Меню Рубрики

Презентация школ здоровья бронхиальная астма

Деятельность Школ здоровья для больных бронхиальной астмой в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области

Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте. У подавляющего большинства больных можно выявить наследственную предрасположенность к астме. Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и их родственников. Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.

Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Для этого в лечебно-профилактических учреждения Липецкой области организованы «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи.

Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают следующую необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

«Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой:

  • Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи);
  • Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
  • Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
  • Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при бронхиальной астме;
  • Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
  • Убедить в необходимости бросить курить;
  • Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;
  • Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Полный цикл обучения в школе здоровья состоит из 8 занятий, разработанных с учетом вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с бронхиальной астмой:

  • Занятие 1. Что надо знать о бронхиальной астме? (презентация к занятию)
  • Занятие 2. Аллергия и астма. Пикфлоуметрия. (презентация к занятию)
  • Занятие 3. Терапия и питание при БА. (презентация к занятию)
  • Занятие 4. Физическая активность при БА. (презентация к занятию)
  • Занятие 5. Ингаляционная терапия БА. (презентация к занятию)
  • Занятие 6. Профилактика и лечение БА. (презентация к занятию)
  • Занятие 7. Ночная астма. Пищевая аллергия. (презентация к занятию)
  • Занятие 8. Методика массажа и закаливания. (презентация к занятию)

В Липецкой области на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения функционируют 13 «Школ здоровья больных бронхиальной астмой»:

  • в государственном учреждении здравоохранения «Областная детская больница» и в государственном санаторно-курортном учреждении детский санаторий «Мечта»;
  • 3 в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Липецка;
  • 1 в МУЗ г. Ельца;
  • 7 школ для пациентов в центральных районных больницах (Грязинского, Лебедянского, Добровского, Добринского, Воловского, Елецкого, Усманского районов).

За 9 месяцев 2011 года в Школах здоровья больных бронхиальной астмой было обучено 1 196 человек.

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья для больных бронхиальной астмой Вы можете обратиться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики и к врачам-пульмонологам лечебно-профилактических учреждений области.

источник

Дать пациенту представление о бронхиальной астме Повышение эффективности лечения Контроль за течением болезни путем обучения пациента

Анатомия дыхательных путей Причины возникновения бронхиальной астмы Как развивается бронхоспазм? Симптомы Что такое пикфлоуметр? Что такое спирометрия? Лечение Профилактика

Теоретический материал Видеоматериалы 3. Наглядные муляжи 4. Плацебо препараты

Хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей- бронхоспазм.

Хроническое воспаление связано с гиперчувствительностью дыхательных путей, которая приводит к повторяющимся эпизодам хрипов, одышка, судороги в груди и кашель особенно ночью или ранним утром. Что такое обострение астмы? Усиление  . Кашель * Одышка Эпизоды хрипов Дискомфорт в грудной клетке

Прибор позволяющий оценить, с какой скоростью человек может выдохнуть воздух, и таким образом оценить степень сужения дыхательных путей.

Самоконтроль необходим для того, чтобы Вы могли вовремя распознать обострение и предупредить его дальнейшее развитие. ведение дневника самоконтроля и пикфлоуметрии поможет вашему врачу объективно оценить ваше состояние и правильно скорректировать проводимую терапию.

Исследование функции внешнего дыхания Принципиально важное исследования для более раннего выявления заболевания, соответственно и более раннего и адекватного назначения необходимой схемы лечения.

Исследование проводится натощак Перед исследованием необходим отдых в положении сидя в течение 15 минут Одежда должна быть свободной Не надо пользоваться ингаляционными бронхорасширяющими препаратами в течение 8 часов Не надо принимать кофе, чай и иные кофеинсодержащие напитки и препараты в течение 8 часов

Немедикаментозное лечение Медикаментозное лечение а)симтоматическое лечение б)основное лечение

Гипоаллергенная диета: отказ от любых продуктов, провоцирующих аллергию. Санаторно-курортное лечение

Ограничить потребление: Соль Специи,уксус Соленые, копченые продукты Цитрусовые,ананасы,манго Рекомендуется: Молочные продукты отварное или приготовленное на пару мясо; овощные и фруктовые салаты; отвары из овса и шиповника; фрукты

Базисное лечение- основное лечение, которое проводится постоянно, непрерывно Неотложное лечение- ситуационное лечение, проводится при приступах удушья.

Препараты неотложной помощи: Сальбутамол,Фенотерол,(Вентолин,Асталин, Беродуал) В течении 5 минут расширяет бронхи при удушии, расслабляя гладкомышечные клетки бронхов. Действует в течении 6 часов Показания к применению: приступы удушья перед выходом на улицу в холодную погоду Перед физической нагрузкой Побочные эффекты: учащение сердцебиения

Препараты основного(базисного) лечения: Формотерол, Сальметерол. В течении 20минут оказывает бронхорасширяющий эффект,который длится в течении 12 часов. Показания к применению: основное лечение бронхиальной астмы и ХОБЛ

Препараты базисного лечения бронхиальной астмы: флутиказон,будесонид, беклометазон. Принимаются постоянно в обязательном порядке. Снимают хроническое воспаление бронхов, тем самым устраняют приступы удушья, одышку,кашель.

Таблетки Инфузии Ингаляции Принимаются при тяжелых обострениях астмы. Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект. Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу Принимаются при тяжелых обострениях астмы. Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект. Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу Принимаются постоянно в независимости от обострений. Преимущества: оказывает только местный противовоспалительный эффект. Недостатки: кандидоз полости рта

Полный отказ от курения Своевременно лечить респираторные инфекции Частая влажная уборка жилого помещения и проветривание Исключение предметов интерьера накапливающих пыль Исключение контакта с домашними животными(кошки,собаки..) Исключение из рациона питания высокоаллергенных продуктов

Соблюдать правила личной гигиены Пользоваться гипоаллергенными моющими средствами Здоровое и правильное питание с минимальным количеством пищевых добавок Принимать лекарственные средства только после консультации с врачом

«И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять» М. Сервантес

источник

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Читайте также:  Какими антибиотиками лечить бронхит при бронхиальной астме

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

источник

Презентация на тему: «Методические рекомендации по организации Школы здоровья по бронхиальной астме». Автор: Marina. Файл: «Методические рекомендации по организации Школы здоровья по бронхиальной астме.ppt». Размер zip-архива: 9487 КБ.

Лукьянова М.В., к.м.н., врач центра медицинской профилактики

06.2008г. №189 О совершенствовании развития профилактической работы в лечебных учреждениях Калининградской области

1. Утвердить: 1) методическое письмо «Организация школ здоровья в учреждениях системы первичного звена здравоохранения» (приложение №1) 2) программу школы здоровья для больных артериальной гипертонией (приложение №2); 3) программу школы здоровья для больных бронхиальной астмой (приложение №3); 4) программу школы здоровья для больных сахарным диабетом (приложение №4);

Вчера: распространенность БА в 60-х не превышала 2-4%, однако с середины 60-х начинает резко увеличиваться; Сегодня: БА – одно из самых распространенных заболеваний человека (300 млн больных БА в мире); Завтра: к 2025г. БА разовьется еще у 100-150 млн человек; к 2030г. – 50% жителей планеты будут аллергиками

Бронхиальная астма (БА) и ХОБЛ – наиболее распространенные и тяжелые заболевания, сопровождающиеся развитием бронхообструктивного синдрома.

Ежегодно в мире от БА погибает до 150 000 человек!

В России более 16 000 000 больных ХОБЛ! ХОБЛ занимает 5-е место среди ведущих причин смерти в возрастной группе старше 40 лет.

Российская Федерация — 6,6 на 1000 нас. Западно-Сибирский федеральный округ — 6,9 Москва — 10,6 Санкт-Петербург — 10,0 Алтайский край — 1,0 Ярославская область — 10,3

Впервые астма была описана в конце II века н. э.

Сегодня астмой страдают более 300 млн человек во всем мире

Астмой болен каждый пятый шотландец, каждый десятый американец и каждый пятнадцатый француз

По смертности от астмы лидируют Китай, Россия, Узбекистан и Албания

Ежегодно от астмы умирает 2 миллиона человек

Распространенность астмы среди детей и взрослых составляет 10-15% и 5-10% соответственно Несмотря на оптимизацию подходов к ведению больных астмой, смертность от этого заболевания не снижается Причины повсеместного возрастания болезненности/смертности остаются не установленными

Российского респираторного общества, практически полностью базируются на принципах «Глобальной стратегии»

1. Что такое бронхиальная астма? Терминология, актуальность проблемы. 2. Строение дыхательных путей. Патологические изменения, происходящие при приступе бронхиальной астмы. 3. Аллергия: виды аллергенов, терминология, профилактика.

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки (Т-лимфоциты, эозинофилы, тучные клетки) и клеточные элементы. Хроническое воспаление приводит к возникновению гиперреактивности бронхов и к формированию диффузной бронхиальной обструкции, которая обратима: полностью или частично, спонтанно или медикаментозно.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ Генетические, например Гены, предрасполагающие к атопии Гены, предрасполагающие к бронхиальной гиперреактивности Ожирение Пол

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ Аллергены Аллергены помещений: клещи домашней пыли, шерсть домашних животных, аллергены тараканов, грибы, в т.ч. плесневые и дрожжевые Внешние аллергены: пыльца, грибы, в т.ч. плесневые и дрожжевые Инфекции (главным образом, вирусные) Профессиональные сенсибилизаторы Курение табака Пассивное курение Активное курение Загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений Питание

Воздействие внешних и внутренних факторов (измененный генотип, загрязнения окружающей среды, аллергены, вирусная инфекция)

Tриггеры (аллергены, физическая нагрузка, холодный воздух, SO2, и др.

Симптомы (кашель, затрудненность дыхания, чувства стеснения в груди, одышка и др.)

Воспаление – имеет иммунный характер Гиперреактивность бронхов – неадекватный (слишком сильный) ответ бронхов на раздражители, безразличные для здорового человека Бронхиальная обструкция – нарушение прохождения воздуха по мелким бронхам Атопия – наследственная предрасположен-ность к Ig E-зависимому ответу Триггер (пер. с англ. «курок»)– быстро действующий фактор риска, провоцирующий или усугубляющий бронхиальную обструкцию

1. Неаллергические причины бронхиальной астмы. 2. Пикфлуометрия. Знакомство с прибором и методика его использования. Обучение самоконтролю с помощью пикфлуометра. Дневник пикфлуометрии.

Для диагностики БА наибольшее значение имеют следующие показатели: ОФВ1 – объем форсированного выдоха в первую секунду, ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость ПСВ – пиковая скорость выдоха Показатели гиперреактивности дыхательных путей

Диагноз БА вероятен, если: ОФВ1 12%

*должные значения ОФВ1 и других показателей функции легких зависят от пола, возраста и роста (см. специальные таблицы)

дистантными хрипами, состояние резко ухудшается при ОРВИ, длительность заболевания 3 года

1. Базисная терапия. 2. Современные способы доставки лекарственных средств. 3. Преимущества ингаляционных препаратов. 4. Применение спейсера.

Препараты для симптоматической терапии: БРОНХОЛИТИКИ

Препараты для базисной терапии: контроль заболевания (предупреждение симптомов)

Дозированные аэрозольные ингаляторы Дозированные аэрозольные ингаляторы, активируемые вдохом Порошковые ингаляторы Небулайзеры

Достижение и поддержание контроля над симптомами болезни (полной ремиссии); предотвращение обострений бронхиальной астмы; поддержание показателей функции легких на уровне близком к нормальному; поддержание нормального уровня активности, в том числе физической; исключение побочных эффектов противоастматической терапии; предотвращение развития необратимой бронхиальной обструкции; предотвращение связанной с бронхиальной астмой смертности

меньше, чем само лекарство

Самый доступный по стоимости ингалятор может стать самым дорогим при неправильном использовании!

1. Небулайзеротерапия. Показания, правила проведения. 2. Глюкокортикостероиды в терапии бронхиальной астмы. 3. Ингаляционные и системные глюкокортикостероиды, основные препараты, показания к применению, побочные эффекты.

Техника ингаляции легко выполнима для детей, пациентов пожилого возраста, возможно использовать при жизнеугрожающих состояниях Непревзойденно – быстрое купирование приступов удушья Короткое время лечебной процедуры Создание аэрозоля с оптимальным размером частиц Возможность доставки высоких доз препарата непосредственно в легкие Отсутствие фреона и других пропеллентов Простота и удобство применения

Ингаляционные глюкокортикоиды являются наиболее эффективными препаратами из существующих противовоспалительных средств в лечении бронхиальной астмы (Уровень 1А)

охриплость голоса (дисфония) — наиболее частый побочный эффект, который развивается приблизительно у 40% больных, принимающих высокие дозы ИГКС; кандидоз ротоглотки, который возникает у 5%больных; раздражение глотки и кашель, которые вероятно обусловлены воздействием примесей, которые содержатся в дозирующих ингаляторах; они реже возникают при использовании порошковых ингаляторов.

Участки восстановленного эпителия

После 3-х месяцев терапии будесонидом

1. Роль вирусной инфекции в течении бронхиальной астмы. 2. Ночные приступы удушья, причины. 3. Принципы лечения ночных приступов.

К ним относятся препараты, которые быстро устраняют острый бронхоспазм и сопровождающие его симптомы ?2-агонисты М-холинолитики, теофиллин (эуфиллин), системные глюкокортикоиды.

1. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы. 2. Понятие контроля бронхиальной астмы. 3. Обострение бронхиальной астмы: причины, основные симптомы, критерии обращения к врачу. 4. Принципы оказания неотложной помощи при приступе удушья.

Суть этого подхода состоит в том, что больному назначается терапия, соответствующая тяжести течения заболевания и в случае достижения положительного эффекта (контроля астмы) можно переходить на ступень вниз или вверх, если контроль над симптомами заболеваниями не достигнут, а больной правильно принимает назначенные препараты.

минимальная выраженность (или отсутствие) хронических симптомов, включая ночные минимальное количество обострений отсутствие экстренных обращений за медицинской помощью минимальная потребность (или ее отсутствие) в применении Б2-агонистов по требованию отсутствие ограничений в повседневной активности, включая физические упражнения вариабельность ПСВ в течение суток менее 20% (Почти) нормальные значения ПСВ минимальное количество (или отсутствие) побочных эффектов лекарственной терапии

Когда же достаточный контроль заболевания будет достигнут и сохранится в течение месяцев, объём лечения может быть уменьшен (ступень вниз), таким образом, чтобы пациент получал минимальную терапию, необходимую для поддержания оптимального состояния больного

используется термин «КОНТРОЛЬ»

Тяжесть БА по ступеням определяется до начала базисной терапии!

Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (фенотерол, сальбутамол) по 200 мкг до трех раз в течение 1 часа Хороший эффект: ПСВ > 80%, эффект от лечения сохраняется в течение 4 часов Рекомендации: продолжить прием ?2-агонистов короткого действия каждые 3-4 часа в течение ближайших 1-2 суток

Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (фенотерол, сальбутамол) по 200 мкг до трех раз в течение 1 часа Неполный эффект: ПСВ =50-80% Рекомендации: одномоментный прием внутрь 30-40 мг преднизолона, продолжить прием ?2-агонистов короткого действия каждые 3-4 часа, консультация врача

источник

Бронхиальная астма Выполнила: студентка 2 курса 202 гр Вагнер Ю.И.Преподаватель: Дурченкова И.Г.

Понятие о Бронхиальной астме БА-заболевание характеризующиеся хроническим воспалением воздухоносных путей, приводящие к гиперактивности в ответ на различные стимулы и повторяющиеся приступами бронхиальной обструкции.

Клиника Основными признаками бронхиальной астмы являются приступы удушья. Приступы удушья делятся на следующие периоды:ПредвестниковПриступныйПослеприступныйМежприступный

Период предвестников- наступает за несколько минут или сутки до приступа. Период характеризуется:БеспокойствомЧиханиемЗудом глазСлезотечениемГоловной больюНарушением снаСухим кашлем

Приступный период- характеризуется:ОдышкойСвистящим дыханиемХрипами Кожа бледная Небольшой цианозТахикардия и др. Во время приступа человек принимает сидячие положение и упирается руками о край кровати или кресла. Продолжительность приступа составляет 10-20 мин., при длительном течение до нескольких часов.

Внутренние факторы рискагенетическая предрасположенность; атопия (гиперпродукция IgE в ответ на поступление аллергена); гиперреактивность дыхательных путей; пол (чаще у женщин); расовая принадлежность.

Внешние факторы рискадомашние аллергены: домашняя пыль (домашний клещ); аллергены животных; аллергены тараканов; грибы (плесень); внешние аллергены: пыльца; грибы; профессиональные (сенсибилизаторы); курение; воздушные поллютанты; респираторные инфекции; паразитарные инфекции; диета и лекарства; ожирение.

Факторы, которые провоцируют обострение БА: домашние и внешние аллергены; поллютанты помещений и внешние поллютанты; респираторные инфекции; физическая нагрузка и гипервентиляция; изменение погодных условий; двуокись серы; пища, пищевые добавки, лекарства; чрезмерные эмоциональные нагрузки; курение (пассивное и активное); ирританты (домашний аэрозоль, запах краски).

Клетки, участвующие в формировании воспалительного процесса при БА: Первичные эффекторные клетки: тучные клетки (гистамин); макрофаги (цитокины); эпителиальные клетки.Вторичные эффекторные клетки: эозинофилы; Т-лимфоциты; нейтрофилы; тромбоциты.

Формы бронхиальной обструкции: острый бронхоспазм, отек стенки бронха (подострый), хроническая обтурация слизью, ремоделирование стенки бронха. В норме ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду) — не менее 75% от ЖЕЛ

Степени легочной обструкции: более 70% — легкая; 69-50% — умеренная; менее 50% — тяжелая.

КЛАССИФИКАЦИЯ БА (ПО МКБ Х): БА: атопическая (экзогенная); неаллергическая (эндогенная, аспириновая); смешанная (аллергическая + неаллергическая); неуточненная.Астматический статус (острая тяжелая БА).Аспириновая: при БА наблюдается дефицит PG, а аспирин (как и другие НПВС) еще сильнее снижают их уровень. Салициловая кислота содержится в различных продуктах, поэтому важно не перепутать эту форму БА с пищевой аллергией.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЯЖЕСТИ БА Ступень 1: интермиттирующая БА симптомы реже 1 раза в неделю; короткие обострения; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет менее 20%.

Ступень 3: персистирующая БА средней тяжести ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных в2-агонистов; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 60-80% от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет более 30%.

Ступень 2: легкая персистирующая БА симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет 20-30%.

Ступень 4: тяжелая персистирующая БА ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют менее 60% от должных значений.

ЛЕЧЕНИЕ БА Комплексная терапия больных БА1. Обучение больных.2. Оценка и мониторинг тяжести БА.3. Элиминация триггеров или контроль их влияния на течение болезни.4. Разработка плана медикаментозной терапии для постоянного лечения.5. Разработка плана лечения в период обострения.6. Обеспечение регулярного наблюдения.

Лекарственная терапия I. Препараты для контроля за течением астмы ингаляционные ГКС (беклометазона дипропионат, будесонид, флунизомид, флутиказон, триамцинолона ацетонид); системные ГКС (преднизолон, метилпреднизолон); (!) п/э: кандидоз полости рта, охриплость голоса, кашель от раздражения слизистой; натрия кромогликат (интал); недокромил натрия (тайлед); теофиллин замедленного высвобождения (теопек, теодур); ингаляционные в2-агонисты длительного действия (формотерол, сальметерол); антилейкотриеновые препараты: а) антагонисты рецепторов к цистеинил-лейкотриену 1 (монтелукаст, зафирлукаст), б) ингибитор 5-липооксигеназы (зилеутон).

II. Симптоматические средства (для неотложной помощи) ингаляционные в2-агонисты быстрого действия (сальбутамол, фенотерол, тербуталин, репротерон); системные ГКС; антихолинергические препараты (ипратропиум бромид (атровент), окситропиума бромид); метилксантины (теофиллин в/в, эуфиллин).

III. Нетрадиционные методы лечения акупунктура; гомеопатия; йога; ионизаторы; спелеотерапия; метод Бутейко; и др.

Методы обследованияРентгеноскопияИсследование мокротыИсследование крови

источник

Астма-школа последнее время достаточно популярна во многих странах. В различных медицинских учреждениях принцип работы ее программ отличается друг от друга. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемМаксат Куписов

Презентация на тему: » Астма-школа последнее время достаточно популярна во многих странах. В различных медицинских учреждениях принцип работы ее программ отличается друг от друга.» — Транскрипт:

1 Астма-школа последнее время достаточно популярна во многих странах. В различных медицинских учреждениях принцип работы ее программ отличается друг от друга. Однако цели и задачи у всех одни

Читайте также:  Бронхиальная астма нужен ингалятор

2 Для людей, страдающих бронхиальной астмой, создаются различные программы помощи: Специальная медицинская помощь взрослым и детям, живущим с диагнозом бронхиальная астма;; Профилактическая работа с населением, разъясняющая как избежать у себя и своих родственников этого заболевания; Специальные лекции и занятия для больных астмой, показывающие причины заболевания, его развитие;

3 Лекции, курсы повышения квалификации и различные конференции для врачей- аллергологов; Улучшение обеспечения аппаратами диагностики и лечения аллергологических отделений; Обеспечение больных наиболее эффективными лекарственными средствами профилактики и лечения астмы; Различные оздоровительные мероприятия (путевки в специализированные санатории).

4 Больные в таких школах учатся самопомощи и взаимопомощи. Родителям показывают, как помочь своим больным детям в случае приступа. Астматики учатся жить активно и полноценно со своим заболеванием.

5 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Лекарства для лечения астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции. Астматический статус. Затяжное обострение астмы. Глюкокортикоидная терапия БА.

6 ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АСТМЫ Препараты, которые используются для лечения астмы, принято разделять на две основные группы: Первая группа — симптоматические препараты, действие которых направлено на восстановление бронхиальной проходимости и снятие бронхоспазма, — это бронхолитики, или бронходилататоры. К этим средствам относятся и т.н. препараты «скорой помощи» для быстрого снятия приступа удушья. Их используют по потребности. Вторая группа — препараты базисной противовоспалительной терапии, действие которых направлено на подавление аллергического воспаления в бронхах, — это глюкокортикоидные гормоны, кремоны и антилейкотриеновые препараты. В отличие от препаратов «скорой помощи» препараты базисной терапии назначаются для длительной профилактики обострений астмы; они не оказывают быстрого, сиюминутного действия.

7 ГОРМОНЫ В ЛЕЧЕНИИ АСТМЫ Среди всех препаратов для длительного лечения и контроля бронхиальной астмы наибольшую эффективность показывают гормональные средства. Из всех многочисленных гормонов, вырабатываемых в организме человека, для лечения астмы используется только одна группа — глюкокортикостероиды. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются ингаляционные глюкокортикостероиды (ингаляционные гормоны); они рассматриваются как средства первой линии в лечении среднетяжелой и тяжелой бронхиальной астмы.

8 ДРУГИЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ АСТМЫ Менее мощными противовоспалительными средствами являются кремоны — препараты интала (кромогликат натрия) и тайлед (недокромил натрия). Интал входит в комплексные препараты: дитек и интал плюс. Интал и тайлед отличаются очень высокой безопасностью, но при достаточно тяжелой астме могут оказаться неэффективными; их применяют при легких и среднетяжелых вариантах астмы.

9 ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Основной путь — это уменьшение процессов воспаления в дыхательных путях. Другой путь — это повышение неспецифической резистентности организма детей, который может быть достигнут как использованием иммуностимулирующей терапии, так и немедикаментозными методами.

10 АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Астматический статус (status asthmaticus) — это опасное для жизни состояние, обусловленное тяжелым затяжным приступом удушья, который не купируется в течение нескольких часов обычными противоастматическими средствами, в том числе повторными инъекциями адреналина и эуфиллина. Данное состояние развивается из-за выраженной обструкции бронхов.

11 АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Причины развития астматического статуса. Присоединившаяся инфекция: пневмония; острый бронхит бактериальной, вирусной или микотической этиологии; инфекция придаточных пазух носа; острая респираторная инфекция, в том числе и грипп; туберкулез легких.

12 АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС Причины развития астматического статуса. Контакт с аллергенами: массивный контакт с бытовыми аллергенами, например в случае ремонта в квартире; массивный контакт с эпидермальными аллергенами (аллергенами животных), например в гостях; массивный контакт с пыльцой у больных пыльцевой бронхиальной астмой; употребление непереносимой пищи в случае пищевой аллергии; астматическое состояние развивается на фоне крапивницы, отека Квинке, болей в животе; прием непереносимых лекарственных препаратов, в т.ч. НПВП при астматической триаде («аспириновая астма»); удаления перепончатокрылыми насекомыми в случае инсектной аллергии; специфическая иммунотерапия при несоблюдении методики ее проведения или нарушении определенного режима пациентом.

13 ОСТРЫЙ ПРИСТУП УДУШЬЯ (ПАМЯТКА) Он имеет яркую картину, и его невозможно с чем-либо спутать. Внезапно, в течение нескольких секунд, возникает одышка, появляются слышимые на расстоянии хрипы и свисты в легких, чувство распирания в грудной клетке, сухой приступообразный кашель. Что делать: ведите себя, по возможности, спокойно; попытайтесь нормализовать дыхание; откройте окно или форточку, если вы в помещении; сядьте и примите удобное для вас положение; далее следует дважды воспользоваться препаратом «скорой помощи», соблюдая все правила ингаляций. В вашем индивидуальном плане лечения могут быть указаны дополнительные препараты, которые вы должны принять в подобной ситуации; если состояние не улучшилось в течение минут, нужно повторить прием бронхорасширяющего средства; если дышать также тяжело — вызывайте скорую помощь.

14 ЗАТЯЖНОЕ ОБОСТРЕНИЕ АСТМЫ Признаки затяжного обострения астмы включают: снижение показателей пикфлуометрии (ПСВ) БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20% ОТ ВАШИХ ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ, особенно постепенное прогрессирующее снижение значений ПСВ. Прогрессирующее увеличение потребности в препаратах «скорой помощи» или снижение их эффективности — отсутствие прироста ПСВ на % после ингаляции (измерение ПСВ проводят до и через 15 минут после ингаляции препарата); учащение приступов удушья, длительное затрудненное дыхание, нарастающее чувство заложенности в груди, появление ночных симптомов астмы, усиливающийся кашель; прогрессирующее снижение переносимости физической нагрузки.

15 БРОНХОДИЛАТАТОРЫ И ПРОФИЛАКТИКА ПРИСТУПА АСТМЫ Препараты «скорой помощи» применяются не только для экстренного снятия приступа удушья. Их используют перед неизбежным воздействием любого провоцирующего удушье фактора (перед физической нагрузкой, возможной стрессовой ситуацией, перед неизбежным контактом с аллергенами и т.д.), т.е. для профилактики возможного приступа удушья. Ингаляционные и таблетированные бронходилататоры длительного действия применяются с той же целью — для предупреждения развития приступов удушья, т.е. они созданы и применяются для профилактики и контроля астмы. Например, аксис или серевент применяют длительно по 1 ингаляции 2 раза в день, утром и вечером, что дает возможность избежать приступов удушья или значительно снизить риск развития очередного приступа астмы.

16 ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Что делают стероиды? Стероиды снижают воспаление воздухоносных путей, что приводит к следующим желаемым эффектам у астматиков: снижают отек стенок бронхов; снижают продукцию слизи клетками, выстилающими бронхи; снижают гиперактивность воздухоносных путей; способствуют действию других препаратов на гладкие мышцы бронхов; предотвращают сокращение мускулатуры бронхов; стабилизируют легочную функцию.

17 ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Эффекты длительного употребления. Длительное употребление стероидов, особенно перорально (через рот), не рекомендуется. Специалисты прописывают пероральные стероиды на длительный период времени только тогда, когда другое лечение неспособно восстановить нормальную дыхательную функцию или когда риск от неконтролируемой астмы выше, чем побочные эффекты стероидов. Исследования показали, что длительное применение пероральных стероидов может привести к серьезным побочным эффектам, таким как язва, набор веса, катаракта, сниженный рост у детей, высокое кровяное давление, увеличение глюкозы (сахара) крови, истончение костей и кожи.

18 ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ТЕРАПИЯ Ингаляционные стероиды. Стероидные аэрозоли рекомендуются пациентам с ежедневными среднетяжелыми или тяжелыми симптомами астмы. Хотя около 5% пациентов, принимающих ингаляционные стероиды, испытывают незначительные побочные эффекты в виде охриплости голоса, эти эффекты могут быть значительно снижены путем полоскания горла после ингаляции и при использовании спейсеров, что снижает количество препарата, оседающего во рту и горле. Тогда как использование ингаляционных стероидов имеет мало серьезных побочных эффектов, резкое прекращение использования таблетированных стероидов приводит у некоторых пациентов к неприятным эффектам, таким как утомляемость, плохой аппетит, боли в суставах и мышцах

19 СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Астма физической нагрузки. Физические упражнения, как и любая физическая нагрузка, могут быть причиной приступа удушья. Большинство астматиков испытывают приступы затрудненного дыхания во время или после физической нагрузки.

20 СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Ухудшить проявления болезни может следующее: вдыхание холодного воздуха низкой влажности (приводит к охлаждению и высыханию дыхательных путей); затрудненное носовое дыхание или его отсутствие (воздух, не проходя через нос, не увлажняется и не становится теплым); загрязнители воздуха, такие как диоксид серы (SO2), высокая концентрация пыльцы, вирусные заболевания дыхательных путей и горячий, душный воздух;. Факторы, чаще всего вызывающие астму физической нагрузки (в порядке значимости): бег (наиболее вероятная причина); спортивная ходьба; велоспорт.

21 СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ УДУШЬЯ, ВЫЗВАННЫХ НЕАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ Необходимо тщательно подобрать тип физической нагрузки. Спортсмены должны ограничить физическую нагрузку во время вирусных заболеваний, когда холодно, также когда концентрация пыльцы растений или уровень загрязнения воздуха велики. Очень важно делать разминку и наращивать темп упражнений медленно. Это позволяет постепенно увеличить частоту дыхания и избежать ощущения тяжести в груди.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

Читайте также:  Диаграмма заболеваемости бронхиальной астмой

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Презентация на тему: «Методические рекомендации по организации Школы здоровья по бронхиальной астме». Автор: Marina. Файл: «Методические рекомендации по организации Школы здоровья по бронхиальной астме.ppt». Размер zip-архива: 9487 КБ.

Лукьянова М.В., к.м.н., врач центра медицинской профилактики

06.2008г. №189 О совершенствовании развития профилактической работы в лечебных учреждениях Калининградской области

1. Утвердить: 1) методическое письмо «Организация школ здоровья в учреждениях системы первичного звена здравоохранения» (приложение №1) 2) программу школы здоровья для больных артериальной гипертонией (приложение №2); 3) программу школы здоровья для больных бронхиальной астмой (приложение №3); 4) программу школы здоровья для больных сахарным диабетом (приложение №4);

Вчера: распространенность БА в 60-х не превышала 2-4%, однако с середины 60-х начинает резко увеличиваться; Сегодня: БА – одно из самых распространенных заболеваний человека (300 млн больных БА в мире); Завтра: к 2025г. БА разовьется еще у 100-150 млн человек; к 2030г. – 50% жителей планеты будут аллергиками

Бронхиальная астма (БА) и ХОБЛ – наиболее распространенные и тяжелые заболевания, сопровождающиеся развитием бронхообструктивного синдрома.

Ежегодно в мире от БА погибает до 150 000 человек!

В России более 16 000 000 больных ХОБЛ! ХОБЛ занимает 5-е место среди ведущих причин смерти в возрастной группе старше 40 лет.

Российская Федерация — 6,6 на 1000 нас. Западно-Сибирский федеральный округ — 6,9 Москва — 10,6 Санкт-Петербург — 10,0 Алтайский край — 1,0 Ярославская область — 10,3

Впервые астма была описана в конце II века н. э.

Сегодня астмой страдают более 300 млн человек во всем мире

Астмой болен каждый пятый шотландец, каждый десятый американец и каждый пятнадцатый француз

По смертности от астмы лидируют Китай, Россия, Узбекистан и Албания

Ежегодно от астмы умирает 2 миллиона человек

Распространенность астмы среди детей и взрослых составляет 10-15% и 5-10% соответственно Несмотря на оптимизацию подходов к ведению больных астмой, смертность от этого заболевания не снижается Причины повсеместного возрастания болезненности/смертности остаются не установленными

Российского респираторного общества, практически полностью базируются на принципах «Глобальной стратегии»

1. Что такое бронхиальная астма? Терминология, актуальность проблемы. 2. Строение дыхательных путей. Патологические изменения, происходящие при приступе бронхиальной астмы. 3. Аллергия: виды аллергенов, терминология, профилактика.

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки (Т-лимфоциты, эозинофилы, тучные клетки) и клеточные элементы. Хроническое воспаление приводит к возникновению гиперреактивности бронхов и к формированию диффузной бронхиальной обструкции, которая обратима: полностью или частично, спонтанно или медикаментозно.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ Генетические, например Гены, предрасполагающие к атопии Гены, предрасполагающие к бронхиальной гиперреактивности Ожирение Пол

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ Аллергены Аллергены помещений: клещи домашней пыли, шерсть домашних животных, аллергены тараканов, грибы, в т.ч. плесневые и дрожжевые Внешние аллергены: пыльца, грибы, в т.ч. плесневые и дрожжевые Инфекции (главным образом, вирусные) Профессиональные сенсибилизаторы Курение табака Пассивное курение Активное курение Загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений Питание

Воздействие внешних и внутренних факторов (измененный генотип, загрязнения окружающей среды, аллергены, вирусная инфекция)

Tриггеры (аллергены, физическая нагрузка, холодный воздух, SO2, и др.

Симптомы (кашель, затрудненность дыхания, чувства стеснения в груди, одышка и др.)

Воспаление – имеет иммунный характер Гиперреактивность бронхов – неадекватный (слишком сильный) ответ бронхов на раздражители, безразличные для здорового человека Бронхиальная обструкция – нарушение прохождения воздуха по мелким бронхам Атопия – наследственная предрасположен-ность к Ig E-зависимому ответу Триггер (пер. с англ. «курок»)– быстро действующий фактор риска, провоцирующий или усугубляющий бронхиальную обструкцию

1. Неаллергические причины бронхиальной астмы. 2. Пикфлуометрия. Знакомство с прибором и методика его использования. Обучение самоконтролю с помощью пикфлуометра. Дневник пикфлуометрии.

Для диагностики БА наибольшее значение имеют следующие показатели: ОФВ1 – объем форсированного выдоха в первую секунду, ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость ПСВ – пиковая скорость выдоха Показатели гиперреактивности дыхательных путей

Диагноз БА вероятен, если: ОФВ1 12%

*должные значения ОФВ1 и других показателей функции легких зависят от пола, возраста и роста (см. специальные таблицы)

дистантными хрипами, состояние резко ухудшается при ОРВИ, длительность заболевания 3 года

1. Базисная терапия. 2. Современные способы доставки лекарственных средств. 3. Преимущества ингаляционных препаратов. 4. Применение спейсера.

Препараты для симптоматической терапии: БРОНХОЛИТИКИ

Препараты для базисной терапии: контроль заболевания (предупреждение симптомов)

Дозированные аэрозольные ингаляторы Дозированные аэрозольные ингаляторы, активируемые вдохом Порошковые ингаляторы Небулайзеры

Достижение и поддержание контроля над симптомами болезни (полной ремиссии); предотвращение обострений бронхиальной астмы; поддержание показателей функции легких на уровне близком к нормальному; поддержание нормального уровня активности, в том числе физической; исключение побочных эффектов противоастматической терапии; предотвращение развития необратимой бронхиальной обструкции; предотвращение связанной с бронхиальной астмой смертности

меньше, чем само лекарство

Самый доступный по стоимости ингалятор может стать самым дорогим при неправильном использовании!

1. Небулайзеротерапия. Показания, правила проведения. 2. Глюкокортикостероиды в терапии бронхиальной астмы. 3. Ингаляционные и системные глюкокортикостероиды, основные препараты, показания к применению, побочные эффекты.

Техника ингаляции легко выполнима для детей, пациентов пожилого возраста, возможно использовать при жизнеугрожающих состояниях Непревзойденно – быстрое купирование приступов удушья Короткое время лечебной процедуры Создание аэрозоля с оптимальным размером частиц Возможность доставки высоких доз препарата непосредственно в легкие Отсутствие фреона и других пропеллентов Простота и удобство применения

Ингаляционные глюкокортикоиды являются наиболее эффективными препаратами из существующих противовоспалительных средств в лечении бронхиальной астмы (Уровень 1А)

охриплость голоса (дисфония) — наиболее частый побочный эффект, который развивается приблизительно у 40% больных, принимающих высокие дозы ИГКС; кандидоз ротоглотки, который возникает у 5%больных; раздражение глотки и кашель, которые вероятно обусловлены воздействием примесей, которые содержатся в дозирующих ингаляторах; они реже возникают при использовании порошковых ингаляторов.

Участки восстановленного эпителия

После 3-х месяцев терапии будесонидом

1. Роль вирусной инфекции в течении бронхиальной астмы. 2. Ночные приступы удушья, причины. 3. Принципы лечения ночных приступов.

К ним относятся препараты, которые быстро устраняют острый бронхоспазм и сопровождающие его симптомы ?2-агонисты М-холинолитики, теофиллин (эуфиллин), системные глюкокортикоиды.

1. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы. 2. Понятие контроля бронхиальной астмы. 3. Обострение бронхиальной астмы: причины, основные симптомы, критерии обращения к врачу. 4. Принципы оказания неотложной помощи при приступе удушья.

Суть этого подхода состоит в том, что больному назначается терапия, соответствующая тяжести течения заболевания и в случае достижения положительного эффекта (контроля астмы) можно переходить на ступень вниз или вверх, если контроль над симптомами заболеваниями не достигнут, а больной правильно принимает назначенные препараты.

минимальная выраженность (или отсутствие) хронических симптомов, включая ночные минимальное количество обострений отсутствие экстренных обращений за медицинской помощью минимальная потребность (или ее отсутствие) в применении Б2-агонистов по требованию отсутствие ограничений в повседневной активности, включая физические упражнения вариабельность ПСВ в течение суток менее 20% (Почти) нормальные значения ПСВ минимальное количество (или отсутствие) побочных эффектов лекарственной терапии

Когда же достаточный контроль заболевания будет достигнут и сохранится в течение месяцев, объём лечения может быть уменьшен (ступень вниз), таким образом, чтобы пациент получал минимальную терапию, необходимую для поддержания оптимального состояния больного

используется термин «КОНТРОЛЬ»

Тяжесть БА по ступеням определяется до начала базисной терапии!

Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (фенотерол, сальбутамол) по 200 мкг до трех раз в течение 1 часа Хороший эффект: ПСВ > 80%, эффект от лечения сохраняется в течение 4 часов Рекомендации: продолжить прием ?2-агонистов короткого действия каждые 3-4 часа в течение ближайших 1-2 суток

Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (фенотерол, сальбутамол) по 200 мкг до трех раз в течение 1 часа Неполный эффект: ПСВ =50-80% Рекомендации: одномоментный прием внутрь 30-40 мг преднизолона, продолжить прием ?2-агонистов короткого действия каждые 3-4 часа, консультация врача

источник