Меню Рубрики

Противопоказания для лфк при бронхиальной астме

Комплексная физическая реабилитация при бронхиальной астме

1. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровления, нормализации или улучшения показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и профессиональной трудоспособности.

Основная цель реабилитации при бронхиальной астме — купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим — медицинская и профессионально-социальная.

Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.

Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. Среди противоастматических препаратов наиболее признанными являются бронхоспазмолитики (симпатомиметики и теофиллин), глюкокортикоидные гормоны и кромолин-натрий (интал). Реже используются холинолитики, изучается действие антагонистов кальция. Особое место отводится попыткам воздействовать на иммунные процессы с помощью иммуномодуляторов и иммуннодепресантов, а также применению гемосорбции. Аллергологи проводят специфическую гипо-сенсибилизацию. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.

Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация.

Физическая реабилитация — необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации — ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.

Механизмы лечебного действия физических упражнений при бронхиальной астме

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека. Ограничение двигательной активности у больных бронхиальной астмой приводит к уменьшению объема сердца, систолического объема крови и объема циркулирующей крови. В скелетных мышцах снижаются синтез белков при одновременном усилении их распада, окислительно-восстановительные процессы, что ведет к сдвигу кислотно основного состояния в сторону дыхательного, а потом и метаболического ацидоза, увеличивается выделение азота, серы, фосфора, кальция, натрия и калия из организма. Особенно страдает функция надпочечников.

В результате систематической тренировки повышается тонус центральной нервной системы, улучшается деятельность анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного. Любая реакция организма: двигательная, сосудистая, дыхательная — воспримимается двигательными нервными волокнами, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, где эта информация перерабатывается.

Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гилофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикостероидных гормонов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для усиленного синтеза биоферментов.

Физические упражнения способствуют нормализации обмена веществ, что связано с улучшением кровообращения, дыхания и деятельности других систем организма. Воздействуя на нервную систему и мышцы физическими упражнениями, добиваются восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов.

ЛФК может также действовать на психическое состояние больного, способствовать уравновешиванию процессов в коре большого мозга.

Информация о газовом составе артериальной крови поступает в дыхательный центр из рефлексогенных зон преимущественно от хеморецепторов синокаротидных зон, а также от механорецепторов альвеол, бронхов, трахеи и дыхательной мускулатуры. При бронхиальной астме наблюдаются качественные и количественные изменения в сигнализации, поступающей в дыхательный центр, и в его ответной импульсации, направляющейся к системам, обеспечивающим дыхание.

В последнее время, отмечают выраженную корригирующую роль коры головного мозга в регуляции дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием занятий лечебной физической культурой повышается общий тонус и улучшается нервно-психическое состояние больного; тонизируется центральная нервная система; улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорковых центров; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех механизмов лечебного действия физических упражнений. Все это проявления тонизирующего действия лечебной физической культуры.

Систематически применяемые физические упражнения, улучшая крово — и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. При регенераторных процессах отмечается их стимуляция и приспособление структур регенерирующих тканей к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночника. Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений активизирует обменные процессы в органах и тканях всего организма.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться и автоматизироваться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Простые дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика с произнесением звуков рефлекторно уменьшают спазм бронхов и бронхиол — влияние носоглоточного рефлекса. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

При необходимости содействовать выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из легких или воздухоносных путей физические упражнения могут оказывать симптоматическое лечебное действие.

И, наконец, применение физических упражнений может способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов) и равномерная их вентиляция. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этого происходит за счет воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

  • 1. Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол.
  • 2. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа.
  • 3. Активизировать трофические процессы в тканях.
  • 4. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких.
  • 5. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата.
  • 6. Повысить нервно-психический тонус больного.
  • 7. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо — и работоспособности.

Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.

Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок.

К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберное-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т.д.; звуковые упражнения — произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т.д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом. Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании — улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:

  • 1) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела — асаны;
  • 2) специальные дыхательные упражнения — пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания — до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами — соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массажа, иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Читайте также:  Хорошие препараты от астмы отзывы

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

  • 1. Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.
  • 2. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.
  • 3. Соблюдение дозировки упражнений.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе — 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1. Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.
  • 2. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы — более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.
  • 3. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.
  • 4. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Так, как длительная работа одних и тех же мышечных групп вызывает утомление центральной нервной системы и самих мышц, необходимо чередование работы различных групп мышц, которое способствует поддержанию высокого уровня работоспособности организма и обеспечивает нужный эффект тренировки.

5. В процессе занятий ЛГ рекомендуется периодически обновлять и усложнять физические упражнения, помня, что положительный эффект тренировки достигается в результате постоянной выработки новых условно рефлекторных связей и только благодаря систематическим занятиям.

Таким образом, проведение лечебной физкультуры способствует нормализации работы дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и улучшению самочувствия и качества жизни людей, страдающих бронхиальной астмой.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

Читайте также:  Голодание при астме за и против

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

– общие противопоказания для проведения ЛФК;

– дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем;

Исходные положения – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного ребенка позу с целью максимально возможного расслабления мышц), что способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы ребенок выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание), после нескольких повторений движения следует сделать паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания более 5–7 с.

Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40–50% общего времени занятия. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После одного–двух общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико–этиологической формы бронхиальной астмы, как астма физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Как неспецифический раздражитель массаж грудной клетки может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.

Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.

Кроме того, в межприступный период используют сегментарный массаж и самомассаж.

Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.

Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при высокой степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Читайте также:  Солутан при бронхиальной астме

Спелеотерапия – метод, который позволяет создавать на короткий промежуток времени «идеальные» условия окружающей среды, что очень важно для ребенка, страдающего бронхиальной астмой.

Одним из патогенетически обоснованных методов физиотерапии, часто применяемых при бронхиальной астме, являются аэрозольтерапия и ее разновидность – небулайзерная терапия. Для ингаляций применяют лекарственные препараты.

Кроме того, в лечебно-реабилитационный комплекс при бронхиальной астме достаточно часто включают аэроионотерапию, электрофорез, импульсные токи, низкочастотную магнитотерапию (в том числе на область проекции надпочечников), лазерное излучение, высокочастотную терапию на область проекции корней легких, теплолечение.

В общем комплексе реабилитационных мероприятий рекомендовано курортное лечение, климато-, бальнео-, пелоидотерапия. При назначении курортного лечения учитывается тяжесть клинического течения заболевания, сезон года и климатогеографические особенности курорта. На горных климатических курортах показано лечение больных бронхиальной астмой независимо от клинико-этиологической формы, с сопутствующими аллергическими заболеваниями, с явлениями выраженной реактивности бронхов, с нервно-психическими и эндокринными патогенетическими сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная гипоксия активирует функцию надпочечников как у здоровых людей, так и у больных бронхиальной астмой. На приморские курорты целесообразно направление больных с бронхиальной астмой, осложненной эмфиземой легких, и при наличии нестойкой ремиссии воспалительного процесса в бронхолегочном аппарате. При этом не рекомендуется вывозить детей на Черноморское побережье Кавказа. Лучшим выбором считается Кисловодск, далее – южный берег Крыма. Лечение в местных специализированных санаториях и отделениях, где микроклиматические условия мало отличаются от места постоянного жительства больных, проводится лицам с нестойкой ремиссией, при выраженной легочной недостаточности и реконвалесцентам. Кроме того, в местные оздоровительные базы (санатории, дома отдыха, профилактории), расположенные в благоприятных микроклиматических зонах (сухая местность со смешанным лиственным лесом, подальше от сосновых массивов, так как замечено, что в ряде случаев резкий сосновый запах может поддерживать астматическое состояние), показано направление лиц, угрожаемых по бронхиальной астме, или с явлениями предболезни. В некоторых лечебных учреждениях внедрены так называемые безаллергенные палаты, в которых формируется воздушная среда со сниженным содержанием аллергенов с помощью воздухоочищающих аппаратов, позволяющих элиминировать пыль, пыльцу растений, клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные газообразные вещества, такие, как окись азота, окись серы, табачный дым.

Поскольку часто бронхиальная астма носит инфекционно-аллергический характер, важно повышение общего иммунитета, что достигается закаливанием. Для закаливания детей, страдающих бронхиальной астмой, рекомендует ежедневные ножные ванны по следующей схеме: перед сном погружают в таз с чуть теплой водой (37–38°С) только ступни. Первый день вся процедура занимает только 1 минуту. Ноги из воды вынимают и насухо вытирают. На другой день ножные ванны проводят уже две минуты и так каждый день прибавляют по одной минуте. Через 10 дней температуру воды в тазу снижают до комнатной – 18-20°С. Еще через 10 дней в таз уже можно наливать воду прямо из водопроводного крана. В последующие дни ножную ванну проделывают в течение 10 минут.

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник