Меню Рубрики

Психокоррекция детей с бронхиальной астмой

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием. Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний. Статья подготовлена на основе анализа имеющихся в литературе материалов и исследований по психотерапии бронхиальной астмы.

Навигация по сайту:

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом. По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла. Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают. Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии. Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

* Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы. Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы. Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием. У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль. Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы. В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса. Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии, 30% относятся к психологическим, 40% — к инфекциям и 30% — к аллергии. Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку. Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением. Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери. Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства. Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы. Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь), гипноз, групповая психотерапия, семейная психотерапия, долгосрочная индивидуальная психотерапия, аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности. Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.
Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом: психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов. При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций. Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы: отрицание, вытеснение и регрессия. При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена. Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.
Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность. У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства: астения, тревога со вторичной гипотимией, эмоциональная неустойчивость.
Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия. Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.
В другом исследовании установлены следующие личностные особенности: астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию. У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния. Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет. С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха. Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются. Человек физически просто не может вдохнуть. При чем дальше происходит такая петля обратной связи: человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника. Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены. Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц. Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери. Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом. Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства. Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений. Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности. Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери.
Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.
Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.
Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача. Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.
Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью». От самих больных их страх остается скрытым. В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».
Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».
Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве. В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм: вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств. Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды. При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

* Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.

* Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.

* Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.

* Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

источник

Бронхиальная астма — типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма — наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2—4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1—2%. 30—40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40—J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности, приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
• попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
• методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;
• индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
• проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
• хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:
• на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
• на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
• на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.
Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них — в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену, бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% — ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% — развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы — высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

В остальном следует согласиться, что психологические факторы сильно влияют на течение бронхиальной астмы и это позитивно отражается на целенаправленном применении психотерапии.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

источник

Основываясь на рассмотренной выше модели психотерапии, для семей подростков, страдающих бронхиальной астмой, Н.О. Мельниковой (2007) была разработана психокоррекционная программа, цель которой —обучить подростков и членов семьи адекватному эмоциональному и поведенческому реагированию в период обострения заболевания, а также обеспечить оптимальное внутрисемейное функционирование в период ремиссии.

Техники, интегрированные в программу:

· элементы рациональной психотерапии;

· групповая дискуссия (Rogers C.R., Ryback D., 1984; Scheidlinger, S., 1984);

· техника проективного рисунка;

· техники семейного консультирования.

Модель рассчитана на 21 час (14 занятий по 1,5 часа) и состоит из трех блоков:

1. Семейное консультирование, в ходе которого происходит присоединение к семье, проводится «семейный диагноз» (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), обсуждение выявленных неадекватных паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и мотивация на дальнейшую работу.

2. Групповая психокоррекция. Проводится с подростками, страдающими бронхиальной астмой. Состав группы — 8 человек. На данном этапе происходит преодоление алекситимических блоков, отреагирование агрессии, улучшение фона настроения. Подростки с бронхиальной астмой осознают взаимосвязь негативных эмоций с обострением заболевания.

3. Семейная психокоррекция. Работа происходит с семьей, как с системой в целом. В ходе работы происходит преодоление алекситимических блоков в семье, выявление семейных ресурсов и реконструкция адаптивных форм семейного копинга, а также даются рекомендации по коррекции стиля семейного воспитания.

4. Заключительный. Происходит отсоединение психолога от семьи, обсуждаются перспективы дальнейшего развития, даются рекомендации.

Рассмотрим подробно цели и задачи каждого блока и проводимых сессий.

Блок 1. Семейное консультирование

Составляет 4 встречи (по 1,5 часа), из которых 2 приходятся на подростка с бронхиальной астмой и 2 — работа с обоими родителями (или матерью).

Цель:вовлечение семьи в работу и психологическая диагностика.

2. Диагностика семейных взаимоотношений.

3. Создание мотивации у членов семьи на участие в психокоррекционной работе.

Методы:семейная системная психотерапия.

Цель:введение семьи в программу психокоррекции.

· знакомство и присоединение к семье;

· ознакомление семьи с программой психокоррекции;

· диагностика родителей (родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», рисуют семейную социограмму. Далее идет диагностика семейного совладающего поведения с помощью опросника «Конструктивная-деструктивная семья» и шкалы семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)).

· диагностика подростка (проводитится с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», семейная социограмма и рисуночная методика «Моя семья»).

Комментарии:необходимо учитывать, что родителям очень тяжело признать факт дисгармонических взаимоотношений в семье, особенно если это связано с их особенностями взаимодействия с подростком.

Цель:заключение психотерапевтического контракта на дальнейшую работу.

· анализ и обсуждение полученных результатов;

· мотивация родителей и подростков на дальнейшую работу.

Цель:осознание членами семьи внутрисемейного конфликта.

· выявление патологизирующего стиля семейного воспитания;

· осознание внутрисемейной напряженности;

· осознание алекситимических барьеров;

· закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу.

Блок 2. Групповая психокоррекция

Проводится с группой подростков с бронхиальной астмой (8 человек) и рассчитан на 8 занятий по 1,5 часа.

Цель: коррекция эмоционального состояния и стратегий межличностного взаимодействия подростка с бронхиальной астмой.

1. Осознавание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком.

2. Отреагирование агрессии.

3. Улучшение фона настроения (снижение уровня тревожности и страха).

4. Проведение мини-лекций, раскрывающих взаимосвязь эмоций и бронхиальной астмы, показывающих необходимость преодоления алекситимических блоков.

5. Овладение техниками расслабления.

Методы:арт-терапия, элементы психодраматизации, ролевые игры.

Цель:активное вовлечение подростков в работу, формирование мотивации.

· знакомство, присоединение к группе;

· знакомство подростков внутри группы;

· цели и ожидания членов группы от работы, вопросы (проблемы), которые хотелось бы проработать;

Содержание занятия

1. При знакомстве проводятся игры, позволяющие запомнить тренеру имена всех участников, познакомиться участникам группы, а также раскрепостить и оживить подростков.

Подростки садятся в круг, психолог также находится в кругу. На всех последующих сессиях и упражнениях подростки будут сидеть именно так, за исключением отдельных упражнений, в которых местоположение будет оговариваться.

Упражнение: каждый член группы, начиная с психолога (для примера) называет свое имя и на первую букву своего имени придумывает название животного, которое, по его мнению, на него похоже. Следующий член группы повторяет имя и животное соседа и называет свое и т. д. Упражнение длится до завершения круга и пока последний участник правильно не повторит имена и животных предыдущих участников. Если имена недостаточно запомнили можно провести еще одно упражнение.

«Салки именем». Участники одновременно, синхронно хлопают чередуя ладоши и руками по коленям. Водящий (тот, кто начинает) называет свое имя и имя другого человека из группы. Человек, чье имя назвали, становится водящим и перекидывает роль другому человеку (называет свое имя и имя другого человека из группы). Важно, что имена называются только на хлопок руками и нельзя пропускать ни одного такта на раздумье.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждому члену группы выдается чистый лист бумаги и ручка и один большой ватман вешается на удобное для группы место, где всем его хорошо видно. Далее каждому предлагается закончить фразы «Мне будет легче, если члены группы будут…» и «Мне будет легче, если члены группы не будут…». На каждую фразу требуется написать не менее трех ответов. На упражнение дается 10 минут. Далее каждый зачитывает правила, происходит обсуждение и выбираются окончательные, общие для всех, которые записываются на ватмане и будут действовать все время работы группы. Каждое правило принимается только в том случае, если с ним согласны все. По ходу обсуждения психолог может предлагать свои правила, которые также обсуждаются группой. Необходимо сказать, что по ходу работы можно добавлять новые правила и изменять старые, если все члены группы будут не против.

3. Диагностика («Диффиренциальная шкала эмоций» , опросник Басса-Дарки).

4. Подвижные разминочные игры, позволяющие поднять настроение и объединить участников группы («Путаница», «Коленочки» и т. д.);

«Путаница» (необходимо убрать стулья, чтобы участники могли свободно ходить) заключается в том, что члены группы начало хаотично ходят по пространству, затем по команде останавливаются и берут за руки двух других участников, которые находятся ближе всего. Необходимо, не разжимая рук, распутаться так чтобы получилось, что участники стоят по кругу и держатся за руки. Психолог может участвовать, чтобы своей активностью подавать пример решений и действий другим членам группы.

«Коленочки». Каждый участник кладет левую руку на свое левое колено, а правую, на левое колено своего соседа справа. По команде группа начинает поочереди хлопать по коленям так, чтобы получилось последовательное хлопанье рук, не пропуская ни одной (Леванова Е.А., 2006).

5. Обсуждение, что каждый из членов группы ждет от занятий, проблемы, которые хочет обсудить;

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо сразу распознать малоадаптированных подростков с трудностями в коммуникации и максимально вовлечь их в обсуждения и игры, давая понять, что группа их принимает, обеспечить чувство безопасности.

Цель: ознакомить подростков с их заболеванием.

· рассказать о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании;

· рассказать о влиянии эмоций на возникновение приступа;

· обсудить роль эмоций в жизни человека и в общении между людьми.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Психолог рассказывает о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании о психологическом компоненте заболевания. Психолог расспрашивает о том, что знают члены группы о бронхиальной астме,как о психосоматическом заболевании.

3. Рассказ о влиянии эмоций на возникновение приступа и течение заболевание. Необходимо расспросить, припоминает ли кто-нибудь случай возникновения приступа астмы из-за сильных переживаний, то попросить рассказать об этом.

4. Подвижная разминочная игра.

Повторяются имя и животное каждого члена группы, чтобы вспомнить (упражнение на знакомство из 1 сессии). Из круга убирается один стул и один из членов групп выбирается «водой» (человек без стула). Кто-то один начинает — громко называется имя животного, на место которого он хочет сесть, и они меняются. Задача «Бездомного» за время перемещений занять чье-нибудь место. Задача всех остальных, чтобы не дать «Бездомному» занять стул.

5. Обсуждение на тему нужны ли нам эмоции роль эмоций в общении и взаимодействии друг с другом. Попросить припомнить случай, когда очень хотелось о чем-то сказать, но не получалось, было нельзя. Попросить желающих обсудить с группой несколько случаев. Если никто из членов группы рассказывать не хочет, психолог может сам привести заранее продуманный, «яркий» случай и попытаться вовлечь подростков в обсуждение.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:обучить подростков техникам релаксации.

· рассказать о необходимости техник расслабления;

· рассказать об активной технике расслабления и провести ее на группе;

· рассказать о пассивных техниках расслабления с использованием дыхания и провести их на группе.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разговор о необходимости техник расслабления;

3. Рассказ о технике активного расслабления, путем напряжения отдельных групп мышц и проведение на группе.

— обсуждение проделанного упражнения;

4. Проведение подвижной игры («Свободный стул»). Стулья ставятся в середину круга спинками вовнутрь. Убирается один стул, чтобы количество человек превышало количество стульев на одного. Все быстро ходят вокруг стульев, на два хлопка все начинают ходить в противоположную сторону, на один – рассаживаются на стулья. Кому не досталось стула – выбывает из игры и убирается еще один стул соответственно и т. д. (Е. А. Леванова., 2006).

5. Рассказ о техниках пассивного расслабления через дыхание;

6. Попарное проведение техник с последующим обсуждением. Подростки делятся на произвольные пары, рассаживаются так, чтобы пары друг другу не мешали и проводят технику расслабления. Необходимо, чтобы каждый член группы принял участие в проведении техники.

8. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель: отслеживание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком;

· обсуждение важности эмоций в общении;

· показать трудность проявления и восприятия эмоций;

· потренироваться в считывании эмоций других людей;

· потренироваться в выражении эмоций на вербальном и невербальных уровнях.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Упражнения на невербальное выражение эмоций, на вербальное выражение эмоций (изобразить эмоцию, написанную на карточке (передача эмоции по кругу), прочитать фразу на карточке с заданным эмоциональным состоянием).

Необходимо заранее подготовить карточки, на которых написаны чувства, эмоции и состояния. Подростки вытягивают карточки. Читают что написано, никому не показывая. Необходимо без слов изобразить то, что написано на карточке. Каждый из группы по кругу изображает, а остальные должны угадать. (15-20 мин.).

Упражнение выполняется в полной тишине, не говоря ни слова. На карточке психолог пишет эмоцию, чувство или состояние. Группа закрывает глаза, кроме одного из членов группы справа или слева от психолога. Карточка показывается участнику с открытыми глазами. Его задача «разбудить» соседа и без слов объяснить, что написано на карточке. Когда участник, которому объясняли, решит, что он уже понял, он одобрительно кивает и «будит» следующего участника и т. д. Задача донести до последнего то, что написано на карточке. (15-20 мин.).

3. Обсуждение проделанных упражнений.

4. Обсуждение, что такое комплимент, шачем и как его давать.

5. Упражнение «Комплимент», с последующим обсуждением (Ромек В., Ромек Е., 2003).

По кругу каждый из участников делает комплимент соседу справа. Затем происходит обсуждение, правильно ли был сделан комплимент, что каждый из участников чувствовал. Что было легче принимать или давать комплимент и почему.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо учитывать, что при сложности выражения эмоций, характерных для подростков с бронхиальной астмой, упражнения могут вызвать защитную реакцию в виде агрессии или отказ от выполнения упражнения.

Цель:отреагирование агрессии

· закрепление снятого барьера на выражение чувств;

· помочь подростку на бессознательном уровне отреагировать свою агрессию в социально приемлемых способах;

· проработать необходимость проявления «негативных» чувств другим людям;

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разминочное упражнение на закрепление предыдущего занятия («Крокодил»).

Заранее на карточках пишется словосочетания одно из слов которого является эмоцией, чувством или состоянием. Вызывается доброволец, ему отдается карточка. Задача подростка без слов объяснить, что написано на карточке. Тот, кто окончательно догадается, тот объясняет следующую карточку.

3. Упражнение на отреагирование агрессии («Служебные собаки»).

Выбираются три добровольца. Они выходят в центр круга, становятся в ряд и им дается инструкция, которую они должны беспрекословно выполнять (молча).

Закройте глаза. Представьте солнечный, теплый летний день. Вы гуляете по полю, дышите свежим воздухом. Это волшебное поле и на нем растут леденцы. Вам хочется сорвать эти конфеты, и вы присаживаетесь на левое колено, опираетесь на левую руку, чтобы не упасть. Протяните правую руку и сорвите леденец. Понюхайте его, он очень вкусно пахнет. Понюхайте еще раз. Теперь высуньте язык, чтобы попробовать леденец на вкус.

Затем говорится фраза «Отряд служебных собак для выполнения задания прибыл»(10 мин.).

Обязательно необходимо обсуждение данного упражнения. Желательно, чтобы данное упражнение выполняли подростки, которые наиболее комфортно чувствуют себя в группе.

4. Упражнение на проявление как позитивных, так и «негативных» чувств (проговаривание, что мне нравится, а что не нравится в другом человеке по кругу).

Упражнение делается по кругу, чтобы каждый смог сказать. Начинать необходимо со слов: «Мне в тебе нравится…», «У тебя лучше, чем у меня, получается…», «Я тебе благодарен за то, что ты…», «Мне в тебе не нравится…», «У тебя хуже, чем у меня, получается…».

5. Обсуждение проведенного упражнения.

6. Домашнее задание («плохой герой — хороший герой»: в парах придумать мини-сценарий столкновение положительного и отрицательного героя);

7. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:научится говорить «нет» другим людям.

· закрепление предыдущего занятия;

· понять легко ли говорить «нет»

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Проигрывание сценариев, придуманных в качестве домашнего задания, проигрывание каждой парой со сменой ролей. Сценка должна быть эмоциональной, содержать много утверждений, говорящих об отношении, выражении чувств и эмоций.

4. Упражнение на способность говорить «нет» («Гостиница»).

Группа делится на пары. Один из участников пары администратор гостиницы, а другой – экскурсовод, которому нужно срочно поселить группу из шести человек до завтрашнего утра, а в гостинице практически нет мест. У администратора есть шанс сказать «нет» и остаться без проблем или «да», но ,возможно, его накажут, и это повлечет проблемы.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:коррекция копинг-поведения подростка.

· понять, как подросток справляется с трудной ситуацией в контексте семьи;

· попытаться выработать новые пути совладания.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

На заранее подготовленных карточках написано три группы животных. Карточки перемешиваются и раздаются подросткам. Каждый из них читает карточку и не показывает ее другому. Освобождается пространство от стульев, завязываются глаза, и подростки должны, издавая звуки, характерные для своего животного, найти сородичей и объединиться в стайки.

3. Обсуждение упражнения. Очень важно оценить, кто как себя повел. Кто-то активно вслушивался и искал сородичей, кто-то просто издавал звук и ждал пока его найдут. Необходимо проговорить, что чувствовали, когда находили сородича или когда долго не могли найти.

4. Упражнение («Нарисуй дорогу»).

Рисуется дорога жизни. На ней подросток рисует сам себя, затем членов семьи. Психолог просит нарисовать проблему на дороге и способы решения. Для нахождения новых решений предлагается написать каждому способы решения на отдельных бумажках, свернуть их и положить на дорогу. Далее листочек передается соседу. Он разворачивает одну бумажку, читает и вместо нее пишет два новых решения нарисованной проблемы, и т. д. Врезультате, дорога к адресату возвращается с набором новых решений ситуации.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:отсоединение от группы, подведение итогов.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Разминочное упражнение («Карниз»).

Участники встают в одну линию. Им сообщается о том, что они – карниз. Дается задание изобразить лепные фигуры на карнизе. После изображения фигур необходимо сказать, чтобы они оставались в этом положении.

В квартиру залез вор, но неожиданно пришли хозяева. Чтобы его не поймали ему нужно вылезти через окно и пройти по карнизу до пожарной лестницы.

Участник, который стоит первый, выступает в роли вора. Он должен цепляясь за карниз, проползти до конца, не упав. Добравшись, он становится одной из фигур карниза. Вором становится следующий за ним участник.

3. Повторная диагностика (ДШЭ, Басса-Дарки);

4. Обсуждение, что каждый вынес из занятий, что было полезно, подведение итогов работы.

Подростки могут поделиться планами на будущее, возможно, поделиться эмоциями и чувствами, которые они не высказали ранее. Важно чтобы психолог высказался вместе со всеми.

Блок 3. Семейная психокоррекция

Цель:коррекция внутрисемейных взаимоотношений.

· преодоление алекситимических блоков в семье;

· коррекция стиля семейного воспитания;

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия в семье.

Цель:перестройка родительской позиции в семье.

· объяснение родителям связи между патологизирующим стилем семейного воспитания и обострением бронхиальной астмы;

· проработка с матерью проблемы в выражении эмоций и обучение некоторым навыкам общения с подростком (выражать свои чувства, а не оценивать, не сравнивать с другими).

Цель:коррекция взаимодействия матери и ребенка.

· упражнение на выражение эмоций (проговаривание друг другу, что каждый из них чувствовал, когда ребенок лежал в больнице, …..)

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия матери и подростка на примере вымышленных ситуаций одну из которых, придумывает подростока, другую – родитель.

Блок 4. Заключительный этап

Цель:отсоединение психолога от семьи.

· подведение итогов проводимой психокоррекционной работы;

· обсуждение планов на будущее, рекомендации;

Оценка эффективности определялась использованием методик «Диффиренциальной шкалы эмоций» и опросника Басса-Дарки, которые проводились до и после психокоррекции.

Результаты исследования степени выраженности и направленности агрессии у подростков с бронхиальной астмой, не проходящих программу психокоррекции, в сравнении со здоровыми подростками с помощью методики Басса-Дарки показали, что общий уровень агрессивности у детей с бронхиальной астмой несколько завышен. Особенно это заметно по результатам шкал раздражительность (р

источник

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Билецкая Марина Петровна

доцент, канд. мед. наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Шендрик Маргарита Игоревна

медицинский психолог детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов при СПб НЦЭПР им. Альбрехта, федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

FUNDAMENTALS OF FAMILY THERAPY IN CHILDREN WITH ASTHMA

Biletsky Marina Petrovna

associate Professor, candidate of medical science, a psychotherapist, assistant professor of psychosomatic medicine and psychotherapy SPbGPMU, State Educational Institution of Higher Professional Education «Saint-Petersburg State Pediatric Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Saint-Petersburg

Shendrik Margarita Igorevna

clinical psychologist of the child rehabilitation center for disabled children in St. Petersburg NTSEPR named Albrecht, Federal State Institution «St. Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation named GA Albrecht» Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Russia, Saint-Petersburg

Авторами проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой для разработки программ семейной психотерапии. В работе «Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой» выделены мишени психотерапии, в результате разработаны модель семейной психотерапии и программа семейной психокоррекции. Данные модели способствуют увеличению периодов ремиссии заболевания, снижению семейной тревоги и оптимизации внутрисемейных отношений.

A study by authors have been conducted to examine the psychological characteristics of families of children with asthma for development of family therapy programs . In the work » Fundamentals of family therapy in children with asthma » there have been allocated targets of psychotherapy , as a result there was developed a model of family therapy and family psycho-correction program. These models help to increase the periods of remission of the disease, family anxiety reduction and optimization of family relations.

Ключевые слова: дети с бронхиальной астмой; дисфункциональная семья; семейная психотерапия и психокоррекция.

Keywords: children with asthma; dysfunctional family; family therapy and psycho-correction.

Введение. В настоящее время не вызывает сомнения значение психотерапии в лечении пациентов с бронхиальной астмой (БА). Проведение психотерапии в системе лечебно-восстановительных мероприятий при БА способствует выполнению семьей саногенетических функций, улучшению состояния больных и профилактике рецидивов заболевания. Необходимость включения семейной психотерапии в комплексное лечение детей с БА обусловлено тем, что дисфункциональные семьи в ряде случаев могут способствовать возникновению психосоматических расстройств [2, с. 21].

Нами было проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой и разработки программы семейной психотерапии и психокоррекции. Исследовано 300 человек. Основная группа: 50 семей (150 человек) — 50 детей 9—11 лет с атопической формой БА среднетяжелой степени тяжести и 100 их родителей; контрольная группа — 50 семей условно здоровых детей. На основе анализа полученных результатов нами были выделены следующие мишени психотерапии: отрицательные психоэмоциональные состояния детей с бронхиальной астмой, малоадаптивные копинг-стратегии детей с БА, нарушения процесса воспитания в семьях детей с БА, малоадаптивный семейный копинг, структура компонентного состава родительской любви: баланс между всеми компонентами (психофизиологическим, эмоционально-чувственным, когнитивным и поведенческим) [2, с. 21].

На основании анализа психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой М.П. Билецкой была разработана модель краткосрочной «ромбовидной» векторной семейной психотерапии. Данная модель предусматривает следующее: работа с семьей пациента с целью снижения семейной тревоги и нормализации детско-родительских взаимоотношений; объяснение «психосоматическим» семьям, что проблемы имеются не только у больного ребенка, но и у семьи, как системы в целом; необходимость эмоционального отреагирования своего отношения к болезни, тревоги и страхов больного ребенка как члена семьи, так и индивидуально, как личности.

Целью модели является обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.

Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания; ориентация не на причины заболевания, а на его лечение [1, c. 22].

Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастика.

Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов. Данная модель семейной психотерапии предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб: На I этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу, заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу. На II этапе с целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы принято решение о проведении ряда психотерапевтических сессий по векторам детской и родительской подсистем. На III и IV этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержанием III этапа является реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Этап IV — поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи [1, с. 23].

Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии прошла апробацию, в которой приняли участие 90 семей детей с БА. Оценка эффективности проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Полученные данные сравнивались с исходными. Выявлены значимые различия по всем шкалам (р

источник

Читайте также:  Характерным осложнением бронхиальной астмы является