Меню Рубрики

Психологическая причина астмы и кашля

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Задавленная любовь. Неспособность жить для себя. Подавление чувств.

Возможное решение, способствующее исцелению

Я являюсь хозяином жизни. Я решила (решил) быть свободной (свободным).

Ухудшающая, подавляющая любовь. Неспособность дышать ради самого (самой) себя. Подавление, душение чувств. Подавленное желание плакать.

Возможное решение, способствующее исцелению

Для меня безопасно взять на себя ответственность за свою собственную жизнь. Я выбираю быть свободным (свободной).

Астма носит перемежающийся характер. Ее основным симптомом является затрудненное дыхание, причем выдох становится натужным и тяжелым, а вдох – легким и быстрым. Это затруднение дыхания сопровождается свистом в грудной клетке, который слышен в стетоскоп, а часто и без него. В перерывах между приступами дыхание нормализуется, свист исчезает.

Так как астматику легко вдохнуть, но трудно выдохнуть, его тело подсказывает ему, что он хочет слишком многого. Он берет больше, чем следует, и отдает с большим трудом. Он хочет казаться более сильным, чем он есть на самом деле, так как думает, что этим вызовет любовь к себе. Он не способен реально оценивать свои возможности и способности. Он хочет, чтобы все было так, как он желает, а когда это не получается, он привлекает к себе внимание астматическим «свистом». Астма для него также является хорошим оправданием того, что он не так силен, как ему хотелось бы.

Приступы астмы – серьезный сигнал о том, что твое желание как можно больше взять отравляет и душит твой организм. Пора тебе наконец признать свои слабости и недостатки, то есть признать себя человеком. Избавься от мысли, что власть над другими людьми может дать тебе их уважение и любовь, и не пытайся доминировать над близкими с помощью своей болезни.

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Я заметил, что астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась мной практически в каждом случае астмы.

Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

Астма у детей — это боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести — они за все принимают вину на себя.

Ко мне на прием, как к врачу-гомеопату, пришла женщина со своим сыном, у которого периодически были приступы астмы. Назначенное мной гомеопатическое лечение дало очень хорошие результаты, но болезнь полностью не ушла.

Сразу на первом сеансе я про себя отметил, что причины болезни сына скрыты в поведении его матери. Это была одна из тех женщин, которые контролируют своих детей во всем. Своей такой «заботой» они буквально не дают им «свободно вздохнуть». Дальнейшее исследование подсознательной программы поведения матери показало, что к болезни сына привели постоянные страхи — страхи в отношении жизни, себя, своего сына. Эти страхи она унаследовала от своей матери, которая боялась буквально всего.

В процессе беседы женщина неоднократно использовала такие фразы: «Задыхаюсь от жизни», «Несусь куда-то и не могу остановиться и сделать передышку».

Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

источник

В статье поговорим о психосоматике бронхиальной астмы.

Такой недуг является хроническим воспалительным заболеванием органов дыхания. Его основными признаками выступают приступы одышки наряду с кашлем, а иногда и удушьем. Приступы зачастую активизируются ночью и утром. Наиболее частыми причинами возникновения астмы служат аллергия на пыль, а, кроме того, деятельность в местах с химическими резкими запахами (к примеру, парфюмерия, бытовая химия) и курение. Однако давно доказано влияние психосоматики на бронхиальную астму.

Причины бронхиальной астмы весьма разнообразны. Их делят на две группы: внутренние и внешние факторы. К внешним причинам патологии относятся следующие факторы:

  • Домашняя пыль в своем составе имеет большое количество разных микроорганизмов, к примеру, в нее входят отмершие частицы кожи наряду с шерстью, химическими веществами, пыльцой растений, пылевыми клещами и их экскрементами. Все эти частицы, в особенности пылевые клещи, выступают известными аллергенами, провоцирующими приступы астмы.
  • Влияние плохой экологической обстановки. Врачами отмечается, что жители промышленных городов, где присутствует большое количество выхлопных газов, дыма и вредных испарений болеют астмой намного чаще, чем обитатели мест с более благоприятными условиями.
  • Влияние профессиональной деятельности. Зафиксирован повышенный процент больных астмой среди сотрудников, ведущих свою деятельность на химическом производстве, а, кроме того, среди работников, занимающихся трудом в плохо проветриваемых помещениях. Сюда же относятся и мастера салонов красоты и тому подобное.
  • Систематическое вдыхание табачных изделий, а, вместе с тем и курительных смесей, ведет к развитию патологического изменения слизистой органов дыхания, из-за чего, у курильщиков часто отмечают такие недуги как хронический бронхит, астма и рак.
  • Воздействие бытовой химии и средств по уходу за собой. Современные чистящие средства имеют в составе химические вещества, способные развивать приступы кашля, а иногда астмы и удушья.
Читайте также:  Дыхательные упражнения для ребенка с бронхиальной астмой

К внутренним причинам заболевания бронхиальной астмы врачи относят наследственную предрасположенность. В случае наличия у будущих родителей бронхиальной астмы, имеется риск возникновения данной болезни и у малыша. Врачами отмечается, что процент заболеваний бронхиальной астмой при наследственных факторах составляет около тридцати пяти процентов. В том случае, если установлен наследственный фактор, то такая астма еще называется атопической. Прочими внутренними причинами являются нарушения работы нервной, иммунной и эндокринной системы.

Далее перейдем к рассмотрению клинической картины и симптомов этой патологии.

Симптомы бронхиальной астмы зачастую похожи на признаки бронхита, сосудистой дистонии и прочих заболеваний. Назовем первые признаки астмы:

  • Появление одышки, в особенности после физической нагрузки.
  • Возникновение чувства заложенности в груди наряду с удушьем.
  • Появление кашля, сначала сухого, далее с мокротой.
  • Появление чиханья и учащенного поверхностного дыхания, с чувством сложности выдохов.
  • Появление хрипения при дыхании со свистом.
  • Возникновение крапивницы и ортопноэ.

При возникновении первых признаков бронхиальной астмы (по МКБ-10 код J45) лучше обратиться за медпомощью, так как даже в случае, если симптомы болезни то появляются, то самостоятельно исчезают, с каждым разом, это может вызывать сложное хроническое течение патологии с обострениями. Кроме этого, своевременная помощь даст возможность предостеречься от патологического изменения дыхательных путей, которое порой практически невозможно обратить в абсолютно здоровое состояние.

К основным симптомам относят:

  • Появление общей слабости и недомогания.
  • Нарушение ритма сердца. При этом пульс будет находиться в пределах до 90 ударов в минуту, а во время приступов может увеличиваться до 130.
  • Присутствие хрипения со свистом.
  • Появление чувства заложенности в груди наряду с удушьем.
  • Возникновение головной боли и головокружений.
  • Присутствие боли в нижней части груди. Такой симптом чаще всего наблюдается у пациентов при длительных приступах.

При тяжелом течении заболевания у пациентов будут отмечаться следующие проявления болезни:

  • Возникновение акроцианоза и диффузной синюшности кожи.
  • Увеличение сердца наряду с признаками эмфиземы легких в форме увеличения грудной клетки и ослабления дыхания.
  • Появление патологических изменений в структуре ногтевых пластин (ногти начинают трескаться).
  • Возникновение сонливости наряду с развитием второстепенных заболеваний в форме дерматитов, экземы, псориаза, насморка и так далее.

Психосоматика заболевания бронхиальной астмы будет описана ниже.

Диагностика бронхиальной астмы предполагает следующие методики обследования:

  • Сбор анамнеза и жалоб пациента наряду с физикальным обследованием.
  • Проведение спирометрии. Данный вид исследования предполагает изучение функций внешнего дыхания.
  • Проведение дыхательных проб с бронходилятаторами.
  • Выполнение исследования на наличие в крови и мокроте эозинофилов.
  • Взятие кожных, конъюнктивальных, ингаляционных и назальных проб наряду с определением общего и специфического радиоаллергосорбентного теста.
  • Проведение рентгенографии грудной клетки.
  • Проведение компьютерной томографии.
  • Выполнение электрокардиограммы.
  • Проведение суточной pH-метрии при подозрении на наличие рефлюксной природы бронхиальной астмы.
  • Проведение теста с восьмиминутным бегом.

Все это позволяет выявить тяжесть бронхиальной астмы.

Как вылечить астму? Терапия бронхиальной астмы представляется кропотливой и продолжительной работой, включающей в себя следующие методики терапии:

  • Проведение медикаментозного лечения включает в себя базисную терапию, которая направлена на поддерживающее и противовоспалительное воздействие. Проводится также симптоматическая терапия.
  • Абсолютное исключение из жизни пациентов любых факторов развития заболевания то есть аллергенов и тому подобное.
  • Соблюдение диеты наряду с общим укреплением организма.

Очень важно для купирования бронхиальной астмы не применять лишь одни симптоматические препараты, которые кратковременно облегчают течение болезни, например адреномиметики в виде «Вентолина» и «Сальбутамола». Дело в том, что человеческий организм быстро привыкает к ним, поэтому со временем их эффективность значительно снижается, а иногда и вовсе отсутствует, в то время, как патологический процесс продолжает развиваться, и дальнейшая терапия, ровно, как и положительный прогноз на абсолютное выздоровление, только усложняются.

Удушье нередко бывает вызвано не только резким запахом или большим количеством пыли в воздухе, но и сильным стрессом или даже негативными мыслями. Именно поэтому врачи связывают возникновение этого заболевания с психосоматикой. Бронхиальная астма бывает связана с невозможностью выразить свои негативные эмоции обычным естественным способом, к примеру, посредством слез.

Для астматиков характерна сильная эмоциональность наряду с низкой стрессоустойчивостью. Они постоянно пытаются подавить внутренний негатив, который, выходит наружу в форме бронхиальных спазмов.

Наблюдается психосоматика бронхиальной астмы у взрослых, а также и у детей.

Характерной чертой пациентов, страдающих этим заболеванием, является повышенная чувствительность к различным запахам, в особенности неприятным. Такие люди чрезмерно педантичны и аккуратны, сильно зависят от чужого мнения и суждений посторонних. К тому же они отличаются сниженной самооценкой.

Психосоматика бронхиальной астмы полностью не изучена.

При психосоматики бронхиальной астмы у детей наблюдается быстрая речь, которая нередко окрашена негативной эмоциональностью. Они утверждают, что окружающие люди не могут оценить их состояние. Как правило, астматики достаточно тяжело переносят стрессовые ситуации, что приводит к острому приступу заболевания.

Терапия бронхиальной астмы у детей является весьма сложным процессом. Медикаментозное лечение должен подбирать только врач. Нельзя проводить самолечение, так как неправильное использование препаратов может только усугубить ход заболевания, а, кроме того, привести к более частым и продолжительным приступам удушья, а также к развитию недостаточности системы дыхания у ребенка.

Симптоматическая терапия включает препараты, которые оказывают бронхорасширяющее воздействие. При этом используется «Вентолин» наряду с «Беротеком» и «Сальбутамолом». При наличии тяжелого течения используют кортикостероидные препараты. Важным считается не просто выбор препарата, но также и способ его ввода.

Наиболее часто используемым методом является ингаляционный способ применения, когда лекарственное средство поступает в легкие в форме аэрозоля. Но маленьким детям очень трудно пользоваться ингаляторами. Многие дети попросту не понимают указаний и неправильно вдыхают лекарственный препарат. К тому же при подобном способе введения большая часть лекарственного средства может оставаться на задней стенке глотки. Как правило, максимум двадцать процентов лекарства достигает бронхов.

В книге Луизы Хей о психосоматике бронхиальной астмы много сказано.

Американский психолог Луиза Хей в своих работах упоминает следующие психологические причины возникновения астмы:

  • Основные причины развития этой болезни системы дыхания психолог видит в том, что люди не могут отпустить свою любовь, задавливают ее в себе и не способны жить в первую очередь для себя.
  • По мнению американского психолога, астматики очень часто подавляют свои чувства. Подобная психологическая картина вскоре перетекает в острое физическое проявление в виде появления одышки, кашля и тому подобное.

Что еще говорит Луиза Хей о психосоматике бронхиальной астмы?

Для того чтобы избавится от данной проблемы, автор рекомендует своим пациентам проговаривать самим себе слова о том, что человек сам является хозяином своей жизни. Таким образом, психолог уверена, что для избавления от такого недуга люди должны позволить себе быть свободными от всего и от неразделенных чувств, в том числе.

Мы рассмотрели психосоматику бронхиальной астмы.

источник

Опасным недугом хронического типа является астма. Болезнь связана с появлением бронхиальных спазмов и возникновением отеков слизистых оболочек, следствием чего становятся кратковременные приступы удушья.

Встречается она у пациентов разного пола и возраста, однако женщины болеют в два раза чаще мужчин.

Причин возникновения болезни может быть несколько – она генетически обусловлена или является результатом воздействия факторов внешней среды.

Не теряют популярности теории, согласно которым недуг имеет психосоматическую природу. По мнению Луизы Хей, астма является результатом жесткого подавления своих чувств, затруднений в реализации жизненных целей.

Специалисты спорят об этиологии недуга, однако отмечают, что причина может быть как в наследственности, так и в воздействии раздражителей внешнего характера.

Причем данные факторы не исключают друг и друга и могут действовать одновременно. Ключевыми причинами развития астмы являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • действие факторов аллергического происхождения;
  • избыточный вес ;
  • сбои в обменных процессах.

Среди множества аллергенов, которые могут спровоцировать приступы астмы, выделяются такие:

  • перхоть и шерсть домашних любимцев;
  • частички пыли;
  • бытовая химия, используемая для уборки помещений или стирки белья;
  • продукты, в составе которых присутствуют сульфиты и их производные;
  • плесень, грибки в доме;
  • сигаретный дым ;
  • лекарственные средства или вещества, которые входят в их состав;
  • инфекционные или вирусные болезни.

Нередко заболевание является следствием:

  • воспалительных процессов, протекающих в бронхах;
  • инфекционных заболеваний в острой форме;
  • частого и длительного приема аспирина, а также содержащих его медикаментозных препаратов;
  • ослабления иммунитета.

Признаки астмы достаточно ярко выражены. На первом этапе развития недуга наблюдаются проявления в виде:

  1. Сухого или мокрого кашля.
  2. Затруднений дыхания – одышки;
  3. Втягивания межреберных промежутков при вдохе.
  4. Поверхностного дыхания.
  5. Ухудшения состояния после физической нагрузки.
  6. Изнуряющего сухого кашля, который возникает беспричинно.

Заболевание со временем прогрессирует, приступы могут учащаться. При этом появляются такие симптомы:

  • болевые ощущения в груди;
  • дыхание становится сильно учащенным;
  • пациент начинает обильно потеть;
  • на шее вздуваются вены;
  • АД становится нестабильным;
  • пациент ощущает сдавливание в груди, начинает хрипеть;
  • общее самочувствие ухудшается, появляются вялость и сонливость, сознание может путаться;
  • в некоторых случаях наблюдается остановка дыхания на короткий срок.

Специалисты делят астму на два основных вида – бронхиальную инфекционного или неинфекционного происхождения и сердечную. Они различаются в зависимости от этиологии и симптоматических проявлений.

Наиболее часто встречается бронхиальный вид астмы, которая подразделяется на:

Психолог Луиза Хей считает, что астматик склонен подавлять собственные ощущения и чувства. Заболевание зарождается в связи с тем, что у потенциального больного нет способности и желания отпускать любовь.

Он стремится посвятить себя и собственную жизнь другим, подавляя свою потребность жить для себя. Человек также теряет способность выражать свои эмоции, например, он не плачет.

Психосоматические причины множества недугов подробно рассмотрены в медицинской литературе. Не является исключением и бронхиальная астма. Психосоматика удушья и эмоциональное состояние астматика взаимосвязаны между собой.

Это находит выражение в некоторых симптомах – больные жалуются на проблемы со сном, частую и продолжительную апатию либо чрезмерную возбудимость.

Страдающие астмой теряют способность к концентрации внимания. Психосоматические особенности астмы позволяют говорить о типичности основных черт больного:

  1. Любовь к одиночеству и потребность в самореализации. По мере прогрессирования недуга стремление к отшельничеству возрастает.
  2. Постоянные капризы и чрезмерно высокие требования к другим людям. Педантичность пациента раздражает окружающих. Уверенность в том, что среда должна соответствовать его предпочтениям и требованиям приводит к тому, что в случае несовпадения желаний и реальности человек уходит в себя и начинает переживать из-за своей проблемы.
  3. Нежелание брать ответственность на себя, в связи с чем решения принимаются очень долго. Но при этом астматик склонен придерживаться своей точки зрения. Правда, часто он для вида может согласиться с чужим мнением.
  4. Стрессовые ситуации губительны для больного астмой. Он не может справиться с психоэмоциональной нагрузкой. Напряжение постоянно накапливается, что приводит к удушью.
  5. Характерной чертой является чрезмерная обидчивость, которая граничит с нервозностью. Такие люди разговаривают бегло, но невнятно. В спорах склонны выражать отрицательные эмоции.

Детская астма провоцируется боязнью жизни и нежеланием находиться в конкретном месте именно сейчас. Нелюбовь родителей или чрезмерное проявление их любви становится причиной недуга с первых лет жизни.

Луиза Хей рассматривает физические и психоэмоциональные особенности человека как факторы, связанные с конкретными недугами:

  • грустные внешне люди отличаются невеселыми мыслями, что сопряжено с ментальными причинами недугов;
  • проблемы с нервной системой человека свидетельствуют о сложности его жизни;
  • волосы являются нашим защитным поясом, а психоэмоциональные нагрузки приводят к отмиранию волосяных луковиц ;
  • ушные боли свидетельствую о болезненной реакции на поступающие сведения;
  • глухота говорит о длительном нежелании воспринимать информацию;
  • проблемы со зрением отражают нежелание человека видеть то, что происходит с человеком, его жизнью и окружающим миром;
  • головные боли – результат ощущения неполноценности;
  • боли в легких появляются из-за нежелания или неспособности жить полной жизнью;
  • дискомфорт в спине отражает невозможность найти опору в других людях;
  • проблема с желудком обусловлена страхами перед всем новым;
  • язва вызывается ощущением неполноценности и т.д.
Читайте также:  Отхаркивающие средства при астме для детей

Луиза Хей считает, что больные астмой имеют психологическую установку о недопустимости самостоятельного дыхания. Пациенты младшего возраста отличаются очень развитой совестью, а поэтому склонны брать вину и ответственность за все события только на себя.

В некотором смысле для них будет выходом смена места жительства. Причем эффективным будет отсутствие остальных членов семьи в новом доме, что приводит к выздоровлению. Благоприятное влияние имеют смена школы, изменение образа жизни.

При поиске методов лечения астмы можно руководствоваться и другими теориями. По мнению В. Жикаренцева, недуг проявляется из-за подавления любви, поскольку многие люди склонны не давать волю своим ощущениям и чувствам.

При этом они запрещают себе жить, как им нравится.

Именно у астматиков часты ситуации, когда они психологически создают преграды для выплескивания эмоций. Поэтому избавиться от недуга можно, если начать свободную жизнь и взять всю ответственность за нее на себя.

Лиз Бурбо при исследовании причин астмы выделяет три типа блокировки:

  1. Физическая, когда дыхание становится затрудненным, – вдох быстрый, а вот выдох натужный. В груди слышится свист. После окончания приступа дыхание восстанавливается.
  2. Эмоциональная блокировка – возникают сложности с выдохом, поскольку у человека завышенные требования. Это сигнал, что от других берется очень много, но ничего не отдается. Больные часто убеждены в своей всесильности, явно переоценивая свои силы, например в любви. Болезненный свист – это сигнал о нерациональном желании астматика, чтобы все соответствовало его требованиям и критериям. Болезнь выступает подтверждением , что вера в силу завышена.
  3. В рамках ментальной блокировки приступ рассматривается в качестве символа подсознательного удушения организма. Это повод, чтобы отказаться от манипулирования другими людьми, стремления получить власть над ними и нежелания вспоминать о своих слабых местах.

В. Синельников говорит о неспособности астматиков проявлять эмоции – они не желают высвободить слезы. Поэтому астма выступает формой проявления рыдания в подавленной форме. При этом отмечается роль сильной связи ребенка с матерью.

С этой точки зрения проявление астмы играет роль самовыражения. Болезнь связана с подавлением эмоций, а приступ удушья является психологической попыткой обратиться за помощью.

У астматиков есть убежденность в отсутствии права пользоваться благами и получать удовольствие от жизни.

Кармические причины недуга изложены в работах Н. Лазарева. Он считает причиной болезней недостаток или полное отсутствие любви как одного из компонентов души.

Заменяя любовь к Богу любовью к деньгам, материальным благам, славе, власти, удовольствиям, человек становится на совершенно другой путь, который сопряжен с болезнями и неприятностями. Эти явления являются сигналами об ошибках.

А вот эксперт Лууле Виилма говорит о подавленном страхе как причине астмы. Человек боится негатива по отношению к себе, не склонен проявлять смелость, чтобы жить, стесняется проявлений чувств. Дети подавляют любовь, боятся жизни.

Заболевание полностью излечить не получится. Об этом говорит официальная медицина. Важно стремиться максимально продлить ремиссию, а также снизить частоту и интенсивность проявлений приступа удушья.

Для этого требуется соблюдать правильный образ жизни и придерживаться рекомендаций специалистов. Необходимо выявить психологическую причину астмы и устранить ее.

При медикаментозной терапии бронхиальной астмы применяются две группы лекарств:

  • противовоспалительные препараты для уменьшения частоты приступов;
  • бронходилататоры, которые облегчают протекание приступа удушья.

О сложности полного избавления от недуга говорит и Луиза Хей. Она делает акцент на сокращении числа приступов. Для этого надо сначала сформировать навыки высвобождения эмоций.

Это означает необходимость плакать при желании и способность поделиться чувствами и переживаниями с другими людьми.

Затем нужно уравновесить желания брать от других и отдавать им что-либо материальное или духовное. Если вы будете только брать, накапливая это и не отдавая никому, то вскоре у вас возникнут сложности с дыханием.

Энергообмен должен быть двусторонним, когда соблюдается равенство отдачи и получения.

Чтобы излечиться от астмы, необходимо признать свои страхи, понять причины своей неуверенности и незащищенности. Решение этой задачи целесообразно искать с помощью опытных специалистов в области психоанализа.

Астма является сложным заболеванием, в развитии которого немаловажную роль играет психосоматика. Причинами заболевания могут быть наследственность или проявления аллергии. Однако часто эксперты говорят о более сложных метафизических факторах.

К ним относят причины ментального, эмоционального, психосоматического, подсознательного типа. Поэтому медикаментозная терапия может оказаться неэффективной без комплексного подхода к лечению и привлечения психолога.

Научившись брать ответственность на себя, предоставив свободный выход эмоциям и полюбив себя, мы сможем предотвратить развитие астмы.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Читайте также:  Приступ бронхиальной астмы стоматолог

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник