • специфическую профилактику гриппа (вакцинация в предэпидемический период);
  • неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (курсовой прием индукторов интерферона);
  • закаливающие процедуры, ЛФК;
  • галотерапию;
  • пребывание в гипоаллергенной среде;
  • массаж;
  • обучение в астма-школе;
  • психологическую поддержку детей и их родителей.

Таким образом, астма-школа — необходимая часть программы реабилитационных мероприятий.

Астма-школа в нашем детском саду была открыта в октябре 2003 года под руководством Татьяны Анатольевны Шемякиной — кандидата медицинских наук, доцента кафедры педиатрии Сибирского государственного медицинского университета, специалиста с 25-летним стажем работы с детьми-астматиками и опытом преподавания в астма-школе. К работе в школе привлечены врач-педиатр детского сада и инструктор по физической культуре.

Преподаватели астма-школы ставят перед собой следующие задачи:

  • дать представление родителям о причинах, симптомах, характере течения бронхиальной астмы у детей, способах лечения;
  • научить родителей распознавать приближение приступа бронхиальной астмы, оценивать тяжесть состояния ребенка во время приступа;
  • научить родителей оказывать помощь во время приступа бронхиальной астмы;
  • объяснить назначение и научить пользоваться такими приборами, как спейсер, пикфлоуметр, дозированный ингалятор, небулайзер;
  • сформировать у родителей навыки физической реабилитации (массаж, дыхательная гимнастика, закаливание);
  • дать представление о психологических аспектах, влияющих на течение бронхиальной астмы у детей; обучить способам психологической разгрузки.

Самое подходящее время для начала занятий в астма-школе — сентябрь — октябрь. Летом детский сад комплектуется новым составом воспитанников, и для повышения эффективности реабилитационных мероприятий обучение родителей нужно начинать как можно раньше.

Курс обучения в астма-школе включает 8 занятий, которые лучше проводить раз в неделю в вечернее время.

Теоретический курс предназначен только для родителей. Каждое теоретическое занятие состоит из двух частей: лекции по заданной теме и ответов лектора на вопросы родителей. Чтобы теоретический материал воспринимался легче, лекции сопровождаются мультимедийной презентацией.

На практических занятиях могут присутствовать родители и дети. Специалисты отрабатывают с ними навыки дыхательной гимнастики, массажа, закаливающих процедур. Демонстрационный материал практических занятий: пикфлоуметр, спейсер, небулайзер, образец дневника самоконтроля.

Содержание занятий приведено в таблице .

В первый год работы астма-школы все занятия — и теоретические, и практические — вел руководитель. Параллельно он обучал методике проведения занятий врача-педиатра нашего детского сада.

Инструктор по физической культуре помогал проводить практические мероприятия. Он продолжал консультировать родителей о технике выполнения дыхательных упражнений и закаливающих процедур даже после окончания курса обучения в астма-школе.

За период существования астма-школы (2003–2014 годы) было обучено 67 родителей. Они показали высокие результаты как по теоретическому, так и по практическому курсу.

Эффективность занятий определялась по уровню знаний слушателей до начала и после окончания курса обучения. Для этого родители заполняли опросные листы, где по 5-балльной шкале оценивали свои знания и навыки .

До начала обучения родители лучше всего знали о применении небулайзера (3 балла) и препаратов неотложной терапии (2,11 балла). В процессе обучения их знания и навыки были усовершенствованы.

Уровень знаний матерей о сути аллергического процесса вырос с 2,53 балла на момент начала обучения до 4,13 балла к окончанию курса занятий.

Осведомленность родителей о пикфлоуметрии возросла с 0,31 до 3,36 балла.

Обучение позволило повысить уровень знаний и навыков реабилитации с 1,65 до 4,01 балла. Если до начала обучения значение массажа и умение его применять было оценено на 1,61 балла, навыки дыхательной гимнастики — на 1,27 балла, закаливания — на 2,11 балла, то к окончанию курса занятий эти показатели увеличились до 4,17, 3,75 и 4,17 соответственно.

Но самый важный результат в том, что родители переосмыслили свое отношение к бронхиальной астме, научились не бояться этого недуга, а «уживаться» с ним, наполнять каждый день жизни ребенка новыми впечатлениями, позитивными эмоциями. За время пребывания в нашем детском саду у большинства воспитанников отмечено улучшение в течении астмы (снижение частоты обострений, уменьшение их длительности)

источник

От года к году четко прослеживается тенденция: бронхиальная астма у детей набирает обороты. В середине 2000-х годов по разным оценкам ей болели 5-10 % детей во всем мире. Сейчас эта цифра выросла до 10-15 %. Причем детская астма – это не то же самое, что взрослая. Поэтому советуем всем мамам прочитать нашу памятку об особенностях бронхиальной астмы у ребенка.

Сразу оговоримся: лечение астмы – большая тема для отдельного разговора, о ней расскажем в другой раз. Сегодня на повестке дня причины бронхиальной астмы у детей, ее диагностика и меры профилактики.

Как правило, из-за аллергии. Именно она вызывает самую распространенную среди детей атопическую, или аллергическую астму. Ее основные причины: пыль, шерсть, пыльца и другие аллергены. Ребенок вдыхает их, бронхи в его легких рефлекторно сужаются, это и приводит к проблемам с дыханием.

В отдельных случаях приступы бронхиальной астмы случаются, если малыш что-то не то съел. Это связано с тем, что аллергия часто бывает перекрестной: и на воздушные, и на пищевые аллергены. Например, на березу и ольху, и одновременно на яблоки, груши, персики и сливы. Избегаем аллергичные продукты – снижаем вероятность приступа бронхиальной астмы у ребенка. Подробнее о профилактике чуть ниже.

Другой вид бронхиальной астмы – инфекционно-зависимая. Ее приступы появляются, когда в дыхательные пути ребенка попадают возбудители инфекций: вирусы, бактерии или грибки. Например, возбудители бронхита. Однако у детей редко встречается инфекционно-зависимая форма заболевания, поэтому чаще под «бронхиальной астмой у ребенка» подразумевается ее аллергический вид.

Чем младше малыш, тем сложнее понять, болеет ли он бронхиальной астмой. Даже если у него есть какие-то проблемы с дыханием, он не всегда может описать это и иногда просто не обращает на это внимания.

Читайте также:  Сартаны при бронхиальной астме

Сложностей добавляет тот факт, что у малышей до пяти лет гладкая мускулатура бронхов еще не до конца развита, а их просвет еще узкий. Поэтому бронхи не так явно реагируют на астматический приступ. В итоге бронхиальная астма часто проявляется у детей не дыхательным спазмом или прерывистыми вздохами, а отеком слизистой и выделением большого количества мокроты.

Из-за этого детскую астму по симптомам часто путают с бронхитом или ОРВИ. Причем не только родители, но даже доктора. В чем опасность такого заблуждения? В том, что астма может развиваться у ребенка с самого рождения, а родители узнают об этом только через несколько лет. И, разумеется, все это время заболевание никак не лечили.

Чек-лист, который поможет маме определить, болеет ли ребенок астмой или нет:

  • Кашляет сухо, приступами, причем приступы кашля возникают и усиливаются резкими скачками, ночью или утром сразу после сна
  • Дышит со свистом
  • Со стороны видно, что ребенку трудно дышать в течение длительного промежутка времени
  • Часто жалуется на то, что «давит в груди»
  • Кашляет и задыхается после того, как погладил кошку или та просто прошла мимо
  • Кашляет и задыхается, когда добирается до запыленных книг или пыльных углов
  • Не кашляет на улице зимой, но кашляет и задыхается в период цветения растений, с весны до осени
  • Кашляет и задыхается после активных игр и сильного возбуждения

Сначала ребенок начинает кашлять. У него может потечь из носа, а на коже высыпать крапивница. Из-за суженных бронхов малыш дышит неровно, быстро вдыхает и с трудом выдыхает. Будто ловит ртом воздух. Часто во время приступа слышны хрип и свист при дыхании. Иногда синеют губы и бледнеет кожа.

1. Посадить ребенка на стул и наклонить его тело вперед. Так, чтобы локти опирались на колени.

2. Дать малышу подышать свежим и чистым воздухом. Зимой следить за тем, чтобы комната не превратилась в холодильник, а в сезон цветения помнить об аллергенах на улице. Учитывая, что у ребенка приступ бронхиальной астмы, имеет смысл проветривать комнату через приточную вентиляцию с хорошими фильтрами.

3. Снять бронхиальный спазм лекарством с помощью ингалятора. В первый раз лучше прочитать инструкцию к нему. Противоастматических препаратов много, и какой из них «зарядить» в ингалятор – вопрос открытый. Обсудим его в следующий раз.

4. Набрать теплую воду (ближе к горячей) в тазик и сделать ребенку ванночки для рук и ног. Это тоже поможет при приступе бронхиальной астмы.

5. Приступ никак не прекращается? Вызвать скорую.

И самое главное: быть спокойной. Разговаривать с малышом ласково, занять его чем-нибудь интересным. Если мама начнет паниковать, ребенок тоже испугается. А страх – лучший друг астмы, от него бронхоспазм может стать еще сильнее.

Профилактические меры делятся на первичные, вторичные и третичные. В соответствии с тем, на каком этапе заболевания их принимать.

Первичная профилактика нужна для того, чтобы не допустить развития заболевания у малыша. Меры первичной профилактики настолько же элементарны, насколько и важны:

  1. Маме лучше кормить ребенка грудным молоком. Грудное вскармлива­ние – отличная профилактика хрипов и свистов при дыхании.
  1. Некурящим мамам – не начинать, курящим – бросать. Доказано: от та­бачного дыма ребенок чаще хрипит и свистит при дыхании. Причем этот эффект отмечается, даже если мама курила во время беременности.

Вторичная профилактика для детей, у которых еще нет бронхиальной астмы, но доктор уже выявил у них астмаподобные симптомы. Эти дети попадают в группу риска, если:

  • У малыша выявлены и другие аллергические заболевания: например, атопический дерматит или аллергический ринит
    Риск бронхиальной астмы: 10-20 %
  • Анализ показал общий уровень иммуноглобулина IgE более 30 МЕ/мл и наличие специфических иммуноглобулинов (к молочным, яичным белкам и воздушным аллергенам)
    Риск бронхиальной астмы: до 70 % (особенно если у ребенка дерматит или ринит)

Цель вторичной профилактики – вычеркнуть ребенка из группы риска и не допустить развития астмы. Сама профилактика предполагает длительную (до 18 месяцев) превентивную тера­пию особыми лекарственными средствами. Расписывать их не имеет смысла, их назначает исключительно врач. Поэтому в этом случае маме лучше воздержаться от самостоятельного лечения ребенка. Практика показывает, что правильная терапия снижает частоту приступов вдвое: с 40 % до 20 %.

Также ко вторичной профилактике бронхиальной астмы у детей можно отнести аллергенспецифическую иммунотерапию (АСИТ). О ней мы писали в статье про аллергию на пыль у ребенка.

Наконец, третичная профилактика для детей, которые уже болеют бронхиальной астмой. Ее цель – чтобы ребенок пил меньше лекарств. Суть третичной профилактики в том, чтобы больной ребенок как можно меньше контактировал с опасными факторами, которые могут вызвать приступ бронхиальной астмы. Меньше контактов с ними – ниже вероятность приступов.

Некоторые советы по третичной профилактике бронхиальной астмы у детей:

  1. Избавиться от пыли в квартире
  2. Протравить тараканов в доме: это очень важно для уменьшения аллергической чувствительности
  3. В идеале убрать всех животных из дома, в крайнем случае не пускать их в детскую и основную жилую комнату
  4. Не курить рядом с ребенком
  5. Часто проветривать квартиру, обязательно очищая воздух от воздушных аллергенов
  6. На время ремонта вывезти ребенка из квартиры и не возвращать, пока в ней остается строительная пыль
  7. Исключить из диеты аллергичные продукты: какие именно, подскажет аллерголог
  8. Полностью исключить нестероидные противовоспалительные средства (аспирин, ибупрофен, диклофенак, нимесулид и т.д.)
  9. Детям от 5 лет с хрипящим или свистящим дыханием обязательно записаться к пульмонологу. Он должен назначить профилактические процедуры (спирометрию, пробы с бронхолитиком и физической на­грузкой, пикфлоуметрию)

Важно: все, что написано в этой статье, это общая информация. Она может помочь родителям вовремя заметить симптомы бронхиальной астмы у детей и без лишней паники принять первые профилактические меры. Но все действия в любом случае обязательно нужно согласовать с врачом! Важно выбрать хорошего специалиста: в том числе по рекомендациям в интернете и советам людей, которые столкнулись с той же проблемой

источник

Как развивается астма

Астма определяется врачами как заболевание, характеризующееся эпизодами бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), полностью или частично обратимых. В основе ее лежит воспаление слизистой бронхов и бронхиальная гиперреактивность.

Во время приступа бронхиальной обструкции происходит сужение просвета как мелких, так и более крупных бронхов.

У всех больных астмой, когда нет приступа, тем не менее обнаруживаются признаки воспалительного процесса в слизистой оболочки бронха. Этот факт ставит вопрос о лечении воспалительного процесса — и не только во время приступа астмы. Такие препараты есть, так что настойчивое проведение длительного лечения должно стать основой борьбы с астмой.

Не менее важно и второе положение — о наличии у больных астмой бронхиальной гиперреактивности, то есть повышенной раздражимости бронхов, отвечающих спазмом даже на ничтожные количества раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе. Это заставляет создавать для этих больных здоровую воздушную среду.

«Не все астма, что свистит»

Бронхиальная обструкция наблюдается не только при астме, но и при ряде других заболеваний. При большинстве из них, особенно у взрослых, заболевание не имеет ремиссии (светлых промежутков), что и отличает их от астмы.

Но в детском возрасте существует группа очень похожих на астму заболеваний, связанных с вирусной инфекцией. К астме они не имеют никакого отношения. И больной астмой грудной ребенок, и его сверстник без признаков аллергии могут дать эпизод обструкции на фоне ОРВИ. Разница состоит лишь в том, что у астматика приступы заболевания будут повторяться, причем не только при ОРВИ, но и в ответ на тот или иной неинфекционный аллерген, тогда как ребенок без аллергии заболеет обструктивным бронхитом и, скорее всего, «перерастет», так что бронхиальная обструкция после 1-2 подобных эпизодов прекратится. Именно этот факт порождает сложности в указанных выше «взаимоотношениях» с диагнозом «астма» у многих родителей, а также не полное принятие педиатрами определения астмы.

В чем отличие обструктивного бронхита на фоне ОРВИ и астмы? При некоторых вирусных инфекциях у грудных детей наблюдается воспаление слизистой оболочки бронха, которая утолщается, и увеличивается продукция слизи. Это ведет к сужению очень узких детских бронхов, что сопровождается, так же как при астме, затруднением выхода. Такая картина может повториться 1-2 раза, но с ростом ребенка и увеличением диаметра его бронхов новая инфекция, хотя и вызывает бронхит, существенного нарушения бронхиальной проходимости не вызывает.

То же происходит и у ребенка-аллергика, однако со временем, благодаря сохранению гиперреактивности бронхов, практически каждая новая инфекция будет сопровождаться бронхоспазмом. Более того, такой ребенок может дать приступы обструкции в ответ на вдыхание аэроаллергенов — а это и есть бронхиальная астма.

Среди детей первых трех лет, имеющих обструктивные заболевания, группой риска по бронхиальной астме являются:

— дети с аллергической предрасположенностью (аллергией у родителей, имеющих кожные аллергические проявления, положительные кожные аллергические пробы или высокий уровень иммуноглобулина Е);

— дети, обструктивное заболевание которых развивается без температуры (что говорит о роли неинфекционного аллергена);

— дети, имеющие более 3 обструктивных эпизодов.

В возрасте после 3 лет практически всем детям с обструктивными проявлениями уместно ставить диагноз бронхиальной астмы, правда, у многих из них через 1-3 года заболевание прекращается.

Формы бронхиальной астмы

Выше мы упоминали о двух формах астмы — аллергической и неаллергической. Этим деление астмы на формы не ограничивается.

У многих детей астма протекает без выраженных приступов, во время обострения у них возникает бронхит с явными признаками обструкции, который у нас принято называть астматическим бронхитом, что не должно успокаивать родителей: астматический бронхит есть форма бронхиальной астмы.

У некоторых детей приступ астмы протекает как упорный ночной кашель без выраженной одышки — это тоже форма астмы, которая со временем может переходить в типичную форму.

У ряда детей возникают одышка и затруднение дыхания в ответ на физическую нагрузку — это астма физического напряжения, а развивается приступ как результат бронхиальной гиперреактивности, стимулированной мышечными усилиями.

Многие родители замечают, что приступ астмы возникает при сильном волнении ребенка, иногда даже говорят о «психической астме». Вряд ли есть основания говорить о психическом механизме астмы, а вот в том, что при любой форме этой болезни волнения, особенно связанные с неспособностью ребенка справиться с той или иной проблемой, могут вызвать приступ, — сомнений нет. Поэтому в семье, где есть ребенок с астмой, очень важен здоровый психологический климат.

Как протекает астма

«Обычный» приступ развивается внезапно, учащается дыхание, затрудняется выдох, ребенок принимает сидячую позу и дышит поверхностно. Часто свистящее дыхание слышно на расстоянии, иногда оно ощущается только при поднесении уха ко рту ребенка. Затруднение выдоха ведет к задержке воздуха в грудной клетке, она обычно вздувается, если положить на нее руки, то ощущается дрожание на выходе.

Приступ может держаться от нескольких минут до многих часов, нередко он кончается самопроизвольно. Однако ждать, когда он пройдет, или применять сомнительные средства (их напридумано очень много) недопустимо: удушье — очень мучительное явление, так что каждая минута промедления с эффективным лечением усиливает страдания ребенка, пугает его, что само по себе может усиливать бронхоспазм. В более тяжелых случаях требуется интенсивная терапия.

Различаются больные и по характеру межприступного периода. У некоторых больных никаких изменений выявить не удается, тогда как у других и в межприступном периоде имеются существенные ограничения со стороны дыхательной функции.

Лечение астмы

Когда я смотрю больного астмой ребенка, первое, о чем я ставлю его родителей в известность, что астма не излечивается ни одним из известных средств. Возможно, это жестоко, но почему я говорю об этом? Потому что многие родители в поисках чудо-средства пробуют самые разные методы, большинство которых не только не приносят пользы, но и вредят больному.

Если не рассчитывать на излечение, то в чем смысл лечения? Смысл его состоит в том, чтобы уменьшить тяжесть астмы, научиться предотвращать приступы, по крайней мере сделать их более редкими, быстро снимать приступ в случае его возникновения. Короче, сделать жизнь ребенка полноценной — как у здорового ребенка.

А в отношении возможности излечения я всегда «облегчаю душу» родителей — в очень большом проценте случаев астма у ребенка проходит самостоятельно.

Ну, а как правильно лечить астму? Надо четко различать лечебные меры, помогающие избавиться от уже возникшего приступа, и средства, позволяющие смягчить течение болезни.

Как предупредить приступ? Предупреждение приступов является основной задачей базисного лечения. Но к этому следует добавить и меры по возможному предупреждению контакта с аллергенами, в первую очередь — с домашней пылью. Лучше убрать ковры и мягкую мебель, по крайней мере в комнате, где спит ребенок. Я нередко шучу — идеальная спальня для ребенка — тюремная камера, где, кроме койки, стола и табуретки, ничего нет. Важно закрыть книги в стеклянных полках, чаще использовать пылесос для уборки, причем лучше увлажняющий. Чтобы уменьшить контакт больного с клещом-дерматофагоидесом, следует обтянуть матрас ребенка полиэтиленовой пленкой и надеть 2 наволочки на подушки. С учетом аллергизирующих свойств пера птицы — следует заменить перьевые подушки на ватные или поролоновые.

Читайте также:  Первая мед при бронхиальной астме

Очень трудно расстаться с домашними животными, но это необходимо, если выявлена чувствительность ребенка к их шерсти. В комнате не следует иметь живых цветов — для больного могут быть опасны не только их запахи и пыльца, но и грибок-аспергилюс, который часто заводится в цветочных горшках. У маленьких больных астмой нередко приступ может быть связан с пищевыми аллергенами.

Вряд ли надо говорить о вреде курения в квартире, где есть больной астмой. Для него в первую очередь следует создать условия, обеспечивающие максимальное пребывание на свежем воздухе. Да и все другие меры предупреждения аллергии должны полностью соблюдаться.

Очень важно закалять ребенка — это уменьшит чистоту респираторных инфекций, которые часто являются причиной приступа и способствуют усилению бронхиальной гиперреактивности.

Очень многие дети с астмой плохо переносят физическую нагрузку — через 5-7 минут от начала бега или подвижных игр у них возникает бронхоспазм, вызывающий одышку, или даже приступ астмы. Для предупреждения этого следует сделать 1-2 ингаляции бета-мииетика или принять порошок эуфиллина, после этого бронхоспазм не разовьется, а через 20-30 минут под влиянием физической нагрузки бронхи, наоборот, расширятся, что очень полезно для больного.

Именно поэтому физическая культура, повышение физической выносливости входит в арсенал лечебных средств при астме. Более того, физическая тренировка повышает самооценку больного, способствует выработке у него уверенности в собственных силах и снижает зависимость от взрослых. Очень полезна дыхательная гимнастика, больные астмой в процессе занятий обучаются правильному дыханию.

Многие родители спрашивают, можно ли ребенку с астмой ехать на юг, к морю. Опыт показывает, что такая смена климата обычно провоцирует приступ астмы, так что к этому надо быть готовым. Но затем дети обычно чувствуют себя хорошо и получают много пользы от пребывания на море — ведь морской воздух очень чист, дыхание им снижает гиперреактивность бронхов. По возвращению домой многие больные вновь дают приступы астмы, и к этому тоже надо быть готовым. В целом, польза от такой поездки будет ощутимой, если пробыть на юге месяца полтора-два, не меньше.

Другой частый вопрос — о смене климата. В большинстве случаев «подобрать» климат не удается, так что я обычно не советую родителям пускаться в это очень непростое предприятие. Если астма четко связана с цветением определенного растения, на этот период иногда можно увезти ребенка в другой регион, но чаще всего полностью избавиться от астмы таким способом не удается. Это же относится и к поездкам в горы, где на высоте 1500-2000 метров очень мало аллергенов: это полезно (в том числе и с точки зрения физической тренировки), но полностью избавиться от астмы все же не удается.

Ну а как отнестись к лечению астмы в соляных шахтах? Там в воздухе нет аллергенов, и это способствует снижению гиперреактивности бронхов. Но ведь всю жизнь в шахте не просидишь, так что рассчитывать на излечение не приходится. А вот пребывание в галокамере (комнате, стены которой покрыты солью) представляется мне по меньшей мере сомнительным.

Альтернативные методы лечения

Многим приходилось слышать или читать о чудодейственных средствах — иглоукалывании, особых дыхательных приемах, о чудо-лекарствах, экстрасенсах, якобы излечивающих астму. Да, действительно, легкий приступ можно снять с помощью задержки дыхания или иглоукалывания, но я никогда не мог понять, чем иглоукалывание лучше ингаляции. Более того, задержки дыхания даже при среднетяжелой астме могут быть весьма опасны.

Я не знаю ни одного солидного исследования, в котором было бы доказано излечение астмы с помощью этих методов, а сведения типа «мы лечились у экстрасенса — и астма прошла» совершенно неубедительны: ведь у большенства детей астма рано или поздно проходит!

А вред от всех этих методов один — прибегая к ним, родители отвлекаются от тех мер, которые действительно помогают при астме, в частности — не проводят базисного лечения. Да и применение при приступе других лекарств (приходится слышать от родителей, что им рекомендовали бронхолитин, но-шпу, папаверин, солутан и даже антибиотики) недопустимо, так как они, как правило, не облегчают страдания ребенка.

Что ждет в будущем больного астмой? При правильном лечении, как правило, удается стабилизировать состояние ребенка, и если приступы не прекращаются совсем, то снижается их частота и тяжесть.

И не надо забывать, что очень часто астма проходит.

опубликовано 15/09/2011 21:15
обновлено 30/07/2018
— Болезни органов дыхания

источник

Сегодня из общего количества людей на земле чуть более 300 млн болеют бронхиальной астмой. Каждые 10 лет число астматиков увеличивается на 50%. По мнению медиков — это весьма удручающая статистика!

Интересно, что по статистике в развитых, цивилизованных странах астматиков больше и риск приобрести это заболевание в течение всей жизни гораздо выше, чем в тех регионах, где пока еще технический прогресс не представляет серьезную угрозу экологии.

В этом смысле связь бронхиальной астмы и качества окружающей среды очевидна — дышать «тяжелым» загрязненным воздухом людям (и детям — в особенности!) без риска для здоровья действительно сложно. Меж тем, точные и бесспорные причины возникновения и развития этой болезни до сих пор учеными не выявлены. В одном и том же регионе одни люди могут буквально задыхаться в ежедневных приступах бронхиальной астмы, а другие — даже не знать, что это такое.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспаление дыхательных путей, которое усиливается под воздействием тех или иных факторов или раздражителей. Эти факторы (или раздражители) вызывают гиперреакцию бронхов, которая проявляется как сильнейший отек слизистой оболочки дыхательных путей, чрезмерным образованием слизи и бронхоспазмом. В итоге в дыхательных путях возникает так называемая бронхиальная обструкция — серьезное препятствие к полноценному дыханию.

Внешне приступ бронхиальной астмы хорошо узнаваем — ребенок хрипит и задыхается, в его горле слышен характерный повторяющийся свист, возникает одышка и признаки удушья.

Редко когда приступ бронхиальной астмы возникает «на пустом» месте, чаще всего его «вспышка» бывает спровоцирована определенным условиями или факторами: сильный резкий запах, чрезмерные физические нагрузки, стресс и т.п.

  • Дым (обычный и в особенности — табачный);
  • Шерсть животных (а если быть предельно точными, то не сама шерсть, а частички эпителия на ней);
  • Плесень внутри помещения;
  • Домашние клещи, которые обитают в бытовой пыли;
  • Пыльца некоторых растений;
  • Физические нагрузки;
  • Сильный стресс или эмоциональное потрясение;
  • Аллергическая реакция на некоторые лекарства (самое распространенное из них — аспирин);
  • Ожирение и малоподвижный образ жизни;
  • Холодный морозный воздух.

В основном все признаки и симптомы бронхиальной астмы у детей сводятся к затрудненному дыханию, которое проявляется время от времени на фоне вполне обычных обстоятельств. Например — ночью во время сна, после физической активности, или в момент эмоционального потрясения (испуга, восторга и т.п.).

Обратите внимание, что у ребенка затрудненное дыхание с хрипами и свистом может быть и при других заболеваниях: например, при сильном насморке у детей, при обычном бронхите или простуде (ОРВИ). Однако, в этом случае проблемы с дыханием будут сопровождаться и другими симптомами — повышенной температурой, отсутствием аппетита, слезотечением. Но как только пройдет сама болезнь, заметно улучшится и дыхание. И только при бронхиальной астме затрудненное дыхание случается «беспричинно» и в отсутствие прочих симптомов.

Бронхиальная астма — болезнь «со стажем», ее не вчера открыли. И если медикам пока еще не вполне ясны причины ее возникновения у того или иного человека, то уж эффективные планы ее лечения уже давно разработаны и усовершенствованы. В арсенале медиков существуют специальные протоколы, четко предписывающие, чем и как должна лечиться бронхиальная астма у того или иного ребенка в зависимости от степени тяжести приступов, которое у него случаются.

Эти протоколы поддерживающей терапии помогают существенно облегчить жизнь больных детей в 99,9% случаев заболевания бронхиальной астмой. Причем не только облегчить, но и позволить этим деткам жить полноценной жизнью: заниматься спортом, путешествовать, заводить домашних питомцев.

Основной группой лекарственных препаратов, с помощью которых осуществляется поддерживающая терапия при бронхиальной астме, так называемые топические стероиды.
И не нужно пугаться каких-либо (зачастую надуманных, а не реальных) побочных эффектов или привыкания. В случае лечения бронхиальной астмы, применяемые топические стероиды не оказывают влияния на весь организм в целом, попросту потому, что они не попадают в кровь.

Какой именно препарат группы топических стероидов подходит именно вашему ребенку, и как правильно его использовать — вам подробно расскажет лечащий врач.

В случае серьезного приступа бронхиальной астмы (который может случиться где угодно и когда угодно, внезапно и зачастую без причины), необходимо применять уже меры не поддерживающей терапии, а неотложной помощи.

Ведь в ситуации с мгновенным воспалением в дыхательных путях (отек, нагнетание слизи и бронхоспазм) нет иного способа быстро и эффективно облегчить дыхание посиневшему и задыхающемуся ребенку, кроме как доставить в его дыхательные пути сильное бронхорасширяющее средство. Наилучший способ сделать это — опять же использовать ингалятор, который позволяет мельчайшим частицам лекарства за секунды достичь пораженной области в бронхах. А один из наиболее эффективных и проверенных препаратов для экстренной помощи при приступе бронхиальной астмы у детей — это аэрозоль сальбутамол.

Назначить сальбутамол вправе только врач, но пользоваться им должен уметь всякий родитель, чей ребенок болен бронхиальной астмой.

Однако, правильно сделать вдох при нажатии на ингалятор (в момент пшика необходимо глубоко вдохнуть, чтобы лекарство достигло бронхов) способны не все дети — малыши примерно до 5-6 лет обычно сделать этого еще не могут. Но и эти крохи тоже страдают бронхиальной астмой!

Для таких деток разработаны особые ингаляторы — небулайзеры. Кроме того, при лечении малышей нередко используются так называемые спейсеры. Эти устройства являются своего рода переходным элементом между ингалятором (который вставляется в спейсер) и ребенком.

Как правило, один пшик ингалятора обеспечивает одну дозу лекарства. При остром приступе бронхиальной астмы ребенку с признаками удушья вводят 2-4 дозы препарата каждые 10 минут — до тех пор, пока его состояние не улучшится и он не начнет свободно дышать. Если же препарат не помогает и очевидных улучшений не происходит — это повод для экстренной госпитализации.

И не бойтесь пользоваться ингаляторами в условиях приступа! Даже если пшикать бронхорасширяющий препарат (типа сальбутамола) по 4 дозы каждые 10 минут в течение часа (ребенку любого возраста) — передозировки не будет. Такой режим одобрен и рекомендован ВОЗ при неотложной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Упомянутый выше прибор пикфлоуметр поможет определить, насколько эффективно помогает (или не помогает) лекарство при приступе бронхиальной астмы. Нужно измерить силу выдоха до введения препарата, а потом измерить ее спустя 10-15 минут после использования аэрозоля. Показатели должны увеличиться минимум на 10-15%.

Итак, лечение бронхиальной астмы сводится к трем основным методам:

  • 1 Поддерживающая лекарственная терапия (которая позволяет держать под контролем воспалительный процесс в дыхательных путях и вести нормальный образ жизни);
  • 2 Избегание факторов, способных спровоцировать приступ бронхиальной астмы и удушья (почаще делайте влажную уборку в доме, удалите все «пылесборники» типа ковров, библиотек до потолка и оконных штор с рюшами и кистями);
  • 3 Умение самостоятельно (а постепенно вы должны обучить и своего ребенка) пользоваться карманным ингалятором для экстренной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Увы, но не все приступы бронхиальной астмы заканчиваются благополучно — это заболевание имеет и свою статистику летальных исходов. И что самое досадное — нередко виновата в смерти маленьких астматиков не только болезнь, но и опрометчивые, неразумные действия взрослых, которые пытаются использовать для снятия приступа бронхиальной астмы не адекватные этой ситуации лекарства. Итак, ребенку с приступом бронхиальной астмы нельзя давать:

    Муколитики (отхаркивающие средства, используемые для лечения кашля). Муколитики стимулируют образование слизи в дыхательных путях, а ее при приступе астмы и так — избыточное количество;

Седативные препараты. Любые успокаивающие средства уменьшают глубину дыхания, что недопустимо при приступе астмы;

  • Антибиотики. Антибиотики имеют отношение к астме только в одном-единственном случае — когда возникает осложнение в виде воспаления легких, но в любом другом случае антибиотики при астме — самое бестолковое и никчемное «оружие».
  • Возможно, лет 20-25 назад астматики действительно были вынуждены «рабски» подстраивать свое существование под «прихоти» своей болезни: любой спорт (кроме разве что шахмат) был для них под запретом; перспектива завести котенка была для них примерно столь же удаленной, как и возможность слетать на Марс; заниматься домашней уборкой они могли разве что только в респираторе и т.п. И, конечно же, сильнее всех страдали дети с бронхиальной астмой — ни попрыгать, ни побегать, ни щенка потискать.

    Но в наши дни картина в корне иная! Сегодняшний уровень медицины позволяет астматикам (в том числе и детям с бронхиальной астмой) наслаждаться жизнью практически наравне со всеми остальными людьми.

    источник