Меню Рубрики

Произношение т обязательно в слове астма лестница сверстник честность

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед гласным звуком.

Например, вестник – известие, окрестность – перекресток, свистнуть – свистеть, свист, честный – с честью, яростный – яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце – солнечно, грустный – грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется – блестеть, плеснуть – плеск, лестница – лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес­ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

В устной разговорной речи есть такие слова, которые образованы от различных корневых основ, но совпадают по своему звучанию. При их правописании, когда непроизносимые согласные не слышны, но и неизвестно, есть ли они вообще, нужно учитывать контекст или словосочетание. Например, константа (неизменная величина) и констатация (констатация факта), искусный (умело приготовленный) – искусственный (ненатуральный), косный (отсталый) – костный (образовано от слова «кость»), шествовать (гордо идти) – шефствовать (патронировать).

Неодинаково пишутся и те слова, которые близки по звучанию, например, чувствовать (ощущать) – участвовать (быть в общем деле), экскаватор (землеройная техника) – эскалатор (двигающаяся лестница), яство (изысканная еда) – явственный (явный), ровесник (одинакового возраста) – сверстник (от древнерусского исчезнувшего слова «съвьрстьный»).

Богатый во всех смыслах русский язык наполнен и словами, в которых сочетаются не два, а несколько согласных звуков, один из которых не произносится, а значит, и не слышен. Это такие «хитренькие» совокупности букв, как «стн», «лнц», «здн», «вств», «рдц», «ндск», «нтск» в таких словах, как доблестный, солнце, поздний, здравствуйте, сердце, голландский, дилетантский.

Всем, кто хочет грамотно писать по-русски, нужно знать: есть три особенных слова – лестница, чувство и праздник, к которым невозможно отыскать проверочное родственное слово.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

— лесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

источник

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),ндск (голландский, шотландский, финляндский),нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),стн (доблестный, захолустный, яростный),лнц (солнце),рдц (сердце),стск (расистский, националистский)

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

агентство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

При произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грустный — грустен, грустить, грусть;

костный — косточка, кость, кости, окостенеть;

яростный — в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свистнуть (свистеть), агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), звёздный (звезда), захолустный (захолустье), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), неизвестность (известие), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгласный, вкусный, гнусный, живописный, интриганский, искусный, искусница, интересный, живописный, небесный, косный (отсталый), кудесник, опасный, словесный, словесность, ужасный, ровесник, чудесный.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасный — опасен, искусный — искусен, интересный — интересен, ужасный — ужасен, вкусный — вкусен;

словесный — словеса, чудесный — чудеса, небесный — небеса, живописный — живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;небо — небеса — небесный;

слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блеснуть (но блестеть, блёстки), плеснуть (но плеск), лестница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о. Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

согласный звук ясно слышится на конце слова;

согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?]

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Властный, радостный, несчастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

Читайте также:  Где вылечить бронхиальную астму навсегда

несчастный – (что?) несчастье

бескорыстный – (что?) корысть

Вкусный, гласный, интересный,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

прекрасный – (каков?) прекрасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место.

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …
Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

Листья гру[ ]о ш.лестят. (А. Барто)

2. День с утра ст.ял нена[ ]ый, Лужи серые везде.

Так и быть, зв.рёк несча[ ]ый, Пом.гу твоей беде!

3. Вместе с Юрой на разве.ку

Красят ле[ ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

В белый пра[ ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Непроизносимые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных в сло­ве.

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все соглас­ные.

В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных зву­ков:

  • вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
  • здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
  • ндск (гол­ландский, шот­ландский, фин­ляндский),
  • нтск (гигантский, дипло­мантский, диле­тантский),
  • стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
  • стн (доб­лестный, захо­лустный, яростный),
  • лнц (солнце),
  • рдц (сердце),
  • стск (расистский, наци­о­на­листский)

При про­из­не­се­нии таких слов выпа­да­ют соглас­ные зву­ки «в», «д», «т», «л».

Их назы­ва­ют непро­из­но­си­мы­ми.

Но в пись­мен­ной речи дан­ные соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо.

В таких слу­ча­ях напи­са­ние сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки, так как, невзи­рая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в сло­ве.

Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчет­ли­во.

Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

При про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

  • груст­ный — гру­стен, гру­стить, грусть;
  • кост­ный — косточ­ка, кость, кости, око­сте­неть;
  • ярост­ный — в яро­сти, ярость.

Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лек­се­мах:

без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудес­ный.

Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

  • Опасный — опа­сен;
  • искусный — иску­сен;
  • ужасный — ужа­сен;
  • вкусный — вку­сен;
  • сло­весный — сло­ве­са;
  • чудесный — чуде­са;
  • небесный — небе­са.

Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

  • Чудо — чудеса — чудесный;
  • небо — небеса — небесный;
  • сло­во — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих сло­вах:

Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

  • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверстник (оди­на­ко­вый по воз­рас­ту);
  • шество­вать (шествие) — шефство­вать (шефы);
  • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — явствен­ный (явь, явить­ся, явле­ние);
  • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
  • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — костный бульон (кости).

Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верста», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверстник».

Добавить сайт в избранное

Узнаем, что такое непро­из­но­си­мые соглас­ные с при­ме­ра­ми и как про­ве­рить их напи­са­ние.

Укажем сло­ва, при про­из­но­ше­нии кото­рых из соче­та­ния соглас­ных стн, нтск, стл выпа­да­ет соглас­ный «т».

крестник, крестница, частник, окрестность, местность, тростник, вестник, участник, лестница, агентство, пре­лестница, сверстник;

  • лестный, страстный, ненастный, окрестный, частный, местный, тростнико­вый, яростный, корыстный, неиз­вестный, нена­вистный, пре­лестный, поверх­ностный, доб­лестный, областной, властный, горестный, целостный, уместный, грустный, при­страстный, костный (отвар), постный, устный, пере­крёстный, без­жа­лостный, захо­лустный, бес­честный;
  • дипло­мантский, гигантский, диле­тантский, або­нентский, комен­дантский, спе­ку­лянтский;
  • совестливый, участливый, завистливый, хвастливый, счастливый, жалостливый.

У ряда слов непро­из­но­си­мым явля­ет­ся соглас­ный «д», напри­мер:

поздний, поздно, при­позднить­ся, праздник, празднич­ный, праздновать, праздность, упразд­нить, упразднён­ный, наездник, наездница, сердце, под уздцы, гол­ландский, шот­ландский, шот­ландка, бездна, бороздчатый, гро­моздкий.

Согласный «в» не слы­шен в про­из­но­ше­нии слов:

здравство­вать, здравствуй(те), здравству­ю­щий, чувство­вать, чувство, чувстви­тель­ный, чувстви­тель­ность, явство­вать, явствен­ный, явствен­ность.

Непроизносимые соглас­ные отме­че­ны в сло­вах:

солнце, пастбище, хрустнуть, свистнуть (сви­стеть), хлестнуть, расистский, ландшафт­ный.

источник

На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о. Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

согласный звук ясно слышится на конце слова;

согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?]

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

Читайте также:  Синельников возлюби болезнь свою астма

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Властный, радостный, несчастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

прекрасный – (каков?) прекрасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место.

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …
Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

Листья гру[ ]о ш.лестят. (А. Барто)

2. День с утра ст.ял нена[ ]ый, Лужи серые везде.

Так и быть, зв.рёк несча[ ]ый, Пом.гу твоей беде!

3. Вместе с Юрой на разве.ку

Красят ле[ ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

В белый пра[ ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе как через сравнение». Метод сопоставления в двух его вариантах (установление сходств и различий) помогает вскрыть семантику правописания, его внутренний смысл.

При изучении русского языка нередко встречаются внешне сходные или близкие, но не одинаковые явления, которые ученики не всегда различают и поэтому смешивают их. Сопоставление грамматических категорий и признаков, написаний и пересекающихся правил помогает их разграничению.

Сравнение и сопоставление являются методами активного усвоения новых знаний, так как они требуют самостоятельной работы ученика: искать материал для сравнения, вычленять детали. Этот метод должен быть неотъемлемой частью всех уроков русского языка. Играя важную роль в развитии внимания, мышления и памяти, он способствует и лучшему запоминанию материала. Основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов способность памяти сравнивать новую информацию с имеющейся называет «самым драгоценным умственным сокровищем человека».

Значительную роль в запоминании играет интерес к предмету, к занятиям. А сравнение в процессе обучения повышает этот интерес. Сравнение способствует обогащению словарного запаса учеников и вырабатывает у них умение активно использовать в своей практике богатства речевой культуры родного языка. Это умение ученики приобретают при установлении различий в смысловом значении сопоставляемых слов, при сопоставлении слов со словосочетаниями, при сравнении написания и произношения тех же слов. Сопоставление эффективно применяется при объяснении нового, закреплении пройденного и проверке знаний учеников.

В русском языке нередко встречаются похожие написания, которые служат источником ошибок: трудные слова ученики пишут по ошибочной аналогии с известными для них словами.

ожег рук вместо ожог
дитеныш вместо детеныш
каменьщик вместо каменщик
взайти, взабраться вместо взо-.
оружье вместо оружие
вне очередной вместо внеочередной
будующий вместо будущий
туман стелится вместо стелется
вы вынесите вместо вынесете
взвешанный вместо взвешенный
ученики организованы вместо организованны
герой России вместо российский герой

Для предупреждения подобных случаев необходимо проводить анализ смешиваемых правил и написаний с применением сопоставления. При этом у ребят вырабатывается очень важное умение сравнивать одни слова с другими и устанавливать имеющееся между ними сходство и различие в значении, структуре и написании. Обнаружив смешение изучаемого материала, учитель наводящими вопросами помогает ученику осознать, где подлинное и где мнимое сходство. Например:

Сравните и подумайте, сходны или различны эти явления. Если сходны, то в чем состоит их сходство? Если различны, то в чем заключается их различие? Как, на основании каких признаков можно доказать, сходны данные явления или различны?

В результате последовательного сопоставления слов и их частей, самостоятельных выводов и обобщений ученики приобретают необходимый навык находить общее в разных явлениях и обнаруживать различие в явлениях сходных, близких.

В словарном составе русского языка есть довольно большое количество «параллельных» форм, категорий, которые нередко являются предметом смешений. Смешиваются, например, части речи, их грамматические признаки, созвучные или похожие по смыслу слова и морфемы.

Сравним смешиваемые части речи

1) на распашку поля
в продолжении романа
раненый солдат
в крутую кашу
на двое суток
от чего зависит успех в работе
что бы такое сыграть?
было интересно и так весело
идти, не смотря по сторонам

2) пальто нараспашку
в продолжение дня
тяжело раненный
яйцо вкрутую
разрезать надвое
отчего не пришел вовремя
чтобы было весело
итак, все готово
достичь цели, несмотря на трудности

Смешение частей речи приводит к ошибочному их написанию. Помочь ученику осознать подлинное и мнимое сходство – задача учителя.

Пример из ученической работы: Битон был не годен для употребления. Орфографическая ошибка в созвучном слове (бидон – бетон) приводит к неправильному его употреблению и затрудняет понимание этого слова читающим.

На уроках русского языка я часто использую метод сопоставления, когда рассматриваются случаи смешения созвучных слов, одинаковых или близких по произношению, но различных по написанию.

1. Созвучные слова, одинаковые по произношению

ожог (руки)
передовая (статья)

ожег (руку)
передавая (из рук в руки)

2. Слова, близкие по произношению

бидон
вы пересадите (овощи)

1. Морфема, одинаковая по произношению

2. Морфемы, близкие по произношению

обаяние
поливитамины
актриса
искусство
ровесник
поликлиника
шествовать
участвовать
идеализировать

обоняние
полуфабрикат
поэтесса
искусный
сверстник
палисадник
шефствовать
чувствовать
идеология

Созвучные слова могут быть

туш (муз. произведение)
туш (от туша – сущ. ж.р.)

Смешиваемые созвучные слова и грамматические формы слова привожу в сравнении – парами или группами – и классифицирую по темам и подтемам, а также по орфографическим правилам.

Не все явления русского языка одинаково поддаются сопоставлению, и нет необходимости все их сравнивать. Но опыт подтверждает, что многие грамматические формы, смешиваемые учениками, можно хорошо понять и усвоить лишь при помощи анализа и сравнения.

К числу наиболее трудных написаний по этой теме следует отнести слова с непроверяемыми согласными, например: Кавказ, кофта, футбол, общий и др. Такие слова ученики усваивают в словарном порядке.

Вызывают трудности созвучные слова: вперемежку – вперемешку, изморозь– изморось. Причиной ошибок является непонимание состава слова, неумение выделить в нем значащие части, особенно если орфографию слова можно понять лишь путем выделения его исторического корня. В таких случаях учитель «невольно должен прибегнуть к этимологическому анализу слова», объясняя ученикам правописание слова, помогая им лучше и глубже усвоить его значение.

Слова со звонкими согласными

араб, арабский
гриб (растение)
ковка (лошадей)
парад
свадьба
бидон (посуда)
кордон (пограничный или заградительный отряд)
вперемежку (перемежаясь)
(Сосны росли вперемежку с березами.)
тормоз
изморозь (из-морозь; иней)
тезка
резьба
везти
лезть (но лестница)
(лезть на дерево.)
груздь (гриб)

Слова с глухими согласными

арап (устар. чернокожий)
грипп (болезнь)
кофта
пират, аппарат
женитьба
бетон (стройматериал)
картон (толстая, очень твердая бумага)
вперемешку (перемешиваясь)
(Шел дождь вперемешку со снегом.)
термос
изморось (см. морос-и-ть; мелкий дождь)
тёска
косьба
вести
лесть (лестный отзыв)
(льстивый человек)
грусть (печаль)

I. Вставьте пропущенные буквы и объясните их выбор.

1) Взявшись за гу_, не говори, что не дю_.
2) Летят три пичу_ки через три пустые избу_ки.
3) Кладите изли_ки на сберкни_ки.
4) Хороши в доро_ке пиро_ки с горо_ком.
5) Мир да ла_ – большой кла_.
6) На стройке слышится ви_г пилы, ляз_ железа.

II. Распределите слова на две группы. В 1-ю запишите те, в которых оглушаемый звонкий звук можно проверить, поставив его в сильную позицию. При-
ведите проверочное слово (дорожка – дороженька). Во 2-ю группу запишите слова с непроверяемым оглушенным согласным
.

Непроизносимые, или «выпадающие», согласные т, в, д обычно встречаются в сочетаниях стл, здн, рдц, вств.

Ученики делают ошибки, пропуская непроизносимые согласные в трудно проверяемых написаниях. К ним относятся слова с трудно распознаваемыми корнями и слова, редко употребляющиеся в речи учеников (окрестность, сверстник, лестница, крепостной, устный, праздник, под уздцы, безвозмездный, явственный, безмолвствовать). Написание слов с непроизносимыми согласными можно проверить, сопоставляя их с такими родственными словами (в том числе исторически родственными), в которых нет выпадения этих согласных.

Безмолвствовать – безмолвие;
окрестность – окрест, устар. вокруг;
сверстник – верста;
явственный звук – наяву.

С помощью указанного сопоставления проверяется написание и таких слов, где может быть ошибочно вставлена лишняя согласная (опасность, ужасный, участвовать, чествовать, яства). Можно проверить: опасение, ужас, участие, честь, есть. Использование сопоставления слов с непроизносимыми и отчетливо произносимыми согласными в неродственных словах помогает предупредить смешение созвучных написаний (костный мозг – косный человек).

Читайте также:  Когда положена группа при бронхиальной астме

Полезно поработать с таблицей сопоставления непроизносимых и отчетливо произносимых согласных.

Слова с непроизносимыми согласными

сверстник
полновластный
грустный
яростный
свистнуть (издать свист)
лестничная (клетка)
постлать (скатерть)
костный (мозг, клей)
искусственный
четвертка (лист бумаги)
явственный (звук) (отчетливый)
чувствовать
шефствовать (над школой)

Слова, не содержащие непроизносимых согласных

ровесник
полногласный
гнусный
трехъярусный
свиснуть (повиснуть)
лесничий
послать (письмо)
косный (отсталый)
искусный
четверка (коней)
яство (устар. еда, кушанье)
участвовать, чествовать
шествовать (идти торжественно, важно)

Вставьте пропущенные буквы, объясните в сопоставлении выбираемую букву чудесный (чудесен) – прелестный (прелестен).

1) Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской. (Исаковский). 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. (М.Горький) 5) Дружба та лес_на, которая чес_на.
6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег. (А.Толстой) 7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. (А.Пушкин) 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) В маленькой до_атой будке было тепло и уютно. (С.Антонов) 10) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. (Л.Толстой) 11) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. (А.Пушкин) 12) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. (А.Пушкин) 13) Отверг я рано праз_ные забавы. (А.Пушкин)
14) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает. (А.Пушкин)

Надо обращать внимание учащихся на слова, произношение которых не соответствует их написанию: брюзжать – брю[ж]ать, мозжечок – мо[ж]ечок, писчая – пи[ш’]ая.

Запишите слова, написание которых не соответствует их произношению: писчая (бумага), песчаный, брезжить, визжать, мозжечок, объездчик, веснушчатый, выезжать, брусчатый.

Вспомните, с какими согласными чередуются ч, ж, и подберите пары с чередующимися согласными к данным выше словам (песчаный – песок: ч/к; брюзжать – брюзга: ж/г и т.д.).

Запомните написание двойных согласных в словах: вожжи, дрожжи, можжевельник, жжет, жужжать.

источник

Награды: 0 Статус: Offline Найдите в каждом ряду лишнее слово по признаку:
a). является отступлением от фонетических правил русского языка;
б). отличается по какому — то фонетическому признаку

Дело,шоссе,авизо,торнадо [Я думаю что «Дело»]
Декан,депо,депрессия,де-факто [Я думаю что «Декан»]
Кузен,амнезия,антенна,музей [Я думаю что «Музей»]
Опека,афера,пещера,свекла [Я думаю что «Свекла»]
Гренадер,маневры,оседлость,жердь [Я думаю что «Маневры»]
Отличник,двоечник,подстрочник,сочник [Я думаю что «Двоечник»]
Конечный,вечный,встречный,скучный [Я думаю что «Скучный»]
Тезис,тест,термин,интеграция [Затрудняюсь]
Горничная,приличная,булочная,прачечная [Затрудняюсь]
Прелестница,астма,лестница,сверстник [Затрудняюсь]
Интеллект,компьютер,интерьер,интеграл [Затрудняюсь]

Народ, помогайте! реально затрудняюсь выполнить задание.

Награды: 9 Статус: Offline Я думаю, что в первой строке лишним является «шоссе», т.к. в нём есть отступление от фонетической нормы русского языка: согласные перед «е» произносятся в русском языке мягко, а здесь — твёрдо.
Очевидно, на мягкость-твёрдость согласного перед «е» надо смотреть и в других строчках. Тогда во второй строке лишним будет слово «депрессия» (в остальных согласные твёрдые, а здесь — мягкие). В третьей — музей (мягкий звук з).
«Свёкла» и «манёвры» верно, т.к. в остальных словах после согласного звучит [э], а в них — [о ].
«Двоечник» и «скучный» верно, т.к. только в них «чн» звучит как [шн].
Далее лишним будет «термин» (только в нём [т ]- мягкий звук), «прачечная» (хотя похожее звучание «чн» допускается и в «булочной»), «астма» (только здесь звук [т] произносится), «интеллект» (опять из-за мягкого согласного перед «е»). Награды: 0 Статус: Offline Здравствуйте, подскажите пожалуйста! задание типично, как указывали до этого.. хочется удостоверится правильно ли я решила..
нужно определить фонетический признак по которому одно из слов в ряду будет лишним. Буа, соннет, константа, зоопарк.
И указать этот признак.
Я думаю что это Буа, т.к. перед гласной в отличии от других слов, мягкая согласная «б». Правильно?
А вот как называется этот признак? Награды: 9 Статус: Offline Вы слова-то правильно написали? Вероятно, было так: боа, сонет, константа, зоопарк. Лишним будет действительно «боа», так как только в нём буква «о» в безударном положении передаёт звук [o]. Во всех остальных — [а]. А вот согласный в этом слове твёрдый. Награды: 0 Статус: Offline спасибо. я тоже сомневалась в слове буа , просто задание записывала не я..

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

При стечении нескольких согласных между гласными в некоторых сочетаниях один из согласных не произносится. Такие случаи сопровождаются в словаре соответствующими пометами.

1. В сочетаниях стн, здн и стл не произносятся согласные [т] и [д]: прелестный – преле[сн]ый, тростник – тро[сн]ик, частник – ча[сн]ик, лестница – л[сн]ица, областной – обла[сн]ой, шестнадцать – ше[сн]адцать, сверстник – свер[сн]ик, звёздный – звё[зн]ый, поздно – по[зн]о, праздный – пра[зн]ый, счастливый – сча[сл]ивый, завистливый – зави[сл]ивый, жалостливый – жало[сл]ивый, совестливый – сове[сл]ивый. В ряде слов, принадлежащих к книжному стилю, в сочетаниях стн, здн и стл согласные [т] и [д] не утрачиваются полностью: астма, глистный, компостный, остролистный, бездна, безвозмездный, костлявый, постлать.

2. Сочетания стск, нтск и ндск произносятся с согласным [ц с ] на месте сочетаний тс и дс: туристский – тури[ц с ]кий, расистский – раси[ц с ]кий, дилетантский – дилетан[ц с ]кий, ирландский – ирлан[ц с ]кий, исландский – ислан[ц с ]кий, шотландский – шотлан[ц с ]кий.

3. В сочетаниях стк, здк и нтк произношение согласного [т] сохраняется: жёсткий, извёстка, невестка, повестка, поездка – пое[стк]а, громоздкий – громо[стк]ий, аспирантка, лаборантка, официантка, студентка. Согласный [т] не произносится в давно освоенном разговорной речью заимствованном слове голландка (печь) – голла[нк]а.

4. В сочетаниях рдц и рдч согласный [д] не произносится: сердце – се[рц]е, сердцевина – се[рц]евина, сердчишко – се[рч]ишко.

5. В сочетаниях вств и лвств первый звук [в] не произносится в словах чувство, здравствуй и безмолвствовать, а также в их производных: чувство – чу[ст]во, чувствовать – чу[ст]вовать, чувствительный – чу[ст]вительный, чувственный – чу[ст]венный; здравствуй – здра[ст]вуй, здравствуйте – здра[ст]вуйте; безмолвствовать – безмол[ст]во-вать.

В других случаях на месте первого в в сочетании вств произносится [ф]: явственный – я[ф]ственный.

6. В сочетании лнц не произносится согласный [л]: солнце – со[нц]е.

4.Всловах иноязычного происхождения, не вошедших в широкое употребление, наблюдаются специфические особенности произношения. например, в словах из разных областей науки, техники, политики, культуры, а также именах собственных возможно отсутствие качественной редукции безударных гласных.

2. В некоторых малоупотребительных именах собственных в предударных слогах сочетания букв ао, оа, оо, оу и уо произносятся так, как пишутся, т.е. без редукции: остров Аогасúма – [о]гасúма, город Оахáка – [оа]хáка, остров Моорéа – М[оо]рéа, Лоуривáл – Л[оу]ривáл, луораветлáны – л[уо]раветлáны.

3. В нерусифицировавшихся заимствованных словах на месте букв е и я во всех предударных слогах могут произноситься нередуцированные гласные: легáто – [л’э]гáто, Веспýччи – [в’э]спýччи, Нерóн – [н’э]рóн, , гяýр –[г’а]ýр, Ляшкó – [л’а]шкó, геноцúд – [г’э]ноцúд, Бенвенýто – [б’энв’э]нýто, лямбиóз – [л’а]мбиóз, Лятошúнский – [л’а]тошúнский.

4. После [ж], [ш] и [ц] в некоторых заимствованных словах безударная буква е может произноситься без редукции: шедéвр – ш[э]дéвр, Шеньé – Ш[э]ньé, женьшéнь – ж[э]ньшéнь, Жерáр – Ж[э]рáр, цейтнóт – ц[э]йтнóт, центýрия – ц[э]нтýрия, Церéра – Ц[э]рéра, миелúт – ми[э]лúт, пиетéт – пи[э]тéт, шевролé – ш[э]вролé, Шери-дáн – Ш[э]ридáн, Жерардéн – Ж[э]рардéн.

5. В начале слов иноязычного происхождения, а также после гласного на месте буквы э произносится звук [э]: эк-рáн – [э]крáн, эфúр – [э]фúр, эвкалúпт – [э]вкалúпт, Эври-дúка – [э]вридúка, диэлéктрик – ди[э]лéктрúк, коэффициéнт – ко[э]ффициéнт, Буэнвентýра – Бу[э]нвентýра. Произношение в этих случаях звука [и] неправильно, так как придает речи сниженную стилистическую окраску.

6. В большинстве слов иноязычного происхождения согласные перед е смягчаются. Однако во многих нерусифицировавшихся заимствованных словах согласные перед е не смягчаются. Твердо могут произноситься губные согласные [п, б, в, ф, м] и зубные согласные [т, д, с, з, н, р]. Возле таких слов в словаре дается специальная помета. В последнее время наблюдается тенденция к сохранению твердости согласного, если таково произношение в языке-источнике. В приставке де- намечается тенденция к мягкому произношению. Некоторые слова допускают два варианта произношения согласного. Однако однозначных правил произношения твердых–мягких согласных перед е привести нельзя, каждый случай следует проверять по словарю и запоминать.

[’э] реликвия, крем, шинель, фанера, дебаты, рейд, берет, компетентный, термин, музей, кларнет
[э] регби, реквием, дека, детектив, пюре, кюре, индекс, теннис, бутерброд, кодекс, лазер, панель, тендер, сеттер, кашне, термос, адепт, кузен, безе, дельта, анестезия, аутентичный, патетический, гетера, сонет, тенденция, менеджер, контейнер, темп
[э] и[’э] бассейн, дефис, терапевт, лотерея, демарш, сервис, экспресс, депо, демонтаж, декан, сессия, агрессия, террор

1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?

2. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?

3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

4. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

6. Какое произношение сочетаний —чн- и -шн- устаревает?

7. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8656 — | 7435 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник