Меню Рубрики

Психологический профиль пациента с бронхиальной астмой

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Бронхиальная астма (БА) является классическим приме­ром многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические.

По данным ряда исследований (ЬеЬгег е1 а1., 1993), лич­ность больных БА характеризуется рядом специфических осо­бенностей.

Психологическая метафора бронхиальной астмы — затруд­нение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятель­ное дыхание — это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки на­шей жизнеспособности формируются еще в материнской ут­робе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко, 2002).

Момент рождения — это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?». К счастью, там существуют мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт. Но если их внимания и заботы не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, — это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина — забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает их сделать за тебя. Недостаток заботы и ее из­быток в равной мере лишают способности быть нестеснен­ным, «дышать свободно».

Дети бессознательно ищут выхода, срабатывает жизнен­ный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них по­являются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Попытки выявить «ответственные» за возникновение БА психические конфликты, поиск предрасполагающих к их воз­никновению личностных особенностей привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для забо­левания «профиля личности», предрасполагающего к его ма­нифестации (Допев е! а1., 1976). Основные характеристики та­кого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию» (Ме11е11, 1978), «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие» (Сгоеп, 1982; Сгоеп, Рекег, 1960), преобладание «нементализируемых переживаний» (Мкгаш, 1993), «повышенная нервность, чрез­мерная возбудимость либо вялость, повышенная истощае^ мость», «высокая тревожность» (Тхостов, Арина, 1990). Па- тогномоничный для пациентов БА «профиль личности» ассо­циируется с проявлениями алексетимии (ЫегшаЬ е1 а1., 1970; ЫегтаЬ, 1975; 81Гпео8, 1973; Вго\уп е1 а1., 1981) — механистич­ным характером мышления, проявляющимся в неспособно­сти фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто об­наруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание неж­ности и близости.

Общепринятым считается значение агрессии. Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпус­тить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах уду­шья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнару­живаются реактивные образования, которые замещают агрес­сивные тенденции, и желание близости (Вгаеи11§ат, СЬтИап, 1973), часто проявляются расстройства в сексуальной сфере (ЬосЬ, 1971).

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам (Вгаеи1л§ат, СЬп811ап 1973; Роге§, 1981). При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запа­хам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Аст­матики с повышенной восприимчивостью запахов также край­не зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, со­хранению (8с1шк1с1ег, 1968; Маг1у, 1974; Вгаетщаш, 1954). У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-от- дать» и тенденция идентифицировать себя в общении с други­ми лицами, «быть сплавленным» с ними (Майу, 1974).

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой (Воог, 1965). Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх оста­ется скрытым (Не1ш ег а1., 1970).

Концепции «нуклеарного конфликта» и «специфического отношения», созданные Р. А1ехапс1ег (1945) и Н. МШег (1976), указывают на то, что корни развития защитно-приспособи­тельного значения симптома бронхоспазма заключаются в осо­бенностях ранних отношений матери и больного ребенка. В нашей культуре такие отношения можно назвать «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение. Это порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть ее. Блокирование вербального канала коммуникации компен­саторно вызывает развитие телесных коммуникабельных свя­зей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических сим­птомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астмати­ка способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от ре­шения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза» (Куприянов, 1985). Физиологический смысл бронхоспазма в результате увеличения уровня тревоги авторы видели в ее защитном зна­чении. Они считали, что бронхоспазм — это реакции защиты от угрожающего агента, и такое же значение, но уже с вклю­чением более высоких уровней реагирования, несет в себе симптом тревоги (5реИп§, 1968).

Физиологический конфликт при БА имеет свое продол­жение в психологическом конфликте, в эмоциональной жиз­ни многих астматиков. Так же, как адекватное снабжение ки­слородом необходимо для нормального физиологического роста и развития, так и постоянное и адекватное получение любви необходимо для нормального роста и развития пациен­тов.. Известно, что материнское отвержение играет централь­ную роль в возникновении нервно-психического механизма патогенеза БА. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Причины отвержения проистекают из собственной эмоциональной незрелости матери, неразрешен­ных проблем, имевших место в ее детстве. Астматики выража­ют и переживают больше негативных эмоций по сравнению со здоровыми.

Рассматривается особый нервно-психический вариант раз­вития БА у взрослых, когда проявления заболевания выступа­ют в роли защитного механизма, сформировавшегося из-за различных внутри- и межличностных конфликтов детского возраста (Ушаков 1987; Федосеев, Куприянов; 1985). Были выделены четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза БА: неврастеноподобный, истероподобный, психа- стеноподобный и смешанный, или «шунтовый» (от англ. зИиШ — шунтировать, переводить на запасный путь). Для каждого ва­рианта свойственны свои внутри- и межличностные невроти­ческие конфликты. Внешние проявления зависят от личност­ных особенностей пациентов, варианта поведения, которое санкционируется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации пациентов.

В случае обострения неврастенического типа конфликта (с одной стороны, постоянное недовольство собой реальным, неприятие себя; с другой стороны, вечное стремление к вооб­ражаемому блистательному, недостижимому идеалу расщеп­ленной личности) болезнь позволяет пациентам уйти от необ­ходимости следовать созданному идеалу собственного Я. Они полнее принимают себя такими, какие есть, путем смягчения системы невротических требований к себе (фикция того, ка­кими они должны быть, вместо принятия того, какие они есть на самом деле) не из-за ограничения личностных и других ре­сурсов, а в связи с заболеванием. Другими словами, это боль­ные со сниженной самооценкой, непосильными, завышен­ными требованиями к себе и тягостным сознанием своей не­состоятельности, защитой от которой становится приступ Б А. Основным в клиническом проявлении БА является появле­ние астматических симптомов в характерных для данного па­циента условиях. Причины появления такого приступа могут быть обусловлены декомпенсацией психологической защиты от эмоционального напряжения вследствие «просачивания» в сознание травмирующей информации, указывающей на не­адекватное восприятие образа «Я» больного (преобладание внутриличностного конфликта) в случае неадекватного тре­бования к себе пациентов с неврастеноподобным механизмом.

При истероподобном механизме больных отличает повы­шенный уровень притязаний к значимым лицам микросоци- ального окружения (семья, производственный коллектив, мед­персонал) и искажение образа «Мы» в семьях в случаях привыч­ного манипулирования лицами значимого окружения, когда желаемого результата больной достигает с помощью присту­па. Рисунок поведения этих больных отличается тенденцией перекладывать ответственность за себя и за то, что с ними про­исходит в жизни, на окружающих, повышенными требова­ниями к окружающим и сниженными к себе, защитным ма­нипулированием лицами значимого окружения.

Пациенты с психастеноподобным вариантом БА отлича­ются повышенной тревожностью, блокированием эмоций, несформированностью собственной ценностной системы, за­висимостью от лиц значимого окружения и низкой способно­стью к самостоятельным решениям. Приступ БА может поя­виться при необходимости принять ответственное решение из-за нарастания тревоги. «Условная приятность» приступа заключается в том, что он избавляет пациентов от этой необ­ходимости.

В случае «шунтового» механизма приступ появляется у робкого, тревожного больного при вовлечении его в качестве арбитра (или «стрелочника» — зкиШег) в конфликт родствен­ников. В этом случае приступ необходим для разрядки непро­дуктивной невротической конфронтации членов семьи и для получения внимания и заботы во время приступа инфантиль­ным и зависимым астматиком. Таким образом, он заключает в себе черты и истероподобного механизма (манипулирование окружением и перекладывание ответственности на значимых других), и психастеноподобного (тревожность, зависимость, сложность словесного выражения своего эмоционального со­стояния и резкое увеличение уровня тревоги при необходимо­сти принятия решений).

Итак, можно выделить личностные черты, предрасполагаю­щие к развитию и фиксации дыхательных нарушений по нерв­но-психическому механизму. Это низкий уровень фрустраци- онной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам), инфантилизм, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, хрупкость и незрелость психологической защи­ты, неадекватное представление о себе, увеличение коммуни­кативной значимости «языка тела» (соматические ответы), низкий уровень сознавания — замечания актуально пережи­ваемых эмоций, желаний, потребностей — вследствие нару­шения способности к словесному выражению чувств. Лично­стные особенности и невротические нарушения, а также не­адекватные личностные реакции на заболевание (тревожно­депрессивные, фобические, анозогностические, псевдоано- зогностические, истерические, ипохондрические) предопре­деляют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облег­чающие развитие астматических симптомов по нервно-пси- хическому механизму.

Читайте также:  Лекарство для кошек при астме

Характерными ситуациями, способствующими заболева­нию, являются те, которые требуют выражения враждебно-аг­рессивных или нежных и преданных чувств. Такому проявле­нию чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хрониче­ской невротической реакции. Сильные и часто амбивалент­ные переживания презрения и нежности лежат в основе защи­ты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особо­го ожидания (так называемая «астма первой брачной ночи»).

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повы­шение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это своеобразная «кислород­

ная подпитка», обеспечивающая глубокое, свободное дыха­ние. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь вре­мя постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррек­ция эмоциональных расстройств и неадекватных форм пове­дения. Достигают этого путем перестройки значимых отно­шений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими рас­стройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реа­билитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического ком­понента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого меха­низма патогенеза возрастает (личностные и микросоци- альные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родст­венников психосоматических моделей адаптации к стрес­сам).

При консультировании больного психотерапевтом, пси­хологом или психиатром собирается тщательный психологи­ческий анамнез, который должен содержать данные о нервно- психических заболеваниях родителей больного (фактор на­следственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это вре­мя. Эти сведения позволяют сформировать представление о наличии моделей психосоматического реагирования в семьях,

об отношении к беременности и формировании отношений матери к будущему ребенку, о характере той среды, в которой он должен появиться.

Далее подробно уточняются условия его раннего разви­тия, наличие в детстве нервно-психических заболеваний. Ис­следованию подвергается микросоциальная среда: уточняются характер взаимоотношений с сибсами, с каждым из родителей или кровных родственников, стиль воспитания и взаимоотно­шения между родителями. Исследуются характерные перио­ды развития пациента, успеваемость в школе, взаимоотноше­ния с учителями и сверстниками. Особое внимание уделяется эпизодам нервно-психических нарушений, психотравмирую­щих обстоятельств и влияния их на личность пациента. Вни­мательно выясняются все факторы, оказывающие влияние на соматическую сферу, изучается индивидуально-личностный смысл астматических симптомов, их субъективное восприятие, то место, которое они занимают в структуре мировосприятия больного, в системе его адаптации к жизни.

Полезно взглянуть на астматические симптомы не только глазами больного, но и с позиций членов семьи (или другой микросоциальной группы). Это позволяет глубже понять «ус­ловную желательность» болезни, невротическую выгоду, ко­торую она приносит больному, оценить конфликтогенно про­воцируемые приступы удушья как способ патологической адаптации к микросоциальной среде. Кроме того, таким об­разом становится понятно как болезнь одного из членов се­мьи позволяет функционировать особым путем всей семье, создавая групповую форму психологической защиты.

Анамнестические данные должны быть подтверждены и уточнены данными психологического обследования. При этом в центре внимания оказывается исследование особенно­стей личности больного, характерологические особенности, особенности эмоционального реагирования и микросоциаль- ного окружения. Для исследования личности больного суще­ствует большое количество тестов, выбор которых должен осуществляться в соответствии с целями исследования и ра­бочей гипотезой.

Анализируя информацию, полученную анамнестическими, клинико-психологическими и экспериментально-психологи­ческими методами, психотерапевт формирует представление о когнитивных особенностях личности — особенностях, спо­собствующих формированию личностных конфликтов, созда­нию неадекватного, нереалистичного образа Я и семьи, за­щитно искажающих восприятие пациентов и, таким образом, участвующих в формировании нервно-психического меха­низма патогенеза БА. Когнитивные особенности проявляются через эмоциональные реакции. Таким образом можно узнать, что кроется за блокированием эмоциональных переживаний и снижением осознавания — замечания актуально переживае­мых эмоций и потребностей. Тестовый материал структурирует клинические наблюдения, органически связывая его с други­ми данными. Очевидным становится центральная роль трево­ги, которая рождается из неадаптивных стереотипов поведе­ния и эмоциональных нарушений (блокирование эмоций или их растормаживание).

Анамнестические и тестовые данные об особенностях се­мейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной сис­темы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет инди­видуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапев­тического вмешательства (Бронхиальная астма, 1996).

Большинство астматиков вначале склонны к соматиче­ской трактовке своего заболевания, к преодолению которого они еще не готовы. Это соответствует бытующему мнению о болезни и постулатам соматической медицины; но речь идет также о собственной потребности больного противостоять опасному чувству зависимости и изгнать его из сознания.

Важная задача при установлении показаний для психоте­рапии состоит в отделении пригодных для лечения пациентов от непригодных. Катамнестически эффективным лечение оказывается скорее у больных со сравнительно тяжелыми со­матическими проявлениями болезни, у которых имелись вы­раженные, особенно фобические, трудности в переработке болезни или агрессивные и депрессивные симптомы и которые испытывали ограничения в своем социальном положении, вызванные заболеванием. Малоэффективным может оказать­ся лечение больных с недостаточной выраженностью сомати­ческих и психических проявлений болезни, особенно если у них имеются защитные антифобические симптомы, поэтому их было трудно привлечь к интенсивному сотрудничеству в рамках групповой терапии.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное при­нятие ее астматиком; формирование адекватного уровня тре­бований к больному в зависимости от его актуального психо­логического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санк­ционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте- ноподобным вариантом БА делается на формировании прием­лемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, кото­рая предоставляет возможность для углубленного самопозна­ния и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного соз­нания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимо­му поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым ва­риантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким обра­зом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими кон­фликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способ­ствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возмож­ность и необходимость развития членами семьи новых отно­шений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые пробле­мы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъектив­ное значение факторов, подкрепляющих патологическую адап­тацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значи­мыми лицами его окружения. Можно добиться полной и ста­бильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио­нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симпто­мов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной ди­намикой на личностном уровне. Последняя проявляется гар­монизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

Результаты использования различных направлений пси­

хотерапии для лечения БА рассмотрены в указанных работах (\У1еп^е$, 1993; Тнптопв, Ьеу, 1994; ВисЫкЯг, 1994; Сгеег, 1991; Егвкте-МИНвв, 8сЬопе11, 1981).

Симптоматическая психотерапия (гипнотерапия, ауто­генная тренировка) противопоказана больным с нервно-пси- хическими заболеваниями психотического регистра. В осталь­ных случаях противопоказаний нет. Применение патогенети­ческой терапии ограничено уровнем развития интеллекта. Лицам с низким его развитием, а также лицам с психопатиче­скими нарушениями патогенетическая психотерапия не по­казана. Осложнения при правильной психотерапевтической тактике не встречаются.

Для индивидуальной и групповой патогенетической пси­хотерапии эффективны такие методы, как гипносуггестивная терапия (Вго\уп, Ргошш, 1988; 1$епЪег§ е! а1., 1992), аутогенная тренировка. Традиционно их относили к симптоматическим. Однако применение в процессе гипнотического сеанса рег­рессии возраста, психодраматических и других приемов, на­правленных на вскрытие невротического конфликта, отреаги- рование блокированных переживаний практически относятся к элементам патогенетической психотерапии и могут сущест­венно облегчить переживания больного. Буль (1991) полагает, что в процессе сеанса гипнотерапии возникает «конкурирую­щая доминанта» по отношению к патологической доминанте, появляющейся благодаря болезни. Большинство авторов от­мечают у своих пациентов субъективное улучшение без объек­тивных изменений. Важным достоинством этого метода явля­ется отсутствие противопоказаний (за исключением больных с психотическими нарушениями, у которых гипнотическое воздействие может быть включено в структуру бреда).

Упражнения дыхательной терапии, аутогенной трениров­ки могут быть полезны прежде всего для расслабления диа­фрагмы, что позволяет преодолевать приобретенные непра­вильные формы дыхания. Прочное место в лечении БА заняла дыхательная терапия в разных формах. К ним относятся тех­ника вдоха в интервалах между приступами (дыхание методом зевка при закрытом рте), сосредоточение на сильном брюшном дыхании, и прежде всего техника выдоха при так называемом торможении губами, т. е. преодоление легкого периферическо­го сопротивления губ во время выдоха. Кроме того, использу­ется техника дыхания и положения тела во время астматиче­ского приступа. Дыхательная терапия, как и все соматические методики, нацелена на снятие напряжения и отвлечение и тем самым на изменение психической установки. Эти сосре­доточенные на теле упражнения могут стать хорошим под­спорьем для начала диалога с больным. Впоследствии боль­ные часто обнаруживают более сильную потребность в бесе­дах, чем они проявляют это вначале.

В более ориентированной на тело дыхательной терапии, в аутогенной тренировке или функциональном расслаблении больной находит меньше возможностей выражения своего специфического конфликта с терапевтом.

Ое1ег (1986) сообщает о лечении астматиков ориентиро­ванной на болезнь групповой терапией, в которой амбулаторно используется следующая терапевтическая концепция:

1. Информация о патофизиологии и терапии различных форм астмы. Разъяснение болезни, которое по разным причинам проводится недостаточно часто, имеет целью, с одной сто­роны, снятие страха, с другой — мотивацию больного к по­ведению, адекватному заболеванию.

2. Обучение адекватным заболеванию типам поведения. Это в особенности необходимо при многофакторной обуслов­ленности приступа, т. е. психические симптомы, которые здесь выступают особенно отчетливо, например, чрезмер­ный или отрицаемый страх, способствуют неправильному поведению пациента в болезни.

3. Освоение техник расслабления и дыхания. Тем самым, на­ряду с приемом медикаментов, больные получают возмож­ность или самостоятельно устранить приступ, или удержи­вать его нарастание до прихода медицинской помощи.

4. Открытые разговоры в рамках группы. Больные получают возможность обменяться личным опытом и испытать чув­ство защищенности в группе.

5. Стимулирование взаимодействия в группе. Оно может по­лучить известную собственную динамику и вести к эмо­циональному обмену между членами группы и ведущими. Терапевт имеет задачу частичной вербализации бессозна­тельных процессов и помощи самоисследованию больных.

В теории данного метода лечения различные нервно-пси­хические нарушения и деструктивные реакции рассматрива­ются как негативные программы пациентов, заложенные или лицами окружения в различного рода стрессовых ситуациях или в результате самопрограммирования самими пациентами. В соответствии с этими взглядами разработан широкий набор высокоэффективных способов перепрограммирования, ка­сающихся личности больных, поведенческих стереотипов, сис­темы ценностей пациентов. Наиболее простая методика — это использование речевой тактики метамодели (это набор рече­вых приемов для создания лучшей коммуникации). Она удер­живает пациента от погружения в себя, помогает вызвать его на более ясную коммуникацию и подвести к осознанию ранее неосознаваемых проблем. Для определения деструктивных поведенческих стереотипов успешно используют технику «взмаха», а в случаях, когда пациенту необходимо помочь пре­одолеть ситуации, связанные с переживанием страха, исполь­зуют методику визуально-кинестетической диссоциации.

В нейролингвистическом программировании считается, что аллергия целом и астма в частности весьма похожа на фо­бию иммунной системы. Подобно фобии, аллергия обычно начинается в детстве с неудачного столкновения с аллерге­ном, а потом эта реакция преследует человека всю жизнь.

Астма — это один из наиболее опасных видов аллергий. При этом организм реагирует сужением бронхиол, что приво­дит к затруднению дыхания. Причина может быть самой не­значительной, но реакция может оказаться очень серьезной, даже угрожающей жизни. Астма недостаточно хорошо изуче­на. Она вызывается самыми разными аллергенами, и эмоцио­нальное состояние тоже играет здесь не последнюю роль. Ин­тенсивность и частота приступов может меняться, и некото­рым людям иногда удается оставить их в детстве.

Аллергии часто включаются якорями. С другой стороны, физическое присутствие аллергена оказывается необязатель­ным — можно получить аллергическую реакцию, просто ду­мая о нем. В связи с этим возникает надежда: если мы можем воздействовать на иммунную систему таким образом, чтобы аллергическая реакция появлялась без аллергена, то должна существовать и возможность воздействовать на нее так, чтобы вылечить аллергию.

В НЛП существует процедура работы с аллергией. Она ра­ботает лучше в том случае, если реакция возникает на кон­кретное, легко определяемое вещество.

Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергией).

Первый шаг заключается в том, чтобы установить рап­порт. Вы можете признать опыт другого человека. Ведь вам вместе придется изменять аллергическую реакцию.

Теперь начните создавать якорь на состояние комфорта и защищенности. Попросите пациента вспомнить приятную ситуацию, в которой он чувствовал себя совершенно расслаб­ленным. Помогите ему найти состояние, не связанное с аллер­гической реакцией. Когда вы увидите по его лицу и дыханию, что он расслабился, помогите ему легко прикоснуться рукой к другой руке в определенной точке. Это будет тактильным яко­рем на это состояние. Скажите ему, что каждый раз, когда он будет чувствовать это прикосновение, оно будет напоминать ему расслабленное состояние, и что он сможет погружаться в него в любой момент на протяжении всей процедуры.

Отвлеките его внимание и прервите это состояние. Потом попросите его снова прикоснуться к тому же самому месту на руке и убедитесь, что он опять вернулся в то же приятное рас­слабленное состояние.

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока условное при­косновение не начнет надежно переводить его в это расслаб­ленное состояние. Теперь вы закрепили расслабленное со­стояние якорем — прикосновением к руке — и можете быть уверены, что если во время процедуры ваш пациент почувст­вует дискомфорт, он сможет вернуться в приятное нейтраль­ное состояние. Это «спасательный круг» на случаи непредви­денных обстоятельств.

На следующем шаге попросите пациента лишь слегка вспомнить аллергическую реакцию, чтобы вы смогли увидеть, как она выглядит. Спросите его, на что это похоже, когда он вступает в контакт с аллергеном. Обратите внимание на изме­нения его дыхания, цвета кожи и в особенности влажности глаз. Это первые признаки аллергической реакции. В НЛП эта операция называется «калибровкой» реакции: вы прове­ряете аллергическое состояние, внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

Если вы уже увидели реакцию, прервите это состояние.

Расскажите анекдот, отвлеките его внимание и заставьте под­вигаться.

Следующий шаг — объяснить ошибку иммунной системы. Скажите своему пациенту, что сам аллерген не представляет никакой опасности, что его иммунная система наилучшим образом защищает его, но при этом реагирует на неподходя­щий стимул. Она может продолжать так же защищать его, но не реагировать столь бурно именно на это вещество. Она нау­чилась такой реакции, и теперь может научиться другой, бо­лее подходящей. Говорите об аллергене, как об «этом вещест­ве», а не «аллергене». Назвав его по-новому, он начнет думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследова­ниях иммунной системы, о том, как замечательно она работает и как может учиться новым реакциям. Если сможете, приве­дите пример человека, который расстался со своей аллергией.

Следующий шаг может потребовать некоторого времени. Какова вторичная выгода этой аллергии? У аллергии тоже есть своя выгода. Она может определять, что человеку есть, с кем дружить и куда ездить в выходные. Она может помогать ему избегать определенных ситуаций. Быть может, ею пользу­ются, чтобы управлять другими людьми или привлекать к себе внимание. Бывает, что аллергия на сигаретный дым оказыва­ется надежным способом заставить кого-нибудь бросить ку­рить, не прибегая к чрезмерной настойчивости. Человек, страдающий от аллергии, организует свою жизнь, руковод­ствуясь распорядком лечения. Когда аллергия будет вылече­на, ему придется вносить новый порядок в свою жизнь, при­нимать решения, изменить диету и обращать внимание на та­кие вещи, которые раньше оставались незамеченными. До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, аллергия, скорее все­го, будет продолжать свои действия.

Вы можете закончить, например, таким вопросом: «Если бы все эти вопросы (диета, ситуации и т. п.) разрешились удовле­творительно и ваша жизнь стала более наполненной, захотели бы вы расстаться с аллергией?» Внимательно прислушайтесь к любому сомнению, прозвучавшему в его интонации, и про­должайте лишь в том случае, если ваш пациент ясно ответит: «Да».

Читайте также:  Проба с бронхолитиком при бронхиальной астме

Далее найдите какое-нибудь вещество, с помощью кото­рого вы будете переучивать иммунную систему. Попросите пациента подумать о веществе, очень похожем на аллерген, но не вызывающем аллергическую реакцию. Например, у че­ловека может быть аллергия на укусы пчел, но не муравьев, или на пыльцу трав, но не деревьев. Заставьте пациента пол­ностью ассоциироваться с тем воспоминанием, когда он был в контакте с безобидным веществом. Следите внимательно за его дыханием, глазами и цветом кожи, чтобы сразу заметить любой признак аллергической реакции. Если такие признаки появились, выберите другое вещество.

Когда вы найдете хороший пример и пациент полностью ассоциируется с тем воспоминанием, когда он был в контакте с этим веществом, закрепите это состояние вторым якорем — прикосновением к определенному месту на руке, отличному от «спасательного круга». Это будет ресурсный якорь.

Теперь вы готовы начать учить его иммунную систему реа­гировать на бывший аллерген так же, как она реагирует на безобидное вещество. Аллерген является якорем для аллерги­ческой реакции, а вы замените его новым якорем для нейтраль­ной реакции. Во время этой операции вы должны защитить сво­его пациента от аллергической реакции, поэтому попросите его диссоциироваться, наблюдая за самим собой через стек­лянный или пластиковый прозрачный экран. Попросите его сделать этот экран воздухонепроницаемым и достаточно тол­стым для того, чтобы он не пропускал аллерген. Попросите пациента использовать при этом ресурсный якорь, прикос­нувшись к руке, и увидеть самого себя по другую сторону эк­рана в такой ситуации, где ему может встретиться аллерген. Пусть он очень постепенно вводит аллерген в пространство по другую сторону от экрана. Необходимо, чтобы он смотрел на самого себя, расположенного с другой стороны экрана и чувствующего себя совершенно спокойно в контакте с быв­шим аллергеном. Продолжайте держать ресурсный якорь. На­блюдайте за пациентом очень внимательно и остановитесь сразу же при первых признаках аллергической реакции.

Когда он сможет видеть себя, не проявляющего никаких аллергических реакций в присутствии аллергена, вы будете близки к завершению. Попросите пациента позволить экрану раствориться и исчезнуть. После этого пусть он перенесет изо­бражение самого себя, спокойно относящегося к присутст­вию аллергена, из-за экрана обратно в свое собственное тело и объединится с ним.

И последнее — проверка. Уберите ресурсный якорь и по­просите пациента представить себе присутствие аллергена прямо сейчас; заметьте, появляются ли какие-нибудь призна­ки старой аллергической реакции. Обычно она пропадает со­всем или в значительной степени уменьшается.

После этого пусть он представит себе свой контакт с ал­лергеном в будущем. Это последняя проверка, и в НЛП она называется «присоединение к будущему». При этом человек мысленно проигрывает новую реакцию в воображаемой буду­щей ситуации. Внимательно следите за любыми проявления­ми старой аллергической реакции.

Лучше всего, если вы проверите аллергическую реакцию прямо на месте, если это возможно, уместно и ваш пациент дал согласие. Будьте особенно осторожны, если прежняя ал­лергическая реакция была сильной. Пусть безопасность ста­нет основным вашим критерием.

Наилучший эффект психотерапевтического воздействия на БА получен при использовании гештальт-терапии (инди­видуальной и групповой) и семейной психотерапии (СПТ) с привлечением к лечебному процессу родственников больно­го. Оба эти метода относятся к патогенетическим, т. е. воз­действуют на причинно-следственные связи. Использование этих методов ограничивается интеллектуальным уровнем па­циентов. Лица, имеющие примитивное развитие личности, для такой терапии не подходят. В прочих случаях для подобно­го воздействия необходимо активное желание и заинтересо­ванность самого пациента, т.к. в процессе терапии пациентам приходится возвращаться к тягостным и болезненным собы­тиям их жизни и по-новому, т. е. продуктивно их переживать. Если пациент сталкивается с собственным травматичным опы­том, не имея ресурсов для его преодоления, он может отка­заться от дальнейшей терапии. Только опыт и высокая квали­фикация терапевта могут удержать пациента в русле позитив­ных изменений.

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнер­ского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию. Такая терапия эффективна в ситуа­ции острой проблемы или обострения длительно существую­щего конфликта. Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понима­нии важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уров­нях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Уп­ражнения на пребывание в состоянии осознавания окружаю­щего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью те­рапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоцио­нального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятель­но найти выход и таким образом увеличить степень самодос­таточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в оче­видном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы пси­хологической защиты, т. е. использование астматических сим­птомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага тера­пии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью раз­личных технических приемов отработать проблемы коммуника­ции больных, в которых особое место занимают телесные ком­муникации (психосоматическое реагирование). Группа позволя­ет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продук­тивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягче­ние фобических реакций при соприкосновении с ранее отвер­гаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом иссле­дуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным. Эта работа по­зволяет лучше интегрировать личность с помощью такого

важного терапевтического инструмента, как группа. Она ста­новится для пациентов источником нового положительного и продуктивного опыта взаимодействия. Потребность в мани­пулировании вскрывается и разрушается по мере формирова­ния нового навыка взаимоотношений. Такой опыт позволяет реализовать третью ступень гештальт-терапии, на которой в группу привносят семейные проблемы. Дальнейшая работа может представлять собой семейную гештальт-терапию, где роль семьи берет на себя терапевтическая группа. В этом взаи­модействии пациенты приобретают новый опыт выхода из се­мейных кризисных ситуаций. Постепенно разрушается убеж­дение их в том, что они нуждаются в помощи, и пациенты по­нимают на собственном опыте, что они уже обладают всем необходимым для самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.

Таким образом, гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много- аспектность функционального диагноза, воздействуя на глу­бокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредствен­ный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты да­ет применение в лечении БА семейной психотерапии. Про­цесс терапии направлен на разрушение личностных конфлик­тов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тор­мозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаи­моотношений с членами семьи с учетом выявленных семей­ных характеристик, типологии, свойственных семьям боль­ных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хоро­шего терапевтического результата при направленном воздей­ствии на эти семейные характеристики. Успех терапевтиче­ских мероприятий часто оказывается параллельным измене­ниям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повы­шение автономии семьи за счет преодоления эмоциональной взаимозависимости больных и их родственников. Достигается это, с одной стороны, решением их эмоциональных проблем, с другой — благодаря отказу больного от реагирования на конфликты «поиском эмоциональной опоры вовне».

В семейной терапии больных БА условно можно выделить 4 этапа: диагностический, ликвидация семейного конфликта, ре­конструктивный и поддерживающий. На диагностическом эта­пе акцент делается на уточнении роли заболевания в стабили­зации патологического уровня семейных отношений, на вы­явлении особенностей взаимодействия и эмоционального климата семьи, способствующих вовлечению дыхательных расстройств в структуру эмоциональных реакций больного.

Средства воздействия, используемые для решения тера­певтических задач, условно можно разделить на вербальные и невербальные (мимика, пантомимика, интонации). Эти харак­теристики отражают собственное эмоциональное состояние терапевта и играют большую роль в поощрении пациентов к соответствующим формам поведения. При терапии больных БА существует большая опасность втягивания врача в давно сложившуюся систему эмоционального взаимодействия в се­мье, характеризующуюся рассогласованностью вербальной и невербальной коммуникации. Поэтому перед психотерапев­том стоит важная задача: отдавать отчет переживаемым им чувствам с целью их осмысления и последующей коррекции.

Предпочтительно не давать членам семьи конкретных со­ветов и не принимать за них решений. Задачей терапии как раз является формирование, как правило, неразвитой способ­ности к принятию решений с полной индивидуальной и груп­повой ответственностью.

Важно правильно оценить значение эмоциональных пе­реживаний, благодаря которым пациенты в ключевых к раз­витию приступа ситуациях начинают задыхаться, несмотря на внешнее понимание происходящего. Некоторые эмоциональ­ные стереотипы могут быть преодолены при помощи техно­логий НЛП («взмах», «визуально-кинестетическая диссоциа­ция»). Для устойчивого освобождения от конфликтогенных приступов требуется длительное взаимодействие с терапевти­ческой средой.

В процессе терапии больных с истероподобным вариантом БА приходится сталкиваться с тремя стадиями отношения чле­нов семьи к астматическим симптомам (Мишина, 1983).

1. Стадия давления «семейного мифа», когда члены семьи защищают представление об абсолютной соматической

обусловленности астматических симптомов больного. На этой стадии используют тактику «терапевтической прово­кации семейного кризиса» или методику «подчеркивания различий».

2. Стадия преодоления «семейного мифа» и признания чле­нами семьи адаптационного или манипуляционного ха­рактера астматических симптомов. Часто это сопровожда­ется вскрытием подавляемых обид и гнева в связи с осо­бенным положением больного в семье. Акцент делается на осознании членами семьи связи между симптомами БА и беспомощностью больного и поиске других, более адекватных способов удовлетворения вполне естествен­ных потребностей, продуктивных путей реагирования на конфликт. Проводится конструктивный анализ негатив­ного опыта прошлого. На этой стадии родственники пе­реходят к активному сотрудничеству.

3. Стадия вскрытия элементов «условной приятности» астмы для членов семьи или осознания ее места в их психологи­ческой защите. На этой стадии членов семьи подводят к необходимости принятия решений с полной ответственно­стью (индивидуальной и групповой) в отношении спосо­бов преодоления трудных ситуаций во внесемейной сфере. Основной акцент в терапии больных с неврастеноподоб-

ным вариантом БА делается на создании принимающей атмо­сферы (сначала — во время работы с терапевтом, а затем — в семье), которая создает возможность для углубленного само­познания и стабилизации самооценки. Для этого используют возможности гештальт-терапии и НЛП в рамках семейной те­рапии. В результате больной оставляет непомерные претензии и тягостное сознание несостоятельности жизненных целей, от решения которых его прежде защищали астматические сим­птомы. С другой стороны, такое отношение к себе является следствием некритических мотивов членов семьи, и в терапев­тические задачи входит преодоление их негативного влияния.

Предлагается три направления семейной психотерапии больных БА с психастеноподобным вариантом:

1. Преодоление ригидно-управляющего типа отношения к больному родителей, апеллирующих к гипертрофирован­ному чувству долга перед ними крайне совестливого, за­висимого астматика.

2. Смягчение нетерпеливо-требовательного отношения к пациенту высокозначимого индивидуума (часто партнера по браку), санкционирующего линию поведения больно­го, расходящуюся с ожидаемой родителями.

3. Формирование собственной ценностной системы больно­го, его зрелости и способности к независимому поведе­нию, умению принимать самостоятельно решения в отно­шении своих личных проблем.

На первых этапах терапии больных с «шунтовым» вариан­том БА провоцируется развитие семейного кризиса и организу­ется взаимодействие членов семьи таким образом, что они вынуждены иметь дело со всплывающим конфликтом, кон­фронтация с которым ранее избегалась. При этом мы устраняем больного с арены конфликтов. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса для развития ситуации, в которой члены семьи смогут образовать новые, продуктивные отношения. С больным проводят индивидуальную работу, подобную тера­пии больных с психастеноподобным вариантом заболевания.

Поначалу телесно-ориентированные приемы и процеду­ры были представлены главным образом методами, почерп­нутыми из арсенала так называемой поведенческой медицины (Егзкт, 8сЬопе11, 1979; ЬеЬгеге! а1., 1986): релаксация, ауто­генная тренировка, систематическая десенситизация, биоло­гическая обратная связь и т. д. Проблема собственно телесно­ориентированной терапии при астме возникла лишь в послед­ние десятилетия в связи с феноменом алекситимии — неспо­собности больного к вербализации своих чувств и переживаний (Вго\уп е! а1., 1981; 01гк§ е1 а1., 1981; 8Ипео§, 1973). Алексити- мия, рассматриваемая как патогенетический фактор психосо­матического заболевания, весьма затрудняет процесс психо­терапии, а в ряде случаев делает его и вовсе невозможным. Определенный терапевтический «прорыв» с данной категори­ей больных может быть достигнут лишь с привлечением более широкого круга невербальных, телесно-ориентированных ме­тодов психотерапии. Применение телесно-ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и усили­вая способность пациента к вербализации чувств и телесных ощущений, как бы прокладывает путь к собственно вербальным методам психотерапии. Пациентам гораздо легче говорить о се­бе, сидя на полу во время какого-либо из телесно-ориентиро­ванных упражнений, чем на формализованных групповых сессиях. Эмоции, высвобождающиеся и интенсифицирую­

щиеся телесно-ориентированными приемами, могут поддер­живаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других ви­дов терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемствен­ность, некую единую нить терапевтического процесса.

Однако не следует забывать и о возможном деструктив­ном потенциале телесно-ориентированной терапии, имею­щей целый ряд противопоказаний, несоблюдение которых вызывает те или иные нежелательные последствия.

Среди них чаще всего упоминаются следующие: деком­пенсация с высокой степенью агрессивности, появление па­нических состояний, преждевременное высвобождение вы­тесненных представлений, утрата контакта с реальностью, возникновение чрезмерных состояний релаксации и т. п. Па­циенты определенного личностного склада (имеющие слиш­ком заниженную самооценку, серьезные нарушения образа тела, нарушения половой идентичности) могут усиленно со­противляться такого рода терапии, усматривая в ее приемах нечто провокационное. Телесно-ориентированная терапия, допускающая существование состояний, когда исчезает гра­ница между Я и не-Я и актуализируется весьма сложный ком­плекс переживаний, сопровождающий любое нарушение гра­ниц, требует крайней осторожности в применении. Являясь мощной техникой сближения, многие телесно-ориентирован­ные приемы резко усиливают несамодостаточность пациента, провоцируют появление сексуально окрашенных эмоций (воз­никающая так называемая «волна близости»). Вместо ожидае­мой релаксации наступает напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента могут стать скорее де­компенсирующими, нежели целительными (Семенова, 1995).

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

Читайте также:  Средства от головной боли при бронхиальной астме

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник