Меню Рубрики

Психологическая коррекция при астме

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием. Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний. Статья подготовлена на основе анализа имеющихся в литературе материалов и исследований по психотерапии бронхиальной астмы.

Навигация по сайту:

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом. По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла. Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают. Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии. Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

* Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы. Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы. Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием. У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль. Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы. В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса. Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии, 30% относятся к психологическим, 40% — к инфекциям и 30% — к аллергии. Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку. Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением. Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери. Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства. Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы. Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь), гипноз, групповая психотерапия, семейная психотерапия, долгосрочная индивидуальная психотерапия, аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности. Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.
Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом: психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов. При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций. Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы: отрицание, вытеснение и регрессия. При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена. Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.
Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность. У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства: астения, тревога со вторичной гипотимией, эмоциональная неустойчивость.
Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия. Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.
В другом исследовании установлены следующие личностные особенности: астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию. У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния. Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет. С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха. Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются. Человек физически просто не может вдохнуть. При чем дальше происходит такая петля обратной связи: человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника. Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены. Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц. Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери. Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом. Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства. Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений. Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности. Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери.
Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.
Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.
Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача. Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.
Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью». От самих больных их страх остается скрытым. В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».
Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».
Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве. В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм: вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств. Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды. При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

* Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.

* Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.

* Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.

* Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

источник

Основываясь на рассмотренной выше модели психотерапии, для семей подростков, страдающих бронхиальной астмой, Н.О. Мельниковой (2007) была разработана психокоррекционная программа, цель которой —обучить подростков и членов семьи адекватному эмоциональному и поведенческому реагированию в период обострения заболевания, а также обеспечить оптимальное внутрисемейное функционирование в период ремиссии.

Техники, интегрированные в программу:

· элементы рациональной психотерапии;

· групповая дискуссия (Rogers C.R., Ryback D., 1984; Scheidlinger, S., 1984);

· техника проективного рисунка;

· техники семейного консультирования.

Модель рассчитана на 21 час (14 занятий по 1,5 часа) и состоит из трех блоков:

1. Семейное консультирование, в ходе которого происходит присоединение к семье, проводится «семейный диагноз» (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), обсуждение выявленных неадекватных паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и мотивация на дальнейшую работу.

2. Групповая психокоррекция. Проводится с подростками, страдающими бронхиальной астмой. Состав группы — 8 человек. На данном этапе происходит преодоление алекситимических блоков, отреагирование агрессии, улучшение фона настроения. Подростки с бронхиальной астмой осознают взаимосвязь негативных эмоций с обострением заболевания.

3. Семейная психокоррекция. Работа происходит с семьей, как с системой в целом. В ходе работы происходит преодоление алекситимических блоков в семье, выявление семейных ресурсов и реконструкция адаптивных форм семейного копинга, а также даются рекомендации по коррекции стиля семейного воспитания.

4. Заключительный. Происходит отсоединение психолога от семьи, обсуждаются перспективы дальнейшего развития, даются рекомендации.

Рассмотрим подробно цели и задачи каждого блока и проводимых сессий.

Блок 1. Семейное консультирование

Составляет 4 встречи (по 1,5 часа), из которых 2 приходятся на подростка с бронхиальной астмой и 2 — работа с обоими родителями (или матерью).

Цель:вовлечение семьи в работу и психологическая диагностика.

2. Диагностика семейных взаимоотношений.

3. Создание мотивации у членов семьи на участие в психокоррекционной работе.

Методы:семейная системная психотерапия.

Цель:введение семьи в программу психокоррекции.

· знакомство и присоединение к семье;

· ознакомление семьи с программой психокоррекции;

· диагностика родителей (родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», рисуют семейную социограмму. Далее идет диагностика семейного совладающего поведения с помощью опросника «Конструктивная-деструктивная семья» и шкалы семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)).

· диагностика подростка (проводитится с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», семейная социограмма и рисуночная методика «Моя семья»).

Комментарии:необходимо учитывать, что родителям очень тяжело признать факт дисгармонических взаимоотношений в семье, особенно если это связано с их особенностями взаимодействия с подростком.

Цель:заключение психотерапевтического контракта на дальнейшую работу.

· анализ и обсуждение полученных результатов;

· мотивация родителей и подростков на дальнейшую работу.

Цель:осознание членами семьи внутрисемейного конфликта.

· выявление патологизирующего стиля семейного воспитания;

· осознание внутрисемейной напряженности;

· осознание алекситимических барьеров;

· закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу.

Блок 2. Групповая психокоррекция

Проводится с группой подростков с бронхиальной астмой (8 человек) и рассчитан на 8 занятий по 1,5 часа.

Цель: коррекция эмоционального состояния и стратегий межличностного взаимодействия подростка с бронхиальной астмой.

1. Осознавание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком.

2. Отреагирование агрессии.

3. Улучшение фона настроения (снижение уровня тревожности и страха).

4. Проведение мини-лекций, раскрывающих взаимосвязь эмоций и бронхиальной астмы, показывающих необходимость преодоления алекситимических блоков.

5. Овладение техниками расслабления.

Методы:арт-терапия, элементы психодраматизации, ролевые игры.

Цель:активное вовлечение подростков в работу, формирование мотивации.

· знакомство, присоединение к группе;

· знакомство подростков внутри группы;

· цели и ожидания членов группы от работы, вопросы (проблемы), которые хотелось бы проработать;

Содержание занятия

1. При знакомстве проводятся игры, позволяющие запомнить тренеру имена всех участников, познакомиться участникам группы, а также раскрепостить и оживить подростков.

Подростки садятся в круг, психолог также находится в кругу. На всех последующих сессиях и упражнениях подростки будут сидеть именно так, за исключением отдельных упражнений, в которых местоположение будет оговариваться.

Упражнение: каждый член группы, начиная с психолога (для примера) называет свое имя и на первую букву своего имени придумывает название животного, которое, по его мнению, на него похоже. Следующий член группы повторяет имя и животное соседа и называет свое и т. д. Упражнение длится до завершения круга и пока последний участник правильно не повторит имена и животных предыдущих участников. Если имена недостаточно запомнили можно провести еще одно упражнение.

«Салки именем». Участники одновременно, синхронно хлопают чередуя ладоши и руками по коленям. Водящий (тот, кто начинает) называет свое имя и имя другого человека из группы. Человек, чье имя назвали, становится водящим и перекидывает роль другому человеку (называет свое имя и имя другого человека из группы). Важно, что имена называются только на хлопок руками и нельзя пропускать ни одного такта на раздумье.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждому члену группы выдается чистый лист бумаги и ручка и один большой ватман вешается на удобное для группы место, где всем его хорошо видно. Далее каждому предлагается закончить фразы «Мне будет легче, если члены группы будут…» и «Мне будет легче, если члены группы не будут…». На каждую фразу требуется написать не менее трех ответов. На упражнение дается 10 минут. Далее каждый зачитывает правила, происходит обсуждение и выбираются окончательные, общие для всех, которые записываются на ватмане и будут действовать все время работы группы. Каждое правило принимается только в том случае, если с ним согласны все. По ходу обсуждения психолог может предлагать свои правила, которые также обсуждаются группой. Необходимо сказать, что по ходу работы можно добавлять новые правила и изменять старые, если все члены группы будут не против.

3. Диагностика («Диффиренциальная шкала эмоций» , опросник Басса-Дарки).

4. Подвижные разминочные игры, позволяющие поднять настроение и объединить участников группы («Путаница», «Коленочки» и т. д.);

«Путаница» (необходимо убрать стулья, чтобы участники могли свободно ходить) заключается в том, что члены группы начало хаотично ходят по пространству, затем по команде останавливаются и берут за руки двух других участников, которые находятся ближе всего. Необходимо, не разжимая рук, распутаться так чтобы получилось, что участники стоят по кругу и держатся за руки. Психолог может участвовать, чтобы своей активностью подавать пример решений и действий другим членам группы.

«Коленочки». Каждый участник кладет левую руку на свое левое колено, а правую, на левое колено своего соседа справа. По команде группа начинает поочереди хлопать по коленям так, чтобы получилось последовательное хлопанье рук, не пропуская ни одной (Леванова Е.А., 2006).

5. Обсуждение, что каждый из членов группы ждет от занятий, проблемы, которые хочет обсудить;

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо сразу распознать малоадаптированных подростков с трудностями в коммуникации и максимально вовлечь их в обсуждения и игры, давая понять, что группа их принимает, обеспечить чувство безопасности.

Цель: ознакомить подростков с их заболеванием.

· рассказать о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании;

· рассказать о влиянии эмоций на возникновение приступа;

· обсудить роль эмоций в жизни человека и в общении между людьми.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Психолог рассказывает о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании о психологическом компоненте заболевания. Психолог расспрашивает о том, что знают члены группы о бронхиальной астме,как о психосоматическом заболевании.

3. Рассказ о влиянии эмоций на возникновение приступа и течение заболевание. Необходимо расспросить, припоминает ли кто-нибудь случай возникновения приступа астмы из-за сильных переживаний, то попросить рассказать об этом.

4. Подвижная разминочная игра.

Повторяются имя и животное каждого члена группы, чтобы вспомнить (упражнение на знакомство из 1 сессии). Из круга убирается один стул и один из членов групп выбирается «водой» (человек без стула). Кто-то один начинает — громко называется имя животного, на место которого он хочет сесть, и они меняются. Задача «Бездомного» за время перемещений занять чье-нибудь место. Задача всех остальных, чтобы не дать «Бездомному» занять стул.

5. Обсуждение на тему нужны ли нам эмоции роль эмоций в общении и взаимодействии друг с другом. Попросить припомнить случай, когда очень хотелось о чем-то сказать, но не получалось, было нельзя. Попросить желающих обсудить с группой несколько случаев. Если никто из членов группы рассказывать не хочет, психолог может сам привести заранее продуманный, «яркий» случай и попытаться вовлечь подростков в обсуждение.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:обучить подростков техникам релаксации.

· рассказать о необходимости техник расслабления;

· рассказать об активной технике расслабления и провести ее на группе;

· рассказать о пассивных техниках расслабления с использованием дыхания и провести их на группе.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разговор о необходимости техник расслабления;

3. Рассказ о технике активного расслабления, путем напряжения отдельных групп мышц и проведение на группе.

— обсуждение проделанного упражнения;

4. Проведение подвижной игры («Свободный стул»). Стулья ставятся в середину круга спинками вовнутрь. Убирается один стул, чтобы количество человек превышало количество стульев на одного. Все быстро ходят вокруг стульев, на два хлопка все начинают ходить в противоположную сторону, на один – рассаживаются на стулья. Кому не досталось стула – выбывает из игры и убирается еще один стул соответственно и т. д. (Е. А. Леванова., 2006).

5. Рассказ о техниках пассивного расслабления через дыхание;

6. Попарное проведение техник с последующим обсуждением. Подростки делятся на произвольные пары, рассаживаются так, чтобы пары друг другу не мешали и проводят технику расслабления. Необходимо, чтобы каждый член группы принял участие в проведении техники.

8. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель: отслеживание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком;

· обсуждение важности эмоций в общении;

· показать трудность проявления и восприятия эмоций;

· потренироваться в считывании эмоций других людей;

· потренироваться в выражении эмоций на вербальном и невербальных уровнях.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Упражнения на невербальное выражение эмоций, на вербальное выражение эмоций (изобразить эмоцию, написанную на карточке (передача эмоции по кругу), прочитать фразу на карточке с заданным эмоциональным состоянием).

Необходимо заранее подготовить карточки, на которых написаны чувства, эмоции и состояния. Подростки вытягивают карточки. Читают что написано, никому не показывая. Необходимо без слов изобразить то, что написано на карточке. Каждый из группы по кругу изображает, а остальные должны угадать. (15-20 мин.).

Упражнение выполняется в полной тишине, не говоря ни слова. На карточке психолог пишет эмоцию, чувство или состояние. Группа закрывает глаза, кроме одного из членов группы справа или слева от психолога. Карточка показывается участнику с открытыми глазами. Его задача «разбудить» соседа и без слов объяснить, что написано на карточке. Когда участник, которому объясняли, решит, что он уже понял, он одобрительно кивает и «будит» следующего участника и т. д. Задача донести до последнего то, что написано на карточке. (15-20 мин.).

3. Обсуждение проделанных упражнений.

4. Обсуждение, что такое комплимент, шачем и как его давать.

5. Упражнение «Комплимент», с последующим обсуждением (Ромек В., Ромек Е., 2003).

По кругу каждый из участников делает комплимент соседу справа. Затем происходит обсуждение, правильно ли был сделан комплимент, что каждый из участников чувствовал. Что было легче принимать или давать комплимент и почему.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо учитывать, что при сложности выражения эмоций, характерных для подростков с бронхиальной астмой, упражнения могут вызвать защитную реакцию в виде агрессии или отказ от выполнения упражнения.

Цель:отреагирование агрессии

· закрепление снятого барьера на выражение чувств;

· помочь подростку на бессознательном уровне отреагировать свою агрессию в социально приемлемых способах;

· проработать необходимость проявления «негативных» чувств другим людям;

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разминочное упражнение на закрепление предыдущего занятия («Крокодил»).

Заранее на карточках пишется словосочетания одно из слов которого является эмоцией, чувством или состоянием. Вызывается доброволец, ему отдается карточка. Задача подростка без слов объяснить, что написано на карточке. Тот, кто окончательно догадается, тот объясняет следующую карточку.

3. Упражнение на отреагирование агрессии («Служебные собаки»).

Выбираются три добровольца. Они выходят в центр круга, становятся в ряд и им дается инструкция, которую они должны беспрекословно выполнять (молча).

Закройте глаза. Представьте солнечный, теплый летний день. Вы гуляете по полю, дышите свежим воздухом. Это волшебное поле и на нем растут леденцы. Вам хочется сорвать эти конфеты, и вы присаживаетесь на левое колено, опираетесь на левую руку, чтобы не упасть. Протяните правую руку и сорвите леденец. Понюхайте его, он очень вкусно пахнет. Понюхайте еще раз. Теперь высуньте язык, чтобы попробовать леденец на вкус.

Затем говорится фраза «Отряд служебных собак для выполнения задания прибыл»(10 мин.).

Обязательно необходимо обсуждение данного упражнения. Желательно, чтобы данное упражнение выполняли подростки, которые наиболее комфортно чувствуют себя в группе.

4. Упражнение на проявление как позитивных, так и «негативных» чувств (проговаривание, что мне нравится, а что не нравится в другом человеке по кругу).

Упражнение делается по кругу, чтобы каждый смог сказать. Начинать необходимо со слов: «Мне в тебе нравится…», «У тебя лучше, чем у меня, получается…», «Я тебе благодарен за то, что ты…», «Мне в тебе не нравится…», «У тебя хуже, чем у меня, получается…».

5. Обсуждение проведенного упражнения.

6. Домашнее задание («плохой герой — хороший герой»: в парах придумать мини-сценарий столкновение положительного и отрицательного героя);

7. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:научится говорить «нет» другим людям.

· закрепление предыдущего занятия;

· понять легко ли говорить «нет»

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Проигрывание сценариев, придуманных в качестве домашнего задания, проигрывание каждой парой со сменой ролей. Сценка должна быть эмоциональной, содержать много утверждений, говорящих об отношении, выражении чувств и эмоций.

4. Упражнение на способность говорить «нет» («Гостиница»).

Группа делится на пары. Один из участников пары администратор гостиницы, а другой – экскурсовод, которому нужно срочно поселить группу из шести человек до завтрашнего утра, а в гостинице практически нет мест. У администратора есть шанс сказать «нет» и остаться без проблем или «да», но ,возможно, его накажут, и это повлечет проблемы.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:коррекция копинг-поведения подростка.

· понять, как подросток справляется с трудной ситуацией в контексте семьи;

· попытаться выработать новые пути совладания.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

На заранее подготовленных карточках написано три группы животных. Карточки перемешиваются и раздаются подросткам. Каждый из них читает карточку и не показывает ее другому. Освобождается пространство от стульев, завязываются глаза, и подростки должны, издавая звуки, характерные для своего животного, найти сородичей и объединиться в стайки.

3. Обсуждение упражнения. Очень важно оценить, кто как себя повел. Кто-то активно вслушивался и искал сородичей, кто-то просто издавал звук и ждал пока его найдут. Необходимо проговорить, что чувствовали, когда находили сородича или когда долго не могли найти.

4. Упражнение («Нарисуй дорогу»).

Рисуется дорога жизни. На ней подросток рисует сам себя, затем членов семьи. Психолог просит нарисовать проблему на дороге и способы решения. Для нахождения новых решений предлагается написать каждому способы решения на отдельных бумажках, свернуть их и положить на дорогу. Далее листочек передается соседу. Он разворачивает одну бумажку, читает и вместо нее пишет два новых решения нарисованной проблемы, и т. д. Врезультате, дорога к адресату возвращается с набором новых решений ситуации.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:отсоединение от группы, подведение итогов.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Разминочное упражнение («Карниз»).

Участники встают в одну линию. Им сообщается о том, что они – карниз. Дается задание изобразить лепные фигуры на карнизе. После изображения фигур необходимо сказать, чтобы они оставались в этом положении.

В квартиру залез вор, но неожиданно пришли хозяева. Чтобы его не поймали ему нужно вылезти через окно и пройти по карнизу до пожарной лестницы.

Участник, который стоит первый, выступает в роли вора. Он должен цепляясь за карниз, проползти до конца, не упав. Добравшись, он становится одной из фигур карниза. Вором становится следующий за ним участник.

3. Повторная диагностика (ДШЭ, Басса-Дарки);

4. Обсуждение, что каждый вынес из занятий, что было полезно, подведение итогов работы.

Подростки могут поделиться планами на будущее, возможно, поделиться эмоциями и чувствами, которые они не высказали ранее. Важно чтобы психолог высказался вместе со всеми.

Блок 3. Семейная психокоррекция

Цель:коррекция внутрисемейных взаимоотношений.

· преодоление алекситимических блоков в семье;

· коррекция стиля семейного воспитания;

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия в семье.

Цель:перестройка родительской позиции в семье.

· объяснение родителям связи между патологизирующим стилем семейного воспитания и обострением бронхиальной астмы;

· проработка с матерью проблемы в выражении эмоций и обучение некоторым навыкам общения с подростком (выражать свои чувства, а не оценивать, не сравнивать с другими).

Цель:коррекция взаимодействия матери и ребенка.

· упражнение на выражение эмоций (проговаривание друг другу, что каждый из них чувствовал, когда ребенок лежал в больнице, …..)

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия матери и подростка на примере вымышленных ситуаций одну из которых, придумывает подростока, другую – родитель.

Блок 4. Заключительный этап

Цель:отсоединение психолога от семьи.

· подведение итогов проводимой психокоррекционной работы;

· обсуждение планов на будущее, рекомендации;

Оценка эффективности определялась использованием методик «Диффиренциальной шкалы эмоций» и опросника Басса-Дарки, которые проводились до и после психокоррекции.

Результаты исследования степени выраженности и направленности агрессии у подростков с бронхиальной астмой, не проходящих программу психокоррекции, в сравнении со здоровыми подростками с помощью методики Басса-Дарки показали, что общий уровень агрессивности у детей с бронхиальной астмой несколько завышен. Особенно это заметно по результатам шкал раздражительность (р

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Читайте также:  Изобрели лекарство от астмы