Меню Рубрики

Психоэмоциональное состояние при астме

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Читайте также:  Актуальность лечения бронхиальной астмы

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

источник

Расстройства эти описаны во многих работах. После приступа болезни могут возникать сниженное настроение, капризность, по­рывистость, раздражительность, повышенная возбудимость, исто- щаемость, астения, неустойчивость настроения, слезливость, иног­да истерические расстройства, депрессивные состояния с чувст­вом неполноценности, неврастенические, фобические расстройства, тревожность и др.

Для уточнения психопатологических расстройств при бропхи- альной астме 3. Г. Костюнина (1971) изучила особенпости пре­морбида больных, роль психической травмы в формировании забо­левания, семиологию нервно-психических расстройств и варианты их динамики. При изучении преморбидных психических особенно­стей 100 больных бронхиальной астмой единый личностный тип преморбида (БипЬаг, 1943) выявлен не был. Подтвердить этиоло­гическую роль психических сдвигов в развитии бронхиальной аст­мы не удалось. В преморбиде больных обнаружена широкая вариа­бельность характерологических особенностей.

Вместе с тем среди больных преобладали личности, у которых в преморбиде обнаруживались отдельные психопатические черты, не достигавшие, однако, ни в одном случае степени психопатии (соответственно критериям П. Б. Ганнушкина). В целом этих лиц нельзя было отнести к единому типу. Полученные результаты под­тверждают мнения противников «теории личностной специфично** сти», которые отрицают среди этой группы больных «единый лич­ностный тип», который представители психосоматического направ­ления считают базой развития аллергических реакций, в частно­сти, бронхиальной астмы.

Читайте также:  Препараты для лечения бронхиальной астмы у беременных

При изучении роли психических травм в формировании брон­хиальной астмы связь первого приступа с психическими потрясе­ниями обнаружена более чем в Уз случаев. Однако и у больных астмой, развившейся в связи с психическими травмами: 1) обна­ружены те же особенности клиники, которые им свойственны обычно; 2) в тестированных случаях выявлялись положительные пробы на аллерген; 3) специфическая десенсибилизация имела успех; А) психологические перемены вызывали такой же эффект, как и в банальных случаях астмы; 5) в этих случаях психическая травма никогда не выступала в качестве самостоятельной причи­ны, но всегда в сочетании с инфекцией, которая определялась спе­циальными аллергологическими тестами.

Психические расстройства при бронхиальной астме наблюда­лись часто и выступали в виде: реактивных личностных образова­ний в связи с переживанием болезни; певрозоподобных расст­ройств, обусловленных соматическими факторами; аномального развития личпости. Неврозоподобпые расстройства прп бронхиаль­ной астме выступали в форме реакций пациента па приступ либо в особенностях субъективного переживания болезни. По клиниче­ской структуре они напоминали ситуационные, адекватные реак­ции личности (Е. И. Шевалев) на возникшее заболевание. Однако ни в одпом случае они не служили основанием для постановки ди­агноза невроза. Эти реакции усложняли клиническую картину бо­лезни, привнося в нее черты ипохопдричпости, болезнепной трево­ги и опасений, вызывая пегативистические установки на лечение и порождая недоверие к врачу и проводимой терапии. Обращала внимание частота реакций па болезнь, которые иногда исчерпыва­ли клиническую картину нервно-психических расстройств, особен­но в начальном периоде астмы.

Особенно частыми были астенодепрессивпые реакции (пони­женное пастроепие с мыслями о бесперспективности, неполноцен­ности, безысходности существования, неизлечимости болезни), ко­торые обнаружены у половины всех больных. Пациенты в этих случаях отличались молчаливостью, задумчивостью, жаловались на назойливо однообразные мысли об «утраченном здоровье», не­определенности в будущем. Такие мысли особенно беспокоили их перед засыпанием. Больные продолжали выполнять повседневные обязанности, хотя и без прежней активности. Глубокой депрессии и речевой двигательной заторможенности не наблюдалось. Некото­рые больные (12%) в переживании болезни обнаружили ипохонд­рические черты. Они предполагали, что приступы вызваны тем, что легкие их «раздуты», «не дышат»; высказывали мысли, что за­болели не астмой, а «раком», «туберкулезом»; обостренно прислу­шивались к себе, находя все новые, необычные, меняющиеся ощу­щения, преувеличивали тяжесть болезни. Ипохондричсскпе пере­живания протекали при несколько пониженном настроении. При фобпческой структуре реакции больные (6%) испытывали неот- стунпый страх, тревогу, беспокойство. Они были тревожны, теря­лись, плакали, обреченно ждали приближающейся развязки, ката­строфы, близкого конца. Такое состояние через несколько дней, как правило, редуцировалось и позднее сменялось ровным настрое­нием с установкой на выздоровление. В случаях же ухудшения оно сменялось затяжным астенодепрессивпым синдромом. Лица, не имевшие психопатических признаков в преморбиде, реже, чем пациенты с таковыми, обнаруживали реакции на болезнь: для них был типичен астенодепрессивный вариант. Переживания болезни в начальном периоде астмы отличались большой яркостью, глуби­ной, очерченностью, динамичностью. По мере развития болезни они протекали все более стерто, в виде астенодепрессивных, реже ипохондрических с депрессивной окраской расстройств настрое­ния, которые иногда включали истерические наслоения.

Таким образом, клинические варианты реакции на болезнь у больных бронхиальной астмой оказались самыми разными. Они отличались богатством содержания и у каждого пациента оказыва­лись весьма индивидуальными, со свойственной нм неповторимой динамикой. На приступы, возникающие пароксизмально, больные обычно давали реакции фобического характера. В отличие от описанных в литературе (страх смерти от удушья и невроз ожи­дания) реакции эти были более дифференцированными и многооб­разными: страх задохнуться во время приступа и ожидания его, страх одиночества, страх потерять ритм дыхания, умереть во вре­мя приступа от разрыва сердца или от паралича, страх некупи- руемого приступа, страх смерти от приступа во сне и пр. Каждый пятый больной испытывал связанный с приступом страх того или иного содержания, что обычно проходило незамеченным для тера­певтов, так как страхи возникали лишь па начальном этапе болез­ни либо тогда, когда больной испытывал неожиданно сильный приступ бронхиальной астмы. Реакции эти обычно бывали непро­должительными. Затяжной характер они приобретали лишь у тех больных, которые обнаруживали признаки тормозимости в харак­тере. Ожидание приступа сохранялось значительно дольше, чем связанный с ним страх, особенно у лиц с чертами тревожной мни­тельности в преморбиде. Этот страх, обусловленный, в частности, внезапностью, приступообразностыо основного проявления астмы, зависел от преморбидных особенностей личности, возникал с пер­выми признаками приступа и оканчивался вместе с ним, был на­сыщен психологическим содержанием и поддавался психотерапев­тической коррекции. Реже наблюдался страх иного типа: общий, беспредметный, с тревогой, беспокойством, который сохранялся и после приступа (в течение нескольких часов). Реактивные образо­вания, связанные с переживанием болезни, исчерпывали клинику иервно-психических расстройств или играли в ней ведущую роль преимущественно на начальном этапе заболевания. Неврозоподоб- лые же расстройства, вызванные гипоксически-аллергическими: факторами, оказывались на этом этапе стертыми, неразвернутыми и усложнялись по мере нарастания тяжести и продолжительности течения бронхиальной астмы.

При легкой форме астмы неврозоподобные расстройства явля­ются обычно стертыми, неразвернутыми и выступают, как прави­ло, в виде легкой физической астении либо стертых неврастенопо- добных нарушений. Иную картину приобретают они при бронхи­альной астме средней тяжести. Реактивные образования в этих наблюдениях сосуществуют с неврозоподобными; последние отли­чаются многообразием и глубппой: возникают неврастеноподоб-

яые, истероформпые либо более сложные смешанные неврозопо­добные состояния. Типичной оказалась последовательная динами­ка синдрома. На высоте физической астении появляются одышка, гипергидроз при легкой нагрузке (при быстрой ходьбе), сопутст­вующее ощущение слабости, разбитости, вялости, недомогания. Со временем оформляется психическая астения в виде неврастенопо- добного синдрома (гипостения или чаще раздражительность, плак­сивость, мелочная обидчивость, крайняя чувствительность). При прогрессировании бронхиальной астмы возникает смешанное нев- ■розоподобпое состояние (тревожпое ожидание несчастья, беспо­койство, страх темноты, одиночества, заражения, неуверенность в своих силах). Клиническая картина становится полиморфной, от­личается сочетанием неврастеноподобных, истероформных и фоби- ческих расстройств, усложняясь за счет аффективных и сверхцен- еых ипохондрических образований.

При средней тяжести течения астмы наряду с описанными выше у больных возникают и другие расстройства: циклоидные колебания пастроепия в форме кратковременного беспричинного «его понижения, легких переходов от пониженного к повышенно­му — как беспричинно, так и по незначительному поводу; легкая эйфория после приступа болезни; гипостенические неврастенопо- добные расстройства; отдельные мнимовосприятия на высоте при­ступа в виде галлюциноидов [Ушаков Г. К., 1969]; сверхценные ипохондрические опасения за сердце с фиксацией на ритме его деятельности; психогенное образование повторных приступов; уси­ление истероформных и смешанных неврозоподобных картпп.

При тяжелом течении астмы реактивные образования, как пра­вило, являются вторичными, ведущими же оказываются неврозо- гюдобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями (бледность кожи, резкий гипергидроз, головокружения, мучитель- вые головные боли, тремор пальцев рук, ощущение озноба, прехо­дящее чувство дурноты и пр.). Во время приступа у этих больных часто возникают суицидальные мысли, полярные колебания наст­роения от апатического отрешенного (в периоды ухудшения) до оживленного эйфорического (в фазе свободного дыхания). При этом более типичными являются: глубокая эйфория после присту­па, иногда с оттенком дурашливости; психогенное образование повторных приступов вслед за незначительными волнениями; рас­стройства сна; интеллектуальная астения с рудиментарными явле­ниями ментизма; короткие стертые эпизоды делирпозного состоя­ния, рудиментарных идей отношения и немотивированного страха на высоте продолжительного удушья. При улучшении соматиче­ского состояния в результате специфической гипосенсибилизации редукция неврозоподобных расстройств происходит в обратном по­рядке: вначале исчезают симптомы психической, затем физической астении. Особенно долго сохраняются вегетативно-сосудистые на­рушения (даже после годичной ремиссии).

При бронхиальной астме существенно меняется и личностная структура. Признаки аномального развития личности в разных его вариантах выступают у пятой части больных. В результате дли­тельного существования неврозоподобпых, а чаще соматоневроти- ческих расстройств, при среднетяжелом или тяжелом течении астмы формируется невротическое развитие личпости обсессивно- го либо астенического типа. Последний вариант был более типи­чен для больных с тяжелым течепием заболевапия. Если заболева­ние не отличается большой тяжестью, отмечено астенодепрессив- ное либо ипохондрическое развитие. С. И. Каган (1967) подчерк­нул, что после соматических болезней нередко формируется ипо­хондрическое развитие личности. Оно было обусловлено фиксаци­ей одноименной реакции на болезнь, когда эта реакция постепенна утрачивала психологическую связь с переживанием болезни, от­чуждалась в сознании больного, приобретала признаки саморазви­тия, существенно изменяя всю структуру личности.

Нервно-психические расстройства при бронхиальной астме снижают эффект проведения традиционного соматического лече­ния, поэтому своевременное вмешательство психиатра, психотера­пия успокаивающего и разъясняющего характера (при реакциях на болезнь) при параллельном использовании психотропной тера­пии (малые транквилизаторы и легкие антидепрессанты) способ­ствуют улучшению психического состонпия больных и повышают в связи с этим эффективность основного курса лечения. Осложне­ний либо аллергических реакций при применении малых транкви­лизаторов у этих больных отмечено не было.

источник

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Читайте также:  Как отличить простудный кашель от астмы

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

источник